Косвенное дополнение в русском. Прямое и косвенное дополнение

Прямое дополнение - это дополнение в форме В.п. без предлога. Оно относится к глаголу и употребляется после переходных глаголов:

Я мою руки.

Прямое дополнение может быть и в форме Р.п., если:

· обозначается часть предмета, определённое количество, например, немного:выпить воды, поесть супа ;

· при переходном глаголе есть отрицание не :не выстроили нового здания, не выполнил домашнего задания .

Все другие случаи дополнения называются косвенным дополнением.

Определение. Согласованное и несогласованное определение. Приложение

Определение – это второстепенный член предложения, который зависит от подлежащего, дополнения или обстоятельства, определяет признак предмета и отвечает на вопросы: какой? который? чей?

Определение может относиться к словам разных частей речи: существительному и словам, образованным от прилагательных или причастий переходом в другую часть речи, а также местоимениям.

Согласованное и несогласованное определение

Согласованное определение – это определение, для которого тип синтаксической связи между главным и зависимым словами – согласование. Например:

Недовольная девочка ела шоколадное мороженое на открытой террасе.

(девочка (какая?)недовольная, мороженое (какое?) шоколадное, на террасе (какой?) открытой )

Согласованные определения выражены прилагательными, согласующимися с определяемыми словами – существительными в роде, числе и падеже.

Согласованные определения выражаются:

1) прилагательными:дорогой мамочке, любимую бабушку;

2) причастиями:смеющегося мальчика, скучающей девочке;

3) местоимениями:мою книгу, этому мальчику;

4) порядковыми числительными:первое сентября, к восьмому марта.

Но определение может быть инесогласованным . Так называется определение, связанное с определяемым словом другими видами синтаксической связи:

· управлением

· примыканием

Несогласованное определение на основе управления:

Книга мамы лежала на тумбочке.

Ср.:книга мамы - мамина книга
(мамина книга – это согласованное определение, тип связи: согласование, а книга мамы – несогласованное, тип связи – управление)

Несогласованное определение на основе примыкания:

Хочу купить ей подарок подороже.

Ср.:подарок подороже - подарок дорогой
(подарок подороже – несогласованное определение, тип связи – примыкание, а подарок дорогой – согласованное определение, тип связи – согласование)

К несогласованным определениям относятся и определения, выраженные синтаксически неделимыми словосочетаниями и фразеологизмами.

Напротив выстроили торговый центр в пять этажей.

Ср.:центр в пять этажей пятиэтажный центр
(центр в пять этажей – несогласованное определение, тип связи – управление, а пятиэтажный центр - согласованное определение, тип связи – согласование)

В комнату вошла девочка с голубыми волосами.

(девочка с голубыми волосами - несогласованное определение, тип связи – управление.)

В роли несогласованного определения могут выступать разные части речи:

1) существительное:

Остановка автобуса перенесена.

(автобуса - существительное)

2) наречие:

Бабушка приготовила мясо по-французски.

(по-французски – наречие)

3) глагол в неопределённой форме:

У неё было умение слушать.

(слушать - глагол в неопределённой форме)

4) сравнительная степень прилагательного:

Он всегда выбирает путь полегче, а она - задачи потруднее.

(полегче , потруднее сравнительная степень прилагательных)

5) местоимение:

Её рассказ тронул меня.

(её – притяжательное местоимение)

6) синтаксически неделимое словосочетание

Приложениe

Особым видом определения является приложение. Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.
Приложения обозначают различные признаки предмета, которые выражаются существительным: возраст, национальность, профессия и др.:

Я люблю свою сестру - малышку.

В гостинице со мной жила группа туристов - японцев.

Разновидностью приложения являются географические названия, названия предприятий, организаций, печатных органов, художественных произведений. Последние образуют несогласованные приложения. Сравним примеры:

Я увидела набережную реки Сухоны.

(Сухоны - согласованное приложение, словареки иСухоны стоят в одном падеже.)

Сын прочитал сказку «Золушка».

(«Золушка» - несогласованное приложение, словасказку и «Золушка» стоят в разных падежах.)

Обстоятельство

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другой признак. Обычно обстоятельство зависит от сказуемого.

Поскольку значения обстоятельств разнообразны, то обстоятельства классифицируют по значению. Каждому значению соответствуют свои вопросы.

Разряды обстоятельств по значению
Выделяются следующие разряды обстоятельств по значению.

1. Образа действия – как? каким образом?: Дети громко смеялись.

2. Меры и степени – как? в какой степени?: Мы устали до изнеможения.

3. Места – где? куда? откуда?: Все вокруг танцевали. Он смотрел вдаль. Отец вернулся с работы.

