«Мой любимый сказочник». Литературная игра – викторина по сказкам

В СТРАНЕ ГЕРОЕВ АНДЕРСЕНА

Литературная викторина по сказкам Г. Х. Андерсена для учащихся младшего и среднего школьного возраста.

библиотекарь городской библиотеки № 14 МБУК "ЦБС г. Вологды" Ромина Наталья Алексеевна.

Описание: Литературная викторина "В стране героев Андерсена" предназначена для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Может быть использована на уроках литературы при изучении творчества зарубежных писателей, на мероприятиях посвящённых юбилею датского сказочника Г. Х. Андерсена, а также при подготовке библиотечных уроков в школьной библиотеке.

Цели:
- Повышение интереса читателей к сказкам Андерсена;
- Помощь учебному процессу;
- Эстетическое, нравственное воспитание;
- Познакомить школьников с книгами сказочника, имеющимися в библиотеке.

Оформление: заголовок мероприятия, портрет Г. Х. Андерсена, книги сказочника, записи песен «Принцесса на горошине» в исполнении группы «Детская площадка» (автор С. С. Савенко); «Снежная королева» из фильма «Тайна Снежной королевы».

Оборудование: музыкальный центр, жетоны, призы.

Ход мероприятия
Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании.
В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берёт мой мир своё начало;
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…
Люблю тебя, родных морей волна,
Люблю я вас, старинные курганы,
Цветы садов, родных лесов поляны,
Люблю тебя, отцов моих страна.
<…>
Х. К. Андерсен «Дания – моя родина»

Отец Андерсена был сапожником, а мать прачкой. Мальчик рос в бедности: спал в маленькой комнатке, заставленной верстаками и инструментами для башмачного ремесла. Но с самого раннего детства Андерсен был знаком со сказками и очень их любил. Сначала ему нравилось их слушать. Сказки читал ему отец, и рассказывала бабушка. Сказки погружали впечатлительного мальчика в загадочный мир волшебства.
Одарённый богатой фантазией, Андерсен часами мог играть один. Шумные детские компании ему были не нужны. Любая веточка, палочка или камешек оживали в его воображении и рассказывали свои удивительные истории. Из этих историй впоследствии и рождались его сказки.
Всего за свою жизнь Ханс Кристиан Андерсен написал более 150 сказок. У нас в библиотеке есть очень много книг Андерсена. (Ведущий показывает книги) Ребята, какие сказки Андерсена читали вы? (Дети называют) Сейчас мы проверим насколько внимательно вы их читали. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать. За каждый правильный ответ вы получаете жетончик. В конце занятия мы подсчитаем жетоны. У кого их будет больше, те из вас получат призы.

ЗАДАНИЯ ВИКТОРИНЫ:

Конкурс 1. «По страницам любимых сказок»
ДЮЙМОВОЧКА
1. Почему Дюймовочку назвали Дюймовочкой? (За рост всего в 1 дюйм = 2,54 см)
2. Как Дюймовочка появилась на свет? (Из ячменного зерна вырос цветок, похожий на тюльпан)
3. Какое имя дал Дюймовочке король эльфов? (Майя)
4. Назовите всех, кто хотел жениться на Дюймовочке. (Сын жабы, жук, крот, эльф)
5. Чем Дюймовочка не понравилась друзьям и знакомым жука? (Тем, что Дюймовочка не такая как они: у неё нет талии, усиков и всего 2 ножки)
6. Почему полевая мышь дала приют Дюймовочке? (Дюймовочка понравилась мыши тем, что мало ела)
7. Чем питалась Дюймовочка, когда жила в норе полевой мыши? (Зерном)
8. Кто совсем не любил солнца и почему? (Крот, потому что он был слепой)
9. Кого Дюймовочка спасла от гибели, а потом она спасла Дюймовочку он несчастного замужества? (Ласточка)
10. Что подарили Дюймовочке эльфы в день свадьбы с королём эльфов? (Крылышки)

ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ
1. Что помешало героине сказки выспаться? (Горошина)
2. Через сколько тюфяков и пуховиков принцесса почувствовала горошину? (Через 20 тюфяков и 20 пуховиков)
3. Зачем королева подложила принцессе под тюфяки горошину? (Чтобы узнать настоящая она принцесса или нет)
4. Какая погода стояла на улице в тот день, когда принцесса пришла во дворец? (На улице лил дождь)
5. Куда отправили горошину, когда принц и принцесса поженились? (В кунсткамеру – музей диковинных вещей)
Музыкальная пауза: Звучит песня «Принцесса на горошине».


СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК
1. Кто был сыном старой оловянной ложки? (Оловянный солдатик)
2. В кого влюбился стойкий оловянный солдатик? (В танцовщицу)
3. Какие трудности пришлось испытать солдатику? (Плыть в бумажной лодке, быть проглоченным рыбой)
4. Где закончил свою жизнь оловянный солдатик? (В печке)


ГАДКИЙ УТЁНОК
1. Кто из героев сказок Андерсена считал, что во всех несчастьях повинна его внешность? (Гадкий утёнок)
2. В кого превратился Гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)


СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
1. Из скольких историй состоит сказка «Снежная королева»? (Из 7)
2. Как зовут главных героев сказки? (Кай и Герда)
3. Что разбили ученики тролля и тем самым принесли много бед людям? (Зеркало)
4. Кого Герда встретила на своём пути, пока искаля Кая? (Женщину, умеющую колдовать; ворона; Принца и Принцессу; Маленькую разбойницу; Лапландку; Финку)
5. Без него Герда не смогла бы добраться до Кая. (Олень)
6. С помощью чего Герде удалось избавиться от чар старушки, умеющей колдовать? (Цветка розы)
7. Где живёт Снежная Королева? (В Лапландии; в Финляндии)
Музыкальная пауза: Звучит песня "Снежная королева".


ОГНИВО
1. Кто охранял сундуки с медными, серебряными и золотыми монетами? (Собаки)
2. Какие были глаза у собак? (У первой – словно чайные чашки, у второй – как мельничные колёса, у третьей – с Круглую башню).
3. Как проявлялись волшебные свойства огнива? (Стоило ударить огнивом по кремню, то появлялась одна из собак)
4. Какое первое приказание солдат дал собаке? (Принести денег)
5. Какое было второе желание солдата? (Увидеть Принцессу)
6. Как закончилась сказка? (Солдат стал королём и женился на Принцессе)


СВИНОПАС
1. Зачем принц переоделся свинопасом? (Чтобы познакомиться с принцессой)
2. Какие подарки принца не оценила Принцесса? (Соловья и розу)
3. Почему король выгнал собственную дочь из дворца? (Король увидел, как его дочь целует свинопаса)
4. Сколько волшебных предметов было в сказке «Свинопас»? (Два: чудесный горшочек с бубенчиками и музыкальный инструмент - трещотка)
5. Какую песенку названивали бубенчики горшочка? (Ах, мой милый Августин, Всё прошло, прошло, прошло!)


