Княгиня анна византийская. Анна византийская - великая княжна киевской руси

Брак киевского князя Владимира Святославича с Анной Византийской (ПОРФИРОГЕНИТОЙ)(963-1011/1012) в 988/989 году стал громким международным признанием на самом высшем уровне того времени возглавляемой им державы Русь со столицей в Киеве.

Анна была не только единственной сестрой братьев-соправителей, императоров Византии Василия II (958-1025) и Константина VIII (960-1028), она была ещё и порфирородной (или багрянородной ), что по представлениям раннего Средневековья делало её почти небожительницей.
Багрянородными в византийской традиции (которая позже перешла во все правящие дома Европы) назывались дети императора обоего пола, рожденные во время его правления (в отличие от детей, родившихся до вступления отца на императорский престол). Дети-порфирогениты обладали несомненным правом на императорский престол, даже вопреки первородству (примогенитуре ) – возможно, потому, что их рождение было тщательно засвидетельствовано, а также из-за того, что их родители в момент их зачатия уже являлись носителями божественной сакральной власти. Матери-императрицы рожали таких детей в специальном Багряном (Порфирном) зале дворца (откуда и пошёл этот термин), в грудном возрасте их пеленали исключительно в багряные пелёнки (которые в те времена стОили огромных денег, поскольку краситель для пурпурных оттенков ещё с времён античности вырабатывали исключительно из моллюсков-иглянок, причём для окраски 1 кг. ниток, из которых потом ткалась ткань, требовалось около 10 тысяч таких моллюсков).
Порфирородные невесты ценились на монархическом брачном рынке намного больше своих “обычных” родственниц. Византийцы старались не выдавать замуж таких принцесс, отдавая на Запад и варварам (которым, безусловно, был в их глазах киевский князь) дальних родственниц своих правителей.

При том, что по отцовской линии Анна , безусловно, была прямым потомком императоров Византии из Македонской династии – правителей Константинополя с 867 года, по материнской линии она была внучкой и правнучкой простых (хотя и зажиточных) греческих армян. Её мать, императрица Феофано (настоящее имя Анастасия ), по отзыву византийского писателя и историка Льва Диакона (ок.950-ок.1000) «наиболее прекрасная, обольстительная и утонченная женщина своего времени, одинаково выделявшаяся своей красотой, способностями, честолюбием и порочностью» , была дочерью константинопольского трактирщика, в заведении которого занималась проституцией. Именно она увлекла тогда ещё совсем юного наследника византийского престола, Романа – который, к слову, на момент их знакомства уже успел овдоветь. Его отец, император Константин Багрянородный , ещё ребёнком женил его на внебрачной дочери короля Италии, Гуго Арльского , Берте (ставшей в Византии Евдокией ), которая была минимум на 8 лет старше своего мальчика-мужа. Этот брак был исключительно династическим, и носил чисто номинальный характер, а после смерти Берты в 949 году (юному вдовцу как раз исполнилось 11 лет) – дорога к престолу предприимчивой армянке была открыта. Отец и мать Анны Византийской , шокировав её деда и двор, официально сочетались браком в 956 году. В конечном итоге, императорская чета смирилась с выбором сына – умница Феофано начала рожать детей, а правящая Македонская династия очень нуждалась в наследниках – Роман был единственным сыном у своих родителей (его старший брат умер ребёнком), кроме него, у них было ещё пять дочерей.

Кстати, ещё в качестве наследника престола, в 957 году, Роман со своей женой Феофано присутствовал на торжественном приёме, который его отец, император Константин VII Багрянородный , устроил в честь киевской княгини Ольги в Константинополе, так что был знаком с бабушкой будущего мужа своей будущей дочери лично.

Император Византии Роман II, отец Анны Византийской.

Умирая, Константин VII Багрянородный завещал сыну в качестве наставника опытного политика, евнуха Иосифа Врингу . Он и жена нового императора, уже августа Феофано, в основном, и управляли страной. «Сам же он [царь] ничего другого не имел в мыслях, как с развратными и испорченными людишками, похотливыми женщинами, мимами и шутами проводить время, отвлекаясь от дел».
Феофано вынудила мужа отправить в монастырь его сестёр (которые, однако, не стали монахинями) и мать (которая вскоре там умерла).
Став после смерти супруга в 963 году регентшей при своих малолетних сыновьях (одному было пять, другому три года), для сохранения власти Феофано была вынуждена вступить в брак с очень популярным полководцем Никифором Фокой (ок.912-969), ставшим благодаря этому императором.

