Готовые конспекты уроков по русскому языку. Актуализация опорных знаний

Письмо.

Тема урока: «Письмо заглавной буквы И.»

Цели и задачи урока:

1. Познакомить с написание новой буквы.

2.Развивать речь, фонематический слух.

3. Работать над формированием каллиграфического навыка.

4. Развивать внимание.

5.Воспитывать умение работать в коллективе.

6. Воспитывать интерес к русским пословицам.

1. Организационный момент.

Учитель напоминает детям правила письма.

Дети открывают прописи, читая четверостишие:

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу.

Про подсказку не забуду,

Ручку я вот так держу.

2. Графический диктант.

Сегодня мы повторим написание 5 строчных букв. Каких, назовете после диктанта. Тем, кому сложно, могут заглянуть в подсказку.

Давайте назовем буквы, которые мы должны были написать.

Проверьте себя. Подчеркните буквы, которые вы написали правильно.

Как вы думаете, какая буква здесь лишняя?

3. Сообщение темы урока.

Сегодня мы знакомимся с написанием заглавной буквы И.

4.Работа над новым материалом.

Какие знакомые элементы вы встретили в новой букве?

Куда поставим ручку? Сколько встретилось «качалочек»? Сколько встретилось крючков?

У заглавной буквы И есть одна особенность, второй крючок поднимается чуть выше верхней линейки рабочей строки.

Давайте напишем букву, прокомментируем хором: - Ставлю ручку в одну третью дополнительной строки, поднимаемся по крючку, качалочка, наклонная, качалочка, крючок чуть выше верхней линейки, «секрет» , по «секрету» вниз, качалочка, крючок до середины рабочей строки.

5. Письмо слогов, слов и предложений с изученными буквами.

5.1 Давайте прочитаем слоги записанные в таблице. Правда, некоторые из них спрятаны под последними осенними листочками. НО, возможно, самые внимательные из вас смогут догадаться, какие слоги спрятались.

МЫ

МИ

НЫ

НИ

ЛЫ

ЛИ

РЫ

РИ

В чем отличия слогов 1 столбика от слогов второго столбика?

Мы запишем два верхних слога. Какие соединения встретятся? Особую тревогу вызывает слог ми. Как вы думаете, почему? (встречается много крючков, надо быть внимательным.)

Записываем самостоятельно с комментированием.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

1,2,3,4,5 вышли пальцы танцевать.

Большой пустился в пляс.

Указательный – в припляс.

Средний поклонился.

Безымянный притаился.

А мизинец – удалец,

Цепь сомкнул, молодец.

Надо цепи разорвать.

5.2 Давайте составим слов из букв, которые вы видите на доске.

М Л

Составьте предложения, с каждым из этих слов.(мыл, мил.)

Какая схема подходит к первому, а какая ко второму слову?

Какие соединения встречаются в слове «мыл», в слове «мил»?

Пишем эти слова, комментируем хором.

5.3 Работа с деформированным предложением.

Прочитайте слова, записанные на доске. Составьте из них предложение.

(Ирина и Алина умны.)

В каком слове встретилась изученная буква?

Почему это слово написано с большой буквы? Какое еще слово написано с большой буквы? Почему?

Чего не хватает в нашем предложении? (В конце предложения ставится точка.)

Запишем это предложение. Дифференцированное задание: сильные дети пишут предложение самостоятельно на чистой строке, остальные дети- обводят по точкам.

Все ребята комментируют вслух.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Учитель читает стихотворение, дети изображают животных, о которых говорится:

Самый высокий на свете жираф,

Ростом он выше, чем даже шкаф.

Самый толстый на свете слон,

Говорят, что огромен он.

Ну, а самая быстрая -лань.

Как подпрыгнет, пойди, достань.

Названия каких животных встретились в тексте.

Кто такая лань? (Лань-это животное из семейства оленей, отличается быстротой бега и стройностью»)

Прочитайте слово, записанное пунктиром.(лани)

Когда мы скажем «лани»?

Сколько слогов в этом слове? Докажите. Обведите по точкам.

Найдите ошибке в написании букв и соединений.

6. Подведение итогов урока.

В завершении урока мне хотелось бы обратить ваше внимание на пословицу, записанную ниже. (И готово, да бестолково.)

Когда так говорят?

Я надеюсь, что вы всегда будете работать с пользой.

(Учитель поощряет ребят, активно работавших на уроке.)

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 1

УМК: Планета знаний

Тема урока: Письмо заглавной буквы К.

Место и роль урока в изучаемой теме: 43 урок по теме.

Педагогическая цель: освоение алгоритма написания заглавной буквы К, слов и предложений с данной буквой.

Оборудование: рабочие тетради (пропись № 3), цветные карандаши, компьютер, экран.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся: писать букву К, соединять её с другими буквами, писать слова м предложения с этой буквой, правильно переводить печатный текст в письменный, составлять анаграммы, решать ребусы.

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Характеристика этапов урока.

Этап урока.

Хрономет-раж. Цель данного этапа

Деятельность учителя

Характеристика деятель-ности ученика

Планируемые результаты

Предмет-ные

УУД

(2 мин)

Цель.

Прозвенел звонок.

Начнем урок.

Все на месте? Всё в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки? За парты садитесь и улыбнитесь.

Личностные: положительная мотивация и настрой на урок.

Регулятивные.:

самоконтроль

II.Постановка учебной задачи

(3мин)

Цель.

Подведе-ние детей к формули-рованию темы урока.

Составле-ние плана работы.

Узнать тему урока нам поможет наш сказочный гость (Колобок).

Ознакомление с планом урока:

Диктант

Алгоритм написания.

Написание буквы-работа в прописи.

Написание слов, предложений

Самостоятельная работа.

Самоконтроль.

Вариативная часть.

Итог урока. (план - на доске с помощью условных знаков)

Читают план урока по условным обозначениям.

План урока в виде схемы.

Формулируют тему урока.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникатив-ные: планирование учебного сотрудничества совместно с учителем.

Познавательные: читают схемы для получения информации.

III Актуализация знаний

(8 мин)

Цель.

Работа с презентацией:

Загадки (слайды 2-7)

С какой буквы начинаются все слова отгадки? (слайд 8)

Диктант: кони,круги, книга,коровы.

Какое слово лишнее? Почему?

Какую букву необходимо писать в имени сказочного героя,пришедшего на урок? (слайд 9,10)

Отгадывают загадки. Выполняют написание диктанта.

Работа с загадками.Работа в тетради-диктант.

Повторение алгоритма написания строчной буквы к. Пишут слова,начинающиеся с прописной буквы к. Самопроверка и исправление ошибок.

Регулятивные: самопроверка;

Коммуникативные:

владение диалоговой формой речи.

I V. «Открытие» учащимися новых знаний.

(3мин)

Цель. Ознакомить обучающихся с алгоритмом написания буквы К.

Работа с презентацией.

Анализ элементов,из которых состоит заглавная буква К. Обобщение знаний о написании изученных ранее элементов и составление алгоритма написания заглавной буквы К. (слайды 11,12)

Работа с презентацией.

Усваивают алгоритм написания буквы К.

Регулятивные:

Познавательные: добывают новые знания находят ответы на вопросы, используя материал презентации. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания.

V. Первичное закрепление.

(12мин)

Цель.

Закрепить и обобщить знания о написании буквы К, о правописании большой буквы в именах и в начале прекдложения. Пропедевтика правописания парных согласных на конце слова.

Организует работу в прописи, а также индивидуальную работу с детьми.

Пишут букву К имена, предложение.слова с пропущенной парной согласной на конце, подбирают проверочные слова.

Работа в прописи, с.10.

Выполняют написание буквы К, упражняются в написании имен,слов с пропущенной парной согласной на конце, подборе проверочных слов,вопросительного предложения.

Регулятивные: анализ, обобщение, умение организовать совместную деятельность под руководством учителя.

(8 мин)

Цель -

Организует самостоятельную работу и самоконтроль. 1Восстанови букву.

