Литературно-музыкальная композиция "и помнит мир спасенный". Классный час, посвященный Победе в ВО войне

Классный час, посвященный Победе в ВО войне.

«И помнит мир спасенный»

Цели: - познакомить учащихся с некоторыми страницами истории Великой

Отечественной войны;

Воспитывать чувства патриотизма к своей Родине.

Оборудование: мультимедийный проектор,

компьютер,

книги Памяти.

архивные документы,

музейные архивы,

стихотворения о войне,

Ход урока:

Звучит запись песни «Священная война»

Учитель

Тот самый, длинный день в году,

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след

И столько наземь положила,

Что двадцать лет и тридцать лет

Живым не верится, что живы…

(К. Симонов)

Вступительное слово учителя.

У времени есть своя память-история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе, и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавшие великие ценности, созданные человеком.

Прошло более полувека, 65 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не утихает в людских душах. Да, и у времени есть своя память. Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, что бы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить. Давайте же перелистаем некоторые страницы Великой Отечественной войны и вспомним, как это было…

Стихотворение «Война»:

1ученик:

Война - жесточе нету слова
Война – печальней нету слова
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На все, на все 4 года.

2-ой ученик:

4 долгих года,1418 дней и ночей, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества.

Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский союз. На нашу землю было брошено 190 дивизий, огромное количество танков и самолетов. По советской земле двигались войска союзных Германии государств Италия, Финляндия, Румыния и Венгрия.

3-й ученик

Противник разработал «План Барбаросса» ведение молниеносной войны, намечало разгром Красной Армии, захват Москвы вывод немецко-фашистских войск в течение 8 недель на линию Архангельск-Астрахань.

Это была империалистическая, захватническая война со стороны Германии. Советское население они хотели превратить в рабов или уничтожить. Советский народ поднялся на войну против захватчиков, народ вел войну защищая честь, свободу и независимость своей Родины.

4-й ученик:

Советские войска яростно сопротивлялись, несли огромные потери, но не могли остановить противника. К зиме 1941 года немецкие войска овладели Прибалтикой, Молдавией, Украиной, Белоруссией, окружили и блокировали Ленинград.

Осада Ленинграда длилась 900 дней. Люди умирали от голода один за другим, но город выстоял. Особенно тяжело было пережить блокаду детям. Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой.

5-й ученик

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.»

6-й ученик:

В декабре 1941 года в битве под Москвой советские войска перешли в контрнаступление, предприняв первую в ходе войны крупную наступательную операцию. Враг был отброшен.

В 1942 году прошли битвы под Сталинградом, где наши войска разгромили группировку войск Германии, и её союзников.

Одновременно с советскими войсками перешли в наступление силы Англии и США.

В апреле-мае 1945 года наши войска захватили Берлин.

Учитель:

Кроме солдат, погибших на поле боя, были миллионы жертв мирного населения. Фашисты превратили в руины наши города и села, издевались над мирным населением, нашими военнопленными, проводили медицинские эксперименты над советскими людьми, морили голодом, жгли в крематориях. На оккупированных территориях фашисты установили « новый порядок». На этих территориях создавались лагеря смерти, концлагеря, тюрьмы, гетто. Производились зверские расправы над людьми. Я хотела, что бы вы услышали письмо Кати Сусаниной.

« Март, 12, Лиогно, 1943 год.
Дорогой, добрый папенька!
Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.
Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: "Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон". И офицер выстрелил маме в рот...
Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты, встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, по-хожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь - у меня отбили легкие.
А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: "Расти, доченька, на радость - большой!" Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню...
А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало - платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет,- и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.
Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с "Розой" и "Кларой" - так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. "Русс была и будет свинья",- сказал он.
Я очень боюсь "Клары". Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.
Живу я в дровяном сарае: в колшату мне входить нельзя. Один раз горничная Юзефа полька дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била её плеткой по голове и спине.
Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.
Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.
Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..
Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.
Твоя дочь Катя Сусанина...
Мое сердце верит: письмо дойдет».

Вскоре после освобождения белорусского города Лиозно в 1944 году при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов был найден маленький желтый конверт, прошитый нитками. В нем оказалось письмо белорусской девочки Кати Сусаниной, отданной в рабство гитлеровскому помещику. Доведенная до отчаяния, в день своего 15-летия она решила покончить жизнь самоубийством. Перед смертью написала последнее письмо отцу. На конверте стоял адрес:
"Действующая армия. Полевая почта №... Сусанину Петру". На другой стороне карандашом написаны слова: "Дорогие дяденька или тетенька, кто найдет это спрятанное от немцев письмо, умоляю вас, опустите сразу в почтовый ящик. Мой труп уже будет висеть на веревке". Номер полевой почты, написанный на конверте, устарел, и письмо не могло попасть адресату , но оно дошло до сердца советских людей!

Но самыми обездоленными детьми были малолетние узники фашистских концлагерей и гетто.

Из воспоминаний выжившей чудом девушки из города Талина: « В сентябре 1941 года немцы взяли деревню. Бабушка от ранений умерла, отец на фронте, маму расстреляли немцы, меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня 12-летнюю отправили в лагерь «Балтийский». Нас, детей в лагере было много. Поселили нас при госпитали, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до последней капли прямым переливанием. Когда я в конец обессилила, меня заразили туберкулёзом и отправили на уничтожение в лагерь « Клоога» выжила чудом…»

В годы войны фашистами была принята программа «Холокост», программа по уничтожению славянского и еврейского населения. Были созданы специальные лагеря:

Бухенвальд

За период 16 июля 1937 – 31марта 1945 года через его застенки прошло 238980 человек, из них 56545 человек были убиты, около 21 тыс. человек были освобождены 11 апреля 1945 года, около 161 тыс. были посланы работать на военные заводы или попали в другие лагеря.

Освенцим

Был создан в 1939 году по приказу Гитлера. Комбинат смерти; с газовыми камерами,

крематориями, с 12 печами, с 46

ретортами, в каждую из которых сваливали от трех до пяти трупов, сгоравших за 20-30 минут.

Равенсбрюк

Большой женский лагерь, построенный на территории Германии. 92700 женщин и девушек почти всех европейских стран нашли себе здесь могилу.

