Кто является Вашим идеалом? Что такое идеалы? Нравственный идеал.

Давайте попробуем разобрать, что такое идеал, почему все хотят его найти и почему его не существует. Идеал это когда в человеке тебя все устраивает. Когда все его плюсы тебе нравятся, а минусов у него нет, ну или они настолько незначительные, что ты не обращаешь внимания на них. Вот человек родился, его воспитывают, он живет и познает окружающий мир, учиться ходить, говорить, бегать, прыгать. Далее он идет в детский садик, после школа, высшее заведение, а потом работа.

В процессе его развития у него сформировываются свое мировоззрение окружающего мира, также у него появляются хобби. Он может заняться профессионально музыкой, игрой на каком-либо инструменте или просто слушать ее, может играть во дворе в футбол, а может заняться профессионально и добиться больших успехов и т.д. У него появляются свои интересы в зависимости от компании вокруг, того кто окружает, тех с кем общается, кто интересен и что интересно.

И вот у нас есть личность, а именно человек с своими интересами, взглядами и прочим, что присуще каждому. И вот ты полюбила его, тебе нравиться его внешность, фигура, тебе интересно общаться с ним, у вас есть общие интересы и т.д. Но, допустим, он любит коктейли пить, а ты пиво, а потом пытаешься уговорить его отказаться от коктейлей, приводя причины, по которым они более вредные, чем пиво или ты болеешь за “ЦСКА”, а он за “СПАРТАК”. И вот начинаются у вас споры и непонимания, которые мало к чему приводят, а обычно к ненависти, обидам и расставаниям.

А вы не задумывались, что менять человека глупо, что пиво пить так же вредно, как и коктейли, что ему нравиться этот клуб футбольный, а тебе это и не к чему что-то менять, это всего лишь спорт. Намного важнее ваше отношение друг к другу, ваши чувства, а интересы друг друга пусть будут на втором плане. Вы не задумывались о том, что все его интересы, предыдущие партнеры в жизни, в учебе, в общении, его походы туда то, поездки туда то, что он слушает, что читает, любит ли он то-то и т.д. Все это сделали его таким, какой он сейчас и, убрав что-то одно, вы считаете, что он станет лучше. Убрав то, что на ваш взгляд недостаток, минус.

Но ведь у вас наверняка тоже есть минусы, вам будет приятно, если он запретит вам что-то? Если он скажет не носи темные носки, мне светлые нравятся или скажет, чтоб не смотрела дом 2, а лучше футбол с ним посмотрела. Вот из-за этого и идет спор, накапливается ненависть и злоба, ненужная и непонятная злоба, которая и портит ваши отношения.

Каждый человек уникален по своему и нет двух одинаковых, а чтобы была гармония в доме, чтобы была счастливая, дружная семья, необходимо понимание, доверие, уважение, честность и искренность друг к другу, только так можно построить что-то настоящее и длительное, а что быстро построиться, то быстро и разрушиться. Потому я не верю, что дружба и любовь настоящая строиться с первого взгляда, это всего лишь симпатии, заинтересованность, влюбленность.

Пожалуйста, не путайте влюбленность с любовью. Неделю или месяц прожить вместе, не обращая внимания подстроившись под человека, а после добиться своего, войдя в доверие и кинуть это легко. А вот прожить несколько десятков лет и не обращать внимания на минусы, любя человека такого, какой он на самом деле и сразу, чтоб не накапливать и не ссориться по пустякам это тяжело.

Ответив на вопрос, что такое идеал , теперь разберем подробней, почему идеала не может быть. Допустим Человек много времени уделяет урокам, учился на одни пятерки и закончил институт с красным дипломом. И вот перед нами, специалист, в своей области отлично знающий свое дело. Но не все так просто, никто не знает, сколько ему пришлось приложить усилий, чтобы учить днями и ночами уроки, чтоб получать только пятерки, чем он жертвовал и какой обладал, видя, как его сверстники играли во дворе в футбол, ходили в кино, гуляли с девчонками и т.п. У него просто не было времени или было очень мало, а так как он уставал очень, тратил он его в основном на отдых, сон, расслабление музыкой или ТВ.

