Анализ стихотворения грядущие гунны брюсова.  В.Я.Брюсов

Произведение относится к литературному направлению в виде гражданской лирики, написанное в стиле символизма, одним из основателей которого является поэт.

Основной мыслью стихотворения является изображение образа русского народа, готового к свершению революционных изменений в обществе, представленного в произведении в виде символического описания нашествия кочевой народности – гуннов.

Стихотворным размером произведения поэт выбирает трехударный дольник, который в сочетании с многочисленными средствами художественной выразительности в виде метафор, эпитетов, сравнений, аллитерации, оксюморона иллюстрирует ключевую тематику стихотворения, выраженную в негативном изображении людей, опьяненных жаждой власти.

Сюжетная линия стихотворения выстраивается вокруг описания в образах кочевников варварских черт людей, несущих беспощадную жестокость, разрушения и разорения. Авторский замысел демонстрирует утверждение революции как любого проявления злой силы, которой необходимо иметь противостояние, в противном случае общество превратиться в страну вандалов.

Понимая, что современный общественный строй нуждается в революционных переменах, лирический герой стихотворения выражает свою точку зрения на развитие страны, категорически не принимая возможность развязывания войн и катаклизмов, поскольку считает их катастрофами для человечества. Однако при этом герой не отрицает закономерность революционных событий. Для сохранения культурного наследия в период начала военных действий лирический герой, приравнивая себя к мудрецам, являющимся творческими людьми, придерживается позиции возможном спасении в горных пещерах и катакомбах с целью дальнейшего восстановления разрушенного мира, который поэт представляет в абстрактной форме.

Образ гуннов ассоциируется лирическим героем с нравами правящей власти того периода времени, которой поэт содержанием стихотворения бросает своеобразный вызов, ощущая приближение неминуемых политических изменений. В повествование включается саркастические высказывания лирического героя в форме принятия вражеского нашествия неприкрытым смехом и приглашения совместного празднования победы врага.

Финал стихотворения наполняется незримой нитью надежды, которая остается в душе лирического героя и символизируется со смирением, покоем и тишиной.

Вариант 2

Поэт Брюсов был известен своим равнодушием по отношению к разным революционным течениям, однако он понимал что обществу необходимы кардинальные изменения.

Тем не менее, поэт отрицал произведение изменений посредством войн и потрясений. Произошедшие в 1904-1905 году массовые забастовки и стачки, позже нахлынувшие на Россию еще с большей силой в 1917 году, подтолкнули Валерия Брюсова более детально разобрать происходящее, он решил изучить это общественное явление. Падение Российской империи поэт сравнивал с падением римской империи. Брюсов создал своё стихотворение "Грядущие гунны", предрекая им падение и низложение могучей Российской империи.

В понимании автора "грядущие гунны" - те самые люди выступавшие против Российской империи, союз рабочих и крестьян, который во имя своей идеи, готов был уничтожить давние традиции и культуру русского народа. Брюсов заранее знал, что эти варвары разрушат Российскую империю. Отличие состоит в том, что если в древности разрушительные набеги на державу совершали иные народы, то сейчас страну разоряют люди в ней родившиеся и выросшие. Страна уничтожается самими жителями, её разорение начинается изнутри. Для людей громящих страну, не важен тот факт что эта страна их вскормила и вырастила - они все равно разрушат всё то что создавалось продолжительное время, они сотрут с лица земли всё то что являлось гордостью Российской империи.

Своим произведением поэт Брюсов стремится показать, до чего могут опуститься люди, жаждущие власти. Валерий Брюсов осознает всю губительную сущность революции, он придерживается мнения, что любые вооруженные восстания и революции являются большим злом. Он стремится передать читателю, что против такого зла необходимо сражаться. Если не делать этого, страна станет варварской. В такой стране жизнь человека не имеет ценности.

Людей распространяющих революционные идеи, Брюсов сравнивает с маленькими детьми, которым в радость танцевать подле костра и взрывать храмы. Несмотря на всё это, беспощадному злу некому противостоять, поскольку все люди не зараженные революционными идеями постоянно вынуждены прятаться от варваров. Брюсов считал что у произошедших в Российской империи событий есть закономерность. Если народ сам не может устранить какие-либо проблемы, появляется сила, уничтожающая всё без разбора.

