Белая ворона на работе. Тактика поведения с коллегами, или Как превратить минус в плюс

Первый раз с этим сталкиваешься, когда тебе плохо. Эти воспоминания ранят на всю жизнь. «Белая ворона», к сожалению, это не самый-самый, особенный, – это тот, кого изгоняют из стаи.

Школа жизни или путевка в неудачники?

«Меня так мучали…», «Мама, я не хочу ходить в школу», «Это был какой-то ужас!», «Я хочу их всех взорвать», «Школу вспоминать не люблю. Точка» – вот что такое белая ворона. Это не сюжет фильма, в котором одиночка стал лидером, красавицей, олигархом, а горькая обида на всю жизнь, проблемы с обучением, здоровьем, психикой.

«Я была белой вороной в школе. Меня перевели в сельскую школу из города в 5 классе, и как-то не сложилось у меня общение с одноклассниками, но я такую школу жизни прошла за этих 4 года, такой колоссальный опыт получила! Мне приходилось и драться, и убегать… всё было. Я стала сильной личностью, я умею постоять и за себя и за родных, я умею отстоять своё мнение. И за это я благодарна своим недоброжелательным одноклассникам. Конечно же мне очень бы не хотелось что бы мои дети прошли через этот ад, но если придется, буду учить стоять за себя…» – пишет участница одного из харьковских форумов .

Начнем с начала

Почему ребенок оказывается в такой ситуации, становится «белой вороной», изгоем в коллективе?

Причин может быть несколько:

1. «Не такой» по какому-то формальному признаку: цвет кожи; национальность; не так одевается, потому что родители бедные; слишком полный; слишком высокий и худой; говорит на другом языке; переехал из деревни в город…

2. Психологические причины. Ребенок в дошкольном возрасте не привык общаться с детьми: не ходил в садик, сидел дома с бабушкой или мамой, часто болел. Он хорошо понимает язык взрослых, может отлично учиться, но не понимает язык детей, детских шуток и шалостей. Почему они смеются, когда совсем не смешно? Как можно просто так подойти и толкнуть другого человека?

3. Слишком «яркая индивидуальность». Ребенок полностью поглощен каким-то своим увлечением, не проявляет интереса к товарищам по классу, к общим делам, уклоняется от общения.

Я - не очень веселая девочка!

А что делать нам, родителям? Куда бежать и к кому обращаться – к учителю, директору, школьному психологу? Кому верить – ребенку или его одноклассникам? А вдруг это – капризы и скоро все пройдет? Мой ребенок боится трудностей или у него сложности в развитии? Может, достаточно нанять репетитора?

Для начала надо понять: в чем проблема? Она в том, что нашего малыша не принимает коллектив (класс), или он неправильно себя ведет, или просто все выдумывает?

Да, я не зря говорю – малыша, младшеклассника. Мы начнем с этого возраста.

Пару слов о взрослых коллективах, от «белой вороны со стажем».

«Не такой, как все» я была всегда, но это не значит, что мне везде было трудно. Наоборот, в младшей школе я бывала лидером, в новых коллективах бывала и лидером, и тихой одиночкой, и просто участником – заметным, но не «крайним». Но всегда была настороже. И заметила одну вещь: группа случайно собранных людей всегда избирает «крайнего». Какие-то качества группы неосознанно признаются «нормой», и тот, кто не попадает в нее – крайний.

На одной из работ уже во взрослом коллективе я наблюдала, как таким «крайним» стал самый добрый и спокойный сотрудник. Остальные члены группы умели постоять за себя, дать отпор, а он даже не пытался. Над ним шутили, его посылали с поручениями… а он не возражал! Когда он уволился, стало понятно: нам его не хватает! С помощью крайнего группа снимала стресс. А так как это был спокойный, принимающий свою роль человек, а мы все – взрослые люди, понимающие черту допустимого, группа спокойно работала. И вот нас залихорадило. Новой «белой вороной» стала самая раздражительная работница, остро реагирующая на шутки. Следующим кандидатом – самый слабый работник – по характеру и рабочим качествам. Я привожу этот пример потому, что он самый конструктивный. Мы, взрослые, не желали друг другу зла и не гордились своим поведением.

Дети же, как любят говорить взрослые, «жестоки».

Дети бывают жестоки

Почему со мной не дружат? (рассказывает Евгения Левинштейн)

Ребенок приходит из школы и рассказывает: «со мной дети не дружат». Что на это отвечает мама? «Варианты от: «может, тебе это кажется?» до «просто ты у меня умный, а они – дураки, если тебя не ценят».

Мне примерно так отвечали мои хорошие интеллигентные родители. Они и представить себе не могли, какая у меня в школе ситуация. А у нас была форменная дедовщина! Я попала в «белые вороны» по многим причинам: пришла со второго класса, еврейка с характерной внешностью, отличница, неспортивная…

Что могли сделать мои родители, если бы поняли, насколько это для меня критично? Поговорили бы с учителями? Пришли бы на родительское собрание? На классный час? Боюсь, что ситуация от этого бы не улучшилась, а только усугубилась.

Единственная школа, куда мог перейти ребенок из любого района города, была математической, и мне туда не хотелось. Как я теперь понимаю, напрасно – это была прекрасная школа, и не только по профилирующим предметам. Там царила совсем другая атмосфера.

Меня спасало только то, что у меня был крепкий тыл – моя семья, что одноклассникам я была нужна на контрольных, и что в старших классах у меня уже были настоящие друзья вне школы. Все это помогло мне уцелеть как личности, но таких экспериментов со своими детьми я бы никогда проделывать не стала. Я не хочу их учить «стоять за себя» таким образом!

Сейчас у родителей стало больше возможностей принять верное решение.

Верное решение

Итак, «я не хочу ходить в школу». Моя знакомая, мама школьника 2-го класса, поступила так. Она много общалась с учительницей, с психологом, она проанализировала ситуацию. Ребенок не жаловался, но он не спал по ночам. Ему объективно было плохо. Класс, в котором собралось 33 ученика, не был сплоченным коллективом, учительница и психолог не владели ситуацией. Видимо, плохо было не только этому ребенку. Его не травили, но нормально учиться он не мог. Вся его особенность заключалась в том, что он часто болел, и каждый раз после болезни шел в школу «как в первый раз». Мальчик сменил школу. Он стал учиться в классе, где мало учеников, учительница – внимательна, дети – благожелательны к новичкам. Родители мальчика тоже постарались, они продолжают следить за ситуацией.