А уже через шесть лет после свадьбы мать Анны Византийской вместе со своим любовником, племянником Никифора Фоки , Иоанном Цимисхием (ок.925-976)(именно этот исторический персонаж позже неоднократно был военным противником киевского князя Святослава Игоревича ), возглавила заговор против своего мужа. В результате которого тот был убит (племянник собственноручно перерезал дядюшке горло), убийца стал очередным императором, и ради укрепления своей власти женился – но не на своей любовнице, а на одной из дочерей Константина VII, Феодоре – родной тётке Анны и её братьев. Феофано же, вопреки своим ожиданиям, была отправлена им из дворца в келью на голый остров Антигони (Кыналыада), откуда она могла видеть свои прежние чертоги. Когда ей удалось бежать и скрыться за стенами собора Святой Софии, её, мать малолетних императоров (они оставались соправителями сначала своего отчима Никифора Фоки , а после его убийства – ставшего им дядей (благодаря браку с их родной тётей Феодорой ) Иоанна Цимисхия – вытащили из собора силой и отправили в отдалённый армянский монастырь; оттуда она была возвращена во дворец лишь после смерти своего коварного любовника Цимисхия (от яда), в 976 году, когда к власти, наконец-то, пришли её выросшие сыновья – Василию было 18, Константину – 16. Анне к тому времени исполнилось 13 лет – и она, кстати, вполне могла разделить со своей матерью Феофано все/или частично её лишения (никакой информации об этом, впрочем, нет). Измученная годами заточения в монастыре, их мать, вернувшаяся в Константинополь, уже не принимала никакого участия в политической жизни Византии и жизни своих детей. Историки ничего не знают о последних годах её бурной жизни.


Византийская монета времён правления братьев царевны Анны, императоров Василия II и Константина VIII, с их изображениями

Интересный момент – до наших дней дошёл не только год рождения супруги великого князя киевского Владимира , но даже (очень редкий случай) и дата – 13 марта. Потому что в летописях указано, что она родилась за два дня до смерти своего отца. Император Византии Роман II (938-15 марта 963) умер совсем молодым, в 25 лет – от последствий своей невоздержанной к еде, алкоголю и сексуальным излишествам жизни. Версия о том, что его отравила жена, не выдерживает никакой критики. Конечно, Феофано была той ещё стервой по жизни, но вряд ли она всего через два дня после родов была в надлежащей физической форме для осуществления такого ответственного мероприятия.

Брак младшей сестры самых могущественных правителей Европы, Анны Порфирогениты, со вчерашним язычником Владимиром до сих пор выглядит, мягко говоря, странно – даже в свете летописного объяснения, что выдали её замуж в обмен на военную помощь Византии со стороны Киева (7 тыс.воинов), и после захвата Русью главного византийского города Корсуни в Крыму. В любом случае, это была слишком малая цена за такую невесту. Поскольку она имела больше прав на византийский престол, чем её братья – самый старший брат, Василий II , родился за год до того, как их отец Роман II Младший стал императором, а второй брат, Константин VIII , родившийся уже сыном императора, был, однако, зачат им ещё не на “троне” (тогда подобные нюансы имели огромное значение). После ненавистного замужества (сохранилось высказывание Анны перед отъездом из Византии: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть» ) византийская принцесса именовалась во всех хрониках своего времени исключительно “византийской царицей” , а не великой княгиней киевской – сохраняя, таким образом, свой дозамужний статус члена императорской семьи.

Гипотетически, если бы Анна и Владимир прожили дольше и оставили после себя общих детей, те имели бы полное право претендовать на корону Византии – поскольку в 1056 году, после смерти последней бездетной племянницы Анны Византийской , императрицы Феодоры (984-1056) – дочери младшего из братьев-императоров жены князя Владимира , Константина VIII (ей было 5 лет, когда её тётя навсегда уехала в Киев) – Македонская династия константинопольских василевсов пресеклась.

Но кто мог знать при заключении этого брака, что, так или иначе, он не оставит после себя общего потомства? Братья-императоры, отдавая свою порфирородную сестру замуж в Киев, предоставляли тем самым её наследникам, и, соответственно, Руси, мощные рычаги влияния на собственную империю. А если учесть, что правители Византии легко могли выдать замуж за князя Владимира какую-нибудь свою, даже не кровную, очень дальнюю родственницу (позже они поступали таким образом с Рюриковичами неоднократно, и всегда успешно), и тот всё равно был бы рад и счастлив (любое родство с византийскими царями ценилось тогда даже правящими домами Европы на вес золота) – этот династический брак выглядит просто загадочно. Совершенно очевидно, что какой-то важный фактор, повлиявший на его заключение, был потерян во времени. Особенно если учесть то обстоятельство, что за год до князя Владимира к Анне безуспешно сватался король Франции Гуго Капет (он хотел женить сына и наследника, Роберта II , на византийской принцессе ради укрепления своей королевской династии, поскольку сам был первым её представителем на французском престоле, а вот его внук, Генрих I , через 60 лет женился на киевской княжне Анне Ярославне – забавное совпадение, она была тёзкой византийской принцессы). Сохранились также упоминания о сватовстве к Анне представителей императора Священной Римской империи германской нации и правителей Болгарии.

Примечательно, что Анна была примерно одного возраста (за киевского князя она вышла замуж в 25-26 лет – по представлениям того времени, законченной старой девой) с несчастной полоцкой княжной Рогнедой , которую Владимир за десять лет до свадьбы с византийкой сделал своей второй женой, публично изнасиловав на глазах у отца, матери и братьев (предварительно захватив Полоцкое княжество), после чего убил всю семью Рогнеды (ей самой тогда было около 15-16 лет) на её глазах. Крещение великого князя киевского и женитьба на царевне, с одной стороны, наконец-то, освобождали Рогнеду от убийцы всей её семьи (своим языческим женам Владимир предложил после развода брак с любым из своих бояр, но она, приняв христианство вместе со всеми членами семьи киевского князя, предпочла постричься в монахини под именем Анастасия ), а, с другой стороны – лишали её детей (а у неё к 989 году было шестеро или семеро детей от Владимира , в том числе и будущий князь Ярослав Мудрый ) прав на княжеское наследство их отца, поскольку с точки зрения церкви они были незаконнорожденными.