Анализ стихотворения Грядущие гунны по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Чужая Бунина

    Бунин испытал очень тяжелые разочарования и потери. Первое бракосочетание поэта не увенчалось успехом, да и еще хуже большим горем. Сын Бунина Николай заболел менингитом в пять лет

  • Анализ стихотворения Пушкина Зимнее утро 6 класс

    Год создания этого лирического стихотворения (1829), по мнению биографов, оказался для Александра Пушкина не самым простым. Поэт чувствовал себя под постоянным надзором полиции. Его мало кто понимал…

  • Анализ стихотворения Я вздрагиваю от холода Мандельштама

    Произведение относится к раннему творчеству поэта и по жанровой направленности является лирической поэзией, вошедшей во второе издание поэтического сборника «Камень».

  • Анализ стихотворения Бродского Не выходи из комнаты, не совершай ошибку

    Стихотворение было написано в 1970 году и отражало навязанные идеалы общества. Бродский попросту высмеивает двуличие, которым заразились праведные члены советского общества.

  • Анализ стихотворения Опять раскинулся узорно Есенина

    В стихе Опять раскинулся узорно мы видим диалог с возлюбленной, мечтания и грезы, которые перемежаются с основными аспектами миропонимания лирического героя. Вероятно, этот герой во многом соответствует характеру

Валерий Яковлевич Брюсов

Топчи их рай, Аттила.
Вяч. Иванов

Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром!
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым Памирам.

На нас ордой опьянелой
Рухните с темных становий —
Оживить одряхлевшее тело
Волной пылающей крови.

Поставьте, невольники воли,
Шалаши у дворцов, как бывало,
Всколосите веселое поле
На месте тронного зала.

Сложите книги кострами,
Пляшите в их радостном свете,
Творите мерзость во храме,-
Вы во всем неповинны, как дети!

А мы, мудрецы и поэты,
Хранители тайны и веры,
Унесем зажженные светы,
В катакомбы, в пустыни, в пещеры.

И что, под бурей летучей.
Под этой грозой разрушений,
Сохранит играющий Случай
Из наших заветных творений?

Бесследно все сгибнет, быть может,
Что ведомо было одним нам,
Но вас, кто меня уничтожит,
Встречаю приветственным гимном.

Валерий Брюсов

Валерий Брюсов не воспринимал всерьез революционные идеи, хотя понимал, что общество нуждается в переменах. Тем не менее, его путь развития через войны и потрясения поэт считал ошибочным. События 1904 -1905 годов, когда по всей России прокатились массовые стачки, превратившиеся в некое подобие генеральной репетиции революции 1917 года, заставили Брюсова более пристально взглянуть на это общественное явление, в котором он увидел параллель с падением римской империи. Именно тогда появилось на свет стихотворение «Грядущие гунны», предрекающее гибель могучей русской державе .

Под «грядущими гуннами» автор подразумевал современных варваров - рабочих и крестьян, которые готовы ради своих безумных и амбициозных идей растоптать вековые традиции и культуру русского народа. В том, что события будут развиваться именно по такому сценарию, Брюсов нисколько не сомневался, предрекая: «На нас ордой опьянелой рухните с темных становий». Разница лишь в том, что если раньше набеги совершали иноплеменники, то теперь разорение страны начинается изнутри, а его инициаторами выступают люди, которых вскормила и вырастила русская земля. Однако это, по мнению поэта, не остановит вандалов от того, чтобы поставить шалаши возле дворцов, а в тронных залах разбить сельскохозяйственные угодья, уничтожив, тем самым, все то, чем так гордилась Россия.

Прибегая к подобным иносказаниям, поэт преследует единственную цель - показать, насколько низко могут пасть люди, опьяненные жаждой власти . Брюсов понимает, что революция в любых ее проявлениях является злом, которому следует противостоять. Иначе его родина превратится в варварскую страну, где человеческая жизнь не будет стоить абсолютно ничего. Носителей революционных идей автор сравнивает с малыми детьми, которым радостно плясать возле костров из книг и разорять храмы. Однако этой беспощадной силе некому противостоять, потому что все мудрецы попросту вынуждены будут прятаться от вандалов, унося «зажженные светы в катакомбы, в пустыни, в пещеры». Таков удел многих цивилизаций, не сумевших разглядеть врагов и своевременно от них защититься. Правда, Брюсов видит в подобном сценарии развития событий некую закономерность. Если общество не в состоянии самостоятельно решить свои проблемы, то всегда появляется некая внешняя сила, сметающая все на своем пути. Поэтому поэт считает, что нет смысла пытаться что-то менять и, уж тем более, сопротивляться варварам. «Вас, кто меня уничтожит, встречаю приветственным гимном», — резюмирует поэт.

