Каковы основные отличия русского языка от английского? В чём отличие Русской национальной идеи от Украинской.

В чём отличие русского предпринимателя?

Мы будем говорить о феномене именно русского предпринимателя, а не русского капиталиста и русского менеджера, у которых русскость проявляется особым образом. Напомним, что призвание предпринимателя - творить новые и улучшать существующие социальные формы, в том числе, бизнес-организации. Потому нашу задачу я бы обозначил так: есть ли нечто особо русское в создании деловых организаций? Общий наш подход будет в том, чтобы сопоставить русскую предпринимательскую установку с двумя другими - западной и восточной.

Похоже, для этого придется всерьез углубиться в культурные отличия разных цивилизаций…

Слово «культура» есть производное от «культа». Всякий человек - даже атеист - все свои культурные привычки унаследовал от своего символа веры. Один верует во Христа, другой - в деньги, есть даже смельчаки верующие в самих себя. У каждого человека и народа есть некое доминантное ядро, задающее базовые смыслы их существования. Вот, скажем, меня никто не спрашивал появляться мне на этот свет или нет. Точно так же никто не спросит о желании его покинуть. Кто же это так невесело пошутил, без спроса вбросив меня в трагедию этой жизни? В чем смысл моего существования, труда, страданий? Подобных проклятых вопросов не так много и ответы на них и составляют символ веры каждого человека и народа…

Почему - веры? Разве нельзя на них ответить рационально?

Бывают несчастные времена, вроде нынешних, когда люди именно так и делают. Не место здесь раскрывать причину этой печальной глупости, отметим только, что всерьез ответы на главные вопросы жизни дает только Откровение, а не научный поиск. У разных народов - разное Откровение и именно оно определяет народный дух. Этот дух выражается как в самых глубинных психологических доминантах, так и в бытовых реакциях простолюдина. Потому, чтобы понять чем отличается мотивация в творении бизнесов в трех существенно разных культурных вселенных - западной, восточной и русской - нам придется хотя бы вкратце разобраться в их мировоззренческих основах, выросших из религиозных представлений…

Начнем с западной установки?

В качестве исходной модели возьмем вот такую нехитрую триаду: человек-мир-бизнес. Есть человек, который живет в мире. И вдруг он решил сделать бизнес. Спрашивается: для чего создает бизнес западный человек? В бизнес-школах дают вполне ясный ответ: бизнес-организации нужны для того, чтобы объединить труд разных людей для более эффективного производства товаров с целью максимизации прибыли… Это есть определение экономистов, которые последние лет тридцать даже зачатие и рождение ребенка объясняют через сходимость финансовых потоков и такое ощущение мира уже ничем не лечится. Для реального человека, отдающего лучшие куски своей жизни своему бизнесу, и «производство», и «прибыль» - это только средства для чего-то, что никак не вставишь в экономическую формулу…

Ради чего же, кроме прибыли, отдает свою жизнь западный предприниматель, строя бизнесы?

Базовая западная установка в социальном творчестве заложена в догматах протестантской веры и ее смысл может быть извлечен из самого названия: рожденный в недрах протестантской культуры человек обязательно против чего-то протестует. Он недоволен мирозданием и это отнюдь не позиция брюзги. Протестантская вера исходит из следующего: человек по природе своей - это насквозь прогнившее существо. Но воплотившийся Бог спас его и только по одной вере в это спасение человек исцеляется, становится нормальным, здоровым. Тогда вопрос: что делать на земле до момента исхода в райские кущи уже спасенному в молодости человеку? Да, человек, силой веры в Спасителя уже здоров, он нормален, но ведь мир-то ненормален! Мир лежит во зле, а «нормальный человек» должен за время своей земной жизни реализовать свою личную миссию: улучшить хотя бы кусочек этого ненормального мира. Отсюда принципиально миссионерский настрой предпринимателя-протестанта: он кряхтит, но не гнется под бременем белого человека, ответственного за спасение всего, что поручило ему провидение…

Желание обязательно сочинить для бизнеса миссию - это отсюда?

Да, вся миссионерская культура бизнеса родом из протестантского мира. Например, миссия Levi’s: «Мы оденем весь мир» свидетельствует, что работники Levi’s не могут спокойно шить обычные штаны, они движимы духом ликвидации голоштанности во всей вселенной. При этом они до последних глубин сердца убеждены, что их вариант штанов самый правильный. Или, Disney: «Сделать людей счастливыми». Чем ни коммунистическая мечта о новом счастливом человеке? Представления о сути человеческого счастья у большевичков и киношников Disney, разумеется, разные, но подход к жизни одинаков: мы знаем в чем счастье людей и потому, кто не спрятался, мы не виноваты…

Ты считаешь, что протестантизм все еще жив в крови нынешних, давно уже нерелигиозных людей Запада?

