История создания произведения Н.В.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". Традиции украинского фольклора и народная мифология в повести «Ночь перед Рождеством

Одним из таких шедевров стал сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Данный урок посвящен повести «Ночь перед Рождеством».

Многие сказки и легенды имеют счастливый конец. Повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством» полностью соответствует этому правилу. Главному герою, отважному кузнецу Вакуле, приходится пройти сложное испытание, для того чтобы завоевать сердце своей возлюбленной. В результате он получает руку и сердце своей избранницы. Легенды и народные сказки призваны вселять в человека веру в свои силы, умение и находчивость. Эта повесть не является исключением…

Николай Васильевич Гоголь (рис. 1) очень трепетно относился к культуре своего народа. Он родился в 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, самом сердце Малороссии, как тогда называли Украину.

Рис. 1. Отто Моллер. Портрет писателя Н.В. Гоголя ()

Окончив Нежинскую гимназию высших наук, он приехал в Петербург, мечтая «сделать жизнь свою нужною для блага государства» . Им владела пылкая мечта: принести пользу человечеству, поступить на службу, которая могла бы дать «просторный круг действий» .

Знакомство с Пушкиным и его друзьями помогло Гоголю найти свою дорогу - обратиться к занятиям литературой, написать «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Вскоре после прибытия в Петербург, зимой 1829 года, Гоголь в письмах к матери и сёстрам просил присылать ему всё, что имеет хоть какое-нибудь отношение к украинским народным обычаям, костюмам и легендам: «Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы много знаете обычаи малороссиян наших… В следующем письме я ожидаю от вас описания полного наряда сельского дьячка, от верхнего платья до самых сапогов с поименованием, как это всё называлось у самых закоренелых, самых древних, самых наименее переменившихся малороссиян… Ещё обстоятельное описание свадьбы, не упуская наималейших подробностей… Ещё несколько слов о колядках, о Иване Купале, о русалках. Если есть, кроме того, какие-либо духи или домовые, то о них подробнее с названиями и делами…» . Он и сам тогда не знал, для чего использует полученные с родины сведения. Карьера чиновника пока не складывалась, так, может быть, хоть писательство могло бы приносить доход? Ведь помнил он с самого детства незабываемые рассказы бабушки Татьяны Семёновны, которыми она баловала его всякий раз, как он приходил в её комнаты в Васильевке: о запорожцах и славном атамане Остапе Гоголе, о страшных ведьмах, колдунах и русалках, подстерегающих путника на тёмных тропках.

Первая часть «Вечеров…» была готова летом 1831 года, когда Гоголь жил в Павловске в доме княжны Васильчиковой. Общество в то лето спасалось за городом от эпидемии холеры в Санкт-Петербурге, Пушкин снимал дачу в Царском селе, а для Гоголя выхлопотано было место домашнего учителя для сына княжны. В доме было полно приживалок, и у одной из них, старушки Александры Степановны, любили собираться её подружки, чтобы вместе повязать чулки да послушать молодого автора, читавшего отрывки из своих сочинений. Однажды в комнату заглянул племянник княжны, студент Дерптского университета В.А. Соллогуб: «Я развалился в кресле и стал его слушать; старушки опять зашевелили своими спицами. С первых слов я отделился от спинки своего кресла, очарованный и пристыженный, слушал жадно; несколько раз порывался я его остановить, сказать ему, до чего он поразил меня, но он холодно вскидывал на меня глаза и неуклонно продолжал своё чтение… И вдруг он воскликнул: «Да гопак не так танцуется!..» Приживалки же, сочтя, что чтец действительно обращается к ним, в сою очередь всполошились: «Отчего не так?» Гоголь улыбнулся и продолжил чтение монолога пьяного мужика. Признаюсь откровенно, я был поражён, уничтожен. Когда он кончил, я бросился ему на шею и заплакал» .

А книга уже печатается в Петербурге в типографии на Большой Морской улице. Вернувшись в августе в город, молодой автор спешит наведаться туда, чтобы самому удостовериться в том, что всё идёт хорошо. Наборщики типографии, завидев его, отворачиваются и прыскают в кулак - так рассмешила их книга, отданная им в работу.

Наконец, в начале сентября 1831 года книга выходит из печати и поступает в книжные магазины (рис. 2). Хвалебные отзывы, «Вечера…» идут нарасхват. А.С. Пушкин сказал об этом произведении: «Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности».

Рис. 2. Титульный лист сборника Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1831 ()

Гоголь посылает экземпляр книги матери и тут же просит сестру Марию продолжать присылать ему записи украинских сказок и песен. Теперь, после такого успеха, можно готовить к печати и второй том. На этот раз в своих просьбах Гоголь не ограничивается одними записями и наблюдениями: «Я помню очень хорошо, что один раз в церкве нашей мы все видели одну девушку в старинном платье. Она, верно, продаст его. Если встретите где-нибудь у мужика старинную шапку или платье, отличающееся чем-то необыкновенным, хотя бы даже оно было изорванное - приобретайте!.. Всё это складывайте в один сундук или чемодан, и при случае, когда встретиться оказия, можете переслать ко мне».

Второй том выходит в марте 1832 года - автор на седьмом небе от счастья, о чём пишет сам в письме Данилевскому. Чуть раньше, в феврале 1832 года, происходит и ещё одно значительное событие - Н.В. Гоголь зван на обед, который дал издатель и книготорговец А.Ф. Смирдин, чтобы отпраздновать открытие нового магазина на Невском проспекте. Среди приглашённых А.С. Пушкин, К.Н. Батюшков, Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч. Ещё год назад о подобном и мечтать было невозможно.

Пересказывать чудные гоголевские истории - дело неблагодарное. Скажем только, что весёлое в «Вечерах…» соседствует с жутким, леденящим кровь. Один колдун из «Страшной мести» чего стоит! Зло в этих историях может быть забавным, как чёрт в «Ночи перед Рождеством» или в «Сорочинской ярмарке», а может быть отвратительным и коварным, как ведьма, заставляющая влюблённого юношу убить младенца, дабы заполучить желанную невесту в «Вечере накануне Ивана Купала». Соседство это, неудивительное для народных сказок, всё же наводит на мысль о том, а так ли весел был сам автор? В «Авторской исповеди» Гоголь писал об этом так: «Причина той весёлости, которую заметили в первых сочинениях моих, показавшихся в печати, заключалась в некоторой душевной потребности. На меня находили припадки тоски, мне самому необъяснимой, которая происходила, может быть, от моего болезненного состояния. Чтобы развлекать себя самого, я придумывал себе всё смешное, что только мог выдумать. Выдумывал целиком смешные лица и характеры, поставлял их мысленно в самые смешные положения, вовсе не заботясь о том, зачем это, для чего и кому из этого выйдет какая польза. Молодость, во время которой не приходят на ум никакие вопросы, подталкивала».

«Вечера…», несмотря на всю свою сказочность, получились удивительно реалистичными: в дело пошли не только сведения, присланные родными, но и труды по этнографии, лингвистические статьи и даже трактаты по колдовству. Сам Гоголь признавался, что не может придумывать сюжеты из ничего, ему необходима была некая канва, которую он с удивительной точностью и мастерством разворачивал в завораживающее повествование.

В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь обращает свои взоры к милой его сердцу солнечной Украине. В жизни ее народа, в ее песнях и сказках видит он подлинную поэзию и воссоздает ее в своих повестях. Гоголь прекрасно знал жизнь и народное творчество Украины. Впечатления украинской деревни окружали его с самого детства. Отец писателя был автором комедий, в которых широко использовался украинский фольклор и изображались быт и нравы украинской деревни. Видел Гоголь в детские годы и вертепы (кукольные театры) с их представлениями, полными задорного украинского юмора. Его сверстники по Нежинской гимназии рассказывали, что Гоголь в праздничные дни отправлялся в предместье Нежина, к своим знакомым крестьянам, бывал завсегдатаем на крестьянских свадьбах. Интерес будущего писателя к Украине отразился и в многочисленных записях фольклора, которые он заносил в «Книгу всякой всячины», заведенную им в гимназии.

