Николай некрасов - кому на руси жить хорошо. Образ Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо

Спится мне, младенькой, дремлется,
Клонит голову на подушечку,
Свекровь-матушка по сеничкам
похаживает,
Сердитая по новым погуливает.

Странники (хором )

Стучит, гремит, стучит, гремит,
Снохе спать не дает:
Встань, встань, встань, ты – сонливая!
Встань, встань, встань, ты – дремливая!
Сонливая, дремливая, неурядливая!

– Семья была большущая,
Сварливая… попала я
С девичьей холи в ад!
В работу муж отправился,
Молчать, терпеть советовал:
Не плюй на раскаленное
Железо – зашипит!
Осталась я с золовками,
Со свекром, со свекровушкой,
Любить-голубить некому,
А есть кому журить!
На старшую золовушку,
На Марфу богомольную,
Работай, как раба;
За свекором приглядывай,
Сплошаешь – у кабатчика
Пропажу выкупай.
И встань и сядь с приметою,
Не то свекровь обидится;
А где их все-то знать?
Приметы есть хорошие,
А есть и бедокурные.
Случилось так: свекровь
Надула в уши свекору,
Что рожь добрее родится
Из краденых семян.
Поехал ночью Тихоныч,
Поймали, – полумертвого
Подкинули в сарай…

Как велено, так сделано:
Ходила с гневом на сердце,
А лишнего не молвила
Словечка никому.
Зимой пришел Филиппушка,
Привез платочек шелковый
Да прокатил на саночках
В Екатеринин день ,
И горя словно не было!
Запела, как певала я
В родительском дому.
Мы были однолеточки,
Не трогай нас – нам весело,
Всегда у нас лады.
То правда, что и мужа-то
Такого, как Филиппушка,
Со свечкой поискать…

"Уж будто не колачивал?"

Замялась Тимофеевна:
– Раз только, – тихим голосом
Промолвила она.

"За что?" – спросили странники.

– Уж будто вы не знаете,
Как ссоры деревенские
Выходят? К муженьку
Сестра гостить приехала,
У ней коты разбилися.
"Дай башмаки Оленушке,
Жена!" – сказал Филипп.
А я не вдруг ответила.
Корчагу подымала я,
Такая тяга: вымолвить
Я слова не могла.
Филипп Ильич прогневался,
Пождал, пока поставила
Корчагу на шесток,
Да хлоп меня в висок!
"Ну, благо ты приехала,
И так походишь!" – молвила
Другая, незамужняя
Филиппова сестра.

Филипп подбавил женушке.
"Давненько не видались мы,
А знать бы – так не ехать бы!" -
Сказала тут свекровь.

Еще подбавил Филюшка…
И всё тут! Не годилось бы
Жене побои мужнины
Считать; да уж сказала я:
Не скрою ничего!

"Ну, женщины! с такими-то
Змеями подколодными
И мертвый плеть возьмет!"

Хозяйка не ответила.
Крестьяне, ради случаю,
По новой чарке выпили
И хором песню грянули
Про шелковую плеточку.
Про мужнину родню.

Мой постылый муж
Подымается:
За шелкову плеть
Принимается.

Плетка свистнула,
Кровь пробрызнула…
Ах! лели! лели!
Кровь пробрызнула…

Свекру-батюшке
Поклонилася:
Свекор-батюшка,
Отними меня
От лиха мужа,
Змея лютого!
Свекор-батюшка
Велит больше бить,
Велит кровь пролить…

Плетка свистнула,
Кровь пробрызнула…
Ах! лели! лели!
Кровь пробрызнула…

Свекровь-матушке
Поклонилася:
Свекровь-матушка,
Отними меня
От лиха мужа,
Змея лютого!
Свекровь-матушка
Велит больше бить,
Велит кровь пролить…

Плетка свистнула,
Кровь пробрызнула…
Ах! лели! лели!
Кровь пробрызнула…

– Филипп на Благовещенье
Ушел, а на Казанскую
Я сына родила.
Как писаный был Демушка!
Краса взята у солнышка,
У снегу белизна,
У маку губы алые,
Бровь черная у соболя,
У соболя сибирского,
У сокола глаза!
Весь гнев с души красавец мой
Согнал улыбкой ангельской,
Как солнышко весеннее
Сгоняет снег с полей…
Не стала я тревожиться,
Что ни велят – работаю,
Как ни бранят – молчу.