Заксенхаузен

Где 9 лет зверски истребляли людей. Здесь было уничтожено более 100 тыс. человек, из них только с осени 1943 по апрель 1945 года – 33 тыс.

Маутхаузен

С лета 1938г. по май 1945г. через него прошло 325 тыс. человек, из них 122767 человек было расстреляно, замучено, заживо саженно.

Саласпилс

В годы войны в саласпилском лагере смерти были убиты более 53 тысяч человек (вместе с филиалами - 100 тысяч). В Саласпилсе были замучены более 7 тысяч детей.

Над людьми проводились опыты, как на животных.

И многие другие, где было зверски убито больше 11 миллионов человек.

Их расстреляли на рассвете,

Когда вокруг редела мгла…

Там были женщины и дети,

И эта девочка была…

Сперва велели им раздеться

И стать затем ко рву спиной.

Наивный, чистый и живой:

«Чулочки тоже снять мне дядя?»

На миг эсэсовец обмяк,

Рука сама с собой, с волненьем,

Вдруг опускает автомат.

Он словно скован взглядом синим.

И, кажется, он в землю врос:

Глаза как у моей Неминьи -

Во мраке смутно пронеслось.

Охвачен он невольной дрожью,

Проснулась в ужасе душа.

Нет! Не убить её не может…

И дал он очередь, спеша.

Упала девочка в чулочках,

Снять не успела, не смогла.

Солдат, солдат, что если б дочка

Твоя вот также здесь легла.

Вот это маленькое сердце

Пробито пулею твоей.

Ты – человек, не только немец;

Или ты зверь среди людей?

Шагал эсэсовец угрюмо,

Не поднимая волчьих глаз…

Впервые, может, это дума

В мозгу отравленном зажглась.

И всюду взгляд её светился,

И всюду чудилось опять,

И не забудется отныне:

Чулочки тоже, дядя, снять?

Память… что дает она нам? Право на жизнь? На счастье? Да, наверно. Пока живы мы, жива и память. Память о тех, кто отдал свою жизнь, защищая родные просторы, нас с вами, борясь за светлое и счастливое будущее.

Прошло уже много лет, но никогда не покинет печаль сердца близких, родных, чьи сыны, мужья, братья и сестры, не дожили до Победы, не вернулись домой с полей сражений.

Честно и добросовестно служили и наши земляки в разных частях, на разных фронтах, выполняли общее дело, спасали родную землю от врага.

Многие прошли тысячи км. , дошли до Берлина.

Многие погибли…

Они все хотели вернуться в теплые дома, что бы посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза своих матерей, жен. Очень хотели… но бросались на амбразуры вражеских пулемётов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть во вражеском тылу.

Не дождались с фронта своих сыновей и дочерей тысячи матерей. Как долго хранили они солдатские треугольники. И до самой смерти своей не верили в их гибель, надеялись и ждали, наперекор злым похоронкам с траурной каймой.

Исполняется песня «Журавли»

Эта война показала массовый героизм советского народа, как солдата, так и тружеников тыла.

Из воспоминаний наших земляков мы узнаём о войне их глазами.

ПРОСМОТР МЕДИАФИЛЬМА

Мы знаем всю немыслимую цену,
Пути, где стольким выпало упасть...
Забыть об этом - совершить измену.
И их, уже погибших обокрасть.
Леонид Решетников

Никаких окопов... Вокруг просто выжженная трава. Даже не трава, сама земля выжжена, словно вся, до последнего комочка, превратилась в угли. Можно разглядеть небольшую, по сравнению с выжженной площадью, воронку, сюда и приземлилось то, что не оставляет после себя жизни.

Березы, стоявшие по краям, покрылись черным налетом, а может, тоже обгорели, издали не поймешь... Обломились ветки, местами и стволы не доходят до пояса. Куда же они делись? Все сгорело, на земле ни веточки, даже взгляду остановиться не на чем. И все же невозможно оторваться от черной бесконечности, пустоты...

За горизонтом все еще что-то полыхает, а здесь уже тишина. За небольшим перевалом и не видно, может, это рассвет занимается. Второй за день... Вот и в дымном небе появились прорехи синевы. Как же страшно, когда не видно этой яркой краски, когда дым застилает последние его фрагменты над твоей головой... А теперь можно представить, что это не дым, а просто облака, которые поднявшееся солнце прогнало из-за горизонта...

Боль в боку. Сразу и не заметишь. Значит, на этом пепелище появится еще один цвет- красный, цвет заходящего солнца... А из леса, от уцелевших берез пахнет цветами, полем... Как же больно!.. Облака уже розовые, восход близко... Я хочу чувствовать траву, а не эти обгорелые камни... Туман застилает взгляд... Значит, потом выпадет роса... Пахнет травой и солнцем... Как... больно....

Я просыпаюсь и понимаю, что это сон, который почему-то повторяется. Словно это не я, а кто-то из моих предков, прадедов и их отцов, видит войну в реальности. Я же могу слышать лишь эхо тех лет - выстрелы по телевизору. На экране мелькают картинки: Норд-Ост, Беслан. Взрослые, которые без раздумий способны выпустить всю обойму автомата в ребенка напротив, в его мать, которая готова броситься вперед при малейшей угрозе. А ведь у всех нас есть или был выбор. Мы все свободны. Свободны, пока не уничтожаем свободу других.

Мы - люди, маленькие глупые букашки, которые обреченно влачат свое жалкое существование на крохотной, затерянной во Вселенной, планете. Мы - люди, великие мыслители и созидатели, великие же разрушители, которые сами придали своей огромной и прекрасной планете тот вид, который она имеет сейчас. Мы чувствуем и думаем, мы создаем великие творения. Мы видим вокруг не будничность и серость, но смысл и идею. Мы разрушаем все, чего не может осознать наш разум. Наша душа бесконечна и многогранна. Наша жизнь коротка и бессмысленна. Мы не верим в смерть, пока не видим ее в глазах своего ребенка. Мы не верим в жизнь, пока не отражаемся тенью в чужом сердце. Мы наносим смертельные раны и молимся за спасение душ. Когда мы любим, мы забываем обо всем мире. Когда мы ненавидим, мы чувствуем боль каждой травинки. Мы отстаиваем свою правоту, уничтожая чужие идеалы. Мы признаем свои ошибки, возвращая надежду. Мы не знаем стоящего рядом и готового помочь. Мы поклоняемся ушедшим от нас и знаем по именам принесших нам боль. Мы неправильны и нелогичны, несовершенны и противоречивы, жестоки и глупы, мы - люди. Мы разнообразны и интересны, идеальны и уравновешенны, красивы и праведны, мы - люди.

