Чехов, анализ произведения толстый и тонкий, план.

Анализ произведения

Произведение “Толстый и тонкий” по жанру является расска­зом. В нем проявляются отличительные черты стиля Чехова: ем­кость, лаконичность, выразительные детали, быстрое развитие сюжета, краткость и точность языка.

Даже в самом начале своего творческого пути Чехов писал не просто смешные или забавные рассказы, в его творчестве пока­зывается жизнь рядовых людей, с их радостями и трагедиями. Все это он описывает с присущим ему юмором. Не придумывая ничего несбыточного, Чехов словно подставляет зеркало своим современникам, надеясь, что “имеющий глаза – увидит”. Тако­вым является и рассказ “Толстый и тонкий”.

С самых первых строк писатель дает емкое описание своим героям – “толстый” и “тонкий”. Это словно является характери­стикой их общественного положения. А поскольку Чехов расска­зывает нам о России тех времен, когда в обществе правят чино­почитание и жесткая социальная иерархия, определяющие пове­дение человека, такого описания действительно достаточно, и даже имена не важны.

Чехов, используя свой тонкий

юмор, высмеивает людей, пре­смыкающихся перед должностью. В рассказе образ “маленького человека” вызывает смех, жалость и даже чувство отвращения. Примечательно то, что именно эти люди, некритично принимая общественные нормы, сами принижают себя, добровольно зани­мая позицию “маленьких”.

Завязкой является встреча Толстого и Тонкого на вокзале. Раз­витие – общение друзей, они рассказывают каждый о своей жизни. Кульминация – Тонкий узнает о том, что Толстый до­служился “до тайного советника”. Развязка – Толстого раздра­жает, что Тонкий пресмыкается перед ним.

План

1. Двое приятелей встречаются на вокзале.

2. Беседа школьных товарищей.

3. Изменение поведения Тонкого после того, как он узнал, какую должность занимает Толстый.

4. Раздраженный Толстый уходит. Тонкий и его семья прият­но удивлены встречей.

Глоссарий:

  • толстый и тонкий анализ
  • чехов толстый и тонкий анализ
  • анализ рассказа толстый и тонкий
  • Анализ произведения толстый и тонкий
  • толстый и тонкий чехов анализ

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Краткое содержание На вокзале Николаевской железной дороги встретились два школьных товарища: один толстый, другой тонкий. Толстый про­изводил впечатление человека, который преуспел в жизни, Тон­кий же,...
  2. План пересказа 1. Встреча двух приятелей на вокзале. 2. Школьные товарищи мило беседуют. 3. Изменение поведения Тонкого после того, как он узнал о служебном положении...
  3. Пересказ. На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один толстый – Миша, а другой тонкий – Порфирий. Порфирий был с женой, сыном и кучей...

Урок литературы в 6-м классе

Тема: "Анализ рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий"

Цель урока: развитие у обучающихся следующих универсальных учебных действий через систему продуктивных заданий для исследования художественного текста

Планируемые результаты :

Познавательные -анализ эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения),

Смысловое чтение текста (с выделением фактуальной, смысловой, подтекстовой информации)

Коммуникативные -изложение своего мнения в учебном монологе, диалоге, полилоге, аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами

Осознанное использование речевых средств в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

Личностные -аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев

Задачи: познакомить с личностью А.П. Чехова по воспоминаниям современников; отработать навыки выразительного чтения литературного произведения по ролям (инсценировка); раскрыть понятие «юмор» в рассказах А. П. Чехова.

Технологии : технология развития критического мышления

Ход урока

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

А.П.Чехов – великий мастер художественного слова.Именно мастер, потому что словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться и грустить одновременно. Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. Анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы сделаем вывод, над чем заставляет смеяться и грустить А.П.Чехов, выявим способы создания комической ситуации, исследуем художественное слово писателя, составим психологический портрет наших героев.

Рассказ «Толстый и тонкий» - юмористический, но он вызывает у меня не смех, а грусть. Почему? Может быть потому, что когда я пытаюсь мысленно представить себе встречу с кем-нибудь из одноклассников лет через двадцать, то очень боюсь, как бы она не была похожа на встречу чеховских героев.

Два бывших одноклассника встретились на вокзале Николаевской железной дороги. Я уверена, что А. П. Чехов подсмотрел эту сценку в жизни.Встреча одноклассников-обычное явление.. И оттого, что подобное часто происходит в реальной жизни, становится очень грустно.Рассказ А.П.Чехова написан в 19 веке, но содержание его вечно.Почему? К этому м ы должны с вами придти, познакомившись с содержанием рассказа.

