Новые названия этапов современного урока. Структура урока открытия нового знания

Закрепление изученного материала (2-й урок)

а) Повторное чтение текста учащимися 1-2 раза (вслух и про себя).

б) Пересказ текста по плану.

в) Самостоятельная работа. Написание изложения.

Повторение правил правописания. Заключительное прочтение текста учителем и учащимися.

Написание изложения с опорой на иллюстрацию, план и лексические выражения. Слабоуспевающие школьники получают карточки разного уровня сложности: допиши предложения; вставь словосочетания; вставь слова; вставь буквы.

Подведение итогов (проводится на отдельном уроке)

а) Проверка работ учащихся.

б) Выставление оценок.

в) Зачитывание лучших работ.

г) Проведение работы над ошибками.

Самоанализ проведения урока чтения в 5 классе

Тема: К. Паустовский «Кот Ворюга ».

Общая организация урока.

Последовательность и распределение этапов по времени.

Это был урок изучения новых знаний. В соответствии с типом и целями урока была определена его структура, состоящая из 5 этапов:

Организационное начало урока;

Повторение домашнего задания;

Основной этап;

Закрепление прочитанного;

Подведение итогов.

Цель организационного этапа - подготовить учащихся к работе на уроке. Включением в работу послужило привлечение внимания учащихся на разные предметы по заданию учителя. Это заняло-1 мин. Цель этапа повторения домашнего задания - повторить прочитанный на прошлом уроке рассказ. Продолжительность этапа-7 мин. Цель основного этапа - познакомить детей с новым рассказом, работать над пониманием прочитанного. Продолжительность этапа-22 мин. Цель этапа закрепления - разделить рассказ на части и подготовить детей к пересказу. Продолжительность этапа - 10 мин. На подведение итогов было отведено -2 мин, на проведение физкультминутки-3 мин. Структура урока соответствовала его целям и типу, соблюдалась логическая последовательность и взаимосвязь этапов. Распределение времени по этапам было рациональным.

Организация познавательной деятельности на уроке.

Для организации познавательной деятельности были использованы следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Соблюдение охранительного режима.

Кабинет был готов к занятию. Помещение проветрено, освещено. Во время опроса дети вставали, выходили к доске, делали динамическую паузу. Предъявляемые учителем картинки были крупного плана, эстетически оформлены.

Подведение итогов урока.

Намеченный план был выполнен. Цели урока были достигнуты. Дети делали правильные выводы в течение урока, дети поняли содержание рассказа, смогли разделить его на части пересказать по плану.

Образовательная цель урока - познакомить с новым рассказом, учить учащихся правильно, осмысленно читать текст; учить правильно, последовательно излагать свои мысли. Воспитательная цель - воспитывать любовь к животным, чувство ответственности за них. Коррекционно-развивающая цель - способствовать более полному восприятию прочитанного, развивать и корригировать речь учащихся. Для реализации данной цели были использованы следующие приёмы:

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного;

Деление текста на части, составление плана рассказа;

Пересказ прочитанного рассказа по частям и в целом.

Правильность подбора материала на уроке.

Формирование понятий на уроке осуществляется на основе государственной программы под редакцией Воронковой В. В., определяющей объём знаний с учётом развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

Связь теории с практикой.

С целью преодоления недостатков личностных качеств учащихся, содержание урока сопрягалось с жизненным и субъективным опытом людей (уход за домашними животными).

Организация повторения на уроке, его содержания. Связь повторенного с новым материалом.

На этапе повторения домашнего задания были сделаны выводы о положительном отношении к животным, которые подтверждались при чтении нового рассказа.

Уровень знаний, умений, навыков.

Учащиеся класса умеют отвечать на вопросы учителя, читают в соответствии с требованием программы, делают выводы по прочитанному, могут пересказывать по частям и в целом весь рассказ.

Этапы современного урока


1. Современный урок – конструирование активного взаимодействия ученика и учителя

2. Общая классификация

3. Задачи урока

4. Основные этапы урока по ФГОС: "Открытие нового знания"

5. Урок рефлексии

6. Урок развивающего контроля

7. Урок общеметодологической направленности.

8. Заключение.

9.Литература.


