Классификация социально гуманитарных дисциплин. Каким образом через социальную сферу трактуется существование человека

Под наукой принято понимать систематически организованные знания, основанные на фактах, добытых с помощью эмпирических методов исследования, основанных на измерении реальных явлений. В вопросе о том, какие дисциплины относятся к социальным наукам, единого мнения не существует. Существуют различные классификации этих социальных наук.

В зависимости от связи с практикой науки делятся:

1) на фундаментальные (выясняют объективные законы окружающего мира);

2) прикладные (решают проблемы применения этих законов для решения практических задач в производственной и социальных областях).

Если придерживаться этой классификации, границы этих групп наук условны и подвижны.

В основе общепринятой классификации лежит предмет исследования (те связи и зависимости, которые непосредственно изучает каждая наука). В соответствии с этим выделяют следующие группы социальных наук.

Философия является самой древней и фундаментальной наукой, устанавливающей наиболее общие закономерности развития природы и общества. Философия выполняет познавательную функцию в общество- знании. Этика - теория морали, ее сущности и воздействия на развитие общества и жизнь людей. Мораль и нравственность играют большую роль в мотивации поведения человека, его представлениях о благородстве, честности, смелости. Эстетика - учение о развитии искусства и художественного творчества, способе воплощения идеалов человечества в живописи, музыке, архитектуре и других областях культуры

Итак, мы выяснили, что в вопросе о том, какие дисциплины относятся к социальным наукам, единого мнения не существует. Тем не менее, к социальным наукам принято относить социологию, психологию, социальную психологию, экономику, политологию и антропологию. У этих наук много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз.

К ним примыкает группа родственных наук, которые относят к гуманитарным. Это философия, язык, искусствознание, литературоведение.

Социальные науки оперируют количественными (математико-статистическими) методами, а гуманитарные - качественными (описательно-оценочными).

План: 1.Естественно-научные и социально-гуманитарные знания. 2. Классификация социально-гуманитарных наук. 3. Общественные науки: социология, политология, психология. 4.Философия. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Урок 1. §1, п.1 – 3, вопросы 1-7, текст + вопросы Урок 2. §1, п.4 – 5, вопросы 7-11


Естественно-научные и социально-гуманитарные знания НАУКА форма духовной деятельности людей направленная на производство знаний о природе, обществе, о самом познании имеющая цель постижения истины и открытия объективных законов. Функции науки: 1.Культурно-мировоззренческая(познание мира в системе); 2.Познавательно-объяснительная (познание и объяснение окружающей действительности); 3. Прогностическая (прогнозирование изменений).


СОЦИАЛЬНО- ГУМАНИТАРНЫЕ Форма духовной деятельности людей направленная на производство знаний об обществе (единичные) ЕСТЕСТВЕННЫЕ Форма духовной деятельности людей направленная на производство знаний о природе (общие знания) ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ НАУКИ география, экология, математика, логика и др.




Классификация социально- гуманитарных наук Науки дающие наибольше знаний об обществе Науки раскрывающие сферы общества Науки пронизывающие все сферы общества философия социология экономика политология культурология история правоведение Что объединяет данные науки? Все они отражают сферы общественной жизни Существую классификации социально-гуманитарных наук по предмету исследования. Прочтите об этом на с.8-9


1. совокупность общественных отношений 2. рез" title="Общественные науки: социология СОЦИОЛОГИЯ (греч. Sociaetas – общество, logos – слово) – наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных, так и частных. «Социальное» => 1. совокупность общественных отношений 2. рез" class="link_thumb"> 7 Общественные науки: социология СОЦИОЛОГИЯ (греч. Sociaetas – общество, logos – слово) – наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных, так и частных. «Социальное» => 1. совокупность общественных отношений 2. результат совместной деятельности людей Что изучает социология? Прочтите об этом на с.9 Социальную жизнь людей. Социальные факты, процессы и отношения. Деятельность социальных групп, индивидов их ролей, статусов. 1. совокупность общественных отношений 2. рез"> 1. совокупность общественных отношений 2. результат совместной деятельности людей Что изучает социология? Прочтите об этом на с.9 Социальную жизнь людей. Социальные факты, процессы и отношения. Деятельность социальных групп, индивидов их ролей, статусов."> 1. совокупность общественных отношений 2. рез" title="Общественные науки: социология СОЦИОЛОГИЯ (греч. Sociaetas – общество, logos – слово) – наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных, так и частных. «Социальное» => 1. совокупность общественных отношений 2. рез"> title="Общественные науки: социология СОЦИОЛОГИЯ (греч. Sociaetas – общество, logos – слово) – наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных, так и частных. «Социальное» => 1. совокупность общественных отношений 2. рез">


