Морфемный разбор как его делать. Как сделать морфемный и словообразовательный разбор слова: конкретные примеры

Разобрать слово по составу или сделать его морфемный анализ означает указать, из каких морфем оно состоит. Под морфемой понимается минимально значимая часть слова.

Выполнить разбор

В русском языке существуют следующие морфемы:

  • корень - самая главная часть слова, несущая его значение. У однокоренных слов - общий корень. Например, слова «лист», «листочек» и «листва» имеют общий корень -«лист». Бывают слова, которые состоят только из корня - «гриб», «метро», «остров». Бывает, что корня два - «теплоход», «водопад». Бывает, что корней три - не стоит пугаться - «водогрязелечебница». Повтори правило, которое касается соединительных гласных, чтобы не делать ошибки при их написании;
  • суффикс - значимая часть слова. Расположена обычно после корня. Используется для образования новых слов. Например, в слове «чайник» «чай» - это корень, «ник» - это суффикс. Суффиксов в слове может не быть. Иногда суффиксов бывает два - например, в слове «подберезовик»;
  • приставка - еще одна значимая часть слова. Расположена перед корнем. Назначение такое же, как и у суффикса - с ее помощью образовываются новые слова. В слове «подходит» «ход» - это корень, «под» - это приставка;
  • Окончание - изменяемая часть слова. Для чего она нужна? Чтобы связывать слова в предложении;
  • Основа - часть слова без окончания.

Каждая часть слова имеет графическое обозначение. Посмотреть, как обозначаются части слова, можно в учебнике по русскому языку, в морфемном словаре или в Интернете.

Правила и исключения при разборе по составу

Разбор слова по составу онлайн несложен, если знать правила, по которым он делается. На начальном этапе можно пользоваться морфемно-орфографическим словарем - он поможет не делать ошибок.

Обязательно в слове должен присутствовать только корень - один или несколько. Слов без корня не бывает. Не бывает слов и без основы. А вот слова без суффиксов, приставок или окончаний очень даже бывают. Этому не стоит удивляться.

Часто бывает, что все слово представляет собой основу. Так бывает, например, у наречий. Они относятся к неизменяемым частям речи. Слово «быстро» не имеет окончания («о» в слове - это суффикс), а потому все слово будет основой.

В проведении морфемного анализа ученику поможет словообразовательный словарь Тихонова. Этот учебник содержит информацию о составе 100 тыс. слов русского языка. Словарем удобно пользоваться, и в период обучения в начальной школе он должен стать твоей настольной книгой.

Тем же, кто обладает навыками работы в сети Интернет, будут полезными ресурсы, на которых можно сделать морфемный разбор слова онлайн. Тренируйся, если занятий в школе на уроках русского языка тебе недостаточно.

Краткая шпаргалка (план) по морфемному разбору слов

Морфемный разбор состоит из следующих этапов:

  1. Определяем к какой части речи относится слово. Для этого надо задать к нему вопрос. Возьмем для примера слово «поездка». Оно отвечает на вопрос «что?».
  2. Прежде всего надо найти в слове окончание. Для этого его нужно изменить несколько раз. Изменим его несколько раз - «перед поездкой», «в поездке». Видим, что изменяющаяся часть - «а». Это окончание.
  3. Разбор слова по составу продолжается определением корня. Подберем однокоренные слова - «поезд», «переезд». Сравним эти слова - не меняется часть «езд». Это и есть корень.
  4. Выясняем, какая в слове приставка. Для этого анализируем еще раз однокоренные слова - «поезд», «подъезд». Соответственно, в слове «поездка» приставка «по».
  5. Заключительный этап - это выяснение, где же в слове суффикс. Остается буква «к», которая стоит после корня и служит для образования слова. Это и есть суффикс.
  6. Обозначаем все части слова соответствующими символами.

Примеры морфемного разбора

Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами разбора по составу.

Морфемный и словообразовательный разбор слова (то, что условно обозначается цифрой 2) - это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова.

А) План морфемного разбора

  1. Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).
  2. У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.
  3. Указать основу слова.
  4. Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.
  5. Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.