Современный урок – конструирование активного взаимодействия ученика и учителя.

На первом месте стоит создание условий для воспитания социально активной личности;

Учитель должен научить ребёнка учиться – уметь добывать знания самому, при этом за учителем сохраняется роль организатора познавательной деятельности.


Общая классификация

1.Открытие новых знаний.

2.Уроки рефлексии.

3.Занятия общеметодологической направленности.

4.Уроки по развивающему контролю.


Образовательные задачи урока состоят в усвоении учащимися определённой системы знаний, формирования на основе этих знаний общеучебных и специальных умений и навыков.

Общеучебными умениями являются:

Учебно–организационные;

Учебно– информационные;

Учебно – интеллектуальные;

Учебно – коммуникативные.


Этапы урока по ФГОС

«Открытие нового знания»

1.Мотивация в учебной деятельности.

2.Актуализация и пробное действие.

3.Выявление места и причин затруднения.

4.Построение проекта и решение проблемы.

5.Реализация сформированной модели.

6.Первичное закрепление с проговариванием вслух.

7.Самостоятельная работа с самоконтролем.

8.Включение в систему знаний и повторений.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.


Мотивация

1.Создание условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность.

2.Актуализация требований к обучающемуся со стороны педагога.

3.Установление тематических рамок деятельности.


Актуализация и пробное действие:

1.Воспроизвели и зафиксировали навыки, знания и умения, требуемые для создания новой модели поведения.

2. Активизировали мыслительные операции и познавательные процессы.

3.Активизировали норму учебного действия.

4.Попробовали самостоятельно выполнить задание по применению нового знания.

5.Зафиксировали появившиеся затруднения при реализации пробного действия либо при его обосновании.


Выявление проблем

1.Проанализировали все свои действия.

2.Зафиксировали шаг или операцию, на которой

появилась проблема.

3. Соотнесли собственные действия на месте

возникновения затруднения с ранее изученными

способами и определили, какого именно умения

не хватает для решения поставленной задачи,

аналогичных ей вопросов.


Построение проекта

1.В коммуникативной форме формулируют конкретную задачу предстоящих учебных действий, посредством которых выявленная ранее причина затруднений будет устранена.

2.Предлагают и согласовывают тему урока, которую педагог может уточнить.

3.Выбирают модель формирования нового знания. В качестве нее может выступать метод уточнения или дополнения. Первый актуален в том случае, если новую модель можно создать на основе уже полученных знаний. Метод дополнения применяется, если изученные аналоги отсутствуют, и нет необходимости вводить принципиально новые знаки либо способ действия.

4.Выбирают средства, с помощью которых формируется знание. К ним относят изученные модели, алгоритмы, способы записи, понятия, формулы и другие инструменты.


Реализация проекта

1.Выдвигают на базе выбранного метода гипотезы и обосновывают их.

2.Используют предметные действия со схемами, моделями при построении новых знаний.

3. Применяют выбранный метод для решения задачи, которая вызвала затруднение.

4.Фиксируют в обобщенном виде способ действий.

5.Устанавливают преодоление проблемы, возникшей ранее.


Первичное закрепление

1.Проговаривали вслух свои шаги и их обоснование.

2.Решили несколько типовых задач по новому способу действий.

Самостоятельная работа и самопроверка

1.Выполнение работы, аналогичной первой, но решаются задания, в которых ранее были допущены ошибки.

2.Проведение самопроверки по эталону и фиксация результатов.

3.Установление преодоления затруднения, которое возникло ранее.

Включение в сферу знаний и повторений

1.Решают задачи, в которых рассматриваемые модели действий связаны с изученными ранее и друг с другом.

2.Выполняют задания, направленные на подготовку к изучению других (следующих) разделов.


РЕФЛЕКСИЯ

1.Уточнить алгоритм исправления допущенных ошибок.

2. Назвать способы действий, которые вызвали затруднение.

3.Зафиксировать уровень соответствия поставленных целей и достигнутых результатов.

4.Оценить свою работу на уроке.

5.Наметить цели для последующей деятельности.

6. По результатам работы на уроке согласовывается домашнее задание.