Всякая формула миссии бизнеса или внутренняя установка предпринимателя, выражаемые в лозунге: «нагни этот поганый мир!» есть установка протестантская. И сам протестантизм, как религия здесь уже ни при чем… Кроме того, не нужно в наше время привязывать базовые предпринимательские мотивы к карте мира. Протестантизм, как установка на улучшение ненормального мира нормальным человеком хотя и родился в Западной Европе, в 20 веке стал доминирующим и в других культурах.
Так, коммунистический проект и все связанные с ним попытки изменить мир по партийным лекалам - это протестантский европейский проект, рожденный выкрестом-лютеранином Карлом Марксом. Этими идеями мы заразились, но изжив их в коммунистической форме, отнюдь не избавились совсем: у нас сегодня полно предпринимателей, сочиняющих миссии по «нагибанию мира». Это есть так же следствие обучения наших людей на программах МВА, которые сплошь родом из протестантской среды…

Похоже, протестантско-миссионерская установка никак не соответствует восточному духу?

Прежде, чем мы обратимся к «восточному духу», кратко остановимся на еще одной базовой установке родом с Запада, которая была бы забавной, если бы не угробила столько людских судеб. На языке нашей триады «предприниматель - мир - бизнес» она звучит так: «я - нормален, мир - нормален, бизнес- ненормален». И цель предпринимателя - в создании великой компании, «компании-совершенства»…

Что в этом опасного для судеб людей?

В том, что средство становится целью и это всегда ведет к несчастью. Если человек строит «великую компанию» с самой большой капитализацией ради самого ее величия (за которым, разумеется, стоит почти всегда собственная маниа грандиозо), то это приводит к созданию всех тех нынешних корпораций-монстров, имеющих капитализацию за $100 млрд., в которых люди изнывают лучшую часть своей жизни, производя какую-нибудь газированную отраву…

Но капитализация за $100 млрд - это отнюдь не иллюзия, а объективный показатель того, что проект бизнеса был удачен…

$100 млрд. капитализации может быть следствием исполнения нормального предпринимательского закона, выраженного Генри Фордом: «Делай нужное людям и деньги появятся в избытке сами собой». Здесь капитализация не цель, а следствие. Но, как только создание «великой компании» становится самоцелью, тогда в средство превращаются и ее клиенты, и ее сотрудники, и, в конце концов, и сам ее создатель-предприниматель.

Не могу согласиться с тем, что мечта о великой компании так уж портит людей…

Возможно, такое убеждение есть следствие распространения идей Джима Коллинза, выраженных в его бестселлерах «Построенные навечно» и «От хорошего к великому». Спорить с нынешними гуру - это уже почти проявление личной нескромности. Потому готов отказаться от публичного выражения личных оценок относительно установки «на великую компанию». В конце концов, можно понять человека, который за неимением других надежд, хочет построить на этой земле нечто, что переживет его в веках. А может художник творит бизнес-организацию ради одной только любви к искусству, а таковых вообще очень легко обидеть…

А восточная предпринимательская установка основана на чем-то мистическом?

В отличие от западного восприятия мира, всегда очень оптимистичного, восточное мировоззрение довольно мрачно. Индуизм видит в этом мире ловушку и тюрьму для страдающего человеческого духа и потому конечная задача человека - в освобождении от бремени материи. А буддизм вообще считает, что бытие каждого из нас - это трагическое недоразумение, которое нужно исправить уходом в полное небытие-нирвану. У восточных людей нет претензий к миру, он либо совершенен, как эманация бога (у индуистов), либо его попросту нет, он - иллюзия (у буддистов). Но в любом случае, человек в этом «нормальном» мире страдает, ибо он для этого мира «ненормален». И потому задача земной жизни и всех земных дел в том, чтобы уменьшить эти страдания. Соответственно, базовая установка восточных предпринимателей - создать компанию, в которой ее сотрудникам было бы хорошо…

И эта установка тоже выражена в миссиях восточных компаний?

