Минобороны начало массовую модернизацию военной инфраструктуры. «Королевские» строительные войска Минобороны придут на смену Спецстрою

Проезжая мимо Академии ФСБ на Мичуринском проспекте, я обратил внимание на то, что новый комплекс зданий строит частная фирма. Как будто нет у нас в стране военно-строительных организаций. Вообще-то, кроме Спецстроя России, их теперь и не остается. За годы реформ были приватизированы Главное военно-строительное управление, Главное военно-строительное управление «Центр» (ГВСУ «Центр»), Главное управление строительной промышленности Минобороны. До последнего времени держался только ГУСС (Главное управление специального строительства), которое переименовывали то в Управление обустройства войск (УОВ), то в Главное управление обустройства войск. В настоящее время бывший ГУСС также решено акционировать, а те его подразделения, которые вели работы на объектах, подобных космодрому Плесецк и выполняли другие ответственные задания, передаются в Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России). Слава Богу, что оно существует и развивается, а то вообще оборонное строительство могло бы попросту загнуться.

В настоящее время расформирован также штаб военных строек – Центральное оргплановое управление (ЦОПУ).

Как мы пришли к тому, что мощнейший военно-строительный комплекс был фактически ликвидирован?!

С 1987 года началось оплевывание в средствах массовой информации военно-строительных частей. Их стали называть наследниками военных поселений Аракчеева, остатками крепостного права. Особенно усердствовали в этом такие издания как «Огонек», «Московский комсомолец», «Известия». В дальнейшем к хору очернителей важной и нужной военной специальности присоединился даже журнал «Советский воин». С 1989 года менее боевитыми стали выступления «Красной звезды» в защиту военных строителей. Да еще гнусное произведение Каледина «Стройбат». Прочитаешь такие материалы и ужаснешься: издеваются над людьми, выполняют мол, они ненужную совершенно для армии работу. Да и ни в одной стране нет таких формирований. Хулители военного строительства будто бы и не ведали, что военно-строительные работы активно ведет Инженерный корпус армии США, что военно-строительные формирования под разными названиями существуют во всех странах мира и были во все времена, начиная с Древнего Египта. Кстати, даже древние римляне, у которых современное человечество позаимствовало немало (вплоть до сводок погоды и такси), считали, что строительство — одна из важнейших воинских специальностей.

Не возражаю, что в строительные части напрасно призывали лиц, имевших судимость, что неуставные взаимоотношения приносили именно последние. Но ведь военные строители выполняли важные работы на благо Родины, а также получали ценные для гражданской жизни специальности. Положение нужно было исправлять, а не выливать с водой ребенка, и заниматься приватизацией военных организаций. Может быть, вообще доверим иностранным строительным фирмам строить специальные фортификационные сооружения (СФС) и другие оборонные объекты. Пусть знают, что и как устроено, ведь можно раскрывать все секреты!

Кстати говоря, значение военных строителей сделала еще более важным именно произошедшая в 50-х годах научно-техническая революция в военном деле, связанная с развитием ракетно-ядерного оружия, обусловила коренные изменения в структуре и техническом оснащении войск. Резко возросла роль специальных военных объектов (боевых ракетных комплексов, комплексов противовоздушной и противоракетной обороны, высокозащищенных командных пунктов, узлов проводной связи, приемных и передающих радиоцентров, аэродромов, пунктов базирования кораблей Военно-Морского Флота и др.), возводимых заблаговременно в мирное время методами капитального строительства. Значительно усложнились существующие и появились принципиально новые специальные сооружения, качественно изменились технические системы и оборудование специальных объектов. Одновременно существенно ужесточились требования к обустройству и расквартированию войск. Произошло коренное изменение характера всего строительства в Министерстве обороны, значительно расширились его задачи, увеличились объемы.

Понадобились и специальные учебные заведения, сеть которых, в настоящее время, в связи сокращением объемов строительства и расформированием большинства частей стала сворачиваться.

Обидно, что с реформой печальная судьба ждет в следующем году прославленный Военный инженерно-технический университет (ВИТУ), отметивший недавно свое 70-летие. Он должен будет войти в состав Военной академии тыла и транспорта и быть передислоцированным из Санкт-Петербурга.

Рождение вуза 22 июня 1939 г., когда Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов подписал приказ № 301, в котором было сказано: «На основании Постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР № 148 от 10 июня 1939 г. организовать на базе Ленинградского института инженеров промышленного строительства Высшее военно-морское инженерно-строительное училище РК ВМФ (ВВМИСУ)» было не случайным.

Количественное и качественное изменение структуры Военно-Морского Флота как одной из важных составных частей Вооруженных Сил страны, потребовало создания новых и коренной реконструкции существующих сил и средств базирования флота и береговой обороны.

Эту задачу практически решали на основе широкого внедрения достижений науки и техники и использования мирового опыты проектирования, строительства и эксплуатации береговых и гидротехнических объектов флота. Так как резко возросла техническая и электроэнергетическая оснащенность этих объектов, возникла острейшая необходимость увеличения количества и повышения качества подготовки военных инженеров-энергетиков широкого профиля.

В апреле 1960 года директивой Министра обороны Высшее инженерно-техническое Краснознаменное училище было передано из системы Военно-Морского Флота в подчинение заместителя МО СССР по строительству и расквартированию войск. На него было возложена задача подготовки военных инженеров для всей системы капитального строительства Министерства обороны. С сентября 1960 г. училище стало именоваться Высшим военным инженерно-техническим училищем (ВВИТКУ).

Появлялись все новые и новые специальности на базе существовавших факультетов. В том числе инженеров-электриков по монтажу электротехнического оборудования специальных объектов МО, инженеров-электромехаников по монтажу теплосилового оборудования специальных объектов МО, а также совершенно новых для училища специалистов — инженеров-механиков по эксплуатации строительных машин и оборудования производственных предприятий военно-строительных организаций. Учебное заведение успешно развивалось. В нем уже в начале 21 века начали готовить и специалистов-психологов.

Еще в лихие 90-е годы, как свидетельствует доктор технических наук полковник В.Г. Кривов в своей книге «На рубежах военной энергетики» дальновидными руководителями было сделано все, чтобы этот вуз славный своими научными школами, преобразованный в 1993 году в Военный инженерно-строительный институт (ВИСИ), был сохранен. На его базе необходимо создать первый политехнический вуз в Вооруженных Силах, готовящий кадры не только для военно-строительного комплекса. Например, энергетический факультет училища, базой которого послужил созданный 10 июня 1941 года электромеханический факультет, в наши дни стал ведущим учебным подразделением по подготовке кадров военных энергетиков.

В связи с особой ролью как учебного и научного центра в деле подготовки военных инженерных кадров и научного обеспечения строительства на базе ВИСИ и Пкинского высшего военного инженерного строительного училища (ПВВИСУ) образован Военный инженерно-технический университет (ВИТУ). Преобразование в университет явилось актом признания его высокого авторитета как образовательного и научного центра строительно-квартирных органов Министерства обороны. На ВИТУ были возложены: реализация профессиональных образовательных программ высшего и послевузовского образования по военным инженерно-техническим специальностям; подготовка, переподготовка и (или) повышение квалификации научных и научно-педагогических кадров, а также подготовка на договорной основе специалистов для федеральных органов власти; выполнение научных исследований; осуществление функций научного и научно-методического центра Министерства обороны РФ в области своей деятельности.

