Урок 1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Человек, индивид, личность.
Человек по своей сути существо биосоциальное – он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных органов и систем, инстинктах и рефлексах. Биологически каждый человек уникален, так как получаемый от родителей набор генов неповторим.
Учёные считают наиболее важными отличиями человека от других живых существ: наличие мышления и словесной речи; способность к целенаправленной, в том числе творческой деятельности; способность сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые блага и ценности; способность изготавливать с помощью других орудий сложные орудия труда и использовать их в процессе производства необходимых благ.
Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Он может раскрыть свою социальную природу только осуществляя определённую деятельность, общаясь с другими людьми. Социальная сущность человека проявляется через такие качества, как сознание и разум, способность и готовность к труду и творчеству, свобода и ответственность.
Для характеристики сущности человека учёные используют понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Индивид – единичный представитель человечества. Личность – совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни. Личность – это человек как носитель сознания, наделённый рядом важнейших социальных качеств: способностью учиться, трудиться, общаться с другими людьми, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, оценивать и контролировать свои поступки, нести ответственность за их последствия. Личность человека формируется и развивается на протяжении всей его жизни, в ходе социализации (в процессе освоения социальных ролей, культурного богатства, накопленного обществом). Понятие «индивидуальность» используется для обозначения такого сочетания биологических и социальных качеств, которое одного человека отличает от всех других. Можно сказать, что индивидуальность – это своеобразие человека.
Потребности человека.
Потребности – это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности (человеку необходимы вода и воздух, пища и тепло, различные предметы материальной и духовной культуры и др.). Они лежат в основе направленности личности.
Потребности человека
естественные социальные духовные
(биологические; физиологические, (в общении, в труде, жизненном (идеальные) (в познании
материальные и т.п.) (воздух для успехе, занятии определённой окружающего мира, дости-
дыхания, вода, пища, одежда и позиции в обществе и т.п.) жении гармонии и красоты;
жилище, продолжение рода и т.п.) религиозной вере, художес-
твенном творчестве и т.п.)
Выделяют также индивидуальные (потребности отдельного человека, связанные с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности) и общественные (характеризуют социальную жизнь) потребности. Индивидуальные потребности людей в принципе могут противоречить общественным потребностям.
Долговременные (стратегические) потребности связаны с перспективными возможностями и целями развития личности, социальной группы, организации, общества в целом, а сиюминутные – потребности текущего момента; долговременные потребности могут до определённого момента не осознаваться человеком, обществом, в отличие от сиюминутных потребностей. Удовлетворение сиюминутных потребностей может в принципе противоречить удовлетворению долговременных потребностей.
Подлинные потребности связаны с тем, что действительно необходимо человеку, а удовлетворение мнимых потребностей может причинить вред здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию личности.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
Ответьте на вопросы:
В чём заключается биосоциальная сущность человека?
Что составляет биологическую природу человека?
Каковы наиболее важные отличия человека от других живых существ?
Как проявляется социальная сущность человека?
Какой смысл вкладывается в понятия «индивид», «личность», «индивидуальность»?
Что такое потребности? Какие группы потребностей выделяют учёные?
Запишите слово, пропущенное в схеме.
_________труд __________
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одно- го, относятся к понятию «социальные качества личности».
Жизненный опыт, толерантность, образованность, умения, практические навыки, инстинкты , коммуникабельность.
Найдите в приведенном перечне качества, отличающие человека от животного.
1) стремление к самореализации 2) потребность в труде 3) способность строить жилища
4) потребность в пище и воде 5) способность отображать мир в идеальных образах
Тест для самостоятельной работы (Обществознание. 10 кл. 44 диагн.вар. стр.5-12)
Словарь
Индивид – единичный, конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа.
Личность – индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств, качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Потребности – нужда в чём-либо, что необходимо для поддержания жизнедеятельности организма человека, развития его личности.
Список литературы.
Обществознание. Я сдам ЕГЭ! Методика подготовки. Зайцева Е.В. – Просвещение, 2016.
Обществознание. 10 класс. 44 диагностических варианта. Котова, Лискова, 2012.
Словарь терминов по обществознанию. Брандт М.Ю. – Изд.: Экзамен, 2014.
ТРЕНИРОВКА В ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ Урок 1.
Проанализируйте суждения о человеке. Поставьте значок «˅» в соответствующем столбце таблицы.
2.Запишите слово, пропущенное в схеме.
