Что изучает экономическая география, физическая география и региональная экономика? Что изучает социально-экономическая география России и мира? Экономическая география.

Появление словосочетания «экономическая и социальная география» было отражением сложных процессов, начинающихся в нашем обществе и географической науке. Оно означало начало поворота к человеку, к его производственной и непроизводственной деятельности.

Экономическая и социальная география раскрывает картину состояния хозяйства и жизни населения в разных странах, помогает глубже познать современный этап их развития, конкретно представить себе мир.

Объектом изучения экономической и социальной географии является освоенная часть географической оболочки Земли. Мировое хозяйство — объект исследования многих экономических наук. Например, население — объект демографии, этнографии и ряда других наук; природные условия — один из объектов физической географии; минеральные ресурсы -частный объект геологии и физической географии. Каждая страна обладает своими особенностями в структуре и размещении хозяйства и населения. Эти особенности определены всем историческим ходом развития страны, теми общественными условиями, которые господствовали в ней на разных этапах ее истории. Поэтому, чтобы понять современное состояние хозяйства, надо хорошо помнить и знать историю.

Большое влияние на хозяйство оказывают природные условия. Богатство природы благоприятствует развитию хозяйства. Отсутствие минеральных богатств, трудные для сельского хозяйства климатические условия, бедные почвы, наоборот, тормозят развитие хозяйства.

Умение правильно оценить природные условия с точки зрения возможностей их использования в хозяйстве — важная задача экономической географии. Для того, чтобы научиться этому, надо знать физическую географию.

Современная наука обеспечила прогресс техники, который во много раз повышает производительность труда, увеличивает объем выпускаемой продукции всех отраслей хозяйства. Вместе с тем новая техника меняет технологию производства, вводит новые виды сырья, позволяет использовать земли, еще недавно считавшиеся малопригодными. Пониманию вопросов технологии различных отраслей хозяйства помогут знания по биологии, химии, физике, математике.

Экономическая и социальная география занимается анализом цифровых показателей и различными экономическими расчетами. Многие задания в учебнике потребуют от учащихся умения работать со статистическими таблицами, производить подсчеты, строить графики и картодиаграммы.

Экономическая и социальная география исследует также особенности и закономерности территориальной организации хозяйства в разных странах и районах.

Внимание к человеческому фактору усиливает роль географии сферы услуг, географии условий жизни, географии культуры и т. д.

Истоки экономической географии прослеживаются в недрах старой, общей, описательной географии. Это были разнообразные сведения о природе, размещении населения и хозяйства отдельных территорий, вначале в форме маршрутных записок путешественников, а затем — в краеведческих и страноведческих описаниях. Так постепенно происходило выделение отдельных направлений, изучающих географию хозяйства и отдельные его отрасли.

Научные основы хозяйственного освоения новых территорий, вопрос эффективного формирования производственных комплексов, урбанизация и экологические проблемы, рациональное природопользование — все эти задачи могут решаться только междисциплинарными науками.

Экономическая и социальная география представляет собой междисциплинарную область знания, в которой происходит тесное взаимодействие естественных и общественных наук.

Экономическая и социальная география мира является наукой общественной и поэтому входит одновременно в другие системы наук, изучающих общество, человека, общественное производство.

Часть 1. Введение в экономическую географию

Часть 2. Экономическая география мира

Раздел 1. География мирового населения

Глава 1.Динамика мирового населения

Глава 2. Социально-демографические классификации регионов и стран мира
1.

Глава 3. Прогнозы роста численности населения мира и его регионов

Глава 4. Особенности политики народонаселения в странах и регионах мира

Глава 5. Территориальное передвижение населения (миграция)

Глава 6. Городские и сельские поселения. Урбанизация

Раздел 2. География мирового хозяйства

Глава 1. География мировой информационной индустрии

Глава 2. География мировой электросвязи
1.
2.
3.

Глава 3. География всемирной компьютерной телекоммуникационной системы Интернет
1.
2.

Глава 4. География мирового машиностроения
1.
2.
3.

Глава 5. География мировой химической промышленности
1.
2.
3.

Глава 6. География мировой энергетики
1.
2.

Глава 7. География мировой металлургии
1.
2.

Глава 8. География мирового сельского хозяйства
1.
2.
3.

Глава 9. География мировой пищевой промышленности
1.
2.

Глава 10. География мировой легкой промышленности
1.
2.