Б) План словообразовательного разбора

  1. Поставить слово в начальную форму.
  2. Указать основу слова и определить, является ли оно производным.
  3. Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).
  4. Указать основу в производящем слове.
  5. Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
  6. Указать способ образования слова.

Обратите внимание!

1) При морфемном разборе анализируется та форма слова, которая представлена в конкретном тексте; при словообразовательном разборе - слово в начальной форме.

2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).

3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!).

4) Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую.

5) Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.

6) Сложное слово всегда является производным.

Образец морфемного и словообразовательного разбора

В уездном городе N было так много парикмахерских 2 и бюро похоронных процессий, что казалось, жители 2 города рождаются 2 лишь затем, чтобы побриться 2 , остричься, освежить 2 голову 2 вежеталем и сразу же умереть. А на самом деле в уездном 2 городе N люди рождались, брились и умирали довольно редко. Жизнь города N была тишайшей 2 . Весенние вечера были упоительны, грязь под луной сверкала, как антрацит, и вся молодёжь города до такой степени была влюблена 2 в секретаршу месткома 2 коммунальников, что это мешало 2 ей работать (Ильф и Петров).

(Много) парикмахерских

1) Морфемный разбор:

1. парикмахер-ск -их (имя существительное).
2. Окончание - -их . Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.: парикмахерск -ая , парикмахерск -ой .
3. Основа формы - парикмахер-ск- .
4. Корень - парикмахер -. Однокоренные слова: парикмахер □ , парикмахер -ш -а .
5. -ск - - суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: матрос-ск -ий , жен-ск -ий .

1. Начальная форма - парикмахерская .
2. Основа слова - парикмахерск- . Основа производная.
3-5. парикмахерск -ая (сущ.) ← парикмахерск -ий (прил.).
6. Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую (из прилагательного - в существительное - субстантивация).

Жители

1) Морфемный разбор:

1. жи-тел -и (имя существительное).
2. Окончание - -и . Оно выражает значения мн.ч., И.п., ср.: житель □ , жител -я .
3. Основа формы - жи-тел- .
4. Корень -жи -. Однокоренные слова: жи -ть , жи -л -ой .
5. -тель - суффикс. Это суффикс существительного, ср.: пис-а-тель □ , вод-и-тель □ .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма - житель .
2. Основа слова - жи-тель . Основа производная.
3-4. жи-тель □ → жи -ть .
5. -тель - словообразовательный суффикс.
6. Суффиксальный способ.

Рождаются

1) Морфемный разбор:

1. рожд-а -ют-ся (глагол).
2. Окончание - -ют . Оно выражает значения 3-го л. мн.ч., ср.: рожд-а -ет-ся , рожд-а -ем-ся .
3. Основа формы - рожд-а-…-ся .
4. Корень - рожд -. Однокоренные слова: рожд -а -ть, рожд-ённ -ый.
5. -а - - суффикс. Это суффикс глагола, ср.: пис-а -ть, реш-а -ть.
-ся мы -ть-ся , куп-а -ть-ся .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма - рождаться .
2. Основа слова - рожд-а-…-ся . Основа производная.
3-4. рожда -ть -ся ← рожда -ть .
5. -ся - словообразовательный постфикс.
6. Постфиксальный способ.

Побриться

1) Морфемный разбор:

1. по-бри -ть -ся (глагол в неопределённой форме).
2. Окончание - -ть по-бре -ет-ся , по-бре -ем-ся .
3. Основа формы - по-бри-…-ся .
4. Корень - бри -. Однокоренные слова: бри -тв -а, вы-бри -ть.
5. по - - приставка, ср.: по -сл-а -ть , по -сад-и -ть .
-ся - постфикс возвратного глагола, ср.: мы -ть-ся , куп-а -ть-ся .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма - побриться .
2. Основа слова - по-бри-…-ся . Основа производная.
3-6. а) по-бри -ть-ся по -бри -ть; -ся - словообразовательный постфикс; постфиксальный способ.
б) по-бри -ть-ся ← бри -ть-ся ; по - - словообразовательная приставка; префиксальный способ.

