Греческая жизнь в студенческом братстве. Студенческие братства в сша

Подобные организации существуют и для учеников средних школ. В современной формулировке выражение, переводящееся с английского примерно как организация, названная греческими буквами , практически эквивалентно терминам «братство» и «сестричество».

В большинстве своём «организации, названные греческими буквами» разделяются на мужские и женские, членство в этих организациях подразумевает активную деятельность только в период последних лет обучения в высшем учебном заведении, хотя существуют и исключения из данного правила. Например, активная деятельность членов по академическим и общественным направлениям в объединениях чернокожих студентов и латиноамериканцев продолжается и после получения степени бакалавра и окончания высшего учебного заведения. Некоторые группы также проводят так называемые «собрания», в первую очередь в целях материальной помощи студентам на пропитание и проживание.

Терминология [ | ]

В наши дни термин «организация греческих букв» стал синонимом так называемым североамериканским «братствам» и «сестринствам». Термин «fraternity» (братство) в разговорной речи сокращается до «frat» (использование данного термина в некоторых контекстах может носить уничижительный оттенок), который чаще относится только к мужской группе, тогда как термин «сестринство» - соответственно, к женской. Однако, некоторые женские группы называют себя «братствами», такими, например, являются сообщества ΑΔΠ (Альфа Дельта Пи /), ΦΜ (Фи Мю /), ΑΟΠ (Альфа Омикрон Пи /), ΑΞΔ (Альфа Кси Дельта /), ΔΔΔ (Дельта Дельта Дельта /), ΔΖΚ (Дельта Дзета Каппа /), ΑΘΖ (Альфа Тета Дзета /), ΤΑΑ (Тау Альфа Альфа /), ΠΔΓ (Пи Дельта Гамма /), ΠΒΦ (Пи Бета Фи /), ΣΑΙ (Сигма Альфа Йота /), и ΚΚΓ (Каппа Каппа Гамма /). В дополнение к этому некоторые группы, называющие себя «братствами», могут быть смешанными, например ΚΚΨ . То же самое достоверно известно и о группах, называющих себя «сестринствами» - ΓΦΒ (Гамма Фи Бета /), ΜΦΕ (Мю Фи Эпсилон /), ΧΩ (Хи Омега /) и ΤΒΣ (Тау Бета Сигма /).

Соответствуя двусмысленной природе терминов «братства» и «сестринства», с уважением к полу и сексуальной принадлежности в использовании слова «братство» для вышеупомянутых организаций, стало банальностью использовать его как синоним «организациям греческих букв», поскольку подавляющее большинство «братств» и «сестринств» обозначают себя греческими буквами. Вот недавний пример такого использования терминов: исторически сложившаяся «организация греческих букв для чернокожих (BGLOS)» и «организация греческих букв для латиноамериканцев (LGOS)». Однако, большинство из тех организаций, которые не обозначают себя греческими буквами, устроены проще и имеют характеристики, схожие в том числе и с «организациями греческих букв».

Термин «социальное братство» используется для разграничения четверокурсников и выпускников, часто групп по месту жительства и других организаций, многие из которых имеют греческие названия: почётные общества, академические кружки, действующие «братства» и «сестринства».

Названия североамериканских «братств» и «сестринств» состоят в основном из двух-трёх заглавных букв греческого алфавита. По этой причине «братства» и «сестринства» относятся к термину «организация греческих букв» и описываются не существительными, а прилагательными. Например, «греческое общество», «греческая система», «греческая жизнь» или обозначение членов организации - «греки». Индивидуальные «братства» и «сестринства» часто называются «греческим домом», или просто «домом». Можно сказать, что данные термины используются неверно, поскольку фраза со словом «дом» может быть отнесена к физической собственности общины, и не все «братства» и «сестринства» имеют свои общие собрания.

Использование греческих букв началось с ΦΒΚ (Фи Бета Каппа / Общество Phi Beta Kappa) (в то время - общественное братство, а сегодня - почётное общество) в колледже Уильяма и Мэри . Существуют и другие варианты названий - некоторые студенческие группы не используют греческие буквы. В качестве примеров можно привести братства, и, а также целевые клубы, трапезные клубы, тайные общества в Лиге Плюща (Череп и кости в Йельском университете и другие).

История возникновения сообществ [ | ]

Здание Phi Beta Kappa в колледже Уильяма и Мэри

Дом «братства» Phi Tau

Начало [ | ]

Первая студенческая «организация греческих букв» ΦΒΚ (Phi Beta Kappa) была образована 5 декабря 1776 года в колледже Уильяма и Мэри в Уильямсберге , штат Виргиния . Общество было создано Джоном Хиффом, который потерпел неудачу при попытках вступления в члены двух «братств латинских букв» (клуб «Плоских шляп» и группу «Пожалуйста, не спрашивай»). Главные достижения ΦΒΚ состоят в использовании греческих заглавных букв в названии общества и возникновении филиалов собрания в разных студенческих кампусах по образцу, установленному масонскими ложами.

Тем не менее, ΦΒΚ отличалась от типичного современного «братства» в колледжах тем, что членство предусматривалось только для старшеклассников, и ученики-неофиты, поступающие в высшие учебные заведения, также продолжали своё членство в сообществе. Ежегодные ритуалы ΦΒΚ в Йельском университете были публичными действами со многими участниками-студентами, включая и выпускников университета. С распространением влияния ΦΒΚ на факультетах университета, сообщество начало выбирать кандидатов в сообщество из нескольких университетских кампусов и членство в организации быстро стало делом чести для многих студентов.

Возрастающее влияние общества неизбежно породило конфликты с руководством университета, поскольку идеи общества по своей сути считались недемократичными для того времени. В приложении книги, опубликованной в 1831 году, присутствует любопытный момент, описывающий секреты ΦΒΚ, включавшие в себя ряд антимасонских концепций. Позднее ΦΒΚ сократилась в размерах до статуса общественного братства и в настоящее время организация представляет собой почётное сообщество, известное и уважаемое во всей студенческой среде.

В начале XVIII века действовала ещё одна студенческая организация, так называемый Колледж литературных обществ или «Латинское общество». Малые филиалы организации при этом были созданы наподобие приватных компаний, а более крупные уже управлялись всем кампусом университетского городка. Эти организации использовали и латинские и греческие буквы и фразы, проводили общие собрания, выбирали собственное руководство, управляли частными библиотеками и в конечном итоге стали своего рода образцом для более поздних университетских братств.

Студенческое объединение ΧΦ () было основано 24 декабря 1824 года в Принстонском университете (Нью-Джерси) на трёх главных принципах сообщества: правда, честь и целостность личности . Спустя некоторое время деятельность данного сообщества прекратилась на несколько лет и в это же время (26 ноября 1825 года) в Юнион-колледже Скенектади (Нью-Йорк) было основано ещё одно общество ΚΑ (). Данное сообщество по своей организации имело ряд элементов современного братства, а в то время считалось идеальным образцом для создания и развития других студенческих сообществ.

Основатели ΚΑ переняли очень многое из практики сообщества ΦΒΚ, но сделали свою организацию исключительно студенческой и ужесточили процедуру посвящения новичков. Равняясь на ΚΑ, в университетском городке были созданы ещё два конкурирующих братства: ΣΦ (Sigma Phi), сформированное в марте 1827 года, и ΔΦ (Delta Phi), возникшее немного позднее. Эти три организации некоторое время спустя были названы.

Национальный масштаб [ | ]

Sigma Phi стала первым национальным «братством», открыв в 1831 году второе собрание в Гамильтонском колледже. Данный поступок вдохновил в 1832 году Alpha Delta Phi на создание своего второго общества в Гамильтоне. В августе 1839 года в Университете Майами было основано общество Beta Delta Pi. Alpha Sigma Pi была основана в декабре 1845 года в Йельском университете , за ним в 1848 году там же открылось сообщество Phi Delta Gamma, а в 1855 году - Sigma Chi. Наряду с Beta Theta Pi, эти три братства называют «Майамской Триадой». Примерно в то же время было основано объединение «Джефферсон Дуо» в колледже Джефферсон (Пенсильвания), состоящее из Phi Gamma Delta (1848) и Phi Kappa Psy (1852).

«Сестричества» [ | ]

Очередь желающих вступить в Alpha Xi Delta

Многие из первых женских обществ были сформированы не по принципу «братств», а по структуре женской версии общелатинских литературных обществ.

Термин «сестричество» впервые был применён в 1874 году профессором Франком Смоли в отношении женской «организации греческих букв» Gamma Phi Beta в Сиракьюсском университете . В 1872 году в том же университете было учреждено второе «сестричество» Alpha Phi, эти три сообщества составили так называемую «Сиракьюзскую Триаду». Первым женским студенческим сообществом, официальным образом принявшим к использованию слово «сестричество», стало основанное в ноябре 1974 года в колледже Колби (Уотервиль) общество Sigma Kappa.