НОВОЕ ПЛАТЬЕ КОРОЛЯ
1. Кто сшил новое платье королю? (Двое ткачей обманщиков)
2. Какими удивительными свойствами обладала ткань, из которой было сшито платье короля? (Ткань была необыкновенно красивого рисунка и расцветки, а также она становилась невидимой для всякого человека, который не на своём месте или непроходимо глуп)
3. Из чего было сшито новое платье короля? (Из ничего)
4. Почему все вокруг боялись признать, что король голый? (Не хотели показаться глупыми)
5. Кто первым посмел сказать, что король голый? (Маленький мальчик)


Конкурс 2. «Сказочная математика»
1. Сколько комнат было в подземелье, куда спустился солдат по приказу ведьмы в сказке «Огниво»? (Три)
2. Сколько сыновей-солдатиков было у старой оловянной ложки в сказке «Стойкий оловянный солдатик»? (Двадцать пять)
3. Сколько собак увидел солдат в сказке «Огниво»? (Три)
4. Сколько тюфяков, перин и горошин положили на постель принцессы в сказке «Принцесса на горошине»? (Двадцать тюфяков, двадцать перин и одна горошина)
5. Сколько всего поцелуев принцессы потребовал свинопас за свои чудесные подарки (сказка «Свинопас»)? (Десять – за котелок и сто – за трещотку. Всего - 110)

Конкурс 3. «В мире птиц и зверей»
Назовите, из каких сказок Андерсена эти животные?
1. Полевая мышь («Дюймовочка»)
2. Курица («Гадкий утёнок»)
3. Ворон («Снежная королева»)
4. Жаба («Дюймовочка»)
5. Лебедь («Гадкий утёнок», «Дикие лебеди»)
6. Ласточка («Дюймовочка»)
7. Олень («Снежная королева»)
8. Кот («Гадкий утёнок»)
9. Крот («Дюймовочка»)
10. Собака («Огниво»)
11. Жук («Дюймовочка»)
12. Утка («Гадкий утёнок»)
13. Мотылёк («Дюймовочка»)

Конкурс 4. «Вспомни названия сказок»
Вставьте пропущенные слова в названия сказок:
1. …королева (Снежная)
2. Калоши… (счастья)
3. Стойкий … солдатик (оловянный)
4. Дикие… (лебеди)
5. … дом (Старый)
6. … на горошине (Принцесса)
7. Новое … короля (платье)
8. … - Лукойе (Оле)
9. Девочка со … (спичками)
10. … утёнок (Гадкий)
11. Цветы … Иды (маленькой)

Конкурс 5. «Портреты героев»
1. «На ней была юбочка из тонкого батиста, на плече – голубой шарф и на груди – блестящая брошка, такая большая, как голова самой девушки. Красавица стояла на одной ножке, вытянув руки, она была…» (Танцовщица, «Стойкий оловянный солдатик»)
2. «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и всё-таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни красоты». (Снежная королева, «Снежная королева»)
3. «В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки». (Эльф, «Дюймовочка»)
4. «Он был так прекрасен, что принцесса низко ему поклонилась, а он сказал ей: «Теперь я только презираю тебя…» (Принц-свинопас, «Свинопас»)
5. «Шёл солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля сбоку; он шёл домой». (Солдат, «Огниво»)
6. «Сын был тоже мокрый и безобразный – точь-в-точь, как и его мать, старая…» (Сын жабы, «Дюймовочка»)
7. «Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с её волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она всё-таки уверяла, что она настоящая…» (Принцесса, «Принцесса на горошине»)

Конкурс 6. «Родной город Андерсена»
В какой стране жил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен? (В Дании)
Сейчас, ребята, мы, отгадав кроссворд, узнаем, в каком городе Дании родился Андерсен.


Вопросы к кроссворду по горизонтали:
1. Маленькая девочка с тяжёлою судьбой.
Никогда не хвасталась девочка собой.
Всё умела делать: подметать и шить.
И осталась с эльфами на цветочках жить.

2. Стоял по стойке «Смирно» он,
Хоть был и одноногим.
Он стойко беды перенёс,
Никто его не видел слёз.

3. Предупредить я вас должна:
Я так хрупка, я так нежна,
Что через тысячу перин
Горошину одну
Я буду чувствовать всю ночь,
И так и не засну!

4. В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались,
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рождён.

6. Она была прелестна так
Прекрасна, восхитительна.
Из ослепительного льда
Была она. Нежна и холодна.

В выделенных клеточках по вертикали: Название города, в котором родился Ганс Христиан Андерсен.
Ответы на кроссворд по горизонтали: 1. Дюймовочка; 2. Солдатик; 3. Принцесса; 4. Утёнок; 5. Русалочка; 6. Королева.
Ответ по вертикали: ОДЕНСЕ. В этом городе есть музей Андерсена. В музее собраны личные вещи писателя, разные издания его книг на всех языках мира и рукописи, которые привлекают особое внимание посетителей. Смотришь на стремительно бегущие строки, и кажется, что вместе с ними уносишься в полюбившийся мир сказки.

В данной разработке предлагается в занимательной форме повторить с учащимися сказки Ганса Христиана Андерсена.

Данная разработка может быть применена как для урока внеклассного чтения, так и для самостоятельного воспитательного мероприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое внеклассное мероприятие для учащихся 3 классов

«Сказочное путешествие с Оле-Лукойе»

Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с творчеством Г.Х.Андерсена, прививать интерес к чтению, обогащать словарный состав учащихся.
  2. Учить элементам анализа литературного произведения, уметь сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
  3. Учить использовать полученные ранее знания в практической деятельности.
  4. Учить работать в команде, воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование: Интерактивная доска, компьютерная презентация по теме, музыкальный фон.

Оформление доски : иллюстрации к сказкам Андерсена, книги сказок Андерсена, таблица отслеживания результатов игры.

Предварительная подготовка класса: прочитать сказки Г.Х.Андерсена

«Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», «Новый наряд короля», «Принцесса на горошине», «Дикие лебеди», «Снежная королева», «Гадкий утёнок», «Соловей».

Условия игры-конкурса : класс делится на две команды, выбираются капитаны команд, выбирается «сказочное» название команды.

Всего 9 конкурсов.

Точный ответ – 2 балла неточный ответ – 1 балл, нет ответа – 0 баллов.

Вопросы для команд высвечиваются на интерактивной доске и озвучиваются ведущим.

Конкурс №1 «Разминка»

Угадай сказку по её началу.

Вопрос для команды №1

«Жила одна женщина, и не было у неё детей. А ей очень хотелось маленького ребёночка…» («Дюймовочка»)

Вопрос для команды № 2

« В открытом море вода совсем синяя, как лепестки самых красивых цветов, и прозрачная, как чистое стекло, - но зато глубоко там! .. На самом дне живут русалки. («Русалочка»)

Конкурс № 2

«Кто о ком говорит»

Вопрос для команды №1

«Он умер и больше не вернётся!

Не верю, отвечал солнечный свет.

Он умер и больше не вернётся, - повторила она ласточкам.

Не верим, – отвечали они. (Герда о Кае)

Вопрос для команды №2

« Ишь ты, бродяга!- сказала она ему.

Хотелось бы мне знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света?» (Маленькая разбойница о Кае)

Вопрос для команды №1

«Одет он чудесно: на нём шёлковый кафтан, только нельзя сказать, какого он цвета; он отливает то голубым, то зелёным, то красным, смотря по тому, в какую сторону повернётся. Под мышкой у него по зонтику…»

(Оле-Лукойе раскрывает чёрный и цветной зонтики над спящими детьми)

Вопрос для команды № 2

«Утёнок спустился в воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидя его, тоже поплыли к нему…»

Убейте меня! – сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти.

Но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде!»

