Сборник детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения. Скороговорки читать нужно с самого детства, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогают формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все буквы, не пропуская их и не «заглатывая».
Скороговорки для детей на этой страничке разбиты на несколько категорий. Самые важные скороговорки для улучшения дикции – это конечно «на букву Р» и на шипящие согласные. Чтение сложных скороговорок поможет закрепить навыки, а смешные детские скороговорки помогут учиться играючи.
Скороговорки на букву р
Скороговорки на букву Р для детей. Детские скороговорки на Р улучшают дикцию ребенка и помогают развивать правильную речь.
Скороговорки с шипящими звуками
Скороговорки с шипящими звуками - самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.
Смешные скороговорки
Простые смешные скороговорки - рифмованные стишки для маленьких детей для развития речи и развлечения.
Сложные скороговорки
Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.
Английские скороговорки с переводом
Чтение скороговорок на английском развивает речь в плане произношения необычных для русского языка сочетаний букв. Скороговорки на английском языке с переводом рассчитаны на детей старше 6 лет, изучающих иностранный язык.
Современные скороговорки
Детские наиболее современные скороговорки для общего развития речи. Предполагают не только заучивание наизусть, но и произношение на скорость.
В этом материале мы расскажем вам о том, зачем нужны скороговорки для детей
, как правильно заниматься с ребёнком отработкой тех или иных звуков при помощи скороговорок,а также вы найдете множество детских скороговорок, собранных на одной странице для вашего удобства. Скороговорки
представляют собой простой ритмичный текст, в котором сочетаются звуки, затрудняющие легкое произношение слов. Создание скороговорок с давних пор связано с желанием народа позабавить детей
. Необходимо отметить, что это развлечение весьма полезно для развития речевого аппарата и дикции у детей разного возраста
. Использование для занятий с детьми скороговорок позволяет в короткий срок добиться больших успехов в корректировке неправильного произношения.
Развитие правильной речи ребенка предусматривает применение скороговорок, так как они очень любимы детьми дошкольного и школьного возраста. Произношение скороговорок может быть различным: медленным, умеренным и быстрым.
Четкость произношения требует концентрации на выговаривании каждого слова и особого внимания, так как от этого зависит правильное развитие речи. Большее количество времени следует уделить тем детским скороговоркам, которые произносятся ребенком с самыми большими трудностями.
Существуют разные способы работы с детскими скороговорками:
Предложите малышу проговорить скороговорку, создавая ритм своими ладошками.
Попросите его проговаривать скороговорку для детей и при этом подбрасывать и ловить руками мяч.
Также допускается проговаривание скороговорки и параллельное перебрасывание мяча.
Повторение скороговорок является очень полезным делом для детей, которые только начинают осваивать язык.
Предложите ребенку произнести одну и ту же скороговорку несколько раз подряд. Сбиваться – нельзя.
Произношение скороговорок способствует улучшению подвижности языка, развитию внимания и правильному произношению различных звуков. Скороговорки для детей являются речевым тренажером. Эти «витиеватые» фразы применяются в логопедии. Подготовка дикторов также требует использования скороговорок. Чем больше ребенок произносит сложных конструкций, тем лучше развивается его дикция.
Скороговорки являются очень удобным и универсальным развивающим средством. Соревнования по скороговоркам не нуждаются в специальном инвентаре. Поэтому они прекрасно подходят для длинных очередей, пробок, перелетов и переездов.
Конечно же, всех известных скороговорок
не произнести, однако попытаться можно. Первым делом в ход идут
самые простые рифмованные скороговорки .
Во время занятий необходимо добиться того, чтобы ребенку нравился сюжет скороговорки, и он понимал всех персонажей, которые в ней задействованы. И самым идеальным вариантом для этого являются
книги с детскими скороговорками , содержащие подходящие иллюстрации.
Самые лучшие скороговорки для детей для отработки звуков и правильной дикции.