Что-то не так?

Решение было правильным. Иногда достаточно сменить класс или школу. Психологи подтверждают – смена коллектива в тяжелой ситуации идет на пользу. При условии, конечно, если все дело было в неудачно сложившейся репутации, в месте, которое малыш занял случайно. То, что в одной группе было минусом, в другой может стать плюсом.

Но подчеркну – в этой ситуации родители постарались понять, что не так с их ребенком ! Они продолжают над этим работать, именно это – залог успеха, а не только смена коллектива.

Американская мечта, или «всегда один»

«Мы – одна команда!» – слышишь с экрана в многочисленных фильмах. Иногда меня это страшно раздражает. «Лидис, не отрывайся от коллектива!» – преследует меня голос из детства – весь садик, школу, пионерские лагеря.

Лидис, не отрывайся от коллектива!

Команда – это хорошо, только команда должна быть своя . И у меня не было проблем собрать свою команду или вообще обойтись без нее. Мои проблемы начинались там, где я не желала играть в чужие игры по чужим правилам. На фоне ребят, которые идут против всех в одиночку, мои проблемы –просто чепуха. То есть «я-школьница» такого не сказала бы… а сейчас говорю. Три «ботана» или две «каланчи» – это уже сила! Кстати, объясняет тот факт, почему так много признаков «особенности». Недалекий верзила входит в группу «мальчиков-троечников», толстый тихоня – в группу «твердых тихонь», из пятерых «пришельцев» издеваются только над одним. Да, по моим наблюдениям, хуже всего одиночке. Почему же он один?

Две белые вороны - уже маленькая стая

Часто бывает так, что в новом коллективе новичок не успевает отреагировать на подколки, на проверку. Он не понял, что происходит, по каким правилам тут играют, и зачем ему все эти люди. Каждый день прессинг продолжается, и новичку становится все труднее, все хуже.

Ключевые слова тут – «зачем»? И «кто»? В своей команде ты знаешь, зачем тебе эти люди, решаешь проблемы общения, прикладываешь усилия.

Специально выделяю этот пункт, чтобы родители не спешили вешать на ребенка ярлык «социопат», «не умеет общаться», «аутист» и прочие модные словечки.

Да, ребенок имеет право не уметь общаться с коллективом в 30 человек, если ему непонятно, зачем он тут, если он не нашел себе друга, если он не чувствует помощи и поддержки.

Он пришел в класс таким – научите его быть другим!

Если не обратить на это внимание, оставить все как есть, через несколько лет получите «социопата», вернее – школьника, которому очень и очень трудно. К проблемам общения могут добавиться новые, их-то уж вы заметите!

Иногда в положение «белой вороны» ребенок попадает из-за отношения одноклассников, а иногда – благодаря учителю.

Моя веселая троечница

Рассказывает мама: «Старшая дочка рвалась в школу, и хотя ей было ровно 6, я решилась ее сдать, тем более, что это теперь обязательно.
Учительница была вполне милая и интеллигентная, сказала: «Не важно, что ребенок не умеет читать и писать – научим. Оценок не ставим. Учебники не носим, д/з не задаем».
Через неделю оказалось, что д/з все-таки задают. Через 2 недели оказалось, что учебники все-таки надо носить. Через 3 недели оказалось, что оценки (в виде «хорошо», «молодец», и «см».) все-таки ставят. Еще через какое-то время дочка рассказала, что учительница им говорит: » Ты, Аня, молодец, а ты, Лена, НЕ молодец». На родительском собрании говорю: «Зачем же вы в классе говорите о детских неуспехах? Я не хочу, чтоб моя дочка чувствовала себя унылой троечницей!» А учительница мне: «Вы хотите, чтоб она стала веселой троечницей?» И я честно ответила «Да»!»
Мы перешли в другую школу и через некоторое время проблемы с учебой исчезли.

В одной статье для школьников постарше советуют гордиться тем, что ты «белая ворона», принимать себя таким, какой ты есть. Верно, но… Но, может, родителям стоило раньше начать думать об этой ситуации?

Многие взрослые всю жизнь продолжают нервничать из-за своих особенностей, что уж говорить о детях! «Я – синий, в крапинку, в царапинку…» и это навсегда. Общество не принимает это, я сам против этого, и родители нервничают, суетятся, что-то говорят: «Это ничего, малыш, что ты синий, ты перерастешь». Но ведь это неправда! Синим быть ненормально! Я не хочу учиться в классе, где меня не любят! Я не хочу в школу для синих! Я хочу быть как все!

Что можно сделать? Я знаю такой путь: любить своего малыша, это даст ему защиту и уверенность в себе. Принимать его таким, какой он есть. Вместе с ним мучиться и искать выход из ситуации. У нас, взрослых, опыта все-таки больше, мы можем найти много способов перестать быть синим-в-крапинку, или научиться жить синим, если это никак не поправить.

Делать вид, что это нормально, что это не ранит, незачем. Но в наших силах помочь с этим жить. На каждый случай, почему ребенку было плохо «из-за этого», я знаю больше случаев, когда дети вырастали «с этим» и становились нормальными взрослыми. Более того – знаю примеры, когда «не такие» дети не были белыми воронами, изгнанными из стаи. Они были членами группы, немного особенными.

Так белые вороны находят друг друга

Большие чувства

Взрослые ничего не понимают!