Часть 3. Экономическая география России

Глава 1. Общая географическая характеристика России

Социальная география (СГ) в последние десятилетия стала, очевидно, самой актуальной научной дисциплиной в структуре общественной географии. Имеются все основания для ее существования как самостоятельной науки, и в то же время она является непременной составной частью социально-экономической географии, рассматриваемой в качестве сложной, многокомпонентной географической науки.

М. Д. Шарыгин характеризует СГ как науку, изучающую "закономерности пространственно-временной организации социальной сферы общества, особенности функционирования и развития территориальных социальных систем, а также управление ими..." По его мнению, "развитие социальной географии дает импульс становлению таких новых научных дисциплин, как поведенческая география, география науки и образования, социальная экология".

Специфические особенности социальной географии состоят в следующем:

  • она изучает "пространственные процессы и формы организации жизни людей и общественного производства прежде всего с точки зрения человека – условий его труда, быта, отдыха, развития личности и воспроизводства жизни... пространственные аспекты поведения людей (в первую очередь процесс расселения..."; дает "объяснение и прогнозирование этого поведения";
  • основными объектами исследования СГ "выступают различные территориальные общности людей, их исторические особенности развития, внутренняя структура, связи с производством и окружающей средой, взаимосвязи между различными территориальными общностями, различные группы населения внутри этих общностей..."

В обобщающем виде можно принять определение социальной географии как науки, исследующей территориальную организацию всей социальной жизни (сферы), закономерности ее территориального развития в конкретных общественно-исторических условиях.

В мировой и отечественной географической литературе можно встретить и существенно отличающиеся, слишком широкие толкования СГ – фактически как "географии человека". В этом отношении примечательны взгляды Б. Б. Родомана, который рассматривает СГ двояко: как комплексную науку о территориальной организации человеческого общества и как совокупность географических наук о человеке и его деятельности, т.е. частных социально-географических наук.

В первом случае в рамках СГ выделяются такие ее главные ветви, как география человеческих рас; этническая география; политическая география; география расселения (охватывающая географию населения и географию поселений); социологическая география, или социогеография (изучающая пространственные процессы и формы организации жизни людей прежде всего с точки зрения условий труда, быта, отдыха, развития личности и воспроизводства жизни человека, т.е. то, что выше мы рассматривали как собственно СГ); география культуры; география коммуникаций (изучающая потоки вещества, энергии, информации); экономическая география (изучающая территориальную организацию производства). Как можно судить по имеющимся публикациям, такая точка зрения не нашла значительной поддержки в отечественной географии. Территориальные различия в социальной жизни, как правило, рассматриваются в рамках СГ в узком смысле слова, или социологической географии (социогеографии), а, по мнению С. Я. Ныммик, "последняя не может быть включена в экономическую географию в качестве ее компонента".

Судьба СГ в нашей стране была нелегкой. Характерно, что в "Энциклопедическом словаре географических терминов" (1968) СГ "забыта". Для становления этой науки в отечественной географии многое было сделано Η. Н. Баранским, который еще в 1930 г. поднял вопрос о создании "социогеографии". Он подчеркивал важность органического слияния экономического и социального аспектов исследования. Баранский считал, что экономикогеограф должен знать не только состав населения, расселение, характер населенных пунктов, но и нравы, обычаи, культуру. Его глубоко беспокоило то, что сведения о населении, социальной сфере в свое время выпали из географических работ. В 1946 г. он писал: "В каких домах живут люди данной страны, чем они питаются и во что одеваются, во что верят и как проводят свободное время – обо всем этом наши современные географические описания неизменно умалчивают... Человек – тема для наших географов определенно неприятная, щекотливая тема, которую предпочитают не касаться. Как-никак, а в результате “человека забыли”!!!"

Другой известный отечественный географ, ученик Η. Н. Баранского, Ю. Г. Саушкин обращал внимание на то, что СГ, составляя нераздельное единство с экономической географией, оценивает территориальную организацию производительных сил в целом и отдельных ее сторон с точки зрения не только экономики, но и социальной эффективности. В числе слагаемых планирования и достижения социальной эффективности Саушкин выделял:

  • работу с высоким качеством итога в благоприятной среде – человеческом коллективе при высокой степени механизации и автоматизации, в окружающей среде, близкой по чистоте к природным условиям;
  • хорошее образование – среднее или высшее, которое дало профессиональную подготовку, создало культурную основу жизни;
  • интенсивную общественную жизнь;
  • удавшуюся личную жизнь, в том числе семейную, и достаточные удобства жизни, прежде всего жилищные, включая и чистоту окружающей среды в месте постоянного проживания;
  • значительное реальное свободное время, которое можно использовать творчески (плодотворную творческую жизнь, связанную с наукой, изобретательством, культурой и т.п.);
  • самодеятельные путешествия по стране для знакомства с ее природой, историей, памятниками искусства и т.д.

