Эгоизм как этап развития. Что такое Эго человека с эзотерической точки зрения

В нашем обществе принято считать, что эгоист – это такой нехороший человек, который живет для себя. А может ли человек в здравом уме и твердой памяти по-настоящему делать хоть что-то для других? Речь не о каких-то случайных, или механических действиях, а о вполне сознательных поступках. Возможно, вам когда-нибудь приходила в голову мысль, что в конечном итоге, все-все, что мы делаем, мы делаем для себя? Возможно, эгоизм – это единственная причина нашего альтруизма? Возможно, альтруизм – просто очередная красивая функция в программе развития нашего эго ?

Ну, подумайте, разве это плохо – себя любить, и делать для себя что-то хорошее? Лучше себя ненавидеть? Причинять себе боль? Губить свое тело и разум? В искренней любви к себе вы помогаете как минимум одному человеку на этом свете. И что постыдного в том, что этот человек и есть Вы? Все просто, Вы – избранный! Избранный в том, что касается Вашего отношения к себе, потому что Вы являетесь собой, а не кем-то другим. Здесь, как и во всем – хорошо все, что в меру. Если Вы живете для себя в ущерб другим, эти «другие» могут Вас наказать. Поэтому разумный человек выбирает умеренный, «разумный эгоизм» .

Практичность эгоизма

Все мы знаем, что взрослому человеку полагается уметь позаботиться о себе – это обыкновенная и даже поощряемая общественностью самостоятельность. Хорошо ведь, когда человек поддерживает свое здоровье, стирает себе носки, готовит завтрак. То есть, действовать для себя – это нормально. Чем же отличается такая похвальная самостоятельность от эгоизма?

Считается, что эгоист заботится только и только о себе, ставя свои интересы выше общественных. А когда, например, взрослый человек опекает ребенка, полагают, что на сей раз он заботится о ком-то другом. Но ведь взрослый заботится о ребенке по какой-то причине? Все по прежнему практично – просто без этой заботы, ему самому станет хуже, его загрызет собственная совесть. И вот, чтобы избежать мук совести, в «программу» личного эгоизма прошивается функция заботы о ребенке. Таким образом, заботясь о другом человеке, эгоист продолжает заботиться о себе.

Дело в том, что как раз, благодаря заботе о других, мы обретаем согласие с самим собой. Ведь куда легче любить и принимать себя, будучи кем-то хорошим и достойным любви в своих же глазах. Так наша совесть работает в паре с моралью общества. Заботясь о других, продолжаем заботиться о себе. Взаимопомощь – это утонченная разновидность разумного эгоизма.

Иначе выходит как в анекдоте о праведниках, которые молятся, несут служение, стремятся попасть в рай, но оказываются в итоге в аду, потому что праведность их корыстна. А бывают ли иные праведники? На progressman.ru тему такой ханжеской духовности я разбирал в отдельной статье .

Эгоизм в чистом виде – это расчетливость в обретении личного душевного комфорта. Но дело в том, что именно этим стимулом продиктовано абсолютно каждое наше действие. Все человеческие действия – это нескончаемые попытки устроить собственную жизнь. Даже взаимовыручка и помощь другим – лишь очередной вариант организации личного душевного комфорта. Ничего другого мы никогда не делаем.

И даже чрезвычайно осознанный человек не становится идиотом. Он все так же практичен и действует исходя из своих интересов. Другое дело, что интересы его очень уж часто оказываются полезными в том числе и для окружающих.

А чем человек грубее, тем примитивней действует – бежит от страданий за кайфом, расталкивая всех на своем пути. И в этой своей грубой прямолинейности действует с каким-то почти животным простодушием. Такая практичность – на уровне первобытного строя.

Утонченная личность в свою очередь, чтобы добиться своих целей действует тонко, но все также эгоистично. Мудрость, в моем понимании – это дальновидность. Умудренный опытом эгоист способен предугадывать последствия собственных действий, поэтому его эгоизм выражается в разумных поступках – порой, в так называемом альтруизме, жертвенности и щедрости. Совершенно нормально и даже мудро, когда мы для собственного благополучия, задумываемся в том числе и о благополучии окружающих.

Доблесть эгоизма

Казалось бы, зачем подвергать сомнениям и анализу такие прекрасные потребности людей как взаимовыручка, жертвенность и щедрость? И я совсем не против благотворительности, даже если она управляется не созиданием прекрасного, а всего лишь эгоизмом и тщеславием . Но я – за честность с самим собою.

Просто все мы погрязли в неврозе болезненной ненависти к себе, которая чередуется с болезненным же самолюбием. Сколько можно ненавидеть себя? Мы подавляем собственное эго, выставляя всем напоказ красивые маски нашей, якобы «героической» личности. Нам нравится водить себя за нос, объясняя свои действия благими, а порой – высокодуховными намерениями. Ведь, «эгоизм – это плохо!», – как принято считать. Ведь надо проявлять заботу о ближних!

Но что делать, если эгоизм – это естественное выражение нашей человеческой природы ? Себя ненавидеть? Помогать окружающим вынужденно сквозь зубы?

Все, что не соответствует искусственной общественной морали , принято в себе душить и подавлять поглубже, в закрома бессознательного. Напряжение копится годами. А потом люди удивляются, откуда у них в душе такие противоречивые эмоции, почему нутро раскалывает на части между виноватой покорностью и протестующей злостью. Рисуют себе на плечах ангелов и бесов, чтобы хоть как-то объяснить собственные внутренние конфликты.

Наше бедное забитое эго достойно любви, приятия и понимания. Ведь именно это мы пытаемся доказать окружающим, когда ожидаем от них одобрения и похвалы! Чтобы психика не разрывалась на части и в душе сохранялся хотя бы относительный комфорт, надо бы уметь признавать правду и позволять себе быть разумным эгоистом. Не хитрым обманщиком и тщеславным идиотом , а искренним эгоистом, который не прячется за высокую мораль, доблесть и благородство, который честно знает, чего хочет, и потому готов действовать ради общего блага.

Просто такова наша природа – эгоизм естественен. Мы не способны стать лучше, прикрывая эгоизм красивой вывеской с надписью «доблесть». Уверяя себя и других в своих якобы высоких побуждениях, формируют неуверенность в себе и в своем развитии буксует на месте.

Только честное признание и приятие того, что есть здесь и сейчас, позволяет обрести мир в душе. Признав наличие самообмана, мы движемся в сторону правды. Перемены – это спонтанное следствие честности с самим собой. Мы при этом, словно нащупываем свою текущую ступеньку, и уже видим краешек следующей. Сделать еще один шаг в развитии при этом становится простым и естественным делом.

Я – эгоист. Такова моя человеческая природа. Это – мой способ смотреть на мир и познавать его. И я не думаю, что это какое-то наказание, или какая-то «беда». Это – этап моего развития. Просто где-то на глубинном уровне все мы догадываемся, что самое важное, одновременно и самое сложное, и самое простое – это принять жизнь такой, какой она и является здесь и сейчас. Принять свой эгоизм – так сложно! И так легко!

В продолжение темы .