В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь создал глубоко лирический, прекрасный образ Украины, проникнутый любовью к ее народу. Этот образ раскрывается писателем и в пленительных поэтических пейзажах, и в описании национального характера народа, его свободолюбия, храбрости, юмора, лихого веселья. Украина в книге Гоголя впервые предстала во всей чудесной красоте, яркости и вместе с тем нежности своей природы, с ее вольнолюбивым и мужественным народом.

По определению В. Г. Белинского, «Вечера на хуторе близ Диканьки» - это «поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, - все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах Гоголя».

Фантастика народных сказок и легенд в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Повесть «Ночь перед Рождеством» Гоголь написал в 1831 г. Она завораживает читателя своими фантастическими событиями и живым теплым юмором. В повести есть все: загадки, страх перед неведомым, любовь, приключения. Именно поэтому повесть Гоголя читается с большим интересом, причем как детьми, так и взрослыми.

С раннего детства Н.В. Гоголя окружала атмосфера народных легенд, поверий, сказок и былей. Прекрасными рассказчиками интересных историй были его родители. А отец будущего писателя, Василий Львович, на основе этих рассказов даже ставил пьесы. Не меньше легенд о разных чудесах и персонажах украинского фольклора Николай Васильевич слышал на знаменитых ярмарках, на вечерницах, во время веселых народных гуляний. Здесь каждый хотел поведать свою историю. В таких рассказах сталкивались добро и зло, человек и нечистая сила. Враждебные людям персонажи - черти, ведьмы, колдуны и др. - всегда стремились им навредить. Но человек пытался одолеть и побороть злую силу. Одно из таких столкновений изображено в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Первые же строки позволяют читателю окунуться в сказочную атмосферу:

Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

События в ней разворачиваются в ночь перед большим христианским праздником. Как известно из сказок и легенд, ночь перед Рождеством - это совершенно удивительное время. В эту ночь по свету разгуливает вся нечисть. Вовсе не случайно чёрт чувствует себя так свободно. Чёрт - это полностью вымышленный персонаж. Народная фантазия наделила его особым обликом. В повести портрет черта дан рассказчиком очень детально. Как всякий чужой для украинцев человек, он назван немцем. Своей узенькой мордочкой и пятачком черт похож на свинью. Но больше рассказчик сравнивает черта с людьми. То с яресковским головой, то с губернским стряпчим в мундире. В этом проявляется гоголевский юмор. С его помощью автор добродушно высмеивает недостатки людей:

Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу.

За чертом числилось много проделок. В начале повести мы видим его летящим по небу. Нечистый крадет месяц, чтобы отомстить Вакуле за свои мучения в картине Страшного суда. Чтобы Чуб с кумом не попали к Солохе, он устраивает сильную метель. В народе же верят, что ненастья и вьюги насылаются нечистой силой, которая хочет запутать человека. Так и Чуб с кумом сбились с пути. Метель была такой сердитой, что они не видели ни одного дома и в конце концов потеряли друг друга. А Чуб так заблудился, что даже не узнал собственной хаты. Но главная цель черта, по поверьям, - завладеть душой человека. В обмен на помощь Вакуле он требует его душу. Но кузнец «сотворил крест» и заставил черта повиноваться. Ночью Вакула летит на черте в Петербург. Это время буйства нечистой силы. Поэтому в небе кузнец видит все живым. Звезды, как дети, играют в жмурки. Духи клубятся целыми облаками. Летает метла ведьмы; сидя в горшке, несется колдун. В это же время черт оборачивается в других животных. В самом Петербурге он превращается в коня и ведет Вакулу по улицам города. А перед походом во дворец царицы он сделался таким маленьким, что поместился у кузнеца в кармане. Но все силы черта исчезают, когда наступает утро. Новый день начинается с крика петуха. Поэтому возвращается Вакула из столицы перед его пением. Вместо того чтобы посмеяться над человеком, черт сам оказался наказан. Это рогатое создание на поверку оказывается очень глупым, и после путешествия в Петербург вместо души кузнеца чёрт в награду получает хорошую взбучку (рис. 3):

И мигом очутился Вакула около своей хаты. В это время пропел петух. «Куда? - закричал он, ухватя за хвост хотевшего убежать черта. - Постой, приятель, еще не все: я еще не поблагодарил тебя».

Рис. 3. Кость Лавро. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» ()

Черт не случайно показан в повести таким жалким и глупым. Во многих сказках и легендах смелые и отважные герои легко одерживают верх над темными силами зла. Благородство, отвага и находчивость помогают им в этом. Кузнец Вакула тоже смог противостоять чёрту, в этом кузнецу помогла еще и вера в Бога. Ведь при общении с чертом кузнецу пришла в голову мысль совершить крестное знамение, а после этого черт уже не имел над ним никакой власти.

Но некоторые люди, по народным поверьям, могли вступать в союз с нечистой силой. В повести это ведьма Солоха и знахарь Пацюк.

Солоха (рис. 4) верхом на метле летает по небу, прячет в рукав звезды. Она тоже может превращаться в животных. Кто-то из жителей Диканьки видел, как Солоха «черною кошкою перебежала дорогу». К попадье она явилась в облике свиньи, «закричала петухом, надела на голову шапку отца Кондрата и убежала назад» . А парубок Кизяколупенко «видел у нее сзади хвост» . Несмотря на все эти проделки, среди односельчан Солоха была обычной женщиной и доброй хозяйкой. От роду ей не больше сорока лет и была она «ни хороша, ни дурна собою». Но от других женщин отличалась особой хитростью и сметливостью. Именно эти качества помогли ей перехитрить казаков, которые пришли к ней на вечерю. Она спрятала их в мешки, и гости долго не могли выйти на свободу.

Рис. 4. Кадр из мультфильма «Ночь перед Рождеством». Союзмультфильм, 1951 ()

Вакула, отправленный Оксаною за черевичками (по сказочному принципу «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»), должен обрести волшебного помощника, ибо в одиночку ему не справиться. Добрые помощники в повестях цикла практически отсутствуют, потому кузнец прямиком направляется к Пузатому Пацюку, который тоже знается с нечистой силой («знает всех чертей и всё сделает, что захочет»). Его считали знахарем, потому что он умел заговорами лечить людей (рис. 5).

Рис. 5. Федоровский Ф.Ф. Пацюк ест галушки. Эскиз декорации к театральной постановке повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» ()

- Ты, говорят, не во гнев будь сказано... - сказал, собираясь с духом, кузнец, - я веду об этом речь не для того, чтобы тебе нанесть какую обиду, - приходишься немного сродни черту.

Пацюк без труда определил, что за спиной у Вакулы уже сидит черт:

- Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами, - произнес равнодушно Пацюк, не изменяя своего положения.

Кроме того, Пацюк не соблюдает пост и в вечер голодной кутьи ест вареники со сметаной. Увидев это, набожный кузнец выбежал из его хаты.

Красавица Оксана и кузнец Вакула - персонажи, которые имеют много общего с героями различных народных сказок. Смелый и благородный юноша влюбляется в юную, но очень надменную красавицу. Долгое время она осыпает влюбленного насмешками, но потом, наконец-то, соглашается выйти за него замуж, правда, при одном условии. Красавица Оксана желает, чтобы влюбленный в нее кузнец принес черевички, которые носит сама царица.

Путешествие оказывается для героя нелегким, но успешным. Ему удается подчинить себе черта и даже слетать на нем к царице. За время отсутствия отважного Вакулы красавица Оксана понимает, что все-таки любит его. Счастливая развязка еще больше приближает повесть к сказке.

В повести «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь соединяет народные сказки и легенды и украшает их собственным художественным вымыслом.

Список литературы

  1. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. - М.: Детская литература, 2006.
  2. Золотусский И.П. Гоголь/Жизнь замечательных людей. - М.: Молодая гвардия. 2007.
  3. Литература. 6 класс. В 2 ч. / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. - М., 2013.
  1. Букинист.РУ. Творчество Гоголя. Личность. Судьба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  2. Кредо. Библиотека онлайн. Н. Гоголь «Ночь перед Рождеством» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  3. Николай Васильевич Гоголь. Сайт, созданный старшеклассниками московской школы № 770: Биография. Произведения (ссылки на ресурсы сетевых библиотек). Афоризмы. Галерея. Интерактивная игра [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  4. Персональный сайт Бутыркиной О.А. Словарь малороссийских слов, встречающихся в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().

