Интернет и интернет-технологии. Конспект лекции по информатике "интернет-технологии" Проблемы и их решение

ГБПОУ КК

«Краснодарский монтажный техникум»

ЛЕКЦИЯ:

Модем. Единицы измерения.

Интернет технологии.

Преподаватель

информационных технологий

Несмелова А.Р.

Краснодар2015

Модем. Единицы измерения.

Интернет технологии.

Пояснительная записка

Данное методическое пособие предназначено для изучения теоретических знаний по теме «Модем. Единицы измерения. Интернет технологии.» в курсе дисциплины «Информатика и ИКТ» для первых курсов технических специальностей, ориентированной на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего (полного) общего образования по информатике на базовом уровне в пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Содержание основных разделов лекции:

    Введение

    Модем

    Единицы измерения

    История появления Интернета

    Офлайновые технологии

    Онлайновые технологии

    Заключение

Цель: ознакомление обучающихся с теоретическими основами создания и работы сети Интернет, раскрытие основных понятий глобальной сети, изучение особенностей различных интернет технологий.

Задачи: дать понятие сети Интернет и изучить ее возможности, основных средств и способов организации связи, сравнить особенности различных интернет технологий, изучить основные единицы измерения скорости передачи данных, научиться рассчитывать объем переданной информации

Введение

Интернет – это всемирная система компьютерных сетей, которые объединены между собой и работают с использованием маршрутизации пакетов данных и протоколов IP . На основе Интернета образовано глобальное информационное пространство и World Wide Web (Всемирная паутина). Кстати очень часто Интернет также называют Всемирной паутиной, однако это ошибочно, так как «Интернет» и «Всемирная паутина» означают совсем разные понятия. Также на основе Интернет - технологий создано множество других протоколов передачи данных. Без Интернета информационное развитие общества не было бы столь стремительным и плодотворным, как это можно наблюдать сегодня. Регулярно пользуется Интернетом более 1,5 млрд. человек в сутки, хотя эта цифра весьма приблизительна, ведь с каждым днем число пользователей сетью неуклонно растет.

Рассматривая принцип работы Интернета и, соответственно, отвечая на вопрос, что такое Интернет, следует отметить, что основными его компонентам и являются правительственные и домашние компьютерные сети. Чтобы объединить все эти сети, был придуман интернет-протокол (IP ) и принцип маршрутизации пакетов данных.

Задача маршрутизаторов на стыке сетей, независимо от того, они программные или аппаратные – в автоматическом режиме сортировать и перенаправлять пакеты данных, основываясь на IP -адрес получателя пакета. Благодаря протоколу IP , образуется во всем мире единое адресное пространство, однако собственное подпространство существует в каждой отдельной сети. Такая адресная организация позволяет избежать конфликтов между отдельными сетями в едином мировом пространстве, что позволяет передавать данные беспрепятственно и точно.

Для связи удаленных друг с другом компьютеров могут использоваться обычные телефонные сети, которые в той или иной степени покрывают территории большинства государств. Телекоммуникация – дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи. Единственной проблемой в этом случае является преобразование цифровой (дискретной) информации, с которой оперирует компьютер, в аналоговую (непрерывную).

Модем – устройство, присоединяемое к персональному компьютеру и предназначенное для пересылки информации (файлов) по сети (локальной, телефонной). Модем осуществляет преобразование аналоговой информации в дискретную и наоборот. Работа модулятора модема заключается в том, что поток битов из компьютера преобразуется в аналоговые сигналы, пригодные для передачи по телефонному каналу связи. Демодулятор модема выполняет обратную задачу. Факс-модем – устройство, сочетающее возможность модема и средства для обмена факсимильными изображениями с другими факс-модемами и обычными телефаксными аппаратами.

Таким образом, данные, подлежащие передаче, преобразуются в аналоговый сигнал модулятором модема «передающего» компьютера. Принимающий модем, находящийся на противоположном конце линии, «слушает» передаваемый сигнал и преобразует его обратно в цифровой при помощи демодулятора. После того, как эта работа выполнена, информация может передаваться в принимающий компьютер.

Оба компьютера, как правило, могут одновременно обмениваться информацией в обе стороны. Этот режим работы называется полным дуплексным.

Дуплексный режим передачи данных– режим, при котором передача данных осуществляется одновременно в обоих направлениях.

В отличие от дуплексного режима передачи данных, полудуплексны й подразумевает передачу в каждый момент времени только в одном направлении.

Кроме собственно модуляции и демодуляции сигналов модемы могут выполнять сжатие и декомпрессию пересылаемой информации, а также заниматься поиском и исправлением ошибок, возникнувших в процессе передачи данных по линиям связи.

Единицы измерения. Одной из основных характеристик модема является скорость модуляции (modulation speed), которая определяет физическую скорость передачи данных без учета исправления ошибок и сжатия данных. Единицей измерения этого параметра является количество бит в секунду (бит/с), называемое бодом.

Бит в секунду (англ.Bits persecond, bps) - базовая единица измерения скорости передачи информации, используемая на физическом уровне сетевой модели OSI или TCP/IP.

На более высоких уровнях сетевых моделей, как правило, используется более крупная единица - байт в секунду (Б/c или Bps, от англ. bytes per second) равная 8 бит/c.

В отличие от бодов (baud; при двоичном кодировании боды также обозначают количество бит в секунду), битами в секунду измеряется эффективный объём информации, без учёта служебных битов (стартовые/стоповые/чётность) применяемых при асинхронной передаче. В некоторых случаях (при синхронной двоичной передаче) скорость в бодах может быть равной скорости в битах в секунду.

Любой канал связи имеет ограниченную пропускную способность (скорость передачи информации), это число ограничивается свойствами аппаратуры и самой линии (кабеля).

Объем переданной информации вычисляется по формуле Q=q*t, где q– пропускная способность канала (в битах в секунду), а t – время передачи.

История появления интернета

Первые упоминания об Интернете, как надёжной системе передачи информации, были сделаны Министерство обороны США в 1957 году. Американские вооруженные силы были обеспокоены тем, что Америка должна иметь систему передачи военной информации, если произойдет война..

Все разработки финансировало Министерство Обороны, и в итоге появилась сеть ARPANET . С годами ARPANET усовершенствовалась, что привело ее к использованию в ученом мире, но впервые ARPANET была установлена в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса, в 1969 году, 2 сентября. Между установкой первого сервера и первым его запуском прошло почти два месяца. Второй сервер сети был установлен в Стэнфордском исследовательском центре, причем расстояние между двумя серверами составляло 640 километров.

В 9 часов вечера, 29 октября 1969 года была осуществлена первая попытка передачи данных от первого сервера ко второму. Конечно же, не все происходило гладко с использованием ARPANET , в частности, запуск сети с первого раза не удался – ученые смогли отправить только LOG вместо LOGON (означает «вход в систему»). Спустя 1,5 часа, в 22:30 вторая попытка была удачной. Именно этот день можно назвать датой рождения Интернета.