Следующая статья:
» мы писали о том, что чистоговорки, в которых повторяется один и тот же звук, могут помочь вашему малышу отработать произношение этого звука. Учат правильно произносить слова и скороговорки. Скороговорки для развития речи можно предлагать малышу, когда он еще только учится говорить. Но чтобы не отпугнуть малыша излишней сложностью, подбирать скороговорки нужно исходя из возраста малыша, его речевых навыков и звуков, произношение которых вы хотите отработать. Давайте посмотрим, как подобрать малышу скороговорки так, чтобы и ему было интересно, и польза была.
Немножко истории
Скороговорки, так же как пословицы и поговорки, — это жанр устного народного творчества. Придумывались они народом, чтобы научить ребенка говорить, правильно произносить слова, поэтому их сюжеты часто вызывают улыбку, иногда даже кажутся нелепыми:
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон.
Скороговорки – это специально придуманные фразы с труднопроизносимыми или трудносочетаемыми звуками и словами, произносить которые надо быстро, четко и без запинок. На Руси скороговорки также называли частоговорками, языковёртками, потому что порой их было не легко не только произнести быстро, но даже и просто выговорить:
Выковали колокол,
Да не по-колокольски.
Надо бы колокол перековать,
Да перевыколоковать.
Начинать делать упражнения со скороговорками можно, когда малыш еще только учится говорить (с 1 — 1,5 лет). В это возрасте малышам бывает трудно выговаривать отдельные звуки, поэтому им подойдут простые скороговорки, в которых просто повторяется какой-то один трудный для малыша звук, например [с]:
Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и умны.
Будет расти малыш, будут «расти» вместе с ним и скороговорки: постепенно будут добавляться скороговорки на новые звуки. Когда малыш освоит произношение большинства звуков (обычно это происходит в возрасте 5 — 6 лет), можно будет добавить скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Мы сделали для вас подборку скороговорок для малышей разного возраста с учетом освоения среднестатистическим малышом звуков родного языка. (Использовалась книга Инны Светловой «Домашний логопед» и книги, посвященные русскому устному народному творчеству.)
Скороговорки для 1 — 2 лет
В возрасте после года малыш осваивает звуки «г», «д», «с», «з». Иногда малыши заменяют эти твердые звуки мягкими. Чтобы помочь малышу начать различать на слух твердые и мягкие звуки и правильно произносить их, попробуйте использовать вот эти скороговорки на отработку этих звуков:
Скороговорки на отработку звуков [с] и [с’]:
Коси, коса, пока роса.
Роса долой, и мы – домой.Ест киска суп из миски.
Сыта киска, пуста миска.У Сени и Сани в сетях сом с усами.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Везет Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Санки – скок, Сеньку – с ног,
Саньку в бок, Соньку в лоб.
Скороговорки на отработку звуков [з] и [з’]:
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Все озера – зеркала из зеленого стекла.
Пошел спозаранку
Назар на базар.
Купил там козу
И корзинку Назар.
Скороговорки на отработку звуков [г] и [г’]:
На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.Га-га-га –
Гогочет гусь, –
Я семьей своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Все гляжу –
Не нагляжусь.Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.
Скороговорки на отработку звуков [д] и [д’]:
Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.
Дом - у дуба, дуб - у дома.
Скороговорки для 2 – 3 лет
После 2 -х лет малыш осваивает звуки «п» и «б», «ф» и «в», «т», «к», «х», сонорные звуки «м» и «н». В помощь вам и малышу подходящие скороговорки.
Скороговорки на отработку звуков [п] и [п’]:
Пекарь пек пироги в печи.
— Расскажите про покупки.
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.Пришел Прокоп – кипит укроп,
Ушел Прокоп – кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.Говорит попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю».
Отвечает ему попугай: «Попугай меня, попугай!»
Скороговорки на отработку звуков [б] и [б’]:
Белые бараны били в барабаны.
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
Скороговорки на отработку звуков [ф] и [ф’]:
В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.
Скороговорки на отработку звуков [в] и [в’]:
Верзила Вавила весело ворочал вилы.
Водовоз вез воду из водопровода.
Скороговорки на отработку звуков [т] и [т’]:
От топота копыт пыль по полю летит.
Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
Скороговорки на отработку звуков [к] и [к’]:
Котик ниток клубок
Укатил в уголок.
Укатил в уголок
Котик ниток клубок.Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.