(Увидел в воде своё отражение, он стал прекрасным белым лебедем)

Конкурс № 4

Узнайте сказку по набору ключевых слов.

Вопрос для команды № 1

Море, принц, боль, колдовской напиток, голос. («Русалочка»)

Снег, зима, стекло, розы, зеркало, дружба. («Снежная королева»)

Вопрос для команды № 2

Лебедь, утка, яйцо, мечта («Гадкий утёнок»)

Нора, вода, полевая мышь, крылья, крот («Дюймовочка»)

Конкурс №5

Сказочные женихи и невесты.

Вопрос для команды № 1

«Вот бы мне такую жену! Да только она, наверное, знатного рода: вон в каком прекрасном дворце живёт. А у меня всего то и есть, что коробка, да и то нас в ней целых двадцать пять солдат, не место ей там! Но познакомится можно!

(Стойкий оловянный солдатик и танцовщица)

Вопрос для команды № 2

«Он очень богат и живет куда лучше меня. У него большой дом под землёй, и он носит чудесную чёрную бархатную шубу. Выходи, девочка, за него замуж! Уж с ним не пропадёшь».

(Крот и дюймовочка)

Конкурс № 6

«Узнай адресата»

По изображенному на интерактивной доске предмету узнать героя сказки.

Вопросы для команды №1

Два зонтика (Оле-Лукойе)

Горошина (Принцесса на горошине)

Снежинка (Снежная королева)

Вопросы для команды №2

Сундук с серебряными монетами (Огниво)

Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочка)

Роза, соловей (Свинопас)

Конкурс № 7

Конкурс капитанов команд.

Вопрос для команды № 1

«Снежная королева сказала ему: «Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков»

Какое слово сложил Кай? (вечность)

Вопрос для команды № 2

«А почему у нас нет бессмертной души? Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо»

Героиня какой сказки произносит эти слова? (Русалочка)

Конкурс № 8

«Весёлый аукцион»

Угадай, о ком ведётся речь?

Вопрос для команды №1

У неё только две ножки! Смотреть жалко, - говорили одни.

У неё нет усиков, - говорили другие.

Фи, какая у неё тонкая талия! Она похожа на человека! Как она безобразна! – сказали все». (о Дюймовочке)

Вопрос для команды № 2

«Я бы ни за что не рассталась с тобой. Уж очень смешно ты мотаешь головой и брыкаешься, когда я щекочу тебя острым ножом. Ну, да так и быть! Я отпускаю тебя на вольную волю».

(о северном олене)

Конкурс № 9

Быстро ответьте.

Вопросы для команды №1

Кто был сыном старой оловянной ложки?

(Оловянный солдатик)

Кем на самом деле был человек, пасший свиней, из сказки «Свинопас»?

(Принцем)

Вопросы для команды №2

Кто охранял сундуки с золотом, серебром и медью в сказке «Огниво»?

(Собаки)

Главы какой сказки носят название дней недели?

(«Оле-Лукойе»)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД.

Подписи к слайдам:

