Курская дуга сколько погибло человек. Курская битва - уральский государственный военно-исторический музей

Последствия поражения Японии во Второй мировой войне были катастрофическими. Только человеческие жертвы составили 8 млн. человек (из них 1.5 млн. числятся без вести пропавшими). Не говоря о материальных разрушениях, репарациях, колониальных и территориальных потерях, главным для японской нации были морально-психологические последствия.

Именно отсюда и следовала главная задача американских оккупационных властей: искоренение милитаризма и установление демократических порядков преобразования, проводимые американскими властями в послевоенном обществе. Создание двух органов власти, которые формально могли решать вопросы с Японией. Союзный совет Дальневосточная комиссия По делам Японии с участием размещалась в Вашингтоне и США, СССР, Китая; состояла из 11 членов. Представителей Великобритании и стран Содружества тихоокеанского региона- находился в Токио. Но, фактическая власть принадлежала штабу оккупационных войск США в Японии во главе с генералом Д. Макартуром. Изменения в экономической сфере:

11.10.1945 г. проведена аграрная реформа;

в ноябре 1945 г. были распущены дзайбацу, объявлена полная экономическая свобода;

в 1946 г. основана федерация экономических организаций лоббировавшая интересы японского бизнеса в политике;

21.11.1946 г. принят закон о профсоюзах.

Политические реформы:

В октябре 1945 г. были приняты директивы, провозгласившие в Японии политические и религиозные свободы;

в окт. 1945 г. образованы Либеральная, Прогрессивная, Социалистическая и Коммунистическая партии;

женщины получили избирательные права;

с дек. 1945 г. начала проводиться в жизнь Директива о демократизации системы образования;

штабом генерала Д. Макартура начала разрабатываться новая конституция (утверждена парламентом в сент. 1946, в силу вступила 3.05.1947 г.).

распущены вооружённые силы, запрещено военное производство;

1.01.1946г. состоялось публичное отречение императора от божественного происхождения правящей династии;

Был организован Международный токийский военный трибунал.

На международной конференции в Сан-Франциско (1951г.) был подписан мирный договор держав – победительниц с Японией.

После его вступления в силу в апреле 1952г. оккупационный режим был прекращён.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 30. Япония в годы американской военной оккупации (1945-1952):

  1. 32. Американская оккупация Японии (1945-1952 гг.) и ее роль в складывании послевоенного японского политического устройства.
  2. 24) Идеология и культурная жизнь страны в послевоенный период (1945-1952 гг.).
  3. Глава 38. ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СССР (1945-1952)

После вступления в войну с Японией Советского Союза и разгрома его войсками Квантунской армии правящие круги Японии приняли условия Потсдамской конференции о безоговорочной капитуляции. Вслед за этим Япония была оккупирована американскими войсками, действовавшими от имени союзных держав.

C этого времени и до вступления в силу в 1952 г. Сан-Фран- цисского мирного договора верховная власть в стране находилась в руках США.

Политика союзных держав в отношении Японии была сформулирована в Потсдамской декларации от 26 июля 1945 г. Декларация содержала требования об искоренении навсегда в Японии милитаризма, устранении всех препятствий к возрождению и укреплению демократических тенденций, установлении свободы слова, вероисповедания и мышления, а также уважения человеческих прав. B ней предусматривалось образование миролюбивого ответственного правительства в соответствии со свободно выраженной волей японского народа.

Тем не менее США сохранили в основном старый государственный аппарат во главе с японским императором, лишь слегка перестроив его. Посредством чистки административного аппарата американцы создали послушную им машину бюрократического управления.

США присвоили себе все важнейшие государственные функции. Они взяли в свои руки финансы, составление госбюджета, внешнюю торговлю, контролировали суды и полицейский аппарат, ограничили законодательную власть парламента. Японское правительство было лишено права устанавливать связи с другими странами, все функции внешней политики находились в руках оккупационных властей.

Уже в сентябре 1945 г. были распущены армия и карательные органы, националистические организации. Затем последовали предоставление рабочим права на создание профессиональных союзов, демократизация системы образования, ликвидация абсолютизма, уравнение в правах женщин, демократизация экономики. Были распущены дзайба-цу (промышленно-финансовые концерны), проведена земельная реформа, уничтожено помещичье землевладение. Религия синто была отделена от государства, а 1 января 1946 г. император публично отрекся от мифа о божественном происхождении правящей династии.

B результате чисток от общественной и политической деятельности было отстранено свыше 200 тысяч человек, арестованы и преданы суду международного трибунала 28 главных военных преступников. Из тюрем были выпущены свыше 3 тысяч политических заключенных.

После капитуляции Японии вместо ушедшего в отставку кабинета Судзуки было создано правительство во главе с членом императорской семьи приццем Хигасикуни. Оно должно было максимально сохранить атрибутику старой Японии и свести к минимуму меры союзных держав. Это правительство продержалось только до начала октября 1945 г. и было заменено кабинетом Сидэхара, известного своей проамериканской ориентацией. B годы правления этого кабинета и были по директивам американцев осуществлены основные преобразования, в том числе пррведены выборы в первый послевоенный парламент. B них приняли участие некоторые вновь образованные партии, включая партии левого крыла - Коммунистическую партию Японии и Социалистическую партию Японии, которые в дальнейшем стали играть существенную роль на политической арене.

Важной позитивной мерой по изменению государственного устройства Японии явилось принятие 3 ноября 1946 г. новой конституции, вступившей в силу 3 мая 1947 г. (действует по настоящее время). Она упразднила абсолютную монархию и фактически отстранила императора от политической власти, объявив его только «символом единства нации». Была провозглашена суверенная власть народа. Новым в практике буржуазного государственного права явилась декларация об отказе Японии «от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров».

По новой конституции гражданами стали считаться как мужчины, так и женщины, получившие равные с мужчинами избирательные права. Вводилось всеобщее избирательное право, упразднялась патриархальная семейная система, декларировались гражданские права.