Да тут беда подсунулась:
Абрам Гордеич Ситников,
Господский управляющий,
Стал крепко докучать:
"Ты писаная кралечка,
Ты наливная ягодка…"
– Отстань, бесстыдник! ягодка,
Да бору не того! -
Укланяла золовушку,
Сама нейду на барщину,
Так в избу прикатит!
В сарае, в риге спрячуся -
Свекровь оттуда вытащит:
"Эй, не шути с огнем!"
– Гони его, родимая,
По шее! – "А не хочешь ты
Солдаткой быть?" Я к дедушке:
"Что делать? Научи!"

Из всей семейки мужниной
Один Савелий, дедушка,
Родитель свекра-батюшки,
Жалел меня… Рассказывать
Про деда, молодцы?

"Вали всю подноготную!
Накинем по два снопика", -
Сказали мужики.

– Ну то-то! речь особая.
Грех промолчать про дедушку.
Счастливец тоже был…

Глава III. Савелий, богатырь святорусский

С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет не стриженной,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал,
Особенно как из лесу,
Согнувшись, выходил.
Дугой спина у дедушки.
Сначала все боялась я,
Как в низенькую горенку
Входил он: ну распрямится?
Пробьет дыру медведице
В светелке головой!
Да распрямиться дедушка
Не мог: ему уж стукнуло,
По сказкам, сто годов,
Дед жил в особой горнице,
Семейки недолюбливал,
В свой угол не пускал;
А та сердилась, лаялась,
Его "клейменым, каторжным"
Честил родной сынок.
Савелий не рассердится.
Уйдет в свою светелочку,
Читает святцы, крестится,
Да вдруг и скажет весело:
"Клейменый, да не раб!.."
А крепко досадят ему -
Подшутит: "Поглядите-тко,
К нам сваты!" Незамужняя
Золовушка – к окну:
Ан вместо сватов – нищие!
Из оловянной пуговки
Дед вылепил двугривенный,
Подбросил на полу -
Попался свекор-батюшка!
Не пьяный из питейного -
Побитый приплелся!
Сидят, молчат за ужином:
У свекра бровь рассечена,
У деда, словно радуга,
Усмешка на лице.

С весны до поздней осени
Дед брал грибы да ягоды,
Силочки становил
На глухарей, на рябчиков.
А зиму разговаривал
На печке сам с собой.
Имел слова любимые,
И выпускал их дедушка
По слову через час.
…………………………………
"Погибшие… пропащие…"
…………………………………
"Эх вы, Аники-воины!
Со стариками, с бабами
Вам только воевать!"
…………………………………
"Недотерпеть – пропасть,
Перетерпеть – пропасть!.."
…………………………………
"Эх, доля святорусского
Богатыря сермяжного!
Всю жизнь его дерут,
Раздумается временем
О смерти – муки адские
В ту-светной жизни ждут".
…………………………………
"Надумалась Корёжина ,
Наддай! наддай! наддай!.."
…………………………………
И много! да забыла я…
Как свекор развоюется,
Бежала я к нему.
Запремся. Я работаю,
А Дема, словно яблочко
В вершине старой яблони,
У деда на плече
Сидит румяный, свеженький…
Вот раз и говорю:
"За что тебя, Савельюшка,
Зовут клейменым, каторжным?"

– Я каторжником был. -
"Ты, дедушка?"

– Я, внученька!
Я в землю немца Фогеля
Христьяна Христианыча
Живого закопал…

"И полно! шутишь, дедушка!"

– Нет, не шучу. Послушай-ка! -
И все мне рассказал.

– Во времена досюльные
Мы были тоже барские,
Да только ни помещиков,
Ни немцев-управителей
Не знали мы тогда.
Не правили мы барщины,
Оброков не платили мы,
А так, когда рассудится,
В три года раз пошлем.

"Да как же так, Савельюшка?"