В нашем обществе принято считать, что эгоист - это такой нехороший человек, который живет для себя. А может ли человек в здравом уме и твердой памяти по-настоящему делать хоть что-то для других? Речь не о каких-то случайных, или механических действиях, а о вполне сознательных поступках. Возможно, вам когда-нибудь приходила в голову мысль, что в конечном итоге, все-все, что мы делаем, мы делаем для себя? Возможно, эгоизм - единственная причина нашего альтруизма? Возможно, альтруизм - просто очередная красивая функция в программе развития нашего ? Ну, подумайте, разве это плохо - себя любить, и делать для себя что-то хорошее? Лучше себя ненавидеть? Причинять себе боль? Губить свое тело и разум? В искренней любви к себе вы помогаете как минимум одному человеку на этом свете. И что постыдного в том, что этот человек и есть Вы? Все просто. Вы - избранный! Вы - избранный в том, что касается Вашего отношения к себе, потому что Вы являетесь собой, а не кем-то другим. Полагаю, здесь, как и во всем - хорошо то, что в меру. Если Вы живете для себя в ущерб другим людям, эти «другие» могут вас наказать. Поэтому разумный человек выбирает умеренный, «разумный эгоизм» . Все это - пока лишь самая поверхность «темы».

Практичность эгоизма

Все мы знаем, что взрослый человек должен уметь позаботиться о себе - это обыкновенная и даже поощряемая общественностью самостоятельность. То есть, действовать для себя - это нормально. И ведь отлично, когда человек заботится о своем здоровье, стирает себе носки, готовит завтрак. Чем же отличается самостоятельность от эгоизма?

Мы полагаем, что эгоист заботится только и только о себе. А когда, скажем, взрослый человек проявляет заботу о ребенке, мы полагаем, что на сей раз он заботится о ком-то другом. Но ведь взрослый заботится о ребенке по какой-то причине? Все практично - просто без этой заботы, ему самому станет хуже, его загрызет собственная совесть. И вот, чтобы избежать мук совести, в «программу» личного эгоизма включается функция заботы о ребенке. Таким образом, заботясь о другом человеке, эгоист продолжает заботиться о себе.

Все дело в том, что как раз, благодаря заботе о других, человек крепче любит самого себя. Куда легче любить и принимать себя, будучи кем-то хорошим и достойным любви в своих же глазах. Так наша совесть работает в паре с моралью общества. Заботясь о других, человек заботится о самом себе. Взаимопомощь - это утонченная разновидность эгоизма.

А иначе выходит как в анекдоте о праведниках, которые молятся, несут служение, стремятся попасть в рай и потому попадут в ад, потому что праведность их корыстна. А бывают ли иные праведники? Некоторые духовные мастера говорят, что нам следует растворить эго, чтобы прийти к духовному просветлению. Так ли кардинально обстоят дела? Возможно, подобное решение сродни гильотине как лучшему средству от перхоти?

Эго - это инструмент нашей психики. Эгоизм в чистом виде - это практичность и расчетливость. Пробуждение сознания - не убивает эго. Пробуждение позволяет нам с эго растождествиться. Но не становится идиотом. Он все также практичен. Проблема - вовсе не в наличии эго. Проблемы начинаются, когда наша практичность окрашивается гордыней и тщеславием. Страдание доставляет не эгоизм, а наше неведение, наше незнание и непонимание своей истинной сути. Это неведение приводит к колеблющейся самооценке, которая то занижается до уровня ничтожества, то поднимается до заоблачных небес, чтобы снова разбиться о твердую землю.

В конечном итоге, эгоизм - просто уход от страданий. И чем человек грубее, тем более примитивным и прямолинейным становится этот «уход». Грубый человек бежит от страданий за кайфом, расталкивая всех на своем пути. И в этой своей грубости он действует с каким-то почти животным простодушием. Это - практичность на уровне первобытного строя.

Утонченная личность в свою очередь, чтобы добиться своих целей действует тонко, но все также эгоистично. Мудрость, в моем понимании - это дальновидность. Умудренный опытом эгоист способен предугадывать последствия собственных действий, поэтому его эгоизм облачается в разумные, благовидные поступки, а порой даже в альтруизм, жертвенность и щедрость. Мудрый человек, порой, хочет для себя сделать кому-нибудь хорошо, чтобы ему самому стало еще лучше.

Доблесть эгоизма

Зачем мне разоблачать такие прекрасные эгоистические потребности людей как взаимовыручка, жертвенность, щедрость? Может быть, стоит и дальше поощрять самообман меценатов, покровителей, спонсоров и просто «добрых» людей и прочих благодетелей? Ведь я совсем не против благотворительности, даже если этим делом управляет эгоизм и тщеславие . Но я - за честность с самим собою. Принцип реальности - одно из главных правил progressman.ru.

Просто все мы погрязли в неврозе болезненной ненависти к себе, которая чередуется с болезненным же самолюбием. Сколько можно ненавидеть себя? Мы подавляем собственное эго, выставляя всем напоказ красивые маски нашей, якобы «героической» личности. Нам нравится обманывать себя, и других, объясняя все наши действия благими, а порой - высокодуховными намерениями. Ведь, «эгоизм - это плохо»! - говорим мы себе и другим. Ведь надо проявлять заботу о ближних! «Хорошо быть - светлым и пушистым, добрым и хорошим!» - Нам внушали наши родители и общественность с рождения. Но что делать, если эгоизм - это выражение нашей человеческой природы ?

Все, что не соответствует искусственной общественной морали, мы вынуждены в себе душить и подавлять, впихивая все самое «неблагопристойное» поглубже, в закрома нашего бессознательного. Напряжение копится годами. А потом люди удивляются, откуда у них берутся неврозы, откуда - душевная боль, раздражение, страх и прочие «радости».

Наше бедное забитое эго достойно любви, приятия и понимания. Ведь именно это мы пытаемся доказать всем, когда ожидаем одобрения и похвалы от окружающих! Возможно, почти каждому стоит учиться быть немного эгоистом. Не хитрым обманщиком и , но искренним эгоистом, который не прячется за высокую мораль, доблесть и благородство, который честно знает, чего хочет, и потому готов действовать ради общего блага.

Просто такова наша природа. Глупо ее подавлять. Мы не способны решить «проблему», прикрывая ее красивой вывеской с надписью «доблесть». Уверяя себя и других в своих якобы высоких побуждениях, человек в своем развитии буксует на месте. Текущая ступень развития уже набила оскомину, а новая - никак не наступит. Для многих искателей на духовном пути этап «между двух стульев», когда уже не «здесь», но еще не «там», становится затянувшимся недугом, переходящим в патологическую норму.

Только честное признание и приятие того, что есть здесь и сейчас, позволяет нам измениться. Признав наличие «проблемы», мы делаем самый важный, первый шаг в сторону ее разрешения. Перемены являются спонтанным следствием нашей честности с собою. Мы при этом, словно нащупываем свою текущую ступеньку, и уже видим краешек следующей. Сделать еще один шаг в развитии при этом становится простым и естественным делом.

Я - эгоист. Такова моя человеческая природа. Это - мой способ смотреть на мир и познавать его. И я не думаю, что это какое-то наказание, или какая-то «беда». Это - этап моего развития. Просто где-то на глубинном уровне все мы догадываемся, что самое важное, одновременно и самое сложное, и самое простое - это принять жизнь такой, какой она и является здесь и сейчас. Принять свой эгоизм - так сложно! И так легко!

Статья имеет несколько смысловых слоев.
Для обладающих критическим мышлением, это инфа к размышлению. Юзеры, интересующиеся сиськами и изнасилованиями в туалете здесь ничего не поймут, да и не нужно им это. Ограниченные хамством - статья также не для вас, ищите себе подобных в жж для невротиков. Однако, одаренные эгоисты с гипертрофированным эго (далее для краткости - эгоисты), увидят здесь свой портрет, а невежи найдут наставления. Словом, статья написана на зависть интеллектуальным импотентам и глупым троллям.