У маленьких людей – большие чувства. Им сложно, они – в первый раз. Как реагировать на обидную шутку? На агрессию? На то, что тебе говорят вслух о том, о чем дома молчат? Что делать, если словами бьют по больному? Если подчеркивают ошибки? Если обвиняют в лицо?
Дома, какими бы родителями мы ни были, мы так не обижаем ребенка, как это сделают его одноклассники. Обидеть и унизить может и учительница, причем случайно. Дети реагируют – плачут, дерутся, и хорошо, если забывают. «Белой вороной» ребенок может стать не из-за внешних отличий, а потому, что остро реагирует. Он становиться мишенью.
Вы подумали об этом? Подготовили малыша к такому? А ведь ему придется с этим столкнуться, как бы вы его не оберегали.
Подготовить – не значит сделать идеальным или грубым, недоступным для насмешек, а научить чувствовать и справляться с собой. Оценивать ущерб, не принимать шутку и глупость всерьез, и наоборот, уметь увидеть «наезд», иронию, злость.
Пока ребенок не вырос и слышит вас, верит вам, это возможно. Что для этого делать? Быть с ним, быть «на связи», и помогать. Это занятие на годы, не на один день. Для чего-то же дан нам наш нелегкий опыт «белых ворон»!

Фото Натальи Машкович, Марины Лидис, Игоря Солунского

https://pandia.ru/text/80/093/images/image002_84.jpg" width="599" height="449 src=">

Социальные исследования, проводимые психологами и социальными работниками интересующимися вопросом «Белая ворона» в коллективе показали, что практически в каждом школьном коллективе существует «белая ворона », - существо, отличное от всех остальных, причем неважно в какую сторону: яркие лидеры или забитые парии. Потому и отношение к ним у всех разное.

Было проведено исследование в старших классах, результат оказался следующим. У 50% опрошенных «белая ворона» не вызывает ни отрицательных, ни положительных эмоций, поэтому мы назвали эту группу ребят «терпимыми ». 16% относятся к ней негативно: они, условно говоря , «гонители». 14% - «очарованы» блеском экзотической птички. Наконец, 19% опрошенных сами себя считают «белой вороной».

«ОЧАРОВАННЫЕ»

Всего лишь 22 из 156 опрошенных (14%) могут похвастаться своей безграничной любовью и уважением к «белым воронам». В их воображении «белая ворона» - это некий романтический образ: человек своеобразный (82%) и сильный (20%), к которому в классе относятся с интересом (20%) и даже считают гордостью коллектива (еще 15%). О такой идеализации не мечтали даже... сами «белые вороны», которые, что уж греха таить, склонны приукрасить свой быт всякими разными побрякушками.
Поклонники «белой вороны» считают, что последние наделены выразительностью от рождения (59%); загадочный наследственный фактор придает им столь ослепительный ореол, что все реальные минусы изоляции перед ним блекнут. Конечно, в юном возрасте можно ходить и в розовых очках, но ларчик открывается просто: 20% «очарованных» «белую ворону» просто... придумали (ее нет в их окружении). А некоторые тайно относят себя к этому редкому виду птиц, но стесняются в этом признаться (10% не дали ответа на вопрос о цвете собственного оперения).
«Очарованные» склонны приукрасить действительность, им хочется иметь перед собой светлый ориентир. Для них сильная личность обладает притягательным магнетизмом: в 50% случаев они однозначно примут дружбу экзотической птички и в 9% случаев готовы примерить на себя ее оперение. Еще 55% сделали бы это в порядке эксперимента.
Они не верят в то, что во взрослой жизни «белую ворону» ждут большие проблемы, но некоторое сомнение в безоблачности будущего таких людей у «очарованных» все же появляется (41% считает: не стоит надеяться, что мир прогнется под «белую ворону»).
Да, нашим романтикам хочется верить, что неординарность - это козырная карта в жизни (36%), и совсем не хочется признавать, что за это могут, напротив, канделябром по лбу (лишь 20% считают, что «белая ворона» - объект агрессии). И все же, если такое случится, считают «очарованные», надо защищать таких людей, хотя и без вмешательства взрослых.
Конечно, если вдруг «белая ворона» посереет и станет как все, то ее перестанут третировать, но как скучен будет без нее мир! И ни один «очарованный» не пожелал нашей «белой вороне» такой участи.
Итак, уважаемые «белые вороны», знайте, что есть всего 14%, нет, целых 14% ребят, которые восхищаются вами, по-хорошему завидуют вам и всегда готовы с вами дружить!

Единственное пожелание от этой группы:

«Будь собой и дари людям радость!»

«ТЕРПИМОЕ» БОЛЬШИНСТВО


«Белая ворона» - явление редкое, но даже среди нейтрально относящихся к ней людей, а таких 50% (78 человек), никто не считает ее гордостью коллектива. Большинство опрошенных признают, что в классе к ней относятся отстраненно (24%) и даже с пренебрежением (25%).
В вопросе о происхождении «белой вороны» мнения «терпимых» разошлись. Равное количество голосов получили гипотезы о каких-то проблемах (в семье, материальных, травмах) - 34% и о врожденной «белизне» птички - 33%. Но наряду с ними присутствовали и другие мнения: это продукт воспитания (14%), такие люди просто зазнаются (6%) и вообще что «белая ворона» пока новенькая и к ней просто привыкают.
Но, несмотря ни на что, в отличие от ярых противников «альбиноса», среди «нейтральных» нашлось всего 7 человек, которые никогда не стали бы дружить с «редкой птичкой» (9% опрошенных).
Разумеется, на месте «белой вороны» никто не хотел бы оказаться: невзирая на всю свою «терпимость», 72% опрошенных даже не хотят и думать о том, чтобы хоть на минуточку ею стать. Но все же нашлись смельчаки, которые ненадолго, в порядке эксперимента, согласились бы, возможно, оказаться на ее месте (28%).
Самого же «альбиноса» большая часть «терпимых» считают человеком своеобразным (70%), меньшая - забитым (21%), ну и лишь один индивид думает, что наша «птичка» сильная. Видимо, из-за своего своеобразия «белая ворона» часто становится объектом агрессии - так считает половина опрошенных. А вот вмешиваться в эти отношения взрослым, например учителям, не стоит, так как будет только хуже - мнение подавляющего большинства (83%). Но защищать «белых ворон» все-таки надо (62%)...
Кого же винить в изоляции «белых ворон»? 3% опрошенных думают, что виноват переходный возраст. Скептики (13%) выносят приговор: «горбатого могила исправит». А большинство думает иначе: 42% полагают, что «белая ворона» - это состояние вовсе не постоянное и жизнь внесет свои коррективы, 40% - что в другом коллективе этот человек может быть принят как свой. Короче, «нейтральные» считают, что «белая ворона» все-таки имеет шансы войти в «стаю».
А вот насчет дальнейшей судьбы редкой птички многие «терпимые» затрудняются ответить (38%). 15% опрошенных считают, что она сможет занять достойное место в жизни только в том случае, если изменится. 22% пророчат ей большие проблемы. И, наконец, 20% думают, что наш «альбинос», безусловно, найдет себя в жизни.
Но все же надеяться, что «мир прогнется под «белую ворону», не следует: это бессмысленно - таково мнение большинства (53%).
Но не все так страшно. Каждый человек - индивидуальность и личность. И непохожесть «белой вороны» на других вполне естественна и даже украшает ее. А подчас в плохом отношении к ней виновата не только она сама, но и коллектив, в котором «живет» такой «ценный и редкий вид». Так что если ТЕБЕ плохо в твоей «среде обитания», советует наше «терпимое» большинство, - просто смени ее.