Три уровня социологического знания Теоретический уровень:Теоретический уровень: общесоциологические теории, строения, функционирование общества. Прикладная социология:Прикладная социология: социологические исследования, получение достоверно проверенных знаний (тестирование, опрос, наблюдение, эксперимент). Теории среднего уровня:Теории среднего уровня: связывает предыдущие уровни (социология семьи, труда, конфликтов) фактические сведения о действительности.


ПОЛИТОЛОГИЯ наука изучающая отношения различных социальных, этнических, религиозных и иных групп, власти, отношения между классами партиями и государством. Цель: Цель: анализ и прогнозирование политической обстановки в стране. регионе мире, и т.д. У.с. У.с. – общая теория политики (закономерности отношений между властвующими и подвластными) Теория политики включает: концепции власти, теории государства, теории политических партий, теории международных отношений. Ш.с. Ш.с. – комплекс дисциплин изучающих политику Общественные науки: политология


ПСИХОЛОГИЯ (с лат. psi душа; logos слово) закономерности особенности развития и функционирования психики СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ закономерности поведения и деятельности людей обусловленные фактом их включения в социальные группы, а тек же психологические характеристики этих групп Общественные науки: социальная психология Закономерности общественно- психологических явлений, процессов. Социализацию индивида Деятельность личности Формы общественного взаимодействия Что изучает социальная психология? Прочтите об этом на с.11


Философия ФИЛОСОФИЯ (гр. philio – люблю sofia – мудрость) наука об общих законах развития природы, общества, познания. Проблемы философии Что я могу знать? Во что я могу верить? На что я могу надеяться? Что есть человек? Вечные вопросы философии, сформулировал И.Кант И.Кант ФИЛОСОФИЯ ВСЕГДА ПЛЮРАЛИСТИЧНА. Подумай почему? Плюрализм (от лат. pluralis множественный) философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания.


Философия Чем различны между собой философия и наука? Прочти на с. 12 и выпиши в тетрадь. РАЗЛИЧИЯ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ: Положения науки выражаются в форме истины. Истина науки – объективна. Для философии естественно противостояние различных доктрин, методов и т.д. Используются различные методы исследования: Наука: Наука: рациональные, практические методы, опыты, тестирование, опросы и т.д. Философия: Философия: умозрительная деятельность, использование аргументации выходящей за рамки рациональной логики, обращаются к парадоксам (абсурдному результату), апориям (неразрешимым результатам)


Изучение совместной деятельности людей в обществе Философское знание многослойно учение о бытие учение о познании наука о морали наука о прекрасном ценность существования познание сущности и природы человека, способов человеческого бытия Экзистенциальная философия Онтология Гносеология Этика Эстетика Философская антропология Социальная философия Прочти с.13 и выпиши определения основных направлений философии.


Философия Проблемы социальной философии: Общество как целостность; Закономерности развития общества; Структура общества как системы; Смысл, направленность и ресурсы общественного развития: Соотношение духовных и материальных сторон жизни общества; Человек как субъект социального действия; Особенности социального познания. «Проблема социальной философии – вопрос, что такое собственно есть общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем его истинное существо и к чему оно нас обязывает.» С.Л.Франк



Вопросы. Урок В чем состоят наиболее существенные отличия общественных наук от естественных наук? 2. Приведите примеры различных классификаций научного знания. Что положено в их основу? 3. Назовите основные группы социально-гуманитарных наук, выделяемых по предмету исследования. 4. Каков предмет социологии? Охарактеризуйте уровни социологического знания. 5. Что изучает политическая наука? 6. В чем выражается связь социальной психологии со смежными областями научного знания?


Вопросы. Урок Что отличает и что сближает философию и науку? 8. Какие проблемы и почему относят к вечным вопросам философии? 9. В чем выражается плюрализм философской мысли? 10. Каковы основные разделы философского знания? 11. Покажите роль социальной философии в постижении общества.