2 Запиши печатные слова группа,клоун,капкан,крапива письменными буквами,подчеркни слог с мягким согласным.

1 Пишут строку самостоятельно. Находят лучшие буквы.

2Переводят печатный текст в письменный.

Работа в прописи, с.10,11.

Регулятивные::

Познавательные:осуществляют отбор информации.Личностные:способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в речи.

VIIРабота с вариативной частью

(7мин)

Цель-Вовлечь в активную работу каждого учащегося, способствовать развитию мыслительных операций.

Организует работу по интересам:

словообразование (ком-комок, кот-котик)

Работа с пословицей

Составление анаграмм

Решение ребуса

Работают в парах по интересам

Работа в прописи, с. 11 и у доски.

Составляют анаграммы,

решают ребус.

Регулятивные: осмысленный выбор способов и приемов действий при создании речевого высказывания.

Личностные: проявление познавательного интереса к изучению русского языка.

Познавательные:

синтез (оставление целого из частей), анализ, сравнение.

Коммуникативные:приходить к общему решению,работая в паре.

VIII. Рефлексия

(2 мин)

Цель.

Что понравилось на уроке?Довольны ли вы своей работой? Оцените свою работу на уроке.

Контролирует результат своей деятельности.

Познавательные -

Регулятивные - самооценка.

Подписи к слайдам:

Урок обучения грамоте 1 класс Письмо заглавной буквы «К»

к а п у с т а Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? как же быть без хруста, Если я…

к а р т о ш к а Кругла, рассыпчата, бела, На стол она с полей пришла. Ты посоли ее немножко. Ведь, правда, вкусная…

к о т Это зверь живет лишь дома. С этим зверем все знакомы. У него усы, как спицы. Он мурлыча, песнь поет, Только мышь его боится… Угадали…? Это…

к о ш к и Целый день поет щегол В клетке на окошке. Третий год ему пошел, А он боится …

к а р а н д а ш Кто альбом раскрасил наш? Ну, конечно…

к о н ь к и Мчусь, как пуля, я вперед, Лишь поскрипывает лед Да мелькают огоньки! Кто несет меня?…

Не испечь нам К олоб К а Без му К и и бу К вы К. Да и нам – К ивают К у К лы, - Ни К уда без этой бу К вы.

Краб в аквариуме Ани Грозно щелкает клешнями И по стеночке идет Вправо, влево, взад, вперед. Крабу за стеклом тоска, Вот и стал он буквой …

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс: 1

УМК: Планета знаний

Предмет: русский язык

Тема урока: Письмо заглавной буквы М.

Место и роль урока в изучаемой теме: седьмой урок по теме.

Педагогическая цель: освоение алгоритма написания заглавной буквы М, слов и слогов с данной буквой.

Оборудование: рабочие тетради, цветные карандаши, компьютер, экран.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся: писать букву М, соединять её с другими буквами, писать слоги и слова с этой буквой.

Личностные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения, осуществляют пробы.

Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки..

Коммуникативные: слушают и понимают речь других.

Характеристика этапов урока.

Этап урока.

Цель данного этапа.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Проверяет готовность к уроку детей.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Все на месте? Всё в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Мы за парты тихо сели

И на доску поглядели.

Контролирует и оценивает свою готовность к уроку.

Личностные-самоконтроль

Регулятивные-целеполагание.

II. . Постановка учебной задачи

Цель.

Подведение детей к формулированию темы урока.

Составление плана работы.

Сегодня на урок к нам пришла Маша. Она принесла нам новую букву М. Это первая буква её имени, и она не смогла её написать. Давайте и мы попробуем! (пробуют на доске)

Научимся, если будем работать по плану:

Диктант-повторение.

Анализ написания.-презентация.

Написание буквы-работа в прописи.

Написание слогов, слов.

Самоконтроль.

Итог урока. (план - на доске с помощью условных знаков)

Вступают в диалог с учителем, высказывают свои предположения.

План урока в виде схемы.

Формулируют тему урока.

Регулятивные-целеполагание.

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества совместно с учителем.

Познавательные – читают схемы для получения информации.

III Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Диктант.

н, и, м, У, А, у, а, на, му

Выполняют написание диктанта.

Работа в тетради, диктант.

Пишут буквы, изученные ранее и слоги с нами.

Регулятивные-

целепологание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено.

I V. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель. Ознакомить обучающихся с алгоритмом написания буквы М.

Работа над презентацией. Сравнивают написание печатной и письменной буквы М, заглавной и строчной буквы М.

Знакомятся алгоритмом написания буквы.

Работа с презентацией.

Усваивают алгоритм написания буквы М.

Регулятивные-

логические (анализ, обобщение);, самоконтроль.

Познавательные-добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя материал презентации. Личностные–выражают положительное отношение к процессу познания.

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания, полученные на уроке, научиться писать букву М.

Организует работу прописью, а также индивидуальную работу с детьми.

Пишут букву М, слоги с буквой м, слово «Мама»

Работа в Прописи, с.40.

Выполняют написание буквы. Правильно соединяют их при письме.

Регулятивные- анализ, обобщение, умение организовать совместную деятельность под руководством учителя.

Познавательные-осуществляют отбор информации.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель - самоконтроль усвоения знаний.

Организует самостоятельную работу и самоконтроль. (Восстанови букву!)

Пишут строку самостоятельно. Находят лучшие буквы

Работа в Прописи, с.40.

Регулятивные- контролирует результат своей деятельности.

Познавательные-осуществляют отбор информации. Личностные–смыслообразование.

VII. Рефлексия

Цель.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, самооценка результатов деятельности.

Подводит итог. (по плану, составленному в начале урока)

Какую букву научились писать?

Хорошо ли вы работали на уроке? довольны ли вы своей работой? Оцените свою работу на уроке.

Контролирует результат своей деятельности.

Понимает причины успеха/неуспеха.

Находит ответы на вопросы, опираясь на свой опыт.

Оценивает свою деятельность на уроке

Работа с планом на доске, составленном в начале урока.

Обобщают новые знания, полученные на уроке, используя план.

Познавательные -

ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные - оформлять свою мысль в устной и речи (на уровне одного предложения).

Регулятивные - самооценка.

Предварительный просмотр:

План-конспект урока письма

по Чудо-прописям В.Илюхиной.

Тема: Письмо заглавной буквы Ч.

Цели : Знакомство с написанием заглавной буквы Ч, слов с буквой Ч.

Задачи:

Сформировать в памяти ясный, четкий образ буквы, отработать начертание букв в целом, формировать графический навык каллиграфического письма, способствовать формированию информационной культуры учащихся;

Развивать графическую зоркость, речь, любознательность, мышление, орфографическую зоркость;

Воспитывать сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению, любовь к родному языку.

Планируемые результаты:

Личностные:

Проявление творческого отношения к процессу обучения;

Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Метапредметные:

Познавательные умения :

обобщать полученную информацию;

давать оценку своим действиям, оценивать результат;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные умения :

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

формулировать вопрос (проблему, затруднение), с которым столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию;

Коммуникативные умения:

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и её результат, слушать мнение других;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Предметные:

усвоение правильного написания буквы Ч прописной,

умение выполнять звуко - буквенный анализ слов,

умение писать слова с буквами Ч и ч.

Оборудование: пропись № 3 ,таблицы с буквами, разрезная азбука, иллюстрации, образцы, проектор.

Ход урока:

1.Оргмомент:

- Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд.
Управлять машиной в поле,
Иль вести машину ввысь.

Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.

Ребята, вам понравилось стихотворение? А какое слово вам показалось самым главным?

Добросовестно.

Правильно. Что значит « добросовестно» учиться?

Стараться писать красиво и правильно.

2.Актуализация знаний:

Ребята, а еще чтобы « добросовестно» учиться, надо хорошо думать. Предлагаю игру « Да-нет».

1.Для написания обычных слов нужны строчные буквы?

2.Имена собственные пишутся с заглавной буквы?

3.Буквы в словах пишутся раздельно?