Люди, совершающие необдуманные поступки, как правило и оправдываются глупостями: «Ну я же не знал(а), не виноват(а), я такой человек..» - эго нетерпимо. Человек, между прочим, животное думающее, т.е. наделенное неким разумом. Во всякслучае, так себя позиционирует . Однако, разум всегда ищет компромиссы, а эгоизм опускает разум до оправданий.

Оправдание - способ защиты эгоиста. Безусловно, в некоторых дозах эгоизм необходим. Этим пользуется бизнес, превратив культуру эгоизма в индустрию. Следует помнить, что культура эгоизма укорачивает жизнь, предлагая неврозы, кредиты, наркотики.. Разумный эгоизм нивелирует ценность жизни сиюминутной эйфорией, лишая критического мышления и понимания, что любой кредит нужно возвращать. Возвращать завоеванное эгоисту жаль, да и энергетически не выгодно. Так, чтобы отсрочить процесс расплаты с жизнью, избегая ответственности, или не в силах ответить за глупости, эгоист намеренно прикидывается глупцом. У животных это называется мимикрия.

Животным нужно выживать, а Человеку - жить. Чувствуете разницу? Значит обладаете критическим мышлением, понимая, что легко прикидываться - трудно быть. Трудно быть Человеком. Ведь только эгоист чуя свои недостатки, пытается приписывать их другим: «ты сам такой.. а ты кто такой.. » или , типа « всё.. все.. всегда плохо; никто, никогда.. ни о чем, нигде нет.. » Таким образом сознательно приобретая .

Оправдание - ложь в которую начинают верить. Значит, обманывают в первую голову, себя. Оправдание, это кружева сплетенные эгоизмом. Оправдания состоят из примитивных приемов: пустится в намеренно запутанное рассуждение, соврать, отклониться от сути, в целях демонстрации интеллектуального превосходства или введения в заблуждение. Собственно, так работают софизмы и паралогизмы. Нужно понимать, что эти приемы в логике является ошибкой.
Различаются подобные виды ошибок тем, что софизм допускают умышленно, а паралогизм - случайно. Как правило, паралогизмами и изобилует речь людей, у которых отсутствует критическое мышление. Да и нет ему места, ибо рассудок занят эгоистичными мыслями. Таким образом спорные умозаключения или наиболее рациональные и верные решения деформируются паралогизмами. Перестают соответствовать реальности. Образуют гипертрофированно эгоистичную . Делают человека .

Паралогизмы используют неумышленно. Это говорит, о работе подсознания на общий результат эгоиста. Как правило, задвинуто на задворки ума. Зачастую не осознавая ошибки, эгоист отбрасывает любые версии кроме выгодной для оправдания и . Оттого формируемая в процессе дискуссии версия, эгоистично принимается за истину, ибо не подвергается анализу. Не проверяется ввиду отсутствия у эгоиста критического мышления. Любые версии, затрудняющие эгоистичное оправдание, агрессивно отвергаются, провоцируя неврозы. Предлгаемые аргументы подтасовываются, извращаются для соответствия ложному тезису.

Так, в общей картине бытия, эгоист не сознает логических ошибок, подсознательно считая себя всюду правым. И поскольку , эгоизм не умрет никогда. Ведь только Сознание может корректировать состояния эгоиста. Сознание - единственное, что может принадлежать вам всегда. Сознание - изначальный принцип реальности, а не продукт мозга, и не совокупность ощущений. Оно возникает не только за счет физиологических процессов. Точнее - оно проявляется на их фоне.

Нужно ли осознавать вышесказанное эгоисту? Стоит ли продолжать с , чваниться и кичится - решать эгоисту, выбирая между постоянным животным неврозом и рациональной обдуманной позицией спокойного Человека.

В отличие от паралогизмов - непроизвольных логических ошибок возникающих от невысокой логической культуры, софизм является осознанным нарушением логических правил и . Осознанно формируемые в споре софизмы имеют целью победу любой ценой. Софизм - грозное оружие интеллектуального негодяя против невнимательного диспутанта. Используется с целью запутать, сбить с линии размышления, а то и втянуть оппонента в ненужный анализ, не имеющий значения к теме диспута. Следовательно, софизм - логическая подлость. Даже осознав ложность позиции эгоистичного софиста, при отсутствии такого оружия как внимание и логика, дискутироватьс софистом невозможно. Оттого, в древности споры часто решались банальной дракой. Не зря Пифагор был чемпионом среди бойцов кулачного боя, а Платон - чемпионом панкратиона. Список обширен: Демосфен, Гиппокрaт, Сокрaт.. Конечно, конечно это не значит, что древние спортсмены не владели логикой и софистикой. Значит лишь, что имели равных соперников. O tempora! O mores!

При всем негативе софизмов, таковые привносили рациональное - пестовали логику. И по сей день умному оппоненту софизмы показывают скрытый смысловой слой, подсказывают форму доказательств. Софизмы позволяют изучить и осознать личность оппонента и его модель мира. Помогают в построении доказательств и опровержений. Говоря о положительном влиянии софизмов, их роли в развитии доказательного мышления, следует упомнить и целый ряд . Однако, как и в древности, сегодня софизмы используют для обмана.

Как вариант, люди софизмами восполняют дефицит уверенности или самокритичности. Случается, что софизм проявляется и как защитная реакция.. но это иная долгоинтересная тема, а в заключение скажу: хотя софизмы мешают ведению диалога - такая помеха для внимательного и спокойного человека незначительна. Ведь внимание - . А спокойствие - признак уверенного, не замутненного ложью сознания. В таком состоянии легко обнаружить или опровергнуть софизм. Противостоять напору лжи. Использовать свой разум

