Какая история у Армении? Тайны древней цивилизации: как называли Армению и армян в разные периоды истории.

Альтернативные названия - Айастан, Айканан.

Происхождение названия

Словом «Армения» определяется «историческая» территория Армении, Армянское нагорье, карта Армении американского Госдепартамента 1918-1920 гг. и существующая в настоящее время Республика .

Сами армяне называют себя «хай», а свою родину – не Арменией, а Айастаном. Истоки этих слов восходят к хеттскому языку, в сохранившихся документах которых есть отсылки на слово Хайаса. Согласно Библии, к Армении относилась область Арарат, которую ассирийцы называли Урарту.

Армяне также идентифицируют себя как народ Арарата/Урарту и Наири. Еще армяне называют себя Торгомян и потомками Хейга/Айка.

Образование страны

Во время археологических раскопок в Армении было обнаружено множество доисторических поселений, свидетельствующих о существовании цивилизации с передовыми для того времени знаниями о сельском хозяйстве, металлургии, промышленном производстве.

История армян является горячим предметом обсуждений историков, лингвистов и археологов. В 1980-х годах лингвисты обратили внимание на многие сходства между индоевропейскими и семитскими языками. Единственное объяснение этого сходство между совершенно разными языковыми группами заключалось в «движении» индоевропейских языков на восток, к Армянскому нагорью.

Нагорье часто подвергалась нападкам и вторжениям. Армяне стали свидетелями великой экспедиции Александра на восток. Они воевали против римских легионов и персидских войск. Им удалось остановить арабскую экспансию в сторону севера.

Они потеряли свои земли в 11 веке во времена вторжения татар и сельджуков, но создали новое государство южнее и западнее, в Киликии – оно процветало до 1375 года. На протяжении двух столетий Армению терзали войны между двумя империями – иранской и османской.

В конце 18 века Россия, закрепив свое положение в Кавказских горах, победила иранцев и турков в серии сражений. Таким образом, Армянское нагорье подчиняли себе три империи.

В начале 20 века территория Армении была поделена между Россией и Османской империей. В 1890-х годах власти Турции организовали массовые убийства армян, которые вылились в настоящий геноцид в 1915-1923 гг. Младотурки, пришедшие к власти в Османской империи в 1908 году, воспользовались Первой мировой войной, чтобы физически истребить армянское население.

Они желали построить новое турецкое национальное государство (Туран) на основе моноэтнического и монотеистического общества, в границах от Стамбула до озера Байкал (Центральная Азия). В то время все армяне были под властью турков. Оставшиеся в живых после первого документированного геноцида 20 века поселились в разных уголках мира.

По оценкам, количество убитых варьируется от 600 тысяч до 2 миллионов человек. Согласно докладу комиссии ООН по правам человека, жертвами геноцида стали не менее 1 миллиона людей.

В конце 1917 года рухнула Российская империя, ее армия отступила из Кавказского фронта. Восточная часть Армении осталась без защита, и к весне 1918 года на нее уже наступали турецкие войска – их целью были нефтяные месторождения в городе , рядом с Каспийским морем.

Благодаря отчаянным усилиям армянских солдат территорию удалось отстоять. После череды победоносных сражений в Сардарапате и Баш-Апаране турки отступили. 28 мая 1918 года в Армении была провозглашена независимость.

Однако это длилось недолго. В связи с увеличением давления турков с одной стороны и большевиков с другой, была вынуждена подписать договор, согласно которому она потеряла часть своей территории и вошла в состав СССР. Советская власть длилась 70 лет.

В начале 1990-х годов последний советский лидер Михаил Горбачев провел ряд реформ, ознаменовавших собой эпоху гласности. В феврале 1988 года в Ереване и Степанакерте (столица Нагорного Карабаха, армянского анклава в Азербайджане) прошли демонстрации, требованием которых было воссоединение Карабаха с Арменией. 29 мая 1988 впервые за историю Советского Союза в Армении отмечали 70-летие независимости.

Летом 1988 года продолжились демонстрации, которые позже переросли в забастовки. В ноябре этого же года в Азербайджане начали преследовать и убивать армян, что привело к потоку беженцев. В обеих республиках были приняты чрезвычайные меры.