Определите, что относится к проблемам изучения социологии, психологии, политологии? 1. Социальная жизнь людей. 2. Закономерности общественно-психологических явлений, процессов. 3. Социализация индивида 4. Концепция власти 5. Социальные факты, процессы и отношения. 6. Деятельность личности 7. Деятельность социальных групп, индивидов их ролей, статусов. 8. Формы общественного взаимодействия 9. теории международных отношений

Социально-гуманитарное знание - это владение особенностями устройства общества. Попробуем разобраться в специфичности таких знаний.

Нюансы социально-гуманитарных наук

В настоящее время существует такая проблема, как классификация социально-гуманитарных наук. Одни авторы рекомендуют подразделять их на гуманитарные и социальные дисциплины. Другие считают, что такое деление нецелесообразно. Подобное разногласие во взглядах стало отличным поводом для того, чтобы работал институт социальных и гуманитарных знаний.

Особенность социальных наук

Они представляют собой детальное изучение общества, а также всех его существующих сфер: юридической, политической, экономической. Для того чтобы познакомиться с особенностями данного гуманитарного направления, исследователи проводят анализируют изменение состава ректората. Среди социальных наук выделяют юриспруденцию, политологию, историю, философию, экономику.

Гуманитарные науки

В их составе есть религиоведение, культурология, психология, педагогика. Между гуманитарными и социальными дисциплинами много сходства, поэтому данное направление является особым регионом познания.

Признаки

Раз социально-гуманитарное знание - это отдельное направление научного познания, у него должны присутствовать определенные признаки. Среди особенностей социально-гуманитарных наук выделим важность учета феномена свободы. Если (химия, биология, физика) направлены на изучение естественных процессов, связанных с живой природой, то социально-гуманитарное знание - это в первую очередь изучение человеческой деятельности в художественной, юридической, экономической деятельности. Работа человека не происходит, она совершается. Если у природных процессов нет свободы, то человеческая деятельность полностью независима. Именно поэтому социально-гуманитарное знание - это минимум определённости, максимум гипотетичности.

Особенности социально-гуманитарных наук

Специфика данного направления в том, что важно изучать субъективную реальность. Если объектом изучения естественных наук являются материальные объекты, то гуманитарии занимаются исследованием материальных систем, следовательно анализом объективной реальности. Социально-гуманитарный профиль связан с Так как оно суверенно, то есть присуще какому-то определенному субъекту, проводить исследования в таком направлении достаточно трудно. Для многих людей сознание конкретного субъекта недоступно. Они могут видеть только внешние проявления в виде речи и действий, которые управляются сознанием. Именно по ним окружающие оценивают собеседника. Но проблема заключается в том, что под внешней порядочностью вполне может скрываться либо настоящий преступник, либо очень ранимый человек.

Проблемы

Институт социальных и гуманитарных знаний сталкивается и с такой проблемой, как идеальность сознания. Оно не имеет определенных химических и физических свойств, например степени окисления, валентности, заряда ядра. Особенность его в том, что оно бесплотно, бестелесно. По сути, информация предоставляется в идеальном виде, независимо от непосредственного носителя - мозга. Именно по этим причинам не получается зафиксировать сознание объективными методиками. Чувства человека нельзя измерить линейкой, определить динамометром. Разнообразные медицинские и физические приборы дают возможность фиксировать лишь физиологические мозговые процессы, которые являются носителями сознания. Например, можно установить частоту возбуждения нервных клеток, их пространственную структуру. Сознание человеку дано в качестве внутренних, субъективных переживаний. Его нельзя определить приборами, можно лишь почувствовать. Несмотря на все трудности, которые существуют при изучении духовности человека, их нельзя считать непреодолимыми. Социально-гуманитарный профиль предполагает детальное изучение речи и деятельности людей, получение знаний о структуре, составе, функциях человеческого сознания.

Методы

Структура социально-гуманитарного знания невозможна без важнейших методов: эмпатии и в переводе с латинского языка означает самонаблюдение, изучение личной духовной жизни человека, проведение анализа собственных переживаний. Она позволяет получать представление о собственном сознании. Без существования данного метода человек не смог бы изучать его, управлять им.