Планируемое же сейчас объединение с Академией тыла и транспорта приведет к гибели уникальных научных школ Военного инженерно-технического университета, разрушению воинских традиций и вовсе не послужит делу укрепления обороны нашего Отечества.

Военный инженер и историк,

Василий Ламцов

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, система взаимосвязанных социально-политических, нормативно-правовых, экономических, идеологических, информационно-психологических, собственно военных и других мероприятий государства, осуществляемых в интересах создания и развития его военной организации. Единственным институтом, обладающим легитимным правом на военное строительство, является государство, чью монополию на создание военных и военизированных структур закрепляет современное международное право. Основные цели, задачи и программы военное строительства определяются военной политикой и военной доктриной государства, обусловливаются уровнем развития его производительных сил и состоянием экономики, состоянием и тенденциями развития военно-политической обстановки в мире и регионе, характером возможных войн и вооружённых конфликтов. Существенное влияние на военное строительство оказывают географические положение государства, его принадлежность к тем или иным военно-политическим союзам (блокам), соответствующее разделение задач в них. Основными составляющими военного строительства являются: строительство вооружённых сил (ВС); развитие и функционирование военно-промышленного комплекса государства; распределение материальных и людских ресурсов в интересах обороны страны; создание запасов материальных ценностей, государственных и мобилизационных резервов и др. Большое значение в военном строительстве отводится развитию военной науки, подготовке территории государства к обороне, созданию инфраструктур системы управления и транспортной системы, гражданской обороне, военной подготовке населения, военному сотрудничеству. Военное строительство ведётся в мирное и военное время по специальным планам; корректируется с изменением политических целей и военно-политической обстановки в мире.

Военное строительство появилось с возникновением государственности. Превращение военной деятельности в относительно самостоятельный вид занятий было обусловлено углубляющейся социальной дифференциацией общества, появлением и совершенствованием отличных от орудий производства средств вооруженной борьбы - оружия. С развитием экономики возрастали материальные возможности государства, увеличивались численность армий, размах военных действий и длительность войн. По мере усложнения военного дела, особенно с появлением массовых армий (18-19 века), военное строительство распространяется на все стороны государственного строительства, обретает связь со всеми сферами жизни общества. Окончание «холодной войны», ослабление угрозы широкомасштабной войны и увеличение числа локальных войн и военных конфликтов в конце 20 - начале 21 века вызвали к жизни новые направления в военном строительстве - формирование и подготовку воинских контингентов, предназначенных для миротворческих операций, в том числе по принуждению к миру силой. На каждом историческом этапе различные государства ведут военное строительство соответственно политике, экономическим, демографическим, научно-техническим и другим возможностям страны и особенностям её геополитического положения (например, США ведут военное строительство, позволяющее реализовывать политику мировой сверхдержавы: высокомобильные ВС, укомплектованные добровольцами-профессионалами; сеть военных баз по всему миру; участие в многочисленных военно-политических блоках и союзах и пр.). Задачи, содержание и формы военного строительства в Российской Федерации определены в Конституции Российской Федерации, Федеральных законах «Об обороне» (1996), «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (1997), «О воинской обязанности и военной службе» (1998) и др., а также в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (2000), Военной доктрине Российской Федерации (2000), Основах политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (2001), Основах государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 (2002), Основах военно-технической политики Российской Федерации на период до 2015 года и дальнейшую перспективу (2003) и других нормативно-правовых документах. Основным содержанием военного строительства в Российской Федерации является поддержание военной мощи государства и боевой способности его ВС на уровне, обеспечивающем военную безопасность государства.

Лит.: Международная безопасность и обороноспособность государств. М., 1998; Основы теории и методологии планирования строительства Вооруженных Сил Российской Федерации: Военно-теоретический труд / Под редакцией А. В. Квашнина. М., 2002.

В 2016 году Министерство обороны не только активно закупало вооружение и военную технику, но и вело строительство сотен объектов по всей стране. О том, почему назрела реформа военно-строительного комплекса, какие проблемы возникают на стройке и почему военные упраздняют Спецстрой, в интервью «Коммерсанту» рассказал замминистра обороны ТИМУР ИВАНОВ.

- Какой объем строительства ведется сейчас в интересах Минобороны?

Он колоссален и сравним по своим масштабам с послевоенным периодом: одновременно строится более 2 тыс. объектов как специального, так и социального назначения. Это радиолокационные станции, гидротехнические сооружения, аэродромы, медицинские объекты, жилые дома, школы и детские сады, кадетские училища, военные городки, полигоны, причалы. Работа ведется от Калининграда до Курил. Только в 2016 году построено свыше 2,5 тыс. зданий и сооружений общей площадью 2,7 млн квадратных метров.

Из наиболее крупных объектов я бы выделил несколько. В Вилючинске к приходу первых «Бореев» сдан ряд важнейших объектов причального фронта и береговой инженерной инфраструктуры, в Новороссийске построен причальный фронт для подлодок проекта 636. Завершено обустройство военных городков двух ракетных бригад «Искандер-М» в Южном военном округе. Введены в эксплуатацию объекты инфраструктуры первых полков РВСН, оснащенных подвижными и стационарными ракетными комплексами «Ярс», закончено обустройство ракетной бригады в Шуе. Продолжаются работы в Арктической зоне.

В 2016 году всего за пять месяцев с нуля отстроено Тульское суворовское военное училище, начато строительство Петрозаводского президентского кадетского училища. Работы ведутся собственными силами в количестве примерно 30 тыс. человек.

- Это без привлечения субподрядчиков?

С субподрядчиками - плюс 5-10 тыс. человек. Министр поставил задачу о сокращении сроков строительства и перехода на типовые решения. Мы проанализировали все проекты, которые получили положительное заключение экспертизы в период с 2010 года. Мы разложили эти проекты на группы: столовые, общежития, казармы, штабные здания, контрольно-пропускные пункты и так далее. Сейчас, когда формируется новое техническое задание на обустройство воинского подразделения, командование определяет все необходимое, исходя из готового списка.

За счет этого мы сокращаем время на проектирование и занимаемся только строительством. Мы проанализировали и то, из чего можно строить. Изначально все строилось из железобетона, потом на смену пришли металлокаркасные конструкции. Сейчас используем блочно-модульную технологию, за счет чего строительство сооружения занимает не более месяца. Применение типовых решений позволяет где-то на 30% сократить сроки проведения проектно-изыскательских работ, в два раза уменьшить срок прохождения государственной экспертизы проектной документации, а также сократить затраты на проведение изыскательских работ не менее чем на 5 млрд руб. ежегодно.

Следует отметить темпы стройки первоочередных объектов. Строительство военных городков для размещения личного состава и техники мотострелковой дивизии на полигоне в Южном военном округе началось в марте, а 1 декабря туда уже заехали военнослужащие. Быстро построили инфраструктуру и для мотострелковой дивизии на территории Западного военного округа.

