Юсуповы. Невероятные истории

В семье Н.Б. Юсупова и его жены Татьяны Александровны, урожденной де Рибопьер, было две дочери - Зинаида и Татьяна. О старшей - Зинаиде известно много - она была дружна с Великой княгиней Елизаветой Федоровной, ее любили в свете, о ней восторженно писала инфанта Эулалия, ее руки просил болгарский князь. Она блистала на придворных балах, пережила революцию и окончила жизнь в Париже. О младшей сестре - Татьяне - почему-то совсем мало информации. О ней совсем ничего не пишет племянник - Феликс Юсупов, осталось лишь несколько портретов и фотографий, которые лишь говорят о том, что Татьяна не уступала своей сестре в красоте.

Что же, чем меньше известно о Татьяне Николаевне Юсуповой, тем интереснее находить хоть какие-то факты и упоминания.

Маленькая Татьяна или Таник, как ее звали в семье, не очень часто живет в России - много времени она проводит за границей - на вилле Юсуповых Татиания, куда уезжает поправлять здоровье ее матушка. В поездках по Европе Таник и ее сестра часто встречаются не только с русскими и европейскими аристократами, но и с представителями правящих династий.

Когда Танёк было всего 13 лет, скончалась ее матушка.

"Горит ночник. Я боюсь оставаться одна! Последние слова Мама: Еще четверть часа! Боже мой! Мама нас благословила, всех троих, в последний раз. Отче наш. Богородица. Всеупование."

"Папа дает мне кольцо Мама. Я умираю от горя. Дюринг дает мне лекарство."

Со смертью Мама детство для Татьяны закончилось. У нее есть отец, сестра, бабушка, но она чувствует себя одинокой. В ее письмах и записях часто звучит теперь грустная нота. Любовь к матери она теперь переносит на Императрицу Марию Александровну и Великих князей Сергея и Павла:

"За десертом Папа велел дать мне клятву, а Зайдэ не дала сладостей за то, что я опять сказала "Маруся" (об императрице). Зайдэ добавила, что я часто называю "Сержем" и "Полем" великих князей!"

Мы идем к Кутузовым! Они нас ждали и очень рады видеть. Саша и Маня рассказывают нам о войне. Я заявила Аглае, что ненавижу турок!"

В 1880 году Князь Николай Борисович и его дочери возвращаются в Россию. Танёк наконец снова в Петербурге, она встречается с родными, друзьями, выезжает в концерты и на вечера. В этот же период ее сестра знакомится с Князем Ф.Ф. Сумароковым-Эльстон и сразу же после знакомства с Феликсом отказывается стать невестой князя Болгарского. Об этом пишет Татьяна в записной книжке: "Я иду в немецкий театр. Зайде вернулась вся красная с "Комендантского", где она познакомилась с болгарским князем и с кавалергардом Сумароковым-Эльстоном".

Два года князь Юсупов противится этому браку. Он мечтал породниться с правящим монархом, а не с кавалергардом Сумароковым и уже видел свою старшую дочь на престоле Болгарии.

Княжна - патриотка. Она всегда искренне радуется возвращениям в Россию и грустит, когда приходится уехать в Европу.

"Я проснулась более веселой. Мы покидаем Германию. Скоро мы в России! Не могу передать, какая радость!… Мы пошли ужинать и нам подали ряпчики. Я ела их с удовольствием - не потому, что я - гурман, а потому, что это напомнило мне Петербург, словно я уже там. Я чувствовала себя счастливой - не из-за этих ряпчиков, а из-за того, что опять вижу эту столовую, так давно мне известную, этот большой русский самовар, громко закипающий, всю эту русскую обстановку."

Татьяна Николаевна была влюблена с ранней юности. Предметом увлечения, а затем любви, которой Татьяна Николаевна осталась верна до последнего дыхания, был Великий князь Павел Александрович, младший сын императора Александра II. Великие князья Павел и Сергей часто бывали в гостях у Юсуповых, о встречах дома и в свете княжна Татьяна упоминает в своих записках.

"Умираю от желания пойти на бал Евгении Максимилиановны. Наконец, я изъявила свои намерения, сказала, что пойду. Мы опаздываем, Феликс и я. Мари Оболенская мне протежирует. Я танцую с гусарчиком Бодринским. Спетч разливается с Евгенией М. Танцую мазурку с Ивкиным. Смотрю на цветок в руке Вел. Кн. Засыпаю, молясь за двух братьев. Я кажусь ветренной и кокетливой, но это из-за моей робости и неопытности, и все-таки мне улыбнулись! Какие противоречия уживаются в юном сердце! Как мне не хватало этих увлекающих звуков вальса!"

"Мой день рождения. Папа меня растрогал: в полночь он меня благословил и надел мне браслет, который походит на мое кольцо. На пороге нового года, на пороге новой жизни я молилась от всего сердца! Что происходит в его душе, когда я молюсь за него?

В зимнем саду я вспоминаю обо всем…Кауффман пригласил меня на мазурку. Это жемчужина бала! Визави с серьезным Татищевым. В.К Алексис и Н.П. действуют мне на нервы! Кауффман несколько надоедлив.

"Беспокоюсь за В.К. Поля, которым я слишком много занималась в мечтах. Я хотела выйти за него замуж."

"Свадьба Поля состоится в Петербурге! Где вы, мои мечты! Я молюсь о Павле и тете Мими."

"В этом месяце у меня было столько волнений и надежд! Волнений из-за Поля, его хрупкого здоровья, его будущего. Я боюсь, как бы он не женился на ком-нибудь, кроме меня, бедной. Одна мысль о возможности этого приводит меня в ужас!"

Великий князь Павел

"Играли вальс, при звуках которого я увидела и полюбила Поля - это воспоминание так оживлено любовью, что я вздрогнула! Звуки скрипки не были волшебными, но было очень забавно. Я кружилась, как в вихре!"

"Наконец я иду к кузинам Голицыным и сижу у них долго. Портрет Сержа и Елизаветы, которые доставляют мне удовольствие. Портрет моего Поля на фоне Везувия. Княгиня Голицына знает, я в этом уверена, что я его люблю."

" Вместе с доброй Дюдюшей и букетом фиалок иду к княгине Любановой, меня встречает бедная Меме. Потом я иду у Ольге. У маленького Жоржика сильный жар. Я признаюсь Ольге, что люблю Поля! Стахович говорит, что я выйду замуж 17 мая. Саша приходит обедать. Спиритизм. Снова предмет моей ненависти. Мой веер сломан. Маленькая драгоценность бальной залы! "Здравствуйте" - Полю, Фраза Алексису. Элла разговаривает со мной; здесь Ирэн и Вел. герцог Гессенский. Религиозные сюжеты на лестнице. Катя Кузина в ткалетной комнате и любимые лица! Я восхищаюсь поцелуем любви. Серж и меня запрягает в работу.Смерть Аксакова зарождает во мне немного надежды. Молодая пара удирает. Я не могу больше сдерживаться. Передо мной одевается Поль. Как он мил! Я думаю о "счастливом денечке". Я тревожусь."

"Мне двадцать лет! Бог хочет, чтобы я больше не плакала! Папа дарит мне восхитительный браслет, а Зайдэ - прекрасный листик увядшего плюща из бриллиантов с рубином. Я тронута! Я иду в церковь, куда приношу свое волнение и не могу сдержать слез!"

Сегодня гаданье по карандашу! Саша заходит на минутку и приносит мне Huf с огромной и очень красивой фотографией Поля. Я влюблена в него! Григорьев и Анна обедают.

Павел. Татьяна. Зачем спрашиваешь? Бог не велит! Не тревожь душу мою. Папа взволнован.

Саша обедает. Я секретничаю с ней по поводу Валериана. Она сейчас же бежит к Наташе и запаздывает. Я вижу, как из-за ширмы появляется мой взрослый Поль с его доброй улыбкой! Он ни разу не танцует со мной, ни разу его взгляд не падает на меня, он улыбается другим. Я страдаю от этого."