Эмпатия (в переводе с английского языка звучит как сопереживание) представляет собой проникновение одного человека во внутренний мир другого, восприятие чужих мыслей и чувств как своих личных качеств. Институт социально-гуманитарных знаний особое внимание при проведении исследований уделяет выявлению сходных эмоций у группы единомышленников, которые вместе перенесли какие-то опасности и трудности. Основывается данный метод на симпатии, то есть внутреннем расположении (сопереживании) к какому-то человеку.

Симпатия

Можно считать эмоционально окрашенную бессознательную положительную оценку действий человека, базируясь на опыте общения. С ее помощью проявляется общность между разными людьми. Специфика социально-гуманитарного знания заключается в том, что только оно предполагает использование эмпатии и интроспекции. При изучении природных процессов подобные методы не применяются.

Уникальность изучаемых объектов

Знания обладает высокой степенью уникальности рассматриваемых объектов. Они обладают неповторимой совокупностью определенных свойств, что прибавляет проблем при создании единой исследовательской системы в гуманитарной сфере. Если физик сталкивается только с несколькими терминами, биолог с двумя соснами, то педагог либо юрист должны работать с двумя абсолютно разными людьми. Сравнивая химическую реакцию с ростом березы и с экономической реформой, отметим, что для их детального изучения потребуются различные методы. Для технического и естественного направлений применение индивидуального подхода необязательно, ведь объекты, рассматриваемые в этих науках, однотипны. Различия в основном несущественные, поэтому их можно упускать. А вот у педагога, психолога, юриста нет возможности абстрагироваться от особенностей человека. Классификация социально-гуманитарных наук многогранна, так как существует множество разновидностей в каждой науке.

Объяснение социально-гуманитарных объектов

Для этого необходимо установить особенности проявления в конкретном объекте определенного закона. В противном случае не удастся в полной мере объяснить объект, провести с ним практические действия. Для выявления индивида либо социальной группы в данный момент применяется категория менталитета. Подобное исследование намного сложнее, чем изучение индивидуального духовного мира человека. Выявить менталитет означает определить уникальное из единичного, то есть выбрать социально-психологические признаки.

Алгоритм изучения

Институт социально-гуманитарных знаний (Казань) на протяжении длительного промежутка времени занимался разработкой последовательности действий, направленных на изучение уникальных признаков живого субъекта. В итоге было выявлено два основных этапа:

  • идентификация признаков различных субъектов, а также степени их выраженности;
  • сравнение их разных субъектов, определение на основе этого специфических характеристик, выявления для каждого менталитета.

Если не будет проводиться подобное сравнение, пойдет речь об изучении личности, сознания, но не о менталитете. Психологи и социологи понимают важность учета законов функционирования исследуемых объектов. В социально-гуманитарной сфере применяют статические законы. Они обладают вероятностной причинностью, допускается порождение причиной одного из разных действий. Именно поэтому все предсказания в социально-гуманитарной науке являются приблизительными, а в технике и природе - четкими и точными.

Среди особенностей рассматриваемого направления выделим и ограниченность использования в них полноценного эксперимента. К примеру, при изучении истории отдельной страны говорить об эксперименте неуместно, ведь события уже произошли. Нельзя использовать исследования в социологии для анализа межнациональных отношений. Неуместен эксперимент и при изучении миграции населения. Некорректно специально переселять людей, менять их жилищные условия, уровень заработной платы, состав семьи, чтобы получить какой-то результат. Кроме того, существуют и этические ограничения для проведения исследований в социально-гуманитарных науках. Запрещены опыты, которые могут нанести вред здоровью людей, унизить человеческое достоинство, ущемить авторитет. Из-за ограниченности опытов эмпирическая база в данной сфере будет менее достоверной, чем в технических дисциплинах. Социальное направление использует определенные критерии научности:

  • рациональность;
  • доказательность;
  • опытная и практическая проверяемость;
  • возможность воспроизведения эмпирического материала;
  • эссенциальность.

Доказательная база в социально-гуманитарном цикле менее серьезная и строгая, нежели в точных науках. Причина в недостаточном количестве теоретических положений и установленных фактов. Часто вместо законов, психологи и педагоги действуют интуитивно, чтобы изучить определенные объекты.

