Мавзолей история создания. Разногласия, связанные с захоронением вождя

Мавзолей В. И. Ленина является одной из главных достопримечательностей и имеет особое историческое значения для страны. В усыпальнице Красной площади забальзамированное тело Владимира Ильича Ульянова выставлено с момента его смерти в 1924 году.

Мавзолей Ленина — это большое гранитное сооружение, архитектура которого отражает стиль начала прошлого века. Гробница собирает длинные очереди туристов, которые ждут долгое время только для того, чтобы увидеть эту крупную советскую историческую фигуру. Поскольку эта достопримечательность открыта всего в течение нескольких часов, поездку сюда следует планировать заранее.

Туристов привлекает удобное месторасположение: по соседству находится комплекс Кремля со Спасской , Сенатской и Никольской башнями, памятник Минину и Пожарскому , Охотный ряд , Лобное место , Собор Василия Блаженного , Казанский собор , Государственный исторический музей .

Режим работы Мавзолея Ленина в 2019 году

В 2019 году усыпальницу вождя можно посетить по следующему графику:

  • вторник, среда, четверг, суббота, воскресенье: 10:00 — 13:00.

График работы периодически меняется в связи с закрытием на обслуживание и обработку тела, либо с реставрационными работами.

Цены на билеты в мавзолей Ленина

Плата за вход в мавзолей В. И. Ленина не взимается!

Ни в коем случае не стоит приобретать билеты, многие пытаются на этом заработать. Подобного рода предложения следует расценивать как мошенничество.

История

Дебаты о традиционных похоронах Ленина длятся еще с момента его кончины и продолжаются и сегодня. Многие активисты считают бесчеловечным выставлять усопшего напоказ, некоторые же просят захоронения вследствие политических убеждений и смены правящего режима. Гостям столицы, заинтересованным в посещении данной достопримечательности следует не откладывать поход в мавзолей. Так как вопрос остается открытым, нет никакой гарантии, что усыпальница будет стоять на центральной площади всегда.

По тем же самым политическим причинам, почти век назад граждане СССР желали сохранить тело первого вождя пролетариата, показывать его, тем самым выражая свое почтение. Изначально здание мавзолея было деревянным. План помещения до сих пор держится в строжайшем секрете. В первый месяц после смерти Ленина, мавзолей посетило более ста тысяч человек и было решено заменить его на гранитное здание. С тех пор до наших дней, количество посетителей исчисляется миллионами.

В истории СССР был случай, когда тело Ленина покинуло мавзолей. В 1941 году его перевезли в Сибирь, когда Москва оказалась в опасности из-за нацистов. Считалось, что нацисты уничтожат символ СССР. Со временем сохранение тела оказалось сложной задачей. Каждые восемнадцать месяцев тело Ленина вынимают из саркофага и обрабатывают в ванной с химическими растворами. Уровень температуры и влажности в усыпальнице строго контролируется, чтобы усилия хранителей тела не прошли зря и будущие поколения смогли увидеть столь значимую историческую личность.

В этот же мавзолей поместили тело Иосифа Виссарионовича Сталина после его кончины в 1953 году. Однако позже, в 1961 году бывший диктатор был удален из мавзолея и погребен у стены Кремля вместе с другими политическими деятелями Советского Союза. Сделано это было по приказу Генерального Секретаря Никиты Сергеевича Хрущева, который свято чтил заветы Ленина, но боролся с культом личности Сталина.

В наши дни, последние реставрационные работы были проведены в 2013 году. Поток туристов сохраняется стабильно высоким в течение года, среди них не только россияне, но и очень много иностранцев. В центре столицы проблем с размещением не возникает. В шаговой доступности очень много небольших уютных гостиниц и дорогих фешенебельных отелей с видом прямо на главную площадь страны.

Как попасть в мавзолей Ленина

Посетителей пускают в мавзолей со стороны Александровского сада. Плата за вход не взимается, но часы работы ограничены, отсюда и огромные очереди. Очередь проходит достаточно быстро, так как у усыпальницы посетители на долго не задерживаются. Общее время ожидания, как правило, не занимает более получаса.

У входа необходимо пройти через контрольно-пропускной пункт и рамку металлодетектора. В Александровском саду есть платная камера хранения, в которой можно оставить личные вещи, так как к вносу в усыпальницу запрещен крупногабаритный багаж и объемные сумки, напитки и любые жидкости, фото и видео оборудование, телефоны, металлические предметы. За порядком и соблюдением правил следят очень бдительно, так что сфотографировать Владимира Ильича вряд ли удастся. Делать этого не стоит еще и потому, что камеру или телефон сразу отбирают. Телефон разрешен к вносу только в выключенном режиме.

Как добраться до мавзолея В. И. Ленина

Есть несколько способов добраться до главной площади, на которой находится усыпальница:

Метро

Ближайшие к мавзолею станции метро — «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии, «Охотный ряд» Сокольнической линии. Можно выйти чуть раньше и прогуляться до мавзолея пешком, так как центр столицы изобилует достопримечательностями.

Наземные виды транспорта

Ближайшая автобусная остановка называется «Красная площадь». До нее идут автобусы № М5 и . С противоположной стороны мавзолея в шаговой доступности находится остановка наземного транспорта «Манежная площадь» с маршрутами № ,

Календарь Устав Аудио Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Михаил Калюжный

Жертвоприношение на Красной площади

(выдержки из статьи)

О мавзолее, как гробнице "вождя" и памятнике архитектуры, написано очень много. Однако об его главном предназначении – служить алтарём для жертвоприношений и его главной конструктивной особенности до сих пор ничего не сказано – это была важнейшая государственная тайна, которой владели буквально единицы посвящённых. Знакомая каждому россиянину картина – кладбище у кремлёвской стены, вожди на гробнице "вечноживого" и нескончаемый людской поток на огромной площади. Зачем пришли на погост эти мужчины, женщины и дети в ярких одеяниях, с воздушными шарами и транспарантами?

Некоторые из них думают, что пришли сюда праздновать очередную дату коммунистического календаря, другие пришагали через весь город поглазеть на вождей, большинство же прибыло по воле начальства. Однако никто их приближающиеся к ступенчатой пирамиде-гробнице и не догадывается о подлинной цели своего присутствия на Красной площади – стать жертвой мавзолея, этого чудовищного техногенного энергетического вампира.

Хотя догадаться было можно – ключ к разгадке тайны мавзолея "лежал" у всех на виду. Стоило лишь внимательно посмотреть на приближающийся угол мавзолея и увидеть, что это вовсе не угол, а какая-то странная угловая ниша с внутренним выступающим уголком, вроде продольного шипа (в других углах такой нет). Но все дело в том, что увидеть её практически невозможно и информации о ней нигде – подчёркиваю, нигде!!! – не найти.

У этой дьявольской штуки есть удивительное свойство – её "в упор" не никто не замечает. Автор, эксперимента ради, подошёл к двум милиционерам, людям с развитой наблюдательностью, которые постоянно дежурят перед мавзолеем. На вопрос – не знают ли они, что это за ниша (а разговор происходил прямо перед ней), – последовал изумлённый встречный вопрос – Какая ниша?! Только после неоднократного указывания на неё перстом с подробным словесным описанием этой архитектурной детали, милиционеры (более чем двухметровую по высоте и почти метровой ширины) нишу заметили. Удивлению не было границ! Но интереснее всего – это было наблюдать за глазами милиционера, взиравшего во время разговора прямо на нишу. Сначала глаза ничего не выражали – как будто человек смотрел на чистый лист бумаги – вдруг, не меняя направления взгляда, они стали расширяться и вылезать из орбит – увидел!!! Заклятье пало! Объяснить это плохим зрением людей в погонах невозможно – медкомиссию они проходили. Единственное рациональное объяснение – особое психотронное, зомбирующие воздействие мавзолея на окружающих.

Отчего разрушился третий мавзолей?

Архитектор мавзолея Щусев в статье в "Строительной газете" пишет: "Этот третий вариант мавзолея решено было соорудить из красного, серого и черного лабрадора, с верхней плитой из карельского красного порфира, установленной на колоннах из разнообразных гранитных пород. Каркас мавзолея сооружен из железобетона с кирпичным заполнением и облицован естественными породами гранита. Чтобы избежать сотрясения мавзолея при прохождении во время парадов на Красной площади тяжелых танков, котлован, в котором установлена железобетонная плита фундамента, и железобетонный каркас мавзолея засыпаны чистым песком. Таким образом, здание мавзолея ограждено от передачи сотрясения почвы... мавзолей рассчитан на многие века..." Обратите внимание на слова Щусева – "мавзолей рассчитан на многие века"!