Отсюда вывод, что такой человек может обеспечить семью всем необходимым, но с таким человеком будет не очень интересно куда-нибудь сходить, о чем-то поговорить, кроме как про работу, так как он просто жил другой жизнью и у него другие интересы. Выходит то, что либо человек доминирует в одной области, но слаб в другой, либо наоборот, либо и там и там средне. Поэтому стоит искать, как раз эту золотую середину, сделать акцент на то, что тебе действительно нужно в твоей половинке больше всего. Выбрать те качества и критерии, за которые ты будешь любить, а все остальное на втором плане.

Небольшой пример: у человека есть машина, есть девушка. Девушке хочется, чтоб парень уделял ей больше времени, больше тратил на нее денег. Но при этом ей хочется ездить на машине, а не ходить пешком, следовательно, парень будет тратить часть своего времени на ремонт и обслуживание машины. А девушка обижается и начинает закатывать скандал, что он любит машину больше, чем ее. Тут опять же нужно понимать друг друга и найти этот баланс, эту серединку, чтоб всех всё устраивало, иначе в скором времени конец отношениям.

А еще мне очень понравилась однажды фраза Женщины по ТВ (не помню, какая шла передача) она сказала следующее: «Человек не виноват в том, что я им очаровалась, что я в него влюбилась, что он мне понравился» он не обязан, не гулять, не общаться с тобой, так же как и ты не обязана гулять и общаться с теми, кому ты понравилась, но они тебе нет. Поэтому не нужно сразу привыкать и влюбляться в человека. Просто общайся, дружи, проводи время, если тебя устраивают условия, но не жалей, не соглашайся на них с мыслью, что тебе потом отдадут твое. Что кто-то будет обязан тебе чем то, так как все это ведет к чувству долга, который отталкивает людей друг от друга.

Что такое идеал

Нравится

Идеалы - Человеческое поведение имеет источник не только в сфере потребностей человека и его направленности (интересов, склонностей). Большое значение имеет и морально-нравственная сфера, которая целиком определяется идеалами человека - представлениями об образцово-показательном поведении.

Как заметил С. Л. Рубинштейн, мы делаем не только то, в чем испытываем непосредственную потребность, и занимаемся не только тем, что нас интересует. У нас есть моральные представления о долге, о лежащих на нас обязанностях, которые также регулируют наше поведение. Должное, с одной стороны, противостоит индивиду, потому что оно осознается как независимое от человека. Должное является всеобщезначимым, не подвластным субъективному произволу. Идеалы это то, что не подвластно случаю, настроению, сиюминутным мотивам и т.д.

С другой стороны, если мы переживаем нечто как должное, а не только отвлеченно знаем, что оно считается таковым, должное становится предметом наших личных устремлений, общественно значимое становится вместе с тем личностно значимым, собственным убеждением человека, идеей, овладевшей его чувствами и волей.

Идеалы можно рассматривать как некий обязательный балласт, ограничивающий человека в его действиях, сковывающий свободу и заставляющий поступать как надо, а не как хочется. Но в идеалах, передаваемых из поколения в поколение, заключается и передаваемый в культуре опыт выживания в обществе. Этот опыт может говорить, например, что нельзя поддаться сиюминутному искушению и украсть что-то - это может стоить очень дорого потом, нельзя поддаться сексуальному возбуждению и изнасиловать кого-то - сексуальное напряжение будет снять на пару дней, но вред от этого действия может быть колоссальным. Если в идеале сказано, что нужно всегда говорить правду, то это не только "потому, что потому", но и потому, что в следовании этому идеалу можно добиться безупречной репутации, что бывает иногда крайне полезно (например в науке).

Идеал может определять совокупность норм поведения. Идеал - это целостный образ, в этом образе воплощаются наиболее ценные и привлекательные человеческие черты. Этот образ служит образцом эталоном, и любое отклонение от этого образца-эталона трактуется как нежелательное. Сильные отклонения - как неприемлемые. К примеру, человек придерживается идеала честности. Он может позволить себе маленькую ложь, например соврать по телефону, что какого-то человека нет на месте. Это поведение он трактует как нежелательное, но если не видит иного способа ответить, то приходится лгать. В других случаях, когда ложь уже не будет казаться сиюминутной, может иметь далеко идущие последствия, он обязательно скажет правду, даже если это чревато для него сильными неприятностями. В крайнем случае он уклонится или откажется отвечать. Иными словами, имеет довольно большое значение не только и не столько факт отклонения от идеала, сколько степень этого отклонения. При этом, очевидно, разные люди весьма различно трактуют эту степень отклонения, имеют в этом отношении разные шкалы.