Землетрясение 7 декабря 1988 года добавило армянам еще и экономических проблем. 12 января 1989 года под контролем Москвы была создана специальная комиссия для управления Карабахом. 28 мая 1989 года советское правительство Армении признало 28 мая официальным праздником. Летом 1989 года Армянское общенациональное движение приобрело юридический статус.

Первый съезд был проведен в ноябре 1989 года. В январе 1990 года были зарегистрированы убийства армян в и Кировбаде. Во время весенних парламентских выборов к власти пришли члены Карабахского комитета, советские диссиденты. Республика Армения обрела независимость 21 сентября 1991 года.

Национальная идентичность и этнические отношения

Армянская идентичность сформировалась по культурному признаку. В ней сохранены фундаментальные исторические элементы, обеспечивающие единство всех представителей, несмотря на то, что они волей судеб разбросаны по всему миру.

Носители армянской культуры демонстрируют сильное чувство национальной идентичности даже в условиях современной концепции государственного развития. Эта идентичность сформировалась на основе богатого исторического опыта.

Такие события, как принятие христианства в качестве государственной религии в 301 году нашей эры, изобретение армянского алфавита в 406 году, чрезмерно жестокое обращение со стороны завоевателей оказали большое влияние на армян.

Республике удалось избежать этнических потрясений, характеризующих жизнь в постсоветских республиках. Права меньшинств охраняются законом.

По-армянски название страны «Армения» звучит «Айк». В Средние века к названию прибавился иранский суффикс «стан» (земля), и страна стала называться «Айастан»). Название страны происходит от легендарного предводителя армян - Айка, который по легенде в 2492 году до н. э. разбил в битве войско ассирийского царя Бэла, а позже образовал первое Армянское государство. Этот год считается первым в традиционном армянском календаре.

Столица Армении . Ереван.

Площадь Армении . 29800 км2.

Население Армении . 3.018 млн. чел. (

ВВП Армении . $11.64 млр. (

Расположение Армении . Армения - государство в Закавказском регионе западной . На севере граничит с , на востоке и юго-западе - с , на западе - с , на юге - с .

Административное деление Армении . Страна делится на 11 областей (мазров).

Форма правления Армении . Президентская республика.

Глава государства Армения . Президент, избираемый сроком на 5 лет.

Высший законодательный орган Армении . Национальное собрание (парламент) со сроком полномочий 5 лет.

Высший исполнительный орган Армении . Правительство республики Армения.

Крупные города Армении . Ереван, Гюмри, Ванадзор.

Государственный язык Армении . Армянский.

Религия Армении . 94% - Армянская апостольская (православная) церковь, 4% - Русская православная церковь.

Валюта Армении . Драм равен 100 лум.

Климат Армении . Континентальный, сухой. Среднегодовая температура + 11 °С. выпадает до 400 мм в год и до 500 мм в горах. Там же имеются .

Флора Армении . Леса занимают 15% территории страны. Здесь произрастают бук, дуб, граб, сосна, ель, кедр, пихта. В горах расположены .

Фауна Армении . Животный мир Армении довольно богат. Здесь встречаются кабан, камышовый кот, кот, рысь, медведь, шакал, белка, суслик, гюрза, гадюка, скорпион. Из птиц обитают орел, чайка, удод, бородач, вьюрок, вальдшнеп, малиновка, дятел. Из рыб особенно славится севанская форель.

Реки и озера Армении . Главные реки - Аракс и Раздан. В Армении свыше 100 озер, наиболее крупное и известное из них - высокогорное озеро Севан, около 700 источников.

Достопримечательности Армении . Страну можно по праву считать музеем под открытым небом. На ее территории более 4 тыс. памятников архитектуры. Среди них - крепость и храм Гарни (III-X вв.), замки, дворцы и церкви в Двине и Звартноце, комплекс храмов в Эчмиадзине, большое количество древних храмов и церквей по всей территории страны. В Ереване находится крупнейшее в мире хранилище древних рукописей - Матенадаран, 15 различных музеев.

Полезная информация для туристов

В Армении сохраняются традиционные нормы семейной и родственной взаимопомощи, красочная семейная и календарная обрядовость. В июле весело отмечается праздник Вардавар (Вард - языческий бог воды): молодые люди танцуют, обливают друг друга водой, поднимаются на цветущие горные луга и к родникам. Характерная черта современного образа жизни армянского народа - глубокий и живой интерес к своим культурно-историческим традициям, стремление сохранить преемственность поколений.