Домашнее задание

  1. Подготовьте художественный пересказ наиболее смешного, на ваш взгляд, эпизода.
  2. Словарная работа. Выпишите из текста повести незнакомые вам слова. Найдите по словарю их лексическое значение.
    Например, ПАЛЯНИЦА - небольшой хлеб, несколько плоский.
  3. Устное словесное рисование. «Нарисуйте» устно портрет украинского парубка или девушки (на выбор). Передайте особенности костюма.

Повесть «Ночь перед рождеством» была написана Н. В. Гоголем в 1830 – 1832 годах. Первое издание произведения было опубликовано в 1832 году в типографии А. Плюшара. Повесть входит в известный цикл писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В «Ночи перед Рождеством» Гоголь с юмором изобразил опоэтизированную сельскую жизнь в праздничный день, развернув сюжет вокруг истории любви кузнеца Вакулы и дочери богатого козака Оксаны.

Главные герои

Вакула – кузнец, «силач и детина хоть куда», в свободное время занимался «малеванием», был влюблен в Оксану и летал в Петербург на черте, чтобы достать для нее черевички самой царицы.

Оксана – дочь козака Чуба, возлюбленная Вакулы, ей «не минуло еще и семнадцати лет», «была капризна, как красавица».

Черт – невзлюбил Вакулу за то, что тот нарисовал его в дурном свете, возил кузнеца в Петербург.

Другие персонажи

Чуб – богатый козак, вдовец, отец Оксаны.

Солоха – ведьма, мать Вакулы, «имела от роду не больше сорока лет».

Пузатой Пацюк – знахарь, бывший запорожец, который уже много лет живет в Диканьке.

Голова, дьяк, кум Панас, царица Екатерина.

В Диканьке наступила зимняя, ясная ночь перед Рождеством. Неожиданно из трубы одной из хат вылетела ведьма верхом на метле и, поднявшись к небу, начала собирать в рукав звезды.

С другой стороны на небе появился черт. Он спрятал месяц в карман, и вокруг сразу сделалось темно. Сделал черт это для того, чтобы козак Чуб поленился идти по темноте и остался дома, а потому кузнец Вакула не смог прийти к его дочери Оксане. Так черт хотел отомстить кузнецу, который нарисовал его посрамленным на картине со Страшным судом.

Чуб вместе с Панасом, ожидая «добрую попойку» у дьяка выходят из хаты козака и видят, что на небе пропал месяц, и на улице стало совсем темно. Поколебавшись, они все же решают продолжить путь.

Пока Чуб ушел, оставшаяся одна дома Оксана любовалась собой перед зеркалом. За этим делом и застает девушку пришедший к ней Вакула. Кузнец обращается к Оксане с нежными речами, но она только смеется и издевается над ним. Раздосадованный Вакула решает, что девушка не любит его.

Неожиданно в двери постучали, и кузнец пошел открывать.

Мороз увеличивался, поэтому черт с ведьмой спустились через дымоход к ней в хату. Ведьмой была ни кто иная, как мать Вакулы – Солоха. Она умела так очаровывать мужчин, что к ней ходили многие козаки села, при этом ни один из них не знал о соперниках. Среди всех поклонников Солоха выделяла богатого козака Чуба.

Между тем, когда черт спускался в дымоход, он заметил Чуба и устроил сильную метель, пытаясь таким образом вернуть его домой.

И действительно – ничего не видя из-за метели, Чуб решил вернуться назад и они с кумом разошлись в разные стороны. Дойдя до своей хаты, козак постучал, но, услышав возмущенный крик Вакулы, решил, что это не его дом, и изменил голос. Не распознав в пришедшем Чуба, кузнец поколотил козака. Тогда Чуб, рассудив, что если Вакула здесь, то дома его нет, отправился к Солохе.

Пока черт летал из трубы и обратно, месяц вылетел из висевшей у него на боку «ладунки» и поднялся на небо. «Все осветилось. Метели как небывало» . На улице показались толпы колядующих парубков и девушек с мешками.

Девушки поспешили в дом Чуба. Оксана заметила у одной из девушек новые черевички и загрустила, что ей некому достать красивую обновку. Тогда Вакула сам вызвался достать «такие черевички, какие редкая панночка носит» . Шутя, Оксана сказала, что ей подойдут только те, которые носит сама царица и если кузнец их раздобудет, то она выйдет за него замуж.

К сидевшей с чертом Солохе неожиданно приходит дюжий голова. Пока женщина открывала двери, нечистый спрятался в мешке. Голова успел только выпить чарку водки и сказать, что из-за метели не попал к дьяку, как в двери снова постучали – это был сам дьяк. Солоха спрятала голову во второй мешок. Однако и беседа женщины с дьяком была скоро прервана – к Солохе пришел козак Чуб. Хозяйка спрятала в третий мешок дьяка, а вскоре в этом же мешке оказался и Чуб, который не хотел видеться с пришедшим к матери Вакулой.

Пока Солоха вышла к очередному посетителю, кузнец уносит все три мешка и, опечаленный издевательствами Оксаны, даже не замечает их тяжести.

На улице Вакула встречает колядующих. Оксана, смеясь, снова повторяет свое условие при всех. Расстроенный Вакула бросил мешки на землю и, взяв с собой самый маленький, попрощался со всеми и убежал.

Вакула решает пойти к местному знахарю – Пузатому Пацюку – «он, говорят, знает всех чертей и все сделает, что захочет» . Застав Пацюка за поеданием сначала галушек, а после вареников, которые сами летели в рот к хозяину, Вакула спрашивает у него как найти черта, чтобы попросить у того помощи. На это знахарь ответил ему: «Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами» . Испугавшись летящего ему в рот скоромного вареника, Вакула убегает от Пацюка.

Услышав слова кузнеца, черт тут же выскочил из мешка и предложил заключить контракт, подписав его кровью. Однако Вакула ухватил черта за хвост. Крестя нечистого, кузнец оседлал его и заставил отнести в Петербург к царице.

Оксана замечает оставленные Вакулой мешки и предлагает их забрать. Пока девчата ходили за санками, мешок с Чубом и дьяком уносит к себе вышедший из шинка кум. Во время ссоры Панаса с женой за содержимое мешка, из него вылезли Чуб и дьяк, объяснив, что решили так пошутить.

Девушки отвезли оставшийся мешок к Оксане. В это время вернулся домой Чуб и, обнаружив в мешке смущенного голову, был возмущен хитростью Солохи.

Долетев до Петербурга, черт обернулся конем, а после, по велению Вакулы, уменьшился и спрятался к нему в карман. Кузнец находит знакомых запорожцев, и с помощью нечистого получает согласие идти с ними к царице.

Во дворце запорожцев и Вакулу встретил Потемкин, а затем и сама царица. Когда Екатерина спросила у запорожцев, с какой просьбой они пришли к ней, кузнец тут же упал к ногам царицы, прося для своей жены такие же прекрасные черевички, как у нее. Екатерину развеселило его простодушие, и она приказала принести самые дорогие башмаки с золотом. Расхваливая ножки царицы, кузнец, подталкиваемый запорожцами, отошел назад и черт его мгновенно перенес уже «за шлахбаум» .

По Диканьке в это время уже пошли слухи, что Вакула то ли утонул, то ли повесился. Услышав об этом, Оксана очень расстроилась – ведь он любил ее, а теперь, возможно, навсегда ушел из села или вовсе пропал. Не появился Вакула и после обедни.

Обратно кузнец добрался еще быстрее, и, отвесив черту три удара хворостиной, отпустил его. Зайдя домой, Вакула тут же заснул и проспал до обедни. Проснувшись, кузнец взял с собой башмачки царицы для Оксаны и шапку и пояс для Чуба и отправился к козаку. После согласия отца на сватовство смущенная девушка сказала, что готова выйти замуж за Вакулу «и без черевичков» .

Женившись, кузнец размалевал всю свою хату, а в церкви изобразил черта в аду – «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо» .