– А были благодатные
Такие времена.
Недаром есть пословица,
Что нашей-то сторонушки
Три года черт искал.
Кругом леса дремучие,
Кругом болота топкие.
Ни конному проехать к нам,
Ни пешему пройти!
Помещик наш Шалашников
Через тропы звериные
С полком своим – военный был -
К нам доступиться пробовал,
Да лыжи повернул!
К нам земская полиция
Не попадала по́ году, -
Вот были времена!
А ныне – барин под боком,
Дорога скатерть-скатертью…
Тьфу! прах ее возьми!..
Нас только и тревожили
Медведи… да с медведями
Справлялись мы легко.
С ножищем да с рогатиной
Я сам страшней сохатого,
По заповедным тропочкам
Иду: "Мой лес!" – кричу.
Раз только испугался я,
Как наступил на сонную
Медведицу в лесу.
И то бежать не бросился,
А так всадил рогатину,
Что словно как на вертеле
Цыпленок – завертелася
И часу не жила!
Спина в то время хрустнула,
Побаливала изредка,
Покуда молод был,
А к старости согнулася.
Не правда ли, Матренушка,
На очеп я похож? -

"Ты начал, так досказывай!
Ну, жили – не тужили вы,
Что ж дальше, голова?"

– По времени Шалашников
Удумал штуку новую,
Приходит к нам приказ:
"Явиться!" Не явились мы,
Притихли, не шелохнемся
В болотине своей.
Была засу̒ха сильная,
Наехала полиция,

Практически у каждого писателя есть сокровенная тема, волнующая его особенно сильно и лейтмотивом проходящая через все творчество. Для Некрасова, певца русского народа, такой темой стала судьба русской женщины. Простые крепостные крестьянки, гордые княгини и даже падшие женщины, опустившиеся на социальное дно – для каждой у писателя находилось теплое слово. И всех их, столь различных на первый взгляд, объединяла полная бесправность и несчастье, считавшиеся в то время нормой. На фоне всеобщей крепостной повинности судьба простой женщины выглядит еще страшнее, ведь она вынуждена «до гроба рабу покоряться» и «быть матерью сына-раба» («Мороз, красный нос»), т.е. она является рабыней в квадрате. «Ключи от счастья женского», от их «вольной волюшки» давным-давно потеряны – вот к какой проблеме старался привлечь внимание поэт. Так появляется невероятно светлый и сильный образ Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.
История судьбы Матрены изложена в третьей части поэмы, так и называющейся: «Крестьянка». К женщине странников приводит молва, утверждающая, что если кто из женщин и может быть назван счастливицей, то исключительно «губернаторша» из села Клину. Однако Матрена Тимофеевна Корчагина, «осанистая», красивая и строгая женщина, услышав вопрос мужиков о своем счастье, «закручинилась, задумалась» и даже не хотела изначально ни о чем говорить. Уже стемнело, и месяц со звездами вышел на небо, когда Матрена все же решилась «всю душу открывать».

Только в самом начале жизнь была добра к ней – вспоминает Матрена. Родная матушка и отец заботились о дочери, звали «касатушкой», холили и лелеяли. Обратим внимание на огромное количество слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: позднехонько, солнышко, корочку и т.д., характерных для устного народного творчества. Здесь заметно влияние на поэму Некрасова русского фольклора – в народных песнях, как правило, воспевается пора беззаботного девичества, резко контрастирующая с последующим тяжелым житьем-бытьем в семье мужа. Автор использует этот сюжет для построения образа Матрены и практически дословно переносит из песен описание жизни девушки с родителями. Часть фольклора вводится в текст напрямую. Это свадебные песни, плач-причитание над невестой и песня самой невесты, а также подробное описание обряда сватанья.

Как ни старалась Матрена продлить свою вольную жизнь, а все же ее выдают замуж за мужчину, еще и чужого, не из родной деревни. Вскоре девушка вместе с мужем Филиппом покидает дом и отправляется в незнакомый край, в большую и неприветливую семью. Там она попадает «с девичьей холи» в ад, что также передается с помощью народной песни. «Сонливая, дремливая, неурядливая!» – так называют в семье Матрену, и каждый старается задать ей побольше работы. Нет надежды и на заступничество мужа: хоть они и одногодки, и Филипп хорошо относится к жене, а все же порой поколачивает («плетка свистнула, кровь пробрызнула») и не подумает облегчить ее жизнь. К тому же он почти все свободное время проводит на заработках, а Матрену «некому любить».

