Лексический анализ текста с решением тестовых задач. Лексическая сочетаемость, паронимы

Готовимся к ЕГЭ.
Выполняем задание 5.
Лексическая сочетаемость,
паронимы.
Федореева И.А.,
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ с. Ленинское

Пароонимы (от др.-греч. παρα- - приставка со
значением смежности, ὄνομα - «имя») - это слова,
сходные по звучанию и морфемному составу, но
различающиеся лексическим значением.
Также обычно ошибочное употребление одного из
них вместо другого. Например, адресат - адресант.




подобранное слово.
Я непременно должен высказать своё ЛИЧНОЕ мнение
по этому вопросу.
Природная БЕДНОСТЬ этого края
суровыми климатическими условиями.
обусловлена
День обещал быть ДОЖДЕВЫМ и ветреным.
Бабушка растапливала ГЛИНЯНЫЙ очаг.
Пётр
человек
ДИПЛОМАТИЧНЫЙ.
мягкий,
тонкий,
ДОЖДЛИВЫМ
весьма

В ОДНОМ из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО
употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую
ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите
подобранное слово.
Мария Петровна была женщиной весьма вздорной,
со ЗЛОБНЫМ характером.
Этот случай оказался ЕДИНИЧНЫМ и, наверное,
исключением из правил.
Он пренебрегал правилам и этикета и был полным
НЕВЕЖЕЙ.
Между учителем и учениками
ровные, ДОВЕРЧИВЫЕ отношения.
установились
Вон уж в окно смотрит ВЫСОКИЙ месяц.
ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ

В ОДНОМ из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО
употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую
ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите
подобранное слово.
Ему казалось,
способности.
что
у
него
АРТИСТИЧЕСКИЕ
Он с ДЕЛОВИТЫМ видом обстоятельно отвечал на
все вопросы.
Сегодня холодно, так что я ОДЕНУ тёплую куртку.
На многих купюрах можно увидеть ВОДЯНЫЕ
знаки.
Почва здесь КАМЕНИСТАЯ, поэтому
зерновые культуры не выращивают.
никакие
НАДЕНУ

В ОДНОМ из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО
употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую
ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите
подобранное слово.
Его брат был полным НЕВЕЖДОЙ в вопросах
древнерусского искусства.
Папа
поражал
всех
ВОИНСТВЕННЫМ характером.
своим
чересчур
Её постигло НЕСТЕРПИМОЕ горе.
За ЗЛОБНЫЕ нарушения правил дорожного
движения предусмотрены большие штрафы.
Своими поступками он преследовал ДВОЯКУЮ
цель.
ЗЛОСТНЫЕ

В ОДНОМ из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО
употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую
ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите
подобранное слово.
ВЗРЫВНОЙ
подчинённых.
характер
начальника
пугал
его
Ему была ПРЕДСТАВЛЕНА возможность повысить
свою квалификацию.
БОЛОТНЫЙ
удобрением.
Его
доклад
познавательным.
ил
был
является
превосходным
ИНФОРМАТИВНЫМ
Ивану ПРОЧИЛИ карьеру дипломата.
ПРЕДОСТАВЛЕНА

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Русский язык 4 класс Минутка чистописания Праз. ник, ст. лица, сер. це, ур. жай, звёз. ный, к. рзина.дододо

Словарно-орфографическая работаСитуация, падеж, путешествие, ремонт, карниз, камыш, адрес, обаяние, свитер.пристижныйstyle.color Улей – пчелаконура – собакатропинка – пешеход – транспорт?дорога
Дорога – это полоса земли со специальным покрытием, например асфальтовым, или без него, предназначенного для движения различных видов транспорта. Прочитайте пословицыДобрая слава за печкой сидит, а худая по дорожк _ бежит. Беседа дорог _ коротает, а песня работу. Всякая дорог _ – вдвоём веселей.еу а

Тема урока:Правописание безударных падежных окончаний имен существительных Для того чтобы проверить правописание безударных падежных окончаний имён существительных:Ставлю существительное в начальную форму и определяю, к какому склонению оно относится.Подбираю, слово-помощник и ставлю его в ту же форму.Пишу такое окончание, какое у слова-помощника.Проверяю написанное.

Слова помощники:1 скл. – луна, земля; 2 скл. – конь, окно; 3 скл. – печь, степь. Спрыгнул с ветк _ , случай из жизн _ , ветка ел _ , пятно на обложк _ , шёл по площадк _ , вода с крыш _ , взял из тарелк _ , рассказ о сирен _ , очищают от пыл_. Выполнить морфологический разбор:1вариант - (с) ветки2 вариант - (из) жизни Игра «Верно»:Написание безударной гласной в падежном окончании существительного - это орфограмма. Слова конь, окно являются словами-помощниками для 2-го склонения. У всех существительных в П.п. пишется в окончании буква е.Когда сомневаешься, какую букву и или е написать в безударном окончании имени существительного 3-го склонения, пиши и и никогда не ошибёшься. существительных в роще, на ветке в окончание пишется е. -++++

Домашнее задание: Придумать любые 3 существительных и выполнить морфологический разбор.


Приложенные файлы

Среди учителей, которые работают в старших классах и готовят детей к итоговому экзамену по русскому языку, без сомнения, найдутся такие, кто сталкивался с проблемой различения паронимов. Тема действительно непростая, ведь словарный запас у сегодняшних старшеклассников невелик, читают мало, далеко не всегда то, что можно назвать настоящей литературой. Раздел «Лексика» изучался в 5–6-х классах, уже забылся, возвращаться к нему на уроках в средней школе можно только эпизодически, да и тема «Паронимы» если и объясняется, то лишь вскользь.