Если человек может иметь у себя на уме образцы наилучшего поведения, то он может иметь и образцы наихудшего поведения, то есть анти-идеалы . Анти-идеалы в целом обладают такими же особенностями, как и просто идеалы. Они тоже работают двояко: и для предварительной оценки планируемых действий, и для оценки пост-фактум.

Поведение человека зажато, таким образом, между двух полюсов: положительным и отрицательным. Человек естественным образом отталкивается от отрицательного и притягивается к положительному. Однако эта система совсем не является устойчивой во времени. Идеалы и анти-идеалы человека тоже подвержены изменениям. В основном это связано с изменением, детализацией картины мира. То, что раньше казалось, очевидным и бесспорным, теперь представляется в высшей степени сомнительным. Измененная картина мира влияет на формирование новых и исчезание старых идеалов.

Зачастую трансформация идеалов происходит настолько радикально и стремительно, что вызывает сильное удивление и глубокое непонимание окружающих. Идеал или идеалы человека как бы меняют полярность: то, что раньше считалось хорошим, теперь считается плохим, и наоборот. Такой поворот на 180 градусов обычно происходит в периоды глубокой фрустрации, кризисных переживаний. В таких состояниях человек может прийти к выводу, что причины его неудач или даже краха лежат в ценностной сфере. Он отказывается от своего идеала в пользу анти-идеала, потому что этот образ давно уже сформирован, нагляден, "готов к употреблению". Это и является причиной того, что человек бросается из крайности в крайность.

У людей с чрезвычайно неадекватной самооценкой и вообще личностными расстройствами может наблюдаться следующее. Низкая самооценка может привести к тому, что у человека самый главный его анти-идеал совпадает с собственным образом Я. То есть все то, что человек делает, является неправильным. Высокая самооценка приводит к обратному эффекту: идеал совпадает с собственной образом Я. Пусть это звучит афористично, но идеалы людей далеко не всегда идеальны.

Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть. Нормальной является ситуация, когда образ Я человека находится где-то между двумя полюсами, между идеалом и анти-идеалом. Человек может даже ощущать, что он ближе к анти-идеалу, чем к идеалу. Для личностного благополучия важно не столько близость к тому или иному полюсу, сколько уверенное движение в сторону положительного полюса.

На формирование идеалов человека оказывает влияние ряд факторов. Разумеется, большое значение имеет государственное устройство, официальная идеология. Многие люди имели возможность пожить при двух разных строях общественного уклада: социализме и капитализме, сравнить идеалы людей разных эпох. При социализме, особенно в первые десятилетия СССР, в идеалах людей обретали идеи коллективизма, взаимопомощи, самоотверженности, исполнительности, рационализма и т.д. При капитализме - идеи индивидуализма, накопительства, гедонизма, предприимчивости, статусности и т.д.

Идеалы, как уже говорилось, формируются во многом под влиянием картины мира. У людей верующих одни идеалы, у людей с научной картиной мира - другие. У гуманитариев идеалы в большей степени направлены на межличностное общение, у технарей идеалы теснее связаны со способностями и опытом работы.

Во многом идеалы формируются под влиянием окружающих, близких людей. Идеалы при этом передаются и как есть, и трансформируются, и даже обращаются в анти-идеалы. В основном характер таких заимствований зависит от социального статуса другого человека. Если этот социальный статус высокий, то идеалы передаются как есть. Если же, например, социальный статус родителя очень низкий (не имеет хорошей работы, его не уважают, он ведет асоциальный образ жизни), то все его попытки передать свои идеалы ребенку вряд ли увенчаются успехом, с большой степенью вероятности они будут восприняты со знаком минус.

На формирование идеалов подрастающего поколения иногда оказывает решающее значение оказывают исторические деятели, а также вымышленные персонажи из книг и кинофильмов. При этом юноша или девушка могут в качестве идеала иметь отдельную личность или собирательный образ из разных книг и фильмов. Часто собирательный образ ряда вымышленных персонажей обладает большей силой, нежели личность реального человека из истории или настоящего.