В плену эгоцентризма: Эгоцентрическая зомбированность личности.
Причина зомбированности сознания - неосведомленность и личностная незрелость индивидума. Человек совсем забыл о том, кем он является на самом деле. И живет, взаимодействуя с миром будучи тем, кем он Не является на самом деле. Люди почти утратили связь со своими душами. Но ходить в церковь, даже соблюдать церковные ритуалы - вовсе не значит вспомнить о душе. Сколько людей ходят в церковь, сколько людей молятся, сколько людей выполняют пост...И большинство из них продолжают носить в себе все негативные энергии, помноженные друг на друга: ненависть, уныние, недоверие к миру и к другим людям, озлобленность...итд. Человек продуцирует в мир свой негативизм, но он забывает о том, что взращивая зерно своего саженца, он впоследствии собирает его плоды: ничто в мире не происходит случайно, даже природные аномалии и все бедственное положение экологии - это результат жизнедеятельности человека. К сожалению, современный человек стал злостным потребителем природных ресурсов, и вся убогость мышления заключается в мыслях: "на мой век хватит, а дальше мне все равно." Тяжело наблюдать, как люди, пребывая в мире дуальности и забывая о своей частице Божественного (о душе), производят выбор направленности своего мышления, жизненных позиций, устремлений и ценностей совсем не в ту сторону.
Наша тема звучит о зомбированности сознания. Причиной такой зомбировки является некий лже-интеллект, та ложная личность, которую можно обобщить понятием низшее Эго.
Сразу же оговоримся, что «Эго» есть слишком широкое и абстрактное понятие, включающее целую иерархию терминов со стороны науки психологии и теософии, но сейчас мы обобщим под «Эго» эгоцентризм, как направленность индивидуального сознания.
Итак, эгоизм в его проявлении есть тот зверь сознания, который заставляет личность думать и взаимодействовать с окружающей средой и миром по весьма потребительскому принципу: "Что есть мир для Меня". С этого уровня понимания возможно отследить все психологические и эмоциональные реакции индивидуума, когда вдруг что-то получается не так, как хотел, или планировал человек, когда рушатся планы его выгодливости, или когда что-то не соотносится, или происходит вопреки его желаниям и его стремлению к «жизни в удовольствие». Эго (эгоцентризм) человека настраивает индивидуума на мировоззрение: «Какую я получу выгоду, если поступлю так–то..»? Или: «Это мне ничего не принесет…» итд. Во многих действиях можно увидеть аналог коммерческих сделок. Иными словами, человек,пленённый эгоцентризмом, не хочет, не желает, или боится что-то отдать от себя, наоборот, он практически демонстрирует явное стяжательство "на себя", в межличностных социальных взаимоотношениях, взаимодействуя в больших и малых группах. Даже «искренне» помогая кому-либо, человек очень часто управляем мыслями или самолюбования, или довольно корыстным просчетом, о том, что он помогает в чём–то, в каких–либо делах, весьма нужному ему человеку, который впоследствии сможет помочь и ему. Не будет являться откровением и то, что большинство людей стараются завести и поддерживать чем либо выгодные и нужные им знакомства.
Кроме того, теневая часть Эго (айсберг Эго) делает человека озлобленным, заставляет мстить, высвечивает лживые идеалы, собирает людей в деструктивные сообщества, и таким образом, наносится моральный, физический и энергетический ущерб другим людям и всей планете в целом, заставляя весь планетарный масштаб пребывать в низких и тяжелых вибрациях, на уровнях всеразличных энергетических перекосов.
У человеческого Эго есть так называемый внутренний голос, который всегда действует с позиции «я» или «для меня». Этот внутренний голос не является истинным, скорее зомбирующим и уводящим в сторону с духовного развития человека. На этом моменте мы остановимся чуть подробнее, так как этот вопрос касается включения различных защитных механизмов, подстраховывающих Эго человека.
I. Самый главный голос эгоизма - это так называемый «внутренний адвокат личности». Этот термин распространен в адаптированной для широкого круга читателей психологии. Это есть основная составляющая всей многомерной конструкции, которая является страхующим и стабилизирующим механизмом для сознания человека. Цель этой составляющей погасить, убрать, свести на "нет" голос совести. Основная задача: оправдать эгоцентричное поведение человека. «Внутренний адвокат» поощряет принципы удовольствия и все первичные (инстинктивные) процессы мышления. Интересно, что у большинства людей внутренний адвокат намного сильнее голоса внутреннего прокурора (то есть совести), и он выступает как фактор защиты при негативных, выгодливых и агрессивных помыслах, действиях и поступках человека. Как же звучит посредством мыслей этот таинственный внутренний адвокат:
"Ну…, я не мог по-другому поступить, этот человек сам виноват: он меня довел до крайности, вот я и сорвался...Так-то я очень добрый и хороший..."
Или: « У меня было тяжелое детство, я не знал любви и поддержки, и поэтому я стал таким……», ...итд. Незрелая личность демонстрирует свое незрелое поведение.
Примеров голоса внутреннего адвоката может быть безгранично много, важно отследить его мгновенное включение, оправдывающее и защищающее голос человеческой самости. Надо понимать, что внутренний адвокат оправдает любое неточное и некорректное поведение и придумает массу уважительных причин, по которым поступок был совершен.
II. Внутренний адвокат, как базовая часть личностного Эго, подводит человека к понятию "Я-концепции":
Понятие, или устоявшееся представление о своем "Я"- называется "Я - концепцией" человека. Она включает такие составляющие, как:
1. «Я»-реальное: это то, что человек представлят из себя на самом деле, то есть объективная оценка уровня развития личности, основанная на анализе по фактам проявления этой личности во внешних взаимоотношениях."Я -реальное" - это не суждения индивида, это его проявления во внешем мире. Человек есть не его образы, маски, иммиджы...итд, а его проявленные поступки.
2. «Я - субъективное", или "Идеализированное Я": это тот субъективный образ себя, который в своем уме выстоил сам индивид, и этот образ, как правило неадекватен реальному, так как зачастую субъективная оценка личности образа себя сильно завышена (искажена).
3. "Я играющее", или "Я переходящее": это ролевые социальные игры, маски, также иммиджевые пристрастия, которые являются составляющей частью Эго человека. "Я -играющее" есть своего рода ложная личность, ибо это та шелуха, которая скрывает сердцевину.
4."Я устремляющееся" : это образ себя лучшего, который есть мотивация к движению своего субъективного "Идеала Я". Критерии качества идеального "Я" у каждой личности индивидуальны.
5. "Я подсознательное" - этот тот пласт индивдуальности человека, который можно было бы назвать теневым: подсознание играет огомную роль в жизни личности, ибо в этой зоне сокрыты перворичины всех тех психических факторов, которые бы не хотел вскрывать и выводить на поверхность своем сознании человек. Подсознательная зона является хранилищем памяти прошлого, но активно воздействующей на варианты выстраивания будущего. В зоне подсознания сокрыты также первопричины комплексов, страхов, неуверенности....итд
6. "Я энергетическое" - это есть энергетическая индивидуальность человека: вся его система энергетической структуры и энергетической индивидуальности. Осознать свое энергетическое "Я" крайне трудно "обычному" человеку, потому что для такого уровня осознанности требуется специальная подготовка и чувственная сонастройка.
7."Высшее Я" - это та Божественная духовная сфера, Божественная Монада, которая является истинным учителем для каждого человека, при условии, что сам человек имеет стремление искать связь со своим "Высшим Я", отличать его голос и жить согласно его духовным аспектам. С помощью своего Высшего "Я" человек соединяется с энергоинформационными слоями плотностей вибраций Матрицы, или по З.Фрейду с уровнями Коллективного Бессознательного.
III. Совесть. В ведической культуре читается, как со-весть. Этот голос, пожалуй, самый правдивый, а потому строгий, ибо он исходит из тех плотностей вибраций пространства, которые выше, чем текущий уровень сознания человека. Это голос Высшего "Я", который есть внутренний цензор и учитель индивида. Почему человек так часто отмахивается от этого голоса? Все очень просто: между совестью и внутренним адвокатом идет неустанная борьба, и как правило, сам индивид предпочитает в своем сознательном выборе все его оправдывающее. Есть люди, про которых можно сказать: "Наступил на горло своей совести." И это действительно так, и к сожалению, таких людей очень и очень много.