4. Времени - когда? как долго? с каких пор? до каких пор? во сколько?: Мы ждали приёма врача около десяти минут.

5. Условия – при каком условии?: При желании каждый может учиться лучше.

6. Причины - почему? отчего?:Маша пропустила уроки по болезни. Мы не пошли в лес из-за дождя.

7. Цели - зачем? для чего?: Она приехала в Ялту на отдых.

8. Уступки - несмотря на что? вопреки чему?: Несмотря на усталость, мать была весела.

Обстоятельства выражаются

1) наречиями:быстро, громко, весело ;
2) существительными в форме косвенных падежей с предлогом и без предлога: в лесу, ко вторнику, неделю ;
3) местоименями:в нём, над ним, под ним ;
4) деепричастиями и деепричастными оборотами: лёжа на печи, удачи не встретишь;
5) неопределённой формой глагола: я пришёл поговорить;
6) фразеологическим оборотом: он работал спустя рукава;
7) обстоятельства образа действия выражаются сравнительными оборотами: Кварцевый песок сверкал, как февральский снег на солнце.

8. Обособление,его общ.условия

Обособление-это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью придать им известную синтаксическую самостоятельность в предложении. Сомантико-стилистическая функция обособления заключается в том, что обособленные члены уточняют высказываемую мысль, конкретизируют описание действия, дают более углубленную характеристику лицу или предмету, вносят в предложение экспрессивную окраску. Интонационное выделение выражается в том, что перед обособленным членом (если он находится не в начале предложения) повышается голос, делается пауза, ему присуще фразовое ударение, характерное для интонационно-смысловых отрезков (синтагм), на которые членится предложение. На письме обособленные члены отделяются или выделяются знаками препинания (запятыми, реже посредством тире). Обособленные члены не образуют словосочетаний с определяемыми словами. Между теми и другими, благодаря добавочному утверждению или отрицанию, устанавливаются полупредикативные отношения, вследствие чего обособленные члены по своей смысловой нагрузке, а также по интонационному оформлению приближаются к придаточным предложениям, занимая промежуточное положение между ними и необособленными членами. Условия обособления - это те факторы, которые благо­приятствуют смысловому и интонационному выделению членов предложения.

Самым общим и самым обязательным условием возмож­ности обособления является отсутствие тесной связи второ­степенного члена с главным словом. Прежде всего это проявляется в том, что обособление допускают только «факультативные» члены предложения - такие, которые не являются необходимыми при главном слове: определения, приложения, обстоятельства. Наоборот, те члены предложения, которые связаны с передачей основного, а не дополнительного содержания, обособлению не подвергаются. Например, не обособляются определения, без которых существительное неспособно полноценно обозначить предмет или обстоятельство:Вместо весёлой петербургской жизни ожи­дала меня скука в стороне глухой и отдалённой (А. Пушкин). Дополнения, чаще всего выступающие в роли обязательного члена предложения, тесно связанного с главным словом, также обособлению не подвергаются.

Таким образом, условия обособления - это всё то, что способствует ослаблению связи с главным словом и усиле­нию смысловой значимости самого второстепенного члена.

На обособление влияют синтаксические, морфологические и семантические условия.

Синтаксические условия :

1.Порядок слов: 1) инверсия (обратный порядок слов). Есть обычный (прямой) и необычный (обратный) порядок слов. Так, при прямом порядке слов согласованное определение стоит перед определяемым словом, а несогласованное - после определяемого слова, добавочное действие, названное деепричастием, - после основного, обозначенного сказуемым. Если второстепенный член предложения ставится на необычное для него место в предложении, то тем самым он выделяется, особо подчёркивается - усиливается его смысловая значимость. Поэтому, например, среди согласованных определений обычно обособляются те, которые стоят после определяемого слова, а среди обстоятельств, выра­женных одиночными деепричастиями, - стоящие перед сказуемым. Ср.: Он, не останавливаясь, бежал и Он бежал не останавливаясь.

2. Дистантное положение второстепенного члена предложения по отношению к главному слову (оторванность второстепенного члена предложения от главного слова): И снова, отсечённая от танков огнём, залегла на голом склоне пехота (М. Шолохов). Такой отрыв определения от определяемого слова непривычен и приводит к усилению его смыслового веса. А это вызывает необходимость обособить такое определе­ние.

3.Объём обособляемого члена (распространённые члены предложения обособляются чаще, чем нераспространённые) или наличие двух или нескольких однородных второ­степенных членов: Ср.: Ведёрко, полное росы, я из лесу принёс (С. Маршак) и Ведёрко полное набрать не пожалел я сил (С. Маршак).