Могла бы я взять в руки автомат, зная, что защищаю не только себя, но и своих детей, внуков? Да и не только своих, пусть чужих, у которых никогда не будет моих карих глаз, чей отец не будет моим любимым человеком. Я буду стрелять по тем, кто покажет им, что такое смерть до того, как они сами спросят об том. Я буду стрелять, как стреляли солдаты Второй Мировой, я буду палить навскидку и всаживать нож в спину при малейшей необходимости. Только не хочу, чтобы знали об этом дети, чтобы помнили, что их жизни куплены смертями, чтобы не чувствовали себя обязанными, ведь это был свободный выбор, ведь можно было смириться и сохранить равнодушие на лице, глядя на ребенка, который хочет отомстить за убитых родителей.

Люди, стоящие у обелиска, не поднимают голов, не говорят ни слова. Перед ними горит огонь, а вокруг падает снег, белый, тяжелыми хлопьями оседающий на плечах, на шапках, на пьедестале. На всем, кроме узкого кружка, в котором горит вечный пламень. Снег прячется от близкого огня в лепестках красных цветов. Вершина обелиска упирается в небо, утопает в такой же серой глубине, как и он сам. Все предстает единым в мире: эти люди, столь похожие на статуи, что только туман дыхания напоминает о жизни, бьющейся в них, обелиск, пропадающий в высоте, густой снег, гвоздики с рваными, словно края раны, лепестками и память. Вечная память.

Мы обязаны героям войны, обязаны каждым свободным днем и каждым вздохом на свободной русской земле. Но что значат эти обязательства, если мы не можем предотвратить появление таких людей, которые способны отстоять свое мнение лишь с оружием, которое направляют на детей? Мы можем сколько угодно помнить воинов, что погибли, защищая свою Родину, но даст ли эта память нам веру в то, что подобного никогда не случится? Мы должны просить у них прощения, умолять, чтобы они поняли нас, которые так отличаются от них. И у них были предатели, изменники, просто трусы. Они верили в будущее и в нас. Но кто такие "они" и "мы"? Все едины: и те, кого помнят, и те, кто помнит. Они - часть нас, нашей истории, морали, воспитания и часть наших недостатков.

Мы не сохранили практически ничего от тех людей, которые воевали в 1941-45 годах. Все, что было сохранено, мы стремимся изменить или уничтожить. Сейчас военные не представляются чем-то романтическим, девушки не стремятся познакомиться с ними, выйти замуж. Молодые парни потеряли желание служить в армии. И только огонек, горящий в душе, огонек гордости, патриотизма, веры в свой народ и страну, только он жжет внутри, напоминает, обжигая, твердит: нельзя забывать, нельзя останавливаться. Нужно и детям своим и внукам пересказывать, переживать вместе с ними каждый год, каждый миг войны, чтобы однажды, если угроза возродится, этот огонек обжег изнутри, заставил почувствовать, что за спиной - твоя страна, земля родная, наша. А значит, надо вновь и вновь приносить цветы на братские могилы, на памятники, на одинокие кресты, стоящие посреди полей, окруженных лесом.

Снег смешался с землей, и в нем словно кровь-
Гвоздика, память о павших за любовь...

Форма: Литературно – музыкальная композиция.

Действующие лица: Ведущий 1, Ведущий 2, Чтецы, он, она, почтальон, боец Балагуров, солдат.

Оборудование: магнитофон, DVD-проигрыватель.

Оформление: По середине баннер “С праздником Победы”, под баннером Орден победы, с правой стороны памятник воину – герою, с левой стороны экран.

“И ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ…”

Литературно-музыкальная композиция/

Звучит в исполнении духового оркестра песня “Пусть всегда будет солнце”.

Ведущий 1:

Каждую весну 9 мая, начиная с 1945 года, наш народ, все человечество отмечает светлый праздник День победы.

День Победы стал, пожалуй, самым великим праздником страны. На протяжении уже … лет мы отмечаем эту дату.

На немецкой земле родился фашистский зверь, который принес неисчислимые страдания народам. Если бы не героический подвиг советского народа, если бы не 22 миллиона наших воинов, погибших в кровавой битве за свободу человечества, мир был бы превращен в громадную душегубку, в адскую печь. 22 июня 1941 года на нашу Родину напал злой и сильный враг – фашистская Германия. На защиту своего Отечества встал весь народ нашей страны.

Вспомним всех поименно.
Горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым, –
Это нужно живым.

Звучит “Реквием” и под музыку читают слова.

Ведущий 2:

Вам, рисковавшим жизнью на полях сражения;
Вам, ныне живущим, –
Вам, погибшим в битвах, умершим от ран в мирное время и чьими земляками нам выпала честь быть, –
Труженикам тыла, женщинам, вынесшим на своих плечах эту победу, –
Детям войны, тем, у кого она украла детство, –
Посвящается!

Звучит тихая спокойная мелодия, на фоне которой, читается стихотворение.

Стоя утренняя тишь,
Был смешан с медом воздух сочный;
Стекала капельками с крыш
Роса по трубам водосточным;
И рог пастуший в этот час,
И первый ранний запах снега…
Все, все на памяти у нас,
Все до подробности бесценных…

На сцену, взявшись за руки, выходят юноша и девушка, веселые, нарядные, у девушки букет сирени; звучит “Школьный вальс” (сл. М. Матусовского, муз, И. Дунаевского).

Пришел июнь-румянец года,
Обилье света и тепла,
И зацвела вокруг природа,
Палитрой красок ожила.

И тополиный пух метелью
Следы дорог запорошил,
И хор кузнечиков свирелью
Поля и рощи огласил.

Разыгрывается инсценировка “Выпускники 41-го года”.