В 1971 году американцы предложили первую программу, которая стала очень популярной - это была первая электронная почта. В принципе, и сегодня самой востребованной среди пользователей Интернета является электронная почта, однако современный пользователь имеет право выбора, так как представлено несколько программ в сети по отправке электронных писем.

В 1973 году Интернет становится международным, потому что именно в этом году, американцы подключили к своей сети ARPANET несколько иностранных организаций, расположенных в Норвегии и Британии. Использование сети в основном основывалось на пересылке электронных писем. Но в тоже время, в 70-н годы появляются первые доски объявлений и рассылки новостей. Активное развитие протоколов обозначилось к концу 70-х, началу 80-х годов, и уже в 1983 году протоколы IP были стандартизированы. Первоначально, сеть ARPANET работала на протоколе NCP , но благодаря Джону Постелу и некоторым другим программистам, ARPANET перешла на TCP / IP , который оправдал надежды своих авторов, ведь мы его применяем и сегодня. С 1983 года мир заговорил о сети ARPANET , как об Интернете.

Понятие «система доменных имен» вошло в обиход в 1984 году. В это же время, ARPANET получила сильнейшего соперника – NSFNet , сеть, основанную Национальным научным фондом США. NSFNet – это обширная межуниверситетская сеть, имеющая больше возможностей, чем ARPANET . Сеть NSFNet смогла за год подключить к себе 10 000 компьютеров, что привело к переименованию сети в Интернет. Спустя 4 года пользователи Интернета смогли общаться вживую, то есть, в чате, благодаря разработанному протоколу Internet Relay Chat .

Британского учёного Тима Бернерс Ли по праву можно назвать «крестным отцом» концепции Всемирной паутины, так как именно этот человек в 1989 году в Европейском совете по ядерным исследованиям предложил Всемирную паутину. К 1991 году Тим Бернерс Ли разрабатывает URI , протокол HTTP и HTML . Годом ранее, в 1990 году прекращает существование первая сеть, поскольку конкуренция с NSFNet стала для ARPANET проигрышной. С 1990 года Интернет начинает использовать для подключения телефонную линию.

Спустя 20 лет, многие специалисты сходятся во мнении, что историю Интернета можно разделить на две эпохи . Первая – до появления веб-браузера NCSA Mosaic , который был представлен в 1993 году; вторая – после появления NCSA Mosaic . За год браузер позволил распространиться Интернету по всему миру. С 1995 года Всемирная паутина - основной поставщик информации в Интернете, причем со значительным отрывом, опережая протокол по пересылке файлов FTP . Прочно занимает лидирующую позицию понятие «Всемирная паутина» в 1996 году, оставляя позади себя определение «Интернет».

Обзор основных Интернет технологий

Интернет технологии, также как и промышленные или финансовые технологии, определяют средства и форму, в которых реализуется совместная деятельность людей ради достижения определенных целей.

Интернет технологии объединяют информационные потоки от большого количества действующих лиц для достижения большей согласованности своих действий, а также более точного определения содержания своих будущих действий. Интернет технологии открывают новые широкие горизонты для совершенствования коммуникаций и обмена информацией между людьми в глобальных масштабах.

Эти технологии можно разделить на две основные категории:

1)офлайновые технологии - средства распространения сообщений, обеспечивающие коммуникации в режиме off-line (т.е. допускающие существенную асинхронность в обмене сообщениями);

2)онлайновые технологии синхронных коммуникаций в реальном времени (on-line).

Офлайновые технологии

Самым статичным представителем перового вида являются классические веб-страницы, которые несут информацию (возможно, достаточно часто обновляемую) от источника к потребителю, но не содержат удобных средств для двух- или многостороннего взаимодействия авторов и пользователей информации (в более поздних модификациях технологии веб-страниц этот недостаток постепенно устраняется).

Более динамичным представителем первого типа технологий являются телеконференции, или как их еще называют "группы новостей" (newsgroups), и близкие к ним "списки рассылки" (mailing lists), которые позволяют в течение нескольких часов распространять сообщения отдельных людей среди гигантской аудитории и дают достаточно удобные возможности для проведения массовых обсуждений и обмена мнениями.

Рассмотрим подробнее три наиболее используемых способа реализации асинхронных коммуникаций:

Списки рассылки (mailing list) являются наиболее старым представителем интерактивных Интернет технологий. Для участия в них достаточно иметь собственный адрес электронной почты и знать адрес нужного списка рассылки. На этот адрес посылается письмо, текст которого состоит из некоторых команд или сообщения для пользователей данного списка рассылки. Для получения списка команд, как правило, достаточно послать на адрес списка рассылки письмо из одного слова help. Заголовок писем с командами для списка рассылки обычно должен быть пустым. Если вы послали письмо с командой подписаться на данный список рассылки (чаще всего эта команда - subscribe), то ваш адрес, который берется из служебных заголовков вашего письма, помещается в список адресов, по которым будут дублироваться все приходящие сообщения за исключением писем с командами.

Группы новостей (newsgroups), в России их чаще называют телеконференции, являются технически более развитым средством, чем списки рассылки и поэтому, часто, включают возможности последних. Главное отличие групп новостей от списков рассылки - пользователь может не получать их на свой компьютер по электронной почте, а может просматривать их прямо на так называемых серверах новостей (newsserver). Для этого требуется специальное программное обеспечение. Просмотр различных групп новостей становится более простым и оперативным по сравнению со списками рассылки.С технической точки зрения, группы новостей существуют за счет того, что все мировые сервера новостей обмениваются между собой поступающими от их пользователей сообщениями по пересекающимся спискам групп новостей. Разные сервера могут хранить для своих пользователей разные наборы групп новостей и с разной продолжительностью. Например, сервер новостей Инфотека хранит около 1500 групп новостей, а аналогичный сервер НГУ не несколько сот групп больше. По разным группам срок хранения сообщений может варьироваться от одного дня (группа "test" в НГУ) до нескольких месяцев.

Веб-форумы (web forums) являются следующим этапом развития описанных выше технологий и представляют из себя интеграцию возможностей списков рассылки, групп новостей с веб-страницами. В результате, привычные веб-страницы, которые по средствам выразительности превосходят другие технологии, получают дополнительно достаточно мощные интерактивные свойства.