У историков нет единодушного мнения об общем потомстве Владимира и Анны . С большой степенью вероятности, учитывая отсутствие точной информации о дате рождения всех детей Владимира Святославича , сыновьями Анны могут быть (или не быть) первые руськие святые, Борис (988/989-1015) и Глеб (ок.987-1015), а дочерью – Мария-Добронега (ок.1012-1087), жена (с 1039 года) польского князя Казимира I Пяста (1016-1058).
Впрочем, эти предположения не выдерживают простого хронологического анализа. Историкам точно известно, что у братьев Бориса и Глеба был не только общий отец, но и общая мать (отсюда и их особенная близость и привязанность друг к другу). И, если предполагаемый год рождения младшего из братьев, любимого сына князя Владимира , Бориса (которому он хотел оставить после своей смерти великокняжеский стол киевский), ещё как-то допускает, что его матерью могла быть Анна Византийская (поскольку день и месяц его рождения неизвестны, как и точная дата и даже год (988 или 989) заключения брака Владимира и Анны ), то вот год рождения старшего, Глеба (за один или два года до свадьбы князя Владимира с царевной) эту возможность и для себя, и для брата полностью исключает. Скорее всего, Борис и Глеб , всё-таки, были сыновьями Владимира от некой знатной «болгарыни» (это единственное упоминание в летописи об их матери, только её родиной была Волжская Булгария, а не территория современной Болгарии).
Большинство исследователей, впрочем, считают, что византийская принцесса родила в браке только одну дочь, Феофано , которая умерла вскоре после рождения. В любом случае – закрепить головокружительный успех брака Владимира общим с византийской династией потомством не получилось.

Сама Анна умерла в Киеве в 1011 году, в возрасте около 48 лет, и была похоронена в Десятинной церкви. Князь Владимир пережил её на 4 года – он скончался 15-го июля 1015 года, в возрасте примерно 55-60 лет, оставив после себя молодую вдову (он снова женился после смерти византийки), предположительно, знатного германского происхождения, и маленькую дочку от неё, которая, вполне вероятно, и была будущей польской великой княгиней Марией-Добронегой .

Безусловно, в принятии князем Владимиром решения стать христианином самому и крестить Русь первоочередную (если не единственную) роль сыграло желание породниться с императорами Византии – недаром же, кстати, он при крещении взял себе имя Василий – в честь старшего из византийских братьев-императоров. Такой династический брак, сообразно традициям того времени, поднял его собственное значение, как правителя; и Древней Руси, как государства – на европейский уровень. Это был самый настоящий прорыв к самой “продвинутой” в то время средневековой цивилизации.

Что же касается искренности Владимира в качестве неофита – мне кажется, не надо строить никаких иллюзий по этому поводу. Этот прагматичный развратный циник (ПВЛ о князе Владимире до женитьбы на Анне Византийской : «а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове… И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц» ) не умел ни читать, ни писать, и не знал никаких иностранных языков. А первый перевод Евангелия (Остромирово) на старославянский язык был сделан только через 50 лет после его смерти.
Называя вещи своими именами – чтобы заполучить в жёны византийскую царевну, князь Владимир был готов на что угодно, и с лёгкостью пошёл на сделку. Другой вопрос, что эта сделка пошла на пользу его державе, причём на века вперёд.
Что ни говори, а такие глобальные решения, причём не отдавая себе в этом отчёт, способны принимать только действительно великие правители.
Но, всё-таки, вопрос о том, ПОЧЕМУ императоры Василий II и Константин VIII выдали замуж свою высокородную младшую сестру за полудикого развратника – правителя мало кому известной страны на задворках цивилизации, отказав перед этим лучшим женихам Европы – остаётся открытым.

PS. На заглавной миниатюре перед записью – Константинополь. Гравюра из хроники Хартмана Шеделя, 1493. Столица Византии пала под натиском войск турков-османов в 1453 году, за 40 лет до этого.

Advertisements

Использованы материалы сайтов www.days.ru pravoslavie.ru www.rv.ru

В августе 987 года в Византии вспыхнул мятеж. Варда Фока провозгласил себя императором и двинулся на Константинополь, осенью того же года послы императора Василия были в Киеве. Через послов императоры стали просить помощи у Киева – Владимир согласился помочь в подавлении мятежа, а в награду попросил руки сестры императоров Анны, что было для византийцев неслыханной дерзостью. Принцессы крови никогда не выходили замуж за “варварских” государей, даже христиан. В свое время руки той же Анны домогался для своего сына император Оттон Великий, и ему было отказано, но сейчас Константинополь вынужден был согласиться.

К тому времени Владимир был женат уже много раз.

