Какие существуют критерии социального прогресса. Социальный прогресс

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Коньков, Вячеслав Владимирович. Социальный прогресс: критерии, противоречия, парадигмы: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.11 / Коньков Вячеслав Владимирович; [Место защиты: Рос. акад. народ. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2012.- 149 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/337

Введение

Глава 1. Феномен социального прогресса: сущность и онтоло гические основания 14

1. Идея развития общества в истории философии 14

2. Социальный прогресс: объективные основания и субъективно-личностные полагания 32

3. Критерии социального прогресса как объект социально философского анализа 59

Глава 2. Критерии социального прогресса в современном

1. Методологические основания выявления и оценки критериев социального прогресса 74

2. Противоречия и перспективы социального прогресса в контексте глобализации: смена парадигм 100

Заключение 132

Список использованных источников 138

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Состояние общества в начале нового тысячелетия характеризуется ускоряющимся калейдоскопом событий, социальных и технологических новаций, нарастанием известных и возникновением новых угроз и конфликтов. Мировая цивилизация проходит этап глобализации и в значительной своей части осуществляет переход к постиндустриализму, что определяет острый и противоречивый характер изменений. Процессу глобализации сопутствует череда различных кризисов - экономический, экологический, социально-классовый, цивилизационный, ценностно- нравственный и т.д.

В философии и науке выработано множество концепций, теорий и прогнозов относительно происходящих изменений, их перспектив и последствий. Они располагается в диапазоне от сугубо негативных точек зрения, предрекающих гибель человечества, до оптимистичных теорий, говорящих о грядущем прорыве человека в ранее недоступные области мироздания. Непредвзятый анализ фактов, тенденций и теорий приводит к выводу о неустойчивом положении общества, развитие событий в котором способно реализоваться по различным сценариям.

Современные проблемы общества и перспективы его развития невозможно понять, не подвергнув анализу философские и научные концепции исторического процесса и социального прогресса. Философия истории и социальная философия постигают законы развития и изменения общества, обосновывая и объясняя прогресс или регресс человечества в целом и в отдельные периоды его истории.

В связи с ростом масштабов демографических, ресурсных, энергетических, социальных и других проблем, связанных с развитием и распространением экономики, науки, индустрии, технологий и т.п. всеобщность постулатов теорий прогресса вызывает множество критических суждений. Возрастает актуальность философских вопросов: в чем сущность социального прогресса? Каковы его критерии? Чем они обоснованы? С чем связаны противоречия в развитии человечества и различное толкование прогресса философскими и научными теориями? Какое понимание прогресса складывается в процессе перехода общества в постиндустриальную фазу развития?

Общество, пытаясь найти ответы на вызовы времени и разрешить глобальные кризисы, выработало множество подходов и парадигм, основанных на различных философских и мировоззренческих принципах и воздействующих на развитие социума различным образом. К ним относятся теории и концепции постиндустриального общества, глобализации, устойчивого развития, информационного общества, экономики знаний и другие. Эвристически содержательные и многомерные, они не претендуют на то, чтобы выступать в качестве исчерпывающих и окончательных объяснительных парадигм и методологических подходов.

Для ответа на поставленные вопросы необходимо выявить онтологические основания и ключевые характеристики социального прогресса, уточнить диалектику объективных и субъектно-личностных факторов и его критерии. Разработка методологии определения критериев прогресса позволит теоретически объяснить - хотя бы частично - современное состояние общества. Критическое сравнение основных парадигм развития необходимо для выявления перспектив социума в зависимости от реализации различных сценариев, связанных с альтернативными мировоззренческими концепциями.

Определение контуров теории прогресса на основе критериев, необходимых для преодоления ограничений и издержек роста и развития социума, позволит минимизировать кризисы и проблемы, связанных с неизбежными ошибками. В результате окажется возможным сформировать представления о развитии, позволяющие организовать общественное устройство согласно принципам, отвечающим изменениям социальной среды.

Анализ основных проблем современности с позиции парадигмы, основанной на сбалансированных критериях прогресса, позволяет по-новому подойти к их решению. Исследование объективных оснований развития общества дает возможность системно оценить каждую проблему, угрозы социуму, потенциальные риски и перспективы принятия тех или иных решений. Современное общество живет и развивается в процессе создания нового, инноваций, поэтому каждый кризис целесообразно представлять не только как проблему, но и как новую возможность, как способ прорыва в новую область знания.

Для России проблема развития и преодоления кризисов стоит так же остро, как и для остального мира. В дополнение к экономическим, экологическим и социальным проблемам ситуация в стране осложняется глубокой социокультурной неоднородностью на огромном географическом пространстве. Вследствие этого усугубление любых проблем вызывает к жизни дезинтеграционные процессы, разделяющие общество по отдельным социальным локусам. Использование в социальной практике адекватных критериев прогресса способно дать обществу новые интегрирующие идеи и импульсы, содействовать объединению социума и получению преимуществ перед остальными странами - субъектами культурной и экономической конкуренции.

Таким образом, задача осмысления теорий социального прогресса и уточнения его критериев актуальна, поскольку позволяет глубже понять внутренние механизмы развития общества и причины возникновения кризисных явлений в современной социоприродной системе; предложить направления и механизмы решения многих острых и масштабных проблем.

Степень научной разработанности темы

В истории философии уделялось большое внимание исследованию общественного устройства, понятий личного и общественного блага, изучению движущих сил социальных изменений. Авторы многих исследований, трудов и теорий выстраивали разные онтологии социального прогресса, приходили к различным выводам о его сущности, опирались на разные критерии. Драматический ход мировой истории постоянно подталкивал крупнейшие умы в философии и социально-гуманитарных науках в целом к скептическому взгляду на идею социального прогресса.

Исследованию факторов и критериев развития общества посвящено множество научных трудов. Первые идеи философии истории были высказаны еще в трудах Гесиода, Гераклита, Платона, Аристотеля, которые не придерживались точки зрения о неизбежности общественных изменений и считали, что история человечества имеет цикличный характер. Аврелий Августин на закате античности одним из первых развил идею поступательного исторического развития.

Концепция прогресса в эпоху Просвещения сформулирована в трудах ряда мыслителей, в частности, Ш.Л.Монтескье, который указал на главенство права в общественном устройстве; Ш.-И.Сен-Пьера, обосновавшего идею всеобщего мира; А.Тюрго, выделившего значение просвещения в обществе; Ж.-Ж. Руссо, высказавшего идею единения человека с природой; Ж.А.Кондорсе, понимавшего прогресс как процесс совершенствова-

ния человеческого разума; И.Канта, установившего необходимость принятия идеи прогресса для человечества.

В рамках формационной философии истории закономерности общественного развития исследованы К.Марксом, Ф.Энгельсом, основные идеи которых заключались в признании экономических противоречий между производящими и присваивающими классами - основными движущими силами общественного прогресса. В советский период развития марксистской теории эти идеи также развивались, дополнялись выводами об изменении отношения к собственности и разрешении социальных противоречий как важных критериях развития, например, у А.П.Бутенко, Ю.К.Плетникова, Э.А.Араб-Оглы и других.

В цивилизационной концепции философии истории вопросы развития общества рассматривались Н.Я.Данилевским, предложившим идею цивилизаций с уникальными культурой и особенностями развития; О. Шпен-

глером, исследовавшим закат европейской культуры; А.Д.Тойнби, выдвинувшим концепцию «ответов на вызовы» как основных факторов генезиса цивилизаций; Л.Н.Гумилевым, придерживающимся идеи пассионар- ности народов; С.Хантингтоном, объяснившим и обосновавшим современные цивилизационные конфликты.