Онлайновые технологии

Ко второму типу технологий, обеспечивающих синхронный обмен информацией в реальном времени, относятся, так называемые, "разговорные каналы" (chat channels), а также пока еще мало используемые аудио- и видео- конференции. Есть оценки, что примерно треть времени проводимого пользователями в сети Интернет тратится на "кибербеседы", осуществляемые с помощью "разговорных каналов". Растущая популярность этой технологии "живых" коммуникаций объясняется ее простотой (пользователь получает на экран своего компьютера тексты реплик от всех участников кибербеседы и может тут же вводить свой текст, который занимает свое место в последовательности реплик данной беседы), разнообразием выразительных средств (кроме текстов, таким же образом, в "разговор" могут встраиваться картинки, аудио- и видеоклипы и т.п.), а также возможной анонимностью собеседников, что придает таким "разговорам" живость и непосредственность. Количество разговорных каналов исчисляется несколькими тысячами, многие из которых функционируют круглосуточно.

Облачные вычисления (англ. Cloud computing) - технология распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис».

Сплайн-офисы представляют собой приложения, реализуемые по инновационной Интернет технологии «программное обеспечение как услуга» (англ., Software as a Service - SaaS), при которой программное обеспечение создается и сопровождается как веб-приложение на сервере разработчика, предоставляя пользователям доступ к программам через Интернет. Примерами таких офисов могут служить Microsoft Office 365. Еще одна «облачная технология Google Docs, ее функции: создание офисных документов в виде текста, таблиц, презентаций и диалоговых форм, предоставление памяти в объёме до 1 гигабайта с возможностью создания иерархии папок и коллекций для хранения файлов, экспорт-импорт документов в известных форматах (DOC, XLS, ODT, ODS, RTF, CSV, PPT, в том числе форматах MS Office 2007/2010). возможность сохранения офисного документа в HTML-версии для публикации в Интернет, предварительный просмотр и печать документа.

Однако если Интернет и сети становятся более доступными, то Интернет технологии это сложнейшие системы объединяющие, как физические, так и логические компоненты.

Физические составляющие имеют материальную ценность, что позволяет развивать бизнес Интернет технологий.

Физические элементы Интернет технологии включают в себя:

Сетевые технологии. Сервера. Дата центры;

Программное обеспечение Интернет;

Топология Интернет (взаимодействие компьютеров и серверов в сети);

Сетевые службы (электронная почта, служба DNS, протокол FTP и т.п.);

Локальные и домашние сети, маршрутизаторы.

Логические составляющие позволяют создать практически любой Интернет ресурс в сети: веб - сайт, веб - приложение, веб-портал.

Веб технологии:

Языки разметки (HTML);

Каскадные таблицы стилей (CSS);

Скриптовой язык (JavaScript);

Браузеры;

Веб-страницы DOM (объектная модель документа (DOM);

Языкразметки XML (Extensible Markup Language);

Поисковые системы;

SEO (поисковая оптимизация).

Разделение на физическую и логическую составляющие, несколько условны, потому-то они могут существовать только во взаимосвязи и не имеют особого назначения друг без друга.

Также нужно понимать, что это, конечно же, неполный список элементов Интернет технологии. Но он дает общее представление о таком объемном понятии, как Интернет технологии.

Заключение.

В настоящее время Интернет развивается экспоненциально: каждые полтора-два года его основные количественные показатели удваиваются. Это относится к числу пользователей, числу подключенных компьютеров, объему информации и трафика, количеству информационных ресурсов.

Интернет развивается и качественно. Границы его применения в жизни человека постоянно расширяются, появляются совершенно новые виды сетевого сервиса и телекоммуникационных технологий.

Жизнь современного общества становится все более компьютеризированной. Растут требования к оперативности и надежности информационных услуг. Ученые разрабатывают принципиально новые формы глобальных сетей.

Список литературы

1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2010.

2. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7–11 классы. – М., 2010.

3. Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. – М., 2009.

4. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 10 кл. – М., 2009.

5. Максимов Н.В. Партыка Т.П. Попов И.И. Современные информационные технологии- М:Форум, 2012

6. Михеева Е.В. Титова О.И. Информатика. – М. Академия, 2012.

7. Гусева А. «Все об internet » , М, 2008

8. ВикиЗнание: гипертекстовая электронная энциклопедия

9. http :// www . wikiznanie . ru

10. Википедия: свободная многоязычная энциклопедия http://ru.wikipedia.org

11. Газета «Информатика

12. Интернет - среда для совместного обучения

13. Институт новых технологий

14. Коллекция цифровых образовательных ресурсов

Мастер-класс

Интернет-технология –– автоматизированный способ хранения, передачи и получения требуемой информации, существующей в режиме постоянного обновления, с помощью глобальной телекоммуникационной сети.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интернет-технологии для ученика и учителя

Мастер-класс

О том, что такое Интернет и для чего можно его использовать, можно сказать несколькими словами: это огромный дополнительный информационный ресурс для обучения и воспитания, поддержания интереса при обучении и средство для самообразования.

Тем не менее необходимо учитывать то, что какими бы возможностями или свойствами ни обладало средство обучения или информационно-предметная среда первичными всегда являются особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определенными целями образования, и дидактические задачи. А Интернет – всего лишь средство для реализации этих целей и задач.

Поэтому учителю необходимо очень четко себе представлять, с какой целью и какие возможности Интернет можно использовать, и как они повлияют на эффективность обучения.

Интернет-технология –– автоматизированный способ хранения, передачи и получения требуемой информации, существующей в режиме постоянного обновления, с помощью глобальной телекоммуникационной сети.

Интернет-технологии позволяют обеспечивать учебный процесс:

  • поурочными учебными и учебно-методическими материалами;
  • обратной связью между преподавателем и обучаемым;
  • возможностью общения участников образовательного процесса между собой;
  • доступом к отечественным и зарубежным информационным и справочным системам;
  • доступом к электронным библиотекам

1. Интернет- технологии в учебной деятельности

Учитель, использующий интернет-технологии, стремится сделать свой урок необычным, увлекательным, на уроке демонстрируются картинки из Интернета, проигрываются мультимедийные файлы, показывающие извержения вулканов, солнечные затмения и т.п. За счет Интернет-технологий увеличивается наглядность урока, но в основном это реализация целей учителя, освоившего данные технологи.

Во время урока компьютер целесообразно использовать для активизации познавательной деятельности учащихся. Конечно, если каждый из учащихся будет иметь возможность во время урока пользоваться персональным компьютером и, к тому же, иметь доступ к ресурсам Всемирной сети, то потребуются и новые приемы и методы работы.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.

Обычно использование интернет-технологий происходит на уроках информатики - учащиеся учатся работать с электронной почтой, пользоваться поисковиками и находить информацию в сети интернет для своих рефератов, ответов на вопросы учителя, других задач. Таким образом, учащиеся приобретают основные умения пользователя Интернет.

В настоящее время быстро развивается такое направление теории обучения, как педагогика сетевых сообществ.

Педагогика сетевых сообществ развивается в тесной связи с сетью Интернет и напрямую зависит от современной концепции развития паутины (Веб 2.0).

