Мальчик в полосатой рубашке краткое содержание. Джон Бойн, «Мальчик в полосатой пижаме»: отзывы и рецензии, анализ книги

Не так-то просто рассказать в двух словах об этой удивительной книге. Обычно аннотация дает читателю понять, о чем пойдет речь, но в данном случае мы опасаемся, что любые предварительные выводы или подсказки только помешают ему. Нам представляется очень важным, чтобы вы начали читать, не ведая, что вас ждет. Скажем лишь, что вас ждет не обычное и завораживающее путешествие вместе с девятилетним мальчиком по имени Бруно. Вот только сразу предупреждаем, что книга эта никак НЕ для девятилетних мальчиков, напротив, это очень взрослая книга, обращенная к людям, которые знают, что такое колючая проволока. Именно колючая проволока вырастет на вашем с Бруно пути. Такого рода ограждения достаточно распространены в нашем мире. И нам остается только надеяться, что вы лично в реальной жизни не столкнетесь ни с чем подобным. Книга же наверняка захватит вас и вряд ли скоро отпустит."Мальчик в полосатой пижаме" - притча о Холокосте, рассказанная Бруно, наивным и мало что еще понимающим мальчиком. Это крайне непривычный, небанальный и оттого особенно страшный ракурс на ужас 20 века. По роману только что снят фильм, съемки велись в Будапеште. В одной из главных ролей - английский актер Дэвид Тьюлис, которого российские зрители знают по роли Поля Верлена в драме Агнешки Холланд "Полное затмение" и Римуса Люпина в экранизациях "Гарри Поттера". Английский режиссер Марк Херман за свой предыдущий фильм "Оркестранты отложили свои трубы" в 1998 году получил французскую премию "Сезар" за лучший иностранный фильм. Премьера фильма запланирована на конец 2008 года.

«Мальчик в полосатой пижаме» - сюжет

История глазами девятилетнего немецкого мальчика - Бруно, который беззаботно живёт в прекрасном пятиэтажном доме в Берлине, вместе со своей семьей и друзьями. Однажды Бруно приходит домой и обнаруживает, что горничная Мария складывает его вещи в чемодан, так как семья вынуждена переехать в Аж-Высь, потому что у отца новое важное назначение по службе. Но новое место Бруно не нравится, он скучает, хочет играть, но не с кем. Тогда он отправляется исследовать территорию, которая виднелась ему из окна, где люди разгуливали в одинаковых полосатых пижамах. Там он и встретил своего нового друга - еврейского мальчика, Шмуэля, сидящего по ту сторону ограды. Оказалось, что оба мальчика родились в один и тот же день, и, как казалось Бруно, у них много общего. Они регулярно встречались у ограды, но время шло и родители решили, что Бруно с мамой и сестрой должны уехать обратно в Берлин. Тогда он решил сходить попрощаться со своим другом. Именно в этот момент Бруно решает помочь Шмуэлю разыскать отца. Переодевшись, он становится похожим на остальных узников, в таком виде мальчик пролезает на ту сторону ограды.

Критика

Иногда среди потока книг появляется та, что пробуждает чувства, тревожит ум и надолго застревает в памяти. „Мальчик в полосатой пижаме“ - именно такая книга». The Yorkshire Evening Post

«Очень просто и совершенно незабываемо. В этой книги нет никаких монстров и страшилищ, но настоящий ужас всегда прячется в обыденном». Ireland On Sunday

«Грустная, глубокая и будоражащая притча о человеческой чистоте, которая всегда по ту сторону добра и зла». The First Post

«Маленький шедевр». The Guardian

«Удивительная вещь, такая простая и такая легкая, она буквально разрывает душу». The Irish Times

Рецензии

Рецензии на книгу «Мальчик в полосатой пижаме»

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить рецензию. Регистрация займет не более 15 секунд.

Кристина Борисова

Одна из самых запоминающихся

Помню, когда попалась на глаза эта книга я все думала, стоит ли мне её прочесть, немного поразмышляв, я все же её взяла.

С первых сраниц сюжет начинает захватывать.

Написано понятным языком, поэтому она будет интересна любому возрасту.

На протяжении всего прочтения, я ощущала огромный интерес и ожидание, чем же все это закончится.

И хоть читала я её очень давно, все ещё помню все мелочи и детали этого потрясающего произведения.

В общем, после прочтения оставляет приятный след в душе.