По мере развития человека, по мере повышения его уровня осознания "Я" - концепция изменяется. Меняются и представления человека о ценностях жизни, меняются критерии оценки сложившихся ситуаций, меняется отношение к себе, меняется характер межличностных взаимоотношений....итд, что накладывет отпечаток на всю "Я"-концепцию в целом.
Какие еще поведенческие защитные механизмы включаются в уме человека, под воздействием внутреннего адвоката, чтобы усилить зомбировку эгоцентризмом и закрыть адекватный, трезый взгляд на самого себя:
1. Механизм вытеснения - это процесс удаления из сознания в область подсознания мыслей, чувств и эмоций, которые приносят человеку глубокие страдания. Но! Часто в область подсознания вытесняется и голос Совести.
2. Механизм проекции: человек переносит свои мысли и чувства на другого, а так же неудачи каких-либо своих действий. Пример: "Это из-за тебя случилось, это ты виноват, а я поддался...", итд. То есть, мы видим снятие личностью с себя и вины, и ответственности за происходящее.
3. Механизм реакции замещения: Пример: родители наказывают ребенка, а тот помнит это наказание, и его давит чувство обиды…, и он со всей накопившейся злобой пинает ногой своего младшего брата, животное, или на худой конец игрушку. Здесь явный перенос негативных действий на более слабый объект. Очень часто такое поведение встречается у многих взрослых людей.
4. Ложная рационализация - это ложное аргументирование, или объяснение с целью оправдать свое поведение и поступки, чтобы не выставить себя в дурном неблагоприятном свете. Например, человек поняв, что совершил огрешность, вместо того, чтобы незамедлительно исправить ее, начинает активно защищать свою линию поведения, стараясь сделать "хорошую мину" при плохой игре.
5. Реактивные образования - это проявления в мыслях и действиях человека ложных побуждений, основанных на эмоциональности, или хаотичности мышления, которые оправдывают ненужность, или глупость человеческих поступков.
6. Регрессия - это механизм возврата человека к детскому поведению. Здесь: снятие ответственности за свои поступки, потребность в поощрении, также и в наказании: не секрет, что в супружских отношениях многим взрослым в качестве спутника(цы) жизни просто нужна либо мама–нянька, либо строгий отец. Многие выбирают себе пару по принципу: «Мне она заменила мать»,(если это говорит мужчина о жене), или: «Он мне заменил отца»,-если это женщина говорит о том, по какому принципу она выбирала себе мужа.
7. Механизм отрицания – это очень мощный механизм: Человек отказывается признать то, что с ним произошло: Отказ верить, что кто-то умер из родственников («Я чувствую, что он жив и находится рядом со мной»), а также: отказ признать себя несведующим в чем-то, отказ признать свою боль, или болезнь, отказ признать и понять, что в семье не так все гладко, и что в межличностных супружеских отношениях давно уже есть трещина…итд.
8. Ярко выраженная агрессивность, как средство от страха: есть прекрасная народная поговорка: Лучшая защита есть нападение. Этот давно доказанный факт часто демонстрируют неуверенные в себе люди. Причинами такой неуверенности являютя страхи, комплексы, нереализованность, невостребованность и глубокое внутреннее одиночество.
Таким образом, мы замыкаем кольцо стереотипных поведенческих реакций, и из пункта восемь мы вновь возвращаемся к пункту один, к глубинам подсознания: к реакциям вытеснения первопричин, где все сокрытое следует искать именно в этих лабиринтах.
Подробнее об этих механизах будет рассказано в другой статье о стереотипных поведенческих реакциях человека в нестандартных и неблагопиятно складывющихся ситуациях.
В заключении: очень часто человек проявляет себя абсолютно незрелой личностью с низким уровнем осознанности, при этом имея избыток эмоциональности, амбициозности и довольно завышенную самооценку, что лишь подчеркивает его слепоту его взгляда на себя самого и на окружающую действительность.
Человеческое Эго – это огромная, подавляюящаяя осознанность, имеющая свою скрытую силу и мощь, и прочно въевшаяся в сознание человека, машина искусствнного интеллекта.
На этом моменте будет правильным сделать остановку и привести в пример слова Зигмунда Фрейда:
«Потеряв надежду когда-нибудь вернуться к источнику всего, к прежде всего источнику себя - человек стал искать утешения в своей личности. Занимаясь этим, он преуспел в закреплении своей точки сборки в строго определенном положении, увековечив тем самым образ себя и своего Эго, изначально некой искусственной субстанции, но которая со временем настолько плотно въелась в Сознание человека, что стала неотъемлимой его частью. Поэтому так трудна борьба с Эго, уход от Эго - именно потому, что человек воспринимает его как Я»
(Зигмунд Фрейд).
Хитрость этого искусственного интеллекта заключается в том, что в течении своей жизни сознание человека полностью срастается со своим Эго, принимает его и становится неотъемлимой его частью. Эго проявляется у человека с первых лет его жизни. Еще у детей раннего возраста. Именно тогда, когда они начинают отделять себя от мира, как некую целостную единицу. Иногда и сами родители поощряют растущий эгоцентризм ребенка. Не случайно вслед за первым словом «мама» идут в активное употребление слова: «дай», «мне», «моё», а затем «хочу» и «купи»! Так пока еще маленький человечек учится быть активным потребителем в жизни.
Так постепенно Эго врастает в Сознание своего хозяина: человека, а затем идет обмен ролями: незаметно Эго становится хозяином над личностью. Вот почему Эго прочно входит в струтуру Сознания. Хотя изначально таковым не являлось...
Эго управляет человеком с помощью паутины страхов, эмоций, комплексов, убеждений, ложных верований, также стереотипов, суеверий и бесконечной череды желаний. Человек часто становится рабом своих желаний.
В первую очередь, чтобы увидеть и отследить свое Эго, необходимо понять, что его сила находится в бесконтрольной работе ума человека.
Пока мы отождествляем себя со своим Эго, мы остаемся слепыми и не можем увидеть реальность такой, какая она есть на самом деле. Пребывание в Настоящем моменте и в состоянии ясного и спокойного ума, является своего рода смертью для Эго, поэтому эта ложная сущность делает все возможное, чтобы только убежать от осознания того, что есть лишь одна реальность: «здесь и сейчас» и от осознания себя Настоящего (кто я есть, и что я есть) в этой реальности. Эго заставляет человека жить прошлым (например тащить за собой комплекс прошлых обид), или наоборот: жить будущим: пребывать во всевзможных иллюзиях..итд, тем самым погружая осознанность человека в беспробудную спячку.
Цитата:
«В те моменты, когда наш ум молчит, когда мы находимся в настоящем моменте, наше Эго растворяется, в этот миг мы являемся теми, кем на самом деле и являемся – высшим «Я», «душой», «высшим разумом», «Богом», «истиной» и т.п» .
Осознание себя, выход из пелены забвения – это единственная методика для сложившейся ситуации.
В заключении: Изменение - это основной закон Эволюции. Все в мире есть бесконечное движение. С человеческим сознанием происходит все тоже самое, так как человек – это микрокосм, как составляющая часть Макрокосма. Как наверху, так и внизу, и наоборот.
Дуальность этого мира предусматривает наличие препятствий и проблем, которые есть у всех нас. В социальном мире, при взаимодействии с людьми мы постоянно проявляем себя: решаем эти проблемы, находим выходы из сложившихся неблагоприятно ситуаций, тем самым познаём сами себя, свои реакции и плоды своего выбора, мы принимаем решения, получаем опыт и делаем выводы из этого опыта, таким образом приобретая мудрость. Эволюционирующее сознание – основная суть эволюции. Необходимо заметить, что жизненные проблемы и неурядицы были, есть и будут, и что большинство из них обусловлено кармическими наработками личости, а некоторые проблемы и препятствия человек создает себе сам, вследствии своей несостоятельности, личностной незрелости, как показателя уровня осознанности.
Но любом случае: что бы ни случилось, нельзя забывать свое истинное, Божественное «Я» и терять свое человеческое лицо.

