Физические и химические явления — Гипермаркет знаний. Презентация "химические и физические явления" Физические явления в химии презентация

Слайд 2

Задачи урока:

На основе анализа предложенных опытов сформулировать понятия физического и химического явления. Определить условия и признаки химических реакций на основе лабораторного эксперимента и жизненных наблюдений. Научиться отличать физические и химические явления в быту и жизни.

Слайд 3

Зимой на окне мороз рисует узоры. Листья желтеют осенью. Из стекла делают посуду. Железо ржавеет во влажном воздухе.

Слайд 4

Явления, при которых изменяется агрегатное состояние или форма, называются физическими. Явления, при которых из одних веществ образуются другие вещества с новыми свойствами, называются химическими. Химические явления называют химическими реакциями.

Слайд 5

Получение дистиллированной воды

  • Слайд 6

    Схема ректификационной колонны для перегонки нефти

  • Слайд 7

    Слайд 8

    Фильтрование

  • Слайд 9

    Делительная воронка, разделение смеси воды и нефти

  • Слайд 10

    Возгонка йода

  • Слайд 11

    Условия возникновения и протекания реакций

    Соприкосновение реагирующих веществ Измельчение и перемешивание Нагревание

    Слайд 12

    Признаки протекания химических реакций

    Образование осадка Выделение газа Изменение окраски Появление запаха Выделение теплоты (света) реакции горения

    Слайд 13

    Классификация реакций

    Экзотермические реакции протекают с выделением теплоты Эндотермические реакции протекают с поглощением теплоты

    Слайд 14

    1.Чем физические явления отличаются от химических явлений?2.Какие явления, из перечисленных, относятся к физическим, а какие к химическим:

    зимой на окне мороз рисует узоры из стекла делают посуду кислород поддерживает горение свечи очистка природной воды от примесей путем фильтрации пожелтение осенью листвы притягивание железа магнитом железо ржавеет во влажном воздухе

    Слайд 15

    О каком явлении, физическом или химическом, говорится в русской пословице «Вода камень точит». Пожар - это явление физическое или химическое? Какие признаки химического явления при этом можно наблюдать?

    Слайд 16

    Домашнее задание

    §25, 26 упр. 3,4 стр. 134; упр.1.2 стр. 138 Сообщения о применении физических и химических явлений.

    Слайд 17

    1 вариант выписывает номера химических явлений, 2 вариант - физических явлений: Сжатие пружины Образование накипи на стенках чайника Гниение растительных остатков Ледоход на реке Ковка металла Прокисание яблочного сока Появление налета на медных и бронзовых памятниках Обугливание лучинки Замерзание воды Прокисание молока Горение природного газа Образование инея

    Пояснительная записка

    Введение (7 ч)

    Тела и вещества (19 ч)

    Температура. Термометры.

    Делимость веществ. Строение атома и иона.

    Растворы и взвеси.

    Класс

    Физические и химические явления (8 ч)

    Химические реакции как процессы образования одних веществ из других. Признаки химических явлений и условия их протекания.

    Объяснение протекания химических реакций с молекулярной точки зрения. Распад веществ и молекул на атомы или ионы, образование из них новых веществ. Сохранение массы веществ в химических реакциях.

    Повторение знаков химических элементов. Реакции соединения и разложения. Составление уравнений реакций соединения и разложения.

    Вещества в природе. Понятие о классах неорганических и органических веществ (15 ч)

    Оксиды как сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород. Примеры наиболее распространенных оксидов, их распространение в природе и использование.

    Кислоты. Основные сведения о кислотах, примеры наиболее распространенных кислот. Использование кислот в хозяйстве и быту. Правила обращения с кислотами. Распознавание кислот.

    Основания. Общие сведения об основаниях, растворимые основания – щелочи; известковая вода, гашеная известь. Применение оснований в народном хозяйстве, быту. Правила обращения с основаниями. Распознавание оснований. Реакция нейтрализации.

    Понятие об индикаторах. Действие кислот и оснований на индикаторы.

    Соли как сложные вещества, в состав которых входят ионы металлов и кислотных остатков. Примеры солей, распространение их в природе. Свойства и применение ряда солей: поваренной соли, соды, медного купороса и др.

    Органические и неорганические вещества. Белки, жиры и углеводы как важнейшие питательные вещества для организма человека. Распознавание некоторых белков, жиров, углеводов.

    Природный газ и нефть. Происхождение природного газа, нефти, угля как продуктов гниения различных органических остатков без доступа воздуха при больших давлениях. Наиболее важные месторождения нефти и газа в России, их значение как источников получения различных видов топлива и как важнейшего сырья для химической промышленности.

    Человек и природа (11 ч)

    Источники энергии. Различные виды источников энергии: солнечная энергия, минеральное топливо, ядерное горючее. Воспламеняемые источники энергии. Пищеварение как процесс восполнения энергии человеком. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

    Выдающиеся естествоиспытатели, их роль в создании основ естествознания. Основные направления современных научных исследований в области физики и химии.

    Необходимость создания искусственных материалов. Примеры искусственных материалов и их использование: керамика, ферриты, сверхпрочные сплавы, искусственные алмазы, жидкие кристаллы т. д. Сведения о способах выращивания искусственных кристаллов. Инструкция по проведению домашнего опыта по выращиванию кристалла.

    Полимеры. Полиэтилен, полихлорвинил, полистирол и другие пластмассы. Натуральные и химические волокна. Использование этих материалов в быту.

    Каучук и резина. Распознавание природных и химических волокон. Каучук, его свойства и получение. Вулканизация каучука, резина и эбонит.

    Загрязнение окружающей среды. Основные факторы вредного влияния деятельности человека на окружающую среду. Экологические катастрофы, военные действия. Вредные выбросы производства. Необходимость контроля за состоянием атмосферы и основные способы его осуществления. Необходимость борьбы с загрязнением окружающей среды.