Несколько позднее были созданы Alpha Kappa Alpha, Lambda Theta Alpha, Alpha Phi Omega - «сестричества» для афроамериканцев, латиноамериканцев и коренных американцев соответственно. В 1913 году в колледже Хант (Нью-Йорк) было образовано сообщество Phi Sigma Sigma, ставшее первым несектантским «сестричеством», принимавшем в свои ряды любую женщину вне зависимости от её расы, вероисповедания, экономического положения и социального статуса.

В 1917 году в Нью-Йоркской университетской школе юриспруденции пятеро девушек-студенток юридического факультета основали «сестричество» Delta Phi Epsilon . В настоящее время активными действующими членами этой организации могут быть только студенты-выпускники.

Типы «организаций греческих букв» [ | ]

Дом Sigma Pi в кампусе Иллинойского университета

Большинство «организаций греческих букв» - организации общественные, обозначающие себя обществами и помогающие своим членам в социальном аспекте и в процессе адаптации в социуме после выпуска из высшего учебного заведения.

Разнообразие «организаций греческих букв» велико - от больших собраний до маленьких групп. Их деятельность может быть направлена на общественно-полезные аспекты, профессиональное совершенствование, достижение научных результатов.

Отдельные организации учреждены чисто религиозными, например христианские организации и; еврейские братства, были созданы в ответ на ограничительные устои и законы, существовавшие в своё время во многих общественных братствах. Данные законы запрещали еврейскую полемику внутри сообщества, поэтому закономерным образом встал вопрос о создании общества для отдельных еврейских групп с одной стороны и образовании недискриминационного общества - с другой.

Кроме того, существуют организации с культурными и многокультурными уклонами. Например, сообщество - первое китайское братство, основанное в 1916 году в Корнеллском университете и - испанское братство, основанное в 1904 году в Луизианском университете . Последнее недавно слилось с другим испанским братством, образовав новую организацию. Старейшее латиноамериканское сообщество, ведущее своё начало с 1931 года, братство выходцев из Пуэрто-Рико , в котором тоже присутствуют следы корней Phi Iota Alpha . В настоящее время существует 23 латиноамериканских братства Национальной Ассоциации организаций латиноамериканских братств. Существует некоторое количество чернокожих «братств» и «сестричеств», однако чернокожие студенты не дистанцируются явным или неявным образом от белых организаций.

Есть организации для отдельных классов, но они обычно отличаются от «организаций греческих букв» - в старых институтах их организация более проста. На северо-востоке существует единственное уцелевшее общество выпускников - , созданное специально для второкурсников высших учебных заведений. Многие общества старших классов также сохранились в некоторых местах, но на них часто ссылаются не как на публичные, а как на тайные организации.

Благотворительность [ | ]

Благотворительность составляет обязательную часть программы деятельности «организаций греческих букв» и поддерживается всеми активными их членами, которые или организовывают мероприятия для пополнения общих фондов (касс), либо члены сообщества добровольно вызываются выполнять какую-либо социальную программу, принятую на очередном заседании сообщества. Вся эта деятельность выгодна и академическим кругам и самому обществу в целом. Между различными «братствами» или «сестричествами» возможны долгосрочные отношения партнёрства, также существует одна общенациональная благотворительная организация, осуществляющая сбор средств на лечение болезней, травм и на другие формы социальной и медицинской помощи.

Некоторые сообщества владеют сторонними организациями, а те в свою очередь совершают филантропическую деятельность, например, владеет компанией, которая в свою очередь напрямую работает с людьми с физическими увечьями и ограниченной дееспособностью. принадлежит компания, Alpha Delta Phi поддерживает благотворительный дом в качестве добровольного акта национальной благотворительности, содержит, а - компанию.

Конкуренция и сотрудничество [ | ]

Прежде студенческие братские общества серьёзно конкурировали между собой в погоне за академическими достижениями и ради других всевозможных бонусов и выгод. Со стороны процесс конкуренции выглядел как разделение студенческих групп на противоборствующие лагеря в пределах одного учебного заведения, что, вообще говоря, сохранилось и в наши дни. Теоретически соперничество ограничивается только благородными целями такими, как увеличение благотворительных фондов организаций, размах социально полезных проектов, а также спортивные соревнования между студенческими группами.

В настоящее время всё больший акцент делается не на конкуренции, а на сотрудничестве между студенческими объединениями. Одним из главных событий в канве налаживания партнёрских отношений между группами было создание почти сто лет назад, основными задачами которой ставились снижение числа межгрупповых студенческих конфликтов, деструктивного соперничества и вдохновление членов организаций на человеческое отношение к членам других «братств» и «сестричеств», а также на поиск и работу в сферах общих интересов. в наше время имеет сходные цели по объединению членов всех «сестричеств».

Структура [ | ]

Большинство «организаций греческих букв» изначально были ограничены территорией одного кампуса, при этом организация, которая имела только одно собрание, называлась местной . Позднее данное собрание могло руководить собраниями с тем же названием в других кампусах, после создания первого собрания местное должно было считаться национальным . За более, чем 180 лет истории развития студенческих объединений, Северная Америка в настоящее время насчитывает несколько больших национальных организаций с сотнями управляющих собраний. Две или более национальные организации могут слиться и стать одной большой Национальной , при этом возможны международные Национальные братства, примером чему может служить одно из объединений, главные собрания в котором проходят в Канаде. Местные организации могут подавать прошения в одну из существующих национальных организаций и присоединяться к этой организации, прекратив все связи с бывшей местной организацией. С недавних пор это стало предпочтительным методом для распространения национальных организаций, поскольку их члены уже сформировали мощное объединение, живут в кампусе, но по каким-то причинам желают изменить своё название, символику и даже собственную структуру.

Центральные ячейки (офисы, конторы) организации также обобщающе называются национальными. «Национальные» могут выдвигать определённые требования индивидуальным собраниям для стандартизации атрибутики и общей координации планов действия, принимая во внимание множество таких факторов, как число членов в индивидуальном собрании, обеспеченность жильём и его финансовое положение. Проводимая в жизнь политика утверждается уставными органами студенческих объединений. «Организации греческих букв» декларативно могут управляться основным собранием членов объединения, однако на деле почти все решения принимают центральные ячейки, которые в свою очередь отчитываются совету опекунов и законодательному совету, состоящему из периодических сменяемых делегатов разных собраний.

Ритуалы и символы [ | ]

Большинство «организаций греческих букв» в настоящее время поддерживают традиции, по своей природе по большей части символические, и ревностно хранят тайны и секреты своих ритуалов. Традиции включают в себя церемонии посвящения в ряды сообщества, пароли, собственные песни и гимны, особого рода рукопожатия, разные формы приветствий и многое другое. Встречи активных членов сообщества всегда держатся в секрете и не обсуждаются без формального одобрения всей группы. Девиз каждой организации складывается по первым греческим буквам названия.

«Организации греческих букв» часто имеют ряд собственных опознавательных символов: цвета, флаги, гербы и печати.

Булавки и значки [ | ]

Символические булавки студенческих объединений пользуются большой популярностью как предметы коллекционирования даже теми людьми, которые никогда прежде не были их членами. Существуют даже такие группы коллекционеров, как «Собери больше булавок», члены которых собирают тысячи этих ценных мелочей аукционной стоимостью в десятки тысяч долларов в личных коллекциях в то время, как члены «Хранителей ключей», принадлежащей Kappa Gamma, ищут потерянные и краденые значки и возвращают их прежним хозяевам .

По некоторым данным (Martin, 1918), частными хранилищами коллекций студенческих объединений в конце XIX - начале XX веков были следующие фонды: «D.L Auld Co of Columbus», «L.G Balfour Co. Of Attleboro, Mass.», «Burr, Patterson and Co. of Detroit», «Upmeyer Company of Milwaukee», «A.H Fetting Co. of Baltimore», «Hoover and Smith Co. of Philadelphia», «O.C Lanpher of Galesburg, III.», «Miller Jewelry Co. of Cincinnati», «J.F Newman of New-York», «Edward Roehm of Detroit» и «Wright, Kay and Co. of Detroit». В современное время наиболее широко известны коллекционные фонды (сокровищницы) Herff Jones, Jostens и Balfour. Инициалы коллекции сокровищницы обычно находятся на обратной стороне булавок и значков наряду с именем человека и названием студенческого объединения, к которому он принадлежал. История сокровищницы братств имеет важное значение при определении возраста неизвестных ювелирных изделий.

Булавки и значки, принадлежащие студенческим «братствам» и «сестричествам», используются как символы студенческих обществ.

Гербы [ | ]

Герб сообщества Theta Delta Beta

Подавляющим большинством «братств» и «сестричеств» разработаны собственные гербы в качестве геральдической идентификации своих сообществ. Наиболее яркие и нестандартные гербы опубликованы в ежегодных отчётных собраниях обществ с 1890 по 1925 годы. С некоторых гербов, были сделаны и также опубликованы в отчётах собраний, гравюры . Размеры гравюр гербов варьируются от квадратного дюйма, до целой страницы. Многие из этих гравюр датированы периодом создания.

