Что такое образовательный стандарт. Фгос - что такое? требования образовательного стандарта

Понятие "Государственный образовательный стандарт" в ранге базового термина сферы образования было впервые введено в России в 1992 году Федеральным законом Российской Федерации "Об образовании". Мы уже отмечали ранее, что в этом стандарте, согласно законодательству, фиксируются нормы, относящиеся к содержанию образовательных программ и, главное, к уровню подготовки выпускников школ и вузов. Это вызвало неоднозначную реакцию во всех слоях академического сообщества, от учителей начальных классов до маститых профессоров вузов.

В менталитете российского общества слово "стандарт" воспринимается как что-то крайне жесткое, однозначное, пусть даже и образцовое, символ унификации и отказа от вариативности. Механический перенос такого понятия в мир человеческих отношений, в котором яркая личность со своей неповторимой индивидуальностью ценится выше всего, кажется не просто нелепым (неумным), но и кощунственным. Правда, понятие "образование" в России исторически связано с представлением о "создании себя по образу Бога", так что высокий образец для саморазвития и духовного совершенствования присутствовал при воспитании и обучении в школах России издревле.

Но нельзя, по мнению многих педагогов, директивно, "сверху", утверждать стандарт на характеристику личности выпускника российской школы или университета. Большой заслугой создателей российских государственных образовательных стандартов явилось то, что они с самого начала отказались от их идентификации со стандартами в техносфере. Образовательные стандарты проектировались на принципиально другой основе, предполагающей создание широкого поля для свободы преподавания и обучения в рамках единого образовательного пространства.

При этом присущая советскому периоду идея нормирования или декретирования в сфере убеждений человека, его идеологических или религиозных взглядов, личностных характеристик, была сразу отвергнута. Со своей стороны Комитет по государственным стандартам России еще в 1993 г. дал по этому поводу специальное разъяснение, указав, что на стандарты в сфере образования не распространяются правила, действующие для создания стандартов в сфере производства материальных ценностей, и исключили, таким образом, образовательные стандарты из сферы своего ведения.

Что же представляет собой российский образовательный стандарт, в частности, государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования? Рассмотрим вначале ГОС ВПО с позиции документоведения, т.е. познакомимся с назначением этого документа, его формой, структурой, содержанием и порядком разработки.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) согласно законодательства предназначен для обеспечения:


Единого образовательного пространства России при обеспечении свободы реализации национальных образовательных программ;

Качества высшего образования;

Возможности для объективной оценки на основе ГОС ВПО деятельности высших учебных заведений;

Признания и установления эквивалентности документов иностранных государств.

Любой стандарт для определенной образовательной программы, будь-то подготовка учителя или инженера, юриста или экономиста, состоит из двух частей:

Федеральный компонент; национально-региональный компонент. В федеральный компонент, утверждаемый Минобразованием России, наряду с требованиями, относящимися к содержанию образовательной программы и уровню подготовки освоивших ее лиц, входят также:

Расчетный срок освоения этой программы для очной и заочной форм

Обучения; требования к условию ее реализации; требования к итоговой аттестации выпускников.

Национально-региональный компонент утверждается самим вузом и служит для отражения в содержании образования национально-региональных особенностей подготовки специалистов. Как правило, первый компонент относительно содержания программы обучения составляет примерно 65%, а второй — 35% от полного объема.

Сразу же отметим, что подобная структура позволяет решить диалектически противоречивую задачу сохранения единства образовательного пространства, не подавляя интересов, традиций и научных школ субъектов Российской Федерации.

Федеральный компонент любого стандарта, во-первых, должен включать требования к содержанию образовательной программы, разделенные на четыре блока: блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; блок математических и общих естественнонаучных дисциплин; блок общепрофессиональных дисциплин; блок специальных дисциплин.

Это означает, что для каждого блока в стандарте должны быть указаны дисциплины, входящие в него, и очень кратко (несколько строк) их содержание. Должны быть также указаны содержания учебных и профессиональных практик. Особо отметим, что как федеральный, так и вузовский компонент стандарта в той части, где описано содержание образования, должны выделять часть времени на дисциплины, которые студент может выбрать по собственному желанию.

Во-вторых, федеральный компонент должен содержать требования к уровню подготовки выпускников, освоивших содержание всей программы обучения. Это, в свою очередь, означает, что разработчики конкретного ГОС должны, исходя из понимания профессиональной деятельности того или иного специалиста, описать те итоговые знания, умения и навыки, которые обеспечат ему профессиональную компетентность в сфере труда, для которой он подготовлен.

Не должна быть опущена при этом и общая культура личности, т.е. среди требований к выпускнику, скажем, инженерного профиля должны быть и требования к его знаниям в сфере психологии, философии, культурологии, педагогики, владению иностранными языками и т.п. Фактически содержащиеся в ГОС требования к уровню подготовки выпускника указывают не степень усвоения им тех или иных дисциплин, а относятся сразу к группе родственных дисциплин, т.е. носят междисциплинарный характер.