Заключение

В гуманитарной сфере эмпирическая проверяемость предполагает применение наблюдений, интервью, анкетирования, тестирования. Воспроизведение фактов возможно только в том случае, если существуют результаты статистических исследований по определяемой тематике. Если провести эксперимент не удается, его альтернативой считают свидетельства нескольких источников. К примеру, в юриспруденции, педагогике используют показания участников события. Все являются сложными многоуровневыми иерархически построенными системами. Для того чтобы в полной мере изучить системы, требуется существенный временной промежуток.

Немецкий философ В. Дильтей говорил о том, что основным критерием отличия наук разнообразного вида является применяемый метод. Именно немецкий ученый предлагал подразделять все науки на те, что изучают дух, и те, которые исследуют законы природы. Не только анализ самого человека, но и знакомство с текстами, старинными рукописями широко применяют в социально-гуманитарном цикле. Понимание и интерпретация определенной информации помогают психологам, педагогам, юристам, справляться с задачами, поставленными перед ними, в первую очередь изучать индивидуальные особенности каждой отдельной личности.

Обществознание, профильный уровень

Урок 1-2

Глава I. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и различия (Наука и философия)

Д.З: § 1, ?? (с. 9), задания к документу (с.10)

© А.И. Колмаков


  • дать представление о содержании социальных дисциплин, их взаимосвязи и взаимодействии;
  • развивать навыки аналитического мышления;
  • воспитывать познавательный интерес к изучению общества

  • общественные науки;
  • социально-гуманитарное знание;
  • социология как наука;
  • политология как наука;
  • социальная психология как наука;
  • философия;
  • предмет науки;
  • философский плюрализм;
  • умозрительная деятельность.

Изучение нового материала

  • Естественно-научные и социально-гуманитарные знания.
  • Социология, политология, социальная психология как общественные науки.
  • Специфика философского знания.
  • Как философия помогает постигать общество

Вспомните. Чем отличается обществоведение от истории? Что в них общего? Чем они отличаются от физики, химии, биологии?


Науки, как и люди, живут семьями

химия

история

Органическая химия

Гражданская история

Неорганическая химия

Военная история

Физическая химия

Археология

Медицинская химия

Этнография

Родоначальница наук - философия


Изучение нового материала

  • Классификация социально-гуманитарных наук.
  • Социология, политология, социальная психология как общественные науки.
  • Философия как общественная наука.

Проблема. Какая же связь существует между науками и философией? В чём их сходство и различия?




Наука - систематически организованные знания, основанные на фактах, добытых с помощью эмпирических методов исследования, основанных на измерении реальных явлений

В зависимости от связи с практикой науки делятся:


Группа социальных наук

Социальные науки

Исторические науки

Предмет изучения

Отечественная история, всеобщая история, археология, этнография, историография и др.

Экономичес кие науки

Экономическая теория, экономика и управление на-родным хозяйст-вом, бухгалтерс-кий учет, статистика и т.д.

История – наука о прошлом человечества, способ его систематизации и классификации. Она является базисом гуманитарного образования, его первоосновой.

Этнография – наука о происхождении, составе, расселении, этнических и национальных отношениях народов.

Экономика устанавливает характер закономерностей, действующих в сфере производства и рынка, регулирующих меру и формы распределения труда и его результатов.


Группа социальных наук

Социальные науки

Филолсофс-кие науки

Предмет изучения

История философии, логика, этика, эстетика и др.

Философия является самой древней и фундаментальной наукой, устанавливающей наиболее общие закономерности развития природы и общества. Философия выполняет познавательную функцию в обществознании. Этика - теория морали, ее сущности и воздействия на развитие общества и жизнь людей. Мораль и нравственность играют большую роль в мотивации поведения человека, его представлениях о благородстве, честности, смелости. Эстетика - учение о развитии искусства и художественного творчества, способе воплощения идеалов человечества в живописи, музыке, архитектуре и других областях культуры


Группа социальных наук

Социальные науки

Филологические науки

Предмет изучения

Литературоведение, языкознание, журналистика и др.

Юридические науки

Теория и история государства и права, история правовых учений, конституционное право и т. д.

Данные науки изучают язык. Язык - совокупность знаков, используемых членами общества для коммуникации, а также в рамках вторичных моделирующих систем (художественной литературе, поэзии, текстах и т. д.)

