Как правильно писать методическое пособие. Внутритекстовая библиографическая ссылка содержит сведения об объекте ссылки, не включенные в текст документа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ


  • Пузырев А.В.
    «Эстетика языка и оценка содержательной основы массовых песен»
  • Филимонова Л.В., Быкова Е.А.
    Математика и информатика.
    (для студентов гуманитарных факультетов ВУЗов)

    Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся на факультетах, где математика и информатика не являются предметами специализации. Оно составлено с учетом требований государственного стандарта и в нем на доступном уровне изложены некоторые основополагающие вопросы, вошедшие в учебную программу по новому предмету "Математика и информатика". Данное пособие содержит 11 параграфов, каждый из которых посвящен изучению фундаментальных вопросов математики и информатики. Его цель - воспитать у человека культуру рациональных методов оперирования имеющимися и приобретения новых знаний, ознакомить студентов с некоторыми разделами высшей математики, углубить знания, полученные в школе по информатике и информационным технологиям, дать необходимые сведения о современных аспектах использования ЭВМ и последних достижениях.

  • Кравченко В.А.
    Справочный материал для составления курсового проекта (работы) по системе применения удобрений в севооборотах
    (для студентов сельскохозяйственного факультета дневной и заочной форм обучения)

  • Методические указания по выполнению и защите выпускных квалификационных (дипломных) работ
    (для студентов сельскохозяйственного факультета по направлению подготовки дипломированного специалиста - 660200 "Агрономия")

    Настоящие методические указания переработаны на основе методических указаний разработанных преподавателями агрономического факультета Воронежского Государственного Аграрного Университета им. К.Д. Глинки - Козлобаева В.В. Федотова В.А. Попова А.Ф. и имеют своей целью дать необходимую информацию студентам сельскохозяйственного факультета Елецкого Государственного Университета им И.А. Бунина для самостоятельной подготовки и защиты выпускной (дипломной) работы.

  • Подаева Н.Г., Жук Д.А.
    Лекции поосновам геометрии
  • Подаева Н.Г., Красникова Л.В.
    Линии и поверхности в евклидовом пространстве
    (для студентов физико-математического факультет)
  • Подаева Н.Г., Евсиков С.В.
    Лекции по элементам топологии
    (для студентов физико-математического факультет)
  • Носов В.А.
    Комбинаторика и теория графов
  • Губина Т.Н., Таров Д.А., Масина О.Н., Тарова И.Н.
    Методические рекомендации по подготовке к государственному итоговому экзамену "Информатика" выпускников физико-математического факультета
  • Губина Т.Н., Масина О.Н., Губин М.А.
    Работа в Microsoft Office
  • Позняк Т.А., Тарова И.Н., Карпачева И.А., Будякова Т.П.
    Производственная практика будущих учителей информатики
  • Таров Д.А., Тарова И.Н., Губина Т.Н., Масина О.Н., Дякина В.А.
    Контрольно-измерительные материалы по дисциплинам информационного профиля.
  • Таров Д.А.
    Методические указания по написанию курсовых работ по дисциплинам информационного профиля.
  • Тарова И.Н., Терехов Ю.П., Масина О.Н., Скоков А.В.
    Практикум по решению задач на ЭВМ.
  • Балашова Т.Н.
    Наследственное право
    (для студентов дневного и заочного отделений)

    В данном пособии поставлена задача - оказать методическую помощь студентам, изучающим дисциплину Наследственное право. В нем рассматриваются все основные разделы дисциплины, предлагаются контрольные задания, тесты и задачи к каждой теме. Методические указания составлены в соответствии с программой по наследственному праву для высших учебных заведений. Рекомендуется студентам юридического факультета. Пособие предназначено для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения.

  • Зубова О.В.
    Учебно-методические материалы по гражданскому праву (общая часть)

    Данные учебно-методические материалы предназначены для студентов и преподавателей юридического факультета. Целью пособия является оказание помощи в изучении общей части гражданского права, а также облегчение поиска нормативного материала и юридической литературы, необходимой для выполнения практических заданий.
    В сборнике даются практические задания, которые студенты могут использовать для освоения основных положений учебного курса в процессе самоподготовки к занятиям по гражданскому праву, а преподаватели - для осуществления контроля знаний студентов.


  • Курсы по выбору студентов факультета педагогики и психологии (дошкольной): Рабочие программы [Текст]

    Учебно-методическое пособие содержит темы и содержание курсов по выбору для студентов факультета педагогики и психологии (дошкольной). Пособие состоит из предисловия, программ курсов по выбору. В предисловии раскрывается место дисциплин по выбору в учебном процессе факультета и их значение в подготовке высококвалифицированных специалистов. Тематика и содержание курсов по выбору разработаны преподавателями кафедры дошкольной и коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие адресовано студентам дневной и заочной форм обучения, преподавателям вузов, практическим работникам.


  • Сборник рабочих программ психолого-педагогических дисциплин по специальности 050703 дошкольная педагогика и психология

    Сборник содержит рабочие программы по основному перечню психолого-педагогических дисциплин по специальности "Дошкольная педагогика и психология", разработанных преподавателями кафедр дошкольной и коррекционной педагогики, возрастной и педагогической психологии согласно ГОСТам 2005 года, современным требованиям и уровню развития науки. Каждая рабочая программа включает цель и задачи данной дисциплины, основное содержание, практические и лабораторные занятия, задания к самостоятельной работе, вопросы к зачетам и экзаменам, списки основной и дополнительной литературы, примерный перечень тем рефератов и курсовых работ, варианты тестов и контрольных работ по семестрам и т.д. Рабочие программы одобрены методическим Советом факультета педагогики и психологии дошкольной. Данное учебно-программное издание адресовано студентам факультетов педагогики и психологии дошкольной, может быть полезно преподавателям педагогических колледжей и вузов, готовящих специалистов данного профиля.

  • Чуйкова Ж.В.
    Историко-педагогический анализ проблемы обучения дошкольников родному языку
    (к курсу по выбору)
  • В.Н. Карташова
    Deutsch 4: Mein Beruf ist Fr?hfremdsprachenlehrer
    (Учебное пособие по практике немецкого языка для студентов 4 курса факультета педагогики и психологии дошкольной с дополнительной специальностью "Иностранный язык")

    Пособие предполагает реализацию принципов профессиональной и коммуникативной направленности, обеспечивающих активное формирование в процессе учебной деятельности иноязычных навыков у студентов - будущих учителей иностранного языка для дошкольников и младших школьников. Ориентация на будущую специальность студента определила отбор учебного материала. Пособие содержит оригинальные тексты для чтения по педагогической и страноведческой тематике. Учебное пособие предназначено для студентов 4 курса факультета педагогики и психологии (дошкольной), изучающих немецкий язык как вторую специальность.

  • Ануфриева О. В.
    Изобразительное искусство Германии.
    (для студентов факультета дизайна)

  • Конституционное (государственное) право зарубежных стран.
    (для студентов специальности 030501 - Юриспруденция всех форм обучения)
  • Захарова М.А.
    Педагогическое исследование в формате курсовой и ВКР
  • И.А. Карпачева, Т.А. Позняк
    Педагогическая практика.
    (для студентов физико-математического факультета)

    Учебно-методическое пособие предназначено для студентов физико-математического факультета, обучающихся по специальности 032100.00 - Математика с дополнительной специальностью (квалификация учитель математики). В пособии нашли отражение общие положения организации учебной и производственной практики студентов - будущих учителей, права и обязанности студентов-практикантов, требования к оформлению документов, критерии оценивания деятельности студентов. В соответствии с этапами организации практик последовательно раскрыто их содержание, сформулированы общепедагогические и методические рекомендации по организации современного урока, разработаны исследовательские задания и предложены рекомендации по их выполнению. Пособие содержит диагностические методики, планы и конспекты уроков.

  • Карпачева И.А., Крикунов А.Е.
    Методические рекомендации по изучению педагогики для студентов-заочников.
    (для студентов-заочников)

    Учебно-методическое пособие предназначено для студентов-заочников физико-математического факультета, обучающихся по сокращенной программе. Вместе с тем, оно будет полезно студентам заочной формы обучения всех педагогических специальностей. В пособии представлены логика и структура изучения курса педагогики в течение всего срока обучения в университете, предлагаются методические рекомендации и задания к семинарским занятиям, задания для самостоятельной работы. Студенты заочники найдут в пособии задания по педагогике, которые необходимо выполнить в период педагогической практики, а также рекомендации по выполнению курсовой и выпускной квалификационной работы.

  • В. Н. Мезинов
    Введение в педагогическую деятельность
  • Т.П. Будякова
    Курсовая работа по психологии

    В учебно-методическом пособии рассматриваются общие методические вопросы написания и оформления курсовой работы по психологии. Предлагаются способы описания результатов научного эмпирического исследования. Для студентов непсихологических специальностей.