И главное: «Будь собой - не дай СЕБЕ ЗАСОХНУТЬ!!!»

«ГОНИТЕЛИ»

Около 17% всех опрошенных молодых людей (26 человек) выразили негативное отношение к «белым воронам». Таких радикально настроенных подростков, безусловно, можно встретить в любом коллективе. По мнению 35% «гонителей», в классе к «белой вороне» относятся с явным пренебрежением.
Негативно настроенная группа, в отличие от остальных, считает главной особенностью «белой вороны» ее поведение и привычки. Это «человек в футляре», забитый и неразговорчивый. Среди современной энергичной и продвинутой молодежи он выделяется своей блеклостью. Его внешний вид (и даже движения!) вызывают агрессию со стороны окружающих. Так считает почти половина данной группы (46%). Причиной того, что человек стал «белой вороной», «нетерпимые» считают воспитание. Их диагноз радикален и бесповоротен: «горбатого могила исправит».
А вот в своем прогнозе на будущее они солидарны с остальными тинэйджерами: бессмысленно полагать, что «мир прогнется» под «белую ворону» - ей самой придется «прогибаться» под этот сложный и подчас несправедливый мир. Ее ждут большие проблемы. Всего один «гонитель» не согласился с этим утверждением.
На вопрос о возможности дружбы с «белой вороной» «нет» ответили большей частью именно «нетерпимые», хотя некоторые из них проявили-таки признаки жалости! Большинство из них ни под каким предлогом не хотели бы оказаться на месте «белой вороны», потому что не видят в ее положении никаких плюсов. А главным минусом считают отсутствие общения, одиночество и закомплексованность: «У нее нет друзей, нет любви и дружбы. Она отделена от мира - это ненормально. Нельзя же жить замкнуто!»
Чтобы «белой вороне» вернуться в «стаю», по мнению «нетерпимых», ей срочно надо овладеть чувством «стадности». Многие из них расценивают его как положительную черту, и в жизни стараются быть похожими на других, дабы не выделяться, не привлекать к себе внимание. «Белой вороне» необходимо больше уверенности в себе, открытости и доброжелательности. И тогда она будет ощущать себя частью единого коллектива, что непременно скажется на отношении к ней окружающих.
Некоторые старшеклассники, несмотря на неприятие «белых ворон», дали несколько советов людям, попавшим в подобную ситуацию: больше общаться, прислушиваться к мнению одноклассников, не выделяться среди остальных, «любить себя таким, какой ты есть... в общем: не грусти, похрусти, и все будет о’кей».

«БЕЛЫЕ ВОРОНЫ»

https://pandia.ru/text/80/093/images/image007_24.gif" width="100" height="90 src=">.gif" width="107" height="93 src=">.gif" width="110" height="110 src=">

Мы знаем, что многие из опрошенных нами ребят просто побоялись признаться в истинном цвете своих перьев, несмотря на то что они и есть те самые «белые вороны». Выражаем признательность тем, кто все же решился. К нашему удивлению, их оказалось совсем немало. 19% опрошенных (30 человек) сами относят себя к белокрылым. Конечно, именно эта группа ребят представляла для нас наибольший интерес. Она же и оказалась самой сложной. Каждый давал свое определение «белой вороне». «Птицы» попадались разные, порой они не поддавались никакой классификации.

Но все же можно выделить три группы.

«Стань главным, и люди за тобой потянутся!»

Вечеринка" href="/text/category/vecherinka/" rel="bookmark">вечеринки . Такие подростки чувствуют себя сильными из-за своей непохожести: «Люди гораздо больше забиты, беспомощны и неинтересны, чем я». В классе они нередко лидеры, гордость коллектива, но чаще их считают просто зазнайками, хотя относятся с уважением и даже иногда побаиваются. Но способны ли они стать кому-то близкими друзьями - вот вопрос.
«Таким-то людям будет легко пробиться в жизни, - думают одноклассники. - Не они зависят от других, а другие от них». Однако роль эта совсем не так легка, как кажется. Нередко они оказываются заложниками своего избранного положения: никогда нельзя терять авторитет в глазах других, приходится умалчивать о личных проблемах и всегда сохранять оптимизм. Ни за что и ни с кем нельзя делиться своими неудачами: имидж требует жертв. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись. И это еще цветочки.
В школе учителя придираются: не любят всезнаек, на улице у молодых людей серьги из ушей вырывают и т. д. Надо быть всегда начеку, чтобы отстоять свою индивидуальность. Но ведь этим «коршунам» только дай повод за свои права побороться, и они сделают это агрессивно, но с блеском. Отчаиваться они пока не собираются, так же как и что-либо менять в своем положении (они за него столько боролись!).