4. Особая смысловая нагрузка, необычная для данного второстепенного члена предложения (появление у второстепенного члена добавочного значения), когда второстепенный член поясняет не только то слово, которому непосредственно подчинён, но и какой-либо другой член предложения. Например, обособляется согласованное определение, стоящее даже перед определяемым словом (прямой порядок слов), если это определение имеет добавочное обстоятельственное значение: Поглощённый своими мыслями, мальчик не замечал ничего вокруг (причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, обособляется здесь потому, что имеет еще и обстоятельственное (причинное) значение).

Морфологические условия обособления :

Иногда обособление зависит от наличия в составе выделяемого члена предложения определённой грамматической формы или служебного слова определённого лексико-грамматического разряда, т.е. обособление в таком случае свя­зано с морфологическим способом выражения второстепен­ного члена.

Деепричастия, краткие формы прилагательных и при­частий, выступающие в функции определения, сочетания со сравнительными союзами (сравнительные обороты), некоторые сочетания существительных с предлогами, наличие вводных слов обычно образуют обособленные второстепенные члены. Например: Когда письмо было готово и я собирался его заклеить, вошёл, видимо рассерженный, староста (В. Короленко). В этом предложении одиночное (нераспространённое) согласованное определение рассер­женный, стоящее перед определяемым существительным, обособляется, так как к нему относится вводное слово видимо (которое, кстати, не отделяется запятой от определения).

Практически всегда (кроме отдельных особых случаев) обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

Краткие формы прилагательных и причастий в современном русском языке закрепились в функции сказуемого. Сравнительно редко (в основном в поэзии) они употребляются как определения (которые относятся к подлежащему), сохраняя значение добавочного сказуемого, что делает их обособление обязательным, независимо от местоположе­ния: Колеблется воздух, прозрачен и чист (Н. Заболоцкий); Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених (А. Пушкин); В привычный час пробуждена, вставала при свечах она (А. Пушкин).

Сравнительный союз, как правило, требует интонацион­ного выделения оборота: Душный воздух неподвижен, каквода лесного озера (М. Горький).

Семантические условия обособления:

Отсутствие или наличие тесной смысловой и синтаксической связи между второстепенным членом предложения и тем словом, к которому он относится, иногда обусловливается семантикой поясняемого слова. Чем конкретнее, определённее значение слова, тем менее оно нуждается в распространении, тем слабее связи с ним второстепенных членов, которые поэтому легко обособляются .

Например, личные местоимения «не признают» обычных определений, нельзя сказать: внимательный я, сердитый он (ср.: внимательный ученик, сердитый человек). Поэтому определения, относящиеся к личному местоимению, всегда обособляются: А он, мятежный, просит бури... (М. Лермонтов).

Если определяемое слово является именем собственным или относится к терминам родства (мать, отец, дедушка,бабушка и под.), то это тоже может способствовать обособ­лению определения: Дед, в бабушкиной кацавейке, в старом картузе без козырька, щурится, чему-то улыбается (М. Горький).

Наоборот: с существительными, слишком общими по значению (человек, вещь, выражение, дело и под.), определения образуют единое целое, т.к. существительное без оп­ределения не может участвовать в формировании высказы­вания, например:

Это заблуждение свойственно даже л юдям умным и образованным; Случались дела смешные, трогательныеи трагические (В. Астафьев) - определения в этих пред­ложениях необходимы для выражения основного (а не до­бавочного) сообщения.

9. Однородные члены предложения. Вопрос об однородных и неоднороднных определениях.

Одноро́дные чле́ны предложе́ния - главные или второстепенные члены предложения, связанные в нём с одной и той же словоформой и выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию. Однородные члены произносятся с интонацией перечисления, как правило, располагаются контактно (непосредственно один за другим) и часто допускают перестановку. Однако перестановка возможна не всегда, поскольку первым в ряду однородных членов обычно называется то, что является первичным с логической или хронологической точки зрения или важнее для говорящего .

Присутствие однородных членов осложняет простое предложение. Отмечается также, что значительная часть предложений, осложнённых однородными членами, может быть представлена как результат «сочинительного сокращения» ряда самостоятельных предложений или сложносочинённого предложения: рус. Миша вышел погулять, и Маша вышла погулять - Миша и Маша вышли погулять .

Однородные члены – это члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом в предложении.

Однородные члены – это одинаковые члены предложения, объединённые друг с другом сочини­тельной связью.

Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

Например: Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь , основательно (Паустовский). В этом предложении два ряда однородных членов: однородные подлежащиеперегной и мох соотносятся с одним сказуемым – впитывают ; однородные обстоятельства образа действия не торопясь , основательно зависят от сказуемого (впитывают (как?)не торопясь , основательно ).