______________________
позволяет человеку воздействовать на вещества и силы природы, создавая материальные блага
является формой деятельности человека, нацеленной на удовлетворение материальных потребностей
способствует совершенствованию и развитию человеческих качеств
3.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальные качества личности».
Жизненный опыт, толерантность, образованность, умения, практические навыки, инстинкты, коммуникабельность.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.
4. Найдите в приведенном перечне качества, отличающие человека от животного.
1) стремление к самореализации
2) потребность в труде
3) способность строить жилища
4) потребность в пище и воде
5) способность отображать мир в идеальных образах
Задание на определение правильности суждений. Около индекса правильного суждения поставьте четкий знак «+».
1. Вольвокс обладает отрицательным фототаксисом.
2. Эвглена зеленая способна к половому размножению.
3. Фораминиферы - это свободноживущие простейшие.
5. Некоторые саркодовые имеют раковину.
6. Окраска красных водорослей является приспособлением к фотосинтезу.
7. Заростки всех папоротникообразных способны фотосинтезировать.
8. Основные запасы воды в клетке растения находятся в пластидах.
9. Крахмал у растений может откладываться в качестве запасного вещества в лейкопластах.
10.Обычно плод пасленовых - ягода или коробочка.
11.Клетки первичной коры могут выполнять опорную функцию.
12.В образовании корнеплода моркови участвует только корень.
13.Зона деления корня неспособна всасывать воду.
14.У ресничных червей нет анального отверстия.
15.У гомойотермных животных температура тела меняется в зависимости от температуры среды обитания.
16.Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.
17.Все крупные акулы - хищники.
18.Сердце всех позвоночных имеет коронарные сосуды.
19.Центральный канал спинного мозга сообщается с желудочками головного мозга.
20.Тарантул - это ядовитое насекомое
«Я сдам ЕГЭ! Модульный курс. Обществознание. Методика подготовки: учеб. пособие для Я11 общеобразоват. организаций. - М. : Просвещение, 2016. - 208 с. : ил. - ISBN 978-5-09-038644-9. ...»
-- [ Страница 3 ] --
Первичную социализацию, в ходе которой ребёнок усваивает элементарные приёмы самообслуживания в быту, навыки общения с окружающими, осуществляет в первую очередь семья. В дальнейшем в социализацию включается система образования, средства массовой информации (СМИ) и др.
В рабочей тетради приведена схема «Агенты (институты) социализации» (с. 14).
Рекомендуем следующий алгоритм работы со схемой: по каждому из приведённых агентов (институтов) определяем с опорой на личный социальный опыт обучающихся его роль в социализации индивида. Можно в качестве опорных использовать следующие вопросы:
1) Какие социальные роли позволяет освоить данный агент (институт) социализации? 2) Какие социальные качества формируются у индивида при взаимодействии с данным агентом (институтом) социализации? 3) Какие нормы поведения устанавливаются данным агентом (институтом) социализации?
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
1. Какой процесс называют социализацией?
2. Что такое социальный статус?
3. Какие виды социальных статусов бывают?
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА
24. Каков смысл понятия «социальная роль»?
5. Какие социальные роли человека относят к основным (базовым)?
6. Что обозначает понятие «агент (институт) социализации»? Каких агентов социализации вы знаете?
ТРЕНИРОВКА В ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ
Для тренировки используются задания из рабочей тетради (рубрика «ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ»).1 Проанализируйте суждения о социализации индивида. Поставьте значок « » в соответствующем столбце таблицы.
–  –  –
Социализация начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всей жизни человека.
Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнить человек с определённым социальным статусом.
В современном обществе все социальные статусы человека определяются при его рождении.
Все люди, независимо от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов, одинаково выполняют сходную социальную роль.
Все социальные роли человека строго формализованы в законодательстве.
Агентом первичной социализации индивида выступает ближайшее окружение, оказывающее на него непосредственное воздействие: семья, родители, друзья, ровесники.
Общество всегда целенаправленно влияет на развитие личности.
В результате социализации люди накапливают социальный опыт деятельности в конкретном обществе.
К агентам первичной социализации относят СМИ.
–  –  –
ДЛЯ ЗАМЕТОК
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
Похожие работы:
«Министерство образования и науки российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Машиностроительный факультет Кафедра технологии машиностроении, сертификации и методики профессионального обучения МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ « ОСНОВЫ РАСЧЕТА И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ» Для студентов всех форм...»
«ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от 24.06.20 Рег. номер: 3520-1 (23.06.2015) Дисциплина: Основы математической обработки информации Учебный план: 44.03.01 Педагогическое образование: Музыкальное образование/4 года ОДО Вид УМК: Электронное издание Инициатор: Казанцева Татьяна Евгеньевна Автор: Казанцева Татьяна Евгеньевна Кафедра: Кафедра математического моделирования УМК: Институт психологии и педагогики Дата заседания 21.04.2015 УМК: Протокол заседания № 10 УМК: Дата полуДата соглаРезультат...»
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ НЕФТЕГАЗОПРОВОДОВ, БАЗ И ХРАНИЛИЩ, соответствующей направленности (профилю) направления подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 21.06.01 ГЕОЛОГИЯ, РАЗВЕДКА И...»
«Е.С. Королькова, И.Н. Фёдоров, С.А. Фёдорова Методическое пособие Рабочая тетрадь для учителя 5 КЛАСС Москва АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК ПРЕДИСЛОВИЕ Рабочая тетрадь для учителя входит в учебно-метосения новых знаний с представлениями, которые дический комплект, который состоит из програмимелись ранее. Немаловажная задача последней мы учебника и рабочей тетради для учащихся, выстадии - выявление ошибок, совершенных в пропущенных издательством «Академкнига/Учебник»....»
«Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад №97 комбинированного вида» Кировского и Московского района города Казани Методическое пособие «Грамотейка» Всероссийский конкурс профессионального мастерства воспитателей и педагогов ДОУ «Современный детский сад 2015» Составитель: Сулейманова И.А. Учитель-логопед высшей квалификационной категории МАДОУ№97 Город Казань, Кулахметова 20-а т.5573158 madou. [email protected] Казань,2015 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к методическому пособию...»
«.,.,. УЧЕБНИК ДЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ С. Л. Атанасян, В. Г. Покровский, А. В. Ушаков ГЕОМЕТРИЯ Учебное пособие для вузов Допущено Учебно-методическим объединением по направлению «Педагогическое образование» Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 050100 «Педагогическое образование» ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ Москва БИНОМ. Лаборатория знаний УДК 514 ББК 22.1 А92 Атанасян С. Л. А92 Геометрия 2 [Электронный ресурс] :...»
« проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) «Основы информатики» Направление подготовки 44.03.0 (050100) Педагогическое образование Профиль подготовки Физика Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Заочная, очная Дербент 2015 Автор /составитель ФОС по дисциплине (модулю): Мамедяров Д.М., к.п.н.,...»
2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Методички, методические указания, пособия»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Вариант № 3380956
Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов; не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).
Если вариант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель увидит результаты выполнения заданий части В и сможет оценить загруженные ответы к части С. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Ответ:
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Игра , общение , труд , деятельность , учение .
Ответ:
Ниже приведены потребности человека. Все из них, за исключением двух, являются социальными потребностями.
1) в трудовой деятельности
2) в созидании
3) в творчестве
4) во взаимопонимании
5) в отдыхе
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Выберите верные суждения о функциях искусства и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Познавательная функция позволяет анализировать действительность при помощи художественных образов.
2) Эстетическая функция искусства проявляется в предвосхищении модных тенденций в искусстве.
3) Согласно гедонистической функции, искусство призвано доставлять удовольствие.
4) Воспитательная функция сопряжена с процессом социализации.
5) Компенсаторная функция отражает задачу прогноза негативных проявлений материальной культуры.
Ответ:
Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
В стране Z создан Центр изучения глобальных экологических проблем. Какие проблемы могут стать объектом изучения в данном центре? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) проблема «Север-Юг»
2) потепление климата
3) повышение уровня Мирового океана
4) распространение вируса СПИДа
5) озоновые дыры
6) глобальное перенаселение
Ответ:
Выберите верные суждения о видах благ и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) К неэкономическим благам все люди имеют свободный равный доступ.
2) Одна из классификаций экономических благ предполагает их разделение по времени использования (долговременные, недолговременные).
3) К общественным благам можно отнести государственное здравоохранение и систему образования.
4) Равное предоставление гражданам экономических благ – одна из обязанностей государства.
5) Одним из признаков экономических благ является отсутствие конкуренции в их потреблении.
Ответ:
Владимир Александрович владеет легковым автомобилем и земельным участком и периодически уплачивает соответствующие налоги.
Установите соответствие между примерами и элементами структуры налога: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Что из перечисленного относится к свойствам акции как ценной бумаги? Запишите цифры, под которыми эти свойства указаны.