Был заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать в помощь императорам шесть тысяч варягов, принять святое Крещение и при этом условии получить руку царевны Анны. Великий князь Владимир принимает Крещение и направляет в Византию военную подмогу. С помощью русских мятеж был разгромлен, а Варда Фока убит. Но греки, обрадованные неожиданным избавлением, не торопятся выполнить свою часть уговора.

Возмущенный греческим лукавством, князь Владимир “вборзе собра вся своя” и двинул “на Корсунь, град греческий”, древний Херсонес. Пал “неприступный” оплот византийского господства на Черном море, один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Удар был настолько чувствителен, что эхо его отозвалось по всем Византийским пределам.

Решающий довод снова был за Владимиром. Его послы, воевода Олег и Ждьберн, прибыли вскоре в Царьград за царевной. Восемь дней ушло на сборы Анны, которую братья утешали, подчеркивая значительность предстоящего ей подвига: способствовать просвещению Русского государства и земли их, сделать их навсегда друзьями Ромейской державы.

В древнем Херсонесе, где каждый камень помнил святого Андрея Первозванного, свершилось венчание святого равноапостольного Владимира и блаженной Анны.

Княжна Анна привезла по благословению цареградского Патриарха на свой брак с князем икону Божией Матери греческого письма. Сестра предержащих власть византийских императоров Василия II и Константина VIII стала единственной законной супругой Владимира. Анне к моменту замужества шел 26-й год – она была несколькими годами моложе Владимира.

Великий князь весной 988 года отправляется с супругой через Крым, Тамань, Азовские земли, входившие в состав его обширных владений, в обратный путь к Киеву. Впереди великокняжеского поезда с частыми молебнами и несмолкающими священными песнопениями несли кресты, иконы, святые мощи. Казалось, сама Святая Вселенская Церковь двинулась в просторы Русской земли, и обновленная в купели Крещения Святая Русь открывалась навстречу Христу и Его Церкви.

Наступило незабываемое и единственное в русской истории утро Kрещения киевлян в водах Днепра. Накануне святой Владимир объявил по городу: “Если кто не придет завтра на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг”. Священное желание святого князя было исполнено беспрекословно: “в одно время вся земля наша восславила Христа со Отцем и Святым Духом”.

Великая княгиня Анна была сподвижницей Владимира во многих его добрых начинаниях, например она помогла приобрести скит для русских монахов на святой горе Афон. Русский скит Богородица Ксилургу- самый старый русский монастырь на. Первое упоминание о нем относится к 1030 г. По преданию, здесь принимал постриг преподобный Антоний Киево-Печерский. Анна способствовала приобретению большого участка земли, с мельницей на горе. Этот факт мало известен современным историкам.

Имена и жития сыновей Владимира и Анны известны каждому: Анна стала матерью двух первых канонизированных русских святых Бориса и Глеба (в крещении Романа и Давида). «Старший сын Борис свое крестильное имя Роман мог получить по отцу Анны, императору Роману II, княжье же имя Борис – в честь крестителя Болгарии Бориса-Михаила. Борис-Роман родился около 990 г., когда Василий II, при участии русской дружины, начинал завоевание Болгарии, и историки считают, что существуют основания приписывать Анне и Владимиру план обеспечения болгарского стола своему первенцу.

Имя же библейского царя Давида, в те времена воспринимавшегося как образец христианского властителя, данное Глебу, рожденному около 1000 г., проливает свет на планы матери.

Прожив годы в Киеве, Анна прекрасно сознавала, что появление мужского потомства выдвигает на повестку дня вопрос о престолонаследии. Для цесарицы Анны было очевидным, что Владимиров стол полагается в наследство ее царственной крови сыновьям, и она прекрасно понимала, что без борьбы это право не удастся претворить в жизнь. Библейский Давид, олицетворявший царскую власть, вступил на престол не как законный наследник, но как избранник и помазанник Божий в результате единоборства с Голиафом. Византийский институт цесаря-соправителя подсказывал, как гармонично сочетать интересы обоих сыновей Владимира и Анны.

Именно обеспечение несовершеннолетнему Глебу места соправителя, т. е. и прямого наследника, объясняет, почему подосланные исполнители приговора Святополка вслед за Борисом заклали и юного князя». (В. Михайлов «Русь православная созидалась на крови мучеников»)

Умерла царица Анна в 1011 году. После ее кончины князь вступил в новый брак – с младшей дочерью немецкого графа Куно фон Эннингена, внучкой императора Оттона Великого.

Была отправлена в жёны князю Владимиру, чтобы выполнить условия соглашения о русской военной помощи Византии . Обстоятельства, предшествующие династическому браку, изложены в статьях: Владимир I Святославич и Русско-византийская война 988 года .

Биография

Византийская царевна

Анна, дочь византийского императора Романа II, появилась на свет 13 марта 963 года. Мать Анны происходила из семьи отнюдь не знатной, и звали ее Феофано. Лев Диакон, византийский священник и историк армянских кровей, описывал Феофано как «наиболее прекрасную, обольстительную и утонченную женщину своего времени, одинаково выделявшуюся своей красотой, способностями, честолюбием и порочностью». Дочь константинопольского харчевника Кротира, выходца из Армении , она наречена была в детстве Анастасией. Пленив обаянием и изяществом фигуры, равно как и белизной кожи, умом и грацией Романа, молодого наследника престола, она влюбила его в себя и завладела сердцем пылкого любовника. Ослепленный страстью к ее прелестям, тот напрочь забыл о своей законной супруге-малолетке Берте, внебрачной дочери короля Италии .