III. Работа с учебником

(Чтение рассказа «Толстый и тонкий» по ролям.) Какое настроение возникло после прочтения? (грусти, печали, жалости, сожаления)

Прежде чем приступить к чтению по ролям, обратите внимание на следующие моменты. В начале рассказа, как в театральной афише, Чехов представляет героев.

Какими средствами художественного чтения актер проявляет отношение автора к персонажам произведения? (Это интонация, тембр голоса, ритм речи, сила и эмоциональная окраска звучания.)

В эпизоде встречи бывших одноклассников звучит фраза: «Оба были приятно ошеломлены», а в конце (финале) рассказа: «Все трое были приятно ошеломлены».

В каком случае фраза передает реальное состояние героев, а в каком - иронию автора? Почему? (Примерный ответ. «Оба были приятно ошеломлены» передает реальное состояние двух героев, действительно обрадовавшихся встрече, фраза в финале - ирония автора по отношению к тонкому, пресмыкающемуся перед приятелем, достигшим высокого положения.)

Стадия «Вызов»

Работа в парах.

Составление «толстых и тонких» вопросов, обсуждение их.

Какие вопросы вызвали восхищение, затруднение?

Примеры «толстых и тонких» вопросов:

Стадия «Осмысление»

Работа над содержанием произведения и составление таблицы.

Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и Богатый)

Можно ли было рассказ назвать «Бедный и богатый»? Почему название, подобранное А.П.Чеховым,-лучшее?


Физминутка 1). Представьте себя героями рассказа, 1 вар. –это «тонкие», а 2 вар – это «толстые». Мимикой и жестами попробуйте изобразить радость вашей встречи.

1 вар произносит восклицание толстого: «Порфирий, ты ли это?»

2 вар. смеется, как тонкий в первой части: «Хо-хо-хо»

Допустим, вы ставите спектакль или кинофильм по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев. Какие вы поставите перед собой задачи в поиске актеров,какие будете давать им установки? Чтобы стать режиссёром,вы должны представить актёрам своё видение героем, уметь составить психологический портрет.


- Как вы понимаете выражение «психологический портрет»?

Что еще, кроме описания внешности лит. героя, он может включать в себя?

Психологический портрет литературного героя

(черты лица, поведения (интонация, сила голоса, лексика)

Взгляд, фигура,

Поза, мимика,

Жесты, одежда)

А теперь мы должны выявить, как, какими средствами создается психологический портрет в рассказе Чехова «Толстый и тонкий». Для этого побываем в мастерской художника слова, попытаемся постичь стилевые особенности рассказа.

Психологический портрет героев (примерная таблица, которая будет составлена после анализа содержания по вопросам)

Вывод:

Черты тонкого:

По отношению к толстому : приниженность, почтительность, угодничество, готовность унижаться, самоуничижение, чинопочитание, пресмыкание, заискивание, страх перед силой. Раболепство.

По отношению к себе : полное отсутствие чувства собственного достоинства.

Вопросы и задания для исследования текста:

  • Можно ли сказать, что произведение строится на противопоставлении?
  • Как описывает Чехов толстого? О чем говорят детали описания? (самостоятельный, богатый, довольный жизнью).
  • Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? Работа со словом «навьючен». О чем говорят детали описания? (бедный, не уверенный в себе человек)
  • Какие чувства испытывают герои при встрече?
  • Чем отличается речь тонкого?
  • Определите кульминацию произведения.
  • Что значит слово «окаменел»? Какие изобразительные средства использует Чехов для создания этой ситуации? (метафора)
  • Почему толстый ничего не возразил и ушел?
  • Какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? (глупость, трусость, неискренность, чинопочитание и т.д.)
  • Какова идея произведения? (разоблачение подхалимства, угодничества, чинопочитания)

Способы юмористического повествования:

1) неожиданность; 2) несоответствие; 3) гипербола.

Попробуем найти в тексте чеховского рассказа неожиданность, несоответствие.

(Неожиданно само развитие ситуации: встреча двух школьных приятелей, противопоставленных друг другу по размерам, один из которых, узнав о чине товарища, мгновенно преображается)

Несоответствия: речь тонкого никак не соответствует ситуации. Он зачем-то несколько раз повторяет, что его жена - лютеранка, начинает рассказывать, почем продает портсигары. Восторг друзей от встречи не соответствует воспоминаниям детства, о которых рассказывает Порфирий.
Великолепный пример несоответствия мы видим, возвращаясь к абзацу, описывающему превращение тонкого: «...лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры». Лицо кривится от чего-то кислого (позже читаем о «почтительной кислоте»), когда мы говорим о широчайшей улыбке, то обычно это звучит так: «...лицо его расплылось в улыбке». Искры обычно сыплются от удара лбом обо что-то, и это бывает больно. Лицо искривилось в улыбке - исключительная по точности характеристика не столько мимики тонкого, сколько его двоедушия, двуличия.