О любви к себе и другим (эгоизм, альтруизм, нормальное поведение)

Моралисты выступают, как правило, против эгоизма и за альтруизм. Насколько это правильно и правильно ли вообще? Всё зависит от того, что мы понимаем под эгоизмом и альтруизмом. Мне представляется, в этом вопросе много путаницы. Под эгоизмом нередко понимается большая забота о себе и большая любовь к себе по сравнению с заботой и любовью к другим людям. А под альтруизмом просто заботу (“думание”) о других людях. В том и другом случае имеется смещение акцентов, которое искажает нравственную оценку эгоизма и альтруизма.

Эгоизм

Возьмем эгоизм. Нельзя понимать его как бо льшую заботу и любовь к себе по сравнению с заботой и любовью к другим. Иначе мы объявим эгоистами всех без исключения людей. Ведь абсолютно естественна преимущественная забота и любовь к себе по сравнению с заботой и любовью к другим. Давайте подсчитаем, сколько времени мы тратим на себя и сколько на других. И выясним, что практически во всех случаях тратим время больше на себя, чем на других. Это и сон, и питание, и туалет, и уход за телом, и одевание-раздевание, и устройство своего жилья, и учение, и отдых, и хобби. Возьмем сутки. Одну треть мы посвящаем сну, т.е. себе. Другую треть мы опять, как правило, посвящаем себе: всяким процедурам (умыванию, одеванию-раздеванию, уборке, чистоте, еде, отдыху и т.д.) Остается одна треть... Давайте не будем кривить душой и честно признаем: мы думаем больше о себе, чем о других; любим больше себя, чем других; заботимся больше о себе, чем о других. И хватит упрекать в эгоизме себя и других только за то, что ты или кто-то другой позаботился о себе, потратил время на себя.
В подтверждение сказанного приведу проникновенные слова известного психолога В. Л. Леви о любви к себе и отличии ее от себялюбия-самодовольства:

«Возлюби себя как ближнего своего . Поэт призывал к этому иронически, философ — всерьез, но любовь к себе — это действительно первая обязанность человека. Никто, конечно, не любит самодовольных, а многие прекрасные люди страдают от недовольства собой. Но человек, себя совсем не любящий — страшен. Только тот, кто уверенно, без ломаний любит себя, способен любить других — посмотрите на самых обаятельных, добрых и открытых людей и вы убедитесь, что это так: они любят себя так спокойно, что им не приходится поддерживать эту любовь никаким самоутверждением, им не надо слишком уж скрывать недостатки и бояться насмешек и осуждения. Эта любовь естественна, а потому незаметна, в ней нет ничего вымученного. Такие люди, всегда любимцы, и показывают, что любовь к себе ничего не имеет общего с самодовольством и совсем не то, что называют себялюбием, эгоцентризмом.
Ближе всего это к тому, как вы относитесь к себе совсем ребенком: это мудрое и бесстрашное достоинство живого существа, инстинктивное ощущение своей ценности без всякого посягательства на ценность других. Вы тогда еще неосознанно любили в себе весь мир и неповторимую самобытность уникума, которым в действительности являетесь. Этот узор генов, эта библиотека памяти, это живое, чувствующее, странное, знакомое, изменяющееся — такого, именно такого существа никогда раньше не было и больше не будет — и это вы. Каждое ваше свойство и качество может быть и можно найти по отдельности у кого-то, или что-то близкое, но сочетание их — только одно среди мыслимой жизни.» («Искусство быть собой»)

Не менее замечательные слова сказала Луиза Хей: "Итак, что вы хотите услышать от меня? Знаю, что бесконечно повторяю эти слова, но не боюсь надоесть: "Любовь к самому себе — самое важное, что вы можете сделать, ибо если вы любите себя, вы не причините зла ни себе, ни другому". Это — рецепт мира во всем мире. Если я не могу причинить зла ни себе, ни другим, как может начаться война? Чем больше людей придут к этой мысли, тем лучше станет жить на нашей планете." (Полная энциклопедия здоровья Луизы Хей. М., 2001. С. 72.)

Эгоизм — это когда человек заботится о себе в ущерб , во вред другим, за счет других, когда в конфликтной ситуации «или-или» (столкновения личных интересов и интересов других: или то или другое, третьего не дано) человек делает выбор в свою пользу и во вред другим.
Эгоизм — это когда человек рассматривает себя как цель, а других — только как средство. Об этом писал В. С. Соловьев:

"Ложь и зло эгоизма состоят вовсе не в том, что этот человек слишком высоко себя ценит, придает себе безусловное значение и бесконечное достоинство: в этом он прав, потому что всякий человеческий субъект как самостоятельный центр живых сил, как потенция (возможность) бесконечного совершенства, как существо, могущее в сознании и в жизни своей вместить абсолютную истину, — всякий человек в этом качестве имеет безотносительное значение и достоинство, есть нечто безусловно незаменимое и слишком высоко оценить себя не может (...) Непризнание за собою этого безусловного значения равносильно отречению от человеческого достоинства; это есть основное заблуждение и начало всякого неверия: он так малодушен, что даже в самого себя верить не в силах, — как может он поверить во что-нибудь другое? Основная ложь и зло эгоизма не в этом абсолютном самосознании и самооценке субъекта, а в том, что, приписывая себе по справедливости безусловное значение, он несправедливо отказывает другим в этом значении; признавая себя центром жизни, каков он и есть в самом деле, он других относит к окружности своего бытия, оставляет за ними только внешнюю и относительную ценность." ("Смысл любви" 2, III — Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т.т., т.2, М., 1990. С. 505-506).

К сожалению, весьма распространенным является другое понимание эгоизма — как большей заботы о себе, чем о других. Аристотель, например, писал:

«Помимо всего прочего трудно выразить словами, сколько наслаждения в сознании того, что нечто принадлежит тебе, ведь свойственное каждому чувство любви к самому себе не случайно, но внедрено в нас самой природой. Правда, эгоизм справедливо порицается, но он заключается не в любви к самому себе, а в большей, чем должно, степени этой любви; то же приложимо и к корыстолюбию; тому и другому чувству подвержены, так сказать, все люди.» («Политика» (1263 а-b))

Смотрите, как он сказал: эгоизм «заключается не в любви к самому себе, а в большей, чем должно, степени этой любви». Это слишком широкая и неопределенная формулировка, позволяющая трактовать эгоизм как всякую любовь к себе. В самом деле, что такое выражение «в большей любви к себе, чем должно»? Каждый может трактовать ее как хочет. Ведь под должным некоторые могут понимать и жизнь для других, самоотречение. Аристотель не дает здесь критерия для определения должного. Напротив, указание на эгоизм как на «бо льшую любовь к себе» кажется понятным и убедительным.
Справедливости ради следует сказать, что если повнимательнее читать Аристотеля, то можно найти у него высказывания, которые можно трактовать как ограничение негативной оценки «большей любви к себе». В той же «Политике» немного раньше он выставляет как аргумент против общей собственности тезис о том, что «люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся о том, что является общим , или заботятся в той мере, в какой это касается каждого» (1261 а33).
На поверку негативная оценка «большей любви к себе» (как эгоизма) означает, по закону противопоставления, моральный запрет на любовь к себе вообще, поскольку не определен должный размер любви к себе и любое, в том числе обманчивое, ощущение якобы большей любви к себе могут истолковать как эгоизм, т. е. как нечто дурное.