Армяне - один из древнейших народов...

Армяне живут в более чем в 85 странах мира, преимущественного в городах. Всего армян в мире насчитывается порядка 7- 11 млн человек. Армяне - христиане, в основном верующие армянской апостольской церкви, относящейся к группе дохалкидонских (миафизитских) древневосточных православных церквей. Есть верующие униатской армянской католической церкви, а также протестанты.

Об образовании армянского народа ходят не только легенды, но и многочисленные научные теории. Но случай с армянами это как раз тот случай, когда легенда всё объясняет, а научная теория всё только запутывает.

История армян началась тогда, кода ассирийский царь Салманасар V завоевал Северное Израильское царство, населённое десятью из двенадцати колен Израиля. Всё население царства было уведено в неизвестном для евреев направлении. Однако будучи неизвестным для евреев, это направление было хорошо известно самим ассирийцам.
Уведены они были на Армянское Нагорье, на то место, где ещё недавно располагалось государство Урарту, также разгромленное Ассирией. Жителей Урарту увели на западное побережье Персидского залива, жителей тех мест переселили на место бывшего Израильского царства, а самих израильтян поселили вокруг озера Ван и у подножья Арарата. Там, слившись с остатками местного населения, ранее находившегося под властью Урарту, бывшие израильтяне переняли их язык, но в основном сохранили свой антропологический тип. Вот почему армяне так похожи на евреев.

Подтверждение этой легенды даёт и генетика - большинство армян обладают гаплогруппой J2. Она хотя и нееврейская, но имеет с евреями общего предка. Предок это жил задолго до Авраама. Носитель исходного базового гаплотипа армянской и еврейской популяций жил 6200 лет назад, то есть за две с половиной тысячи лет до исхода Авраама из Ура в Ханаан.

В самой Армении больше распространена другая версия происхождения армян: армянским государством, от наименования которого происходи самоназвание армян, была Хайаса, о которой достаточно подробно рассказываются в древних хеттских клинописях между 1500—1290 гг. до н. э., ещё ранее, между 1650—1500 гг. до н. э. эта страна встречалась в хеттских клинописях под названием Арматана. Сами же армяне называют себя хай, а свою страну - Хайястан. Однако вторая версия ничуть не противоречит перврой: сначала урарты захватили Хайясу, а потом на эту территорию привели протоевреев, и те смешавшись, с хайястанцами, образовали армянский этнос.

Армянский язык относятся к индоевропейской семье языков. Новейшие исследователи предполагают, что в древности он вместе с фракийским и фригийским языками входил в южную группу индоевропейских языков. Вместе с тем армянский язык имеет черты сходства с кавказскими языками. Они прослеживаются в словарном составе, фонетике и грамматическом строе.

Древнеармянский язык сохранился вплоть до XIX в. в качестве литературного языка. Однако вследствие эволюции живой речи и взаимодействия с другими языками (персидским, греческим, арабским, грузинским, тюркскими) древнеармянский язык постепенно становился только языком письменности, получив название «грабар» («письменный язык»). Простой народ перестал понимать ого, и он сделался достоянием лишь узкого круга образованных людей и церкви.

В языке армянского народа был обнаружен и вкратце описан 31 диалект. Некоторые из них имеют столь глубокие звуковые расхождения с национальным языком, что непонятны армянам, не говорящим на этом диалекте. Таковы мсгрипский, карадагский, карчеванскии, агулисский, зейтунскнй, малатийский, сасупский и многие другие диалекты. Городское население современной Армении говорит на литературном армянском языке, а армяне диаспоры пользуются Западно-Армянским диалектом.

Основу мужской и женской традиционной одежды армян составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закреплённые у щиколоток у женщин и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин. Поверх рубашки носили архалух (тип длинного сюртука); в Западной Армении вместо архалуха мужчины носили более короткие и открытые жилеты и куртки. У горожан, ремесленников, богатых крестьян пояса набирались из массивных серебряных блях. Поверх надевались различные виды верхней одежды типа чухи (черкески), подпоясывались либо поясом, либо (чаще у женщин) длинным шарфом.