Полезная рецензия?

/

1 / 0

Диля Быкова

Сложно, очень сложно писать о книге, которая настолько сильно встряхнула чувства

Сложно, очень сложно писать о книге, которая настолько сильно встряхнула чувства. Тема второй мировой войны сама по себе всегда волновала меня. Возможно, потому что в бою погиб мой прадед, возможно, потому что для меня человеческая жизнь - наивысшая ценность, возможно, потому что война никого не оставляет безучастными. Даже детей. Детей, которые еще не успели пожить в этом мире, которые могли бы быть счастливыми и здоровыми, но война не пожалела даже их. Маленькие, невинные души... Они не знают, что такое вражда. Они открыты для дружбы и принимают друг друга безусловно.

Главный герой романа - восьмилетний мальчик, сын начальника концлагеря, который вместе с отцом и семьей переехал жить из Германии в Польшу. Волей судьбы он знакомится с еврейским мальчиком, который доживает свою короткую жизнь в концлагере. Детям сложно понять, почему все это происходит, почему они, два одинаковых мальчика вынуждены общаться через колючую проволоку. Но никакая ограда, никакие условности, никакие правила, никакие предрассудки не могут помешать их светлой, искренней дружбе. Они видят в себе исключительно сходство: в возрасте, во внешнем виде, в увлечениях, во взглядах на жизнь. Даже в жизненных ситуациях, которые происходят по разные стороны оград с каждым из них, они находят что-то такое, что еще лучше их сближает. Для них не существует национальности. Главная ценность для них - теплота человеческих отношений, дружба и взаимовыручка.

История заканчивается трагически. Оба мальчика оказываются в концлагере и принимают смерть, уготованную им фашистским режимом. Но даже в самые последние минуты они держатся за руки, потому что они лучшие друзья. Немец и еврей, две невинные души, так мало видевшие в жизни, но так глубоко познавшие истинные ценности.

Нет, вы не найдете в этой книге кровопролитных битв, буйства агрессивных эмоций, не увидите страшные смерти той войны. Но вы прочувствуете весь ужас где-то в глубине души. Тревога, нарастающая с первых страниц, превратится в молчаливый крик, разрывая сердце на части. "Мальчик в полосатой пижаме" - безумно трогательная книга о детской искренней дружбе и взрослой глупой ненависти.

Для любителей фильмов, которые показывают события периода Второй мировой войны, это произведение будет просто подарком. Но в нем нет боевых действий или грозных генералов. Чем же оно цепляет?

Об отношении зрителей к произведению мы поговорим в конце статьи. Но если оценивать отзывы, «Мальчик в полосатой пижаме» поражает всех зрителей глубиной смысла и силой финала. Правда, концовки у книги и фильма совершенно разные.

Давайте познакомимся с этим шедевром поближе.

Роман Бойна

Джон Бойн - 43-летний ирландский писатель, автор двенадцати романов и более чем семидесяти рассказов. За все время было продано более пяти миллионов экземпляров, чему в значительной мере поспособствовала экранизация компанией "Мирамакс" "Мальчика в полосатой пижаме".

Это произведение было награждено двумя международными наградами. Кроме этого, в течение восьмидесяти недель роман возглавлял рейтинг ирландских бестселлеров, список бестселлеров "Нью-Йорк Таймз", а также стал чуть ли не самой популярной книгой в Испании в 2007-2008 годах.

Есть знаменитая фраза о том, что устами младенца глаголет истина. На страницах романа «Мальчик в полосатой пижаме» Бойн повествует о страшнейших событиях двадцатого века через призму восприятия их восьмилетним ребенком.

Давайте разберемся, чем привлекло читателей это произведение, а также почему фильм получился немного прозаичнее, но тяжелее, чем книга.

Но для начала следует сделать небольшое отступление.

Холокост в Германии в годы войны

В переводе с греческого этот термин обозначает «всесожжение», на иврите его называют «шоа» - «катастрофа». Это одна из самых мерзких страниц человеческой истории двадцатого века. В течение нескольких лет планомерно уничтожались не только евреи, но и славяне, цыгане, гомосексуалисты, физически неполноценные и тяжелобольные люди.

В произведении «Мальчик в полосатой пижаме» сюжет касается исключительно еврейского вопроса, поэтому дальше речь пойдет только о нем.