2. Однородные члены обычно выражаются одной и той же частью речи.

Ср.: перегной и мох – имена существительные в именительном падеже.

Но однородные члены могут быть и морфологически разнородными:

Вошёл молодой человек лет двадцати пяти , блещущий здоровьем , . В данном предложении среди однородных определений первое выражено именным словосочетанием в родительном падеже (лет двадцати пяти ), второе – причастным оборотом (блещущий здоровьем ), третье – сочетанием трёх существительных в творительном падеже с предлогом с с зависимым причастием (со смеющимися щеками, губами и глазами ).

Примечание. Иногда сочинительная связь может соединять и разноимённые члены предложения, например: Неизвестно, кто и как разнес по тайге весть о гибели старого сокжоя (Федосеев). Союзные слова в придаточном предложении являются разными членами предложения (подлежащее кто и обстоятельство образа действия как , но связаны они сочинительным союзом и ).

Обратите внимание!

Не являются однородными членами предложения:

1) повторяющиеся слова, употребляющиеся с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его повторяемость и т.д.

Мы точно плавали в воздухе и кружились, кружились, кружились ; Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад, назад (Куприн).

Такие сочетания слов рассматривают как единый член предложения;

2) повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей не, так : верь не верь, старайся не старайся, писать так писать, работать так работать ;

3) сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный: возьму и скажу, взял да и пожаловался, пойду посмотрю и т.п.;

4) устойчивые сочетания с двойными союзами, между которыми запятая не ставится (!):

ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни рыба ни мясо, ни сном ни духом, и смех и грех, и так и сяк и др.

3. Однородные члены соединяются интонацией (бессоюзная связь) и сочинительными союзами или только интонацией. Если однородные члены разделяются запятой, то запятые ставятся только между ними. Перед первым однородным членом, после последнего однородного члена запятые не ставятся (!).
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: обогащение словарного запаса уч-ся новыми словами, усвоение теоретического материала, умение находить в предложении прямое и косвенное дополнение, воспитание личностных компетенций, привить любовь к поэзии.

Тип урока: синтетический

Вид урока: урок-эксперимент

Наглядность: плакаты, фломастеры

Ход урока

I . Организационный момент (1-2 мин)

а) приветствие (слайд №3): Здравствуйте! В разных странах здороваются по-своему: А в одном из африканских племен при встрече говорят: “Я тебя вижу”:
б) аутогенная тренировка: каждый про себя произносит фразу “Я самый лучший!”

II . Опрос домашнего задания: прочитать эссе на тему “Русские народные традиции”

III . Новая тема: Прямое и косвенное дополнение

1. Слово учителя.

Дорогие ученики! Сегодня у нас необычный урок, который пройдет в творческой мастерской. Вы должны провести эксперимент и определить какова тема сегодняшнего урока. (На доске висит белый плакат, на котором ученики должны написать тему урока после того, как проведут лингвистический эксперимент и сделают вывод).
Но перед тем как приступить к занятиям, мы должны посадить дерево ожиданий, т.е. каждый ученик пишет на листочках свои ожидания от этого урока и прикрепляет их на дерево. (Дерево ожиданий. Слайд №4)

2. Мозговой штурм (Слайд №5). Вопрос: Какова тема нашего урока?

Опорные понятия: главные члены предложения, второстепенные члены предложения, подлежащее, сказуемое, дополнение, косвенное и прямое дополнение.
Мукагали Макатаев, учитель русского языка, лирика, Данте, Шекспир (Среди этих понятий новыми являются: прямое и косвенное дополнеие, Мукагали Макатаев. Опираясь на новые понятия ученики приходят к единому мнению, что на уроке мы будем говорить о прямых и косвенных дополнениях, а также лексическая тема будет посвящена творчеству Мукагали Макатаева.)

3. Учитель: О чем мы говорили на прошлом уроке?

Ученики: Мы изучили тему “Дополнение”

(Уч-ся, отвечая на этот вопрос, пишут на плакате-справочнике определение дополнения. Остальные термины, касющиеся новой темы, заносятся учениками в этот справочник!)

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. (Слайд №6)

4. Лингвистический эксперимент(7 слайд

Приведем примеры: (синтаксическая пятиминутка)

В русском языке:

На ярмарке можно купить сплетенную корзину и лоскутный коврик.

