Конспект занятия «Планета – наш дом родной», подготовительная к школе группа. Конспект НОД Познание «Уголок планеты, там где мы живём

Цель:

  • вызвать интерес к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека;
  • формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать его состояния от действий человека;
  • воспитывать любовь к природе

Задачи:

  • развивать связную речь детей; активизировать словарный запас детей (название планет, космических тел);
  • развивать воображение детей в изодеятельности посредством различных изо материалов; развивать творческие способности детей;
  • формировать умение работать в парах

Материал: глобус, фотографии, альбомы, фломастеры, восковые мелки, цветные карандаша, обручи.

Примерный ход:

I. Организационная часть. Этюд «Мое настроение».

II. Ситуативный разговор, беседа «Наша планета»

Воспитатель: Почему у нас хорошее настроение? (Нас окружают небо, природа, солнце, люди). Что нас объединяет всех жителей на разных точках Земли? (Мы живём на одной планете).

Воспитатель: Дети, сегодня мы поговорим о нашей планете. Планета, на которой мы живём, называется Земля. Наша планета – это огромный-преогромный шар. Она очень красива! Об этом рассказывали космонавты, которые видели ее из Космоса в иллюминаторы космического корабля. Такой сверкающий голубой шар (воспитатель обводит глобус)! Почему нашу планету называют голубой? (Потому что на планете Земля больше воды, чем суши). (Просмотр фотографий).

III. Отгадывание загадок.

Эта желтая звезда

Согревает нас всегда,

Все планеты освещает,

От других звезд защищает.

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно очень мне одной,

А зовут меня...(луной)

На планете чудеса;

Океаны и леса,

Кислород есть в атмосфере,

Дышат люди им и звери

Воспитатель: Скоро мы отправимся в космическое путешествие к планетам солнечной системы. А что такое солнечная система? (Солнечная система состоит из Солнца и небесных тел, обращающихся вокруг него, это 9 планет с их спутниками, а также астероиды, кометы и метеориты).

IV. Физкультминутка. Игра «Ждут нас быстрые ракеты»

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам

На какую захотим

На такую полетим

Но в игре один секрет

Опоздавшим, места нет

Раз, два, три – беги.

(Дети бегут в обручи по 3 человека).

На какие планеты вы приземлились, а какие вы планеты ещё знаете? Я предлагаю вам вернуться на нашу планету.

Раз, два, три – беги.

V. Проблемная ситуация «Планета в опасности».

Воспитатель: Вот мы и прилетели. Ой, ребята смотрите, кто-то оставил нам письмо. Интересно, что в нём написано.

«Помогите, помогите. Наша планета подверглась опасности. Спасите нашу планету! »

Ребята, как нам с вами помочь? Ведь мы ещё маленькие, а планета огромная. (Ответы детей)

VI. Художественное творчество (Рисование).

Воспитатель: Я предлагаю вам придумать экологические знаки для спасения планеты, с этими знаками мы обратимся к взрослым и попросим их спасти нашу планету.

Воспитанники разбиваются по парам (тройкам), договариваются, выполняют задание. Педагог дает право выбора материала (гуашь, краски, мелки, карандаши и др.) Предполагается создание проблемной ситуации – один из детей остается вне команды. Воспитанники решают самостоятельно проблему (берут дополнительным человеком в команду)

VII. Выставка детских работ.

После выполнения задания ребята рассматривают работы и рассказывают, что означает их знак. После чего знаки размещаются на мини – выставке.

Воспитатель:

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц встречая перелетных

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только здесь

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету

Ведь другой похожей нету.

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Республика Саха (Якутия)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Цветик-семицветик»

п. Беркакит, Нерюнгринский район

678990, Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Беркакит, ул.Башарина, д.5.

Конспект занятия по познавательному направлению (региональный компонент)

Тема: «Уголок планеты, там, где мы живём»

Подготовила:

Воспитатель Лескова А. А.

«Уголок планеты, там, где мы живём»

Цель: Реализация регионального компонента посредством ознакомления детей старшей группы с Родным краем.

Задачи:

Образовательные задачи: Расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера;закрепить знания детей о животном мире Якутии, формировать первоначальное представление о «Красной книге Якутии», о некоторых птицах и животных, занесенных в красную книгу.

Развивающие задачи : учить поддерживать беседу о природе, высказывать свою точку зрения рассуждать и давать необходимые пояснения, развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы; развивать самостоятельность.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите. Активизировать словарь детей (Красная книга, заповедник).

Ход занятия:

Ребята посмотрите, сколько гостей в нашем зале, давайте поздороваемся с ними.

Эбэрдэ (привет).

Ребята,сегодня я вас приглашаю на экскурсию в музей.

Воспитатель: как называют человека, который проводит экскурсию?

Дети: Экскурсовод.

Давайте вспомним правила поведения в музее.

Дети: Не разговаривать. Руками не трогать экспонаты.