Опыт создания первого поколения ГОС ВПО показал, что эти требования, исходя из выше сказанного, можно отнести к различным градациям уровня усвоения.

Характерные требования в порядке возрастания градаций можно сгруппировать следующим образом:

Иметь представление о процессе, явлении, понимать их природу и т.п.; знать, почему и как, решать (или иметь навыки решения) задачи определенного класса;

Владеть знаниями на методологическом уровне, позволяющем применять их для решения нестандартных задач в нештатных ситуациях.

Интересно отметить, что в США стандартные требования к овладению математикой имеют очень широкое семантическое поле в сфере формулировки характера требований. Учащиеся должны уметь: анализировать, знать, логично рассуждать, объяснять, описывать, понимать, представлять, применять, решать, соотносить, истолковывать, исследовать, сравнивать, узнавать и т.д., — более 50 терминов.

В-третьих, федеральный компонент содержит сведения о том, какие итоговые испытания предстоит выдержать выпускнику вуза для присвоения ему соответствующей квалификации с вручением диплома. Это могут быть: экзамен по отдельной дисциплине (например, по предмету, который учитель будет преподавать в школе) или по циклу дисциплин; защита перед комиссией выполненного дипломного проекта (например, для инженерных специальностей) или дипломной исследовательской работы (для окончивших факультеты естественных наук а университетах). Кроме того, разработчики должны кратко описать степень сложности этих испытаний и время для подготовки к ним. Так, для большинства образовательных программ на подготовку дипломных проектов и работ отводится более полугода, считая преддипломную практику.

И, наконец, документ должен содержать ряд сведений о сфере действия стандарта, его разработчиках, дате утверждения и т.п. Рассмотрим созданные в последние годы и реально действующие стандарты ВПО как инструмент влияния на качество российского образования.

Головной научной организацией, координирующей разработку ГОС для высшего профессионального образования (ВПО), выступил Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Непосредственно создание ГОС осуществляли более 70 учебно-методических объединений и 20 научно-методических советов. Общее число разработчиков составляло" несколько тысяч человек. К концу 1996 года были разработаны и утверждены Министерством образования в области высшего профессионального образования: по направлениям подготовки (бакалаврские программы) — 92 стандарта; по специальностям — более 400 стандартов; по магистерским программам — более 220 стандартов.

Разработка ГОС велась в два этапа. На первом (1992-1993 гг.) были сформированы на основе ГОС образовательные программы подготовки бакалавров. Затем, в 1994-1995 гг. на основе ГОС были созданы образовательные программы подготовки специалистов, а позднее — магистров.

Принципиальным решением при разработке ГОС явилось усиление фундаментальности образования. При этом под фундаментальностью понимались не просто научные знания, составляющие фундамент естественнонаучного мировоззрения выпускника, а сочетание фундаментальных знаний, необходимых для всестороннего развития личности. Это означает, что к фундаментальному образованию отнесены как естественные и математические дисциплины (физика, химия, математика и др.), так и гуманитарные и социально-экономические (философия, психология, филология, история, экономика, физическая культура и др.).

Объем фундаментальной естественнонаучной подготовки для специальностей технического профиля был увеличен, в среднем, на 30%, а для большинства гуманитарных направлений изучение в высшей школе дисциплин этого профиля вводилось впервые. Естественно, объем этого цикла для гуманитариев был в 2-3 раза меньше и представлял собой.небольшой интегральный курс современного естествознания, дополненный необходимыми сведениями по математике и информатике.

Цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин состоял из 10 курсов, часть из которых присутствовала в том или ином виде в образовательных программах советского времени, а некоторые (культурология, политология, социология) вводились впервые.

Произведенные изменения были направлены как на устранение деформации ряда учебных дисциплин, вызванных абсолютным приоритетом в советское время одного политического учения; так и на расширение общекультурной подготовки студента, приобщения его к мировому гуманитарному знанию.

Еще одним принципиальным решением в области фундаментальности высшего образования при создании ГОС ВПО явилось междисциплинарное описание ряда требований к выпускнику. Эти требования, являясь интегральными показателями интеллектуального развития личности, связаны практически со всеми учебными дисциплинами..

Такой подход к описанию требований ориентировал преподавателей вузов на усиление взаимосвязи различных дисциплин, создание интегральных курсов, обеспечивающих формирование целостного научного представления о процессах и явлениях, происходящих в мире природы и общества. Для достижения высокого уровня готовности выпускников к творческой высокой и тнтеллектуальной деятельности создатели ГОС ВПО перенесли центр внимания субъектов образовательного процесса на методологию изучаемых в высшей школе наук, методологию деятельности, моделирование и проектирование. Поэтому более 60% требований к выпускнику— это владение методами различных расчетов, принятия решений, контроля и оценки, прогнозирования, а также принципы моделирования, менеджмента, маркетинга, управления и т.п.