Заключение

В повести «Ночь перед Рождеством» Гоголь раскрывает тему народной жизни, изображая ряд типичных сельских персонажей – ловкого и сильного кузнеца Вакулу, красивую и самовлюбленную Оксану, глупого и богатого Чуба, хитрую Солоху и других. Вводя в повествование мифических персонажей (ведьму, черта, знахаря), автор приближает сюжет произведения к сказочному, таким образом переплетая в повести приемы реализма и романтизма.

Краткий пересказ «Ночи перед Рождеством» описывает основной сюжет произведения, но для лучшего понимания повести советуем ознакомиться с ее полным вариантом.

Тест по повести

Вопросы теста охватывают многие важные моменты краткого содержания произведения:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1809.

Прослушать произведение (аудиокнига ) можно или

Лекция по произведению с телеканала "Бибигон" (лектор Дмитрий Бак) смотреть

Видеоуроки:

  • Видеоурок "Н.В. Гоголь. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжет повести. Картины народной жизни в повести «Ночь перед Рождеством». Пейзаж" смотреть
  • Видеоурок " Реалистическое и фантастическое в повести «Ночь перед Рождеством». Сцены придворной жизни" смотреть
  • Видеоурок " Реалистическое и фантастическое в повести «Ночь перед Рождеством». Теория литературы. Юмор" смотреть

Экранизация повести:

  • Советский полнометражный цветной художественный фильм-сказка, поставленный на Московской киностудии имен и М.Горького в 1961 году режиссёром Александром Роу, смотреть

Тест по произведению "Ночь перед Рождеством" с ответами:

1. Что ведьма собирала в рукав в ночь перед Рождеством? (Звёзды.)

2. Как ведьма и чёрт попали в хату? (Через трубу.)

3. Кто и зачем украл месяц?(Чёрт, чтобы устроить мелкую пакость кузнецу Вакуле: по темноте Чуб – отец Оксаны никуда не уйдёт из дому, и свидание не состоится.)

4. За что чёрт мстил кузнецу? (Кузнец намалевал в церкви картину Страшного суда, где бедного чёрта били, чем ни попадя.)

5. Сколько лет было Оксане? (16-17 лет.)

6. Какой подарок готовил кузнец Оксане? (Сундук с железной оковкой и росписью.)

7. Как звали ведьму, и кем она приходилась кузнецу? (Солоха, мать кузнеца.)

8. Почему из всех своих ухажеров Солоха предпочитала Чуба? (Чуб был богат, хозяйство содержал в порядке, хоть и немолод был, но ещё в добром здравии, а самоё главное – был вдовец.)

9. Как случилось, что кузнец поколотил Чуба, отца Оксаны, и выгнал его из собственного дома? (Кузнец был раздражён тем, что кто-то помешал его беседе с Оксаной, Чуба он не узнал (метель, темно), а тот смущённый резкостью тона Вакулы, решил, что попал в чужую хату.)

10. Какое условие кузнецу поставила Оксана, согласившись выйти за него замуж? (Кузнец должен был достать ей «черевички, которые сама царица носит».)

11. Что такое колядование? (Праздничный обряд под Рождеством: игры, хороводы, пение песен величальных и хождение по дворам, за что хозяева одаривали чем-нибудь вкусным: салом, пирогами, мёдом, колбасами.)

12. Кто угодил в мешки в избе Солохи? (Чёрт, голова, Чуб, дьяк.)

13. Кто такой Пузатый Пацюк, почему именно к нему Вакула пошёл за помощью? (Пузатый Пацюк был когда-то запорожцем, а ещё знался по всеобщему мнению, с нечистой силой.)

14. За что Пузатого Пацюка ценили уважали в селе? (За знахарство.)

15. Что Пузатый Пацюк сказал Вакуле? («Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами».)

16.Что ел Пузатый Пацюк во время разговора с Вакулай? (Галушки, вареники со сметаной.)

17. Как можно укротить чёрта? (Крестным знамением.)

24. Что стало с Оксаной, когда пропал? (Оксана смутилась, задумалась, вспомнила, как хорош собой Вакула, как преданно её любит, какой он мастер и т.д., кончилось тем, что « к утру влюбилась в кузнеца».)

25. Как кузнец сватался? (Принёс Чубу новёхонькую шапку и красивый пояс, повалился в ноги и сказал: « Помилуй, батько! не гневись! вот тебе и нагайка: бей, сколько душа пожелает…Отдай, батько, за меня Оксану».)

26. Как кузнец отблагодарил чёрта? (Отвесил чёрту три удара хворостиной.)

Сказка «Ночь перед Рождеством» была написана Николаем Гоголем на раннем этапе творчества. Это произведение писатель создал «на одном дыхании». Материала для написания этой повести у автора было предостаточно, поскольку довольно много времени он посвятил изучению фольклора и нравов, которые царили в украинском селе. Но больше всего сказка «Ночь перед Рождеством» поражает обилием колоритных живых образов.

История создания

Это произведение было написано в 1831 году. Автору тогда было всего двадцать два года, и решение посвятить свою жизнь литературному творчеству он на тот момент еще не принял окончательно. Но успех, который снискали сказка «Ночь перед Рождеством» и другие романтические произведения, изданные в тридцатые годы, вдохновил Гоголя на продолжение писательской деятельности.

Произведение открыло российским читателям красоту и самобытность украинского края. Сказка «Ночь перед Рождеством» была написана не только на основании теоретических знаний украинского фольклора. Писатель сам являлся свидетелем яркого празднования Рождества на Украине.

Гоголь был человеком глубоко верующим, а потому главной идеей повести, которая принесла ему славу, стала мысль о том, что человек всегда способен найти силы, дабы побороть зло. Черт из сказки «Ночь перед Рождеством» является олицетворением этого зла.

Нечисть

Представитель изображен в произведении Гоголя хитрым коварным проказником. Его многочисленные попытки взбаламутить добрые христианские души не всегда удаются. Но черт из сказки «Ночь перед Рождеством» - персонаж все же чрезвычайно упрямый. Несмотря на все неудачи, он не прекращает совершать свои неприглядные коварные действия.

Замечательно характеризует образ черта его встреча с Солохой. Здесь он изображен как персонаж хотя и отрицательный, но довольно страстный, и даже не лишенный некоего обаяния. Но, несмотря на дьявольское упорство и нечеловеческую хитрость, у гогололевского черта ничего не выходит. Добро побеждает зло. Враг человеческого рода одурачен обычным смертным.

Образ Вакулы

Николай Гоголь, как и многие другие русские писатели, стремился к созданию идеального образа. И уже в своих ранних произведениях он хотел изобразить человека, который стал бы воплощением лучших национальных качеств. Таким героем стал Вакула из сказки «Ночь перед Рождеством». Этот герой наделен духовной силой и красотой. Он отважен, умен. К тому же кузнец полон энергии и молодого задора.

Главная характерная черта кузнеца Вакулы - верность своему долгу и стремление сдержать свое обещание во что бы то ни стало.

Герои сказки «Ночь перед Рождеством» - это прообразы украинских деревенских жителей, наделенные автором сказочными и романтическими чертами. Вакула всем сердцем любит прекрасную, но вздорную Оксану. Он готов пойти на что угодно, лишь бы добиться ее расположения. И он решается на опасное приключение, чтобы добыть любимой девушке черевички, подобные которым носит лишь одна царица.

В сюжете повести Гоголя присутствуют характерные черты такого литературного направления, как романтизм. Герой ставит перед собой цель, выдерживает всяческие испытания, преодолевает длинный опасный путь, но все же добывает заветные черевички. Следует отметить, что, даже оказавшись во дворце царицы, простой кузнец не теряет самообладания и сохраняет чувство собственного достоинства. Блеск и богатство столицы не прельщают его. Вакула думает лишь об одном - о своем маленьком скромном доме и о любимой девушке, которая станет совсем скоро его женой.

Главный женский образ

Оксана из сказки «Ночь перед Рождеством» - девушка ветреная и самовлюбленная. По крайней мере, такой она предстает в глазах читателя в начале произведения. Она хороша собой, к тому же является дочерью зажиточного казака.