Структура урока рефлексии:

1 . Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений

8. Этап включения в систему знаний и повторения

9. Этап рефлексии деятельности на уроке


Уроки по развивающему контролю

I урок

(Проведение контрольной работы)

Структура урока:

1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

II урок

(Анализ контрольной работы)

Структура урока:

3. Этап локализации индивидуальных затруднений

4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

5. Этап реализации построенного проекта

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

8. Этап решения заданий творческого уровня

9. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности


Структура урока общеметодологической направленности:

1.Этап мотивации

2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

3.Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

4.Этап включения изученного в систему знаний

5.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке


Заключение

Разбиение уроков на этапы позволяет подавать материал четко структурированным, в логической последовательности, обеспечивая при этом непрерывную координацию деятельности учащихся. Для каждого урока должны определяться задачи, варианты действий учеников. Немаловажное значение имеет и организационный этап урока по ФГОС. Он предшествует формированию мотиваций у детей. После приветствия, преподаватель проводит проверку подготовленности, определяются отсутствующие. После этого фокусируется внимание учеников, задается необходимый настрой на восприятие информации. При необходимости и наличии возможности педагог может откорректировать план занятия на организационном этапе.


Роль учителя на современном уроке

Каким должен быть современный учитель?

Какие требования предъявляет общество к человеку, работающему учителем?

Какие требования предъявляет к учителю информационный век?

Учитель сегодня – организатор процесса обучения, т.е. процесса взаимодействия ученика с объектом культуры. Он – консультант, помощник, управленец. В основе деятельности – управление – лежит рефлексивный подход.

В этом учителю помогут различные игровые методики, включающие как короткие дидактические игры, так и игры на весь урок (игровые оболочки), а также игровые разминки. Эти разминки и коротенькие игры, очень важны для установления атмосферы непринуждённости, снятия напряжения, помогают быстро сконцентрировать внимание или наоборот, расслабиться и отдохнуть. А в результате ребята учатся общаться, помогать друг другу и просить о помощи, учатся жить вместе.


Предлагаю правила на каждый день, которые помогут учителю:

Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;

Ученик должен знать зачем ему это?, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами и эти цели находятся в сфере интересов ученика;

Исключила из своего лексикона слова ошибочный ответ, неправильно и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаю обсудить: А как вы думаете…, Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь… .

Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.

На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.

Самое главное – мой эмоциональный настрой. Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.

Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребёнка он не оставил следа.


Спасибо

за

внимание!


Список литературы

1. М.М. Поташник, «Требования к Современному уроку» (образование XXI века), методическое пособие, центр педагогического образования, – Москва: 2007.

2. С.Г. Манвелов, «Конструирование современного урока математики», – М.: Просвещение, 2005.

3. Ю.К. Бабанский, «Оптимизация учебно-воспитательного процесса», – М.: Просвещение, 1982.

4. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, «Педагогика», – М.: издат. центр «Академия», 2002.

5. А.В. Хуторской, «Современная дидактика», – Санкт-Петербург: издат. дом «Питер», 2001.

Выделяют две цели для уроков такого типа:

  • Содержательная цель : расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает какие-то новые термины, новые правила, откроет для себя новый пласт науки.
  • Деятельностная цель : научить детей применять новые способы действия. Это значит, что уяснив новые термины и правила, ученик должен уже на этом уроке попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, испытать новое действие.

Алгоритм создания урока открытия нового знания

Для облегчения подготовки к урокам, планирования заданий, предлагаем общий алгоритм, который поможет учителям конструировать уроки подобного типа.

Выделяем и формулируем новое знание. По сути, мы должны выделить квинтэссенцию того нового, что каждый ученик должен освоить за урок. Формулировка важна, так как по сути это будет темой вашего урока.

Нюанс: мы не просто формулируем новую тему, но и обозначаем круг вопросов, которые будут затронуты. На этом этапе можно выделить два уровня: тот минимум, который должен усвоить каждый ученик, и максимум, который можно предложить сильным ученикам.