И, наконец, в рамках создания ГОС ВПО был сделан реальный шаг к обеспечению широкого профиля дипломированного специалиста. Введено 90 направлений четырехлетней подготовки бакалавра, на базе которой достраивалась научная специализация (магистратура) и подготовка дипломированного специалиста. Многоуровневая подготовка позволяет студентам получить фундаментальную подготовку по широкому направлению и лишь затем на этой базе — узкую специализированную.

Теперь коснемся использования ГОС ВПО в качестве основы для объективной оценки деятельности вузов в части подготовки специалистов. Отметим тот факт, что укрупненный характер содержащихся в них требований, каждое из которых распадается на множество требований-задач, не позволяет напрямую проверить соответствие уровня подготовки выпускника этим требованиям. Можно в этой связи сказать лишь о том, что требования, содержащиеся в ГОС, выступали в стандартах первого поколения скорее в качестве ориентиров для организации объективного контроля, чем в роли диагностируемых норм.

Однако, эти ориентиры позволили упорядочить работу вузовских комиссий, осуществляющих итоговый контроль выпускников, сделав более прозрачной и понятной эту процедуру как для студентов, так и для членов этих высоких комиссий, имеющих в России статус государственных (председатели таких комиссий по представлению ректора вуза назначаются федеральным государственным органом управления образования, куда, кстати, направляются и где анализируются отчеты об их работе, представленные председателем).

После выхода в 1996 году закона РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в структуру ГОС ВПО были внесены существенные дополнения и изменения. Кроме того, накопленный опыт вузов по использованию ГОС для реализации образовательных программ выявили ряд их "конструктивных" недостатков.

Наиболее "ощутимые" из них, это:

Недостаточная вариативность блока гуманитарных и социально-экономических дисциплин, его неориентированность на будущую профессию выпускника;

Уже упомянутая невозможность использования требований, содержащихся в документе и применяемых в процессе промежуточного контроля, для прямой диагностики уровня подготовки выпускников;

Неоправданные различия в содержании образовательных программ родственного профиля, затрудняющих рациональную организацию учебного процесса в многопрофильных вузах;

Несогласованность ГОС ВПО со стандартами других уровней образования и между собой.

В ходе обновления ГОС (1999-2000 гг.) были выделены инварианты (ядро) ГОС ряда близких по научному базису специальностей и именно это ядро сделано объектом стандартизации на уровне государственного органа управления образованием. Это привело к существенному сокращению объектов ГОС ВПО федерального уровня и расширило правовое поле вузовского уровня.

Более гибко представлен блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин. В качестве обязательных для изучения студентами всех вузов выделены лишь четыре дисциплины (философия, история, физическая культура и иностранный язык), а остальные включаются в программу обучения по решению вуза и выбору студента. Существенно изменилась форма требований к выпускнику. В обновленных стандартах она представлена не только в виде требований к их знаниям, но и в виде набора задач профессиональной деятельности, с которыми он должен уметь справиться. Из стандарта также фактически исключены все ранее содержавшиеся в них требования, проверить выполнение которых на итоговых испытаниях не представляется возможным,

Введен раздел "Требования к абитуриентам" для определения необходимого предшествующего уровня образования и для унификации требований к абитуриенту.

В заключение еще раз вернемся к тому, что же представляет собой российский государственный образовательный стандарт, с позиции непосредственных субъектов педагогического процесса — студентов и преподавателей.

Для российских вузов, в течение многих десятилетий живших в жестких рамках типовых учебных планов и программ, регламентировавших от имени государства весь объем образовательной программы, новый базовый документ — существенный шаг по направлению к академической автономии и свободе преподавания (вряд ли две строки стандарта, раскрывающие, например, содержание 4-семестрового курса физики, можно считать ограничениями творческой инициативы педагога). С позиции студента, получившего право на участие в формировании своей индивидуальной образовательной траектории — это тоже шаг к свободе обучения. Поэтому ГОС ВПО сегодня можно рассматривать как стандарт, фактически закрепляющий свободы преподавателя и студента с учетом интересов государства и общества в целом.

Суммируя вышесказанное, можно сказать, что ГОС - это совокупность норм и положений, согласующих (гармонизирующих) основные требования к содержанию, проведению и результатам обучения и воспитания со стороны всех субъектов, заинтересованных в деятельности образовательной системы.