4.Слова в предложениях пишутся слитно?

5.Строчные буквы пишутся на рабочей строке?

6.В конце предложения знак препинания не ставится?

Подготовим руки к письму. Упражнение «скалка».

Хорошо! А теперь необходимо записать только первые буквы слов:

игла, Москва, колесо, Анна, черепаха.

Ученики выходят к доске по очереди, записывают буквы. Проводится исправление графических ошибок.

Хорошо! А кто выявил закономерность в чередовании букв?

Строчная, заглавная.

Догадайтесь, какая буква должна быть следующей? Может кто-то уже может назвать тему урока?

3.Постановка учебной цели:

Тема урока: знакомство с написанием заглавной буквы Ч.

Ребята, а какие задачи мы поставим перед собой?

Узнать из каких элементов состоит буква Ч, научиться соединять букву с другими буквами, читать слова с новой буквой в прописном тексте.

А для чего нам нужна заглавная буква Ч?

Писать имена собственные и начала предложений.

4.Открытие нового знания:

Давайте посмотрим на таблицу и скажем, какая буква спряталась внутри заглавной буквы Ч, какие знакомые элементы вы видите и можете назвать?

Очень похожа на заглавную букву У, состоит из крючка с поворотом, наклонной линии, качалочки, секрета, длинной наклонной и крючковой линии до середины строки.

Откуда будем писать?

С середины верхней вспомогательной линии.

Ученики по образцу записывают заглавную букву Ч.

5.Первичное закрепление:

Дети, а кто сформулирует следующее задание?

Соединить заглавную и строчную буквы.

Дети выполняют.

Скопировать слово Чукотка .

Почему пишем с заглавной буквы? Это имя, кличка животного, название города?

Нет.

Почему же пишем с заглавной буквы? Хотите узнать?

Сообщение ученика : Чукотский Автономный округ (Чукотка) расположен на крайнем северо-востоке России. Большая часть территории округа расположена за Северным полярным кругом. Поэтому климат здесь суровый. Чукотка – земля, где рождается новый день. Это прекрасный и суровый край, край романтиков и смелых духом людей, уникальной культуры и вековых традиций, край первозданной, завораживающей природы. На Чукотке проживают чукчи, эскимосы, эвены, коряки. Природа Чукотки практически первозданна. Вы сможете наблюдать за миграцией морских китов и полярным сиянием.

Так что же такое Чукотка?

Автономный округ - пишем с заглавной буквы.

Учащиеся выполняют задание.

Сформулируйте следующее задание?

Скопировать слово ученик .

Выполним звуко-буквенный анализ слова. Это слово- словарное. Необходимо запомнить его написание, а именно буквы е в безударном слоге.

Учащиеся выполняют задание, обводят в рамку слово.

6.Физминутка:

Ребята, а вы любите картинки? Посмотрите, что это?

Стул.

Как вы думаете, почему я показываю именно эту картинку?

Перевернутый стул похож на букву Ч.

Я придумала рассказ, в котором все слова на Ч. Если вы слышите звук ч, то изображаете стул (присесть, руки вперед).

Чаепитие у чайки в четверг в четыре часа.

7.Включение нового знания в систему знаний:

Как вы думаете, а какое следующее задание?

Записать вопросительное предложение.

8.Работа в парах:

Ребята, посмотрите на значок. Как мы будем работать далее?

Будем работать в парах.

Учитель предлагает составить различные слова из букв слова диапозитив.

Учащиеся составляют слова и записывают. Пары сигналят об окончании работы. Учитель вывешивает заранее подготовленные на карточках слова на доску. Пары, составившие большее количество слов, поощряются.

9.Рефлексия:

Итак, ребята, давайте подведем итоги. Что мы делали сегодня на уроке, чтобы достичь поставленной цели? Оцените свою работу.

Предварительный просмотр:

Русский язык

1 класс

УМК «Планета знаний»

Тема урока. Письмо заглавной буквы Г. Парные согласные г – к.

Цели урока:

Формирование графических навыков и каллиграфического письма заглавной буквы Г; умения различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки, применять правила написания большой буквы, выполнять гигиенические требования при письме.

Развитие познавательного интереса, осознанного отношения к выполняемой работе, положительных эмоций, умения работать в паре, выражать свои мысли.

Воспитание нравственного отношения к выполняемой работе. Учить осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Оборудование: экран, проектор, доска, презентация «Письмо с секретом»

Ход урока

Технологическая карта урока

Тема урока

Письмо заглавной буквы Г. Парные согласные г – к.

Цели урока

Формирование графических навыков и каллиграфического письма заглавной буквы Т; умения различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки, применять правила написания большой буквы, выполнять гигиенические требования при письме.

Развитие познавательного интереса, осознанного отношения к выполняемой работе, положительных эмоций, умения работать в паре, выражать свои мысли.

Воспитание нравственного отношения к выполняемой работе. Учить осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Планируемый результат обучения

Познавательные УУД

Формировать умение строить речевое высказывание в устной форме; использовать на доступном уровне логические приемы мышления;

Использовать знаково-символические средства: освоение способов сравнения звуков в словах, анализа и синтеза речи.

Регулятивные УУД

Формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;

Осуществлять контроль по результату.

Коммуникативные УУД

Формировать собственное мнение; умение работать в паре;

Использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные УУД

Формировать умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих;

Способность к самооценке;

Развивать чувство уверенности в своих возможностях.

Основные понятия

Звуки, буквы, слово, предложение, пословица, парные согласные.

Ресурсы

Пропись № 3, презентация «Письмо с секретом»

Этапы урока

Формиру

емые УУД

Деятельность учителя

Слайд №1

Деятельность обучающихся

I.Органи

зация обучающихся

Личностные

Девиз урока русского языка:

Мы язык свой очень любим

И писать красиво будем.

Все готовы потрудиться,

Чтоб секретам научиться.

Взяли ручку, сядем прямо,

Развернем углом тетрадь.

Скоро нас попросит мама

Научить её писать.

С каким настроением пришли на урок?

Что пожелаете друг другу?

Чем необычен сегодняшний урок?

Я желаю вам удачи, ведь с малой удачи начинается большой успех! (Слайд №2)

Что за шляпка из травы

А под ней нет головы?

Только толстенькая ножка…

Но не скачет по дорожке!

Это – самый вкусный гриб: (Слайд №3)

Бо – ро – вик. (Слайд №4)

Осень – грибная пора. Боровик предлагает вам отправиться вместе с ним на прогрулку прогулку по чудесным волшебным страничкам нашей прописи!

Проговаривают вместе с учителем, выполняют действия, отвечают на вопросы.

II. Вхождение в новую тему

Зрительный диктант «Угадай букву» (письмо заглавных букв Б, П, Р)

Самопроверка написания букв.

Какие буквы у нас сегодня в гостях?

Назовите буквы?

Чем похожи?

Посмотрите на них внимательно и запомните. Сейчас проведём зрительный диктант

Какая буква была первой?

Какая буква была второй?

Какая буква была следующей?

Проверьте написанное. Обведите букву, которая получилась у вас лучше всех зеленой ручкой.

Какой общий элемент есть в этих буквах?

Вы наверное уже догадались с какой буквой мы будем работать сегодня на уроке?

Какой общий элемент есть в этих буквах и букве Г?

Пишут под диктовку, проверяют свою работу, анализируют буквы

III. Формулировка темы урока

Регулятивные

Чему мы будем учиться на уроке?

(Слайд №5)

Анимированный алфавит

Высказываются,

отражают структурные компоненты урока.

IV. Актуализация знаний

V. Пальчиковая физминутка

Познавательные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Показ на экране слайда «Буквы Г,г, комментирование письма заглавной буквы Г: ставим ручку на 1/3 сверху в дополнительной строке, по наклонной линии опускаемся вниз, выписываем «клюшечку». В средней третьей части дополнительной строки выписываем перевернутую «клюшечку».

Письмо под графическую диктовку заглавной буквы Г

А теперь «Поймайте мелок» и пропишем букву по экрану.