Освежить

1) Морфемный разбор:

1. о-свеж-и -ть (глагол в неопределённой форме).
2. Окончание - -ть . Оно выражает значение неопределённой формы, ср.: о-свеж -ит, о-свеж -им .
3. Основа формы - о-свеж-и- .
4. Корень - свеж -. Однокоренные слова: свеж -ий, свеж .
5. о - - приставка, ср.: о -бел-и -ть, о -светл-и -ть .
-и - - суффикс глагола, ср.: о-бел-и -ть, о-светл-и -ть.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма - освежить .
2. Основа слова - о-свеж-и- . Основа производная.
3-4. о -свеж-и -ть ← свеж -ий .
5. о- - словообразовательная приставка; -и - словообразовательный суффикс.
6. Приставочно-суффиксальный способ.

Голову

1) Морфемный разбор:

1. голов -у (имя существительное).
2. Окончание - -у . Оно выражает значение ж.р., ед.ч., В.п., ср.: голов -а , голов -ой .
3. Основа формы - голов- .
4. Корень - голов -. Однокоренные слова: голов -н -ой, голов -аст -ый .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма - голова .
2. Основа слова - голов- . Основа непроизводная (состоит из одного корня).

(В) уездном (городе)

1) Морфемный разбор:

1. уезд-н -ом (имя прилагательное).
2. Окончание - -ом . Оно выражает значения ед.ч., м.р., П.п. ср.: уезд-н -ый, уезд-н -ого .
3. Основа формы - уезд-н- .
4. Корень - уезд -. Однокоренные слова: уезд □ , по-уезд -н -ый .
5. -н - - суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: волост-н -ой , подъ-езд-н -ый .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма - уездный .
2. Основа слова - уезд-н- . Основа производная.
3-4. уезд-н -ый ← уезд □ .
5. -н- - словообразовательный суффикс.
6. Суффиксальный способ.

(Жизнь)… (была) тишайшей

1) Морфемный разбор:

1. тиш-айш -ей (имя прилагательное).
2. Окончание - -ей . Оно выражает значение ед.ч., ж.р., Т.п., ср.: тиш-айш -ая , тиш-айш -ую .
3. Основа формы - тиш-айш- .
4. Корень - тиш -. Однокоренные слова: тих -о , тиш -ин -а .
5. -айш - - суффикс формы превосходной степени прилагательного, ср.: велик -ий - велич-айш -ый, свеж -ий - свеж-айш -ий.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма (положительная степень прилагательного) - тихий .
2. Основа слова - тих- . Основа непроизводная (состоит из одного корня).

Влюблена

1) Морфемный разбор:

1. в-любл-ен -а (краткая форма причастия).
2. Окончание - -а . Оно выражает значение ед.ч., ж.р., ср.: в-любл-ён □ , в-любл-ен -ы .
3. Основа формы - в-любл-ён- .
4. Корень - любл -. Однокоренные слова: люб -и -ть (чередование б/бл ), люб -овь □ .
5. в - - приставка, ср.: в -крапл-ённ -ый , в -плет-ённ -ый .
-ен - суффикс краткого страдательного причастия прошедшего времени глагола, ср.: в-нес-ен -а , в-плет-ен -а .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма причастия - влюблённый .
2. Основа причастия - в-любл-ённ- . Основа производная.
3-4. в-любл-ённ -ый ← в-люб-и -ть .
5. -ённ - суффикс причастия.
6. Суффиксальный способ.

(В секретаршу) месткома

1) Морфемный разбор:

1. мест-ком -а (сложносокращенное слово, имя существительное).
2. Окончание - -а . Оно выражает значение м.р., ед.ч., Р.п., ср.: мест-ком □ , мест-ком -ом .
3. Основа формы - мест-ком- .
4. Корни слова: 1) мест -; 2) ком(итет) - - в сокращённом виде. Однокоренные слова: мест -н -ый , мест -о ; комитет □ , комитет -ск -ий .
5. Приставок и суффиксов нет.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма - местком .
2. Основа слова - мест-ком- . Основа производная.
3-4. мест-ком □ ← мест -(н) -ый ком (итет) .
5-6. Сложение сокращённых до слогов основ - аббревиация.