Значительный вклад в изучение социального прогресса внесла теория постиндустриального общества, предложив разделение исторического процесса на отдельные фазы в зависимости от характера технологического взаимодействия социума с окружающей средой. Развитие социума в рамках постиндустриальной теории исследовано Д.Беллом, выделившим постиндустриальную фазу как отдельную фазу развития с преобладанием в

экономике общества сферы услуг; Э.Тоффлером, описавшим сменяе-

мость аграрной, индустриальной и постиндустриальной фаз; И.Масудой, выдвинувшим идею информационного общества; М.Кастельсом, обосновавшим сетевой характер общественного устройства в постиндустриальную эпоху; а также Ф.Уэбстером, В.Л.Иноземцевым, С.Б.Переслегиным и

В контексте теории неравновесных систем, синергетики большое значение для выявления и изучения закономерностей общественного развития имели исследования И.Пригожина, И.Стенгерс, С.П.Курдюмова,

Е.Н.Князевой, В.И. Аршинова, В.С.Степина, О.Н.Астафьевой,

К.Х.Делокарова и других ученых, рассматривавших поведение неустойчивых самоорганизующихся систем, к которым относится общество.

В разное время большой вклад в развитие теории социального прогресса, построение онтологии и выявление критериев прогресса внесли такие философы и ученые, как Г.В.Гегель, обосновавший диалектический

характер общественного развития; Ч.Дарвин, создавший основы теории эволюции; Г.Спенсер, систематизировавший общие черты теорий эволю-

ции и прогресса; П.А.Кропоткин, выявивший вклад взаимного сотрудничества индивидов в общественный прогресс; В.И.Вернадский, высказавший идею ноосферы - единого пространства общества и окружающей сре-

ды; А. Маслоу, установивший зависимости мотиваций и потребностей

индивидов, а также П.А. Сорокин, К.Поппер, Э.Фромм и другие.

Среди современных научных исследований идеи прогресса, его при-

чин и критериев необходимо назвать труды Д.Даймонда, обосновавшего воздействие географических, ситуационных и управленческих факторов на

прогресс, И. Валлерстайна, предложившего теорию мир-системного раз-

вития общества; И.М.Дьяконова, выделившего в историческом процессе отдельные этапы, связанные набором технологий, системами ценностей и уровнем организации социума, а также А.В.Коротаева, В.Н.Шевченко,

А.Бэттлера, А.П.Назаретяна и других исследователей, внесших вклад в систематизацию теорий прогресса и выдвинувших оригинальные идеи критериев прогресса, и других ученых.

Цель диссертации - исследование онтологических оснований и ключевых факторов социального прогресса, выявление его противоречий и критериев.

Реализация этой цели обусловила решение следующих задач:

уточнить понятие и сущность социального прогресса, выявить его онтологические основания, а также субъектно-личностные полагания и другие факторы осуществления;

обобщить достижения в разработке теории социального прогресса, сравнить его критерии, предложенные различными социально- философскими концепциями и парадигмами:

рассмотреть теоретико-методологические основания выявления критериев социального прогресса;

выявить механизмы, способствующие развитию общества и переходу его в новое фазовое состояние;

предложить показатели и критерии социального прогресса применительно к современному состоянию общества и государства.

Объект исследования - социальный прогресс как многомерный и структурно сложный феномен.

Предмет исследования - бытийные основания, субъектно-личностные факторы и критерии, а также противоречия социального прогресса.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Осуществлен понятийный анализ социального прогресса. Предложено авторское определение социального прогресса как последовательного и направленного изменения общества согласно действующим критериям от одного состояния к другому, каждое из которых является для большинства людей большим благом, чем предыдущее, и не находится в противоречии с базовыми общественными ценностями.

    1. Предложено разделение ключевых факторов и условий, обусловливающих социальный прогресс, на группы в соответствии с уровнем влияния: биологическая природа человека; окружающая среда; экономическое и политическое устройство; интеллектуальное и культурное развитие.

      Обосновано разделение критериев прогресса на группы базовых, социальных и фундаментальных, основанных на удовлетворении базовых и социальных потребностей индивидов, и фундаментальных потребностей общества.

      Предложена методология выявления актуальных критериев социального прогресса: статистическая оценка общественных показателей позволяет выделить приоритетные базовые критерии; анализ конфликтов и противоречий между социальными группами дает возможность выявить социальные критерии; синергетический анализ способствует поиску, определению и оценке фундаментальных критериев.

      Выявлены и описаны граничные условия - фазовые ограничения социоприродной системы, препятствующие ее переходу в новую фазу развития. Показано, что преодоление этих ограничений позволяет использовать в ходе развития общества фундаментальные критерии прогресса.

      В результате анализа состояния социоприродной системы обоснована возможность трансформации парадигмы прогресса на основе следующих критериев: увеличение возможностей прямого участия индивидов в общественном управлении; распространение меритократических принципов отбора и социальной ротации; реализация в управлении социумом механизмов своевременной и действенной обратной связи; расширение возможностей гражданского самоуправления; повышение возможностей индивидов по освоению актуальных теоретических и практических знаний; повышение престижа знания; реализация инноваций в области социальной кооперации; усиление мотивации к интеллектуальному развитию; формирование и обеспечение реализации системы духовных и нравственных ценностей на более высоком уровне, чем в современном обществе.

    Методология исследования

    Научно-теоретической основой исследования являются труды ученых, внесших значительный вклад в социальную философию, теорию эволюции и общественного прогресса как в прошлом, так и в современное время. С учетом профиля исследования в нем получила отражение специальная философская литература, в том числе по теории неравновесных систем,или синергетике, включая издания последних лет. Автор опирался на методы познания, разработанные в социально-гуманитарном знании и апробированные социальной практикой - системный, структурный, синергетический, сравнительный, исторический.

    Основные положения, выносимые на защиту:

        1. Прогресс - это последовательное и направленное изменение общества согласно действующим критериям от одного состояния к другому, каждое из которых является для большинства людей большим благом, чем предыдущее, и не находится в противоречии с базовыми общественными ценностями.

          Факторы социального прогресса могут быть разделены на группы в соответствии с уровнем их влияния: факторы биологической природы человека; факторы окружающей среды; факторы экономического и политического устройства общества; факторы интеллектуального и культурного развития общества.

          Субъектно-личностное воздействие на социальный прогресс имеет особое значение в бифуркационные периоды, моменты перехода общества в очередную фазу развития. В период фазового перехода конкретные личностные действия могут влиять на изменение параметров прогресса и определять вектор развития общества.

          Критерии общественного прогресса имеют ценностный характер и формируются на основе улучшения показателей жизни общества, также связанных с доминирующими общественными ценностями. Зависимость общественных ценностей от мотивации и потребностей индивидов имеет прямую связь с интересами развития действующих производительных сил.

          Развитие культуры и производительных сил обусловливает трансформацию ценностных ориентаций общества и как следствие - критериев прогресса. Основанием изменения системы ценностей и критериев прогресса выступают: достижение пределов роста и развития в рамках действующих подходов и парадигмы; изменения в характере производственных отношений; повышение роли новых производительных сил; изменение мотивации социальных субъектов.

          Критерии прогресса делятся на группы базовых, социальных и фундаментальных, основанных на удовлетворении базовых и социальных потребностей индивидов и фундаментальных потребностей общества. Количественно-статистическая оценка общественных показателей позволяет выделить приоритетные базовые критерии; анализ конфликтов и противоречий между социальными группами дает возможность выявить социальные критерии; синергетический анализ способствует поиску, определению и оценке фундаментальных критериев.

