Анализ стихотворения «Сороковые» Самойлова. Давид Самойлов «Сороковые роковые Сороковые роковые военные и фронтовые читать

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Анализ стихотворения «Сороковые» Самойлова

Фронтовик Давид Самойлов написал стихотворение «Сороковые» в 1961 году, спустя 20 лет после начала Великой Отечественной войны. Произведение было положено на музыку, как и многие стихи этого автора.

Тема стихотворения

Главной темой стихотворения является человек, переживающий ужасы военного времени. Лирический герой смотрит на себя молодого через призму времени и рассуждает о том, каким застала его война. В 20 лет он был наивен, полон надежд. Впереди была вся жизнь. Именно молодость и помогает душе героя не «зачерстветь» даже во время военных испытаний. В этом главная мысль автора — несмотря ни на что человек не должен превращаться в зверя. Лирический герой не просто выжил на передовой под свистом пуль, он, к тому же, сохранил лёгкость, чуткость, способность радоваться мелочам и замечать прекрасное. В один клубок смешались полярные понятия: мечта с бедой, война с юностью.

Мы видим «сороковые» как на кадрах фильма — с конкретными деталями, на которых заостряет внимание автор. Например, что он «больше нужного хромает», «балагурит». Ведёт себя так, как любой юноша его возраста в мирное время, но не забывает, что повсюду война и беда.

Композиция и жанр

Условно всё стихотворение можно разделить на три части. Сначала читатель погружается в атмосферу войны — смерть, боль, бесконечные эшелоны.

Во второй части мы види молодого человека, оказавшегося на войне, со своими мечтами и надеждами. Несмотря на ужасы реальной жизни, он видит свет впереди, даже может шутить и замечать чудесное в простом.

В третьей части обобщается судьба лирического героя и страны. Строки повторяются, благодаря этому композиция стиха замыкается. Произведение написано в жанре автобиографического монолога.

Средства выразительности, размер

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, смежной и перекрёстной рифмой. Поэт использует эпитеты: «роковые», «пороховые», «замурзанная», «свинцовая»; метафоры «война гуляет по России»); инверсии («извещенья похоронные», «перестуки эшелонные»).

Для передачи атмосферы рухнувшего с приходом войны мира, автор использует аллитерации: «сороковые», «роковые», «фронтовые», «похоронные», «перестуки» и др. Ими передаётся тревога, непоправимая беда. Также поэт использует повторы («погорельцы, погорельцы»), риторические восклицания и другие художественные средства выразительности.

  • Видео
  • Пресса
  • Фото
  • Общение
  • Контакты
  • Сороковые роковые

    Стихи Д. Самойлова


    Сороковые, роковые,

    Свинцовые, пороховые...

    Война гуляет по России,

    А мы такие молодые!

    Гудят накатанные рельсы.

    Просторно. Холодно. Высоко.

    И погорельцы, погорельцы

    Кочуют с запада к востоку...

    Сороковые, роковые,

    Свинцовые, пороховые...

    Война гуляет по России,

    А мы такие молодые!

    А это я на белом свете,

    Худой, весёлый и задорный.

    И у меня табак в кисете,

    И у меня мундштук наборный.

    И я с девчонкой балагурю,

    И больше нужного хромаю,

    И пайку надвое ломаю,

    И всё на свете понимаю...

    Сороковые роковые,

    Свинцовые, пороховые...

    Война гуляет по России,

    А мы такие молодые!

    Как это было! Как совпало -

    Война, беда, мечта и юность!

    И это всё в меня запало

    И лишь потом во мне очнулось!..

    Сороковые роковые,

    Свинцовые, пороховые...

    Война гуляет по России,

    А мы такие молодые!

    Сороковые, роковые...

    Примечания к тексту .

    У Д. Самойлова название стихотворения - «Сороковые». В песенной версии сокращены две строфы и есть перестановка строф.

    Когда я написал эту песню и спел её одному нашему замечательному барду - чтобы узнать его мнение, тот сказал, что она получилась слишком уж печальная, хотя само стихотворение - одно из самых весёлых в поэзии о той войне. А другой великий бард, прослушав её, сказал: «Витя! Песня не удалась. Они все молодые, они все очень молодые!.. И почти все погибли. Какое здесь может быть веселье? А у вас какая‑то весёлая песня! А это очень грустная история».