(Проговаривают по краткому алгоритму)

А теперь пишем самостоятельно столько раз сколько звуков в слове ГРИБ

Самопроверка: подчеркните зеленой ручкой самую красивую букву.

Слайд №6

В каких случаях пишется большая буква? (Имена, фамилии, клички, города

Мы с заглавной буквы пишем всегда)

Письмо по образцу Галина.

- Прочитайте слово на следующей строке

Выделите в нём гласные буквы обозначающие гласные звуки

Разделите слово на слоги

Поставьте ударение, выделите безударный гласный.

Прочитайте первый слог в этом слове дайте характеристику первого звука.

Выделите цветными

карандашами буквы обозначающие согласные звуки в этом слове.

Назовите твердый согласный

Назовите мягкий согласный

Напишите слово по образцу

Запишите слово Галина рядом на строке самостоятельно, проговаривая по слогам.

Письмо под диктовку, самостоятельное комментирование

Снимают утомляемость

Рассказывают правило. Письмо по образцу.

Характеристика согласных звуков по твердости-мягкости

Самопроверка выполненной работы

Работают в парах, взаимопроверка

VI.Закрепление изученного материала

VII.Физкультминутка

VIII.Релаксация

Познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные

Орфографический разбор слов: гора –кора

Чем различаются эти слова?

Слайд №7

Какой звук слышится в начале

слова г ора? Дайте характеристику звуку

Разделите слово гора на слога. Выделите безударный гласный.

Какой звук слышится в начале

слова к ора? Дайте характеристику звуку.

Разделите слово кора на слога. Выделите безударный гласный. Напишите эту пару слов рядом на строке. Подчеркните простым карандашом буквы обозначающие парные согласные звуки.

«Танцующая ёлочка» Слайд №8

Орфографический разбор слов: гол-

кол

Прочитайте следующую пару слов?

Что интересного заметили?

Чем различаются друг от друга эти слова?

Подчеркните буквы, которыми различаются слова?

Что это за буквы? Какие звуки они обозначают?

Мальчики придумывают предложение со словом гол

Девочки придумают предложение со словом кол.

Работа над словами круг-круги

Прочитайте следующую пару слов.

Чем отличается первое слово от второго в этой паре?

Какой звук мы слышим в конце слова круг?

Какой звук мы слышим в конце слова круги?

В каком слове ясно слышим звук

[г]

Правильно слово круги можно назвать проверочным?

А какое слово мы проверяли?

Какое правило мы знаем?

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг!

Парный сразу проверяй

Слово быстро изменяй

Аналогичная работа со словом

Флаг

Какой звук слышим в конце слова флаг?

Кто догадался, какое слово необходимо дописать?

Запишите его рядом. Выделите красным карандашом нашу королеву знаний и подчеркните букву, которую мы проверяли.

(Слайд №9)

Идём в лес за грибами.

Встали рано утром.

Потянулись. Умылись. Оделисб. Взяли корзинки и пошли. Идём по лесу. Деревья большие. Раздвигаем ветки. Ой, боровик! Наклонились. Присели. Срезали. Положили в корзину. Ой, ещё гриб. Наклонились. Присели. Срезали. Положили в корзину. Пришли домой. Сварили суп. Ох и вкусный.

А какой цветок не растёт в лесу?

На тебя он глядит свысока -

Не найдешь горделивей цветка.

Он в осеннем саду властелин,

Это яркий цветной... (Слайд №10,11)

Прочитайте следующее слово

ГЕОРГИН

Наш замечательный гриб БОРОВИК первый раз услышал это слово.

Как же выглядит этот осенний король? Давайте покажем.

Какую работу нам предстоит выполнить?

Вариативная часть

А теперь гриб составить слова из слогов.

Обратите внимание на следующую строку с.9

Какие слова получились?

(Слайд № 12)

Прочитайте

Чем похожи эти слова?

Будем писать их под комментированное письмо.

Но прежде обратим внимание на трудности в соединении некоторых букв.

Поймайте мелок и пропишем в воздухе.

Приступим к комментированию.

А теперь гриб боровик приглашает вас поиграть в слова.

Какие слова можно составить, используя слово гриб.

Какая у них общая часть?

Запишем слово, обозначающее маленький грибок.

А теперь предлагаю вам назвать буквы, которые мы уже умеем с вами писать (работа по ленте букв)

(Слайд №13)

Выполняют орфографический разбор слов, подбирают проверочные слова, проговаривают изученное правило, делят слова на слога, выделяют безударный гласный,

записывают по образцу,

Снимают утомляемость

Выполняют орфографический разбор слов

Снимают утомляемость

Отгадывают загадку, прописывают слово по образцу, расставляют значки. Работают в парах, взаимопроверка

Тема урока: Приставка

Цели:
Регулятивные:

    Учимся использовать установленные правила при разборе слов.

Познавательные:

    Перерабатывать полученную информацию о приставке как значимой части основы слова, с помощью которой можно образовывать родственные слова.

    Расширять представления учащихся о том, что основа может состоять из одной, двух или трёх частей.

    Развивать у учащихся память, мышление, внимание, речь.

Коммуникативные:

    воспитывать положительную мотивацию к русскому языку, чувство дружбы и взаимопомощи.

Ход урока

1.Организационный момент.

Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

Видеть Вас мы очень рады.

Тихо сели. Открыли тетради. Приготовились к работе.

2. Работа со стихотворением

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг.

(А.С. Пушкин)

- Как вы думаете, почему мы начали урок с этих слов?

Вам предстоит сделать несколько открытий.

- Какие слова из этого четверостишия вам непонятны?

Гений – человек, обладающий высшей степенью одаренности, таланта.

Парадокс – мнение, суждение, противоречащее здравому смыслу.

Просвещение –распространение знаний, образование.

3.Минутка чистописания

Посмотрите на слово парадокс, определите букву, которую мы будем писать. Она обозначает парный звонкий твердый согласный звук.

Какая это буква? (Д)

Посмотрите на запись определите порядок следования букв.

Дда Дде Ддё

4. Словарно – орфографическая работа.

Отгадайте загадку:

Неживая – а идёт,

неподвижна – а ведёт.

Ребята, что такое дорога?

(Дорога – это полоска земли со специальным покрытием. Например асфальтом, или без него)

Давайте найдём определение слова в словаре.

Дорога -

Путь, стезя; направление или расстояние от места до места; путешествие. Дорога также средство, способ для достижения чего – либо.

Для чего предназначена дорога?

(Дорога предназначена для движения различных видов транспорта)

Вы знаете, как образовалось слово дорога?

Одни ученые утверждают, что слово дорога происходит от общеславянского дóрга, которое является однокоренным со словами дергать, драть. Поэтому дорогой мог быть на­зван проход, расчищенный в лесу от деревьев, просека с вывороченными, выдранными деревьями.

Другие ученые утверждают, что на открытых местах любая тропа или ко­лея быстро- превращалась в размытые водами лощины - «дороги». До сих пор происхождение слова дорога остается неясным.

Посмотрите внимательно на слово дорога. Скажите, на какой слог надо обратить особое внимание? Запишите слово в тетрадь поставьте ударение подчеркните безударную гласную.

В русском языке есть фразеологизмы со словом дорога. Кто нибудь из вас знает такой фразеологизм?

Встать поперёк дороги - быть препятствием кому – либо, в чём – либо.

На дороге не валяется – даром не даётся, нечасто встречается.

- Составьте пословицу о дороге из слов.

К, смелые, победе, ведут, дороги.

прил . сущ. гл. пр. сущ.

Смелые дороги ведут к победе.

Запишите предложение, разберите его по членам предложения и укажите части речи.

- Как понимаете эту пословицу?

5.Сообщение темы урока

Запишите слово дорога ещё раз.

Как можно назвать маленькую дорогу?

(Маленькую дорогу можно назвать дорожка)

Как называется растение, которое растёт у дороги?

(Растение, которое растет у дороги, называется подорожник)

Что мы записали однокоренные слова или форму одного и того же слова?