Гравюры гербов объединений были сделаны путём вырезания линий на металле и дереве для печатной репродукции. Наиболее ранние известные гравюры напечатаны на бумаге того периода и датируются XVI веком, большинство же были сделаны в 1800-е годы на металле с оттиском, вырезанным на кусочке стали или железа. В ранние 1990-е годы гравюры начали делаться более простым способом - с использованием фотогравюр для последующего печатания гербов.

Другие аксессуары [ | ]

Членами «организаций греческих букв» зачастую носятся различные предметы одежды (рубашки, брюки), сумки, украшения, цепочки для ключей и прочие вещи с соответствующей символикой принадлежности к студенческим объединениям. Рубашки и другая одежда часто используются в церемониях посвящения в «братства» и «сестричества», при этом для церемоний выбираются либо части одежды, либо весь набор одежды. Самим предметам может быть более 10-15 лет, и в некоторых объединениях младшие члены сообщества должны бороться за право владения ими; почитается за честь иметь наиболее старую атрибутику общества. В ряде учебных заведений считается неприемлемым (а иногда и полностью запрещено) носить одежду с атрибутикой студенческого сообщества в случаях, когда её обладатель злоупотребляет алкоголем . Во всех сообществах считается абсолютно бесчестным носить студенческую атрибутику в случае, когда её хозяин в настоящий момент пьян.

Для большинства сообществ действует табу на использование атрибутики лицами, не входящими в студенческое объединение. Сами булавки и значки не носят постоянно, некоторые сообщества ограничивают время их ношения студенческими каникулами, другие - внеучебным временем, третьи могут не иметь каких-либо жёстких правил на этот счёт .

Жильё [ | ]

Примечательно, что среди большинства студенческих организаций, живущих в кампусах , члены общественных «организаций греческих букв» зачастую живут отдельно от всех в большом здании (доме) или в отдалённой части университетского посёлка. Это помогает подчеркнуть братские и сестёрские узы и обеспечить место собрания для членов организации и выпускников. Учитывая фактор стоимости жилья, им обычно владеют или снимают бывшие члены сообщества, имеющие постоянный стабильный доход на своей основной работе, либо организация или компания, связанная с данным сообществом. Некоторые такие дома имеют ограничения на посторонние посещения, а некоторые организации категорически запрещают или сильно ограничивают распитие спиртного в этих домах. В ряде колледжей имеются сообщества, которые не располагают собственным отдельным жильём, однако имеют отдельное помещение, где по торжественным мероприятиям для членов сообщества и их гостей накрываются праздничные столы.

Вступление в «организацию греческих букв» [ | ]

Процесс вступления в «организацию греческих букв» может быть разным - от организации к организации. Сами процедуры инициации управляются Национальным Всегреческим (Панэллинским) Советом или Североамериканским Советом международного братства, которые регулируют деятельность организаций по приёму новобранцев во время так называемой «недели пик», состоящей из мероприятий, разработанных для потенциальных членов с целью знакомства друг с другом и с самой организацией.

В конце этого периода организация дает «добро» и приглашает новобранцев к вступлению в её ряды, при этом большинство организаций назначают для новичков испытательный срок перед прохождением процедуры посвящения в полноправные члены. Некоторые сообщества заменили термин «испытательный срок» в связи с негативным толкованием самого процесса испытания новичков, или вообще отказались от этого процесса на вящую радость вступающих в организацию новобранцев. К окончанию испытательного срока и исполнению требований по вступлению активные члены приглашают испытуемых в организацию. Посвящение часто включает в себя тайные церемонии и ритуалы.

Организации, управляемые Национальным Панэллинским Советом, Национальной Ассоциацией Организаций Латиноамериканских Братств и Национальным Многокультурным Греческим Советом проводят процесс обновления своих рядов разными способами. Требования могут быть возложены на всех желающих пройти испытательный срок в школе или собственной организации. Часто эти требования включают в себя минимальный ряд простых вопросов, к примеру правила ношения булавки, изучение структуры и истории организации и правила проведения мероприятий. Когда школа объявляет возраст и требования по вступлению - это называется условным призывом новобранцев, так как вступление откладывается на целый семестр или даже год. Испытательный срок служит проверочным периодом испытуемого с целью проверки совместимости и приобретения общего опыта работы новичка с сообществом.

Спорные вопросы и критика [ | ]

Проблема ритуальных унижений (hazing) [ | ]

Противодействие [ | ]

Некоторые учебные заведения в переносном смысле предали анафеме «организации греческих букв» с полной уверенностью в том, что эти организации в своих структуре и методам управления не похожи на другие студенческие группы, сформированные естественным и демократическим путём.

Наиболее известными эпизодами стали события 1980 года в Принстонском университете . В недавнем прошлом братства также были запрещены в Уильямском и Амхерстонском колледжах , хотя в настоящее время братство в Амхерсте снова функционирует на вполне легальном положении .

«Организации греческих букв» в других регионах [ | ]

Студенческие «организации греческих букв» существуют почти исключительно в США и англоязычных университетах Канады , а также в учебных заведениях Карибов , Африки и Франции . Наиболее разветвлённую «греческую систему» в мире имеет Университет Иллинойса со своими 69 «братствами» и 36 «сестричествами». Знаменитое афроамериканское «сестричество» имеет филиалы в университетах Вирджинских островов , Германии и на Бермудах . Небольшое время действовала небольшая группа в Эдинбурге (Шотландия).

Во время гражданской войны в США студенческие объединения функционировали главным образом для создания материальной поддержки учащихся за границей, в период Второй мировой войны и после неё - для помощи американским военнослужащим - бывшим студентам учебных заведений США.

Первым студенческим объединением в Африке стало афроамериканское «сестричество» Zeta Phi Beta, основанное в Вашингтоне и открывшее собственную «организацию греческой буквы» в 1948 году в Африке. В настоящее время «сестричество» Zeta Phi Beta имеет филиалы организации в США, Африке, Европе и на Карибах.

Zeta Psi имеет несколько филиалов в Канаде и одну группу в Германии, Sigma Teta Pi существует в Канаде и Франции. В Пуэрто-Рико имеется ряд социальных «братств» и «сестричеств», филиалы которых действуют в Соединённых штатах, примером такой обратной связи может служить организация Phi Sigma Alpha. Там же функционируют много филиалов объединений из США, например «братства» и «сестричества» студенческой организации.

Список «организаций греческих букв» [ | ]

Братства

Сестричества

  • 1880 год
  • 1890 год
  • 1894 год
  • 1895 год
  • 1900 год
  • 1900 год
  • 1901 год
  • 1897 год
  • 1907 год
  • 1909 год
  • 1909 год
  • 1910 год
  • 1913 год
  • 1915 год
  • 1915 год
  • 1915 год
  • 1916 год
  • 1917 год
  • 1921 год
  • 1921 год
  • 1923 год
  • 1929 год
  • 1948 год

Примечания [ | ]

  1. About Us: The Authentic Fraternity (неопр.) . Chi Phi Fraternity. Проверено 31 мая 2009. Архивировано 10 апреля 2012 года.
  2. Congressman Scott Honors Centennial Anniversary of Alpha Phi Alpha Fraternity, Inc., (неопр.) . davidscott.house.gov.. Проверено 1 декабря 2006. Архивировано 10 апреля 2012 года.
  3. Anson, Jack L. / Jack L. Anson, Marchesani. - Menasha, Wisconsin: , 1991. - P. VIII–22. - ISBN 0-9637159-0-9 .

Упоминания о студенческих братствах (фратернити) частенько попадаются в американской литературе и голливудском кино. Традиционно обозначенные греческими буквами, все эти «Бета Каппа», «Сигма Альфа Эпсилон» и т.п. являют собой любопытный образчик мужской жизни на нашей планете. Фратернити - наполовину тайные общества, про которые знают все, но куда вхожи очень немногие.

Кто-то считает братства источником хулиганства и разврата, кто-то называет мафией, относя их деятельность к финансам и политике. Для кого-то это всего лишь мужские игры, ставшие за 200 лет частью американской истории. В любом случае их деятельность не афишируется в достаточной степени, чтобы ты, можем поспорить, о ней почти ничего не знал. Как не знали и мы, пока не встретили Дэна.

Предыстория

Сегодня Дэн - преуспевающий американский бизнесмен, ведущий свои дела в Москве, исполнительный директор крупной финансовой компании. Сорок восемь лет, жена, двое детей, дом, несколько машин. Типичный набор, типичная биография успешного человека. И лишь маленькая татуировка на правой щиколотке в виде двух греческих букв – не совсем типичный знак отличия для наших широт. Мало кому из наших соотечественников довелось состоять в американском студенческом братстве и уж тем более стать президентом подразделения. Ему это удалось. Дэн Рапопорт родился в 1967 году в Риге. Одиннадцатью годами спустя его семья переехала в США. Они покинули СССР с тремя чемоданами и четырьмя сотнями долларов - Дэн, его мама и папа. По приезде в Нью-Йорк отец Дэна - физик, доктор наук - три месяца искал работу. В итоге ему предложили чинить швейные машинки в Алабаме за 18 тысяч долларов в год или работать инженером в нефтяной компании в Техасе за 20 тысяч в год. Выбор пал на Техас. Чемоданы поехали в Хьюстон. «На тот момент русской общины в Хьюстоне не было, - рассказывает Дэн, - и я в свои 11 лет прилагал все усилия, чтобы меня перестали мучить негры и мексиканцы, с которыми я учился. В 15 лет у меня уже был идеальный английский, в 16 - никто не мог предположить, что я родился за пределами Техаса, и очень удивлялись, когда встречали моих родителей, Володю и Аллу, которые говорили с сильным акцентом». Дэн ходил в школу и вел типичный для американского тинейджера образ жизни: играл в футбол, занимался боксом, слушал группу Van Halen, катался на скейтборде. А в 1987 году поступил в Хьюстонский университет. «Приехав в университет, я оказался в массе 50 тысяч студентов. Я никого не знал и поначалу чувствовал себя одиноко. Очень скоро я стал замечать объявления от организаций, названных греческими буквами, которые приглашали новичков на вечеринки. Туда я и отправился при первом удобном случае. В огромном доме веселилась туча народу. Музыка, красивые девушки… Алкоголь, запрещенный до 21 года, лился рекой. Я понял: это то, что нужно».