Женщины носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые шапки в Восточной, войлочные и тканые - в Западной Армении, у женщин - накидки, дополняемые ободком с различными украшениями, обувь - поршни из сыромятной кожи, туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи. С конца 19 века эти формы одежды постепенно вытеснялись одеждой европейского покроя.

Из всех компонентов традиционной культуры армян наиболее полно сохраняется пища. В основе традиционной пищи - зерновые продукты. Из пшеничной (в прошлом и ячменной) муки в тонирах выпекают тонкий хлеб - лаваш, делают сдобные печенья и другие мучные блюда, в том числе лапшу - аршта. Из круп варят каши, делают плов, заправляют ими супы.

Распространены молочные продукты: сыры, масло, кислое молоко - мацун и пахта - тан, употребляющийся и как прохладительный напиток, и как основа для приготовления супов. Мясо малоимущие ели редко: в обрядовых блюдах использовалось варёное мясо, по праздникам - жареное. Многообразен набор смешанных овощных, крупяных и мясных блюд: ариса - каша с разваренным до волокон мясом, кюфта - мясо-крупяные тефтели в супе, толма - овощные голубцы с мясом и крупой и т.д. Очень широк набор консервантов, приготовляемых из винограда и фруктов. Характерно широкое использование пряных трав в свежем и сушёном виде.

Традиционная семья большая, патриархальная, с чёткой половозрастной регламентацией прав и обязанностей её членов. Традиции родственной и соседской взаимопомощи в 19 веке стали разрушаться в результате развития капиталистических отношений, особенно в Восточной Армении, входившей в Российскую империю.


Первое упоминание названия Армении, выступавшей тогда её синонимом Урарту, встречается в Бехистунской надписи, относимой к 520 г. до н. э. После разгрома Персидской империи войсками Александра Македонского Армения попала в зависимость от Селевкидов и управлялась особыми наместниками, из которых. двое, Артаксиас и Зариадр, в 190 до н.э., объявили себя независимыми и образовали два государства: Великую и Малую Армении.

Правитель первой из них Тигран Великий объединил обе в 70 году до н.э. При Тигране II Великая Армения превратилась в крупное государство, простиравшееся от Палестины до Каспийского моря, но вскоре Армянскокое Царство попало в полувассальную зависимость сначала от Рима, а потом и от Византии, которая в итоге поделила её территорию с персами.

Постоянные сношения все с новыми народами развили в армянах любовь к торговле, и вскоре они поняли, какой огромной силой является капитал в повседневной жизни не только человека, но и целых государств. В 301 году нашей эры Армения стала первой в мире христианской страной, но не приняв участия в IV Вселенском соборе, армяне сохранили, то есть отвержение в Иисусе Христе Богочеловека.


В 405 году армянским ученым и просветителем Месропом Маштоцем создается армянский алфавит, используемый армянами и до сих пор. До Машатоца армяне, как в прочих эллинистических государствах Передней Азии в государственной и культурной жизни пользовались сирийским и греческим письменами.

«Так претерпел он много лишений в [деле] оказания доброй помощи своему народу. И ему было даровано такое счастье всемилостивейшим богом святой десницей своей, он, как отец, породил новое и чудесное дитя - письмена армянского языка. И там он поспешно начертал, дал названия и расставил [письмена по порядку], расположил [их] по силлабам-слогам».

В середине VII века армянские земли были захвачены арабами, но в 860-е годы княжеский род Багратидов объединил большую часть армянских земель и сверг власть Арабского халифата.

В 885 году арабы и византийцы признали независимость Армянского царства Багратидов которое являлось самым большим и мощным феодальным государством древней Армении.

В 908 году образовалось Васпураканское царство, в 963 году — Карсское царство, в978 году — Ташир-Дзорагетское царство, и в 987 — Сюникское царство.

Все эти армянские государства находились в вассальных отношениях с родом Багратидов. В 1064 году бо́льшая часть Армянских земель, за исключением Сюника и Ташир-Дзорагетского царства, была завоёвана турками-сельджуками.

В конце XII века, во времена правления грузинской царицы Тамары, армянские земли вошли в состав усилившегося Грузинского царства. В первой половине XIII века армяне подверглись нашествию монголов, а позднее и войск Тамерлана. В результате многовековых иноземных нашествий армянские земли оказались заселены тюркскими кочевыми племенами. В середине XVI века Оттоманская империя и Персия после 40-летней войны договорились о разделе сфер влияния. Восточные армянские земли отошли к персам, а западные - к туркам.