Между тем в письменных работах учеников встречается большое количество ошибок, связанных именно с употреблением слов, близких по звучанию и частично совпадающих по значению. Наверное, каждый из нас в свое время читал о заглавных героях таких произведений как «Мертвые души», «Шинель», «Крыжовник», умилялся тому, что после ссоры друзья смиряются, что в сказке «Золотая рыбка» деду выдалось поймать золотую рыбку, печалился вместе с автором сочинения, пришедшим к выводу: использование сленга и мата – один из самых обыденных способов общения в Сети .

Предлагаемая система работы, предназначенная старшеклассникам, может быть использована как на занятиях, посвященных повторению «Лексики», отработке задания типа А3 (ЕГЭ 2006, 2007 гг.), так и (в виде фрагментов) на уроках развития речи. Она включает в себя краткие теоретические сведения о паронимах, упражнения, направленные на формирование умения находить паронимы в тексте, включать в состав словосочетаний и предложений, различать лексические значения однокоренных слов, похожих по звучанию. Одновременно дети учатся работать с толковым словарем. Наибольшую сложность представляют задания, которые связаны с нахождением и исправлением речевых ошибок, возникших в результате смешения паронимов. Но именно эти упражнения наиболее полезны для старшеклассников, создающих собственные тексты разного содержания и стиля, но при этом не умеющих видеть речевые недочеты и проверять и править свои сочинения. Завершает систему работы четыре варианта контрольного упражнения.

Многие из предложенных заданий использовались в составе КИМов ЕГЭ в 2006 году. Они были привлечены сознательно: использование формулировок экзаменационных заданий внушает детям большую уверенность в своих силах.

Что такое паронимы?

Иногда слова бывают близкими по звучанию, но разными по значению или частично совпадают в своем значении. Чаще всего эти слова бывают однокоренными. Они называются паронимами (от греч. para – возле, onyma – имя). Например, дипломант – лицо, награжденное дипломом; студент, готовящий дипломную работу. Дипломант конкурса пианистов ;

дипломат – 1) должностное лицо, занимающееся дипломатической деятельностью; 2) перен . О человеке, действующем тонко, умело. Известный дипломат .

Неразличение паронимов может приводить к стилистическим ошибкам, искажению смысла.

В некоторых случаях паронимы имеют разную сочетаемость с другими словами, например, решительный характер, человек, но решающий шаг, роль, сила, поступок .

В некоторых значениях слова-паронимы могут иногда выступать в роли синонимов. Мы можем проводить опыты и производить опыты. Выделенные слова близки по звучанию. Они сближаются в одном значении – «делать, совершать, осуществлять». В сочетании же с другими словами и в других значениях они четко разграничиваются: проводить репетицию (репетировать), производить раскопки (раскапывать).

Упражнение 1. Подберите к данным словам пару – пароним. Включите эти слова в состав словосочетаний.

Драматический – ...
Дружеский – ...
Существо – ...
Единственный – ...
Злой – ...
Искусно – ...
Подпись – ...
Заглавный – ...
Наследие – ...
Гнездовье – ...
Безответный – ...
Пустошь – ...

Упражнение 2 *.

А. информационный нужно употребить информативный?

информационный – относящийся к информации;

информативный – несущий информацию, насыщенный информацией.

1) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной программы.

4) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.

Б. В каком предложении вместо слова жизненный нужно употребить житейский ?

жизненный – 1) прил. к жизнь (жизнь – физиологическое состояние человека, животного, растения от зарождения до смерти);

2) (перен .) важный для жизни, общественно необходимый;

житейский – обыденный, свойственный повседневной жизни.

1) Новую повесть хвалили, хотя кто-то говорил, что она не всегда отражает подлинные жизненные явления.

2) Он славился мудростью и раздавал жизненные советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях.

3) Этому произведению живописи явно не хватает жизненных красок.

4) Правительство должно руководствоваться жизненными интересами страны.

В. В каком предложении вместо слова представить нужно употребить предоставить?

представить – 1) дать, вручить для ознакомления, осведомления;

2) выделить, послать в качестве представителя;

3) возбудить ходатайство о каком-либо награждении или повышении в чине, должности кого-л;

5) показать, продемонстрировать кого-л., что-л., ознакомить с чем-л.;

6) воспроизвести, изобразить на сцене, создать какой-л. сценический образ;

7) мысленно воспроизвести, вообразить;

предоставить – 1) дать возможность кому-л. обладать, распоряжаться, пользоваться чем-л.;

2) дать возможность кому-л. делать или сделать что-л.; поручить кому-л., возложить на кого-л. исполнение какого-л. дела.

1) Представьте гостям вашего друга.

2) Актер умел представить пение соловья.

3) Вы должны срочно представить отчет о командировке.

4) Я представил вам право самостоятельно решать эти вопросы.

Г. В каком предложении вместо слова будничный нужно употребить будний?

будничный – 1) прил. к будни (в 1-м знач. = не праздничный, рабочий день; противоп. праздник ); предназначенный для будней;

2) перен . прозаический, однообразный;

будний – прил. к будни (в 1-м знач.)

1) Однажды в будничный день я с дедом разгребал во дворе снег.

2) Из одной будничной обстановки Наталья попала в другую, такую же однообразную и скучную.

3) Художник значительное место отводит изображению будничной стороны войны.

4) «Вот мы и приехали домой», – уже другим, будничным голосом сказал капитан.

Д. В каком предложении вместо слова враждебный нужно употребить вражеский ?

враждебный – полный неприязни, ненависти, вражды; неприязненный;

вражеский – прил. к враг; неприятельский.