"Я хотела бы не проснуться. Папа заставляет меня плакать разговорами о Поле. Приходит Ольга вместе с госпожой Геркен и долго сидит."

"Папа лучше, я встала очень поздно. Лиза говорила о своей матери. Мне от этого грустно. Феликс утверждает, что свадьба Поля решена, а Мих. Миха - вероятна. Игнатьевы пробовали зондировать почву, но это глас вопиющего в пустыне. Зайдэ и Феликс идут в театр. Аурелия мне читает. Боже мой! Я хочу любить всегда".

Вероятно, Татьяна по примеру своей тезки, пушкинской героини, призналась в чувствах к Великому князю. Он не ответил ей взаимностью и детская дружба была прекращена, отныне Павел избегает Татьяну. Ее сердце разбито.

Сестры Танёк и Зайде Юсуповы

"Мне абсолютно невозможно отныне быть счастливой, что бы ни произошло. Дружба - самое чистое Божье благословение, но я не сумела сохранить это сокровище, и я умру, не осуществив мечту всей моей жизни. Как и ты, Поль, я не являюсь чьей-то половиной. Меня мало заботит мысль о том, что я постарею, но я очень не хочу стареть одинокой. Я не встретила существа, с которым хотела бы жить и умереть, а если и встретила, то не сумела удержать возле себя."

С апреля 1888 года Татьяна гостит в Архангельском у сестры Зинаиды, где перед нею - картина живого воплощения ее мечтаний о счастье: союз двух любящих сердец. Она рада за сестру и Феликса, но в ее стихотворении, написанном по приезде, звучит грустная, даже тревожная нота:

Их парус - апреля сияющий свет,
Звезда его путь охраняет.
Мой парус, напитанный влагою слез,
В далеких волнах исчезает…
Их чаши искрятся напитком любви,
Моя опрокинулась чаша…
Тот факел, что ярко горит для других,
Я лилией белой украшу!

Телеграммы из Архангельского в Берлин князю Н.Б. Юсупову рассказывают о последних днях Татьяны Николаевны:

24.06. 1888 "У Танёк небольшой жар у нас хороший доктор не волнуйся Зинаида."
27.06. 1888 "Княжна Татьяна скончалась в полночь без страданий очень спокойно не приходя в сознание подготовьте отца Сумароков".

«Не искушай меня без нужды», - просил в своем знаменитом стихотворении член Московского Английского клуба поэт Евгений Абрамович Боратынский. Николай Борисович Юсупов-младший судьбу искушал, по крайней мере, дважды в жизни.

Князь хорошо знал историю своего рода - не только общепринятую, которую изложил в подготовленном при его непосредственном участии обширном двухтомнике документов, но и тайную, тщательно сокрытую от посторонних взглядов. Семейное проклятие или точнее - рок, о котором я уже писал в начале книги, не обошел стороной и его семью.

Царевич Алексей Петрович, так любивший князя Бориса Григорьевича Юсупова, по легенде, предрек ему постепенную гибель всего Юсуповского рода из-за участия князя в судебном «деле» несчастного сына Петра Великого. Это неправедное «дело» погубило род Романовых, который фактически пресекся на императрице Елизавете Петровне, а окончательно на царевиче Алексее. Оно же обратилось страшным роком и против потомков Бориса Григорьевича. Существует другая версия, согласно которой родовое проклятие оказалось наложено на Юсуповых из-за перемены Веры. На другую, обедневшую ветвь рода, переменившую религию много раньше, проклятие не сочло нужным подействовать столь же решительно

О смерти Татьяны, случившейся в 1888 году, на 22-м году жизни, ходили самые разноречивые слухи. Официальная версия сводилась к столь «любимому» в княжеском роду тифу, на регулярные эпидемии которого можно было свалить все, что душе угодно. Тоскующей же душе отца - князя Николая Борисовича-младшего угодно было запрятать эту семейную тайну как можно глубже, что он благополучно и сделал…

Княжну Татьяну похоронили у южной стены усадебной церкви Архангела Михаила в Архангельском, на высоком холме, круто сбегающем к старице Москвы-реки. Здесь всегда красота. Летом виден заречный луг и лес. А осенью, зимой и ранней весной, когда на деревьях нет листвы, с холма открывается тот самый восхитительный вид, которым учила любоваться маленькую Танёк Мама. Позже на могиле была установлена статуя М.М. Антокольского "Ангел". Работу над ним художник начал в ноябре 1892 года, судя по его письмам к Зинаиде Николаевне Юсуповой.

Марк Матвеевич писал: «...буду очень очень рад показать Вам княгиня и князю мои новые наброски... Переделавши мои наброски вижу, что князь был прав, я докончил также и начатый эскиз и к моему [стыду] -удачно, по крайней мере так мне кажется». В следующем письме он благодарил Зинаиду Николаевну за полученные в счет работы 10 тысяч франков. Антокольский не был в Архангельском, не видел места захоронения Татьяны, что, безусловно, затрудняло творческие поиски. Юсуповы, вероятно, ознакомили Марка Матвеевича с описанием местности, с фотографиями княжны для воссоздания ее портретных черт в скульптуре; сообща обсуждали замысел памятника, искали композиционное решение, видоизменяя и совершенствуя его. Первоначальный эскиз из гипса - небольшая статуэтка (высота 37 см) со взрыхленной отрывистыми мазками поверхностью. Намечен только общий контур фигуры: не обозначены черты лица, не проработаны складки одежды; крылья, опущенные вниз, велики и невыразительны; у основания нет цветов. Но уже в подготовительной работе (боцетто) ваятель выделил главное - устремленность девушки-ангела вверх.

О лепке глиняной модели большого размера мы узнаем из статьи «В мастерской Антокольского». Анонимный автор посетил ателье художника в Париже и подробно сообщил о его творческом методе. «Я зашел в соседнюю комнату, где работал Марк Матвеевич. Это была мастерская. На каменном полу лежала кучками мокрая глина, валялся гипс и были разбросаны разные инструменты и технические приспособления. Статуй здесь было две. Одна, еще из глины, не оконченная - М[арк] М[атвеевич] над нею и работал - представляла собою высокую, стройную женщину-ангела с крыльями, стремящуюся в высь (заказ для памятника). Не смотря на то, что фигура была мало выработана, она поразила меня своей красотой, легкостью и грациозностью. Она целиком тянется вверх с такой стремительностью, что кажется, вот еще миг - и она улетит.

М[арк] Матвеевич] работал нервно, лихорадочно. Он вырабатывал складки платья женщины. Смелой рукой прибавлял он тут и там куски глины, быстро срезывал лишнее, отходил в сторону, бросал внимательный нервный взгляд, опять подходил, снова срезывал, подправлял, сильно нажимал ладонью на мокрую глину, проводил пальцем складку...».

Модель из глины была положена в основу композиции второго гипсового эскиза - окончательного варианта памятника - идентичного с мраморным экземпляром в Архангельском. О последнем Антокольский писал из Парижа в мае 1895 года скульптору И.Я.Гинцбургу: «Заканчивается у меня группа из мрамора: «Сестра милосердия». Другую фигуру, «Ангел», рубят мне из мрамора».

В этом произведении мастер реалистически передал состояние элегической грусти, смирения и отрешенности, создав поэтический одухотворенный образ. Юное красивое лицо девушки обращено к небу, глаза закрыты; она словно молится, слегка приоткрыв губы и прижимая к груди крест. У ног рассыпаны цветы и лежит огромный букет «из роз благоуханных душистей мира и кадил». Очень эффектны взметнувшиеся за плечами крылья, в отличие от первого эскиза они широко распростерты, приподняты и усиливают иллюзию движения. Кажется, что княжна - ангел, так легко шествующая, через мгновение взойдет на небесную лестницу, по которой Ангелы Божии восходят в рай. Скульптура отмечена высоким техническим исполнением. Мастерски моделированы струящиеся складки длинного одеяния, будто они колышатся под дуновением ветра.