  • Т.П. Будякова
    Знаково-символическая деятельность и её генез
    (к курсу "Возрастная и педагогическая психология" для специальности 031200 "Педагогика и методика начального обучения")

    В учебном пособии раскрывается один из наиболее сложных в изучении разделов возрастной и педагогической психологии: развитие знаково-символической деятельности в онтогенезе. Даётся определение знаково-символической деятельности, описываются пути её формирования и развития в дошкольном и младшем школьном возрасте. Пособие адресовано студентам, изучающим психологию.

  • Т.П. Будякова
    Юридико-психологические аспекты правового института компенсации морального вреда
    (к курсу "Юридическая психология" (для студентов, обучающихся по специальности 021100 "Юриспруденция"))

    Учебное пособие посвящено малоразработанным проблемам юридической психологии. В частности рассматриваются юридико-психологические аспекты в применении норм гражданско-правового института компенсации морального вреда.

  • Морозова М.А.
    Современный русский язык. Морфология (глагол, глагольные формы). Планы подготовки к практическим и индивидуальным занятиям.
    (для самостоятельной работы студентов очного и заочного отделения специальности "050301 - Русский язык и литература" с доп. специальностью "050401 - История".)

    Пособие содержит программу по морфологии русского языка (глагол и глагольные формы) для студентов 3 курса филологического факультета, планы практических занятий с указанием литературы, аудиторными и домашними заданиями и образцами их выполнения, перечень основной и дополнительной литературы по курсу, две контрольные работы, которые могут быть использованы также для самостоятельной подготовки к занятиям и зачёту. Пособие предназначено для студентов и преподавателей, ведущих курс морфологии русского языка (глагол, глагольные формы).

  • Воеводина Г.А.
    Уникальные аффиксы в современном русском языке.
    (для студентов филологического факультета)

    В учебном пособии по спецкурсу исследуются вопросы, связанные со статусом уникальных аффиксов, не имеющие однозначного ответа в силу их недостаточной изученности. Рассмотрение вопросов об уникальных аффиксах способствует уточнению понятия морфемы и её основных признаков. Данное пособие может быть использовано для теоретического и практического осмысления языкового материала, при изучении "Курса по выбору", факультатива, при подготовке курсовых и квалификационных работ.

  • Бирюкова Т.Г.
    Анализ и синтез текста

    Пособие представляет собой теоретико-практический курс, помогающий освоить приемы восприятия чужих и создания собственных текстов. Его основная задача - развить умение общаться в различных сферах на основе овладения наиболее распространенными жанрами устной и письменной речи, научить использовать выразительные средства языка для эффективного общения. В пособии предусмотрена разнообразная работа с текстом, задания носят творческий характер, имеют практическое значение. Книга предназначена для выпускников школ, а также для студентов различных специальностей, желающих повысить речевую культуру.

  • В.И. Казарина
    Современный русский синтаксис: структурная организация простого предложения

    Учебное пособие, включающее материал по проблемам присловных и предложенческих связей, структурной схеме простого предложения как языкового знака, означаемым которого является типовая пропозиция, и позиционной схеме как речевого знака высказывания, структурной и семантической организации предложений, традиционно квалифицируемых односоставными с экскурсами в историю изучения, предназначено прежде всего для студентов филологического факультета, оно будет полезным для аспирантов и учителей школ, а также и для всех, кого интересуют проблемы русского синтаксиса.

  • Филимонова Л.В., Боброва Т.М.
    Методические рекомендации для лабораторных занятий по изучению раздела общей физики "Механика". В двух частях.
    (для студентов инженерно-физического и физическо-математического факультетов)

    Целью данного пособия является оказание помощи студентам в подготовке и выполнении лабораторных работ по темам из раздела общей физики "Механика". В пособии приводятся описания к 13 лабораторным работам. Работы первой части затрагивают преимущественно материал по кинематике, колебаниям и волнам, движению тел в вязкой жидкости во второй части содержатся работы по динамике материальной точки и твердого тела. К каждой работе дается формулировка цели ее выполнения, перечень используемого оборудования, краткие основы теории по теме работы, описание метода, вопросы к допуску, содержание экспериментальных заданий, вопросы к отчету. Представленный в каждой работе материал достаточен для ее выполнения, но требует изучения дополнительных литературных источников для подготовки отчета. В приложениях приводятся краткая справка по вычислению погрешности результатов учебного эксперимента по физике, необходимые справочные таблицы, дополнительный материал. Учебно-методическое пособие рекомендуется к использованию на лабораторных занятиях со студентами инженерно-физического и физико-математического факультетов ЕГУ в лаборатории механики.

  • Филимонова Л.В.
    Методические указания для практических занятий по общей и экспериментальной физике. Часть вторая. МКТ и термодинамика.
    (для студентов физико-математического факультета)

    Целью данных указаний является оказание помощи студентам в усвоении программного материала по физике через решение типовых задач по разделу "МКТ и термодинамика". В методических указаниях приводится материал к 6 практическим занятиям, содержащий вопросы для теоретической подготовки к занятию, подробные указания по решению типовых задач, задачи для самостоятельного решения. Темы практических занятий взяты из рабочей программы дисциплины "Общая и экспериментальная физика" и охватывают теоретический материал по основам молекулярно-кинетической теории вещества и термодинамики. К каждому практическому занятию приводятся подробные указания по решению широкого круга задач, освещая основные законы, понятия и методы, отраженные в лекционном материале. Представленный в каждой теме через методические указания материал достаточен для самостоятельного решения студентами всех приведенных в конце каждого занятия задач. В приложениях содержатся дополнительный материал, посвященный понятию "число степеней свободы", математическим методам решения сложных задач, перечень используемых обозначений и справочный материал. Методические указания рекомендуются к использованию на практических занятиях по физике со студентами физико-математического факультета ЕГУ им. И.А. Бунина при изучении раздела физики "МКТ и термодинамика".

  • Филимонова Л.В.
    Методические указания для практических занятий по общей и экспериментальной физике. Часть третья. Электричество.
    (для студентов физико-математического факультета)

    Целью данных указаний является оказание помощи студентам в усвоении программного материала по физике через решение типовых задач по разделу общей и экспериментальной физики "Электричество". В методических указаниях приводится материал к 7 практическим занятиям, содержащий вопросы для теоретической подготовки к занятию, некоторые замечания к теоретическому материалу, подробные указания по решению типовых задач, задачи для самостоятельного решения. Темы практических занятий охватывают соответствующий лекционный материал, раскрывая законы и принципы, понятия и термины электростатики и электродинамики, освещая практические аспекты и методы применения теории. Представленная в указаниях информация достаточна для самостоятельного решения студентами всех приведенных в конце каждого занятия задач. В приложениях приводятся перечень используемых обозначений, список основных формул, необходимый справочный материал, дополнительный материал, посвященный математической теории векторного поля, и др. Методические указания рекомендуются к использованию на практических занятиях по физике со студентами физико-математического факультета ЕГУ им. И.А. Бунина при изучении раздела физики "Электричество".

  • Филимонова Л.В.
    Методические указания для практических занятий по общей и экспериментальной физике. Часть четвертая. Электромагнетизм.
    (для студентов физикоматематического факультета)

    Целью данного пособия является оказание помощи студентам в усвоении программного материала по физике через решение типовых задач по разделу "Электромагнетизм". В пособии приводится материал к 6 практическим занятиям, содержащий вопросы для теоретической подготовки к занятию, подробные указания по решению типовых задач, задачи для самостоятельного решения. Темы практических занятий взяты из рабочей программы дисциплины "Общая и экспериментальная физика" и охватывают теоретический материал по основам магнитостатики, системе уравнений Максвелла для электромагнитного поля и электромагнитным волнам. К каждому практическому занятию приводятся подробные указания по решению широкого круга задач, освещая основные законы, понятия и методы, отраженные в лекционном материале. Представленный в каждой теме через методические указания материал достаточен для самостоятельного решения студентами всех приведенных в конце каждого занятия задач. В приложениях приводятся дополнительный материал, посвященный, перечень используемых обозначений и справочный материал. Учебно-методическое пособие рекомендуется к использованию на практических занятиях по физике со студентами физико-математического факультета ЕГУ им. И.А. Бунина при изучении раздела физики "Электромагнетизм".

  • Вобликов С.Н.
    Методическое пособие по написанию курсовых работ по теории государства и права
  • В.И. Коротких, А.В. Усачев
    История философии
    (Сборник учебно-методических материалов для студентов ЕГУ им. И.А. Бунина, обучающихся по специальности "Религиоведение" с хрестоматией, прологом и эпилогом)
  • Горичева В.Л., Левашова О.В.
    Учебно-методическое пособие по написанию курсовых работ по кафедре уголовного права и процесса.