– Ну, вот и кончилась школьная жизнь, прошел выпускной бал.
– Интересно, что с нами будет лет через 20?
– Смотрите, самолет летит! Как красиво…
– Ой, да наш славка скоро так же летать будет, в летное поступает.
– А заболеете, ко мне приходите.
– Даша, ты так и мечтаешь врачом стать?
– А ты, Василий, куда думаешь?
– Я еще не решил.
– Пошли встречать рассвет.

Учащиеся:

Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала страна
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова…

Утром у нас на пороге
Заполыхала война.

Звучит песня “Священная война” в исполнении духового оркестра. Юноша уходит, оборачивается, девушка ему машет косынкой. Уходят. Звучит песня в исполнении духового оркестра “Прощание Славянки”, выходят юноша и девушка, переодетые в солдатскую форму.

В далекий год, постясь с учителями,
Длину дорог, измерив фронтовых,
Мы держали главный свой экзамен
И в танковых боях, и штыковых.

Отзвенела юность школьными звонками
Загремела взрывами гранат.
Провожала мама с мокрыми глазами,
До победы, спрятав аттестат.

Началась жестокая, страшная, героическая война против фашистских захватчиков.

Война проверяла нас на верность и самоотверженность, честность и благородство, мужество и бесстрашие.

Ведущий 1:

Первыми на себя приняли удар пограничники Брестской крепости. Выиграть время дать стране опомниться от вероломного нападения – с этой мыслью сражались герои – пограничники. Сутки, вторые – казалось против танковых таранов горстке бойцов не удержаться. А Брестская крепость стояла. она держалась более месяца. На стене неизвестным солдатом высечена “Я умираю, но не сдаюсь. Прощай Родина!”

Ведущий 2:

Вся страна – армия и народ, тыл и фронт – объединились под лозунгами: “смерть немецким оккупантам!”, “Все для фронта, все для победы!” страна превратилась в грозный единый военный лагерь. В ходе Великой Отечественной войны наша армия провела 6 гигантских битв и около 40 крупных наступательных операций.

Ведущий 1:

В результате стремительного наступления фашистов осенью 1941 года над Москвой нависла смертельная угроза. На защиту столицы встали все ее жители.

Здесь каждый дом стоит, как дот
И тянуться во мгле
Зенитки с крыши в небосвод,
Как шпили на Кремле.
На окнах белые кресты
Мелькают второпях.
Такой же крест поставишь ты,
Москва на всех врагах!

Ведущий 2:

Несмотря на тяжелейшее положение, сложившееся в Москве, 7 ноября 1941 года было решено провести парад на Красной площади. Парад воодушевил воинов и весь советский народ.

Показ кадров Парада.

Ведущий 1:

Прямо с Красной площади солдаты шли на передовую, они стояли насмерть, но не пропустили врага к сердцу Родины.

Держась, как за личное счастье,
За каждую прядь земли, –
Мы под Москвой встали насмерть,
В грунт в промерзший вросли.

Ведущий 2:

Знаменитыми стали слова политрука Клочкова: “Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва”.

Ведущий 1:

Сильнейшее, более чем миллионная группировка отборных немецких частей разбилась о железную стойкость, мужество и героизм советских войск, за спиной которых были народ, столица, Родина.

Ведущий 2:

Разгром фашистских войск под Москвой был первым крупным поражением Германии во Второй Мировой войне, началом ее перелома.

Звучит песня “Брянский лес”, на экране слайды “Партизанское движение”.

Ведущий 1:

С невиданной в истории силой развернулась партизанская война. Уже в первые дни после начала наступления гитлеровцев были подготовлены основные базы для борьбы в тылу врага. Партизаны наносили колоссальный ущерб врагу.

Чтец выходит в образе партизана и читает стихотворение.

Партизаны, партизаны,
Белорусские сыны!
Бейте врагов поганых,
Режьте свору окаянных,
Свору черных псов войны…
Вам опора и подмога
Белорусский наш народ.
Не страшит вас пусть тревога –
Партизанская дорога
Вас к победе приведет.

Слайд “Блокада Ленинграда”.

Ведущий 2:

В планы Гитлера входило получение продовольствия с чужих земель. Фашистская армия отправляла в германию тысячи эшелонов с награбленным грузом. Враги хотели обречь на мучительную медленную смерть как можно больше людей, оставшихся в живых, взять Ленинград голыми руками, а пленных превратить в рабов… Это была фашистская стратегия голода.

Ведущий 1:

8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. Каждый, из которых отмечен подвигом, каждый из которых урок – мужества. В кольцо блокады Ленинграда оказалось 2 миллиона 887 тысяч человек. Наступила зима 1941 года.

Видео кадры блокадного Ленинграда.

Ведущий 1:

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады.

Я не хочу, чтоб голос Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой.
Я не хочу, чтоб дзоты обнажались,
Как раковая опухоль земли.
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью-то жизнь собою унесли.

Ведущий 2:

Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари, пепелища и от хатынской боли
Навечно! Навсегда! А не на миг!
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок. Мой и твой.
Пусть мир взорвется криком
Нет! Не надо!
Мне нужен сын не мертвый, а живой!

Слайд “Сталинградская битва”.

Ведущий 1:

В середине лета 1942 года началась Сталинградская битва. К Сталинграду была стянута огромная армия фашистов, было сброшено около миллиона бомб.

Ведущий 2:

Гитлеровцы планировали пробиться к Волге, захватить стратегически важные объекты, поработить и истребить миллионы людей. В первую очередь предполагалось ликвидировать славянские народы – русских, украинцев, белорусов.

Ведущий 1:

В августе 1942 года Сталинград еще был мирным городом: девушки в летних платьях, парни загорелые, переполненные людьми трамваи… Как будто и не было минувших месяцев войны.

Ведущий 2:

Но война сразу напомнила о себе в день первой разрушительной бомбежки. Сталинград из глубокого тыла стал передовой. Да еще какой!

Открыты степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На 62 километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперек России
И всю ее закрыл собой.

Ведущий 1:

История человечества не знает больше такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какой проявили воины и жители Сталинграда. Бои шли за каждую улицу, за каждый дом.

Ведущий 2:

А кто защищал Сталинград? Кто стоял в нем железной стеной? Русские люди рядом с украинцами, белорусами, узбеками, грузинами, армянами… (Слайд).

“За Родину! Ни шагу назад!” – с этими словами шли в бой славные защитники Сталинграда.