1) доступна для гражданского оборота
2) призвана поддерживать стабильность национальной валюты
3) подтверждает участие в бизнесе
4) наделяет владельца правом на получение дивидендов
5) выпускается на ограниченный срок
6) носит долговой характер
Ответ:
На графике отражена ситуация на рынке ремонтно-строительных услуг: линия предложения S переместилась в новое положение S 1 (Р - цена товара, Q - количество товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) выдача льготных кредитов организациям, занимающимся строительством и ремонтом
2) увеличение доходов потребителей услуг рынка
3) развитие рынка жилищного строительства
4) рост налогов, уплачиваемых ремонтно-строительными организациями
5) повышение цен на строительные материалы
Ответ:
Укажите в приведенном ниже списке неформальные позитивные санкции.
1) правительственная премия
2) спонсорский грант
3) похвала
4) аплодисменты
5) дружеское рукопожатие
Ответ:
Учёные опросили 30-летних граждан страны Z. Им задавали вопросы: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Трудовая мотивация каждого десятого работника связана с интересом к порученному делу.
2) Достижение материального благополучия является наиболее популярным мотивом трудовой активности.
3) Больше работников думают о реализации своих способностей, чем о карьере.
4) Меньшую долю работников мотивирует социальнаяполезность их деятельности, чем возможность путешествовать, общаться c разными людьми.
5) Меньше всего опрошенных рассматривают карьерный рост в качестве трудовой мотивации.
Ответ:
Выберите верные суждения о политических партиях и движениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) По способу организации различают правящие и оппозиционные политические партии.
2) И политические партии, и общественно-политические движения участвуют в политической жизни.
3) Коммунистические партии, как правило, отстаивают священность и неотчуждаемость естественных прав личности, невмешательство государства в рыночную экономику.
4) Массовые политические партии, как правило, создают сеть своих региональных организаций.
5) Политические партии участвуют в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.
Ответ:
Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ‚ которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Найдите в приведенном списке черты, присущие идеологии либерализма. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сильное государство
2) соблюдение прав и свобод личности
3) гражданское равноправие
4) приоритет личности перед обществом и государством
5) стабильность
Ответ:
Что из перечисленного относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проведение собраний и митингов
2) обращение в государственные органы
3) уплата законно установленных налогов и сборов
4) защита Отечества
5) участие в управлении делами государства через своих представителей
Ответ:
Найдите в приведённом ниже списке характеристики правовой нормы. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) имеет общеобязательный характер
2) обеспечивается силой государственного принуждения
3) за нарушение предусмотрены общественные санкции
4) вступает в силу с конкретного срока
5) закрепляется в актах в письменной форме
6) вводится в действие постепенно
Ответ:
Установите соответствие между видами сделок и формой, в которой они должны проводиться: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Степану 14 лет, Ивану 12 лет. Какие из приведённых ниже действий Степан вправе осуществлять самостоятельно, в отличие от Ивана? Запишите цифры, под которыми они указаны
1) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться этими вкладами
2) быть заслушанным в ходе судебного разбирательства по определению своего места жительства при разводе родителей
3) совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями для свободного распоряжения
4) осуществлять права автора музыкального произведения
5) заключать трудовой договор (работа курьера) с согласия родителей
6) совершать мелкие бытовые сделки
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Успехи____________ (А) тесно связаны с развитием науки как одной из форм общественного сознания. Без науки невозможно представить современную жизнь и человеческую__________(Б), она - высшая форма знания, которая охватывает все явления неживой и живой природы, материальную и духовную _______(В) людей. С помощью науки оцениваются не только результаты истории, анализируются текущие события, но и в известной мере прогнозируется будущее. Каждая наука имеет свой (Г). Под ним подразумевается то, что исследуется. Также каждая наука имеет свой метод - т. е. как, каким способом осуществляется это исследование. Наука - результат общественного развития, она всемерно способствует становлению и развитию_________(Д), одна из главных её задач - удовлетворение общественных_______(Е).»
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
(К. Х. Момджян )
Какие факторы по мнению автора, кроме логических расчётов и планов, обуславливают социокультурное поведение человека? Приведите два положения. Используя обществоведческие знания, назовите ещё один любой фактор, не упомянутый в тексте.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Конечно, утверждение о том, что вне сознания нет и не может быть деятельности, осуществляемой человеком как социокультурным субъектом, нуждается в серьёзных уточнениях. В самом деле, «композитивный» характер социального действия, осуществляемого в соответствии с законами физики и биологии, а не вопреки им, заставляет нас учитывать теснейшую связь, а зачастую и взаимопроникновение, между собственными социальными и природными измерениями деятельности.
