Наказание розгами в гимназии. Самые жестокие наказания в школах мира: за что наказывают школьников в разных странах

Фото из тайской книги Perfect English for Every Situation Lee Chan-seung

Я листала книгу, которая обещала тайцам научить их великолепному английскому для любой ситуации. На странице «Наказания в учебных заведениях» я остановилась. Чего там только ни было! Шлепки, щипки, удары кулаком и линейкой и, самое удивительное, прыжки зайцем! Вместе с этим в диалогах встретилось такое предложение: «Учитель, который применяет к ученику физические наказания, будет преследоваться в судебном порядке родителями ученика».

«Правда что ли?! - подумала я про разнообразие наказаний и ощутила негодование, будто это меня ущипнули. Потом перед глазами пронеслись часто наблюдаемые сцены воспитания тайских детей: взрослые не стесняясь шлепали их и по лицу, и по попе. - „Преследовать“, чин-чин?» - мысленно ввернула я тайское словечко, выражающее сомнение и требование подтвердить факт.

Описать ситуацию с наказаниями в тайских школах я попросила свою тайскую подругу.

Пурида (Супанбури, Таиланд)

А что наказания? Если ты себя ведешь правильно, тебе ничего не будет. Наказывали тех, кто плохо себя ведет. И правильно - в школе должна быть дисциплина. Я не вижу в этом большой проблемы в том, что учитель может тебя ударить. Мне попадало и по рукам, и по ушам, если я дралась или не слушала урок. Но ведь ребенок должен понимать, что ему можно, а что нельзя. Как объяснить ему по-другому, если он не понимает ни с первого, ни со второго раза?

Взрослых бить нельзя, тут я согласна. Но ребенку это полезно. Где граница между взрослым и ребенком? Думаю, лет в 12 уже можно ругать только словами.

В Таиланде телесные наказания в школах официально отменены с 2005 года. Наверное, прошел слишком маленький срок, чтобы сформировались новые взгляды и привычки. Пурида, например, училась в школе больше 30 лет назад.

Я решила поговорить с учителями из менее экзотических стран и выяснить их мнение насчет действенности наказаний в школах. И «если телесное наказание - часть нашего исторического педагогического арсенала, можно ли отказаться от части, не меняя целого?» (цитата из книги академика Игоря Кона «Бить или не бить?»). Какие методы остались современным учителям?

Россия

В России телесные наказания в школе запрещены с 1917 года. А запретив их, вопрос как бы сняли с повестки дня. В середине 80-х мы еще пригибали головы, чтобы не получить указкой, если удар предназначался соседу по парте. Робкое замечание «детей бить нельзя» встречало контрвопрос «а болтать на уроке можно?» Я чувствовала, что в ответе учительницы есть что-то неправильное, но не могла понять, что именно.
Потом мы выросли, и вот я утешаю плачущую однокурсницу, вернувшуюся с педагогической практики в школе - подростки зло посмеялись над ее ботинками с крашеным кроличьим мехом и пальто с пелериной. Возможно, именно из-за этих ботинок ее педагогический опыт завершился вместе с практикой, а мой отложился на много лет. Мы не знали, что делать с детьми, которые ничего не боятся и ни в грош не ставят учителя - на лекциях про это сказать забыли, а эксперименты на своей шкуре оказывались слишком болезненными.

Поэтому для разговора я выбрала уважаемых педагогов с большим стажем, настоящих профессионалов, любимых учениками. Какие меры воздействия они применяют? Легко ли им? Как они справляются?

Татьяна Игоревна Кедрова, учитель математики (Санкт-Петербург, Россия)

Когда я училась (1955-1965), особенно в младших и средних классах, достаточно большим авторитетом пользовались пионерская и комсомольская организации, прорабатывали. В совсем тяжелых случаях вызывали на педсовет, опять же говорильня. Совсем отмороженных потихоньку сплавляли куда-нибудь, например в «ремеслуху» - это училище типа ПТУ, можно было с 6-го класса.

Вообще, большая часть наказаний в школе и тогда, и теперь - это речи. Правда запомнился случай, когда в школу приехал настоящий суд, и человека из 8-го класса осудили на сколько-то лет колонии за квартирные кражи. Это было в 1985 году. Знаю, что бывало и рукоприкладство, но я этим не занималась.

Теперь лично о себе: кроме обычных воспитательных разговоров, раз я не разговаривала с человеком больше 3-4 месяцев, раз - не взяла в очередной поход, что для него было ценно. Но в принципе наказание чувствительно, только если оно наложено человеком, чье мнение ты ценишь. И по большому счету арсенал наказаний в современной школе убог, да и мало кто из детей переживает наказание, большинству все до фени.

Франция

Во Франции телесные наказания в школах считаются неприемлемыми настолько давно, что точной даты найти не удается. Называют 1887 год.

Патрик Дюво, учитель физкультуры во французской школе (Паттайя, Таиланд)

Я не помню на самом деле наказаний, кроме стояния в углу несколько минут. Авторитет учителя был достаточным. Он бросал свою линейку на нас со своего места за столом, если мы не слушали.

Я думаю, 50 лет назад учитель мог дать ученику пощечину. Он вызывал родителей, и родители давали еще одну. А теперь родители дают пощечины учителям. Изменился способ воспитания детей. Дети теперь - это дети-короли. Меня это огорчает.

Единственным наказанием, которое было эффективным для меня, но это не в школе - лишение футбола.