Реальный дух восточных корпораций нужно искать не в их миссиях (писанных, как правило, вследствие господства в мире бизнеса протестантской «моды на миссионерство»), а во внутренних корпоративных кодексах и философиях и реальной практике. Так, например, Toyota придерживается системы внутренних ценностей, которые наиболее ясно раскрывают типично восточную установку. Перечислю некоторые из них: «Работая, служить обществу. Работая, реализовывать себя. Быть оригинальными, позитивными, инициативными. Приносить пользу людям - это радостно».

Не очень ясно, что в этих ценностях типично восточного…

То, что в них нет призыва менять мир и строить великие компании. В них речь - исключительно о самих членах корпорации, которые собрались вместе для улучшения собственной жизни. Заметь разницу: «Работая, служить обществу», а не «Служить обществу, работая». То есть мы служим обществу и приносим пользу людям, но только потому, что это нам радостно. Отсюда знаменитый «семейный дух» восточных корпораций, система пожизненного найма, глубочайшая ответственность сотрудников, как перед компанией, так и друг перед другом…

Но желание самореализации - это один из важнейших мотивов не только в восточной культуре…

В любом учебнике по менеджменту людей называют человеческим ресурсом или человеческим капиталом. Ресурс - это то, что используют для каких-то целей. Капитал - это то, что инвестируют, чтобы в конце что-то приросло. В любом случае, это объект, которым пользуются, а не субъект, который только и может самореализоваться. Призывы к развитию человеческого капитала - даже если они все приправлены самыми ласковыми словами - это всего лишь желание оптимизировать ресурс через поиск в нем внутренних резервов. Все это можно выразить так: вы там, ребята, в порядке самореализации можете в перерыве между делом и крестиком вышивать, главное, чтобы у вас нужные для дела коэффициенты не падали…

Перейдем к загадочной русской душе?

Сначала некоторый итог. Мы выделили три базовые предпринимательские установки, которые определяют мотивы создания бизнеса. Первая позиция «протестантская»: «я нормален - мир ненормален» и я делаю бизнес ради того, чтобы изменить в мире то, что мне не нравится. Вторая, позиция «свободного художника»: «я-нормален, мир - нормален» и я делаю бизнес ради него самого, я строю великую компанию, которая, как истинное произведение искусства переживет меня в веках. Наконец, позиция «восточного человека»: «мир - нормален, я - ненормален» и я создаю компанию, как средство минимизации страданий или максимизации счастья всех, кто будет рядом со мной. Эти три установки конкурируют между собой, одновременно дополняя друг друга, но какая-то из них в конкретном случае всегда главная…

Кажется, что все возможные сочетания «нормальности» и «ненормальности» исчерпаны. Что же остается для русского понимания целей предпринимательской деятельности?

«Русское видение» так же вытекает из глубинных мировоззренческих установок русской культуры, которые в свою очередь, сформировались православием. Исходная позиция православия такая. Мир находится в глубоко ненормальном состоянии, он неизлечимо болен. Но причина этого в том, что смертельно заболел господин мира - человек. Согласно библейским представлениям, мир создан для человека, как «площадка» для проявления и развития его творческих потенций. Но в один несчастный день с человеком случилось беда, суть которой Библия называет грехопадением, в результате которого человеческая природа сильно исказилась и человек утерял способность господствовать над миром…

Для чего же тогда русскому бизнес: чтобы он - ненормальный - добил им ненормальный мир?

Бизнес, как таковой для православного не является ни средством, ни целью. Не является целью и спасение мира. Единственно реальной целью является личное спасение: если оно удается, то следом за ним в силу причинных связей меняется к лучшему и мир и все дела человека делаются с большей гармонией. Преп. Серафим Саровский выразил это правило следующим образом: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Изменись сам - и вокруг тебя начнет меняться мир именно в том направлении, в котором меняешься ты…

То есть сиди в своей келье, самосовершенствуйся, и мир будет спасен? Может тогда и бизнес сам будет строиться?

Если мы поглядим на Троицкую Лавру или на Валаам, как на мощные хозяйственные центры, каковым они были в свое время, то все было примерно так, как ты сказал. Вначале в леса и на острова уходили один-два молодых парня. И уходили не для строительства бизнеса, а для личного спасения. Потом по округе шел о них слух и близкие по духу шли к ним ради того, чтобы быть ближе к хорошим людям. Росла община - росло и хозяйство, которое в монастырях было не самоцелью и не средством покорения природы, а одним из способов совершенствования людей. В валаамских арбузах в два обхвата есть, конечно, и нечто былинное, но все историки согласны о выдающихся хозяйственных достижениях монастырей…

То бишь русский бизнес должен стать «монастырским»?