З.Н. Юсупова на фоне портрета умершей сестры

Монумент, установленный в 1899 году на могиле Т.Н.Юсуповой на живописном высоком берегу Москвы-реки, хорошо просматривался со всех сторон, его ясный выразительный силуэт четко вырисовывался на фоне вековых деревьев. Однако в 1939 году в целях лучшей сохранности памятник пришлось перенести в другое, более безопасное, место. В настоящее время он хранится в парковом павильоне «Чайный домик».

В одной из своих статей Марк Матвеевич отмечал: «Скульптура достигла высокой техники, - ею любовались, она ласкала глаз, но не трогала чувств, мне же хотелось, чтобы и мрамор заговорил своим чистым, мощным лаконичным языком и будил в нас лучшие чувства - красоты и добра, таков был и есть мой идеал в искусстве». Этому идеалу вполне соответствует и статуя «Ангел».

Великий Князь Павел женится через год после смерти Татьяны - на принцессе Александре Греческой, которой тоже было суждено умереть молодой…

Стихотворения Татьяны Николаевны Юсуповой

Береза (на русском)

Когда я вижу твой узор
Дрожащий, серебристый,
Я вспоминаю Русский бор
И островок тенистый,
И берега Невы,
И все, что я люблю…

Фиалка (перевод И.В. Никифоровой)

Фиалка, скромница лесная,
Ты плачешь,ты забыть не можешь
О счастье в солнечном Крыму,
Где цвел твой ландыш, твой душистый щеголь.

Любимый мой!
Тебя я предпочла
Всем кавалерам мира,
Всем усладам!

Ты так чувствителен -
Не мни моих цветов,
Не рви их лепестков,
Не разбивай мне сердца!

Мое желание (перевод И.В. Никифоровой)

Обратится галера гондолой,
И шипы превратятся в цветы,
Если стану я Поля женою!
Боже мой, воплоти же мечты!

Не исчезай! Ведь жизнь полна тобою!
И в горе, что тебя покинула и Мать,
Я плакала одной с тобой слезою,
Тая в душе надежды благодать.

Теперь мне двадцать.
После слез и боли, я все еще надеждою живу,
Я все еще молю: "О, сохрани мне душу!
Благослови, Господь, любовь мою!"

На печальном балу (перевод И.В. Никифоровой)

Прижав к губам букет,
К нему шагнула я,
Скрывая горечь слез,
И муку затая.

Другая рядом с ним, а мне -
Страданья темный сон!
Угасла память о былом,
Любить не будет он!

Полю (перевод И.В. Никифоровой)

Прости мой гнев, прости!
Я покорюсь судьбе.
Жизнь - не веселый бал,
Не ровня я тебе!

Но если бы твой взгляд
Проникнуть в сердце мог!
Моя немая боль -
Моей любви залог!

Полю (перевод И.В. Никифоровой)

Ты посмеялся надо мной!
Смеясь, ты осудил
Воспоминания, любовь,
Все, чем когда-то жил!

Бал, музыка, цветы -
И влага моих слез.
Святой огонь любви
Мне счастья не принес!

Взяты материалы из книги: И.В. Никифорова "Княжна Татьяна. Письма дневниковые записи, воспоминания"

(урожденная Энгельгардт) - родная племянница светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического, родилась 1 января 1769 г. в небогатой дворянской семье Смоленской губернии. Отец ее, ротмистр Смоленской шляхты Василий Андреевич Энгельгардт, был женат на Елене Александровне Потемкиной, и благодаря этому родству, все дочери его сделали блестящие партии. Раннее детство Татьяны Васильевны совпало с фавором ее знаменитого дяди. Она была младшей из своих сестер и, подобно им, отличалась замечательной красотой. Покровительство дяди, счастливая наружность, мягкий характер - все обещало ей счастливое будущее. Не достигши еще двенадцатилетнего возраста, она была сделана фрейлиной, и императрица взяла ее под свое покровительство. Попав из бедной провинциальной обстановки к шумному двору Екатерины II, Татьяна Васильевна сделалась предметом внимания многих, не только как племянница вельможи, но как очень интересная, умная, живая и очень красивая девушка. К этому времени относится ее знакомство с герцогиней Кингстон, графиней Варчь, которая на собственной роскошной яхте тогда посетила Петербург и была принята при Дворе. Привлекая всеобщее внимание своим умом, красотой, блеском и богатством своего путешествия, герцогиня, в то время уже не первой молодости, полюбила, как дочь, пятнадцатилетнюю фрейлину императрицы Татьяну Васильевну Энгельгардт. Она так к ней привязалась, что соглашалась сделать ее наследницей всего своего громадного состояния, лишь бы Татьяна Васильевна согласилась покинуть Россию и уехать с ней в Англию. Но на это не могла согласиться юная фрейлина: она любила свою родину, привязалась к императрице, и никакие заманчивые предложения не могли склонить ее покинуть Россию. Предложение герцогини было отвергнуто, и вскоре после этого в 1785 г. Татьяна Васильевна вышла замуж за своего дальнего родственника, генерал-поручика Михаила Сергеевича Потемкина. Сама императрица устроила эту свадьбу и убирала к венцу юную невесту. Только шесть лет продолжалась их семейная жизнь. В 1791 г. совершенно случайно, переправляясь через реку, ее муж утонул, и она осталась вдовой с двумя малолетними детьми, из которых дочь Екатерина была крестницей императрицы. Смерть мужа была тяжелым ударом для Татьяны Васильевны. Она удалилась от двора и стала проводить время в уединении, не принимая участия в шумной жизни тогдашнего общества. Только уступая настойчивым просьбам императрицы, она наконец решила снова изредка появляться в придворном кругу. Здесь вскоре она встретилась с кн. Николаем Борисовичем Юсуповым, своим будущим супругом. В это время кн. Николай Борисович только что вернулся из-за границы, куда он ездил с чрезвычайным посольством в Италию. Опять при благосклонном согласии императрицы состоялась в 1793 г. свадьба Татьяны Васильевны с кн. Юсуповым. Через год у них родился сын Борис Николаевич. После замужества Татьяна Васильевна снова стала редко появляться при Дворе; она искала тихой спокойной жизни и всецело посвятила себя воспитанию сына. С этого времени и до самой кончины жизнь княгини протекла мирно в семейной обстановке и в обществе лиц, которых она любила и которые сами ценили и уважали Татьяну Васильевну как хорошего и интересного человека. В ее гостиной собирался избранный круг лиц, к которому между прочим принадлежал поэт Державин, написавший в альбом княгини прекрасное стихотворение "Спящий Эрот", внушенное ему видом лежащего в кроватке сына Татьяны Васильевны. Кроме того, Державин написал также в альбом княгини обращенное к ней стихотворение "К матери, которая сама воспитывает детей своих". Ее дом посещали также баснописец Крылов, поэт Жуковский и знаменитый поэт А. С. Пушкин; вообще, много знаменитостей артистических и литературных можно было встретить в гостиной княгини Юсуповой.

Здесь, в Петербургском доме княгини, жила и другая знаменитость, дочь сибирского ссыльного Прасковья Лупалова, пришедшая в 1804 г. в Петербург из далекой Сибири искать милости для своего сосланного отца. Она нашла приют и покровительство у княгини Татьяны Васильевны, которая помогла ей выйти из затруднительного положения, дав известному французскому романисту графу де Местру материал для его известного рассказа "Параша-Сибирячка", в котором описана скромная Прасковья Лупалова.