В этой части поэмы отчетливо становится видна незаурядный характер и внутренняя душевная стойкость Матрены. Другая бы давно отчаялась, а она делает все, как велено и всегда находит повод порадоваться самым простым вещам. Вернулся муж, «привез платочек шелковый / Да прокатил на саночках» – и Матрена запела радостно, как раньше певала в родительском дому.

Единственное счастье крестьянки – в ее детях. Вот и у героини Некрасова появляется первенец, на которого она не может наглядеться: «Как писаный был Демушка!». Автор очень убедительно показывает: именно дети не дают крестьянке озлобиться, поддерживают в ней воистину ангельское терпение. Великое призвание – растить и защищать своих детей – подымает Матрену над серой обыденной жизнью. Образ женщины превращается в героический.

Но крестьянке не суждено долго наслаждаться своим счастьем: нужно продолжать работу, а ребенок, оставленный на попечение старику, из-за трагической случайности погибает. Смерть ребенка в то время не была редким событием, это несчастье часто обрушивалось на семью. Но Матрене тяжелее прочих – мало того, что это ее первенец, – так еще и приехавшая из города власть решает, что это сама мать в сговоре с бывшим каторжником дедом Савелием убила своего сына. Как ни плачет Матрена, приходится ей присутствовать при вскрытии Демушки – его «испластали», и эта страшная картина навсегда запечатлелась в материнской памяти.

Характеристика Матрены Тимофеевны не была бы полной без еще одной немаловажной детали – ее готовности пожертвовать собой за других. Ее дети – вот что остается для крестьянки самым святым: «Лишь деточек не трогайте! За них горой стояла я…». Показателен в этом плане эпизод, когда Матрена принимает на себя наказание сына. Он, будучи подпаском, потерял овцу, и его должны были за это высечь. Но мать бросилась в ноги помещику, и тот «милостиво» простил подростка, велев взамен высечь «дерзкую бабу». Ради своих детей Матрена готова пойти даже против бога. Когда в село приходит странница со странным требованием не кормить детей грудью по средам и пятницам, женщина оказывается единственной, кто ее не послушался. «Кому терпеть, так матери» – в этих словах Матрены выражена вся глубина ее материнской любви.

Еще одна ключевая черта крестьянки – это ее решительность. Покорная и уступчивая, она знает, когда нужно бороться за свое счастье. Так, именно Матрена из всей огромной семьи решается вступиться за мужа, когда того забирают в солдаты и, упав в ноги губернаторше, приводит его домой. За этот поступок она получает высшую награду – народное уважение. Отсюда и пошло ее прозвище «губернаторша». Теперь в семье ее любят, а в селе считают счастливицей. Но невзгоды и «гроза душевная», прошедшие по жизни Матрены, не дают ей возможности самой отозваться о себе как о счастливой.

Решительная, самоотверженная, простая и искренняя женщина и мать, одна из множества русских крестьянок – такой предстает перед читателем «Кому на Руси жить хорошо» Матрена Корчагина.

Описание образа Матрены Корчагиной и её характеристика в поэме помогу учащимся 10 классов перед написанием сочинения на тему «Образ Матрены Тимофеевны в «Кому на Руси жить хорошо»».

Тест по произведению

Историки утверждают, что самое тяжелое положение в России было у крестьян XVI – XIX веков. Но если рассматривать положение крепостных по отдельности, то можно сказать, что на жизнь женщины часто приходилось больше испытаний, чем на жизнь мужчины, ведь крестьянки всегда оставляли родной дом и уходили жить в семью мужа, где им порой жилось совсем не сладко, умирали при родах и даже с грудными детьми не освобождались от непосильной работы на полях.

Проблему положения женщины не обошёл вниманием великий русский писатель Н.А.

Некрасов. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» ей уделена особая глава, раскрывающая все трудности жизни женщины. В поисках счастливого главные герои произведения доходят до обычной крестьянки, и она рассказывает им историю своей жизни. Корчагиной Матрене Тимофеевне до замужества жилось хорошо. «За батюшкой, за матушкой, /Как у Христа за пазухой/, Жила я, молодца, » - говорит она странникам. Потом Матрена вышла замуж, да только семья мужа её невзлюбила. «Семья была большущая, /Сварливая…Попала я/ С девичьей холи в ад!» Свекровь попалась злая, золовка постоянно ябедничала. Муж бил Матрену только один раз, что по тем соображениям считалось роскошью. Другие женщины всю жизнь терпели побои мужей. Матрена нигде не могла найти защиты, единственным, кто её жалел, был отец свекра, дед Савелий. Героиня трудилась каждый день, она даже была вынуждена оставлять маленького сына, чтобы работать.