Русская установка на бизнес в том, что он создается не для изменения неправильного мира, не ради самого бизнеса и не для защиты страдающих людей корпоративными стенами. А для того, чтобы быть площадкой, где люди «тренируют» свои лучшие качества, быть средством для раскрытия лучших сторон всех, кто к бизнесу причастен: его создателя, сотрудников, клиентов, партнеров и даже налоговых инспекторов. «Монастырского» в этой установке только то, что здесь более явно выдержан вектор «изнутри-наружу».

Главная цель - совершенство человека и для движения к нему ничего особо внешнего не нужно. Но с какого-то момента, как писал Иван Ильин, «поющее сердце» человека требует, чтобы его пение было услышано и он начинает воплощать все свои чувства и мысли во внешних формах, в том числе, и хозяйственных. В реальной жизни, разумеется, все сложнее, но общая установка сохраняется: спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи. Преп. Серафим Саровский никого не спасал и даже нотаций не читал. Просто всякий, кто видел его, невольно признавался себе: вот человек, на которого я хочу быть похожим…

Это что-то вроде: «а я Ленина видел»? Лидерство нового типа…

Есть два типа «лидера»: пастух и пастырь. Пастух идет сзади стада и гонит его хлыстом, куда считает нужным. Лидер-пастух пихает людей к светлому будущему, как он его понимает и перестраивает мир по своим лекалам, ибо уверен, что Бог здесь что-то недодумал.
Пастырь никого никуда не гонит и даже не зовет. Он просто идет туда, куда он должен пойти. Очень ярко это было показано в последних «Утомленных солнцем»: комдив Котов, крепко хлебнув спирта, берет палку и, ни слова не говоря бойцам, шагает на цитадель. Над тем, что цитадель взорвалась «сама собой» интернет-тусовка, как обычно, гоготала, не понимая, что это вполне нормальная мистика пастырства: спасись сам и вокруг тебя начнутся чудеса спасения тысяч…

Олег Банных http://laborashka.ru/

Язык конечно же русский. А вот дальше начинаются проблемы. Например, литература русская или российская ? История русская или российская ? Жители России - русские или россияне ? А есть еще слово "русскоязычные ", которое лично для меня отдает какой-то неполноценностью, хотя я всю жизнь занимаюсь языками. Тогда уж лучше "русскоговорящие ". хотя тоже не намного лучше.

Русский - это русский по крови или любой человек с российским паспортом и даже не обязательно говорящий по-русски? Русский по матери или по отцу ?

В наше время все перемешалось. Взять хотя бы известных спортсменов (футболистов, хоккеистов, фигуристов), которые нередко родились в одной стране, тренируются в другой, а выступают за третью.

Мы можем сколько угодно с умным видом разграничивать значения слов "русский" и "российский". Но до тех пор, пока сами участники русскоязычного языкового сообщества и тем более жители и пресса зарубежных стран будут путать эти слова и понятия, ясности здесь не добиться. Ю.Н.

Русская голядь (rusk.ru) // Юрий Кобзенко, автор книги «Матiр мов» (Днепропетровск, Украина)

Главная проблема сегодняшней России – это определение имени титульной, государствообразующей нации. Учитывая, что мой дед из Пензы, и я решил поучаствовать в полемике: «Русский, или россиянин?»

РУССКИЕ В ГОЛЛАНДИИ Хотя правильнее говорить "Русскоязычные в Голландии". Как это ни странно, выходцы из бывшего СССР мало отличаются друг от друга своими национальностями. Они похожи как однояйцовые близнецы своей советской (прежде всего) культурой, советским же воспитанием, манерой одеваться и себя вести. Это ни хорошо, ни плохо. Просто русскоязычных, за редким исключением, всегда можно узнать на улицах разных стран мира, в том числе и в Голландии.

Схожие темы

Различия между прилагательными "германский" и "немецкий" - портал GRAMOTA.ru

Какие ассоциации вызывают слова "советский" и "антисоветский" - согласно данным опроса ВЦИОМ треть россиян испытывают ностальгию по СССР (01.02.2010 - www.centrasia.ru)

Слово "советский" у 31% россиян вызывает в первую очередь чувство ностальгии. Такие данные приводятся в исследовании Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Слово "антисоветский" у 23% опрошенных вызывает осуждение, у 22% - безразличие.