Разобрать слово по составу или сделать его морфемный анализ означает указать, из каких морфем оно состоит. Под морфемой понимается минимально значимая часть слова.

Выполнить разбор

В русском языке существуют следующие морфемы:

  • корень - самая главная часть слова, несущая его значение. У однокоренных слов - общий корень. Например, слова «лист», «листочек» и «листва» имеют общий корень -«лист». Бывают слова, которые состоят только из корня - «гриб», «метро», «остров». Бывает, что корня два - «теплоход», «водопад». Бывает, что корней три - не стоит пугаться - «водогрязелечебница». Повтори правило, которое касается соединительных гласных, чтобы не делать ошибки при их написании;
  • суффикс - значимая часть слова. Расположена обычно после корня. Используется для образования новых слов. Например, в слове «чайник» «чай» - это корень, «ник» - это суффикс. Суффиксов в слове может не быть. Иногда суффиксов бывает два - например, в слове «подберезовик»;
  • приставка - еще одна значимая часть слова. Расположена перед корнем. Назначение такое же, как и у суффикса - с ее помощью образовываются новые слова. В слове «подходит» «ход» - это корень, «под» - это приставка;
  • Окончание - изменяемая часть слова. Для чего она нужна? Чтобы связывать слова в предложении;
  • Основа - часть слова без окончания.

Каждая часть слова имеет графическое обозначение. Посмотреть, как обозначаются части слова, можно в учебнике по русскому языку, в морфемном словаре или в Интернете.

Правила и исключения при разборе по составу

Разбор слова по составу онлайн несложен, если знать правила, по которым он делается. На начальном этапе можно пользоваться морфемно-орфографическим словарем - он поможет не делать ошибок.

Обязательно в слове должен присутствовать только корень - один или несколько. Слов без корня не бывает. Не бывает слов и без основы. А вот слова без суффиксов, приставок или окончаний очень даже бывают. Этому не стоит удивляться.

Часто бывает, что все слово представляет собой основу. Так бывает, например, у наречий. Они относятся к неизменяемым частям речи. Слово «быстро» не имеет окончания («о» в слове - это суффикс), а потому все слово будет основой.

В проведении морфемного анализа ученику поможет словообразовательный словарь Тихонова. Этот учебник содержит информацию о составе 100 тыс. слов русского языка. Словарем удобно пользоваться, и в период обучения в начальной школе он должен стать твоей настольной книгой.

Тем же, кто обладает навыками работы в сети Интернет, будут полезными ресурсы, на которых можно сделать морфемный разбор слова онлайн. Тренируйся, если занятий в школе на уроках русского языка тебе недостаточно.

Краткая шпаргалка (план) по морфемному разбору слов

Морфемный разбор состоит из следующих этапов:

  1. Определяем к какой части речи относится слово. Для этого надо задать к нему вопрос. Возьмем для примера слово «поездка». Оно отвечает на вопрос «что?».
  2. Прежде всего надо найти в слове окончание. Для этого его нужно изменить несколько раз. Изменим его несколько раз - «перед поездкой», «в поездке». Видим, что изменяющаяся часть - «а». Это окончание.
  3. Разбор слова по составу продолжается определением корня. Подберем однокоренные слова - «поезд», «переезд». Сравним эти слова - не меняется часть «езд». Это и есть корень.
  4. Выясняем, какая в слове приставка. Для этого анализируем еще раз однокоренные слова - «поезд», «подъезд». Соответственно, в слове «поездка» приставка «по».
  5. Заключительный этап - это выяснение, где же в слове суффикс. Остается буква «к», которая стоит после корня и служит для образования слова. Это и есть суффикс.
  6. Обозначаем все части слова соответствующими символами.

Примеры морфемного разбора

Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами разбора по составу.