Скороговорки на отработку звуков [х] и [х’]:
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
– Ха! ха! ха! ха! ха!Прохор и Пахом ехали верхом.
Вкусная халва – мастеру хвала.
Хохотушка буква Х рассмеялась:
Ха-ха-ха!Муха–горюха села на ухо.
Был в саду переполох –
Там расцвел чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Скороговорки для 3 – 4 лет
В возрасте 3 – 4 лет малыш постепенно осваивает шипящие (ж, ш, ч, щ) и свистящие звуки (з, ц). Для отработки произношения этих звуков можно также использовать скороговорки.
Скороговорки на отработку звука [ж]:
Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
У ежа ежата, у ужа — ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.
Испугались межвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
Скороговорки на отработку звука [ш]:
Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.
На окошке крошку мошку ловко лапкой ловит кошка.
В шалаше шесть шалунов.
Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.
Скороговорки на отработку звука [ч]:
Ой, качи-качи-качи.
Мы грачата, мы грачи.Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.Анечке купили чешки, перчатки, башмачки и маечку.
В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре черненьких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Скороговорки на отработку звука [щ]:
Волки рыщут, пищу ищут.
Мой руки чище и чаще.
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.Маша, ты нас не ищи:
Щиплем щавель мы на щи.
Скороговорки на отработку звука [ц]:
В цветнике цветут цветы.
Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.
Бегают две курицы прямо по улице.
Летит скворец – зиме конец.
Скороговорки для 4 – 5 лет
Ближе к пяти годам речевой аппарат малыша постепенно созревает для произнесения сонорных звуков [р] и [л]. В упражнениях со скороговорками также можно сделать упор на произношение этих звуков.
Скороговорки на отработку звука [р] и [р’]:
На горе Арарат растет крупный виноград.
Пророворонила ворона вороненка.
У мыши в норке сыра корка.
Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
Во мраке раки шумя в драке.
Трое трубачей трубили в трубы.
Скороговорки на отработку звуков [л] и [л’]:
Коля колья колет,
Поля поле полет.Наш Полкан попал в капкан.
Рыбу ловит рыболов,
Весь в реку уплыл улов.Маленькая болтунья
Молоко болтала-болтала,
Не выболтала.
Скороговорки на труднопроизносимые сочетания звуков
В 5 – 6 лет, когда малыш овладеет произношением всех звуков, ему уже можно предлагать скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора!Подарили Вареньке – валенки, Валеньке — варежки.
Все бобры добры для своих бобрят.
У быка тупы губы, бык тупогуб.
Как учить
- Сначала нужно выучить скороговорку. Проговорите ее малышу сначала очень медленно, как будто по слогам. Пусть малыш повторит ее. Если скороговорка длинная, разбейте ее на части. Следите чтобы малыш не глотал согласные звуки и правильно, как написано, произносил гласные (не «на двА-ре», а «на двО-ре»). Можно говорить напевно, растягивая гласные звуки.
- Когда малыш хорошо запомнит скороговорку, попросите его произнести ее чуть быстрее, потом еще быстрее.
- Для разнообразия можно произносить скороговорку громким и тихим голосом или почти шепотом. Можно петь или, наоборот, говорить отрывисто, как робот. Предложите малышу произнести скороговорку весело или грустно, дрожа от страха или прыгая на месте от радости и т.д.
Как заинтересовать
Чтобы от скороговорок была реальная польза, обращайте внимание на правильность произнесения звуков малышом. Если малышу трудно произносить такой длинный текст, предложите ему его спеть. Обычно петь малышам легче, чем говорить.
Малыш будет с большим энтузиазмом повторять за вами скороговорку, если вам удастся облечь это в игру и заинтересовать малыша.
Сопровождайте скороговорки красочными картинками. Вы можете нарисовать картинку сами, вырезать подходящую из журнала или использовать книги. Книг со скороговорками сейчас выпускается очень много: от самых простых книжечек в несколько страниц до таких шедевров как книга« Попробуй, повтори! Русские скороговорки» с очень красивыми иллюстрациями.