В этом плане целенаправленная деятельность, свойственная людям, не исключает наличия у них набора регуляторов поведения альтернативных сознанию. В действительности деятельность содержит в себе признаки не только простейшего физического процесса, но и приспособительного поведения животных, активности не в её родовом, а в сугубо биологическом понимании.
В этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что деятельность осуществляется людьми, каждый из которых представляет собой не только «микрокосм социальности», но и живой организм, наделённый как «витальными» потребностями животного, так и рефлекторными программами поведения – не только условными, но и безусловными. Человеческого младенца, только появившегося из утробы матери, никто не учит дышать, кричать или сосать грудь; вполне взрослые люди отдергивают руку от огня или инстинктивно сохраняют равновесие, ничуть не задумываясь над необходимостью или последовательностью предпринимаемых усилий.
Велик соблазн заявить, что подобные рефлекторные программы поведения отвечают лишь за внутренние и внешние реакции нашего «тела», и никак не вмешиваются в собственно деятельность, т. е. поведение людей как социальных существ. Однако подобное заявление едва ли соответствует истине, поскольку значимые социокультурные реакции человека вызываются отнюдь не только логическими расчётами и планами.
Мало того, что система человеческого сознания включает в себя совокупность эмоциональных процессов, сопровождающих и существенно влияющих на целеполагание. Следует признать, что необходимым внутренним компонентом человеческого сознания является обширная сфера так называемых бессознательных импульсов, без учёта которых картина социального поведения человека будет явно неполной.
На языке психологии поведенческие реакции, в которых отсутствует сознательная регуляция и контроль каждого из необходимых движений, именуют навыками. Место сознательного расчёта в них занимает автоматизированное восприятие действительности в форме двигательных и интеллектуальных навыков, являющихся основой полноценной предметной деятельности во внешней среде.
(К. Х. Момджян )
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
При изучении человеческой деятельности, обществоведы используют термин «навыки». Какое определение «навыков» приводит автор текста? Приведите три примера подобных навыков, о которых он пишет.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Конечно, утверждение о том, что вне сознания нет и не может быть деятельности, осуществляемой человеком как социокультурным субъектом, нуждается в серьёзных уточнениях. В самом деле, «композитивный» характер социального действия, осуществляемого в соответствии с законами физики и биологии, а не вопреки им, заставляет нас учитывать теснейшую связь, а зачастую и взаимопроникновение, между собственными социальными и природными измерениями деятельности.
В этом плане целенаправленная деятельность, свойственная людям, не исключает наличия у них набора регуляторов поведения альтернативных сознанию. В действительности деятельность содержит в себе признаки не только простейшего физического процесса, но и приспособительного поведения животных, активности не в её родовом, а в сугубо биологическом понимании.
В этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что деятельность осуществляется людьми, каждый из которых представляет собой не только «микрокосм социальности», но и живой организм, наделённый как «витальными» потребностями животного, так и рефлекторными программами поведения – не только условными, но и безусловными. Человеческого младенца, только появившегося из утробы матери, никто не учит дышать, кричать или сосать грудь; вполне взрослые люди отдергивают руку от огня или инстинктивно сохраняют равновесие, ничуть не задумываясь над необходимостью или последовательностью предпринимаемых усилий.
Велик соблазн заявить, что подобные рефлекторные программы поведения отвечают лишь за внутренние и внешние реакции нашего «тела», и никак не вмешиваются в собственно деятельность, т. е. поведение людей как социальных существ. Однако подобное заявление едва ли соответствует истине, поскольку значимые социокультурные реакции человека вызываются отнюдь не только логическими расчётами и планами.
Мало того, что система человеческого сознания включает в себя совокупность эмоциональных процессов, сопровождающих и существенно влияющих на целеполагание. Следует признать, что необходимым внутренним компонентом человеческого сознания является обширная сфера так называемых бессознательных импульсов, без учёта которых картина социального поведения человека будет явно неполной.
На языке психологии поведенческие реакции, в которых отсутствует сознательная регуляция и контроль каждого из необходимых движений, именуют навыками. Место сознательного расчёта в них занимает автоматизированное восприятие действительности в форме двигательных и интеллектуальных навыков, являющихся основой полноценной предметной деятельности во внешней среде.
(К. Х. Момджян )
В этом плане целенаправленная деятельность, свойственная людям, не исключает наличия у них набора регуляторов поведения альтернативных сознанию. В действительности деятельность содержит в себе признаки не только простейшего физического процесса, но и приспособительного поведения животных, активности не в её родовом, а в сугубо биологическом понимании.
В этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что деятельность осуществляется людьми, каждый из которых представляет собой не только «микрокосм социальности», но и живой организм, наделённый как «витальными» потребностями животного, так и рефлекторными программами поведения – не только условными, но и безусловными. Человеческого младенца, только появившегося из утробы матери, никто не учит дышать, кричать или сосать грудь; вполне взрослые люди отдергивают руку от огня или инстинктивно сохраняют равновесие, ничуть не задумываясь над необходимостью или последовательностью предпринимаемых усилий.
Велик соблазн заявить, что подобные рефлекторные программы поведения отвечают лишь за внутренние и внешние реакции нашего «тела», и никак не вмешиваются в собственно деятельность, т. е. поведение людей как социальных существ. Однако подобное заявление едва ли соответствует истине, поскольку значимые социокультурные реакции человека вызываются отнюдь не только логическими расчётами и планами.
Мало того, что система человеческого сознания включает в себя совокупность эмоциональных процессов, сопровождающих и существенно влияющих на целеполагание. Следует признать, что необходимым внутренним компонентом человеческого сознания является обширная сфера так называемых бессознательных импульсов, без учёта которых картина социального поведения человека будет явно неполной.
На языке психологии поведенческие реакции, в которых отсутствует сознательная регуляция и контроль каждого из необходимых движений, именуют навыками. Место сознательного расчёта в них занимает автоматизированное восприятие действительности в форме двигательных и интеллектуальных навыков, являющихся основой полноценной предметной деятельности во внешней среде.
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.
Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.
C9.1 Философия. «Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный, законченный человек и противоречит самому себе, если он живёт изолированно». (И. Фихте)
C9.2 Экономика. «Бизнес - увлекательнейшая игра, в которой максимум азарта сочетается с минимумом правил». (Билл Гейтс)
C9.3 Социология, социальная психология. «Власть над собой - самая высшая власть, порабощённость своими страстями - самое страшное рабство». (Л. Н. Толстой)
C9.4 Политология. «Политика слишком серьёзное дело, чтобы ею занимались одни политики». (Шарль де Голль)
C9.5 Правоведение. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам». (Ж. Даламбер)
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.
1. «ДЕЙСТВИЯ С ПОНЯТИЯМИ»
1. Что такое номинальное и реальное определения? Приведите примеры
а) Реальное – есть определение самого предмета, отраженного в соответствующем понятии. Примеры реальных определений дают энциклопедии и соответствующие специальные научные словари.
Например: «Конституция – есть основной закон государства, устанавливающий его общественное и политическое устройство». Здесь, в форме определения, раскрыто, прежде всего, содержание понятия «Конституция».
б) В номинальных определениях раскрывается смысл самого слова – имени предмета. Например: «Правовым называется государство, в котором верховенствует закон». Здесь раскрывается смысл словосочетания «правовое государство». Образцы номинальных определений дают всевозможные толковые словари.
Деление определений на реальные и номинальные относительно. Реальное определение может принять номинальную форму: «Конституцией называется основной закон…» и т.д. А номинальное определение способно облечься в форму реального: «Правовое государство – это государство…» и т.д.
2. Проверьте, правильно ли даны следующие определения (если нет, то назовите логическую ошибку):
а) Смежные углы – углы, имеющие общую вершину и сторону.
б) Пианино – музыкальный инструмент вроде рояля, только меньших размеров.
в) Арендатор – человек, получающий за определенную плату землю во временное пользование.
г) Религиозный человек – человек, имеющий религиозные убеждения.
д) Нация – устойчивая историческая общность.
е) Упрямство – порок слабого ума.
ж) Математика – не искусство.
а) нет, определение неправильно. Это характеристика. Логическая ошибка в том, что смежные углы не имеют общей вершины.
б) нет, неправильно. Размеры – не главный общий признак у пианино и рояля. К тому же это сравнение, а не определение.
в) да, определение дано правильно.
г) да, определение правильное.
е) нет, упрямство – это признак слабого ума, а не порок.
ж) нет, определение неверно, т.к. вообще всякое определение дается через утверждение, указание положительных свойств, качеств, характеристик, а не через отрицание; через сравнение, а не через противопоставление.
3. Правильно ли произведены следующие деления (если нет, то назовите логические ошибки):
а) Сделки бывают двусторонними, многосторонними и по доверенности.
б) Люди в рабовладельческий период делились на рабов и рабовладельцев.
в) В магазине имеются продовольственные и молочные товары.