Через несколько дней после ответов на вопросы Патрик прислал мне картинку, на ней был изображен мальчик, стоящий в углу. Картинку сопровождал такой текст: «Лучше 5 минут в углу, чем 5 лет в тюрьме. Воспитывайте сейчас, чтобы не приходилось перевоспитывать потом». От Патрика шла приписка, что пятнадцатилетние подростки уже никого не хотят слушать, и поэтому он предпочитает работать с малышами.

Возможно, с малышами и вправду легче. Однако, я знаю, что в школе Патрика обожают дети всех возрастов. А крайняя мера в виде лишения занятий в секции - футбола, гольфа, бадминтона или плавания - действует так же эффективно, как действовала в его детстве.

Патрик с учениками, надпись на плакатах «Лучший тренер»

Венгрия

Венгрия - одна из 50 стран, где запрещены телесные наказания не только в школе, но и дома.

Дьёрди Ковеши, учитель этики, латинского и русского языков в гимназии (Будапешт, Венгрия)

В мои школьные годы (1963–1975) были физические наказания, но не экстремально грубые: били по рукам линейкой, могли дать подзатыльник или дернуть за ухо. Класса до 8-го. В старших классах только воспитательные беседы. Ученики уже могут выглядеть сильнее педагогов, и ситуация может выйти из-под контроля, возможно, в этом дело.

Наказание линейкой по-венгерски: а я-то думала, пальцы надо вытягивать

Унижать словами - часто. Или переписывать 100 раз текст «Я не буду говорить грубые слова». Это сохранилось и сегодня. Как и устроить внеочередную контрольную во время урока - болтал кто-то, а наказывают всех.

Я не знаю действенных наказаний. Никаких. Чтобы в классе был порядок, ты должен развлекать аудиторию и быть интересным, давать ученикам достаточно задач, чтобы они все время были заняты. Именно от этого я устала: нет сил быть оригинальным актером и при этом стараться пройти материал: спрягать латинские глаголы, решать грамматические задачи, делать упражнения. Это скучно, это работа.

Если ученики не сдают экзамена по твоему предмету, у них нет личной заинтересованности. Да, они любят, когда урок построен в форме дискуссии, с просмотром фильма, когда можно разговаривать и спорить. Но каждый день это невозможно.

Дети привыкли добывать информацию через картинку, через видео. Им нужны сильные эффекты, они отвыкают читать длинные предложения. А мы, учителя, не можем с этим смириться. Хотим, чтобы они читали, представляли, думали, задумывались. Но это утомляет. Им нравится легко и быстро получать весь мир.

Что способствовало тому, что наказания изменились? Демократические процессы, их не остановишь. Изменились идеалы - ребенок теперь не ниже взрослого. Подход к общению и воспитанию стал более гуманистическим. Я согласна быть с учениками, как с партнерами. Но для меня знание, наука - это нечто чудесное. Мое поколение относится к получению знаний по-другому: мы уважаем науку, поклоняемся ей. Современные ученики ничему не поклоняются, они хотят только результат - другое неважно.

Молодые учителя тоже недовольны. Они близки по возрасту к своим ученикам, они должны были бы понимать их. Но им тоже не удается найти подходящих педагогических методов. Много уроков проходит со страданием как учителей, так и учеников.

Цитируя книгу Кона «Бить или не бить?»: «За „кризисом телесного наказания“ стоит гораздо более емкий кризис авторитарного воспитания, и что с ним делать - общество не знает».

Похоже, с наказаниями нет универсального решения, и каждый учитель ищет свой путь. Мне жаль, что книга не дает явного ответа на вопрос, поставленный в ее названии. А главное - что делать и как поступать, если хотеть жить по совести и гуманистическим принципам?

Куда как лучше прочитать «Не бить!» и дальше список из десяти пунктов, чем это заменить. Куда как лучше иметь инструкцию. Как на последней страничке меню в кафе: разбил посуду - возместил в десятикратном размере, нагрубил официантке - оказался на улице.
Но вместо этого приходится искать ответ для каждой ситуации:
- кишка тонка и боюсь не справиться с большим классом - создам студию с маленькими группами;
- дети живые и готовы беситься - готовлю занятия так, чтобы интерес узнать, а что же будет дальше, перевешивал;
- если не получается, перечитываю книги по психологии, чтобы понять, где прокол.
И чем больше я думаю о выгорании и дисциплинарных мерах, тем больше ценю тех учителей, кто не ломает детские характеры и при этом умеет держать все под контролем.

Возвращаясь к Таиланду: дисциплина в здешних школах поражает, ежедневно учителя с легкостью выстраивают огромные, по 40 человек, классы, чтобы высказать слова почтения Будде. И пока дети ждут начала, они болтают, играют, сидя на земле, но без криков и безобразий.

Ученики сидят на земле в ожидании, пока школа соберется на молитву

Кажется, что учителя не прикладывают особенных усилий, чтобы поддержать дисциплину. Возможно, свою роль играет тот факт, что детей приучают к школьным порядкам с четырех лет. Но я подписываю перевод к картинкам - «щипать», «приказывать» и «удар кулаком» - и не знаю, чему верить больше.

Впрочем, и в Таиланде не все готовы платить такую цену за дисциплину - изменения в тайских школах происходят не без вмешательства повзрослевших учеников и прогрессивно мыслящих учителей.
Болтуна, который не внял замечанию дежурного учителя и не замолчал, наказали так: всю молитву он стоял, в то время как другие сидели.

Телесные наказания в американских школах November 23rd, 2014

В то время, как все прогрессивное человечество возмущено варварскими антигейскими российскими законами, запрещающими пропаганду гомосексуальности в школах, а в ынтырнетах ведутся дискуссии, надо ли лишать родительских прав за шлепок, как-то остается незамеченным и не обсуждаемым один удивительный факт.