(Мы записали однокоренные слова)

В записанных слова дорога , дорожка и подорожник выделите известные вам составные части по таблице:

1.окончание

2.основа слова

Посмотрите на корень в этих словах. Вы что - нибудь заметили?

(Мы заметили чередование г – ж)

В слове подорожник осталась часть слова перед корнем, мы её не выделили.

Кто - нибудь из вас знает, как называется эта часть слова?

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.

А приставка обозначается вот так ¬. Выделите приставку в слове подорожник.

Как вы думаете, с какой частью основы слова мы сегодня будем работать?

6.Физкультминутка

Мы устали не на шутку,

Проведем физкультминутку.

Глазки дружно закрываем,

На природу попадаем.

Здесь вокруг такая тишь,

Лишь шумит в реке камыш.(покачивание)

Нежный теплый солнца луч.

Показал в траве нам ключ,

Что за речь слышна вдали?

Улетают журавли. (показ)

Нам бросают клич прощальный:

До свидания, до свидания!

Им рукой помашем дружно, (показ)

Возвращаться в класс нам нужно.

7.Работа по теме.

Упр.34 (стр.102)
Что значит слово ход?

Образуйте от слова ход глагол. (Ходить, ходит)

Назовите слово, которое помогает малышу учиться ходить. (ходунки)

Какой корень в этих словах?

А теперь с помощью приставок образовываем слова и записываем в тетрадь, выделяя приставку.

Эти слова имеют одинаковое значение?
За счёт чего изменилось значение слова?

-Подумайте и дайте определение приставки по плану.
Приставка – это…
1) Часть слова
2) Находится перед корнем или после корня.
3) Для чего служит?

Каждая приставка имеет своё значение, не все подходят к словам.

Как приставка пишется со словами?

Послушайте сказку о девочке- Приставке и вы поймёте, почему приставки пишутся со словами слитно.

"В густом дремучем лесу жила девочка-Приставка. У неё была старая избушка. Девочка любила бродить по лесу, собирать грибы и ягоды, слушать пение птиц и играть с животными. Иногда приставка выводила из леса заблудившихся грибников.

Так и жила Приставка. Летом собирала дары леса. Делала запасы на зиму, а зимой вязала носки для зверей и рассказывала им сказки.

Однажды в лес, где жила Приставка, отправились СЛОВА. Они решили набрать побольше грибов и ягод, поэтому не заметили, как забрались в самую чащу леса и заблудились. День шёл к концу. Вот уже солнце село за горизонт. Стало темно. СЛОВА сели на пенёк и заплакали. Услышали их плач звери, рассказали девочке-Приставке о заблудившихся героях. Девочка поспешила им на помощь.

В лесу совсем стало темно. Бежит Приставка, торопится, а впереди держит свой волшебный фонарик, освещает себе путь. Еле нашла бедняжек. Повела девочка бедных грибников к родной деревне. Сама идёт впереди, над головой держит волшебный фонарик, а за ней идут СЛОВА. Да так СЛОВАМ страшно было, что они к Приставке прижимались и приросли к фонарику.

Вот так до дома и добрались. Смотрит Приставка, а многие Слова за время пути изменились. Так крепко к фонарику приклеились, что превратились в НОВЫЕ СЛОВА.

С тех пор прошло много времени, а СЛОВА не забывают девочку-Приставку и её волшебные фонарики, а со временем они научились даже менять эти фонарики, но расставаться с ними не хотят."

Как же пишутся приставки со словами? Какую роль выполняют? Какие слова получились?

8.Самостоятельная работа

- У вас на парте лежат карточки.

Прочитайте текст. Подумайте, какие приставки пропали из слов. Спишите текст, вставляя приставки: раз-, по-, от-, с-. При списывании, обратите внимание на знаки препинания.

Барбоска …крыл буфет, видит – там блюдо с киселём стоит, а на верхней полке – большой пирог. Он взял блюдо с киселём, …ставил на пол, а сам …лез на верхнюю полку за пирогом. Взял его, стал …пускаться и …пал лапой в кисель. Барбоска шлёпнулся прямо на блюдо, и весь кисель у него …мазался по спине.

Взаимопроверка и взаимооценка выполненной работы.

9.Домашнее задание
Упр.36. стр.102.

10.Рефлексия.
- Что делали на уроке?
- Что такое приставка?

Для чего она служит?
На доску прикрепите значки, соответствующие настроению:
Солнышко – хорошее настроение, все получилось, не было затруднений;
Солнышко зашло за тучку – не все получилось, были вопросы, но в процессе работы выяснили;
Тучка – не понял новый материал, не получилось работать вместе со всеми.

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе

Тема урока : «Дательный падеж»

Тип урока: урок повторения.

Цель: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу .

Задачи урока:

Образовательная : создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость .

Развивающая : создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательная : создать условия для положительной мотивации к учению; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, стремление прийти на помощь товарищу.

Планируемые результаты (Формирование универсальных учебных действий):

1. Коммуникативные УУД:

Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

Умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.

2. Познавательные УУД :

Формулирование познавательной цели;

Доказательство;

Построение логической цепи рассуждений;

Рефлексия способов действия;

Навык самоконтроля;

3. Личностные УУД:

Самоопределение;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

4. Регулятивные УУД:

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

Формирование самоконтроля;

Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Оборудование урока: учебник «Русский язык» А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, тетрадь.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Универсальные действия

1. Самоопределе

ние к деятельности. Организационный момент.

Цель : привлечение внимания учащихся, проверка их готовности к уроку и обеспечение необходимой мотивации к учебной деятельности.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

3. Постановка учебной задачи

Цель : подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения

5. Первичное закрепление.

6. Смена вида деятельности

7. Самостоя

тельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Рефлексия деятельности

(итог)

Проверяет готовность класса к работе .

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Девочки за парты сели,

Мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?

- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня поработаем на отлично.

Чтобы буквы ложились на строку красиво мы сделаем пальчиковую гимнастику.

Упражнения:

    Покатать ручку между ладонями.

Теперь откройте свои тетради и запишите число и классная работа.

Минутка чистописания.

Гг Гг Гг Гг Гг

Хочу напомнить вам девиз письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.

Что объединяет слова, записанные на доске?

До берега

Для мамы

Из бумаги

С горки

Без товарища

Докажите,что все слова стоят в родит. Падеже. -Что вам помогло определить падеж?

Почему к некоторым словам задавали вопрос: кого? А к некоторым словам вопрос:чего?

С какими предлогами употребляются имена сущ-е в родит. Падеже?

Какой падеж мы изучали на прошлом уроке? Как думаете,какой падеж мы будем изучать сегодня? Почему?

Вспомним, что же мы уже знаем о дательном падеже?

Сколько падежей в русском языке? Назовите их.

С какими падежами вы знакомились на прошлых уроках?

Итак, какова тема нашего урока?

Сегодня мы более подробно узнаем все о дательном падеже, его вопросы,предлоги,окончания.

Прочитайте сообщение профессора Самоварова. Как образовано название дательного падежа?

Откроем учебники на стр. 29, упр. 49.

Как вы предлагаете выполнить это задание?

Один ученик идет к доске, выполняет задание с комментированием.

А теперь, вернёмся к оставшимся заданиям. Выполните в тетради упр. 50,используя данный способ, как и в упр.49.

Ребята, вы не устали? Давайте отдохнём?

Выйдем из-за парт и выполним физминутку.

Мы капусту рубим, рубим
Мы морковку трём, трём
Мы капусту солим, солим
Мы капусту жмём, жмём
Сок капустный пьём, пьём.

К нам в гости пришел почтальон Печкин. Он принес письмо. Посмотрите в упр 52 верно ли оно написано на конверте?

А как бы вы подписали конверт? Раздаёт листочки.

А теперь вы сами напишите письмо своему другу из класса, а в конце урока я раздам письма.

Откройте упр 50 на стр 29. Прочитайте текст. Вспомните название сказки и имя автора. Прочитайте задание.