Сказочное путешествие с Оле - Лукойе Конкурс №1 РазминкаУгадайте сказку по её началу Вопрос №1 «Давным – давно жил на свете король. Он так любил наряжаться, что тратил на наряды все свои деньги. Он устраивал парады, загородные прогулки, каждый день ходил в театры только для того, чтобы показаться в новом наряде.» «Новое платье короля» Вопрос №1 «Шёл солдат по дороге: раз – два, раз – два! Ранец за спиной, сабля на боку. Он шёл домой с войны. И вдруг на дороге встретилась ему старая ведьма. Ведьма была старая и страшная. Нижняя губа у неё отвисла до самой груди…» «Огниво» Вопрос №2 «И пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жёны непременно принцессу, да не какую – нибудь, а самую настоящую…» «Принцесса на горошине» Вопрос №2 «Жила одна женщина, и не было у неё детей. А ей очень хотелось маленького ребёночка…» «Дюймовочка» Вопрос №3 «Далеко – далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. У него было одиннадцать сыновей и одна дочка, Элиза.» «Дикие лебеди» Вопрос №3 «В открытом море вода совсем синяя, как лепестки самых красивых цветов, и прозрачная, как чистое стекло, - но зато глубоко там!..» «Русалочка» Конкурс №2 «Кто о ком говорит?» Вопрос №1 «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, что ей служат люди и звери? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас ей занимать силы, ей сила в её сердце!» Старая финка говорит о Герде Вопрос №1 -Да ведь он голый! – сказал вдруг какой – то ребёнок.-Господи боже, послушайте – ка, что говорит невинный младенец! - сказал отец. -Он голый! Вот ребёнок говорит, что он голый!-Он голый! – закричал, наконец, весь народ.» Народ говорит о короле Вопрос №2 -Летите на все четыре стороны и промышляйте о себе сами! – сказала она. -Летите большими птицами без голоса. Злая королева о братьях Элизы Вопрос №2 «Он умер, и она осталась вдовой, ходит с чёрной шерстинкой на ножке и сетует на судьбу…» Маленькая разбойница о лесном вороне и ручной вороне Вопрос №3 «Он умер, и больше не вернётся!-Не верю! – отвечал солнечный свет.-Он умер и больше не вернётся! – повторила она ласточкам. -Не верим! – отвечали они.» Герда говорит о Кае Вопрос№3 «Ишь ты, бродяга! – сказала она ему.-Хотелось бы мне знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света?» Маленькая разбойница говорит о Кае Конкурс №3 «Что дальше?»Продолжить сказку Вопрос №1 «Одет он чудесно: на нём шёлковый кафтан, только нельзя сказать, какого он цвета, он отливает то голубым, то зелёным, то красным, смотря по тому, в какую сторону повернётся. Под мышками у него по зонтику..» Вопрос №1 «Как – то раз совсем тёмный был вечер, а солдат не мог купить себе даже свечу. И тут вспомнилось ему, что при огниве, которое он взял в пустом дереве, куда спускала его ведьма, был огарок. Достал солдат огниво с огарком, и только ударил по кремню, и высек огонь, как…» Вопрос №2 «И вот с утра по раньше пошла королева в мраморную купальню, убранную мягкими подушками и чудесными коврами. Взяла трёх жаб, поцеловала каждую и сказала первой…» Вопрос №2 «Утёнок спустился в воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидя его, тоже поплыли к нему…-Убейте меня! – сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде!» Вопрос №3 «И вдруг раздалось чудесное пение. Это пел живой соловей. Он сидел за окном на ветке, он прослышал про болезнь императора и прилетел утешить, и ободрить его своей песней» Вопрос №3 «Кораблик развернуло три – четыре раза, залило водой до краёв и он стал тонуть. Солдатик оказался по шею в воде… Тут бумага окончательно расползлась, и солдатик пошёл ко дну…» Конкурс №4 «Поиск» Узнайте сказку по набору ключевых слов. Вопрос №1 СНЕГ, ЗИМА, СТЕКЛО, ЗЕРКАЛО, РОЗА, ДРУЖБА. Вопрос №1 ТРАВА, КРАПИВА, ЖАБА, РУБАШКИ, ПТИЦЫ, ТЕРПЕНИЕ. Вопрос №2 ЛЕБЕДЬ, УТКА, ЯЙЦО, МЕЧТА. Вопрос №2 ТЮФЯК, КРЕСЛО, КАРЕТА, ЛИВЕНЬ. Вопрос №3 МОРЕ, ПРИНЦ, БОЛЬ, ГОЛОС, КОЛДОВСКОЙ НАПИТОК Вопрос №3 НОРА, ВОДА, ПОЛЕВАЯ МЫШЬ, КРЫЛЬЯ, ЭЛЬФ. Конкурс №5 «Сказочные женихи и невесты» Угадай, о ком идёт речь в отрывке. Вопрос №1 «Вот бы мне такую жену! Да только она, наверное, знатного рода: вон в каком прекрасном дворце живёт. А у меня всего то и есть, что коробка, да и то нас в ней целых 25 солдат, не место ей там! Но познакомиться можно!» Вопрос №1 «Он очень богат и живёт, куда лучше меня. У него большой дом под землёй и он носит чудесную чёрную бархатную шубу. Выходи, девочка, за него замуж. Уж с ним не пропадёшь!» Вопрос №2 «Ах, я несчастная! Что бы мне выйти за прекрасного принца! Ах, какая я несчастная! – говорила принцесса.-Теперь я только презираю тебя! – сказал он.-Ты не захотела выйти за честного принца! Ты не оценила соловья и розы, а меня целовала за игрушки! Поделом тебе!» Вопрос №2 «Слушай, дружище! Ты такой смешной урод, что право, нравишься нам. Хочешь бродить с нами? Здесь поблизости есть другое болото, там живут премиленькие дикие гуси – барышни. Они умеют говорить: «Рап-рап!» Ты такой урод, что чего доброго, будешь иметь большой успех» Вопрос №3 -Как бы её увидать? – спросил он.-Это никак нельзя! – сказали ему.Она живёт в огромном медном замке, за высокими стенами и башнями. Никто, кроме самого короля, не смеет ни войти туда, ни выйти оттуда, потому что королю предсказали, будто дочь его выйдет замуж за простого солдата, а короли этого не любят. Вопрос №3 -Пойдём со мной! – сказал он. -Здесь тебе не место! Если ты так же добра, как хороша, я наряжу тебя в шёлк и бархат, надену тебе на голову золотую корону, и ты будешь жить в моём великолепном дворце. Конкурс №6 «Узнай адресата» Вопрос №1 Вопрос №2 Вопрос №3 Вопрос №1 Вопрос №2 Вопрос №3 Конкурс №7 Конкурс капитанов Вопрос №1 Мой жених рассказывал мне о вас столько хорошего, барышня! – сказала ручная ворона. Повесть вашей жизни, как принято выражаться, очень тронула меня. Не угодно ли вам взять лампу, а я пойду вперёд. Мы пойдём прямой дорогой, тут мы никого не встретим. -А мне кажется, что за нами кто - то идёт.Вспомните, что было дальше?Кто шёл за вороной и Гердой? Вопрос №2 «Ах, какое славный цветок! – сказала женщина и поцеловала красивые, красно – жёлтые лепестки, и как только поцеловала, цветок – щёлк! – и раскрылся. Это оказался настоящий тюльпан, но в самой чашечке…»Что было в чашечке тюльпана? Вопрос №3 «Твоих братьев можно спасти, - сказала она. Но хватит ли у тебя мужества и стойкости? Вода мягче твоих рук и всё - таки окатывает камни, но она не чувствует боли, которую будут чувствовать твои пальцы. У воды нет сердца, которое стало бы изнывать от муки и страха, как твоё. Видишь, у меня в руках…»Что было в руках у женщины? Вопрос №1 «Это кто такой? – закричала она. А паспорт у тебя есть? Давай сейчас же паспорт! Держите, держите его. У него нет паспорта! О каком герое Андерсена идёт речь? Вопрос №2 «Снежная королева сказала ему: «Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков.»Какое слово должен был сложитьКай? Вопрос №3 «А почему у нас нет бессмертной души? Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо.»Героиня какой сказки произносит этислова? Конкурс №8 «Весёлый аукцион» О каком предмете ведётся беседа? Вопрос №1 -Ну, как дела? -Да вот, оно всё не лопается. -А ну-ка, покажи мне его, которое не лопается. Вот точно также и меня однажды провели. Ну и было мне хлопот, скажу тебе! Вопрос №1 -Ну, как вам нравиться?-Премило, премило! Чудесно! Не правда – ли? -О да, это совершенно очаровательно!-Не угодно- ли полюбоваться? Какие краски, какой рисунок!-О да, очень очень мило! Даю своё высочайшее одобрение! Вопрос №2 -Зачем тебе это? – спросил солдат.-Не твоё дело! – ответила ведьма.-Получил деньги и хватит с тебя, ну отдай! -Как бы не так! – сказал солдат. Сейчас говори, зачем тебе оно? А то вытащу саблю да отрублю тебе голову.-Не скажу, - упёрлась ведьма. Вопрос №2 «Ах, как мило она сделана! – заметили фрейлины.-Больше чем мило, - проговорил император; прямо - таки великолепны!-Фи, папа! – сказала принцесса, - Она не искусственная, а настоящая.» Вопрос №3 «Я бы ни за что не расстался с тобой. Уж очень смешно ты мотаешь головой и брыкаешься, когда я щекочу тебя острым ножом. Ну, да так и быть, я отпускаю тебя на вольную волю.» Вопрос №3 -У неё только две ножки! Смотреть жалко! – говорили одни.-У неё нет усиков, - говорили другие.-Фи, какая у неё тонкая талия! Она похожа на человека, как она безобразна! – сказали все. Конкурс завершающий «Ответьте быстро» Вопрос №1 Кто был сыном старой оловянной ложки? Вопрос №2 Главы какой сказки носят название дней недели? Вопрос №3 Кто охранял сундуки с медью, серебром и золотом в сказке «Огниво»? Вопрос №4 Кем на самом деле был человек, пасший свиней, в сказке «Свинопас»? Счастливого пути в страну сказок!

Цель: пробудить интерес к чтению зарубежных художественных произведений.

Задачи:

  • расширять круг сведений о знаменитом датском писателе-сказочнике Г.Х. Андерсене;
  • учить учащихся характеризовать персонажей по их поступкам;
  • пополнить представления учащихся о прошлом (как учились в те далёкие времена);
  • развивать представление о жанре – литературная волшебная сказка
  • формировать читательские умения и литературоведческие понятия;
  • развивать речь учащихся, познавательную активность;

Материал: сказка Г.Х.Андерсена “Оле-Лукойе”

Оборудование: мультимедийный проектор, рисунок судна, карта мира, выставка книг Г.Х.Андерсена.

Ход урока

Организационный момент.

(Учитель сообщает о том, что на уроке присутствуют учителя из старших классов школы, которые будут учить их в пятом классе.)

Постановка учебной задачи

Учитель: Ребята, мы закончили изучение материала, помещённого во второй части учебника “Родное слово” и переходим к изучению материала из третьей части книги. С сегодняшнего дня начинаем знакомиться с произведениями зарубежных писателей-сказочников.

Актуализация знаний.

Знакомство с темой урока.

Учитель: Что обозначает слово зарубежных? (живущих за рубежом или за границей.)

Учитель: Попробуйте расшифровать слово, которое обозначает фамилию одного из зарубежных писателей-сказочников.

с е н А е р д н

Вывешивается портрет писателя.

Учитель: Сформулируйте тему нашего урока.

Продолжение работы по теме урока.