1. Юному поэту – из цикла «Новые заветы», сб. «Me eum esse» («Это я»). Дата создания: 1896, опубл.: 1897.
Искусство, по Брюсову, самоценно. Художественному дару, творчеству он поклоняется как божеству: «Поклоняйся искусству, / Только ему, безраздельно, бесцельно».
Поэту всего лишь 23 года, но стихотворение воспринимается как завещание, наставление следующим поколениям. Как видим, Брюсов, искренне считавший себя гением, изложил в стихотворении собственную программу, символически обратившись к себе самому.
О периоде первых сборников Брюсов впоследствии писал в зрелом стихотворении: «Мы были дерзки, были дети». ()

6. Кинжал – стихотворение написано в 1903 году.
Является декларацией, раскрывающей понимание Брюсовым сути и задач поэзии. И название, и эпиграф («Иль никогда на голос мщенья / Из золотых ножон не вырвешь свой клинок...») относят читателя к образу лермонтовского лирического героя . Лирический герой Брюсова – тоже горд, силен, уверен в себе: «Я – песенник борьбы, / я вторю грому с небосклона».
Брюсов – поэт интеллектуального характера, в его творчестве много рационального, идущего от ума, а не от чувства. «Кинжал» – логичное развитие мысли, тезиса «Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, / И песня с бурей вечно сестры». Вторая и третья строфы объясняют уход лирического героя от «позорно-мелочной, некрасивой» жизни в историческую экзотику. Мещанской покорности герой противопоставляет борьбу на пике возможностей. (

Валерий Яковлевич Брюсов, человек неординарный, энциклопедически образованный, стоял у истоков символизма.

Краткая характеристика творчества

В юности получив блестящее историческое образование, он не мыслил себя без сочинения стихов. Позиционировал себя не более и не менее как гений. Он действительно немало сделал для того, чтобы взрыхлить окостеневшее после Некрасова поле искусства, создавал новые формы стихосложения.

У него было немало последователей и учеников, значительно обогнавших его в творчестве. К ним относятся такие поэты, достигшие действительно высочайших вершин, как Александр Блок и Андрей Белый. То есть ученики обошли своего учителя. Как литератор он интересен в историческом плане, от которого осталось огромное наследие, которым занимаются литературоведы. Для простого читателя есть только несколько произведений, например, «Грядущие гунны» (Брюсов), анализ стихотворения, который предстоит сделать ниже. Брюсов - символист, который временами сознательно затемнял смысл произведения, усложняя его многоплановостью.

Кто такие гунны

Из Азии в Европу пришло нашествие диких кочевых племен - гуннов. Имя их предводителя Аттилы наводило страх и ужас, потому что дикари уничтожали все на своем пути. В 451 году на Каталаунских полях в Галлии бок о бок встали извечные враги - римские центурионы и германцы, - чтобы остановить разрушение своей культуры и защитить свои жизни. Состоялось кровопролитное сражение, и гунны откатились назад. В истории их имя стало нарицательным. Это варвары, для которых не существует ценностей, которые способны только к разрушению.

Они приходят неизвестно откуда и уходят в никуда. Стихотворение начинается с метафорического вопроса-восклицания «Где они - эти гунны!». Кого под ними понимал автор? Русский народ, который, когда встает, то не знает удержу своей силе и мощи, который перемелет всю эстетскую культуру, Он сравнивает его с тучей, которая пока еще висит, но не пролилась на землю кровавым дождем, так надо полагать, именно крови ждет поэт от грядущего. Со страхом, смешанным с любопытством, он как будто заглядывает в бездну, откуда слышит чугунный топот, прекрасный эпитет, подобранный автором, определяющий тяжесть нашествия и бедствий, которые несут грядущие гунны (Брюсов, анализ стихотворения).

Строфа вторая

Как некогда он сам менял традиционные поэтические формы на символизм, так и сейчас Брюсов предлагает варварам рухнуть на всех, раздавить. Это забывшаяся в вине, опьянелая толпа. Зачем? А надо встряхнуть одряхлевший закосневший в быте мир, освежить его.

Чем? Только кровью, которая пылающей волной все и накроет. Апокалиптическую картину необходимого, по мнению поэта, разрушения могут дать грядущие гунны. продолжается в третьей строфе и следующей строфе).