    Необходимость экономии природных ресурсов и использования новой технологии. Обсуждение экологического состояния в школе и на территории, прилегающей к ней. Составление плана конкретных дел по оздоровлению экологической обстановки, которые могут быть выполнены во время летней школьной практики.

    Современная наука и производство. Средства связи. Знания, их роль в жизни человека и общества. Как люди познают окружающий мир (наука вчера, сегодня, завтра).

    Управление производством: роль автоматики, электроники. Компьютеризация производства. Роботы.

    Средства связи и передача информации: телефон, радиосвязь, телевидение.

    ВОПРОСЫ ПО ФИЗИКЕ

    1. Что изучает физика? Физическое тело, физическое явление, физическая величина, вещество.

    2. Измерения. Измерительные приборы.

    3. Агрегатные состояния вещества.

    4. Движение и взаимодействие частиц вещества.

    5. Масса вещества. Плотность.

    6. Взаимодействие тел. Сила.

    7. Давление тела на опору.

    8. Давление в жидкостях и газах.

    9. Механическое движение. Скорость

    10. Тепловое расширение. Теплопередача

    11. Электризация тел.

    12. Электрический ток. Источники тока.

    13. Источники света. Отражение и преломление света.

    14. Простые механизмы

    15. Постоянные магниты. Магнитное взаимодействие

    Примерные практические задания

    Начертите в тетради таблицу и распределите в ней следующие слова: свинец, гром, рельсы, пурга, алюминий, рассвет, буран, Луна, спирт, ножницы, ртуть, снегопад, стол, медь, вертолет, нефть, кипение, метель, выстрел, наводнение.

    В стакан, наполненный до краев чаем, высыпать осторожно полную чайную ложку сахарного песка, то чай не перельется через край стакана. Почему?

    Почему проходя мимо столовой мы знаем какое блюдо там готовят?

    В какой обуви больше мерзнут ноги: в просторной или тесной? Какую роль может сыграть шерстяной носок?

    Почему ручки кусачек всегда длиннее режущей части?

    Пояснительная записка

    Предлагаемая программа реализуется в учебнике «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. 5-6 классы», авторы А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак.

    Программа составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Стандарте основного общего образования.

    Введение (7 ч)

    Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Человек влияет на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.

    Химия – наука о природе. Тела и вещества. Что изучает химия. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.

    Знакомство с простейшим химическим оборудованием: пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок. Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества.

    Измерительные приборы: весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).

    Тела и вещества (19 ч)

    Характеристика тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.

    Температура. Термометры.

    Делимость веществ. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов . Пояснение строение твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона.

    Химические элементы (кислород, азот, водород, железо, алюминий, медь, фосфор, сера). Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И. Менделеева.

    Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекислый газ, поваренная соль).

    Кислород. Горение в кислороде. Фотосинтез. Воздух – смесь газов.

    Растворы и взвеси.

    Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды.

    Физические и химические явления (8 ч)

    Плавление и отвердевание. Таяние снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали, изготовление деталей отливкой.

    Испарение жидкостей. Конденсация.

    Ключевые слова конспекта: Физические явления, химические явления, химические реакции, признаки химических реакций, значение физических и химических явлений.

    Физические явления — это явления, при которых обычно изменяется только агрегатное состояние веществ. Примеры физических явлений - плавление стекла, испарение или замерзание воды.

    Химические явления — это явления, в результате которых из данных веществ образуются другие вещества. При химических явлениях исходные вещества превращаются в другие вещества, обладающие другими свойствами. Примеры химических явлений - сгорание топлива, гниение органических веществ, ржавление железа, скисание молока.

    Химические явления иначе называют химическими реакциями.

    Условия возникновения химических реакций

    О том, что при химических реакциях одни вещества превращаются в другие, можно судить по внешним признакам : выделению теплоты (иногда света), изменению окраски, появлению запаха, образованию осадка, выделению газа.

    Для начала многих химических реакций необходимо привести в тесное соприкосновение реагирующие вещества . Для этого их измельчают и перемешивают; площадь соприкосновения реагирующих веществ при этом увеличивается. Наиболее тонкое дробление веществ происходит при их растворении, поэтому многие реакции проводят в растворах.

    Измельчение и перемешивание веществ - только одно из условий возникновения химической реакции. Например. при соприкосновении древесных опилок с воздухом при обычной температуре опилки не загораются. Для того чтобы началась химическая реакция, во многих случаях необходимо нагревание веществ до определённой температуры.

    Следует различать понятия «условия возникновения» и «условия течения химических реакций» . Так, например, чтобы началось горение, нагревание нужно только вначале, а затем реакция протекает с выделением теплоты и света, и дальнейшее нагревание не требуется. А в случае разложения воды приток электрической энергии необходим не только для начала реакции, но и для дальнейшего её протекания.

    Важнейшие условия возникновения химических реакций - это:

    • тщательное измельчение и перемешивание веществ;
    • предварительное нагревание веществ до определённой температуры.

    Значение физических и химических явлений

    Большое значение имеют химические реакции. Они используются для получения металлов, пластмасс, минеральных удобрений, медикаментов и т. д., а также служат источником различных видов энергии. Так, при сгорании топлива выделяется теплота, которую используют в быту и в промышленности.

    Все процессы жизнедеятельности (дыхание, пищеварение, фотосинтез и др.), протекающие в живых организмах, также связаны с различными химическими превращениями. Например, химические превращения веществ, содержащихся в пище (белков, жиров, углеводов), протекают с выделением энергии, которая используется организмом для обеспечения процессов жизнедеятельности.

    Конспект урока «Физические и химические явления (химические реакции)».



  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!