В цитадели демократии и главного борца за права человека до сих пор во многих школах применяются телесные наказания. По отношению к школьникам. Да, это не шутка. Еще раз. Не времена Тома Сойера, самая нынешняя современность. В девятнадцати штатах (из пятидесяти) до сих пор разрешены телесные наказания в государственных школах. И только в двух штатах телесные наказания официально запрещены даже в частных школах.

Прошу учесть, что это - не из разряда идиотских недействующих, хоть и вполне реальных законов, гуляющих по юмористическим сайтам, как например, что муж не может колотить жену палкой, диаметр которой больше толщины его большого пальца на руке, или запрещается приходить в театр со львами. Это абсолютно реально и работает. Информации мало, еще меньше ее по самому недавнему прошлому и настоящему. Справедливости ради стоит отметить, что количество телесных наказаний сокращается из года в год. Но ему еще пока далеко до нуля.

Согласно департаменту образования, 200,000 школьников были подвергнуты телесным наказаниям в 2009-10 гг. в государственных общеобразовательных школах:

State Number of students receiving CP Percentage of total students
Alabama 29,956 4.0%
Arizona 879 0.1%
Arkansas 24,490 5.2%
Florida 4,256 0.2%
Georgia 15,944 1.0%
Indiana 524 0.1%
Kansas 225 0.1%
Kentucky 1,284 0.2%
Louisiana 10,201 1.5%
Mississippi 41,130 8.4%
Missouri 4,984 0.6%
North Carolina 1,062 0.1%
Oklahoma 11,135 1.7%
South Carolina 765 0.1%
Tennessee 16,603 1.7%
Texas 36,752 0.8%
http://www.corpun.com/counuss.htm
То есть в штате Миссиссиппи более восьми процентов, в Алабаме - 4 %. Столько школьников испытали на себе эту процедуру хотя бы один раз за учебный год.
Более свежих данных найти не удалось.

Говоря о телесных наказаниях, чаще всего имеют в виду паддлинг , удары специальной деревянной палкой-шлепалкой, похожей на лопатку или весло.

В наши дни экзекуция чаще всего происходит в закрытой обстановке в кабинете директора школы. Она производится одетому ученику, но содержимое карманов должно быть предварительнот удалено. Обычно назначается два-три удара. Наказываемый стоит, нагнувшись и уперев руки в колени, но бывают предусмотрены и другие позы.

До сих пор сомневающимся, что такое возможно в современном обществе, предлагаю посмотреть короткий ролик. Как легко убедиться, дело происходит в классе, при остальных учениках, под их смачное улюлюканье. Заметьте, действие происходит на фоне американских флагов, что символизирует государственное одобрение происходящего. Наказуемые девочки кривляются, визжат. Наверное, срабатывает психологическая защита: насилие проще пережить, если относиться к нему как к шутке:

И еще несколько роликов из того же источника, датированные этим и прошлым годом.

Большинство школ имеет детальные правила, по которым проводятся такие церемонии, и эти правила напечатаны в школьных руководствах для учеников и их родителей. Нередко телесные наказания в школах США становятся вопросом выбора ученика или его родителей, по правилам или фактически. Иногда они не применяются, если родители прямо не разрешили их. В других школах, наоборот, ученики наказываются телесно, если родители не запретили это явно. По статистике, цветные дети подвергаются наказанию чаще белых, мальчики - чаще девочек, в сельских школах - чаще чем в городских. Ученикам старших классов наказание может проводить лишь сотрудник школы того же пола, чтобы не было сексуального абьюза. Иногда удары настолько сильны, что требуется медицинская помощь.

Показательный прецедент случился во Флориде в В 1977 году. Верховный Суд США оправдал работников школы. Суть дела состояла в жалобе родителей двух учеников, один из которых получил 20 ударов палкой за слишком медленный выход из аудитории после приказа учителя. Другого ученика побили 4 раза в течение 20-дневного периода за опоздания в школу. В обоих случаях наказания были настолько суровыми, что закончились поездкой в госпиталь.


До недавнего времени в общественном укладе многих стран считалось, что родительская любовь состоит в строгом отношении к детям, а любое телесное наказание подразумевало пользу для самого ребенка. И вплоть до начала ХХ века порка розгами была обыденным делом, а в некоторых странах и до конца столетия это наказание имело место. И что примечательно у каждой народности своя национальная методика порки, выработанная веками: в Китае - бамбук, в Персии – плеть, в России – розги, а в Англии – палка. Шотландцы же предпочитали ремень и угревую кожу.

Один из известных общественных деятелей России говорил: «Вся жизнь народа проходила под вечным страхом истязания: пороли родители дома, порол учитель в школе, порол помещик на конюшне, пороли хозяева ремесел, пороли офицеры, становые, волостные судьи, казаки».


Порка крестьянина

Розги, будучи средствами воспитания в учебных заведениях, находились замоченными в кадке, установленной в конце класса и всегда были готовы к применению. За различные детские шалости и провинность было четко предусмотрено определенное количество ударов розгами.

Английская "методика" воспитания розгами


Наказание за провину.

Народная английская пословица гласит: "Пожалеешь палку – испортишь дитя". Палок на детей в Англии действительно никогда не жалели. Чтобы оправдать применение телесных наказаний в отношении детей, англичане часто ссылались на Библию, в особенности на притчи Соломона.


Приспособления для порки. / Разновидность розг.