Таким образом, поле деятельности СГ – исследование географических различий в условиях, уровне и характере жизни населения. В центре ее внимания – человек, условия его труда, быта, отдыха, развития личности и воспроизводства жизни.

Место СГ в системе географических наук определяется той ролью, которую играют социальные отношения (социальная сфера) в обществе. А роль их исключительно велика, ибо они охватывают всю совокупность отношений между отдельными группами людей, личностью и социальной общностью, личностью и трудовым коллективом, а также отношения, формирующиеся между территориальными общностями людей. Исходя из этого, можно считать вполне справедливым утверждение о том, что СГ должна занимать центральное, узловое положение в системе географических наук, что только она способна взять на себя географический анализ социального развития.

В своих исследованиях СГ тесно взаимодействует не только с экономической географией, но и с региональными общественными науками (региональной экономикой, региональной социологией и др.), использует методы и приемы социологии, опирается на социологический анализ развития сел, городов, районов, предприятий, различных групп населения.

Отрасль социально-экономической географии, изучает пространственные процессы и формы организации жизни людей, прежде всего с точки зрения условий труда, быта, отдыха, воспроизводства жизни человека. Связана с социологическими, демографическими, экономическими и др. исследованиями.

. 2000 .

Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ" в других словарях:

    См. ГЕОГРАФИЯ СОЦИАЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    социальная география - Изучение территориальных процессов и территориальных форм социальной организации жизни людей и их культуры … Словарь по географии

    Отрасль социально экономической географии, изучает пространственные процессы и формы организации жизни людей, прежде всего с точки зрения условий труда, быта, отдыха, воспроизводства жизни человека. Связана с социологическими, демографическими,… … Энциклопедический словарь

    Ветвь социально экономической географии; изучает пространственные процессы и формы жизни людей, прежде всего с точки зрения условий труда, быта, отдыха, развития личности, воспроизводства жизни населения. География. Современная иллюстрированная… … Географическая энциклопедия

    География населения (география населения и населённых пунктов) − раздел социально экономической географии, изучающий территориальную организацию населения. Исследует население территорий различного масштаба − от отдельных населенных пунктов … Википедия

    См. Социальная география … Большой Энциклопедический словарь

    - (от гео... и... графия) наука, изучающая географическую оболочку Земли, ее структуру и динамику, взаимодействие и распределение в пространстве ее отдельных компонентов. Основные цели географическое исследовательско научное обоснование путей… … Большой Энциклопедический словарь

    Часть света Азия (97%) и Европа (3%) Регион Передняя (Западная) Азия Координаты 39°55 с. ш., 32°50 в. д. Площадь 36 я в мире 780 580 км² суша: 98,8 % вода: 1,2 % Береговая линия 7168 км … Википедия

    Часть света Азия Регион Средняя Азия … Википедия

    И; ж. [от греч. gē Земля и graphō пишу]. 1. Комплекс наук, изучающих природные условия Земли, ее население, экономические ресурсы и материальное производство; научная дисциплина, изучающая и описывающая распространение чего л. на земной… … Энциклопедический словарь

Книги

  • География. Экономическая и социальная география мира. 10 (11) класс. Рабочая тетрадь. К учебнику Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевского. В 2 частях. Часть 2. Региональная характеристика мира. Базовый уровень , Е. М. Домогацких, Е. Е. Домогацких. Рабочая тетрадь по курсу "География. Экономическая и социальная география мира" для 10 (11) класса является частью УМК по географии. К каждому параграфу учебника предлагаются задания,…
  • География. 10 (11) класс. Базовый уровень. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Часть 1. Экономическая и социальная география мира. Базовый уровень. ФГОС , Домогацких Е.М.. Рабочая тетрадь по курсу География. Экономическая и социальная география мира для 10 (11) класса является частью УМК по географии. К каждому параграфу учебника предлагаются задания,…
  • География. Экономическая и социальная география мира. 10 (11) класс. Рабочая тетрадь. К учебнику Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевского. В 2 частях. Часть 2. Региональная характеристика мира. Базовый уровень. ФГОС , Домогацких Е.М.. Рабочая тетрадь по курсу "География. Экономическая и социальная география мира" для 10 (11) класса является частью УМК по географии. К каждому параграфу учебника предлагаются задания,…

Экономическая и социальная география как наука. Место экономической географии в системе географических наук.