    И тогда я напросился в гости к поэту Давиду Самойлову, и спел «Сороковые» ему. И Самойлов сказал: «Какое точное попадание! Я даже вдруг вспомнил сейчас, какое у меня было настроение, когда я писал это стихотворение. Потому что, когда я был на фронте, мне всё время казалось, что убивают рядом, слева, справа, впереди, сзади - но это не меня. И только уже потом, когда кончилась война, вдруг ощутил, в каком ужасе я находился. И это ни весёлые, ни грустные стихи - или весёлые и грустные сразу, - потому что тогда и веселье, и грусть были рядом».

    И потом много‑много раз Самойлов приглашал нас с Дмитрием Богдановым открывать этой песней свои поэтические вечера.




    Прекрасная волна!

    Прекрасный крепкий ветер!

    Как выглянешь со сна,

    Так вроде и не пил.

    Ему бы двери с петель

    Да крыши со стропил!

    А в кубрике уют,

    Там дух махры и пота,

    Там спит ловецкий люд,

    Пока молчит звонок.

    Налей‑ка мне компота,

    Иван Никитич, кок.

    Иван Никитич, кок,

    Был шефом в ресторане,

    А ныне наш браток

    И варит нам компот.

    Поди реши заране,

    Куда судьба копнёт!

    А что тебе судьба?

    Была бы в жилах ярость,

    Да на земле изба,

    Да камбала в кутце,

    Да пенсия под старость,

    Да духовой в конце.

    Судьба нас кинет вверх,

    А мы умом раскинем.

    Судьба нас кинет вниз,

    А мы закинем трал.

    Дела у нас такие -

    То нары, то аврал.

    Прекрасное житьё -

    Качайся и качайся!

    Прекрасное питьё -

    Компотец‑кипяток!

    Прекрасное начальство!

    Прекрасный повар‑кок!

    Примечания к тексту .

    Текст стихотворения в песенном варианте несколько изменён. В одних случаях это было сделано композитором сознательно, например, «Прекрасный крепкий ветер» вместо «мокрый »; в других случаях Виктор Семёнович признавал вариант поэта лучшим, но сам так и не «переучился»: вместо «Да на земле изба» он всегда пел «Да на дворе изба».

    Почему эта песня такая поющаяся - потому что там прекрасные слова, так никто не писал ещё, не мог выразить вот эти чувства. Это что‑то совершенно новое. Лучше, наверное, можно написать, но раньше об этом никто не умел писать. Сухарев вообще прекрасный поэт, глубокий. У него «отходов» меньше, чем у кого‑либо («отходов», которые видны читателю).

    Стихи Сухарева - это искренность и ясность чувств. В некоторых ситуациях, близких к той, которая описана в стихах, они возникают как пословицы.

    Сороковые, роковые,

    Свинцовые, пороховые...

    Война гуляет по России,

    А мы такие молодые!

    Эти ставшие уже хрестоматийными строки принадлежат Давиду Самойлову. «Где бы ни звучала эта строфа, – писал Евгений Евтушенко, – на вечере поэзии из уст самого поэта, или на концерте художественной самодеятельности, или в Театре на Таганке, или в глубине нашей памяти, – за ней сразу встаёт Время. А ведь это только четыре строчки!». Эти строки стали поэтической «визитной карточкой» целого поколения поэтов – поколения 40-х годов.

    Давид Самуилович Самойлов (1920 – 1990) – поэт и переводчик, фронтовик.

    В 1938–41 гг. учился в московском Институте философии, литературы и искусства. В 1941 Самойлов студентом был мобилизован на рытьё окопов, где заболел и получил отсрочку от фронта до 1943 года. Эвакуировался в Самарканд, пошёл добровольцем в военное училище, осенью 1942 попал пулемётчиком на передовую. Оборона под деревней Лодвой описана в «Старике Державине», а первый бой поэта – в балладе «Семён Андреич». И. Г. Эренбург, с которым начинающий поэт познакомился в Москве, помог ему после ранения перевестись в начале 1944 в моторазведывательную роту. Самойлов участвовал в освобождении Польши («Польских смут невольный современник...» ), кончил войну в Берлине.

    С военной темой связаны «Ближние страны» (1954-1959), «Снегопад» (1975), «Возвращение» (опубликовано в 1989).

    Военная тема у Самойлова – итог раздумий «о судьбе поколения, о его назначении», она смыкается с «лейтенантской» военной прозой в психологизме и интересе к нравственно-философским проблемам.