Не шалить, внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом, тихо передвигаться.

Экскурсовод: Молодцы, тогда начинаем нашу экскурсию.

Подойдём к карте. Скажите, как называется наша страна?

Дети: Россия.

Экскурсовод: Правильно, а наша с вами страна большая или маленькая?

Дети: Большая.

Экскурсовод: Конечно большая, и поэтому нашу страну поделили на много Республик.

Экскурсовод: Ребята, есть такое понятие «малая Родина», как вы понимаете что такое «малая Родина»? Малая Родина – это место, где ты родился, где живут твои родители. Это – твой поселок, где ты учишься или посещаешь детский сад. Это наша Республика.Ребята скажите, а как называется наша республика?

Дети: Саха Якутия.

Экскурсовод: Посмотрите на карту России. Наша Якутия занимает довольно большую территорию и является самым большим регионом России. (Воспитатель проводит указкой по границе Якутии) .

А теперь давайте рассмотрим карту Якутии.

Что можно увидеть на карте?

Дети: Реки, моря, города.

Экскурсовод: Какие города Якутии вы знаете?

Дети: Якутск, Мирный, Алдан, Ленск и конечно наш родной город - город Нерюнгри!

Экскурсовод: Ребята , Якутия очень многонациональная республика, среди большого количества национальностей есть представители коренных народов Республики Саха.

Коренной народ- народ, который жил на этих землях с давних времён.

К коренным народам Республики Саха (Якутии) относятся:

Якуты, долганы, эвенки, эвены, юкагиры, чукчи.

Экскурсовод: Давайте пройдем и посмотрим, как же живут коренные народы Якутии.

Жилищем якутов являлся балаган или чум - шалаш из жердей в виде конуса, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами; Балаган - это зимнее жилище якутов, летнее жилище якутов называется ураса (рассматривание жилища).

С XX в. якуты стали строить избы .

А сейчас я предлагаю нам с вами посмотреть видеоролик о культуре и быте народов севера.

  1. К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное жилище - чум. В центре чума раньше разжигали костер, сейчас растапливают железную печь.
  2. Мужчины занимаются рыболовством, охотой, разводят оленей. Олени имеют огромное значение для народа – это и транспорт для передвижения по огромным просторам Якутии. Шкуры оленя идут на утепление жилища, а также на изготовления одежды и национальной якутской обуви - унтов. Мясо оленя идет на приготовление пищи.
  3. Женщины готовят пищу, растят детей, вышивают бисером узоры на меховой одежде. Одежду украшают аппликацией в виде геометрических орнаментов.
  4. В настоящее время национальная одежда чаще используется как праздничная. Лишь кочевники-оленеводы одеваются в одежды из оленьего меха, наиболее приспособленные к суровому северному климату.
  5. Фольклор народов Севера разнообразен:

обрядовый (ритуальный);

песенный,

танцевальный.

  1. Якутскими национальными инструментами являются барабан, бубен,

кырыымпа - струнный инструмент со смычком и хомус.

Экскурсовод: Якутия край особенный, необыкновенный. Здесь растет много разных деревьев и ягод. Давайте вспомним, какие деревья и ягоды растут в Якутии.

Пройдите к столу, возьмите карточки и назовите что на них изображено?

Дети: сосна, ель, береза.Кедр, красная рябина, верба, осина, черемуха.

Дети: голубика, клюква, брусника, смородина, жимолость.

Экскурсовод: Прикрепите ваши карточки на нашу карту.

Экскурсовод: В лесах Якутии обитает много разных животных и птиц. Давайте подойдем и рассмотрим их (детям предлагаются для рассмотрения чучела птиц и животных).

  1. Глухарь – крупная птица, его можно определить по ярко-красная бровям. Предпочитает глухарь глухие места в лесах. Любят эти птицы и болота, которые богаты разнообразными ягодами. Характерно для этой птицы весеннее токование.

Давайте послушаем токование глухаря.

  1. А эта птица кедровка .

Свое название - «кедровка» - птица оправдывает сполна: в тайге она питается практически исключительно одними орехами кедра, доставать которые из шишек ей помогает хорошо приспособленный для этого клюв. Они до последнего зернышка выклевывают орешки, набивают орешками зоб, а потом прячут их в удаленных уголках леса

От численности этой птахи во многом зависит популяция кедра. Вот насколько полезна деятельность этой маленькой птахи! Послушайте голос этой птицы.

  1. А эту птицу вы узнали?Это Дятел - небольшая птица. Что вы можете рассказать про эту птицу? Клюв острый и прочный. Он пробивает кору дерева чтобы найти домики насекомых. У них очень длинный язык, а всё для того чтобы можно было добыть себе пищу. Давайте послушаем и его голос.
  2. Птица чибис . На голове имеется хохолок. Птицы эти очень подвижны, они ловко и быстро бегают среди травы. При появлении на лугу или на поле человека или животного, сразу несколько птиц взлетают на встречу друг другу, с криками «чьи-вы, чьи-вы». Для сельского хозяйства птица чибис приносит большую пользу, уничтожая насекомых-вредителей.