Братства

В США на сегодняшний день насчитывается 54 мужских братства (и чуть меньше женских - сорорити). Есть крупные, престижные, основанные еще в XIX веке, с сотнями тысяч выпускников, с журналами, офисами, музеями и многомиллионными бюджетами. Есть мелкие, насчитывающие лишь тысячи членов. Все они имеют отделения в тех или иных университетах, так что в крупных порой сосуществуют десятки братств. Студенческими эти организации являются лишь по принципу набора новичков, а по сути каждое братство - это клан, помогающий своим членам на протяжении всей жизни. Попав в него, ты обеспечиваешь себя поддержкой тысяч влиятельных людей, со временем становясь одним из них. С одной стороны, попасть в престижное братство непросто, с другой - в университетах идет активная охота за головами перспективных студентов.

ФАКТ

Члены братств составляют всего 2% мужского населения США. На их долю приходится 76% конгрессменов, 80% бизнес-элиты, по рейтингу журнала Fortune. Также в братствах состояло 40 из 47 верховных судей (с 1900 года) и все президенты США с 1825 года, за исключением трех.

В Университете Хьюстона братств было около тридцати, от 50 до 200 человек в каждом. У каждого имелись свой особняк, своя символика, свои футболки и кепки - ходить в них было очень престижно. Дэн стал посещать вечеринки все чаще. К тому времени он был неплохим боксером, что оказалось очень ценным качеством, поскольку важнейшим событием в жизни братств был ежегодный чемпионат по боксу. Дэна стали представлять людям, которые занимались набором студентов. «Самым крутым мне показалось братство SAE, то есть «Сигма Альфа Эпсилон». Красивые девушки, сумасшедшие вечеринки - все это было у ребят из SAE. Они вели себя дружелюбно, повсюду меня водили, поили и угощали. Мне очень хотелось завести таких друзей, так что в итоге я выразил желание вступить. Меня предупредили: нужно пройти испытательный срок - 5 месяцев, - во время которого мне придется выполнять кое-какие поручения. Это будет проверка, но совсем нестрашная. Все равно что взять себе один дополнительный предмет. Знал бы я тогда, что мне предстоит пережить!»


Правила

Вскоре среди первокурсников была сформирована группа из двенадцати соискателей членства в SAE. Их пригласили в дом - огромный особняк с баром, прислугой, поварами и бассейном, - и новая жизнь началась. Отныне и на ближайшие пять месяцев каждый кандидат практически становился рабом братства вообще и каждого его члена в частности. Это время предстояло прожить по строгим правилам. За нарушение - наказание или отчисление из кандидатов. Для начала каждый получил кличку - не в бровь, а в глаз. Одного розовощекого приятеля Дэна прозвали Сосок; другого, пухлого, - Колобок; третьего, красавца с греческим профилем, - Козявка. Дэн за свое происхождение стал именоваться Гулаг. С этого момента кандидаты не могли нигде и ни при каких обстоятельствах представляться иначе, чем под своим новым именем. То есть SAE pledge Gulag Dan Rapoport (кандидат в Эс-Эй-И, Гулаг Дэн Рапопорт). Только так и в таком порядке - вызывают ли тебя к доске или знакомят с девушкой. Впрочем, и преподаватели, и девушки относились к этому с пониманием. Новичкам выдали устав и учебник по истории братства - для заучивания наизусть. Специально закрепленный за группой тренер раз в неделю проверял знания. Каждый кандидат круглосуточно должен был иметь при себе пачку сигарет, зажигалку, ручку, презерватив, жвачку, пачку жевательного табака, четыре 25-центовые монеты для автоматов - все это для нужд старших братьев. Чтобы жизнь не казалась медом, в набор был включен кирпич, настоящий кирпич - весом 4 кг. Куда бы ни шел студент - тусоваться или учиться, – он должен был нести с собой этот боекомплект. У кандидатов был дресс-код. Поскольку дело было в консервативном Техасе, члены братства не могли носить никаких джинсов, кроме Levi’s или Wrangler (модные европейские марки - для геев). На ногах - ковбойские сапоги («казаки») из обычной черной или коричневой кожи (из крокодиловой - пижонство), кроссовки или лоуферы. Белая футболка с символикой братства и бейсболка с символикой дружеского женского братства. Или наоборот (больше одной вещи с символикой братства носить нельзя). Очки - только Ray-Ban. Символ благосостояния - длинный коричневый кошелек «Луи Виттон». На руке «Ролекс» - стальной либо сталь с золотом (золотой целиком - пижонство). Стрижки короткие, никаких украшений, пирсинга или татуировок. Каждый раз, видя члена братства, кандидат обязан был подбежать к нему, пожать руку и представиться по всей форме. Хотя формально кандидаты должны были навещать дом два раза в неделю, на деле им приходилось бывать там каждый день. В их обязанности входило поддерживать порядок, выполнять все прихоти старших и отвечать на телефонные звонки (строго между первым и вторым звонком). «Мы должны были быть доступными 24 часа в сутки, - вспоминает Дэн. - Исключение составляли экстренные семейные дела. Иногда кто-нибудь из братьев звонил в 3 часа утра и говорил: «Дэн, привези мне пиццу с колбасой и шесть банок пива. Деньги я отдам. Когда приедешь, помой заодно мои сапоги». И я ехал. Таковы были правила. За их нарушение (забыл пожать руку, не успел поднять трубку, опоздал или пришел без кирпича, а то и просто так) следовало наказание всей группы - физическое, унизительное, но с выдумкой.

ФАКТ

По исследованию Гарвардского университета, спиртным злоупотребляют 44% студентов США. Среди членов фратернити этот показатель составляет 75%, а в женских сорорити - 62%.

Например, тебя ставили на стул с завязанными глазами, а вокруг стула насыпали бутылочные осколки. Тебе задавали вопросы про братство. Если ты отвечал неправильно, тебе кричали: «Прыгай!» И я прыгал. И слышал хруст, и чувствовал, как что-то острое впивается мне в ступни. И потом под общий хохот оказывалось, что стекло убрали, а вместо него насыпали на пол чипсов. Так нас проверяли. Или, например, запирали в чулан всю компанию и не выпускали, пока каждый не выкурит по пачке сигарет (с предъявлением окурков). Съесть по 10 сырых яиц или по 5 луковиц - это, считай, легко отделались. Типичным наказанием были хлопки по заднице специальной битой, после которых ты не мог сидеть неделю».