Веб 2.0 - технология наполнения сайта содержанием, когда он становится тем лучше, чем больше людей им пользуются - посетители активно формируют сайт, наполняя и многократно редактируя его содержание. Веб 2.0 выступают лишь посредниками между пользователями в обмене их онлайновым опытом, то есть их личным живым знанием.

Социальные сервисы Веб 2.0 – это современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия.

Эти взаимодействия включают:

  • Персональные действия участников и коммуникации участников между собой
  • Записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов
  • Размещение ссылок на Интернет-ресурсы и их рейтингование (БобрДобр)
  • Размещение фотографий и альбомов
  • Размещение книг
  • Видеосервисы (youtube)
  • Географические сервисы (Земля Гугл, Викимания) и сервисы на их основе (Панорамио)
  • Обмен сообщениями (мессенджеры, пейджеры, скайп)

В педагогической практике социальные сервисы могут найти широкое применение, при организации информационной поддержки для педагогов по их использованию.

Интернет-технологии:

  1. Геоинформационные системы
  2. Технология ВикиВики
  3. Методические объединения учителей
  4. Электронные дневники и журналы
  5. Дистанционное обучение. Курсы дистанционного обучения и повышения квалификации
  6. Курсы, программы и электронные учебники
  7. Подготовка к ЕГЭ
  8. Предметные олимпиады, конкурсы, викторины, тесты
  9. Поиск информации
  10. Виртуальные библиотеки
  11. Телеконференции, чаты
  12. Виртуальные консультационные центры (для школьников, учителей, родителей).

Рассмотрим основные интернет- технологии.

1) Геоинформационные системы (ГИС)

Рассмотрим модель урока географии с использованием ГИС Google Earth (Земля Гугл).

Геоинформационные системы (ГИС) в современном информационном обществе уже достаточно часто используются для работы с пространственной информацией. Задача современной школы заключается в данном случае в подготовке учащихся к использованию ГИС в повседневной жизни. Пытливые ученики, интересующиеся всем новым в области информационных технологий, с удовольствием разглядывают карты Google (GoogleMaps) и снимки Земли из космоса, предоставляемые сервисом Google Earth. В режиме изучения этого программного продукта они выясняют, что означают условные обозначения на картах, как просмотреть фото, ссылки на которые имеются на интерактивной карте. Сервис Google Earth тесно сотрудничает с другим сервисом Google – Панорамио (www.panoramio.com ), который собирает и систематизирует фото достопримечательностей со всего мира, и затем привязывает из к месту съемки на карте Google.

Как можно сконструировать урок с использованием ГИС?

Во-первых, это демонстрации карт Google при изучении нового материала, закреплении и обобщении пройденного для иллюстрации расположения географических объектов, для повышения уровня наглядности при изучении предмета. Таким образом, такие формы работы облегчают понимание учебного материала учениками.

Во-вторых, самостоятельная работа учеников на интегрированных уроках дает хорошие результаты. Учитель знакомит учеников с заданием, показывая на экране, каким образом с помощью ГИС они смогут его выполнить.

Примеры заданий: задания на поиск объекта, определение расстояний, выяснение характеристик географического объекта; составление описания объекта или явления, объяснение взаимного расположения объектов. Контролирующие задания могут носить индивидуальный или фронтальный характер: показать объект на карте, заполнить цифровую контурную карту, назвать отмеченные на карте объекты.

Электронная почта – не единственная возможность общения. Всё более популярными и доступными становятся веб-камеры. Они открывают нам новые возможности виртуального общения. Ребята учатся пользоваться языком в полной мере. Виртуальное общение через веб-камеру более доступно ребятам с высоким уровнем владения английским.

12. Виртуальные консультационные центры (для школьников, учителей, родителей).

2. Интернет-технологии во внеурочной деятельности

Интернет-технологии можно активно применять и во внеурочной, воспитательной деятельности.

Сама возможность поработать с Интернет привлечет ребят к внеурочной деятельности и создаст положительную мотивацию на выполнение запланированной работы.

  1. Дистанционные конкурсы, олимпиады, викторины. Участие в научных объединениях и творческих конкурсах, проходящих в среде Интернет, может подтолкнуть школьников к самостоятельному или коллективному поиску информации по теме конкурса.
  2. Поиск и отбор теоретического материала (для докладов, классных часов, внеурочный мероприятий и т.д.)
  3. Школьные конкурсы, викторины размещенные на сайте. Например, организовать конкурс «Проба пера», в котором может принять каждый учащийся и разместить свою творческую работу на сайте. На этот блог может зайти каждый и проголосовать за лучшую работу, оставить свой комментарий, дать совет или предложить новую творческую тему.
  4. Создание и регулярное обновление сайтов в форме портфолио классных коллективов, творческих групп.

3. Поиграем в шляпы или Интернет-технологии в современной школе

(по методу Эдварда де Боно "Шесть шляп мышления")

Автор популярной методики "Шесть шляп мышления" Эдвард де Боно решил разделить все мыслительные процессы, которые происходят в голове человека, на шесть типов. Если хаос, царящий в голове, привести в порядок, разложить мысли по полочкам и заставить их течь в строгой последовательности, то поиск решения станет более быстрым и продуктивным. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.

Естественно, никаких шляп в реальности иметь не нужно - человек лишь виртуально надевает головной убор того цвета, который лучше всего подходит на данной стадии решения задачи.

(критика, взгляд на проблему под негативным углом) . Мышление в черной шляпе воспринимает все в черном свете. Здесь нужно во всем видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места и ко всему придираться.

(управление процессом, общая картина, cупершляпа, общий ход процесса - обзор, общее видение)

На уроках компьютер может использоваться с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценки качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.

Компьютер и Интернет помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Кроме того Интернет-технологии позволяют создавать на новом уровне профессиональное сообщество людей, объединенных общими интересами, позволяет решать и обсуждать актуальные вопросы независимо от расстояний, что на сегодняшний день является безусловно важным фактором.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.


Предметом данного курса являются технологии глобальной сети World Wide Web (сокращенно WWW или просто Web ). На русском языке распространенным вариантом является название "Веб".

В частности, в рамках курса будут рассмотрены такие вопросы как:

  1. Структура и принципы Веб (базовые понятия, архитектура, стандарты и протоколы);
  2. Технологии сети Веб (языки разметки и программирования веб-страниц, инструменты разработки и управления веб-контента и приложений для Веб, средства интеграции веб-контента и приложений в Веб).

Сеть Веб представляет собой глобальное информационное пространство , основанное на физической инфраструктуре Интернета и протоколе передачи данных HTTP . Зачастую, говоря об Интернете, подразумевают именно сеть Веб.

Что такое Интернет?