С удовольствием философствуют на тему своей избранности:

https://pandia.ru/text/80/093/images/image014_6.jpg" width="260 height=221" height="221">

Как видите, направление со стаей все-таки выбрано одно. Следующая группа «белых ворон» пока не спешит затесаться в ряды абсолютных лидеров. Но такие подростки всегда и на все имеют свое мнение и не боятся высказать его кому угодно. Они просто не хотят принимать «чужие правила игры» и никого силой около себя не удерживают. В классе к таким чаще относятся с интересом (27%), а если негативно, то отнюдь не все: «У меня много друзей, а враги у человека есть всегда, просто «белым воронам» эти враги высказывают в лицо то, что думают».
Самостоятельны, не терпят командования над собой или просто не нуждаются в общении с теми, кто им неинтересен. Причина обособленности таких «белых ворон» внутри них: собственная независимость, честность, порядочность, нежелание сливаться со «стаей». Так ответило 52%. Это - яркие личности! Даже судя по анкетам, умные и интересные. Среди них самое популярное определение в самохарактеристике - своеобразные (64%).

«Стадное» чувство их раздражает.
Почему они стали такими? В большинстве случаев «белые вороны» говорили, что просто отличаются от других характером, без указания на какие-либо причины. Но, конечно, повлияло и воспитание, образ жизни семьи, например: «Частая смена школ, случайные командировки отца в другие города, страны: живя в Европе, имела возможность общаться с интересными людьми».
83% ответили, что оставят все как есть и просто будут жить дальше. У них уже есть все: они сами, их индивидуальность, неповторимый внутренний мир, неординарное мышление и, как следствие, интересная жизнь. Безусловно, пройдет время и они найдут свое место в жизни.

Их девиз: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас».

«Надо менять себя полностью...»

14% «белых ворон» считают себя забитыми. Вроде стараются «усредниться», но пока не получается. Застенчивые, стеснительные, не уверенные в себе и беззащитные «белые птенчики». Винят в таком положении они себя и только себя. Тут вполне могут развиться самые настоящие комплексы. Да и в жизни таким людям, ох, как тяжело.
Окружающие часто игнорируют их и относятся к ним с пренебрежением. 12% всех «белых ворон» не видят абсолютно никаких плюсов в своем положении. Правда, можно сосредоточиться на изучении чего-либо, например музыки или языка, и не тратить на «глупых людей» время и эмоции. «Держи свое мнение при себе», «надо менять себя полностью» - советы братьям по несчастью.
Порой «белых ворон» охватывает отчаяние: «Вообще перестану с ними (классом) общаться». Им (таких 20%) категорически не нравится их положение в классе. Они призывают окружающих к терпению: «Белые вороны» тоже птицы, не судите и не судимы будете, ибо каждый по-своему «белая ворона».
Наверное, «белым птенчикам» надо что-то для начала поменять в себе: может быть, сходить к психологу, а потом даже поменять школу, чтобы легче было создать новый имидж.

Нам очень понравился совет «белым воронам» в одной из «нормальных» анкет:

«Полюби для начала самого себя!» И тогда, возможно, из «белого птенчика» вырастет настоящая сильная

«белая https://pandia.ru/text/80/093/images/image017_6.gif" alt="ОБРАЩЕНИЕ «БЕЛЫХ ВОРОН» К ОКРУЖАЮЩИМ" width="723 height=87" height="87"> Какой оттенок имеет для вас понятие «белая ворона»?

а)Положительный, б)нейтральный, в)негативный.

2. Есть ли в вашем классе, в вашем окружении «белая ворона»?

а)Да, б)Нет

3. Как относятся к «белой вороне» в классе?

а)она гордость коллектива; б)с интересом; в)настороженно; г)отстранённо; д)негативно; е)с явным пренебрежением

4. В чём вы видите её непохожесть на других?

а)в особенностях мировоззрения; б)в особенностях поведения, привычек; в)в необщительности, замкнутости, низкой самооценке; г) в индивидуальности, неординарности; д)в высокой самооценке; е)во внешнем виде, одежде

5. Почему по-вашему побелела «белая ворона»?

а)такой уродилась; б)к этому привели какие-то обстоятельства; в)проблемы в семье, материального характера, травмы; г)это продукт воспитания; д)просто этот человек новенький в коллективе и к нему привыкают; е)зазнаётся

6. Как вы думаете быть «белой вороной» - это временное состояние или постоянное?

а) горбатого могила исправит; б) жизнь внесёт свои коррективы; в) виноват переходной возраст; г)в другом коллективе, даже сегодня, этот человек может быть воспринят как свой

7. Стали бы вы дружить с «белой вороной»?

а)да, б)нет, в)по обстоятельствам

8. Хотели бы вы оказать на её месте?

а)да, б)нет, в)ненадолго в порядке эксперимента

9. Видели ли вы плюсы в положении «белой вороны»?

а)не вижу; б)она – яркая индивидуальность; в)у неё есть свой взгляд на жизнь; г)она независима и естественна; д)к ней хорошо относятся окружающие; е)ей легко пробиваться в жизни

10. А минусы?

а) не вижу; б) она одинока; в) ей надо постоянно бороться за авторитет; г) у нее формируются комплексы; д) забитость, замкнутость, пессимизм; е) она находится в общественной изоляции; ж) над ней издеваются, ей завидуют; з) ей тяжело пробиться в жизни;

11. Чего не хватает «белой вороне», чтобы ее приняли в стаю?

а) общительности, искренности, открытости; б) уверенности в себе, смелости; в) «стадного» чувства, гибкости в общении; г) ощущения себя частью коллектива; д) адекватности мышления, ума; е) адекватности поведения; ж) нормальной внешности, одежды; з) другого общества

12. Продолжите характеристику «белая ворона» – это человек…

а) сильный; б) своеобразный; в) забитый

13. в чем состоит ваше личное противоядие от общественной изоляции?

а) много общаюсь, коммуникабелен; б) жизнерадостен, обладаю чувством юмора; в) естественен, искренен, прямолинеен; г) доброжелателен по отношению к людям; д) не отличаюсь от «стаи»; е) дорожу дружбой


1. Нравится ли вам положение в классе, коллективе?

а) да; б) нет; в) есть свои плюсы и свои минусы

2. В чем вы видите основную причину такого вашего положения в коллективе?

а) себе; б) в окружении; в) в себе и окружении

3. Если причина внутри вас, то какие качества не дают вам слиться со «стаей»?