Относительно же знаменитых итонских розг ХIХ века, то они вселяли жуткий страх в сердца учеников. Это была метелка из пучка толстых прутьев, прикрепленных к ручке длиною в метр. Заготовку таких розг проводил директорский слуга, каждое утро приносивший в школу целую охапку. Деревьев на это изводилось огромное множество, но как считалось игра - стоила свеч.

Порка розгами

За простые провинности, ученику регламентировалось 6 ударов, за серьезные проступки их число увеличивалось. Секли иногда до крови, а следы от ударов не сходили неделями.


Порка учениц.

Провинившихся же девочек в английских школах ХIХ века секли гораздо реже, чем мальчиков. В основном их били по рукам или плечам, лишь в очень редких случаях с воспитанниц снимали панталоны. В исправительных же школах для "трудных" девочек с большим усердием применяли розги, трость и ремень-тоуз.


Профилактическая порка учеников.

И что примечательно: телесные наказания в государственных школах Британии были категорически запрещены Европейским судом в Страсбурге, вы не поверите, лишь в 1987 году. Частные же школы еще 6 лет после этого прибегали к телесным наказаниям учеников.

Традиция суровых наказаний детей на Руси

Много веков в России массово практиковались телесные наказания. Причем если в рабоче-крестьянских семьях родители могли запросто накинуться на ребенка с кулаками, то детишек из среднего класса чинно секли розгами. В качестве средств воспитания также применялись трости, щетки, тапки и все на что была способна родительская изобретательность. Частенько в обязанности нянек и гувернанток входило сечь своих воспитанников. В некоторых же семьях папаши "воспитывали" своих детишек сами.


Порка гувернантками отпрыска дворянской семьи.

Наказание детей розгами в учебных учреждениях практиковалось повсеместно. Били не только за провинности, но и просто в «профилактических целях». А учащихся элитных учебных заведений били еще посильнее и почаще, нежели тех, кто посещал школу в родной деревне.

И что совсем шокирует, так это то, что родители за свое изуверство подвергались наказанию лишь в тех случаях, если случайно убивали своих детей в процессе "воспитания". За это преступление они приговаривались к году тюрьмы и церковному покаянию. И это при том, что за любое другое убийство без смягчающих обстоятельств полагалась в то время смертная казнь. Из всего этого следовало, что мягкое наказание родителям за их преступление способствовало развитию детоубийства.

"За одного битого - семь небитых дают"

Высшая аристократическая знать совсем не гнушалась чинить рукоприкладство и пороть своих детей розгами. Это было нормой поведения в отношении отпрысков даже в царских семьях.


Император Николай I.

Так к примеру, будущего императора Николая I, также как и его малолетних братьев, их наставник генерал Ламсдорф порол нещадно. Розгами, линейками, ружейными шомполами. Иногда в ярости он мог схватить великого князя за грудь и стукнуть об стену так, что тот лишался чувств. И что было ужасным, что это не только не скрывалось, но и записывалось им в ежедневный журнал.


Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев.

Иван Тургенев вспоминал о жестокости матери, поровшей его до самого совершеннолетия, сетуя на то, что часто он и сам не знал, за что бывал наказан: «Драли меня за всякие пустяки, чуть не каждый день. Раз одна приживалка донесла на меня моей матери. Мать без всякого суда и расправы тотчас же начала меня сечь, - и секла собственными руками, и на все мои мольбы сказать, за что меня так наказывают, приговаривала: сам знаешь, сам должен знать, сам догадайся, сам догадайся, за что я секу тебя!»

Телесным наказаниям подвергались в детстве Афанасий Фет и Николай Некрасов.


Федор Сологуб(Тетерников). / Максим Горький.(Пешков).

О том как был бит до потери сознания маленький Алеша Пешков, будущий пролетарский писатель Горький, известно из его повести «Детство». А судьба Феди Тетерникова, ставшего поэтом и прозаиком Федором Сологубом, полна трагизма, так как в детстве был нещадно бит и «прикипел» к битью так, что физическая боль стала для него лекарством от боли душевной.


Мария и Наталья Пушкины - дочери русского поэта.

Жена Пушкина - Наталья Гончарова, никогда не интересовавшаяся стихами мужа, была строгой матерью. Воспитывая в дочерях чрезвычайную скромность и повиновение, за малейшую провиность безжалостно хлестала их по щекам. Сама же будучи обворожительно красивой и выросшая на детских страхах, так и не смогла блистать в свете.


Императрица Екатерина II. / Император Александр II.

Опережая время, еще при своем правлении Екатерина II в своем труде "Наставление к воспитанию внуков", призывала отказаться от насилия. Но лишь во второй четверти XIX столетия взгляды на воспитание детей стали серьезно меняться. И в 1864 году при правлении Александра II появился «Указ об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений». Но в те времена пороть учеников считалось настолько естественным, что подобный указ императора многими воспринялся как слишком либеральный.


Лев Толстой.

За отмену телесных наказаний выступал граф Лев Толстой. Осенью 1859-го он открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей и заявил, что "школа бесплатная и розг в ней не будет". А в 1895-м написал статью «Стыдно», в которой протестовал против телесных наказаний крестьян.

Эта пытка официально была отменена лишь в 1904 году. В наши дни в России официально наказания запрещены, однако в семьях рукоприкладство нередко, а отцовского ремня или розги по-прежнему боятся тысячи малышей. Так розга, начав историю с Древнего Рима, живет и в наши дни.