Чрезмерное внимание со стороны молодых людей несколько испортило ее, сделало капризной и даже жестокой. Но все эти отрицательные черты моментально рассеиваются сразу же после отъезда кузнеца. После недолгих раздумий Оксана поняла жестокость своего поступка. Дав обещание выйти за кузнеца замуж взамен на царские черевички, она обрекала его на гибель. Во всяком случае, в этом она была глубоко уверена во время отсутствия влюбленного молодого человека, потому и терзалась Но когда Вакула все же вернулся, Оксана осознала, что никаких богатств ей в действительности не нужно. Капризная казацкая дочь полюбила в конце концов простого кузнеца.

Солоха

Мать Вакулы - женщина хитрая, лицемерная и корыстная. Солоха является наполовину Днем она представляет собой бойкую деревенскую бабу. А ночью превращается в ведьму, разъезжая по округе на помеле. Солоха - женщина яркая и обаятельная, что позволяет ей иметь «сердечные» отношения как с дьяком, так и с самим чертом.

Особенность жанра

В повести действуют и другие яркие персонажи: дьяк, голова, кум. Большое влияние на сюжет оказали традиции народной сказки, в которых нередко присутствует мотив испытания и путешествия. В этой романтической сказке можно обнаружить также символы, которые имеют мифологическое происхождение. Например, галушки, которые с завидным аппетитом поедает Пацюк, ассоциируются с магической силой луны.

На примере героев повести «Ночь перед Рождеством» автор не только изобразил людские пороки, но также и высказал идею о том, что все плохое в человеке рано или поздно обнаруживается, и плохие поступки никогда не остаются безнаказанными.

Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич Го­голь (рис. 1) очень тре­пет­но от­но­сил­ся к куль­ту­ре сво­е­го на­ро­да. Он ро­дил­ся в 1809 г. в ме­стеч­ке Ве­ли­кие Со­ро­чин­цы Пол­тав­ской гу­бер­нии, самом серд­це Ма­ло­рос­сии, как тогда на­зы­ва­ли Укра­и­ну.

Рис. 1. Отто Мол­лер. Порт­рет пи­са­те­ля Н.В. Го­го­ля

Окон­чив Нежин­скую гим­на­зию выс­ших наук, он при­е­хал в Пе­тер­бург, меч­тая «сде ­лать жизнь свою нуж­ною для блага го­су­дар­ства». Им вла­де­ла пыл­кая мечта: при­не­сти поль­зу че­ло­ве­че­ству, по­сту­пить на служ­бу, ко­то­рая могла бы дать «про ­стор­ный круг дей­ствий».

Зна­ком­ство с Пуш­ки­ным и его дру­зья­ми по­мог­ло Го­го­лю найти свою до­ро­гу – об­ра­тить­ся к за­ня­ти­ям ли­те­ра­ту­рой, на­пи­сать «Ве­че­ра на ху­то­ре близ Ди­кань­ки».

Вско­ре после при­бы­тия в Пе­тер­бург, зимой 1829 года, Го­голь в пись­мах к ма­те­ри и сёст­рам про­сил при­сы­лать ему всё, что имеет хоть ка­кое-ни­будь от­но­ше­ние к укра­ин­ским на­род­ным обы­ча­ям, ко­стю­мам и ле­ген­дам: «Вы име­е­те тон­кий, на­блю­да­тель­ный ум, вы много зна­е­те обы­чаи ма­ло­рос­си­ян наших… В сле­ду­ю­щем пись­ме я ожи­даю от вас опи­са­ния пол­но­го на­ря­да сель­ско­го дьяч­ка, от верх­не­го пла­тья до самых са­по­гов с по­име­но­ва­ни­ем, как это всё на­зы­ва­лось у самых за­ко­ре­не­лых, самых древ­них, самых на­и­ме­нее пе­ре­ме­нив­ших­ся ма­ло­рос­си­ян… Ещё об­сто­я­тель­ное опи­са­ние сва­дьбы, не упус­кая наи­ма­лей­ших по­дроб­но­стей… Ещё несколь­ко слов о ко­ляд­ках, о Иване Ку­па­ле, о ру­сал­ках. Если есть, кроме того, ка­кие-ли­бо духи или до­мо­вые, то о них по­дроб­нее с на­зва­ни­я­ми и де­ла­ми…». Он и сам тогда не знал, для чего ис­поль­зу­ет по­лу­чен­ные с ро­ди­ны све­де­ния. Ка­рье­ра чи­нов­ни­ка пока не скла­ды­ва­лась, так, может быть, хоть пи­са­тель­ство могло бы при­но­сить доход? Ведь пом­нил он с са­мо­го дет­ства неза­бы­ва­е­мые рас­ска­зы ба­буш­ки Та­тья­ны Се­мё­нов­ны, ко­то­ры­ми она ба­ло­ва­ла его вся­кий раз, как он при­хо­дил в её ком­на­ты в Ва­си­льев­ке: о за­по­рож­цах и слав­ном ата­мане Оста­пе Го­го­ле, о страш­ных ведь­мах, кол­ду­нах и ру­сал­ках, под­сте­ре­га­ю­щих пут­ни­ка на тём­ных троп­ках.

Пер­вая часть «Ве­че­ров…» была го­то­ва летом 1831 года, когда Го­голь жил в Пав­лов­ске в доме княж­ны Ва­силь­чи­ко­вой. Об­ще­ство в то лето спа­са­лось за го­ро­дом от эпи­де­мии хо­ле­ры в Санкт-Пе­тер­бур­ге, Пуш­кин сни­мал дачу в Цар­ском селе, а для Го­го­ля вы­хло­по­та­но было место до­маш­не­го учи­те­ля для сына княж­ны. В доме было полно при­жи­ва­лок, и у одной из них, ста­руш­ки Алек­сан­дры Сте­па­нов­ны, лю­би­ли со­би­рать­ся её по­друж­ки, чтобы вме­сте по­вя­зать чулки да по­слу­шать мо­ло­до­го ав­то­ра, чи­тав­ше­го от­рыв­ки из своих со­чи­не­ний. Од­на­ж­ды в ком­на­ту за­гля­нул пле­мян­ник княж­ны, сту­дент Дерпт­ско­го уни­вер­си­те­та В.А. Сол­ло­губ: «Я раз­ва­лил­ся в крес­ле и стал его слу­шать; ста­руш­ки опять за­ше­ве­ли­ли сво­и­ми спи­ца­ми. С пер­вых слов я от­де­лил­ся от спин­ки сво­е­го крес­ла, оча­ро­ван­ный и при­сты­жен­ный, слу­шал жадно; несколь­ко раз по­ры­вал­ся я его оста­но­вить, ска­зать ему, до чего он по­ра­зил меня, но он хо­лод­но вски­ды­вал на меня глаза и неуклон­но про­дол­жал своё чте­ние… И вдруг он вос­клик­нул: «Да гопак не так тан­цу­ет­ся!..» При­жи­вал­ки же, сочтя, что чтец дей­стви­тель­но об­ра­ща­ет­ся к ним, в сою оче­редь вспо­ло­ши­лись: «От­че­го не так?» Го­голь улыб­нул­ся и про­дол­жил чте­ние мо­но­ло­га пья­но­го му­жи­ка. При­зна­юсь от­кро­вен­но, я был по­ра­жён, уни­что­жен. Когда он кон­чил, я бро­сил­ся ему на шею и за­пла­кал».

А книга уже пе­ча­та­ет­ся в Пе­тер­бур­ге в ти­по­гра­фии на Боль­шой Мор­ской улице. Вер­нув­шись в ав­гу­сте в город, мо­ло­дой автор спе­шит на­ве­дать­ся туда, чтобы са­мо­му удо­сто­ве­рить­ся в том, что всё идёт хо­ро­шо. На­бор­щи­ки ти­по­гра­фии, за­ви­дев его, от­во­ра­чи­ва­ют­ся и прыс­ка­ют в кулак – так рас­сме­ши­ла их книга, от­дан­ная им в ра­бо­ту.