    Временная дистанция для осмысления войны, по Самойлову, закономерна: «И это всё в меня запало / И лишь потом во мне очнулось!..» («Сороковые» ).

    Нравственные представления его ровесников потребовали, чтобы они «... в сорок первом шли в солдаты / И в гуманисты в сорок пятом» («Перебирая наши даты...»).

    Даже в войну общечеловеческие ценности остаются в центре внимания («Полночь под Иван-Купала...», «Семён Андреич» и др.), наряду с образом «пахаря», поскольку «главное, что открыла мне война, – это ощущение народа». В драматической сцене «Поэт и старожил» через рассказ Поэта о расстреле пленника (дословно повторяющий фрагменты мемуаров автора) показана актуальность военной памяти.

    Творчество Давида Самойлова – исповедь поколения двадцатилетних, встретивших в окопах свою юность. Книга-открытие, новый, неожиданный взгляд не только на его поэзию, такую современную и своевременную, но и на саму войну, память о которой не оставляет фронтовика, снова и снова возвращая его в те роковые годы. Это не просто книга о войне – это гимн юности вопреки войне, торжество жизни над смертью и страхом. Главное для тех молодых солдат сороковых – возможность любить, встречать мирное утро и жить вопреки ожидающей тебя смерти.

    «Сороковые роковые. Стихи и проза о войне» – пронзительная книга целиком автобиографична. Все годы молодой поэт вёл дневники: создавал хронику войны, сохраняя для истории непосредственные переживания современника.


    Впервые в одной книге соединились два фронтовика: поэт и художник, Самойлов и Жуков. Они дополняют и объясняют друг друга, и мысль поэта становится зрима, а кисть художника воспаряет строкой поэта. И лицо войны обретает реальность, увиденную гением двух творцов... Впервые так откровенно и доверительно поэт пишет о поиске любви на дорогах войны, преподнося нам урок человечности из тех кровавых лет, когда любовь спешила, а смерть поджидала каждое утро.

    Сороковые

    Сороковые, роковые,

    Военные и фронтовые,

    Где извещенья похоронные

    И перестуки эшелонные.

    Гудят накатанные рельсы.

    Просторно. Холодно. Высоко.

    И погорельцы, погорельцы

    Кочуют с запада к востоку...

    А это я на полустанке

    В своей замурзанной ушанке,

    Где звёздочка не уставная,

    А вырезанная из банки.

    Да, это я на белом свете,

    Худой, весёлый и задорный.

    И у меня табак в кисете,

    И у меня мундштук наборный.

    И я с девчонкой балагурю,

    И больше нужного хромаю,

    И пайку надвое ломаю,

    И всё на свете понимаю.

    Как это было! Как совпало -

    Война, беда, мечта и юность!

    И это всё в меня запало

    И лишь потом во мне очнулось!..

    Сороковые, роковые,

    Свинцовые, пороховые...

    Война гуляет по России,

    А мы такие молодые!

    1961

    *** Если вычеркнуть войну, Что останется – не густо: Небогатое искусство Бередить свою вину. Что ещё? Самообман, Позже ставший формой страха. Мудрость – что своя рубаха Ближе к телу. И туман... Нет, не вычеркнуть войну. Ведь она для поколенья – Что-то вроде искупленья За себя и за страну. Простота её начал, Быт жестокий и спартанский, Словно доблестью гражданской, Нас невольно отмечал. Если спросят нас гонцы, Как вы жили, чем вы жили? Мы помалкиваем или Кажем шрамы и рубцы. Словно может нас спасти От упрёков и досады Правота одной десятой, Низость прочих девяти. Ведь из наших сорока Было лишь четыре года, Где прекрасная свобода Нам, как смерть, была близка. *** Луч солнца вдруг мелькнёт, как спица, Над снежной пряжею зимы... И почему-то вновь приснится, Что лучше мы, моложе мы, Как в дни войны, когда, бывало, Я выбегал из блиндажа И вьюга плечи обнимала, Так простодушна, так свежа; И даже выстрел был прозрачен И в чаще с отзвуками гас. И смертный час не обозначен, И гибель дальше, чем сейчас...