Верхняя палата парламента стала выборной и получила название палата советников. Нижняя палата (палата представителей) была наделена по сравнению с верхней большими полномочиями.

Политическая партия, имеющая большинство депутатов в палате представителей, могла назначать премьер-министра. Если она обладала большинством в обеих палатах, то могла представлять парламенту предложения об изменении законов. Оппозиционные партии и профсоюзы в первые годы оккупации поддерживались американцами с цель укрепления демократических институтов. Однако с провозглашением «доктрины Трумэна» (1947 r.), положившей начало «холодной войне», они поставили своей задачей превратить Японию в, бастион антикоммунизма, своего союзника в борьбе с CCCP и коммунистическим Китаем. B этих условиях все организации левого толка (а в силу тяжелого экономического положения Японии профсоюзы вели активную борьбу с правительственным курсом по сдерживанию доходов населения) стали объектами репрессий.

После 1947 r., а особенно после начала войны в Корее (1950 г.) американцами стал проводиться так называемый «обратный курс». Он сводился к трем основным моментам: подавление оппозиционного, прежде всего профсоюзного и коммунистического, движения; пересмотр политики в отношении роспуска дзайба- цу; начало перевооружения Японии. Были приняты репрессивные меры против радикальных движений (увольнение с работы, закрытие печатных органов и т.д.), запрещались забастовки. Американцы перешли к политике укрепления японской экономики. B 1950 г. в новогоднем послании премьер-министру Японии командующий оккупационными силами генерал Макартур- отметил, что пацифистская 9 статья конституции не запрещает Японии иметь силы самообороны. После этого была принята программа создания 75-тысячного корпуса национальной полиции, ставшего основой для формирования новой армии.

Восстановление японской экономики было крайне медленным. B 1948 r., через три года после окончания войны, индекс промышленного производства Японии по отношению к 1937 r., взятому за 100, составлял только 52, тогда как в других побежденных странах он достигал - в Западной Германии - 100, в Италии - 98. Наиболее острой проблемой была инфляция, не только препятствовавшая восстановлению промышленного производства, но и вызывавшая социальные волнения. Другой их причиной была безработица, поскольку демобилизация армии и флота, возвращение из бывших колоний сотен тысяч переселенцев привели к появлению огромного количества «лишних» рабочих рук.

Восстановление экономики до 1949 г. шло в основном по линии правительственных субсидий крупным монополиям и американской помощи. Однако эти меры могли иметь лишь временный характер, поскольку создавали положение, при котором, чем больше средств вкладывалось в промышленность для увеличения про- изводства. тем сильнее росла инфляция. Деловые круги Японии не проявляли заинтересованности в изменении этого механизма, обеспечивавшего им большие инфляционные прибыли за счет использования государственных средств.

Поэтому в декабре 1948 г. последОвало категорическое указание американского правительства штабу оккупационных войск о вводе в действие плана стабилизации. Он состоял из девяти пунктов, согласно которым японСкому правительству вменялось в обязанность: 1) сбалансировать государственный бюджет, 2) увеличить налоговые сборы, 3)строго ограничить выдачу субсидий, 4) стабилизировать заработную плату, 5) установить контроль за ценами, 6) усилить контроль над внешней торговлей и иностранной валютой, 7) улучшить систему снабжения материалами, необходимыми длй экспортных производств, 8) увеличить производство местного сырья и товаров для ограничения импорта, 9) улучшить систему продовольственных поставок.

" B мае 1949 г. США аннулировали план взимания с Японии репараций, затем пересмотрели закон против монополий, открыв пути для концентрации производства и капиталов. Жестокие меры по обузданию инфляции, стабилизации денежного обращения, сбалансированию экспорта, получившие название «линии Доджа» (по имени главного экономического советника при штабе оккупационных сил) а также связанные с войной в Корее огромные американские военные заказы положили основу форсированному восстановлению и развитию тяжелой и химической промышленности Японии, обеспечили высокие темпы экономического роста в дальнейшем.

Сан-Францис- ® сентябре 1951 г. была проведена Сан-Францис- гкий мирный ская мирная конференция. Она была организова- договор на правящими кругами США и Англии с целью осу

ществления формальной процедуры подписания представленного ими варианта мирного договора с Японией. Многие заинтересованные страны не были на нее приглашены либо отказались в ней участвовать (как Индия и Бирма) в знак несогласия с англо-американским проектом договора. B ходе конференции советская делегация выдвинула ряд предложений и поправок к договору, в том числе касающиеся четкого определения принадлежности отошедших от Японии территорий. После отказа принять во внимание возражения и поправки советской делегации она отказалась подписать мирный договор, классифицировав его как сепаратную договоренность между правительствами США и Японии.

B соответствии с Каирской и Потсдамской декларациями, Ялтинским соглашением и решениями Дальневосточной комиссии Сан-Францисский мирный договор закрепил отказ Японии от Южного Сахалина, Курильских островов, Тайваня, островов Пэнхуледао и некоторых других территорий, но не указал на их нынешнюю национальную принадлежность.

Одновременно с мирным договором в Сан-Франциско был подписан «договор безопасности» между США и Японией, по которому США получилй право держать в Японии свои войска и после заключения мирного договора. Согласно «договору безопасности» американцы брали обязательства не только по обороне Японии, но и по подавление в ней внутренних волнений, а также Оговаривали необходимость развития японских сил самообороны.

Период реформ в Японии фактически начался 15 августа 1945 г., когда страна признала Потсдамскую декларацию и тем самым капитулировала. Подписание соответствующего акта на борту "Миссури" 2 сентября 1945 г. поставило точку во Второй мировой войне и открыло новую страницу японской истории.