Эту работу вы выполните самостоятельно в тетради. В конце урока мы вместе проверим что у вас получилось.

Дома вы выполните задания на карточках, которые я вам раздам.

Что узнали об именах существительных в дательном падеже?

Чему научились?

Вам понравился урок? Поднимите руки кто поработал сегодня на 5? А кто на 4?

Всем спасибо. Урок окончен.

Подготовка класса к работе.

Имена сущ-е,предлоги, родит. Падеж.

Вопросы: до чего? До берега; для кого?и тд.

Вопросы и предлоги.

Одушевленные,неодуш. Имена сущ-е.

Предлоги: у,около,от,без,из,до,для,вокруг,после,с.

Родит. Падеж.

Будем изучать дательный падеж,тк после родит. Идет дательный.

Существительные в дательном пад. отвечают на вопросы: кому? чему?

Дательный падеж.

Всего 6 падежей.

Образовано от слова «дать».

Нужно составить словосочетания, раскрыв скобки.

Плыть по реке-главное слово плыть(по чему?) по реке.

Выполняют задание в тетради.

Выполняют физминутку.

Пишут письмо своему товарищу.

Выполнение задания в тетради.

Отвечают на вопросы кому? Чему? употребляются с предлогами к,по.

Научились находить имена сущ. В дат. падеже.

Личностные: самоопределение.

Познавательные:

навык самоконтроля.

Регулятивные:

осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

доказательство.

Личностные:

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Регулятивные УУД:

целеполагание.

Коммуникативные УУД:

Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы

Познавательные:

формулирование познавательной цели.

Коммуникативные:

умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.

Познавательные УУД:

построение логической цепи рассуждений.

Познавательные:

рефлексия способов действия.

Разработки уроков по русскому языку для учащихся 5 класса ориентированы на работу по учебнику Е.А. Быстровой

Разработки уроков по русскому языку для учащихся 8 класса ориентированы на работу по учебнику М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Однозначные и многозначные слова.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: пользоваться словарями разных типов (толковых, омонимов), вести самостоятельный поиск информации, анализировать, сравнивать, строить рассуждения.

М/к: высказывать и обосновывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению, оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

6ЛР: опознавать омонимы по отличительным признакам, различать однозначные, многозначные слова и омонимы на основе установления наличия/отсутствия сходства между признаками слов.

3ЛР: наблюдать за использованием омонимов в языковых играх (загадках), художественной речи.

Проводится по предложенному плану или используется презентация (см. prezent_ rus_5kl_ ur20).

1. Обращение к теоретическому материалу § 58.

Упр. 328 – наблюдение над словарными статьями многозначного слова и слов­омонимов.

Словарная работа: обоняние, экипаж .

2. Чтение названия темы урока.

Регулятивные УУД

IV. Открытие нового знания.

1. Обращение к рубрике «Знаете ли вы, что…» на стр. 231.

2. Упр. 331-333

Работа проводится в парах по заданиям.

Регулятивные УУД

2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему).

V. Итог урока.

– Прочитайте ключевые слова урока и дайте к ним комментарий.

– Какие определения вам пришлось формулировать самостоятельно?

Учитель читает стихотворение .

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если в норке нету норки,

Может, норка возле норки?

Нет нигде. Пропал и след.

Норка – здесь, а норки – нет!

(А. Шибаев)

– Назовите слово, подходящее к теме урока. Это многозначное слово или однозначное? Докажите.

– Что удалось на уроке, было самым интересным?

– Какие трудности встретились?

– Что помешало при выполнении задания?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

Регулятивные УУД

VI. Домашнее задание.

§ 58, упр. 334.

Предварительный просмотр:

Тема: Прямое и переносное значение слова.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

М/п: вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

М/к: правильно и точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, строить продуктивное речевое взаимодействие в группе.

6ЛР: различать однозначные и многозначные слова, сопоставлять прямое и переносное значения слова (метафору), устанавливать основания для переноса наименований (сходство признаков).

3ЛР: наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной речи.

Этапы урока

Ход урока

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих .

II. Языковая разминка.

1. Словарный творческий диктант

– По лексическому значению определите слова и запишите их:

1) водитель машины (шофёр ); 2) плод дуба (жёлудь ); 3) откидной головной убор, пришитый к вороту верхней одежды (капюшон );
4) тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок (
шёпот ); 5) глухой тихий звук от лёгкого соприкосновения чего­нибудь с чем­либо (шорох ); 6) место соединения сшитых кусков ткани (шов ); 7) тонкая верёвка (бечёвка ); 8) дорога с твёрдым покрытием (шоссе ); 9) профессиональный наездник на скачках, бегах (жокей ).

– Какие способы толкования значений слов были вам представлены? (Описательный.)

– Есть ли какие­то ещё значения у записанных вами слов?

2. Работа с орфографическим словарём (слово вестибюль ).

– Что обозначает слово вестибюль ? (Предположения учеников .)

– Сравним ваши ответы со словарём. Какой словарь вам поможет в этом? (Толковый.)

Один из учеников ищет слово в толковом словаре и приводит его толкование.

– Запишите слово вестибюль в тетрадях. Подчеркните орфограммы.

– Какие буквы вы подчеркнули?

– Придумайте какую­нибудь ассоциацию, чтобы легче запомнить это слово.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из словаря.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слово в образ, ассоциацию).

III. Введение в тему урока с последующей формулировкой проблемы.

Организация наблюдения. Диктант.

К вечеру голубизна неба опять пала на снега, померкло белое сияние. И березы тянулись, как руки снега. И стволы их у начала сливались с осевшими сугробами. Небо, уронив голубизну на снега, стало легче, невесомее, прозрачней. (Г.Николаева)

Подчеркните слова, употребленные в переносном значении.

Постановка проблемы.

Возможно использование презентации

(см. prezent_ rus_5kl_ ur19) или традиционная работа по учебнику.

1. Мотивирующий приём.

– Послушайте стихотворение В. Остена «Дорога».

Дорога.

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога .

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне…

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога .

– О скольких словах в нём говорится?

– А сколько лексических значений имеет слово дорога ?

– Предположите, какой будет тема урока. (Слова, которые имеют несколько значений. Вариант : многозначные слова.)

2 . Обращение к теоретическому материалу §59. Составление плана.

1) Упр. 336.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

Познавательные УУД

1. Вычитывать разные виды информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).

2. Извлекать информацию из словарной статьи.

3. Производить анализ и синтез.

IV. Открытие нового знания.

1. Упр. 335 – анализ многозначных слов и установление связи (сходства) между значениями этих слов.

Работа в группах (учитель предлагает работу в группах над значениями многозначных слов по своему усмотрению).

Методическая рекомендация . Учителю важно показать, что прямое значение – это значение слова, которое возникает первым в нашем сознании без сочетания с другими словами (например, бежит – мы думаем о человеке, тяжёлый – о весе и т.д.), для выявления переносного значения нужен контекст, к словам в переносном значении можно подобрать синонимы.

– Сформулируйте определение прямого и переносного значения слова.

– Есть ли какая­то связь между многозначным словом и прямым и переносным значением?

Попробуйте представить её в виде схемы

– Что нового о значениях слов вы узнали?

– Метафора – это прямое или переносное значение слова?

– Уточните тему урока. (Прямое и переносное значение слова .)

– Запишите ключевые слова урока. (Многозначные слова, прямое, переносное значение, метафора. )

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Правильно и точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.

2. Строить продуктивное речевое взаимодействие в группе.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

2. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, рефлексивным).

3. Перерабатывать, систематизировать информацию, предъявлять её в разных формах.

4. Сравнивать, обобщать, делать выводы.

5. Строить рассуждения.

VI. Подведение итогов.

– Прочитайте ключевые слова урока и сравните их с теми, которые вы назвали на уроке. Есть ли какие­то различия?

– Найдите «третье лишнее»:

а) полотно, поля, вестибюль ;

б) золотое кольцо, тяжёлый характер, железный гвоздь.

– Почему эти слова лишние?