    В данном пособии поставлена задача - оказать методическую помощь студентам, осуществляющим написание курсовых работ по кафедре уголовного права и процесса. В пособии дается подробное описание процесса подготовки курсовой работы от выбора темы до публичной защиты. Особое внимание уделяется требованиям, предъявляемым к объему, структуре, содержанию и оформлению работы, этапам и методике ее выполнения. Пособие предназначено для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения.

  • Е.В. Исаева
    Методические указания для студентов стационара и ОЗО филологического факультета по подготовке к практическим занятиям по курсу "История зарубежной литературы XVII-XVIII веков"
  • С.В. Воробьев, Е.Г. Есина, Н.С. Трубицына
    Информационные системы в экономике: СУБД Access
    (Укороченный вариант)

    Данное учебно-методическое пособие посвящено проблемам, связанным с автомати-зацией обработки больших объемов информации, а именно, её организации в системе управ-ления базой данных Microsoft Access. Указанное приложение содержит широкий диапазон средств для эффективного управления информацией, в том числе, и экономической. Изуче-ние СУБД Access входит в содержание дисциплины "Информационные системы в экономи-ке" и, прежде всего, предназначена для студентов экономического факультета. Цель работы - дать студентам знания и практические умения в области прикладной информатики, показать методы автоматизированного решения различных экономических задач. Пособие содержит пять, достаточно объемных, лабораторных работ, в которых имеет-ся необходимый минимум теоретического материала, рассмотрены примеры решения задач с их подробным описанием, предлагаются задания для самостоятельного выполнения. Издание будет полезно не только студентам и аспирантам экономического профиля, но и бухгалтерам, аудиторам, аналитикам и иным категориям специалистов, занимающихся экономическими расчетами.

  • В.Е. Медведев, С.В. Воробьев
    Практикум по информационным системам в экономике: расчеты в электронной таблице Excel
    (Укороченный вариант)

    Данное издание предназначено для того, чтобы помочь читателям научиться эффектив-но применять встроенные средства электронной таблицы Microsoft Excel в процессе решения экономических задач. Пособие разделено на темы, каждая из которых содержит минималь-ный объем теоретической информации, необходимой для решения поставленных задач, практические задания с подробным объяснением технологии их решения, а также задачи для самостоятельного выполнения. Материал излагается в доступной форме по принципу от про-стого к сложному. Практикум может использоваться на лабораторных занятиях в процессе изучения дис-циплины "Информационные системы в экономике" и других подобных дисциплин. Пособие будет полезно студентам, аспирантам и преподавателям экономических специальностей, практикующим бухгалтерам и экономистам, которые желают самостоятельно повысить и за-крепить свой уровень знаний и умений в области экономических информационных систем и технологий.

  • Артюхова Г.А., Воробьев С.В.
    Автоматизация торговых операций и складского учета
    (Укороченный вариант)

    В настоящем учебно-методическом пособии излагаются основные принципы ведения автоматизированного складского учета и торговых операций фирмы в системе "1С: Предприятие", а именно, в конфигурации "Торговля и Склад". Теоретический материал пособия сопровождается практическими заданиями, большинство из которых имеет подробное описание хода решения. Кроме того, в каждой теме предлагаются за-дачи для самостоятельного решения. Данное пособие ориентировано на студентов экономических специальностей, может быть использовано в рамках информационных дисциплин, на спецкурсах или факультативах по информационным технологиям. Пособие будет полезно работникам экономических подразделений торговых фирм, бухгалтерам, а также программистам.


  • Практикум по решению задачи ведения бухгалтерского учета в системе 1С: ПРЕДПРИЯТИЕ
    (Укороченный вариант)

    Учебно-методическое пособие представляет собой комплексный набор за-даний по бухгалтерскому учету, представленный в виде сквозной задачи по ос-новным разделам учета. Задания предусмотрены для типовой конфигурации 1С: Бухгалтерия, входящей в систему 1С: Предприятие версии 7.7. Настоящее издание будет полезно студентам и аспирантам экономических специальностей, а также практикующим бухгалтерам и экономистам, которые желают повысить и закрепить свой уровень знаний и умений в области экономи-ческих информационных систем и технологий.

  • Воробьев С.В.
    Автоматизация управления предприятием в интегрированной системе "галактика"
    (Укороченный вариант)

    Учебно-методическое пособие содержит в себе описание основных принципов работы в отечественной корпоративной информационной системе "Галактика". Рас-сматриваются технологии организации процесса управления предприятием на приме-рах таких внутренних контуров, как "Управление персоналом", "Логистика", "Бухгал-терский учет". Каждая тема содержит теоретический материал, который сопровождает-ся практическими заданиями с подробным описанием хода решения, а также в каждой теме предлагаются задачи для самостоятельного решения. Данное пособие ориентировано на студентов экономических специальностей, может быть использовано в рамках дисциплин информационно-технологического цик-ла, на спецкурсах или факультативах по информационным технологиям. Пособие будет полезно для ознакомления работникам экономических подразделений производствен-ных предприятий, бухгалтерам, а также программистам.

  • М.В. Ильяшенко
    Программа педагогической практики в учреждениях системы среднего профессионального образования для студентов отделения заочного обучения факультета педагогики и психологии (дошкольной)
    (для студентов отделения заочного обучения факультета ПиПД)
  • Бакаева О.Н., Гожина О.Л., Емельянова И.Д., Краковская В.С., Красова Т.Д., Ильяшенко М.В., Мартынова Л.Н., Пеньковская О.В., Пронина А.Н., Фаустова И.В., Фоменко Л.К., Чуйкова Ж.В.
    Педагогическая практика студентов факультета педагогики и психологии (дошкольной)

    В пособии излагаются цели, задачи, содержание и методы орга-низации всех видов педагогической практики студентов по специаль-ности "Дошкольная педагогика и психология", с дополнительными специальностями "Логопедия", "Педагогика и психология", "Ино-странный язык". Представлены задания для студентов-практикантов, позволяющие выявить и сформировать у них необходимые профес-сиональные умения. Сообщаются требования к оформлению докумен-тации по каждому виду практики, приводятся необходимые образцы. Разработаны критерии оценки студента-практиканта. Описаны обя-занности руководителей практики и студентов-практикантов.
    Учебно-методическое пособие может быть использовано сту-дентами и преподавателями факультета дошкольной педагогики и психологии.

  • Р.Н. Перелетов
    ИСТОРИЯ РОССИИ (с древнейших времен до XVIII в.)
    (учебно-методическое пособие к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов заочной формы обучения по специальности «история»)

    В учебно-методическом пособии публикуются необходимые для студентов заочной формы обучения материалы по специальности «история». Они включают в себя практические занятия, историческую термино-логию, тесты, задания по историческим картам и др.

  • Белькова Н.А., Краснова Т.В., Тропин Н.А.
    Музейная и археологические практики
    (программы практик и методические рекомендации)

    Данные учебные материалы подготовлены опытными преподавателями, воз-главляющими в течение ряда лет учебные практики студентов исторического и филологического факультетов. Издание предназначено для студентов этих факультетов.

  • Д.А. Ляпин
    Служилое землевладение елецкого уезда в конце XVI-XVII вв.
    (программа спецкурса)

    Учебно-методическое пособие включает авторское содер-жание спецкурса (дисциплины специализации), тестовые зада-ния, тематику рефератов, перечень вопросов к отчетности, об-ширный список библиографии. Для студентов исторического факультета по специальности «история».

Чтобы образовательный процесс был структурированным и полностью обеспеченным всеми необходимыми материалами, преподаватели и учителя готовят различные специфические документы. В данной статье хочется рассказать о том, как написать методическую разработку, что это такое и зачем вообще нужно это делать.

Терминология

Изначально надо понять, о чем же именно будет идти сейчас речь. Первый вопрос, который может возникнуть у каждого: "Что такое методическая разработка?" Итак, пособие. В нем описываются различные методы и элементы которые могут пригодиться для проведения урока или внеклассного занятия. Важные моменты:

  1. Подготавливать методическую разработку можно применительно к одному только уроку, теме или же целому курсу полностью.
  2. Данный документ может быть как индивидуальным, так и подготавливаться целой командой специалистов, то есть быть коллективным.

Главная же цель методической разработки - педагогическо-профессиональное совершенствование учителя при подготовке уроков или курсов.