Оправдывая применение телесных наказаний в отношении детей и преступников, англичане XIX века ссылались на Библию. Разумеется, не на те эпизоды, где Христос проповедовал любовь к ближнему и просил апостолов пустить к нему детей. Гораздо больше сторонникам порки нравились притчи Соломона. Помимо всего прочего, там содержатся и следующие сентенции:

«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его (23:24).

Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его (19:18).

Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней (23: 13–14).

Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него (22:15)».

Все доводы о том, что притчи Соломона не стоит воспринимать так уж буквально, а упоминаемая там розга - это, возможно, метафора, а не пучок прутьев, сторонники телесных наказаний игнорировали. В 1904 году вице-адмирал Пенроуз Фитцджеральд вступил в полемику с драматургом Джорджем Бернардом Шоу, яростным противником подобных унижений. Предметом спора стали карательные меры во флоте. Адмирал закидал Шоу цитатами из Соломона. На это Шоу отвечал, что как следует изучил биографию мудреца, а также отношения в его семье. Картина вырисовывалась невеселая: к концу жизни Соломон впал в идолопоклонство, а его хорошо выпоротый сын так и не сумел сохранить отцовские земли. По мнению Шоу, пример Соломона как раз и является лучшим аргументом против воплощения его принципов воспитания в жизнь.

Помимо притч, у сторонников порки была еще одна любимая поговорка - «Spare the rod and spoil the child» («Пожалеешь розгу - испортишь ребенка»). Мало кто знал, откуда она вообще появилась. Считалось, что тоже откуда-то из Библии. Там же много всего написано, наверняка и эта поговорка затесалась. Где-нибудь. На самом же деле, это цитата из сатирической поэмы Сэмюэля Батлера «Гудибрас», опубликованной в 1664 году. В одном из эпизодов дама требует от рыцаря, чтобы он принял порку в качестве испытания любви. После уговоров, она сообщает рыцарю следующее: «Love is a boy, by poets styled/ Then spare the rod and spoil the child» (Любовь - это мальчишка, созданный поэтами/ Пожалеешь розгу - испортишь дитя). В данном контексте упоминание порки скорее связано с эротическими игрищами и, вероятно, с пародией на религиозных флагеллянтов, т. е. любителей самобичевания. По крайней мере, сама идея преподносится в насмешливом ключе. Кто бы мог подумать, что суровые мужья от образования будут цитировать шутливые вирши?

Розги в Итоне. Рисунок из «Английского иллюстрированного журнала». 1885


У себя дома эти господа, не колеблясь, следовали указаниям Соломона в том виде, в котором их понимали. Если в рабочих семьях родители попросту кидались на ребенка с кулаками, детишек из среднего класса чинно секли розгами. В качестве орудия наказания могли применяться и трости, щетки для волос, тапки и так далее в зависимости от родительской изобретательности. Детишкам доставалось и от нянек с гувернантками. Далеко не в каждом доме гувернанткам позволяли бить своих воспитанников - некоторые в таких случаях призывали на помощь папаш, но там, где позволяли, они лютовали по-настоящему. Например, некая леди Энн Хилл так вспоминала свою первую няньку: «Один из моих братьев до сих пор помнит, как она уложила меня к себе на колени, когда я еще носила длинную рубашку (тогда мне было от силы 8 месяцев) и со всей силы била меня по заду щеткой для волос. Это продолжалось и когда я стала старше». Няня лорда Джорджа Кёрзона была настоящей садисткой: однажды она приказала мальчику написать письмо дворецкому с просьбой подготовить для него розги, а потом попросила дворецкого зачитать это письмо перед всеми слугами в людской.

В 1889 году разразился скандал, связанный с жестокостью гувернантки. В английских газетах нередко встречались объявления вроде: «Холостяк с двумя сыновьями ищет строгую гувернантку, которая не погнушается поркой» и дальше в том же развеселом духе. По большей части так развлекались садомазохисты в эпоху, когда не было еще ни чатов, ни форумов специфической направленности. Каково же было удивление читателей «Таймс», когда одно из этих объявлений оказалось подлинным!

Некая миссис Уолтер из Клифтона предлагала свои услуги в воспитании и обучении неуправляемых девочек. Предоставляла она и брошюрки по воспитанию молодежи, по шиллингу за штуку. Редактор «Таймс», где и было опубликовано объявление, уговорил свою знакомую связаться с загадочной миссис Уолтер. Интересно было разузнать, как именно она воспитывает молодежь. Находчивая леди написала, что ее малолетняя дочь совсем от рук отбилась, и попросила совета. Воспитательница поверила. Сообщив свое полное имя, миссис Уолтер Смит, она предложила взять девочку к себе в школу за 100 фунтов в год и как следует ее там обработать. Более того, она готова была показать рекомендательные письма от духовенства, аристократов, высоких военных чинов. Вместе с ответом миссис Смит прислала и брошюрку, где описывала свой метод воздействия на неуправляемых девиц. Так красочно описывала, что, за неимением другого дохода, она могла бы писать садомазохистские романы. Как жаль, что именно эта идея не постучалась ей в голову!

Журналистка решила встретиться с ней лично. Во время интервью, миссис Смит, высокая и крепкая дама, сообщила, что в ее академии есть и двадцатилетние девицы, причем одной из них пару недель назад она нанесла 15 ударов розгой. При необходимости воспитательница могла приехать и на дом. Например, к тем особам, которые нуждались в дозе английского воспитания, а матери-ехидны никак не могли организовать им порку своими силами. Будучи дамой пунктуальной, все свои встречи она заносила в записную книжку. За прием брала 2 гинеи, как настоящий профессионал (оплату в гинеях требовали врачи и адвокаты, тогда как народ попроще получал фунты и шиллинги). Судя по всему, среди ее клиентов было немало мазохистов.