Анна была единственной сестрой правящего императора Василия II Болгаробойцы ( -) и его брата-соправителя Константина VIII ( -). Родилась она всего за 2 дня до смерти своего отца, императора Романа II , что отметил византийский историк Иоанн Скилица , благодаря чему стала известна дата её рождения: 13 марта 963 года .

По сообщению Скилицы, смерть 24-летнего Романа II была вызвана «изнурением плоти позорнейшими и сластолюбивыми поступками », но по слухам он был отравлен. Императором стал командующий войсками Востока Никифор II Фока , сразу женившийся на матери Анны, царице Феофано .

«Если когда-либо народ какой-нибудь из этих неверных и нечестивых северных племен попросит о родстве через брак с василевсом ромеев, то есть либо дочь его получить в жены, либо выдать свою дочь, василевсу ли в жены или сыну василевса, должно тебе отклонить и эту их неразумную просьбу […] Поскольку каждый народ имеет различные обычаи, разные законы и установления, он должен держаться своих порядков, и союзы для смешения жизней заключать и творить внутри одного и того же народа.»

Исключение Константин Багрянородный сделал для правящих домов Западной Европы , «франков ». Однако обстоятельства вынуждали греческих императоров вступать в родство с соседями. Так, Никифор II Фока хотел женить своих пасынков Василия II и Константина VIII на болгарских царевнах , но был свергнут с трона своей женой Феофано , возведшей на престол Иоанна I Цимисхия .

Цимисхий, однако, не стал жениться на Феофано, как она того ожидала, а отправил её в изгнание. Вместе с матерью, вероятно, последовала и 6-летняя Анна .

Сватовство германцев, франков и болгар

Ещё более запутанную историю рассказывает армянский историк Стефан Таронский (Асохик) о сватовстве к Анне () одного из болгарских князей:

Асохик сообщил об этом случае прежде всего, чтобы отметить возмездие, постигшее севастийского митрополита, который притеснял армянских священнослужителей, болгарские дела его интересовали меньше. Историки сомневаются в согласии Василия II породниться через брак с вождём страны, недавно восставшей против византийского владычества. Тем более странен подобный брак на фоне неудачного похода Василия на болгар в том же () году.

Русская княгиня

Анну в летописи именовали не как обычно - княгиней, но царицей , сохраняя за ней достоинство члена императорской семьи. Царицы , в обычном понимании титула как жены царя , появились на Руси лишь при Иване Грозном .

Анна скончалась в году 6519 от сотворения мира по византийскому календарю, что соответствует /1012 году (новый год считали с 1 сентября), за 4 года до смерти князя Владимира. Как сообщил Титмар Мерзебургский, её гробница находилась в церкви Пресвятой Богородицы в Киеве рядом с гробницей св. Владимира Крестителя .

Спустя примерно 35 лет на Руси появилась ещё одна царица - Мономахиня , дочь (или племянница) византийского императора Константина IX Мономаха , жена князя Всеволода Ярославича и мать Владимира Мономаха . Она не была багрянородной , то есть рождена до воцарения Константина Мономаха. Её история осталась неизвестной, и даже имя известно лишь предположительно: Мария или, по другим источникам, Анастасия . В литературе её часто также называют Анной, путая с её дочерью или с христианским именем её свекрови Ингегерды .

Дети

Летописи ничего не сообщают о её детях, перечисляя подробно сыновей Владимира и их матерей. Возможно у неё была дочь, но точных данных нет.

Анна Византийская в беллетристике

Анна Византийская выступает одним из заметных персонажей исторического романа «Голубь над Понтом» («Когда пал Херсонес») Антонина Ладинского .

В современной культуре

  • фильм Владимир Святой ( ; Россия) режиссёр Юрий Томошевский , в роли Анны Елена Джордж .
  • мультфильм Князь Владимир ( ; Россия) режиссёр Юрий Кулаков , Анну озвучивает Ирина Безрукова .

См. также

Напишите отзыв о статье "Анна Византийская"

