Неправдоподобная история (художественный вымысел). В гармонии с собой

Невероятные факты

Вы вероятно думали, что Земля вращается вокруг Солнца, а люди со светлым и рыжим цветом волос скоро вымрут.

Возможно, вы заблуждались, и вот еще несколько фактов , в которые вы вероятно верили, оказавшиеся неправдой.

Факты и мифы

1. Земля на самом деле не вращается вокруг Солнца. Она вращается вокруг центра масс Солнечной системы, называемого барицентром .

Хотя эта точка часто находится в пределах массы Солнца, он может быть смещен тяготением более крупных планет. Так что хотя бы какое-то время все в Солнечной системе вращается вокруг пустого места.

2. У нашего языка нет различных зон, отвечающих за разный вкус . Каждый тип вкусовых ощущений (сладкий, соленый, горький и т.д) может ощущаться на каждой части языка.

3. Если вы возьмете птенцов, а потом вернете их в гнездо, их мать не откажется от них.

4. Сахар не делает нас гиперактивными, и энергия от поедания сладкого - это миф . Согласно последним исследованиям это связано с эффектом плацебо.

5. Хамелеоны не меняют расцветку, чтобы слиться с окружающей средой. Они меняют цвет для общения.

6. Наполеон был выше среднего француза.

7. У викингов не было рогов на шлемах.

8. Жевательная резинка не будет перевариваться 7 лет, если вы ее проглотите. На самом деле она не переваривается, а выходит в неизменном виде.

9. Рыжие и блондины не вымирают . Они становятся редкостью по мере того, как увеличивается население Земли. Чтобы они вымерли, нужно, чтобы каждый человек с геном рыжих волос умер и больше не размножался.

Заблуждения людей

10. Летучие мыши не слепы . Хотя многие виды летучих мышей пользуются эхолокацией, некоторые из них обладают превосходным ночным зрением и не полагаются на эхолокацию.

11. Продолжительность жизни в средние века была не такой низкой, как кажется. Средний возраст был снижен, но в основном из-за высокого уровня младенческой смертности. Большинство взрослых жили больше 60-ти лет.

12. Наши пальцы сморщиваются не потому, что впитывают воду. Они сморщиваются потому, что такой сигнал им подает мозг. Однако никто не знает почему.

13. Сила Кориолиса не меняет направление закручивания воды при стоке . Она влияет только на большую водную массу. Если вода в туалете сливается в обратном направлении, то это связано с тем, что вода входит в туалет в обратном направлении.

14. Не существует бананового дерева, есть банановое растение .

Всеобщие заблуждения

15. Акулы, на самом деле, болеют раком.

16. Если вы будете щелкать суставами пальцев, это не приведет к артриту.

17. Вы можете увидеть пирамиды гораздо дальше из космоса, чем Великую Китайскую стену, которую не видно даже с Международной космической станции.

18. Пальцы и волосы не продолжают расти после смерти . Кожа вокруг начинает отходить, и кажется, будто они растут.

19. Кряканье утки отдается эхом. Да, есть те, кто верит, что когда утка крякает, эхо не возникает.

20. Собаки не потеют через язык . Большинство потовых желез у них расположено на подушечках стоп. Хотя одышка их охлаждает, это не означает, что они потеют через язык.

Серым осенним утром, по мостовой ехал крытый экипаж. В нем сидел молодой человек лет двадцатишести. Он ехал со светской вечеринки, где проиграл крупную сумму. Настроение было плохое. От духоты, дыма и музыки болела голова. Экипаж его вёз его в наёмную квартиру. Проезжая мост, увидел плачущую девушку. Машинально посмотрел на часы. На них было четверть пятого.

Подойдя кней и стремительно за руку оттащив от края моста - он её узнал. Да, это была она! Белокурая Лиз. Дочь помещика П. В последствии разорившегося и болевшего уже несколько лет. На ней было голубое платье, шляпка и пальто. И хоть всё было чистенькое, но не новое.

После венчания, он её отвез в больницу, где через час она скончалась.

Вспоминая эту историю моей юности, я думаю, что за всю свою жизь - это был самый благородный поступок.