          Внешними граничными условиями, препятствующими переходу социоприродной системы в новую фазу развития являются: а) географическое пространство планеты; б) биологические ограничения человеческих способностей; в) объем невозобновляемых ресурсно- сырьевых запасов в пределах планеты; г) экологически безопасный предел биосистемы, за которым деятельность человека приобретает опасные необратимые. Внутренними ограничивающими факторами являются: д) ресурс управляемости социума, позволяющий избежать хаотизации социальных процессов; е) баланс между разрушительной силой доступных технологий и контролем общества за их применением; ж) культурно- ценностный ресурс общества, позволяющий поддерживать мотивацию в обществе, достаточную для обеспечения его развития; з) культурно- социальные традиции, сдерживающие изменения в обществе.

        8. Фундаментальными критериями социального прогресса, способствующими переходу общества в новую фазу развития, выступают: увеличение возможностей прямого участия индивидов в общественном управлении; распространение меритократических принципов отбора и социальной ротации; реализация в управлении социумом механизмов своевременной и действенной обратной связи; расширение возможностей для гражданского самоуправления в социуме; повышение возможностей индивидов по освоению актуальных теоретических и практических знаний; повышение престижа знания; реализация инноваций в области социальной кооперации; усиление мотивации к интеллектуальному развитию; развитие культуры; формирование и обеспечение реализации системы духовных и нравственных ценностей на более высоком уровне, чем в современном обществе.

        Теоретическая значимость работы заключается в том, что обоснованные в ней выводы и предложения развивают и дополняют ряд положений социальной философии и могут быть использованы в учебном курсе по социальной философии при чтении лекций и проведении практических занятий.

        Практическое значение исследования заключается в сделанных автором предложениях об изменениях и дополнениях действующих социальных практик, относящихся к принципам управления общественными структурами и взаимоотношениям социальных групп. Эти предложения могут быть использованы в политической и общественной деятельности, а также в нормотворческой деятельности органов власти.

        Апробация результатов исследования.

        Работа подготовлена на кафедре философии Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, где проведено ее обсуждение и рецензирование. Основные положения полученные в ходе диссертационного исследования, изложены автором в четырех опубликованных научных статьях и в материалах международной научно-практической конференции общим объемом 2,25 п.л. Результаты исследования были озвучены на Международной научно-практической конференции с участием кафедр ЮНЕСКО «Молодежь как движущая сила устойчивого развития в условиях глобализации», проведенной в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации в 2010г.

        Структура работы

        Объем и структура работы определяются целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, библиографии использованной литературы.

        Социальный прогресс: объективные основания и субъективно-личностные полагания

        Другой подход к истории применяет Г.В.Гегель. История, по Гегелю, представляет собой закономерный процесс, разграниченный эпохами, отличающимися между собой степенью свободы членов общества.43 Движущими силами истории у Гегеля является борьба за признание между людьми, которая преобразует политическое и общественное устройство. Конечной точкой исторического развития, по Гегелю, является общество, в котором все люди свободны. Это понимание было развито в наши дни Ф. Фу-куямой44, который в духе либерализма считает увеличение степени свободы каждого человека основным критерием прогресса общества.

        Однако в XIX веке получил распространение также взгляд позитивистов на историю общества как на часть общей эволюции природы. Т. Мальтус и Г. Спенсер45 полагали, что историческим процессом руководят законы эволюции, основными движущими силами являются борьба за выживание и естественный отбор между людьми и их сообществами. Концепция философии истории, основанная на применении законов эволюции в социальной среде, получила название социал-дарвинизма, но вследствие недооценки роли человеческого фактора и чрезмерного редукционизма в XX веке она потеряла свою философскую значимость.

        Значимым подходом к истории является историософия, особенно русская, представленная П.Я. Чаадаевым, славянофилами, В.С. Соловьевым, Н.А. Бердяевым и другими мыслителями46. Общество, согласно историософской концепции, развивается закономерно и целенаправленно, но цель развития задается извне, волей Бога, поэтому ход Истории мало подвластен человеческому воздействию. Главное в историософии, с точки зрения Соловьева - творческое прозрение исторической миссии общества, различной для разных народов и культур, оправдание ее и содействие ее исполнению.

        Наиболее полно разработанными концепциями философии истории, рассматривающими весь спектр общественных отношений и использующими для подтверждения своих выводов многочисленные исторические факты, стали формационная и цивилизационная теории. Первая была разработана К.Марксом и Ф.Энгельсом в XIX веке47 и стала основополагающей в философии марксизма.

        В формационной концепции история человечества представляется в виде последовательной смены общественных формаций, характеризующихся уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Движущими силами общества в формационной модели являются экономический интерес индивидов и их объединений, противоречия между производящими и присваивающими классами, неспособность устаревшей социальной организации поддерживать развитие передовых производственных отношений. Заинтересованность людей в улучшении своего экономического благосостояния, накоплении результатов своего труда и использовании их для удовлетворения своих нужд заставляет людей трудиться для накопления ценностей, изобретать способы и технологии для извлечения как можно большей пользы из меньшего количества ресурсов.

        Классы людей, создающих большую часть экономического продукта, неминуемо вступает при этом в конфликт с классом, присваивающим результаты их труда. Разрешение межклассовых противоречий увеличивает долю угнетаемого класса в использовании результатов производимого продукта, что одновременно повышает его мотивацию в труде и способствует эффективному росту промышленного производства. Социальная организация может способствовать передовым производственным отношениям, а может им препятствовать. Это противоречие подталкивает общество к смене своей политической и социальной организации и перераспределению власти в пользу новых классов, участвующих в более эффективном управлении экономическим производством48. Критериями прогресса общества согласно формационной концепции являются; а) повышение уровня и эффективности действующих производитель ных сил; б) изменение типа производственных отношений для более эффектив ного использования производительных сил; в) разрешение противоречий между производительными силами и производственными отношениями в сторону более справедливой социаль ной организации; г) повышение благосостояния и уровня жизни производящих классов; д) перераспределение прав на материальные результаты производства от присваивающих классов к производящим; е) передача политической власти в обществе группам людей, создаю щим большую часть полезного продукта.

        В цившизационной теории, получившей развитие в трудах Н.Я. Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, Л.Н.Гумилева, С.Хантингтона49, история человечества состоит из историй возникновения, развития и упадка конечного числа цивилизаций, имеющих различные размеры и роль в географическом пространстве и историческом времени. Согласно А.Тойнби цивилизации возникают как «ответ на вызов»50, свойства каждой цивилизации уникальны и зависят от множества внешних и внутренних факторов.

        Основными движущими силами в цивилизационной концепции являются личности, которые в силу своих талантов формируют структуру ответов на вызовы для общества, и культуры, которые, сохраняя свою самобытность и целостность, позволяют обществу развиваться во взаимодействии с другими цивилизациями без потери идентичности. В период зарождения цивилизации талантливые личности формируют ответы на всевозможные вызовы среды, проявляющиеся в виде сил природы, факторов воздействия других цивилизаций или же трансцендентных принципов миропонимания. Эти ответы закрепляются в обществе в традициях, обычаях и мировоззрении субъектов цивилизации, т.е. образуют его культуру51.