    1957

    Семён Андреевич С. А. Косову Помню! Синявинские высоты Брали курсанты три раза подряд. Еле уволокли пулемёты. А три батальона – там и лежат. Помню! Мальчик простёрт на талом Снегу с простреленным животом. Помню ещё – о большом и малом, Об очень сложном и очень простом. И всё же были такие минуты, Когда, головой упав на мешок, Думал, что именно так почему-то Жить особенно хорошо. И ясно мне всё без лишних вопросов, И правильно всё и просто вокруг. А рядом – Семён Андреевич Косов, Алтайский пахарь, до смерти друг. Да, он был мне друг, неподкупный и кровный, И мне доверяла дружба святая Письма писать Пелагее Петровне. Он их отсылал не читая. – Да что там читать, – говорил Семён, Сворачивая самокрутку на ужин, – Сам ты грамотен да умён, Пропишешь как надо – живём, не тужим. С тобой мы полгода друг друга грели. Семь раз в атаку ходил без страха, И пули тебя, как святого, жалели. Мы знали до пятнышка друг о друге, И ты рассказывал, как о любви, Что кони, тонкие, словно руки, Скачут среди степной травы. И кабы раньше про то узнать бы, Что жизнь текла, как по лугу, ровно, Какие бывали крестины и свадьбы, Как в девках жила Пелагея Петровна. Зори – красными петухами. Ветер в болоте осоку режет. А я молчал, что брежу стихами. Ты б не поверил, подумал – брешет. Ты думал, что книги пишут не люди, Ты думал, что песни живут, как кони, Что так оно было, так и будет, Как в детстве думал про звон колокольный... Семён Андреич! Алтайский пахарь! Счастлив ли ты? Здоровый? Живой ли? Помнишь, как ты разорвал рубаху И руку мне перетянул до боли! Помнишь? Была побита пехота, И мы были двое у пулемёта. И ты сказал, по-обычному просто, Ленту новую заложив: – Ступай. Ты ранен. (Вот нынче мороз-то!) А я останусь, покуда жив. Мой друг Семён, неподкупный и кровный! Век не забуду наше прощанье. Я напишу Пелагее Петровне, Выполню клятвенное обещанье. Девушки в золотистых косах Споют, придя с весенней работы, Про то, как Семён Андреич Косов Один остался у пулемёта. И песни будут ходить, как кони, По пышным травам, по майскому лугу. И рощи, белые, как колокольни, Листвою раззвонят на всю округу. И полетят от рощи к роще, От ветки к ветке по белу свету. Писать те песни – простого проще И хитрости в этом особой нету.
    Ещё о Давиде Самойлове:

    Д. Самойлов (Кауфман) - поэт-фронтовик. С первых дней войны он был направлен на трудовой фронт - рыть окопы под Вязьмой. Однако там заболел и был эвакуирован в Са­марканд. В 1942 году служил пулеметчиком на Волховском фронте, был ранен. Затем был разведчиком на Белорусском фронте. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда, в боях под Варшавой и Берлином. Стал печататься с 1941 года.

    Стихотворение «Сороковые» было написано в 1961 году Оно стало хрестоматийным, очень популярным. Впервые было напечатано в журнале «Новый мир».

    Большая часть стихотворения напоминает нам кадры ки­нохроники, записки из дневника. Подобные произведения были у К. Симонова (стихотворение «Из дневника»), у Б. Окуд­жавы (стихотворение «Проводы у военкомата»). Однако при всем том стихотворение Д. Самойлова разительно отличается от приведенных примеров. Поэт уходит от камерности изоб­ражения, картина мира становится здесь масштабной, гло­бальной уже в самом сознании лирического героя. Перед нами воспоминания зрелого, много пережившего человека, раз­мышления о военной юности, мысли о войне, о Родине.

    Стихотворение имеет кольцевую композицию. Две первые строфы и последняя выписаны крупным планом, дают широ­кую, масштабную картину. Это поэтическое обобщение, ос­мысление поэтом всего происходящего:

    Сороковые, роковые,

    Военные и фронтовые,

    Где извещенья похоронные И перестуки эшелонные.

    Гудят накатанные рельсы.

    Просторно. Холодно. Высоко.