С рассветом “тигры” шли на нас опять
И вспыхивали дымными столбами.
И приникали мы, устав стрелять,
К горячей фляге пыльными губами.

И все же удержали рубежи
В июльской битве, оправдав надежды…
Окопы на полях примятой ржи
Проходят там, где проходили прежде.

Выключается свет на сцене, звучит песня в исполнении духового оркестра “Эх, дороги”, выходят солдаты на сцену и садятся вокруг костра. Включается свет.

Ведущий 2:

Шли солдаты на запад
По дорогам войны.
Выпадал среди залпов,
Может, час тишины.
И тогда на привале
Опустившись в окоп,
Люди письма писали
Тем, кто был так далек.

Что, ребята, носы повесили? Смотрите, почта идет!

Выходит почтальон.

Почтальон:

Здравствуйте, товарищи артиллеристы! Это я на третью батарею попал? Да? В таком случае для вас здесь ворох писем и груда телеграмм. От сестер, братьев, невест и мам. Сколько их! Из самых разных мест. (Раздает почту.)

Вам от друга телеграмма,
Вам письмо прислала мама,
Вам от брата,
Вам от деда,
Вам открытка от соседа.
Это вам. А это вам.
А вот Балагуров. Есть у вас такой?

Боец Балагуров:

А как же! Как ему не быть, вот он я! Давай, давай! О, аж два письма!

Ну и пишут тебе! Мне бы хоть весточку подали. Как они там? Под немцами были, может, теперь и не увижу их.

Слушай, Сергей, что ты так баян держишь? Ничего, друг, придут и тебе письма. Сыграй лучше что ни будь, а мы станцуем.

Эх, пляс – перепляс, перепляс почтовый!
Не забыли люди нас в этот день суровый.

Бойцы пляшут. Пляску прерывают звуки трубы – “сбор”. На сцене построение, раздаются звуки боя, пулеметная очередь.

Мы врагу любому скажем:
“Запугать не думай нас!”
Если Родина прикажет,
Будет выполнен приказ!

После слов бойца построились в одну шеренгу и читают стихи.

Ведущий 1:

Вот и закончилась короткая передышка. Снова зовет труба…

Четвертый год нам нет житья от этих фрицев,
Четвертый год соленый пот и кровь рекой.
А мне б в девчоночку хорошую влюбиться,
А мне б до Родины дотронуться рукой.

Последний раз сойдемся завтра в рукопашной,
Последний раз России сможем послужить.
А за нее и умереть совсем не страшно,
Хоть каждый все – таки надеется дожить.
Бойцы уходят со сцены.

Ведущий 2:

Память о войне, о жертвах войны набатом стучит в наших сердцах.

Минута молчания. Звучит метроном. Выносится лента Георгиевская и венок с цветами и ставится у памятника “Неизвестному солдату”. После минуты молчания звучит песня “Журавли” в исполнении хора.

Ведущий 1:

Май 1945 года. Разве можно его забыть? он памятен каждому человеку кто был причастен к тому времени. Особенно тем, кто встречал великий День Победы далеко от родной земли в Берлине.

Видеокадры Победы.

Конец войне! Могучею лавиною
И опрокинут и раздавлен враг.
Конец войне! Над городом Берлином
Победно реет боевой наш флаг.

Ведущий 1:

Летят быстротечные годы, мелькают десятилетия. Прошло много лет со дня окончания Великой Отечественной войны, но никогда народ не забудет своих героев. 65 лет нашей славной Победе. Снова майские дни. Тишина! 65 лет как убита война!

Чтецы под фонограмму песни “Победа остается молодой” читают стихи.

По всей стране от края и до края
Нет города такого, нет села,
Куда бы ни пришла победа
Великого девятого числа.

И смотрит на сынов своих Россия,
Как будто лишь вчера закончен бой.
Проходят победители седые –
Победа! Победа остается молодой.

Как быстро бы года не пробегали,
От нас не отдаляется она.
И ей к лицу солдатские медали,
К лицу ей боевые ордена.

С тех пор салютов много отзвучало,
Но каждый день, прошедший без войны,
И каждая весна берет начало,
Свое тепло берет от той весны.

Еще нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в карай.
Солдаты, подарили вы планете
Великий май!
Победный май!

Ведущий 2:

Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вас с великим днем,
С днем нашей славы!
С Днем Победы!

Звучит песня в исполнении духового оркестра “День Победы”, участники мероприятия все выходят на сцену и поют песню.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 50 с углубленным изучением предметов»

Внеклассное мероприятие

«И помнит мир спасённый…»

Педагоги СОШ № 50

Мазур Н.Г., Петрова Р.Н.

город Набережные Челны

«И помнит мир спасенный…»

Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне

Воспитывать уважение к пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, воспитывать чувство гордости за народ – победитель. Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны.

Побудить учащихся к делам на радость и пользу людям, на сопричастность к жизни города, страны, содействовать развитию эмпатии

Способствововать развитию творческих способностей каждого учащегося.

Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности;

воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.

Способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, воспитанию чувства патриотизма.

Книжная выставка «Подвигу жить в веках»

Рисунки учащихся на военную тематику.

Летопись «Моя семья причастна к Победе!»

Слайд с названием мероприятия (звучат военные песни, пока собираются гости)

Началась самая тяжелая и самая жестокая война для нашей Родины. Над народами нашей страны нависла опасность физического уничтожения. Тысячи тонн смертоносного груза обрушились на спящие города, аэродромы, железные дороги.

Стихотворение челнинской поэтессы. «Уходят на войну мальчишки»

Уходят на войну мальчишки,

Оставив дома матерей

И недочитанные книжки,

И неродившихся детей.

Недоцелованы невесты,

Кому-то, может, повезёт,

А кто-то пропадёт без вести,

А кто-то смерть свою найдёт.

А где-то в русском поле чистом,

Как он, такой же молодой,

И дед его, что был танкистом,

На той войне нашёл покой.

Как страшно, что идёт война,

Когда вокруг шумит весна,

Когда природа оживает,

Такие парни погибают.

Уходят лучшие сыны,

То тут, то там уходят в бой,

Мы что-то сделать все должны,

Чтоб не было на свете войн.

Чтоб не теряли на планете

Своих отцов и дедов дети,

Чтоб сына любящая мать,

Могла живого обнимать.