- В чем кроются основные проблемы военной стройки?

Они характерны для всей строительной отрасли в целом, а не только для военного строительства. Надо понимать, что сейчас строительство в России - одна из наиболее пострадавших от сокращения финансирования сфер. И проблемы здесь обусловлены не только сложной финансово-экономической ситуацией, но и резким сокращением заказов со стороны крупных подрядчиков - в первую очередь государства. И в отсутствие мегастроек, сравнимых по масштабу с сочинской Олимпиадой, положительной динамики в отрасли не отмечается.

Однако в сфере военного строительства ситуация лучше, потому что государство в лице Минобороны формирует стабильный госзаказ, гарантирующий устойчивое финансирование отрасли.

Тем не менее основные проблемы в сфере военного строительства возникают из-за недобросовестности подрядчиков. Характерный пример - компания СУ-155, которая не выполнила свои обязательства по жилищному строительству в Москве. Сумма неотработанного аванса составила 18 млрд руб. Это четыре жилых микрорайона на 16 тыс. квартир, расположенные в различных районах столицы. На деньги, полученные от Минобороны в 2011-2012 годах, компания начала строить коммерческие проекты, не завершив строительство, в том числе инженерных сетей в жилых домах Минобороны.

Из-за проблем с недобросовестным подрядчиком затянулся процесс жилищного обеспечения военнослужащих, которым распределено жилье в Москве. По условиям контракта компания должна была передать все новостройки под заселение еще в 2014 году, однако работы на большинстве домов по-прежнему так и не завершены. Главное управление обустройства войск за счет собственных средств продолжило строительство и ввело в эксплуатацию два столичных микрорайона, а также несколько новостроек на улицах Левобережной и Полины Осипенко. Но вопрос о финансировании этих работ по-прежнему актуален, поскольку взыскать сумму неотработанного аванса с СУ-155 сейчас очень проблематично.

- Почему?

Во-первых, решения суда пока нет. Когда возникла проблема с СУ-155, выяснилось, что по всей стране у компании порядка 40 тыс. клиентов, ожидающих квартиры. В конце 2015 года была принята поправка в закон о банкротстве, согласно которой приоритетное право отдавалось дольщикам. Тем самым Минобороны, как основной кредитор на 18 млрд руб., оказалось аж в четвертой очереди.

Для решения этого острого вопроса мы нашли механизм, подключив Агентство ипотечного жилищного кредитования - сейчас оно выступает государственным агентом по реализации имущества ведомства.

Я напомню, что Сергей Кужугетович (Шойгу.- «Ъ» ) в конце 2012 года ввел мораторий на продажу государственного недвижимого имущества. С тех пор ни одного квадратного метра жилплощади, ни земли не было продано. Сейчас по закону мы имеем право передать высвобождаемые, не используемые в интересах ведомства земельные участки и здания государственному Агентству по ипотечному кредитованию для вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества и решения таким образом вопросов строительства жилья для военнослужащих.

- И когда рассчитываете получить результат?

В первом квартале текущего года мы завершим работы, в том числе за счет сотрудничества с Агентством по ипотечному жилищному кредитованию. Кстати, только в декабре в Москве было введено в эксплуатацию пять новостроек на 1805 квартир. Ну и в целом, если говорить про вопросы жилищного обеспечения, в 2016 году Минобороны уже фактически перешло на плановое обеспечение жильем военнослужащих, когда квартира или жилищная субсидия предоставляется военнослужащему в тот же год, когда он получает право на постоянное жилье.

В 2017 году в Москве будут переданы для заселения оставшиеся жилые дома общей емкостью более 8 тыс. квартир. Это даст решение проблемы для 85% военнослужащих, избравших местом жительства Москву. Оставшиеся военнослужащие, ожидающие квартиры в столице, будут обеспечены посредством получения жилищной субсидии. На нее, кстати, в 2017-2019 годах федеральным бюджетом предусмотрено выделение 37,78 млрд ежегодно.

Предыдущее руководство Минобороны объясняло, что все, кому положено жилье, хотят жить в Москве и именно поэтому проблемы с очередью.

Тут ситуация неоднозначная. По факту, получив квартиру в Москве, многие сразу же выставляют их на продажу. Понятно, у всех разные причины бывают, они вправе распоряжаться имуществом, которое по закону получили от государства. Понятно и то, что квартира за Химками, на Левобережной улице или у метро «Беговая» стоят разных денег. Все говорят: «Вот в Молжаниново мы не поедем, мы хотим жить на Хорошевском шоссе». Здесь квартира на рынке стоит, грубо говоря, 100 тыс. руб. за квадратный метр, а там - 450 тыс.

- Как работает накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих?

За 2016 год участниками этой системы по линии вооруженных сил было приобретено 13 тыс. квартир. Всего же с момента запуска программы число участников неуклонно растет ежегодно на 20 тыс. военнослужащих. В 2008-м их было 40 тыс. человек, сейчас - 176 тыс. Чувствуете разницу? Есть все основания полагать, что через несколько лет накопительно-ипотечная система станет основной формой жилищного обеспечения военнослужащих.

- Подходы к строительству военной инфраструктуры как-то изменились?

Безусловно. Одно из важных решений, которое было принято, связано с синхронизацией поставок вооружения и военной техники с темпами строительства объектов обеспечивающей инфраструктуры. То есть чтобы поступление техники было взаимосвязано с вводом в эксплуатацию зон хранения и обслуживания. Иными словами, удалось уйти от практики, когда в часть поступает новая техника, а для нее нет укрытия. Или укрытия построены, а техника придет только через два года.

Сейчас вся поступающая техника хранится в современных хранилищах: «Искандеры», «Ярсы», «Бастионы» и другое серьезное вооружение. Подобная инфраструктура построена в том числе на островах Курильской гряды.

- Имеются в виду Итуруп и Кунашир?

Да. Мы добились этого, несмотря на то что подрядчик не справился со своими обязательствами. Приходится развязывать мелкие узелочки: строилось все с колес, иногда разработчики не успевали выдавать соответствующую документацию, вносились изменения в проект. Все это очень усложняло строительство.

- Реформа военного строительства будет долго еще продолжаться?

Основная задача - это создание единого военно-строительного комплекса. Чтобы не просто был отдельный департамент строительства и другие разобщенные структуры, а функционировал единый организм.

- Реорганизация Спецстроя начата именно по этой причине?

- В основном да, но не только. В рамках реорганизации Спецстроя в Министерстве обороны должно сохраниться восемь подразделений взамен сегодняшних девятнадцати. Это решение было поддержано и утверждено высшим руководством страны. Эти предприятия будут специализироваться на строительстве объектов в каждом из военных округов и на Северном флоте, а также займутся узкоспециализированными вопросами: будут отвечать за строительство объектов воздушно-космических сил и аэродромов, за инфраструктуру РВСН, за сооружение причальных сооружений в интересах ВМФ. Принципиально вопросы решены, осталось только понять, как лучше использовать возможности некоторых подразделений Спецстроя. Например, один из главков часть объектов строит на территории Южного военного округа, а часть объектов возводится в Заполярье и на Дальнем Востоке. Само по себе предприятие крепкое: есть техника и люди, есть свое проектное бюро внутри.