Строфы третья и четвертая

Он предлагает невольникам уничтожить дворцы, а на месте тронных залов засеять поле. Затем как продолжение следует сжечь книги и радостно сплясать у костров.

Храмы им тоже не нужны - их тоже следует загадить. Они же не ведают, что творят, поэтому грядущие гунны (Брюсов, анализ стихотворения это показывает) должны быть прощены, в этом слышатся евангельские мотивы.

В их действиях он видит упоение процессом разрушения прошлого и создание нового, естественного, точнее, простейшего. Это примета революционного времени. Таково будет воздействие исторических перемен.

Что делать? Извечный вопрос

Людям бороться с ними не стоит. Надо спрятаться на рубеже перемен вместе со своими культурными достижениями. Сохранится ли хоть что-нибудь заветное под летучей бурей? Это дело Случая, который играет, создавая хаос, и только. Вот так надо действовать, когда придут грядущие гунны. Брюсов (анализ дает такое заключение), скажет, что он приветствует всех. Пусть всех и его уничтожат, но он готов все принять и все простить. Стихотворение крайне экзальтированное и наполнено патетикой. Это подчеркивают глаголы в повелительном наклонении. За ними стоит и страх, и непонимание, что будут означать моря крови, когда брат пойдет на брата. Какой на самом деле некрасивой бывает гибель, смерть и разрушение. Приветственные гимны здесь неуместны. Этого не понимал Валерий Брюсов. «Грядущие гунны» - анализ стихотворения подводит к довольно мрачным выводам, в свете того, что мы знаем на нынешний день: гражданская война, повторное закабаление крестьянства в колхозы, массовые репрессии и расстрелы. Это страшная часть нашей истории. А пока в 1905 году поэт воспевает наступление нового мира, и это - грядущие гунны (Брюсов, анализ говорит, не увидит страшных последствий 17-го года.)

Какой использован размер

Блистательно эрудированный поэт-экспериментатор не стал использовать привычные стихотворные формы. Он выбрал из своей копилки нечто экзотическое - трехударный дольник. В схематической записи первая строфа выглядит так:

U_ _U _ _U _
_U _ _U _ _U _

U_ _U_ _U_
_ _U_ _U _ _U_

На этом заканчивается анализ стиха «Грядущие гунны». Брюсов использовал метафоры, эпитеты, определения, но они охарактеризованы в тексте.

Для школьников

Если задано домашнее задание, то можно сделать такой заголовок: «Грядущие гунны» (Брюсов) анализ по плану:

  • Размер (дольник).
  • Тропы (метафоры, эпитеты, определения).
  • Фонетика (сочетание гласных и согласных, их повторяемость, оксюмороны, создающие набатность).
  • Жанр (послание, гимн).

Стихотворение «Грядущие гунны» было написано в период социальных потрясений. Оно создавалось почти в течение года и является осмыслением происходящих событий. Окончательно оформилось стихотворение под влиянием событий 1905 г. Брюсов увидел напор, с которым к переменам шли устраивающие демонстрации, забастовки и стачки рабочие и крестьяне.

Зрелый поэт, которому на момент написания стихотворение 32 года, предвидел или предчувствовал, что усилиям этого потока ничто не сможет противостоять. С другой стороны, невозможно было, став свидетелем «Кровавого воскресенья», не отречься от действий старого мира во имя нового.

Стихотворение было закончено в 1905 г. и в 1906 г. издано в сборнике, название которого с греческого переводится как «Венок». Первая публикация состоялась в журнале «Вопросы жизни» № 3 за 1905 г.

Литературное направление и жанр

Стихотворение «Грядущие гунны» символист Брюсов наполнил символами и иносказаниями, новым смыслом. В современной жизни Брюсов находит аналог и диким племенам варваров, гуннов, и мудрецам античности. Сопоставляя события пятого и двадцатого веков, Брюсов предвидит дальнейший ход истории и заявляет о нём.

Стихотворение относится к жанру гражданской лирики, но оно не лишено философских обобщений.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – будущие социальные потрясения. Гунны в стихотворении – это не только символ определённых сословий, то есть новых людей, захватывающих власть, но и символ революционных перемен, которые никогда не бывают благоприятными для ныне живущих поколений.

Основная мысль: история ничему не учит человечество. Мудрецы знают о грядущих событиях, поэты предвидят их, но никто не в силах ничего изменить. Поэтому социальные потрясения происходят снова и снова. Это путь развития человечества, с которым нужно смириться.