    И погорельцы, погорельцы Кочуют с запада к востоку…

    Мы видим здесь общую картину сурового военного време­ни, беды, горя, постигшего Россию. Передавая атмосферу того времени, поэт использует характерные детали: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы». Слово «роковые» несет здесь большую смыс­ловую нагрузку. Это означает «страшные годы», несущие смерть, страдания; годы, определяющие судьбы людей. Кар­тину разорванного войной мира дополняют звуковые обра­зы, созданные аллитерациями: «сороковые», «роковые», «фронтовые», «похоронные», «перестуки», «рельсы», «пого­рельцы». Все эти слова, выражения вызывают у читателя чувство тревоги, непоправимой беды. Жизнь человеческая, сама история расколоты на две части - до и после войны.

    В мире - дисгармония, хаос, неопределенность. Все это не­сет с собой война. Поэт подчеркивает это с помощью син­таксиса. Уже во второй строфе мы видим односоставные безличные предложения: «Просторно. Холодно. Высоко». В финале строфы стоит многоточие: каждый человек, пере­живший войну, имеет свою собственную историю. Каков будет ее финал?

    Центральная часть стихотворения - это воспоминания лирического героя о своей юности, совпавшей с войной. Тут тоже представлены конкретные детали. Мы видим юного маль­чишку «в замурзанной ушанке», с вырезанной из банки звез­дочкой. Он «худой, веселый и задорный», старается казаться сильным, мужественным. У него - «табак в кисете», «мунд­штук наборный», он балагурит с девушками, старается хро­мать «сильнее» из-за ранения. Здесь есть и позерство, и бра­вада, и самоуверенность, и мальчишечье озорство, и лихаче­ство, и вместе с тем наивность, чистота юности. Рассказ здесь идет от первого лица. Лирический герой, нынешний, словно всматривается в себя со стороны. Взгляд его немного ирони­чен, но правдив, реалистичен. Мы понимаем, что война еще не коснулась его по-настоящему, в душе его еще нет осозна­ния всего трагизма происходящего. Оно придет лишь потом, вместе с жизненным опытом, пережитыми трагедиями:

    Как это было! Как совпало -

    Война, беда, мечта и юность!

    И это все в меня запало И лишь потом во мне очнулось!..

    Война разрушает юношеские мечты, надежды, калечит судьбы. Поэт здесь говорит о несовместимости войны и пре­красной поры жизни - юности. Вместе с тем эти строфы - уже речь зрелого, опытного, мудрого человека, судьба которо­го слилась с судьбой страны.

    Финальные строчки произведения возвращают нас к его началу. Таким образом, с точки зрения композиции в стихо­творении мы можем выделить три части.

    Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катре­нами, рифмовка - перекрестная и смежная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпи­тет («сороковые, роковые, свинцовые, пороховые», «в замур­занной ушанке»), метафору («Война гуляет по России…»), анафору (4, 5, 6 строфы), лексический повтор («И погорель­цы, погорельцы…»), риторическое восклицание («Как это было! Как совпало - Война, беда, мечта и юность!»).

    Здесь искали:

    • анализ стихотворения сороковые
    • анализ стихотворения сороковые роковые
    • анализ стиха сороковые

    Анализ стихотворения «Сороковые» - Самойлов Д.

    Самойлов (Кауфман) - поэт-фронтовик. С первых дней войны он был направлен на трудовой фронт - рыть окопы под Вязьмой. Однако там заболел и был эвакуирован в Самарканд. В 1942 году служил пулеметчиком на Волховском фронте, был ранен. Затем был разведчиком на Белорусском фронте. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда, в боях под Варшавой и Берлином. Стал печататься с 1941 года.

    История создания

    Стихотворение «Сороковые» принадлежит перу поэта-фронтовика Д. Самойлова. Произведение написано в 1961 г.

    Жанр

    Жанр – лирическое стихотворение, автобиографический монолог главного героя.

    Тема

    Основная тема – хроника военных лет. Война искалечила юность автора, показала все ужасы и страдания, которые она несет в себе. Вместе с тем лирический герой был еще очень молод, полон надежд на будущее. Это помогло ему не зачерстветь душой.
    Большая часть стихотворения напоминает нам кадры кинохроники, записки из дневника. Подобные произведения были у К. Симонова (стихотворение «Из дневника»), у Б. Окуджавы (стихотворение «Проводы у военкомата»). Однако при всем том стихотворение Д. Самойлова разительно отличается от приведенных примеров. Поэт уходит от камерности изображения, картина мира становится здесь масштабной, глобальной уже в самом сознании лирического героя. Перед нами воспоминания зрелого, много пережившего человека, размышления о военной юности, мысли о войне, о Родине.