Что нам известно из исторических источников? Наиболее реальным документом являются протоколы В них содержатся показания штандартенфюрера СС Дитера Вислицени. Он называет цифру более пяти миллионов человеческих жертв.

Как же развивалась такая политика? Все началось с прихода нацистов к власти в 1933 году. Принимаются решения относительно «очистки арийской расы от нежелательных элементов». шла в несколько этапов. Давайте разберемся подробнее.

В 1935 году были провозглашены Нюрнбергские законы, которые лишали евреев многих прав и фактически вынуждали их бежать из страны. Проблема была только в том, что большинству было не за что и некуда уезжать. Кроме того, все страны, кроме Доминиканской республики, отказались принимать большое количество беженцев, закрывая границы.

Следующим знаменательным событием стала «Хрустальная ночь», когда прошли обширные и многочисленные еврейские погромы в Германии. Она получила такое название из-за осколков оконных стекол, которыми были усыпаны тротуары.

Далее был этап принудительного переселения на восток, в Польшу, Беларусь, Западную Украину, где создавались огороженные районы, трудовые лагеря, куда сгоняли и свозили евреев. По оценкам специалистов, самым большим было Львовское гетто, где за несколько лет побывало более четырехсот тысяч человек.

Цель ставилась следующая. Нужно было отделить нееврейское население от еврейского и заставить последних стать рабами.

Последний этап начался в августе 1941 года, когда Геринг отдал Гейдриху приказ об окончательном решении еврейского вопроса. С этого времени начинают создаваться концентрационные лагеря, где «недолюдей» тысячами уничтожают в «душегубках».

Роман «Мальчик в полосатой пижаме» отражает период начала исполнения приказа Геринга. Но о сюжете мы поговорим немного позже.

Конфликты произведения

В книге и экранизации романа «Мальчик в полосатой пижаме» содержание иллюстрирует настроения немцев в первые годы Второй мировой войны на примере одной семьи.

Здесь сплетаются несколько характеров, которые отражают разное отношение к еврейскому вопросу.

Главная же тема раскрывается через призму мировосприятия восьмилетнего немецкого мальчика, который подружился с маленьким евреем в концлагере. Он не понимает, что за «ферма» находится невдалеке, а также почему его не пускают туда.

Со временем, общаясь со слугой-заключенным, а также мальчиком Шмулем, он понимает, что происходит что-то плохое, однако все еще идеализирует отца.

Кульминация наступает в финале книги, который остается открытым. В фильме самый сильный момент также отражается в концовке, но она сделана завершенной.

Второй героиней предстает двенадцатилетняя сестра Бруно - Гретель. Она находится в начале переходного возраста и уже лишена многих наивных иллюзий. Ее гибкое мировосприятие живо реагирует на сказки о страшном Еврее, который уничтожает немецкую нацию. До концовки фильма она горячо поддерживает идею очистки нации от злых недолюдей.

Также раскрывается конфликт между отцом и матерью, показаны душевные переживания обоих взрослых. Первый хочет сделать свою семью счастливой, получив повышение, но скрывает ото всех, чем занимается на самом деле. Мать же стремится защитить детей от ужасов войны, но кульминация наступает, когда она узнает правду о концлагере.

Лейтенант, бабушка и дедушка Бруно отражают противоположное отношение к событиям в Германии. Первый настроен радикально, вторая резко отрицательно, а дедушка более нейтрально.

Примечательным моментом является смерть старушки. Мы узнаем, что она «болеет» (официальная версия для Бруно, почему она не приезжает в гости), а после сообщают о ее смерти. Это событие таит в себе загадку, но никак не получает развитее в фильме.
Получается, она символизирует образ людей, которые выступали категорически против новой власти и ее методов. Такие «протестующие» просто пропадали без вести или внезапно умирали.

Таким образом, очертив вкратце настроения в романе, давайте поговорим подробнее о кино «Мальчик в полосатой пижаме».

Сюжет фильма

Немецкий офицер получает повышение и вынужден с семьей переехать из Берлина в деревенскую местность. Ему обещан большой дом. Но первые кадры нового жилища показывают, что не все так хорошо, как казалось вначале.

Здание больше похоже на тюрьму, везде ходят солдаты. Появляется ощущение, что дети и женщина попали в заключение. Отец просто «выполняет работу». Чем он точно занимается, пока неизвестно.