Но уже в 1944 году мавзолей пришлось основательно ремонтировать. Прошло ещё 30 лет и стало ясно, что его надо снова очень серьёзно ремонтировать. В 1974 году было решено провести масштабную реконструкцию гробницы. Обратимся к воспоминаниям одного из руководителей реконструкции Иосифа Родоса:

"Проект реконструкции мавзолея предусматривал полную разборку облицовки, замену около 30% гранитных блоков, укрепление конструкции здания, полную замену утеплителя и изоляции на современные материалы, а также устройство сплошной оболочки из специального свинца. На всю работу стоимостью более 10 млн. рублей нам отвели 165 дней..."

Но реалии превзошли все мыслимые ожидания реставраторов! Вот как об этом говорит Иосиф Родос: "Разобрав гранитную облицовку мавзолея, мы были поражены увиденным: металл каркаса проржавел, кирпичные и бетонные стены были местами разрушены, а изоляция-утеплитель превратились в размокшую жижу, которую пришлось вычерпывать. Очищенные конструкции были усилены, покрыты новейшими изоляционными и утепляющими материалами. Над всем сооружением была сделана железобетонная свод-оболочка, которую покрыли сплошным цинковым панцирем." Кроме того, в действительности пришлось заменить 12 тысяч облицовочных блоков! То, что мы сейчас видим на Красной площади, практически новодел, а не памятник архитектуры!

А как же слова академика архитектуры Щусева, что мавзолей построен на века (к 1974 году третий мавзолей простоял только 44 года!)? Отчего металл, кирпич и бетон превратились в труху? По мавзолею, что – из пушек стреляли, или академик архитектуры строить не умел? А может в Москве климат такой, в котором бетон и кирпичи тают как снег весной?

Из пушек не стреляли. Климат для построек нормальный – кирпичные кремлёвские стены рядом с мавзолеем стоят уже более 500 лет – и ничего. Другие более ранние творения Щусева в Москве тоже до сих пор и не рассыпались. Да и даже деревянные постройки в Москве могут стоять веками.

Например, в Коломенском в 1825 году построили деревянный, оштукатуренный снаружи "Павильон 1825 года". Когда при реставрации здания в 2005 году сняли со стен штукатурку, выяснилось, что львиная доля его деревянных конструкций, прослужив 180 лет, прекрасно сохранилась, не требует замены и ещё послужит очень долго.

Объяснить катастрофически быстрое разрушение мавзолея можно только воздействием на него каких-то таинственных, но совершенно реальных сил. Впрочем, индейцы и вавилоняне прекрасно знали об этих силах и не удивлялись, что им приходилось капитально ремонтировать свои пирамиды каждые 30-50 лет. Заметьте, как только индейцы в XVI веке перестали (вынужденно) их использовать для жертвоприношений, так отпала и нужда в ремонтах – уже около 500 лет их никто не ремонтирует, но они прекрасно выглядят.

Прекратились магические ритуалы – исчезли и катастрофически разрушавшие пирамиды силы! А что же наш мавзолей? Не смотря на то, что в 1974 году его фактически отстроили заново из лучших материалов по современнейшим технологиям, уже с 1990-х годов его приходится постоянно закрывать на ремонты. Судя по всему, таинственный разрушительный процесс идёт полным ходом и поныне!

Зачем на самом деле построили мавзолей?

Здание мавзолея с самого начала создавалось по законам магии как главное культовое сооружение чёрных магов ХХ века для помощи в решении стоящих перед атеистическим государством проблем. И это у большевиков (особенно у Сталина) блестяще получилось.

Первый мавзолей простоял всего около трёх месяцев и был лишь "пробой магического пера". С помощью второго мавзолея как магического инструмента преодолели разруху, ликвидировали НЭП. Сталин одолел троцкистов и ввёл в стране новое крепостное право – осуществил коллективизацию. Теперь перед ним встали качественно новые задачи – провести индустриализацию, создать современную армию и установить абсолютный режим личной власти – практически возродить самодержавие в новом обличье, ликвидировав не только своих политических противников, но и всех подозрительных для их режима лиц. Задачи для реализации фантастически трудные, поэтому в 1929 году повышение магической эффективности мавзолея стало для Сталина вопросом жизни и смерти. Путь решения этой задачи был известен со времён древности. Как свидетельствуют исторические источники, индейцы каждые 50 лет проводили полную реконструкцию пирамид – не только ремонтировали, но и изменяли их форму и размеры (этот процесс полностью подобен процессу совершенствования современных радиоантенн – со временем появляются новые знания и возникают новые задачи, поэтому меняются и антенны). Большевистские маги пошли тем же путём, поэтому пришло время для создания более крупного, мощного и предназначенного для решения новых задач магического инструмента – третьего мавзолея.

Забегая вперёд, скажем, что не без успеха. Судя по тому, что к 1941 году Сталин все вышеуказанные задачи блестяще решил, мощь модернизированного мавзолея, этой "машины для исполнения желаний" элиты государства, действительно выросла.

Как работал мавзолей?

В советское время (да и сейчас тоже) люди на демонстрациях и парадах двигались строго в определённом направлении – от исторического музея к Храму Василия Блаженного. Для удобства такого движения большевики специально снесли Иверскую часовню у исторического музея и целый квартал старинной застройки между Храмом Василия Блаженного и набережной Москвы-реки (см. план 1907 года).

То есть ниша в правом углу мавзолея смотрела навстречу людскому потоку, "затягивая" в себя жизненные силы ничего не подозревающих людей. Если посмотреть на план Красной площади, то легко убедиться, что сектор "захвата" ниши таков, что никто не может пройти мимо мавзолея, не оказавшись в её "рабочей" зоне.

Горизонтальный шип в верхней части ниши, подобно углу стола, смотрел наоборот навстречу людскому морю. Расположенный поверх людских голов шип служил излучателем – транслятором зомбирующих информационных программ. Управлял процессом находящийся в (или на) мавзолее оператор.

Изъятая таким вампирическим способом энергия, приносилась в жертву духам-покровителям в обмен на их помощь.

Характерная особенность – Сталин чаще всего располагался именно над нишей, начиная с самого начала функционирования третьего мавзолея. Это доказывают многочисленные фотодокументы.

Один из снимков из газеты 1935 года имеет странную особенность – фигуры Сталина и некоторых других из стоящих с ним рядом (над нишей) как бы просвечиваются сквозь гранитные блоки трибуны. Что это такое? Дефект плёнки или дефект печати в типографии? Или же энергетика этого места такова, что в некоторых случаях позволяет обычному фотоаппарату снимать подобно рентгеновскому? Скорее всего, именно так.

Особенности большевистских жертвоприношений

Древние демонопоклонники (маги) старались приносить в жертву пленных, а не собственных граждан. С пленными в СССР в 1920-30 годах было туго, поэтому отыгрывались на собственном населении. И если в Гражданскую войну с этим проблем не было, то в конце 1920-х годов такая роскошь стала непозволительной. Людские ресурсы страны после Гражданской войны, разрухи, эпидемий и коллективизации сильно оскудели. А жертв требовалось всё больше и больше.

В той непростой ситуации мавзолей – просто панацея. Ведь можно в один день – по праздникам – прогнать мимо мавзолея миллион человек (так планировалось ещё в 1924 году, и именно так хотели реконструировать Красную площадь), превратив их в стадо "энергетических дойных коров", бесперебойно снабжающих пастухов и их господ "пищей".

А физически резать "скот" можно по мере увеличения общего поголовья стада, не нанося непоправимого ущерба племенному фонду. Так и делали.

По будням к мавзолею выстраивалась огромная очередь жаждущих увидеть мумию. Их было так много, что властям приходилось пускать в мавзолей по билетам, как в цирк. По популярности это зрелище далеко превосходило балет и оперу.