Гиперболы: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез», «спросил толстый, восторженно глядя на друга», «Длинный подбородок жены стал еще длиннее...», «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи».

3.Подведение итогов. Этап рефлексии. Составление синквейна.

1 вариант – Толстый

2 вариант – Тонкий

1 строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени существительного)

2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.

3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.

5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне, повторяющее суть темы.

Домашнее задание.

1) Написать рассказ от 1 лица о встрече с бывшим одноклассником, рассказанный толстым.

2) Изобразить героев рассказа в виде фруктов, овощей или каких – либо предметов, или животных, отражая не только внешность, но и внутреннее состояние.

Выставление отметок.


Тема урока: «А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»

Цель урока : знакомство с творчеством А. П. Чехова.

Задачи: дать понятие о героях – антиподах;

повторить литературные термины: сатира, юмор, псевдоним, рассказ;

развивать умение анализа художественного произведения с опорой на текст;

воспитывать у детей положительные качества на примерах литературных героев, на примерах жизни писателей.

Оборудование: книги с рассказом «Толстый и тонкий», раздаточные карточки для работы, тетради, ПК, презентация.

Ход урока .

I . Организация класса.

Сегодняшний урок мне хочется начать следующими слова: «..Он – несравненный художник. ДА, да, именно: несравненный … Художник жизни. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродни не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное.. Он брал из жизни то, что видел.. и если брал что – нибудь, то передавал удивительно образно и понятно до последних чёрточек.»

Как вы думаете, о ком эти слова?

Правильно, это всё сказано о великом таланте русской литературы – А.П. Чехове.

Вам предстоит сегодня познакомиться с его жизнью и творчеством. Вы сами постараетесь открыть для себя творчество писателя, работая в 3 группах, выполняя предложенные мною задания, анализируя произведение.

Красный - «у меня нет настроя на работу, мне сегодня будет тяжело работать с учителем»; синий – « мне хочется работать, я постараюсь, но не уверен, что все удастся»; зеленый – «я настроен на работу, буду работать в полную силу. Хочу узнать и научиться новому».

(цвета – полоски на столе перед каждым ребенком; значения на плакате, на доске.

Я рада, что вы готовы со мною работать, желаю вам успехов.

II . Изучение нового материала.

1. Подготовьте небольшие рассказы о жизни и творчестве А.П. Чехова, используя материалы:

1 группа: Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года в Таганроге. Дед и отец писателя были крепостными крестьянами. Деду, человеку способному и волевому, удалось выкупить себя и свою семью из крепостной неволи. Отец был владельцем бакалейной лавки.

Но в 1867 году дела пошатнулись, лавка была закрыта, семья переехала в Москву. В Таганроге остался Антон вместе с братом Иваном. Будущий писатель учился в гимназии и одновременно зарабатывал на жизнь частными уроками.

2группа: В 1879 году Чехов окончил гимназию, переехал к семье в Москву и поступил в Московский университет на медицинский факультет, который окончил в 1884 году.

Первая публикация его произведений осуществилась в начале 1880 года в журнале «Стрекоза». Далее он сотрудничает в журналах: «Будильник», «Зритель», «Сверчок», «Русский сатирический листок». Талантливыми были названы его рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник».

3 группа: Это его ранние рассказы, а затем он много пишет пьес для постановки на сценах различных театров. Пьесы имели успех не только в России, но и за ее пределами. Известность к Чехову пришла при жизни. Его считали «Пушкиным в прозе». В произведениях он был всегда искренен. Язык его произведений удивителен.

Однако, он прожил недолгую жизнь, в 1904 году писателя не стало.

Отвечает один человек от группы.

    Ответы – рассказы групп.

    Беседа по прочитанному:

Какое произведение А.П. Чехова вычитали дома?

Какое это произведение по жанру?

Что такое рассказ?

(Найдите определение в задании № 2 раздаточного материала).

Каким вам кажется рассказ: смешным, грустным, смешным и грустным одновременно?

В литературе существуют понятия: юмор и сатира. Давайте с ними разберемся. (задание №2 Р/М).