Как же конкретно выглядит ГОС, какова его структура? В проекте «Реформа образования в РФ: концепция и основные задачи очередного этапа» отмечается, что разработка ГОС имеет первостепенное значение для реформы содержания образования. ГОСы призваны «… расширить возможности для непрерывного образования и академической мобильности, они должны соответствовать запросам личности, общества, государства…иметь инструментально - педагогическую организацию, опирающуюся на строго определенные для каждой ступени обучения нормы». ГОСы не должны препятствовать реализации вариативных программ, они должны обеспечивать их преемственность по всем уровням и ступеням образования. ГОС ВПО устанавливает: Структуру ВПО (ПОП)

Общие требования к ПОП и условиям их реализации Общие нормативы учебной нагрузки студента и ее объем Академические свободы вуза в определении содержания ВПО Общие требования к перечню направлений (специальностей ВПО Порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в качестве федерального компонента. Правила госконтроля за соблюдением требований ГОС.

Понятие образовательного стандарта

Среди прогрессивных направлений развития современного образования явно выделяется его стандартизация, вызванная определенными жизненными обстоятельствами и, прежде всего, необходимостью создания в стране единого педагогического документа, благодаря которому будет обеспечен целостный уровень общего образования, получаемого детьми в различных типах образовательных учреждений.

Само понятие «стандарт» в переводе с британского означает норму, эталон, общее мерило. Главное назначение стандартов состоит в такой организации и регулировке взаимоотношений и работы людей, которая ориентирована на создание продуктивных результатов, удовлетворяющих потребности общества.

Стандарт образования включает систему базовых характеристик, принимаемых в роли государственной нормы образованности, отражающей общественный эталон и учитывающей индивидуальные способности личности и системы образования для достижения этого идеала.

Стандартизация образования в развитых государствах мира осуществляется уже давно посредством разработки учебных планов и программ, установления особого уровня образования. Однако сам термин «стандарт» в отношении образования стал употребляться сравнительно недавно. Его появление связано не только с созданием единого государственного образовательного эталона, но и с обеспечиванием необходимого качества и уровня образования в различных учебных учреждениях.

В России федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) считается главным нормативным документом, отражающим смысл конкретной части Закона РФ «Об образовании ». Он развивает и конкретизирует такие понятия, как содержание, уровень и форма образования, обозначает средства обучения, показывает пути и методы измерения, анализа и оценки результатов обучения. Кроме того, ФГОС предъявляет минимальный перечень требований к подготовке выпускников.

Значимым критерием системы образования считается степень демократичности его стандарта, которая, прежде всего, характеризуется соответствием части образования, составленной уполномоченными на это государственными органами, с частью образования, самостоятельно определяемой учебными заведениями. Однако несмотря на это, в каждом отдельном учебном заведении содержание образования может варьироваться, то есть иметь небольшие отступления от установленной нормы.

Уровни образовательного стандарта

Закон РФ «Об образовании» гласит, что государство определяет только минимально требуемый уровень образования. Дополнение содержания образования сверх данной нормы относится к сфере ответственности непосредственно самих образовательных учреждений. В связи с этим в государственном стандарте общего среднего образования выделяются 3 уровня, отличающихся своей структурой и содержанием:

  • федеральный уровень,
  • национально-региональный уровень,
  • школьный уровень.

Федеральный уровень описывает те нормативы, соблюдение которых обеспечивает определение педагогической позиции России, ее места в образовательной области, а также включение каждой личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный уровень имеет нормативы в сфере родного языка, литературы, искусства, географии, трудовой подготовки и т. д. Они определяются и находятся в зоне ответственности региональных органов власти.

Федеральный и национально-региональный уровни стандарта образования включают в себя такие важные нормативные аспекты, как:

  • описание содержания образования на всех этапах обучения, которые государство предоставляет учащимся в размере необходимой общеобразовательной подготовки;
  • минимальные требования к подготовке учащихся в масштабах указанного размера содержания образования;
  • наиболее оптимальный объем учебной нагрузки детей в зависимости от года обучения.

Школьный уровень описывает функционирование самого образовательного учреждения, его базовые образовательные характеристики. Кроме того, в стандарте указан тот объем содержания образования, который в полной мере и отражает специфику и тенденцию конкретного образовательного учреждения.

Значение образовательного стандарта

Четкое нормирование минимальных требований к общеобразовательной подготовке учащихся раскрывает возможности для дифференциации преподавания. Так возникают существенные предпосылки для разрешения противоречий между правами и обязанностями ученика: он должен выполнять государственные требования к уровню общего образования и при этом имеет право при наличии соответствующего стремления продвигаться в овладении содержанием образования дальше, достигать высоких результатов.

Школьник может ограничиться при изучении сложного либо нелюбимого предмета минимальными требованиями, а это, в свою очередь, освобождает его от дополнительной трудоемкой учебной нагрузки и дает возможность воплотить собственные интересы и способности. Поскольку информация о стандартах предоставляется в открытом доступе, это позволяет учащимся сознательно избирать персональную линию собственного развития.

Данный подход к содержанию общего образования в большей степени снимает неоправданное эмоциональное и психологическое напряжение учащихся, дает возможность каждому учиться на наиболее посильном ему уровне, сформировывает позитивные мотивы учения и позволяет создать условия для настоящего полноценного развития ребенка.