С совсем маленькими детьми лучше учить скороговорки в стихах. Читая малышу детские стихи и, особенно, азбуку в стихах, обращайте внимание на повтор звуков с рядом стоящих словах. Очень часто попадаются фразы, которые ничем не хуже скороговорок:
[д]
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом. (С. Маршак)[с]
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он. (С. Маршак)[ч]
Моем, моем трубочиста чисто-чисто, чисто-чисто.
Будет, будет трубочист чист-чист, чист-чист! (К. Чуковский)
Толковый словарь Ушакова называет скороговорками фразы, в которых сочетание звуков в словах подобрано таким образом, что их сложно произнести в быстром темпе. Они отличаются ритмичностью, часто бывают рифмованными.
Повторение таких сложных текстов на любом языке способствует тренировке четкой дикции. Особенно большое значение имеют скороговорки для детей 7–8 лет, которые уже свободно владеют речью, но иногда имеют проблемы с четким и быстрым выговариванием отдельных звуков русского языка.
Освоение в совершенстве любого, в том числе и русского, разговорного языка, даже если он является родным, - это достаточно сложный и трудоемкий процесс, требующий нескольких лет.
У малышей дошкольного и младшего школьного возраста бывают трудности с произношением некоторых звуков. В их преодолении помогут специальные игры - скороговорки, или фразы с искусственно усложненной артикуляцией.
Значение скороговорок для развития речи ребенка очень велико: они помогают ему научиться правильно и чисто выговаривать определенные сложные для произношения согласные звуки языка, а также их сочетания. Скороговорочные фразы применяются профессиональными логопедами для исправления дефектов речи у детей, а также при лечении детского заикания. По мнению специалистов, эта методика дает очень хорошие результаты.
Важно! Родители могут использовать тренировочные фразы самостоятельно в домашних условиях. Также, чтобы лучше заинтересовать маленького человека, можно применять скороговорки с картинками.
Взрослые также с удовольствием участвуют в подобных играх, более того, для них существуют даже официальные соревнования по скороговоркам на скорость и четкость.
К услугам любителей этого вида развлечений в сфере русского языка имеется богатый выбор примеров - их можно подобрать практически на каждый согласный звук русского алфавита. Такое веселое развлекательное упражнение для улучшения произношения имеет различные формы. Фразы бывают:
- народные, то есть известные издавна и не имеющие автора - подобная форма фольклора встречается у всех народов, в том числе и на русском языке;
- авторские - сочиненные профессиональными литераторами.
Их можно распределить по темам и звукам, на выговаривание которых они нацелены. Как правило, в одной фразе встречается не более двух–четырех труднопроизносимых звуков либо их сочетаний. Подбирая фразы на одну определенную букву русского языка, человек постепенно тренируется в ее произнесении.
Смысл большинства таких коротких фраз, двустиший и четверостиший имеет шуточный либо ироничный характер - это облегчает их запоминание и переводит тренировки по развитию четкой дикции в игровую форму. Помимо навыков правильного произношения звуков у детей 7–8 лет короткие скороговорки развивают чувство юмора. Сбиваясь при проговаривании, они не огорчаются, а смеются вместе с другими детьми или взрослыми.
Русские и иностранные примеры
Великий русский лингвист В.И. Даль для своего «Толкового словаря живого великорусского языка» собирал не только пословицы и поговорки, но и скороговорочные фразы. Его заслуга состоит в том, что он первым из отечественных языковедов собрал, обработал, систематизировал и издал народные скороговорки на русском языке.
Однако по сравнению с пословицами и поговорками количество истинно народных скороговорок в русском языке не так велико. Некоторые из них совмещают в себе обе фольклорные формы. Так, например, фраза: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался», является одновременно скороговорочной фразой и пословицей, намекающей на то, что человек, пытаясь сделать дело правильно, перестарался, запутался, и все у него вышло неудачно и невпопад.
К числу русских народных образцов, не имеющих конкретно авторства, безусловно, можно отнести знаменитого греку, ехавшего через реку, а также следующие фразы:
- Во дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Враль клал в ларь, а вралья брала из ларя.
- Во лесу вяжу лозу, на возу лозу везу.