Как показал опрос, слово "советский" вызывает у россиян, главным образом, хорошие и светлые воспоминания (14%), а также ассоциируется с порядком и уверенностью в завтрашнем дне (11%). Для 9% это понятие связано с великой державой, для 8% - с СССР, по 7% вспоминают про идеологию и пропаганду коммунизма, детство и юность, 6% испытывают ностальгию. Среди прочих ассоциаций - бесплатная медицина, образование, дружба народов (по 4%), "застой", дефицит и очереди, но одновременно человечность и доброта (по 3%).

Слово "антисоветский" носит для россиян негативную окраску : у 16% возникают неприятные воспоминания, у 10% это слово ассоциируется с предательством, у 7% - с анархией и нестабильностью. Среди прочих ассоциаций - враги народа, диссиденты (5%), война против фашизма (4%), западный мир, безразличие к людям, "подполье" (по 2%).

Имеющие общие корни русский и украинский языки на первый взгляд кажутся очень похожими. Но это не так. В действительности у них больше отличий, чем сходств.

Одни корни

Как известно, украинский и русский языки относятся к одной группе восточнославянских языков. Они имеют общую азбуку, сходную грамматику и значительное лексическое единообразие. Тем не менее, особенности развития культур украинского и русского народов привели к заметным отличиям их языковых систем.

Первые различия между русским и украинским языком обнаруживаются уже в алфавите. В украинском алфавите, оформившемся в конце XIX столетия, в отличие от русского не используются буквы Ёё, Ъъ, Ыы, Ээ, но зато присутствуют Ґґ, Єє, Іі, Її, которых нет в русском.

Как следствие – несвойственное для русского произношение некоторых звуков украинского языка. Так, отсутствующая в русском буква «Ї» звучит приблизительно как «ЙИ», «Ч» произносится более твердо, как в белорусском или польском, а «Г» передает гортанный, фрикативный звук.

Близкие языки?

Современные исследования показывают, что украинский язык ближе другим славянским языкам – белорусскому (29 общих черт), чешскому и словацкому (23), польскому (22), хорватскому и болгарскому (21), и лишь 11 общих черт он имеет с русским языком.

Некоторые лингвисты на основании этих данных ставят под сомнение объединение русского и украинского языка в одну языковую группу.

Статистика свидетельствует, что только 62% слов являются общими для русского и украинского языков. По этому показателю русский язык в отношении украинского находится лишь на пятом месте после польского, чешского, словацкого и белорусского. Для сравнения можно заметить, что английский и голландский языки по лексическому составу сходны на 63% – то есть больше чем русский и украинский.

Расхождение путей

Различия русского и украинского языков во многом обусловлены особенностями формирования двух наций. Русская нация централизованно формировалась вокруг Москвы, что привело к разбавлению ее лексикона угро-финскими и тюркскими словами. Украинская нация складывалась путем объединения южнорусских этнических групп, а поэтому украинский язык в значительной степени сохранил древнерусскую основу.

Уже к середине XVI столетия украинский и русский языки имели существенные различия.

Но если тексты того времени на староукраинском языке в целом понятны современному украинцу, то, к примеру, документы эпохи Ивана Грозного с большим трудом поддаются «переводу» жителем сегодняшней России.

Еще более заметные расхождения между двумя языками стали проявляться с началом формирования русского литературного языка в первой половине XVIII столетия. Обилие церковнославянских слов в новом русском языке делали его малопонятным для украинцев.

Для примера возьмем церковнославянское слово «благодарỳ» из которого возникло известное нам «благодарю». Украинский язык, напротив, сохранил старорусское слово «дáкую», которое сейчас существует как «дякую».

С конца XVIII столетия начинает формироваться украинский литературный язык, который, находясь в русле общеевропейских процессов, постепенно избавляется от связей с русским языком.

В частности, происходит отказ от церковнославянизмов – взамен делается акцент на народные диалекты, а также заимствования слов из других, в первую очередь, восточноевропейских языков.

Насколько лексика современного украинского языка близка ряду восточноевропейских языков и далека от русского может наглядно показать следующая таблица:

Немаловажной особенностью украинского языка является его диалектическая пестрота. Это следствие нахождения отдельных регионов Западной Украины в составе других государств – Австро-Венгрии, Румынии, Польши, Чехословакии. Так, речь жителя Ивано-Франковской области далеко не всегда понятна киевлянину, в том время как москвич и сибиряк разговаривают на одном и том же языке.