А теперь давайте рассмотрим некоторых животных обитающих в лесах Якутии.

  1. Медведь . Самое большое хищное животное наших лесов. Медведь зимой спит в берлоге. Воспитатель: Почему медведь зимой спит?

Дети: Зимой медведю трудно найти пропитание.

Экскурсовод : Как он всю зиму спит и ничего не ест?

Дети: Медведь осенью наедается хорошенько, и у него под кожей накапливается жир.

  1. А эта неуклюжая с виду, но очень быстрая, сильная и ловкая хищница – росомаха. Всеядный хищник – питается зайцами, птицами, грызунами, рыбой, ягодами. Несмотря на большую силу, крепкие зубы и острые когти главным оружием является неприятный запах, который не выдерживает ни один зверь, поэтому никто не нападает на росомаху. И мы пойдем дальше.
  2. Это лиса. Лиса зимой шубу не меняет. Как вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост? Хвост согревает, следы заметает.

Знает лисонька - лиса, в шубе вся её краса. Ребята, как вы думаете, чем питается лиса?

кого лиса под снегом вынюхивает?Лиса охотится на мышей. Зимой жизнь в лесу замирает и главным лисьим кормом становятся мыши – полёвки. Лисица мышкует – это значит, охотится на мышей.

  1. Заяц - беляк зимой роет нору в снегу, зимой он белый, а летом мех серый. Питается травой, корой деревьев, веточками кустарников. Спасают зайца от хищников быстрые ноги и острый слух.

Ребята, предлагаю рассказать стихотворение, про этого зверька.

Экскурсовод: А сейчас давайте поиграем в игру «Найди лишнее животное и птиц» .

Среди картинок вам нужно найти лишних животных или птиц, и сказать, почему они лишние.

(Заяц, лиса, волк, песец, бурый медведь, северный олень, тигр, коала, бегемот)

Тигр, коала,……, – лишние, так как они не живут в Якутии. Молодцы!

Тогда выберите то животное, которое обитает в Якутии, и прикрепляете на карту.

Теперь посмотрим на нашу карту. Какая красивая она стала.

Экскурсовод: Ребята, а вы знаете, есть еще очень много животных, которые обитают в Якутии и некоторые из них занесены в эту книгу. Вы знаете, как называется эта книга?Это Красная книга.В нее записаны все животные и растения, которым угрожает гибель. Их осталось на Земле очень мало!

– А кто скажет, как можно помочь животным, которым угрожает гибель?

Дети: Их надо охранять! Им надо помогать. Запретить охоту, надо подкармливать, не разорять их гнезда .

Экскурсовод: Правильно, а также, для охраны редких животных и растений созданы заповедники. Заповедник - участок природы, который охраняется. На его территории нельзя охотиться, ловить рыбу, рубить деревья. У нас в Якутии много заповедников.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Полярная сова и евражки».

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие – евражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражки и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры: Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Экскурсовод: А еще ребята я хочу вам рассказать о северном чуде, это северное сияние. Вы знаете, что такое северное сияние - это поразительное световое представление на Земле, сверкающее, многоцветное сияние на небе.

Северное сияние можно наблюдать только в южной и северной полярных областях Земли. Увидеть северное (полярное) сияние можно зимой, когда ясная погода (показ видеоролика о полярном сиянии).

Вопросы к детям:

  1. Как называется край, в котором мы живем?
  2. Чем богат наш край?
  3. Какие меры приняты для охраны природы нашего края?
  4. Чем занимаются коренные народы Республики Саха?

Экскурсовод : «Сегодня мы с вами продолжили знакомство с краем, в котором живем с самого рождения, узнали какой он огромный, бескрайний, богатый, много разных народов живет в нем. Хоть и суровый наш край, но природа очень красивая.

Экскурсовод : И в заключении, давайте послушаем стихотворение, которое расскажут наши ребята. "Край любимый" (автор Татьяна Демина)

  1. Над тайгою солнце светит,

В глубине шумит река,

А по небу гонит ветер

Золотые облака.

  1. Косолапый мишка ходит,

Мнёт зелёную листву,

По кустам олени бродят,

Щиплют ягель и траву.

  1. Я люблю твои просторы,

Край якутский, край родной,

Где леса, поля и горы.

Покоряют красотой.

  1. Будь всегда таким красивым,

Яркой звёздочкой гори,

Край якутский, край любимый

Вечно в памяти живи!

До свидания.

көрсүөххэ диэри. (Көрсүөххэ диэри )


Цель: дать детям представления о том, что планета – Земля – это огромный шар (большая часть Земного шара покрыта водой и океанами. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди).