Обживаясь, Бруно замечает в окно странную «ферму», жители которой ходят в полосатых пижамах. Мама даже разрешает ему поиграть с ними. Здесь возникает первый конфликт, когда ужасы войны начинают просачиваться в семью.

Дети видят заключенного-слугу, который приписан к семье коменданта, а родители ссорятся из-за того, что лагерь находится близко к дому.

Развитие сюжета происходит в двух направлениях. С одной стороны, приезжает репетитор, который начинает вбивать идеи национал-социализма и чистоты в головы детей. С другой, мальчик часто пробирается через задний двор к забору концлагеря, за которым видит совсем иное.

В то время, когда Гретель заражается идеалами Гитлера, вешает его плакаты у себя в комнате, Бруно познает обратную сторону медали. Он начинает общаться со Шмулем, восьмилетним евреем, через колючую проволоку, а также беседует со слугой.

В ответах на недоуменные и наивные вопросы маленького немца автор раскрывает весь ужас и безвыходность положения заключенных. Но это только начало трагедии.

Периодически ветер приносит страшную вонь со стороны лагеря. Семье сообщают, что это сжигают грязную одежду заключенных. Переворот происходит под конец фильма, когда Шмуль рассказывает Бруно о горах никому не нужной одежды в бараках. А лейтенант случайно проговаривается жене коменданта о реальном «топливе» печей.

Кульминация наступает, когда немецкий мальчик обещает еврейскому помочь найти отца в лагере. Этим он пытается искупить свое предательство их новоиспеченной дружбы, когда по его наговору наказали Шмуля.

Книга завершается проникновением Бруно внутрь концлагеря через подкоп. Кинолента же немного расширяет роман. В фильме «Мальчик в полосатой пижаме» конец создан завершенным, в отличие от печатного варианта.

В экранизации мы видим смерть двух мальчиков в «душегубке», а также горе семьи. Глаза отца выражают полный крах его прошлых убеждений.

Финальная сцена с кучей брошенной одежды убитых людей возвращает еще раз к мыслям об ужасе всех этих событий.

Теперь давайте кратко познакомимся с актерским составом.

Первая значительная роль Баттерфилда

Мальчика Бруно играл Эйса Баттерфилд. Это роль стала его первым серьезным появлением на экранах. Ему тогда было девять лет. Актерская карьера этого молодого дарования началась в семь лет на подмостках школьного театра. Далее была роль в одной телевизионной драме.

За роль Бруно он номинировался на «Самого перспективного новичка», но занял второе место. Чем же эта роль так покорила сердца зрителей?

Ответ мы найдем, прочитав отзывы. «Мальчик в полосатой пижаме» - фильм, который открыл дверь молодому актеру в мир популярности.

Эйсе удалось передать образ искреннего и наивного восьмилетнего мальчика (которым, по сути, он и был на тот момент). Познавая мир и отношения между людьми, он впервые сталкивается с жестокостью и несправедливостью реальности.

В фильме «Мальчик в полосатой пижаме» актеры потрясающе справляются с реализацией своих ролей. Игра полностью отражает всю драматичность ситуации.

А смерть Бруно, по мнению некоторых критиков, символизирует гибель человечности в тисках военной машины рейха.

Мать и сестра Бруно

Эти две женщины прекрасно сыграли свои роли. Амбер Битти - актриса, игравшая дочку, а Вера Фармига - маму.

Им необходимо было выразить ощущения немецких женщин двух возрастных групп, с которым они блестяще справились.

Если обратить внимание на отзывы, «Мальчик в полосатой пижаме» задевает мировоззрение многих людей сегодня. Ведь похожие идеи популярны и в наше время.

Гретель вобрала в себя все характеристики идеалистически настроенной, молодой и горячей молодежи. А уже остепенившаяся Эльза, которой есть что терять и за что бороться, показывает нам настроение мирных мещан, не симпатизирующих политике Гитлера.

На протяжении большей части фильма они живут каждая в своем вымышленном мире. Эльза прячется за положением матери и жены, которая «не лезет в дела мужа», а только занимается домом и детьми. А дочка находится в ложных фантазиях, вложенных ей в голову репетитором, и образом красивого лейтенанта, в которого она влюбляется.

Крах иллюзий наступает в конце фильма «Мальчик в полосатой пижаме». Актеры потрясающе сыграли состояние людей, на которых обрушилась реальность. И молодая идеалистка, и зрелая мать семейства оказались уничтоженными машиной войны.