Владея громадным состоянием, Татьяна Васильевна сама занималась управлением своих многочисленных имений, причем отличалась большой аккуратностью и бережливостью, подавших повод считать ее скупою. Одно время княгиня увлекалась составлением собрания эмблем и девизов, причем она просила своих знакомых предложить какую-нибудь эмблему и надпись и затем заказывала талантливым художникам вырезать их на сердоликах, ониксах и разных дорогих камнях. Гораздо более дорогой оказалась для княгини ее склонность к собиранию драгоценных камней. Составленная ею коллекция была очень ценной. В этой коллекции находились между прочим известный бриллиант, по своей величине и красоте названный "Полярной звездой", затем серьги королевы Марии-Антуанетты, алмаз, называемый la tête du bélier (Альдебаран), большой сапфир, разные солитеры и проч. Среди них находилась также славная жемчужная и алмазная диадема королевы Неаполитанской, супруги Мюрата. Знаменитая жемчужина, известная под именем "Перегрина", которую в 1620 г. купил за 200000 рублей Филипп II, украшала также коллекцию княгини.

Широко и спокойно текла жизнь Татьяны Васильевны, и она незаметно достигла преклонной старости. Сохранив до конца дней доброе, отзывчивое сердце, княгиня не переставала всю свою жизнь заниматься делами благотворительности. Она скончалась совершенно неожиданно 23 мая 1841 г. в С.-Петербурге, где и погребена в притворе Александро-Невской лавры.

"О роде князей Юсуповых, собрание жизнеописаний их, грамот и писем к ним Российских Государей, с XVI до половины XIX века, и других фамильных бумаг, с присовокуплением поколенной росписи предков князей Юсуповых с XVI века". Часть первая, СПб., 1867 г., стр. 169-176, 417. - Кн. А. Б. Лобанов-Ростовский , "Русская родословная книга", изд. 1895 г., т. II, стр. 418. - Сочинения Г. Р. Державина (Академическое изд. под редакцией Грота). - "Русские портреты XVIII и XIX ст.", т. I, № 10; т. IV, № 206. Изд. великого князя Николая Михайловича.

Б. Алексеевский.

  • - княгиня, жена кн. Алекс...
  • - талантливая актриса для благородных спектаклей, при Екатер. II , бывшая фрейлина, урожденная Хованская, супруга князя Ф. С. Барятинского...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - статс-дама, ур. Пашкова, 2-я супр. Председ. Госуд. Сов. Дополнение: , ур. Пашкова, благотворительница и писательница...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - писательница...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - при Елиз. Петр., ур. кн. Куракина, обер-гофмейстерина...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - вдова; 1624 г. сентября 15 пожалована в верховые боярыни Москов. двора; по смерти царицы Марии Владимировны удалилась в монастырь...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - ур. Романова; † 21 июля 1610 г. - сестра царя Мих. Федоровича...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - композитор-дилетант, автор романса "Скажите ей", часто исполнявшегося Тамберликом в СПб. Вообще романсы ее были в 50-80-х гг. XIX столетия очень популярны...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - статс-дама и кавалерственная дама орд. св. Екатерины, супруга канцлера...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - дочь вел. кн. Василия Дмитриев. , 1418 г. жена боярина кн. Юрия Патрикиевича...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - дочь великого князя Василия Димитриевича. О ней только и известно, что в 1418 г. она выдана была в замужество за московского боярина кн. Юрия Патрикиевича Патрикеева. "Полн. собр. русск. летоп.", VII, 254; "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - дочь в. кн. московского Василия Дмитриевича, жена боярина московского князя Юрия Патрикеевича...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - гофмейстерина имп. Марии Александровны...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - старшая дочь кн. Бориса Григорьевича...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - урожд. Энгельгард, статс-дама...

    Большая биографическая энциклопедия

"Юсупова, княгиня Татьяна Васильевна" в книгах

Княгиня Ольга Святая княгиня

Из книги Сильные женщины [От княгини Ольги до Маргарет Тэтчер] автора Вульф Виталий Яковлевич

Княгиня Ольга Святая княгиня Нет в русской истории женщины более уважаемой и более прославляемой, чем святая княгиня Ольга. Хотя все историки отмечают, что среди ее деяний были и излишняя жестокость, и обман, и вероломство, она, тем не менее, считается одним из

ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ГЛИНСКАЯ, ГОСУДАРЫНЯ И ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ, ПРАВИТЕЛЬНИЦА ВСЕЯ РУСИ. ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ГРОЗНОГО. КНЯЗЬ ИВАН ФЕДОРОВИЧ ОВЧИНА-ТЕЛЕПНЕВ-ОБОЛЕНСКИЙ. КНЯЗЬЯ ВАСИЛИЙ И ИВАН ШУЙСКИЕ. КНЯЗЬ ИВАН БЕЛЬСКИЙ. ГЛИНСКИЕ (1533–1547)

Из книги Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга I автора Биркин Кондратий

ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ГЛИНСКАЯ, ГОСУДАРЫНЯ И ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ, ПРАВИТЕЛЬНИЦА ВСЕЯ РУСИ. ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ГРОЗНОГО. КНЯЗЬ ИВАН ФЕДОРОВИЧ ОВЧИНА-ТЕЛЕПНЕВ-ОБОЛЕНСКИЙ. КНЯЗЬЯ ВАСИЛИЙ И ИВАН ШУЙСКИЕ. КНЯЗЬ ИВАН БЕЛЬСКИЙ. ГЛИНСКИЕ (1533–1547) После смерти

Ирина Юсупова

Из книги 50 величайших женщин [Коллекционное издание] автора Вульф Виталий Яковлевич

Ирина Юсупова ГОЛУБАЯ КРОВЬВ этой хрупкой, невероятно красивой девушке текла кровь одного из знатнейших родов Европы. Казалось, ее ждет блестящая судьба – дочь великого князя, жена самого завидного жениха империи, фантастически богатого красавца и аристократа; ей

Байки от Феликса Юсупова 1. "Стреляли"

Из книги Исторические байки автора Налбандян Карен Эдуардович

Байки от Феликса Юсупова 1. "Стреляли" 1916 год. Убийство Распутина. Распутин демонстрирует чудеса живучести, убийцы – чудеса непрофессионализма.На стрельбу и вопли в конце концов прибегает городовой – типа "А чё это вы тут делаете, а?".Феликс Юсупов начинает нести чушь про

Юсупова, И. А.

Из книги Падение царского режима. Том 7 автора Щеголев Павел Елисеевич

Юсупова, И. А. ЮСУПОВА, Ирина Ал-др. (1895), кн., ур. Романова, кн. имп. крови, дочь в. к. Ал-дра Мих. и Ксении Ал-др., внучка имп. Алекс. III и имп. Марии Фед., племянница имп. Ник. II. В замуж. с 1914 за гр. Ф. Ф. Сумароков.-Эльстон, получившем 28 янв. 1914 титул и фамилию кн. Юсупова. IV, 24,

Глава 13 1896–1914 Мои отношения с императором и императорской семьей. – Императрица Александра. – Первая аудиенция у императора в 1896 году. – Его большая личная привлекательность. – Императрица Мария. – Великая княгиня Мария Павловна. – Великая княгиня Виктория и великая княгиня Ксения. – Великий

Из книги Моя миссия в России. Воспоминания английского дипломата. 1910–1918 автора Бьюкенен Джордж

Глава 13 1896–1914 Мои отношения с императором и императорской семьей. – Императрица Александра. – Первая аудиенция у императора в 1896 году. – Его большая личная привлекательность. – Императрица Мария. – Великая княгиня Мария Павловна. – Великая княгиня Виктория и

88. ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА, великая княгиня

автора Хмыров Михаил Дмитриевич

88. ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА, великая княгиня вторая жена Василия Третьего Ивановича, великого князя московского и всей Руси, дочь князя Василия Львовича Глинского прозванием Слепой, православного литовского выходца татарского происхождения, и жены его Анны, известной только по

116. ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬКОВНА (Васильевна), великая княгиня

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

116. ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬКОВНА (Васильевна), великая княгиня Так в своде летописей Татищева именуется вторая жена Всеволода III Юрьевича (Георгиевича) Большое Гнездо, великого князя владимирского и суздальского, называемая другими Анною, тело которой погребено, как указывают