– Как бы вы могли оценить свою работу на уроке?

– В чём были сложности?

– Что нужно сделать, чтобы успешно решать задачи, поставленные на уроке?

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.

1. Словарные слова (вестибюль, метафора ) записать в словарик.

2. Представить определения по изученной теме в виде схем, уметь рассказать о них по схемам.

3. Упр. 337, § 59.

Предварительный просмотр:

Тема: Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова . (§55) Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья. (§ 56-57). Способы толкования (краткое, с помощью синонимов, антонимов, однокоренных слов)

Тип урока. Урок развития умений.

Цели как деятельность учеников .

М/п: свободно пользоваться словарями различных типов, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её в разных формах.

6ЛР: толковать значение слова разными способами, устанавливать связи, сходство и различие между толкованиями.

3ЛР: развитие умений в области культуры речи, опирающихся на такие качества, как точность, выразительность, ясность речи; предупреждение ошибок, связанных с неточным знанием значений слов.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка.

1. Работа на меловой доске, запись предложения в ученических тетрадях:

Солнце спряталось за ситцевой занавескою небес, чёрно­бурою лисицею под горой улёгся лес. (Д. Кедрин)

2. Подчеркнуть грамматическую основу, составить схему предложения, дать устно его характеристику.

3. Обозначить изученные орфограммы.

4. Разбор по составу слова с/прят/а/лось .

Регулятивные УУД:

Умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

III. Письменный опрос с элементами проверки домашнего задания.

1.Словарный диктант (проецируется на интерактивной доске)

Бли..кий, ги..кий, в тенеч(?)ке, сла..кий, завис(?)ник, моро.., заросший пру.., кла(с,сс)ный, ве..ти поклажу, сле.. лисицы, голу..ь, тра(с,сс), получить пять ба(л,лл)ов, ю(н,нн)ность, ю(н,нн)ат, стоит на но..ке, лес(?)ница, че(?)ствовать, акац..я, ж..раф, адр..с, праз(?)ник, д..фис, д..льфин, бульдо.., ва(н,нн)а, ж..лтый, сла..кое, пр..гноз, н..б..свод, б..бл..отека, алф..вит, п..м..дор, п..льто.

2. Вставить пропущенные буквы и подчеркнуть орфограммы. В скобках объяснить написание.

3. Ответить на вопросы:

Что такое орфография? Зачем нужно знать правила орфографии?

Чем отличаются правила орфографии от правил орфоэпии?

Связаны ли между собой фонетика и орфография? А фонетика и орфоэпия? Покажите на примерах.

Познавательные УУД

1. Вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную).

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

ТОУУ

3. Владеть средствами цифровой обработки информации (самостоятельно создавать цифровые ресурсы и свободно ими пользоваться).

IV. Введение в тему урока и формулирование учебной проблемы.

1.Организация наблюдения.

1.Упр. 310 (чтение учениками текстов вслух)

Что общего и различного в этих текстах?

Как вы считаете, могут ли существовать предметы, явления, которые не названы словом?

2. Обращение к теоретическому материалу §55. Составление плана.

3 Упр. 313 – проводится работа с толковым словарём .

– С каким словарём в учебнике вы будете работать?

– Как понимаете, что такое толковый словарь?

– Как называются значения, которые вы нашли в толковом словаре?

– Какую ещё информацию о слове можно найти в толковом словаре?

– Как называются признаки, которые указаны рядом со словом? (Грамматическое значение.)

Развёрнутый устный ответ на этот вопрос по предложенному в упр. 314 началу (один­два ученика или по цепочке).

4. Чтение теоретического материала §56 с предварительным заданием:

Найдите ответ на вопрос «Что такое лексикография?»

Как давно появились словари на Руси?

Какие словари вы можете назвать?

– Кто же составляет толковые словари?

Ознакомительное чтение текста на стр. 222, краткий вывод о вкладе В.И. Даля в развитие языка. (Он первый самостоятельно собирал «народные» слова, подбирал к ним пословицы, поговорки.)

3. На интерактивной доске можно использовать материал предметного диска, на котором представлены слова с толкованиями значений.

Счастье – это чувство высшего удовлетворения.

Счастье – это когда тебя понимают (из кинофильма «Доживём до понедельника»).

Счастье – радость, благополучие, блаженство.

Счастье – буквально «хорошая часть, доля» (из словаря, объясняющего происхождение слова).

– Как вы думаете, одно или разные значения у слова счастье ?

– Как называется такое значение слова? (Лексическое значение.)

– Какое из определений нельзя найти в словаре?

– Какую учебную проблему будем решать на уроке?

Запись темы урока:

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья. Способы толкования.

4. Извлекать информацию из словаря.

5. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Духовно-нравственное воспитание

Воспитание чуткого, бережного обращения со словом.

Уважение к традициям и культуре русского народа, хранителям русского слова, русской речи.

6. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, рефлексивным).

7. Перерабатывать, сравнивать, систематизировать информацию, предъявлять её в разных формах.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

V. Открытие новых знаний.

1. Наблюдение над порядком размещения слов в словариках на стр. 269-276.

2. Выполнение упр. 319 (коллективно), 320 (самостоятельно, затем проверить).

3. Способы объяснения лексических значений слов (теоретический материал 111 §57)

4. Упр.323 (задание 2).

5. Упр. 325 (устно).

3. Искать пути решения проблемы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VI. Проектное задание.

«Проводим лингвистическое наблюдение» (упр. 318)

(Учитель определяет, кто и к какому сроку готовит данный проект.)

Прочитайте толкование слов атмосфера, горизонт, делать, диета, бублик в «Толковом словаре…» В.И.Даля и «Словаре русского языка» С.И.Ожегова.

  • Сопоставьте написание слов. Чем объясняется различие, если оно есть?
  • Сравните толкование слов. В чем разница в толковании? Какое толкование вы считаете более правильным?
  • Проанализируйте состав словарных статей. Из каких частей они состоят?

Подберите еще два-три слова для сопоставительного анализа. Обобщите свои наблюдения и оформите их в виде доклада.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Соблюдать в практике речевого общения нормы культуры речи.

3. Находить и исправлять речевые недочёты.

VII. Итог урока.

– Какую новую информацию получили на уроке?

– Что было самым интересным? А что показалось трудным?

– Прочитайте ключевые слова урока и приведите к ним любую ассоциацию (толкование, пример, схему, иллюстрацию).

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII. Дифференцированное домашнее задание.

§55-57.

1 вариант – упр. 322.

2 вариант – упр.327.

Предварительный просмотр:

Обобщение по теме «Обособленные определения и приложения»

Цель урока: закрепить и проверить знания учащихся по теме.

Методические приемы: повторение, словарный диктант, объяснение учителя, самостоятельная работа, тренировочные упражнения, работа с учебником.

Ход урока

  1. Организационный момент (сообщение темы и цели урока)
  2. Проверка домашнего задания:
  • Какие члены предложения называются обособленными?

(Обособленными называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, например:

Ветер, дувший со всех сторон , усиливался.

  • Как обособляются такие члены предложения на письме? (Запятыми, реже – тире.)
  • В каких случаях обособляются определения и приложения?

(Определения и приложения мы выделяем интонацией при произнесении и запятыми на письме в следующих случаях:

  • Любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению, например:

Усталая , она пришла домой.

  • Согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного, например:

Ягоды, сорванные на грядке , аппетитно пахнут.

  • Согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного, например:

Ветер, холодный и колючий , подул с севера .

Проверка упр. 313, выполненного дома (2 ученика)

  1. Следующий этап урока - орфографическая работа (под диктовку учителя) (Одновременно 4 учащихся работают с карточками самостоятельно в тетрадях)
  • Давайте вспомним, в каких случаях пишется О-Е после шипящих в разных частях речи?

(В корне под ударением Е, за корнем – О, кроме слов – исключений: шорты, шов, шоколад, шоссе, шовинизм, шомпол, трещотка, трущоба, зажор, шорох, жом, крыжовник, шофер, жокей и т.д.)