- Какова судьба остальных активов Спецстроя?

Мы сейчас проводим финансово-хозяйственный и технический аудит фактического состояния каждого ФГУПа и главка. У нас созданы две комиссии: одна комиссия отвечает за ликвидацию Спецстроя как органа исполнительной власти, вторая - анализирует состояние самих подведомственных предприятий.

- Какие-то предварительные результаты уже есть?

Они появятся к концу января. В целом задача по реорганизации военно-строительного комплекса должна быть выполнена до 1 июля 2017 года. До этого момента согласуем вопросы трудоустройства в Минобороны сотрудников центрального аппарата Спецстроя. Часть из них заберет департамент строительства, часть людей, отвечавших за корпоративные отношения, контроль и согласование крупных сделок, продолжит трудиться в департаменте имущественных отношений, часть людей, отвечавших за правовые отношения, уйдет в правовой департамент. Аналогично будем поступать и с подведомственными Спецстрою предприятиями.

- Это касается только строителей?

Всех. Это и строительные специалисты, водители, охранники, уборщики. Есть даже несколько санаториев.

- А что будет с предприятиями Спецстроя, в которых Минобороны не испытывает нужды?

Если такие не востребованы, то будем рекомендовать переподчинить их промышленности. Например, есть «Спецстройсервис»: у этой организации большая партия заказов по линии «Роскосмоса», «Ростеха», Минпромторга… В течение месяца мы должны дать предложения по изменению подведомственности тех или иных предприятий. Потом согласуем передачу их в ведение других органов исполнительной власти.

- Почему Минобороны приняло решение реорганизовать агентство?

Сам Спецстрой являлся органом исполнительной власти, а единственные исполнители контрактов - это подведомственные ему предприятия. Заказчиком является Минобороны, и госконтракты заключались между военным ведомством в лице департамента строительства и предприятиями Спецстроя. У агентства было фактически несколько функций: согласование крупных сделок, контроль финансово-хозяйственной деятельности, назначение директоров предприятий. Реорганизуя военно-строительный комплекс, мы переходим на комплексную работу непосредственно с исполнителем.

Кроме того, система, которая была выстроена в Спецстрое, подразумевала большое количество посреднических и подрядных организаций: «Спецстройинжиниринг» заключал там контракты с Главным управлением специального строительства N3, а то, в свою очередь, заключало контракт с Главным управлением инженерных работ N2 и так далее. И такая цепочка достигала трех-четырех предприятий. Это сегодня недопустимо. Поэтому наша цель - это убрать цепочку посредников и дублирующие функции на этих предприятиях. Численность административного персонала сократится минимум в два раза, повысится эффективность.

Что в строительстве самое главное? Выработка. И очевидно, что для того, чтобы прокормить эти 44 тыс. человек, должны быть либо подряды огромные, либо большая прибыль. На стройке таких прибылей нет.

- Какой будет роль Главного управления обустройства войск (ГУОВ.- »Ъ») в новой конфигурации?

У нас нередко получалось так, что одновременно в одном и том же регионе, иногда на одной и той же площадке, но через забор специальный объект возводит Спецстрой, а ровно в ста метрах работает ГУОВ. Чтобы избежать таких ситуаций, мы будем делать так, чтобы контракты, которые параллельно реализуются на одном объекте, передавались под единое управление.

- Сокращение военного бюджета на стройке как-то сказывается?

Мы синхронизировали графики поставок вооружения с графиком строительства, фактически сдвинув вправо те объекты, которые приоритетными не являются. Чтобы вписаться в бюджет, который запланирован на 2017 год, а это 117 млрд руб., мы порядка 50% потратим на объекты застройки по многолетним контрактам, то есть для того, чтобы завершить объекты с высокой степенью готовности в этом году. А 50% мы предполагаем оставить в качестве резерва для обеспечения оперативных строительных нужд вооруженных сил.

Сейчас идет разработка государственной программы вооружения на период 2018-2025 годов. Это означает, что больше не будет формироваться бюджет на закупку вооружений по одним принципам, а строительный бюджет - по другим. Верховным главнокомандующим поддержаны подходы к формированию базовых расходов Минобороны и уже проведена серьезная работа по утверждению базовых показателей расходов на основе нормативного метода. Главная цель - создание механизма долгосрочного финансового планирования и снятие проблемы дисбаланса между поступлением вооружения и созданием инфраструктуры в вопросах финансирования.

- Какие меры были приняты после обрушения казармы ВДВ в Омске в 2015 году?

По решению министра была проведена проверка всех ведомственных объектов: в первую очередь казарменно-жилищного фонда и социальной инфраструктуры. По результатам проверки все заинтересованные органы военного управления приступили к устранению нарушений. Из эксплуатации выведено под списание 169 объектов. Всего же комиссии на сегодняшний день проверили более 90 тыс. капитальных объектов. И эта колоссальная работа еще продолжается, так как, к сожалению, у нас еще очень много «возрастных» объектов.

Чтобы не допустить повторения подобных трагедий, проведены инструментальные обследования всех зданий и сооружений, на которых ведется реконструкция или капитальный ремонт. Кроме того, перед тем как начать реконструкцию или капитальный ремонт, каждый объект проходит жесткую экспертизу в специализированной организации на наличие признаков аварийности основных строительных конструкций.

- А военная медицина? Что сейчас происходит в этой сфере?

Военно-медицинские учреждения продолжают активно развиваться. Введены в эксплуатацию новые корпуса в госпиталях и санаториях в Сочи и Анапе, завершается комплексная реконструкция исторических фондов Военно-медицинской академии, построены новые медицинские подразделения в войсках. В июне этого года планируется открытие многопрофильной клиники в Санкт-Петербурге.

Удалось добиться существенного снижения заболеваемости военнослужащих, а также увеличить объемы оказания высокотехнологичной помощи в наших госпиталях. По-прежнему главной задачей остается повышение доступности и качества оказания медицинской помощи, а значит - крепкое здоровье наших военнослужащих, членов их семей и ветеранов.

Замминистра обороны РФ Тимур Иванов заявил, что объём строительства военных объектов сегодня сравним по масштабам с послевоенным периодом. Как сообщается, в настоящее время одновременно возводится более 2 тыс. объектов как специального, так и социального назначения. «Наша Версия» разобралась, что именно строит военное ведомство и есть ли такая уж острая необходимость в условиях кризиса вкладывать деньги в неоднозначные порой проекты.