Мастера показали, как слепить игрушку из шины

В казахском языке:

Тура және жанама толықтауыш

1) Баланы оқытуды жек көрмедим (Табыс септік тура толықтауыш)
2) Құлақ естігенді көз көреді
3) Өнер – білім бар жұрттар (Неден?Шығыс септік, жанама)
Тастан сарай салғызды (Ы.Алтынсарин)
4) Жылқыда өт жоқ , өсер малда өлім жоқ (Жатыс септік) жанама толықтауыш

В английском языке:

Прямое, косвенное и предложное доплнение
1) I wrote a letter (прямое)
Я написала письмо
2) I wrote a letter to him (whom?) (косвенное)
3) I spoke about him (предложное дополнение)
(Я говорила о нем)

(Ученики находят в предложениях дополнения, так как они владеют тремя языками, уч-ся проводят сопоставление и делают вывод: в казахском языке два вида дополнений, в английском три вида дополнений, а в русском языке сколько?)

5. Лингвистический эксперимент в творческой мастерской продолжается (8 слайд)

Объясните, почему словосочетания разделены в два столбика?

Записав примеры, ученики определяют падежные формы существительных и указывают на переходность глаголов. На плакате–справочнике уч-ся пишут:
Переходные глаголы обозначают действия, непосредственно и обязательно направленные на какой-либо предмет. Действие, обозначаемое этим глагол, предполагает тот или иной объект (дом, плотина, завод и т.п.) и невозможно без него. Объект, на который переходит действие переходного глагола, всегда выражается формой винительного падежа без предлога.
Иногда прямое дополнение при переходном глаголе стоит в форме родительного падежа: при обозначении частичного объекта, при отрицании.
Непереходные глаголы обозначают действия, не направленные на какой –либо предмет. Они имеют значение положения в пространстве, состояния, звучания: сидит, горюет, лает и др. В соответствии со своим значением они не могут управлять формой винительного падежа без предлога.

6.Презентация справочника (9 слайд).

На плакате - справочнике ученики в два столбика пишут падежные формы, которые необходимы при переходных и непереходных глаголах. Затем делают вывод о прямых и косвенных дополнениях и на пустом плакате пишут тему урока.
Прямое дополнение относится к переходному глаголу и выражается формой винительного, реже - родительного без предлога. Все остальные дополнения называются косвенными.

7. Выборочное упражнение.

1. Моя бабушка любит собирать лекарственные растения. 2. Моя искренность поразила Пугачева. 3. Дай мне, пожалуйста, молока. 4.Сынок,купи в магазине хлеба. 5. Сказали, в течение дня не будет воды. 6. Я не люблю шуток твоих. 7. Чтобы достичь цели, надо много трудиться. 8. Больной лишился сна. 9. Многие композиторы отдали музыке всю свою жизнь. 10. Я никому не позволю себя обманывать. 11.Олово плавим, машинами правим. 12. Старик ловил неводом рыбу. 13. Из газет и старых журналов я узнавал о жизни других городов, других народов. 14.Без музыки и песен не проходит ни один праздник. 15.Я ездила в город с подругой. 16. Дулат хорошо играет в шахматы.

8. Работа по таблице(Слайд №10)

Уч-ся закрепляют свои знания о прямых и косвенных дополнениях с помощью таблицы.

9. Фонетическая зарядка (или речевая зарядка) шипение змеи; шелест листьев; воет ветер; каркает ворона.(Слайд№11)

(Уч-ся должны произнести слова, выполняя действия, которые перечислены выше, например: шипение змеи – с-с-солнце, ц - ц- цветок, с - с – свет; воет ветер – пере – у - у- улок, у- у- улица, слу- у- у- чай; каркает ворона- кар- кар- картина, кар- кар- картон, кар- кар- каррикатура.
Эта фонетическая зарядка служит мостиком для перехода к лексической теме “Мукагали Макатаев”.

Учитель: Как вы думаете используют ли этот метод (т.е. повторение одинаковых звуков) поэты в стихотворениях? Как он называется?

Ученики: Этот метод называется аллитерация. Его часто используют поэты. Аллитерация- повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи. Аллитерация выделяет отдельные слова и строки, которые становятся поэтому особенно выразительными:

Грохочет эхо по горам,
Как гром, гремящий по громам.
(Г.Державин. Водопад.)

(“Краткий словарь литературоведческих терминов”. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев)

Учитель: Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Мукагали Макатаева (Слайд №12). Это известный казахский поэт. Его стихи занимают важнейшее место в казахской литературе. Мукагали Макатаев писал стихи и на русском языке. Он работал учителем русского языка. А сейчас вы должны прочитать текст о нём, соблюдая нормы произношения.

Упражнение 4 из учебника “Русская речь” под редакцией Г.Бадамбаевой.