  • Моделируем способ открытия нового знания.
  • Вычленяем мыслительные операции, которые будут задействованы в ходе урока.
  • Фиксируем те ЗУН, которые будут развиваться в ходе этого урока.
  • В соответствии с составленным списком ЗУН, подбираем упражнения. Эти упражнения будут реализованы на этапе актуализации.
  • В выбранных упражнениях выбираем те условия, которые могут вызвать затруднения. Здесь очень важно предусмотреть способ, с помощью которого эти затруднения будут фиксировать ученики.
  • Моделируем проект построения нового знания, подбираем возможные способы его осуществления, фиксируем средства, необходимые для создания проекта.
  • Составляем проверочную работу и создаем объективный и удобный эталон для ее проверки.
  • Продумываем форму работы на каждом этапе урока. Выбираем приемы, которые будут использоваться на этих этапах.
  • Составляем технологическую карту урока (конспект).
  • Проводим по составленному конспекту, вносим правки и уточнения при необходимости.

Это общий алгоритм, который позволит подготовить урок открытия нового знания и предусмотреть все сложности и затруднения. Теперь рассмотрим структуру урока этого типа подробнее.

Структура урока открытия нового знания

Для урока открытия нового знания предусмотрено 9 этапов.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Учитель должен затронуть все три пласта мотивации:

  • «хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности;
  • «надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания;
  • «могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.

Приемы для этапа мотивации:

  • Психологический тренинг.
  • Графический диктант.
  • "Да-нет".
  • Рифмованное начало урока.
  • Эпиграф к уроку.
  • Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок.
  • Начало урока с элементами театрализации.
  • Прием "Фантастическая добавка".
  • Прием "Оратор".
  • Эмоциональный вход в урок (музыка, аутотренинг).
  • Интеллектуальная разминка.
  • Прием "Светофор".

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.

Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:

  • вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;
  • активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обощение.
  • при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.

Приемы для этапа актуализации:

  • Видеосюжет.
  • Анализ выполнения домашнего задания.
  • Лото.
  • Проблемный вопрос или проблемная ситуация.
  • Ролевой сюжет.
  • Отсроченная догадка.
  • Смена ролей.
  • Театрализация.
  • Ряд ассоциаций.
  • Интеллектуальная разминка.
  • Прием "Почини цепочку".
  • Слепой текст.
  • "ИДЕАЛ".

3. Этап выявления места и причины затруднений

Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

Работа на данном этапе строится следующим образом:

  • Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали.
  • В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения .
  • Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.

Приемы:

  • Мозговой штурм.
  • Подводящий диалог.
  • Прием "Яркое пятно".
  • Группировка.
  • Домысливание.
  • Прием "Птичий базар" - ученики вместе проговаривают новое правило (не хором, но все сразу и вслух).

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

Работа строится так:

  • Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.
  • На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока).
  • Выбирается способ, который позволит получить новое знание:
    • Способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что ученики уже знают)
    • Способ дополнения — требует введения новых практик и умений.
  • Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема: формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр.

Приемы:

  • Деловые игры.
  • Дерево целей.
  • Пресс-конференция.
  • Эксперимент.
  • Проблемный ряд.
  • Подводящий диалог.

5. Реализация построенного проекта

Главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.

Приемы:

  • Вопросы к тексту.
  • Доклад.
  • Лови ошибку.
  • Пресс-конференция.
  • Проблемный диалог.
  • Фантастическая добавка.
  • Деловые игры.
  • Проблемный поиск.
  • Ромб ассоциаций.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.

Приемы:

  • Комментирование чтение.
  • Вопросы к тексту.
  • Лови ошибку.
  • Отсроченная догадка.
  • Пресс-конференция.
  • Презентация.
  • Прием "Снежный ком".
  • Рассказ-эстафета.
  • Прием "Удивляй".
  • Аукцион.
  • Реклама.
  • Таблица "? + !".

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.

Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Приемы:

  • Деловые игры.
  • Прием "Да-нет".
  • Найди соответствие.
  • Творческие

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

    организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

    проверка домашнего задания;

    проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;

    постановка цели занятия перед учащимися;

    организация восприятия и осмысления новой информации;

    первичная проверка понимания;

    организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;

    творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

    обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

    контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

    домашнее задание к следующему уроку;

    подведение итогов урока.

МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока изучения нового материала:

    первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

    указание на то, что учащиеся должны запомнить;

    мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

    сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

    первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

    контроль результатов первичного запоминания;

    регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

    внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

    частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

    сообщение учащимся цели предстоящей работы;

    воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

    выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

    проверка выполнения работ;

    обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

    задание на дом (если это необходимо).

Структура урока формирования умений и навыков:

    постановка цели урока;

    повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

    проведение проверочных упражнений;

    ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

    упражнения на их освоение;

    упражнения на их закрепление;

    тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

    упражнения на перенос в сходную ситуацию;

    упражнения творческого характера;

    итог урока;

    задание на дом.

Структура урока повторения:

    организация начала урока;

    постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

    проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

    подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

    задание на дом.

Структура урока проверки знаний:

    организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

    постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

    подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

    определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

    организация начала урока (психологический настрой учащихся);

    сообщение темы урока и его задач;

    изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

    формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

    упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

    творческое применение знаний и умений;

    упражнение по отработке навыков;

    домашнее задание;

    итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура повторительно-обобщающего урока:

    организационный момент;

    вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

    выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;

    проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

    формулирование выводов по изученному материалу;

    оценка результатов урока;

    подведение итогов;

    задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

    организация начала урока;

    проверка домашнего задания, постановка цели урока;

    подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

    изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;

    закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

    обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

    подведение итогов и результатов урока;

    задание на дом;

    подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Структура уроков учителей-новаторов:

Система преподавания Л.В. Маховой:

    рассказ обзорного типа по всей теме;

    урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений

    урок - практическая работа;

    урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала;

    заключительный опрос по теоретическому материалу;

    решение задач по теме с применением микрокалькуляторов.

Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы:

    уроки теоретического разбора материала учителем;

    уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам;

    уроки-семинары;

    уроки-практикумы;

    уроки контроля и оценки.

Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:

    урок-лекция по всей теме;

    уроки-решения ключевых задач;

    урок-консультация;

    урок-зачет.

Урок -главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

· четко определить и сформулировать для себя его тему;

· определить место темы в учебном курсе;

· определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

· и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3.Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме . При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания , целью которых является:

·узнавание нового материала;

·воспроизведение;

·применение знаний в новой ситуации;

·применение знаний в незнакомой ситуации;

·творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

Составить три набора заданий:

·задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

·задания, способствующие осмыслению материала учеником;

·задания, способствующие закреплению материала учеником.

4.Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5.Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке , для чего подумать:

·что контролировать;

·как контролировать;

·как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8.Продумать задания на дом : его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока ? Конспект должен содержать три основные части:

·формальную;

·аналитическую.

Формальная часть выглядит так:

Урок № __________

Тема:____________

Цель:____________

Задачи:

обучающие:_____________

развивающие:__________________

воспитывающие:_______________

Оборудование:________________ ______________________________

Последовательность отдельных этапов урока.

1 .тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

2.таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так:

Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.

 четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

 определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

 прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

 выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

 реализация на уроке всех дидактических принципов;

 создание условий успешного учения учащихся.

Психологическая цель урока:

1.Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2.Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3.Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

1.Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

 соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

 определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

 планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

 выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

 учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

 соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

2.Особенности самоорганизации учителя:

 подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;

 рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

 педагогический такт (случаи проявления);

 психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

1.Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

 планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

 использование установок в форме убеждения, внушения;

 планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

 использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2.Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

 определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);

 опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

 планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

 руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

 использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3.Закрепление результатов работы:

 формирование навыков путем упражнений;

 обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

1.отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;

2.возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1.планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2.проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3.дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

1.температурный режим;

2.физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

3.освещение;

4.предупреждение утомления и переутомления;

5.чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

6.своевременное и качественное проведение физкультминуток;

7.соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

8.соответствие классной мебели росту школьника.

1.урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2.темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3.необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4.доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5.по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.

Структура урока - это совокупность элементов урока, обеспечивающая его целостность и сохранение основных учебно-воспитательных свойств при различных вариантах. Структура урока определяется составом и последовательностью его частей (этапов), из которых конструируется любой тип урока. Составные части (элементы) урока находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности.