Задачи:

Воспитывать любовь и бережное отношение к Земле и жителям Земли

Сформировать у детей понятие «космическое пространство»

Ход занятия:

Педагог:

Наш дом родной, наш общий дом

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там зеленый луг,

В лесу дремучем не пройдешь.

Воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой.

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них название есть:

Леса, и горы и моря –

Все называется – Земля!

А если в космос ты взлетишь,

Ты из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой!

Любимую планету!

Давайте вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты! Как мы назовем модель земного шара? (Глобус!)

В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и что можно добраться до края Земли. Находились смельчаки, которые мечтали добраться до края Земли и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком, или верхом на лошади, или на корабле.

Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды моря или океана и считали, что их путешествие закончено: вот он, край Земли, и ничего кроме воды дальше уже нет. Но были и такие люди, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали свое путешествие.

Прошло немало лет, и вот отважные мореплаватели под командованием португальца Фернандо Магеллана отправились в кругосветное путешествие. Их парусники, все время, двигаясь в одном направлении, обогнули Землю и через 3 долгих года возвратились домой с противоположной стороны. Их плавание доказало, что Земля – круглая.

А теперь давайте мы с вами попутешествуем.

Вот у нас здесь лежат небольшие мячи, возьмите их. А еще нам понадобятся фломастеры. А теперь представьте, что вы путешественники и каждый из вас стоит на верхушке шара. Поставите туда кончик фломастера. Теперь ваш путь пойдет все время вниз. Ведите фломастер вниз по мячу, а мяч поворачивайте вслед за движением фломастера. Если вы будите аккуратно двигать фломастер в одном направлении, то скоро окажетесь в той же точке, откуда начали свой путь.



Вот так и наши путешественники убедились, что Земля – это шар. Что же тогда окружает Землю?

А окружает ее огромное пространство, которое называется космическим пространством.

Это пространство не пустое, оно заполнено космическими телами: звездами, планетами, кометами и метеоритами.


Когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, находясь на космодроме, только готовился к полету. Земля казалась ему громадной, необъятной.

Но, взглянув на нее из космоса, он увидел: не так-то она и велика. На космическом корабле ее можно облететь за 1,5 часа! А поэтому, мы земляне, должны любить и беречь нашу планету.

Ну, а теперь о самом важном:

Взглянуть на нашу Землю страшно.

Вода мутнеет с каждым днем.

А воздух! Сколько грязи в нем?

Когда-то чистый, голубой.

Теперь он грязный и больной.

Погибнуть может все живое

Земля, что сделали с тобою?

Пусть знак беды у нас отметит

Больные точки на планете.

Наша планета Земля в опасности. На ней много больных мест. Это получилось, потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций, станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязнят дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их, нефть, из танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов. Так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеет люди (так и загрязняется наша Земля). Гибнет природа. Наша планета в опасности. Она требует помощи.

Вы знаете сигнал бедствия? Я вам скажу SOS.

Это призыв о помощи. Как же мы с вами можем помочь нашей планете?

Чтобы помочь ей, надо учиться любить природу, любить ее с детства, научиться понимать, как живут все живые существа. Этим занимаются люди – экологи. Хотите стать юными экологами.

Я вам сейчас покажу два места в нашей стране, которые надо спасать.

Далеко в Сибири есть озеро Байкал. Это очень красивое, глубокое озеро. Сейчас оно загрязнено. Люди не только в нашей стране думают, как его спасти.

На юге нашей страны ест Аральское море. С ним другая беда. Воды в нем с каждым годом становится все меньше и меньше, оно усыхает. Сейчас люди думают, как его спасти.

Дома поговорите с родителями о нашем городе. Спросите: в опасности наш город или нет? Что ему угрожает? Завтра скажите, надо ли ставить рядом с названием нашего города знак SOS.

Цель: формирование толерантного отношения к собственной этнической культуре и культуре других народов.

Задачи:

— обогащать первоначальные представления о планете Земля, людях, ее населяющих, их равноправии;

— стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям планеты Земля;

— формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.

Оборудование : проектор, слайды с изображением планет Солнечной системы, планеты Земля, государственных флагов разных стран (России, Америки, Японии, Египта), природы России, глобус, аудиозапись песни «Мы — дети Галактики» (муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского), настольно-печатные игры «Кто где живет?», «Одень куклу», флаги разных стран, иллюстрации с изображением природы и животного мира России и других стран.

Ход занятия

Воспитатель . Ребята, к нам за помощью обратилась библиотекарь Людмила Николаевна. Она попросила помочь в подготовке и проведении праздника для маленьких читателей, посвященного Дню Земли. Она уже подобрала много книг и энциклопедий с картинками для выставки о нашей планете. Но маленькие читатели, посещающие ее библиотеку, так любят играть в разные игры и слушать интересные истории! Людмила Николаевна знает, что многие дети нашей группы путешествовали вместе с родителями по разным странам и могут интересно рассказать о том, какие люди там проживают, на каком языке они говорят, о культуре этих стран. Ребята, вы согласны помочь библиотекарю? Как ей можно помочь?