Последовавший за поражением в войне период оккупации длился немногим менее семи лет, до 28 апреля 1952 г., т.е. до тех пор, когда начал реализовываться Сан-Францисский мирный договор, подписанный 48 странами капиталистического блока 8 сентября 1951 г.

Именно в этот период в Японии были проведены радикальные экономические реформы, позволившие ей развиваться эффективно и динамично, прочно заняв место второй экономической державы мира. В этот период произошли реформы в трех ключевых сферах японской экономики – сельском хозяйстве, промышленности и финансах.

Проведение радикальных реформ в аграрной сфере Японии в первые послевоенные годы имело чрезвычайно большое значение не только для сельского хозяйства Японии, но и для всей экономики в целом.

Успешные преобразования в аграрном секторе позволили миллионам граждан найти себе работу и доход. Тем самым была минимизирована безработица и ликвидирован излишек предложения рабочей силы на рынке труда. Сельскохозяйственное производство оттягивало на себя огромную трудовую армию – до половины всего занятого населения (49,4% в 1950 г.).

Ключевым моментом для начала реформ было то, что к 1946 г. почти половина (46%) всей культивируемой земли в Японии находилась в аренде и, следовательно, обрабатывалась нс собственниками, а арендаторами на тяжелых, подчас трудновыполнимых, условиях, а именно из расчета обязательной арендной платы, составлявшей от 50 до 70% собранного урожая.

В послевоенной Японии земельных реформ было две.

Первая (1945–1946 гг.) представляла собой тупиковый путь решения аграрного вопроса. Ситуация накалялась: резко увеличилось число арендных споров: если за весь 1945 г. их было зарегистрировано 5171, то за пять с небольшим месяцев 1946 г. – уже около 20 тыс.

Вторая земельная реформа (1946–1950 гг.) оказалась в состоянии действительно кардинально видоизменить аграрный сектор.

Она заключалась в двух следующих положениях:

  • – передача прав собственности на землю фермерам, реально работающим на земле;
  • – улучшение положения тех, кто пожелает остаться арендаторами.

Благодаря реформе правительству удалось в целом кардинально изменить ситуацию в деревне. Количество хозяйств собственников возросло на 77%, увеличившись почти на 1,7 млн единиц, а их удельный вес стремительно возрос с 36 до 62% от общего числа хозяйств. В результате реформы достигался большой положительный аффект в сфере социальных отношений.

Реформы 1946–1950 гг. заложили прочный фундамент для того, чтобы впоследствии сельское хозяйство не стало тормозом развития всей экономики.

Антимонопольные мероприятия , проведенные японским правительством совместно со штабом оккупационных войск, имели для Японии еще более серьезные последствия. По существу, реформировался костяк японской промышленности, подверглась трансформации вся система корпоративного управления, видоизменился рынок ценных бумаг, усилилась роль банков.

Роспуск дзайбацу начался с того, что в конце 1945 – начале 1946 г. под давлением оккупационных властей правительством Сидэхара было заморожено имущество дзайбацу и создана комиссия по упорядочению холдинговых компаний.

В период с октября 1946 г. по сентябрь 1947 г. уже при участии новых кабинетов министров Иосида и Катаяма стала проводиться сама процедура роспуска дзайбацу.

Во-первых, были распущены головные холдинговые компании, которые, владея контрольными пакетами акций, управляли концерном, состоящим из множества разнопрофильных компаний. В тот период (1946 г.) холдинговые компании дзайбацу владели 167 млн акций на сумму 8,1 млрд иен, в то время как общее число всех акций всех компаний страны составляло 443 млн иен. Таким образом, в руках холдинговых компаний было сосредоточено 38% акций всей страны.

Всей процедурой руководила специально созданная штабом СКАП ликвидационная комиссия.

Акции ликвидированных холдингов, а также вся их остальная собственность и права собственности в дочерних компаниях в принудительном порядке должны были быть проданы ликвидационным комиссиям. Оплата производилась государственными облигациями с правом их продажи через 10 лет.

После этого ликвидационные комиссии должны были организовать продажу населению приобретенных у дзайбацу активов посредством выпуска акций. Акции подлежали свободной продаже иа фондовом рынке. В итоге из 167 млн акций, которыми владели дзайбацу, к 1951 г. было продано 165 млн на сумму 7,57 млрд иен.

Всего расформированию подлежали 83 холдинга, однако в реальности было расформировано только 16 холдинговых компаний. 26 компаний были распущены с последующей реорганизацией, 11 холдингов были реорганизованы без роспуска, а остальные 30 компаний вообще были сохранены при условии, что они самостоятельно передадут свои контрольные пакеты акций в другие компании.

Во-вторых, было принято антимонопольное законодательство, представленное "Законом о запрещении частных монополий и об обеспечении справедливых и честных сделок" (апрель 1947 г.), а также "Законом о ликвидации чрезмерной концентрации экономической силы" (февраль 1948 г.).

Помимо принятых антимонопольных законов была также создана комиссия честной торговли. Ей было вменено следить за соблюдением антимонопольного законодательства и пресекать нечестные, незаконные методы конкуренции: такие как фиксирование цен, сговор и искусственное ограничение производства, участие в каких бы то ни было монополистических союзах, образование картелей, синдикатов, трестов, концернов во главе с холдинговыми компаниями. Контролировались и могли быть пресечены поглощения и слияния, которые вели к устранению конкуренции на рынке. Ограничивалось право скупки и владения акциями других компаний.

В результате к 1950 г. работникам предприятий, а также местным жителям территорий, на которых располагались предприятия, было продано 42,7% акций, непосредственно работникам было продано 41,8 млн акций (на 1 сентября 1949 г.), или 27,1%. Всего же физическим лицам принадлежало примерно 70% акций.

Это была коренная трансформация отношений собственности. Получив в свои руки титулы собственности, работники предприятий смогли в полной мере ощутить реальные плоды реформы. В этом заключался главный смысл и наиболее ценный положительный эффект проведенной реформы.