В школе и на филологических факультетах вузов морфемный анализ является одним из наиболее сложных видов языковых разборов. Ученики должны уметь выделять морфемы правильно, знать их значения, уметь точно делить слово на части, чтобы сделать морфемный разбор слова без ошибок. Морфема – это минимальная значимая часть слова. Фактически, делая морфемный анализ, вы разбираете слово по составу, обозначая все его части специальными значками. Делать данный разбор непросто. Безусловно, на начальном этапе, выполняя домашнее задание, можно использовать специальный словарь, выполнять разбор слов по нему. Однако на контрольных работах, экзаменах всё равно понадобится продемонстрировать свои знания и навыки, сделать морфемный анализ самостоятельно. Для этого необходимо много практиковаться, помнить основные принципы и особенности морфемного разбора, выполнять его по алгоритму. Желательно также знать хотя бы основные группы морфем, характерные для конкретных частей речи морфемы. В основном это касается суффиксов, поскольку именно с их выделением чаще всего возникают затруднения: сложно правильно провести между ними границу, обозначить морфему точно, не спутать с похожей. Достаточно хорошо ориентироваться в основных группах морфем, нюансах разбора, делать его внимательно, чтобы свести к минимуму возможность появления ошибок.

Выполняем морфемный разбор слова: основные нюансы и этапы
Сначала делайте морфемный разбор на черновике. Только выполнив его и проверив результат, можно переписывать всё на чистовик. Вам понадобится выписать само слово, провести разбор, возможно, в нескольких вариантах. Подбирайте однокоренные слова и записывайте их рядом, лучше в столбик. Когда слово достаточно трудное для разбора, нужно записать как можно больше проверочных однокоренных единиц, выделить в них морфемы. Работайте тщательно, не отвлекайтесь, относитесь одинаково внимательно к любому слову, даже если оно показалось вам совсем простым для разбора. Очень часто ошибки допускают и в лёгких, коротких словах, в которых мало частей. Чтобы без ошибок сделать морфемный разбор слова, нужно всегда выполнять его аккуратно и проверять себя. Рассмотрим этапы морфемного разбора.
  1. Сначала следует выделить в слове окончание. В отдельных образовательных учреждениях практикуют выделение основы слова в качестве первого этапа разбора, но большинство учёных считают, что в первую очередь необходимо обозначить именно окончание. С ним связаны нюансы, на которые необходимо обращать внимание. Окончание выделяется путём обведения его прямоугольной рамочкой.
  2. После обозначения окончания слова можно выделить его основу. Она подчёркивается, а с боков отделяется короткими вертикальными чёрточками. В школьных учебниках вы уже могли прочитать традиционное определение основы: часть слова без окончания. Однако это не совсем верно. В основу глагола не включают не только окончание, но и формообразующие суффиксы в глаголах. Запомните данные суффиксы:
    • суффикс прошедшего времени –л-;
    • суффиксы неопределённой формы –ти, -ть.
    Например, выделив основу в слове улыбались, не забудьте прервать сплошную линию под суффиксом –л- и обозначить квадратиком окончание и.

    Чтобы не перепутать основу и окончание, всегда точно её выделять, каждый раз обращайте особое внимание на глаголы прошедшего времени, неопределённой формы, вспоминайте нюансы их разбора.