Дети . Можно вместе с родителями придумать рассказы о путешествиях, принести наши альбомы с фотографиями, рассказать об играх, о культуре разных стран.

Воспитатель. Молодцы, как вы все хорошо придумали! Предлагаю сделать вместе с родителями газеты о путешествии в ту страну, где вы побывали. А чтобы газеты получились интересными, давайте сегодня на занятии вспомним все, что вы знаете о планете Земля.

Воспитатель вносит в группу глобус.

Кто из вас знает, что это такое?

Дети . Это глобус.

Воспитатель . Мы с вами уже рассматривали карту. А это — глобус. Он круглый, т.е. такой же формы, как и планета Земля, на которой мы живем. Глобус — модель Земли. Слово «глобус» обозначает шар. Изображение на глобусе напоминает изображение на карте. Вокруг солнца вращаются планеты, которые составляют Солнечную систему. (Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов с изображением планет Солнечной системы через проектор.) Самая красивая из всех планет — Земля. Вот так наша планета выглядит из космоса.

Воспитатель показывает слайд с изображением Земли.

На что она похожа?

Дети . На шар.

Воспитатель. Планета Земля — огромный шар, который вращается вокруг Солнца и одновременно вокруг своей оси. Облетела Земля вокруг Солнца — прошел год. Повернулась вокруг себя — прошли сутки. Посмотрите на глобус. Какого цвета на нем больше всего?

Дети. Голубого.

Воспитатель . Вы уже знаете, что обозначает на карте голубой цвет. Что же?

Дети . Воду — моря и океаны.

Воспитатель . Да, действительно, это вода, которая окружает материки со всех сторон. И поэтому, когда смотришь на нашу планету из космоса (обращает внимание на слайд), она кажется голубой. А вот суша раскрашена разными цветами. Что обозначает зеленый цвет?

Дети. Леса, равнины.

Воспитатель . А коричневый?

Дети . Горы.

Воспитатель. А вот здесь много желтого цвета, что это означает?

Дети . Здесь находится пустыня.

Воспитатель. На суше встречаются голубые пятнышки и линии. Что это?

Дети. Озера и реки.

Воспитатель . Вы хорошо запомнили все, что я вам рассказывала, когда мы знакомились с картой. Все люди любят и берегут свою планету, о ней придумано много песен, стихов. Послушайте одно из них.

Ребенок

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно...

Береги свою планету —

Ведь другой, похожей, нету!

Я. Аким

Воспитатель . Попробуйте найти на глобусе нашу страну.

Дети выполняют задание.

Молодцы, вы правильно показали ее на глобусе. Россия со всех сторон окружена другими государствами. Если посмотреть на глобус, то увидишь, что на материках много стран, раскрашенных разными цветами. А скажите мне, какие страны вы знаете?

Дети отвечают.

А по каким странам вы путешествовали вместе со своими родителями?

Дети отвечают.

Сейчас мы поиграем в игру, во время которой вы вспомните о том, что в каждой стране есть свой главный город, есть свой флаг.

Игра «Узнай страну»

Воспитатель показывает флаг страны, называет материк, на котором она находится, и столицу, а дети должны угадать ее.

Россия — материк Евразия — столица Москва.

Египет — материк Африка — столица Каир.

Япония — материк Евразия — столица Токио.

Украина — материк Евразия — столица Киев.

Воспитатель . Ребята, как вы думаете, эта игра понравится ребятам, которые будут на празднике в библиотеке?

Дети . Да.

Воспитатель . Давайте поиграем в игру, которая напомнит вам о том, что в разных странах природа разная.

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель показывает детям четыре иллюстрации с изображением природы и животного мира России и других стран, например пальмы, слоны, жирафы и т.д., хлебных, рисовых, хлопковых полей и др. Одна из них не относится к России. Дети должны сказать, какая картинка лишняя, и почему они так решили.

Воспитатель показывает слайды с изображением природы России.

Воспитатель . Давайте еще раз полюбуемся красотой русской природы.

Ребенок читает стихотворение М. Исаковского «Поезжай за моря- океаны...».

Ребята, на Земле живет много людей. Они отличаются цветом кожи, который означает их расу. Какие расы вы знаете?

Дети. Европеоидную, монголоидную, негроидную.

Воспитатель . Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, где проживают люди разных рас и чем они внешне отличаются друг от друга.

Игра «Кто где живет?»

Детям предлагаются карта с частями света: Европа, Азия, Африка и карточки с изображениями людей разных рас. Нужно положить карточки в то место на карте, где они проживают. При выполнении задания дети по предложению воспитателя рассказывают об особенностях внешнего вида людей разных рас (цвет кожи, цвет и разрез глаз, особенности волос — цвет, мягкость, жесткость, курчавость).