Под владычеством турок, довольно индифферентных во всех отношениях к покоренным ими народам, армяне спокойно отправляли свой религиозный культ и, объединившись вокруг католикоса - главы армянской церкви - смогли сохранить язык, письменность и культуру. Но иногда турецкий индифферентизм исчезал сам собой, и покорители обращались к карманам покорённых.

Больнее всего это, конечно, приходилось армянам, ставившим главной целью в жизни капитал. Сопротивление будило боевые инстинкты турок, и поэтому нередко начинались армянские погромы.

В 17-м столетии у турок появился смертельный враг — Россия. Армяне это заприметили и, когда увидели, что этот враг мало-помалу наносит тяжелые удары Турции и постепенно движется на юг, то несмотря на то, что Россия была еще далека от Армении, воспользовались этим и стали просить защиты у русских. Уже Потемкин стал их ярым защитником.

Для того, чтобы еще более вызвать сочувствие, армяне прибегли к обману со своей религией и выставили себя такими же православными. Когда Император Павел принял на себя звание Гроссмейстера Мальтийского ордена и вместе с тем звание защитника христиан всего мира, армяне отправили к нему депутацию с просьбой о принятии под свою защиту. В 1799 году Павлу I даже был представлен чин литургии, составленный специально для этого епископом Иосифом Аргутинским. В этой литургии говорилось, что положено молиться и за Православного Императора Всероссийского и Августейший Дом. С тех пор в России армян стали считать «православными-братушками». Обман раскрылся лишь в 1891 году, когда Восточная Армения уже находилась в составе России.

Ещё в 1779 году армяне появились на Дону. Переселением армян на Дон из Крыма командовал прославленный полководец Суворов. Ими был основан Нахичевань-на-Дону, который в 1928 году слился с Ростовом. Вот почему Армян так много в Ростове-на-Дону.

В результате русско-персидской войны (1826—1828) Россия завладела Эриванским и Нахичеванским ханствами и Ордубадским округом. К XIX веку на этих территориях, в результате многовековой эмиграции и изгнания Армянского населения], Армяне составляли лишь 20 % населения. Русские власти организовали массовое переселение в Закавказье Армян из Персии и Турции, что привело к значительным изменениям демографии региона, учитывая также наличие массовой эмиграции в Турцию мусульманского населения из областей, присоединённых к России.


Согласно камеральному описанию армянской области генерала Мерлини за 1830 год, в Нахичеванской провинции (сюда не входили Шарур и Ордубад) проживало 30.507 человек, из которых 17.138 человек являлись мусульманами, 2.690 человек — коренными армянами, 10.625 человек — армянами, переселёнными из Персии и 27 человек — армянами, переселёнными из Турции. В 1830 ещё примерно 45 тысяч армян Эрзурумского и Баязетского пашалыков иммигрировали на земли бывшего Эриванского ханства и поселились к юго-востоку от озера Севан. К 1832 численность армянского населения Эриванской губернии достигла 50 %. Этнический состав региона подвергся большим изменениям также и во второй половине XIX века. В результате войны 1877—1878 годов Российская империя одержала победу над Турцией и захватила часть южной Грузии, которая впоследствии составила Батумскую область. За два года (1890—1891) из области были выселены более 31 тыс. мусульман, место которых заняли армянские и частично грузинские переселенцы из восточных районов Османской империи. Переселение армян из этих районов в Батумскую область продолжалось вплоть до начала XX века.

В Турции отношения между армянами и мусульманами обострились во 2-й половине 19 в. Неоднократно турки вырезали армянское население целых областей (Сасунская резня 1896, Аданская резня 1909), а во время первой мировой войны турки решили истребить армян поголовно. По личному приказанию Николая II русские войска предприняли ряд мер для спасения армян, в результате которых из 1 миллиона 651 тысячи душ армянского населения Турции было спасено 375 тысяч, то есть 23%.

В 1918 году армяне обрели независимость, но остались один на один с турками и азербайджанцами, которые и не думали отказываться от планов поголовного уничтожения всех армян. 24 сентября 1920 года началась армяно-турецкая война. Турецкие войска под командованием Кязыма Карабекира взяли сначала Сарыкамыш, потом Ардаган, а 30 октября пал Карс. На запрос о намерениях Антанты, сделанный в Тифлисе армянским представителем Александром Хатисовым, представитель Англии Стокс заявил, что Армении не остается ничего кроме как выбрать из двух зол меньшее: мир с Советской Россией.