1. География – одна из древнейших наук на Земле. В наши дни география из науки описательной и познавательно превратилась в науку конструктивного характера.

Понятие «экономическая география» впервые введено в России М. В. Ломоносовым в середине 18 века. За границей оно появилось позже на 50 лет.

Экономическая география изучает особенности развития населения, хозяйства, а также природные ресурсы и условия, являющиеся основой жизнедеятельности человеческого общества. Т. е. это общественная наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества.

Экономическая география неразрывно связана с социологией. Социология – наука об обществе, о поведении людей. Экономическое и социальное неразрывно связано между собой. Нельзя рассматривать хозяйство без людей – основной производительной силы, без человеческого фактора. Таким образом, поставив человека в центр внимания, экономическая география «породнилась с социальной географией.

2. Главное направление современной географии – это рациональное использование и преобразование природной среды. Географы участвуют в решении многих вопросов: - Угрожает ли миру перенаселение? - Каковы земельные ресурсы нашей планеты и наилучшие пути их использования? - Насколько человечество обеспечено энергетическими и минеральными ресурсами и не грозит ли ему «ресурсный голод»? - Как наилучшим образом использовать водные ресурсы и решать задачи обеспечения растущих потребностей в пресной воде? - Как предохранить атмосферу и Мировой океан от загрязнения? - Как лучше вести борьбу со стихийными силами природы?

Длительное развитие географии привело к углублению ее внутренней дифференциации и появлению ряда научных направлений: климатология, ландшафтоведение, гидрология, океанология, почвоведение и др.

В экономической географии возникли такие направления как география населения, география промышленности, сельского хозяйства, транспорта.

Самые молодые направления – политическая география, география туризма, медицинская география.

В нашей стране становление экономической географии связано с именами многих ученых – географов. В первую очередь с именами Николая Николаевича Баранского (1881 – 1963) и Ивана Александровича Витвера (1891 – 1966), которые были не только учеными, но и авторами школьных учебников. Вы держите в руках учебник Владимира Павловича Максаковского, доктора географических наук, академика Российской академии образования, профессора Московского педагогического университета. Учебник удостоен Премии президента России.

Итак, какие же задачи ставит перед собой социально – экономическая география? 1. Экономико – географическое описание территории. 2. Выявление закономерностей в размещении населения, в функционировании хозяйства. 3. Осуществление экспертизы любых хозяйственных проектов.

3. Методы географических исследований.

Традиционные методы: 1. Картографический – ведущий метод в географии (разные виды карт, разные способы их анализа). Карта – «язык географии». 2. Визуальные методы (топография, съемка местности, наблюдения) 3. Статистический – (разные виды графиков и диаграмм), помогают видеть динамику процессов и явлений. 4. Сравнительный метод – помогает сравнить разные территории по ряду показателей, выявить причины сходства и различия. 5. Исторический – метод изучения истории географических объектов с момента их образования до настоящего времени.

К новым методам относятся: - Математический – помогает решать вопросы классификации, районирования территорий, позволяет перейти к математическому моделированию. – Дистанционные методы – аэрофотосъемка, космическая съемка территорий. Позволяют получить более подробную информацию. – Геоинформаионные методы – получили наибольшее значение в картографии. Позволяют смоделировать природные и общественные геосистемы на основе географических знаний и цифровых данных.

4. Источники географических знаний (стр.7, учебник, чтение)

5. Структура учебника.

География - комплекс наук о Земле и обществе

География - одна из древнейших наук на Земле. Название ей дал древнегреческий ученый Эратосфен. Слово «география» произошло от греческого geo - «земля» и grapho - «пишу». На разных этапах развития человеческого общества, она помогала человеку решать самые насущные проблемы.

В энциклопедическом издании «География. Современная иллюстрированная энциклопедия» география определяется как «наука (точнее, система естественных и общественных наук), изучающая функционирование и эволюцию географической оболочки, взаимодействие и распределение в пространстве ее отдельных частей и компонентов в целях научного обоснования территориальной организации общества, размещения населения и производства, эффективного использования природных ресурсов, сохранения среды обитания человека, создания основ стратегии экологически безопасного устойчивого развития общества» .