г) Числа бывают действительные и мнимые.
д) Окружности могут быть вписанными, описанными и сами по себе.
е) Деревья состоят из корней, стволов и кроны.
ж) Женщина может быть незамужней, замужней, матерью или бабушкой.
а) нарушено правило: излишество в делении. Добавлен лишний член деления.
б) деление правильное, дихотомическое, по единому основанию.
в) нарушено правило деления по одному основанию. Допущена ошибка: это перекрестное (или сбивчивое) деление.
г) деление по отсутствию признака, служащего основанием деления.
д) деление несоразмерно: допущено излишество в делении.
е) это не деление, а определение понятия.
4. Произведите обобщение, а затем ограничение следующих понятий: Черта характера. Родовая община. Свобода. Вектор. Преступление. Эрудиция. Налог.
Черта характера: обобщение – натура
ограничение – вредность, упрямство
Родовая община: обобщение – племя
ограничение – семья, род
Свобода: обобщение – сделать нельзя, т.к. это философская категория
(т.е. наиболее общее, абстрактное понятие)
ограничение – воля
Вектор: обобщение – направление
ограничение – стрелка
Преступление: обобщение – правонарушение
ограничение – злостное хулиганство
Эрудиция: обобщение – энциклопедические знания
ограничение – сообразительность
Налог: обобщение – дань
ограничение – подать
5. В холле университета на диване расположились шесть студентов. Костя сидел через столько же человек от Степы, как и Степа от Саши. Толя сидел через столько же человек от Феди, как Федя от Пети. Между Толей и Сашей столько же человек, сколько между Степой и Петей, а также между Федей и Костей. Толя был не первый. Кто с кем сидел рядом?
Студенты сидели на диване в холле университета кругом.
1) Костя сидел через три человека от Степы: Федю, Сашу и Толю.
2) Степа сидел через три человека от Саши: Петю, Костю и Федю.
3) Толя сидел через три человека от Феди: Степу, Петю и Костю.
4) Федя сидел через три человека от Пети: Сашу, Толю и Степу.
5) Между Толей и Сашей столько же человек – четыре: Степа, Петя, Костя, Федя – сколько между Степой и Петей - четыре: Толя, Саша, Федя, Костя, а также между Федей и Костей - четыре: Саша, Толя, Степа, Петя.
Итак: Костя сидел рядом с Федей слева и Петей справа;
Петя сидел рядом с Костей слева и Степой справа;
Степа сидел рядом с Петей слева и Толей справа;
Толя сидел рядом со Степой слева и Сашей справа;
Саша сидел рядом с Толей слева и Федей справа;
Федя сидел рядом с Сашей слева и Костей справа.
Схематически это можно представить так:
2. «АНАЛИЗ СУЖДЕНИЯ»
1. Дано суждение: «Право регулирует общественные отношения». Ответьте на вопросы:
а) Каково по качеству и количеству это суждение (запишите формулу)?
в) Какова логическая и фактическая модальность этого суждения?
а) формула: «Все S есть Р», (А)
по качеству это суждение «утвердительное»,
по количеству оно «общее»
Итак, в целом, это – общеутвердительное суждение.
б) S + (субъект) распределен; Р - (предикат) не распределен
«Право регулирует общественные отношения»
|
|
в) логическая модальность этого суждения: «логически необходимо»
фактическая (онтологическая) модальность «фактически необходимо»
(онтологически необходимо)
Эти модальности на языке формальной логики обозначаются так:
« А» - «необходимо А».
2. Установите вид (по качеству и количеству, по логическому союзу, по модальности) следующих суждений и составьте их формулы:
а) Еще бы ты больше навострился, когда бы у него немного поучился.
б) Наука, прежде всего, есть дело не кабинетное и частное, а общественное и публичное (Д.И. Менделеев).
в) Ответственность за правонарушение может быть дисциплинарной, административной или уголовной.
а) «Еще бы ты больше навострился, когда бы у него немного поучился».
Формула: АВ (читается: «Если А, то В»)
Логический союз (связка) – импликация («если, …то»)
Вид суждения: сложное, импликативное
Модальность: «логически возможно»
б) «Наука, прежде всего, есть дело не кабинетное и частное, а общественное и публичное» (Д.И. Менделеев).
Формула: А v В (или АВ)
Логический союз (связка) – сильная (строгая) дизъюнкция
Вид суждения: сложное, строгое дизъюнктивное
Модальность: «логически необходимо»
«онтологически необходимо»
в) «Ответственность за правонарушение может быть дисциплинарной, административной или уголовной».