Учитель: Наш урок будет не совсем обычным. Предлагаю вам совершить заочное путешествие в страну Данию (вывешивается карта). Как же мы доберёмся до этой удивительной страны?

Сначала электропоезд довезёт нас до Москвы, затем скоростной поезд “Сапсан” домчит нас до г. Санкт-Петербург, а дальше на морском корабле плывём в Данию.

Учитель: Дайте название морскому судну (“Неустрашимый”).

Учитель: За бортом плещутся волны. Во время плавания скучать не будем. Звучит команда: “Полный вперёд”. А мы слушаем биографию Г.Х. Андерсена.

Рассказ подготовленного ученика.

Ганс Христиан Андерсен родился в 1805 году в стране Дания в небольшом городке Оденсе. Отец его был сапожником, а мать – прачкой. Первые сказки он услышал от отца и старушек из соседней богадельни (приюте для стариков). Эти сказки мальчик переделывал на свой лад и снова рассказывал тем же старушкам богомолкам.

В 1835 году в свет вышли 3 сборника сказок Андерсена. А всего за свою жизнь он написал 170 сказок.

Учитель: Читали ли вы раньше сказки Андерсена? (Ответы детей).

Игра “Угадай название”.

Учитель: Я приготовила для вас игру “Угадай название”. К каждому слову из первого столбика надо подобрать подходящее слово из второго столбика, и тогда должно получиться верное название очень известных всему миру 6 сказок Андерсена.

Учитель: Продолжаем наше плавание.

Впереди по курсу виден город. Это столица Дании – город Копенгаген. Причаливаем. Сходим на берег. Перед нами знаменитая скульптура – Русалочка (с помощью мультимедийного оборудования демонстрируется скульптура). Это героиня одной из сказок Андерсена.

Перемещаемся в центр города Копенгагена. Здесь Андерсену стоит памятник (рассматриваем иллюстрацию). Мы видим прищуренные глаза, большой покатый лоб, тонкий нос.

А теперь наступило самое время познакомиться с одной из сказок Андерсена. Авторы учебника предлагают нам прочитать сказку, “Оле-Лукойе”.

Оле-Лукойе – литературный персонаж Г.Х. Андерсена, основанный на народных сказках. Это маленький смешной человечек. (На доске рисунок Оле-Лукойе датского художника Вильгельма Педерсена.)

Имя Оле-Лукойе состоит из двух частей: Оле – датское мужское имя, Лукойе – переводится как “Закрой глазки”. Он носит подмышкой два зонтика, которые раскрывает спящим детям. Для детей, которые вели себя хорошо, предназначен зонт с красивыми картинками. Он помогает им видеть красивые приятные сны. Непослушным детям Оле-Лукойе открывает зонт без картинок. Эти дети проводят ночь без сновидений.

Пока наполняется город весной и покоем,
И лисьим хвостом укрывает его темнота,
По крышам гуляет задумчивый Оле-Лукойе,
Повесив у локтя два шёлковых лёгких зонта.

Поймать за крыло разноцветную сказку и спрятать,
В рукав, на котором молочно блестят завитки.
Под складками пёстрого шёлка смеются эльфята,
А в чёрном – пугающе нежно скребут коготки.

Учитель: Присаживайтесь поудобнее на лавочках возле памятника.

Словарная работа перед чтением сказки.

спринцовка – особый прибор для получения мелких струек воды (демонстрация спринцовки);

  • кафтан – старинная мужская долгополая одежда (демонстрирует кафтан);
  • приотворит – немного приоткроет дверь.

Чтение учащимися вводной части про себя.

Ответы на вопросы на с. 4-5 учебника.

Чтение первой части вслух хорошо читающими учениками.

Словарная работа в процессе чтения:

  • пышки - мягкие круглые булочки;
  • глаза слипаются - закрываются при желании поспать;
  • аспидная доска - доска чёрного цвета (в старину имелась у каждого ученика, и писали на ней специальным карандашом – грифелем);
  • человек клюёт носом – сидя, то засыпает, то просыпается.

Учитель: К какому виду сказок вы бы отнесли данную сказку? А по своему содержанию, к какой группе сказок она относится?

Открывается запись:

Учитель: Докажите, что эта сказка литературная.

Докажите, что эту сказку можно отнести к группе волшебных сказок.

Работа с тестами в парах

(задания выполняются поочерёдно: 1 задание – 1 ученик, 2 задание - 2 ученик).

Выберите и обведите кружком правильный вариант ответа.

1. Оле-Лукойе приходит к детям:

а) ранним утром;

в) вечером.

2. По лестнице волшебник поднимается:

а) в чулках;

б) в ботинках;

в) в валенках.

3. Когда дети заснут, Оле-Лукойе присаживается:

а) на диван;

б) на постель;

в) на стул.

4. Комнатные цветы Оле-Лукойе превратятся в:

а) большие деревья;

б) кустарники;

5.Каждый цветок на ветвях деревьев по вкусу был:

а) слаще зефира;

б) слаще варенья;

в) слаще мёда.

6. Ещё на деревьях были:

а) пироги с повидлом;

7. Аспидная доска:

а) рвала и метала;

б) плакала;

в) смеялась.

8. Буквы, написанные Яльмаром, были:

а) ровные;

б) жалкие;

в) красивые.

Проверка выполнения тестов.

Учитель называет правильные ответы.

После проверки учащиеся оценивают выполненную работу. Для этого рисуют смайлики в конце тестов:

Учитель: Кому из вас захотелось узнать конец этой истории?

(рассматривание выставки книг).

Наше путешествие приостанавливаем и идём отдыхать.

Подведение итогов.

Сказочник известный,
Сказочник чудесный,

В них сладкое зальёт молоко,
Встанет – и с тыла дует в затылок,
Чтоб засыпалось легко.

Оле-Лукойе над спящим раскроет
Свой сказочный, свой красочный зонт,
И лебедем станет гадкий утёнок,
Дюймовочка эльфов найдёт.
Щёлкнешь огнивом
И станешь счастливым,
Оттает заколдованный Кай.

Все вместе

Сказочник известный,
Сказочник чудесный,
Сказочник, мой милый добрый сказочник!

Заполнение индивидуальной таблицы “Для меня сегодняшний урок...”

1. Интересно 1. Работал 1. Понял материал

2. Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал

3. безразлично 3. Помогал другим 3. Не понял

Сказки Ганса Христиана Андерсена любят и знают многие дети. Их изучают на уроках литературного чтения в начальной школе. Для того, чтобы разнообразить учебный процесс, можно провести с детьми в начальной школе викторину по сказкам Г. Х. Андерсена.