B смысле превращения количества в качество путем увеличивающегося усложнения Тейяр представляет себе и развитие жизни. В соответствии с законом «планомерного усложнения» из маленьких молекул возникли большие, а из последних – первые клетки. Таким образом, жизнь возникла из предварительных ступеней, которые лежат вне живой материи, путем образования «существенно нового типа корпускулярной группировки». Тейяр уже в 1938 г. считал, что непосредственный процесс возникновения жизни можно будет когда-нибудь наблюдать в лаборатории.

Такие положения католика решительно отличаются от спекуляций официальных апологетов католической догматики.

Человеческая душа возникает, по мнению Тейяра, в процессе эволюции, естественным /путем. Нигде у него не говорится о том, что человеческая душа создается богом из ничего, как этого требует католическая догма.

Адам и Ева для Тейяра не являются объектами научного рассмотрения. «Человечество в принципе появилось таким же путем, как любая из других разновидностей». Вопрос, были ли Адам и Ева первыми людьми, не может «претендовать на научное значение, так как палеонтология может трактовать виды только в форме групп» Таким образом, для Тейяра не существует также первородного греха. Это в свою очередь дает ему возможность проявить оптимизм в отношении будущего человечества на земле. Оптимизм Тейяра де Шардена отнюдь не соответствует взглядам католической церкви.

Явные противоречия между материей и духом – «богом», между естественным и сверхъестественным порядком, о которых учит церковь, стираются, ибо Тейяр защищает единство мира. Материя и дух для пето не две вещи, а два состояния и аспекта одного и того же космического вещества. Один бог в природе, один одновременно с природой становящийся бог – это, конечно, не христианский бог, так как он позволяет снять требуемую трансцендентность.

Система Тейяра приближается к пантеизму. Естественнонаучная эволюционная основная концепция Тейяра открыто противоречит католическому учению. Непреодолимое противоречие между официальной католической теологией и пантеистическим мировоззрением Тейяра сохраняется и тогда, когда он пытается найти лазейку для творческой деятельности бога, признавая, что спиритуалистическому мыслителю ничто не мешает «под вуалью феномена революционного преобразования подставить любое «творческое творение или особое вмешательство». Это высказывание не снимает, однако, того обстоятельства, что Тейяр рассматривает развитие как процесс, закономерно протекающий без вмешательства бога. Бог является здесь только излишним дополнением.

Само собой разумеется, христианин Тейяр не может себе представить человечество и его будущее без религии. Его идеалом является тесная связь науки и религии. Религия кажется ему неизбежной, потому что человек, чтобы дальше работать и дальше искать, должен быть убежден, что вселенная имеет смысл.

Эта религия Тейяра имеет очень мало общего с христианством: «Ее подлинной функцией является, однако, поддержка и ускорение прогресса жизни» О своем боге «омега» Тейяр мало что мажет сказать: «Я не чувствую, однако, особой уверенности в его существовании. Верить не значит видеть. Я бреду... в тени веры... в этих условиях я решаюсь идти до конца пути... к горизонту, который все больше покрывается туманом».


Листаем страницы религии:

греч. id?a - идея, образ] - образ человека, являющегося образцом для других. И. является предметом изучения разных наук и рассматривается как нечто совершенное, чего быть может еще нет, но к чему следует стремиться. В качестве И. может выступать совокупность норм поведения; образ, воплощающий наиболее ценные и привлекательные человеческие черты, образ, который служит образцом. И. человека не всегда представляет собой его идеализированное отображение. В И. нередко воплощается то, чего не достает человеку, то, к чему он стремится для того, чтобы быть удовлетворенным в своих планах и мечтах. Стремление достичь И. может выступить как важнейший мотив поведения человека стать тем, что составляет смысл его жизни. И. в своей развитой форме присущ человеку, который способен предварять реальное действие идеальным, представлять результаты труда до его начала. И. формируются под влиянием социальной среды и в значительной степени определяются мировоззрением человека и менталитетом общества. Каждая эпоха формирует свои представления об идеале человека, однако это представление не является абсолютом, поскольку разные общности культивируют свои представления об И. При этом в качестве И. может выступать конкретная историческая личность, в которой наиболее полно воплощены ценные черты. Различаются два типа отношений к И.: созерцательно-восторженное и страстно-деятельное. 1) Человек ограничивается виртуальным восхищением, преклонением перед И. 2) Порождает у человека энергию для претворения И. в реальные черты личности. И. выступает в качестве мотивов самовоспитания, самоизменения. В этом случае он содержит программу работы, способствующей достижению соответствия человека идеальному образу. В.А. Шустер