а) не хватает общительности; б) моя независимость; в) не хватает уверенности в себе; г) застенчивость; д) честность, порядочность, скромность;

4. Если причина в окружении, то какие особенности класса не дают вам возможности быть с ним единым целым?

а) непонимание; б) снобизм; в) жестокость и нетерпимость; г) презрение окружающих; д) люди забиты, неинтересны

5. Были ли случаи агрессии окружающих против вас?

а) да; б) нет

6. Считаете ли вы сложившиеся отношения нетерпимыми?

а) да; б) нет

https://pandia.ru/text/80/093/images/image026_0.jpg" width="602" height="594 src=">

Конечно, понравиться всем без исключения нельзя. В каждом офисе время от времени случаются конфликты между сослуживцами. Но бывают случаи, когда весь коллектив объединяется против общего врага.

Ирина устроилась на работу вовсе не ради денег. Ирин муж зарабатывал очень неплохо, дети уже давно подросли, да и в роли домохозяйки Ирина откровенно скучала. А потому на семейном совете было решено, что Ирина начнет искать работу. Подходящая вакансия появилась довольно быстро, и вскоре Ирина отправилась штурмовать карьерные вершины. Коллектив в организации, куда устроилась Ира, был преимущественно женским. Поначалу Ирине понравились новые коллеги – все они были приблизительно одного с ней возраста, да и общие темы для обсуждения, вроде воспитания детей и любимых передач, скоро нашлись. Но со временем Ирина начала понимать, что по отношению к ней у сослуживцев постепенно нарастает раздражение. Когда Ирина рассказывала о том, в каких магазинах она привыкла покупать одежду, где учатся ее дети и какой подарок сделал ей муж на годовщину их свадьбы, лица у коллег моментально искажались злобой. А затем с Ириной и вовсе перестали разговаривать. Если коллегам требовалось что-то обсудить, они выходили из кабинета, Иру перестали звать обедать и приглашать на дни рождения коллег. Ее документы постоянно «терялись», Ирине «забывали» сказать о совещании у шефа и не передавали его просьбы. Обстановка стала для Ирины невыносимой, и она была вынуждена написать заявление об уходе.

Психология жертвы

По статистике, в Европе каждый 25-й офисный служащий хотя бы раз в жизни чувствовал себя в роли белой вороны. У нас подобный «учет» не ведется, но специалисты уверены, что цифры приблизительно совпадают. Подобное явление существовало во все времена, но не так давно для него придумали специальный термин – моббинг. Изначально под словом «моббинг» понимали поведение травоядных животных, которые, объединившись, могут выступить против хищника. В общественной жизни данный термин стал определением агрессии по отношению к тому или иному члену коллектива.

Так почему же в один далеко не прекрасный день обитатели офиса начинают объединяться с единственной целью – осложнить жизнь кому-нибудь из сотрудников? Причин может быть несколько: это и борьба за «место под солнцем», и элементарная зависть, и боязнь старожилов показаться некомпетентными по сравнению с пришедшим в коллектив новичком. В травле могут принимать участие как рядовые сотрудники, так и сам шеф.

Но какой бы ни была причина нападок, психологи единодушны во мнении, что жертвой прессинга чаще всего становятся люди, которым недостает уверенности в себе и которым очень важно мнение окружающих. Если в качестве объекта для травли выбран человек, у которого нелюбовь коллектива не вызывает никаких эмоций, сослуживцы быстро оставляют его в покое. Ведь главная задача преследователей – вывести жертву из равновесия. А потому, если вы оказались в роли белой вороны, ни в коем случае не показывайте противникам, будто вас задевают их насмешки или объявленный бойкот. Конечно, сохранить хорошую мину при плохой игре непросто, однако постарайтесь не давать выход эмоциям. Кстати, отвечать оскорблением на оскорбление тоже не стоит. Ваш гнев – показатель вашей слабости, и сослуживцы не замедлят этим воспользоваться.

Впрочем, если работа в данной организации не обещает вам волшебных перспектив или сказочного обогащения, подумайте, стоит ли тратить нервные клетки ради того, чтобы наладить отношения с коллективом. Ведь неблагоприятная обстановка на работе самым печальным образом сказывается на здоровье служащих, а потому нужно решить, стоит ли игра свеч или лучше подыскать другое место работы.

Почему вас не любят?

Далеко не всегда нападки коллег вызваны их злобным нравом или желанием занять ваше место. Возможно, вы чем-то заслужили такое отношение коллектива. Вот приблизительный список основных офисных «раздражителей»:

Жалобы. Постоянно рассказывая сослуживцам о своих проблемах, вы вызываете в них чувство жалости и презрения одновременно. Вроде бы коллеги обязаны вас выслушивать, сочувствовать и предлагать свою помощь, но на самом деле они совершенно не хотят этим заниматься. Такая гремучая смесь рано или поздно может привести к тому, что, вместо того чтобы сопереживать вашим неурядицам, коллеги начнут срывать на вас раздражение. Кстати, постоянные просьбы о помощи действуют точно так же. Конечно, нет ничего зазорного в том, что время от времени вы просите сослуживцев помочь вам разобраться с бумагами или заменить вас на какое-то время, но не стоит превращать подобную практику в систему.

Снобизм. Даже если вам кажется, что ваши коллеги в своем умственном развитии не слишком далеко ушли от инфузорий, не стоит показывать им, какого вы о них мнения. Если каждое высказывание коллег вы встречаете пренебрежительным смешком, будьте уверены, сослуживцы не станут к вам хорошо относиться.

Хвастовство. Шикарная квартира, загородный дом, выходные, проведенные в Париже, – все это будит в ваших коллегах чувство зависти. Причем далеко не всегда белой. А потому лучше не распространяться о своих материальных благах, особенно если ваши сослуживцы не могут похвастаться аналогичным набором ценностей.

??Нарушение негласных правил. Чем дольше существует коллектив, тем больше в нем всевозможных традиций. Пренебрежение ими также может настроить коллектив против вас.