При этом под географической оболочкой понимается «оболочка Земли, включающая земную кору, гидросферу, нижнюю часть атмосферы, почвенный покров и всю биосферу. Термин введен академиком А. А. Григорьевым. Верхняя граница географической оболочки располагается в атмосфере на высоте 20-25 км ниже озонового слоя, предохраняющего живые организмы от ультрафиолетового излучения, нижняя - на глубине 5-8 км под дном океанов, 30-40 км под материками, 70-80 км под горными массивами. Таким образом, ее мощность меняется от 50-100 км на материках до 35-45 км в пределах океанов. Ее уникальность состоит в том, что на стыке литосферы, атмосферы и гидросферы зародилась органическая жизнь» .

Важнейшим предметом географического изучения в том же издании названы процессы взаимодействия человека и природы, закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на локальном, региональном, государственном, континентальном, океаническом, глобальном уровнях.

Географическая среда - земное окружение человеческого общества, часть географической оболочки, в той или иной степени освоенная человеком и вовлеченная в общественное производство и социально-культурную деятельность человечества. Особенности ее, заключающиеся в разнообразии природных условий различных стран и регионов (полезные ископаемые, климат, рельеф, водные ресурсы и др.), влияют на жизнь общества, ускоряют или замедляют его развитие .

Сложность объекта исследования обусловила дифференциацию единой географии на ряд специализированных научных дисциплин, что дает основание рассматривать современную географию как сложную систему наук, в которой выделяются естественные (физико- географические), общественные (социально-географические и экономико-географические), прикладные географические науки и географические науки, носящие интегральный (пограничный) характер.

Физическая география включает комплексные науки о географической оболочке в целом: землеведение (общую физическую географию), ландшафтоведение (региональную физическую географию), палеогеографию (эволюционную географию). В процессе длительного развития географии сформировались частные науки о компонентах географической оболочки - геоморфология, геокриология, климатология и метеорология, гидрология (с подразделением на гидрологию суши, океанологию, лимнологию ), гляциология, география почв, биогеография.

В социально-экономическую географию входят общие науки: социальная география и экономическая география, а также география мирового хозяйства, региональная социально-экономическая география, политическая география. Частные социально-географические науки: география промышленности, география сельского хозяйства, география транспорта, география населения, география сферы услуг. К интегральным географическим наукам относятся картография, страноведение, историческая география. Развитие системы географических наук привело к формированию прикладных географических наук и направлений - медицинской географии, рекреационной географии, военной географии и др.

География как система наук сформировалась не сближением изолированно возникших географических наук, а путем развития некогда единой географии и ее расчленения на специализированные научные дисциплины в соответствии с практическими потребностями общества. Поэтому все частные географические науки, как бы далеко они ни разошлись друг от друга, сохранили общие черты географического подхода (территориальность, комплексность, конкретность, глобальность) и общий специфический язык науки - карту.

В ходе своего развития география не изолировалась от других научных дисциплин. Как наука мировоззренческая, она тесно связана с философией и историей; при изучении природных компонентов географической оболочки укреплялись связи географии с физикой, химией, геологией и биологией, а при исследовании социальной сферы - с экономикой, социологией, демографией и др. В свою очередь, география обогащает своей теорией и методологией смежные науки; наблюдается процесс географизации научного знания, выражающийся, в частности, в возникновении на стыках географии с другими науками таких динамично развивающихся научных направлений, как экология, демогеография, этническая география, районная планировка, региональная экономика.

Методика географических исследований - это сложная система, включающая общенаучные подходы и методы (математические, исторический, экологический, моделирования, системный и др.); конкретно-научные подходы и методы (геохимические, геофизические, палеогеографические, технико-экономические, экономико-статистические, социологические и др.); рабочие приемы и операции получения информации (балансовый метод; дистанционные методы, в том числе авиакосмические; лабораторные методы, например, спорово-пыльцевой анализ, радиоуглеродный метод; анкетирование; выборочный метод и др.); методы эмпирического и теоретического обобщения информации (индикационный, оценочный, аналогов, классификации и др.); методы и приемы хранения и обработки информации (на электронных носителях, перфокартах и др.). Особая функция географии - получение, обобщение и распространение знаний о нашей планете и закономерностях ее естественно-исторического развития, о странах, регионах, городах, местностях и населяющих их народах, об истории открытия и освоения мира, о познании его с помощью космических средств.