На­ко­нец, в на­ча­ле сен­тяб­ря 1831 года книга вы­хо­дит из пе­ча­ти и по­сту­па­ет в книж­ные ма­га­зи­ны (рис. 2). Хва­леб­ные от­зы­вы, «Ве­че­ра…» идут на­рас­хват. А.С. Пуш­кин ска­зал об этом про­из­ве­де­нии: «Вот на­сто­я­щая ве­сё­лость, ис­крен­няя, непри­нуж­дён­ная, без же­ман­ства, без чо­пор­но­сти».

Рис. 2. Ти­туль­ный лист сбор­ни­ка Н.В. Го­го­ля «Ве­че­ра на ху­то­ре близ Ди­кань­ки», 1831

Го­голь по­сы­ла­ет эк­зем­пляр книги ма­те­ри и тут же про­сит сест­ру Марию про­дол­жать при­сы­лать ему за­пи­си укра­ин­ских ска­зок и песен. Те­перь, после та­ко­го успе­ха, можно го­то­вить к пе­ча­ти и вто­рой том. На этот раз в своих прось­бах Го­голь не огра­ни­чи­ва­ет­ся од­ни­ми за­пи­ся­ми и на­блю­де­ни­я­ми: «Я помню очень хо­ро­шо, что один раз в церкве нашей мы все ви­де­ли одну де­вуш­ку в ста­рин­ном пла­тье. Она, верно, про­даст его. Если встре­ти­те где-ни­будь у му­жи­ка ста­рин­ную шапку или пла­тье, от­ли­ча­ю­ще­е­ся чем-то необык­но­вен­ным, хотя бы даже оно было изо­рван­ное – при­об­ре­тай­те!.. Всё это скла­ды­вай­те в один сун­дук или че­мо­дан, и при слу­чае, когда встре­тить­ся ока­зия, мо­же­те пе­ре­слать ко мне».

Вто­рой том вы­хо­дит в марте 1832 года – автор на седь­мом небе от сча­стья, о чём пишет сам в пись­ме Да­ни­лев­ско­му. Чуть рань­ше, в фев­ра­ле 1832 года, про­ис­хо­дит и ещё одно зна­чи­тель­ное со­бы­тие – Н.В. Го­голь зван на обед, ко­то­рый дал из­да­тель и кни­го­тор­го­вец А.Ф. Смир­дин, чтобы от­празд­но­вать от­кры­тие но­во­го ма­га­зи­на на Нев­ском про­спек­те. Среди при­гла­шён­ных А.С. Пуш­кин, К.Н. Ба­тюш­ков, Ф.В. Бул­га­рин, Н.И. Греч. Ещё год назад о по­доб­ном и меч­тать было невоз­мож­но.

Пе­ре­ска­зы­вать чуд­ные го­го­лев­ские ис­то­рии – дело небла­го­дар­ное. Ска­жем толь­ко, что ве­сё­лое в «Ве­че­рах…» со­сед­ству­ет с жут­ким, ле­де­ня­щим кровь. Один кол­дун из «Страш­ной мести» чего стоит! Зло в этих ис­то­ри­ях может быть за­бав­ным, как чёрт в «Ночи перед Рож­де­ством» или в «Со­ро­чин­ской яр­мар­ке», а может быть от­вра­ти­тель­ным и ко­вар­ным, как ведь­ма, за­став­ля­ю­щая влюб­лён­но­го юношу убить мла­ден­ца, дабы за­по­лу­чить же­лан­ную неве­сту в «Ве­че­ре на­ка­нуне Ивана Ку­па­ла». Со­сед­ство это, неуди­ви­тель­ное для на­род­ных ска­зок, всё же на­во­дит на мысль о том, а так ли весел был сам автор? В «Ав­тор­ской ис­по­ве­ди» Го­голь писал об этом так: «При­чи­на той ве­сё­ло­сти, ко­то­рую за­ме­ти­ли в пер­вых со­чи­не­ни­ях моих, по­ка­зав­ших­ся в пе­ча­ти, за­клю­ча­лась в неко­то­рой ду­шев­ной по­треб­но­сти. На меня на­хо­ди­ли при­пад­ки тоски, мне са­мо­му необъ­яс­ни­мой, ко­то­рая про­ис­хо­ди­ла, может быть, от моего бо­лез­нен­но­го со­сто­я­ния. Чтобы раз­вле­кать себя са­мо­го, я при­ду­мы­вал себе всё смеш­ное, что толь­ко мог вы­ду­мать. Вы­ду­мы­вал це­ли­ком смеш­ные лица и ха­рак­те­ры, по­став­лял их мыс­лен­но в самые смеш­ные по­ло­же­ния, вовсе не за­бо­тясь о том, зачем это, для чего и кому из этого вый­дет какая поль­за. Мо­ло­дость, во время ко­то­рой не при­хо­дят на ум ни­ка­кие во­про­сы, под­тал­ки­ва­ла».

«Ве­че­ра…», несмот­ря на всю свою ска­зоч­ность, по­лу­чи­лись уди­ви­тель­но ре­а­ли­стич­ны­ми: в дело пошли не толь­ко све­де­ния, при­слан­ные род­ны­ми, но и труды по эт­но­гра­фии, линг­ви­сти­че­ские ста­тьи и даже трак­та­ты по кол­дов­ству. Сам Го­голь при­зна­вал­ся, что не может при­ду­мы­вать сю­же­ты из ни­че­го, ему необ­хо­ди­ма была некая канва, ко­то­рую он с уди­ви­тель­ной точ­но­стью и ма­стер­ством раз­во­ра­чи­вал в за­во­ра­жи­ва­ю­щее по­вест­во­ва­ние.

В «Ве­че­рах на ху­то­ре близ Ди­кань­ки» Го­голь об­ра­ща­ет свои взоры к милой его серд­цу сол­неч­ной Укра­ине. В жизни ее на­ро­да, в ее пес­нях и сказ­ках видит он под­лин­ную по­э­зию и вос­со­зда­ет ее в своих по­ве­стях. Го­голь пре­крас­но знал жизнь и на­род­ное твор­че­ство Укра­и­ны. Впе­чат­ле­ния укра­ин­ской де­рев­ни окру­жа­ли его с са­мо­го дет­ства. Отец пи­са­те­ля был ав­то­ром ко­ме­дий, в ко­то­рых ши­ро­ко ис­поль­зо­вал­ся укра­ин­ский фольк­лор и изоб­ра­жа­лись быт и нравы укра­ин­ской де­рев­ни. Видел Го­голь в дет­ские годы и вер­те­пы (ку­коль­ные те­ат­ры) с их пред­став­ле­ни­я­ми, пол­ны­ми за­дор­но­го укра­ин­ско­го юмора. Его сверст­ни­ки по Нежин­ской гим­на­зии рас­ска­зы­ва­ли, что Го­голь в празд­нич­ные дни от­прав­лял­ся в пред­ме­стье Нежи­на, к своим зна­ко­мым кре­стья­нам, бывал за­все­гда­та­ем на кре­стьян­ских сва­дьбах. Ин­те­рес бу­ду­ще­го пи­са­те­ля к Укра­ине от­ра­зил­ся и в мно­го­чис­лен­ных за­пи­сях фольк­ло­ра, ко­то­рые он за­но­сил в «Книгу вся­кой вся­чи­ны», за­ве­ден­ную им в гим­на­зии.

В «Ве­че­рах на ху­то­ре близ Ди­кань­ки» Го­голь со­здал глу­бо­ко ли­ри­че­ский, пре­крас­ный образ Укра­и­ны, про­ник­ну­тый лю­бо­вью к ее на­ро­ду. Этот образ рас­кры­ва­ет­ся пи­са­те­лем и в пле­ни­тель­ных по­э­ти­че­ских пей­за­жах, и в опи­са­нии на­ци­о­наль­но­го ха­рак­те­ра на­ро­да, его сво­бо­до­лю­бия, храб­ро­сти, юмора, ли­хо­го ве­се­лья. Укра­и­на в книге Го­го­ля впер­вые пред­ста­ла во всей чу­дес­ной кра­со­те, яр­ко­сти и вме­сте с тем неж­но­сти своей при­ро­ды, с ее воль­но­лю­би­вым и му­же­ствен­ным на­ро­дом.