Один из талантливейших казахских поэтов Мукагали Макатаев прожил всего 45 лет (1931-1976). Он родился в Нарынкольском районе Алма-Атинской области. В его доме собирались учителя, за просто приходили к поэту его читатели. Вечерами часто обсуждали стихи, беседовали о поэзии. Впервые казахского учителя познакомил с творчеством Макатаева в 1966 году в газете “Қазақ әдебиеті” старейший поэт нашей республики Абдильда Тажибаев.
На формирование Макатаева - поэта большое влияние оказала устная поэзия казахского народа, любовь к которой у него проявилась еще в детстве. Долгими зимними вечерами будущий поэт любил слушать у очага рассказы, легенды, песни.
Мукагали Макатаев переводил на казахский язык произведения Данте, Шекспира и других классиков зарубежной литературы.

10. Лексический уголок: работа с новыми словами – обсуждали, влияние, легенды.

Составить с новыми словами предложения. Просклонять существительные.

11. Работа с текстом: Текст перепечатать ну бумагу мелким шрифтом и повесить на доску.

Класс разделить на две группы и попросить их закрыть учебники. Каждая группа должна
восстановить текст в тетрадях. Для этого два ученика пишут, а остальные уч-ся, прочитав у доски по одному предложению, подходят к ученику, который пишет, и диктуют по памяти прочитанное предложение. Группа, которая первая восстановит текст без ошибок и (подчеркнет в предложениях дополнение) достойна награждения.
(Этот вид работы позволяет ученикам развивать память, а также дает уч-ся возможность подвигаться на уроке)

12. Задача из “Медвежонка”: найти дополнение.

Тореро надел сомбреро.
Сомбреро надел Тореро.
Ответ: Сомбреро (от испанского) – широкополая шляпа с высокой конусообразной тульей и обычно с закруглёнными вверх краями полей.

13. Структурная дискуссия на тему: “Читает ли современная молодежь художественную литературу?” (Слайд №1 3 )

Ученики высказывают своё мнение с точки зрения оптимистов, пессимистов, реалистов. Наблюдатели и аналитик дают оценку высказываниям.

14. Обобщение урока: Дерево с результатами. (Слайд №14)

Ученики на листочках пишут свои отзывы и прикрепляют к дереву. Учитель сравнивает ожидания с полученными результатами.

15. Домашнее задание: написать о любимом поэте, употребляя прямые и косвенные дополнения.

Дополнение

Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает объект (предмет), на который направлено или с которым связано действие или (реже) по отношению к которому проявляется качественный признак. Иногда дополнение обозначает субъект действия или состояния (см. бюро переводов). Например: Старик ловил неводом рыбу (А. Пушкин); К смирению и кротости он был совершенно не склонен (К. Чуковский); Мне не спится, нет огня... (А. Пушкин).

Дополнения , выражающие объект действия, употребля­ются при глаголах, а также при образованных от них существительных: доставить грузы - доставка грузов; ра­ботать над статьёй - работа над статьёй.

Дополнения , называющие объект, по отношению к которому проявляется качественный признак, употребляются при прилагательных и образованных от них существительных: верный долгу - верность долгу; скуп в движениях - скупость в движениях.

Дополнения делятся на прямые и косвенные.

Прямое дополнение - это дополнение , которое зависит от переходного глагола и выражается именем существительным или местоимением (а также любой частью речи, употреблённой в значении существительного) в винительном падеже без предлога: увидеть картину, спеть песню, чи­нить утюг, написать письмо, решать задачу, увидеть его, встретить знакомого.

Прямое дополнение может быть также выражено существительным в родительном падеже без предлога. Родительный падеж вместо винительного употребляется в двух случаях: 1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: чувствовал радость - не чувствовал радости; слышал голоса - не слышал голосов; 2) если действие переходит не на весь предмет, а лишь на часть: купил хлеб - хлеба; выпил воду - воды: ...Командир орудия не ушел с огневой позиции, попросил поднести ему снарядов от разбитых пушек (В. Астафьев); Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной... (А. Пуш­кин).

Прямое дополнение обозначает объект, на который непосредственно направлено действие, который может возникать, создаваться или исчезать, разрушаться в процессе действия: связать свитер, написать реферат, украсить комнату, проверить диктант, сломать дерево, снести дом и т. п.

Все остальные дополнения являются косвенными, они выражают различные отношения действия или признака к предметам: Не стану я жалеть о розах, увядших с лёгкою весной (А. Пушкин); Вспомнилась Аксинье молодость и вся её бедная радостями жизнь (М. Шолохов).