1) Ко всему была готова Оксана, но все же не ожидала такого сухого, даже враждебного приема.

2) В этом капризном воздухе была нарядность юга, его подчеркнутая враждебная северу красота.

3) Вокруг села расположился враждебный полк.

4) В народных сказках животные иногда выступают в качестве враждебной силы, опасной для людей.

Е. В каком предложении вместо слова взрывной нужно употребить взрывчатый ?

взрывной – прил. к взрыв 1; взрывчатый – способный взорваться;

1) Взрывная волна отбросила ящик метра на три.

2) Здесь нельзя хранить взрывные вещества.

3) Снайперы обезвредили взрывное устройство.

4) В нем горели, обжигая, страстные, порой взрывные чувства.

Ж. В каком предложении вместо слова злой нужно употребить злостный?

злой – 1) исполненный чувства недоброжелательства, враждебный, полный злобы;

2) вызванный, проникнутый злобой, злостью, недоброжелательством;

3) свирепый, лютый (о животных);

4) заключающий в себе зло;

5) приносящий беду, неприятности; дурной, плохой;

6) причиняющий боль, вред; жестокий;

7) (разг.) очень сильный по степени проявления (о ветре, морозе и т.п.);

8) (прост.) усердный, старательный, ретивый;

злостный – 1) исполненный злости, злобы; содержащий злые намерения; злонамеренный;

2) сознательно недобросовестный.

1) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, все уснуло по чарам и колдовству злой феи.

2) Не по злой воле он допускал промахи и ошибки.

3) Имейте в виду, что злые браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.

4) Человек он был злой ; ему непременно нужно было кого-то мучить.

Упражнение 3. Вместо точек употребите одно из слов, указанных в скобках.

1. Прибывшие на конференцию предъявляли свои... (командировочные – командированные) удостоверения. 2. Бабушка сказала, что она с трудом припоминает... (лицо – личность) этого человека. 3. На сиденья автомобиля были... (одеты – надеты) чехлы. 4. Напрягая последние... (силы – усилия), мы завершили наше путешествие. 5. В нашем магазине большой выбор красивой и... (практической – практичной) обуви. 6. Прибывшее в порт судно... (встало – стало) на якорь. 7. Перед подвигом солдат Великой Отечественной войны мы... (преклоняем – склоняем) голову. 8. Студент внимательно слушал лекцию, делая... (пометы – заметки) в блокноте. 9. Мы так давно не виделись, что вначале я не... (узнал – признал) своего знакомого.10. Группа старшеклавссников... (зашла –пришла) в музей на лекцию. 11. В жизни можно многого добиться, прилагая... (силы – усилия).

Упражнение 4.

1. Родители близко к сердцу воспринимают успехи своих детей. 2. Вслед за клубникой подоспели вишня и смородина. 3. Новый работник оказался человеком кристаллической честности. 4. Первый выпуск стенной газеты был встречен ребятами с большой заинтересованностью. 5. На обмороженных стеклах окон видны узоры. 6. Утверждая приказ, директор школы ставит на нем свою роспись. 7. Новая дорога значительно укоротила наш путь. 8. Раскольников с самого начала казался человеком замкнутым, скрытым. 9. Первое время учеба поддавалась ему нелегко. 10. После разговоров с Лукой Актер подумал, что надо лечиться от алкоголя.

Упражнение 5.

Венок, надеть, адресат, остатки, апробировать, дефективный, длительный, опечатки, долг, одеть, отпечатки, оплатить, венец, длинный, желательный, наследство, экономический, скотный, проживать, адресант, исполнять, останки, желанный, уплатить, должность, наследие, честь, выполнять, дефективный, экономичный, обсудить, опробовать, жить, скотский, честность, осудить.

Упражнение 6 **. В каком предложении выделенное слово употреблено неправильно? Запишите это предложение, внеся необходимые исправления.

А. 1) Душа его, наполненная гордыней, устала от борьбы и самоутверждения.

2) Радость от успеха незаметно для него самого переросла в гордыню, слава вскружила голову.

3) Непомерная гордыня обуяла этого человека.

4) Новый клуб – гордыня поселка.

Б. 1) Все свои закупки жители этого японского городка делали крайне редко, совершая длительные путешествия.

2) Канал оказался судоходным и очень длительным .

3) На этот раз длительные рукоплескания превратились в овации.

4) Мастерство вырастает из тонкого и длительного наблюдения за окружающими людьми.

В. 1) На нас чуть не обрушилась каменистая глыба, да мы успели отбежать в сторону.

2) На крутых склонах с каменистой почвой тающая снеговая вода сбегает вниз.

3) Долина реки прямая, в нижней части открытая и каменистая .

4) Почва на этом участке каменистая, с трудом поддается обработке.

Г. 1) Хвойный лес одел все горы и подошел вплотную к морю.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги впору одеть , чтобы перейти улицу.

4) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.

Д. 1) Несколько десятков лет назад здесь был еще берег моря, стояли рыбные промыслы.

2) Это озеро, отделявшее нас от злополучного мыса, было глубокое и рыбное .

3) Кошка, которая обнюхивала на окне рыбное заливное, неожиданно прыгнула на пол и спряталась за шкаф.

4) Летом мы часто ходили на озеро, прихватив с собой рыбные сети.

Е. 1) Гремели камнями, боролись две бурные горные речки.

2) И он уже не в силах унять бурной ярости и гнева.

3) В XIV веке на Руси начался бурный расцвет архитектуры.

4) Его бурное

Ж. 1) Слова его так и остаются словами и никогда не превращаются в действия, в поступки .