- Евсей, эй, муку просей, испеки в печи калачи, да мечи на стол горячи.
- Сшит колпак не по-колпаковски. Вылит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
- Курил турка трубку, клевала курка крупку. Не кури, турка, трубки, не клюй, курка, крупки!
- Косарь Касьян косой косит косо – не скосит косарь Касьян покоса.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа тупа.
- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Как и другие формы народного фольклора, многие иностранные фразы поддаются переводу с сохранением не только общего смысла, но и своей скороговорочной функции, направленной на отработку отдельных звуков:
- Пуд перца Питер Пайпер съел (англ.).
- В жандармерии, когда один жандарм засмеется, то смеются все жандармы жандармерии (франц.)
- Щетки с белой щетиной чистят лучше, чем щетки с черной щетиной (немецк.).
- Понемножку Пакито пакует крошечные стаканы в пакеты (исп.).
При обучении ребенка иностранному языку очень полезно использовать этот тип упражнений на языке оригинала. Они помогают без зубрежки, в игровой форме освоить артикуляцию и произношение новых звуков.
Детям очень нравятся книжки, представляющие собой скороговорки с картинками, иллюстрирующими их содержание. С их помощью освоение материала идет гораздо быстрее.
Авторские скороговорки
Поэты, пишущие для детей, часто сочиняют скороговорки-стихи, запомнить которые ребенку гораздо проще из-за их рифмованного вида. Они также подчиняются правилам жанра - ритмичному повторению сложных согласных звуков, краткости, юмористичности, и подходят не только для проговаривания, но и для чтения. Вот пример такого веселого скороговорочного стихотворения детского поэта Владимира Приходько, где акцент делается на шипящие звуки русского языка:
Пешком шагали мышки
По узенькой дорожке
От деревушки Пешки
До деревушки Ложки,
А в деревушке Ложки
У них устали ножки -
Обратно в Пешки мышки
Приехали на кошке.
Известное стихотворение поэта Даниила Хармса про Ивана Топорышкина также можно отнести к данному жанру. Такие стихи обычно представляют собой книжную форму - скороговорки с картинками. Благодаря красочным и веселым иллюстрациям они гораздо лучше откладываются в памяти, и читать подобные книги интересно не только детям, но и взрослым.
Интересно! Иногда широко известные образцы этого творчества на русском языке, считающиеся народными, на самом деле оказываются авторскими. Так, лингвист В. Лунин в своей книге «Загадки. Скороговорки», вышедшей в свет в 1999 году, доказывает, что автором текста про кукушку, купившую кукушонку капюшон, является И. Демьянов.
Методика разучивания
Начинать заучивание нужно с осмысления содержания, чтобы до ребенка полностью доходил смысл сказанного. Взрослый может разложить короткую скороговорку на небольшой рассказ, придумав сюжет вместе с малышом.
Например, можно рассказать о том, зачем грека ехал через реку, как он увидел рака и сунул руку в воду и так далее.
Затем следует медленное внятное выговаривание текста с акцентированием на сложных звуках. Многим нравится совмещение этого процесса с игрой в мяч, когда они ловят игрушку одновременно с проговариванием каждого слова, другие отмечают слова прихлопыванием в ладоши. После этого фраза проговаривается громким шепотом, потом вслух. Лучше, если взрослый также на равных участвует в процессе, то есть и сам заучивает и повторяет скороговорку таким же образом вместе с ребенком.
Когда малыш запомнит и научится проговаривать все звуки правильно и четко, темп речи нужно постепенно убыстрять. На этой стадии появляется соревновательный момент: кто быстрее проговорит фразу, ни разу не сбившись. Чтобы подбодрить сына или дочь, родители могут специально ошибаться почаще, чтобы показать, что в этом нет ничего страшного. Можно применить призовую систему: ни разу не ошибившись в произнесении всех звуков, победитель соревнования (конечно же, ребенок) получает конфету, яблоко, апельсин и т. д.
Заучив одну фразу - для начала пусть они будут короткие - можно приступать к следующей. Когда 4–5 текстов на разные звуки твердо отложатся в памяти, попросите ребенка повторить их подряд без больших пауз. Такие занятия необходимо проводить регулярно, чтобы не утрачивать полученный навык. Они тренируют дикцию, стимулируют память и помогают маленькому человеку с проблемами речевого характера преодолеть психологический зажим.