Жизнь новобранцев

Как нетрудно догадаться, в студенческих братствах работал армейский принцип дембелей и салабонов. Поэтому измывательства над молодыми процветали во всем своем садистском великолепии. Ребята развлекались по-разному. Например, один выходил на балкон пятиэтажного здания на перемене и кричал: «Гулаг!» И Дэн бросал все и бежал на пятый этаж жать ему руку. Потом спускался, и в этот момент на балкон выходил следующий и кричал: «Гулаг!» Дэн снова мчался наверх, и так несколько раз. Бывало, что группу вызывали среди ночи, раздевали до трусов, завязывали глаза, увозили за 100 километров в чисто поле и говорили: «Через два часа вы должны быть около дома». Ни монетки, ни телефона. Двенадцать парней в трусах, среда, ночь. И ребята шли, находили дорогу и, прячась в кустах, выставляли щуплого очкарика ловить машину. Останавливалась женщина на «кадиллаке» и очкарик кричал: «Меня ограбили!» Его пускали в машину, а из кустов выбегали еще одиннадцать голых мужиков, набивались в салон и багажник, умоляя отвезти их туда-то, иначе им всем будет очень плохо. «У одного из наших ребят отец был шерифом. Когда мы поняли, что этот аттракцион время от времени повторяется, он помог нам достать подслушивающую аппаратуру, и мы стали записывать собрания старших. Мы узнавали, кого хотят выгнать, какие нам готовятся козни, куда нас отвезут в следующий раз. Однажды пунктом назначения было кладбище в городе Вайморе. Парень позвонил отцу, тот - шерифу Ваймора; когда нас высадили в трусах на этом кладбище, подъехала полицейская машина и с мигалкой довезла нас до Хьюстона. Наши мучители ехали медленно, пили пиво и часто останавливались по нужде. Так что, когда они подъехали к дому, мы все шестеро (тогда нас оставалось уже шесть) стояли в трусах навытяжку на газоне. Они, конечно, офигели: ведь только что высадили нас за 80 километров голыми на кладбище!» Было специальное развлечение, состоявшее в том, что группе в течение шести часов нужно было достать несколько труднодобываемых вещей. Например, телефон мужчины, записанный на коробке спичек из гей-бара. Счет на 50 долларов из «черного» бара (белые туда не заходят из-за риска не выйти живыми). Ношеный бюстгальтер размера DD. Майку чужого братства. Полицейскую фуражку. Живую мышь. Скелет. На все про все - шесть ночных часов. Разумеется, эти вещи приходилось красть. Конечно, время от времени кандидаты попадали в полицию. Но это было даже весело. Они сплоченной компанией проводили ночь в участке, а наутро за ними приезжали два молодых юриста - выпускники братства, выкупали их, сажали в машину, бросали им ящик пива и везли в университет, чтобы молодежь не опоздала на занятия. Братство ни разу не допустило доведения дела до суда, штрафа или хотя бы записи об аресте. «Пить приходилось очень много, - рассказывает Дэн. - Это традиционное испытание, которое часто плохо заканчивается. В среднем в США каждый год наблюдается пара смертельных случаев от принудительного злоупотребления алкоголем среди кандидатов в братства. Многие получали травмы - это тоже обязательная часть программы. Подозреваю, что я несколько подорвал здоровье во время моего испытательного срока. А привычка бежать к телефону, пока не раздался второй звонок, преследовала меня еще несколько лет».

Месть

Как и полагается, молодые ненавидели старших, несмотря на страстное желание стать такими же, и по-своему им мстили. Святым делом было наплевать брату в гамбургер между булкой и котлетой. Помочиться в его пиво или шампунь, почистить туалет его зубной щеткой. И было еще правило, позволявшее один раз за весь испытательный срок захватить одного из старших и мучить его 24 часа. С той оговоркой, что никто не должен об этом узнать. Воспользоваться правилом было трудно из-за сильной загруженности, но однажды дерзкий план был воплощен. Кандидаты подговорили знакомую девушку, она сняла ненавистного старшего брата в баре, привезла домой, где он и был захвачен. Его связали, заклеили ему рот и всласть промучили сутки: обматывали живым удавом, поливали холодной водой, кетчупом, бросали связанного в бассейн, а напоследок разрисовали водостойким фломастером, который не отмывался две недели. «Это было довольно мудрое правило, - замечает Дэн, - оно в каком-то смысле ограничивало старших в их творчестве. Вообще, несмотря на кажущуюся абсурдность и жестокость всех этих законов, они имели глубокий смысл. Нам устраивали трудности, чтобы сплотить нас, чтобы попадание в братство воспринималось как добытое дорогой ценой. Чтобы пережившие вместе эти ужасы действительно стали друг для друга как братья, как однополчане. Для многих эти пять месяцев оказывались единственным серьезным испытанием в их благополучной жизни. Как армия - с той разницей, что дело это добровольное, а на выходе ты получаешь не дембельский альбом, а поддержку мощнейшей организации на всю жизнь. Плюс к тому в братство попадали только выносливые и целеустремленные люди: нас начинало двенадцать человек, в итоге приняли четверых. И эти ребята остались моими самыми преданными друзьями на всю жизнь. Когда я был в Нью-Йорке 11 сентября, мне тут же позвонили все трое, хотя я не виделся с ними к тому моменту уже много лет».

Адская неделя

Но все это было потом. А испытательный срок тем временем венчался грандиозным мучением под названием «адская неделя» (hell week). На эти семь суток дом превращается в тюрьму для оставшихся кандидатов (в случае Дэна - пятерых). За пределы дома и участка выходить нельзя. Спать, переодеваться и мыться - нельзя. В течение всей недели в доме беспрерывно на реверсе на максимальной громкости звучит одна и та же песня (в случае Дэна - «Walk Like an Egyptian» Bangles). Рацион заключенных всю неделю состоит исключительно из одного продукта (в случае Дэна - филе-о-фиш из «Макдоналдса» в вариациях: залитый пивом, замороженный на палочке, залитый майонезом).

В течение адской недели каждый из старших должен развлекать кандидатов по нескольку часов, устраивая им испытания. Например, такие. Ребят сажают на стулья спинами друг к другу, привязывают, шлепают по голове и заставляют по очереди по слогам произносить «клятву настоящего джентльмена» из устава. Ошибка - и на голову испытуемым выливается ведро воды со льдом. Или задают вопросы по истории братства - в случае неверного ответа каждый должен съесть ложку кошачьего корма. Как-то в момент затишья в дом постучалась знакомая девушка - она тайком принесла ребятам торт с воли. Надо ли говорить, что несчастные набросились на торт и слопали его в один присест. И надо ли говорить, что торт оказался очередной подставой и был под завязку нафарширован слабительным. Один из кандидатов выбыл на пятый день: он поранил руку, образовался нарыв - парня пришлось увезти в больницу. Из-за этого он так и не попал в братство, хотя прошел почти тот же путь, что и другие. Вспоминает Дэн : «Когда весь этот ужас закончился, нам дали неделю, чтобы отоспаться и отмыться. После этого мы явились в костюмах на секретную церемонию инициации - посвящения в братство. В доме собрались все сто с лишним братьев, наряженных в пурпурные с золотом мантии и маски. Нам торжественно, при свечах, по книге ритуала объяснили, что обозначают наши символы и аббревиатуры. Нас посвятили во все тайны братства. Научили секретным жестам, призывам и рукопожатиям, по которым мы всегда могли узнать брата. Нам вручили членские значки, и мы вошли в SAE. Будете смеяться, но мы все четверо плакали».

Жизнь в братстве

Став членом братства, студент начинает жить по правилу «один за всех, все за одного». Если твоему брату приходится драться одному против десятерых, не возникает вопроса - встать рядом или нет. Даже если ты его недолюбливаешь. Ты делишься с коллективом всем, взамен получая доступ ко всем благам организации. Дома на море и в горах, самолеты и яхты, красивые девушки… Ведь братство - это перспективы, успех и богатство. Ты увеличиваешь свои шансы закончить университет (среди братьев доля отсева составляет 17% против обычных 50%). Все дальнейшее обучение проходит на фоне двух активных процессов - соревнования с другими братствами и поисками развлечений. Сама жизнь фратернити имеет как официальную, так и неофициальную часть. Официально братства помогают своим членам в учебе и устраивают благотворительные акции. Рискованные развлечения, не всегда законные способы добывания денег огласке не предаются. Университетские власти, конечно, не в восторге от братств, но их существование так давно срослось с американской системой обучения, что считается неизбежным злом. Соревнования между братствами проходят формально и не очень. Есть спортивные состязания - с толпами болельщиков, профессиональными судьями и освещением чемпионата в прессе. Драки до крови в заранее условленных местах, похищение друг у друга символики и стремление перещеголять соседей в разнузданности вечеринок - эти виды спорта остаются за кадром официальных новостей. Масштабные вечеринки, сама подготовка и проведение занимают огромную часть жизни студентов.

ФАКТ

Секретные рукопожатия и приветствия разработаны, чтобы отличать своих. Член братства может приехать в любой дом-фратернити, доказать, что он свой, и получить комнату, еду и выпивку. Многие студенты путешествуют таким образом по всей Америке.

Вспоминает Дэн: «Особенно запомнились мне ежегодные вечеринки «Джунгли». Всю ночь мы ездили по Хьюстону и воровали банановые деревья, после чего сажали их во дворе. Мы вырыли две канавы, обложили их пластиком, напустили туда воду и засыпали сухим льдом, чтобы все это дымилось. В землю наполовину зарыли старый джип с включенным светом. У одного парня отец был директором аэропорта, он дал нам разбитый самолет, его подвесили к дереву, а скелет, украденный с биологического факультета, нарядили в форму летчика - он свешивался на парашюте с веток. В углу участка сидели на цепях два арендованных тигра, музыку обеспечивала черная регги-группа. Мы пригласили 3000 человек, но для чужих вход был платный. Для девочек готовились специальные фруктовые пунши: в огромные чаны крошили фрукты, туда же наливали 80-градусный спирт, соки, ром, водку, клали сухой лед, иногда экстази. Вкуса у этой бурды не было, но в комнате, где пролили этот напиток, наутро на полу оказался съеден лак».