Реформы в финансовом секторе Японии. Ситуация в денежном хозяйстве Японии после войны действительно была критическая. После капитуляции финансы Японии находились в плачевном состоянии.

В довоенные годы, когда весь мир переживал депрессию, правительству Японии удавалось сохранять относительно стабильную ценовую ситуацию: рост цен с 1930 но 1937 г. в среднем был менее 3% в год. В последующие годы поддерживать ценовую стабильность становилось все труднее и труднее. В целом цены в Японии выросли за 17 наиболее трудных лет (1936–1953 гг.) в 300 раз. Для сравнения, в США за этот же период цены выросли лишь в два раза, а в Великобритании – в три.

Под руководством из Вашингтона в Японии в декабре 1948 г. была разработана программа стабилизации, официально именовавшаяся "Программа достижения экономической стабильности, подлежащая выполнению японским правительством", или "Стабилизационная экономическая программа девяти пунктов ". В ней были сформулированы основные цели и задачи новой финансовой реформы:

  • – сбалансировать государственный бюджет;
  • – увеличить налоговые сборы;
  • – строго ограничить выдачу государственных субсидий;
  • – стабилизировать заработную плату;
  • – установить контроль над ценами;
  • – усилить контроль над внешней торговлей и иностранной валютой;
  • – улучшить систему снабжения материалами, необходимыми для расширения экспорта;
  • – увеличить производство важнейших видов местного сырья и товаров;
  • – улучшить систему продовольственных поставок.

Эту программу поручили выполнять американскому банкиру Джозефу Доджу. Его миссии было поручено разобраться в сути экономических проблем Японии и заняться борьбой с инфляцией, так как в этом отношении штаб главнокомандующего Макартура упустил ситуацию из-под контроля.

Первым делом миссия Доджа коренным образом реформировала внешнеторговую деятельность. Взамен множественных обменных курсов на различные виды товаров, с которыми связывали нарастание бюджетного дефицита, был установлен единый курс 360 иен за один доллар.

Миссия Доджа отменила или значительно сократила большинство субсидий, которые выдавались японским правительством частному сектору и, как считалось, способствовали росту цен. Источником финансирования промышленности стали средства, получаемые правительством Японии от перепродажи американской продовольственной помощи, которая ранее шла на поддержку экспортеров. Тем самым экспортеры оказались на самоокупаемости, а средства, которые они получали в виде субсидий, переадресовывались теперь на долгосрочные инвестиционные проекты.

В организационном плане был создан так называемый "эквивалентный фонд", из которого и начали выдаваться долгосрочные ссуды на развитие промышленности. Это помогло в значительной степени разгрузить государственный бюджет, который до этого был вынужден финансировать промышленность за счет раздувания денежной массы.

Определенный порядок был внесен и в такую важную сферу финансовой политики, как контроль и направление потоков банковского кредитования.

Для того чтобы внести в рутинный рыночный процесс кредитования предприятий бо́льшую рациональность, подключив сюда макроэкономический анализ и перспективное государственное планирование, иными словами, для того чтобы дополнить практические тактические знания банкиров стратегическим видением общенациональных задач, был образован кредитный контрольный совет, созданный наподобие американского контрольного совета при Федеральной резервной системе.

Изменения коснулись и фондового рынка Японии. Были вновь открыты биржи, не работавшие с конца войны.

Хронический дефицит государственного бюджета был преодолен в 1949 г., когда доходы впервые в послевоенное время превысили расходы.

В 1952 г. период оккупации завершился, все больше функций переходило в руки японского правительства, накал послевоенных дискуссий уменьшался, страна постепенно входила в длительный период высоких темпов экономического роста.

Важнейшими событиями этого времени стали процессы восстановления мощи бывших дзайбацу в форме новых структур, ориентированных на ведущие банки. Получила свое развитие система кэйрэцу, представлявшая собой воссоздание крупных корпоративных конгломератов и холдингов.

Кэйрэцу являлась формой сетевой организации, при которой формально независимые фирмы объединены в единое целое благодаря прочной системе связей, базирующихся на перекрестном владении акциями, смешанных директоратах, президентских советах. Кэйрэцу – это объединения промышленных, коммерческих и финансовых организаций. В кэйрэцу входят дочерние и партнерские фирмы, часть акций которых принадлежит материнской компании, сюда же могут входить и самостоятельные компании, связанные с концерном гораздо более сильными производственными связями.

Аналогов кэйрэцу не существует ни в одной другой развитой стране.

Система пожизненного найма по праву считается главной характеристикой японского рынка труда.

Элементы системы пожизненного найма стали применяться на предприятиях тяжелой и химической промышленности в период экономической депрессии после Первой мировой войны. Эти отрасли особо нуждались в постоянной квалифицированной рабочей силе, а масштабы деятельности данного сектора и перспективы развития соответствующих рынков позволяли с уверенностью планировать расширение производства, не опасаясь переизбытка рабочих рук.

В дальнейшем такая методика распространилась на другие важнейшие отрасли. Это было связано не только с частной инициативой использовать данный способ организации труда как более эффективный, но и с тем, что в 1940–1941 гг. правительство ввело систему военного контроля над промышленностью и принудительного закрепления рабочей силы за выделенными для военного производства объектами.

В послевоенный период, когда стал явно ощущаться дефицит квалифицированной рабочей силы и между японскими компаниями резко обострилась конкурентная борьба, система пожизненного найма стала активно использоваться на ведущих предприятиях, позволив им на добровольной экономической основе обеспечить свои производства постоянными работниками. Это вносило дополнительную мотивацию в работу персонала, который имел гарантии пожизненного найма при условии качественного труда и жизнеспособности самой фирмы.

Возникновение в начале 1950-х гг. кружков качества – оперативных производственных групп, нацеленных на решение конкретных вопросов, связанных с повышением качества выпускаемой продукции, стало одной из наиболее характерных для японской экономической системы форм участия рядовых сотрудников предприятий в инновационной деятельности.