Как заявляют военные, сегодня по всей стране идёт практически полное обновление военной инфраструктуры. Только в 2016 году было построено свыше 2,5 тыс. зданий и сооружений общей площадью 2,7 млн квадратных метров. Возводятся новые радиолокационные станции, гидротехнические сооружения, аэродромы, медицинские объекты, жилые дома, школы и детские сады, кадетские училища, военные городки, полигоны и причалы. Одним из самых успешных признано строительство базы подводных лодок в Тихоокеанском флоте – в Вилючинске, готовятся объекты причального фронта и береговой инженерной инфраструктуры для приёма субмарин проекта 955 «Борей». На Чёрном море в Новороссийске построен причальный фронт для подлодок проекта 636. В Южном военном округе завершено обустройство военных городков для двух ракетных бригад «Искандер-М». Также введены в эксплуатацию объекты инфраструктуры первых полков РВСН, оснащённых подвижными и стационарными ракетными комплексами «Ярс», закончено обустройство ракетной бригады в Шуе. Кроме того, всего за пять месяцев с нуля отстроено Тульское суворовское военное училище и начато строительство Петрозаводского президентского кадетского училища.

Военные городки строят на границе с Украиной и в Арктике

Большое внимание обращает на себя строительство военных городков неподалёку от границы с Украиной. Так, на Белгородчине, в 25 километрах от границы с Луганской областью Украины, Минобороны с нуля возводит новый армейский комплекс: девять казарм, склады для хранения ракетно-артиллерийских вооружений и других боеприпасов, а также учебный и медицинский центры. В этот военный городок будет передислоцирована мотострелковая бригада. Идёт строительство военной базы в Богучаре Воронежской области – здесь также разместится мотострелковая бригада. Кроме того, в 2016 году было заявлено о планах по формированию ещё трёх новых мотострелковых дивизий, которые будут дислоцироваться в Воронежской, Смоленской и Ростовской областях.

Наращивание сил ведётся не только на юге, но и на северных рубежах. В конце прошлого года в Минобороны сообщили, что работы по строительству административно-жилищного комплекса первого в ВС РФ арк­тического военного городка замкнутого цикла на острове Котельный близятся к завершению. В перспективе российское военное ведомство планирует возвести в Арктике ещё пять комфортабельных городков. При этом стоимость каждого из этих объектов превышает 4 млрд рублей. Также планируется восстановить сеть полярных аэродромов – Нарьян-Мар, Алыкель, Амдерма, Анадырь, Рогачёво, Нагурская и Тикси.

Александр Перенджиев, эксперт Ассоциации военных политологов:

– Действительно, объёмы строительства в интересах Вооружённых сил сейчас существенно возросли, но к словам о невиданных успехах нужно относиться с некоторой осторожностью. Масштабы работ, которые выполняли военно-строительные части в Советском Союзе, были значительно больше. Так что, возможно, заявление Тимура Иванова, ранее возглавлявшего АО «Оборонстрой», последовало в имиджевых целях.

Тем не менее последние события свидетельствуют о том, что Минобороны возвращается к ситуации, когда за строительство объектов для армии отвечали сами военные, то есть прежние решения Анатолия Сердюкова нынче подвергнуты серьёзной корректировке. Так, в конце 2016 года функции Спецстроя были переданы военному ведомству, сейчас в фактическое подчинение Минобороны переходят остальные организации, отвечающие за строительство в интересах Вооружённых сил. Для этого поступательно меняется юридическая база – например, акционерные общества становятся казёнными предприятиями. Видимо, в Минобороны пришли к выводу, что только так можно качественно осуществлять контроль. Создаётся единый военно-строительный комплекс, система становится более централизованной, появились должностные лица, с которых можно жёстко спросить.

Большой стройке – большие проблемы

К сожалению, значительный объём строительства требует привлечения самых разных субподрядчиков. Работа некоторых из них сопровождалась частыми фактами коррупции. Другая проблема на стройках – отставание от сроков. Военные сетуют на недобросовестных подрядчиков, которые затягивают сроки сдачи объектов. Характерным примером может являться ситуация, сложившаяся на строительстве военных городков на островах Итуруп и Кунашир Курильской гряды. При этом основные работы там производили не частные компании, а Спецстрой, который возводил на островах военные позиции, учебные полигоны, зоны хранения боеприпасов и техники. В прошлом году по обвинению в хищении 450 млн рублей при строительстве и реконструкции девяти объектов был задержан ряд чиновников Спецстроя. Общая площадь построек на островах составит свыше 260 тыс. квадратных метров, из них на Итурупе – около 140 тыс. квадратных метров, на Кунашире – более 121 тыс. квадратных метров. Ранее неподконтрольный Министерству обороны Спецстрой уже оскандалился при строительстве космодрома Восточный. Тогда Роскосмос потерял миллионы на взятках и деньги не доходили до рабочих.

Ещё одним резонансным случаем неизбирательного подхода к выбору застройщика и бесконтрольности за его действиями может считаться история по возведению жилья для военнослужащих в Москве. На деньги, полученные от Минобороны в 2011–2012 годах для строительства четырёх микрорайонов (это приблизительно 70 млрд рублей), компания Су-155 начала реализовывать коммерческие проекты. По условиям контракта все новостройки должны были быть готовыми под заселение ещё в 2014 году, однако работы по-прежнему так и не завершены. Сумма неотработанного аванса составила 18 млрд рублей. Из-за проблем с недобросовестным подрядчиком на годы затянулся процесс жилищного обеспечения военнослужащих, которым распределено жильё в Москве. Взыскать сумму неотработанного аванса с СУ-155 сейчас очень проблематично. В результате ситуация привела к тому, что офицеры организовались в группу «Бездомный полк» и регулярно собирают массовые митинги, требуя завершить строительство.

Но помимо проблем с подрядчиками в период кризиса у людей возникает вопрос о необходимости имиджевых и патриотически-воспитательных трат. Например, некоторых удивило желание Минобороны потратить 50 млн рублей на переоборудование Дворца спорта «Айсберг» в Сочи в штаб зимних Всемирных военных игр.

С октября 2015 года по декабрь 2016-го Главное управление обустройства войск собственными силами завершило строительство двух столичных микрорайонов, не достроенных и брошенных компанией СУ-155 на улицах Синявинской (15 высотных корпусов на 4731 квартиру) и Большой Очаковской (10 высотных корпусов на 1796 квартир). Идёт их плановое заселение. Также были сданы четыре дома на 714 квартир в новостройке на Левобережной улице и три на 652 квартиры по ул. Полины Осипенко в районе Хорошевского шоссе.

Ведомство старается всецело информировать военнослужащих о ходе строительства и возникающих проблемах. Поддерживается «горячая линия» Главного управления обустройства войск (номер в открытом доступе) +7 909 697 89 07.

Официально

Как Министерство обороны решает «проблему СУ-155»

В настоящее время Министерство обороны разработало механизм получения дополнительного финансирования достройки двух столичных микрорайонов, расположенных на улице Левобережной и Хорошевском шоссе. Для этого будет использовано право Агентства ипотечного жилищного кредитования выступать государственным агентом по реализации имущества военного ведомства.

В конце 2012 года введён мораторий на продажу недвижимого имущества Минобороны. В результате не было продано ни одного квадратного метра жилья или земли. Сейчас по закону Минобороны имеет право передать высвобождаемые (не используемые в интересах Вооружённых сил страны) земельные участки и здания Агентству по ипотечному кредитованию для вовлечения их в хозяйственный оборот.