Бюджеты таких вечеринок исчислялись десятками тысяч, поэтому в братстве был человек, ответственный за привлечение финансов. Помимо членских взносов (300 долларов в месяц) в ход шли самые разные способы пополнения финансов - от мытья машин до махинаций с кредитками и даже воровства. В братстве было еще множество официальных выборных постов: президент, вице-президент, казначей, ответственный за тусовки, ответственный за дом, ответственный за набор новых кадров, ответственный за обучение новичков, а также представитель в университете (как правило, самый интеллигентный и красноречивый студент, который может объяснить декану, почему в кабинете профессора анатомии оказалась живая корова). Дэн настолько активно включился в жизнь братства, что уже на втором курсе его выбрали ответственным за привлечение новых членов. В его обязанности входило не упустить перспективных новичков, убедить их, что SAE лучше других братств, а также доказать братьям, что эти новички достойны SAE. Принцип выбора был один: студент должен быть полезен братству: своими способностями, интеллектом, успехами в спорте, на худой конец - связями или деньгами. На третьем курсе Дэн стал тренером - ответственным за обучение новичков. Потом вице-президентом, а на последнем курсе - президентом. В честь этого, согласно правилам, ему сделали татуировку на правой щиколотке.

Путевка в жизнь

ФАКТ

Как и многие другие, братство не имеет официальной расовой или национальной политики - только половую. Однако черных стали принимать лишь 20 лет назад, да и то только в Калифорнии и Нью-Йорке. В Техасе к этому до сих пор относятся с подозрением. Первый мексиканец попал в SAE в 1989 году. Дэн был вторым евреем за всю историю Техасского отделения. Черных и азиатов там не было никогда. В США есть самостоятельные мексиканские, еврейские и черные братства.

«Последние два года в университете я занимался в основном делами братства. И хотя моя специальность была «финансы», я ничего в них не смыслил, потому что все экзамены за меня сдавали братья. И весь последний год я занимался исключительно улаживанием проблем с полицией, с городом, с университетом, с головным офисом, а также между ребятами. Когда я закончил университет, родители пошутили, что я получил диплом SAE. Некоторые действительно дальше идут работать в головную организацию, насчитывающую около сотни сотрудников. Ведь по сути своей братство - это транснациональная корпорация с бюджетом полмиллиарда в год. Но мне быстро нашли работу по специальности в Хьюстоне, и я на практике наверстал упущенную теорию. Для меня деятельность в братстве стала комплексным образованием, я научился оценивать людей, управлять, организовывать, не говоря уже о том, чтобы добиваться цели и брать на себя ответственность.

Конечно, с годами большинство отходит от активного участия в братстве и просто продолжает читать журнал и платить добровольные взносы. Но верность клятвам остается. И взрослые всю жизнь играют в эту игру, а иногда даже завещают все свои накопления братству. Я уехал из Техаса, и моя жизнь изменилась. Мои трое ребят по-прежнему там, они вполне успешны. Ежегодно в день рождения братства, 9 марта, мы, выпускники разных лет, собираемся на ужин SAE в разных городах Америки. Это всегда здорово и полезно даже в деловом плане, хотя разговоры все больше вертятся вокруг былых деньков. Но я знаю: если со мной что-то случится, они тут же примчатся мне на помощь, как это часто бывало в университете. Как в тот раз, когда я украл вымпел братства «Сигма Каппа» и меня окружили пятнадцать врагов«.

Веселые истории

Однажды во время испытательного срока Дэн поехал с родителями на вечеринку в яхт-клуб в другой город. Надевая смокинг, он решил не брать с собой кирпич. Но, к несчастью, на вечеринке оказался старший брат. Он вывел Дэна на улицу и уличил его в нарушении правил, после чего заставил кандидата отжиматься в грязи, орал на него, плевал, лил ему на голову пиво и грозил исключением. В таком парадном виде Дэн вернулся на вечеринку. Одно из традиционных мероприятий в братстве называется «Make an ugly girl happy» (»Осчастливь дурнушку«). В 40-х годах это движение начиналось вполне благородно: приглашали некрасивых девушек, чтобы их повеселить. За последние 50 лет все выродилось в совершенно циничную затею. Сегодня бедные девушки не знают, в каком качестве их приглашают. Каждый брат выпасает дурнушку в возрасте 16-25 лет и не тяжелее 90 кг. Золотой фонд - толстые кассирши из супермаркета Wal-Mart и работницы »Макдоналдс«. С ними долго флиртуют, а потом приглашают на вечеринку. Большинство из них не понимают, что весь вечер являются объектом одной большой издевки. Побеждает брат, который приведет самую ужасную. Другая традиция - вечеринки с женскими студенческими общинами (сорорити). Однажды 90 ребят из SAE позвали таких соседок, но вместо заявленных ста пришли только 15 студенток. Парни были разочарованы, ведь на подготовку потратили деньги и время. В отместку, когда у девушек было еженедельное собрание, SAE послали им несколько коробок пончиков и кофе в качестве дружеского жеста. Это было в восемь вечера. А в десять, когда пончики были съедены, до адресатов дошла и фотография. На ней были запечатлены 50 парней без штанов (и без лиц), у каждого на члене висел пончик. Про рецепт кофе оставалось только гадать.

«Почему я не стал вступать в братство» Женя Молдавский тоже был в детстве импортирован в США. В 1989 году он поступил в Бостонский университет. Итак, ты решил не вступать в братство. Почему?
По нескольким причинам. Многие университеты расположены на отшибе, вдалеке от городов, и студентам не остается ничего другого, как придумывать себе развлечения. Я учился прямо в Бостоне, и там, прямо скажем, было чем заняться, кроме как ежедневно напиваться и воровать футболки. Потом, вступая в братство, ты обязан проводить все время с братьями, а мне казалось, что университет - это подходящее место для общения с самыми разными людьми. В братстве же расширить кругозор проблематично, все интересы вертятся вокруг пива, футбола и секса. Да и вообще я, так сказать, индивидуалист и не люблю, когда мне указывают, что делать. Пиво, футбол и секс не входили в сферу твоих интересов?
Входят до сих пор. И я с большим энтузиазмом посещал фратернити-вечеринки, потому что у меня было много приятелей из братств. Но мне не нужно было следовать этим идиотским правилам и не нужно было платить взносы, очень немаленькие по тогдашним меркам. У тебя даже никогда не было соблазна стать братом?
Поначалу в университете всегда бывает одиноко. А братства иногда называют «rent-a-friend» - друзья напрокат. Ты действительно сразу получаешь готовую компанию. И первые два-три месяца я в самом деле немного завидовал этим ребятам. Но потом я завел свой круг общения, и соблазн пропал. Братства и вправду помогают сделать карьеру?
Безусловно, особенно вначале. Но со временем все большую роль играет твоя деловая репутация. Я не думаю, что моя карьера была бы более успешной, будь я выпускником братства. История возникновения братств Студенческие братства начинают свою историю с 1776 года. Именно тогда в колледже «Уильяма и Марии» пятеро студентов решили создать тайное общество «Фи Бета Каппа». Греческие буквы были выбраны, чтобы отличаться от других сообществ, названных латинскими аббревиатурами. Новое братство основывалось на интересе к литературе и философии. Вскоре его ряды стали пополняться новичками. Через два года отделения «Фи Бета Каппа» открылись в других университетах, а к началу XIX века братств было уже несколько: «Каппа Альфа», «Сигма Фи», «Дельта Фи». Студенты братств соревновались в диспутах на философские темы и слыли элитой университетской молодежи. Ко второй половине XIX века «греческие» общины стали неотъемлемой частью американской высшей школы. После Второй мировой войны в братствах появился ярко выраженный армейский дух, а легендарные испытания новичков приобрели особую жестокость. В либеральные 60-е студенческие общины пережили трудные времена и почти вымерли: молодежь исповедовала индивидуалистские и пацифистские ценности хиппи. К концу 70-х братства снова насчитывали 4 миллиона студентов. Сейчас против братств в США разворачивается пропагандистская кампания, многие университеты пытаются закрывать их отделения, а родители судятся с братствами из-за частых случаев травм, драк, хулиганства и даже смерти их членов. Братья по-разному

Мужские братства появились очень давно. Даже раньше, чем редакции мужских журналов.

Масайские холостяки
В большинстве первобытных племен, как, например, у масаев Кении, молодых холостяков стараются держать подальше от приличных людей. В 13-14 лет мальчик покидает селение и прибивается к группе воинов, которые ночуют под открытым небом, воюют, питаются кровью с молоком и вообще ведут антиобщественный образ жизни. Лет через десять молодой масай наконец берется за ум, прощается с этой холостяцкой романтикой, возвращается домой и женится. Спартанские отряды
В Древней Спарте мальчиков забирали из дому в возрасте семи лет и отправляли в специальные лагеря, где подрастающее поколение под руководством двадцатилетних раздолбаев училось мужской жизни. Мальчики должны были убивать рабов, красть на рынках, драться, уметь терпеть боль и заниматься гомосексуализмом друг с другом и старшими наставниками. Выжившие становились настоящими спартанцами.

Рыцарские ордена
В полумонашеские военные ордена Средних веков уже собирались вполне взрослые мужчины. Чтобы попасть в богатый и влиятельный орден, рыцари проходили многочисленные проверки - прежде всего на преданность, героизм и умение держать язык за зубами. Кандидаты в члены ордена иногда проходили жестокие испытания - например, носили под латами стальные цепи с шипами, не ели мяса и хлестали себя до крови плетьми по церковным праздникам.