Тяжелый выбор коменданта

Относительно фильма «Мальчик в полосатой пижаме» книга дает больше возможностей для размышлений. Однако драматизация образа коменданта лучше представлена именно в экранизации.

Играет немецкого офицера, который попадает между наковальней и молотом. Он пытается защитить семью от сложившегося положения в стране, с одной стороны. С другой же ему приходится скреплять рушащиеся отношения с женой и детьми, которые не выдерживают жестокости происходящих событий.

Особенно примечателен момент в финале произведения «Мальчик в полосатой пижаме». Фильм даже немного акцентирует на этом внимание зрителя. Комендант, рационализировавший процесс уничтожения заключенных, сразу же теряет сына в этой чудовищной мясорубке.

Его роль отражает рабское положение человека в государственном механизме.

Вынужденный подчиняться приказам беспрекословно, Ральф исполняет свои обязанности исключительно хорошо. Неплохо он справляется и с ролью отца на начальном этапе. Но в итоге все рушится.

Актер в роли лейтенанта

Мы получаем в начале романа «Мальчик в полосатой пижаме» описание молодого офицера как ярого поборника новой идеологии. Он выступает за чистоту нации и явно гордится своей причастностью к процессу «уборки мусора». Руперт Френд потрясающе справился со своей ролью.

Он старается стать идеальным в своем новом образе. Почему в новом? Потому что в процессе развития сюжета мы узнаем о его отце. Оказывается, этот человек был противником политики Гитлера и уехал в Швейцарию.

Так, всего лишь одним ответом на пустой вопрос гостя о семье рушится вся карьера молодого лейтенанта, на которую он возлагал такие надежды. Вдобавок Курт допускает вторую ошибку. Он проговаривается жене коменданта (думая, что она в курсе и разделяет его восторг) о том, что в печах жгут не одежду, а трупы.

Эта случайно вырвавшаяся реплика одновременно разрушает и семью Ральфа и Эльзы, и будущее лейтенанта Кетлера. В итоге его отправляют на фронт.

Таким образом, в романе «Мальчик в полосатой пижаме» автор показывает бездушность военной машины, которая не обращает внимания ни на «своих», ни на «чужих», а просто «питается» человеческими жизнями. Причем приносятся они в жертву совершенно разными способами, которые ввергают людей в пучину смерти и безумия помимо их воли.

Оценки критиков

В начале скажем об экранизации «Мальчик в полосатой пижаме». Фильм получает несколько наград.

На Чикагском кинофестивале он выигрывает приз зрительских симпатий. В Испании получает премию Гойя как лучший фильм Европы. Вера Фармига получает независимую кинонаграду Великобритани как лучшая актриса года.

Кроме этого, Эйса Баттерфилд номинировался как «Открытие года» за роль в фильме «Мальчик в полосатой пижаме». Содержание же и постановка настолько захватили членов жюри, что Херман получает приз в номинации «Лучший режиссер».

Теперь отзывы критиков о романе. Такие средства информации, как "Гардиан" и "Ирландское Время" назвали его маленьким шедевром, западающим в сердце и буквально разъедающим душу.

Также интересен такой отзыв: «Это притча о чистоте человеческого добра и невинности, которые оказываются за пределами вечной борьбы света и тьмы».

Что можно сказать о самом романе «Мальчик в полосатой пижаме»? Книга в свое время произвела фурор в Европе и честно заняла место среди шедевров мировой литературы.

Главный грустный лейтмотив произведения - это то, что такие зверства случились очень давно, в прошлом столетии, и больше они не повторятся. Трагизм этой фразы в том, что в реальности она оказывается сарказмом.

Ш-ш, - Шмуэль приложил палец к губам. - Молчи, а то они разозлятся.

Бруно насупился, но вздохнул с облегчением, когда к ним начали подтягиваться другие люди в полосатых пижамах; многих подталкивали солдаты, и мальчики оказались в центре толпы, так что их не было видно. Бруно не понимал, почему все такие испуганные, - в конце концов, маршировка не самое ужасное занятие на свете. Ему хотелось шепнуть этим людям, что все будет хорошо, что его отец - комендант лагеря, и если он отдает какой-нибудь приказ, значит, так надо, и бояться тут нечего.