Движение очереди было организованно особым образом – любители острых ощущений просто не могли не пройти мимо злополучной ниши. Кроме того, очередь на Красной площади разворачивали так, чтобы каждый человек как можно дольше находился в зоне "захвата" ниши. Это хорошо видно на фотографиях той поры. За этим строго следили на протяжении десятилетий.

В 1924 – 89 годах мавзолей посетили свыше 100 млн. человек (не считая участников парадов и демонстраций) со всего СССР. В мавзолей и на демонстрации около 70 лет ходили не только крепкие мужчины, но и женщины, дети, причиняя немалый вред своему физическому и психическому здоровью. Не удивительно, что в конце 1990-х годов в России до 95% новорождённых детей с первых дней своей жизни имели проблемы со здоровьем. Биологические силы народа пожирал ненасытный техногенный вампир! Разразившаяся в наше время в России демографическая катастрофа – прямое следствие посещений мавзолея и участия в парадах и демонстрациях огромного количества советских людей!

Весьма показательно, что вымирание населения в Центре России началась практически сразу после введения в строй в сердце страны техногенного вампира!

Ну а как же непременные для магических пирамид сексуальные жертвоприношения, кто их видел у мавзолея? – может спросить внимательный читатель.

Были! Как же без них у алтаря сатаны!

В советское время в пределах прямой видимости из главного офиса всесильного КГБ, напротив друг друга, обосновались два центра полулегального разврата – женской проституции – гостиница "Метрополь", и напротив неё, гомосексуализма – тенистый сквер с фонтаном и бассейном перед Большим театром (точно также же обустраивались места для ритуального секса вблизи храмов-пирамид у вавилонян!). На сквер взирал бронзовый бог-гомосексуалист Аполлон. Эти центры, что весьма показательно и символично, разделял (или объединял?) проспект имени Карла Маркса.

В сквере с фонтаном напротив гостиницы "Метрополь" в 1961 году установили памятник К. Марксу по проекту скульптора Л. Е. Кербеля.

Каменный Маркс то ли пришёл на поклонение Аполлону, то ли смело взирает на мчащегося прямо на него в квадриге гомосексуалиста с обнажённым фаллосом, обдумывая параграфы "Манифеста"об введении "официального и честного" обобществления женщин. Но это, собственно говоря, не столь важно. Самое главное, что эти постоянно действующие центры разврата и похоти находились рядом с Красной площадью, недалеко от мавзолея и как раз в секторе "захвата" ниши! Комментарии, как говорится, излишни.

Многозначительный факт – руководство проектированием мавзолея было поручено министру обороны Ворошилову.

Это было сделано потому, что будущий мавзолей власти рассматривали как важнейший военно-стратегический объект. И он оправдал надежды своих творцов. Как свидетельствуют факты, роль мавзолея в достижении Победы колоссальна. Расскажем только об одном из них.

На советских деньгах Кремль и его окрестности, начиная с 1923 года, изображали множество раз. Но мавзолей на них не изобразили ни разу! Как будто на его изображение на купюрах и монетах лежало магическое табу!

Табу нарушили лишь однажды, и то уже после свержения Советской власти. Произошло это уже во время полной победы капитализма в России, в 1995 году. Именно тогда впервые выпустили деньги с изображением мавзолея.

Эта была монета достоинством 100 рублей, которую отчеканили из серебра в количестве 1500 штук. Весила она больше килограмма (1111,1 г), а диаметр её – 10 см. В карман не засунешь! По сути это – настольная памятная медаль, а не монета. Как нетрудно догадаться (исходя из тиража и реальной стоимости монеты), она была предназначена, главным образом, для избранных и Посвящённых (правда, не надо думать, что их 1500 – просто выпуск, например, 5 монет вызвал бы слишком большие подозрения в обществе), для тех, кто прекрасно понимает язык символов. Символика же монеты прямо говорит о решающей роли мавзолея в победе над Германией.

На обратной стороне монеты (реверс) изображены портреты глав Союзников и их факсимиле, слева от них – замок Цецилиенхоф в Потсдаме, в центре, слева направо – государственные флаги Великобритании, США и СССР. Вверху по окружности – надпись: "КОНФЕРЕНЦИИ ГЛАВ СОЮЗНЫХ ДЕРЖАВ". Над портретами руководителей трёх союзных держав надписи: "ПОТСДАМСКАЯ 17.7. * 2.08.1945 г.", внизу слева – "ТЕГЕРАНСКАЯ 23.11 * 1.12. 1943 г." и внизу справа – "КРЫМСКАЯ 4.2 *11.2 1945 г." То есть в символической форме представлены важнейшие вехи на пути к победе. Важнейшей из конференций была Потсдамская. На ней были подведены итоги войны.

На лицевой (главной) стороне изображена Красная площадь и победный салют в свете прожекторов – символ победы. На переднем плане изображён мавзолей – в перспективе он ближе всех к зрителю, поэтому символически он главный.

Тем самым на языке символов недвусмысленно нам говорит, что без мавзолея победы не было бы, и именно он оказал решающие влияние на исход войны. Подобное было возможно только в том случае, если для большевиков мавзолей был реальным боевым оружием. Большевики с самого начала придавали мавзолею важнейшее военное значение, и он не подвёл. И, судя по символике монеты, их приемники на властном Олимпе прекрасно это знали!

А если кто ещё сомневается, вот ещё одна весьма показательная деталь. Дата выпуска монеты: 21 апреля 1995 года. Ни одна из конференций ни в апреле, ни в мае не проводилась. Так к чему же приурочен выпуск монеты? Подарком кому или чему она служит? Владимир Ильич Ленин, прах которого лежит в мавзолее, родился 22 апреля 1870 года. 22 апреля 1995 год – 125-летний юбилей Вождя! Абсолютно ясно, что монета посвящена прежде всего мавзолею Ленина, победоносному магическому оружию (как это оружие использовалось – разговор особый)! А оружие как раз и было по части Ворошилова!

Мавзолей умер?

Уже давно в дни торжеств на мавзолее никто не стоит. Может быть, он уже давно "спит" и не используется по своему основному назначению? Может быть.

Только вот смущают некоторые факты. Например, ремонтируют мавзолей что-то подозрительно часто, а в зоне захвата "ниши" (а судя по проекту реконструкции Красной площади 1934 года, "радиус действия" мавзолея весьма значителен) после 1993 года разместили оппозиционную (в то время) власти Государственную Думу, и... она вскоре стала вполне "послушной". А недавно снесли ещё крепкую гостиницу "Москва", которая как раз располагалась между зданием Думы и мавзолеем.

Смущает и современная символика некоторых российских спецслужб, например, эмблема Службы внешней разведки (СВР) РФ, которая явно создана по образу и подобию первой советской рублёвой монеты и... очень напоминает проект (Щусева) внутреннего убранства третьего мавзолея.

На эмблеме изображена пентаграмма в обрамлении венка из дубовых и лавровых ветвей и трёхцветной ленты, символизирующей флаг РФ – один из главных государственных символов. Аналогичные символы есть и на монете. Мысли о том, что эмблема СВР говорит о желании этой службы торговать государственными секретами, и что Щусев намекал на продажность Ленина (вспомним историю с Германским золотом!) следует сразу отбросить как бредовые. Тогда получается, что их создавали по законам магии по образцу средневековых кабалистических талисманов и большевистские магические традиции живы и по сию пору?

Непонятна иступлённая битва наследников неутомимых борцов с кладбищами в Москве за сохранение погоста в центре столицы – Геннадий Зюганов, председатель ЦК КПРФ (7.11.05): "Мы обязаны сегодня дать клятву, что не позволим осквернить память и Красную площадь. Там мирно уживаются красные звезды, православные кресты и державные российские орлы. Там мирно покоится прах всех поколений, кто верой и правдой служил нашей державе и защищал ее". (см. news.ntv.ru/76144/). При этом Зюганов явно вводит в заблуждение доверчивых слушателей: осквернить Красную площадь уже просто невозможно, как свидетельствуют исторические источники, на ней покоится прах только коммунистов-богоборцев и казнённых преступников, и разве что, случайных проституток обоих полов. И ещё экскременты львов и слона. И ничей более. На прах коммунистам было всегда наплевать, а вот оружием, в том числе "бронепоездом на запасном пути" они всегда дорожили.

А экскрементами дорожили только чёрные маги.

Но всё это, наверное, случайные совпадения.