III. Княжна Сбыслава. – Княжна Измарагд. – Княгиня Верхуслава. – Гертруда, княгиня Галицкая. – Ольга, княгиня Волынская и ея приемыш Изяслав. – Княгиня Кончака-татарка. – Елена Омулич, служанка Анны, княгини Литовской. – Александра, княгиня Нижегородская. – Ульяна, княгиня Вяземская

автора Мордовцев Даниил Лукич

III. Княжна Сбыслава. – Княжна Измарагд. – Княгиня Верхуслава. – Гертруда, княгиня Галицкая. – Ольга, княгиня Волынская и ея приемыш Изяслав. – Княгиня Кончака-татарка. – Елена Омулич, служанка Анны, княгини Литовской. – Александра, княгиня Нижегородская. – Ульяна,

I. Первые русские переводчицы: княгиня Меншикова, г-жа Макарова, девица Орлова, княгиня Голицына, княжны Волконские

Из книги Русские исторические женщины автора Мордовцев Даниил Лукич

I. Первые русские переводчицы: княгиня Меншикова, г-жа Макарова, девица Орлова, княгиня Голицына, княжны Волконские Небольшой период времени, начиная от конца 50-х и кончая 80-ми годами XVIII-го столетия, этот промежуток лет в 30 – не более, по справедливости, может быть назван

Доронина Татьяна Васильевна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Татьяна, княгиня N, Муза (из прочтений VIII главы «Евгения Онегина»)

Из книги Пушкин. Тютчев: Опыт имманентных рассмотрений автора Чумаков Юрий Николаевич

Татьяна, княгиня N, Муза (из прочтений VIII главы «Евгения Онегина») Когда Пушкин, выбирая между «романом в стихах» и «поэмой», остановился на первом жанровом обозначении, он задал читателям и критикам «Евгения Онегина» определенный угол восприятия. В романе ищут фабулы,

Ираида Юсупова «ТОЛЬКО МОЙ» ПРИГОВ

Из книги Неканонический классик: Дмитрий Александрович Пригов автора Липовецкий Марк Наумович

Ираида Юсупова «ТОЛЬКО МОЙ» ПРИГОВ Наша творческая дружба началась четыре года назад. Мне казалось, что она будет длиться вечно, мы сделаем все, что наметили, и много еще чего наметим. В этом убеждала спокойная, несуетливая и какая-то «дзенская» уверенность Дмитрия

Свв. Евфросиния Полоцкая, Евпраксия Псковская, Евфросиния Суздальская, великая княгиня Мария, преп. Харитина, княжна литовская, великая княгиня Феодосия, св. Федор Новгородский

Из книги Святые вожди земли русской автора Поселянин Евгений Николаевич

Свв. Евфросиния Полоцкая, Евпраксия Псковская, Евфросиния Суздальская, великая княгиня Мария, преп. Харитина, княжна литовская, великая княгиня Феодосия, св. Федор Новгородский Пока благоверные князья русские усердным служением родине, подвигами молитвы и смирения среди

Доронина Татьяна Васильевна

Из книги Большая книга женской мудрости [сборник] автора Автор неизвестен

Доронина Татьяна Васильевна Советская и российская актриса театра и кино, певица, театральный режиссер, 1933 г.р. Однажды Татьянину Доронину спросили после выхода на экраны фильма «Старшая сестра», где ее героиня играет на гитаре:– Вы действительно это умеете или только

Родовое проклятие князей Юсуповых

Накануне ХХ века княгиня Зинаида Николаевна Юсупова заказала у модного художника Серова портреты всех членов семьи. Обычно Валентин Александрович «чванливых и богатых» не писал, но Юсуповой отказывать не стал: «Если бы все богатые люди, княгиня, были похожи на вас, то не осталось бы места несправедливости».
Ответ художника удивил: «Несправедливости не искоренить, и тем более деньгами, Валентин Александрович».

Вряд ли Зинаида Николаевна имела в виду социальную справедливость. Для нее, воспитанной в роскоши, любое безденежье было следствием бездумья и безделья, а значит, и вполне справедливым. Юсупова говорила о высшей справедливости, которой, по ее мнению, ее семья была лишена.

Проклятие

Предание о родовом проклятии Юсуповых существует в нескольких вариантах. Даже в семье пересказывали его по-разному. Сама Зинаида Николаевна придерживалась варианта бабки - Зинаиды Ивановны Нарышкиной-Юсуповой-де Шаво-де Серр.

Основателем рода считается хан Ногайской Орды Юсуф-Мурза. Желая вопреки воле большинства соплеменников замириться с Москвой и боясь за жизнь своих сыновей, он отослал их ко двору Ивана Грозного. В русской летописи сказано: «Сыновья Юсуфа, прибыв в Москву, пожалованы были многими селами и деревнями в Романовской округе, и поселенные там служилые татары и казаки подчинены им. С того времени Россия сделалась отечеством для потомков Юсуфа».

Старый хан не ошибся: еще не успели его сыновья добраться до Москвы, как его вероломно заколол родной брат. Когда же до Орды дошла весть, что сыновья Мурзы отказались от магометанства и приняли православие, одна из колдуний наложили на них проклятие. Согласно которому, из всех рожденных в одном поколении Юсуповых до двадцати шести лет доживать будет лишь один, и продолжится это вплоть до полного изничтожения рода.

Почему проклятие звучало столь витиевато, сказать трудно, но сбывалось оно неукоснительно. Сколько бы детей у Юсуповых не рождалось - до двадцати шести доживал только один.
При этом на благополучии семьи подобная зыбкость рода никак не сказывалась. К 1917 году Юсуповы были вторыми по богатству после Романовых. Им принадлежало 250 тыс. десятин земли, они были владельцами сахарных, кирпичных, лесопильных заводов, фабрик и рудников, ежегодный доход от которых составлял более 15 миллиона золотых рублей. А роскоши Юсуповских дворцов могли позавидовать великие князья. К примеру, комнаты Зинаиды Николаевны в Архангельском и во дворце в Санкт-Петербурге были обставлены мебелью казненной французской королевы Марии-Антуанетты. Картинная галерея по своему подбору соперничала с Эрмитажем. А драгоценности Зинаиды Николаевны включали сокровища, ранее принадлежавшие чуть ли ни всем королевским дворам Европы. Так, великолепная жемчужина «Пелегрина», с которой княгиня никогда не расставалась и изображена на всех портретах, принадлежала когда-то Филиппу II и считалась главным украшением испанской Короны.
Впрочем, Зинаида Николаевна богатство счастьем не считала, а несчастными Юсуповых делало проклятье татарской колдуньи.

Зинаида Николаевна Юсупова-Эльстон

Бабушка де Шаво
Из всех Юсуповых, пожалуй, только бабке Зинаиды Николаевны - графине де Шаво - удалось избежать больших страданий из-за безвременной гибели своих детей.

Урожденная Нарышкина, Зинаида Ивановна вышла замуж за Бориса Николаевича Юсупова еще совсем юной девушкой, родила ему сына, затем умершую при родах дочь и только после этого узнала о фамильном проклятье.

Будучи женщиной рассудительной, она заявила мужу, что «рожать мертвецов» впредь не собирается, но если тот не нагулялся, «пусть брюхатит дворовых девок», а она возражать не будет. Так продолжалось до 1849 года, когда старый князь умер.

Зинаиде Ивановне не было сорока, и она, как бы сейчас сказали, пустилась во все тяжкие. О ее головокружительных романах ходили легенды, но наибольшего шума наделало ее увлечение юным народовольцем. Когда того заточили в Шлиссельбургскую крепость, княгиня отказалась от светских увеселений, последовала за ним и подкупами и посулами добилась, что того отпускали к ней по ночам.