Как только интервью с миссис Смит было опубликовано, в редакцию хлынул поток писем. Громче всех надрывались те дамы и господа, которых добрая гувернантка упомянула среди своих поручителей. Выяснилось, что миссис Смит была вдовой пастора, бывшего директора Школы Всех Святых в Клифтоне. После его смерти миссис Смит открыла школу для девочек и попросила у знакомых рекомендательные письма. Те с радостью согласились. Потом все как один уверяли, что знать не знали и ведать не ведали про воспитательные методы миссис Смит. Открестилась от нее и бакалейщица миссис Клапп, которая, судя по брошюрке, поставляла ей розги. Таким образом, хотя многие англичане и поддерживали порку, связываться с такой скандальной и откровенно неприличной историей никому не хотелось. Да и к наказаниям девочек относились с куда меньшим энтузиазмом, чем к наказаниям мальчиков.

Телесные наказания были распространены как дома, так и в школах. Нелегко отыскать средневековую гравюру с изображением школьной тематики, где учитель не держал бы в руках то или иное орудие наказания. Такое впечатление, что весь учебный процесс сводился именно к ним. В XIX веке дела обстояли не многим лучше. Учеников элитных учебных заведений били не в пример сильнее и чаще, чем тех, кто посещал школу в родной деревне. Особый случай - исправительные школы для юных правонарушителей, где условия были просто кошмарными, Комиссии, инспектировавшие такие заведения, а также школы при тюрьмах, упоминали о различных злоупотреблениях, о чересчур тяжелых тростях, а также розгах из терновника.

Одной из самых престижных школ в Англии, если не самой престижной, в XIX веке был Итон - пансион для мальчиков, основанный еще в XV веке. Итонский колледж воплощал суровое английское воспитание. В зависимости от объема знаний учеников определяли в Младшее или Старшее отделение (Lower/Upper School). Если предварительно мальчики занимались с репетитором или прошли подготовительную школу, они попадали в Старшее отделение. В Младшее поступали ученики, еще не достигшие 12 лет, но иногда случалось, что и взрослого парнишку заносило в Младшее отделение, что было особенно унизительно. При поступлении в колледж ученик попадал под опеку наставника (tutor), в апартаментах которого проживал и под началом которого обучался. Наставник был одним из учителей в колледже и надзирал в среднем за 40 учениками. Вопрос об оплате родители решали напрямую с наставником.

Поскольку наставник фактически выступал в роли опекуна по отношению к ученику, он же имел право его наказывать. Для проведения наказаний учителя обращались за помощью и к старшим ученикам. Так, в 1840-х на 700 учеников в Итоне приходилось всего 17 учителей, так что старосты были просто необходимы. Таким образом, старшие ученики могли официально бить младших. Естественно, санкционированными порками дело не обходилось, имела место и дедовщина. Один из выпускников Итона впоследствии вспоминал, как старшеклассник принялся избивать его друга прямо во время ужина, колотил по лицу и голове, в то время как остальные старшеклассники, как ни в чем не бывало, продолжали трапезу. Таких происшествий было великое множество.

Имела место и квазифеодальная система под названием fagging. Ученик из младших классов поступал в услужение к старшекласснику - приносил ему завтрак и чай, зажигал камин и, если потребуется, мог сбегать в табачную лавку, хотя такие эскапады сурово карались. Этакие сеньор и вассал в миниатюре. В обмен на услуги старшеклассник должен был защищать своего подчиненного, но детскую жестокость никто не отменял, так что старшие ученики часто вымещали свои обиды на младших. Тем более что обид накапливалось немало.



Ученик частной школы. На заднем плане его «слуга» готовит ему чай. Карикатура из журнала «Панч». 1858


Жизнь в Итоне была не сахар даже для старшеклассников, даже для детей из богатых семей. Подвергнуться порке могли и 18–20-летние юноши, завтрашние выпускники - фактически, молодые мужчины. Для них наказание было особенно унизительным, учитывая его публичный характер. Итонские розги напоминали метелку с ручкой длиною в метр и пучком толстых прутьев на конце. Заготавливал розги директорский слуга, каждое утро приносивший их в школу целую дюжину. Иногда ему приходилось пополнять запас в течение дня. За обычные провинности ученик получал 6 ударов, за более серьезные проступки их число возрастало. Секли в Итоне всегда по обнаженным ягодицам, и в зависимости от силы удара на коже могла выступать кровь, а следы от порки не проходили неделями. Розга была символом Итона, но в 1911 году директор Литтелтон совершил святотатство - упразднил розгу в Старшем отделении, заменив ее тростью. Бывшие ученики пришли в ужас и наперебой уверяли, что теперь английская система образования покатится в тартарары. Родную школу без розог они просто не могли вообразить!

Как в Младшем, так и в Старшем отделении, экзекуции были публичными. Любой из учеников мог на них присутствовать. В этом, собственно, и заключался эффект наказания - чтобы одним махом напугать как можно больше учеников. Другое дело, что итонцы приходили на порки как на шоу, скорее злорадствовать, чем на ус мотать. Ученики, которых никогда не наказывали дома, трепетали от такого зрелища, но и они вскоре привыкали. Судя по воспоминаниям выпускников, со временем они переставали бояться или даже стыдиться наказания. Выдержать его без криков было своего рода бравадой.