Все это стало тем фундаментом, на котором впоследствии было построено высокоэффективное японское производство.

Политика союзных держав в отношении побежденной Японии была сформулирована в Потсдамской декларации от 26 июня 1945 г. Декларация содержала требования об искоренении милитаризма, устранению всех препятствий для развития демократических тенденций, установления в стране свобода слова, вероисповедания и уважения основных человеческих прав. Декларация являлась общей программой антифашистской коалиции союзных держав. В ней нашли свое отражение те цели, которые ставили перед собой демократические силы всего мира во второй мировой войне. В некоторых ее разделах в частности говорилось следующее. Навсегда должны быть устранены власть и влияние тех, которые обманули и ввели в заблуждение народ Японии, заставив его идти по пути всемирных завоеваний, ибо мы твердо считаем, что новый порядок мира, безопасности и справедливости будет невозможен до тех пор, пока безответственный милитаризм не будет изгнан из мира.

До тех пор, пока такой новый порядок не будет установлен, и до тех пор, пока не будут существовать убедительное доказательство, что способность Японии вести войну уничтожена, -- пункты на японской территории, которые будут указаны союзниками, будут оккупированы для того, чтобы обеспечить осуществление основных целей, которые мы здесь излагаем. Японским вооруженным силам, после того, как они будут разоружены, будет разрешено вернуться к своим очагам с возможностью вести мирную и трудовую жизнь. Мы не стремимся к тому, чтобы японцы были порабощены как раса или уничтожены как нация, но все военные преступления, включая тех, которые совершили зверства над нашими пленными, должны понести суровое наказание. Оккупационные войска союзников будут отведены из Японии, как только будут достигнуты эти цели и как только будет учреждено мирно настроенное и ответственное правительство в соответствии со свободно выраженной волей японского народа. Несомненно, что эта Декларация была справедливой и, прежде всего, отвечала чаяниям самого японского народа …

Вопросы послевоенного устройства. После вступления Советского союза в войну и разгрома им Квантунской армии правящая верхушка Японии приняла условия Потсдамской декларации о безоговорочной капитуляции. Вслед за этим Япония была оккупирована американскими войсками, действовавшими от имени союзных держав. Сразу же после капитуляции Японии развернулась борьба пор вопросам ее послевоенного устройства. С одной стороны выступали правящие круги США, которые опасались усиления движения народных масс Японии в защиту своих прав, настаивали на отдельных ограниченных реформах, не затрагивающих основ существующего строя. Противоположные позиции занимали некоторые международные демократические силы, которые требовали проведения широких прогрессивных преобразований, обеспечивающих превращение Японии в современное демократическое государство.

При этом правящие круги США с самого начала оккупации стремились обойти принцип единогласия четырех великих держав (СССР, США, Китая и Англии) при разрешении японских проблем. В октябре 1945 г. США в одностороннем порядке создали в Вашингтоне Дальневосточную консультативную комиссию по Японии, что вызвало резкий протест со стороны Советского Союза и других стран. В конце концов в декабре 1945 г. на Московском совещании министров иностранных дел, созванном по инициативе СССР, после длительных переговоров США были вынуждены дать согласие на роспуск Дальневосточной комиссии и принять план, согласно которому в Вашингтоне учреждалась Дальневосточная комиссия из представителей 11 стран. Эта комиссия провозглашалась директивным органом, определяющим основные принципы оккупационной политики и по идее была поставлена над главнокомандующим американскими оккупационными войсками. Однако из-за обострение отношение между СССР и США привели к тому, что на практике Дальневосточная комиссия не сыграла отведенной ей роли.

Американская оккупационная политика началась в условиях резкого обострения общего кризиса капитализма, распада колониальной системы. В это время народы всего мира, в том числе и американский, в результате победы в войне, носившей антифашистский, освободительный характер, переживали демократический, революционный подъем. В этих условиях США не могли не считаться с условиями Потсдамской декларации и вынуждены были провозгласить политику демократизации и демилитаризации Японии. При этом они преследовали свои собственные цели - ослабить своего вчерашнего конкурента на мировом рынке, установить политический, экономический и военный контроль над ним.

Однако для того, чтобы устранить опасность возрождения японской угрозы Америке, необходимо было, прежде всего, подорвать позиции абсолютистской монархии, военщины, помещиков, бюрократии, ослабить влияние монополистического капитала. Соединенные Штаты понимали, что осуществить такие важные задачи силами только оккупационной армии нельзя, и поэтому пытались использовать социальные и политические силы внутри самой Японии - пацифисты, представители средней и мелкой буржуазии, рабочие и крестьяне, либералы и т.д. Первые шаги оккупационных властей. В отличие от оккупации Германии, в результате которой ее правительство было полностью распущено и управление страной осуществлялось непосредственно союзными державами, создавшими Союзную военную администрацию для Германии, в Японии США в основном сохранили старый государственный аппарат во главе с японским императором, лишь несколько перестроенный и обновленный в ходе чистки, и поручили этому аппарату проведение в жизнь американских директив о послевоенных преобразованиях. Вместе с тем США присвоили себе ряд государственных функций. Они полностью взяли в свои руки область финансов и внешней торговли, поставили под свой контроль все органы правосудия, полицейскую власть, составление государственного бюджета, ограничили законодательную власть парламента. В области дипломатии японское правительство было лишено права устанавливать и поддерживать связи с иностранными державами. Сразу же после капитуляции США предприняли ряд мер, направленных возрождение в стране некоторых демократических норм, которые или вообще отсутствовали в Японии, или были ограничены в ходе мировой войны. Было официально объявлено о роспуске ультранационалистических обществ, секретных правых организаций, которые своей деятельностью содействовали ограничению свобод японского народа. Уже в сентябре 1945 г. в соответствии с Потсдамской декларацией оккупационные власти издали директивы о роспуске вооруженных сил страны, о запрещении военного производства, об аресте главных военных преступников. 4 октября 1945 г. была ликвидирована тайная полиция (Токко), аналогичная немецкому гестапо, одновременно были выпущены политзаключенные.