Реализация главных функций федерального государственного образовательного стандарта поистине содействует:

  • обеспечиванию единства образовательной позиции в условиях существования самых разных типов образовательных учреждений;
  • формированию у учащихся положительной мотивации учения;
  • переходу к оценке результатов труда учителя на базе соответствия учебных достижений учащихся стандарту образования;
  • принятию обоснованных управленческих решений;
  • выделению в учебном процессе времени для занятий по выбору учащихся с учетом их возможностей, в соответствии с личными интересами и склонностями.

Государственный образовательный стандарт (назначение, структура)

Федеральные государственные образовательные стандарты - один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Ученик и его родители также вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. Относительно европейских и мировых стандартов образования, следует заметить, что «стирание границ» ведет к определенным обязательствам со стороны учебного заведения, которое гарантирует не просто успешное завершение обучения, но и получение высокооплачиваемой работы. С другой стороны, у обучающегося есть определенные гарантии, но и необходимость постоянно и качественно пополнять свои знания, проявляя себя, что очень важно - постоянно, как квалифицированный работник. Это предполагает постоянное повышение квалификации студента, стремление постоянно быть востребованным. В этом контексте стандарт - это средство обеспечения планируемого уровня качества образования. Будучи стабильным, в течение определенного диапазона времени, стандарт образования динамичен и открыт для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.

Очевидно, что в настоящее время деятельность человека все больше становится принципиально инновационной. Растет активность человека во всех областях его деятельности. Процессы постоянного роста в образовательной сфере могут получить дальнейшее эффективное развитие только в условиях становления инновационной системы образования - системы, ориентированной на новые образовательные результаты. В этой связи переход к ЕГЭ является определенным значимым этапом на пути совершенствования государственных образовательных стандартов Российской Федерации.

Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

1. единство образовательного пространства Российской Федерации;

2. преемственность образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к:

1. структуре основных образовательных программ;

2. условиям реализации основных образовательных программ;

3. результатам освоения основных образовательных программ.

Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового поколения

Сегодня все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

1. инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования;

2. средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;

3. фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества - с другой;

4. одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования.

Вместе с тем новая версия стандарта должна создать условия для более эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования деятельности системы образования.

1. обеспечение права на полноценное образование, которое заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования;

2. обеспечение единства образовательного пространства страны, которое представляет собой переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования, требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны выполнять стандарты образования. Не ограничивая развития специфических региональных подходов, наличия различных видов школ, вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Реальные образовательные программы конкретного образовательного учреждения по своему содержанию могут существенно различаться и по объему, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить реализацию и достижение требований стандартов. Это позволит обеспечить внутри страны гарантированное качество подготовки выпускников школы, на которое можно опереться при организации последующего обучения. Стандарт является важнейшим фактором решения многих демографических и социальных проблем в условиях возможной миграции населения, станет основой признания эквивалентности документов об образовании, полученных в различных регионах, и т. п.;

3. обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

4. критериально-оценочную, которая проистекает из сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. Отдельные компоненты системы документов, обеспечивающих функционирование стандарта, несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, являются составной частью оценки образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом;

5. повышение объективности оценивания, реализация которой связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценки качества образовательных результатов на основе критериально-ориентированного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом.

Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в системе образования создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях - от учителя (выбор оптимальных методик, своевременная коррекция, дифференциация и индивидуализация обучения и др.) до руководителей народным образованием (разработка и принятие мер по улучшению состояния образования на региональном и федеральном уровнях, внесение изменений в программы и учебники, совершенствование организации и управления образованием).

Вместе с этим проводится разработка Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008., стр. 19:

1. примерных (базисных) образовательных планов и программ;

2. системы оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам в процессе аттестации выпускников в различных формах;

4. экспертизы учебников, учебного оборудования и средств обучения для общеобразовательной школы;

5. системы аттестации педагогических работников;

6. контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках общероссийской системы оценки качества образования;

7. подходов и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров.

Таким образом, Государственные образовательные Стандарты в системе существующего законодательного поля системы образования становятся важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования Сенашенко В. С. О концептуальных основах федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования / В. С. Сенашенко / / Alma mater. - 2008. - N 9. , стр. 14.

Введение государственных образовательных стандартов в систему обеспечения развития образования предусмотрено Законом РФ «Об образовании». В соответствии с законодательством Российской Федерации государственные образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт России, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы.

Существующие государственные образовательные стандарты на федеральном, региональном уровне и на уровне образовательного учреждения в соответствии с документом заменяются на федеральный государственный образовательный стандарт, который будет включать в себя требования к результатам освоения основных образовательных программ, осуществляемых учебным заведением.

При этом реализация программ высшего профобразования может осуществляться на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых вузами федерального уровня, перечень которых утверждается Президентом РФ. Вместе с тем сохраняются право образовательного учреждения на формирование учебной программы, а также возможность органов управления образованием влиять на ее содержание с учетом региональных и национальных особенностей.