Что такое юмор?

Что такое сатира?

Вспомните: мы с вами говорили: «смех может быть добрый» и «смех может быть злой»?

Как это соотносится с понятиями юмор и сатира?

Мы должны будем в конце урока сделать вывод: это юмористический рассказ или сатирический.

Ещё раз скажите, как называется рассказ?

Какой прием использован Чеховым в названии?

Что такое антитеза?

(Найдите определение в задании №2)

    Определите, о ком из героев данное описание:

1 группа: А) «… Только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем.»

2 группа: Б) «Только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей.»

3 группа: В) « Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею..»

Встречается ли антитеза в этих отрывках? Где? Приведите примеры.

(Р/М задание 3)

5. «Узнай новое! »

Когда герои изображаются такими, какими вы их назвали сейчас, их называют герои – антиподы.

Что такое герои - антиподы?

Выясните в задании №4. Р/М.

- Антиподы - герои, противопоставленные друг другу в произведении.

Запишите определение в тетради.

6. Работа с текстом.

1 группа: А) Приятная и неожиданная встреча. Докажите текстом.

2 группа: Б) Разговор о жизни. Изменения в поведении героев. Докажите текстом.

3 группа: В) Расставание «друзей». Поведение героев. Докажите текстом.

7. К кому из героев вы бы отнесли следующие характеристики?

А) «- привычка гнуть шею перед начальством;

Инстинкт лакейства;

Угодничество.»

Б) «– искренне рад встрече, для него не важно, кем служит его друг;

Важно для него то, что это друг детства;

Дороги воспоминания о прошлом.»

8 . Словарная работа.

Чехов – мастер слова. Употребленные им слова помогают передать изображаемую эпоху, характер героев. Согласны Вы с этим? Давайте докажем. Выполним задание 6.

- Прочитайте и расскажите, что означают новые для нас слова:

Лютеранка – последовательница лютеранства (лютеранство – крупнейшее направление протестантизма, на основе учения Лютера).

Флёрдоранж – настойка из цветов померанцевого дерева (померанец – цитрусовое дерево, а также сочный ароматный плод), использовалась как туалетная вода.

Департамент – отдел министерства, высшего государственного учреждения.

Вельможа – знатный и богатый сановник, то есть крупный чиновник, занимающий высокое положение.

Херес – сорт крепкого виноградного вина.

Душунок – милый, приятный человек.

    Проверка выполнения индивидуальных заданий.

- Соотнесите стрелками слова и их значения:

Николаевская железная дорога Человек, любящий наряжаться,

нарядно одетый, франт

Казённый Военная или гражданская форменная

Щёголь Почитание старших по чину, по

служебному положению

Мундир Первая железная дорога между

Москвой и Петербургом

Чинопочитание Государственный

Благоговение Глубочайшее почтение

- Индивидуальное задание.

Найди объяснение каждому глаголу из рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

9. «Внимательный ли ты читатель!»

1 группа: А)

Как звали тонкого?

Как звали толстого?

Имя жены тонкого?

Имя сына тонкого?

Прозвище тонкого в гимназии?

Прозвище толстого в гимназии?

2 группа: Б) - Кто такой Герострат?

Почему и за что толстого так дразнили в школе?

3 группа: В) – Кто такой Эфиальт?

За что тонкий получил такое прозвище?

10. Сделаем вывод:

Сатирическое или юмористическое произведение?

Что высмеивает рассказ?

III . Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению: Чехов «Смерть чиновника», чтение по ролям.

IV . Итоги урока.

Любой рассказ А.П. Чехова воспитывает. Чехов говорил: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, в душа, и мысли,» Для этого человек должен воспитывать себе хорошие качества. В письме брату Николаю они писал, что значит быть «воспитанными людьми». Выберите, что больше всего важно с вашей точки зрения:

Воспитанные люди (из письма А.П. Чехова брату Николаю)

    «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступительные…»

    «Они состарадательны не к одним нищим и кошкам. Они болеют душой.»

    «Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.»

    «Они чистосердечны и боятся лжи, как огня»

    «Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать вдругом сочувствие.»

    «Они не суетны.»

    «Если они имеют в себе талант, то уважают его.

    «Они воспитывают в себе эстетику.»

Рефлексия- Выберите то, что вы думаете о сегодняшнем уроке.