По опре­де­ле­нию В. Г. Бе­лин­ско­го, «Ве­че­ра на ху­то­ре близ Ди­кань­ки» – это «по­э­ти­че­ские очер­ки Ма­ло­рос­сии, очер­ки, пол­ные жизни и оча­ро­ва­ния. Все, что может иметь при­ро­да пре­крас­но­го, сель­ская жизнь про­сто­лю­ди­нов обо­льсти­тель­но­го, все, что народ может иметь ори­ги­наль­но­го, ти­пи­че­ско­го, – все это ра­дуж­ны­ми цве­та­ми бле­стит в этих пер­вых по­э­ти­че­ских грё­зах Го­го­ля».

Фан­та­сти­ка на­род­ных ска­зок и ле­генд в по­ве­сти Н. В. Го­го­ля «Ночь перед Рож­де­ством»

По­весть «Ночь перед Рож­де­ством» Го­голь на­пи­сал в 1831 г. Она за­во­ра­жи­ва­ет чи­та­те­ля сво­и­ми фан­та­сти­че­ски­ми со­бы­ти­я­ми и живым теп­лым юмо­ром. В по­ве­сти есть все: за­гад­ки, страх перед неве­до­мым, лю­бовь, при­клю­че­ния. Имен­но по­это­му по­весть Го­го­ля чи­та­ет­ся с боль­шим ин­те­ре­сом, при­чем как детьми, так и взрос­лы­ми.

С ран­не­го дет­ства Н.В. Го­го­ля окру­жа­ла ат­мо­сфе­ра на­род­ных ле­генд, по­ве­рий, ска­зок и былей. Пре­крас­ны­ми рас­сказ­чи­ка­ми ин­те­рес­ных ис­то­рий были его ро­ди­те­ли. А отец бу­ду­ще­го пи­са­те­ля, Ва­си­лий Льво­вич, на ос­но­ве этих рас­ска­зов даже ста­вил пьесы. Не мень­ше ле­генд о раз­ных чу­де­сах и пер­со­на­жах укра­ин­ско­го фольк­ло­ра Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич слы­шал на зна­ме­ни­тых яр­мар­ках, на ве­чер­ни­цах, во время ве­се­лых на­род­ных гу­ля­ний. Здесь каж­дый хотел по­ве­дать свою ис­то­рию. В таких рас­ска­зах стал­ки­ва­лись добро и зло, че­ло­век и нечи­стая сила. Враж­деб­ные людям пер­со­на­жи – черти, ведь­мы, кол­ду­ны и др. – все­гда стре­ми­лись им на­вре­дить. Но че­ло­век пы­тал­ся одо­леть и по­бо­роть злую силу. Одно из таких столк­но­ве­ний изоб­ра­же­но в по­ве­сти Н.В. Го­го­ля «Ночь перед Рож­де­ством». Пер­вые же стро­ки поз­во­ля­ют чи­та­те­лю оку­нуть­ся в ска­зоч­ную ат­мо­сфе­ру:

По­след­ний день перед Рож­де­ством про­шел. Зим­няя, ясная ночь на­сту­пи­ла. Гля­ну­ли звез­ды. Месяц ве­ли­ча­во под­нял­ся на небо по­све­тить доб­рым людям и всему миру, чтобы всем было ве­се­ло ко­ля­до­вать и сла­вить Хри­ста. Мо­ро­зи­ло силь­нее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мо­ро­за под са­по­гом слы­шал­ся за пол­вер­сты. Еще ни одна толпа па­руб­ков не по­ка­зы­ва­лась под ок­на­ми хат; месяц один толь­ко за­гля­ды­вал в них украд­кою, как бы вы­зы­вая при­на­ря­жи­вав­ших­ся де­ву­шек вы­бе­жать ско­рее на скры­пу­чий снег. Тут через трубу одной хаты клу­ба­ми по­ва­лил­ся дым и пошел тучею по небу, и вме­сте с дымом под­ня­лась ведь­ма вер­хом на метле.

Со­бы­тия в ней раз­во­ра­чи­ва­ют­ся в ночь перед боль­шим хри­сти­ан­ским празд­ни­ком. Как из­вест­но из ска­зок и ле­генд, ночь перед Рож­де­ством – это со­вер­шен­но уди­ви­тель­ное время. В эту ночь по свету раз­гу­ли­ва­ет вся нечисть. Вовсе не слу­чай­но чёрт чув­ству­ет себя так сво­бод­но. Чёрт – это пол­но­стью вы­мыш­лен­ный пер­со­наж. На­род­ная фан­та­зия на­де­ли­ла его осо­бым об­ли­ком. В по­ве­сти порт­рет черта дан рас­сказ­чи­ком очень де­таль­но. Как вся­кий чужой для укра­ин­цев че­ло­век, он на­зван нем­цем. Своей узень­кой мор­доч­кой и пя­тач­ком черт похож на сви­нью. Но боль­ше рас­сказ­чик срав­ни­ва­ет черта с лю­дь­ми. То с ярес­ков­ским го­ло­вой, то с гу­берн­ским стряп­чим в мун­ди­ре. В этом про­яв­ля­ет­ся го­го­лев­ский юмор. С его по­мо­щью автор доб­ро­душ­но вы­сме­и­ва­ет недо­стат­ки людей:

Спе­ре­ди со­вер­шен­но немец: узень­кая, бес­пре­стан­но вер­тев­ша­я­ся и ню­хав­шая все, что ни по­па­да­лось, мор­доч­ка окан­чи­ва­лась, как и у наших сви­ней, круг­лень­ким пя­тач­ком, ноги были так тонки, что если бы такие имел ярес­ков­ский го­ло­ва, то он пе­ре­ло­мал бы их в пер­вом ко­зач­ке. Но зато сзади он был на­сто­я­щий гу­берн­ский стряп­чий в мун­ди­ре, по­то­му что у него висел хвост, такой ост­рый и длин­ный, как те­пе­реш­ние мун­дир­ные фалды; толь­ко разве по коз­ли­ной бо­ро­де под мор­дой, по неболь­шим рож­кам, тор­чав­шим на го­ло­ве, и что весь был не белее тру­бо­чи­ста, можно было до­га­дать­ся, что он не немец и не гу­берн­ский стряп­чий, а про­сто черт, ко­то­ро­му по­след­няя ночь оста­лась ша­тать­ся по бе­ло­му свету и вы­учи­вать гре­хам доб­рых людей. Зав­тра же, с пер­вы­ми ко­ло­ко­ла­ми к за­ут­рене, по­бе­жит он без огляд­ки, под­жав­ши хвост, в свою бер­ло­гу.

За чер­том чис­ли­лось много про­де­лок. В на­ча­ле по­ве­сти мы видим его ле­тя­щим по небу. Нечи­стый кра­дет месяц, чтобы ото­мстить Ва­ку­ле за свои му­че­ния в кар­тине Страш­но­го суда. Чтобы Чуб с кумом не по­па­ли к Со­ло­хе, он устра­и­ва­ет силь­ную ме­тель. В на­ро­де же верят, что нена­стья и вьюги на­сы­ла­ют­ся нечи­стой силой, ко­то­рая хочет за­пу­тать че­ло­ве­ка. Так и Чуб с кумом сби­лись с пути. Ме­тель была такой сер­ди­той, что они не ви­де­ли ни од­но­го дома и в конце кон­цов по­те­ря­ли друг друга. А Чуб так за­блу­дил­ся, что даже не узнал соб­ствен­ной хаты. Но глав­ная цель черта, по по­ве­рьям, – за­вла­деть душой че­ло­ве­ка. В обмен на по­мощь Ва­ку­ле он тре­бу­ет его душу. Но куз­нец «со­тво­рил крест» и за­ста­вил черта по­ви­но­вать­ся. Ночью Ва­ку­ла летит на черте в Пе­тер­бург. Это время буй­ства нечи­стой силы. По­это­му в небе куз­нец видит все живым. Звез­ды, как дети, иг­ра­ют в жмур­ки. Духи клу­бят­ся це­лы­ми об­ла­ка­ми. Ле­та­ет метла ведь­мы; сидя в горш­ке, несет­ся кол­дун. В это же время черт обо­ра­чи­ва­ет­ся в дру­гих жи­вот­ных. В самом Пе­тер­бур­ге он пре­вра­ща­ет­ся в коня и ведет Ва­ку­лу по ули­цам го­ро­да. А перед по­хо­дом во дво­рец ца­ри­цы он сде­лал­ся таким ма­лень­ким, что по­ме­стил­ся у куз­не­ца в кар­мане. Но все силы черта ис­че­за­ют, когда на­сту­па­ет утро. Новый день на­чи­на­ет­ся с крика пе­ту­ха. По­это­му воз­вра­ща­ет­ся Ва­ку­ла из сто­ли­цы перед его пе­ни­ем. Вме­сто того чтобы по­сме­ять­ся над че­ло­ве­ком, черт сам ока­зал­ся на­ка­зан. Это ро­га­тое со­зда­ние на по­вер­ку ока­зы­ва­ет­ся очень глу­пым, и после пу­те­ше­ствия в Пе­тер­бург вме­сто души куз­не­ца чёрт в на­гра­ду по­лу­ча­ет хо­ро­шую взбуч­ку (рис. 3):