Воспитатель. Ребята, послушайте стихотворение, которое напомнит вам о том, чем еще отличаются друг от друга люди, живущие на Земле.

Ребенок

Все люди в разных странах,

На всех материках.

Мы говорим — так странно! —

На разных языках.

Я знаю, час настанет.

Я знаю, час придет:

— Я друг твой! — скажет Ваня,

И Джон его поймет.

А Ване Джон ответит:

— Я друг твой навсегда!

И все на всей планете

Поймут их без труда!

А. Усачев

Дети . Они разговаривают на разных языках.

Воспитатель . Верно! Люди бывают не только разной расы, но и разной национальности. У людей каждой национальности есть свой язык, на котором они разговаривают. Давайте поиграем в игру.

Игра «Угадай язык»

Воспитатель называет национальность, а дети — язык, на котором говорят ее представители.

Немцы — немецкий язык.

Китайцы — китайский.

Японцы — японский.

Русские — русский язык.

Воспитатель . Ребята, а чем еще отличаются друг от друга люди разных национальностей?

Дети . У них разные национальные костюмы, свои песни, игры, танцы, национальные блюда.

Воспитатель. Верно! У людей разных национальностей есть свои народные песни, танцы, ремесла, музыкальные инструменты, т.е. своя культура, есть своя традиционная кухня. Ребята, библиотекарь Людмила Николаевна просила подобрать интересные игры, с помощью которых можно будет познакомить маленьких читателей библиотеки с культурой разных стран. Есть ли у нас в группе игра, которая может познакомить с тем, что разные народы носят разные народные костюмы?

Дети . Да.

Воспитатель . Как она называется?

Дети. «Одень куклу».

Игра «Одень куклу»

Детям дают бумажные куклы с ярко выраженными внешними особенностями: цвет кожи, волос, черты лица (национальности проговариваются) и несколько национальных костюмов. Дети должны подобрать костюм для каждой куклы и рассказать о его отличительных особенностях.

Воспитатель . Ребята, а хотите поиграть в американскую игру «Пять обезьянок»?

Пальчиковая игра «Пять обезьянок»

(проводится под музыкальное сопровождение)

Пять обезьянок прыгали в кроватке,

(Дети делают свободные движения руками с расставленными пальцами, показывают цифру «5».)

Одна из них упала

(Дети поднимают указательные пальцы обеих рук (остальные собраны в кулачки).

Головою вниз.

(Касаются указательными пальцами головы и слегка наклоняют ее вниз.)

Мама — к телефону.

(Изображают, что набирают номер на диске телефона.)

Доктор отвечает:

(Изображают, что держат трубку телефона.)

Запретите детям прыгать, мисс!

(Проговаривая текст, грозят указательным пальцем правой руки.)

Воспитатель . Ребята, понравилась вам игра?

Дети . Да.

Воспитатель . Давайте расскажем о ней Людмиле Николаевне. Пусть она научит играть в нее маленьких читателей. Эта веселая игра им очень понравится! А еще какие игры народов мира вы знаете?

Дети . «Салки» — русская народная, «Салки по кругу» — африканская, «Хромая уточка» — украинская, «Поймай дракона за хвост» — китайская.

Воспитатель . Вот мы и вспомнили о том, что у людей разных стран свои история и культура, их любит и ценит каждый человек. Почему нужно уважать культуру других народов?

Дети . Потому что все народы бережно относятся к своей культуре, культурное наследие создают сами люди.

Воспитатель . Культуру других народов нужно уважать, в ней отражены все ценности, которые важны для каждой страны. Думаю, что все, о чем мы сегодня говорили на занятии, поможет вам вместе с родителями сделать интересные семейные газеты о ваших путешествиях в разные страны. Какие игры мы можем подобрать для Людмилы Николаевны?

Дети . «Узнай страну», «Что лишнее?», «Кто где живет?», «Угадай язык», «Одень куклу», «Пять обезьянок».

Воспитатель . Сегодняшнее занятие мне хочется закончить замечательной песней о планете Земля.

Звучит аудиозапись песни «Мы — дети Галактики» (муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского).

Цели:

  1. Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.
  2. Познакомить детей с научной версией образования материков на планете Земля, с условными обозначениями суши, воды на картах и глобусах, с названиями и расположением материков на карте.
  3. Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь.
  4. Воспитывать стремление беречь нашу Землю.
  5. Побуждать детей делать умозаключения на основе имеющихся сведений.
  6. Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.
  7. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Материалы и оборудование:

Крупное изображение частей света (материков), глобус, физическая карта мира, карта «Солнечная система» (для детей), плакат «Солнечная система», дидактическая картина «Всеземля», картины, изображающие различные народы, населяющие планету Земля, яблоко, волчок.

Ход занятия

На центральной стене зала висит большое панно с изображением земного шара. На боковой стене размещены: старинная карта, карта земли до открытия Кука, физическая карта мира, плакат «Солнечная система». Около стены на столах разложены книги о планете Земля, о Космосе, слайды и иллюстрации «Вселенная», «Народы мира».