 На уроке я работал активно / пассивно

 Своей работой на уроке я доволен / не доволен

 Урок для меня показался коротким / длинным

 За урок я не устал / устал

 Мое настроение стало лучше / стало хуже

 Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен легким

В произведении Чехова “Толстый и тонкий” анализ невозможен без определённых знаний об эпохи, в которую жил и творил писатель. В 6 классе учащиеся ещё недостаточно знакомы с творчеством А. П. Чехова, и на уроках литературы могут понадобиться дополнительные сведения при анализе произведения. Вся нужная информация содержится в нашей статье: композиция, тема и идея, сюжет и жанр, история создания и критика.

Краткий анализ

Год написания – 1883 год.

История создания – рассказ написан в конце 19 века “на злобу дня”, затрагивает самые острые проблемы общества. Сюжет взят писателем из ситуации или истории близкого окружения, переосмыслен и художественно переработан.

Тема – угодничество, чинопочитание, рабское мышление и мировоззрение.

Композиция – у Чехова “Толстый и тонкий” имеет классическую композицию с небольшой особенностью: завязка и развитие событий более объёмны, кульминация и развязка – лаконичные, динамичные и особенно выразительные.

Жанр – рассказ.

Направление – критический реализм.

История создания

В 1883 году Антон Павлович Чехов написал рассказ “Толстый и тонкий”. Само название произведения даёт намёк на безликость, а значит, обобщённость образов главных персонажей. Что послужило основой сюжета доподлинно неизвестно, возможно, случай из жизни писателя или рассказанная в литературных кругах анекдотическая ситуация. Важно, что реалистичность сюжета вполне обоснована. Чехов как врач видел все болезни современного ему общества и пытался вскрыть и обнародовать проблемы, излечив тем самым людей от страшнейших пороков.

Известно, что в черновом варианте, толстый был прямым начальником тонкого и случайно провинился перед ним. В окончательном варианте бывшие друзья детства не связаны служебными отношениями, однако тонкий лебезит перед толстым “по привычке”, а не из необходимости. Критики восприняли рассказ позитивно, он был благосклонно принят и отмечен, как достойное “художественное отражение пороков общества”. Название рассказа построено на антитезе, антонимы-прилагательные выражают абсолютную противоположность героев произведения не только физически, но и духовно. Тема и идея в рассказе взаимосвязаны и практически идентичны: раб, живущий в каждом из нас, должен быть побеждён нами самими. Именно в этом, по мнению литературоведов, суть чеховского произведения.

Тема

Анализ произведения позволяет сделать следующие выводы: автор условно обозначает общество “тонких” и “толстых”. “Тонкие” раболепствуют перед высокими чинами, это их привычная система отношений с миром, они не представляют другого взаимодействия с людьми. Суть их жизни – делить людей на высших и низших.

“Толстые” привыкли жить просто и легко, не оглядываясь на других, не замечая чинов и должностей, они видят людей. Жизнь была слишком благосклонна к ним и взрастила здоровые отношения с обществом. Чехов подчёркивает, что когда-то оба главных героя были детьми, жили беззаботно и были равны друг другу. Они проказничали, веселились и имели одинаковые возможности в обществе.

Именно служебная иерархия сделала тонкого морально “нездоровым” человеком. А он воспитал своего ребёнка и привил супруге свои раболепские взгляды. Чтобы понять, чему учит рассказ, достаточно обратить внимание на концовку повествования. Основная мысль – вызвать отвращение к раболепствованию и угодничеству как к самой низкой идеологии в мире. Напрашивается закономерный вывод: все люди разные, но самоуважение – это основа личности.

Композиция

Композиция рассказа традиционна для малого жанра. Анализ текста “Толстый и тонкий” в плане композиционной структуры несложен, но имеет ряд существенных моментов.

Особенностью композиции является то, что завязка и развитие событий занимают большую часть объёма повествования, а кульминация и развязка – динамичны, как выстрел.

Всё произведение построено на противопоставлении , причём не только образов главных героев. Если в начале автор рассказывает о вкусном завтраке Толстого, то в конце сухо комментирует состояние персонажа (от выражения лица тонкого его стошнило). Произведение построено на диалоге двух товарищей с вкраплениями описания мимики персонажей. Изредка фигурируют образы жены и сына Тонкого, которые меняют своё поведение в соответствии с новыми фактами, всплывающими в процессе разговора.

Главные герои

Жанр

Чеховский рассказ – это нечто большее, чем стандартный текст небольшого объёма с одной сюжетной линией. Именно Антон Павлович сделал этот жанр легендарным. Помимо этого, рассказ у Чехова – удивительно поучительный жанр, мораль всегда на поверхности, нет скрытого смысла. Чтобы понять произведение, достаточно просто ознакомиться с текстом.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!