  3. На третьем этапе, выделив окончание и основу, вам понадобится правильно найти корень слова. Есть разные методики разбора: в некоторых предлагают сначала обозначить корень, а кто-то считает, что лучше выделить все суффиксы и приставки. Тогда корень сам окажется последней значимой частью слова, несущей его основной смысл. Всё зависит от сложности и длины слова, количества морфем в нём. В большинстве случаев школьники анализируют слова с умеренным числом морфем. Такие слова следует разбирать традиционно, выделяя на третьем этапе корень. Если слово действительно очень сложное, в нём сочетается сразу несколько суффиксов, приставок, стоит приступить к их разбору, а уже в последнюю очередь обозначить корень. Чтобы правильно найти корень, подберите как можно больше однокоренных слов. Постарайтесь не упустить нужные слова, иначе корень окажется слишком длинным, вы ошибочно включите в него приставку или суффикс. Корень выделяется сверху кривой линией, напоминающей округлую «крышечку».
  4. Когда вам уже известны основа, окончание и корень, в большинстве случаев желательно приступить к выделению приставки. Обычно с данной частью слова проблем не возникает. Её нужно отчеркнуть сверху прямой линией, провести вниз небольшую вертикальную чёрточку, которая отделит приставку от корня.
  5. Зачастую самый ответственный этап – выделение суффиксов. Постарайтесь запомнить основные типы суффиксов, их группы, чтобы обозначать их не наугад, а с использованием конкретных знаний, сделать морфемный разбор слова точно. Суффикс выделяют, нарисовав над ним заострённую «крышечку».
Ряд особенностей выделения морфем. Распространённые морфемы

Морфемный разбор необходимо выполнять тщательно. Запомните несколько основных нюансов разбора и наиболее распространённые морфемы.

  1. Уделите внимание выделению окончания. У многих слов нужно обозначать нулевое окончание: вам понадобится поставить квадратик, оставив в нём пустое место. Это слова, в которых окончания нет, но оно может появиться, если слово поставить в другую форму. Не забывайте, что нулевое окончание есть далеко не у всех слов. Заучите группы слов, у которых так называемого «незамещённого места» окончания нет:
    • деепричастия (сделав);
    • наречия (далеко);
    • глаголы в неопределённой форме (решить);
    • неизменяемые существительные (кофе).
  2. Тщательно относитесь к выделению окончаний у глаголов. Они нередко оказываются в середине слова, но в основу не входят. Например: улыбается, окончание –ет-.
  3. Аккуратно используйте метод выделения морфем «матрёшка», когда вы постепенно «освобождаете» корень слова от суффиксов и приставок, подбирая однокоренные слова. Старайтесь определять части слова объективно, не стремитесь найти как можно больше морфем. Большую роль играет смысл слова, его значение в конкретном фрагменте текста. Целый ряд слов, хотя и имеют этимологическое родство, в современном русском языке давно разошлись по смыслу и не являются однокоренными. Посмотрите на примеры:
    • насторожиться – сторожить;
    • привлекать – влёк;
    • воздух – дух;
    • исследовать – след.
    Во всех парах слова связаны по смыслу, но только одна пара – действительно однокоренные слова. Если вы вдумаетесь в их значения, обратитесь к толковым словарям, то без труда выделите нужную пару: привлекать – влёк. Эти слова являются однокоренными, поскольку обозначают одно и то же действие. Слова из остальных пар давно разошлись по своим значениям. Когда у вас возникли какие-то сомнения, обязательно сверяйтесь со словарями. Можно взять толковый словарь, а также словообразовательный словарь Тихонова.
  4. В ряде случаев вам потребуется частично затранскрибировать слово, то есть сделать его фонетический разбор, чтобы правильно определить границы морфем. Это нужно выполнять в тех случаях, когда буквы е, ё, ю, я оказываются в определённых позициях и распадаются на два звука, один из которых – й. Внимательно анализируйте данный звук, чтобы правильно отнести его к корню или суффиксу.
  5. Сначала запомните самые распространённые суффиксы, характерные для разных частей речи, их образования:
    • -л- – суффикс прошедшего времени глагола (придумал, убежал);
    • -ящ-, -ущ-, -ащ-, -ющ- суффиксы, образующие причастия (думающий, манящий);
    • -тель-, -ость-, -к- очень часто встречаются у существительных (водитель, мышонок, строгость).
  6. Также запишите расширенный список суффиксов. Учите их по группам, в соответствии с частью речи. Тогда вам будет гораздо проще правильно выделить суффикс. Суффиксы уже распределены по частям речи:
    • суффиксы существительных: -ушк-, -ишк-, -щик-, -чик-, -тель-, -ист-, -еньк-, -онк-, -ник-, -к-, -ость-, -иц-, -й-, -ек-, -от-, -ищ-;
    • характерные суффиксы глаголов: -ыва-, -ова-, -ева-, -ирова-, -нича-, -изирова-, -ствова-;
    • прилагательных: -ск-, -к-, -ын-, -ин-, -онн-, -енн-, -ин-, -н-, -ян-, -ан-, альн-, -ав-, -лив-, -ичн-, -ическ-, -ев-, -ов-;
    • распространённые суффиксы причастий: -ущ-, -ащ-, -ящ-, -ющ-,-вш-, -ш-;
    • страдательных причастий: -ённ-, -нн-, -енн-, -ом-, -ем-, -им-, -т-;
    • суффиксы деепричастий: -а, -я, -ши, -вши, -в.
Правильно сделать морфемный разбор слова вам поможет знание способов словообразования, основных особенностей анализа и его последовательности.