Слишком активный флирт. Новенькая, которая в один миг сумела свести с ума всех мужчин в коллективе, вряд ли может рассчитывать на хорошие отношения с женской половиной обитателей офиса. Ревнивые взгляды, пошлые шуточки и шлейф сплетен – самые безобидные проявления недовольства со стороны ваших коллег женского пола.

Опрос

Плохой босс

Национальный союз кадровиков опросил 916 сотрудников российских и западных компаний на предмет того, что именно делает начальника плохим. Для 40% опрошенных самое худшее качество руководства – это непоследовательность. Еще два самых страшных недостатка, которые могут навсегда испортить рабочие отношения, – это неумение босса слушать подчиненных и непрофессионализм. Неумение руководителя прислушиваться к своей команде раздражает 28% опрошенных, а его непрофессионализм – 24%. Далее среди недостатков были отмечены неумение признавать свои ошибки, равнодушие и деспотизм. Излишнюю доброту как присущее плохому начальнику качество назвали пятеро опрошенных.

Невероятно

Право на пиво

Рабочие некоторых производственных предприятий в Дании на грани забастовки. Нет, они выступают не с требованием повысить им зарплату. Их недовольство вызвано попытками начальства отучить их от употребления алкоголя в рабочее время. Три года назад в стране 75% столовых на предприятиях продавали пиво во время обеденного перерыва. Сейчас таких столовых осталось лишь 13%. Работодатели вынуждены были пойти на такие шаги в попытке повысить производительность труда, а также из заботы о здоровье работников. Но их благие намерения натолкнулись на некоторых предприятиях на серьезное сопротивление со стороны трудового коллектива.

Во все времена общество навязывало человеку свои стандарты, которые большинство считает единственно верными. Однако нередко встречаются и те, кто плывет против течения, действует нетривиально. Таких людей называют «белыми воронами». Часто они держатся обособленно и не стремятся к установлению близких контактов с обществом. Но что делать «белой вороне», которая хочет стать «своей»?

Новая жизнь белой вороны

«Белые вороны» часто живут вне общества. Как правило, такие люди проявляют себя еще в детстве. Непохожему на остальных ребенку трудно быть частью коллектива, учиться в классе с обычными людьми. Возникают сложности в общении, взаимное недопонимание. Подобная ситуация знакома первокурснице Александре:

«Когда я училась в школе, чувствовала себя неуютно среди одноклассников. Нет, надо мной ни в коем случае не издевались и не насмехались, я была обычным ребенком. Просто темы для разговоров моих сверстников, их увлечения казались мне неинтересными и банальными. Порой я даже говорила себе, что я должна пообщаться со своим классом, заставляла себя хотя бы делать вид, что у нас действительно есть какие-то точки соприкосновения».

У еще одной первокурсницы, Дарьи, во время обучения в школе была похожая проблема:

«Находить общий язык с одноклассниками мне было очень сложно. Уж слишком разными мы были. Я буквально хотела провалиться под землю от одного их презрительного взгляда в мою сторону. Звонок с последнего урока был для меня как камень с души».

К счастью для наших героинь, в школе нельзя учиться вечно. Девушки прошли все испытания ЕГЭ и тяготы поступления и стали студентками Высшей школы экономики. Поступление в университет всегда означает новый этап в жизни. Ты встречаешь людей со схожими с твоими интересами и целями в жизни (не зря же вы поступали на одну специальность). Нередко вчерашние «белые вороны» начинают обращать внимание на новое окружение и даже пытаются проявлять к нему интерес. Однако преодолеть строившиеся годами предрассудки подчас очень непросто.

«Поначалу я не могла избавиться от недоверия к новым одногруппникам, – рассказывает Даша, – могла перекинуться парой слов с двумя-тремя девочками, а потом уезжала домой, игнорируя совместный досуг группы».

«Белым воронам» неинтересны шумные компании. Как правило, такие люди – меланхоличные интроверты. Однако классификация по психотипам порой не выдерживает обывательского подхода к вопросу: иногда все зависит от окружающей человека среды. Как «белой вороне» найти общий язык с окружающими? Справившиеся с подобной ситуацией девушки дали несколько советов.

Все сначала

Два рассказа героинь объединяет одна важная деталь. Обе девушки попали в новое окружение, где с нуля выстраивали круг общения. Если кто-то не оценил твою индивидуальность, или же ты не чувствуешь желания пойти на сближение с окружающими, почему бы не попытать счастья с другими людьми? В наше время существует множество клубов по интересам, где ты легко найдешь единомышленников. Каждый человек в силах сам найти себе окружение, где он будет чувствовать себя «в своей тарелке». В новом круге общения ты сможешь начать все «с чистого листа» и занять ту роль в коллективе, которую выберешь сам.

Главное – не бойся изменить свое окружение и не стесняйся больше общаться с новыми людьми. Ведь в новом коллективе о тебе еще не сложилось четкого мнения, а значит, когда, если не сейчас, ты сам можешь создать представление о себе?

Шаг навстречу

Белые вороны обладают нетривиальным умом, который так же нередко соседствует с эгоцентризмом. Или же такие люди сами с детства привыкают к своему статусу и утрачивают способность преодолевать свои комплексы и предубеждения. Выход из зоны комфорта становится действительно важным этап социализации для «белых ворон».

«Честно говоря, идя на первый вводный тренинг для первокурсников, я искренне считала, что буду вести себя так как, как было когда-то в школе, – говорит Саша, – но в каком же восторге я была от своей группы! Мне сразу захотелось подружиться с ними. И вскоре я поймала себя на мысли, что стена, которой я огораживалась много лет, рушится. Я стала не пропускать ни одного мероприятия с группой, проводить с новыми друзьями как можно больше времени. Постепенно я сама не заметила, как познакомилась и сблизилась и с ребятами с других факультетов. Сейчас я пытаюсь посчитать и понимаю, что мой круг общения вырос примерно втрое».


Принятие общества таким, какое оно есть

Часто «белые вороны» сами отказываются принимать «других». Им сложно принять как норму то, что у каждого из нас свои ценности и интересы. Собственная категоричность становится для «белых ворон» серьезным препятствием на пути к налаживанию контакта с обществом.