Примечания

  1. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. - СПб. , 1907-1909.
  2. . noev-kovcheg.ru. Проверено 27 августа 2016.
  3. Л.Е. Морозова. .
  4. Багрянородная - по словам византийского хрониста Михаила Пселла это означало рождённая в багряных пелёнках. Багряный цвет считался императорским, рождённый во время правления своих императорских родителей обладал несомненным правом на византийский престол. Синоним - порфирородная.
  5. Титмар Мерзебургский, Хроника, кн.7
  6. Согласно практике выбор невесты оставался за византийской стороной. Германский император Оттон II женился на Феофано , однако Титмар Мерзебургский отметил некоторое неудовольствие Оттона II, что Феофано не была византийской царевной, а лишь племянницей византийского императора.
  7. Некоторые историки полагают, что целью сватовства была именно Анна. Анна должна быть просватана за киевского князя Владимира примерно в 987, чтобы полученное в обмен русское войско успело прибыть в Византию в 988.
  8. 435 год армянского летоисчисления, то есть
  9. Стефан Таронский (Асохик) , Всеобщая история, кн.3, гл.22
  10. А. В. Назаренко, Равноапостольный князь Киевский Владимир Святославич, статья из VIII т. «Православной энциклопедии», М. 2004:
  11. Н. Н. Никитенко. Русь и Византия в монументальном комплексе Софии Киевской: Историческая проблематика. Киев, 1999. С. 65 - 122
  12. // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.
  13. Кримський А., Кезма Т. Оповідання арабського історика XI в. Абу Шоджі Рудраверського про те, як охрестилася Русь // Ювілейний зб. на пошану акад. Д. Багалія. К., 1927. С. 383-395
  14. Др.-русск. цесарица - производное от лат. Caesar (император)
  15. См. церковный устав Владимира .
  16. По найденной свинцовой печати с именем Мария Мономаха
  17. По синодикам Выдубицкого монастыря в Киеве

Ссылки

АННА (род. 13 марта 963; ум. 1011/1012), византийская принцесса, порфирогенита, дочь императора Романа II, сестра императоров Василия II и Константина VIII, жена киевского князя Владимира Святославича, Крестителя Руси.

Анна родилась за два дня до смерти своего отца императора Романа (сведения византийского хрониста Иоанна Скилицы); следовательно, ее рождение произошло в т. н. Порфире – особом помещении Константинопольского дворца, где появлялись на свет лишь дети правящих императоров. По-видимому, именно ее руки добивался для своего сына, будущего императора Оттона II, император Священной Римской империи Оттон I в 967 г. (сведения Лиутпранда, епископа Кремонского, не назвавшего, однако, имени предполагаемой невесты).

Около 987 г. начались переговоры о браке Анны и русского князя Владимира. Этот брак сыграл исключительную роль в истории Руси и оказал существенное влияние на историю Византии; не удивительно, что о нем сообщает целый ряд источников – как русских (летописи, различные редакции Жития князя Владимира), так и иностранные (Яхъя Антиохийский, Абу-Шоджа ал-Рудравери, Ибн ал-Асир; Скилица; Титмар Мерзебургский и др.).

Обстоятельства беспрецедентного сватовства русского князя к порфирородной принцессе известны. Византийский император Василий II, оказавшийся в крайне затруднительном положении после поражения от болгар (август 986 г.) и начала мятежа Варды Склира (февраль 987-го), а затем и Варды Фоки (август или сентябрь 987-го), обратился за помощью к русскому князю Владимиру. Владимир обещал помочь, но потребовал взамен руки Василия Анны. Несмотря на то, что брак порфирородной принцессы с "варваром" считался кощунственным и недопустимым (о чем специально писал в середине X в. дед Василия и Анны император Константин VII Багрянородный в своем сочинении "Об управлении Империей"), Василий дал согласие при условии крещения Владимира (не позднее октября 987 г.). Владимир, вероятно, принял крещение, но заключение брака задержалось почти на два года. За это время Владимир успел оказать помощь Василию (ставшую спасительной для него), а затем начал военные действия в Крыму против византийского города Херсонеса (Корсуни). Лишь после падения Херсонеса (вероятно, между 7 апреля и 27 июля 989 г.) переговоры между Василием и Владимиром были возобновлены. Анна всячески противилась браку (о чем согласно сообщают русские и восточные источники), однако ей пришлось подчиниться воле брата. Вместе со священниками и приближенными она отправилась в Херсонес, где и произошло ее бракосочетание с Владимиром. О пребывании Анны в Херсонесе, помимо "Повести временных лет", свидетельствуют данные микротопонимики: во второй половине XI в. в Корсуни были известны "царицыны палаты" (летописная статья 988 г.). Об этом же, вероятно, свидетельствует Житие св. Стефана Сурожского (известное в русском переводе, в списках не ранее XV в.), а именно "Чудо 4-е" (последнее из посмертных чудес святого). В нем имеется рассказ о болезни, случившейся с "царицей Анной" на пути из Херсонеса в Керчь: Анна заболела, когда пребывала на "Черной воде" (греческое Мавропотам; вероятно, нынешняя река Биюк-Карасу), вблизи Сурожа (современный Судак); ее исцелила молитва святому Стефану.

Анна – единственная византийская царица, о пребывании которой в Крыму (и при том именно в Херсонесе) нам достоверно известно. Это делает отождествление Анны Жития с Анной, женой князя Владимира, весьма вероятным. (Русские источники всегда называют Анну "царицей", но не царевной; кроме того, отметим, что авторы Жития вовсе не проводят такого отождествления, следовательно, ее имя не могло появиться в тексте Жития по догадке.)