Европейские подмастерья
Цеховые подмастерья в средневековой Европе находились почти в рабстве у своих хозяев: они не получали денег, питались объедками, работали по 20 часов в сутки без выходных, в педагогических целях их ежедневно лупили мастера. Неудивительно, что подмастерья создали свои тайные общества, которые мстили особо жестоким хозяевам. Известен, например, случай, когда дочерей двенадцати сапожных мастеров Гамбурга похитили и привязали в одних сорочках на крыше ратуши.

Германские студенты
В элитных студенческих союзах Германии до сих пор принято решать споры с помощью шпаги. Если двести лет назад шпага являлась нормальной экипировкой студента, а студенческая дуэль - делом обычным, то сегодня эти поединки проходят тайно, в специально арендованных залах. Фехтуют в панцирях, но без маски, сигналом к прекращению дуэли служит появление крови. Особенно знаменит Гейдельбергский союз - его членов легко узнать среди политической и бизнес-элиты ФРГ благодаря характерным шрамам на лицах.


Братства и сестринства в США имеют долгую историю. Первой подобной группой было академическое общество «Фи. Бета. Kaппa», основанное в 1776 году. С тех пор появились сельскохозяйственные, еврейские, азиатские, медицинские, инженерные «братства» и «сестринства». Они создавались на основе общих интересов, социального статуса, а также рода занятий. Членами подобных организаций были известнейшие люди того времени - поэты, писатели, политики.

Как правило, в своем названии эти объединения используют две или три греческие буквы. Например, Зета Пси (Zetta Psi) или Зета Бета Тау (Zetta Beta Tau). Отсюда и другой вариант их названия - «организации греческих букв».

Основной плюс «фратрий» состоит в том, что они помогают новичкам побыстрее приспособиться к студенческой жизни. Однако далеко не все студенты стремятся попасть в «братства», многие относятся к ним с презрением. Причин тому несколько.

Во-первых, не все студенты согласны с образом жизни «братьев» и «сестер», а именно непрекращающимися вечеринками и пьянством. Типичный «брат» должен уметь изрядно выпить, не потеряв при этом пульса. Однако «братства» не только веселятся. Помимо вечеринок и ритуалов, они занимаются благотворительностью и филантропией. Но если для каких-то «братств» это является основным занятием, то для большинства просто формальностью.

Во-вторых, за членство в подобной организации нужно платить. Поэтому часто «братства» критикуют за то, что друзей здесь не приобретают, а «покупают»: если студенты перестают платить взносы каждый семестр, то на них накладывают определенные санкции, например, не допускают на собрания, отказывают в праве голоса. И если финансовые трудности затягиваются, то от таких «братьев» и «сестер» просто-напросто отворачиваются и запрещают с ними общаться другим членам организации. При этом, ни хорошее, ни плохое отношение к студенту не играет здесь никакой роли.

Тем не менее, «братства» и «сестринства» оказывают серьезное влияние на жизнь США и всего мира. Две трети американских президентов, управлявших страной в ХХ веке, являлись членами «братств». Кроме того, к ним принадлежали 76% всех конгрессменов и сенаторов США и 85% членов Верховного Суда США. В число 50-ти крупнейших корпораций США входят 43, которыми управляют бывшие члены студенческих «фратрий».

Однако не следует путать студенческие «братства» с тайными студенческими организациями. Главное их отличие в том, что секретные общества не афишируют своей деятельности: будущие его члены проходят строгий отбор и инициатива приема исходит не от студента, а от общества.

«Череп и кости»

Герб тайного клуба "Череп и кости"


Пожалуй, самое известное и в то же время таинственное студенческое общество США - это «Череп и кости», тайное общество студентов Йельского университета. Оно было создано в 1832 году старшекурсником Уильямом Расселлом. Первоначально общество называлось «Клубом Евлогии», в честь греческой богини красноречия. Переименование произошло в 1833 году, когда символом клуба стала смерть, а герб - череп и кости. Штаб-квартирой организации под названием «Могила» был выбран дом на Хай-стрит, в самом центре старого кампуса Йеля.

Считается, что исторически общество «Череп и кости» было основано как американский филиал подобной немецкой студенческой организации. По некоторым сведениям, таинственная цифра 322 на гербе клуба расшифровывается как год его основания - 32 и последняя 2 - это указание на то, что данный клуб стал вторым подобным обществом в мире.

Членами тайного общества являются представители высшей элиты, выходцы из самых богатых и влиятельных семей Америки. Так, все президенты США, выпускники Йельского университета, были членами «Черепа и костей». Речь идет о Уильяме Ховарде Тафте, Джордже Буше ст. и Джордже Буше мл. Кроме того, многие члены тайного клуба занимали важные должности в области политики, дипломатии, средствах массовой информации и даже разведки. Так, министр обороны при Франклине Делано Рузвельте Генри Стимсон, посол США в Советском Союзе Эверелл Харримэн и управляющий делами семьи Рокфеллера Ричардсон Дилуорф были членами «Черепа и костей».

Тайное общество "Череп и кости". 1947 год. На фотографии Дж. Буш ст. (первый слева от часов)


"Могила". Штаб-квартира клуба "Череп и кости". Фотография 1900-1915 гг.


Деятельность клуба строго засекречена и его членам запрещено выдавать любую информацию, что, в свою очередь, порождает вокруг общества много слухов и легенд. Особенно это касается обряда посвящения. Так, например, некоторые утверждают, что новичков до сих пор подвергают жестоким испытаниям: их заставляют раздеваться до гола, ложиться в гроб и рассказывать в подробностях о своей сексуальной жизни, после чего жестоко избивают и вываливают в грязи, а под конец дают выпить кровь из черепа. Но скорее всего это слухи, которые подогревают интерес к организации.

В 2002 году была опубликована книга «Тайны Могилы» А. Роббинс, выпускницы Йеля, которая после нескольких лет журналистского расследования, смогла получить немного информации о ритуалах и идеологии братства. Согласно книги, обряд посвящения выглядит не так драматично. Новичкам завязывают глаза, неистово толкают, заставляя повторять при этом тайную клятву клуба. Затем вместо крови в черепе им дают выпить популярный в США безалкогольный напиток Gatorade.

Каждый год тайная организация «Череп и кости» принимает в свои ряды 15 новых членов. Ранее членами клуба могли стать только мужчины, но в 1991 году правила изменили и первая женщина была принята в организацию. Члены клуба называют себя «рыцарями», а непосвященных - «варварами». Представители общества также дают обет оберегать и поддерживать друг друга. Например, Дж. Буш мл., став президентом, назначил к себе в аппарат шесть своих бывших собратьев. Кроме того, при окончании университета каждый из членов клуба «Череп и кости» получает 15 тысяч долларов в подарок. Если он женится, то подарком являются старинные напольные часы.

Каждый октябрь, тысячи первокурсников коллежей США проходят ритуал под названием "Адская неделя". Им надо голыми стоять на улице, пить прокисшее молоко и делать множество других неприятных вещей. Ежегодно в процессе "Адской недели" несколько студентов получают серьезные травмы и ранения.
Однако студенты идут на подобные унижения, чтобы стать членами "фратрий" - студенческих братств колледжей США.


Так называемая "греческая система" колледжей состоит из сообществ студентов. Мужские сообщества называются "фратриями", от греческого слова "братство". Их женские эквиваленты называются "сорорити" - "сестринство". Первой подобной группой было академическое общество "Фи. Бета. Kaппa", основанное в 1776 году. С тех пор, появились сельскохозяйственные, еврейские, азиатские, медицинские, инженерные "братства" и "сестринства".
В каждом колледже существуют множество таких клубов, и в начале каждого года новички выбирают, куда они хотят вступить. Впрочем, иногда желания стать членом фратрии бывает недостаточно и первокурснику отказывают.

Тысячи клубов объединяют более 600 тыс. студентов. Конечно, не все студенты становятся членами подобных объединений. В больших университетах к ним присоединяются 25-50% студентов, в то время как в маленьких либеральных колледжах их процент гораздо ниже. Многие студенты смотрят на членов "братств" и "сестринств" с презрением. Дело в том, что образцовый член фратрии - любитель выпивки, несносный и тупоумный спортсмен, а типичная "сестра" - это красивая и надоедливая дура. Непомерный гедонизм "братьев" и "сестер" приводит к тому, что каждый год несколько членов фратрий погибают в результате чрезмерного употребления алкоголя. Исследование Гарвардского Университета\Harvard School of Public Health показало, что спиртным злоупотребляют 44% студентов колледжей США - в то время, как в "братствах" пьянствуют 75% членов, а в "сестринствах" - 62%.

Однако подобные студенческие объединения являются не просто собранием потенциальных алкоголиков. Многие из них активно влияют на жизнь колледжей, организовывают благотворительные акции. Но главное, что "братство" позволят первокурсникам быстрее адаптироваться в новой обстановке и приобрести друзей. Выпускники университетов, входившие в состав того или иного "братства", могут рассчитывать на помощь со стороны старших товарищей. Причем эта поддержка не ограничивается добрыми советами - члены фратрий стараются помогать друг другу всю жизнь и любыми способами. В результате, "братства" и "сестринства" оказывают серьезное влияние на жизнь США и всего мира. Две трети президентов США, управлявших страной в ХХ веке, в том числе и Джордж Буш-младший, входили в состав фратрий. К ним принадлежали 76% всех конгрессменов и сенаторов США и 85% членов Верховного Суда США. В число 50-ти крупнейших корпораций США входят 43, которыми управляют бывшие члены студенческих братств.