Вопросы по разным сказкам Андерсена

  1. Как звали самую маленькую девочку? Ответ: Дюймовочка.
  2. Какие предметы из сказки «Снежная королева» некоторым людям попадали прямо в сердце и оно превращалось в кусок льда? Ответ: Осколки.
  3. Кто получил второй приз «за быстроту бега в течение целого года» в сказке «Скороходы»? Ответ: Улитка.
  4. Сколько братьев было у Элизы, героини сказки «Дикие лебеди»? Ответ: 11 братьев.
  5. Что каждое утро пила Дюймовочка, когда жила все лето и часть осени в большом лесу? Роса. Кто послал принцессе розу и соловья в сказке «Свинопас»? Ответ: Принц.
  6. Как называется сказка, повествующая о жизни и смерти одного лесного дерева? Ответ: «Ель».
  7. Кто украл ночью Дюймовочку из дома женщины, чтобы выдать малютку замуж за своего мокрого и безобразного сына? Ответ: Жаба.
  8. Из какого металла был выплавлен стойкий солдатик? Ответ: Олово.
  9. Что стояло посреди Замерзшего озера во дворце Снежной королевы, и на нем она восседала, когда бывала дома? Ответ: Трон.
  10. Какое слово должен был выложить Кай? За это ему обещали подарить весь свет и новые коньки в сказке «Снежная королева»? Ответ: «вечность».
  11. Кто был богатым и ученым соседом полевой мыши, который влюбился в Дюймовочку и пожелал жениться на ней? Ответ: Крот.
  12. Какое время года названо «молодым принцем» в сказке «История года»? Ответ: Весна.
  13. Одна из сказок Г.Х. Андерсена называется «...- Лукойе». Ответ: Оле.
  14. Сколько тюфяков, перин и горошин положили на постель принцессы в сказке «Принцесса на горошине»? (20 тюфяков, 20 перин и 1 горошину)
  15. Сколько поцелуев потребовал свинопас от принцессы за чудесные предметы? 110 (10 - за горшочек с бубенчиками и 100 - за трещотку)

Мини-викторины по каждой сказке Андерсена

«Дюймовочка»

1. Откуда появилась Дюймовочка? (из цветка)
2. Из чего была сделана колыбелька Дюймовочки? (из скорлупы грецкого ореха)
3. На чём уплыла Дюймовочка от жабы и её сына? (на листке кувшинки)
4. Кто не захотел жениться на Дюймовочке? (майский жук)
5. Где провела зиму Дюймовочка? (в норке полевой мыши)
6. Кто был спасён Дюймовочкой? (ласточка)
7. Кто спас Дюймовочку от свадьбы с кротом? (ласточка, улетела с ней в тёплые края)
8. С кем познакомилась Дюймовочка в тёплых краях? (с королём эльфов)
9. Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? (Майя)

«Стойкий оловянный солдатик»

1. Сколько солдатиков подарили мальчику в день рождения? (25)
2. Из чего были сделаны солдатики? (из старой оловянной ложки)
3. Как стойкий оловянный солдатик отправился в путешествие? (он упал из окна)
4. Где побывал солдатик? (плавал на лодочке, в желудке у рыбы)
5. Кто отправил в плаванье солдатика? (мальчики)
6. Куда вернулся солдатик после путешествия? (он снова оказался в той же комнате)
7. Кто бросил стойкого оловянного солдатика в печку? (мальчик)
8. Кого любил стойкий оловянный солдатик? (танцовщицу)

«Принцесса на горошине»

1. Почему принц не мог выбрать себе невесту? (потому, что он хотел жениться на настоящей принцессе и не знал
как узнать: настоящая она или нет)
2. Как принц нашёл настоящую принцессу? (она пришла во дворец в сильную бурю)
3. Сколько тюфяков и перин постелили принцессе? (20 тюфяков и 20 перин)
4. Что мешало принцессе ночью спать? (горошина)
5. Куда отправили затем горошину? (в музей)

«Русалочка»

1. Сколько дочерей было у морского царя? (6 принцесс)
2. В каком возрасте разрешалось им впервые всплывать на поверхность моря? (в 15 лет)
3. Что впервые увидела шестая дочь морского царя на поверхности моря? (корабль и молодого принца)
4. Кто спас принца во время бури и крушения корабля? (русалочка)
5. К кому за советом обратилась русалочка? (к морской ведьме)
6. Чем расплатилась русалочка с ведьмой за помощь? (своим чудесным голосом)
7. Что нужно было сделать русалочке для своего спасения? (убить принца)
8. Когда русалочка может обрести бессмертную душу? (когда её полюбит человек)

«Снежная королева»

1. Что смастерил злой тролль? (зеркало, в котором всё доброе уменьшалось, а всё безобразное
казалось ещё хуже)
2. Что случилось с этим зеркалом? (оно разбилось на миллионы осколков)
3. Почему Кай изменился, стал жестоким? (ему в сердце и глаз попали осколки зеркала тролля)
4. Кто похитил Кая? (Снежная королева)
5. Кто искал Кая? (Герда)
6. Кто подарил карету Герде? (принц и принцесса)
7. Кто отвёз Герду в Лапландию? (северный олень)
8. Какое слово очень хотел сложить из льдинок Кай? (слово «вечность»)
9. Что растопило осколок зеркала злого тролля в сердце Кая? (слёзы Герды)
10. Из скольких рассказов состоит сказка «Снежная королева»? (из 7 рассказов)

«Дикие лебеди»

1. Как звали дочку короля? (Элиза)
2. Сколько братьев было у Элизы? (11 братьев)
3. В кого превратила злая мачеха братьев Элизы? (в диких лебедей)
4. Когда дикие лебеди превращались снова в принцев? (после заката солнца)
5. Как часто лебеди могут прилетать на родину, и как долго оставаться? (1 раз в год на 11 дней)
6. Из чего братья сплели сетку сестре для перелёта? (из лозняка и тростника)
7. Где поселилась Элиза? (на скале в пещере)
8. Из чего Элиза плела рубашки для своих братьев? (из крапивы)
9. Почему Элиза не могла говорить? (от её молчания зависела жизнь и спасение братьев)
10. Почему хотели сжечь на костре Элизу? (потому что все считали её ведьмой)
11. Во что превратились поленья для костра, после того как пропали злые чары мачехи? (в благоухающий куст роз)


Угадай героя по описанию

  • Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая. - Принцесса из сказки «Принцесса на горошине»
  • Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда, и всё-таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни тепла, на кротости. - Снежная королева
  • На ней была юбочка из тонкого батиста, на плече - голубой шарф и на груди - блестящая брошка, такая большая, как голова самой девушки. Красавица стояла на одной ножке, вытянув руки… - Танцовщица из сказки «Стойкий оловянный солдатик»
  • Он был очень похож на настоящего, но весь обсыпан бриллиантами, рубинами и сапфирами. - Искусственный соловей из сказки «Соловей»
  • Одет он чудесно: на нем шёлковый кафтан, только нельзя сказать какого цвета. Он отливает то голубым, то зелёным, то красным, смотря в какую сторону он повернётся. Под мышками у него по зонтику… - Оле-Лукойе
  • Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на голове красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох. - Пастушка из сказки «Пастушка и трубочист»

Кто кому говорит эти слова? И в какой сказке?