Важные моменты

  • Общий объем документа (так называемый «чистый текст») должен составлять не менее 16 листов информации, набранной на компьютере. И это не считая титульного листа и списка литературы.
  • Также надо помнить, что поля должны быть: 3 см - слева, по 2 см - сверху, снизу и справа.
  • Номер страницы ставится по центру снизу. Сам же символ должен быть арабским (то есть «1», «2», «3» и т. д.).
  • Шрифт обязательно Times New Roman, размер 14-й, одинарный. Если в работе есть таблицы, шрифт текста, написанного в них, - Times New Roman, 12-й.
  • Выравнивание текста должно быть по ширине страницы.
  • Красная строка отступается на пять знаков.
  • Все заголовки выделяются полужирным шрифтом (Times New Roman, размер 14-й), предпочтительно их размещение по центру страницы.

При этом важно помнить, что все иллюстрации должны обозначаться термином «Рисунок» или «Рис.», все они нумеруются по порядку. Основная часть может быть разделена на разделы, подразделы.

Главные правила создания методической разработки

Стоит сказать, что методическая разработка проще, чем кажется на первый взгляд. Ведь сделать ее совершенно не трудно, если человек свободно ориентируется в материале. Ведь в этом документе его нужно всего лишь грамотно структурировать и преподнести в удобном для чтения и использования виде. При создании методической разработки нужно придерживаться следующих важных правил:

  1. Содержание работы должно четко соответствовать цели, а также обязательно тематике.
  2. Суть создания методической разработки - подача сведений о максимально рациональной и эффективной организации учебного процесса в той или иной дисциплине.
  3. Все разработанные методики должны быть творческой работой, а не копированием частей учебников, пособий и иных ранее существовавших образовательных документов.
  4. Язык в тексте должен быть лаконичным, простым и понятным. Однако важно также использовать соответствующую профессиональную терминологию.
  5. Все методы, приемы и формы подачи учебного материала должны «иллюстрироваться» ссылками на свой ранее примененный педагогический опыт.
  6. В данном документе надо описать все вспомогательные средства, которыми пользуется педагог во время подачи ученикам материала. Это могут быть карточки, схемы, таблицы, инструкции для проведения лабораторных работ и т. д.

Просматривая варианты того, как написать методическую разработку, стоит помнить главное: все написанное должно соответствовать действительности. Так, не нужно описывать тот или иной метод обучения, если нет возможности его материально-технического обеспечения. И главное - методическая разработка должна ответить на вопросы: «Как научить? Как сделать так, чтобы ученик наилучшим образом усвоил предложенный учителем материал?»

Кратко о структуре

Рассматривая рекомендации по написанию и оформлению методических разработок, нужно также помнить и о том, что подача материала должна быть структурированной. Так, очень важно помнить, что любая серьезная работа должна состоять из следующих элементов (и методическая разработка не исключение):

  • Титульный лист.
  • Аннотация.
  • Содержание.
  • Вводная часть, или введение.
  • Основная часть, где будет изложен весь материал.
  • Заключение (можно вместе с выводами).
  • Список использованной в работе литературы.
  • Если есть необходимость, могут присутствовать в работе приложения.

Титульный лист

Теперь же стоит разобраться, как правильно оформлять все вышеперечисленные части методической разработки. Итак, начинается документ с титульного листа. Он оформляется следующим образом:

  1. Сверху пишется наименование учреждения, куда данный документ подается (название указывается в соответствии с выданной лицензией).
  2. В центре листа пишется название самой работы.
  3. Немного ниже от названия, по правой стороне, надо указать следующие сведения об авторе: место работы, занимаемая должность, а также ФИО.
  4. В центре в самом низу надо указать город и год, то есть где и когда данная методическая разработка была создана.

Важно отметить, что к оформлению названия работы строгих требований нет. Так, тут можно поэкспериментировать с различными особенностями оформления (однако в рамках дозволенного, ведь методическая разработка - это официальный документ).

Аннотация

Просматриваем далее рекомендации к оформлению методической разработки. На данном этапе важно рассказать о том, что же такое аннотация и как ее нужно правильно оформлять. Ведь нередко люди боятся этого слова и теряются, если нужно составить аннотацию. Так, это всего лишь краткое объяснение того, что будет изложено далее в документе. Тут важно помнить, что нужно указать в таком случае:

  • Главное - рассказать о той проблеме или особенности, которой посвящена разрабатываемая методика.
  • Нужно высветлить те вопросы, на которые можно будет найти ответ в тексте ниже.
  • Также указываются потенциальные пользователи данной разработки.

Сама же аннотация не должна быть большой. Достаточно будет 10 предложений, где и нужно изложить всю суть.

Введение

Идем далее, разбираясь в том, как написать методическую разработку. После следует оглавление, и написать его не составит труда. Следующее в списке - введение. Вот это очень важный раздел всей работы, где также надо кратко и доступно рассказать о том, в чем же особенность данного труда.

  1. Изначально излагается новизна этой работы, ее уникальность и обязательно актуальность. Тут нужно рассказать, чем руководствовался автор при выборе данной тематики, чем она особенна.
  2. Далее надо описать цель работы.
  3. Следующий важнейший пункт - условия применения этой работы, то есть надо рассказать, когда и в каких случаях изложенные в документе рекомендации могут применяться.
  4. Также можно указать возможные сложности, риски.

Объем введения не должен превышать 2 страниц текста, набранного на компьютере.

Основная часть

Продолжаем говорить о том, как написать методическую разработку раздела ООП (то есть основной образовательной программы) или же просто самостоятельную работу (независимо от иных образовательных документов). Так, пришло время понять, как же надо оформлять основную часть работы. Именно тут и происходит изложение всего того материала, который подготовил педагог.

  • Важно раскрыть специфику методической разработки.
  • Также надо придерживаться существующих требований с учетом специфики дисциплины.
  • Важно логически подавать материал, чтобы замысел автора был максимально понятен.

Заключение

Это последняя основная часть работы. Именно тут делаются определенные выводы, могут подаваться также рекомендации. В данном разделе важно рассказать о том, где и как будет приводиться в действие все изложенное в этой методической разработке. Объем этого текста - до одной страницы.

Все остальное, о чем не было упомянуто

Список литературы оформляется в алфавитном порядке, сначала подаются все нормативные документы. Тут также можно указывать ссылки на интернет-источники (в самом конце списка).

Если в работе есть приложения, они подаются после списка литературы. Каждое отдельно взятое приложение нумеруется арабской цифрой, ему присваивается имя («Приложение 1», «Приложение 2» и т. д.).

Чаще всего также надо будет написать рецензию на методическую разработку. Так, они бывают двух видов:

  • Внутренние.
  • Внешние.

В первом случае рецензия пишется работником того же заведения, где работает педагог, во втором - специалистом иного образовательного учреждения, однако всегда в соответствии с профилем и спецификой самой методической разработки.

ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

Кинешма 2015

Огорельцева М.Г. Методические рекомендации по составлению и оформлению учебно-методических изданий. Методическое пособие для преподавателей ФКПОУ «КТТИ» Минтруда России.

Настоящие методические рекомендации составлены в помощь преподавателям техникума для разработки учебно-методических материалов по преподаваемым дисциплинам. Рекомендации включают единые требования к структуре, содержанию и оформлению учебно-методических изданий. - г. Кинешма, ФКПОУ "КТТИ" Минтруда России, 2015. - 46 с.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка...........................................................................................4

Типы и виды учебных изданий..............................................................................5

Требования, предъявляемые к учебно-методическим изданиям......................15

Общие требования ......................................................................................15

Требования к содержанию ..........................................................................15

Требования к структуре .............................................................................16

Требования к текстовой части ..................................................................20

Представление отдельных видов текстового материала ......................22

Библиографический список..................................................................................35

Приложения...........................................................................................................36

Пояснительная записка

Необходимость обеспечения качественной реализации государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования активизировала поиск педагогической наукой и практикой путей повышения эффективности образовательного процесса и качества подготовки специалистов. Интенсивно обновляется содержание среднего профессионального образования, технологии обучения, формы организации учебного процесса. Важной для преподавателей технологического техникума-интерната стала проблема учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Педагогическая практика убедительно доказывает, что качество и результативность образовательного процесса существенно повышаются, если данный процесс обеспечивается комплексно.

В свете требований образовательного стандарта преподаватели техникума должны знать методические основы проектирования комплексов дидактических средств обучения, уметь разрабатывать названные комплексы и адаптировать их к реальным условиям учебного процесса.

Цель данных методических рекомендаций – оказать преподавателям помощь в разработке учебно-методических материалов, которые являются необходимым условием обеспечения образовательно-воспитательного процесса в техникуме. Дать преподавателям некоторые конкретные рекомендации, советы, которые, будут полезны и в какой-то мере облегчат его нелегкие искания, предостерегут от многих типичных ошибок. Наряду с этим необходимо познакомить преподавателей с учебно-методическим обеспечением как таковым: его составом (структурным строением), содержанием (документами, техническими объектами), требованиями к их разработке.