Этап урока - это разделение урока на временные отрезки. При описании каждого этапа урока указывается время, отводимое на данный этап. Внутри каждого этапа имеется свое содержание, методы, формы организации деятельности учителя и учащихся. Иногда этапы урока выделяют по его содержанию. Соотношение этапов урока закономерно изменяется в зависимости от содержания и дидактических целей, методов и использования технических средств обучения.

Т.О. Структура урока - это направленная связь компонентов в системе, т.е. направленное взаимодействие этапов урока, взаимодействие, включающее деятельность учителя и учащихся.

Таким образом, содержание учебной дисциплины " Экология ", реализуемое через структуру урока, может быть представлено в виде следующих частей или этапов:

I. Организационный момент

II.Проверка ранее изученного материала (опрос домашнего задания);

III. Актуализация знаний;

IV. Изучение нового материала;

V. Закрепление нового материала (Обобщение и систематизация знаний);

VI. Итог урока или коррекция отметок;

VII. Домашнее задание.

Название типа урока часто определяет "ведущий этап": на уроке изучения нового материала ведущий этап одноименного названия, а части "Проверка ранее изученного материала», этап "Обобщение и систематизация знаний" могут отсутствовать; в структуре урока контроля могут отсутствовать части III и т.д.

Ведущий этап определяет основную функцию урока:

Урок изучения нового выполняет мотивационно-установочную функцию, представляет понятийный аппарат темы, раскрывает в общем виде содержание раздела (темы);

Урок закрепления и повторения; обобщающий урок способствуют реализации плана, представленного на постановочном уроке; включают решение заданий целью усвоения, закрепления, отработки практических навыков и т.д.;

Урок контроля и коррекции знаний предназначен для выявления фактического уровня усвоения темы.

Известно, что структура урока влияет на процесс обучения, благоприятствует или тормозит его развитие. При конструировании любого типа урока нужно учитывать, что дидактическая задача связана со способом организации учебного процесса, а методы обучения определяют подбор педагогических средств.

Проектирование урока предполагает его рассмотрение в содержательной и методической логике учебно-педагогического процесса в целом. Практика школ, педагогические исследования убеждают нас в том, что самая удачная структура урока не может быть универсальной. Свобода выбора структуры урока, методов и средств обучения предполагает научную обоснованность построения урока: логику изложения материала, опору на дидактические принципы и т.п.


Рассмотрим основные типы и виды уроков по экологии и их структуру:

1 тип: Изучение нового материала.

На уроке изучения нового материала деятельность учителя и учащихся включает методы работы, способствующие формированию научных понятий, раскрытию закономерностей в изучаемых процессах и явлениях, подкрепляемых научными фактами, чтобы подвести школьников к определенному выводу, формулировке закона, обучить конкретным методам научного исследования. Указанные задачи предопределяют выбор различных способов организации учебного процесса посредством привлечения опытно-экспериментальных средств обучения.

Виды урока :

Урок-лекция,

Урок с элементами беседы

Урок-семинар,

Лекция с элементами презентации

Урок с демонстрацией опыта,

Урок конференция,

Урок-экскурсия,

Самостоятельная исследовательская работа,

Киноурок,

Смешанный урок.

Цель урока : изучение новых знаний и первичное их закрепление.

Структура урока:

Урок изучения нового материала включает:

Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

Указание на то, что учащиеся должны запомнить;

Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

Сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

Первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

Контроль результатов первичного запоминания;

Регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

Частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Общим для всех этих видов уроков является то, что время урока отводится на работу учащихся с новым материалом, в ходе которой применяются всевозможные приемы активизации познавательной деятельности школьников: придание изложению нового материала проблемного характера, использование учителем ярких примеров, фактов, подключение учащихся к обсуждению их, подкреплению тех или иных теоретических положений собственными примерами и фактами, использование наглядно-образного материала и технических средств обучения.

Все это нацелено на содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем и умение поддерживать внимание и мыслительную активность учащихся при работе с ним. Кроме этого, общим является и то, что на уроке, в ходе изучения нового материала, идет и работа по упорядочиванию и закреплению ранее усвоенного. Невозможно изучать новый материал, не вспоминая, не анализируя, не опираясь на уже пройденный материал, не применяя его при выводах каких-то новых положений.