И мигом очу­тил­ся Ва­ку­ла около своей хаты. В это время про­пел петух. «Куда? - за­кри­чал он, ухва­тя за хвост хо­тев­ше­го убе­жать черта. - По­стой, при­я­тель, еще не все: я еще не по­бла­го­да­рил тебя».

Рис. 3. Кость Лавро. Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти Н.В. Го­го­ля «Ночь перед Рож­де­ством»

Черт не слу­чай­но по­ка­зан в по­ве­сти таким жал­ким и глу­пым. Во мно­гих сказ­ках и ле­ген­дах сме­лые и от­важ­ные герои легко одер­жи­ва­ют верх над тем­ны­ми си­ла­ми зла. Бла­го­род­ство, от­ва­га и на­ход­чи­вость по­мо­га­ют им в этом. Куз­нец Ва­ку­ла тоже смог про­ти­во­сто­ять чёрту, в этом куз­не­цу по­мог­ла еще и вера в Бога. Ведь при об­ще­нии с чер­том куз­не­цу при­ш­ла в го­ло­ву мысль со­вер­шить крест­ное зна­ме­ние, а после этого черт уже не имел над ним ни­ка­кой вла­сти.

Но неко­то­рые люди, по на­род­ным по­ве­рьям, могли всту­пать в союз с нечи­стой силой. В по­ве­сти это ведь­ма Со­ло­ха и зна­харь Пацюк.

Со­ло­ха (рис. 4) вер­хом на метле ле­та­ет по небу, пря­чет в рукав звез­ды. Она тоже может пре­вра­щать­ся в жи­вот­ных. Кто-то из жи­те­лей Ди­кань­ки видел, как Со­ло­ха «чер­ною кош­кою пе­ре­бе­жа­ла до­ро­гу» . К по­па­дье она яви­лась в об­ли­ке сви­ньи, «за­кри­ча­ла пе­ту­хом, на­де­ла на го­ло­ву шапку отца Кон­дра­та и убе­жа­ла назад». А па­ру­бок Ки­зя­ко­лу­пен­ко «видел у нее сзади хвост» . Несмот­ря на все эти про­дел­ки, среди од­но­сель­чан Со­ло­ха была обыч­ной жен­щи­ной и доб­рой хо­зяй­кой. От роду ей не боль­ше со­ро­ка лет и была она «ни хо­ро­ша, ни дурна собою». Но от дру­гих жен­щин от­ли­ча­лась осо­бой хит­ро­стью и смет­ли­во­стью. Имен­но эти ка­че­ства по­мог­ли ей пе­ре­хит­рить ка­за­ков, ко­то­рые при­шли к ней на ве­че­рю. Она спря­та­ла их в мешки, и гости долго не могли выйти на сво­бо­ду.

Рис. 4. Кадр из мульт­филь­ма «Ночь перед Рож­де­ством». Со­юз­мульт­фильм, 1951

Ва­ку­ла, от­прав­лен­ный Ок­са­ною за че­ре­вич­ка­ми (по ска­зоч­но­му прин­ци­пу «пойди туда, не знаю куда, при­не­си то, не знаю что»), дол­жен об­ре­сти вол­шеб­но­го по­мощ­ни­ка, ибо в оди­ноч­ку ему не спра­вить­ся. Доб­рые по­мощ­ни­ки в по­ве­стях цикла прак­ти­че­ски от­сут­ству­ют, по­то­му куз­нец пря­ми­ком на­прав­ля­ет­ся к Пу­за­то­му Па­ц­ю­ку, ко­то­рый тоже зна­ет­ся с нечи­стой силой («знает всех чер­тей и всё сде­ла­ет, что за­хо­чет»). Его счи­та­ли зна­ха­рем, по­то­му что он умел за­го­во­ра­ми ле­чить людей (рис. 5).

Рис. 5. Фе­до­ров­ский Ф.Ф. Пацюк ест га­луш­ки. Эскиз де­ко­ра­ции к те­ат­раль­ной по­ста­нов­ке по­ве­сти Н.В. Го­го­ля «Ночь перед Рож­де­ством»

– Ты, го­во­рят, не во гнев будь ска­за­но... – ска­зал, со­би­ра­ясь с духом, куз­нец, – я веду об этом речь не для того, чтобы тебе на­несть какую обиду, – при­хо­дишь­ся немно­го срод­ни черту.

Пацюк без труда опре­де­лил, что за спи­ной у Ва­ку­лы уже сидит черт:

– Тому не нужно да­ле­ко хо­дить, у кого черт за пле­ча­ми, – про­из­нес рав­но­душ­но Пацюк, не из­ме­няя сво­е­го по­ло­же­ния.

Кроме того, Пацюк не со­блю­да­ет пост и в вечер го­лод­ной кутьи ест ва­ре­ни­ки со сме­та­ной. Уви­дев это, на­бож­ный куз­нец вы­бе­жал из его хаты.

Кра­са­ви­ца Ок­са­на и куз­нец Ва­ку­ла – пер­со­на­жи, ко­то­рые имеют много об­ще­го с ге­ро­я­ми раз­лич­ных на­род­ных ска­зок. Сме­лый и бла­го­род­ный юноша влюб­ля­ет­ся в юную, но очень над­мен­ную кра­са­ви­цу. Дол­гое время она осы­па­ет влюб­лен­но­го на­смеш­ка­ми, но потом, на­ко­нец-то, со­гла­ша­ет­ся выйти за него замуж, прав­да, при одном усло­вии. Кра­са­ви­ца Ок­са­на же­ла­ет, чтобы влюб­лен­ный в нее куз­нец при­нес че­ре­вич­ки, ко­то­рые носит сама ца­ри­ца.

Пу­те­ше­ствие ока­зы­ва­ет­ся для героя нелег­ким, но успеш­ным. Ему уда­ет­ся под­чи­нить себе черта и даже сле­тать на нем к ца­ри­це. За время от­сут­ствия от­важ­но­го Ва­ку­лы кра­са­ви­ца Ок­са­на по­ни­ма­ет, что все-та­ки любит его. Счаст­ли­вая раз­вяз­ка еще боль­ше при­бли­жа­ет по­весть к сказ­ке.

В по­ве­сти «Ночь перед Рож­де­ством» Н.В. Го­голь со­еди­ня­ет на­род­ные сказ­ки и ле­ген­ды и укра­ша­ет их соб­ствен­ным ху­до­же­ствен­ным вы­мыс­лом.

Вопросы к конспектам

Под­го­товь­те ху­до­же­ствен­ный пе­ре­сказ наи­бо­лее смеш­но­го, на ваш взгляд, эпи­зо­да.

Сло­вар­ная ра­бо­та. Вы­пи­ши­те из тек­ста по­ве­сти незна­ко­мые вам слова. Най­ди­те по сло­ва­рю их лек­си­че­ское зна­че­ние.
На­при­мер, ПА­ЛЯ ­НИ­ЦА – неболь­шой хлеб, несколь­ко плос­кий.

Уст­ное сло­вес­ное ри­со­ва­ние. «На­ри­суй­те» устно порт­рет укра­ин­ско­го па­руб­ка или де­вуш­ки (на выбор). Пе­ре­дай­те осо­бен­но­сти ко­стю­ма.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!