Эта история была хорошо известна, о ней судачили, но как ни странно Зинаиду Ивановну не осуждали, признавая право величавой княгини на сумасбродства a la de Balzak.
Потом внезапно все закончилось, какое-то время она жила затворницей на Литейном, но затем, выйдя замуж за разоренного, но родовитого француза, покинула Россию, отказалась от титула княгини Юсуповой и стала именоваться графиней де Шаво, маркизой де Серр.

Об истории с юным народовольцем Юсуповым напомнили после революции. Одна из эмигрантских газет напечатала сообщение, что, пытаясь найти Юсуповские сокровища, большевики простучали все стены дворца на Литейном проспекте. Драгоценностей не нашли, но обнаружили примыкающую к спальне потайную комнату, в которой стоял гроб с забальзамированным мужчиной. Скорее всего, это и был тот, приговоренный к смерти, народоволец, тело которого бабушка выкупила и перевезла в Петербург.

Чудеса Святого Старца
Впрочем, при всей драматургии жизни Зинаиды Нарышкиной-Юсуповой-де Шаво-де Серр, в семье ее почитали счастливой. Все мужья умирали по старости, дочь потеряла при родах, когда привыкнуть к ней еще не успела, много любила, ни в чем себе не отказывала, да и скончалась в окружении родных. У остальных, несмотря на их несметные богатства, жизнь складывалась куда драматичней.

Николай Юсупов
У сына Зинаиды Ивановны, Николая Борисовича Юсупова, было трое детей - сын Борис и дочери Зинаида и Татьяна. Борис умер в младенчестве от скарлатины, зато дочери выросли не только очень красивыми, но главное - здоровыми девушками. Родители были счастливы, пока в 1878 году с Зинаидой не случилось несчастья.

Осень того года семья проводила в Архангельском. Князь Николай Борисович, почетный опекун, гофмейстер двора, будучи занятым на службе, приезжал редко и коротко. Княгиня же знакомила дочерей с московскими родными и устраивала музыкальные вечера. В свободное время Татьяна читала, а старшая Зинаида совершала конные прогулки. Во время одной из них девушка поранила ногу. Поначалу ранка показалась незначительной, но уже скоро поднялась температура, и вызванный в поместье доктор Боткин поставил безнадежный диагноз - заражение крови. Скоро девушка впала в беспамятство, и семья приготовилась к худшему.

Потом Зинаида Николаевна рассказывала, что в беспамятстве ей пригрезился знакомый с их семьей отец Иоанн Кронштадский. Придя в себя, она попросила позвать его, а после того, как приехавший старец за нее помолился, стала выздоравливать. При этом княгиня всегда добавляла, что о семейном предании тогда не слышала и не знала, что своим выздоровлением обрекает на смерть младшую сестру.

Татьяна Николаевна Юсупова
Танечка умерла от тифа в двадцать два года.
Удар молнии
От некогда богатых Юсуповских архивов в России мало чего осталось. «Пьяная матросня» - как описывал ее в своих воспоминаниях Феликс Юсупов - искала, прежде всего, драгоценности, а попадавшиеся ей непонятные бумаги сжигала. Так погибла бесценная библиотека и архив Александра Блока, сгорели в пожарах архивы почти всех дворянских семей России. Теперь восстанавливать родовые хроники приходится по актам сохранившимся в государственных архивах.
Юсуповы не исключение. Полностью доверяться вышедшим за рубежом воспоминаниям Феликса Юсупова нельзя - он приукрашивает свою роль в убийстве Распутина, довольно субъективно подает революционные события. Но из-за близости к императорской фамилии семейную хронику Юсуповых восстановить не трудно.

После болезни старшей дочери Николай Борисович Юсупов стал особенно настойчив в вопросе ее замужества. Как вспоминала потом Зинаида Николаевна, много хворавший князь боялся, что не увидит внуков.

И вскоре не желавшая огорчать отца княжна согласилась познакомиться с очередным претендентом на ее руку - родственником императора, болгарским князем Баттенбергом. Претендента на Болгарский трон сопровождал скромный офицер Феликс Эльстон, в обязанности которого входило представить принца будущей невесте и откланяться. Зинаида Николаевна отказала будущему монарху и приняла предложение Феликса, которое сделал ей на следующий день после знакомства. Это была любовь с первого взгляда, а для Зинаиды Николаевны, что отмечали все, первая и единственная.

Николай Борисович, как бы ни смутило его решение дочери, перечить ей не стал, и весной 1882 года Феликс Эльстон и Зинаида Юсупова обвенчались. А через год у молодых родился первенец - Николай, названный так в честь деда.

Юсуповы по прямой
Мальчик рос молчаливым и замкнутым, и как ни старалась Зинаида Николаевна его приблизить, у нее это не получалось. Она всю жизнь помнила тот ужас, что охватил ее, когда под Рождество 1887 года, на вопрос, обращенный к сыну, какой бы подарок он пожелал, получила недетский и ледяной ответ: «Я не хочу, чтобы у тебя были другие дети».

Тогда Зинаида Николаевна растерялась, но вскоре выяснилось, что одна из мамок, приставленных к молодому князю, рассказала мальчику о нагайском проклятии. Ее уволили, но ожидавшегося ребенка княгиня стала ждать с чувством гонимого и острого страха.

И поначалу опасения оказались ненапрасными. Николай не скрывал своей нелюбви к Феликсу, и только когда тому исполнилось десять лет, между ними появилось чувство, походившее скорее на дружбу, нежели на любовь двух родных людей.

В 1891 году умер Николай Борисович Юсупов. Незадолго до смерти он обратился за высочайшей милостью на сохранение прославленной фамилии, и по прошествии траура мужу Зинаиды Николаевны графу Сумарокову-Эльстону было дано разрешение именоваться князем Юсуповым.

Семейный рок напомнил о себе в 1908 году.

Феликс Юсупов
Роковая дуэль В воспоминаниях Феликса Юсупова нетрудно заметить, что всю свою жизнь он ревновал мать к старшему брату. Тот, хотя и был внешне больше похож на отца, нежели на Зинаиду Николаевну, своим внутренним миром был схож с ней необычайно. Увлекался театром, музицировал, писал картины. Его рассказы печатались под псевдонимом Роков, и даже скупой на похвалу Лев Николаевич Толстой отметил однажды несомненную одаренность автора.

Окончив Петербургский университет, он получил диплом юриста. В семье заговорили о предстоящей женитьбе, но Николай неожиданно влюбился в Марию Гейден, которая уже была помолвлена с графом Арвидом Мантейфелем, и вскоре эта свадьба состоялась.

Молодые уехали в путешествие по Европе, Николай Юсупов последовал за ними, дуэли было не избежать. И она состоялась

22 июня 1908 года в имении князя Белосельского на Крестовском острове Санкт-Петербурга граф Мантейфель не промахнулся. Николаю Юсупову через полгода должно было исполниться двадцать шесть лет.

«Раздирающие крики раздавались из комнаты отца, - спустя годы, вспоминал Феликс Юсупов. - Я вошел и увидел его, очень бледного, перед носилками, где было распростерто тело Николая. Мать, стоявшая перед ним на коленях, казалась лишившейся рассудка. Мы с большим трудом оторвали ее от тела сына и уложили в постель. Немного успокоившись, она позвала меня, но, увидев, приняла за брата. Это была невыносимая сцена. Затем мать впала в прострацию, а когда пришла в себя, то не отпускала меня ни на секунду».

Порочный херувим
Когда на дуэли погиб Николай, Зинаиде Николаевне было под пятьдесят. Теперь все ее надежды оказались связаны с младшим сыном.

Внешне Феликс походил на мать необычайно - правильные черты лица, большие глаза, тонкий нос, припухлые губы, изящная фигура. Но, если черты Зинаиды Николаевны современники называли ангельскими, то ее младшего сына никто иначе как с падшим ангелом не сравнивал. Во всем его облике херувима чувствовалась некоторая порочность.