Регистрационный номер 0389740 выдан для произведения: Серым осенним утром, по мостовой ехал крытый экипаж. В нем сидел молодой человек лет двадцатишести. Он ехал со светской вечеринки, где проиграл крупную сумму. Настроение было плохое. От духоты, дыма и музыки болела голова. Экипаж его вёз его в наёмную квартиру. Проезжая мост, увидел плачущую девушку. Машинально посмотрел на часы. На них было четверть пятого.

Что она делает здесь в такую рань? А вдруг она....?

Остановив экипаж нехотя сошел. Девушка даже не обернулась, хотя звук его шагов был слышен отчетливо.

Как вы это надумали? Почему?

Девушка молчала. Её ступор и мокрое от слёз лицо говорило в ней опечаленность и опустошенность.

Подойдя кней и стремительно за руку оттащив от края моста — я её узнал. Да, это была она! Белокурая Лиз. Дочь помещика П. В последствии разорившегося и болевшего уже несколько лет. На ней было голубое платье, шляпка и пальто. И хоть всё было чистенькое, но не новое.

Лиз! Лиза, ты что делаешь тут!

Вы кто? Зачем,? Я, не должна жить!

Да ты что?- милая Лиз! Я, Леонид Т.... Мы, были на приеме у графа С...,лет шесть назад. Меня вам представил наш общий друг Иван Л..., когда еще ваш батюшка был здоров.

Она, что то бормотала, но пошла за ним в экипаж. У неё была лихорадка. Попросил ехать извозчику по-тише, чтобы не трясти свою знакомую. Но куда её везти? Вдруг она прошептала:

Леонид, возьмите меня замуж? Я осталась одна,и теперь мне некуда идти.

Он, встрепянулся, вспомнив слова отца: «Пока не женишься, не быть тебе человеком! И совладельцем моей пороходной компании!»

Я, согласен! - выпалил он. Кучеру приказал ехать в церковь. Прибыв разбудили батюшку и Леонид попросил обвенчать их с Лиз!

Уплатив за венчание последние деньги батюшке и взяв в свидетели: кучера и сторожа церкви произошло священнодействие!

После венчания, я её отвез в больницу, где через час она скончалась.

Вспоминая этку историю моей юности, я думаю, что за всю свою жизь — это был самый благородный поступок.

Ребят,извините,что пишу на школьные знания,но срочно надо.Кто помнит,как называется аниме,про старшего брата(ему лет 16-17) и про его младшую сестру(ей

5-6 лет)?Я помню,что брат всегда забирал сестрёнку из садика,а у этого брата была девушка.И вот однажды,брат запоздал,и сестрёнка убежала из садика неведомо куда.Брат пришёл в садик,а там ему сказали,что она сказала,что он за ней пришёл.И вот он отправился её искать,когда он проходил мимо детской площадки,он услышал шорох,и зашёл в маленький детский домик,в виде грибочка,а там сидела его сестрёнка и лопаточкой ковыряла в песке,она услышала шаги и повернулась.Там стоял её брат:он спросил-Почему ты убежала?
А она ответила:Я тебе не нужна,у тебя есть подружка...
Дальше я не помню,помню ещё,что брат и его девушка подметали улицу.Кто знает как называется это аниме,скажите,пожааалуйста.Я его давно смотрела,уже не помню,лет в 5 смотрела:с Пожалуйста,скажите,люди добрые:С

как называли алфавит созданный Кириллом и Мефодием 1-4 фамилия изобретателя книгопечатания. 2-запись из года в год 3 другое название букваря. 5-краска

желтого цвета..6-буква типографского набора 7-знак древнеегипететского письма 8 так на Руси называли столицу Византии 9 совокупность букв располложенных порядку????????????