Мавзолей В. И. Ленина (в 1953-1961 гг. Мавзолей В. И. Ленина и И. В. Сталина ) - памятник-усыпальница на Красной площади у Кремлёвской стены в Москве.

История сооружения

Первый деревянный Мавзолей (проект А. В. Щусева) был возведён ко дню похорон Владимира Ильича Ленина (27 января 1924), имел форму куба, увенчанного трёхступенчатой пирамидой; во втором временном деревянном Мавзолее, установленном весной 1924 (проект А. В. Щусева), к ступенчатому объёму были пристроены с двух сторон трибуны. Первоначальный проект саркофага был признан технически трудным и архитектор К. С. Мельников в течение месяца разработал и представил восемь новых вариантов. Один из них был утверждён, а затем и реализован в кратчайшие сроки под наблюдением самого автора. Этот саркофаг стоял в мавзолее вплоть до окончания Великой Отечественной войны.

Лаконичные формы второго Мавзолея были использованы при проектировании третьего, ныне существующего варианта из железобетона, с кирпичными стенами и облицовкой гранитом, с отделкой мрамором, лабрадором и порфиром (1929-1930, по проекту А. В. Щусева с коллективом авторов). Внутри здания находятся вестибюль и траурный зал, оформленный И. И. Нивинским, площадью 1000 м². В 1930 по сторонам Мавзолея были возведены новые гостевые трибуны (архитектор И. А. Француз), оформлены могилы у Кремлёвской стены.

В период Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, тело В. И. Ленина было эвакуировано в Тюмень. Оно содержалось в нынешнем здании главного корпуса Тюменской государственной сельскохозяйственной академии (ул. Республики, 7), на втором этаже в аудитории 15. В апреле 1945 тело вождя возвращено в Москву.

В 1945 году построена центральная трибуна Мавзолея. В том же году при новом оформлении интерьера Мавзолея, саркофаг конструкции К. С. Мельникова был заменён саркофагом, выполненным по проекту А. В. Щусева и скульптора Б. И. Яковлева. В 1953-1961 в мавзолее находилось также тело И. В. Сталина, а мавзолей назывался «Мавзолей В. И. Ленина и И. В. Сталина» . До тех пор, пока не будет найдена гранитная плита подходящего (уникально большого - 60-тонный монолит лабрадора (из Головинского карьера Житомирской области)) размера, на уже установленной гранитной плите в 1953 г. поверх надписи «Ленин» были нанесены краской надписи «Ленин» и «Сталин». По свидетельствам очевидцев, в сильные морозы старая надпись инеем «проступала» сквозь надписи, нанесенные поверх неё. В 1958 г. плита была заменена на плиту с расположенными друг над другом надписями: «ЛЕНИН» и «СТАЛИН». В 1961 г. гранитная плита с именем Ленина была возвращена на своё первоначальное место. Одновременно с похоронами И. В. Сталина было принято неосуществлённое постановление о будущем переносе саркофагов обоих вождей в Пантеон.

В 1973 установлен пуленепробиваемый саркофаг (главный конструктор Н. А. Мызин, скульптор Н. В. Томский).

Пост № 1

До октября 1993 у Мавзолея находился пост почётного караула № 1, сменяющийся каждый час по сигналу кремлёвских курантов. В октябре 1993 во время конституционного кризиса пост № 1 был упразднён. С 12 декабря 1997 пост восстановлен, но уже у Могилы Неизвестного солдата.

Мавзолей как трибуна

Начиная со своего сооружения Мавзолей использовался как трибуна, на которой появлялись деятели Политбюро и советского правительства, а также почётные гости во время различного рода торжеств на Красной площади (прежде всего шествия 1 мая и парада 7 ноября, а с 1965 и парада 9 мая). С Мавзолея к участникам парадов обычно обращался с речью Генеральный (Первый) секретарь партии. В 1992-1994 парадов и шествий на Красной площади не проводилось. 9 мая 1995 был проведён парад по случаю 50-летия Победы, который прошел на Поклонной горе. 9 мая 1996 был проведён парад по случаю 51-летия Победы, во время которого Мавзолей последний раз использовался как трибуна. Начиная с 1995 года парады Победы вновь проводятся каждый год, но с 1997 года руководящие деятели государства находятся при этом на временных трибунах, сооружаемых каждый раз. Во время праздничных мероприятий (парады, концерты) мавзолей закрывают щитами.

Инциденты в Мавзолее

19 марта 1934 года Митрофан Михайлович Никитин пытался выстрелить в забальзамированное тело вождя. Ему помешали быстро среагировавшая охрана и посетители. Никитин на месте застрелился. При нём было обнаружено письмо протестного содержания на имя партии и правительства.

5 ноября 1957 года А. Н. Романов, житель Москвы без определённых занятий, бросил в Мавзолей бутылку с чернилами. Саркофаг с телом Ленина не пострадал.

20 марта 1959 года один из посетителей бросил в саркофаг молоток и разбил стекло. Тело В. И. Ленина не пострадало.

14 июля 1960 года житель г. Фрунзе К. Н. Минибаев вспрыгнул на барьер и ударом ноги разбил стекло саркофага. Осколки повредили кожу забальзамированного тела В. И. Ленина. Из-за восстановительных работ Мавзолей был закрыт до 15 августа. Минибаев на следствии показал, что с 1949 года вынашивал намерение разрушить гроб с телом Ленина, и 13 июля 1960 года специально для этого прилетел в Москву.

9 сентября 1961 года Л. А. Смирнова, проходя мимо саркофага, плюнула в него и затем бросила в саркофаг камень, завёрнутый в носовой платок, сопроводив свои действия ругательствами. Стекло саркофага было разбито, но тело Ленина не пострадало.

24 апреля 1962 года житель г. Павловский Посад пенсионер А. А. Лютиков также бросил камень в саркофаг. Тело Ленина не пострадало. Впоследствии выяснилось, что Лютиков в предшествующие два года писал антисоветские письма в центральные газеты и в посольства западных стран.

В сентябре 1967 года житель Каунаса по фамилии Крысанов взорвал начинённый взрывчаткой пояс около входа в Мавзолей. Террорист и ещё несколько человек погибли, Мавзолей не пострадал.

1 сентября 1973 года неизвестным взорвано самодельное взрывное устройство внутри Мавзолея Ленина. Преступник и одна супружеская пара погибли, несколько человек, в том числе дети, были ранены. Тело В. И. Ленина не пострадало, поскольку к тому моменту саркофаг уже был закрыт пуленепробиваемым стеклом.

15 марта 2010 года житель Подмосковья Сергей Крапецов перелез через ограждения, забрался на трибуну Мавзолея Ленина и начал оттуда выкрикивать призывы к разрушению Мавзолея и скорейшему захоронению тела В. И. Ленина. При задержании его сотрудниками милиции Крапецов оказал вооружённое сопротивление, но всё же был задержан. Впоследствии выяснилось, что в этот момент Крапецов находился в розыске за совершение разбойного нападения.

Мавзолей в настоящее время

В настоящее время Мавзолей открыт для доступа каждые вторник, среду, четверг и субботу с 10 до 13 часов. Доступ в Мавзолей и к захоронениям у кремлевской стены осуществляется через контрольно-пропускной пункт у Никольской башни, где производится проверка металлодетектором. При посещении Мавзолея запрещается иметь при себе фото- и видеоаппаратуру, мобильные телефоны с фотокамерой. Также нельзя проносить с собой сумки, рюкзаки, пакеты, крупные металлические предметы и бутылки с жидкостью (желающим предоставляется платная услуга камеры хранения в здании исторического музея). Доступ в Мавзолей бесплатный. В Мавзолее полагается, сохраняя молчание и не задерживаясь у гроба, сделать полукруг вокруг саркофага. Мужчинам — снять головной убор.

Вопрос о сохранении останков Ленина в мавзолее

После распада Советского Союза некоторыми общественными деятелями и политиками неоднократно поднимался вопрос о целесообразности сохранения Мавзолея и переноса тела Ленина, например, на Волковское кладбище в Санкт-Петербурге, где у Ленина похоронены мать и сестры. В частности, за захоронение останков Ленина высказались патриарх Алексий II и экс-президент СССР М. С. Горбачёв.