Поскольку физической основой сети Веб является Интернет , то для более глубокого понимания многих вопросов данного курса потребуется кратко ознакомиться со структурой и протоколами Интернета.

Что же такое Интернет ?

По сути, это самая большая в мире сеть , не имеющая единого центра управления, но работающая по единым правилам и предоставляющая своим пользователям единый набор услуг. Интернет можно рассматривать как " сеть сетей", каждая из которых управляется независимым оператором – поставщиком услуг Интернета ( ISP , Internet Service Provider ).

С точки зрения пользователей Интернет представляет собой набор информационных ресурсов, рассредоточенных по различным сетям, включая ISP -сети, корпоративные сети , сети и отдельные компьютеры домашних пользователей. Каждый отдельный компьютер в данной сети называется хостом (от английского термина host ).

Сегодняшний Интернет обязан своему появлению объединенной сети ARPANET , которая начиналась как скромный эксперимент в новой тогда технологии коммутации пакетов (табл. 1.1). Сеть ARPANET была развернута в 1969 г. и состояла поначалу всего из четырех узлов с коммутацией пакетов, используемых для взаимодействия горстки хостов и терминалов. Первые линии связи, соединявшие узлы, работали на скорости всего 50 Кбит/с. Сеть ARPANET финансировалась управлением перспективного планирования научно-исследовательских работ ARPA ( Advanced Research Projects Agency ) министерства обороны США и предназначалась для изучения технологии и протоколов коммутации пакетов, которые могли бы использоваться для кооперативных распределенных вычислений.

Таблица 1.1. Хронология развития Интернета (с 1966 по 2000 г.)
Год Событие
1966 Эксперимент с коммутацией пакетов управления ARPA
1969 Первые работоспособные узлы сети ARPANET
1972 Изобретение распределенной электронной почты
1973 Первые компьютеры, подключенные к сети ARPANET за пределами США
1975 Сеть ARPANET передана в ведение управления связи министерства обороны США
1980 Начинаются эксперименты с TCP/IP
1981 Каждые 20 дней к сети добавляется новый хост
1983 Завершен переход на TCP/IP
1986 Создана магистраль NSFnet
1990 Сеть ARPANET прекратила существование
1991 Появление Gopher
1991 Изобретение Всемирной паутины. Выпущена система PGP. Появление Mosaic
1995 Приватизация магистрали Интернета
1996 Построена магистраль ОС-3 (155 Мбит/с)
1998 Число зарегистрированных доменных имен превысило 2 млн.
2000 Количество индексируемых веб-страниц превысило 1 млрд.


Рис. 1.2.

Иерархически организованный набор протоколов, достаточный для организации взаимодействия узлов в сети, называется стеком протоколов .

В начале 80-х годов международные организации по стандартизации ISO ( International Organization for Standardization ), ITU ( International Telecommunications Union ) и другие разработали стандартную модель взаимодействия открытых систем OSI ( Open System Interconnection ). Назначение данной модели состоит в обобщенном представлении средств сетевого взаимодействия. Ее также можно рассматривать в качестве универсального языка сетевых специалистов (справочной модели ).

Поскольку сеть – это соединение разнородного оборудования, актуальной является проблема совместимости, что в свою очередь , требует согласования всеми производителями общепринятых стандартов. Открытой является система, построенная в соответствии с открытыми спецификациями .

Спецификация представляет собой формализованное описание аппаратных (программных) компонентов, способов их функционирования, взаимодействия с другими компонентами, условий эксплуатации, особых характеристик. Под открытыми спецификациями понимаются опубликованные, общедоступные спецификации, соответствующие стандартам и принятые в результате достижения согласия после всестороннего обсуждения всеми заинтересованными сторонами. Использование открытых спецификаций при разработке систем позволяет третьим сторонам разрабатывать для этих систем аппаратно-программные средства расширения и модификации, а также создавать программно-аппаратные комплексы из продуктов разных производителей.

Если две сети построены с соблюдением принципов открытости, это дает следующие преимущества:

  • Возможность построения сети из аппаратных и программных средств различных производителей, придерживающихся стандарта;
  • Безболезненная замена отдельных компонентов сети другими, более совершенными;
  • Легкость сопряжения одной сети с другой.

В рамках модели OSI средства взаимодействия делятся на семь уровней: прикладной, представления, сеансовый, транспортный, сетевой, канальный и физический. В распоряжение программистов предоставляется прикладной программный интерфейс , позволяющий обращаться с запросами к самому верхнему уровню, а именно, - уровню приложений.

Сеть Интернет строилась в полном соответствии с принципами открытых систем. В разработке стандартов этой сети принимали участие тысячи специалистов-пользователей сети из вузов, научных организаций и компаний. Результат работы по стандартизации воплощается в документах RFC .

RFC (англ. Request for Comments) - документ из серии пронумерованных информационных документов Интернета, содержащих технические спецификации и Стандарты, широко применяемые во Всемирной сети. В настоящее время первичной публикацией документов RFC занимается IETF под эгидой открытой организации Общество Интернета (ISOC ). Правами на RFC обладает именно Общество Интернет . Формат RFC появился в 1969 г. при обсуждении проекта ARPANET . Первые RFC распространялись в печатном виде на бумаге в виде обычных писем, но уже с декабря 1969 г., когда заработали первые сегменты ARPANET , документы начали распространяться в электронном виде. В таблице 1.2 приведены некоторые из наиболее известных документов RFC .

Таблица 1.2. Примеры популярных RFC-документов.
Номер RFC Тема
RFC 768 UDP
RFC 791 IP
RFC 793 TCP
RFC 822 Формат электронной почты, заменен RFC 2822
RFC 959 FTP
RFC 1034 DNS - концепция
RFC 1035 DNS - внедрение
RFC 1591 Структура доменных имен
RFC 1738 URL
RFC 1939 Протокол POP версии 3 (POP3)
RFC 2026 Процесс стандартизации в Интернете
RFC 2045 MIME
RFC 2231 Кодировка символов
RFC 2616 HTTP
RFC 2822 Формат электронной почты
RFC 3501 IMAP версии 4 издание 1 (IMAP4rev1)

Основным организационным подразделением, координирующим работу

Определение Интернета, данное Федеральным советом по информационным сетям (Federal Networking Council) 24 октября 1995 г., гласит: «Интернет – глобальная информационная система, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством уникального адресного пространства, основанного на протоколе IP (Inetrnet Protocol) или его последующих расширениях, способная поддерживать связь посредством комплекса протоколов TCP/IP (Transmission Control Protocol / Internet Protocol), их последующих расширений или других совместимых с IP протоколов, и публично или частным образом обеспечивающая, использующая или делающая доступной коммуникационную службу высокого уровня». Другими словами, Интернет можно определить как взаимосвязь сетей, базирующуюся на едином коммуникационном протоколе – TCP/IP. Таким образом, сеть Интернет можно определить как совокупность ЛВС, удовлетворяющих протоколу TCP/IP, которая имеет общее адресное пространство, где у каждого компьютера есть свой уникальный IP-адрес.