Наталья Викторовна Иванова: 1. Как называют растения, которые человек выращивает в саду, поле, огороде? 1. уличные 2. домашние 3. культурные

2. Найди группу, в которой перечислены только овощные культуры. 1. малина, смородина, крыжовник, земляника 2. лук, помидор, редис, щавель 3. рожь, чеснок, огурец, рис 3. Как называют животных, которые сами добывают себе пищу, устраивают жильё, выводят потомство? 1. самостоятельные 2. лесные 3. дикие 4. Выбери продукты, которые человек получает от коровы. 1. молоко, сыр, пух, шкуры 2. творог, сметана, сало, перья 3. мясо, молоко, шкуры, кефир 5. Где надо ставить большинство комнатных растений? 1. в тени 2. ближе к свету 3. в затемнённых местах 6. Какой должна быть вода для полива? 1. холодной 2. горячей 3. комнатной температуры 7. Найди высказывание, которое относится к правилам друзей природы. 1. Выпавших из гнезда птенцов надо забирать домой. 2. В лесу надо соблюдать тишину. 3. Бабочек надо ловить сачком. 8. Какая отрасль экономики даёт нам хлеб, молоко, мясо? 1. промышленность 2. сельское хозяйство 3. торговля 9. Найди материал, из которого сделана тетрадь. 1. пластмасса 2. древесина 3. металл 10. Что относится к подземному транспорту? 1. электропоезд 2. теплоход 3. метро 11. К каким учреждениям относят школу, гимназию, университет? 1. образования 2. культуры 3. развлечения 12. К чему относятся голова, шея, туловище, конечности? 1. внутренние органы 2. внешние органы 3. части тела 13. С помощью какого органа человек дышит? 1. лёгкие 2. печень 3. кишечник 14. Найди предмет гигиены, которым могут пользоваться все члены семьи. 1. полотенце 2. мыло 3. расчёска 15. Какой переход является самым безопасным? 1. на светофоре 2. по зебре 3. подземный переход 16. Соедини номера телефонов и названия срочных служб: 01 милиция 02 скорая помощь 03 пожарная охрана 17. Переходя улицу, необходимо быть: 1. сильным, смелым, стройным 2. собранным, внимательным, осторожным 3. умным, красивым, радостным

[фрагмент картины ]


Примерно три года назад мной овладела прямо таки лихорадка живописания, не успевал краски покупать. Что-то отдал знакомым на хранение, но все-же появилась проблема- что с этими картинами делать дальше? Решил, что они должны позаботится сами о себе и несколько штук отдал в мастерскую - сделать рамку багетную, а забирать не стал. Но в размышлении о всевозможных применениях картин, да и вообще долговременных предметах искусства, натолкнулся на мысль о консервации на некоторое время вне большинства случайностей, представляющих для них угрозу. В числе угроз потенциальных я также рассматривал себя.

В итоге разработал правила "закапывания картин" насколько возможно приближенных к идеальному как бы отсутствию в круговороте человеческих факторов. Схема такая: предмет "идеально" долговременный + "идеально" надежная упаковка + "совершенное" место захоронения + гарантия его обнаружения через определенное или совершенно неопределенное время.

Насчет самого предмета понятно, у меня это была или картина на подрамнике, или позднее холст, свернутый в толстостенную стеклянную вазу с крышкой, также несколько усовершенствованных способов по каждому пункту схемы, но их я предпочту оставить в тайне. Цель искусства, скрытого под землей не в обнаружении, сама сфера искусств требует автономности существования, независимости.

"Идеально" надежная упаковка не существует, хотя стекло и некоторые материалы довольно неплохие компоненты, но главное многослойность, когда не знаешь наверняка можно использовать все доступное, это как раз такой случай. Первый раз у меня вообще получилась глыба из железобетона, которую я вез по лесу на тележке. Там внутри при помощи разных современных строительных тепло- и гидроизоляторов была запакована картина на подрамнике. Теплоизолирующий слой необходим для устранения резких перепадов температуры. Все сверху было оформлено разными загадочными знаками и в цемент внедрены магниты от динамиков. Это чтобы при обнаружении не приняли за обычный бетонный блок. Останови меня милиция или лесничий с хренью подобной - пришлось бы утверждать про памятник на могилу бабушке.