2) Этот юноша способен на благородные поступки .

3) Самоотверженный поступок одноклассника ребята с восторгом обсуждали.

4) В прежние времена за большие поступки

З. 1) Я нашел просроченный библиотечный абонемент , который был потерян полгода назад.

2) Абонементы

3) Открыта продажа абонементов в плавательный бассейн.

4) Мы приобрели абонементы в музей на цикл лекций о русской живописи XIX века.

И. 1) Часто воспоминание сродни выдумке, творчеству.

2) Эти развалины служат нам воспоминанием

3) Воспоминания окружили меня, и, предаваясь им, я медленно ехал по лесу.

4) Артист несколько лет работал над воспоминаниями, в результате получилась интересная книга.

Упражнение 7. В предложенных словосочетаниях отметьте только те, в которых допущена ошибка. Запишите их в исправленном виде, включите в состав предложений .

Враждебные силы, враждебная красота, враждебный прием, враждебный полк;

к великой моей досаде, великие мира сего, великое разнообразие, великий взгляд, великий монумент, великая радость. великое множество возможностей;

представить работу, представить состояние человека, трудно представить себе, любезно представить комнату, представить к правительственной награде, представить коллегу, представить возможность;

практические навыки, практическое значение, практический человек, практические занятия;

купить абонемент, абонемент телефонной сети, просрочить абонемент, абонемент в музей;

действенная помощь, действенная сила, действенный способ сохранения, действенный в течение года;

вечные понятия, слой вечной пыли, отдан на вечное хранение, вечные ценности.

Самостоятельная работа***

В предложенных вариантах найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного вами предложения, запишите рядом предложение в исправленном виде.

Вариант I

1. По лужам потянулись ледяные иглы, стало неуютно, глухо и нелюдимо.

2. Существует класс рыб с костной тканью в скелете и чешуе.

3. Важные для истории документы были отданы в архив на вечное хранение.

4. Злобные

жизненное », – сказал старик.

6. Впереди весна – самая красочная пора жизни всего живого на земле.

7. Густой туман одел долину, горы, поэтому дороги не было видно.

8. Современная информационная служба дает возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда.

9. В политике двойные стандарты неприменимы.

10. Величественная власть искусства заключается в том, что оно волнует человека и очищает его душу.

Вариант II

1. Друзья были обескуражены ледяным приемом, который был оказан им в этом доме.

2. Из красочных

3. В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется костная мука.

4. Есть вечные человеческие ценности, среди них – стремление к равенству и справедливости.

5. Собаки встретили путешественников злобным лаем.

6. Этот человек производит двойное впечатление.

7. Игорь одел

8. Великий поэт России сумел выразить в своих произведениях дух нашего непростого времени.

9. Ведущий информативной

10. Читая серьезные книги, Ульяна, как человек очень глубокий, приобретала большой жизненный опыт, которым она щедро делилась с окружающими.

Вариант III

1. Опустив седую голову, он будто застыл в ледяном раздумье.

2. У любителей футбола сегодня двойной праздник: на матче будет присутствовать глава государства.

3. Великая тайна, связанная с происхождением древних озер, открылась читателям этой книги.

4. Эта статья посвящена лазуриту – замечательному камню цвета неба, красочная история которого насчитывает уже несколько веков.

5. Человек этот был одет в старое пальто, а в руке он держал палку с костным набалдашником.

вечной пыли, и только старинные часы неторпливо вели свой мерный счет.

7. По мнению критиков, этому живописному полотну явно не хватает живых, жизненных красок.

8. Катерина Петровна была особой весьма вздорной, со злобным характером.

9. Она причесалась, одела праздничное платье и, окинув взглядом комнату, решительно вышла.

информационным и поэтому очень полезным.

Вариант IV

ледяных

2. Костный мозг – это ткань, заполняющая полости костей позвоночных животных и человека.

3. У известного композитора двойная фамилия.

4. Жизненные пути братьев так разошлись, что они годами не виделись и не переписывались.

5. Добро и зло, любовь и ненависть – понятия вечные .

6. Читатель, конечно подумает, что я разговаривал с Ефимом злостным

7. Жених бережно одел

8. Я бесхитростно удивлялась тому, что за красочными полотнами художника кроется так много мыслей и подробностей.

великая,

10. Каждый выпускник школы должен владеть приемами информационной переработки текста.

Ключи к упражнениям

Упражнение 1 . а) Подберите к данным словам пару – пароним.

Драматический – драматичный.
Дружеский – дружелюбный.
Существо – сущность.
Единственный – единый.
Злой – злостный.
Искусно – искусственно.
Подпись – роспись.
Заглавный – главный.
Наследие – наследство.
Гнездовье – гнездо.
Безответный – безответственный.
Пустошь – пустырь.

Упражнение 2

А) – 3; Б) – 2; В) – 4; Г) – 1; Д) – 3; Е) – 2; Ж) – 3.

Упражнение 3. Вместо точек употребите одно из слов, указанных в скобках.

1. Прибывшие на конференцию предъявили свои командировочные удостоверения. 2. Бабушка сказала, что она с трудом припоминает лицо этого человека. 3. На сиденья автомобиля были надеты чехлы. 4. Напрягая последние силы, мы завершили наше путешествие. 5. В нашем магазине большой выбор красивой обуви. 6. Прибывшее в порт судно стало на якорь. 7. Перед подвигом солдат Великой Отечественной войны мы склоняем голову. 8. Студент внимательно слушал лекцию, делая пометы в блокноте. 9. Мы так давно не виделись, что я вначале не узнал своего знакомого. 10. Группа старшеклассников пришла в музей на лекцию. 11. В жизни можно многого добиться, прилагая усилия .