Важным аспектом общечеловеческой культуры на протяжении веков были географические открытия. Географические и картографические знания служат непременным элементом общего образования. В процессе развития содержание географии, а также само понятие географического открытия неоднократно менялись. На протяжении веков главным содержанием географии было открытие и описание новых земель и океанских просторов. Вместе с тем стремление выявлять и объяснять черты их сходства и различия, объединять в сходные категории, классифицировать закладывало основы общей, или системной, географии. Уже античная средиземноморская цивилизация характеризуется фундаментальными достижениями в географии. Первоначальные попытки естественно-научного объяснения географических явлений принадлежат древнегреческим философам милетской школы Фалесу и Анаксимандру (VI в. до н.э.); Аристотель (IV в. до н.э.) ввел представление о шарообразности Земли; Эратосфен (III-II вв. до н.э.) довольно точно определил длину окружности земного шара, сформулировал понятия «параллели» и «меридианы», ввел термин «география»; Страбон (I в. до н.э.- I в.н.э.) в 17 томах обобщил страноведческие знания по географии; Птолемей (II в.н.э.) в своем «Руководстве по географии» заложил основы для построения карты Земли. В Средневековье значительную роль в развитии географии сыграли арабские ученые-энциклопедисты Ибн Сина (Авиценна), Бируни, путешественник Ибн Баттута.

Эпоха Великих географических открытий расширила горизонты научного мышления и утвердила представления о целостности мира. В XVII-XVIII вв. наряду с продолжением географических открытий и описания Земли поступательно развивается теоретическая деятельность. Варениус в «Генеральной географии» (1650) и Ньютон в «Математических началах натуральной философии» (1687) заложили основы физического мышления в географии. М. В. Ломоносов в середине XVIII в. первым высказал идею о роли фактора времени в развитии природы и ввел в науку термин «экономическая география». Обобщение данных полевых экспедиций привело немецкого естествоиспытателя А .Гумбольдта (1845-1862) к классификации климатов Земли, обоснованию широтной зональности и вертикальной поясности; он стал провозвестником комплексного подхода в географии. Во второй половине XIX в. широкое распространение получили идеи географического детерминизма, утверждавшего, что географические факторы играют решающую роль в социально-экономическом развитии народов и стран. В творчестве В.И. Вернадского была обоснована планетарная роль антропогенного фактора; он доказывал, что преобразование биосферы под влиянием осознанной человеческой деятельности приведет к становлению ноосферы. Развитие географии в конце XIX-XX вв. связано с именами К. Риттера, П.П. Се-менова-Тян-Шанского, А.И. Воейкова, Д.Н. Анучина, В.В. Докучаева, А. А. Григорьева, Л. С. Берга, Н.Н. Баранского. Российская географическая школа сформировалась под влиянием учений Докучаева о природных зонах, Вернадского - о роли живого вещества в становлении современной природы Земли и эволюционно-стадиальном ее развитии, Григорьева - о географической оболочке и ее динамических процессах, Берга - о ландшафтном устройстве земной природы, Баранского - о географическом разделении труда как пространственной форме общественного разделения труда и объективном характере формирования экономических районов.

В конце XX в. на Земле проявились симптомы экологического кризиса: иссушение и эрозионное разрушение территории, сведение лесов и опустынивание, истощение запасов полезных ископаемых, загрязнение окружающей среды. Антропогенный вклад в оборот углерода, азота, фосфора, серы сравнялся с естественным, а местами стал преобладать над ним. Значительная часть поверхности суши необратимо преобразуется человеком. Усиливающаяся в мире глобализация наряду с позитивными тенденциями увеличивает разрыв между бедными и богатыми странами, обостряет старые и порождает новые глобальные проблемы человечества. Все это ставит перед географией соответствующие задачи: исследование динамики природных, социально-экономических и геополитических процессов, прогнозирование глобальных и региональных социально-экономических и политических ситуаций, выработка рекомендаций по охране окружающей среды, оптимальному устройству и функционированию природно-технических систем в целях повышения безопасности человеческого существования и качества жизни людей. Особую роль в этом подходе играют экология и наука о природопользовании, формирующаяся на стыке физической и социально-экономической географии с экономикой и технологией.

Обладая огромным интеграционным потенциалом, география объединяет самые разные отрасли знания и методы исследования для того, чтобы помочь решить важнейшую проблему нашего времени - обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие человечества.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!