С целью ослабления культа императора 1 января 1946 г. состоялось его публичное отречение от мифа о его божественном происхождении. 4 января оккупационные власти издали декрет о чистке государственного аппарата и политических организаций от лиц, связанных в прошлом с фашистской и милитаристской деятельностью и о роспуске 27 шовинистических организаций. В результате этих чисток от общественной и политической деятельности было отстранено более 200 тыс. человек. Были арестованы и преданы. Международному военному трибуналу 28 главных военных преступников, в том числе бывшие премьеры Тодзё, Койсо, Хирота, Хиранума, генералы Араки, Дойхара, Итагаки, Кимура, Минами, Мацуи, и некоторые дипломаты. Хотя оккупационные власти таким образом намеревались избавиться от неугодных им лиц, преследовали только свои интересы, тем не менее был нанесен серьезный удар по старой бюрократической системе, на которую опирался императорский режим.

В декабре 1945 г. был опубликован Закон о профсоюзах, впервые в истории Японии предоставивший всем рабочим, в том числе работникам государственных предприятий и учреждений, право на организацию профсоюзов, на коллективные переговоры и стачки. Закон предусматривал также участие профсоюзов в обсуждении вопросов о кадрах, найме и увольнении, выплату зарплаты освобожденным профработникам.

22 октября 1945 г. вышел меморандум оккупационных властей в отношении народного образования. В нем предусматривалось запрещение культивирования милитаристской идеологии и преподавания военных дисциплин в обычных школах. Указывалось, что воспитание детей должно вестись в с учетом воспитания у детей уважения к достоинству личности, его правам, уважения прав и интересов других народов. Меморандум предусматривал также реабилитацию работников просвещения, уволенных в свое время за либеральные или антивоенные взгляды. Одновременно запрещалась любая дискриминация по отношению к учителям, учащимся и работникам просвещения на почве расовой или религиозной принадлежности и политических убеждений. Впредь до выхода новых учебников запрещалось преподавание в школах истории Японии.

Экономическое положение. Производственно-техническая база японской промышленности сравнительно мало пострадала от военных действий. Наибольшее сокращение производственных мощностей произошло только в легко промышленности - пищевой, текстильной -- которые удовлетворяли потребительский спрос населения на товары первой необходимости.

Что же касается мощностей тяжелой промышленности, то они сохранились на довольно высоком уровне. Разрушая и предавая огню малозащищенные мирные города и села, американцы почти совершенно не затронули главную угольно-металлургическую базу Японии на острове Кюсю. В частности целиком сохранился крупнейший в Японии металлургический комбинат «Явата». Тем не менее производство в Японии резко упало. Импорт сырья, топлива и продовольствия по существу прекращен в результате запрещения поддерживать торговые связи с другими государствами. В течение первых двух лет оккупации Япония занимала последнее место в мире по темпам восстановления промышленности. Тем не менее Соединенные Штаты в начальный период оккупации были вынуждены оказывать Японии экономическую помощь. Делалось это больше по политическим, чем по экономическим соображениям - с целью предупреждения острых социальных конфликтов, а также для достижения самоокупаемости японской экономики. В результате прекращения военного производства, демобилизации армии и флота, репатриации японцев из бывших колоний и оккупированных территорий (Корея, Маньчжурия, Тайвань, острова Южных морей) возникла массовая безработица. Около 10 млн. безработных были брошены на произвол судьбы.

Для того, чтобы несколько сгладить надвигающийся финансовый кризис, правительство встало на путь массового выпуска бумажных денег для погашения своих многочисленных обязательств перед монополиями, для выплаты пособий офицерскому составу армии и флота, для покрытия дефицита государственного бюджета. В результате этих мер возникла острая инфляция и резко снизилась реальная заработная плата и без того очень низкая. Образование политических партий. Сразу же после капитуляции Японии стали восстанавливаться старые и возникать новые партии.

  • 10 октября 1945 г. были освобождены из тюрьмы коммунисты в том числе и руководители партии, находившиеся в заключении 18 лет. Компартия Японии впервые получила возможность легального существования и немедленно развернула свою работу среди масс. 1 декабря 1945 г. открыл свою работу 1У съезд К П Я - первый легальный съезд японских коммунистов. На нем была принята программа и устав. В своих программных документах коммунисты призывали к осуществлению в стране глубоких демократических преобразований, ликвидация императорской системы и образование демократической республики, проведение аграрной реформы и искоренение милитаризма.
  • 2 ноября 1945 г. на учредительном съезде было провозглашено о создании Социалистической партии Японии (СПЯ). В нее вошли социал-демократы всех оттенков. Программа партии выдвигала лозунги демократии, мира и социализма. При чем под социализмом СПЯ подразумевала не уничтожение капиталистических отношений, а проведение глубоких социальных реформ в рамках капиталистического строя.
  • 9 ноября 1945 г. была образована Либеральная партия (Дзиюто), основное ядро которой составили члены довоенной буржуазно-помещичьей партии Сэйюкай. Эта партия станет в будущем отражать интересы крупной монополистической буржуазии.
  • 16 ноября 1945 г. появилась Прогрессивная партия (Симпото). Она отражала интересы некоторой части крупной буржуазии, помещиков и верхушки японского крестьянства.