Уже 24 июня 1941года поэт Лебедев-Кумач написал стихотворение «Священная война», а композитор Александров написал музыку. Эта песня стала гимном сражающегося народа.

Звучит песня «Священная война» (3-4 мальчика в военных формах поют песню)

На экране слайд с портретом Жукова

Особое значение противник придавал захвату Ленинграда. Командующим Ленинградским фронтом был назначен маршал Г.К. Жуков.

За короткий срок сотни тысяч жителей вместе с воинами превратили Ленинград в неприступную крепость. Были созданы отряды народного ополчения. В сентябре враг окружил с суши и началась блокада Ленинграда, которая длилась 900 дней.

Показ слайдов военного блокадного Ленинграда (чтение стихотворений под классическую музыку)

Домов затемненных громады

В зловещем подобии сна

В железных ночах Ленинграда

Осадной поры тишина.

Но тишь разрывается воем-

Сирены зовут на посты.

И бомбы свистят над Невою,

Огнем обжигая мосты.

Враг силой не мог нас осилить,

Нас голодом хочет он взять

Отнять Ленинград у России

В полон ленинградцев забрать.

Такого во веки не будет

На невском святом берегу.

Рабочие русские люди

Умрут, не сдадутся врагу.

Гитлеровцы начали варварски разрушать город авиацией, артиллерийскими обстрелами. За время осады фашисты обрушили на город 107 тысяч авиабомб, 150 тысяч снарядов. Было разрушено и повреждено 10 тысяч зданий. Но несмотря ни на какие трудности народ в городе трудился. Изготовили и ремонтировали 2 тысячи танков, самолеты, снаряды и вместе с взрослыми дети работали за станками, дежурили на крышах зданий, тушили пожары.

Я говорю с тобой под свист снарядов

Угрюмым заревом озарена

Я говорю с тобой из Ленинграда

Страна моя, печальная страна.

Над Ленинградом смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы.

Что называлось страхом и мольбой

Мы будем драться с беззаветной силой.

Мы одолеем бешеных зверей.

Мы победим, клянусь тебе, Россия,

От имени российских матерей.

Самым тяжелым испытанием был голод. Для работающих хлеба давали 250гр., а остальным 125 гр. Это ведь тоже был не настоящий хлеб, туда добавляли льняной и хлопковый жмых. Люди падали на улице от голодного обморока и умирали.

Одно желанье жило в их сердцах

Не покидавшее несчастных даже в снах,-

Желание голод утолить,

Хотя бы корочку сухую откусить

И с наслаждением ее жевать…

Кому пришлось такое испытать,

Тот продолжает и доныне

Он к хлебу относиться как к святыне.

(Слышится звук метронома)

Сценка (про Таню Савичеву)

Выходят трое ребят с зажжёнными свечами

    Слышите? Это не орудийные залпы, не рокот самолётов, не лязг гусениц танков – это мерный звук ленинградского метронома. Ленинград… Бесконечно долгие и страшные 900 дней блокады.

Таня Савичева – ленинградская школьница. В 1941 году, когда началась война, Тане исполнилось 11 лет. Семья у неё была большая и дружная: Таня, бабушка, братья Тани – Лёка и Миша, сёстры – Женя и Нина, да ещё в том доме жили два дяди – братья отца.

    В те жуткие дни зимы 1941 1942 г., когда ежечасные обстрелы и бомбёжки, голод и холод блокады уносили тысячи жизней ленинградцев, я вела в записной книжке страшный дневник.

    «Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942.» (гаснет свеча)

Таня: Если просто хочешь есть, это не голод – поешь часом позже. Я пробовала голодать с утра до вечера - вытерпела. Голод – когда изо дня в день голодает голова, руки, сердце – всё, что у тебя есть – голодает. Сперва – голодает, потом – умирает.

Таня: Он был тихим. Где он умер? Наверное, на кухне, где маленьким слабым паровозиком дымилась буржуйка, где спали, раз в день ели хлеб. Маленький кусочек – как лекарство от смерти… Лёке не хватило лекарства…

Гаснет свеча

    Тане становилось всё хуже, но она не сдавалась - жила. Наступила весна, зазеленели деревья. Таня высохла и вымерзла, стала тоненькой и лёгкой. У неё даже дрожали руки и от солнца болели глаза. Фашисты убили половину Тани Савичевой, а может быть, больше половины. Но с ней была мама и она держалась.

    Таня не написала слово «умерла», у неё не хватило сил написать это слово…

Гаснет свеча

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась она одна … Без мамы, без папы, без сестрёнки. Голодная. Под обстрелом. В пустой квартире.

Таня Савичева не стреляла фашистов, не была разведчицей у партизан. Просто она жила в родном городе в самое трудное для него время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нём жила Таня Савичева?

На экране слайд «Ладожское озеро»

Только по замерзшей узкой полоске Ладожского озера можно было проехать в город. Эти 27 километров ледяной дороги спасли многим жизнь. «Дорогой жизни» ее назвали.

Стали привозить продукты, горючее.

Фашисты окружили,

Пушки палят

Воду отключили

Но терпит Ленинград.

Он не хочет сдаваться.

Гордый город на Неве

Живым пытается остаться.

И вот пришла Победа,

И рад стал Ленинград.

Забыл про все он беды,

Шагает на Парад!

Устоял в боях с врагами город-герой Ленинград. Около трех лет 900 дней продолжал

возвестил о ликвидации блокады.

Слайд «Салют Победы»

В зное заводы, дома, вокзал,

Город не сдай врагу.-

Верный присяге русский солдат,

Он защищал Ленинград

Время придет-рассеется дым,

Смолкнет военный гром,

Шапку снимая при встрече с ним,

Скажет народ о нем:

Это железный русский солдат,

Он защищал Ленинград

Портрет Ильдара Маннанова

В нашем городе жил один из участников битвы за Ленинград артиллерист Ильдар Маннанов. Он отличился в боях под городом Тихвин и стал одним из первых Героев Советского Союза среди сынов Татарстана.

И будет так неотвратимо больно:

На сцену выйдет в орденах старик

Последний в нашем крае фронтовик.

И перед ним в порыве встанут люди.

Солдат бывалый поведет рассказ

Как землю эту вырвал у металла,

Как наше солнце сохранил для нас.