Разбор слова по составу называют ещё морфемным разбором.

Сначала определяют границы окончания, изменяя форму слова (склоняют или спрягают слово). Затем выясняют часть речи, иначе разбор будет неправильным. Изменяемая часть является окончанием. В нём содержится грамматическое значение слова.

Домик-ом – существительное Т.п. и ед.ч.

Чёрн-ому – прилагательное м.р., ед.ч. и П.п.

Плыл-и – глагол мн.ч.

Окончания могут быть многозначными, одно и то же окончание выражает несколько разных грамматических значений (сравните: стекл-о – сущ. ед.ч. и стекл-о – глаг. ср.р. и ед.ч.).

Полк-а – существительное И.п. и ед.ч.

Знал-а – глагол ж.р. и ед.ч.

Прекрасн-а – прилагательное ж.р. и ед.ч.

Окончание существительного состоит из одной буквы (земл-я, стран-а, арми-я, окн-о, мор-е, собрани-е, подлежаще-е) или бывает нулевым (стол, конь, врач, воробей, гений, мышь, осень).

Окончание прилагательного или причастия в полной форме состоит из двух букв, в краткой форме сокращается на одну букву или становится нулевым в форме мужского рода (син-ий, голуб-ой, син-яя, голуб-ая, син-ее, голуб-ое; нежен, нежн-а, нежн-о, нежн-ы).

Прилагательные синий и лисий внешне похожи, но относятся к разным разрядам (первое качественное, второе притяжательное) и отвечают на разные вопросы. А кроме этого, они еще отличаются своими окончаниями: в слове лисий выделяется суффикс -ий, а окончание нулевое.

Окончание у глаголов выделяется не так просто. Сначала нужно определить его форму. Если это инфинитив (начальная форма), то он не изменяется, то есть не имеет непостоянных признаков, а значит, у него нет никакого окончания. В большинстве случаев он легко узнается по особым приметам: -ть, -ти, -чь (плыть, нести, беречь).

Форма прошедшего времени глагола определяется по суффиксу -л- (пел, пел-а, пел-о, пел-и, смеял-ся, смеял-а-сь, смеял-о-сь, смеял-и-сь). Здесь нужно отбросить постфикс -ся или -сь, потому что окончание стоит перед ним.

Формы настоящего и будущего времени глагола легко вспомнить (буквы Е, У, Ю есть в глаголах I спряжения, а буквы И, А, Я – в глаголах II спряжения): делаешь, делаете, делаем, делают; стоишь, стоите, стоим, стоят.

В повелительном наклонении глагола перед окончанием может быть суффикс И, а окончание ТЕ: ид-и-те, пиш-и-те (или режь, режь-те, возь-ми, стой).

Местоимения не разбираем по составу в школе, слишком странно выглядит их корень (к-ого-нибудь, ч-ем-то).

Числительные имеют не одно окончание, а сразу два, причем одно из них находится в середине слова: семьсот, сем-и-сот, семь-ю-ст-ами, сем-и-ст-ах.

В деепричастиях, наречиях, категории состояния, служебных словах, междометиях и звукоподражаниях окончание искать совсем не будем, так как это неизменяемые части речи.