Роспуск японских монополий - дзайбацу. В экономике довоенной Японии господствовали крупные монополистические объединения, именуемые «дзайбацу». Обычно они носили закрытый или замкнутый характер и контролировались одной семьей. Используя систему «личной унии» и другие средства. Головные компании дзайбацу контролировали десятки и сотни дочерних акционерных компаний, занятых в области промышленности, торговли, кредита, транспорта и в других отраслях хозяйства. Эти дочерние компании, в свою очередь, г7осподствовали над различными другими компаниями и т.д. Таким путем сравнительное небольшое число могущественных дзайбацу -- Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда - при поддержке поддерживающего их правительственного аппарата охватывало своими щупальцами буквально все отрасли японской экономики. Кроме всего, дзайбацу являлись главными вдохновителями и организаторами империалистической агрессии Японии и во время войны еще более усилили свою роль.

Вопрос о роспуске этих объединений выдвигался демократическими силами как первоочередная задача. Ликвидация всевластия дзайбацу рассматривалась ими как необходимая предпосылка подлинной демократизации и демилитаризации Японии. Ситуация в какой-то степени облегчалось еще и тем, что уже давно дискредитировали себя в глазах общественности и мешали восстановлению позиций крупной японской буржуазии. В директиве американского правительства от 6 сентября 1945 г., переданной Макартуру, кроме некоторых экономических проблем, в том числе и указывалось на необходимость «разработки программы роспуска крупных промышленных и банковских объединений, которые осуществляют контроль над большей частью промышленности и торговли Японии», и о замене их организациями предпринимателей, которые могут обеспечить «более широкое распределение доходов и собственности на средства производства и торговли». В феврале 1946 были ограничены в правах занимать руководящие посты в компаниях 56 членов семей руководящих деятелей дзайбацу, что должно было способствовать устранению господства дзайбацу над другими компаниями посредством личной унии. В соответствии с указаниями оккупационных властей японское правительство разработало план роспуска головных концернов «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо» и «Ясуда», а их активы были заморожены.

Правда, дзайбацу получили полную компенсацию за ценные бумаги в виде правительственных долговых обязательств, которые подлежали оплате через 10 лет. Впоследствии головные компании этих крупных концернов объявило о своем самороспуске. Несколько позднее оккупационные власти и само японское правительство приняло несколько законодательных актов, которые предусматривали ряд экономических и юридических мер, которые должны были воспрепятствовать возрождению дзайбацу в будущем …

Аграрная реформа. Аграрный вопрос давно принадлежал к числу наиболее острых социальных проблем Японии. До войны в японской деревне господствовала феодальная помещичьего землевладения, которая сформировалась после преобразований Мэйдзи в 70-80-х гг. Х1Х в. Более половины обрабатываемой земли принадлежало помещикам, которые сдавали ее крестьянам в аренду на кабальных условиях. Арендная плата доходила до 60 % с урожая и в основном собиралась только натурой. Кабальная система аренды приводила к образованию аграрного перенаселения, служившего резервуаром дешевой рабочей силы. Все это отрицательно сказывалось на общем жизненном уровне, как в городе, так и в деревне. Существовавшая система феодального землевладения сдерживала развитие производительных сил в сельском хозяйстве, препятствовала повышению производства продовольствия и сельхоз сырья. Одновременно с эти феодальный облик деревни отрицательно сказывался и на развитии капиталистических отношений в системе городского производства. Ликвидация этих отношений, несомненно, позитивно могла сказаться и на демократизации всего политического строя Японии. Капитуляция Японии открыла новую страницу в борьбе крестьян за свои права. Резкий подъем крестьянского движения, объединение его в лице Всеяпонского крестьянского союза вызвали серьезные опасения как у оккупационных властей, так и у правящих кругов страны. Стремясь не допустить демократического преобразования сельского хозяйства силами самого народа правящие круги США и Японии вынуждены были провести земельную реформу сверху, легальным, парламентским путем.

В ноябре 1945 г. японское правительство само внесло в парламент законопроект земельного закона. Этот документ был составлен японскими правящими кругами и отражал интересы только самих помещиков.

В декабре 1945 г. в разгар парламентских дебатов, штаб оккупационных войск опубликовал «Меморандум о земельной реформе». Этот закон вызвал острое недовольство японских демократических сил. С такой же критикой закона выступила КПЯ и Всеяпонский крестьянский союз. Закон о земельной реформе был подвергнут жесткой критике и со стороны представителей советских властей. Советская администрация предложила свой довольно радикальный вариант закона, в котором больше учитывались интересы крестьян. В конечном итоге японский парламент утвердил третий вариант закона, предложенный Англией, который был менее радикальным, чем советский, но более позитивный, чем американский. В основу этой земельной реформы были положены следующие общие принципы. Земли, сверх определенной нормы, выкупались государством у помещиков и затем продавалась крестьянам. При продаже земли предпочтение отдавалось тем крестьянам, которые раньше обрабатывали эту землю в качестве арендаторов. После проведения реформы (1949- 1950 гг.) частное крестьянское хозяйство стало преобладающей формой хозяйства. Арендные платежи с этого времени могли взиматься только в денежной форме и не должны были превышать 25% от урожая.

Горные леса и большая часть целинных земель по-прежнему оставались в руках помещиков. Леса ранее принадлежавшие императорской фамилии, были объявлены государственной собственностью. Хотя земельная реформа и привела к существенному изменению классовых отношений в деревне, тем не менее она полностью не решила аграрного вопроса. Мелкокрестьянское хозяйство не могло обеспечить значительного роста производительных сил и технического прогресса в сельском хозяйстве. Простое превращение арендаторов в самостоятельных землевладельцев в конечном счете поставило их в зависимость от преобразованной капиталистической экономики. Многие прежние помещики, сохранившие в своих руках леса, пастбища, луга, осуществляли контроль над местными органами власти, кооперативами и различными обществами и в значительной степени сохранили экономические и политические позиции в деревне.