Попутно повторим правописание НЕ с разными частями речи, Н,НН в причастиях и прилагательных.

  • Итак, записываем в тетрадях:

Ветхая одеж о нка, пораж енн ый красотой дикови нн ого леса, привлеч енн ый журч а нием неприметного с виду родни чк а, не извес т ное уч ен ым созвездие, не точный ра сч ет, не глубокая реч о нка, об а ятельная девч о нка, окруж енн ый пр и чудливыми очертаниями, не громкий ш о рох, не стерпимо ж ж е т.

(После того, как учащиеся напишут орфографический диктант, проверить по цепочке)

Карточка № 1. Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы, обосновать пунктуацию.

Следующий этап урока – закрепление знаний, умений и навыков по теме «Обособленные определения и приложения».

Работать будем на интерактивной доске и в тетрадях.

(Вставляем знаки препинания, объясняем свой выбор)

(Комплексный анализ текста)

1) Брянская земля, древняя, славная, – край удивительной красоты.

2) Она хороша во все времена года: летом и зимой, весной и осенью.

3) Прекрасны ее леса, золотые в лучах осеннего солнца, и поля, покрытые зимой сверкающим снегом, и луга, пестрые, как ковер, летом и скошенные, опустевшие, тихие осенью. 4) Поражают ее леса, могучие и таинственные, овеянные героическим прошлым. 5) А сколько видели стройные, безмолвные деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей, желавших покорить эту землю!

  1. Давайте посмотрим на эти предложения, что можно о них сказать ?

(Все предложения связаны по смыслу и грамматически, Объединены общей темой: Брянская земля. Это текст.)

  1. В каком предложении заключена основная мысль текста ? (в 1)
  2. Назовите стилевую принадлежность текста (докажите свое мнение)
  1. Данный текст принадлежит к художественному стилю речи.
  2. Главная задача этого стиля - создание образа. В тексте создан образ земли.
  1. Определите тип текста (докажите свое мнение)

Тип текста – описание. Прочитав его, мы можем задать вопрос: «Какая она, Брянская земля?» И здесь же находим ответ, ……………

  1. При помощи каких художественно-выразительных средств рисует автор удивительную картину ?

сравнение : луга, пестрые, как ковер ,…

Метафора : деревья – великаны, хранящие многие тайны завоевателей

прием инверсии (обратный порядок слов): в 4 предложении

Обратить внимание учащихся на то, что обособленные определения, приложения тоже являются средствами синтаксической выразительности текста.

  1. Найдите типы словосочетаний по способу связи :

В 1 предл. – согласование : брянская земля, земля древняя, славная, удивительной красоты

В 5 предл. – управление : хранящие тайны, тайны завоевателей, покорить землю.

  1. Определите способ связи между 1 и 2 предложениями

1 и 2 предложения соединены при помощи личного местоимения ОНА.

  1. Сделайте синтаксический разбор 4-го предложения, составьте его схему .

Физкультминутка.

  1. Материал для закрепления
  • Вспомним правило обособления приложения с союзом КАК :
  • обособляется , если имеет оттенок причинности , например:

Валерию, как уроженцу юга , трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики.

  • не обособляется , если имеет значение «в качестве» , например:

Все знают Семенова как хорошего футболиста

  • если приложению придается большее значение и при произнесении оно отделяется от определяемого слова более длительной паузой, то можно поставить тире, например:

Пришел ноябрь – месяц крепких заморозков

  1. Работа с учебником (упражнение 315) Читаем задание, выполняем самостоятельно.

(звучит легкая музыка)

Первые две тетради проверяются, выставляются оценки.

Музыка выключается.

После выполнения упражнения на перемене проверить еще 3 тетради

Словарная работа.

Я хочу обратить ваше внимание на слово ПАНОРАМА.

Оно имеет два основных значения:

  • вид местности, простиравшейся на далекое пространство, например: панорама снежных гор.
  • Большая картина, перед которой на переднем плане размещены реальные предметы, например: Панорама Бородинской битвы в Москве

В слово ПАНОРАМА входят 2 греческих элемента:

пан- - «все» и – орама – «вид», «зрелище»

Составьте и запишите предложения по схемам.

1) [ сущ. , │ опр., выр. прич. обор. │ , ……… ] .

2) [ │опр., выр. прич. обор. │ , личн. мест. ………] .

распр.прил .

3) [ │как ……… │ , сущ. ……… ] .

Итог урока

Мы повторили тему «Обособленные определения и приложения»

- Еще раз закрепим, в каких случаях обособляются определения и приложения?

Определения и приложения мы выделяем интонацией при произнесении и запятыми на письме, в следующих случаях:

  • любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению

(Усталая , она пришла домой.)

  • согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого существительного

(Небо, полное грозою , все в зарницах трепетало.)

  • согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного

(Мартовская ночь, облачная и туманная , окутала землю)

  • если имеют обстоятельственное значение

причины

(Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой)

уступки:

Раненный осколком в плечо, капитан не покинул строя

или отделены от определяемого существительного другим членом предложения

Сегодня все молодцы. За урок получили следующие оценки:

За работу в тетрадях –

За работу по карточкам -

За работу на интерактивной доске (анализ текста) -

За работу у доски –

Работали с учебником:

Составляли предложения по схемам и получили оценки

Домашнее задание: упражнение 323 (для всех)

Обратить внимание учащихся : при выполнении упражнения необходимо пользоваться орфографическим словарем;

упр. 306 (для слабых учеников), 320 (для сильных)

Придумать и записать предложение со словом ПАНОРАМА 1 группе;

Текст из 5-6 предложений публицистического стиля – 2-й группе


В этом разделе вы найдете различные открытые уроки по Русскому языку . Вас ожидают типовые задачи, благодаря которым можно повысить формирование универсальных учебных действий; креативные уроки, повышающие интерес учеников к данному предмету; представление обычных программ в нестандартной и интересной форме; оригинальные модели уроков, как презентационного типа, так и современные уроки с самообразовательным элементом в начальной школе.

  • Формирование устной и письменной речи младших школьников

    В данной статье предложены варианты упражнений, направленные на развитие зрительно-моторной и слухо-моторной координаций, а также на формирование орфографически и синтаксически полноценной письменной речи

  • Персонализация обучения на уроках русского языка: методический подход к применению типологии DISC

    В статье рассматриваются вопросы персонализации обучения русскому языку. Автор предлагает методические рекомендации по организации педагогического общения с обучающимися разных типов, приводит примеры дифференцированного подхода к обучению на материале текстов упражнений и прилагаемых к ним заданий из учебника русского языка

  • «Развитие речевой компетенции личности»: Элективный курс по русскому языку для 7-го класса

    В статье представлено календарно-тематическое планирование элективного курса для 7 класса, который позволяет учителям русского языка и литературы воспитать грамотную языковую личность и подготовить некоторые обучающегося к итоговому устному собеседованию в 9 классе

  • Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий обучающихся в начальной школе

    В данной статье дано краткое пояснение что такое универсальные учебные действия, рассмотрены виды: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Пояснено в чем суть изменений в современном начальном образовании. Перечислены ключевые аспекты. Приведены примеры восьми типовых заданий по предметам начальной школы для реализации федерального государственного образовательного стандарта

  • Рабочая программа элективного учебного курса

    Элективный курс может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь. Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительной записки, содержания курса, тематического планирования, календарно-тематического планирования

  • Лексическая тема «Вещества и их свойства»: план проведения занятия по дисциплине «Русский язык как иностранный»

  • Диагностическая работа для 5-го класса по русскому языку

    Предлагаемая работа предназначена для итоговой оценки индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» за курс 5-го класса. Работа содержит подробную инструкцию для учащихся. Дополнительные материалы для проведения работы не требуются

  • Формирование системы универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

    В статье рассматривается актуальный вопрос современного образования – формирование системы универсальных учебных действий, в основе которых лежит «умение учиться». Автором описываются типовые задания, формы и приемы работы по формированию системы универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!