(Пуаро в известном телесериале по произведениям Агаты Кристи говорит: «Большинство из нас эгоисты, но не все в этом признаются». — Так нередко характеризуют поведение свое и других.

Вера Сотникова, актриса, в утренней программе ТВЦ (19.07.05) заявила: «Эгоизм — это хорошо; надо быть эгоистом, надо любить себя». Появился журнал, который самим своим названием («Эгоист») пытается реабилитировать-оправдать это отрицательное нравственное явление.

В этой характеристике среди многих разных смыслов [выражения несчастного или преступного сознания, цинизма и т. д.] можно отыскать и этот: констатация факта, что люди больше любят и больше заботятся о себе, чем о других. Поскольку «эгоизм» в обычном словоупотреблении означает отрицательную моральную характеристику — возникает напряжение-самооговор или оговор других, фактически парадоксальное отношение к себе и другим: мы любим и заботимся о себе больше, чем о других и это плохо. Здесь налицо логическое противоречие: мы делаем что-то и это хорошо для нас; и в то же время это нехорошо для нас в моральном смысле.)

По большому счету, моральный запрет на бо льшую любовь к себе противоестественен. Он означает, что человек не может совершенствовать это чувство к себе, развивать его, культивировать, усиливать и т. д. и т. п. Ему остается только постоянно сдерживать себя в этом чувстве или лицемерить. Любовь, любая любовь — это такая «вещь», которая внутри себя имеет пружину расширения, усиления, развития, совершенствования и постоянное сдерживание ее может привести к самоуничтожению или к взрыву поведения, к непредсказуемым хаотическим действиям.

Неразумие философов в вопросе о так называемом разумном эгоизме

Философы вносят порой путаницу и смятение в человеческие умы. Вот, например, они придумали теорию разумного эгоизма.

Л. Фейербах пишет: «Я употребляю к ужасу лицемерных теологов и фантастов-философов слово “эгоизм” для обозначения основы и сущности религии. Некритические критики, цепляющиеся за слова, высокомудро высосали поэтому из моей философии, что ее результатом является эгоизм, и что именно поэтому я и не проник в сущность религии. Но если я слово “эгоизм”, — заметьте, — употребляю в значении философского или универсального принципа, то понимаю я под ним не эгоизм в обыкновенном смысле этого слова (выделено мной — Л.Б.), как это может усмотреть всякий, хоть немного способный к критике, из тех сочетаний, из той связи, из того противоположения, в которых я употребляю слово “эгоизм”; употребляю же я его в противоположение к теологии или вере в бога, в понимании которой, если эта вера строга и последовательна, каждая любовь, раз она не имеет своею целью и предметом бога, даже и любовь к другим людям, есть эгоизм; я понимаю поэтому под этим словом не эгоизм человека по отношению к человеку, нравственный эгоизм, не тот эгоизм, который во всем, что он делает, даже как будто для других, соблюдает лишь свою выгоду, не тот эгоизм, который является характерной чертой филистера и буржуа и составляет прямую противоположность всякому дерзанию в мышлении и действии, всякому воодушевлению, всякой гениальности и любви. Я понимаю под эгоизмом человека соответствующее его природе, а стало быть, и разуму, — ибо разум человека ведь не что иное, как сознательная природа его, — его самопризнание, самоутверждение по отношению ко всем неестественным и бесчеловечным требованиям, которые предъявляют к нему теологическое лицемерие, религиозная и спекулятивная фантастика, политическая грубость и деспотизм. Я понимаю под эгоизмом эгоизм необходимый, неизбежный, не моральный, как я уже сказал, а метафизический, то есть эгоизм, основывающийся на существе человека без его ведома и воли, тот эгоизм, без которого человек не может жить: ибо для того, чтобы жить, я должен постоянно присваивать себе то, что мне полезно, и отстранять то, что мне враждебно и вредно, тот эгоизм, стало быть, который коренится в самом организме, в усвоении усвояемой материи и в выбрасывании неусвояемой. Я понимаю под эгоизмом любовь человека к самому себе, то есть любовь к человеческому существу, ту любовь, которая есть импульс к удовлетворению и развитию всех тех влечений и наклонностей, без удовлетворения и развития которых человек не есть настоящий, совершенный человек и не может им быть; я понимаю под эгоизмом любовь индивидуума к себе подобным индивидуумам, — ибо что я без них, что я без любви к существам, мне подобным? — любовь индивидуума к самому себе лишь постольку, поскольку всякая любовь к предмету, к существу есть косвенно любовь к самому себе, потому что я ведь могу любить лишь то, что отвечает моему идеалу, моему чувству, моему существу. Короче говоря, я понимаю под эгоизмом тот инстинкт самосохранения, в силу которого человек не приносит в жертву себя, своего разума, своего чувства, своего тела духовным — если взять примеры из ближе всего нам знакомого культа животных — духовным ослам и баранам, политическим волкам и тиграм, философским сверчкам и совам, тот инстинкт разума, который говорит человеку, что глупо, бессмысленно из религиозного самоотрицания давать вшам, блохам и клопам высасывать кровь из тела и разум из головы, давать отравлять себя гадюкам и змеям, поедать себя — тиграм и волкам...» (Л. Фейербах. Лекции о сущности религии. Лекция 7.)

Л. Фейербах обращается со словом «эгоизм» так же, как Шалтай-Болтай из сказки Л. Кэрролла со словом «слава». Вот беда многих философов. Столько путаницы из-за этого! Зачем понадобилось Л. Фейербаху употреблять слово «эгоизм» не в общепринятом значении? Чего он добивался?
По всем канонам естественного языка и мышления эгоизм — отрицательная нравственная характеристика поведения тех или иных людей. Да и философы в большинстве случаев не спорят с таким пониманием эгоизма. Так, еще Аристотель говорил об эгоизме в отрицательном смысле («эгоизм справедливо порицается»: см. Политика, 1263 b). Теория же разумного эгоизма допускает существование эгоизма со знаком плюс, так называемого разумного эгоизма, т. е. эгоизма, согласного с разумом, опирающегося на разум. Более того, находятся такие философы, которые утверждают, что разумный эгоизм не только не исключает самопожертвования и самоотверженности, но даже предполагает их. Н. Г. Чернышевский, сторонник теории разумного эгоизма, вывел в романе "Что делать?" образ Лопухова. Этот герой, совершая жертвы ради других, говорит: "Не такой я человек, чтобы приносить жертвы. Да их и не бывает, никто их не приносит, это фальшивое понятие: жертва — сапоги всмятку. Как приятнее, так и поступаешь". Вот так: жертва оказывается уже и не жертва, а нечто приятное. Действительно, сапоги всмятку! Когда человек жертвует собой (в крайнем варианте — своей жизнью) ради других, то это всегда драма итрагедия. Человек, жертвующий собой ради других, действует против себя, против своего «я», «эго» по латински. Да, конечно, он может быть нравственно удовлетворен своим самоотверженным поступком. Но нравственное удовлетворение не равносильно удовлетворению жизнью в целом.

Теория разумного эгоизма неявно опирается на идею отождествления «я» и «мы», точнее, растворения «я» в «мы», «я» в «другом (других)». Это никуда не годная идея. В ней эгоизм, ячество фактически отождествляется с альтруизмом, самоотверженностью — сапоги всмятку! На самом деле, «я» ни при каких обстоятельствах не сводится к «мы» или между «я» и «мы», «я» и «другим» нет и не может быть полного тождества. Единство — да, возможно и большей частью бывает. Но единство — не тождество. Единство всегда предполагает различие и даже противоположность. Например, единство мужчины и женщины, выражающееся в любви, браке, семье, основано на их половой противоположности и разных социальных ролях.