Снова раздались свистки, и колонна приблизительно из ста человек медленно двинулась вперед; Бруно и Шмуэль по-прежнему находились в самой середине. Сзади послышалась какая-то возня, кто-то в конце колонны отказывался маршировать вместе со всеми. Бруно был слишком мал ростом, чтобы увидеть, что там происходит, он только услыхал громкие крики и выстрелы, но что к чему, так и не разобрал.

А далеко нам придется идти? - прошептал он. Ему уже давно хотелось есть.

Не знаю, - ответил Шмуэль. - Я никогда не разговаривал с людьми, которые участвовали в таких маршах. Почему-то они мне не попадались на глаза. Но думаю, вряд ли это надолго.

Бруно с беспокойством посмотрел на небо, и тут раздался еще один громкий звук - над головой прогремел гром. Небо мгновенно потемнело почти до черноты, и хлынул дождь, еще более сильный, чем тот, что шел утром. Бруно закрыл глаза и почувствовал, как по телу стекает вода. Когда он снова открыл глаза, он уже не столько маршировал, сколько его несло куда-то вместе со всеми, он был с ног до головы облеплен грязью, насквозь мокрая пижама прилипла к телу, и теперь он желал только одного - вернуться домой и наблюдать за всем этим на расстоянии, а не толкаться в самой гуще толпы.

Нет уж, - буркнул он, - так я простуду заработаю. Мне надо домой.

Но стоило ему это сказать, как толпа вынесла его к каким-то ступенькам, а когда он по ним взобрался, то оказалось, что дождя больше нет, потому что все сгрудились в длинном помещении, где было на удивление тепло. Вдобавок у этого помещения были крепкие стены и надежная крыша - ни капли влаги не проникало внутрь. Да и вообще, кажется, ничего не проникало, даже воздух.

Спасибо и на том. - Бруно был рад укрыться от грозы хотя бы на несколько минут. - Наверное, мы здесь переждем, пока не кончится дождь, а потом я отправлюсь домой.

Шмуэль прижался к Бруно почти вплотную и смотрел на него снизу вверх, в глазах его застыл испуг.

Прости, что мы не нашли твоего папу, - сказал Бруно.

Ничего, - пробормотал Шмуэль.

И очень жаль, что нам не удалось по-настоящему поиграть, но когда ты приедешь ко мне в Берлин, мы обязательно поиграем. Я познакомлю тебя с… Ох, как же их зовут? - огорченно спросил он сам себя. Ведь эти трое были его верными друзьями на всю жизнь, но все они исчезли из его памяти. Он не помнил ни одного имени и не представлял, как эти ребята выглядят. - Впрочем, неважно, познакомишься ты с ними или нет. Они больше мне не лучшие друзья. - И тут он сделал нечто, что было совсем не в его характере: взял тоненькую руку Шмуэля и крепко пожал. - Теперь ты мой лучший друг, Шмуэль. Мой верный друг на всю жизнь.

Наверняка Шмуэль что-то ответил, но Бруно не услышал, потому что в этот момент закрылась входная дверь и снаружи раздался протяжный металлический скрежет. Люди, заполнявшие помещение, громко ахнули.

Бруно приподнял брови, недоумевая, зачем запирать дверь, но решил, что это делается для того, чтобы надежнее укрыть людей от дождя, они ведь могут подхватить простуду.

А потом в помещении стало очень темно, и посреди наступившей неразберихи и страшного шума Бруно вдруг обнаружил, что до сих пор сжимает руку Шмуэля в своей руке, и теперь уже ничто на свете не заставит его разжать пальцы.

Глава двадцатая

Последняя

С тех пор Бруно пропал.

Почти неделю солдаты прочесывали дом, двор и окрестности, разъезжали по соседним городкам и деревням, всюду показывая фотографию маленького мальчика. Наконец один из них обнаружил сложенную в стопку одежду и сапоги, оставленные Бруно у ограды. Солдат не тронул вещи, но побежал за комендантом. Тот осмотрел местность, поворачивая голову то вправо, то влево, в точности как Бруно, когда тот попал сюда в первый раз, - но так и не смог понять, сколько ни силился, что же случилось с его сыном. Мальчик словно растаял в воздухе, оставив на земле лишь свою одежду.

Мама вернулась в Берлин не так скоро, как намеревалась. Она провела в Аж-Выси еще несколько месяцев в ожидании известий о Бруно, пока вдруг не сорвалась с места, решив, что тот, возможно, отправился домой самостоятельно. Подъезжая к их берлинскому дому, мама уже видела, как он сидит и ждет ее на крыльце.