Любая работа, проделанная преподавателем, приобретает реальное значение только тогда, когда с ее результатами получают возможность ознакомиться другие люди (преподаватели, студенты). Поэтому важным этапом деятельности является ее оформление.

Если преподаватель хочет, чтобы о его опыте узнали коллеги, он должен иметь в виду, что в данном случае он выступает в новом качестве – как автор. Авторская разработка - вещь сугубо индивидуальная, продукт творческой деятельности преподавателя, поэтому его деятельность подчиняется несколько иным закономерностям и требованиям. Необходимо объяснить коллегам четко, что изменяет его опыт в традиционной практике, какова результативность его педагогической деятельности. В чем заключаются его идеи и подходы.

Требования к оформлению методических материалов возрастают, если преподаватель намерен представить их на экспертизу. Это связано с тем, что эксперты оценивают работу заочно и, не имея возможности задать лично интересующие их вопросы, ищут ответы в самом тексте. Поэтому она должна быть предельно ясной и содержать в себе ответы на все возможные вопросы экспертов. Одна из задач, которая поставлена в данных методических рекомендациях, - дать преподавателям обобщенные и систематизированные представления об организации деятельности создания методических материалов.

Условием успешного использования предлагаемых рекомендаций является стремление личности к самосовершенствованию: необходимо постоянно отчитываться перед самим собой, чтобы определить свои дальнейшие перспективы.

Типы и виды учебных изданий, определяемые Министерством образования и науки РФ

Система учебных изданий

Обучающие издания

Учебник - это учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному образовательному стандарту и типовой учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Единственная возможность стать автором учебника – получить гриф Министерства образования и науки Российской Федерации, а для этого учебник должен быть создан на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствовать федеральной составляющей дисциплины государственного образовательного стандарта специальности, определяемой дидактическими единицами стандарта.

Учебное пособие - это учебное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное вышестоящим органом в качестве данного вида издания для определённой категории учебных заведений.

Для получения статуса учебного пособия работа должна пройти соответствующую экспертизу и получить гриф «Допущено» либо «Рекомендовано» к использованию в ГОУ СПО.

Учебное пособие должно соответствовать программе курса (разделу), содержать новый материал, расширяющий содержание основного учебника, отражать новые актуальные проблемы и тенденции и быть предназначено для расширения, углубления и улучшения усвоения знаний.

Отдельная лекция - учебное издание, содержащее текст одной лекции. Отражает содержание, объем и форму изложения лекции, читаемой определенным преподавателем.

Тексты лекций - учебно-теоретическое издание, полностью или частично освещающее содержание учебной дисциплины либо выходящее за рамки учебной программы. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем.

Курс лекций - учебное издание (совокупность отдельных лекций), полностью освещающее содержание учебной дисциплины. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем.

Конспект лекций - учебное издание, в компактной форме отражающее материал всего курса, читаемого определенным преподавателем.

Учебно-методические издания

Учебно-методическое пособие - это учебно-методическое издание, содержащее систематизированные сведения научно-практического и прикладного характера, изложенные в форме доступной и удобной с методической точки зрения для самостоятельного изучения и усвоения учебной дисциплины.

Отличительной чертой учебно- методического пособия является комплексный характер подачи материала, т.е. теория в логическом сочетании с практикой.

Учебно-методическое пособие может содержать, помимо теоретического материала, методические указания, рекомендации, задачи, задания для самопроверки и самоанализа работы студента или образцы их решения и т.п.

Таким образом, если курс лекций имеет методическое сопровождение , т.е. отвечает на вопрос: «Как использовать лекции в учебном процессе?» , - то он может быть отнесён к учебно- методическим пособиям.

То же самое относится к практикуму . Если в него включены эталоны и алгоритмы решения практических задач, упражнений , способствующих усвоению, закреплению, проверке знаний, то работа является учебно-методическим пособием .

Методические рекомендации - учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения либо практического освоения обучающимися учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний. В методические рекомендации могут быть включены требования к содержанию, оформлению и защите курсовых и дипломных работ.

Методические указания - учебно-методическое издание, содержащее общую характеристику дисциплины (цели, задачи ее изучения, комплекс предметов, на которые она опирается), а также форм и методов и видов самостоятельной работы обучающихся (изучение литературных источников, конспектов лекций, подготовка к практическим занятиям, составление докладов и др.).

Чем отличаются методические рекомендации от методических указаний?

Термин «указания» используют в тех случаях, когда в содержании предложен определённый алгоритм действий, которому для получения результата необходимо неукоснительно следовать, т.е. это инструкция, разъясняющая характер и последовательность действий при выполнении студентами конкретной учебной задачи.

В рекомендациях чаще предлагают возможные этапы выполнения задания, описывают особенности проведения отдельных частей работы. При этом студент вправе самостоятельно определить алгоритм выполнения задания.

Виды методических указаний

    методические указания к семинарским занятиям;

    методические указания практическим занятиям;

    методические указания к лабораторным работам;

    методические указания по изучению отдельных разделов (тем) курса и т.д.

Методическая разработка - это совокупность учебных и методических материалов, определяющих содержание, порядок, методы и средства проведения занятий по теме или отдельным учебным вопросам.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям

Методическая разработка может представлять собой

    разработку конкретного урока;

    разработку серии уроков;

    разработку темы учебной дисциплины;

    разработку внеклассного мароприятия;

    разработку общей методики преподавания предметов;

    Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания

Методические разработки учебных занятий или тем курса чётко структурированы и в них отражены все компоненты учебного процесса.

Методические разработки уроков (занятий) - разновидность учебно-методического издания в помощь преподавателю, мастеру п/о, в систематизированном виде отражающая содержание и ход урока, занятия. Среди методических разработок уроков (занятий) различают планы уроков (занятий), и конспекты уроков (занятий).

План урока(занятия) - логически упорядоченный перечень вопросов, подлежащих изучению на уроке, лаконично отражающая последовательность изложения материала и ход урока. Важнейшее требование к плану урока - точность, содержательная лаконичность, т.е. возможность в минимальном объеме текста максимально полно и точно отражать содержание и ход урока.

Конспект урока(занятия) - совокупность плана и краткой письменной записи содержания и последовательности этапов урока, имеющая авторский, индивидуализированный характер. Предназначен для последующего восстановления учебной информации с различной степенью полноты в ходе урока. Характеризуется многоадресностью: преподаватели, мастера п/о, администрация и/или представители органов управления образованием. В отличие от плана занятия план-конспект или конспект занятия содержит не только перечень рассматриваемых на занятии вопросов и этапов занятия, но и фрагменты речи преподавателя или полный текст нового материала.

Методические разработки, обобщающие педагогический опыт.

Это наиболее сложный вид методических разработок, требующий опыта научно-исследовательской деятельности, творческого подхода к созданию и оформлению.

Основными признаками передового педагогического опыта являются:

    высокие количественные и качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным критериям среднего профессионального образования;

    профессионально-трудовой опыт преподавателя, т.е. стремление и наличие необходимых умений в различных видах своей профессиональной деятельности;

    умение анализировать процесс и результат профессионально-педагогического труда;

    самоконтроль, самоанализ проделанной работы, связь теории с практикой;

    рационализаторский подход к делу;

    коррекция в организации труда преподавателя;

    оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей, экономной затрате сил и времени преподавателей и студентов);

    устойчивость, стабильность опыта, длительное его функционирование;

    возможность повторения и творческого использования другими преподавателями;

    перспективность опыта;

    научная обоснованность опыта (научное истолкование педагогических явлений).

Для оформления методической разработки по обобщению педагогического опыта необходимо этот опыт изучить.

В изучении и обобщении передового педагогического опыта выделяют несколько этапов.

Первый этап - обнаружение противоречия между сложившимися формами и методами работы преподавателя или педагогического коллектива, с одной стороны, и потребностями повышения её эффективности - с другой. Это противоречие осознаётся, осмысливается, формулируется проблема в терминах, понятиях и категориях педагогической науки.

Второй этап - выявление находок, новинок в работе отдельных преподавателей или целых коллективов, имеющих определённые достижения в учебно-воспитательной работе. Определяется объект исследования, изучения и обобщения опыта.

Третий этап - составление развёрнутой программы изучения и обобщения опыта. Для этого формулируется тема и цель, уточняется объект, предмет изучения и обобщения. Намечаются и конкретизируются методы исследования, т.е. определяется, какие вопросы будут изучаться и какими методами. Устанавливаются этапы работы и календарные сроки изучения конкретных объектов. Разрабатываются диагностические методики, позволяющие осуществить сбор и анализ информации о педагогическом опыте.