Упражнение 4. Найдите и исправьте речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.

1. Родители близко к сердцу принимают успехи своих детей. 2. Вслед за клубникой поспели вишня и смородина. 3. Новый работник оказался человеком кристальной честности. 4. Первый выпуск стенной газеты был встречен ребятами с большим интересом. 5. На замерзших стеклах окон видны узоры. 6. Утверждая приказ, директор школы ставит на нем свою подпись. 7. Новая дорога значительно сократила наш путь. 8. Раскольников с самого начала казался человеком замкнутым, скрытным. 9. Первое время учеба давалась ему нелегко. 10. После разговоров с Лукой Актер подумал, что надо лечиться от алкоголизма.

Упражнение 5. Из предложенных слов составьте пары. Объясните значения паронимов. При необходимости обратитесь к толковому словарю.

Венок – венец, надеть – одеть, адресат – адресант, остатки – останки, апробировать – опробовать, дефектный – дефективный, длительный – длинный, опечатки – отпечатки, долг – должность, оплатить – уплатить, желательный – желанный, наследство – наследие, экономический – экономичный, скотный – скотский, проживать – жить, исполнять – выполнять, честь – честность, обсудить – осудить.

Упражнение 6

А4. Новый клуб – гордость поселка.

Б2. Канал оказался судоходным и очень длинным .

В1. На нас чуть не обрушилась каменная глыба, да мы успели отбежать в сторону.

Г3. Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги впору надеть , чтобы перейти улицу.

Д4. Летом мы часто ходили на озеро, прихватив с собой рыболовецкие сети.

Е4. Его буйное воображение приходилось сдерживать и направлять.

Ж4. В прежние времена за большие проступки наказывали студентов солдатчиной.

З2. Абоненты телефонной сети обязаны вовремя оплачивать услуги станции.

И2. Эти развалины служат нам напоминанием о том, что старинное здание никем не охраняется.

Самостоятельная работа

Вариант I

4. Злостные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.

5. «Твое горе – не горе..., дело житейское », – сказал старик.

9. В политике двойные стандарты неприменимы.

10. Великая власть искусства заключается в том, что оно волнует человека и очищает его душу.

Вариант II

2. Из красящих веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур.

6. Этот человек производит двойственное впечатление.

7. Игорь надел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой.

9. Ведущий информационной программы должен соблюдать нормы орфоэпии.

Вариант III

5. Человек этот был одет в старое пальто, а в руке он держал палку с костяным набалдашником.

6. Кругом царили запустение и мрак, деревянная мебель была покрыта слоем вековой пыли, и только старинные часы неторопливо вели свой мерный счет.

9. Она причесалась, надела праздничное платье и, окинув взглядом комнату, решительно вышла.

10. Выступление профессора было чрезвычайно информативным и поэтому очень полезным.

Вариант IV

1. Изучение поведения человека в ледовых условиях арктического моря представляет огромный научный интерес.

6. Читатель, конечно, подумает, что я разговаривал с Ефимом злобным тоном, но он окажется не прав.

7. Жених бережно надел золотое колечко на руку своей возлюбленной.

9. Высокая, стройная, грациозная и величественная, молодая княжна держится необыкновенно прямо, и это придает ей царственный вид.

* Задания этого упражнения взяты из пособия: Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Русский язык / В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, И.П. Цыбулько. М.: Интеллект-Центр, 2005. С. 63–65. Значения слов взяты из словаря: Словарь русского языка в 4 т. М.: Русский язык, 1985.

** Материалы для заданий этого упражнения взяты из сборника: Русский язык. Единый государственный экзамен: Тренировочные тесты и задания. Справочные материалы / Сост. Е.И. Лелис. Ижевск, 2006. С. 13–15.

*** В материалы, взятые из открытых КИМов (задание А3) за 2006 год, внесены незначительные изменения.

Е.В. ЮМИНОВА,
г. Ижевск




Например, если требуется найти ошибку в употреблении слов вечный и вековой, то нужно попробовать сформулировать их лексическое значение, а затем попытаться определить, в чем состоит различие этих значений. Довольно часто правильно сформулировать лексические значения каждого из паронимов позволяет подбор синонимов к ним. Вековой - живущий, существующий столетия, очень долго. Вечный - бесконечный во времени, не имеющий ни начала, ни конца; неизменный, постоянный; не перестающий существовать, бессрочный, не имеющий срока; постоянно существующий, находящийся в природе.


Различие в лексическом значении этих слов отчетливо проявляется в сочетаемости их с другими словами. Так, прилагательное вековой соотносится с существительным век и употребляется со словами, которые называют то, что живет очень долго, многие века: вековой дуб - дуб, живущий век; вековые традиции - традиции, бытующие очень давно. Прилагательное вечный связано с понятиями бесконечности во времени и постоянства: вечные ценности неизменные, постоянные.


Словарик паронимов, встречающихся на ЕГЭ, позволяет запомнить лексическое значение паронимов и те слова, с которыми они могут сочетаться: 1)Артистический - такой, как у артиста; относящийся к артисту; предназначенный для артиста; свойственный артисту. Синоним: актёрский. Сочетается со словами: артистическая деятельность, организация, среда, душа, натура; артистический темперамент, характер, талант, жест; артистическое дарование; артистические способности, склонности. Артистичный - отличающийся виртуозностью. Синонимы: искусный, виртуозный. Сочетается со словами: артистичный номер; артистичная работа; артистичное исполнение, выступление.