        Культура в цивилизационной концепции представляет стержень, позволяющий обществу сохранять целостность и идентичность. В моменты столкновения с новыми вызовами элита общества проявляет свои качества, внося соответствующие нововведения, и расширяет культурное пространство, способствуя этим повышению устойчивости социума и его развитию. Если же общество не справляется с наступившим кризисом, то это может привести к надлому и даже разрушению цивилизации

        Критерии социального прогресса как объект социально философского анализа

        Изменение потребностей социальных групп закрепляется в изменении ценностных установок людей. Наиболее отчетливо этот процесс происходит в периоды перехода общества в новую фазу развития133. Новые ценности оказывают воздействие на изменение правовой и морально-нравственной сфер жизни общества.

        Новые ценности являются основанием для оценки параметров развития общества, соответствия общественных изменений критериям его прогресса. Так, если ценностью в обществе являются материальные товары, и преимущественно в виде предметов потребления, то прогрессом будет считаться рост производства предметов потребления. Если же ценностью считается увеличение объема наших знаний об окружающем мире, то прогрессом будет накопление научных открытий и увеличение образованности общества. А если ценностями мы будем считать уменьшение опасности экологической катастрофы и краха цивилизации вследствие достижения пределов роста индустриального производства, то прогрессом будет являться переход производства на ресурсосберегающие технологии, жесткие стандарты экологической безопасности и, возможно, ограничение объема материального потребления в обществе.

        Люди сами выбирают ценности, которым они следуют, но не всегда делают это независимо и самостоятельно. Решающее воздействие на выбор всегда оказывает социальная среда, условия существования. Характер жизни общества и структура общественного производства формируют такие ценности, которым необходимо следовать социуму, чтобы не закончить свое существование в борьбе с непреодолимыми обстоятельствами. Только поиск новых возможностей, содержащихся в окружающем мире, но не по знанных ранее, позволяет преодолеть рамки предопределенности и создать новые формы отношений, смыслы жизни и ценностные эталоны и в результате выйти на новый уровень организации общества и его взаимоотношений со средой.

        Особенности устройства общества и окружающей среды определяют доступные возможности для действий людей, но возникновение и применение этих возможностей не происходит без проявления инициативы, без появления первого, часто героического, а иногда и трагического примера. Возникновение таких прорывов происходит благодаря выдающимся личностям, осуществляющим открытия в науке, культуре или политике.

        Из истории науки и культуры мы знаем, что для открытия или инновации требуется нарушение или преодоление традиции, установленных правил и принятых рамок жизнедеятельности, разделяемых большей частью социума, выдвижение новой парадигмы134. Для преодоления ограничений, часто имеющих форму закона, требуется смелость и твердость характера, убежденность в правоте и дар предвидения. Все выдающиеся личности, оставшиеся в истории, обладали этими качествами. Как примеры можно привести достижения Платона, Р.Декарта, У.Шекспира, Микеланджело, В. Гюго, Т.Джефферсона, К.Маркса, И.Ньютона, А.Эйнштейна, С.Королева и многих других.

        Идеи и деятельность масштабных личностей способствуют изменению общества. Благодаря новым культурным достижениям появляются новые возможности для творческой самореализации. В результате научных открытий в обществе появляются новые способы преобразования внешней среды для общего блага. Благодаря философским, социологическим и политическим идеям общество начинает по-новому осмысливать реальность, организовывать свою деятельность, использовать человеческие способности и возможности окружающей среды.

        Если в прошлом великим личностям иногда удавалось повернуть ход истории не только в отдельном государстве, но и для всей цивилизации, то сегодня такие возможности для отдельных индивидов даже еще более выросли. В современном обществе скорость социальных изменений многократно возросла. Многие социальные и политические институты уже не являются такими незыблемыми и монолитными как ранее, благодаря демократическому политическому устройству индивиды получили возможности для продвижения в структуры власти, а любая значимая информация распространяется в пространстве посредством Интернета практически мгновенно на громадную аудиторию. Эти факторы характеризуют сложность и неустойчивость современного общества, его нахождение в точках бифуркации, когда небольшие по масштабу воздействия приводят к масштабным изменениям внутри самого социума135.

        В обществе технологии социальной коммуникации, распространения идей и знаний играют все возрастающую роль. В древности знания, социальные и культурные идеи, личный опыт передавались непосредственно от человека к человеку и имели такой медленный характер распространения, что редкий индивид мог увидеть воплощение своих идей. С появлением книгопечатания скорости коммуникации идей существенно возросли, что сказалось на ускорении научно-технического прогресса. В XX веке распространение газет, радио, телевидения, а сегодня и Интернета повлияло на такое ускорение обмена информацией, что часто реализацию многих самых фантастических идей и прогнозов можно увидеть уже при жизни выдвинувшего их человека.

        Методологические основания выявления и оценки критериев социального прогресса

        Модель общества, предлагаемая Э. Фроммом, более привлекательна, чем индустриальная модель, в которой царит всеобщее отчуждение. Но насколько она возможна в реальности? Индустриальное общество подошло в XX в. к пределу своего развития, о чем говорит множество кризисных явлений. Но стихийная трансформация общественного устройства совсем не обязательно должна привести к гуманистическому обществу, описанному Э. Фроммом, поскольку во многом зависит от объективных тенденций.

        Сравнивая модель общества Э.Фромма и модель постиндустриального общества, можно заметить, что Д.Белл анализирует объективные изменения индустриального общества и прогнозирует наступление постиндустриального общества, основанного на иных образующих и руководящих принципах.187 Постиндустриальное общество имеет преимущество перед индустриальным в экономической эффективности и обеспечивает большие перспективы для людей по экономическим критериям. И в то же время оно обеспечивает большее индивидуальное развитие и творческую реализацию для людей, обладающих способностями и стремящихся к знаниям.

        Постиндустриальная теория с ее ориентацией на использование информации и знаний для развития дает надежду на постепенную гуманизацию общества. Одним из основных критериев прогресса в постиндустриальном обществе являются увеличение возможностей творческой самореализации и улучшение человеческих способностей по обработке информации и получению новых научных знаний. Но это невозможно без смены ориентации людей с «модуса обладания» на «модус бытия».188 Люди, орга низующие свою жизнь по принципу «быть», а не «обладать», являются основными движущими субъектами постиндустриального общества.

        Постиндустриальное общество предоставляет человеку большую свободу выбора жизненного пути. Соответствовать потребностям постиндустриального общества может только творчески раскрепощенный человек, которому не свойственно шаблонное мышление и механически организованная жизнедеятельность. Поэтому на основе сопоставления критериев прогресса гуманизированного общества и соответствующих критериев прогресса в постиндустриальном обществе мы можем предположить, что если гуманистическая теория и является утопичной для реализации на данном этапе истории, то в будущем многие ее положения вполне могут быть осуществлены.

        Используя результаты проведенного исследования оснований прогресса и его критериев, мы можем предложить свой (иерархический) подход к определению и использованию критериев прогресса.

        Первый уровень критериев, основанных на реализации базовых физиологических и психологических человеческих потребностей, является основой для оценки хода и результатов прогресса социума. Если в обществе происходит ухудшение жизни по базовым показателям материального, физического и психологического благополучия, то мы не можем считать его прогрессирующим, даже не смотря на улучшения в других областях жизни. Поэтому этот уровень критериев мы предлагаем считать базовым. Степень удовлетворения в обществе базовых потребностей в соответствии с этими критериями можно выяснить по социологическим опросам и отдельным статистическим показателям.

        Удовлетворительный уровень жизни населения, отсутствие голода и лишений означает положительную «реализацию» базовых критериев, в результате чего снижается их актуальность и возрастать значимость критериев следующего уровня, основанных на социальном взаимодействии. Если же в обществе царит голод и бедность, то актуальность базовых потребностей и критериев прогресса будет превышать значение любых других социальных потребностей и критериев. Так, люди, испытывающие голод, участвуют в массовых протестах, невзирая на возможный ущерб для своей личной безопасности, социального статуса и социальных перспектив.