На четвёртом этапе проводится работа по сбору педагогических фактов и другого эмпирического и информационного материала (на основе программы). Полученный материал уточняется, проверяется его достоверность. Для дальнейшего изучения и обобщения педагогический опыт необходимо описать (назвать авторов, определить проблему, последовательно пересказать содержание опыта, описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи учебно-воспитательной работы, относящиеся к описываемому опыту.

На пятом этапе описанный опыт осмысливается: сопоставляются, сравниваются, анализируются факты, выявляются взаимосвязи, характер зависимости между ними, определяется характер зависимости педагогического процесса от конкретных условий. Отсюда следуют конкретные выводы.

Шестой этап - оформление методической разработки. Структура такой разработки не может быть жёстко регламентирована. Однако в ней целесообразно отразить следующие компоненты:

    1. Пояснительная записка (обосновывает причины, по которым автор предлагает организовывать процесс обучения тем или иным образом, характеризует условия создания разработки, определяет область её применения).

      Основная часть (содержание может включать в себя несколько разделов и должно отвечать на вопросы: Что предлагает автор? Зачем он предлагает делать именно так? Как нужно делать, чтобы получить гарантированный результат? Каковы условия применения разработки?).

      Литература.

      Приложения.

Вспомогательные издания

Практикумы - издания, предназначенные для закрепления пройденного материала и проверки знаний различными методами. Содержат практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного материала и формированию необходимых компетенций.

Практикумы направлены:

    На закрепление знаний и умений

    На формирование навыков практической работы

    На овладение формами и методами познания

    Отражают основные аспекты учебного курса с более детальным рассмотрением и закреплением

    Могут состоять из:

    Вопросов и заданий

    Дополнительных методических указаний к их выполнению

    Разъяснений наиболее сложных вопросов

К практикумам относятся:

    сборник задач (упражнений);

    лабораторный практикум;

    сборник планов семинарских занятий;

    сборник контрольных заданий (тестов) и др.

Рабочая тетрадь - это методическая разработка для самостоятельной (аудиторной или внеаудиторной) работы студентов, позволяющая обобщать, закреплять и систематизировать знания по дисциплине, вырабатывать навыки применения приобретённых знаний, проверять результаты своей работы с установкой на обязательный отчёт.

Структура рабочей тетради может быть различной, что, в свою очередь, обусловлено:

    содержанием изучаемой дисциплины, степенью её сложности;

    характером (стилем) управления познавательной деятельностью студентов;

    исходным уровнем подготовленности аудитории;

    возрастными особенностями слушателей;

    условиями обучения;

    творческими способностями преподавателя.

Рассмотрим модель рабочей тетради, которая включает в себя 4 блока: три основных (обязательных) и один факультативный.

Первый блок («Актуализация опорных занятий») представляет собой так называемое мобилизующее начало. Он содержит вопросы и задания, позволяющие восстановить в памяти ранее усвоенные знания, требующиеся для понимания, осмысления и лучшего запоминания нового материала. Данный блок заданий позволяет сконцентрировать внимание студента на изучаемом вопросе и повысить интерес к изучаемой теме. Воспроизведение опорных знаний предлагается излагать вербальным способом.

Второй блок представляет собой структурированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала.

Структурированный конспект - своеобразный трафарет лекции, содержащий немые рисунки, схемы, таблицы, пустые кадры, заполнение которых происходит во время лекции. Все рисованные объекты либо конкретизируют, либо дополняют текстовую часть, то есть помогают раскрыть смысл написанного. Использование такой модели (структурированный конспект) не только экономит учебное время, но и прививает навыки конспектирования, позволяет нацелить внимание на основные вопросы темы, воспитывает аккуратность и эстетические качества.

Третий блок («Самоконтроль») предусматривает систему дидактических заданий, активизирующих и организующих самоподготовку студентов. Выполнение тренировочных упражнений способствует:

    совершенствованию умений у студентов самостоятельно работать над содержанием изучаемой темы;

    развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей студентов;

    воспитанию интереса и ответственного отношения к выполнению домашней работы.

При подборе вопросов и заданий реализуется дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения определённой порции известной информации, до заданий, устанавливающих межпредметные связи, или заданий, требующих умения сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Все задания начинаются побудительными словами:

    изобрази схематично...

    сделай соответствующие обозначения...

    воспроизведи схемы...

    обозначь основные элементы...

    выдели отличительные особенности...

Четвёртый блок (факультативный) включает перечень реферативных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы. Этот блок связан с самостоятельной работой студентов, определённой рабочей программой дисциплины.

Предлагаемая в этой части рабочей тетради информация может заинтересовать студентов и послужить стимулом к дальнейшему развитию познавательной деятельности и творческой активности.

Распределение заданий в тетради по принципу «от простого к сложному» позволяет студенту определить свой уровень усвоения знаний и умений.

Если после первого этапа самостоятельной работы с тетрадью студент узнаёт, что он относится к слабым, средним или сильным по данной дисциплине, то после планомерной, систематической работы с удовлетворением обнаружит, что теперь - определённо к сильным.

Рабочая тетрадь - тот помощник, который даёт студенту ориентиры, позволяющие двигаться вперед. Рабочая тетрадь дисциплинирует процесс обучения, мышления, помогает последовательно усвоить намеченную учебной программой систему знаний.

Раздаточный дидактический материал имеет методическую ценность, если преподаватель подходит к его созданию системно, оформляя методические рекомендации по его использованию в образовательном процессе.

Требования, предъявляемые к учебно-методическим изданиям

Общие требования

1. Учебно-методические издания должны иметь актуальную направленность:

    содержать элементы анализа и сравнения, обобщения педагогического опыта с учётом достижений современной педагогической науки;

    обеспечивать связь изучаемого материала с современной педагогической наукой;

    удовлетворять требованиям образовательных стандартов.

2. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и чётко.

3. Язык методической разработки должен быть лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому (производственному) тезаурусу

4. Учебно-методические издания должны быть рассмотрены цикловой методической комиссией и утверждены заместителем директора по учебной работе и рекомендованы преподавателям для использования.

Требования к содержанию

    Содержание учебно-методического издания должно четко соответствовать теме и цели.

    Содержание учебно-методического издания должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

    Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

    Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

    Учебно-методическое издание должно учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса, ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.

    Учебно-методическое издание должно раскрывать вопрос «Как учить».

    Учебно-методическое издание должно содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки-задания, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки-схемы, тесты, разноуровневые задания и т.д.).

    К учебно-методическому изданию может быть приложена мультимедиа презентация.

Презентация должна отражать:

    актуальность выбранной темы;

    соответствие содержания презентации теме учебно-методического издания;

    соответствие материала современному уровню развития науки и техники;

    правильное использование научно-технической, методической и иной терминологии;

    иллюстрационный материал презентации;

    читаемость и дизайн текста;

    цветовое решение презентации;

    оптимальность количества слайдов;

    эффективность применения анимации.

Презентация прилагается к учебно-методическому изданию в электронном виде или на бумажном носителе. Презентация распечатывается в виде выдач по 2 слайда на лист формата А4. Необходимо учитывать, что цветное изображение усиливает эффективность восприятия. Презентация выполняется в программах, установленных на компьютерах техникума.

Требования к структуре

Общая структура:

1. Обложка

2. Титульный лист

3. Оборотная сторона титульного листа

4. Содержание

5. Перечень условных обозначений (при необходимости);

6. Введение

7. Основная часть, разбитая на главы (при необходимости – на пункты и

подпункты)

8. Заключение 

9. Словарь /если требуется/

10. Библиографический список

11. Список электронных ресурсов

12. Приложение

Обложка не является обязательным элементом.

Титульный лист является первой страницей издания, заполняется по строго определенным правилам и включает в себя:

    полное наименование образовательного учреждения - в верхней части;

    название темы, вид материала (методическая разработка, описание опыта, программа и др.) - в средней части;

    место и год описания работы – в нижней части

Заглавие отражает объект учебно-методического издания (наименование). Название печатается прописными (заглавными буквами).

Подзаголовок – это вид документа или вид издания. Печатается строчными буквами, кроме первой прописной. Допускается сначала указывать вид документа (методические указания, учебно-методическое пособие, методическая разработка или другие), а затем учебную дисциплину или курс, которому она принадлежит. Также могут приводиться и другие необходимые, по мнению автора, данные.

Обратная сторона титульного листа по порядку содержит: фамилию, и инициалы автора(ов), название работы, место издания, год издания, количество страниц.

Ниже приводится краткое содержание работы (аннотация), состоящее из трех-пяти предложений, где указывается, какой проблеме посвящается учебно-методическое издание, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезно. Далее указывается цикловая комиссия, на заседании которой рассмотрена работа, приводится рекомендация по ее применению, дата заседания комиссии, номер протокола, подпись председателя комиссии. Также ниже приводится фамилия и инициалы рецензента(ов) (если есть рецензия).