Альтруизм, самопожертвование, самоотверженность

К сожалению, для некоторой части людей альтруизм, самопожертвование стали сознательно принятыми установками и принципами поведения. Этому, в частности, способствовала христианская религия. Главное действующее лицо религии, отправленный на Голгофу Иисус Христос воспевается в ней как человек, пожертвовавший собой ради других.
В полном соответствии с этой установкой христианства Ф. М. Достоевский писал: "Разве в безличности спасение? Напротив, напротив, говорю я, не только не надо быть безличностью, но именно надо стать личностью, даже в гораздо высочайшей степени, чем та, которая определилась на Западе. Поймите меня: самовольное, совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование всего себя в пользу всех есть, по-моему, признак высочайшего развития личности, высочайшего ее могущества, высочайшего самообладания, высочайшей свободы собственной воли. Добровольно положить собственный живот за всех, пойти за всех на крест, на костер, можно только сделать при самом сильном развитии личности. Сильно развитая личность, вполне уверенная в своем праве быть личностью, уже не имеющая за себя никакого страха, ничего и не может сделать другого из своей личности, то есть никакого более употребления, как отдать ее всю всем, чтоб и другие были точно такими же самоправными и счастливыми личностями" (цит. по: А. Гулыга. Кант, с. 288-289. А. Гулыга приписывает и Канту такой взгляд: "Взгляды Канта нам известны: свобода есть следование долгу, а формула долга — счастье других." Там же, с. 288).
Ф. М. Достоевский критиковал социалистов, революционеров, нечаевщину, написал роман "Бесы", в котором осудил их поведение. И что же? Во многом он говорил то же. И он и они — коллективисты. Для него и для них личность только тогда личность, когда она жертвует собой ради других.
Такой же упрек можно сделать В. С. Соловьеву. Он писал, например: «Личное самоотвержение, победа над эгоизмом не есть уничтожение самого ego, самой личности, а напротив, есть возведение этого ego на высшую ступень бытия» (Соловьев В. С. Нравственность и политика // В. С. Соловьев. Соч. в 2-х т., т. 1, М., 1989. С. 270.).

Героизм

Отвергая альтруизм как повседневное, обычное, нормальное поведение человека, мы в то же время не отвергаем положительное значение отдельных актов самопожертвования-самоотверженности, когда человек оказывается в исключительных обстоятельствах, т. е. в ситуации «или-или» (или он заботится о себе, жертвуя другими, нанося вред другим, или он заботится о других, жертвуя собой). В этих обстоятельствах, делая выбор в пользу других, человек поступает как герой. Героизм в чрезвычайных ситуациях, на пожаре, на войне и т. п. вполне оправдан и обычен, если позволительно говорить о нем как нормальном явлении. Да, героизм — нормальное поведение в ненормальных (исключительных) обстоятельствах! И он же... — ненормальное поведение в нормальных обстоятельствах, в нормальной жизни.
—————
Порой утверждают, что героизм — чисто человеческое поведение. Смею заметить: это не так. Человеческий героизм имеет предысторию: самопожертвование животных. Ведь в основе героического поведения лежит самопожертвование. А оно, самопожертвование, имеет место как в человеческом обществе, так и в мире животных. Вот пример такого самопожертвования: в одном зарубежном познавательном фильме, показанном по телевидению (11 дек. 2002 г.), описывается реальный случай самопожертвования курицы-наседки. На дворе, где гуляли куры и цыплята, вдруг все закудахтали и стали разбегаться: тревога, ястреб кружился и выбирал жертву. Куры стали прятаться по укромным углам и в курятнике. Цыплята одной курицы как ни в чем не бывало клевали (они были еще глупышами). Их мать-наседка была поодаль. И вот когда все разбежались, остались эти цыплята. Ястреб стал кружить над цыплятами. Тут подбежала наседка, подозвала их к себе и укрыла своим телом, прижавшись к земле. Ястреб, конечно, спикировал на нее и стал терзать. Потом он улетел. Хозяин фермы подошел к курице. Она лежала неподвижно. Цыплята стали выбираться из под нее. Фермер подумал, что она погибла. Он поднял ее и вдруг она зашевелилась. Курица была жива. Ее спасло густое оперенье. Инстинкт самосохранения уступил место инстинкту продолжения рода (в рассказе об этой курице говорилось, что она, пока не завела цыплят, вела себя как наседка, потерявшая своих цыплят, то есть не вполне нормально).
Еще один пример самопожертвования описан в рассказе И. С. Тургенева «ВОРОБЕЙ»:

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» (Апрель 1878).

Человек не отменяет биологию ; она присутствует в нем, пользуясь гегелевской терминологией, в снятом виде. В биологическом смысле поведение человека строится как минимум на двух инстинктах: самосохранения и продолжения рода. Культура не отменяет их, а развивает и совершенствует, надстраивает над ними весьма сложное человеческое поведение, тысячи вариантов поведения, которые кажутся порой весьма далекими от непосредственных проявлений биологических инстинктов.
Указанные инстинкты в принципе (в общем и целом) действуют в одном направлении: сохранения, поддержания, совершенствования жизни как таковой. Но между ними может быть и конфликт. Так, в период любовной горячки (действия инстинкта продолжения рода) животные игнорируют или временно «забывают» о другом инстинкте — самосохранения. Глухари, например, так токуют, что ничего не слышат (почему их и прозвали глухарями) и, соответственно, подвергают себя большой опасности. И приведенные случаи самопожертвования животных — из того же разряда.
В героизме человека нет ничего сверхъестественного или противоестественного. По своим корням он всего лишь одно из проявлений инстинкта продолжения рода.

Нормальное поведение

В большинстве случаев человек не эгоист, не альтруист и не герой, в меру заботится о себе и других. Потому что большинство случаев — это ситуации, когда забота о себе, любовь к себе и забота о других, любовь к другим неразделимы, суть одно. Возьмем любовь мужчины и женщины. Она тем больше любовь, чем больше в ней взаимности. Любя женщину, мужчина любит себя, свои чувства, свою душу и тело. И женщина любит мужчину в значительной мере благодаря тому, что она любит себя и любит, когда ее любят.
Любое общение — а мы купаемся в общении, — это улица с двусторонним движением. Оно необходимо предполагает взаимный интерес, приязнь, заботу. Там, где общение односторонне, оно быстро затухает или еле тлеет…
Теперь возьмем творчество. Наряду с любовью оно является важнейшим элементом жизни. Творчество — это и воспитание, и обучение, и образование, и познание, и искусство, и философия, и управление, и изобретение, техническое творчество. И что же? Практически любой акт творчества — одновременно акт для себя и для других. Иными словами, как и любовь, творчество не разделяет «для себя»—«для других». Творя, человек испытывает высшую радость жизни и в то же время работает на всех людей, служит прогрессу жизни.

Если бы я был поэтом, то сочинил бы оду, поэму, гимн нормальному поведению, нормальной жизни человека. В нормальности есть всё для того, чтобы дерзать, чтобы любить жизнь и радоваться ей!

Из книги: Л.Е.Балашов. Этика. М., 2010.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!