Реформа образования. В марте 1947 г. был издан Закон о школьном обучении и Основной закон о просвещении. Использовав рекомендации американских специалистов, японские работники просвещения создали систему народного образования, в основном отвечающую положениям новой конституции. Период обязательного и бесплатного обучения был увеличен с 6 до 9 лет. Существенному изменению подверглись методы преподавания и программы. Из школьного обучения была устранена националистическая и шовинистическая пропаганда. Аналогичные пре6образования были проведены и в системе университетского образования. Была проведена децентрализация управления школьным обучением. Муниципальным и сельским органам власти предоставили в этой сфере большую автономию. Децентрализация управления просвещением облегчила создание более широкой сети специализированных колледжей и институтов, значительно ускорило темпы подготовки и качество новых кадров. Закон о труде. В апреле 1947 г. был принят Закон о трудовых нормах. Он установил 8-часовой рабочий день, часовой перерыв на обед, 25% надбавку к зарплате за сверхурочные работы, оплачиваемый отпуск, ответственность нанимателя за охрану труда и за санитарные условия, выплату компенсаций за производственные травмы, об охране труда подростков и т.д.

И хотя после выхода этого Закона в производстве сохранились некоторые негативные явления, сам по себе этот Закон имел очень большое прогрессивное значение. Принятие новой Конституции. Острая борьба демократических и реакционных сил развернулась вокруг проекта новой японской конституции. Американские оккупационные власти считали, что императорский строй может быть удобным орудием осуществления политики США. Подобные проекты вызвали резкую критику как за рубежом, так и внутри Японии. Несколько стран, в том числе и Советский Союз, склонялись к тому, чтобы вообще ликвидировать императорский строй и создать в Японии систему парламентской буржуазной демократии. В конце концов штаб оккупационных войск в феврале 1946 г. предложил новый компромиссный вариант, по которому император сохранялся, но только в качестве национального символа, по примеру Англии. Макартур признавал позднее, что вынужден был пойти на уступки только благодаря позиции Советского Союза. Большое влияние на характер проекта оказало демократическое движение самого японского народа. В уже готовый перед этим проект были внесены несколько очень важных статей и исправлений. В частности была добавлена статья об отказе от войны, как метода разрешения конфликтов. Японии запрещалось иметь собственные вооруженные силы. Прерогативы императора ограничивались представительскими функциями как символа Японии. Палата пэров упразднялась.

Демократические тенденции содержались также в разделе «Права и обязанности народа», где торжественно заявлялось, «что народ беспрепятственно пользуется всеми основными правами человека, что право людей на жизнь, свободу и стремление к счастью должны являться высшим предметом заботы в области законодательства и других государственных дел». Конституция провозгласила равенство всех граждан перед законом и упразднение в связи с этим привилегированного аристократического сословия. Кроме того - «неотъемлемое право граждан избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности»; «свободу мысли и совести, свободу собраний, слова и печати»; «свободу научной деятельности»; «право трудящихся на создание своих организаций и коллективные договоры».

Международный военный трибунал. Важным звеном в послевоенном обустройстве Японии играли вопросы, связанные с проблемой японской армии, полицией, офицерскими кадрами и вопросы о придании суду политических и военных деятелей страны. Японские правящие круги уже накануне капитуляции, предвидя будущие последствия, пытались сохранить контроль над ситуацией и не довести ее до нежелательного для себя исхода. 17 августа 1945 г. правительство Хигасикуни быстрыми темпами осуществило демобилизацию японской армии. Вооруженные силы в то время составляли 7 млн. человек, из них 4 млн. находилось в собственно Японии.

28 августа 1945 г. были уничтожены или спрятаны многие мобилизационные документы и списки офицерского состава. Гвардейскую дивизию реорганизовали в управление императорской полиции, сохранив ее костяк на случай восстановления. Основные руководящие и наиболее опытные кадры армии и флота были распределены по государственным учреждениям и военно-промышленным компаниям. Все это делалось для того, чтобы сохранить офицерские кадры и вывести их из под возможных негативных последствий в случае поражения Японии. Однако эти планы и действия последнего японского правительства не оправдались. В соответствии с условиями Потсдамской декларации, а также по настоянию международной общественности и народов азиатских стран, был создан Международный военный трибунал, который заседал в г. Токио. В его состав вошли представители 11 стран - СССР, США, Великобритании, Китая, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Голландии, Индии и Филиппин. Он привлек пристальное внимание миллионов честных людей во всем мире, видевших в нем проявление борьбы за мир и искоренение фашизма. Суду Международного трибунала были преданы 28 представителей правящих верхов Японии, среди которых были бывшие премьер-министры, высшие военные руководители, дипломаты, идеологи японского империализма, хозяйственные и финансовые деятели. В ноябре 1948 г. Международный трибунал в Токио, после судебных процессов, которые длились более 2,5 лет, вынес свой приговор по делу 25 главных военных преступников. Трибунал приговорил к смертной казни восьмерых. 16 подсудимых были приговорены к пожизненному заключению. Приговор трибунала был встречен с большим одобрением мировой демократической общественностью.

Кроме того, Трибунал осудил японскую агрессию как международное преступление и установил, что империалистическая Япония в тесном союзе с гитлеровской Германией, добивалась завоевания целых стран и порабощения их народов. Было также доказано, что Япония на протяжении многих лет готовила агрессию против СССР и в 1938-1939 гг. совершала вооруженные нападения на СССР. В разделе «Политика Японии по отношению к СССР», в частности говорило: «Трибунал считает, что агрессивная война против СССР предусматривалась и планировалась Японией в течение рассматриваемого периода, что она была одним из основных элементов японской национальной политики и что ее целью был захват территорий СССР на Дальнем Востоке». В приговоре были перечислены конкретные виды помощи, которую Япония оказывала Германии в ее войне против Советского Союза в нарушение ее обязательств по Пакту о нейтралитете. В частности указывалась, что Япония снабжала Германию военно-разведывательными данными о Советской Армии, ее резервах, о переброске советских войск, о промышленно потенциале СССР.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!