Новая структура стандарта включает в себя:

1. требования к результатам освоения основных образовательных программ (к общим, социальным, профессиональным компетенциям, а также знаниям, умениям и развитию личностных качеств обучающихся, обеспечивающим реализацию соответствующих компетенций);

2. требования к структуре основных образовательных программ, включающие требования к соотношению (объемам) составляющих основной образовательной программы (гуманитарная, естественнонаучная, математическая и др.), а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса;

3. требования к условиям реализации основных образовательных программ (т. е. требования к обеспечению реализации основной образовательной программы).

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго и третьего поколения должна стать их ориентация на результат образования. Образовательные результаты, выражающие собой, по существу, цели образования, неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс. Цели отражают потребности личности, общества, государства в образовании. Условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования.

Также в законе прописаны государственные требованиях к условиям реализации образовательного процесса

1. кадровое обеспечение - характеристика необходимой квалификации педагогических кадров;

2. финансово-экономическое обеспечение - параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения;

3. материально-техническое обеспечение - общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды);

4. информационное обеспечение включает необходимую нормативную правовую базу общего образования и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.

Таким образом, введение федерального государственного образовательного стандарта позволит Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:

1. обеспечить единство федеральных требований к образовательным программам и условиям их реализации на всей территории Российской Федерации, преемственность образовательных программ различных уровней образования и преемственность в исторически сложившейся культуре формирования образовательных программ;

2. повысить требовательность к разработке содержания образования образовательными учреждениями всех уровней, а также создать предпосылки для более объективного контроля за их деятельностью;

3. способствовать развитию академических свобод образовательных учреждений и учитывать особенности формирования образовательных программ подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Все вышеотмеченное будет в конечном итоге способствовать повышению качества образования, конкурентоспособности российского образования на международном уровне и как следствие - качества жизни и благосостояния россиян.

Важной чертой развития образования в наше время является его глобальность. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.

Современная цивилизация вступает на принципиально новую информационную (постиндустриальную) ступень своего развития, когда ведущей мировой тенденцией признается глобализация социальных и культурных процессов на Земле. Однако глобализация, наряду с позитивными сторонами, породила и ряд серьезных глобальных проблем: социальных, экономических, экологических и духовно-нравственных. В соответствии со стратегией устойчивого развития современной цивилизации, принятой на конференции ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, требуется новая концепция образования, опережающая перспективы XXI столетия. Глобальную миссию в сфере образования осуществляет университет ООН (штаб-квартира в г. Токио), основанный в 1975 году и являющийся частью системы ООН. Университет является уникальной образовательной исследовательской структурой, представляющей собой сообщество ученых и выполняющей функцию форума для поиска новых концептуальных подходов к разработке и решению мировых проблем.

Для перехода на Европейский уровень образования, Государственные Образовательные Стандарты претерпевают переосмысление и значительные изменения. Образовательные результаты, являющиеся также целями образования, неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс. Цели отражают потребности личности, общества, государства в образовании. Условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования. Результат образования определяют следующие направления формирования качеств личности:

1. личностное развитие;

2. социальное развитие;

3. общекультурное развитие;

4. интеллектуальное развитие;

5. коммуникативное развитие.

Таким образом, Государственные Образовательные Стандарты становятся важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего образования.

Вероятно, каждый человек хочет дать своему ребенку качественное образование. Но как определить уровень обучения, если ты не имеешь отношения к педагогике? Конечно, с помощью ФГОС.

Что такое ФГОС

Для каждой системы образования и образовательного учреждения утвержден перечень обязательных требований, направленных на определение каждого уровня обучения профессии, специальности. Эти требования объединяются в рамках который утверждается органами власти, уполномоченными регулировать политику в сфере образования.

Реализация и результаты освоения программ в государственных образовательных учреждениях не могут быть ниже указанных в ФГОС.

Кроме того, российское образование предполагает, что без освоения стандартов невозможно будет получить документ государственного образца. ФГОС - это некая основа, благодаря которой учащийся имеет возможность переходить от одного уровня образования к другому, как по лестнице.

Цели

Федеральные государственные образовательные стандарты призваны обеспечивать цельность образовательного пространства России; преемственность основных программ дошкольного, начального, среднего, профессионального и высшего образования.

Помимо этого, ФГОС отвечает за аспекты духовно-нравственного развития и воспитания.

Требования образовательного стандарта включают в себя строгие установленные сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом всевозможных форм обучения и образовательных технологий.

Основой для разработки ориентировочных образовательных программ; программ учебных предметов, курсов, литературы, контрольных материалов; нормативов финансового снабжения образовательной деятельности специализированных учреждений, реализующих образовательную программу, является ФГОС.