Членами фратрий были легендарный менеджер Ли Якока (управлявший корпорацией Chrysler), Генри Форд 2 (глава корпорации Ford), создатель ведущего бизнес-журнала Forbes - Мальколм Форбс.
К фратриям принадлежали не только политики и бизнесмены. Подобные страницы были в биографии известного доктора Бенджамина Спока, астронавта Нейла Армстронга - первого человека на Луне, актера Гаррисона Форда, рекордсмена мира по плаванию Марка Шпитца, писателя Курта Воннегута, баскетболиста Майкла Джордана.
В "сестринства" входили актриса Ингрид Бергман, известный политолог и супруга вице-президента США Линн Чейни, Элизабет Доул, возглавлявшая Американскую организацию Общества "Красного Креста" и др.
Считается, что большинство видных политиков США ранее входили в состав фратрии "Дельта. Каппа. Эпсилон". Среди черных американцев популярно братство "Каппа. Альфа. Пси". По данным журнала Ebony, 12 из 100 наиболее влиятельных афроамериканцев США, ранее входили в состав этой фратрии.

"Братства" и "сестринства" следует отличать от секретных обществ, существующих во многих известных университетах США. К примеру, известно, что многие выпускники Йельского Университета входят в состав общества "Череп и Кости".
В отличие от фратрий, секретные общества не афишируют своей деятельности: будущие члены общества проходят строгий отбор и инициатива приема исходит не от студента, а от общества. Многие видные американские политики
принадлежали к студенческим секретным обществам, однако в их официальных биографиях о подобных фактах никогда не сообщалось.

Washington ProFile

Студенческие сообщества в США существуют уже на протяжении трёх столетий. И это не просто клубы по интересам. В так называемых «братствах» и «сестринствах» состоят лучшие из лучших, цвет нации и её будущее.

История появления

Традиция создания студенческих сообществ появилась в Соединённых штатах вместе с первыми вузами. Их называли «латинскими обществами», так как в качестве названия использовались аббревиатуры из латинских букв. Первой такой организацией был «Клуб плоских шляп» (F.H.C.), самым известным членом которой был третий президент США Томас Джефферсон, правда, в одном из своих писем, опубликованном в ноябре 2010 The New-York Times, он называл членство в обществе бессмысленным.

Другим старейшим латинским братством являлась группа «Пожалуйста, не спрашивай» (P.D.A.) В оба братства, объединявших молодую интеллектуальную элиту, несколько раз безуспешно пытался пробиться будущий американский политический деятель Джон Хифф.

5 декабря 1776 года он создал в Колледже Вильгельма и Марии в Виргинии первое «греческое» студенческое общества Phi Betta Kappa, в котором занял пост президента.

С тех пор использование комбинации двух или трёх греческих букв в качестве имени сообществ является традицией. В связи с этим словосочетания «студенческое братство» и «греческое общество» стали синонимами. Часто аббревиатура скрывает за собой тайный девиз братства.

Первое «сестричество», названное Адельфийским обществом (сегодня Alpha Delta Pi), появилось только в середине XIX века, в 1851 году, в Веслианском колледже штата Джорджия. А с начала двадцатого века многие мужские общества начали принимать в свои ряды женщин. И если изначально «сестринства» создавались в противовес «братствам», то сегодня они порой объединяются, поэтому сейчас термин «братство» свободно применяется как в отношении организаций юношей, так и девушек.

Обряд посвящения

Чтобы пройти обряд посвящения в сообщество, нужно прежде быть одобренным членами этого сообщества. Талантливые спортсмены, отличники, будущие лидеры – это те, к кому проявляется интерес. Но все эти качества мгновенно меркнут, если за спиной кандидата нет обеспеченных родителей. Кто ты и кто твоя семья – важнейшие критерии при вступлении в студенческую элиту. Важную роль играет способность потенциального кандидата оплачивать членские взносы, которые варьируются от 2000 $ за семестр и далее, в сумму входят проживание в особенном, «греческом», общежитие и питание.

Стать «сестрой» несколько сложнее. Помимо всего вышеперечисленного, успешная кандидатка должна обладать привлекательной внешностью.

Но вернёмся к самому обряду посвящения. Каждое сообщество проводит так называемую «hell week» - адскую неделю, в течение которой кандидаты на членство проходят ряд испытаний. Некоторые из них вполне приемлемые: собеседование, демонстрация знаний истории сообщества, его традиций и ценностей, проверка соответствия кандидата всем требованиям. Но среди прочих есть и чрезвычайно дикие задания, которые больше походят на пытки: пройтись голым по кампусу, облить себя кислым молоком, провести ночь на холодном полу в подвале в одном нижнем белье.

Существует легенда, что в ходе посвящения в члены сообщества Йельского университета «Череп и кости» кандидатам приходилось пить кровь и рассказывать собравшимся о своих сексуальных предпочтениях. Жестокие обряды считаются самой опасной и пугающей частью «греческой» жизни, являясь причиной страшных инцидентов, которые порой заканчиваются даже летальным исходом.

Так, в 2008 году во время посвящения в братство Sigma Alpha Epsilon скончался 18-летний первокурсник Политехнического университета Калифорнии Карсон Старки. Карсон по принуждению выпил несколько бутылок крепкого алкоголя, среди которого был и 95-градусный Эверклир.

Юноша упал в обморок, а члены клуба решили не везти в его в госпиталь, чтобы не навлечь на себя проблемы. После произошедшего «братство» закрылось. Но подобные истории продолжают появляться в американской прессе.

Их нравы

Последние несколько лет в американских СМИ шумиха вокруг студенческих сообществ не утихает: гомофобные, женоненавистнические и расистские выходки, случаи хулиганства, алкогольных отравлений, избиений, нелегального оборота наркотиков, изнасилований – это, по словам корреспондента Complex Иана Сервантеса, далеко не полный список того, что чинят члены «греческих домов». Журналисты Bloomberg News Дэвд Гловин и Джон Хечингер отмечают, что с 2005 года в инцидентах, связанных с братствами, погибло более шестидесяти людей, среди которых в основном студенты.

Подобные происшествия стали постоянной практикой, и родители пострадавших студентов предпочитают судиться не с университетом, а с самим обществом. В начале 90-х объединением трёх студенческих братств был создан Franternity Risk Managment Trust – страховой фонд, призванный покрывать расходы по поступающим судебным искам. Сегодня с фондом работают 33 братства.

Для контроля ситуации общины сами создают для себя определённые правила. Например, в кампусах большинства «сестринств» запрещено употреблять алкоголь. Однако этот закон легко обойти, отправившись на вечеринку к «братьям» по соседству. Также в 44 штатах на законодательном уровне запрещён hazing (по-нашему, дедовщина) в студенческих сообществах. Но обрядовые унижения и дикие нравы всё ещё существуют, только тайно.

Сегодня журналистики и аналитики предрекают студенческим сообществам гибель в связи с понижением доверия, и многие вузы предпринимают тщетные попытки закрыть их на своей территории – обычно греческие дома существуют автономно от университетов, являясь самостоятельными организациями, или же в случае очередного скандала заручаются поддержкой своих влиятельных выпускников.

Почему же так важно быть в «братстве»?

Согласно материалу журналиста The Atlantic Марии Конниковой, 18 из 44 президентов Соединённых штатов состояли в братствах. Уильям Говард Тафт, министр обороны при Трумэне Роберт Ловетт, медиамагнат Генри Люс, оба Буша, нынешний госсекретарь Джон Керри – все состояли в уже упомянутом обществе Йельского университета «Череп и кости», и даже известная в России своими перлами Джен Псаки, учась в том же Йельском университете, состояла в женском сообществе Chi Omega.

Статистика, касающаяся данного вопроса, в принципе очень заманчива – 42% всех сенаторов США и главы 85% крупных компаний в штатах состояли в «братствах».

Профессор Алан ДеСантис в своей книге «Внутри греческой У: братства, сестринства и погоня за удовольствиями» отмечает, что лишь 8,5% студентов США состоят в братствах, и именно они – первые претенденты встать у верхушки власти. Так кто же откажется от возможности оказаться среди будущей политической и экономической элиты?

В современном представлении, член сообщества – идеал студента. Он успешен в учёбе, он посещает самые громкие вечеринки, участвует в организации лучших мероприятий в университете, знаком с интересными людьми. Образ, прекрасно вписывающийся в пресловутую «американскую мечту». Членство в студенческом сообществе даже указывается в резюме при поиске работы, и к такому кандидату компания будет более благосклонна.

Член «греческого дома» никогда не пропадёт. Ведь одно из основных правил любого студенческого общества – «подтягивать» своих. «Бывших братьев» не бывает.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!