Под лозунгом «Похороним дело и тело Ленина» на Красной площади в апреле 1994 года проводила свою несанкционированную акцию, пресечённую сотрудниками правоохранительных органов, партия «Демократический союз» во главе с Валерией Новодворской.

В случае выноса останков Ленина из мавзолея, сам Мавзолей Ленина предлагают оставить на Красной площади в качестве памятника архитектуры.

В октябре 2005 года президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов заявил лидеру КПРФ Геннадию Зюганову, что готов выделить миллион долларов на перевоз в Элисту тела Ленина вместе с мавзолеем: «Это наш земляк, а мы своих земляков не забываем, мы чтим свою историю» (по одной из версий, бабушка Ленина была калмычкой).

В то же время рядом политических сил (в частности, РКРП-РПК) с 1990-х гг. до настоящего времени проводятся еженедельные митинги-«цепочки» сторонников сохранения останков Ленина в мавзолее. Многие из них приводят в защиту своей позиции такие аргументы как православные мощи святых и то, что Владимир Ленин фактически похоронен, то есть мавзолей и есть его место захоронения и тревожить его было бы кощунством. За сохранение останков Ленина высказался в начале своего первого президентского срока Владимир Путин:

20 января 2011 года депутат от партии «Единая Россия» Владимир Мединский поднял вопрос о дальнейшем сохранении тела Ленина в мавзолее.

Я считаю, что каждый год мы должны поднимать один и тот же вопрос о выносе останков тела Ленина из мавзолея. Это какая-то нелепая, язычески-некрофильская миссия у нас на Красной площади. Никакого тела Ленина там нет, специалисты знают, что сохранилось порядка 10 % от тела, все остальное оттуда уже давно выпотрошено и заменено. Но главное не тело — главное дух. Ленин является предельно спорной политической фигурой и наличие его как центральной фигуры в некрополе в сердце нашей страны — крайняя нелепость. Многих оскорбляют рок-концерты на Васильевском спуске, но мы даже не задумываемся о том, что в этом двойное кощунство — концерты проходят на территории кладбища. Это уже какой-то сатанизм. И ходим мы по кладбищу. Общеизвестно, что сам Ленин не собирался возводить себе никаких мавзолеев, и его живые родственники — сестра, брат и жена были категорически против. Они хотели похоронить его в Санкт-Петербурге вместе с матерью. Но коммунистам было наплевать на желания и на самого вождя и на его родственников. Им было необходимо создать культ, подменяющий религию и сделать из Ленина нечто, замещающее Христа. Ничего не получилось. С этим извращением необходимо заканчивать.

Это высказывание вызвало большой общественный резонанс. С мнением Мединского согласился член комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Роберт Шлегель (фракция партии «Единая Россия»). Он высказал мнение, что Ленина стоило бы похоронить недалеко от Ульяновска. Коммунисты как всегда были против и назвали высказывание Мединского провокацией. Правозащитное движение «Мемориал», не первый год требующее выноса тела Ленина, поддержало эту идею, а также предложило провести референдум не только о захоронении Ленина, но и о переносе захоронений у Кремлёвской стены. 21 января газета «Ведомости» со ссылкой на источник в администрации президента написала о возможности захоронения тела Ленина и освобождения Кремлёвской стены от части захоронений, однако пресс-секретарь Управления делами президента России Виктор Хреков сообщил, что «этого вопроса и не было, и нет; эта тема даже не рассматривается; это вопрос не сегодняшнего поколения». Идея также была поддержана некоторыми деятелями культуры.

22 января интернет-портал партии «Единая Россия» открыл страницу на сайте «goodbyelenin.ru», где предложено ответить на вопрос: «Поддерживаете ли вы идею захоронения тела В. И. Ленина?» с вариантами ответа «Да» и «Нет». По состоянию на вечер воскресенья Шаблон:Какого?, по официальным данным, за захоронение высказалось 69,65 % пользователей, против — 30,35 %, при общем количестве 195 000 проголосовавших. Однако коммунисты выразили сомнения в объективности результатов голосования и выдвинули аргументы в пользу того, что на сайте ведётся «накрутка» результатов. Первый заместитель председателя Государственной думы, член фракции партии «Единая Россия» Олег Морозов заявил, что это частная инициатива депутата Мединского, к которой партия отношения не имеет.

По мнению представителей КПРФ, в вопросе о сохранении останков Ленина в мавзолее власти намеренно подменяют понятия и искажают факты в пропагандистских целях. В позиции КПРФ выделяются четыре пункта:

  • Ленин уже похоронен («тело Ленина покоится в гробе-саркофаге на глубине трёх метров под землей»), поэтому следует вести речь о перезахоронении, а не о захоронении.
  • В других странах (в том числе в США) есть мавзолеи известных персон, также существуют захоронения в открытом для обозрения саркофаге. Приводятся примеры: саркофаг русского хирурга Николая Пирогова, гробница маршала Пилсудского, мавзолей Гранта в Манхеттене (с прахом американского президента Улисса Гранта), мавзолей Ататюрка в светской Турции, гробница Наполеона.
  • Не существует никакого указания самого Ленина («последней воли») о том, чтобы его похоронили на Волковском кладбище. Также указывается, что Ленин «уже покоится рядом с вдовой, Надеждой Крупской, и сестрой Марией Ульяновой, прах которых находится в некрополе у Кремлевской стены».
  • Мавзолей и Некрополь героев советской эпохи являются историческими «державными захоронениям» на Красной площади (как и захоронения на территории Собора Василия Блаженного). Этим, по мнению КПРФ, отвергается аргумент о нежелательности «кладбища» на Красной площади.

Депутат Госдумы от КПРФ Сергей Обухов по поводу инициативы Мединского заявил:

Племянница Ленина Ольга Ульянова неоднократно высказывалась против выноса тела её дяди из мавзолея. В 2008 году в интервью итальянскому журналу «Panorama» она сказала:

Нет и ещё раз нет. Россия никогда не вынесет тело Ленина из этого сооружения. Если какому-то политическому российскому руководителю не нравится Мавзолей, он может не посещать его, и достаточно. Пусть идёт куда подальше. Ленин, который был нашим вождём, был похоронен здесь в 1924 году, кстати, по христианской традиции: гроб помещён под землю на глубине 3 метров рядом с крёмлевской стеной. И его жена Надежда Крупская покоится здесь неподалёку. <…> По мнению археологов, уже в XV веке на площади существовало кладбище. Даже православный Патриарх Алексий II против перемещения саркофага — во избежание ещё больше раскола среди нашего народа. Надо раз и навсегда прекратить говорить на эту тему. В России много других нерешённых социальных и политических проблем, помимо останков Ленина.

Между тем в 2009 году согласно данным ВЦИОМ большинство россиян (66 %) выступало за захоронение тела Ленина, причем 38 % респондентов из данной группы полагали, что это следует сделать как можно скорее, 28 % — позже, когда уйдет поколение, которому дорог вождь. 25 % считали, что тело Ленина следует оставить в Мавзолее.

Доктор исторических наук Владлен Логинов считает, что Мавзолей, как и дворянские склепы, не нарушает христианских традиций:

В сентябре 2010 года премьер-министр Владимир Путин на встрече с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай» сказал, что, когда похоронить Ленина, решит народ:

Всему свое время. Придет время — и российский народ решит, как с этим поступить. История — такая штука, которая не требует суеты.

Инициативу депутата Мединского прокомментировала вице-президент «Медиа Союза» Елена Зелинская:

Свою оценку пребыванию тела Ленина в мавзолее и всего некрополя на Красной площади в 2006 году дал В. М. Лавров от имени Института российской истории РАН. В своём заключении он выделил несколько пунктов восстановления исторического облика Красной площади, первый из которых гласит:

В свою очередь, президент Российской академии наук Юрий Осипов, комментируя предложение Института Российской истории, сказал «Интерфаксу», что

Память о мавзолее

В искусстве

  • В 1998 году художники Юрий Шабельников и Юрий Фесенко представили публике в московской Галерее наивного искусства «Дар» т. н. «арт-проект» «Мавзолей: ритуальная модель», представляющий собой торт в форме тела покойного В. И. Ленина.