Жизнь современных девочек, девушек, женщин, конечно, сильно, отличается от жизни бесправных крестьянок, но есть и такие страшные моменты, когда женщина остается один на один со своим горем. Это смерть детей. У Матрены Тимофеевны умер первенец, маленький Демушка, и она об этом ни на минуту не забывала всю оставшуюся жизнь. Остальных своих сыновей крестьянка всегда защищала, несмотря на сильное давление семьи мужа и общества. Они стали её единственной радостью.

Матрена Тимофеевна считала, что «Ключи от счастья женского, / От нашей вольной волюшки, / Заброшены, потеряны, / У Бога самого». Я думаю, это было верным суждением для описания положения женщины того времени. Жизнь Матрены Корчагиной – один из многочисленных примеров тяжелой женской доли. В России тогда чуть ли не каждая крестьянка имела похожую судьбу. Сегодня, когда прошло уже столько лет после отмены крепостного права, когда в большинстве стран мира все люди имеют равные права, мы все равно помним, что когда-то женщины было совершенно не защищены законом и государством. Только в начале XX века они стали бороться за своё счастье.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

, ж. (обычно в предл. п.: в хо́ле ). разг.

Уход, забота, окружающие кого-, что-л.

Жить в холе.

Семья была большущая, Сварливая… попала я С девичьей холи в ад! Н. Некрасов, Кому на Руси жить хорошо.

- Лошадь

должна быть в холе, в чистоте, тогда ты - хороший кавалерист. А. Н. Толстой, Детство Никиты.

  • - -и...

    Русское словесное ударение

"хо́ля" в книгах

Когда обращаться к врачу Пупочная гранулема

Из книги Ваш малыш неделя за неделей. От рождения до 6 месяцев автора Кейв Симона

Когда обращаться к врачу Пупочная гранулема Прищепка на пупке вашего малыша уже должна была отвалиться, а пупок зажить и выглядеть хорошо. Однако примерно у одного из 50 детей пупок не заживает, и когда прищепка отваливается, под ней виден ярко-красный липкий кусочек

Гранулёма

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГР) автора БСЭ

Гранулёма Гранулёма (от лат. granulum -зёрнышко и греч. -оmа - окончание в названиях опухолей), очаговое разрастание воспалительного происхождения клеток молодой соединительной ткани в виде небольшого узелка. Г. возникает при различных, чаще всего инфекционных, процессах

Глава 9. Паховая гранулема

Из книги Инфекции, передаваемые половым путем автора Скрипкин Юрий Константинович

Глава 9. Паховая гранулема Паховая гранулема (син.: венерическая гранулема, тропическая паховая гранулема, язвенная гранулема половых органов, склерозируюшая гранулема, 5-я венерическая болезнь, донованоз) – хро­ническое рецидивирующее заболевание с преимущественной

Злокачественная гранулема лица

Из книги Заболевания кожи автора Автор неизвестен

Злокачественная гранулема лица Общие сведенияДругое название патологии по имени открывшего ее ученого – гранулематоз Вегенера. Многие современные исследователи отрицают ее существование как отдельного заболевания, а относят к злокачественной форме узелкового

Гранулема развилась во флюс

Из книги Как я вылечил болезни зубов и полости рта. Уникальные советы, оригинальные методики автора Аркадьев П В

Гранулема развилась во флюс Пришла к стоматологу с острой болью. Оказался пульпит. Пока лечили, нашли еще гранулему зуба. Это вроде мешочка с гноем. Он пока что безвредный, объяснил врач, но лечить его надо обязательно. Иначе станет хуже. Там же инфекция, она может

Донованоз (гранулема венерическая, паховая гранулема)

Из книги Всё о сексе. 100% успеха: энциклопедия сексуальных взаимоотношений автора Огородникова Татьяна Андреевна

Донованоз (гранулема венерическая, паховая гранулема) Возбудителями донованоза являются тельца Донована. Инкубационный период данного заболевания составляет от 8 суток до 12 недель. Донованоз характеризуется хроническим, медленно прогрессирующим течением. Первым

Значение слова ХОЛЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова

холи, мн. нет, ж. Уход, забота, окружающие кого-что-н. Я у матушки выросла в холе. Плещеев. Семья была большущая... попала я с девичьей холи в ад. Некрасов. Цветы за окнами растут в приюте, в неге, в холе. Крылов.