Болотный - относящийся к болоту, свойственный болоту; предназначенный для работ на болоте, передвижения по болоту; живущий, произрастающий на болоте. Сочетается со словами: болотный запах, цвет, туман; болотная вода, растительность, сырость, птица; болотные цветы, сапоги, испарения. Болотистый - изобилующий болотами, топкий, как болото. Синоним: заболоченный. Сочетается со словами: болотистая почва, местность, низменность, речка, долина, дорога; болотистый лес, луг, берег, грунт; болотистые земли.


Великий - выдающийся по своему значению; необыкновенно талантливый, гениальный. Синонимы: выдающийся, гениальный. Сочетается со словами: великий мыслитель, человек; великая битва, заслуга; великое событие. Величественный - производящий сильное впечатление своим внешним видом; исполненный величия, достоинства, важности. Сочетается со словами: величественный вид, дворец; величественная походка; величественные горы


Военный - относящийся к войне, связанный с ведением войны, предназначенный для нужд войны. Сочетается со словами: военный договор, корабль; военная форма, промышленность, база, стратегия; военные действия. Воинский - относящийся к военному делу, к военной службе; свойственный, подобающий воину. Сочетается со словами: воинский устав, билет; воинская дисциплина, слава, доблесть, честь; воинское звание, мастерство.


Воинственный - отличающийся склонностью к военным действиям, стремящийся отстаивать свои интересы и права войной; проявляющий готовность к столкновению, спору, драке. Синоним: агрессивный. Антоним: миролюбивый. Сочетается со словами: воинственный народ, дух, характер, тон, крик, вид; воинственные племена, кочевники, планы, намерения; воинственная политика, вылазка, осанка, поза; воинственное племя. Воинствующий - ведущий активную и непримиримую борьбу с кем-либо или чем- либо. Сочетается со словами: воинствующий философ, атеизм, материализм, идеализм, обыватель, безбожник; воинствующая теория


Враждебный - недружелюбный, полный вражды. Сочетается со словами: враждебный мир, прием, поступок, взгляд. Вражеский - неприятельский. Сочетается со словами: вражеская пуля, оборона. Высокий - имеющий большое протяжение снизу вверх; превышающий средний уровень, среднюю норму; выдающийся по значению, почетный, важный. Сочетается со словами: высокая гора, производительность труда, цена, мысль, оценка; высокий потолок, рост, урожай, гость; высокие темпы. Высотный - производящийся или используемый на большой высоте; многоэтажный. Сочетается со словами: высотный номер; высотное задание, строительство.




Дипломатический - относящийся к дипломатии, международной политике. Сочетается со словами: дипломатический этикет, протокол, пост. Дипломатичный - тонко рассчитанный; ловкий в отношениях с людьми. Сочетается со словами: дипломатичный человек; дипломатичное поведение. Доверчивый - легко доверяющий другим людям. Сочетается со словами: доверчивый ребенок. Доверительный - показывающий полное доверие кому- то. Сочетается со словами: доверительный тон, голос, жест, взгл яд.


Дождевой - относящийся к дождю. Сочетается со словами: дождевой воздух, поток; дождевая капля. Дождливый - обильный дождями. Сочетается со словами: дождливый день, месяц, вечер; дождливое утро. Жесткий - твердый, грубый на ощупь; грубоватый, резкий; требующий неукоснительного и точного выполнения. Сочетается со словами: жесткий матрац, характер; жесткая дисциплина. Жестокий - безжалостный, беспощадный; очень сильный, выходящий за пределы обычного. Сочетается со словами: жестокий человек, кашель, спор; жестокая борьба.


Злобный - враждебный, злой. Сочетается со словами: злобный взгляд. Злостный - имеющий дурную цель; сознательно недобросовестный; закоренелый в чём-либо дурном. Синоним: злонамеренный. Антоним: доброжелательный, благонамеренный. Сочетается со словами: злостный неплательщик, нарушитель дисциплины, клеветник, хулиган, преступник. Инженерный - технический; связанный с деятельностью инженеров. Сочетается со словами: инженерный факультет, подход; инженерная профессия; инженерное дело; инженерные войска, кадры, расчеты. Инженерский - относящийся к инженеру, принадлежащий, свойственный ему. Сочетается со словами: инженерский диплом, дом, сын, труд, глаз; инженерская фуражка; инженерские обязанности, традиции, слова.


Каменный - состоящий из камня, сделанный из камня; неподвижный, застывший, безжизненный; безжалостный, жестокий. Сочетается со словами: каменный дом, утес; каменное сооружение, сердце, выражение лица; каменная ограда. Каменистый - обильный камнем, покрытый камнем. Сочетается со словами: каменистая почва, земля, долина, пустыня, тропинка; каменистый берег, овраг; каменистое дно. Искусный - умелый, хорошо знающий своё дело; превосходно выполненный. Сочетается со словами: искусный мастер, ювелир, пианист, фокусник, фехтовальщик, чертёж; искусная резьба, отделка, работа. Искусственный - не природный, ненатуральный, сделанный наподобие настоящего, природного; притворный, неискренний. Синоним: неестественный. Антоним: естественный. Сочетается со словами: искусственное озеро, орошение, опыление, освещение; искусственный смех, шелк; искусственная радость, весёлость, бодрость; искусственные цветы.


Лесистый - обильно поросший лесом, богатый лесом. Сочетается со словами: лесистый остров. Лесной - относящийся к лесу; расположенный в лесу; растущий в лесу. Сочетается со словами: лесная чаща, ягода, трава, птица, тропа. Личный - принадлежащий данному лицу. Сочетается со словами: личный автомобиль; личное мнение. Личностный - относящийся к личности, связанный с личностью. Сочетается со словами: личностное начало; личностный потенциал.