Пример оформления титульного листа и обратной стороны титульного листа приведены в Приложении 1 .

После титульного листа помещается содержание.

Содержание

Понятие «СОДЕРЖАНИЕ» записывается в виде заголовка симметрично тексту прописными буквами. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. Содержание включает также перечень приложений.

Оглавление может быть помещено вначале учебно-методического издания – после титульного листа, или в конце учебно-методического издания– после списка литературы. ( Приложение 2 ).

Введение (предисловие, пояснительная записка - не более 0,1% от объема разработки).

Функция данного раздела состоит в том, чтобы обосновать причины, по которым автор предлагает действовать тем или иным способом, раскрыть логику изложения, аргументировать подход к выходу из проблемной ситуации в педагогическом процессе и пр. По сути, это введение в основную часть, поэтому здесь надо четко сказать о ее ключевых моментах, более подробно изложить аргументацию главных позиций автора. Итак, задача введения– объяснить и обосновать.

Во введении должны быть показаны:

1) актуальность и значимость данного учебно-методического издания;

2) степень разработанности данной проблемы в научно-педагогической и методической литературе;

3) учебно-практическая или научная ценность;

4) объяснение того, какое место занимает данное издание (предлагаемая цель и задачи) в данном курсе обучения и системе профессиональной подготовки;

5) особое внимание во введении уделяется учебной цели работы, то есть объяснению того, какие знания, умения, навыки должны быть приобретены пользователем в результате работы с предлагаемым учебно-методическим изданием.

Во введении также может быть в кратком виде представлена логическая структура учебно-методического издания или общий принцип работы с ним.

Основная часть.

Основная часть должна быть посвящена решению поставленных во введении задач и полностью раскрывать суть учебно-методического издания.

Заключение (1-2 страницы) учебно-методического издания представляет собой не просто перечень полученных результатов, а их итоговый синтез, т.е. формулирование того нового, что внесено автором в решение проблемы. Заключение не должно подменяться механическим суммированием выводов.

Словарь (если требуется) - указываются специальные слова (характерные какому- либо виду деятельности) и их значение, которые автор использует при написании учебно-методического издания, с целью разъяснения их значения читателям.

Библиографический список составляет одну из существенных частей и отражает самостоятельную творческую работу автора. В нём указывается весь перечень литературы (печатные, периодические), используемый автором для написания учебно-методического издания. Цитаты и данные должны иметь ссылки на источники.

Содержание сведений об источниках должно соответствовать примерам согласно Приложению 3.

Список электронных ресурсов - указывается перечень электронных источников (Интернет - адреса, виде, аудио диски, электронные энциклопедии и т.д.).

Приложение (технологические документы, чертежи, таблицы и т.д.) – это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения материала. Приложения оформляются на отдельных листах.

Рецензия

Наличие внешней рецензии необходимо для рабочих учебных программ, которые утверждаются заместителем директора по учебной работе техникума. Внешние рецензии выполняются ведущими преподавателями техникумов, колледжей, специалистами ВУЗов, предприятий соответствующего профиля. Наличие внутренних рецензий необходимо на все другие виды учебно-методических изданий в случае их представления на конкурсы, для публикации в периодической печати, т.е. для дальнейшего широкого использования. Данный вид рецензий может выполняться опытными преподавателями техникума.

Рецензия должна содержать: наименование темы и автора учебно-методического издания; упоминание о количественном объеме текстовой части и о количестве приложений; краткий перечень основных вопросов, изложенных в рецензируемой работе; обязательную характеристику содержания с точки зрения его актуальности; перечень положительных сторон и основных недостатков, оценка реальной значимости учебно-методического издания; вывод о новаторстве выполненной работы и возможности применения ее в учебном процессе для преподавателей или обучающихся; должность и место работы рецензента, его подпись.

Рецензия прилагается к учебно-методическому изданию.

Требования к текстовой части

    Текст работы выполняется на ПК.

    Все страницы текста должны соответствовать единому формату А4 или А5. Объём учебно-методического издания должен превышать 15 листов.

    Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей: формат А4 - левое - 3,0 см, правое - 1,5 см, верхнее - 2,0 см, нижнее – 2,0 см в текстовом редакторе Word шрифтом №12 Times New Roman , межстрочным интервалом 1,15 или 1,5, выравнивание по ширине страницы.

    Нумерация страниц: страницы текста нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту; титульный лист, так же, как и оглавление, включаются в общую нумерацию страниц текста. Однако номер страницы не проставляется ни на титульном листе, ни на оглавлении; нумерацию страниц проставляют, начиная с «Введения», которое располагается на третьей (четвёртой) странице.

    Главы, параграфы, пункты, подпункты текста нумеруются арабскими цифрами с точкой, например: 1., 1.1., 1.1.1. и т.д.

    Введение, главы основной части, заключение, список литературы, вспомогательные указатели и приложения должны начинаться с новой страницы и иметь заголовок, напечатанный прописными буквами. Параграфы, пункты и подпункты располагаются по порядку друг за другом.

    Заголовки структурных элементов текста следует располагать в середине строки без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов не допускаются. Расстояние между заголовками и текстом должно быть не менее 2-3 интервалов. Шрифты заголовков структурных элементов различного уровня (главы, параграфы, пункты, подпункты) должны быть однотипными.

Наиболее часто встречающиеся ошибки:

    ставятся точки после заголовков, названий таблиц и приложений;

    формат А3 может быть использован только при оформлении приложений.

Оформление приложений

В случаях, когда графики, таблицы и другой материал слишком объёмны, также неуместны в тексте, но несут дополнительную смысловую информацию, их необходимо разместить в приложениях.

Приложения предназначены для облегчения восприятия содержания работы и могут включать:

    материалы, дополняющие текст; иллюстрации вспомогательного характера;

    характеристики материалов и инструментов, применяемых при выполнении работы;

    анкеты и методики (в том числе инструкции; стимульный материал, бланки ответов, ключи и интерпретационные материалы);

    протоколы испытаний, заполненные испытуемыми ответные листы и бланки и т.д.;

    таблицы вспомогательных данных; промежуточные формулы и расчеты.

Правила представления приложений

    Приложения помещают в конце методической разработки.

    Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок.

    Приложения нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией.

    Номер приложения размещают в правом верхнем углу над заголовком после слова «Приложение» после этой надписи точка не ставится.

    Приложения должны иметь общую с остальной частью учебно-методического издания сквозную нумерацию страниц.

    На все приложения в основной части методической разработки должны быть однотипные ссылки.

    В приложениях, представляющих собой стимульный материал, разрешается использование цветной печати и применение различных шрифтов.

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение

«Кинешемский технологический техникум-интернат»

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: ______________________________________________________

код и название дисциплины

Рассмотрено на заседании ЦМК

___________________________

название комиссии

Председатель ЦМК:

_______ / __________________ /

подпись ФИО

Разработал преподаватель:

__________________________

ФИО

Кинешма 20__ .

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА

РАССМОТРЕНО

На заседании ЦМК ___________________________

Протокол №_____ от «___»_______________20__ г.

Председатель ЦМК ________ / ФИО /

ФИО автора. «Название работы». Методическая разработка открытого урока по дисциплине « »

Аннотация (3-4 предложения)

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение

«Кинешемский технологический техникум-интернат»

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ

Методическая разработка классного часа

Разработал классный

руководитель группы ____

__________________________

ФИО

Кинешма 20__ .

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА

РАССМОТРЕНО

Заместитель директора по ВР

_______ / ________________ /

«____»_______________20__ г.

Аннотация (3-4 предложения)

.......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... - г. Кинешма, ФКПОУ "КТТИ" Минтруда России, 20__ .

Приложение 2

СОДЕРЖАНИЕ

Приложение................................................................................................................

Приложение 3

Примеры оформления источников

Иоффе, И.Л. Проектирование процессов и аппаратов химической технологии: учебник для ССУЗов/ И.Л. Иоффе. – Л.: Химия, 1991. – 352 с.

Баранов, Д.А. Процессы и аппараты: учебник для ССУЗов/ Д.А. Баранов, А.М. Кутепов. – 2-е изд., стереотип. – М. A CADEMIA , 2005. – 304 с.

Скобли, А.И. Процессы и аппараты нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности: учебник для ВУЗов / А.И. Скобло, И.А. Трегубова, Ю.К. Молоканов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Химия, 1982. – 584 с.

Монтаж технологического оборудования нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов: уч. пособие для техникумов/ И.С. Гольденберг, Л.Я. Бызер, В.М. Ашмян и др. – М.: Химия, 1967. – 380 с.