Разумеется, там его не было.

Гретель вернулась в Берлин вместе с мамой. Она подолгу просиживала одна в своей комнате и плакала - не потому, что выбросила всех своих кукол, и не потому, что оставила в Аж-Выси карты, утыканные булавками, но потому, что ей сильно не хватало Бруно.

Отец провел в Аж-Выси еще год, безжалостно гоняя солдат и офицеров, чем и заслужил их ненависть. Каждый вечер он ложился спать с мыслью о Бруно и просыпался, думая о нем же. Со временем в его голове сложилась гипотеза, приблизительно объясняющая, что же произошло с его сыном, и отец отправился на то место у ограды, где год назад была найдена кучка одежды.

На первый взгляд ничего примечательного там не было, этот участок ничем не отличался от прочих, но затем комендант произвел небольшое исследование и обнаружил, что ограда в этом месте не была должным образом прикреплена к земле, и если приподнять проволоку, то под ней вполне мог проползти низкорослый и не толстый человек (например, десятилетний мальчик). Комендант поглядел вдаль и с помощью логики восстановил случившееся шаг за шагом, а когда восстановил, то обнаружил, что ноги отказываются ему служить - будто больше не в силах подпирать его тело, - тогда он уселся на землю почти в той же позе, в какой чуть не каждый день в течение года сиживал Бруно, разве что не поджал под себя ноги.

Спустя пару месяцев в Аж-Высь пришли другие солдаты и велели отцу идти с ними, и он пошел - без возражений и даже с радостью, потому что ему было совершенно безразлично, что его ждет.

Вот так заканчивается история Бруно и его семьи. Конечно, все это случилось очень давно и никогда больше не повторится.

Не в наши дни и не в нашем веке.

У меня о книге сложилось двоякое впечатление, чтобы объяснить причину, я немного расскажу о содержании романа. Главный герой девятилетний немецкий мальчик Бруно, однажды его отца назначают комендантом концлагеря и вся семья — родители, сам Бруно, его сестра Гретель и вся их прислуга переезжают из чудесного Берлинского особняка в дом, стоящий напротив лагеря Аж-Высь (не понадобится много времени, чтобы догадаться, что речь идёт об Аушвице, Освенцим) . Бруно не понимает, куда они приехали, кто эти люди за оградой, одетые в одинаковые полосатые пижамы. Родители ему ничего не объясняют, да и вообще уделяют ему не слишком много внимания. Ему скучно и, исследуя территорию, он знакомится с мальчиком Шмуэлем, которого увидел по ту сторону ограды, у них завязывается дружба.

Итак, сначала о плохом — что мне не понравилось. Девятилетний герой с одной стороны воспитанный, но очень эгоистичный — думает только о себе и не умеет сочувствовать, не умеет слушать того, кого считает другом. Он читает книги, ходит в школу, но не знает, что идёт война, что такое концлагерь и ни разу не слышал про ненависть немцев к евреям? Я могу предположить, что от него скрывали правду, но он часто подслушивал беседы взрослых и не мог не слышать разговоры военных, которых на территории было в избытке. Эти противоречия, а также недалёкость Бруно, помешали мне проникнуться к нему симпатией.

В остальном, читается книга очень легко — часто повторяются определённые речевые обороты, но это лишь подчеркивает, что нам показывают, как воспринимает окружающее ребенок. Здесь нет зверств и издевательств, я ожидала более сильных эмоций. Но есть фразы — с первого взгляда наивные, но оттого они такие сильные, в них заключена истина, не обрамленная ложью взрослых.

Так в чем же разница между людьми за оградой и военными? — спрашивал себя Бруно. И кто решает, кому надевать полосатые пижамы, а кому красивую форму?

Что ещё заставляет задуматься? Намёки. Нам очень тонко показывают жестокость — серый цвет лица, истощённость, синяки Шмуэля. А вместе с этим и неимоверную силу воли — ведь маленький заключенный не жалуется, он очень стойко переносит страдания.

Каждый должен сам составить мнение об этом произведении. Роман полон исторических неточностей, но он напоминает нам, что за всё в жизни придётся платить, совершённое зло не окажется безнаказанным. По крайней мере, хочется в это надеяться. А ещё, очень страшно, когда для людей становятся привычными вещи, поражающие своей жестокостью.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!