        Значимость базовых критериев на основе улучшения материальных и психологических показателей различается в зависимости от уровня развития общества и особенностей его культуры. В обществе с развитой культурой и цивилизованностью большое значение приобретают критерии социальной общности, солидарности, принадлежности к определенной культуре. Ощущение приобщенности к социуму, осознание его достижений позволяет снизить доминирование базовых потребностей. Часто люди готовы терпеть физические лишения и рисковать своей жизнью ради существования и успехов своего социума. Проявление индивидом самоотверженности в интересах родного общества может способствовать успеху социума. Успешное существование социума означает, что интересы его членов защищены, а потребности - осуществлены в рамках культурной идентичности.

        Индустриальное общество разделяет социум на различные производительные силы со своими интересами и актуальными потребностями. Классы индустриального общества, занятые в производстве и в сфере услуг на низших уровнях трудовой иерархии, часто испытывают недостаток в реализации базовых потребностей (и критериев), которые остаются для них приоритетными. Для других социальных слоев большее значение приобретают социально обусловленные критерии, которые удовлетворяются в экономически обеспеченном и социально безопасном обществе.

        Противоречия и перспективы социального прогресса в контексте глобализации: смена парадигм

        Социальные изменения в грядущем постиндустриальном обществе также могут привести как к более справедливому его устройству, так и к появлению новой сегрегации, разделению общества на людей, обладающих информационными знаниями и способностями, и людей низшего класса, не обладающих доступом к новым технологиям и легко используемыми для всевозможных манипуляций. Подобные риски и опасности формируют комплекс задач, требующих решения в рамках социальной философии.

        Формирование концепции прогресса в эпоху Просвещения являлось важным этапом существования человечества, определившим его развитие на последующие столетия. Во многих развитых странах больше не стоят на первом месте проблемы имущественного расслоения, голода, высокой смертности, низкого качества медицинского обслуживания, всеобщего невежества и неграмотности. С помощью достижений прогресса человечество добилось смягчения остроты большинства прошлых проблем и существенного улучшения материальных условий жизни для большинства населения. Эти изменения - несомненная заслуга прогресса науки и в целом концепции прогресса человеческого разума.

        Поэтому совершенно справедливо обратить на идею прогресса внимание сейчас, когда перед человечеством возникли новые сложные глобальные задачи, связанные рисками всемогущества новых технологий. Но проблемы, связанные с развитием общества, не должны решаться простым отказом от любых изменений и возвращением к прошлому, уже пройденному этапу. В связи с этим одной из основных задач современной философии диссертант считает развитие концепции прогресса, уже принесшей огромную пользу, при условии ее трансформации под современные нужды, с учетом ошибок и противоречий ее прошлого применения.

        В своем исследовании диссертант сделал попытку философски осмыслить прогресс в контексте общей онтологической проблематики и привести его к более объективным и непротиворечивым формулировкам. Ценностное наполнение и сопоставление прогресса с общим смыслом человеческого существования способно придать ему четко очерченную направленность. Выделение и обоснование критериев прогресса социума должно стать одним из основных способов применения философского анализа в целях решения глобальных проблем человечества.

        Объективные основания критериев прогресса являются ключевым фактором для понимания самого феномена прогресса, его внутренних закономерностей. Во многих философских и социологических исследованиях решалась задача выявить механизмы функционирования социума, его движущие силы, воздействующие на его развитие и распространение в пространстве и времени. Многие исследователи добились успехов в этом направлении, но полученные результаты не всегда связывались ими с целями и критериями социального прогресса, не была выделена их изменчивость в процессе общественного развития.

        С точки зрения диссертанта любому обществу свойственно устанавливать цели своего развития, а значит, и обозначать критерии своего движения по отношению к этим целям. Но на цели социума существенно влияют потребности индивидов и социальных групп, а они имеют не только субъективную, но и объективную основу. Поэтому критерии прогресса социума определяются исходя из необходимости удовлетворения базовых потребностей индивидов, потребностей социалъных групп, из показателей успешности функционирования общества. Этот вывод представлен диссертантом в выделении базовых, социалъных и фундаментальных критериев прогресса и выявлении их взаимозависимости.

        Диссертантом установлено, что движущими силами прогресса являются социальные силы, которые производят блага и ценности, способствуют взаимодействию социума с природной средой, формируют принципы и механизмы производственных и социальных взаимоотношений. Действенные и эффективные критерии прогресса должны отвечать интересам развития передовых социальных сил, которые наиболее эффективно изменяют окружающую среду для нужд общества. Возникновение нового в процессе деятельности социума позволяет не только улучшать жизнь общества, но и влияет на его внутреннее устройство, вызывая изменения, необходимые для его приспособления к новой социальной реальности.

        Прогресс - это процесс, связанный с изменчивостью общества, но любая изменчивость противостоит факторам, отвечающим за стабильность и устойчивость общества. Категории изменчивости и устойчивости находятся в постоянной диалектической борьбе, положительным результатом которой является социальный прогресс. Общество стабильно и целостно, если существует в согласии со своими ценностями. Но появление новых материальных благ и социальных новаций сказывается и на изменении общественных ценностей. Поэтому, по мнению диссертанта, процесс переоценки ценностей сопутствует значимым успехам прогресса и является его неотъемлемой частью.

        Диссертантом сделан вывод, что в процессе возникновения инноваций важную роль играет деятельность выдающихся личностей, благодаря которым социум осуществляет выбор в отношении новых социальных и культурных ценностей. Особенно решающее значение деятельность отдельных личностей имеет в бифуркационные периоды перехода общества в новое фазовое состояние.

        В истории общества многие исследователи выделяют отдельные этапы, отличающиеся своими характерными чертами. На каждом этапе социум функционирует в соответствии с отличными от других закономерностями, и каждый последующий этап более эффективен для социума по взаимодействию с внешней средой по отношению к его предыдущему состоянию

    Становление постиндустриального общества, процесс сложный, неравномерный, пронизанный противоречиями. Это противоречия между человеком и современной техникой в социальном, экономическом и психологическом аспектах, конфликт между тенденцией к глобализации и традиционным принципам национально-государственного суверенитета.

  • 49. Социальный прогресс и его критерии.

  • Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение - от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.). Критерии прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии. исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному- Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, циви-лизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад.

    Критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).

    Различают две формы социального прогресса: революция и реформа.

    Революция - это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий «закон перехода» от одной общественно-экономической формации к другой. Согласно марксистской методологии, под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии.

    Реформа - это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа. И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными.

  • 50. Философский аспект глобальных проблем современности.

  • Глобальные проблемы современности: философские аспекты

    Итак, ПЕРВАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА наших дней - все еще сохраняющаяся УГРОЗА ТЕРМОЯДЕРНОГО ПОЖАРА. Призрак «судного дня», «омницида», уничтожения всех и вся еще бродит по планете. Возможности возникновения «всесжигающего пламени» и последующей «ядерной зимы» отнюдь не абстрактны, у них есть зримые черты.