Правоведение фиксирует и разъясняет го- . сударственные нормы, права и обязанности граждан, вытекающие из основного закона страны - Конституции, и вырабатывает на этой основе законодательную базу o6 щества


Группа социальных наук

Социальные науки

Педагогические науки

Предмет изучения

Общая педагогика, история педагогики и образования, теория и методика обучения и воспитания и т. д.

Психологические науки

Общая психология, психология личности, социальная и политическая психология и др.

Анализируют индивидуально-личностные процессы, соотношение физиологических, психических и социально-психологических особенностей, свойственных человеку определенного возраста

Социальная психология - пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии. Она исследует поведение человека, его чувства и мотивацию в групповой ситуации. Она изучает социальную базу формирования личности. Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентации и установок


Группа социальных наук

Социальные науки

Социологические науки

Предмет изучения

Теория, методология и история социологии, экономическая социология и демография и т. д.

Политические науки

Теория политики, история и методология политической науки, политическая конфликтология, политические технологии и пр

Социология исследует отношения между основными социальными группами современного общества, мотивы и закономерности поведения людей

Политология изучает политическую систему общества, выявляет связи партий и общественных организаций с государственными институтами управления. Развитие политологии характеризует степень зрелости гражданского общества


Группа социальных наук

Социальные науки

Культурология

Предмет изучения

Теория и история культуры, музыковедение и др.

Культурология - одна из молодых научных дисциплин, формирующихся на стыке многих наук. Она синтезирует знания о культуре, накопленные человечеством, в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике развития культуры как таковой

оперируют


  • Социальные (общественные) науки - комплекс дисциплин, объектом исследования которых является общество.


Пирамида Маслоу

ЦЕНКА,

САМОРЕ

АЛИЗАЦИЯ

Как оценивают тебя другие

Социальные потребности

Безопасность

Физиологические потребности



История (греч. Ιστορία , «исследование») - общественная наука, изучающая прошлое человечества как исторический процесс.

Первоначальное значение слова означает «расследование, узнавание, установление».

История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов.

В настоящее время слово «история» используется в двух смыслах:

  • для обозначения рассказа о прошлом;
  • когда речь идет о науке, изучающей прошлое.

Муза Клио-покровительница истории Древней Греции

Свиток и палочка в её руках - символ того, что ничто не должно бесследно исчезнуть, раствориться во времени.


ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю, sophia - мудрость; любовь к мудрости) -форма познания мира. Слово «философия» впервые ввел в обиход греческий философ Пифагор в VI веке до н. э. Философию можно ещё определить как поиск ответов на вечные проблемы человеческого бытия (В чём смысл жизни?)

Философия стремится создать обобщенную картину мира и места человека в нем!


Материализм

(материя)

Идеализм

(сознание)


Социология (от лат. socius - общественный и др. греч. λóγος - учение) - наука, изучающая формы совместной жизни людей. Она возникла в XIX веке. Её создатель - французский философ О. Конт.

Социология как наука использует ряд методов:

  • Наблюдение
  • Эксперимент
  • Анкетирование
  • Интервью
  • Анализ документов

Психология (греч. ψυχή - душа и логос - слово, мысль, знание, дословно - душесловие, знание о человеческой душе) - наука о психической деятельности человека.

Часто говорят, что психология - это наука о душе, из которой исключено исследование души. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек ведёт себя так или иначе .


Культурология (греч. λόγος - слово, учение) -наука, изучающая культуру. Культурология появилась в XIX веке. Она знакомит людей с духовным богатством разных культур всего человечества.

Культурология рассматривает разные эпохи:

  • Религиозные
  • Архаические
  • Современные и т. д.

Науки об обществе : история, философия, социология, культурология, психология.

  • История изучает прошлое человечества.
  • Философия познаёт мир.
  • Философия изучает материализм и идеализм.
  • Социология изучает общество.
  • Психология изучает психику человека.
  • Культурология изучает культуру человечества.

Φιλοσοφία

φιλειν – любить

σοφία – мудрость

«Философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познает бытие как бы вне человека, отрешенно от человека. Поэтому для философии бытие есть дух, для науки же бытие есть природа».