Что такое стандарт для государственного образования? В первую очередь, это принципы организации образовательного процесса в учреждениях (детских садах, школах, колледжах, ВУЗах и т.д.). Без ФГОСа невозможно осуществить контроль за соблюдением законодательства РФ в образовательной области, а также провести итоговую и промежуточную аттестацию учащихся.

Стоит отметить, что одной из целей ФГОС является внутренний мониторинг С помощью стандартов происходит организация деятельности методических специалистов, а также аттестация педагогических работников и другого персонала образовательных учреждений.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации тружеников образования также находятся в сфере влияния государственных стандартов.

Структура и реализация

Федеральный закон постановил, что каждый стандарт в обязательном порядке должен включать в себя три вида требований.

Во-первых, требования к (соотношение частей основной программы и их объёма, соотношение обязательной части и той доли, которая формируется участниками образовательного процесса).

Во-вторых, условия реализации также подвергаются жестким требованиям (в том числе кадровые, финансовые, технические).

В-третьих, результат. Вся образовательная программа должна формировать у учащихся определенные (в том числе и профессиональные) компетенции. Занятие по ФГОС призвано обучить применять все полученные навыки и знания, и действовать успешно на их основе.

Разумеется, не является конституцией всех образовательных учреждений. Это лишь начало вертикали, с главными рекомендательными позициями. На федеральном уровне на основе ФГОСа разрабатывается приблизительная образовательная программа, ориентирующаяся на местную специфику. А далее учебные заведения доводят эту программу до совершенства (в последнем процессе могут поучаствовать даже заинтересованные родители, что урегулировано законом). Таким образом, российское образование с методической точки зрения можно представить в виде схемы:

Стандарт - примерная программа федерального уровня - программа учебного заведения.

Последний пункт включает в себя такие аспекты, как:

  • учебный план;
  • календарный график;
  • рабочие программы;
  • оценочные материалы;
  • методические рекомендации для предметов.

Поколения и различия ФГОС

Что такое государственный стандарт, знали еще в советское время, поскольку жесткий регламент существовал и тогда. Но данный конкретный документ появился и вступил в силу лишь в 2000-е годы.

ФГОС именовался ранее просто образовательным стандартом. Так называемое первое поколение вступило в силу в 2004 году. Второе поколение было разработано в 2009 (для начального образования), в 2010 (для основного общего), в 2012 годах (для среднего полного).

Для высшего образования ГОСТы были разработаны в 2000 году. Второе поколение, вступившее в силу в 2005 году, было ориентировано на получение ЗУМов студентами. С 2009 года разрабатывались новые стандарты, направленные на выработку общекультурных и профессиональных компетенций.

До 2000 года для каждой специальности был определен минимум знаний и умений, которыми должен обладать человек, выпустившийся из ВУЗа. Позднее эти требования ужесточились.

Модернизация проходит и по сей день. В 2013 году был издан закон "Об образовании", согласно которому, разрабатываются новые программы для высшего профессионального и дошкольного образования. Помимо всего прочего, туда прочно вошел пункт о подготовке научно-педагогического состава.

Чем же отличаются старые стандарты от ФГОС? Что такое стандарты нового поколения?

Главным отличительным признаком является то, что в современном образовании на передовую позицию ставится развитие личности учеников (студентов). Исчезли из текста документа обобщающие понятия (Умения, навыки, знания), на их место пришли более четкие требование, например, были сформулированы реальные виды деятельности, которыми должен овладеть каждый учащийся. Огромное внимание уделяется предметным, межпредметным и личностным результатам.

Для достижения этих целей были пересмотрены существующие ранее формы и типы обучения, приведено в действие инновационное образовательное пространство занятия (урока, курса).

Благодаря введенным изменениям, ученик нового поколения - это свободно мыслящая личность, способная ставить перед собой задачи, решать важные проблемы, творчески развитая и способная адекватно относиться к действительности.

Кто занимается разработкой стандартов

Стандарты заменяются на новые не реже одного раза в десять лет.

ФГОС общего образования разрабатываются по уровням образования, ФГОС профессионального образования могут разрабатываться также по специальностям, профессиям и направлениям подготовки.

Разработка ФГОС производится с учетом:

  • острых и перспективных потребностей личности;
  • развития государства и общества;
  • образования;
  • культуры;
  • науки;
  • техники;
  • экономики и социальной сферы.

Учебно-методическое объединение ВУЗов разрабатывает ФГОС для высшего образование. Их проект направляется в Министерство образования, где происходит обсуждение, вносятся правки и коррективы, а затем отдается на независимую экспертизу на срок не более двух недель.

Экспертное заключение возвращается в Министерство. И вновь запускается волна обсуждений советом по ФГОС, который принимает решение утвердить ли проект, отправить на доработку или отклонить.

Если в документ будет необходимо внести изменения, он проходит тот же путь с самого начала.