Дополнения могут быть выражены:

1) именем существительным в любом косвенном падеже с предлогом или без предлога: Золотым лучом деревню об­ лило (А. Майков);

2) местоимением: Спорить с ними я никогда не мог (М. Лермонтов);

3) количественным числительным: Разделите трид­цать шесть на два;

4) любой частью речи в значении существительного: Я бежал к бабушке и спрашивал её о забытом (М. Горь­кий);

5) инфинитивом: Все просили её спеть что-нибудь (М. Лермонтов);

6) синтаксически цельными словосочетаниями и фразеологизмами (теми же, что и подлежащее): Охотники убили семнадцать бекасов (Л. Толстой).

– это лицо или предмет, на который направлено действие. Дополнение находится после глагола или сочетания “глагол-связка + прилагательное”:

  • После глагола: I see you . – Я вижу тебя.
  • После глагола-связки + прилагательное: I am afraid of you . – Я боюсь тебя.

Прямое дополнение в английском языке

Прямое дополнение (direct object) – это объект, на который направлено действие. Прямое дополнение может присоединяться без предлога:

I love this game . – Я люблю эту игру.

I believe you . – Я верю вам.

We learn languages . – Мы учим языки.

Также прямое дополнение может присоединяться с помощью предлога (предложное дополнение).

I’m talking to you . – Я разговариваю с тобой.

He is proud of you . – Он гордится тобой.

Предлоги между глаголом и дополнением – это камень преткновения, причем не только начинающих. Здесь нельзя полагаться на закономерности, присущие глаголам и предлогам в русском языке. Часто бывает, что в русском варианте предлог нужен, а в английском нет, или наоборот.

A cat climbed the tree. – Кошка взобралась НА дерево.

Don’t listen TO him– Не слушайте его.

Чтобы быстрее запомнить, какой предлог нужен после какого глагола, обращайте внимание на контекст, когда учите глаголы. Считайте, что “глагол + предлог” – это цельное слово со своим значением, а тот же глагол + другой предлог – это уже другое слово. Например:

  • Talk about something – говорить о чем-то

Let’s talk about art. – Давайте поговорим об искусстве.

  • Talk to somebody – говорить с кем-то

Talk to my boss. – Поговорите с моим боссом.

Кроме того, с «глагольнопредложной» проблемой помогает справиться практика (как и с любой другой проблемой). Чем больше читаете, слушаете, тем больше запоминаете сочетаний, легче их понимаете и используете.

Косвенное дополнение в английском языке

И в английском, и в русском языке есть глаголы, которым нужно не только прямое дополнение, но и косвенное – объект, на который действие направлено через прямое дополнение.

Возьмем глагол tell – говорить, рассказывать. Это действие может быть направлено на один объект – прямое дополнение:

Jane is telling a fairy-tale . – Джейн рассказывает сказку.

Но часто действие tell направлено на два объекта – на один напрямую, на другой косвенно, через первый, он отвечает на вопрос «кому?». Обратите внимание, что косвенное дополнение находится между глаголом и прямым дополнением.

Jane is telling me a fairy-tale. – Джейн рассказывает мне сказку.

Косвенное дополнение не может обходиться без прямого. Даже если прямого дополнения нет в предложении, оно подразумевается, недоговаривается:

He told me… – Он рассказал мне… (возможно, рассказал «все» или «правду»)

Как правило, два дополнения – косвенное и прямое – бывают у глаголов, вписывающихся в логическую схему «делать что-то кому-то», например: show – показывать, explain – объяснять, give – давать. Причем прямое дополнение – это обычно какой-то предмет, а косвенное – человек.

He showed you his city. – Он показал тебе свой город.

Give us your phone, please. – Дайте нам ваш телефон, пожалуйста.

She passed Jack a slice of pizza. – Она передала Джеку кусочек пиццы.

Косвенное дополнение после прямого

Во многих случаях косвенное дополнение можно поставить после прямого, тогда перед ним понадобится предлог to (косвенное предложное дополнение):

He showed his city to you . – Он показал свой город тебе.

Give your phone to us , please. – Дайте ваш телефон нам, пожалуйста.

She passed a slice of pizza to Jack . – Она передала кусочек пиццы Джеку.

Ряд глаголов допускает только такой вариант дополнения, например: prove – доказывать, explain – объяснять, repeat – повторять.

  • Правильно: Repeat the word to me. – Повторите мне слово.
  • Неправильно: Repeat me the word. – Повторите меня (?!) слово.

Дополнение. Виды дополнений и способы их выражения.

Дополнение - это второстепенный член предложения, выражающий обычно объектные отношения. Οʜᴎ отвечают на вопросы, совпадающие с вопросами косвенных падежей.