    Композиция

    Стихотворение имеет кольцевую композицию. Две первые строфы и последняя выписаны крупным планом, дают широкую, масштабную картину. Это поэтическое обобщение, осмысление поэтом всего происходящего:

    Сороковые, роковые,

    Военные и фронтовые,

    Где извещенья похоронные

    И перестуки эшелонные.

    Гудят накатанные рельсы.

    Просторно. Холодно. Высоко.

    И погорельцы, погорельцы

    Кочуют с запада к востоку…

    Мы видим здесь общую картину сурового военного времени, беды, горя, постигшего Россию. Передавая атмосферу того времени, поэт использует характерные детали: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы».

    Слово «роковые» несет здесь большую смысловую нагрузку. Это означает «страшные годы», несущие смерть, страдания; годы, определяющие судьбы людей. Картину разорванного войной мира дополняют звуковые образы, созданные аллитерациями : «сороковые», «роковые», «фронтовые», «похоронные», «перестуки», «рельсы», «погорельцы». Все эти слова, выражения вызывают у читателя чувство тревоги, непоправимой беды.

    Жизнь человеческая, сама история расколоты на две части - до и после войны. В мире - дисгармония, хаос, неопределенность. Все это несет с собой война. Поэт подчеркивает это с помощью синтаксиса.

    Уже во второй строфе мы видим односоставные простые нераспространенные (безличные) предложения: «Просторно. Холодно. Высоко».

    В финале строфы стоит многоточие: каждый человек, переживший войну, имеет свою собственную историю. Каков будет ее финал?

    Центральные три строфы показывают самого главного героя, который не унывает и ведет себя как любой молодой человек в его возрасте. Он «балагурит» и «больше нужного хромает». Центральная часть стихотворения - это воспоминания лирического героя о своей юности, совпавшей с войной. Тут тоже представлены конкретные детали.

    Мы видим юного мальчишку «в замурзанной ушанке», с вырезанной из банки звездочкой. Он «худой, веселый и задорный», старается казаться сильным, мужественным. У него - «табак в кисете», «мундштук наборный», он балагурит с девушками, старается хромать «сильнее» из-за ранения.

    Здесь есть и позерство, и бравада, и самоуверенность, и мальчишечье озорство, и лихачество, и вместе с тем наивность, чистота юности. Рассказ здесь идет от первого лица. Лирический герой, нынешний, словно всматривается в себя со стороны. Взгляд его немного ироничен, но правдив, реалистичен.

    Мы понимаем, что война еще не коснулась его по-настоящему, в душе его еще нет осознания всего трагизма происходящего. Оно придет лишь потом, вместе с жизненным опытом, пережитыми трагедиями:

    Как это было! Как совпало -

    Война, беда, мечта и юность!

    И это все в меня запало

    И лишь потом во мне очнулось!..

    Война разрушает юношеские мечты, надежды, калечит судьбы. Поэт здесь говорит о несовместимости войны и прекрасной поры жизни - юности.

    Вместе с тем эти строфы - уже речь зрелого, опытного, мудрого человека, судьба которого слилась с судьбой страны .

    Финальные строчки произведения возвращают нас к его началу. Стихотворение начинается с описания общей обстановки военного времени. Завершает стихотворение философское размышление о прожитых годах.

    Таким образом, с точки зрения композиции в стихотворении мы можем выделить три части.

    Размер

    Произведение написано четырехстопным ямбом с перекрестной и смежной рифмой.

    Выразительные средства

    Произведение написано простым солдатским языком.

    Эпитеты подчеркивают атмосферу войны: «сороковые», «роковые», свинцовые, «фронтовые», «в замурзанной ушанке»,

    метафору («Война гуляет по России…»),

    анафору (4, 5, 6 строфы),

    лексический повтор («И погорельцы, погорельцы…»),

    риторическое восклицание («Как это было! Как совпало - Война, беда, мечта и юность!»).
    Автор создает картину хроники, употребляя подряд
    одни и те же части речи : «Просторно. Холодно. Высоко», «Война, беда, мечта и юность!». В финальном размышлении часто повторяется восклицание, что придает воспоминанию личную эмоциональную окраску.

    Главная мысль

    Главная мысль – даже на войне человек не должен превращаться в зверя. Искалеченная юность не должна исчезнуть бесследно. Сохранить в себе человека был обязан каждый, кто пережил эти страшные годы.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!