В кино

  • В четвёртом фильме о Супермене созданный Лексом Лютером Антимен, прилетев в Москву на военный парад, активирует и направляет боевую ракету на стоящих на трибуне мавзолея советских генералов с проезжающего мимо военного грузовика. Прибывший Супермен успевает нейтрализовать ракету и спасти генералов.
  • В «Самом Лучшем Фильме» главный герой решил совершить «преступление века». Он попытался похитить тело Ленина, за что попал в тюрьму.
  • В мультфильме «Симпсоны», в серии «Любовь директора» показано несколько фотографий из фотоальбома Пэтти и Сэльмы, в том числе фото, где они вдвоем стоят у гроба Ленина. Также в 19-ой серии 9-го сезона изображалось заседание Генеральной Ассамблеи ООН, где неожиданно Россия заявляет, что развал СССР был ложью, табличка на трибуне заменяется другой — с надписью «Советский Союз», из-под парадных платформ на Красной площади выезжают танки, а из стеклянного саркофага с рёвом восстаёт тело Вождя.
  • В пародийной комедии «Семь дней с русской красавицей» мавзолей использовался как ресторан Макдональдс.
  • В самом начале фильма «Сталин LIVE» Сталину снится сон, как американская атомная бомба падает на мавзолей, и вся советская страна гибнет от американского атомного удара.
  • В фильме Леон Гаррос ищет друга французский турист спрашивает советского гида-переводчика о том, сколько уже лет не прекращается людской поток в мавзолей Ленина . Гид ответил им: «Тридцать пять лет».
  • Само тело Ленина показано в документальном сериале «Жизнь после людей» — тело истлеет через 40 лет без людей.

Этот текст - один из них. Что за тело лежит в мавзолее? Является ли оно настоящим телом Ленина, куклой или комбинацией того и другого? О том, как с подачи партийного руководства советский вождь вел двойную жизнь после смерти, рассказал в рамках лектория премии «Просветитель» в Летнем кинотеатре-лектории ВДНХ антрополог, профессор Калифорнийского университета в Беркли (США) Алексей Юрчак. «Лента.ру» публикует фрагменты его выступления.

Слухи о том, что тело Ленина ненастоящее, стали циркулировать уже в первые дни после смерти вождя. Спустя несколько месяцев, в конце лета 1924 года, Мавзолей открылся для первых посетителей, и Москва снова начала говорить, что там лежит восковая мумия. Слухи не прекратились даже в конце 1930-х годов, когда их повторение было особенно опасным. В письменном доносе в ГПУ молодая москвичка утверждала, что ее знакомая в приватной беседе заявляла, будто в Мавзолее лежит всего лишь восковая кукла.

В первые годы это повторялось и в зарубежной прессе. Чтобы развеять слухи, в середине 1930-х годов партийное руководство пригласило представителей западных СМИ в мавзолей. Американский журналист Луис Фишер писал, как в их присутствии Борис Збарский, который вместе с Владимиром Воробьевым первыми бальзамировали тело Ленина, открыл герметически закрытый стеклянный саркофаг, взял вождя за нос и повернул его голову влево и вправо, чтобы показать, что это не восковая фигура.

23 процента

После развала Советского Союза слухи о том, что тело Ленина является искусственной копией, возобновились. В ответ на них Илья Збарский, сын первого бальзамировщика, писал: «Я проработал в мавзолее 18 лет, и я точно знаю, что ленинское тело сохраняется в отличном состоянии. Всевозможные слухи и выдумки об искусственной кукле и о том, что от тела сохранились только лицо и руки, не имеют никакого отношения к реальности».

Однако заявление Збарского не остановило распространение слухов. В конце 90-х в газетах появились версии существования нескольких тел ленинских двойников, которыми время от времени подменяют тело вождя. В ответ на это профессор Юрий Ромаков, ведущий эксперт лаборатории, разъяснил в интервью «Эху Москвы», что тело в мавзолее является настоящим телом Ленина, находится в отличной форме и не нуждается в подменах.

В 2008 году Владимир Мединский, в то время еще депутат Госдумы, заявил, что тело вождя реальным считать нельзя, но по другой причине: «Не обманывайтесь иллюзиями, будто то, что лежит в мавзолее, является Лениным. Там осталось всего 10 процентов от его реального тела». Еженедельник «Власть» решил проверить эту цифру. Во время вскрытия тела Ленина и последующего бальзамирования были удалены внутренние органы и жидкости, которые заменили на бальзамирующие растворы. Подсчитав количество удаленного материала, «Власть» пришла к выводу, что депутат Мединский несколько ошибся. В Мавзолее лежит не 10 процентов ленинского тела, а 23.

Два тела

Если поближе познакомиться с материальным составом ленинского тела, окажется, что заявления о его неподлинности имеют под собой реальную основу. Все зависит от того, как ее определять. Для ученых ленинской лаборатории, которые уже 92 года занимаются поддержкой этого тела, всегда было важно сохранять его динамическую форму - то есть физический вид, вес, цвет, эластичность кожи, гибкость суставов. Даже сегодня суставы в ленинском теле сгибаются, торс и шея поворачиваются. Оно не затвердело, не превратилось в высохшую мумию, поэтому называть его мумией, как это постоянно делается в СМИ, неправильно.

Для того чтобы поддерживать это тело в гибком состоянии, его на протяжении многих лет подвергают уникальным процедурам, в результате которых биологические материалы заменяются на искусственные. Процесс этот идет медленно, постепенно. С одной стороны, на уровне динамичной формы тело, безусловно, является настоящим, с другой стороны, на уровне биоматериалов, из которых состоит, это скорее копия - все зависит от точки зрения.

В советские годы специальная комиссия, состоящая из партийных руководителей, медиков и биологов, периодически проверяла состояние ленинского тела. Они изучали пятна и морщины на его поверхности, водный баланс внутренних тканей, эластичность кожных покровов, химический состав жидкостей, сгибаемость суставов. Ткани обрабатывались, жидкости заменялись на новые, морщины разглаживались, содержание кальция в костях восполнялось.

С точки зрения этих комиссий, состояние тела Ленина даже постепенно улучшалось. Но обычные посетители всегда видели его неподвижным, застывшим на века, в стеклянном саркофаге, одетым в темный костюм. Из открытых участков посетители видят только руки и голову. Никто, кроме партийного руководства и небольшой группы ученых, не видел других частей ленинского тела, никогда не слышал об их состоянии или научных процедурах, которым тело подвергалось.

Оно существует как бы в двух режимах видения. Политическое руководство и приближенные специалисты всегда видели одно тело, а обычные граждане - другое. Политическая роль, которую тело играло в советской истории, возможно, выходит далеко за рамки простого пропагандистского символа, который нужен был якобы для того, чтобы мобилизовать народные массы на поддержку партии и правительства.

Ленин и ленинизм

Мне кажется, с годами тело Ленина стало выполнять и другую политическую задачу. Для того чтобы в этом разобраться, вернемся в начало 1920-х годов. Весной 1922 года Ленин почувствовал себя больным и утомленным; по настоянию руководства партии он уехал на несколько месяцев в подмосковные Горки.

Живя там под присмотром врачей, он продолжал руководить партией и приезжать на заседания в Москву. Но в мае 1922 года у него случился удар, в результате которого он временно потерял способность говорить, читать и писать. Руководство партии установило строгий контроль над информацией о политической ситуации в стране, которая могла доходить до Ленина.

Новые правила отражали не только реальную заботу о здоровье вождя, но и желание нейтрализовать сильного политического соперника. В июне 1922 года секретарь ЦК Леонид Серебряков жаловался в письме другу, что Дзержинский и Смидович «охраняют Ленина как два бульдога», не позволяя никому подойти к нему близко или даже войти в дом, где он живет.

В следующие полтора года состояние Ленина ухудшалось, ненадолго улучшалось и снова ухудшалось. Весной 1923 года, после третьего удара, он практически полностью потерял способность общаться с окружающими. Тем временем политическое соперничество в руководстве партии резко возросло.

В этом контексте вождь не исчез с политической арены страны, его образ поменялся, приобретя совершенно новый оттенок. Реальный Ленин, который продолжал жить в Горках и писать тексты, был изолирован от политической жизни. Одновременно в политическом языке был создан новый канонический образ. Большинство мифологических образов Ленина, которые нам хорошо знакомы по советскому времени, были созданы именно в тот период его болезни, за несколько лет до смерти.