Он не был склонен, как его старший брат или мать, к искусствам. Не питал интереса к военной и государственной службе, как его отец или родные по материнской линии. Прожигатель жизни, золотой мальчик, завидный жених. Но и с женитьбой все обстояло не так-то просто.

Зинаида Юсупова
Зинаида Николаевна пыталась повлиять на сына, писала ему: «Не играй в карты, ограничь веселое времяпрепровождение, работай мозгами!». Но Феликс Юсупов, хотя и обожал мать, побороть себя был не в состоянии. Только лукавое заявление Зинаиды Николаевны о том, что она больна, но не желает умирать, пока не увидит внуков, подвигло его согласиться на женитьбу и пообещать остепениться. Оказия представилась довольно скоро.

Дворец Юсуповых
В 1913 году на декабрьские вечера в Архангельском приехал великий князь Александр Михайлович. Он сам завел разговор о женитьбе своей дочери Ирины и Феликса, а Юсуповы с радостью откликнулись. Ирина Александровна была не только одной из самых завидных невест страны, но и потрясающе красива. К слову, в начале ХХ века в России было три признанные красавицы: императрица Мария Федоровна, Зинаида Николаевна Юсупова и Ирина Александровна Романова.

Венчание состоялось в феврале 1914 года в церкви Аничкова дворца. Поскольку теперь Юсуповы находились в родстве с царствующей династией, поздравить молодых прибыла вся императорская семья. Через год у них родилась дочь Ирина.

Мать убийцы
О роли Феликса Юсупова в убийстве Распутина известно почти все. Заманили сластолюбивого старца под предлогом встречи с Ириной Александровной во дворец на Мойке. Сначала травили, потом стреляли и, в конце концов, утопили Распутина в реке.

В своих воспоминаниях Юсупов уверяет, что таким образом пытался освободить Россию от «темной силы, ведущей ее к пропасти». Несколько раз ссылается на мать, поссорившуюся из-за своей неприязни к Распутину с императрицей. Но разве достойно заманивать жертву под предлогом близости с собственной женой? Да и Григорий Распутин вряд ли бы поверил подобному поведению благородного князя.

Уже тогда в объяснениях Юсупова современники подозревали некоторую лукавость и предполагали, что Распутин согласился приехать, чтобы погасить ссору между супругами, вызванную гомосексуальными наклонностями Феликса.

Императрица настаивала, чтобы заговорщиков расстреляли, но поскольку среди них был великий князь Дмитрий Романов, наказание ограничили ссылкой. Феликса сослали в курское имение Ракитное.

Узнав о событиях в Петербурге, Зинаида Николаевна, находившаяся в Крыму, нанесла визит вдовствующей императрице.

«Мы всегда с вами понимали друг друга, - медленно, чуть растягивая слова, произнесла Мария Федоровна. - Но боюсь, что наши молитвы были услышаны слишком поздно. Господь давно наказал моего сына, лишив его головы. Собирайте семью. Если у нас и есть время, то его немного».

Проклятое богатство
В начале войны почти все состоятельные семьи страны перевели свои зарубежные сбережения в Россию. Не явились исключением и Юсуповы. Вызвано это было не только и не столько патриотизмом, сколько желанием сохранить имущество - в победе России никто не сомневался.

Когда грянула революция, Феликс попытался спасти фамильные драгоценности, перевезя их в Москву. Но забрать их оттуда не удалось, и драгоценности были случайно найдены через восемь лет.

Когда 13 апреля 1919 года Юсуповы отплывали из Крыма на миноносце «Мальборо», в России у них оставались: 4 дворца и 6 доходных домов в Петербурге, дворец и 8 доходных домов в Москве, 30 усадеб и поместий по всей стране, Ракитянский сахарный завод, Милятинский мясной завод, Должанские антрацитные рудники, несколько кирпичных заводов и много чего другого.

Но и в эмиграции Юсуповы оказались не среди бедных. Хотя мы уже упомянули, что зарубежные сбережения с началом войны были переведены в Россию, за границей оставалась недвижимость, да и наиболее ценные драгоценности княгини постоянно возили с собой и увезли в эмиграцию.

После того, как Феликс за несколько бриллиантов купил паспорта и визы, Юсуповы обосновались в Париже. Они купили дом в Булонском лесу, где и прожили долгие годы.

Старый князь скончался в 1928 году, Зинаида Николаевна в 1939-ом.

Похоронили ее на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Феликс Юсупов от праздной жизни не отказался, и, в конце концов, все вывезенное и имевшееся за границей имущество оказалось растрачено. Его самого, жену и дочь Ирину похоронили в могиле матери. Денег еще на одно место на кладбище не нашлось

Татьяна Васильевна Юсупова

Юсупова Татьяна Васильевна (1.1.1769-23.5.1841) (урожденная Энгельгардт), княгиня, младшая из пяти племянниц светлейшего князя Потемкина-Таврического, родилась 1 января 1769 в небогатой дворянской семье Смоленской губернии Отец ее, ротмистр Смоленской шляхты Василий Андреевич Энгельгардт, был женат на Елене (Марфе) Александровне Потемкиной, родной сестре князя Таврического, и благодаря этому родству все дочери его сделали блестящие партии. Раннее детство Татьяны Васильевны совпало с фавором ее знаменитого дяди. Она была младшей из сестер и, подобно им, отличалась красотой. Покровительство дяди, привлекательная внешность, мягкий характер - все обещало ей счастливое будущее. Не достигши еще двенадцатилетнего возраста, она была сделана фрейлиной, и императрица взяла ее под свое покровительство. Попав из бедной провинциальной обстановки к шумному двору Екатерины II, Татьяна Васильевна стала предметом внимания многих не только как племянница вельможи, но как очень интересная, умная, живая и красивая девушка. К этому времени относится ее знакомство с герцогиней Кингстон, графиней Варчь, которая на собственной яхте посетила Санкт-Петербург и была принята при дворе. Привлекая всеобщее внимание своим умом, красотой, блеском и богатством своего путешествия, герцогиня отнеслась к пятнадцатилетней фрейлине императрицы Татьяне Васильевне Энгельгардт как к дочери. Она так к ней привязалась, что соглашалась сделать ее наследницей всего своего громадного состояния, если Татьяна Васильевна уедет с ней в Англию На это Татьяна не согласилась. К тому же племянница светлейшего князя, подобно своим старшим сестрам, получила большое приданное, хотя и не играла в жизни дяди такой роли, как те. Предложение герцогини было отвергнуто, и вскоре после этого в 1785 Татьяна Васильевна вышла замуж за своего дальнего родственника генерал-поручика Михаила Сергеевича Потемкина, бывшего на 25 лет старше ее Сама императрица устроила эту свадьбу и убирала к венцу юную невесту. Только шесть лет продолжалась их семейная жизнь. В 1791 совершенно случайно, переправляясь через реку, ее муж утонул, и она осталась вдовой с двумя малолетними детьми, из которых дочь Екатерина была крестницей императрицы Смерть мужа была тяжелым ударом для Татьяны Васильевны. Она удалилась от двора и проводила время в уединении. Только уступая настойчивым просьбам императрицы, она наконец решила снова изредка появляться в придворном кругу. Здесь вскоре она встретилась с блестящим екатерининским вельможей, богатым князем Николаем Борисовичем Юсуповым, своим будущим супругом В это вре-мя князь Николай Борисович только что вернулся из-за границы, куда он ездил с чрезвычайным посольством в Италию. Опять при благосклонном согласии императри-цы состоялась в 1793 свадьба Татьяны Васильевны с кня-|зем Юсуповым. Через год у них родился сын Борис Ни-колаевич. Брак этот был неудачен, и скоро супруги стали жить врозь. После замужества Татьяна Васильевна снова стала редко появляться при дворе, всецело посвятила себя воспитанию сына В ее гостиной собирался избранный круг лиц, к которому принадлежал и Г.Р Державин, написавший в альбом княгини стихотворение «Спящий Эрот», внушенное ему видом лежащего в кроватке сына Татьяны Васильевны. Кроме того, Державин написал так-же в альбом княгини обращенное к ней стихотворение «К матери, которая сама воспитывает детей своих». Ее дом посещали также И.А. Крылов, В.А. Жуковский и A.C. Пушкин. В петербургском доме княгини жила дочь сибирского ссыльного Прасковья Лупалова, пришедшая в 1804 в Санкт-Петербург из далекой Сибири искать ми-лости для своего сосланного отца. Она нашла приют и покровительства у княгини Татьяны Васильевны, которая помогла ей выйти из затруднительного положения, дав известному французскому романисту графу де Местру материал для его известного рассказа «Параша-Сибирячка», в котором описана скромная Прасковья Лупалова. Владея громадным состоянием, Татьяна Васильевна сама занималась управлением своих многочисленных имений. Одаренная тем же практическим умом, как и старшие две ее сестры, графиня Браницкая и княгиня Голицына, она очень умело вела свои дела, управляла обширными поместьями мужа и увеличила громадное юсуповское состояние не только своим приданным и своею частью потемкинского наследства, равнявшегося 18 млн, но и искусным управлением делами. Юсупова считалась знатоком в финансовых вопросах, и многие обращались к ней за советами в денежных делах. Ее скромный образ жизни, привычка к простому столу и нелюбовь к роскоши многими приписывались скупости, что, однако, не препятствовало ей много тратить на благотворительность. Нередко люди, действительно нуждавшиеся в финансовой помощи, как по волшебству получили необходимую им сумму, и лишь иногда случайно узнавалось, что деньги эти шли от княгини Юсуповой. Одно время княгиня увлекалась составлением собрания эмблем и девизов, причем она просила своих знакомых предложить какую-нибудь эмблему и надпись и затем заказывала талантливым художникам вырезывать их на сердоликах, халцедонах, агатах, ониксах и других камнях. Гораздо более дорогой оказалась для княгини ее склонность к собиранию драгоценных камней. В этой коллекции находились известный бриллиант, по своей величине и красоте названный Полярной звездой, серьги королевы Марии Антуанетты, алмаз Аль-дебаран, большой сапфир, жемчужная и алмазная диадема королевы Неаполитанской, супруги Мюрата Каролины. Знаменитая жемчужина, известная под именем Перегрина, которую в 1620 купил за 200 тыс. рублей Филипп II Испанский, также украшала коллекцию княгини.