Входят дети.

Звучит мелодия русской народной песни «Родина» («Вижу чудное приволье»).

Педагог. Добрый день, мои юные друзья! Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей, от Балтийского моря до Тихого океана. Это огромное государство!

Мы с вами совершили много интересных и увлекательных путешествий по родной стране. Что же вы увидели вокруг, узнали?

Дети . Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи.

Дети. Есть маленькие речки, светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля.

Педагог . Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими. Но на свете есть и другие страны, где живут такие же люди, но говорят они на других языках. И у всех у нас есть общий дом. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, как его название:

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что наш дом – большущий шар.

Дети. Земля.

Дети . А в народе ещё так говорят: «Никого не родила, а все матушкой зовут».

Педагог. Что вы знаете о нашей планете? Какая она, Земля?

Дети. Наша планета – это огромный–преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

Дети . Она круглая, как яблоко. Земля вертится вокруг Солнца, словно, самолетик вокруг башенки. Да ещё и сама вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок, только медленно.

Дети . Земля – спутник Солнца. Она намного меньше Солнца. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся ещё восемь планет.

Дети . Но только на нашей Земле есть жизнь.

Педагог подходит к плакату, на котором изображена Солнечная система и предлагает детям найти среди этих планет наш дом – Землю.

Ребенок находит и показывает.

Педагог . А кто желает показать нашу родную планету на звездной карте?

Дети показывают.

Педагог . А как вы узнали, что это Земля?

Дети . Наша планета голубого цвета.

Педагог . Почему она голубая?

Дети . На Земле много воды.

Дети . Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета.

Педагог . Молодцы, ребята! А как вы думаете, почему на Земле есть жизнь?

Дети . На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания.

Педагог . Верно. Вода и воздух необходимы всем живым организмам.

Друзья мои! Но всегда ли люди имели эти знания? Оказывается, нет. А как же они себе рисовали Землю, на которой жили? Очень по-разному. Их представления кажутся нам сегодня фантастическими, сказочными, неправдоподобными. Давайте посмотрим, как они рисовали наш мир.

Демонстрация иллюстраций.

Дети . В древности люди думали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли.

Дети . Одни говорили, что её поддерживают три огромных кита, которые плавают в океане.

Дети . Другие доказывали, что плоская Земля держится на трех слонах, слоны стоят на спине огромной черепахи, а черепаха плавает в океане…

Дети . Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть.

Дети . Люди отправлялись в путь пешком, или верхом на лошадях, или на корабле.

Педагог . И добирались они до края Земли?

Дети . Нет. Как только они добирались до моря или океана, то считали, что их путешествие закончено: вот он край Земли. Дальше уже ничего нет кроме воды.

Педагог . Дети, но были и такие люди, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?» – задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская, как блин. Нет, она круглая как шар.

Педагог . Большую роль в познании нашего мира сыграло время великих морских плаваний. Первое кругосветное путешествие совершил на пяти кораблях моряк-путешественник Магеллан. Три года плыли его корабли всё вперед и вперед, не меняя направления и сверяя свой путь по звездам. Четыре корабля погибли в бурных водах океана. И только один корабль под названием «Виктория» обогнул Землю и вернулся в порт с другой, противоположной стороны. Так люди поняли, как велика наша Земля, и доказали, что Земля – шар и её можно объехать кругом.

Показ иллюстраций парусных кораблей.

Педагог . Почему люди в древности имели неправильное представление об устройстве нашего мира?

Дети . В древние времена люди не могли передвигаться по земле на большие расстояния. Ведь не было ни дорог, ни кораблей, ни поездов, ни самолетов. Поэтому дойти до «края земли», чтобы проверить рассказы о китах, слонах, черепахе, никому не удавалось.

Физкультминутка. Звучит музыка.

Педагог читает загадку, дети выполняют движения:

Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте.)
Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.)
А как выпустишь из рук – (Поднять руки вверх, хлопок.)
Станет вдруг светло вокруг. (Повороты в стороны.)
Что это за шар?

Дети (хором) . Солнце.

Педагог . Друзья, что же тогда окружает Землю? А окружает её огромное пространство, которое называется космическим пространством, или космосом. Это пространство не пустое, оно заполнено различными космическими телами – звездами, планетами, кометами и метеоритами.

Над Землей находится огромный воздушный океан – атмосфера, и мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже трамваи и троллейбусы «купаются» в этом океане. Он очень важен для нашей жизни. Воздухом дышим мы с вами, дышат и звери, и птицы и растения – всё живое на земле не может обойтись без него. А если бы этот океан исчез, то наша Земля всего через несколько минут стала бы безжизненной планетой. Воздушная оболочка Земли – это её удивительная голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнечного жара, не стынет от космического холода, как, например, Луна и планета Меркурий. Воздушная оболочка – это боевая кольчуга, которая защищает Землю от космических «снарядов» – метеоритов. Ещё одна важная работа воздушного океана – следить за климатом на нашей планете, перегонять холодный воздух на юг, теплый – на север. И только благодаря воздушной оболочке – атмосфере на Земле, единственной планете во всей Солнечной системе, существует жизнь.