Таким образом, основу сети Интернет составляет семейство протоколов TCP/IP.

Рис. 1 - Общая логическая схема построения Интернета

Основным и наиболее распространенным устройством доступа в Интернет для конечного пользователя является компьютер. Для расширения возможностей он может быть оснащен микрофоном, видеокамерой, звуковыми колонками и другими устройствами, превращающими его в мультимедийный центр. Компьютер может находиться дома, в офисе фирмы или в любом другом месте, обладающем современными средствами коммуникации.

Доступ в Интернет, который предоставляется организациями, называемыми поставщиками услуг Интернета или провайдерами (Internet Service Provider, ISP), пользователь может получить, например, из дома через модем или из офиса через локальную сеть организации. Для подключения к поставщику услуг Интернета могут использоваться обычные телефонные линии, кабельные сети телевидения, радиоканалы связи или спутниковая связь.

Поставщик обычно имеет одно или несколько подключений к магистральным каналам (backbones) или крупным сетям, которые образуют главную кровеносную систему Интернета.

Границы Интернета довольно расплывчаты. Любой компьютер, подключенный к нему, уже можно считать его частью, и уж тем более это относится к локальной сети предприятия, имеющего выход в Интернет.

Web-серверы, на которых располагаются информационные ресурсы, могут находиться в любой части Интернета: у поставщика услуг, в локальной сети предприятия и т.д., необходимо лишь соблюдение главного условия – они должны быть подключены к Интернету, чтобы пользователи Сети могли получить доступ к их службам. В качестве служб могут выступать электронная почта, FTP, WWW и др.


Информационной составляющей служб являются самые разнообразные источники. Это могут быть данные, поступающие от информационных агентств и с финансовых рынков, фотографии, документация, звуковые фрагменты, информация, присланная пользователями и т.д. Службы в совокупности с их информационной составляющей являются той главной целью, к которой стремятся пользователи и которой они достигают посредством подключения к Интернету.

Семейство протоколов TCP/IP . В пределах каждой физической компьютерной сети подсоединенные к ней компьютеры используют ту или иную сетевую технологию: Ethernet, Token Ring, FDDI, ISDN, соединение типа «точка-точка», а в последнее время к этому списку добавились сеть АТМ и беспроводные технологии. Между механизмами коммуникаций, зависящими от данных физических сетей, и прикладными системами встраивается программное обеспечение, которое делает возможным соединение различных физических сетей друг с другом. При этом детали подобного соединения «скрыты» от пользователей, которым предоставляется возможность работать как бы в одной большой физической сети.

Для соединения двух и более сетей используются маршрутизаторы (routers) – компьютеры, которые физически соединяют сети друг с другом и с помощью специального программного обеспечения передают пакеты из одной сети в другую.

Технология Интернета не навязывает какой-то определенной топологии межсетевых соединений. Добавление новой сети к Интернету не влечет за собой ее подсоединения к некоторой центральной точке коммутации или установке непосредственных физических соединений со всеми уже входящими в Интернет сетями. Маршрутизатор «знает» топологию Интернета за пределами тех физических сетей, которые он соединяет, и, основываясь на адресе в сети назначения, передает пакет по тому или иному маршруту.

В Интернете используются универсальные идентификаторы (адреса) подсоединенных к Сети компьютеров, поэтому любые две машины имеют возможность взаимодействовать друг с другом. В нем также реализован принцип независимости пользовательского интерфейса от физической сети, то есть существует множество способов установления соединений и передачи данных, одинаковых для всех физических сетевых технологий.

С точки зрения конечных пользователей Интернет представляет собой единую виртуальную сеть, к которой подсоединены все компьютеры, независимо от их реальных физических соединений.

Фундаментальным принципом Интернета является равнозначность всех объединенных с его помощью физических сетей: любая система коммуникаций рассматривается как компонент Интернета, независимо от ее физических параметров, размеров передаваемых пакетов данных и географического масштаба.

Семейство протоколов ТСР/IP позволяет построить универсальную сеть, осуществляющую указанные выше принципы. Оно включает в себя протоколы 4-х уровней коммуникаций (табл. 1).

Таблица 1 - Уровни стека протоколов TCP/IP

В результате изучения материала данной главы студент должен: знать

  • интернет-технологии, используемые в бизнесе;
  • принципы использования и примеры поисковых систем Интернет;
  • концепцию, логику работы и виды виртуальных предприятий (ВП);
  • технологию построения ВП как формы межпроизводственной кооперации; уметь
  • использовать информационные технологии сети Интернет в экономической деятельности;
  • строить модель интегрированного информационного пространства ВП;
  • создавать организационно-функциональную структуру ВП; владеть
  • навыками использования технологий сети Интернет;
  • техникой организации гибких производственных структур на основе интернет- технологий.

Интернет-технологии, используемые в бизнесе

Интернет (англ. Internet) - всемирная система объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Ее называют также Всемирная сеть и Глобальная сеть, или просто Сеть. На основе Интернета работают Всемирная паутина и множество других систем передачи данных.

Технология WWW представляет собой образец универсального глобального хранилища информации, реализованного в пределах современных возможностей. Эта технология оказалась весьма перспективной и для реализации обмена данными внутри корпоративных сетей предприятий.

Интернет состоит из многих тысяч корпоративных, научных, правительственных и домашних компьютерных сетей. Объединение сетей разной архитектуры и топологии стало возможно благодаря интернет-протоколу IP (англ. Internet Protocol) и принципу маршрутизации пакетов данных.

С точки зрения терминологии существуют два созвучных термина - интернет (internet) и Интернет (Internet). Под термином «интернет» подразумевают технологии обмена данными, основанные на использовании семейства протоколов TCP/IP, в то время как «Интернет» - это объединение мировых сетей, которые используют технологии интернет для ввода, хранения, поиска и обмена данных.