Полезное видео
Подведем итоги
Длительность уроков не должна превышать 15–20 минут, чтобы из них не уходил игровой элемент, а дети не переутомлялись. По окончании каждого занятия нужно непременно похвалить малыша, пусть он поймет, что не всегда удается достичь желаемого с первого раза, но если хорошо постараться и приложить усилия, все обязательно получится.
Скороговорка относится к фольклору, и является фразой, при произношении которой возникают определенные артикуляционные сложности. Скороговорки предназначены не только для развития речи детей, но и для совершенствования речи взрослых. Благодаря звукам, которые в этих простых стишках подобраны специальным образом, речь становится более четкой и красивой.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Скороговорки для детей играют важную роль в формировании красивого и четкого произношения определенных звуков. При произношении важна скорость - именно от скорости произношения зависит успех коррекции речи.
Скороговорки для детей выполняют следующие функции:
- развитие памяти и внимания;
- знакомство с народным творчеством, каким и являются скороговорки;
- развитие дикции, коррекция произношения трудных звуков;
- пополнение словарного запаса;
- развитие фонематического слуха.
Скороговорки для детей можно поделить на сложные и простые скороговорки, на современные и старорусские, а также на произношение определенных звуков. Часто в скороговорках встречаются не знакомые слова, значение которых не всем детям будет понятно. Перед началом работы с ребенком необходимо объяснить будет значение каждого незнакомого слова.
В данной статье можно найти как скороговорки для детского сада, так и для домашних занятий. Детям 4, 5, 6, 7 лет будут интересны более сложные скороговорки, на проблемные звуки, а также скороговорка про китайцев (японцев) в оригинале.
Скороговорки для детей на звук Р
Прежде, чем начинать работу со скороговорками на звук Р, важно выяснить, имеются ли проблемы у ребенка вообще с выговариванием этой буквы. Когда ребенок начинает говорить букву Р? Однозначного ответа логопеды не дают, все зависит от развития конкретного ребенка. Так, например, двухлетний малыш, который ходит в детский сад и имеет старших брата или сестру, с легкостью может "тарабанить барабан". А карапуз на домашнем воспитании может не выговаривать этот сложный звук и до 4-5 лет.Однако, 5 лет - предел и если ребенок не выговаривает звук Р до этого возраста, значит, у него имеются какие-то проблемы. Следовательно, к логопеду ребенка сводить стоит. Логопед подберет не только артикуляционную гимнастику, но и скороговорки на звук Р. Обычно скороговорки для детей 5 лет на звук Р - это простые фразы из 1-2 предложений.
Ехал Грека через реку, Видит Грека - в реке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека - цап! |
На дворе трава, на траве дрова Не руби дрова на траве двора. |
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. |
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. |
Расскажите про покупки, Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои. |
Грач с горяча осерчал на грача |
Проворонила ворона вороненка |
Рыла свинья, тупорыла, белорыла, Полдвора рылом изрыла, Вырыла, подрыла, До норы не дорыла. На то хавронье и рыло, Чтобы она рыла. |
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке. |
Триста тридцать три корабля Лавировали, лавировали, Да и не вылавировали. |
Рубили дроворубы сыры дубы на срубы |
Кричал Архип, Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу. |
Три сороки тараторки тараторили на горке. |
Варвара караулила цыплят, а ворона воровала. |
У тридцати трёх полосатых поросят Тридцать три хвостика висят. |
Как на горке, на пригорке Стоят тридцать три Егорки: Раз Егорка, Два Егорка, Три Егорка... (И так до тридцати трёх Егорок.) |
На дворе трава, На траве дрова: Раз дрова, два дрова, три дрова. Отвори, Варвара, ворота, у двора на траве коли дрова. |
Брат сестре твердит три дня. Скоро праздник у меня. Третий день рожденья. Будем есть варенье. |