Согласно "Повести временных лет", а также Житию князя Владимира, именно Анна окончательно убедила Владимира принять христианство: вскоре после ее прибытия в Корсунь князь заболел глазами и крестился лишь после того, как Анна пообещала ему исцеление. Впрочем, этот эпизод можно расценивать и как агиографический штамп, клише, поскольку, как можно полагать, Владимир ко времени бракосочетания с Анной уже был крещен. Тем не менее роль Анны в христианизации Руси была весьма значительной. По свидетельству арабского хрониста XI в. Яхъи Антиохийского, Анна построила многие церкви на своей новой родине. Имя Анны читается в тексте т. н. Устава князя Владимира о церковных судах (памятнике XIII в., в основе которого, вероятно, лежит подлинная грамота князя Владимира).

Дочерями Анны, по-видимому, были Мария-Добронега, ставшая впоследствии женой польского князя Казимира I Восстановителя, а также, возможно, Феофана, жена новгородского посадника Остромира (предположение А. Поппэ). Высказывавшееся неоднократно предположение о том, что Анна являлась также матерью князей Бориса и Глеба не представляется обоснованным и прямо противоречит источникам.

"Повесть временных лет" сообщает о смерти Анны под 6519 (1011/1012) г. Это известие, извлеченное, скорее всего, из помянника Киевской Десятинной церкви (где княгиня была похоронена), безусловно, надо предпочесть свидетельству византийского хрониста Скилицы, согласно которому Анна умерла уже после своего мужа, т. е. после 1015 г. О гробнице Анны, находящейся рядом с гробницей ее мужа, сообщает немецкий хронист Титмар Мерзебургский (ошибочно назвавший княгиню Еленой).

ЛИТЕРАТУРА:
Шрайнер П. Miscellania Byzantino-Russica // Византийский временник. Т. 52.М., 1991. С. 157-158; Поппэ А. Феофана Новгородская // Новгородский исторический сборник. Вып. 6 (16). СПб., 1997. С. 102-120; Карпов А. Ю. Владимир Святой. М., 1997.


© Все права защищены

Будущая царевна Киевской Руси появилась на свет за два дня до гибели своего отца, византийского императора Романа II, благодаря чему стала известна точная дата ее рождения.

Ее мать Феофано родилась в простой семье харчевника, армянина по происхождению, и отличалась удивительным сочетанием божественной красоты, незаурядного ума и порочности. Благодаря этим качествам ей удалось не только завоевать сердце наследника византийского престола Романа, но и втереться в доверие к императору Константину VII и его супруге императрице Елене.

После смерти Константина VII Феофано заставила супруга упрятать в монастырь пятерых родных сестер, а вскоре и Елену свела в могилу своими интригами.

Император Роман II, отец Анны, отличался приятной внешностью, образованностью, а также склонностью к скачкам и чрезмерным плотским утехам. Что именно его погубило доподлинно неизвестно, но, пробыв на престоле всего четыре года, он неожиданно умер в возрасте 24-х лет. Ходили даже слухи, что император был отравлен.


Феофано успела родить мужу четверых детей, последняя из них, Анна, появилась на свет за два дня до его смерти.

Детство

После кончины императора Романа в результате дворцовых интриг троном завладел полководец Никифор II Фока, женившись на Феофано. Таким образом мать Анны, ставшая регентшей над своими сыновьями, попыталась обезопасить себя и своих детей от посягательств коварной знати. Но через шесть лет она снова организовала заговор, уже против Никифора, с помощью очередного своего любовника Иоанна Цимисхия, сподвижника доверчивого супруга. Император был коварно убит в своей постели, а Цимисхий стал новым правителем. Однако он не стал жениться на Феофано, а вероломно выслал ее на удаленный остров, затерянный в Эгейском море. Вместе с матерью туда отправилась и малолетняя Анна.


Находясь в изгнании, юная принцесса увлеклась изучением богатого наследия своих предков по отцовской линии. Ее дед, император Константин VII оставил потомкам огромное количество трудов по медицине, истории и другим наукам. Она внимательно изучала его описания жития святых, иллюстрированные удивительными по красоте и изяществу художественными миниатюрами. Из хроник Анна узнала, что деду не чужды были интересы простого люда. Во время своего правления он строил больницы и приюты для нуждающихся, организовывал раздачу милостыни, интересовался судьбой осужденных, пресекал злоупотребления чиновников.

Изучила Анна и трактаты прапрадедушки Василия I, предназначенные его сыну императору Льву I Мудрому, из которых она также почерпнула много интересного и полезного.


После смерти Цимисхия в 976 году власть перешла к сыновьям Феофано Василию и Константину, которые позволили Анне с матерью вернуться во дворец, однако, к власти императрицу не допустили и пожелали править сами. Их царствование запомнилось непрекращающимися войнами и мятежами. Помимо распрей внутри страны, сам Константинополь оказался перед лицом внешней угрозы. Русский князь грозился овладеть византийской столицей, а силы императоров были на исходе. В итоге братья пообещали отдать ему в жены принцессу Анну при условии, что Владимир окажет им военную помощь и примет христианство.

Анна к тому времени превратилась в завидную невесту и настоящую красавицу, ее руки добивались наследник Римской империи, сын французского короля и болгарский князь. Брак с иноземцем и варваром был неслыханным унижением для девушки, однако братьям удалось ее уговорить.