  • «Фи, папа! Она не искусственная, а настоящая!» Принцесса - королю в сказке «Свинопас»
  • «А хватит ли у тебя мужества идти за мной всюду? Подумала ли ты, как велик мир? Подумала ли о том, что нам нельзя будет вернуться назад?» - Трубочист - пастушке
  • «Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем, у кого сегодня каша и свиные котлеты! Как интересно!» Фрейлины друг другу в сказке «Свинопас»
  • «Это кто такой? А паспорт у тебя есть? Давай сейчас же паспорт! Держите, держите его! У него нет паспорта!» Крыса - оловянному солдатику
  • «Обернитесь большими немыми птицами и улетайте прочь! Позаботьтесь о себе сами!» Злая королева - братьям Элизы в сказке «Дикие лебеди»
  • «Тебя приютили, пригрели, тебя окружает такое общество, в котором ты можешь чему-нибудь научиться, но ты пустая голова, и говорить-то с тобой не стоит! Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя - так всегда узнаются истинные друзья! Старайся же нести яйца или научись мурлыкать и пускать искры!» Курица - гадкому утёнку
  • «Ишь ты, бродяга! Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света! Маленькая разбойница - Каю в сказке «Снежная королева»
  • «Не бойся, они умеют летать, когда захотят! Ты видела красивых красных, жёлтых и белых бабочек, похожих на цветы? Они ведь и были прежде цветами, только прыгнули со своих стебельков высоко в воздух, забили лепестками, точно крылышками, и полетели». Студент - Иде в сказке «Цветы маленькой Иды»
  • «Да, да, правда ваша, умные слова приятно слышать. Какой прок от этого чириканья? Что оно приносит птице? Холод и голод зимой? Много, нечего сказать!» Полевая мышь - кроту в сказке «Дюймовочка»
  • «Сильнее, чем она есть я не могу её сделать… Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас ей занимать силу, её сила в её сердце!» Финка - северному оленю в сказке «Снежная королева»

Викторина повышенной сложности по сказкам Андерсена

  1. Как Г. К. Андерсен назвал свою автобиографическую книгу? («Сказка моей жизни».)
  2. В какой стране родился Г.К. Андерсен? (В Дании.)
  3. Какую страну Ганс Кристиан Андерсен называет «Лебединым гнездом»? (Свою родную Данию.)
  4. Какой праздник отмечается ежегодно в день рождения Г.К. Андерсена - 2 апреля? (Международный День детской книги.)
  5. Какой герой сказок Андерсена знает столько сказок, сколько не знает никто? (Оле-Лукойе.)
  6. Вначале было ячменное зёрнышко, затем чудесный цветок тюльпана, а затем… (Дюймовочка.)
  7. Кто перекусил стебелёк кувшинки, спасая Дюймовочку от жабы? (Рыбки.)
  8. Какую андерсеновскую героиню эльфы называли Майей? (Дюймовочку.)
  9. Какой подарок преподнесли Эльфы Дюймовочке? (Крылышки.)
  10. В какой сказке Андерсена сердце мальчика превратилось в кусочек льда? («Снежная королева».)
  11. Осколки какого предмета ранили Кая из сказки «Снежная королева»? (Зеркала, которое смастерил злой тролль. В нём всё доброе и прекрасное уменьшалось, а всё дурное и безобразное - увеличивалось во много-много раз.)
  12. Какие цветы, напоминавшие Герде о Кае, спрятала старушка-колдунья? (Розы.)
  13. Эта героиня была так упряма и избалована, что могла укусить свою мать за ухо. Но и её тронула история девочки, которая ищет своего названного брата. Кто она, из какой сказки? (Маленькая разбойница из сказки «Снежная королева».)
  14. Кто показал Герде дорогу к чертогам Снежной королевы? (Финка.)
  15. Кто в сказке «Снежная королева» складывал из льдинок слово «вечность»? (Кай.)
  16. Чтобы Кай перестал мёрзнуть, Снежная королева завернула его в свою медвежью шубу, а вдобавок сделала это. Что? (Поцеловала его в лоб.)
  17. О чём говорит Кай: «Видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Не единой неправильной линии! Ах, если бы они только не таяли!» (Заколдованный Кай говорит о снежинках.)
  18. Кто в сказке Андерсена попросил солдата достать огниво из дупла дерева? (Старая ведьма.)
  19. В какой сказке Андерсена собаки охраняли три сундука с деньгами? («Огниво».)
  20. Какую хитрость придумала королева-мать из сказки «Огниво», чтобы проследить, куда исчезает ночью юная принцесса? (Дырявый мешочек с гречкой.)
  21. В каком возрасте русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря? (В 15 лет.)
  22. Кто из героев сказки Андерсена отказался от своего дома, от родных, от бабушки и отца, согласился принять муки и даже умереть ради любимого принца и обрести бессмертную душу? (Русалочка.)
  23. Что взяла взамен за своё зелье ведьма у Русалочки? (Её прекрасный голос.)
  24. Материал для дворца морского царя из сказки «Русалочка» Андерсена - это… (Коралл.)
  25. Кто был сыном оловянной ложки? (Стойкий оловянный солдатик из одноимённой сказки Андерсена.)
  26. На чём путешествовал стойкий оловянный солдатик? (На бумажном кораблике.)
  27. За какой предмет в сказке Андерсена была назначена цена в 100 поцелуев? (За трещотку. Сказка «Свинопас» Андерсена.)
  28. Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается. («Дюймовочка».)
  29. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»? («Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)
  30. В какой сказке Андерсена цветы устраивали балы и танцевали? («Цветы маленькой Иды».)
  31. Каким именем, согласно сказке Андерсена, в Дании называют всех аистов? (Петер.)
  32. Назовите сказку Андерсена, название которой начинается и оканчивается на одну и ту же согласную букву. («Свинопас».)
  33. Название какой сказки Андерсена начинается и оканчивается на одну и ту же гласную букву? («Огниво».)
  34. В какой сказке Андерсена молодую принцессу посчитали ведьмой и хотели публично сжечь на костре, на городской площади? («Дикие лебеди».)
  35. Какой герой сказок Андерсена так любил наряжаться, что тратил на это все свои сбережения, имея на каждый час дня своё особое платье? (Король из сказки « Новое платье короля».)
  36. Назовите сказки Андерсена, героями которых являются растения. («Ромашка», «Гречиха».)
  37. Какого цвета было сердце у ромашки? (Жёлтого.)
  38. О каких двух феях идет речь в сказке «Калоши счастья»? (Фея Счастья и фея Печали.)

Вопросы по сказкам Андерсена с выбором ответа

При помощи какого волшебного предмета Оле-Лукойе из сказки Андерсена посылал детям сказочные сны?
А. Зонтик.
Б. Лампа.
В. Зеркало.
Г. Кольцо.

Главы какой сказки Андерсена носят название дней недели?
А. «Дюймовочка».
Б. «Свинопас».
В. «Оле-Лукойе».
Г. «Огниво».

Сколько братьев было у оловянного солдатика в сказке Г.К. Андерсена?
А. 3.
Б. 6;
В. 12.
Г. 24.

Все вы знаете сказку «Стойкий оловянный солдатик»? По сказке мы знаем, что мальчику подарили 25 оловянных солдатиков, все они были одинаковы, кроме одного. Чем же отличался 25-тый оловянный солдатик от своих братьев?
А. У него была одна рука.
Б. У него была одна нога.
В. Он был меньше всех ростом.
Г. Он был больше всех ростом.

Из какого предмета кухонного обихода отлили стойкого оловянного солдатика и его братьев из сказки Андерсена?
А. Миска.
Б. Вилка.
В. Кружка.
Г. Ложка.

Кого в сказке Андерсена полюбил стойкий оловянный солдатик?
А. Бумажную балерину.
Б. Маленькую разбойницу.
В. Снежную королеву.
Г. Дюймовочку.

О какой счастливой резиновой обуви написал сказку Ганс Кристиан Андерсен?
А. Сапоги.
Б. Галоши.
В. Валенки.
Г. Тапочки.

Назовите сказку, которая НЕ принадлежит перу Г.К. Андерсена?
А. «Гадкий утёнок».
Б. «Дикие лебеди».
В. «Золотой гусь».
Г. «На утином дворе».