Н. А. Бердяев

Пифагор ( VI в. до н.э.)


Наука о наиболее общих законах мироздания (о мире как целом)

Познание, свободное от догм, но не достигшее научной

точности

Рассел

Аристотель

Изучение не мира самого по себе, а отношения человека и мира


Философия

Онтология (метафизика)

Гносеология (эпистемология)

Этика (аксиология)

учение о бытии

учение о знании

учение о благе и ценностях


Метафизика ( греч . μετά τά φυσικά , то, что после физики) – философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия; иногда употребляется как синоним слова «философия» или сближается с понятием «онтология».

Онтология ( греч . όν , род. όντος , сущее, и λόγος , слово, понятие) – раздел философии,

изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего; иногда отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как её основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия .


Гносеология ( греч . γνώσις , знание,

Эпистемология ( греч . επιςτήμη , знание, и λόγος , слово, понятие) – теория познания; синоним слова «гносеология», употребляемый в английском и французском языках.

познание, и λόγος , слово, понятие) – теория познания, раздел философии, изучающий природу и возможности знания, его предпосылки, средства, и условия достоверности.


Этика ( греч . ηθικ ά , от ηθικός , относящийся к нраву, характеру; лат . ethica ) – раздел философии, изучающий мораль как сферу высших ценностей и долженствования и нравственность как сторону жизнедеятельности человека и форму общественного сознания.

Аксиология ( греч . αξια , ценность, и λόγος , слово, понятие) – учение о ценности, философская дисциплина, изучающая характеристики, структуру и иерархии ценностного мира, его онтологический статус и способы познания, природу и специфику ценностных суждений.


Греция

Китай

Индия


Проверь себя

  • Что такое история?
  • К чему стремится философия?
  • Основные вопросы философии?
  • Какие методы использует социология?
  • Какова роль психологии?
  • Что изучает культурология?

1) В чем состоят наиболее существенные отличия общественных наук от естественных наук?

2) Приведите примеры различных классификаций научного знания. Что положено в их основу?

3) Назовите основные группы социально-гуманитарных наук, выделяемых по предмету исследования.

4) Каков предмет социологии? Охарактеризуйте уровни социологического знания.

5) Что изучает политическая наука?

6) В чем выражается связь социальной психологии со смежными областями научного знания?

7) Что отличает и что сближает философию и науку?

8) Какие проблемы и почему относят к вечным вопросам философии?

9) В чем выражается плюрализм философской мысли?

10) Каковы основные разделы философского знания?

11) Покажите роль социальной философии в постижении общества.


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Социальные науки форма духовной деятельности людей, направления на производство знаний об обществе.

Поскольку общество является сложным и многоаспектным понятием, то каждая из социальных наук рассматривает определяющую область общественной жизни. Наиболее общие знания об обществе в целом призваны давать такие науки, как философия и социология.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Какая наука является лишней в перечне наук, имеющих своим непосредственным предметом проблему человека?

1) философская антропология

2) экономика

3) социология

4) социальная

5) психология

Ответ: 2.

Тема 7. Социальное и гуманитарное знание

Вопрос об уникальности социальных знаний является в истории философской мысли предметом дискуссий.

Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества.

Особенности гуманитарного знания: понимание ; обращение к текстам писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий и т. д.; невозможность сведения знания к однозначным, всем признанным определениям.

Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств.

Социальное и гуманитарное знания – результат социального познания.

Социальное познание процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.

Познание общества, протекающих в нем процессов имеет, наряду с общими для всей познавательной деятельности чертами, также и существенные отличия от познания природы.

Особенности социального познания

1. Субъект и объект познания совпадают . Общественная жизнь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект‑объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием).

2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов‑субъектов познания . Социальное познание задевает непосредственно интересы людей.

3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание . Естествознание насквозь инструментально, в то время как обществознание – это служение истине как ценности, как правде; естествознание – «истины разума», обществознание – «истины сердца».

4. Сложность объекта познания – общества , которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В отличие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены) предсказания.

5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин .

6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент . Наиболее распространенном методом социального исследования является научная абстракция, в социальном познании исключительно велика роль мышления.

Описать и понять социальные явления позволяет правильный подход к ним. Это означает, что социальное познание должно опираться на следующие принципы.