Значение. Значение объекта - наиболее яркий признак дополнения. При этом дополнение может выражать и другие значения (субъекта͵ орудия действия, состояния): Учителœем поставлена задача (учителœем – субъект действия в страдательном контексте); Ему грустно (ему - субъект состояния).

Средства выражения. Морфологизированное дополнение - имя существительное в форме косвенного падежа, местоимение. Неморфологизованное дополнение должна быть выражено различными частями речи: Вы болтаете пустое (прилагательное); Он не разобрался в прочитанном (причастие); Я научился играть на скрипке (инфинитив); Я сумел разглядеть что-то темное, небольшое (неделимое словосочетание); Командир не особенно уважал слабый пол (ФЕ).

Позиция в предложении. Дополнение располагается обычно после распространяемого слова. При этом возможна инверсия дополнений в разговорной или в поэтической речи.

Синтаксическая связь. Основной вид подчинительной связи дополнения с главным словом является управление (реже - примыкание) или свободное присоединœение ко всœему предикативному центру (детерминант). Большинство дополнение относится к одному слову, ᴛ.ᴇ. являются недетерминированными. Лишь некоторые семантически обязательные дополнения выступают в роли детерминантов: Ему и больно и смешно.

По отношению к смысловому содержанию предложения. Дополнения бывают семантически обязательными компонентами предложения: У него бодрое настроение.

Недетерминирующие дополнения различаются исходя из того, к какому слову в предложении они относятся, ᴛ.ᴇ. какие части речи управляют ими.

1.Наиболее употребительными и массовыми являются приглагольные дополнения, так как многие глаголы называют действие, предполагающие тот или иной объект: построить дом, построить для рабочих, рассказать товарищу, рассказать о происшествии, рубить топором .

2.Приадъективные дополнения. Οʜᴎ малоупотребительны, так как способностью управлять обладают только качественные прилагательные и то не всœе: Мы жили в богатом рудой краю. Край беден лесами.

3.Дополнения могут относиться к существительным. Это присубстантивные дополнения. Их тоже немного, так как дополнение должна быть употреблено только при отвлеченном существительном, образованном от переходного глагола или от качественного прилагательного. Это значит, что в словосочетании рукав платья, крыша дома отношения не объектные, а атрибутивные, так как распространяемые существительные неотглагольные. А вот в словосочетании лечение больных отношения объектные. Распространяемое существительное образовано от сильноуправляемого прямопереходного глагола лечить . В случае если существительное относится к сильноуправляемому, но непереходному глаголу, то дополнение приобретает определительный оттенок, появляется синкретизм: увлечение музыкой, дума о сыне.

4.Дополнения могут относиться к словам категории состояния: Мне стало жаль Бэлу (Лермонтов).

5.Дополнения могут относиться и к наречиям: далеко от дома.

Виды дополнений. По традиции дополнения делят на прямые и косвенные . Прямое дополнение выражает значение объекта͵ на который непосредственно переходит действие. Оно должна быть выражено существительным или местоимением в форме винительного падежа без предлога: Читал книгу, видел коня. Вместе с тем, прямое дополнение должна быть выражено существительным или местоимением в форме родительного падежа без предлога при отрицательном сказуемом – переходном глаголе: Я не читал этого романа. А также существительным в форме родительного падежа, выражающего значение ʼʼчасть от целогоʼʼ: выпить чая, принœести дров. Остальные дополнения относятся к косвенным.

В лингвистической литературе есть некоторые разногласия, касающиеся границ употребления прямых и косвенных дополнений. Одни считают, что делœение дополнений на прямые и косвенные касается только приглагольных дополнений (Скобликова). Другие считают, что прямые дополнения бывают и при словах категории состояния (жаль его ) Третьи полагают, что к прямым могут относиться и приадъективные, и присубстантивные дополнения.

Дополнение, выраженное инфинитивом, крайне важно отличать от части СГС, ᴛ.ᴇ. субъективный инфинитив от объективного: Начинаю рассказывать, могу рассказать, боялся рассказать – велœел рассказать, просил рассказать, помог рассказать. Инфинитив-дополнение обладает собственным ЛЗ. В ЛЗ нет ни модального, ни фазисного значения. Деятели глаголами обозначены разные. Такие дополнения - ϶ᴛᴏ объектный инфинитив. В качестве дополнения может выступать и субъектный инфинитив, когда субъект обозначенного дополнением действия совпадает с субъектом действия поясняемого глагола: договорились переписываться.

Дополнение. Виды дополнений и способы их выражения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Дополнение. Виды дополнений и способы их выражения." 2017, 2018.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!