После окончания выделяем основу слова. Она может совпадать с корнем (берег, гор-а), и это непроизводная основа. Она может включать в себя приставку, суффикс (пере-ход, бес-полез-н-ый, дом-ик) и быть производной основой.

Основа простая, если состоит из одного корня (красн-ый), она становится сложной, если имеет несколько корней (пар-о-ход). В основе содержится лексическое значение слова. В основу входят и постфиксы -ся, -сь. Тогда она становится прерывистой (сме-ёшь-ся – основа смеся). В основу не включаются интерфиксы (соединительные гласные О-Е): тепл-о-ход, птиц-е-фабрика.

В каждом слове присутствует корень. Это главная часть слова, в которой заключается общее значение всех однокоренных слов (трав-а, трав-к-а, трав-инк-а, трав-ян-ой, трав-ян-ист-ый). В нём часто видны чередования гласных и согласных звуков (рАсти – срАщение – вырОс; друг – друзья – дружба).

Приставка – знАчимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов и форм слов. Приставка состоит из одного звука или нескольких, как гласного, так и согласного (у-нёс, с-петь, по-розовел, при-вкус, сверх-герой). В слове можно найти более одной приставки: без-от-чётный, пере-с-читывать.

Каждая приставка имеет своё значение, может быть многозначной, к ней легко подобрать приставку-синоним или антоним.

Приставка бес- имеет значение отсутствия (бес-порядок, бес-конечность).

Приставка вы- имеет синоним по- (вы-мыть и по-мыть).

Приставка в- имеет антоним вы- (в-толкнуть – вы-толкнуть).

Есть даже приставки-омонимы: по-мёрзли, по-бежали, по-сидели, по-стирали.

Новые слова: не-счастье, ис-писать, бес-полезный.

Формы слова: наи-лучший, с-делать.

И по своему происхождению приставки бывают исконными и иноязычными: под-нести, контр-игра.

Суффикс – знАчимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов и форм слов. Одно слово иногда содержит несколько суффиксов: за-бол-е-ва-ем-ость. Некоторые суффиксы выступают в разных вариантах: буфет-чик, стеколь-щик.

Суффиксы, как и приставки, тоже обладают лексическим значением, есть многозначные суффиксы, есть суффиксы-синонимы и омонимы.

Суффиксы -ек, -ик обладают уменьшительно-ласкательным значением: орех – ореш-ек, дом – дом-ик.

Синонимические суффиксы: стакан-чик и газет-чик; учи-тель и выключа-тель.

Суффиксы-омонимы: свин-ин-а, солом-ин-а, голос-ин-а, царап-ин-а, шир-ин-а.

Новые слова: син-ев-а, дожд-лив-ый, капитан-ск-ий.

Формы слов: тиш-е, красив-ее, пе-ть, прыга-л, бежа-вш-ий, увиде-в.

Порядок разбора слова по составу

  1. Определить часть речи.
  2. Обозначить окончание слова (если есть).
  3. Выделить основу.
  4. Через ряд однокоренных слов найти корень слова, отметить чередование звуков.
  5. Установить приставку или приставки.
  6. Установить суффикс или суффиксы.

Образец разбора слова по составу

Переплетение – сущ. ед.ч., И.п., нет переплетени-я или переплетени-ем, окончание Е.

Основа «переплетени». Однокоренные слова: плету, плеть, плетешь. Корень «плет».

Приставка пере- служит для образования нового слова.

Суффикс -ени[j] служит для образования нового слова.

Пере-плет-ени-е.

Порозовел – глагол, прошедшее время, ед.ч., м.р., окончание нулевое.

Основа «порозове» (-л – формообразующий суффикс). Однокоренные слова: розовый, розоветь. Корень «роз».

Приставка по- обозначает начало действия, служит для образования нового слова.

Суффикс -ов- служит для образования нового слова.

Суффикс -е- служит для образования нового слова.

По-роз-ов-е-л Ø

Выполните разбор по составу следующих слов:

Побеседовать

Беспорядочный

Невосприимчивость

Избранный



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!