2 тип: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

Урок, на которых имеет место закрепление, повторение знаний, и формирование умений и навыков может включать следующие виды уроков:

Виды урока:

Урок с решением проблемных задач,

Урок-экскурсия,

Лабораторная и практическая работа,

Деловая игра,

Круглые столы,

Урок - дискуссия.

Цель урока: Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Структура урока:

I. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II. Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.

III. Эта часть меняется.

IV. Контроль и самопроверка знаний учащихся.

V. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

VI. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков включает:

Сообщение учащимся цели предстоящей работы;

Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

Упражнения на их освоение;

Упражнения на их закрепление;

Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

Упражнения на перенос в сходную ситуацию;

Упражнения творческого характера;

Проверка выполненных работ;

Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

Итог урока; задание на дом (если это необходимо).

3 тип: Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок этого типа нацелен на решение двух основных дидактических задач — установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предмета в целом, и проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов — четверти, полугодия и за весь год обучения. Уроки обобщения и систематизации предусматривают все основные виды уроков, которые применяются в рамках всех пяти типов уроков.

Спецификой же их является то, что учитель каждый раз при проведении урока заранее обозначает вопросы - проблемы для повторения, указывает заранее источники, которыми учащимся необходимо воспользоваться, проводит при необходимости обзорные лекции, задает задания учащимся для коллективно-группового их выполнения вне урока, проводит консультации как групповые, так и индивидуальные, собеседования по ходу подготовки учащихся к предстоящему уроку, дает рекомендации по самостоятельной работе.

Урок, на которых имеет место обобщение и систематизация знаний, может включать следующие виды:

Виды урока :

Урок-семинар,

Урок-конференция,

Обобщённый урок,

Урок с выполнением самостоятельных письменных работ,

Урок собеседование,

Урок дискуссия, диспут.

В старших классах наиболее распространенным видом уроков обобщения и систематизации являются уроки, на которых проводятся проблемные дискуссии, или уроки-семинары, на которых углубляется или систематизируется определенное содержание изученного раздела программы или программного материала в целом, а также уроки, на которых учащиеся целеустремленно (отдельно или группами) решают творческие задачи теоретического или практического характера.

Цель урока: Обобщение знаний учащихся в систему. Проверка и оценка знаний учащихся.

Этот тип урока используется при повторении крупных разделов изученного материала.

Структура урока:

I. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

III. Контроль и самопроверка знаний учащихся.

IV. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

V. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения. (По выбору)

Обобщающий урок включает:

Организационный момент;

Вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;

Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

Формулирование выводов по изученному материалу;

Оценка результатов урока;

Подведение итогов;

Задание на дом (не всегда).

4 тип: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

Урок контроля и коррекции знаний позволяет задействовать все имеющееся разнообразие методов проверки: устный опрос; выслушивание специальных сообщений (мини-докладов), письменную контрольную работу по дидактическим карточкам, задачам и упражнениям из специального сборника; письменный отчет по лабораторным, практическим работам или экскурсиям; программированный контроль. Каждый учащийся за один урок может получить 3-4 отметки, что позволяет учителю достаточно разносторонне оценить глубину и диапазон имеющихся знаний, умений и навыков. Урок названного типа не должен превращаться в погоню за обилием оценок, так как в целом подобная работа должна идти на пользу каждому ученику класса.

Представлен следующими видами:

Виды урока :

Урок - зачёт,

Урок-экзамен,

Контрольная работа.

Цель урока : Определить уровень знаний, умений и навыков учащихся и выявить качество знаний учащихся, рефлексия собственной деятельности.

Структура урока:

I. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II. Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

III. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

IV. Рефлексия.

Урок контроля и коррекции:

Организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

Постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

Изложение содержания контрольной или проверочной работы. Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

Подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

5 тип: Комбинированный или смешанный урок.

Это наиболее распространенный тип в практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех предыдущих типов. В процессе изучения нового материала можно организовать его закрепление и применение, а при закреплении осуществлять контроль ЗУН, применение этих знаний в различных ситуациях.