Посылая сыновей в Итон, родители отлично знали, что порки их отпрыскам не избежать. В этом плане интересно происшествие с мистером Морганом Томасом из Сассекса в 1850-х. Когда его сыну, ученику Итона, исполнилось 14 лет, мистер Томас заявил, что отныне он не должен подвергаться телесным наказаниям. Эту радостную новость он сообщил сыну «с глазу на глаз», администрация колледжа ничего не знала об его распоряжениях. Четыре года юный Томас протянул без серьезных нарушений. Но когда 18-летнего юношу заподозрили в курении и приговорили к розгам, тогда-то он и открыл своему наставнику, что отец запретил ему подчиняться итонским правилам. Директор не стал писать отцу ученика и просто исключил юного Томаса за неповиновение. Разозленный мистер Томас затеял кампанию в прессе с целью отмены телесных наказаний в Итоне. Ведь, согласно парламентскому акту от 1847 года, преступников старше 14 лет запрещено было пороть розгами (на протяжении всего XIX века, эти правила менялись, становясь то мягче, то жестче). Но если закон щадил зады юных правонарушителей, почему же можно было сечь 18-летних джентльменов? К сожалению, отец так ничего и не добился.

Время от времени, вспыхивали и другие скандалы, связанные с жестокостью в школах. Например, в 1854 году староста в школе Хэрроу нанес другому ученику 31 удар тростью, вследствие чего мальчику понадобилась медицинская помощь. Об этом происшествии раструбили в «Таймс», но никаких последствий скандал не повлек. В 1874 году преподобный Мосс, директор школы в Шрусберри, нанес ученику 88 ударов розгами. По свидетельству врача, осмотревшего мальчика через 10 дней после происшествия, его тело было покрыто рубцами. Невероятнее всего то, что о жестокости директора читатели «Таймс» узнали из его же письма! Раздосадованный Мосс написал в газету, жалуясь, что отец мальчишки растрезвонил о наказании на всю округу. Как будто что-то серьезное произошло! Обычное же дело. Разумеется, директора с должности не сняли, лишь попросили впредь считаться с общественным мнением и не наказывать учеников столь сурово.

Настоящим адом на земле была школа-интернат Крайстс Хоспитал (Christ’s Hospital) в Лондоне. После того как в 1877 году 12-летний ученик Уильям Гиббз повесился, не выдержав издевательств, школа попала в поле зрения парламента. Выяснилось, что с восьми вечера до восьми утра никто из учителей не присматривал за воспитанниками. Власть была сосредоточена в руках старост, а те творили, что хотели. У Уильяма Гиббза был конфликт с одним из старост. Мальчик уже сбегал из школы однажды, но его вернули и жестоко высекли. А когда и повторный побег не увенчался успехом, Уильям предпочел самоубийство еще одному унижению. Вердикт врача - «самоубийство в состоянии временного помешательства». Порядки в школе остались прежними.

Нужно отметить, что телесные наказания в английских государственных школах, а также в частных школах, получающих государственные субсидии, запретили лишь в 1987 (!) году. В оставшихся частных школах телесные наказания отменили еще позже: в 1999 году - в Англии и Уэльсе, в 2000 году - в Шотландии, и в 2003 - в Северной Ирландии.

Несмотря на заверения порнографов, девочек в английских школах XIX века секли гораздо реже, чем мальчишек. По крайней мере, это относится к девочкам из среднего класса и выше. Несколько иной была ситуация в школах для бедных и в приютах. Судя по отчету 1896 года, в исправительных школах для девочек применяли розги, трость и ремень-тоуз. По большей части девочек били по рукам или плечам.

Хотя девочкам доставалось в школах гораздо меньше, чем мальчишкам, женские пансионы тоже порою ужасали. Любой, кто хоть раз читал роман Шарлотты Бронте «Джейн Эйр», запомнил мрачный приют Ловуд, где над смиренной Элен Бернс издевалась учительница мисс Скетчард. Прототипом Ловуда стала школа для дочерей духовенства в Кован Бридж, Ланкашир, которую посещали сестры Бронте. Школа была рассчитана на дочерей обедневших священников, не имевших возможности нанять дочерям гувернантку или отправить их в пансион подороже. Именно из финансовых соображений Патрик Бронте, отец будущих писательниц, остановил свой выбор на Кован Бридж.




Кован Бридж. Рисунок из книги Дж. Э. Стюарта «Край Бронте». 1888


Ученицам преподавали правописание, арифметику, историю, грамматику, вышивание и домоводство. Обучение каждой девочки, включая проживание и стол, стоило родителям 14 фунтов в год (за рисование, музыку и иностранные языки приходилось доплачивать), однако эта сумма не покрывала все расходы, и оставшийся бюджет добирали у филантропов. Увы, бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и то же самое относится к сыру дешевому. Однако Патрик Бронте счел школу удовлетворительной и в июле 1824 года отправил туда старших дочерей, 11-летнюю Марию и 10-летнюю Элизабет. Осенью того же года к ним присоединились 8-летняя Шарлотта и 7-летняя Эмили.

Школу в Кован Бридж возглавлял богатый священник Уильям Карус Уилсон. Элизабет Гаскелл, биограф Шарлотты Бронте, подчеркивает его благие намерения, обвиняя во всех упущениях недобросовестный персонал. Как бы то ни было, человеколюбивому мистеру Уилсону следовало бы заботиться не только о духовном росте учениц, но и об их питании. Еда в школе была кошмарной: девочки давились подгоревшей овсянкой, прокисшим молоком, гнилым мясом и прогорклым жиром. Рисовые пудинги тоже подкачали, ведь для варки риса кухарка брала застоявшуюся воду из водосточной бочки. А по субботам учениц ожидало настоящее пиршество - пирог из картофеля и мясных ошметков. Привыкшие к простой, но здоровой пище, девочки выходили из-за стола голодными.