История возникновения идеи Интернет трактуется по-разному. Известно , что Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США предложило создать для целей обороны компьютерную сеть. Разработка такой сети была поручена Калифорнийскому университету в Лос-Анджелесе, Стэнфордскому исследовательскому центру, Университету Юты и Университету штата Калифорния в Санта-Барбаре. Компьютерная сеть была названа ARPANET (англ. Advanced Research Projects Agency Network), и в 1969 г. в рамках проекта сеть объединила четыре указанных научных учреждения. Все работы финансировались Министерством обороны США. Затем сеть ARPANET начала активно расти и развиваться, ее начали использовать ученые из разных областей науки. Первый сервер ARPANET был установлен 2 сентября 1969 г. в Калифорнийском университете (Лос-Анджелес). Компьютер Honeywell DP-516 имел 24 Кб оперативной памяти. 29 октября 1969 г. в 21:00 между двумя первыми узлами сети ARPANET, находящимися на расстоянии в 640 км - в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса (UCLA) и в Стэнфордском исследовательском институте (SRI) - провели сеанс связи. Чарли Клайн пытался выполнить удаленное подключение из Лос- Анджелеса к компьютеру в Стэнфорде. Успешную передачу каждого введенного символа его коллега Билл Дювалль из Стэнфорда подтверждал по телефону. В первый раз удалось отправить всего два символа «LO» (изначально предполагалось передать «LOG»), после чего сеть перестала функционировать. LOG должно было быть словом LOGIN (команда входа в систему). В рабочее состояние систему вернули уже к 22:30, и следующая попытка оказалась успешной. Именно эту дату можно считать днем рождения Интернета.

Однако в настоящее время есть исследования , в соответствии с которыми признается, что идея В. М. Глушкова и один из вариантов Общегосударственной автоматизированной системы (ОГАС), разработанный в 1960-е гг. (см. подробнее в гл. 9), считается прообразом системы Интернет.

4. Технологии поиска в Интернет

Основными способами поиска в интернет являются гиперссылки, имена сайтов каталогов и справочников, технология поиска в поисковых системах Интернет

Гиперссылка для пользователя - графическое изображение, видео или текст на сайте, в письме электронной почты или в каком-либо электронном документе, устанавливающие связь и позволяющие переходить к другим объектам Интернета.

Краткая характеристика

В HTML-документах текстовые ссылки выделяются синим цветом или подчеркиванием. При наведении на них курсора мыши в окне браузера осуществляется переход к документам, расположенным на локальном диске или в компьютерной сети, либо на элементы этого объекта. При навигации в браузере с помощью клавиатуры текстовые и графические ссылки выделяются прямоугольной пунктирной рамкой

Каталоги и справочники

В каталогах имеются иерархические тематические рубрики, которые указывают человеку, каким образом следует двигаться в каталоге

Поисковые

В их основе поиск по ключевым словам и вывод адресов всех страниц, на которых эти слова встречаются. Популярные поисковые системы в России - Яндекс, Google, Search.Mail.ru, Bing, Rambler, Yahoo!

5. Технологии передачи больших объемов информации. Звуковые и видеофайлы

Эти файлы имеют большой информационный объем. Для передачи таких файлов по компьютерным сетям в стандартных форматах требуются линии связи с высокой пропускной способностью. Для уменьшения объемов звуковых и видеофайлов без потери качества используются специальные методы сжатия файлов, основанные на удалении не воспринимаемой человеком звуковой или видеоинформации

Просмотр веб-страниц осуществляется с помощью специальных программ - браузеров. В настоящее время наиболее распространенными браузерами являются Internet Explorer, Mozilla, Safari, Opera и Google Chrome.

Окно браузера содержит стандартные элементы окна приложения:

  • меню окна, содержащее наборы команд «Файл», «Правка», «Вид», «Избранное», «Сервис» и «Справка»;
  • панель инструментов, кнопки которой позволяют переходить с одной веб-страницы на другую (кнопки «Вперед», «Назад», «Домой»), а также управлять процессом их загрузки (кнопки «Остановить», «Обновить»);
  • текстовое поле «Адрес», в которое интернет-адрес нужной вебстраницы вводится с клавиатуры или выбирается из списка;
  • рабочую область, в которой просматриваются веб-страницы.

В настоящее время в Интернете существует достаточно большое количество сервисов, обеспечивающих работу со всем спектром ресурсов. Наиболее известными среди них являются:

  • сервис DNS, или система доменных имен, обеспечивающий возможность использования для адресации узлов сети мнемонических имен вместо числовых адресов;
  • электронная почта (e-mail), обеспечивающая возможность обмена сообщениями одного человека с одним или несколькими абонентами;
  • сервис IRC, предназначенный для поддержки текстового общения в реальном времени (chat);
  • телеконференции, или группы новостей (Usenet), обеспечивающие возможность коллективного обмена сообщениями;
  • сервис FTP (file transfer protocol - протокол передачи файлов) - система файловых архивов, обеспечивающая хранение и пересылку файлов различных типов;
  • сервис Telnet, предназначенный для управления удаленными компьютерами в терминальном режиме;
  • WWW - гипертекстовая (гипермедиа) система, предназначенная для интеграции различных сетевых ресурсов в единое информационное пространство;
  • потоковое мультимедиа.

Перечисленные сервисы относятся к стандартным. Это означает, что принципы построения клиентского и серверного ПО, а также протоколы взаимодействия сформулированы в виде международных стандартов и разработчики ПО при практической реализации обязаны выдерживать общие технические требования.

Наряду со стандартными сервисами существуют и нестандартные, представляющие собой оригинальную разработку той или иной компании. В качестве примера можно привести различные системы наподобие Instant Messenger (своеобразные интернет-пейджеры - ICQ, AOl, Demos on-line и т.п.), системы интернет-телефонии, трансляции радио и видео и т.д. Важной особенностью таких систем является отсутствие международных стандартов, что может привести к возникновению технических конфликтов с другими подобными сервисами.

Рассмотрим основные области использования интернет-технологий.

  • 1. Электронный бизнес. По результатам исследований, большинство ресурсов Интернет так или иначе связаны с коммерческой деятельностью. Интернет используется для рекламы и непосредственной продажи товаров и услуг, для маркетинговых исследований, электронных платежей и управления банковскими счетами, электронной торговли товарами и услугами, а также цифровыми продуктами и услугами.
  • 2. Средства массовой информации - интернет-издания; сайты новостей, литературные, научно-популярные, детские и т.п. Если оффлайновые издания выпускаются периодически (раз в день, неделю, месяц), то интернет- издания обновляются по мере появления нового материала. Также существуют интернет-радио и интернет-телевидение.
  • 3. Литература, музыка, кино. Электронные библиотеки, доступные через Интернет, содержат огромное число произведений. При этом многие книги, доступные в сети, давно стали библиографической редкостью, а некоторые и вообще не издавались.
  • 4. Связь - электронная почта, IP-телефония, Skype и т.д. Развитие Интернета, используемого как средство связи, приводит ко все большему распространению такой формы занятости, как удаленная работа.
  • 5. Общение. Интернет является способом массового общения людей, объединенных различными интересами. Для этого используются интернет- форумы, блоги и социальные сети.
  • 6. Краудсорсинг. Интернет оказался хорошим средством для решения общественно значимых задач силами множества добровольцев, координирующих при этом свою деятельность. Одним из наиболее крупных проектов такого рода является Википедия - онлайн-энциклопедия, создаваемая силами добровольцев. Примерами программ так называемой гражданской науки являются Stardust@Home и Clickworkers под эгидой НАСА, проект по классификации галактик Galaxy Zoo; проекты распределенных вычислений, такие как Folding@Home, World Community Grid, Einstein@Home и др., можно также рассматривать как гражданскую науку, поскольку вычисления осуществляется с помощью компьютеров добровольцев.
  • 7. Поиск информации. Обеспечивается поисковыми системами Интернет, примеры функционирования которых кратко характеризуются в следующем параграфе.