И парни будут очень удивляться,

Девчонки будут с болью повторять-

Как это можно умереть в 17,

Как можно в годик маму потерять.

И он уйдет свидетель битвы грозной

С букетом роз и маков полевых

Запоминайте их пока не поздно,

Пока они живут среди живых.

В этой жестокой войне из 14 тысяч бойцов ушедших из челнинского края домой вернулось 6 тысяч.

За годы войны наша страна потеряла почти 27 миллиона человек. Миллионы были угнаны в Германию на тяжелую работу. В фашистских концлагерях «смерти» уничтожали узников в газовых камерах, сжигали в крематориях. Великой ценой досталась нам Победа!

1418 дней и ночей разделяют две даты- 22 июня 1941года и 9 мая 1945 года. Долог и труден был этот путь длиной 2600км. Не все дожили до светлого праздника - Дня Победы. Спасибо им - героям, в битве павшим, спасибо тем, кто и сейчас в строю!

«Ветеранам войны» стихотворение челнинского поэта

Как молоды вы были,

Как Родину любили,

Когда громили извергов –

Фашистов на войне.

Про вас легенды сложены

За шестьдесят, что прожили

Под мирным небом Родины,

Не помня о войне.

Спасибо вам, родимые,

В боях непобедимые,

За жизнь и мир добытые,

За горе пережитое,

За то, что сами выжили

Для жизни на земле.

Слайды (ветераны школы), музыка.

Пусть ветеран расскажет лучше, чем кино,

И даже лучше самой лучшей книжки,

Как в бой ходил три дня без передышки,

Хотя и было это уж давным-давно.

Сегодня и года уже седы

С тех пор, как минула война,

Но поздравляет с Днем Победы

Ветеранов вся страна.

Спасибо милые, родные,

Нас защитившие тогда

И отстоявшие Россию

Ценою ратного труда.

Мы поздравляем Вас с любовью

И правнуки запомнят день,

Омытый Вашей чистой кровью,

Когда вовсю цвела сирень!

Выступления ветеранов

Дети вручают ветеранам цветы и подарки, сделанные своими руками.

(песня «День Победы») (слайд салют)

Прошла война, прошла страда

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей

И наших внуков внуки!

Через века, через года – помните!

О тех, кто уже не придет никогда – помните!

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Покуда сердца стучатся – помните!

Какой ценой завоевано счастье –

Пожалуйста, помните!

(Слайд с Аллеи Славы г.Наб. Челны)

Стихотворение

Сегодня день у нас печальный,

Природа плачет вместе с нами,

И этот день стал эпохальным,

Он несравним с другими днями.

Что победим, мы твёрдо знали

Без громких колокольных звонов.

Страну свою мы отстояли

Ценою жизней миллионов.

Солдат под ливнем ураганным

Косила огненная лава.

Героям слава безымянным,

Советскому солдату слава!

Не предадим, друзья, Россию

Как во все былые времена,

Несчастья выдержим любые,

Отчизна-мать у нас одна.

Танец со свечами

Танец «Смуглянка»

Бессильна смерть,

Кровавый росчерк пули

Не зачеркнул героев имена.

У их могил в почетном карауле

Стоит сегодня вся моя страна.

Мы хотим жить в мире. Хотим видеть, слышать и любить дорогих своему сердцу родных и близких, чистого неба, ясного солнца, цветущей земли.

Песня «Не отнимайте солнце у детей»

(свет притушается, у детей в руках свечки и шары)

«И помнит мир спасенный…»

Вед. У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах. Потому что и сейчас где-то тоже идёт война, свистят пули, рассыпаются от снарядов в крошки, в пыль дома. Наш разговор сегодня – это попытка собрать глыбы народной памяти. Памяти обо всём пережитом и взрослыми, и детьми в те безжалостные годы. Ведь время всё быстрее уносит свидетелей и участников, тех, кто был, кто знал, кто видел и выстрадал боль и ужас утрат (потерь) и радость надежд в ожидании победы.

(уходит за кулисы)

ЗА КУЛИСАМИ ПОД ПЕЧАЛЬНУЮ МУЗЫКУ

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война!

Ведь эта память – наша совесть

Она как сила нам нужна!

Под звуки вальса за кулисами

1941 год. Начала лета. Мальчишки и девчонки радовались наступившим каникулам, а выпускники прощались со школой.

(Звучит вальс, танцуют пары (3) на сцене)

(Звучат звуки низко летающего боевого самолета)

Д.1 –что это?

М1. – самолёт…

(Слышатся дальние разрывы бомб)

Д.2 – Что случилось, скажи мне, ветер?

Что за боль у тебя в глазах?

М2 – Разве солнце все так же светит

Или вянут травы в садах?

Д3 – Почему люди все на рассвете

Вдруг застыли, раскрыв глаза?

М3 – Что случилась, скажи нам ветер?

: Неужели – это война

ВСЕ … ВОЙНА…

ЗАПИСЬ ЛЕВИТАНА О НАЧАЛЕ ВОЙНЫ (ребята стоят на сцене и смотрят в одну точку… наверх)

(Девушка в чёрном балахоне идет по залу… останавливается… уходит за кулисы)

ЗА КУЛИСАМИ ПОД ТЯЖЕЛУЮ МУЗЫКУ

Она идёт тяжелым чугунным шагом, вся земля дрожит от ее шагов. Горит земля, и горит небо. Стой, война! (девушка останавливается) Не ходи дальше! Но война шагает и шагает… (девушка уходит)

(Выходят переодетые девочки и мальчики в военную форму)

Д1. Ах, война, что ж ты сделала, подлая

Стали тихими наши дворы

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

Д2 – На пороге едва помаячили

И ушли – за солдатом солдат…

До свидания, мальчики, мальчики!

Постарайтесь вернуться назад.

Д3 – Нет не прячьтесь вы, будьте высокими.

Не жалейте ни пуль, ни гранат.

И себя не щадите вы… и всё-таки,

Постарайтесь вернуться назад.

М1. Ах, война, что ты подлая сделала?

Вместо свадеб разлуки и дым.

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

М2. Сапоги, ну куда от них денешься,

Да зеленые крылья погон…

Вы не слушайте сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

М3 – Пусть болтают, что верить вам не во что,

что идете войной наугад…

До свидания, девочки, девочки…

Постарайтесь вернуться назад.