Ушаков. Толковый словарь русского языка Ушакова. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ХОЛЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ХОЛЯ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ас. (устар. и прост.). Ласковая забота, уход. Дитя растет в холе. Жить в …
  • ХОЛЯ
    хо"ля, хо"ли, хо"ли, хо"ль, хо"ле, хо"лям, хо"лю, хо"ли, хо"лей, хо"лею, хо"лями, хо"ле, …
  • ХОЛЯ
    см. воспитание, заботливость || содержать в …
  • ХОЛЯ
    воспитание, забота, …
  • ХОЛЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    холя, …
  • ХОЛЯ в Орфографическом словаре:
    х`оля, …
  • ХОЛЯ
    ласковая забота, уход Дитя растет в холе. Жить в …
  • ХОЛЯ в Словаре Даля:
    см. холить …
  • СТИХИ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-06 Time: 04:56:50 Цитаты из стихотворения "Стихи", 1769 (автор Александр Сумароков) ""Текст опубликован полностью "" * Всегда болван …
  • ВЫХОЛИТЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -лю, -лишь; -ленный; сов., кого-что. Холя, вырастить. В. коня. Выхоленная борода (имеющая холеный …
  • ХОЛЯВА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    холя"ва, холя"вы, холя"вы, холя"в, холя"ве, холя"вам, холя"ву, холя"вы, холя"вой, холя"вою, холя"вами, холя"ве, …
  • ВЫХОЛИТЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    вы"холить, вы"холю, вы"холим, вы"холишь, вы"холите, вы"холит, вы"холят, вы"холя, вы"холил, вы"холила, вы"холило, вы"холили, вы"холи, вы"хольте, вы"холивший, вы"холившая, вы"холившее, вы"холившие, вы"холившего, вы"холившей, …
  • ЗАБОТЛИВОСТЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    внимательность, исправность, рачительность, ревность, старательность, аккуратность; бережь, довольство, нега, уход, холя. У него скот содержится в неге. Прот. . Ср. …
  • ВОСПИТАНИЕ в Словаре синонимов Абрамова:
    образование, обучение, уход, холя. См. образование || давать …
  • УХОД в словаре Синонимов русского языка:
    внимание, выбытие, выскальзывание, забота, избавление, исчезновение, курация, маникюр, надзор, обслуживание, отворачивание, отлучка, отплытие, отправление, отставка, отступление, отход, педикюр, побег, покидание, …
  • ВОСПИТАНИЕ в словаре Синонимов русского языка:
    муштрование, патронат, пестование, развитие, самовоспитание, физвоспитание, …
  • ВЫХОЛИТЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    холя, вырастить В. коня. Выхоленная борода (имеющая холеный …
  • ЯБЛОКО в Словаре Даля.
  • ХОЛИТЬ в Словаре Даля:
    кого, что, хоить твер. гоить, убирать, вообще держать в чистоте, опрятности; ходить, ухаживать за чем, нежить, баловать уходом. Холить лошадей, …
  • УБЕРЕГАТЬ в Словаре Даля:
    уберечь что от чего, оберегать исправно, сберечь, устеречь, охранить, защитить или сохранить в целости, упасти. Гороху в поле не убережешь. …
  • ТЕШИТЬ в Словаре Даля:
    кого (утишать!), доволить, угождать, уступать, мирволить; либо забавлять, занимать, веселить, по(у)тешать, делать приятное кому, доставлять удовольствие; иногда знач. / | …
  • РАЗЛЮЛИ в Словаре Даля:
    мн. , нескл. холя, раздолье, потеха; | тарантас, карандас, долгуш(к)а, дроги, повозка на долгих, качких …
  • ПРИЛАСКАТЬ в Словаре Даля:
    кого, ласкать, ободрить, освежить ласкою, привязать к себе лаская, милуя, жалуя, холя, теша. -ся к кому, ласкаться, искать чьей ласки. …


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!