Стихотворение состоит из 7 четверостиший. Первые 4 – это обращение к грядущим гуннам. Лирический герой предлагает им совершить ряд актов вандализма, как будто подсказывая, что можно сделать. Всё это уже было совершено в истории. Последние 3 строфы – судьба мудрецов и поэтов, к которым причисляет себя лирический герой, и их отношение к происходящему.

Эпиграф к стихотворению взят из стихотворения Вячеслава Иванова «Кочевники красоты», написанного в 1904 г. Аттила, предводитель гуннов, ещё в стихотворении из эпиграфа ассоциировался с новой грубой силой, которая видит красоту в пустоте.

Тропы и образы

Образ, который вынесен в заголовок, - это метафорический эпитет. Брюсов употребляет устаревшее причастие грядущие, то есть идущие, приходящие, ожидаемые в будущем. Аллитерация из звуков гр – гу передаёт гром и гул надвигающихся толп вандалов.

Лирический герой не боится этой толпы, он призывает грядущих гуннов, метафорически сопоставляя их с нависшей над миром тучей, а топот их называя чугунным (эпитет). Памир, который не был ещё открыт европейцами во времена гуннов, становится собирательным символом областей жизни, из которых внезапно появляются новаторы-разрушители. Они уничтожают то, о чём не имеют понятия.

Во второй строфе всё человечество представляется единым организмом. Тело старой цивилизации одряхлело (метафора), а опьянелая орда (эпитет) гуннов вливается в него «волною пылающей крови» (эпитет, метафора), оживляя старую цивилизацию (метафора).

Эту строфу можно понять и по-другому. Тёмные, непросвещённые души (метафорический эпитет тёмные становья ) способны побудить старое встрепенуться, ожить, только причинив ему боль, пустив кровь, заставив сражаться.

Оксюморон третьей строфы «невольники воли» раскрывает внутреннее противоречие всех бунтующих, всех завоевателей. Что они будут делать, завоевав и разрушив? Они не способны к созиданию, самая их гениальная постройка – шалаш на месте разрушенного дворца. Это символ того примитивного, что сменяет развитое во всех цивилизациях. Эпитет весёлое поле и метафора «всколосите весёлое поле» – не о выращивании хлеба, а о диком поле – месте обитания кочевников.

В этой строфе Брюсов предвидел проявление дикарских наклонностей рабочих и крестьян, которые в 1917 использовали вазы Зимнего дворца в качестве ночных горшков («на месте тронного зала»).

Четвёртая строфа содержит анахронизм. Гунны не жгли книги (папирусы) античности, не понимая ни их ценности, ни их опасности для определённых идей. Да и идей, кроме идеи воли, у гуннов не было. Книги жгли первые христиане, они же разрушали античные статуи и языческие храмы. Причина вандализма была в несовпадении идей.

Брюсов предвидит поступки большевиков, уничтожающих тиражи неугодных книг. Так поступали и фашисты, о возникновении которых Брюсов догадаться не мог. Но он предвидел логику истории, как и то, что безбожие 20 в. приведёт к осквернению храмов.

Последняя строчка четвёртой строфы оправдывает гуннов. Лирический герой сравнивает их с невинными детьми.

Следующие три строфы проясняют такое снисходительное отношение лирического героя к варварам. Мудрецы и поэты, с которыми лирический герой ассоциирует себя, уходят от проблемы, самоустраняются. Эти символизирующие мудрость веков люди просто прячутся, унося то, чем они обладают и чего нет у гуннов: тайну и светы (знания), веру.

Когда идут орды кочевников, «буря летучая, гроза разрушений» (метафоры), можно только спрятаться, сохранив ценности цивилизации, «заветные творения». Вопрос лирического героя состоит в том, какая часть этих ценностей сохранится. Вопрос не праздный: большинство произведений античной культуры бесследно исчезло, было уничтожено или разрушено. От других древних цивилизаций осталось ещё меньше.

Играющий Случай (с большой буквы, он очень важен), а не логика или разум решают судьбу, будущее человечества.

В последней строфе лирический герой смиряется с возможной гибелью полностью, без остатка, всех ценностей его культуры. Но он радуется приходу грозных грядущих гуннов. Почему? Потому что, как мудрец и поэт, лирический герой понимает логику истории и не противостоит ей.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано дольником с тремя ударениями в каждой строке. Рифмовка перекрёстная. Рифмы женские.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!