Одеть - кого-то. Одеть ребенка. Надеть - на себя вещи. Надеть на себя куртку. Невежа - невежливый, то есть грубый. Невоспитанный человек. Невежда - малообразованный, малознающий человек (от глагола ведать - знать). Нетерпимый - такой, с которым нельзя мириться, недопустимый; не считающийся с чужим мнением, лишённый терпимости. Сочетается со словами: нетерпимый человек, спорщик, поступок, нрав; нетерпимое обращение с кем-либо, положение, поведение, бездействие; нетерпимые условия работы. Нестерпимый - превышающий терпение, с трудом переносимый; очень сильный по степени своего проявления. Это имя прилагательное сочетается с отвлеченными именами существительными, обозначающими чувства человека, его физическое и психологическое состояние. Сочетается со словами: нестерпимый холод, мороз, стыд, блеск, свет, грохот; нестерпимая жара, обида, тоска; нестерпимое горе.


Практический - относящийся к области практики, применению знаний на практике; прививающий умения и навыки. Сочетается со словами: практический совет, навык, интерес; практическая работа, деятельность, психология, подготовка, смекалка; практическое занятие, руководство, пособие. Практичный - опытный, хорошо разбирающийся в жизненных делах; удобный, пригодный в деле, выгодный, экономный. Сочетается со словами: практичный человек, костюм, цвет, покрой, способ добычи; практичная хозяйка, обувь; практичное пальто.


Пугливый (долговременное свойство живого существа - прилагательное) - легко пугающийся, робкий, боязливый. Синоним: боязливый. Антоним: бесстрашный. Сочетается со словами: пугливый ребенок, заяц, взгляд, жест. Пуганый (кратковременное состояние - причастие) - такой, которого напугали или который сильно испуган. Сочетается со словами: пуганая птица.


Алгоритм выполнения задания А2: -внимательно прочитайте все предложения; -определите лексические значения каждого из слов-паронимов путем подбора синонимов и антонимов или учета того, с какими словами может сочетаться каждый из них; -укажите правильный ответ.


Задание 1 В каком предложении вместо слова ДОЖДЕВОЙ нужно употребить ДОЖДЛИВЫЙ? 1)На тёмной листве блестела одна- единственная ДОЖДЕВАЯ капля. 2)День обещал быть ДОЖДЕВЫМ и ветреным. 3)Сдвигая вековые камни, обрушились вниз ДОЖДЕВЫЕ потоки. 4)Из сада хлынул чистый ДОЖДЕВОЙ воздух, дурманящий запах цветущей липы. 2


Задание 2 В каком предложении вместо слова ВЫСОКИЙ нужно употребить ВЫСОТНЫЙ? 1)Все переживания артиста цирка при выполнении ВЫСОКОГО номера описаны в этой книге. 2)Вон уж в окно смотрит ВЫСОКИЙ месяц. 3)На дне океана обитают животные с ВЫСОКОЙ степенью активности. 4)Литература призвана создавать прекрасного человека, и к этому ВЫСОКОМУ делу приобщены талантливые люди. 1


Задание 3 В каком предложении вместо слова ГЛИНЯНЫЙ нужно употребить ГЛИНИСТЫЙ? 1)Оба берега реки были высокие, обрывистые и ГЛИНЯНЫЕ. 2)В историческом музее я впервые увидел ГЛИНЯНЫЕ черепки посуды эпохи неолита. 3)Около хаты женщина растапливала ГЛИНЯНЫЙ очаг. 4)Мне вспомнился город моего детства, ГЛИНЯНЫЕ свистульки, которыми торговали на базарах. 1


Задание 4 В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить НАДЕТЬ? 1)Было тепло, почти жарко; молодые блестящие листочки, торопясь, ОДЕЛИ деревья. 2)Кривые улочки этого старинного городка постепенно замостили и ОДЕЛИ в асфальт. 3)Дарья Алексеевна продумала, во что ОДЕТЬ детей, когда они пойдут в лес. 4)Водолазы ОДЕНУТ специальные водонепроницаемые костюмы. 4


Задание 5 В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТИЧНЫЙ нужно употребить ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ? 1)Константин - человек мягкий, тонкий, весьма ДИПЛОМАТИЧНЫЙ. 2)Ответ был составлен в ДИПЛОМАТИЧНЫХ выражениях. 3)Он постоянно нарушал ДИПЛОМАТИЧНЫЙ этикет, разговаривая с послами. 4)Выступление главного редактора оказалось неожиданно уклончивым и ДИПЛОМАТИЧНЫМ. 3


Задание 6 В каком предложении вместо слова АРТИСТИЧЕСКИЙ нужно употребить АРТИСТИЧНЫЙ? 1)Ему казалось, что у него тонкие, АРТИСТИЧЕСКИЕ способности. 2)Алевтина прекрасно понимала, что далеко по пути АРТИСТИЧЕСКОЙ карьеры она не смогла бы пойти. 3)АРТИСТИЧЕСКИИ по своей природе, Качалов весьма проникновенно читал на эстраде как стихи, так и прозу. 4)АРТИСТИЧЕСКАЯ и литературная Москва с нетерпением ожидала открытия нового литературно- художественного кружка. 3


Задание 7 В каком предложении вместо слова ДОВЕРЧИВЫЙ нужно употребить ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ? 1)Среди ДОВЕРЧИВЫХ белок вы непременно встретите одну с голым, как палочка, опалённым хвостиком. 2)Братья его были настолько наивными и ДОВЕРЧИВЫМИ, что обмануть их было совсем не трудно. 3)Отношения между начальником и его подчинённым постепенно приобрели более ДОВЕРЧИВЫЙ характер. 4)Это было существо ДОВЕРЧИВОЕ, робкое и слабое. 3