– рассматривать социальную действительность в развитии;

– изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости;

– выявлять общее (исторические закономерности) и особенное в общественных явлениях.

Всякое познание общества человеком начинается с восприятия реальных фактов экономической, социальной, политической, духовной жизни – основы знаний об обществе, деятельности людей.

Наука различает следующие виды социальных фактов.

Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать (лат. interpretatio – истолкование, разъяснение). Прежде всего факт подводится под какое‑либо научное понятие. Далее изучаются все существенные факты, из которых складывается событие, а также ситуация (обстановка), в которой оно происходило, прослеживаются многообразные связи изучаемого факта с другими фактами.

Таким образом, интерпретация социального факта – это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения. Только интерпретированный факт является действительно научным фактом. Факт, представленный только в описании его признаков, – всего лишь сырье для научных выводов.

С научным объяснением факта связана и его оценка , которая зависит от следующих факторов:

– свойства изучаемого объекта (события, факта);

– соотнесение изучаемого объекта с другими, одно порядковыми, или идеалом;

– познавательные задачи, которые поставил исследователь;

– личная позиция исследователя (или просто человека);

– интересы той социальной группы, к которой исследователь принадлежит.

Образцы заданий

Прочитайте текст и выполните задания С1 С4 .

«Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них – само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и не объект (в естественно‑научном смысле этого слова). Дело в том, что общественная жизнь насквозь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект‑объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). Естественно‑научными методами, однако, этого делать нельзя. Естествознание охватывает и может осваивать мир лишь объектным (как объект‑вещь) образом. Оно действительно имеет дело с ситуациями, когда объект и субъект находятся как бы по разные стороны баррикад и потому так различимы. Естествознание и субъекта превращает в объект. Но что значит превратить субъекта (человека, ведь, в конечном счете) в объект? Это значит убить в нем самое главное – его душу, сделать из него некую безжизненную схему, бездыханную конструкцию. <…> Субъект не может стать объектом, не перестав быть самим собой. Познать субъекта можно только субъектным же образом – через понимание (а не абстрактно‑общее объяснение), чувствование, выживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстраненно, извне, как в случае с объектом). <…>

Специфичен в обществознании не только объект (субъект‑объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, самый высокий» (Гречко П. К. Обществознание: для поступающих в вузы. Часть I. Общество. История. Цивилизация. М., 1997. С. 80–81.).

C1. Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора?

Ответ: Главным фактором, который определяет специфику познания общественных явлений, выступает его объект – само общество. Особенности объекта познания связаны с уникальностью общества, которое пронизано сознанием и волей человека, что делает его субъективной реальностью: субъект познает субъекта же, т. е. познание оказывается самопознанием.

Ответ: По мнению автора, отличие обществознания от естествознания заключается в различии объектов познания, его методов. Так, в обществознании объект и субъект познания совпадают, а в естествознании или разведены, или существенно различаются, естествознание – это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней, обществознание – это диалогическая форма знания: субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным; в обществознании познание осуществляется как бы изнутри, в естествознании – извне, отстраненно, с помощью абстрактно‑общих объяснений.

C3. Почему автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений.

Ответ: Автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким, поскольку здесь всегда присутствует личностное отношение субъекта к объекту, жизненная заинтересованность в том, что познается. В качестве примеров «эмоциональности» познания общественных явлений могут быть приведены: сторонники республики, изучая формы государства, будут искать подтверждение преимуществ республиканского строя перед монархическим; монархисты особое внимание уделят доказательствам недостатков республиканской формы правления и достоинств монархической; всемирно‑исторический процесс рассматривался в нашей стране в течение длительного времени с точки зрения классового подхода и др.

C4. Специфика социального познания, как отмечает автор, характеризуется рядом особенностей, две из которых раскрыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите любые три особенности социального познания, не отраженные во фрагменте.

Ответ: В качестве примеров особенностей социального познания могут быть приведены следующие: объект познания, которым является общество, сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, что затрудняет установление социальных закономерностей, а открытые социальные законы носят вероятностный характер; в социальном познании ограничена возможность применения такого метода научного исследования, как эксперимент; в социальном познании исключительно велика роль мышления, его принципов и методов (например, научная абстракция); поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин и др.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!