Бородач боронил бороной борозду |
Разъярённый крокодил Раздражён и нелюдим. |
У репки да редьки корень крепкий |
Тридцать три трубача трубят тревогу |
Красный краб кричит «УРА!». Резать торт пришла пора. |
Выдра в тундре В недрах тундры Выдры в гетрах Тырят в вёдра Ядра кедров! |
Бык тупогуб тупогубенький бычок, У быка была тупа губа. |
Киска у крыски украла ириску. |
Скороговорки для детей с шипящими звуками Ш-Щ
Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб. |
В шалаше шуршит шелками Жёлтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами, Штуку кушает инжира. |
На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка, Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки. |
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон! |
Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке. |
Вот шипит большущий уж: -Очень душно. Мне бы в душ. Полежать под душем нужно, Чтобы не было так душно. |
Маша шила для мартышки Шубу, шапку и штанишки. |
Когда спешу, я ем лапшу. Доем лапшу и поспешу. Спешить спешу. Лапшить лапшу. Ну вот, опять всех насмешу. |
Шесть мышат в камыше шуршат. |
Дали Глаше простокваши, а у Глаши - каша. |
Щеглиха у щегла щеголихою была |
Ты нас Маша не ищи, Ищем мы щавель на щи. |
Крошка кошка на окошке кашу кушала по крошке. |
У нашего Гришеньки под окошком вишенки. |
У Маши на кармашке маки и ромашки. |
Шли сорок мышей, несли сорок грошей; Две мыши поплоше несли по два гроша. |
Едет Ваня в красной шапке на серебряной лошадке, Плёточкою машет, под ним лошадка пляшет. |
Наварила щука щей, угощала двух лещей. |
Мышонку шепчет мышь: Ты всё шуршишь - не спишь. Мышонок шепчет мыши: Шуршать я буду тише. |
По тропинке шла, белый гриб нашла. Походила по опушке, отыскала три волнушки. |
Волки рыщут пищу ищут |
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока. |
Щипцы да клещи - вот наши вещи. |
Уронила белка шишку, шишка стукнули зайчишку. |
Слушали старушки кукушек на опушке. |
Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила. Мышки сушки кушать стали, мышки зубики сломали. |
Мышка, мышка, что не спишь? Что соломою шуршишь? |
Скороговорки для детей со звуками Ч-Ц
Четыре черненьких, чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. |
У четырех черепашек четыре черепашонка. |
Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки |
Чем чаще чищу, тем чашка чище |
Цыплята и курица пьют чай на улице |
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас |
Чеpепaхa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя |
Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме. |
Шильце, мыльце, кривое веретенце, шёлковое полотенце на полке за дверцей. |
Куцая лисица в платьице из ситца мучицу из пшеницы сеет через ситце. |
Две девицы брали водицу из криницы - поливать пшеницу. |
Над кузницей, мельницей вьтся метелица, по лесу танцует и по полю стелется. |
Чики-чок, чики-чок, трещит за печкою сверчок. |
Грач сгоряча осерчал на грача. |
Чики-чики-чикалочки. Едет гусь на палочке. Уточка - на дудочке, курочка на чурочке, зайчик на тачке, а мальчик на собачке. |
Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход. В дымоходе чернота, отыщите там кота! |
Колокольчики, бубенчики, летели голубенчики. |
Скороговорки для детей со звуками З-С
Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб. |
Шла Саша по шоссе и сосала сушку. |
Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня. |
Везёт Сеня Саню с Соней на санках. Санки скок, Сеню с ног, Саню в бок, Соню в лоб, с санок все в сугроб. |
Баба стала на носок, а потом на пятку, стала русского плясать, а потом вприсядку! |
У Сени и Сани в сетях сом с усами. |
Семь суток старалась, семь суток спешила, себе сапоги сыромятные сшила. |
У киски в миске рис и сосиски |
Сидел воробей на сосне, заснул воробей и свалился во сне. |
Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны. |
Сенокос, сенокос - луг остался без волос. |
На острую косу много покосу. Был бы покос, да настал мороз. |
Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он. |
Синий-синий сад сливовый под моим окном стоит. В том саду живёт садовник, он за сливами следит. |
На скамейку мама села, справа Сева, Слава слева. |
Смотрит Света сквозь стекло, солнце светит - всем светло. |
Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек строчат. |
Спит спокойно сытый сом, смотрит сладко сотый сон. |
Саша шустро сушит сушки. Сушек высушил штук шесть. И смешно спешат старушки Сушек Сашиных поесть |
Пошёл спозаранку Назар на базар. Купил там козу и корзинку Назар. |
Девчонка везла на возу козлёнка, козла и козу. |
Три козы среди лозы схоронились от грозы. Вот и кончилась гроза. Козы здесь, а где лоза? |
Скороговорки для детей с согласными Б-П
Скороговорки на Руси назывались в свое время чистоговорками, так как главной целью было чистое и четкое проговаривание, а не скорость. Но все же, смысл скороговорки в том, чтобы произнести фразу и быстро, и правильно. Важно, чтобы скороговорки для детей не вызывали у них негативных эмоций, если что-то не получается. Эту проблему можно решить, если тренироваться вместе с ребенком, веселиться и шутить над своими и его ошибками. Тогда малыш будет знать, что взрослые тоже могут ошибиться.От топота копыт пыль по полю летит. |
Баран буян залез в бурьян. |
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят. |
У перепела и перепёлки пять перепелят. |
Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела, даже белой не была |
Пилил Филипп полено из лип, Притупил пилу Филипп. |
Бобры храбры идут в боры; Бобры для бобрят добры. |
Бобёр побрёл обратно в бор |
Белые бараны били в барабаны. |
Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет. |
Садила баба бобы, а уродились грибы. |
Бегал баран по крутым берегам, бодался, толкался, по травке валялся. |
Пыхтит, как пышка, наш пухлый Мишка. |
В пруду у Поликарпа три карася, три карпа. |
Променяла Прасковья карася на три пары чистокровных поросят. Побежали поросята по росе, простудились поросята, да не все. |
Скороговорки для детей с согласными М-Л-Н
Лапти лыковые, Лыки липовые. |
Лилипуты пили пилюли и лопотали. |
Над лугом летели белые лебеди. |
Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила. |
Лень не ленится, к лентяю клеится. |
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов. |
У ежа и ёлки иголки колки. |
Лена искала булавку, булавка упала под лавку. Под лавку залеть было лень: искала булавку весь день. |
Маленький мальчик менял марки на мячик. |
Макар да кошка, комар да мошка. |
В тину невод закину, с тиной и выну. |
Далеко до калитки маленькой улитке. |
Лапти лыковые, лыки липовые. |
Елена пельмени любить-любила, да лень пельмени лепить ей было. Лепил Емеля пельмени умело, без лени Елена неделю их ела. |
Ослик был сегодня зол: он узнал, что он осёл. |
Пилят, колют, колют, пилят Филя с Колей, Коля с Филей. |
Есть у Ляли кукла Лёля, Лёля сделана из льна - Ляле нравится она. |
Скороговорка про японцев (китайцев)
Эта скороговорка довольно популярная, но сложная для произношения. К тому же, версий ее достаточно много. Скороговорка про японцев выглядит так:Жили-были три японца: Як, Як-Цин-Драк, Як-Цин-Драк-Циндрони.
Жили-были три японки: Циби, Циби-Дриби, Циби-Дриби-Дримпомпони.
Вот женился Як на Циби, Як-Цин-Драк на Циби-Дриби, Як-Цин-Драк-Циндрони - на Циби-Дриби-Дримпомпони.
Родились у них дети: Шах у Циби, Шах-Шарах у Циби-Дриби, Шах-Шарах-Шарони у Циби-Дриби-Дримпомпони.
А вот скороговорка про трех китайцев:
Жили-были три китайца - Як, Як-Ци-Драк, Як-Ци-Драк-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки - Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Ци-Драк на Цыпе-Дрипе,
Як-Ци-Драк-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой - Шах,
у Як-Ци-Драка с Цыпой-Дрыпой - Шах-Шарах,
у Як-Ци-Драк-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони - Шах-Шарах-Шарони.
В принципе, скороговорка про 3 китайцев мало чем отличается от японской.