В первой декаде февраля 2017 года Главное управление обустройства войск ожидает первый транш в рамках дополнительного финансирования для достройки за компанией СУ-155 двух столичных микрорайонов, который позволит возобновить активные работы на площадках.

В течение 2017 года военные строи­тели планируют завершение строительно-монтажных работ и поэтапный ввод в эксплуатацию 19 корпусов на 5142 квартиры в столице. Это позволит обеспечить квартирами 85% военнослужащих, избравших местом жительства Москву. Оставшиеся офицеры, ожидающие квартиры в столице, получат жилищную субсидию. Для этого в 2017–2019 годах федеральным бюджетом предусмотрено выделение 37,78 млрд ежегодно.

С 2012 года по настоящее время очередь военнослужащих на получение жилья сократилась в 2,8 раза: с 82,4 тыс. до 29,8 тыс. человек. Причём из 29,8 тыс. военнослужащих уже 9,8 тыс. предложены квартиры и 7,8 тыс. из них с предложением согласились. С осени 2012 года, когда министром обороны стал Сергей Шойгу, постоянным жильём обеспечены 106 тыс. военнослужащих, из которых 89 тыс. получили квартиры, а 17 тыс. выбрали жилищные субсидии.

Президент России Владимир Владимирович Путин принял решение ликвидировать подчиняющееся Министерству обороны Федеральное агентство по специальному строительству. Функции по строительству объектов для обеспечения обороноспособности страны предполагается напрямую замкнуть на Министерство обороны, в распоряжение которого перейдут активы упраздненного агентства. Но означает ли это возрождение военно-строительного комплекса России – пока еще большой вопрос.

О Военно-строительном комплексе СССР (в солдатском фольклоре – «королевских войсках») и военно-строительных формированиях (военно-строительных отрядах или, в обиходе сокращенно ВСО), а в просторечье «стройбате» было сложено и действуют поныне множество мифов, диких вымыслов и легенд.

Да, конечно присутствовал действительный негатив специфики военно-строительной службы. Строительных войск сторонились многие призывники, а военное руководство страны Советов время от времени выступало против существования строительного направления в составе Министерства обороны.

Поэтому достаточно легко и просто Минобороны России избавилась от строителей в погонах и попыталось взвалить груз ответственности по возведению объектов оборонного значения на Федеральное Агентство Специального строительства.

Получилось столь удручающе, что самостоятельная деятельность Спецстроя в дальнейшем стала бессмысленна и просто невозможна из-за огромных государственных затрат, наглых коррумпированных схем и нацеленности на максимальное получение личной прибыли любыми путями, в то числе и преступными.

Такой ситуации в военно-строительном комплексе Министерства обороны СССР не было и быть не могло. Но все новое – это хорошо забытое старое – припомнили в военном руководстве страны и, видимо, решили вернуться к старой системе военно-строительного комплекса напрямую подчинив его Минобороны.

В среде псевдо-либеральных деятелей России поднялась ожидаемая волна ожесточенной критики действий Верховного Главнокомандующего и министра обороны. Из ветхих запасников истории военно-строительных войск некоторые политологи и историки принялись вытаскивать самые неприглядные факты о деятельности военно-строительного комплекса МО СССР.

Но славу Богу, в нашем государстве не все потеряли память и совесть, много еще осталось ветеранов, прошедших тернии службы в «королевских войсках».

Вопросы на засыпку

  • Может ли держава не ведущая строительства оборонительных объектов претендовать на солирующую роль в симфонии мировых государств?
  • Что хорошего и что плохого содержалось в деятельности Военно-промышленного комплекса СССР»?
  • Отчего его реформа привела к созданию такого уродливого монстра как Спецстрой?
  • Почему военно-строительные формирования должны быть нацелены на результат, а не на получение коммерческой прибыли?

Не может государство, ведущее только приватное (частное) строительство быть державой мирового значения.

Данный тезис одинаково бесспорно воспринимается и в военных академиях России и святилище американской науки – Вейст-Понте. А хулители наших военных строителей как будто бы и не ведают (может и впрямь не знают?), что масштабные военно-строительные работы многие десятилетия активно ведет Инженерный корпус армии США и почти два миллиона военнослужащих КНР.

Разве не общеизвестно, что военно-строительные формирования под разными названиями существуют во всех странах мира и были во все времена, начиная с библейских времен? Кстати, даже древние римляне, у которых современное человечество позаимствовало немало полезного, полагали, что строительство – одна из важнейших воинских специальностей.

Посему Указ Президента Российской Федерации от 29 декабря 2016 года, «Об упразднении Федерального агентства специального строительства» , вполне закономерен и логичен для государства ведущего огромное оборонительное строительство.

Согласно этому Указу, до 1 июля 2017 года Спецстрой прекращает свою самостоятельную деятельность, а его функции передаются Министерству обороны Российской Федерации.

Так откуда ведут свой исторический отсчет военно-строительные формирования России?

Более или менее единая система военно-строительных формирований начала складываться в Русской армии перед Первой мировой войной и совершенствовалась вплоть до Октябрьской революции 1917 г.

В период создания Вооруженных сил Советского государства, организации военно-строительных частей также уделялось серьезное внимание, поскольку большевистское руководство страны последовало совету царских военных министров Беляева и Поливанова, которые справедливо полагали, что без данных формирований, обеспечить обороноспособность молодой Советской республики будет крайне затруднительно.

Только в период с 1918 по 1921 г. для строительства оборонительных сооружений было сформировано 48 управлений военно-полевого строительства, личный состав которых во многом обеспечил разгром белого движения.

Приказом Реввоенсовета СССР от 01.01.01 г. № 000/96 в структуре Вооруженных сил было образовано Строительное управление (с 1925 г. – Военно-строительное) с подчинением Главному начальнику снабжений Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

На это управление возлагались задачи по объединению оборонительного, казарменного, специального строительства и квартирного обеспечения РККА и руководству ими. Таким образом, в системе РККА впервые был создан единый орган управления, в котором сосредоточивалось руководство деятельностью, связанной со строительством и содержанием всех военных объектов.

Строительная гвардия страны Советов в Великой Отечественной Войне

Великая Отечественная война остро поставила перед военно-строительными формированиями задачу строительства оборонительных сооружений.

Причем строительство мобилизационных оборонительных рубежей в глубине страны, включая Государственный рубеж обороны на дальних подступах к Москве (Ржевско-Вяземский рубеж) планировалось военным руководством заблаговременно. В одном из документов рукой заместителя начальника Генерального Штаба Красной Армии генерала Ватутина была вписана фраза о необходимости начать строительство Ржевско-Вяземского рубежа уже в мирное время.

Это говорит о том, что в руководстве Красной Армии были люди, которые не боялись вполне реалистически рассматривать самые разные варианты развития событий в случае войны с Германией и предпринимали на свой страх и риск соответствующие подготовительные меры.

Накануне войны в состав Красной Армии вошли специальные строительные войска (правильнее – трудармии), которые отвечали за строительство и ремонт военных объектов и гражданских сооружений смежного назначения.