Юсупова, Татьяна Васильевна

Княгиня Татьяна Васильевна Юсупова , урожденная Энгельгардт (1769-1841) - племянница князя Потемкина , фрейлина императрицы Екатерины II .

Биография

Родилась в небогатой семье ротмистра смоленской шляхты Василия Андреевича Энгельгардта и Марфы (Елены) Александровны Потёмкиной, родной сестры князя Таврического . Младшая сестра Варвары , Екатерины , Александры и Василия Энгельгардта. Её детство совпало с периодом возвышения знаменитого дяди, поэтому все сёстры Энгельгардт сделали блестящие партии. Красота, мягкий характер, покровительство знаменитого дяди обеспечили ей, как и сёстрам, блестящее будущее.

Ещё не достигнув 12 лет Татьяна уже была сделана фрейлиной Екатерины II . Даже попав в обстановку пышного царского двора из бедной провинции Татьяна привлекла к себе внимание не только как племянница самого могущественного вельможи, но и как умная, живая и красивая девушка. Так герцогиня Кингстон , посетившая Санкт-Петербург и принятая при дворе, настолько сильно привязалась к пятнадцатилетней фрейлине, относясь к ней как к дочери, что даже соглашалась сделать её наследницей всего своего огромного состояния, если только та уедет с ней в Англию. Однако племянница Потёмкина, давно уже не нуждавшаяся в средствах, ответила отказом.

Вместо этого, в 1785 году Татьяна Васильевна вышла замуж за своего дальнего родственника, бывшего на 25 лет старше, генерал-поручика Михаила Сергеевича Потемкина . У супругов родилось двое детей, причём крёстной дочери Екатерины была сама императрица. Однако брак продолжался недолго, спустя шесть лет, в 1791 году её супруг скоропостижно скончался. Это стало ударом для Татьяны Васильевны, она удалилась от двора и вновь начала изредка появляться при дворе только по настойчивым просьбам самой императрицы.

Вскоре она познакомилась с блестящим вельможей, князем Николаем Борисовичем Юсуповым , который только вернулся из Италии, где был с посольством. При благословлении Екатерины II в 1793 году состоялась их свадьба. Через год у них родился сын Борис. Однако брак был неудачен, и вскоре супруги стали жить раздельно. Татьяна вновь оставила двор и полностью посвятила себя воспитанию сына.

Впрочем, она не совсем удалилась от света, в её гостиной собирался избранный круг лиц. В него входил, например, Гавриил Державин , оставивший в альбоме княгини стихотворения «К матери, которая сама воспитывает детей своих» и «Спящий Эрот». Её дом посещали также И. А. Крылов , В. А. Жуковский , А. С. Пушкин . В её петербургском доме жила дочь ссыльного Прасковья Луполова , приехавшая в столицу искать милости для отца и нашедшая покровительство княгини. В доме Юсуповых она была представлена императрице Марии Фёдоровне . Вскоре её отец был помилован , а благодаря знакомствам Юсуповой история стала широко известной и была неоднократно описана в европейской литературе.

Татьяна Васильевна сама занималась управлением многочисленных имений и своих, и супруга. Благодаря своему практическому умению и искусному управлению делами она сумела увеличить и без того огромное состояние Юсуповых, хотя и без того только её наследство от Потёмкина составляло 18 миллионов рублей. Татьяна Васильевна считалась в обществе знатоком в финансовых вопросах, многие к ней обращались за советами. Некоторые принимали её скромный образ жизни, привычку к простому столу и нелюбовь к роскоши за скупость. Но в действительности она большие суммы тратила на благотворительность , причём зачастую анонимную. Только случайно люди узнавали, что свалившаяся, как по волшебству, необходимая сумма денег исходила от княгини Юсуповой.

Увлекалась собиранием драгоценных камней. В её коллекции находились несколько всемирно известных камней, например бриллиант «Полярная Звезда», серьги Марии-Антуанетты , алмаз Аль-дебаран, большой сапфир, жемчужная и алмазная диадема королевы Неаполитанской, супруги Мюрата Каролины. Украшала коллекцию и знаменитая жемчужина Пелегрина .

Скончалась 25 мая 1841 года, была похоронена в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры .

Дети

  1. Потёмкин, Михаил Сергеевич (1744-1791) + Татьяна Васильевна Энгельгардт (1769-1841), племянница светлейшего князя
    1. Александр (1790-1872), действительный тайный советник, в 1842-1854 годах состоял С.-Петербургским предводителем дворянства. Жена - Голицына, Татьяна Борисовна .
    2. Екатерина (1788-1872). Муж - Александр Иванович Рибопьер (1783-1865)
  2. Юсупов, Николай Борисович (1750-1831) + Татьяна Васильевна Потёмкина
    1. Борис (1794-1849) - гофмейстер, почётный опекун.
    2. Николай (умер во младенчестве).

Литература

  • Русский биографический словарь: Щапов-Юшневский . - Изд. Императорским Русским Историческим Обществом. - Санкт-Петербург: тип. Главного Упр. Уделов, 1912. - Т. 24. - С. 347-349. - 365 с.
  • «Русские портреты XVIII и XIX ст.», т. I, № 10; т. IV, № 206. Изд. великого князя Николая Михайловича

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 1 января
  • Родившиеся в 1769 году
  • Умершие 23 мая
  • Умершие в 1841 году
  • Юсуповы
  • Энгельгардты
  • Фрейлины российского императорского двора
  • Княгини Российской империи

Wikimedia Foundation . 2010 .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!