Дети, а как раньше люди представляли себе, что такое небо?

Дети . Когда люди считали Землю плоской, они думали, что днем она накрыта голубым колпаком – небом, по которому движется Солнце. А по ночам какой-то огромный великан закрывает её черным колпаком. Только колпак этот дырявый, в нем много маленьких дырочек, через которые на Землю попадает свет.

Педагог . Вот эти дырочки и есть звезды. Только потом люди поняли, что звезды – это совсем другое. Кто из вас знает, что такое звезды?

Ответы детей.

Педагог . Правильно, звезды – это огромные огненные шары. А почему же они кажутся нам такими маленькими?

Дети . Они находятся очень далеко от нас.

Педагог . Какая звезда к нам ближе всего?

Дети . Это наша звезда – Солнце.

Дети . Она дает нашей планете свет и тепло, без неё не было бы жизни на Земле.

Звучит «космическая» музыка.

Дети с педагогом встают в круг. В середине круга крупное изображение Всеземли (сделано из кусочков, скрепленных с внутренней стороны).

Педагог . Много миллионов лет назад Земля представляла собой огромный материк. В результате стихийных катаклизмов этот материк стал разрушаться, от него стали отделяться большие и малые куски.

Педагог снимает с модели Всеземли крепления. У детей на руках оказываются большие и маленькие куски «суши». При внимательном рассматривании дети узнают в них очертания современных материков и островов.

Детям предлагается, глядя на физическую карту мира, самостоятельно разложить материки и острова на голубой материи, которая изображает океан.

Дети рассматривают материки, называют их.

Дети . Африка, Америка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида.

Педагог показывает их на глобусе.

Педагог . А что такое глобус?

Дети . Глобус – это крохотная модель земного шара. На нем нарисовано то, что есть на настоящей Земле: океаны и суша.

Педагог . Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси. (Вращает глобус.) Так же вращается Земля. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую свою сторону. Вот и говорят: «День и ночь – сутки прочь!».

Материки заселены животными, на них растут различные растения, живут разные народы. Педагог показывает иллюстрации, книги, плакаты. Предлагает послушать стихотворение В. Орлова «Общий дом».

Ребенок .

Под одною голубою
Общей крышей мы живем.
Дом под крышей голубой
И просторный, и большой.
Дом кружится возле Солнца,
Чтобы было нам тепло,
Чтобы каждое оконце,
Осветить оно могло.
Чтобы жили мы на свете,
Не пугаясь, не грозя,
Как хорошие соседи
Или добрые друзья.

Педагог . Земля – это не только суша, но и океаны и моря. Ребята, чего больше на земном шаре – воды или суши?

Ответы детей.

Педагог . Дети, представьте, что Земля – это яблоко.

Педагог очищает яблоко, оставляя приблизительно одну пятую часть кожуры.

Педагог . Это и будет суша, а всё остальное – это реки, озера, моря, океаны. Таким образом, вы видите, что суша занимает небольшую часть Земли. Может быть, вы знаете, как называются некоторые моря и океаны?

Ответы детей.

Педагог показывает на глобусе моря и океаны, затем демонстрирует слайды «Планета Земля».

Педагог . Красива и удивительна наша планета Земля. Сколько живет человек, он всегда, всю жизнь любуется её красотами и постигает её секреты и тайны.

Земля – наш общий дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле. У нас над головой общая крыша – голубое небо. Под ногами общий пол – земная поверхность, у нас один на всех светильник и печка – Солнце. У нас общий водопровод и вентилятор – ветер.

Звучит музыка Ю. Чичкова «Скерцо».

Дети надевают шапочки насекомых, птиц, животных. Исполняется музыкальная композиция, дети танцуют и изображают животных. Композиция заканчивается свободным построением детей.

Дети читают стихи.

Первый ребенок.

Наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!

Второй ребенок.

Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим.

Третий ребёнок.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами…

Все дети.

Такая планета нужна нам с вами!

Звучит музыка Эрио Марикони «Капли дождя».

Педагог.

Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там – зелёный луг.
В лесу дремучем не пройдёшь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Всё называется Земля!

Литература

  1. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. – Петрозаводск: Кругозор, 1995.
  2. Левин Б., Радлова Л. Астрономия в картинках. – М.: Детская литература, 1967.
  3. Гризик Т. Познаю мир. – М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2004.
  4. Скоролупова О.А. Покорение космоса. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003.
  5. Клушанцев П.В. О чем рассказал телескоп. – Л.: Детская литература, 1980.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!