29 ноября 1920 года группа армянских большевиков при помощи советской 11-й армии и войск советского Азербайджана вошла в город Иджеван и провозгласила создание Революционного комитета, восстание против армянского правительства и установление советской власти в Армении. Воевать с русскими турки не стали, тем более, что их главу Мустафу Кемаля большевики поддерживали деньгами и оружием.

Армения вошла в Закавказскую Федерацию, а в её составе в 1922 году вступила в СССР. В 1991 году с развалом СССР Армения стала независимой. Уже несколько лет к тому времени она вела войну с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, которая завершилась в итоге армянской победой.

На вопрос Какую религию исповедуют армяне? заданный автором Катя лучший ответ это Армяне - христиане. Армянская апостольская церковь (ААЦ) - первохристианская. Она очень близка к православию, но не совсем идентична.
Отделение Армянской церкви от Вселенской (Греческой) церкви произошло в 554 г. на II Двинском церковном соборе, который осудил решения Халкидонского собора (451 г.) по поводу двуединой сущности Христа.
Начиная с XIII в. , Ватикан безуспешно пытался распространить влияние католицизма в Армении. После присоединения Армении к России основные привилегии ААЦ, принадлежащей к семье древних восточно- православных (дохалкидонских) церквей, были подтверждены.
Армянскую апостольскую церковь возглавляет Верховный патриарх-католикос всех армян. Традиционно она имеет три патриарших престола: Католикосат Киликийский (Антелиас, Ливан) , Патриархат Иерусалимский, Патриархат Константинопольский, а также епархии.

Ответ от Poveste de groaza [гуру]
православие


Ответ от Џна [гуру]
Христианство. Сведения, относящиеся к древнейшему периоду истории Армянской Церкви, малочисленны. Основная причина этого заключается в том, что армянский алфавит был создан только в начале V века. История первых веков существования Армянской Церкви как Священное Предание передавалась устно из поколения в поколение и лишь в V веке была зафиксирована письменно в историографической и агиографической литературе. Священное Предание не следует отождествлять ни с мифами, ни с легендами, так как оно имеет историческую основу. Согласно Священному Преданию Армянской Церкви, первые семена христианства были посеяны на земле Армении во времена апостолов.Ряд исторических свидетельств (на армянском, сирийском, греческом и латинском языках) подтверждают тот факт, что христианство в Армении проповедовали святые апостолы Фаддей и Варфоломей, явившиеся, таким образом, основателями Церкви в Армении и преданные мученической смерти по приказу армянского царя Санатрука.


Ответ от DrygaiA [гуру]
Римская Католическая Церковь. Костёл


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Как и другие народы - любую, которую считают истиной.


Ответ от Бич человечества [гуру]
У меня много знакомых армян, они православие исповедуют..


Ответ от Ольга [гуру]
Христианство, но они неправославные. Армянская апостольская церковь.


Ответ от ~Pensive~ [гуру]
православные христиане


Ответ от Lu Mai [гуру]
Армя́нская Апо́стольская Це́рковь -среди русскоязычных комментаторов распространено не используемое самой Армянской церковью введённое в царской России, некорректное название Армяно-григорианская церковь) - одна из древнейших христианских церквей, имеющая ряд существенных особенностей в догматике и обряде, отличающих её как от византийского православия, так и римского католицизма. Является древнейшей, после Эфиопской, государственной церковью в мире. . В богослужении использует армянский обряд.

Шумеры примерно в 2800 г. до н.э. называли Армению Аратта, а бога армян - Хайя, а аккадцы, сменившие шумеров во второй половине третьего тысячелетия до нашей эры, – Армани или Арманум.

Хетты, появившиеся во втором тысячелетии до нашей эры, применяли для обозначения Армении название Хайаса и Арматана, а ассирийцы, возникшие во второй половине второго тысячелетия до нашей эры, – Уруатри или Урарту и Арми (Арарат в Библии). Персы называли Арминия, а Эламите - Харминуя, египтяне - Эрменен.