Формула: А v В (читается: «А или В»)
Логический союз (связка) – дизъюнкция («или»)
Вид суждения: сложное, слабое дизъюнктивное
Модальность: «онтологически возможно».
3. Правильно ли установлены качество и количество, распределенность терминов и модальность следующих суждений:
а) Нет адъютанта без аксельбанта – Общеутвердительное, субъект распределен, предикат не распределен, суждение о необходимости, достоверное.
б) Некоторые работники суда не имеют высшего образования – Частноотрицательное, субъект и предикат не распределены, суждение о возможности, достоверное.
в) Каждый человек имеет право на образование – Общеутвердительное, субъект и предикат распределены, суждение о возможности, вероятное.
а) «Нет адъютанта без аксельбанта» - Суждение общеутвердительное, субъект распределен, предикат не распределен, суждение о необходимости, достоверное.
Все установлено правильно.
б) «Некоторые работники суда не имеют высшего образования» - Частноотрицательное, субъект не распределен, предикат распределен (В тексте решение другое. Ошибка!), суждение о возможности, достоверное.
в) «Каждый человек имеет право на образование» - Общеутвердительное, субъект распределен, предикат не распределен (В тексте решение другое. Ошибка!), суждение о возможности, вероятное.
4. Составьте суждение по формуле: А(В v C). Определите, при каких значениях А, В и С оно будет истинным?
Суждение будет истинным в целом, при следующих значениях логических переменных:
А – ИСТИНА А – ИСТИНА А – ИСТИНА
В – ИСТИНА В – ЛОЖЬ В – ИСТИНА
С – ЛОЖЬ, или С – ИСТИНА, или С – ИСТИНА
Суждение, согласное данной формуле, будет, к примеру, таким:
- «Если человек читал книгу, то знает ее содержание или ее основную идею».
5. На стоянке находились четыре прекрасные машины, а между ними расхаживала девушка, ибо одна из машин принадлежала ей. Какая, если чья-то коварная рука на каждой машине оставила по две надписи, одна из которых истинна, а другая ложна? На голубой машине: «Это не моя машина. Мне принадлежит белая». На желтой: «Это моя машина. Красная машина тоже моя». На красной: «Это моя машина. Голубая тоже моя». На белой: «Это моя машина, а голубая не моя».
Ответ: Девушке, которая расхаживает между машинами на стоянке, принадлежит красная машина.
Логика рассуждения
1-й логический шаг:
1) на голубой надписи: это не моя, моя белая
2) на желтой надписи: это моя, красная моя
3) на красной надписи: это моя, голубая моя
4) на белой надписи: это моя, голубая не моя
2-й логический шаг: произведем перестановку для удобства сравнения
1) белая: белая моя – ложь, голубая не моя – истина
2) голубая: белая моя – ложь, голубая не моя – истина
3) красная: красная моя – истина, голубая моя – ложь
4) желтая: красная моя - истина, желтая моя – ложь
3-й логический шаг:
Нам известно по условию задачи, что в каждой паре надписей – одна истинная и одна ложная. Допустим, что в надписях на белой и голубой машинах надпись «голубая - не моя» - истина, а надпись «белая - моя» - ложь.
4-й логический шаг:
Тогда (следите по схеме): если утверждение «голубая – не моя» - истина, то одна из надписей на красной машине, а именно: «голубая - моя» - это ложь, а вторая надпись в этой паре, соответственно, - истина.
5-й логический шаг:
И тогда в оставшейся паре надписей на желтой машине нетрудно установить, какая истинна, а какая ложна: а именно – «красная - моя», это истина, а надпись «желтая - моя» - ложь.
Итак, девушке принадлежит красная машина. Ура – рад за нее! Надеюсь, что она так же прекрасна, как и те машины, между которыми она гуляет.
И обстоятельство. В-третьих, различие между суждением и предложением состоит также в том, что каждый национальный язык имеет свой особый единый грамматический и фонетический строй. Логическая же структура суждения одинакова независимо от его выражения в том или ином языке. В-четвертых, логический строй мысли и грамматическая форма речи также не совпадают. Подлежащее в предложении должно...
Посылкой следующего умозаключения и т.д. В весьма сложных и разветвленных доказательствах одни и те же посылки и промежуточные заключения в качестве посылок могут применятся по несколько раз. Значение доказательства в науке. Степень зрелости и развитости науки и научного мышления непосредственно определяется уровнем использования в них доказательств, с помощью которых обосновывается истинность...