В начале 1923 года в публичный язык страны был введен термин «ленинизм». Вскоре в партийной практике появились ритуалы присяги на верность ленинизму. В марте 1923 года в Москве был учрежден Институт ленинизма. Весной 1923 года «Правда» призывала сдавать любой кусочек бумаги, на котором было что-то написано ленинской рукой, в это учреждение.

Одновременно то, что вождь думал, говорил и писал в действительности в 1922-1923 годах, было полностью отделено от его канонического образа. Ленин как политическая фигура в последние годы жизни оказался расчленен надвое: одна его часть была исключена из политической жизни страны, а вторая часть - канонизирована. Именно в результате этих двух процессов исключения и канонизации в начале 1920-х годов была создана новая доктрина ленинизма.

С тех пор каждый советский руководитель, от Сталина до Горбачева, занимался корректировкой этой доктрины, придумывая собственную версию, вводя в оборот ранее неизвестные ленинские работы и выводя другие, давая новую трактовку известным материалам, цитируя Ленина в отрыве от изначального контекста, меняя смысл его высказываний и фактов жизни.

В 1990-м году, менее чем за год до обвала советского государства, ЦК КПСС признал, что все предыдущие версии ленинизма содержали в себе искажение реальной ленинской мысли. В декабре того же года профессор кафедры марксизма-ленинизма писал в газете «Рабочая трибуна»: «Наша трагедия заключается в том, что мы не знаем Ленина. Мы никогда не читали его работ в прошлом и не делаем этого сейчас. На протяжении десятилетий мы воспринимали Ленина через посредников, толкователей, популяризаторов и иных исказителей».

Историк жаловался, что Институт марксизма-ленинизма, главный авторитет в области ленинского наследия, на протяжении 70 лет выполнял особенную функцию, давая добро на публикацию тех ленинских текстов, которые соответствовали принятым на данный момент канонам, независимо от того, насколько они были далеки от реальных слов вождя, меняя или сокращая другие тексты, которые не соответствовали этим канонам.

В своей речи по случаю 120-летия со дня рождения Ленина в апреле 1990 года Горбачев заявил: «Ленин остается с нами как величайший мыслитель XX века». Затем он добавил, что надо переосмыслить теоретическое и политическое наследие Ленина, избавиться от искажения и канонизации ленинских выводов и предложил отказаться от термина «ленинизм».

Смерть

Ленин умер 21 января 1924 года. Сначала плана сохранить его тело на века не было. Сразу после смерти вождя профессор медицины Алексей Иванович Абрикосов провел вскрытие, а затем процедуру временного бальзамирования - с тем, чтобы сохранить тело на протяжении 20 дней, пока будет идти публичное прощание.

В процессе вскрытия и временного бальзамирования Абрикосов перерезал многие артерии и большие сосуды. Впоследствии профессор говорил, что если бы планы по длительному сохранению Ленина существовали на момент смерти, он бы не стал этого делать, так как при бальзамировании тела на длительный срок эти сосуды используются для доставки бальзамирующей жидкости во все части тела.

Затем тело было выставлено для публичного прощания в Колонном зале Дома Союзов. Несмотря на исключительно холодную зиму, когда температура ниже минус 28 держалась несколько месяцев подряд, толпы граждан стекались в столицу со всех уголков страны, чтобы отдать последнюю дань вождю.

Похороны Ленина были назначены на 27 января. Спустя шесть дней после его смерти на Красной площади рядом с могилами революционеров был построен деревянный мавзолей, в котором должны были захоронить вождя. 27 января тело Ленина было перенесено туда, однако было решено не закрывать саркофаг на некоторое время - в связи с продолжающимся шествием желающих проститься с вождем.

Каждые три дня комиссия по организации похорон в составе партийных руководителей и приближенных врачей проверяла состояние тела. Из-за низкой температуры и благодаря качественной временной бальзамировке Абрикосовым, на теле не появлялись признаки разложения - его можно было оставлять открытым.

Первые явные признаки разложения появились лишь через два месяца, в марте. Благодаря неожиданно длительному периоду, в течение которого они отсутствовали, у партийного руководства была возможность оттягивать погребение и одновременно обсуждать его возможную судьбу.

Ленин будет жить

На бесконечных заседаниях комиссий по увековечиванию памяти Ленина велись жаркие споры, именно тогда победило предложение сохранить тело на более длительный срок. Поначалу многие в партийном руководстве считали эту идею не просто утопической с точки зрения науки, но и контрреволюционной. Например, Троцкий, Бухарин и Ворошилов полагали, что длительное сохранение и публичный показ тела Ленина превращает его в подобие религиозных мощей и напрямую противоречит материалистическим принципам марксизма. Бонч-Бруевич соглашался, что «важно не тело, а мемориал»: Ленина следует захоронить в мавзолее, выполняющем эту задачу.

Но другие члены руководства страны - например, Леонид Красин - утверждали, что если удастся сохранить тело еще на какой-то период, пусть даже не насовсем, в этом есть смысл. По крайней мере, это позволит трудящимся всего мира принять участие в длительном прощании с вождем мирового пролетариата.

Решающим в судьбе Ленина стало заседание комиссии по организации похорон 5 марта 1924 года. После очередного длительного обсуждения возможных вариантов с учеными-медиками, большинство которых высказались скептически о возможности длительного сохранения, члены партийного руководства попросили их покинуть зал. Мнения участников обсуждения разошлись, и в тот день ничего не решили. Точнее, решение было половинчатым: попробуем сохранить, но без уверенности, что это возможно и нужно, и без обещаний, что это навечно.

В конце марта было решено попробовать экспериментальный метод бальзамирования тела, предложенный профессором Владимиром Воробьевым из Харькова и биологом-биохимиком Борисом Збарским. Процедура не имела аналогов, и в ее успехе ни Воробьев, ни Збарский не были уверены. Они проработали четыре месяца в специальной лаборатории, созданной прямо внутри временного мавзолея. Многие процедуры им приходилось придумывать и корректировать на ходу.

Ленин жив

К концу июля 1924 года они доложили партийному руководству об окончании работ. Если тело будет обрабатываться и бальзамироваться согласно их методу, заявили они, высока вероятность того, что оно сохранится на довольно длительный срок. Когда члены комиссии спросили, на какой именно срок следует рассчитывать, Воробьев сказал: «На этот вопрос я позволю себе не отвечать».

24 июля в советской печати появилось официальное заявление, гласящее: «Разумеется, ни мы, ни наши товарищи не хотели создавать из останков Владимира Ильича какие-то мощи, посредством которых мы могли бы популяризовать или сохранить память о нем. Мы придавали и придаем величайшее значение сохранению облика этого замечательного вождя для подрастающего поколения и будущих поколений».

Фото: Keystone Pictures USA / ZUMA / Globallookpress.com

В этом заявлении комиссии проявилось то же парадоксальное отношение к телу Ленина, которое было в многочисленных спорах о его судьбе. То, как руководители партии и приближенные ученые говорили о нем, когда стало известно, что некоторое время оно разлагаться не будет, напоминает то, как партийное руководство относилось к Ленину в последние месяцы его жизни. Тогда еще живой вождь был исключен из политической жизни и спрятан в подмосковных Горках, а в публичном языке партийной прессы и речей появился другой, канонизированный Ленин. В дискуссиях комиссии по организации похорон мы сталкиваемся с подобным двояким отношением, когда обсуждались планы погребения вождя и одновременно - планы сохранения его непогребенным, закрытого склепа и публичного показа.

Эта двоякость отразилась и в том, что на протяжении месяцев споры и обсуждения тела Ленина велись одновременно в двух различных комиссиях. Первая называлась комиссией по организации похорон, а вторая - комиссией по сохранению тела. Многие партийные руководители принимали участие в работе обеих. Восприятие Ленина в среде партийного руководства было странным: будто бы в мавзолее лежали два тела - обычный, постепенно разлагающийся труп человека, и телесное воплощение чего-то большего, грандиозного, отличающегося от Ленина и превосходящего его.

Хотя на момент бальзамирования эти два тела еще состояли из одной и той же биологической материи, такое положение дел, как мы уже знаем, долго не продлилось. Двоякое отношение к телу Ленина в среде партийного руководства воспроизводилось и в последующие годы.