Игра смыслов

Несмотря на то, что в русском и украинском языках достаточно много общих слов, и еще больше слов сходных по звучанию и написанию, они часто обладают разными смысловыми оттенками.

Возьмем, к примеру, русское слово «иной» и родственное ему украинское слово «iнший». Если по звучанию и написанию эти слова схожи, то их смысл имеет заметные отличия.

Более точным соответствием украинскому слову «iнший» в русском языке будет «другой» – оно несколько более формально и не несет такой эмоциональной и художественной выразительности, как слово «иной».

Еще одно слово – «жаль» – в обоих языках идентично по написанию и произношению, но разнится в смысловом значении. В русском языке оно существует как предикативное наречие. Основная его задача – выражать сожаление по поводу чего-либо, или жалость к кому-либо.

В украинском языке, употребляясь как наречие, слово «жаль» обладает подобным смыслом. Однако оно может быть также существительным, и тогда его смысловые оттенки заметно обогащаются, становясь созвучными таким словам как скорбь, горечь, боль. «Ой настала жаль туга да по всій Україні». В таком контексте данное слово в русском языке не используется.

На западный манер

Нередко от иностранных студентов можно услышать, что украинский язык в большей степени близок европейским языкам, чем русский. Давно подмечено, что перевод с французского или английского языков на украинский в некотором отношении делать проще и удобнее, чем на русский.

Все дело в определенных грамматических конструкциях. У лингвистов существует такая шутка: на европейских языках «поп имел собаку» и только на русском «у попа была собака». Действительно, в украинском языке в подобных случаях наряду с глаголом «есть» используется глагол «иметь». Например, английская фраза «I have a younger brother» на украинском может звучать и как «У мене є молодший брат», и как «Я маю молодшого брата».

Украинский язык в отличие от русского перенял от европейских языков модальные глаголы. Так, во фразе «Я маю це зробити» («я должен это сделать») модальность употребляется в значении долженствования, как и в английском – «I have to do it». В русском языке подобная функция глагола «иметь» давно исчезла из употребления.

Еще один показатель разности в грамматике заключается в том, что русский глагол «ждать» является переходным, а украинский «чекати» – нет, и, как следствие, без предлога он не употребляется: «чекаю на тебе» («жду тебя»). Для сравнения в английском – «waiting for you».

Тем не менее, есть случаи, когда в русском языке используются заимствования из европейских языков, а в украинском их нет. Так, названия месяцев в русском языке являются своеобразной калькой с латыни: к примеру, март – martii (лат.), März (нем.), march (англ.), mars (фр.). Украинский язык здесь сохранил связь со славянской лексикой – «березень».

Чем мы, русские, отличаемся от англичан? Конечно, языком, антропологией, культурой и прочим. Но ключевое отличие – в окнах. Окнах русских домов и британских.

Русское «окно» происходит от слова «око». То есть окно является своего рода органом чувств жилища. Происхождение же английского window, что нетрудно определить, как-то связано с ветром (wind). Если быть более щепетильным в переводе, то window можно трактовать, как устройство для создания сквозняков. То бишь, ни о какой визуальности, здесь речи не идет. Если же переводить «английское окно» в соответствие с «домовой» системой органов чувств, то window – это, несомненно, орган дыхания (нос или рот).

Нос

Итак, британцы жили со встроенными «носами» в течение нескольких столетий, пока в середине XVII века на острове не активизировались пуритане – протестантская секта. И вот они-то, что называется, «натянули глаза на нос». У английского окна изменилась органическая функция. Отныне окна тоже стали глазами, однако, не дома, а общества.

Как известно, пуритане выступали за полную прозрачность частной жизни членов общины, поэтому окна занавешивать было строго запрещено. Любой честный христианин в порыве подозрительности должен был иметь возможность проверить, а правильно ли живет его собрат.

С трудом англичане отбились от пуритан – те уехали «надзирать» за океан, и на окна некоторых британцев вернулись шторы. Правда, привычка все-таки осталась: в некоторых городках Шотландии до сих занавес на окнах считается дурным тоном. А в «братском» протестантском Амстердаме и лютеранском Стокгольме до недавнего времени содержался строгий запрет на шторы.

Внутренний мир человека

Теперь о русской «оконной» традиции. Как уже говорилось, у нас окно исполняло роль ока. Пространство русского дома символизировало внутренний мир человека. Непрошенное вторжение в жилище извне считалось великим кощунством. Как, собственно, и подглядывания в окна. Роль «надзирателей» же выполняли иконы, которые мобилизовали людей на праведный образ жизни куда больше, нежели чьи-то другие глаза.