    Действительно, договоры о сокращении стратегических ядерных арсеналов подписаны, молчаливо соблюдаются, но еще ни одним ядерным государством не ратифицированы, не приобрели статуса закона. Пока уничтожено лишь несколько процентов огромных ядерных запасов. Процесс ядерного разоружения может растянуться на неопределенно длительный срок. А только на территории США и бывшего СССР в середине 1995 г. насчитывалось около 25 тысяч ядерных боеголовок. К тому же идет расползание атомной технологии. Уже готовы к производству ядерного оружия Индия, Пакистан, ЮАР, Израиль и ряд других государств. Нарастает опасность обладания ядерным оружием безответственных политических авантюристов и даже криминальных элементов.

    ВТОРАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА - НАДВИГАЮЩАЯСЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА. Колыбель наша и обитель в опасности. В чем же суть экологической угрозы?

    В том, что растущее давление антропогенных факторов на биосферу может полностью разорвать естественные циклы воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения почвы, вод, атмосферы. Это породит «коллапс» - резкое и стремительное ухудшение экологической обстановки и, как следствие, скоротечную гибель населения планеты.

    Уже не говорят, а кричат об уменьшении количества кислорода в атмосфере, нарастании «парникового эффекта», расползании озоновых дыр, безостановочном загрязнении природных вод. Подсчитано, что не менее 1 млрд. 200 млн. землян испытывают острую нехватку питьевой воды. Интенсивное сельское хозяйство истощает почвы в 20-40 раз быстрее, чем они могут естественно восстановиться. Биологи фиксируют ежедневную потерю 150 видов животных и растений.

  • ТРЕТЬЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА - ОПАСНОСТЬ. НАВИСШАЯ НАД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ТЕЛЕСНОСТЬЮ.

    Тело. Мы с ним приходим в этот мир и оставляем наши бренные телесные остатки, покидая его. Тело доставляет огромные радости и жестоко терзает нас хворями и недугами. Телесное здоровье - всегда на одном из первых мест в системе человеческих ценностей.

    И тем тревожнее слышать нарастающие предупреждения биологов, генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как вида, деформации его телесных основ.

    Уже есть зримые последствия этого явления. Леденящее слово «СПИД» все чаще вторгается в человеческую жизнь. Такая беда, постигшая человечество, есть первая в истории глобальная пандемия (повальная эпидемия), сеющая смерть не в одной стране, а по всему миру. Ряд исследователей полагает, что это не просто болезнь, а некий этап в биологическом существовании рода людей. Он связан с их необузданным массовым вторжением в природные основы собственного бытия. СПИД сегодня - уже не медицинская, а подлинно общечеловеческая проблема.

    Океан химических веществ, в который погрузилась наша повседневная жизнь, резкие изменения в политике и зигзаги в экономике - все это действует на нервную систему, воспроизводительные способности и соматические проявления миллионов людей. Налицо в ряде регионов признаки физического вырождения, неудержимое, подлинно эпидемическое расползание наркомании, алкоголизма.

    Наконец, ЧЕТВЕРТАЯ, не менее страшная ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА - КРИЗИС ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУХОВНОСТИ. Практически все светские и религиозные, глобальные и региональные, древние и новые идеологии не могут сегодня даже сколько-нибудь доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа. Беззащитная, мечущаяся, хромающая человеческая мысль во многих случаях оказывается неспособной охватить настоящее, зрело оценить прошлое, хотя бы как-то предвидеть будущее.

    Нет сейчас надежных социальных теорий и философско-антропологических концепций, в рамках которых можно было бы более или менее определенно охарактеризовать наше сегодня и тем более - завтра. Страх, тревога, беспокойство пронизывают все пласты человеческого сознания. Один из влиятельных американских философов Ричард Рорти весной 1995 г. в Институте философии РАН поведал о том, что в американском философском сообществе все настолько утомлены, что надеются на появление чего-то, но никто не имеет ни малейшего представления, каким оно должно быть.

Понятие развития изначально сопряжено с понятием системы (изначально вводится допущение, что развиваться могут только системные объекты) и понятием «уровень организации системы».

Развитие – это вид изменения (движение).

По мнению Э.Г. Юдин а, развитие отличается от функционирования. Функционирование – это движение в состояниях одного и того же уровня организации системы. В отличие от функционирования, развитие – это смена состояний, которая обусловлена для всей системы невозможностью сохранения существующих форм функционирования => развитие всегда связано с изменением уровня организации системы.

Алексеев и Панин предлагают в качестве признаков развития следующие:

1. качественный характер изменений (в процессе развития происходит качественное преобразование подсистем данного объекта)

2. направленность изменений

3. необратимость изменений (необратимость может пониматься как возникновение принципиально новых возможностей для объекта в целом) =>

Развитие – это необратимые, направленные и качественные изменения системы.

Развитие предполагает следующие направления:

2. прогресс – это развитие от старого как низшего к новому как высшему

3. регресс – это наоборот.

Соотношение прогресса и регресса:

1. Регресс может выступать как подчинённая или внутренняя сторона прогресса; общий прогресс системы может включать в себя регресс отдельных элементов структуры и функций (положение сомнительно, его нужно обосновать)

2. Прогресс одной материальной системы, включённой в систему большего масштаба, может оказаться лишь стороной регресса этой второй системы.

3. Понятие прогресса (по мнению современной философии) неприменимо ко всей материи в целом, оно может относиться только к конечным, ограниченным системам.

Проблема критериев прогресса состоит в том, что критерии прогресса различны для различных уровней организации материи.

ü Для неорганической природы таким критерием является степень

усложнения структуры системы (например: молекулярный уровень организации по сравнению с атомарным).

Степень усложнения структуры системы определяется следующими показателями:

1. усложнение состава системы (появление новых подсистем)

2. рост числа внутренних и внешних взаимодействий системы

3. увеличение, возрастание возможностей для таких взаимодействий (возрастание степеней свободы).

ü Для живой природы применяется так называемый «функциональный


критерий» - возрастание степени системной организации объекта, позволяющее новой системе выполнять функции, недоступные старой системе.

ü Для общественных систем применяется:

1. так называемый «экономический критерий» - социальный прогресс измеряется, определяется темпами роста производительности труда.

2. гуманистический критерий : показателем является мера свободы человека в том или ином отношении(имеется в виду уровень реальных возможностей для свободного развития личности и уровень возможности для гармонизации интересов общества (т.е. коллективных) и интересов личности). Гуманистический критерий в современном понимании был выдвинут К. Марксом – «На место экономического богатства и экономической нищеты становятся богатый человек и богатая человеческая потребность. Богатый человек – это человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни».

Комплексный критерий общественного прогресса предполагает комплекс показателей общественного прогресса:

1. темпы роста производства и производительности труда, ведущие к возрастанию свободы человека по отношению к природе.

2. степень свободы работников от эксплуатации

3. общественный прогресс измеряется в том числе и уровнем демократизации общественной жизни

4. уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов в этом обществе.

Существует ли всеобщий критерий прогресса? Как он может выглядеть?

Современные метафизические трактовки развития основаны на противопоставлении, постепенности, непрерывности, внезапности изменений, а не на противопоставлении противоположных сторон самого процесса развития.

Представлены концепции:

1. эволюционизм в концепции Герберта Спенсера

2. творческий эволюционизм - А. Бергсон.


1. Взаимосвязь сущности и явления. Самостоятельно по учебнику!

2. Взаимосвязь формы и содержания

3. Принцип системности

4. Диалектико-материалистическая концепция детерминизма.

С проблематикой социальных изменений тесно связана тематика социального прогресса.

Одна из первых научных концепций социального развития как последовательного продвижения обществ по восходящим уровням прогресса , которое определяется приростом знания , принадлежит А.Сен-Симону.