Начальное образование

ФГОС представляет собой совокупность требований, необходимых для реализации начального образования. Три основных - это результаты, структура и условия реализации. Все они обусловлены возрастными и индивидуальными характеристиками, и рассматриваются с точки зрения заложения фундамента для всего образования.

В первой части стандарта указан срок освоения базовой начальной программы. Он составляет четыре года.

С его помощью обеспечиваются:

  • равные для всех возможности получения образования;
  • духовно-нравственное воспитание школьников;
  • преемственность всех программ дошкольного и школьного образования;
  • сохранение, развитие и овладение культурой многонациональной страны;
  • демократизация образования;
  • формирование критериев оценки деятельности учащихся и педработников4
  • условия развития индивидуальной личности и создание специальных условий обучения (для одаренных детей, ребят с ограниченными возможностями).

В основе стоит системно-деятельностный подход. Но сама программа начального образования разрабатывается методическим советом учебного заведения.

Во второй части ФГОСа расписаны четкие требования к результату образовательного процесса. В том числе, личностным, метапредметным и предметным итогам обучения.

  1. Формирование представлений о многообразии языкового пространства страны.
  2. Понимание, что язык - это неотъемлемая часть национальной культуры.
  3. Формирование положительного отношения к правильной речи (и письму), как части общей культуры.
  4. Овладение первостепенными нормами языка.

Третья часть определяет структуру начального образования внеурочная деятельность, программы отдельных предметов, что включает тематическое планирование по ФГОС).

В четвертой части содержатся требования к условиям реализации образовательного процесса (кадры, финансы, материально-техническая сторона).

Среднее (полное) образование

Первая часть стандарта о требованиях частично повторяется и перекликается с ФГОС о начальном образовании. Существенные различия появляются во втором разделе, где речь идет о результатах обучения. Также указываются необходимые нормы освоения определенных предметов, в том числе по русскому языку, литературе, иностранному языку, истории, обществознанию, географии и другим.

Делается акцент на учащихся, выделяя такие главные моменты, как:

  • воспитание патриотизма, усвоение ценностей многонациональной страны;
  • формирование мировоззрения, соответствующего уровню действительности;
  • освоение норм социальной жизни;
  • развитие эстетического понимания мира и прочее.

Требования к структуре образовательной деятельности также видоизменены. Но разделы остались теми же: целевой, содержательный и организационный.

Высшие ступени

ФГОС для и высшего образования выстроен по тем же принципам. Различия их очевидны, требования к структуре, результату и условиям реализации не могут быть одинаковыми для разных образовательных уровней.

В основе среднего профессионального образования лежит компетентностный подход, т.е. людям даются не просто знания, а умения этими знаниями управлять. На выходе из учебного заведения выпускник должен говорить не "знаю, что", а "знаю, как".

На основе общепринятого ФГОС каждое учебное заведение разрабатывает свою программу, ориентируясь на профильную направленность колледжа или ВУЗа, на наличие тех или иных материально-технических возможностей и т.д.

Методический совет принимает во внимание все рекомендации Министерства образования и действует строго под его руководством. Однако принятие программ конкретных учебных заведений находится в ведении местных органов власти и управления образования области (республики, края).

Учебные заведения должны учитывать и выполнять рекомендации относительно обучающих материалов (например, учебники ФГОС заняли свое законное место в библиотеках), тематического планирования и т.д.

Критика

На пути к утверждению ФГОС пережил множество правок, но даже в своем сегодняшнем виде реформа образования получает в свой адрес огромное количество критики, а получала еще больше.

По сути, в умах разработчиков стандарта, он должен был привести к единению всего российского образования. А получилось все наоборот. Кто-то нашел в этом документе плюсы, кто-то минусы. Многие учителя, привыкшие к традиционному обучению, тяжело переходили на новые стандарты. Учебники ФГОС вызывали вопросы. Однако во всем можно найти положительные моменты. Современное общество не стоит на месте, образование должно меняться и меняется в зависимости от его потребностей.

Одной из главных претензий к ФГОСу были его пространные формулировки, отсутствие четких поставленных задач и реальных требований, которые предъявлялись бы ученикам. Появлялись целые противоборствующие группы. По ФГОС обязаны были учиться все, но разъяснений, как это делать, никто не давал. И с этим учителям и методическим специалистам пришлось справляться на местах, включая в программу своего учебного заведения все необходимое.

Темы по ФГОС поднимались и будут подниматься, поскольку старые устои, при которых главным в образовании были знания, очень прочно вошли в жизнь каждого. Новые же стандарты, в которых главенствуют профессиональные и социальные компетенции, еще долго будут находить своих противников.

Итог

Развитие ФГОС оказалось неизбежным. Как и все новое, этот стандарт вызвал массу споров. Однако реформа состоялась. Чтобы понять, успешна она или нет, как минимум, необходимо дождаться первого выпуска учеников. Промежуточные результаты являются малоинформативными в этом плане.

На данный момент безусловно только одно - работы учителям прибавилось.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!