При этом дверь русской избы все время была открыта для гостей. Это было связано с библейским сюжетом, когда Аврааму явились три ангела в образе путников. Поэтому русская изба всегда была готова к встрече Троицы. Именно с этим связано то, что в фасаде традиционного русского дома именно три окна.

Глаза

Русские окна служили не для того, чтобы смотреть с улицы в дом, как у протестантов, а, напротив, для взора из избы на сотворенный Господом мир. Иными словами окна в русской традиции являются «глазами» жителей дома. В протестантской же культуре окна служат глазами общества. Пуританский дух надзора за людьми перенесся и на современную англо-саксонскую политическую традицию.

Корни либеральной идеологии - прозрачность граждан, открытое общество, все эти бесчисленные наблюдатели на выборах, контроль за «государствами-изгоями» лежат именно в привычке заглядывать в чужие окна. И нам остается только уповать на то, что когда-нибудь они там узрят Святую Троицу.

Чем русский солдат отличается от американского? Как мне кажется, ничем и те, и другие готовы убивать по приказу. Так что друг мой это всё чепуха, война - это грязь которая затягивает в себя нации и народности, как и в обыденное время на войне случаются великие чудеса (кто-то кого, то пощадил), и случается настоящая трагедия (когда к примеру, сжигают заживо не в чем неповинных мирных людей). На войне нет плохих и хороших, на войне есть смерть…

На войне, как на войне, либо ты, либо тебя. Пленных убивали, допрашивали и подвергали пыткам всегда и везде. Так было и так будет. И не важно кто ты и какой национальности, перед ликом смерти и войны — все равны. Образ Русского Солдата, всегда ставили высоко и правильно делали, зато сейчас, принижают по самое не балуйся и всем наплевать на это. Обидно граждане, за такое мнение соотечественников. Настоящая война — ад и ярость! В ней люди делают то, что могут и должны, чтобы выжить. И здесь не нужно различать, американцев, немцев, наших. Среди каждого народа есть человечность и жестокость! И не дай Бог, побывать в шкурах солдат, ведущих войну! Не дай Бог!

А помните Задорнов рассказывал, как в деревне немецкую делегацию молоком бабулька напоила? Так вот, старый немец и говорит, сколько мол денег за молоко? А бабулька ему- «да какие деньги, немчики вы что, мы же с вами воевали». «Великая Голливудская армия» никогда не умела воевать. Есть достоверные, исторические факты по этому поводу. Немцы проигрывая войну, рвали «Голливудский миф» в лохмотья. Русский солдат, как и просто русский человек в разы умней, изобретательней, образованней. Конечно не факт, что именно все наши солдаты могли пощадить врага, было много тех, кто просто мстил за своих близких не церемонясь особо, но и правда тут тоже есть. Именно великодушие и отличает нашего солдата от других, он помнит о душе и верит в обычное человеческое добро, такой вот парадокс, солдат не машина для убийств, а человек с оружием для защиты… Простая философия, воюет чтобы не убивать врага, а защищать своих. На первый взгляд нет никакой разницы, враг все равно умирает, как и наш солдат, но ведь тут дело прежде всего в отношении к происходящему и к сделанному выбору, убийца или защитник, все просто…

В этом и загадочная русская душа, щадить и жалеть тех, кто причинил самое страшное зло. Уметь прощать, не уничтожать, пытаться изменить. Всю эту сраную Европу восстанавливали советские люди. Даже какой ни будь колхозник с Узбекистана своим трудом восстанавливал Германию. И русские всегда помнят добро, а гейропа плевать хотела на благородство советского народа. Теперь эта самая гейропа нас уничтожает, разделяет, разжигает межнациональную рознь, чтобы по одиночке нас уничтожить. Вы это не понимаете, все ищете свободы, ну Кончиту Вюрст вам в жены, как говорится, или в мужья я хз.

Вот как надо с врагами! На таких примерах надо учить молодежь! Так победим! «13 июля 1941 года в боях в районе города Бельцы (Молдавия), при доставке боеприпасов в свою роту возле местечка Песец (Хмельницкая область), ездовой пулемётной роты 389-го стрелкового полка 176-й стрелковой дивизии 9-й армии Южного фронта красноармеец Д. Р. Овчаренко внезапно столкнулся с отрядом солдат и офицеров противника численностью 50 человек. При этом противнику удалось завладеть его винтовкой. Однако Д. Р. Овчаренко не растерялся и, выхватив из повозки топор, отрубил допрашивавшему его офицеру голову, бросил в солдат противника 3 гранаты, уничтожив 21 солдата. Остальные в панике разбежались. Затем он догнал второго офицера в огороде местечка Песец и также отрубил ему голову. Третьему офицеру удалось сбежать. После чего собрал у убитых документы и карты и вместе с грузом прибыл в роту.»