Сестры Бронте едва успели оправиться от кори, но в Кован Бридж их поджидали ледяные каменные полы в спальнях и промозглые классные комнаты. Каждое воскресенье ученицам приходилось идти 3 км до церкви в Тансталле, чтобы послушать проповедь своего благодетеля мистера Уилсона. Летом прогулка была приятной, зато в непогоду она становилась настоящим мучением, особенно для голодных и простуженных детей.

Маленькую Шарлотту на всю жизнь потрясло увиденное в школе Кован Бридж. После смерти матери Мария Бронте взяла на себя заботу о младших братьях и сестрах, но в школе добрую и трудолюбивую девочку невзлюбила одна из учительниц, прообраз мисс Скетчард. Придиркам и наказаниям не было конца. Однажды Мария так разболелась, что едва могла подняться с постели, и ученицы пообещали рассказать о ее болезни директрисе - быть может, Марии будет позволено провести день в спальне. Но девочка так боялась гнева учительницы, что начала одеваться, хотя и очень медленно. В этот момент в спальню влетела «мисс Скетчард», сдернула Марию с постели и со всей силы швырнула на пол, продолжая ругать ее за неряшливость и лень. С трудом поднявшись, Мария все же сумела одеться и спустилась в столовую, где ее тут же наказали за опоздание.

Весной 1825 года Мария ослабела настолько, что Патрику Бронте пришлось забрать ее домой, где 6 мая она скончалась от туберкулеза. А когда месяц спустя вслед за ней отправилась и Элизабет, убитый горем отец увез из Кован Бридж Шарлотту с Эмили. Но память о пережитом осталась с ними навсегда.

Правительство Великобритании в ответ на лондонские беспорядки намерено разрешить жесткие методы воспитания детей в школах, в том числе применение физической силы для наказания непослушных школьников, пишет газета Guardian.

Министр образования Майкл Гоув заявил, что надо отменить правило, по которому учителя должны фиксировать каждый случай использования физической силы против недисциплинированных учеников, и это поможет "восстановить авторитет взрослых" после беспорядков в Лондоне.
Выступая в академии Дюранд в Стоквелле, к югу от Лондона, Гоув сказал, что школьные правила ограничивали использование учителями физических наказаний.

"Позвольте мне быть предельно ясным. Если какой-то родитель теперь слышит в школе: "Извините, мы не имеем права физически трогать студентов", то эта школа не права. Просто не права. Правила игры поменялись", - заявил министр.
Он также сообщил, что хотел бы привлечь больше мужчин на работу в школу в качестве учителей, особенно в начальных классах, чтобы они могли бы продемонстрировать силу.

Правительство планирует начать этой осенью программу по привлечению бывших военнослужащих в школы.
(отсюда).

Что ж, после того, что вытворяли "детишки" этим летом во ввремя погромов в британских городах - как-то можно понять...
А вот нтересно, ЧТО написали бы в нашихи зарубежных СМИ, если бы в российских школах стали бы вводить наказание розгами?

А вот еще о телесных наказаниях в британских школах - из истории вопроса.

Справка:
В Великобритании в государственных школах и частных школах, где государству принадлежит хотя бы доля капитала, телесные наказания с 1987 года поставлены парламентом вне закона. В других частных школах такие наказания были запрещены в 1999 году (Англия и Уэльс), 2000 (Шотландия) и 2003 (Северная Ирландия). В 1993 году Европейский суд по правам человека слушал дело Костелло-Робертс против Великобритании и постановил 5-ю голосами против 4-х, что нанесение семилетнему мальчику трёх ударов кедом сквозь штаны не было запрещённым унизительным обращением.
Орудием наказания во многих государственных и частных школах Англии и Уэльса была гибкая ротанговая трость, используемая для ударов по рукам или (особенно в случае мальчиков) по ягодицам. В качестве менее формальной альтернативы широко использовалось битьё тапочком. В некоторых английских городах вместо трости применялся ремень.
В Шотландии кожаная лента с ручкой тоуси применяемая для ударов по кистям рук, была универсальным орудием в государственных школах, но некоторые частные школы предпочитали трость.
Спустя более чем 20 лет после запрета в государственных школах существует заметное расхождение по взглядах на проблему телесных наказаний. Опрос 2008 года 6,162 британских учителей, проведённый Times Educational Supplement установил, что каждый пятый учитель и 22 % учителей в средних школах хотели бы вернуть практику использования трости в крайних случаях. В то же время правительственное исследование показало, что многие британцы верят, что отмена телесных наказаний в школах стала значимым фактором, обусловившим заметное общее ухудшение поведения детей.

Guide to LEAs" Corporal Punishment Regulations in England and Wales, Society of Teachers Opposed to Physical Punishment, Croydon, 1979.
«Rise and fall of the belt», Sunday Standard, Glasgow, 28 February 1982.
Kamal Ahmed, «He could talk his way out of things», The Observer, London, 27 April 2003.
«A "fifth of teachers back caning"», BBC News Online, 3 October 2008.
Adi Bloom, «Survey whips up debate on caning», Times Educational Supplement, London, 10 October 2008.
Graeme Paton, «Banning the cane started slide in pupil discipline, parents believe», The Daily Telegraph, London, 27 February 2009.

См. также подробнее.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!