Его идеи развил основоположник О. Конт. Контовский закон интеллектуальной эволюции человечества прямо указывает на направление и критерий социального прогресса — степень продвижения к высшей в его концепции, научной (позитивной) стадии развития. Г. Спенсер, разделяя представление о нелинейном характере эволюции, предполагал измерять социальный прогресс достигнутой степенью сложности обществ . Социальная эволюция аналогична биологической и приводит постепенно к тому, что мир становится лучше . В теории К. Маркса вопрос социального прогресса решался практически однозначно. Достижение высшей ступени человеческого развития — построения бесклассового коммунистического общества, где будет властвовать свободный труд свободных людей, — неизбежно, хотя и отдалено во времени.

Если О. Конт , Г. Спенсер и Э. Дюркгейм конструировали понятие прогресса в виде двустороннего процесса дифференциации и интеграции безотносительно к его благодетельным последствиям , то Л. Уорд, Н. Михайловский и др. считали, что прогресс заключается в увеличении человеческого счастья или уменьшении человеческого страдания. В одной из первых своих работ П.Сорокин указал, что оба эти течения недостаточны и их необходимо синтезировать. В противном случае теория прогресса рискует дать вместо формулы прогресса формулу застоя.

Большинство сторонников социального эволюционизма убеждены в наличии интеллектуального и технического прогресса , однако по поводу морального прогресса мнения расходятся . Те, кто считает, что моральный прогресс существует, принадлежат к течению эволюционной этики. Они исходят из того, что само наличие морали как основы взаимодействия и взаимопомощи людей уже является важнейшим фактором выживаемости общества. Моральная эволюция не отменяет борьбы за существование, но гуманизирует ее, заставляя находить все более мягкие способы борьбы.

Среди эволюционистов долгое время господствовало представление об однонаправленности эволюции для всех обществ, когда каждое из них проходит последовательно одинаковые стадии развития на пути к прогрессу. В ХХ в. это воззрение было признано несостоятельным на основании антропологических исследований. Оказалось, что не только незападные, но и многие европейские страны развивались не по одному, а по разным сценариям, включавшим различное количество и последовательность этапов.

На новой основе эволюционный подход возродился в последние годы: эволюция не является однонаправленной, а может идти по многим направлениям . По теории эволюционных изменений структурного функционалиста Т. Парсонса общества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своих структурах и функциях, причем новые структуры должны быть более функционально приспособленными, чем прежние.

Существенно отличается позиция сторонников циклического развития . и периодические экономические кризисы вызвали сомнения в общем прогрессивном развитии человечества. Так, немецкий ученый Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы» (1918) обосновывал периодизацию развития и упадка культур по аналогии с этапами жизненного цикла человека, включая закат и смерть. По его мнению, каждая из восьми изученных им культур существовала около 1000 лет. Поэтому, если считать что западноевропейская культура зародилась около 900 лет назад, то ее конец уже близок .

Английский историк Арнольд Тойнби также считал, что развитие цивилизаций происходит по одному пути, совершенствуясь и продвигаясь к упадку по сходным этапам. Возникая как ответ на какой-либо вызов природных или человеческих факторов, цивилизация достигает расцвета, пока eе элита способна обеспечить противодействие этому вызову . В противном случае наблюдается раскол и дезинтеграция цивилизации и вследствие нарастания внутренних конфликтов — движение к упадку.

К циклическим теориям следует отнести также социокультурную динамику П.Сорокина, содержащую весьма пессимистичную оценку перспектив развития современного западного общества.

Еще одним примером циклических теорий является концепция «мир-экономики» И. Уоллерстайна, согласно которой страны третьего мира не смогут повторить путь , пройденный государствами — лидерами современной экономики; капиталистическая мир-экономика , зародившаяся более 500 лет назад, в 1967-1973 гг. вступила в неизбежную завершающую фазу жизненного цикла — фазу кризиса .

Социальный прогресс и прогнозирование в философии

Современная осуществляется в рамках научно-технического прогресса, который в свою очередь выступает стороной общественного прогресса .

Вопросам общественного прогресса уделяли внимание Д. Вико, И.Г. Гердер, А. Тюрго, Ж. Кондорсс, О. Конт, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.

Общественный прогресс — это объективная тенденция восходящего развития человечества, выражающаяся в совершенствовании форм человеческой жизни, потребностей, способностей их удовлетворения, в развитии науки, техники, технологии, средств массовой информации, медицины и т.д.

Вопрос о критериях общественного прогресса является дискуссионным. Одни исследователи в качестве критерия общественного прогресса называют уровень развития способа производства, другие в этом качестве выделяют уровень развития производительных сил общества, третьи сводят его к производительности труда. Думается, что можно принять как наиболее представительную точку зрения, согласно которой в качестве критерия общественного прогресса можно принять уровень развития производительных сил, выражающийся в производительности труда.

В философском объяснении общественного процесса издавна боролись две точки зрения — эволюционная и революционная .

Одни философы отдавали предпочтение эволюционному развитию общества , а другие усматривали большую привлекательность в революционных изменениях общественной жизни . Очевидно следует обдуманно относиться к путям и средствам общественного прогресса. Протекание последнего не исключает сочетания революционных и эволюционных преобразований общественной жизни. При проведении прогрессивных преобразований и реформ следует ориентироваться на то, чтобы их осуществление оборачивалось не упадком экономики, снижением уровня развития производительных сил и сокращением , а, наоборот, увеличением экономического богатства общества на основе повышения уровня развития производительных сил и производительности труда.

Предвосхищение будущего в разных формах всегда играло важную роль в жизни общества . Значение предвидения особенно возрастало в переломные эпохи истории, в период острых социальных конфликтов. Это особенно характерно для современной эпохи, когда становится очевидным, что и отдаленное, и ближайшее будущее человечества будет радикально отличаться от его настоящего и недавнего прошлого.

Предвидение — это знание о будущем, т.е. о том, чего еще нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития. Научное предвидение и социальное прогнозирование должны содержать в себе ответ не только на вопрос о том, что может совершиться в будущем, но также и ответы на такие вопросы, когда этого следует ожидать, какие формы будущее обретет и какова мера вероятности данного прогноза.

Различают три основных способа социального прогнозирования:
  • экстраполяция;
  • моделирование;
  • экспертиза.

Наиболее надежный метод социального прогнозирования — экспертиза . Любой социальный прогноз сочетает в себе научное и идеологическое назначения. Выделяют четыре вида прогнозов: поисковый; нормативный; аналитический; прогноз-предостережение. Предвосхищение будущего — междисциплинарное исследование, и оно плодотворно только в процессе интеграции гуманитарного, естественно-научного и технического знания.

С проблематикой социальных изменений тесно связана тематика социального прогресса.

Одна из первых научных концепций социального развития как последовательного продвижения обществ по восходящим уровням прогресса, которое определяется приростом знания, принадлежит А.Сен-Симону.

Его идеи развил основоположник социологии О. Конт. Контовский закон интеллектуальной эволюции человечества прямо указывает на направление и критерий социального прогресса - степень продвижения к высшей в его концепции, научной (позитивной) стадии развития. Г. Спенсер, разделяя представление о нелинейном характере эволюции, предполагал измерять социальный прогресс достигнутой степенью сложности обществ. Социальная эволюция аналогична биологической и приводит постепенно к тому, что мир становится лучше. В теории К. Маркса вопрос социального прогресса решался практически однозначно. Достижение высшей ступени человеческого развития - построения бесклассового коммунистического общества, где будет властвовать свободный труд свободных людей, - неизбежно, хотя и отдалено во времени.