«Мне казалось чуть ли не варварством, что большинство моих одноклассников, например, не читали ни одного произведения Булгакова, – говорит Даша, – Для меня до сих пор является загадкой, о чем можно говорить с такими людьми». К слову, психологи подтверждают: «белые вороны» часто являются книголюбами и читают буквально взахлеб.

Не стоит отвергать мнение людей, если оно не совпадает с твоим. Если ты действительно хочешь найти общий язык с окружающими, научись слушать и принимать во внимание их слова. Доброжелательность и открытость ни в коем случае не умалят твоей уникальности, но сделают тебя приятным человеком в глазах общества.

Твое окружение – твои учителя

Каждому приятно чувствовать интерес со стороны другого человека, и, если ты попробуешь побольше узнать об увлечениях и предпочтениях окружающих, это обязательно расположит общество к тебе.

Кроме того, ты сам узнаешь много нового о том, что раньше не входило в область твоих интересов, и, может быть, даже найдешь новое увлечение.


Твоя индивидуальность – твое преимущество

Этот банальный совет как нельзя лучше подходит для подобных ситуаций. Человека ценят в первую очередь за его уникальность, и ни в коем случае не стоит подстраиваться под окружающих.

«Конечно, во время учебы нельзя абсолютно изолироваться от общества, – завершает свой рассказ Даша, – и со своими одногруппниками, несмотря на изначальное недоверие, я старалась быть дружелюбной и милой. Я люблю готовить, и для меня стало настоящим удовольствием угощать тех, кто устал от «Дошираков» в общежитии. К счастью, я обнаружила, что новые знакомые могут поддержать беседу по многим интересным мне темам, и часто у нас возникают увлекательные дискуссии, в которых я не стесняюсь высказывать свое мнение. И мне очень приятно, что меня слушают и слышат. От былого недоверия не осталось и следа, и я с радостью преодолела свой страх».

Быть белой вороной – это отнюдь не наказание для человека. Наоборот, это замечательная особенность. Научись извлекать преимущества из своей непохожести на других, и она станет твоим неоспоримым достоинством.

Текст: Оля Жабокрицкая

Иллюстрации: Александра Даниель

Если Вы нашли опечатку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или , чтобы проинформировать нас.

Здравствуйте. Меня волнует то, что на протяжении уже нескольких лет у меня на работах не складываются дружеские отношения в коллективе. На меня повышают голос, из-за этого я теряюсь, переживаю очень. Прихожу домой, могу свою злость вылить на любимого человека.

Хотя с друзьями и подругами у меня нормальные отношения. Подскажите, пожалуйста, как мне вести правильно себя, чтоб меня принимали в коллективы

Ребенок – мимоза

Дети не рождаются застенчивыми. Они рождаются общительными, любопытными и контактными, а вот застенчивыми их чаще всего делаем мы сами. Иногда – не по своей воле. Такое, например, случается с болезненным ребенком, который основное время проводит дома. Другой вариант – когда малыш растет в дефиците общения потому, что не ходит в сад, во дворе нет сверстников, а приглашать гостей дома не принято. Во всяком случае, ситуация, когда ребенок, выросший в доме, полном людей и детей...

Белый цвет, то есть полное отсутствие пигмента, обычно ассоциируется с чистотой, непорочностью, новизной, девственностью, покоем и невинностью, а также с высоким качеством. Белый цвет

Любой, кому доводилось бывать в магазине красок, знает, что оттенков белого цвета огромное множество.

Если поверхность покрасить иссиня-белой краской, а соседнюю желтовато-белой, то разница сразу же бросится в глава. Первый оттенок напоминает о высокогорных ледниках, второй же - о морском жемчуге.

Все пространство между серым веществом мозговой коры и базальными ядрами занято белым веществом. Белое вещество полушарий образовано нервными волокнами, связывающими кору одной извилины с корой других извилин своего и противоположного полушарий, а также с нижележащими образованиями.

Топографически в белом веществе различают четыре части, не резко отграниченные друг от друга:

1) белое вещество в извилинах между бороздами;

2) область белого вещества в наружных частях полушария...

Голубое - прерогатива тех, кто не пользуется популярностью у мужчин.

Красное белье носят девушки, которые обладают взрывным характером и требовательны к окружающим. Красное белье - своего рода вызов перейти к действиям, минуя лирику и романтику.

Желтое - стремление к открытым, искренним отношениям и качественному сексу.

Сиреневое и розовое покажет мужчине, что девушка чувственна и темпераментна. Она самодостаточна. Но требует от мужчины нежных отношений. Больше всего девушки в розовом...

На первой стадии развития коллектива преобладает формальная структура: работники общаются в соответствии с должностными поведенческими стереотипами, присматриваются друг к другу, подлинные чувства чаще всего скрываются, цели и методы работы совместно не обсуждаются, коллективная работа проявляется слабо.

На второй стадии происходит переоценка личностных и деловых качеств руководителя, складывается мнение о коллегах, начинается процесс формирования группировок внутри коллектива, возможна...

Эффективность работы коллектива, его способность решать поставленные задачи во многом зависит от морально-психологического климата, а также от господствующего в группе "настроя" сотрудников, который, при прочих равных условиях, обусловлен, во-первых, качественным составом персонала и, во-вторых, особенностями неформальных отношений между руководителем и подчиненным.

Остановимся на этих проблемах более подробно. Научные исследования и обобщение опыта практической работы свидетельствуют о том...

Не претендуя на специальное рассмотрение проблемы руководства, обратим внимание на интересную классификацию типов взаимоотношений в рабочей группе, предложенную американскими исследователями Блейком и Myтoнoм.

Она основана на комбинации двух главных параметров - внимании к человеку, степени учета интересов людей и внимании к производству, степени учетов интересов дела.

Это пять типов взаимоотношений внутри коллективов, существенно различающихся с точки зрения морально-психологического...


Положительные характеристики

Нетронутость
Полнота
Самоотдача

Открытость
Единство
Легкость
Способность выявлять скрытое и ложное
Изоляция

Негативные характеристики

Бесплодность
Скука
Чопорность
Разочарование
Отрешенность

Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полная свобода для возможностей...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!