Идеал

эмоционально-положительно окрашенное Представление, мысль человека о чем-то или о ком-то, что рассматривается как самое желанное, самое лучшее для него. Идеал определяет смысл и цель жизни человека, его стремления, поведение и мышление, особенно в детстве и юности. С возрастом идеал человека может меняться.

Идеал

(франц. ideal, от греч. idea - идея, первообраз) в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей.

ИДЕАЛ

фр. idйal) – образ чего-л. совершенного, образец, высшая цель устремлений человека, социальной группы. И. относительно недостижим и представляет собой только идею регулятивного порядка. Он указывает скорее направление на цель, чем создает конкретный образ самой цели, и поэтому руководит человеком скорее как чувство верного направления, чем как ясный образ результата деятельности или поведения. С др. стороны, И., в принципе, не м. б. недостижимым. Он – не мечта, не имеющая отношения к реальности. И. как таковой всегда конкретен, и он должен постепенно реализовываться в биографии человека и истории общества (Э. В. Ильенков, 2001). Идеальным решением проблемы конфликтов на сегодняшний день представляется, во-первых, полное искоренение конфликтов, приводящих к гибели и физическим страданиям людей; во-вторых, исключение внутриличностных конфликтов, вызывающих самоубийства и серьезную депрессию. Оба эти И., в принципе, вполне достижимы, если бы большинством организаций и государств руководили нравственные, культурные и умные люди.

Идеал

греч. idea - представление, понятие, идея) - 1. совершенство; 2. совершенный образец чего-либо. Так, идеалом русского человека Ф.М.Достоевский считает А.С.Пушкина. Писатель предсказывает, что в конце 22 века после Р.Х. жители России достигут уровня интеллектуального и нравственного развития поэта; 3. высшая и недостижимая цель стремлений, деятельности.

Идеал

греч. idea - представление, идея) - понятие морального сознания и категория этики, содержащие высшие моральные требования, возможная реализация которых личностью позволила бы ей обрести совершенство; образ наиболее ценного и величественного в человеке, абсолютное основание долженствования; критерий разделения добра и зла. Содержание морального И. складывается в процессе осознания людьми несправедливости и противоестественности своего положения, как альтернатива существующему, как внутренний протест против сложившегося порядка вещей. В моральном И., в какой бы форме он ни выступал, воплощены в первую очередь мечта (надежда, упование) о единстве и братстве людей и соответствующее этому требование безусловной человечности (альтруизм, гуманизм) в отношениях между ними. При этом культурно-историческое своеобразие и многообразие И. определялось специфичностью исторической роли и социальных интересов тех классов и социальных слоев, чаяния которых в них выражались. В рамках классовых идеологий формулируются общественные И. как прогнозы или утопии такого общественного устройства, в котором осуществляется моральный И., и личность достигает совершенства. Моральный И. в этике чаще всего рассматривался не только как отрицание несовершенной действительности, но и как ее духовное преодоление. Теоретическое освоение понятия морального И. начинается в эпоху эллинизма и впервые приобретает большое значение в христианской морали, в эпоху кризиса античного общества, когда обозначилось глубокое противоречие между должным и действительностью. Тогда образ морально совершенной личности - Иисуса Христа, человека-бога,- противопоставляется несовершенству и порочности «простых смертных». В христианской морали И. представляется, как правило, недостижимым для людей (неопротестантизм). Исключение могут составлять только «святые праведники». Подобные представления проникают также в философскую этику. Так, по Канту, И.- это недостижимый первообраз, который никогда не может стать действительностью. Фейербах попытался спустить нравственный И. с недостижимых высот на землю. Но и его реализм остался лишь призывом к моральному совершенствованию человека вообще. Сегодняшнее понимание И. базируется на этических постулатах общечеловеческих ценностей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!