Если О. Конт, Г. Спенсер и Э. Дюркгейм конструировали понятие прогресса в виде двустороннего процесса дифференциации и интеграции безотносительно к его благодетельным последствиям, то Л. Уорд, Н. Михайловский и др. считали, что прогресс заключается в увеличении человеческого счастья или уменьшении человеческого страдания. В одной из первых своих работ П.Сорокин указал, что оба эти течения недостаточны и их необходимо синтезировать. В противном случае теория прогресса рискует дать вместо формулы прогресса формулу застоя.

Большинство сторонников социального эволюционизма убеждены в наличии интеллектуального и технического прогресса, однако по поводу морального прогресса мнения расходятся. Те, кто считает, что моральный прогресс существует, принадлежат к течению эволюционной этики. Они исходят из того, что само наличие морали как основы взаимодействия и взаимопомощи людей уже является важнейшим фактором выживаемости общества. Моральная эволюция не отменяет борьбы за существование, но гуманизирует ее, заставляя находить все более мягкие способы борьбы.

Среди эволюционистов долгое время господствовало представление об однонаправленности эволюции для всех обществ, когда каждое из них проходит последовательно одинаковые стадии развития на пути к прогрессу. В ХХ в. это воззрение было признано несостоятельным на основании антропологических исследований. Оказалось, что не только незападные, но и многие европейские страны развивались не по одному, а по разным сценариям, включавшим различное количество и последовательность этапов.

На новой основе эволюционный подход возродился в последние годы: эволюция не является однонаправленной, а может идти по многим направлениям. По теории эволюционных изменений структурного функционалиста Т. Парсонса общества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своих структурах и функциях, причем новые структуры должны быть более функционально приспособленными, чем прежние.

Существенно отличается позиция сторонников циклического развития обществ. Первая мировая война и периодические экономические кризисы вызвали сомнения в общем прогрессивном развитии человечества. Так, немецкий ученый Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы» (1918) обосновывал периодизацию развития и упадка культур по аналогии с этапами жизненного цикла человека, включая закат и смерть. По его мнению, каждая из восьми изученных им культур существовала около 1000 лет. Поэтому, если считать что западноевропейская культура зародилась около 900 лет назад, то ее конец уже близок.

Английский историк Арнольд Тойнби также считал, что развитие цивилизаций происходит по одному пути, совершенствуясь и продвигаясь к упадку по сходным этапам. Возникая как ответ на какой-либо вызов природных или человеческих факторов, цивилизация достигает расцвета, пока eе элита способна обеспечить противодействие этому вызову. В противном случае наблюдается раскол и дезинтеграция цивилизации и вследствие нарастания внутренних конфликтов - движение к упадку.

К циклическим теориям следует отнести также социокультурную динамику П.Сорокина, содержащую весьма пессимистичную оценку перспектив развития современного западного общества.

Еще одним примером циклических теорий является концепция «мир-экономики» И. Уоллерстайна, согласно которой страны третьего мира не смогут повторить путь, пройденный государствами - лидерами современной экономики; капиталистическая мир-экономика, зародившаяся более 500 лет назад, в 1967-1973 гг. вступила в неизбежную завершающую фазу жизненного цикла - фазу кризиса.

Что же касается конкретных критериев социального прогресса, то по этому вопросу также ведутся длительные дискуссии между пред­ставителями разных социологических школ и направлений. По­жалуй, наиболее предпочтительны позиции тех авторов, которые стремятся придать критериям социального прогресса гуманисти­ческий смысл. Дело в том, что недостаточно говорить о социальных изменениях, в том числе о социальном развитии, только как об объективно совершающихся процессах, «процессах в себе», го­воря философским языком. Не менее важны и другие их сторо­ны - обращенность к человеку, группам, обществу в целом. Ведь задача заключается не только в том, чтобы зафиксировать сам факт социальных изменений и социального развития, определить их типы, выявить движущие силы. Не менее важно понять их гума­нистический, человеческий смысл - ведут они к благосостоянию человека, его процветанию или к снижению уровня и ухудшению качества его жизни.

Социолог должен стремиться находить более или менее объек­тивные показатели для оценки социальных изменений, квалифи­кации их в качестве прогресса или регресса. Как правило, в таких ситуациях вырабатывается специальная система социальных по­казателей, которая может служить основой для оценки. Так, в Институте социально-политических исследований РАН разрабо­тана обстоятельная «Система социальных показателей Российско­го общества». Она разделена на четыре группы по сферам общест­венных отношение: собственно социальной, социально-полити­ческой, социально-экономической и духовно-нравственной. В каж­дой из сфер показатели разбиты на три группы по видам измере­ния: социальные условия как объективные данные, определяю­щие «фон» развития общественных отношений; социальные ин­дикаторы как количественные характеристики общественных от­ношений, фиксируемые статистическими методами, и, наконец, социальные показатели как качественные характеристики общест­венных отношений, фиксируемые социологическими методами. Наложение показателей на сферы общественных отношений по­зволяет выделить 12 измерительных подсистем, которые выступа­ют в качестве базовой основы системного порядка.

К критериям прогрессивных процессов следует отнести и каче­ственное улучшение основных факторов социальных изменений:

Окружающей среды;

Структуры народонаселения;

Экономического фактора;

Повышение уровня и качества жизни человека;

Степень распространения инноваций во всех сферах жизне­деятельности общества;

Улучшение социокультурных условий жизни человека и т. д.
Помимо названных можно было бы указать на многие другие критерии социального прогресса. Но, как подчеркивают многие авторы, основной и универсальный интегративный критерий про­гресса связан с его гуманистическим смыслом.

Философия и футорология.

ФУТУРОЛОГИЯ (лат. futurun - будущее и греч. logos - учение, слово) -представления о будущем человечества, область знаний, охватывающая перспективы социальных процессов. Термин „Ф." предложил в 1943 нем. социолог О. Флехтхейм, имея в виду некую надклассовую „философию будущего", противостоящую идеологии и утопии. С начала 60-х гг. это понятие распространилось на Западе в смысле истории будущего", „науки о будущем", призванной выявить прогностические (предсказательные) функции всех научных дисциплин. Поскольку перспективы социальных процессов изучаются мн. науками, термин „Ф.", ввиду его многозначности и неопределенности, с конца 60-х гг. вытесняется понятием „исследование будущего", к-рое охватывает теорию и практику прогнозирования. В буржуазной Ф. выделяются апологетическое, реформистское, леворадикальное и др. течения. В 60-х гг. господствовало первое, выдвинувшее постиндустриального общества" теорию (Белл, Г. Кан, Арон, Б. де Жувенель). Реформисты выступали с позиций теории конвергенции (Ф. Бааде, Ф. Полак, И. Гал-тунг), леворадикалы доказывали неизбежность катастрофы западной цивилизации" перед лицом научно-технической революции (А. Уоскоу и др.). С конца 60-х гг. буржуазная Ф. переживает кризис, в ходе к-рого сначала выдвинулось течение, доказывающее неизбежность „глобальной катастрофы" при существующих тенденциях общественного развития, а затем, с конца 70-х гг., - течение, отстаивающее необходимость перехода к „новой цивилизации", построенной на принципах буржуазного гуманизма. Ведущее влияние в буржуазной Ф. 70-х гг. при- обрел Римский клуб, по инициативе к-рого развернулось т. наз. Глобальное моделирование перспектив человечества на основе использования ЭВМ. Многообразным и противоречивым концепциям буржуазной Ф. противостоит марксистско-ленинское учение о будущем человечества, научное прогнозирование, к-рое опирается на положения диалектического и исторического материализма, теорию научного коммунизма.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!