У американцев девиз-сделай или умри. Наш девиз-умри (сдохни) но сделай. Вот и все отличие. Это вам не это. Армия не просто доброе слово, а еще и очень быстрое дело. Чем отличаются русский и американский солдат, в художественных фильмах — это супер(нет). Давайте по существу? Русские солдаты не мочились на трупы убитых боевиков в Афганистане и Чечне. Национальности как американец нет, есть нация, там много народностей, так давайте говорить не русский, а Россиянин, весь наш народ если война, встанет на защиту нашей Родины, от эвенка до нас русских. Война не место для соплей, нужно чётко выполнять приказ. Сегодня отказался расстрелять, а завтра в бою пожалеет врага, из-за этого сам погибнет, а ещё хуже погибнут товарищи. Из-за этого враг прорвётся или сорвётся наступление, а значить ещё больше погибнет твоих товарищей.

Пока для американца самым ценным будет его задница, которую они постоянно от кого-то спасают (задницы других американцев их не интересуют), русский (человек) воин всегда будет сильнее и морально и физически. И они об этом знают и всегда будут избегать прямого противостояния. И этот комплекс не полноценности они компенсируют путём духовного уничтожения россиян, афганской наркотой, антироссийской пропагандой и внутренним вмешательством. Мерзко и низко, одно слово Америка.

Американцы никогда не воевали за Родину, у них Родина там, где платят баксом! Ориентироваться по Голливуду, там, где что ни герой Абрам что ни красавица Сара мягко говоря, глупо! Вот Луганск с Донецком живой пример что вытворяют американцы с «американскими подстилками», там сколько женщин и детей убито? Если убили мать, дочь, сына, отца? Что будешь делать с пленным пиндосом? Чем менталитет русских отличается от американцев? Но доброта и злоба проявлялись, как у тех, так и у других. Война калечит психику любого человека и ох, как трудно сохранить добрые и справедливые качества, постоянно борясь за собственную жизнь и питая ненависть к врагу.

К нам на кануне вывода войск из Афганистана (15 февраля) приходили ветераны, участники вьетнамской войны. По их рассказам и эмоциям было понятно, что ничего не изменилось. Если часть русской души, самоотверженность, доброта, смелость и сострадание всегда нам было присуще. Это и отличает нас от других, этим и восхищаются иностранцы той самой загадочной русской душой мы всегда такие были и останемся. Мы отчаянно рвались в бой и не боялись гибнуть, хотя патриотизм у нас не прививается, а американцы могли спокойно отказаться идти в бой, если им на завтрак не додали джем. Но у них патриотизм на каждом углу, они плачут, когда слышат гимн своего государства, но видимо так они могут любить, что отказываются защищать то, что им дорого.

Прочёл статью «Бывшие солдаты рассказали о службе в армии США, Израиля, Франции и Германии» и понял так. Интервью давали в основном люди, которым повезло вернуться целыми, не калеками. Мнение служивших в Европе меня особо не заинтересовало. Разницу в армиях Европы и нашей я знаю, и знаю о причинах о перекосах качества в сторону Европы.

Но зацепил офицер из США.

Ему был задан вопрос- «Если бы зашли американские войска, вступились бы за Грузию?».

Ответ — Наивно. Воевать против папуасов или против серьёзной армии — считаю, вещи разные.

Вопрос – «Русские для вас кто такие? Самое интересное, что они сами больше всех ненавидят свою страну. И почему так, не знаю. У меня есть много знакомых эмигрантов из России, и они не особо ласково о своей стране отзываются?».

Ответ — Ну тут ничего удивительного. Кто из страны убегает в поисках лучшей жизни? И какое у них будет мнение о покинутой родине? Даже если экономическая ситуация в России улучшится, то уехавшие не изменят своего отношения, из принципа.

В общем, надменное отношение офицера к русским меня особо не цепляет. Заблуждение чревато. А люди его типа (с психикой убийцы) понимают свою ошибку только тогда, когда что-нибудь оторвёт.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!