Под редакцией

Расчет и конструирование машин и аппаратов химических производств. Примеры и задачи: уч. пособие для ВТУЗов/ Под общ. ред. М.Ф. Михалёва. – Л.: Машиностроение; Ленинградское отд., 1984. –

302 с.

Многотомное издание

Анурьев, В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3 т./ В.И. Анурьев; под ред. И.Н. Жестковой. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 2001.

Отдельный том в многотомном издании

Нефтяное оборудование. В 6 т. Т.4. Оборудование и аппаратура для переработки нефти: каталог-справочник / Ред тома Д.Д. Абакумовский, Ф.П. Смуров. – М.: Гос. научно-техн. изд-во нефтяной и горно-топливной лит-ры, 1959. – 294 с.

Сборник статей

Совершенствование методов гидравлических расчетов водопропускных и очистных сооружений: межвузовский научный сборник/Отв. ред Л.И. Высоцкий. – Саратов: СГТУ, 2002. – 98 с.

Стандарт. Под заголовком

СТБ 5.3.-2003. Национальная система сертификации Республики Беларусь. Порядок проведения сертификации услуг химической чистки и крашения. – Введ. 01.11.03. – Минск: БелГИСС; Госстандарт Беларуси, 2003 – 20 с.

Сборник стандартов

Система стандартов безопасности труда. – М.: Изд-во стандартов, 2002. – 102 с. – (Межгосударственные стандарты). – Содерж.: 16 док.

Правила

Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением: утв. Госгортехнадзором СССР 27.11.87: обязат. для всех м-в, ведомств, предприятий и орг. – М.: Металлургия, 1989. – 154 с. – В надзаг.: Гос. комитет СССР по надзору за безопасным ведением работ в пр-ти и горному надзору (Госгортехнадзор СССР).

Статья из журнала

Макаров, В.М. Новые машины и аппараты. Исследования. Расчеты [Текст]/ В.М. Макаров// Химическое и нефтяное машиностроение. – 1992. - № 12. – С. 2 – 5.

Статья из газеты

Белый, С. Электроэнергетика Беларуси: настоящее и будущее / С. Белый // Рэспуб ліка. – 2005. - № 126. – с.6.

Тезисы докладов и материалы конференций

Современные методы проектирования машин. Расчет, конструирование и технология изготовления: сборник трудов первой Международной конференции, Минск, 11-13 декабря 2002 г. / Под общ. ред. П.А. Витязя. – Минск: Технопринт, 2002. – 123 с.

Чебоксары 2013

Составитель:

Начальник отдела документационного обеспечения управления и методической работы БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии

1. Введение

2. Структура методического пособия………………………………

3. Оформление методического пособия …………………………..

2.2.10. Текст методического пособия разделяется на разделы, подразделы и пункты.

Разделы, подразделы и пункты следует нумеровать арабскими цифрами. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста методического пособия, за исключением приложений.

Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.

Пункты нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из номера раздела, подраздела, пункта, разделенных точкой.

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела пункта и порядковый номер подпункта, разделенных точкой.

После номера раздела, подраздела, пункта, подпункта в тексте документа точка не ставится.

Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, он также нумеруется.

Каждый пункт или подпункт печатается с абзаца.

2.2.11. Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют.

Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Заголовки печатаются прописными буквами без точки в конце. Заголовки располагаются по центру текста.

Переносы слов в заголовках не допускаются.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

3.1. Библиографическая ссылка является частью справочного аппарата и служит источником библиографической информации о документах. Она содержит библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе, необходимые и достаточные для его идентификации, поиска и общей характеристики. Объектами составления библиографической ссылки являются все виды опубликованных и неопубликованных документов на любых носителях, также составные части документов.

3.2. По месту расположения в документе выделяются следующие виды библиографических ссылок:

3.2.1. Внутритекстовые, помещенные в тексте документа.

3.2.2. Подстрочные, вынесенные из текста вниз полосы документа (в сноску).

3.2.3. Затекстовые, вынесенные за текст документа или его части (в выноску).

3.3. При повторе ссылок на один и тот же объект различают следующие виды библиографических ссылок:

3.3.1. Первичные, в которых библиографические сведения приводятся впервые в данном документе.

3.3.2. Повторные, в которых ранее указанные библиографические сведения повторяются в сокращенной форме.

3.3. Правила представления элементов библиографического описания, применение предписанных знаков препинания, независимо от назначения ссылки, осуществляются в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 СИБИД Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления и ГОСТ 7.82-2001 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.

3.4. Внутритекстовая библиографическая ссылка содержит сведения об объекте ссылки, не включенные в текст документа. Внутритекстовую библиогрфическую ссылку заключает в круглые скобки, например,

(Методические рекомендации по фондированию документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации. М. ВНИИДАД, 2006. С. 12 – 20).

3.5. Подстрочная библиографическая ссылка оформляется как примечание, вынесенное из текста документа в низ полосы, например:

, Рысков документы в управлении. М., 2008.

При нумерации подстрочных библиографических ссылок применяют единообразный порядок для всего документа – сквозную нумерацию по всему тексту, в пределах каждой главы, раздела, части и т. п., или для данной страницы документа.

Совокупность затекстовых библиографических ссылок оформляется как перечень библиографических записей, помещенный после текста документа или его составной части. Совокупность затекстовых библиографических ссылок не является библиографическим списком или указателем, как правило, помещаемым после текста документа и имеющими самостоятельное значение в качестве библиографического пособия. При нумерации затекстовых библиографических ссылок используется сплошная нумерация для всего текста документа в целом или для отдельных глав, разделов, частей и т. п..

Для связи с текстом документа порядковый номер библиографической записи в затекстовой ссылке указывают в знаке выноски, который набирают на верхнюю линию шрифта, или в отсылке, которую приводят в квадратных скобках в строку с текстом документа.

3.7. При составлении библиографического описания следует соблюдать нормы современной орфографии . Первое слово каждого элемента описания начинается с прописной буквы. Употребление прописных букв в других случаях осуществляется в соответствии с нормами русского литературного языка. Названия научных произведений, книг, сборников, газет, журналов, издательств в кавычки не заключаются. Сокращения отдельных слов и словосочетаний проводятся в соответствии с действующими правилами.

3.8. Оформление отдельных элементов библиографической ссылки.

Однозначные качественные числительные, если при них нет единиц измерения , пишутся словами, например:

десять единиц хранения и т. п.

Порядковые числительные, входящие в состав слова, пишутся цифрами, например:

30 – летний период и т. п.

Условные графические сокращения пишутся с точками на месте сокращения, например:

т. е., т. п., пр., др.

Текст цитаты заключается в кавычки и начинается с прописной буквы. Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающих кавычек ставится многоточие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методическое пособие раскрывает единые требования к оформлению методических пособий, соблюдение которых позволяет составителям подготовить качественные документы.

Приложение

Министерство культуры, по делам национальностей и

архивного дела Чувашской Республики

Бюджетное учреждение Чувашской Республики

«Государственный архив современной истории Чувашской Республики»

ОФОРМЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

Чебоксары 2013

Составитель:

Ведущий методист отдела документационного обеспечения управления и методической работы БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии

Оформление методических пособий

Методические рекомендации «Оформление методических пособий (рекомендаций, пособий, разработок и др.)» предназначены для сотрудников и специалистов государственных и муниципальных архивов, занимающихся составлением методических пособий в целях определения единых требований к оформлению методических пособий. В Методических рекомендациях описаны требования к оформлению разных частей методического пособия.

Приложение

1. Общие положения…………………………………………………………………

2. Документация организаций……………………………………………………….

3. Правила подготовки и оформления документов……………………………………

4. Документирование управленческой деятельности……………………………..

5. Бланки документов………………………………………………………………

6. Оформление реквизитов документов………………………………………………….

7. Особенности подготовки и оформления отдельных видов служебных

документов. Составление и оформление личных документов…………………………

8. Изготовление документов с помощью компьютерной техники . Тиражирование документов……………………………………………………………………………………

9. Регистрация и учет документов, построение поисковых систем……………………

10 Регистрация документов……………………………………………………………….

11. Построение поисковых систем…………………………………………………………

12. Организация документооборота………………………………………………………..

13. Регистрация и учет поступающих документов……………………………………

14. Порядок прохождения и исполнения документов……………………………………

15. Регистрация и учет отправляемых документов………………………………………

16. Регистрация и организация движения внутренних документов……………………

17. Учет объема документооборота……………………………………………………

18. Работа с обращениями граждан……………………………………………………

19. Контроль исполнения документов…………………………………………………

Электронные ресурсы:

3. http:// rudocs. /docs/index-59225.html / Методические указания «Правила оформления методических разработок преподавателей» /ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» - г. Ростов-на-Дону. 2011.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!