(Это сказка братьев Гримм.)

Снежная Королева обещала подарить Каю весь мир и что-то в придачу. Что же?
А. Пару коньков.
Б. Горные лыжи.
В. Снегоход.
Г. Ледокол.

Что освещало белые, ярко сверкающие чертоги Снежной Королевы в сказке Андерсена?
А. Солнце.
Б. Луна.
В. Звёзды.
Г. Северное сияние.

Какое слово складывал Кай из льдинок в чертогах Снежной королевы?
А. Эпоха.
Б. Вечность.
В. Бессмертие.
Г. Власть.

Где в сказке Ганса Кристиана Андерсена жила Снежная королева?
А. Финляндия.
Б. Дания.
В. Россия.
Г. Англия.

Осколок какого предмета троллей попал Каю в глаз?
А. Вазы.
Б. Зеркала.
В. Блюда.
Г. Бомбы.

На чём было написано письмо старой лапландки в сказке «Снежная королева»?
А. На шкуре.
Б. На рыбе.
В. На варежке.
Г. На льдине.

У какого из этих произведений есть подзаголовок: «Сказка в семи рассказах»?
А. «Снежная королева».
Б. «Дюймовойчка».
В. «Огниво».
Г. «Русалочка».

Хозяйка андерсеновского зимнего царства:
А. Снегурочка.
Б. Ледяная принцесса.
В. Снежная королева.
Г. Госпожа Метелица.

Какая героиня есть в сказках Г.К. Андерсена?
А. Тётушка зубная боль.
Б. Дядюшка аппендицит.
В. Бабушка ангина.
Г. Дедушка склероз.

В кого влюбилась Русалочка в сказке Г.К. Андерсена?
А. В принца.
Б. В дельфина.
В. В капитана Немо.
Г. В Синдбада-морехода.

В какой из столиц находится памятник Русалочке - героине сказки Андерсена?
А. В Хельсинки.
Б. В Берне.
В. В Осло.
Г. В Копенгагене.

Сколько дочерей было у царя морского в сказке «Русалочка»?
А. Три.
Б. Пять.
В. Шесть.
Г. Восемь.

Кому спасла жизнь героиня сказки «Русалочка» Ханса Андерсена?
А. Пирату.
Б. Принцу.
В. Солдату.
Г. Капитану.

Из чего сделаны окна во дворце морского царя в сказке «Русалочка» Ханса Андерсена?
А. Из жемчуга.
Б. Из янтаря.
В. Из кораллов.
Г. Из хрусталя.

Как звали героиню сказки «Дикие лебеди» Андерсена?
А. Элли.
Б. Элиза.
В. Майя.
Г. Герда.

Сколько братьев было у Элизы в сказке «Дикие лебеди»?
А. 3.
Б. 7.
В. 11.
Г. 33.

Что принцесса плела своим братьям-лебедям в сказке Г.К Андерсена «Дикие лебеди»?
А. Сети.
Б. Рубашки.
В. Фенечки.
Г. Венки.

Из какого растения Элиза (в сказке Андерсена «Дикие лебеди») сплела рубашки для своих братьев?
А. Из полыни.
Б. Из крапивы.
В. Из бобовых стеблей.
Г. Из виноградной лозы.

Что устраивали цветы в сказке Андерсена «Цветы маленькой Иды»?
А. Выставки.
Б. Конференции.
В. Балы.
Г. Концерты.

Какой предмет сделал солдата из сказки Андерсена счастливым?
А. Топор.
Б. Огниво.
В. Табакерка.
Г. Калоши.

Кого солдат из сказки «Огниво» встретил на своём пути?
А. Старуху-ведьму.
Б. Старуху Шапокляк.
В. Бабу Ягу.
Г. Тётушку Зубную Боль.

Куда старуха попросила залезть солдата в сказке «Огниво»?
А. На крышу избушки.
Б. На верхушку дерева.
В. В дупло дерева.
Г. В окно дворца.

Какую ткань ткали два обманщика в сказке Андерсена «Новое платье короля»?
А. Шерстяную.
Б. Шёлковую.
В. Льняную.
Г. Виртуальную.

Что крикнул мальчик в финале сказки Андерсена «Новое платье короля»?
А. А одежду-то украли!
Б. А королеве-то не понравилось!
В. А король-то голый!
Г. А это уже не модно!

Кто единственный из всей толпы подданных не побоялся показаться глупым и закричал: «А король-то голый!»
А. Королева.
Б. Портной-конкурент.
В. Маленький мальчик.
Г. Камергер.

О ком в сказке Г.К. Андерсена сказали: «У неё только две ножки. Смотреть жалко! У неё нет усиков!»?
А. Дюймовочка.
Б. Элиза.
В. Герда.
Г. Снежная королева.

В честь единицы измерения какой величины получила своё имя сказочная героиня Дюймовочка?
А. Массы.
Б. Длины.
В. Давления.
Г. Радиации.

(Дюйм -единица длины, равная 2,54 см.)

Кто из этих живых существ НЕ пытался жениться на Дюймовочке?
А. Жук.
Б. Крот.
В. Жабёнок.
Г. Шмель.

Из какого цветка появилась Дюймовочка?
А. Роза.
Б. Тюльпан.
В. Колокольчик.
Г. Ландыш.

Кто расстроил свадьбу Дюймовочки и Крота?
А. Мать Дюймовочки.
Б. Отец Крота.
В. Ласточка.
Г. Адвокаты.

Какое новое имя получает Дюймовочка в финале сказки Андерсена?
А. Ласточка.
Б. Майя.
В. Эльфина.
Г. Королевна.

Какая из этих сказок НЕ принадлежит перу Г.Х. Андерсена?
А. «Золушка».
Б. «Дюймовочка».
В. «Огниво».
Г. «Русалочка».

В кого превратился Гадкий Утёнок в одноимённой сказке Андерсена?
А. В лебедя.
Б. В журавля.
В. В павлина.
Г. В селезня.

В какой сказке Андерсена смертельно больного императора вылечило пение маленькой серой птички?
А. «Гадкий утёнок».
Б. «Соловей».
В. «Огниво».
Г. «Новое платье короля».

В какой стране происходит действие сказки «Соловей» датчанина Андерсена?
А. Дания.
Б. Финляндия.
В. Индия.
Г. Китай.

У кого из персонажей сказок Андерсена поцелуй был «холоднее льда»?
А. У Русалочки.
Б. У Снежной королевы.
В. У Дюймовочки.
Г. У Элизы.

О ком Андерсен создал сказку?
А. О принце-свинопасе.
Б. О принцессе-доярке.
В. О короле-сапожнике.
Г. О королеве-поварихе.

Кто главный герой сказки Андерсена «Огниво»?
А. Королевич.
Б. Мудрый крестьянин.
В. Солдат.
Г. Пожарный.

У Шарля Перро есть сказка про солдата «Синяя свечка». А как называется аналогичная сказка у Андерсена?
А. «Соловей».
Б. «Огниво».
В. «Оле-Лукойе».
Г. «Стойкий оловянный солдатик».

Женой какого императора России была принцесса, которой читал свои сказки Г.Х. Андерсен?
А. Николая I.
Б. Александра II.
В. Александра III.
Г. Николая II.
(Принцесса Дагмара, которая, выйдя замуж за Александра III, стала Марией Фёдоровной.)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!