ПОД МЕДЛЕННУЮ МУЗЫКУ

М1 – Разве погибнуть

Ты нам завещала, Родина?

М2 – Жизнь обещала,

Любовь обещала, Родина.

М3 – Разве для смерти

Рождаются дети, Родина?

М4 – Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

М1 – Пламя ударило в небо!-

Ты помнишь, Родина?

М2 – Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» Родина.

М3 – Славы у тебя никто не выпрашивал, Родина

М4 – Просто был выбор у каждого: я или Родина.

М1 – Клянусь: назад ни шагу!

Скорей я мёртвый сам

На эту землю лягу,

Чем эту землю сдам.

М2 – Клянусь, мы будем квиты

С врагом. Даю обед,

Что кровью будут смыты

Следы его побед!...

М3 – А если я нарушу

Ту клятву, что даю,

А если вдруг я струшу

Перед врагом в бою,

М4 – Суровой мерой мерьте

Позор моей вины:

Пусть покарает смертью

Меня закон войны!

(выходят девочки строевым шагом)

Д1 – Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы – девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты –

То юность моя в огне…

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

Д2 – Я ушла из детства

В грязную теплушку,

В эшелон пехоты,

В санитарный взвод.

Дальние разрывы

Слушал и не слушал

Ко всему привыкший

Сорок первый год.

Д3. – Я только раз видала рукопашный.

Раз – наяву и сотни раз во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Д4 – Нет, это не заслуга, а удача –

Стать девушке солдатом на войне,

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в день Победы стыдно б было мне!

(выходят раненные мальчики)

М1 – Пускай до последнего часа расплаты,

До дня торжества – недалёкого дня –

И мне не дожить, как и многим ребятам,

Что были нисколько не хуже меня,

Я долю свою по-солдатски приемлю,

Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,

То лучше, чем смерть за родную землю,

И выбрать нельзя.

М2 – В песке лицо. Лопатка. Я.

И никого живого кроме.

Но вижу, как на муравья

С виска упала капля крови

Солдаты мстят. А я – солдат.

И если я до мести дожил,

Мне нужно двигаться. Я должен.

За мной убитые следят.

М3. – Встречали смерть в горящем танке,

Встречали с флагом на штыке,

И в обороне, и в атаке,

И на берлинском пятачке.

Я ощущал ее всей кожей,

Всей шкурой… И поверьте мне:

Случайной смерти быть не может,

Когда живешь ты на войне.

(Выходит мальчик и девочка, держатся за руки)

М4 – Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожидаем своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой…

(за кулисами)

Под Москвой и под Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что она крепила армейскую сплоченность и фронтовую дружбу.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ

(за кулисами)

Знали люди, что война – это пропасть, это гибель… Но матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков. Ждали, не смотря ни на что. Ждали, надеялись и писали письма.

(стоят все спиной к зрителям около занавеса, тот, кто читает письма, выходит на середину сцены)

Д1 - Этот маленький белый листок

Посылаю в землянку к тебе,

Чтобы строчками этими мог

Часто думать в бою обо мне,

Не давая пощады врагу;

Чтоб в землянке порой находясь,

Знал: любовь я твою берегу,

Вспоминаю тебя каждый час

Ветер песню мою унесёт,

Чтоб тебе помогала в бою.

Помни: девушка верит и ждёт

И любовь, и победу твою!

М1 - … Ты прости, что письмо,

Торопясь, отрываясь, небрежно

Я пишу, как мальчишка, - дневник

И как штурман – журнал…

Вот опять начинается….

Пятый раз в этот день начинают они наступление,

Пятый раз в этот день поднимаю бойцов я в штыки,

Пятый раз в этот день лишь порывом одним вдохновенья

Мы бросаем врага на исходный рубеж у реки!

Так я пишу. Пусть неточны слова

И слог тяжел, и выраженья грубы!

Но, жив я еще пока

А, значит, я с тобою…

Д2 (изображает старую матушку бойца)

На страницах застыли года.
Двадцать два ему будет всегда.
"Мама, я здоров и живой..."
А наутро сын ушел в последний бой.

М2 - Мои братья и сестры родные,
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу,
Буду немцев без жалости бить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить.

(на сцене лежат девочки, накрытые курткой)

Д3 – Мы легли у разбитой ели.

Ждём, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоём теплее

На продрогшей, гнилой земле.

Д4 – Знаешь, Юлька, я – против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живёт.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня – лишь она одна.

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет…

Д3. – Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг приказ:

Д4 – «Выступать вперёд»

(девочки кричат ура и убегают за сцену)

За сценой…

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам

Через смертные рубежи…

Выходит девочка 4 с поникшей головой…(читает сквозь слёзы)

Её тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав…

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах

Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то, в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живё1т.

У меня есть друзья, любимый,

У неё ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом стоит весна.

И старушка в цветном платье

У иконы свечу зажгла.

… Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она… не ждала?!

ВЫХОДЯТ ВСЕ:

М1 – Помните! Через века, через года,- помните!

Д1 – О тех, кто уже не придет никогда, - помните!

М2 – Не плачьте!

В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Д2 – Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

М3 – Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!

Д3 – Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!

М4 – Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Д4 – Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

М1 – Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..

Д1 – Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаем, -

ВСЕ: ПОМНИТЕ!

(ребята стоят на сцене, опустив голову, за кулисами:

Вновь скупал слеза сторожит тишину,

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад,

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –

Ты послушай святую минуту молчанья.

Объявляется минута молчания. Просим всех встать.

Просим садиться)

Левитан о победе… (все начинают обниматься, радоваться, целоваться, подкидывать шапки вверх…кричать ура)

М2 – Задохнулись канонады.

В мире тишина

На большой земле однажды

Кончилась война.

Д2 – Будем жить, встречать рассветы,

Верить и любить.

Только не забыть бы это!

ВСЕ: Лишь бы не забыть,

М3 – Как всходило солнце в гари

И кружилась мгла,

А в реке – меж берегами –

Кровушка текла.

Д3 – Эта память – верьте, люди –

Всей земле нужна…

Если мы войну забудем, вновь придёт война.

(Этот день победы)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!