Когда началась война, большинство строительных войск Красной Армии помогало ее инженерным войскам в сооружении новых укрепленных районов в западных военных округах. Немецкое вторжение в считанные дни уничтожило эти войска, вынудив НКО практически с нуля формировать новые строительные части, необходимые для возведения в тылу дополнительных рубежей обороны.

В дополнение к этой официальной структуре строительных войск Красная Армия имела большое количество спешно сформированных строительных батальонов, колонн и отрядов, которые она использовала для строительства оборонительных рубежей, а также прочих сооружений военного и гражданского назначения.

Созданные, как правило, на временной основе, эти подразделения комплектовались в первую очередь личным составом из неславянских этнических и религиозных меньшинств, которые считались политически слишком ненадежными для выполнения боевых задач. Эти специальные строительные войска включали в себя как мужчин, так и женщин, многие из которых либо еще не достигли обычного призывного возраста, либо давно миновали его.

На протяжении войны более 330 таких частей участвовали в оборонительном строительстве, в том числе свыше 100 – в армии, 60 – во флоте и 100 – в военно-воздушных силах.

«Два солдата из стройбата заменяют экскаватор»

В июне 1949 года было решено объединить военно-строительные структуры в единый Военно-строительный комплекс Вооружённых Сил и ввести должность Заместителя Министра обороны по строительству и расквартированию войск. Им был назначен генерал полковник Белоскоков В.Е.

В его подчинение от Начальника тыла Вооружённых Сил были переданы Главное строительное управление, Управление материальных фондов и Квартирно-эксплуатационное управление.

В то время страна только частично залечила раны, нанесенные Великой Отечественной войной. А международная обстановка и ситуация в мире требовали скорейшего возведения противоракетного щита, промышленных и других объектов оборонного комплекса страны.

Это обусловило создание военизированной структуру капитального строительства Вооруженных Сил и ряда гражданских министерств, в первую очередь Министерства среднего машиностроения то бишь ведомства занятого созданием атомной бомбы и ядерной энергетики.

Данная структура включала в свой состав строительно-монтажные управления, где в качестве рабочей силы использовались в основном военно-строительные отряды (ВСО) четырех- или пятиротного состава, организованные по принципу отдельных батальонов. Штатная численность роты составляла 120 человек.

Термин «строительный батальон» или в повседневном обиходе «стройбат» родился в Постановлении Совета народных комиссаров СССР от 13 февраля 1942 года о формировании Военно-восстановительное управления, которое занималось ремонтом и строительством объектов на территориях, освобожденных от немецких оккупантов.

Неоднократно данный термин пытались вывести из официального обращения.

Первая попытка была сделана в 1954–1956 году. В тот период в связи с общим сокращением Вооруженных сил строители также были выведены из состава численности Министерства обороны, став «рабочими по военному призыву». А их формирования стали называться строительными колоннами Однако уже в 1958 году это решение было пересмотрено и окончательно появились «военные строители» и Военно-строительные отряды.

Однако словосочетание «строительный батальон» продолжало использоваться в отношении некоторых групп зарубежных войск. «Стройбатовцы» иронично называли себя «королевскими войсками».

Весьма кратко о военно-строительных формированиях Советского Государства – военно-строительных отрядах (ВСО).

Как самостоятельная финансово-хозяйственная единица, военно-строительный отряд (ВСО) имел счет в банке, смету расходов и входил в состав Управления начальника работ (УНР) либо военно-строительного управления (ВСУ).

Военно-строительные отряды (ВСО) имели статус войсковых частей, комплектовались рядовым и сержантским составом через Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба, а офицерами - через Главное управление кадров Министерства обороны.

ВСО комплектовались в основном из призывников, окончивших строительные учебные заведения. Часто стройотряды пополнялись за счет выходцев из сельских районов, «умеющих держать инструмент в руках». Туда же отправляли неблагополучную молодежь, зачастую уже с судимостью.

Хоть говорить об этом было не принято, национальный признак был еще одним критерием отбора в стройбат. Так, доля кавказских и среднеазиатских народов в некоторых строительных батальонах, доходила до 90% личного состава.

Распространено мнение, что причиной, по которой выходцы из Средней Азии и Кавказа допускались в основном к строительным работам, было плохое знание русского языка. Национальный состав стройотрядов отпугивал многих призывников.

Еще одна категория призывников, которым дорога в стройбат «была заказана» – юноши с ограничениями по состоянию здоровья. Их родители всеми правдами и неправдами искали всевозможные обходные пути, чтобы оградить детей от трудовой повинности.

У советской молодежи стройбат считался не самым престижным местом для несения воинской службы. Его непопулярность во многом была вызвана тем, что непосредственно к военному делу он имел лишь формальное отношение.

Тем не менее, новобранцы, пополнявшие состав строительных отрядов имели определенные преимущества перед призванными в другие рода войск. Согласно приказу №175 министра обороны СССР от 30 мая 1977 года военному строителю за работу начислялась заработная плата, из которой, правда, вычиталась стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения – тех, что объединялись понятием «вещевая задолженность». В среднем, заработок прилежного военного строителя составлял 80-110 рублей в месяц, при вычете за содержание ежемесячно от 30 до 50 рублей.

В течение почти четверти века - с середины 1960-х до начала 1990-х годов - практика применения военно-строительных отрядов, их структура, содержание и материальное стимулирование труда обеспечивали рентабельность этих подразделений и выполнение ими поставленных задач. Выполнение норм выработки практически всеми военно-строительными отрядами составляло не ниже 100 %. Но не только стройкой были озабочены командиры.

Один день в неделю - суббота - был специально отведен на боевую подготовку. Проводилась политическая учеба, изучение уставов Вооруженных сил, строевая, огневая и тактическая подготовка. В каждой роте имелись оружейные комнаты, а в каждой войсковой части - полосы препятствий (штурмполосы).

Предыстория Федерального Агентства Специального строительства

В период начала «холодной войны» из состава Министерства обороны СССР выделяются управления и подразделения, осуществляющие строительство специальных объектов., именно с этого периода можно говорить о выделении из комплекса военно-строительных формирований СССР особых частей, осуществляющих специальное строительство и имеющих статус, отличный от других строительных формирований.

Тридцать первого марта 1951 г. постановлением Совета Министров СССР на базе 1-го и 3-го Главных управлений Совета Министров СССР создается Главное управление для обеспечения проектирования и строительства системы «Беркут», состоявшее из 14 строительно-монтажных управлений, 10 отдельных строительных участков и пяти промышленных предприятий различного профиля, выполнявших задачи по строительству особо важных оборонных объектов.

Впоследствии все строительные формирования, осуществлявшие строительство особо важных оборонных объектов, были подчинены Главному управлению специального строительства и военно-строительных частей Министерства среднего машиностроения СССР, просуществовавшего до 1954 г.

После этого указанное управление было преобразовано в Главное управление специального строительства при Министерстве монтажных и строительных работ СССР. С 1981 г. данное управление переподчиняется Совету Министров СССР, и в таком статусе оно просуществовало вплоть до распада СССР в 1991 г.