Великий легитиматор

В советское время возникла политическая модель, связывающая принцип воспроизводства суверенной власти с принципом удвоения тела вождя. Она возникла неожиданно и незапланированно - просто совпало несколько условий: долгий период болезни, когда Ленина одновременно изолировали от политической жизни и канонизировали в образе ленинизма. Из-за холодов той зимы тело не подверглось разложению, что дало возможность обсуждать его судьбу. Важно учитывать и особенности социально-культурной организации ленинской партии нового типа - уникального политического института.

В советской политической системе культура суверенной власти напоминала смесь двух моделей: абсолютной монархии и либеральной демократии, где роль тела играет абсолютная истина. В отличие от суверенной монархии, ни один лидер партии и государства после Ленина не мог занять его место, находящееся за пределами политического пространства. Истина в этой системе была выражена на языке ленинизма.

Любой руководитель СССР, включая Сталина, был обязан апеллировать к ленинизму для легитимации своей власти и не мог поставить эту доктрину под вопрос или заменить другой истиной. Каждый из них мог потерять бразды правления, если бы оказалось, что он искажает ленинизм. Иллюстрацией этого тезиса служат два важнейших феномена власти в советской системе: возникновение исключительного культа личности Сталина и полное развенчание его после смерти.

Теперь становится понятным, какую роль в политической системе СССР играло тело Ленина. Оно функционировало как материальное воплощение геройского деперсонифицированного субъекта, советского суверена. Оно было удвоено, являясь совмещением смертного и бессмертного тел. То, как тело Ленина поддерживалось на протяжении десятилетий, отражало совокупность этих двух тем. Смертным телом суверена был труп конкретного человека, а бессмертным - погребальная кукла, которая воспроизводилась путем специальных процедур и ритуалов.

Постоянно возникающие слухи о том, что ленинское тело - всего лишь копия, в некоторой степени ошибочны, а в некоторой степени верны. Оно реальное, но его постоянно меняют. Его биологические материалы заменяются на новые, но в результате его форма остается неизменной. Этот проект возник постепенно - как часть сложной космологии, смысл которой для партийной системы, включая ее руководство, никогда не был ясен до конца.

Работа над телом Ленина всегда велась в атмосфере строжайшей секретности, за закрытыми дверями. То же самое происходило и с ленинскими текстами, высказываниями и фактами биографии. Благодаря такому подходу ленинизм всегда выглядел как нечто фундаментальное, неизменное и вечное, в то время как в действительности он незаметно менялся, подстраивался партийным руководством под нужды текущего момента. Эта доктрина в таком подходе выглядела как источник действий партии, а не продукт партийных манипуляций, и то же самое касалось не только текстов, но и тела Ленина.

Фото: CHROMORANGE / Bilderbox / Globallookpress.com

С обвалом советской системы в 1991 году ленинское тело оказалось выключенным из нее. Постсоветское российское государство не закрыло мавзолей, но резко сократило его финансирование. На протяжении последних 25 лет однозначного решения о судьбе тела Ленина так и не было принято. Сегодня оно остается в мавзолее в публичном доступе, а лаборатория продолжает работать. Конец советской системы не привел к автоматическому уничтожению этого тела, не превратил его в застывший разлагающийся труп, но при этом и не сделал из него искусственную куклу.

В 20-е годы было положено начало формированию выдающегося произведения советской архитектуры - Мавзолея В. И. Ленина.

21 января 1924 г. умер В. И. Ленин. Правительственная комиссия по организации похорон в ночь на 24 января поручила акад. А. Щусеву составить проект Мавзолея. В короткий срок зодчему предстояло решить сложные творческие проблемы.

У Кремлевской стены в братских могилах были похоронены борцы, отдавшие жизнь за дело Октября. Здесь в первую годовщину Октябрьской революции выступал В. И. Ленин при открытии мемориальной доски скульптора С. Коненкова. На том месте, где Ленин произносил пламенную речь, и должен был быть воздвигнут Мавзолей. Ко дню похорон - 27 января 1924 г. - временный деревянный Мавзолей был открыт.

Проект первого временного Мавзолея представлял собой в плане параллелепипед, к которому с двух сторон примыкали Г-образные симметричные пристройки лестниц. Посетитель должен был спускаться по правой лестнице, обходить саркофаг с трех сторон и подниматься по левой лестнице. Временный Мавзолей, лишь в основных чертах воплотивший проект, просуществовал два месяца.

А. Щусеву было поручено создать новый Мавзолей в том же материале, но в более совершенной монументальной форме. Второй деревянный Мавзолей строился с марта 1924 г. и был открыт в августе этого же года. Он представлял собой ступенчатую композицию. Трибуны для руководителей партии и правительства были расположены по бокам. Высота Мавзолея 9 м, длина 18м. Чтобы сохранить деревянные детали на длительный период, их покрыли масляным лаком, что придало всему сооружению благородный светло-коричневый цвет. Тяги, двери, столбики венчающего портика были выполнены из черного дуба. Деревянную обшивку укрепили коваными гвоздями с большими фигурными шляпками. Над главным порталом сохранилась лаконичная надпись - «ЛЕНИН».

Внешние формы Мавзолея правдиво выражали внутреннее пространство. Уступы боковых пристроек соответствовали лестницам наружным и внутренним, а ступенчатая форма средней пирамидальной части-структуре внутреннего перекрытия траурного зала. Деревянные трибуны были несколько короче и выше, чем сооруженные впоследствии гранитные. Деревянный Мавзолей просуществовал пять лет - с 1924 по 1929 г.

Образ Мавзолея вошел в сознание народных масс, стал дорог как память о вожде. Поэтому было принято решение воспроизвести формы деревянного Мавзолея в камне. Разработка была поручена также А. Щусеву. Каменный Мавзолей строился с июля 1929 г. по октябрь 1930 г. на том же месте, где стоял деревянный: у Кремлевской стены на поперечной оси Красной площади, образованной Сенатской башней и величественным куполом здания Верховного Совета СССР.

План мавзолея из гранита в принципе повторяет план предыдущего деревянного. Расположенный по оси главный вход ведет в вестибюль. Напротив входа на стене - барельеф советского герба, выполненный по эскизу скульптора И. Шадра. Из вестибюля идет вниз трехметровой ширины лестница, стены которой облицованы лабрадоритом. Лестница приводит в траурный зал кубической формы со стороной 10 м, завершающийся уступчатым потолком. По периметру зала идет черная широкая полоса из лабрадорита, на которую поставлены красные порфировые пилястры, подчеркнутые справа полосами из черного полированного лабрадорита. Между ними проходит зигзагообразной формы «лента» из ярко-красной смальты, напоминающая склоненные стилизованные Красные знамена. Конструкция Мавзолея - железобетонный каркас с кирпичным заполнением стен, которые облицованы полированным камнем. В Мавзолее применены многие породы естественного камня, привезенные из разных концов страны: мрамор, лабрадорит, гранит, порфир.

Объемно-пространственная композиция каменного Мавзолея также в основном повторяет композицию деревянного. Но у нового Мавзолея более крупно расчленены уступы и по абсолютным размерам он больше: длина по фасаду равна 24м, высота-12м. Венчающая часть его смещена ближе к Кремлевской стене, в то время как в деревянном Мавзолее она была расположена ближе к главному фасаду. Ступенчато-пирамидальная часть состоит из пяти разных по высоте уступов - в деревянном Мавзолее их было шесть. На первом уступе в 1945 г. была устроена центральная трибуна.

В связи со строительством гранитного Мавзолея были проведены работы по реконструкции Красной площади: устроены трибуны из гранита на 10 тыс. чел. (И. Француз). Булыжное покрытие площади заменили гранитной брусчаткой. Памятник Минину и Пожарскому был перенесен к храму Василия Блаженного и развернут лицом к потоку демонстрации. Произведена перепланировка братских могил у Кремлевской стены. Реставрирована Кремлевская стена между Спасской и угловой Арсенальной башнями. Для того чтобы Мавзолей занял самое высокое место и с целью технического усовершенствования была произведена вертикальная планировка всей площади.

Мавзолей Ленина является одновременно и надгробным монументом вождю и трибуной на площади, которая в дни революционных праздников и демонстраций превращается в центр всенародных торжеств. Монументальность сооружения, его глубокая идейность, органическая слитность с ансамблем площади, доступность для широких народных масс - вот черты, определившие выразительность образа Мавзолея.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!