Свадьба

Свадебная флотилия из трех кораблей была отправлена в Корсунь (ныне Херсонес на территории современного Севастополя). На борту, помимо Анны находились священники, которые должны были произвести обряд крещения. Князь Владимир лично встретил невесту и был поражен ее красотой. Жених, в свою очередь, также произвел на принцессу приятное впечатление.


В главном храме Корсуня византийские священники крестили великого князя и нарекли новым именем Василий в честь одного из братьев невесты. Существует легенда, что Владимир, страдавший до этого болезнью глаз и почти ничего не видящий, сразу после обряда крещения прозрел и, вдохновившись Божьей благодатью, велел тут же креститься своей дружине и сопровождающим его боярам.


Там же состоялось и венчание 33-летнего Владимира и 25-летней Анны. Князь приказал вернуть братьям невесты все присланные подарки и сам отдал им завоеванный ранее Корсунь в качестве выкупа по русскому обычаю. Эта женитьба помогла князю Владимиру получить независимость от Константинополя и неограниченную власть над Русской церковью.

Заслуги

Вернувшись с молодой женой в Киев, Владимир тут же крестил своих сыновей в источнике, получившем в дальнейшем название Крещатик. 1 августа князь крестил киевлян, созвав всех жителей города на берег Днепра, и приказал разрушить все языческие символы.

Перейдя в христианскую веру, князь Владимир отказался от всех своих многочисленных предыдущих жен и наложниц и провозгласил Анну единственной супругой, дарованной ему Богом.


Став великой княгиней Киевской, Анна занялась распространением христианства и возведением церквей на Руси. Первым заложенным ею храмом стала Церковь Пресвятой Богородицы в Киеве (Десятинная церковь), созданная по образу и подобию любимой Фаросской церкви Анны в Константинополе. Она ввела в моду элементы из витражного стекла, которыми украшали храмы византийские мастера.

Благодаря ей в церковный обиход было введено ежегодное пышное празднование Успения Пресвятой Богородицы. По рекомендации супруги князь Владимир приобрел на горе Афон скит для русских православных монахов.


Не забывала Анна и о просветительской деятельности, руководствуясь наследием своих великих предков. Привезенный ею греческий церковный устав «Номоканон» был заложен в основу Русской церкви, а иконы и церковная утварь стали образцом для копирования русских иконописцев и ремесленников. Ею были созданы специальные учебные заведения для обучения местных священнослужителей.

Благодаря Анне духом христианства прониклись сыновья Владимира и стали активно внедрять его среди своих подданных. Даже бывшая жена князя Рогнеда стала ревностной христианкой и основала первый женский монастырь на Руси, приняв в нем постриг.

Смерть

Были ли у Анны дети от князя Владимира? На эту тему историки спорят до сих пор. По одной из существующих версий княгиня родила супругу сыновей Бориса и Глеба. Из всех двенадцати сыновей князя от разных жен эти были самыми любимыми. Жизнь их сложилась трагично. Владимир прочил сыновьям великое будущее, Бориса мечтал посадить на болгарский престол.

Но судьба распорядилась иначе, и виной этому стал старший нелюбимый сын князя Святополк. В народе его называли «сыном двух отцов», так его мать досталась Владимиру уже беременной от брата Ярополка, им же и убитого. Так случилось, что именно Святополк оказался рядом с отцом в последние минуты его жизни. Историки до сих пор сомневаются в его непричастности к смерти отца.


Однако киевляне воспротивились его восхождению на престол и стали требовать на царство Бориса. Тогда Святополк решил избавиться от сводных братьев и подослал к ним убийц. За это народ прозвал его Святополком Окаянным, а в честь великомучеников Бориса и Глеба в 1021 году построили церковь в Вышгороде.

Анна не дожила до этих трагических событий. Она скончалась на четыре года раньше в возрасте 48 лет. Владимир заказал мраморный саркофаг, изготовленный лучшими византийскими мастерами, и поместил его в церкви Пресвятой Богородицы. Позже его саркофаг занял почетное место рядом с любимой супругой.

Фильмы

В конце 2016 года на российские экраны вышел крупномасштабный фильм «Викинг», центральным персонажем которого стал князь Владимир в исполнении . Картина основана на реальных исторических событиях и рассказывает о кровопролитной борьбе трех братьев Владимира, Олега и Ярополка, презревших родственные узы и вынужденных направить оружие друг против друга. Работа над картиной длилась около шести лет. Уникальное сочетание новейших компьютерных технологий и мастерской игры актеров превратило этот фильм в главное кинематографическое событие года.

В ленте занято целое созвездие популярных российских актеров: , и многие другие. Чтобы добиться идеального сходства с историческими персонажами, костюмы, украшения и оружие изготавливались вручную. Для этого костюмеры и реквизиторы использовали подлинные описания внешности героев, взятые из исторических источников. К сожалению, княгиню Анну в этом фильме авторы незаслуженно обошли своим вниманием.

В 2017 году ожидается еще одна громкая премьера, на этот раз полностью посвященная жизни этой великой женщины. На экраны выйдет 12-серийная картина «Анна Византийская». Это новый проект компании Star Media, который стал результатом совместной деятельности с американскими коллегами. Планируется также англоязычная версия сериала.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!