Хеттские надписи, расшифрованные в 1920 году швейцарским ученым Эмилем Форер, немецким археологом и историком Гуго Винклером и чешским востоковедом и лингвистом Бедржихом Грозным, свидетельствуют о существовании горной страны Хайаса (Hayasa), раскинувшейся вокруг озера Ван на Армянском нагорье.

Частичка СА в названии Хайа-са является суффиксом и соответствует окончанию СТАН современного названия Армении Хайа-стан (Hayastan). Греки знали об этой стране (Хайаса) и их авторы писали об армянах или hayer.

Армянский народ связывает свое самоназвание с именем Божества ХАЙ(а) /HAY(a), который почитался как Творец Космоса.

По мнению ряда ученых имя ХАЙ (HAY) происходит от изначального корня АЙ (AY) или АЙА (AYA), восходящего к эпохе неолита и раннего почитания культа Богини-Матери, которая передала свое имя более позднему мужскому Божеству ХАЙ(а)/HAY (а).

Бог ХАЙА-EA почитался также по всей Месопотамии. Самые ранние письменные упоминания Бога ХАЙ(А)/HAY(А), именуемого также «Богом Мудрости» и «Богом Космической воды», можно найти в шумерских надписях, датируемых около 2800 до н.э.

Бог ЭA-ХАЙ(А) позднее почитался также аккадцами, которые знали его под именем ЭНКИ. В надписях города Эблаик (древний город в Сирии), датируемых около 2600 до н.э., также отмечены как Божество, так и люди по имени «АЙ», жившие на Армянском нагорье.
Название «Ай» использовалось также хеттами для обозначения Армении и армянского народа.

Хеттские надписи, датируемые примерно 1500 годом до н.э., представляют в записях историю царства Хайаса (с корнем Хайa и хеттским окончанием «са», означающим место), расположенным на Армянском нагорье.

Название Хай/Hay заключено также в имени Айк, традиционно считающимся патриархом армянского народа, что было отражено в записях ряда средневековых историков. Айк рассматривался армянским народом как божественный потомок изначального Бога всего сущнего ХАЙ(A)/HAY(A).

Армянин – Armenian

Название Армянин – Armenian содержит священный корень «Ар» (Арарич/Создатель/Солнце) с добавлением корня «мен» (что в прото-индо-европейском означает просто человек или люди), и окончание «ян» – «ian», что обозначает «из/от».

По мнению ряда ученых Ар было сокращенным вариантом Ара или Арар(ич), Творца. Поклонение Ар было широко распространено среди древних армян, которые поклонялись этому божеству и просто называли его Творцом (Ара или Арарич).

Многие географические названия, такие как Эребан-Эреван (Ереван)-Ариван содержат священный корень Ар, который является корнем многих других слов, таких, например, как Ари (мужественный).

ИЕ слово Man – Человек по-прежнему используется в английском языке для обозначения людей, народов. Например, Туркмен – Turkmen используется для обозначения тюркских племен Центральной Азии, современных жителей Туркменистана.

Есть много и других примеров, где Ман/Мен (Человек) используется в английском для обозначения различных народов, таких как Frenchman – Француз, Chinaman – Китаец, Englishman – Англичанин и т. д.

У нас есть еще армянское архаичное слово Ман(ук) [младенец], которое несет первоначальный смысл Человек (множественное числе которого, конечно, Люди).
Окончание «ян» в слове Armenian означает «потомство» или просто «из/от».

Это окончание «ян» (которое в английском передается двояко – как yan или ian) сохранилось во многих индоевропейских языках и может быть обнаружено в терминах, описывающих нации и даже понятия с той же смысловой нагрузкой «из». Например, мы видим это в окончаниях названий различных народов, таких как норвежцы – Norweg(ianS), румыны – Roman(ianS), бельгийцы – Belg(ianS) и т.д.

В английском мы также используем окончание «ян» для обозначения смысла принадлежности, происхождения «из/от». Например, Jefferson (of Jefferson) America – Америка Джефферсона, или Clinton (of Clinton) faction – фракция Клинтона и т.д.

Армянские фамилии по-прежнему сохраняют архаическое окончание Ян / Ян, (yan/ian) которое означает «из/от» (например, Араян, что означает «от Ара», или «потомок Ара» или Наапетян - «от Наапета» или «потомок Наапета» и т.д.).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!