Определенным аналогом сети Интернет является Интранет (Intranet) - внутренняя информационная сеть предприятия, построенная на основе интернет-технологий. К преимуществам этих технологий относят:

  • простоту в поиске информации и навигации (с помощью простого выбора гипертекстовой ссылки можно перемещаться с одного узла сети на другой);
  • внешнюю привлекательность представления информации (за счет использования технологии WWW текстовая информация дополняется графикой, звуком и другими элементами мультимедиа);
  • наличие большого количества полезных служб, таких как новости, электронная почта, конференции и т.д.;
  • возможность свободной циркуляции информации внутри предприятия, обусловленную простотой ее поиска, обработки и распространения.

В информационную инфраструктуру корпорации могут входить следующие информационные ресурсы: гипертексты и гипермедиа; офисные документы; графическая информация; архивные файлы; сообщения электронной почты; новости; базы данных; прикладное ПО. Направление и содержание информационных потоков зависит от природы ресурсов, средств их создания, механизмов и прав доступа к информации.

Все большее распространение получает электронная коммерция (e-commerce) - форма поставки товаров (услуг), при которой выбор и заказ товаров осуществляется через компьютерные сети, а расчеты между покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных документов и (или) средств платежа . При этом в качестве покупателей товаров или услуг могут выступать как частные лица, так и организации.

Электронная коммерция включает в себя не только онлайн-транзакции купли-продажи. В область, охватываемую этим понятием, включаются и такие виды деятельности, как проведение маркетинговых исследований, определение партнеров, поддержка связей с поставщиками и потребителями, организация документооборота и т.н. Таким образом, электронная коммерция является комплексным понятием и включает в себя электронный обмен данными как одну из составляющих.

Благодаря сети Интернет электронная коммерция стала доступной для фирм различного масштаба. Электронная витрина в WWW дает любой компании возможность привлекать клиентов со всего мира. В реальном масштабе времени формируются новые каналы сбыта - виртуальные, требующие минимальных материальных вложений. Если информация, услуги или продукция (например, ПО) могут быть поставлены через компьютерную сеть, то весь процесс продажи, включая оплату, может происходить в онлайн-режиме.

Наиболее отработанная технология электронной коммерции - это электронный обмен данными EDI (electronic data interchange), который избавляет от необходимости обработки, почтовой пересылки и повторного ввода в компьютеры бумажных документов, т.е. исключает процесс, который может порождать ошибки.

Реализация системы e-commerce является специфичной для каждой конкретно поставленной задачи. Однако в каждом ее решении присутствуют общие черты: клиент-серверная технология; использование баз данных; наличие скриптов, обрабатывающих действия пользователя.

Наиболее часто встречающиеся проектные решения:

  • электронный магазин;
  • электронный каталог.

Для реализации каждого из проектов необходимо подобрать требуемое программное, аппаратное и технологическое решение. ПО подразделяется на ОС, веб-серверы, системы управления базами данных, языки скриптов.

Для каждой системы e-commerce необходимо подбирать собственное аппаратное и программное решение. Так, для системы «электронный магазин» необходим сервер с ОС Unix, веб-сервером Apache, системой управления базой данных Oracle, аппаратным обеспечением не ниже Pentium 3. Связь с базой данных должны осуществлять cgi-скрипты.

Электронная коммерция открывает большие возможности увеличения прибыли предприятий. Более широким понятием является электронный бизнес (e-Business), включающий помимо коммерческой деятельности качественно новые технологии, которые позволяют компании достичь конкурентного преимущества за счет улучшения обслуживания своих клиентов и оптимизации отношений с партнерами.

Бизнес в современных условиях - это оперативное управление и высокая производительность труда при постоянно растущей информационной нагрузке. В развивающейся конкурентной среде возрастают потребности в экономичных и простых средствах быстрого доступа к важным приложениям и информации, обмена данными и совместной работы внутри фирмы и (или) бизнес-сообщества. Эти потребности испытывают как менеджеры компании, так и бизнес-партнеры, потенциальные и уже имеющиеся заказчики, которые взаимодействуют с компанией по технико-экономическим вопросам поставок, получения информации о продуктах. Обеспечивая возможность прямых контактов в любое время и из любого места, Интернет позволяет предприятиям строить интерактивные взаимоотношения с клиентами и поставщиками и поставлять продукцию (услуги) быстрее и с меньшими затратами.

Суть электронного бизнеса не ограничивается ПО и компьютерами. Реализация идеи e-business требует пересмотра всей модели делового оборота. Как и традиционный, электронный бизнес требует комплексного подхода, включающего планирование и управление, поддерживаемое технологией, процессами и соответствующей структурой. При этом необходимы безопасное и надежное программное и аппаратное обеспечение, сети, каналы связи и, конечно, Интернет.

Сеть Интернет стала универсальной деловой средой, соединяющей компании между собой и с потребительской аудиторией. Доступ к электронному бизнесу получили все компании, независимо от их размера и возраста.

Электронный бизнес позволяет сделать основной бизнес компании более рентабельным, а компанию - более конкурентоспособной. Это осуществляется, прежде всего, благодаря полной автоматизации всех бизнес- процессов предприятия, начиная от закупки необходимых материалов и заканчивая дистрибуцией готовых товаров.

Следует также особо отметить, что базой развития экономической деятельности предприятий и организаций является инновационная деятельность и ее основа - научно-техническая информация. Для обеспечения мониторинга и поиска научно-технической информации используются поисковые системы Интернет, рассматриваемые в следующем параграфе.

LickliderJ. С. R. Man-Computer Symbiosis // IRIE. Transactions on Human Ractors inElectronics, 1960, March. Vol. YFE-1. P. 4-11. URL: http:groups.osail.mit.edu/medg/people/psz/Licklider.htm/.
  • Фримен Эрик, Фримен Элизабет. Изучаем HTML, XHTML и CSS = Head First HTMLwith CSS & XHTML. 1-е изд. СПб.: Питер, 2010. С. 656.
  • Интеграция - основа облака // Открытые системы. 2011. № 07. URL: http://www.osp.ru/os/2011/07/13010473/.
  • Царев В. В., Кантарович А. А. Электронная коммерция. СПб.: Питер, 2002.


  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!