Разнообразие средств и количество- вот реальные факторы повышения вероятности удачного консервирования живописи. В итоге я обнаружил, что с количеством картин стало плоховато, и немудрено- все время свободное паковал сюрпризы будущим поколениям. Уже по инерции- тара была готова, написал липовый добровольный договор о законном рабовладении на основании действующего законодательства (нашего времени) с вымышленными фамилиями и захоронил это все. Сам не знаю зачем, но в общем такой смысл "захоронения" открывает свободу действительно любым изображениям и мнениям, так как по сегодняшнему закону трудно призвать к ответу человека, сделавшего все возможное для несовершения морального нарушения, но которое все же существует.

У меня же было желание скрыть это еще и от самого себя, в стремлении к чистоте эксперимента и "идеальности". Со стороны примерно так смотрелось- с "грузом" прибываю в заранее облюбованный лес, смотрю направление, откуда пришел, по компасу, захожу вглубь, стараясь "потеряться", но этого мало. С собой у меня целлофановый пакет и бутылка растворителя. Некоторое время вдыхаю пары растворителя, потом опять плутаю по лесу. Я выбрал растворитель из-за того, что эффект от него проходит быстро, минут за пятнадцать, главное знать меру. Я не являюсь наркоманом, но искусство иногда требует жертв. Через эти четверть часа я точно заблудился. Благодаря кратковременному провалу в памяти.

Выбираю место и начинаю копать, лучше будет если немного изучить строение местности и вмуровать "предмет" в пласт глины на возвышенности. Чем глубже, тем лучше. Возле городов крупных лучше не закапывать, ядерный удар факт хоть и маловероятный, но учитываемый. Засыпав землей, маскирую следы пребывания, потом все в обратном порядке - растворитель - блуждания между деревьями- выход из леса по компасу. Даже при сильном желании найти закопанную картину, вернуть её обратно невозможно.

Что же касается запланированного времени обнаружения, то от автоматических радиомаяков с часовым механизмом до неких предметов теоретически имеющих мистическую биоэнергетику выбор большой, опять же главное- разнообразие, и в отличие от места закапывания, эти способы можно совокупить. Однако, если я и использовал "часовой механизм", то только природные факторы. Например свойство оврагов разрастаться. Примерно рассчитав путь расширения оврага можно устроить закапывание так, что через несколько десятков лет контейнер окажется на поверхности.

Мне иногда кажется подобные мероприятия проводились уже и дело не в самих предметах искусства, находящихся специально под поверхностью земли и ждущих своего часа, нет, сама возможность "моста" между настоящим и будущим ставит под удар некоторые аспекты жизнедеятельности общества. Какую-либо информацию режим любой тоталитарности изничтожить полностью не сможет к примеру.

Самое главное такой путь из-за полной с виду нелепости недоступен для использования системой, организованно. И всегда будет некто, или "карта сокровищ" знающих о местоположении, но такой тайник в разы уступает выпадающему из круговорота контролируемых событий на невыясненное время "захоронению".

Если принять за факт возможность целенаправленной мистификации, может даже через века времени, хотя бы теоретически, нельзя отрицать вероятность уже проведенных провокаций нашими предками. Но все же пусть, несмотря на скучность и унылость сегодняшней цивилизации, те свидетельства, что мы оставим после себя, будут предметом зависти и источником вдохновения для последующих поколений.

____________________________________
Фома Тутуров, апрель 2009

P.S. (03.06.2010) "... Таможня освободила из холодного ангара Дега, Моне, Пикассо, Миро и еще десяток известных художников. Закончился месячный ужас для тех, кто хотел показать в России выставку импрессионистов...Картины, которые должны были оказаться на выставке, без всякого объяснения причин не выдавались Шереметьевской таможней. Живопись, только стоимость страховки которой равнялась 20 миллионам долларов, хранилась в холоде. Когда галеристы увидели их впервые после ареста, ящики с Дега и Пикассо стояли рядом с упаковками охлажденной клубники..."
"Огонёк" ; 26.11.2007

Вообще выяснилось, что некоторые художники хранят, бывает несколько лет и зим, из-за сложившихся обстоятельств, картины в неотапливаемых гаражах, подвалах, чердаках и красочный слой обычно выдерживает перепады температур.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!