Критика военно-строительных формирований в составе гражданских министерств и его последствия

Сам факт существования военно-строительных отрядов в составе гражданских министерств не раз подвергался критике высшим военным руководством, которое считало подобные формирования неэффективными и даже «нелегальными».

Так, в 1956 году, министр обороны Георгий Жуков и начальник Генштаба Василий Соколовский докладывали, что «использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как согласно статье 132 Конституции воинская служба … должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР».

Вполне естественно, в связи с этим, резкое недовольство военнослужащих, направленных на работу в военно-строительные части и, в частности, в военно-строительные отряды. Они сразу же сознают своё ложное положение формально призванных в ряды Советской Армии, фактически же используемых вне армии в качестве рабочей силы.

Факты показывают, что эти военнослужащие рассматривают использование их на работах вместо службы в армии незаконным и многие из них выражают протест во всевозможных формах, вплоть до открытого неповиновения и дезертирства.

Данные тезисы были буквально повторены в Указе Президента СССР от 15 ноября 1990 года № УП-1048. А его постановляющая часть звучала могильным аккордом военно-строительному комплексу:

«Расформировать в 1992 году военно-строительные отряды (части), работающие на сооружении объектов народнохозяйственного назначения в гражданских министерствах и ведомствах , кроме Минатомэнергопрома СССР , Минсвязи СССР , Росвостокстроя и Главного управления специального строительства при Совете Министров СССР.

В связи с этим прекратить призыв граждан СССР на действительную срочную военную службу в указанные военно-строительные отряды (части) начиная с осени 1991 года.

Высвобождаемую после расформирования военно-строительных отрядов (частей) численность военнослужащих и военных строителей направлять на укомплектование военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны СССР ».

И пошла писать губерния» – в муках реформотворчества все без исключения строители в погонах были признаны вредным пережитком коммунистического прошлого России.

Но сложность строительства оборонных объектов на коммерческой основе возросла на несколько порядков.

Муки по Спецстрою

16 июля 1997 года была образована Федеральная служба специального строительства (Росспецстрой), наследница истории, а самое главное активов Главного управления специального строительства при Министерстве монтажных и строительных работ СССР.

9 марта 2004 года Росспецстрой был переименован в Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России). Положение об Агентстве утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1084.

Серьезные вопросы к Спецстрою, структурно закрепленному за Минобороны, появились в 2015 году: в июле из-за обрушения секции казармы 242-го учебного центра ВДВ в Омске погибли 24 военнослужащих, а в ноябре 2015 года Владимиру Путину пришлось перенести на апрель 2016 года первый в истории пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с космодрома Восточный. И то, пункт управления был оборудован в неприспособленном для этой функции ДЗОТе.

Наш лидер крайне не любит разгильдяйства. Компетентные органы, в том числе и Прокуратура Российской Федерации провели соответствующие проверки и выяснили нижеследующие:

  • Спецстрой выполняет работы лишь на 15-40% от стоимости заключенных контрактов, перепоручая сторонним структурам не только основной объем работ, но и создание проектно-сметной документации.
  • Только на Восточном оказалось более 250 компаний, из которых многие не обладали ни нужными компетенциями, ни оборудованием, ни специалистами.

Министерство обороны тогда начало реформу агентства, которая подразумевала ликвидацию примерно половины из 18 ФГУПов Спецстроя.

Реформирование началось, но спустя год претензий к строителям меньше не стало. В октябре 2016 года Федеральная антимонопольная служба выяснила, что ФГУП «Спецстройинжиниринг» сорвал сроки выполнения работ по госконтрактам на общую сумму более 150 млрд руб.

Следственный комитет России возбуждает уголовные дела по фактам невыплаты заработной платы строителям на Восточном и хищениям, руководство госкорпорации «Роскосмос» постоянно жалуется на неудовлетворительное качество работ, а Минстрой – на низкую финансовую дисциплину генподрядчика.

Результатами работы Спецстроя были недовольны и в Генштабе ВС РФ: в начале октября на одном из ведомственных совещаний прозвучало, что отставаний от графика нет только на 11 из 83 военных объектов, а состояние 61 оценивается как «критическое».

Надо напомнить, что в 2011 году тогдашний Директор агентства Григорий Нагинский при содействии Министра обороны Анатолия Сердюкова, буквально «отжал» Спецстрой от военного ведомства, лишив его гарантированной ежегодной прибыли в 130-150 млрд рублей и самое главное, лишив военных возможности работы на конечный результат.

В связи с этим не удивительно, что первое, что сделало военное ведомство после выхода Указа Президента России, это лишило руководство Спецстроя возможности как-либо влиять на происходящее. Ведь под угрозой находится самый большой с послевоенных времен план ввода в строй оборонных объектов.

Что будет после возвращения «Спецстроя» родную военную гавань? Последует возрождение военно-строительного комплекса России?. Не факт.

Вместо Спецстроя будет создано восемь ФГУПов, которые войдут в состав вооруженных сил и будут заниматься строительством военных объектов. Таким образом, все функции по строительству объектов, обеспечивающих обороноспособность страны, будут замкнуты напрямую на Минобороны, которому достанутся активы агентства. Обеспечивать подготовку к ликвидации и передачу Минобороны функций Спецстроя будет замминистра обороны по расквартированию Тимур Иванов.

Иванов – самый молодой заместитель Шойгу. Тимур Иванов сблизился с Сергеем Шойгу в период своей работы заместителем председателя правительства Московской области в 2012 г., когда регион возглавлял Шойгу.

Гендиректором «Оборонстроя» (дочерняя компания принадлежащего Минобороны АО «Гарнизон») Иванов был назначен, когда Шойгу стал министром обороны. Выполнив несколько важных поручений, он заслужил доверие министра.

Например, при Иванове «Оборонстрой» урегулировал сложную ситуацию со строительной компанией «СУ-155», нарушившей сроки сдачи жилых домов для военнослужащих, в 2014 г. за три месяца построил Севастопольское президентское кадетское училище, быстро завершил строительство парка «Патриот», на открытии которого присутствовал Владимир Путин. Это было в 2015 г. Чуть позже Путин присвоил ему звание «Заслуженный строитель РФ».

Теперь именно Тимуру Иванову предстоит курировать работу подразделений, которые Минобороны получит от Спецстроя.

В ближайшее время министерство оценит, необходимы ли ему все 18 ФГУПов и семь главков Спецстроя. Не исключено, что отдельные активы будут переданы другим федеральным органам, например Минстрою.

Заключение

1. Военно-строительные формирования на протяжении всего периода своего существования являются одним из важнейших базовых элементов, обеспечивающих безопасность государства. Однако, только находясь в составе вооруженных сил, они приобретают особый статус определяемый спецификой военной службы.

2. В 1949 г. ряд военно-строительных формирований приобрели особый статус, который во многом определялся спецификой сооружаемых объектов, что и было закреплено на уровне общегосударственных нормативно-правовых актов.

3. В настоящее время имеются все экономические и юридические предпосылки для решения вопроса о возрождении военно-строительного комплекса России.

Борис Скупов



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!