Задание 8. В каком предложении вместо слова ЛИЧНЫЙ нужно употребить ЛИЧНОСТНЫЙ? 1)Тимофеев-Ресовский обладал колоссальным ЛИЧНЫМ потенциалом. 2)Я непременно должен высказать своё ЛИЧНОЕ мнение по этому вопросу. 3)ЛИЧНОЕ имущество охраняется законом. 4)По опыту он знал, что самая убедительная форма воспитания - это ЛИЧНЫЙ пример. 1


Задание 9 В каком предложении вместо слова ЖЕСТОКИЙ нужно употребить ЖЁСТКИЙ? 1)Во время одной из поездок он заболел ЖЕСТОКОЙ пневмонией. 2)ЖЕСТОКИЙ норд-ост гнал волны на гранитные мостовые. 3)На всю жизнь я запомнил ЖЕСТОКОЕ правило машиниста - ничего не делать с рывка. 4)Зимой в ЖЕСТОКИЕ морозы он ушёл пешком на Урал - искать золото. 3


Задание 10 В каком предложении вместо слова ЗЛОБНЫЙ необходимо употребить ЗЛОСТНЫЙ? 1)Читатель, конечно, подумает, что я разговаривал с Ефимом ЗЛОБНЫМ тоном, но он окажется неправ. 2)Катерина Петровна была особой весьма вздорной, со ЗЛОБНЫМ характером. 3)Собаки встретили путешественников ЗЛОБНЫМ лаем. 4)За ЗЛОБНЫЕ нарушения правил дорожного движения пешеходы понесут заслуженное наказание. 4


Паронимы. Готовимся к ЕГЭ, повышаем речевую культуру.

ПОНЯТЛИВЫЙ – ПОНЯТНЫЙ

Понятливый – быстро и легко понимающий, усваивающий что-либо.

Понятный – 1. Доступный пониманию, ясный, вразумительный. 2. Имеющий основание, оправданный, объяснимый; законный.

ПОСТУПОК – ПРОСТУПОК

Поступок – действие, совершенное кем-либо.

Проступок – поступок, нарушающий обычный, признанный обязательным, порядок, какие-либо нормы, правила поведения; провинность.

ПОХВАЛА – ПОХВАЛЬБА

Похвала – высокая оценка, лестный отзыв о ком-либо, о чем-либо.

Похвальба – неумеренное восхваление самого себя, своих поступков, своих возможностей.

ПОЧЁТНЫЙ – ПОЧТЕННЫЙ – ПОЧТИТЕЛЬНЫЙ

Почетный – достойный почета; являющийся проявлением почета; заключающий в себе почесть; делающий честь кому-либо.

Почтенный – 1. Достойный почтения. 2. Большой, значительный (о размере, величине чего-либо).

Почтительный – относящийся к кому-либо с почтением; исполненный почтения.

ПРАКТИЧЕСКИЙ – ПРАКТИЧНЫЙ

Практический – 1. Относящийся к практике. 2. Занимающийся непосредственным делом. 3. Связанный с применением знаний, навыков на практике.

Практичный – 1. Опытный, хорошо разбирающийся в жизненных делах. 2. Удобный, пригодный в деле.

РАДОСТНЫЙ – РАДУШНЫЙ

Радостный – связанный с радостью; то, что радует.

Радушный – относящийся с радушием; гостеприимный, приветливый.

СКРЫТНЫЙ – СКРЫТЫЙ

Скрытный – скрывающий от других свои чувства, настроения, помыслы и т. п.

Скрытый – такой, который не виден, скрыт от чьего-либо взора.

СОКРУШЁННЫЙ – СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ

Сокрушенный – 1. Повергнутый в печаль, скорбь; огорченный. 2. Поломанный, разбитый, разрушенный.

Сокрушительный – 1. Причиняющий разрушение, гибель; уничтожающий; очень большой силы. 2. Потрясающий все существо человека; глубокий, сильный (о чувстве, переживании).

ТАКТИЧЕСКИЙ – ТАКТИЧНЫЙ

Тактический – относящийся к тактике.

Тактичный – обладающий тактом.

ТЕХНИЧЕСКИЙ – ТЕХНИЧНЫЙ

Технический – используемый в промышленности, в технике.

Техничный – обладающий высокой техникой исполнения; искусный.

ТЩАТЕЛЬНЫЙ – ТЩЕТНЫЙ

Тщательный – старательный, усердный, добросовестный; очень внимательный к деталям.

Тщетный – бесполезный, бесплодный, напрасный.

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ – УВЛЕЧЕННЫЙ

Увлекательный – такой, который увлекает, вызывает интерес; занимательный, интересный.

Увлеченный – проникнутый горячей заинтересованностью, глубоким увлечением чем-либо.

УДАЧЛИВЫЙ – УДАЧНЫЙ

Удачливый – такой, которому сопутствует удача; счастливый.

Удачный – успешный, завершившийся удачей.

ЧУДНОЙ – ЧУДНЫЙ

Чудной – странный, необычный, вызывающий удивление.

Чудный – 1. Вызывающий удивление своей необычностью, сверхъестественностью; волшебный. 2. Прекрасный, удивительный по красоте.

Источники:

1. , Субботин банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2014. Русский язык. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2014. – 344 с.

2. , Колесников словарь паронимов русского языка. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 192 с.

3. Загоровская к ЕГЭ. Пособие для учащихся. Ч. А./ , . – М.: Просвещение, 2009. – 173 с.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!