Такой тип урока может быть следующих видов:

Виды урока:

Урок-практикум,

Урок-конференция,

Урок-семинар,

Контрольная работа,

Урок с демонстрацией,

Урок-дискуссия.

Цель урока: Выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия.

Структура урока:

I. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II. Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации (в зависимости от формы обучения может и не присутствовать).

III. Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

IV. Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.

V. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

VI. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

Комбинированный урок (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей) может включать:

Организация начала урока;

Проверка домашнего задания, постановка цели урока;

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

Изучение нового материала, в том числе и объяснение;

Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

Подведение итогов и результатов урока;

Задание на дом.

У традиционных уроков есть «+» и «-»:

Народные традиции в обучении экологии. Согласно Концепции учебного предмета "Экология" существенную помощь в реализации поставленных целей обучения может оказать использование народных традиций. "Традиция (от лат. traditio - передача)- элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени" (Философ, энцикл. словарь, 1963). В качестве традиций выступают нормы поведения, материальные и духовные ценности, обычаи и т.д. Народные традиции как послание коллективного опыта устанавливают историческую связь поколений (В.Я.Пропп, 1946; Войтк Э., 1972).

Традиция как способ передачи информации вызывает у людей определенное отношение, которое со временем приводит к формированию стереотипов, особенно в сфере поступков, нравственных оценок, эмоций. Формируемая народными традициями ценностная система со временем может оказаться важнейшим фактором социально-культурной ориентации общества. В связи с глобальным ухудшением состояния окружающей природной среды следует строить систему образования так, чтобы любой ребенок, начиная с дошкольного возраста, смог почувствовать, понять и принять идею неразрывной связи человека и природы, то есть постепенно вернуть в сознание людей идею взаимозависимости человека и природы.

Педагогические воздействия традиций на учащихся:

Адаптация: включение индивида с раннего детства в хозяйственное дело;

Обучение: сообщение знаний, показ умений, самостоятельное научение путем подражания; шлифовка мастерства, накопление оригинального опыта.

Формирование: ориентация на определенные ценности духовного и нравственного порядка;

Образование: специальное обучение навыкам (например, ремеслу);

Развитие, тренировка и закрепление навыков, наблюдательность, смекалка, самостоятельный поиск своих приемов и методов;

Уроки экологии позволяют напомнить школьникам о том, что каждый народ, каждая нация имеют свой опыт взаимодействия с природой. Народная культура отношений к природе - кладезь точных и проверенных длительным временем знаний о взаимосвязях в ней. Экологические знания были обязательным условием выживания человека на всех этапах его исторического становления и развития. Благоговейное отношение к природе сохранялось в жизни Российского государства, о чем свидетельствуют правовые уложения Киевской Руси; при Петре I самовольная вырубка "корабельного леса" каралась смертной казнью. Природу охраняли не только законы, но и сам народ.

Составной частью традиций является фольклор (от англ. "мудрость народа"); разновидности разговорных жанров фольклора - пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, легенды и др. В произведениях фольклора воплощены общенародные идеи воспитания и национальные традиции, они содержат в себе наставления и поучения, освященные авторитетом поколений и "переданные" нам в освоение.

Фольклор обладает мощной воздействующей воспитательной силой, так как сохраняет для будущих поколений историю, философию, этику народа. Народная культура, как и язык народа, - специфическая окружающая среда, в которой каждый из нас пребывает; знание истоков, уважение к исторической памяти поколений влияют на духовный мир человека, помогают осознать взаимосвязь явлений в природе, единство человека и природы, и в результате способствуют формированию экологической культуры. Народ смог "углядеть", подметить и облечь в яркую запоминающуюся форму экологические закономерности, которые можно использовать в собственной практической деятельности.

Приобщение учащихся к народным традициям - одно из условий формирования национального самосознания, выработки гражданской позиции, реализации творческого потенциала. Понимание этнических особенностей своего народа, интерес к культуре других народов помогают осознать роль каждого народа в историческом развитии, выработать взаимоуважительные принципы межкультурного общения, преодолеть межнациональные барьеры. Глубинное осознание своих корней способствует формированию опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям, к природе. Включение этнокультурного компонента в содержание обучения экологии требует обращения к социально-исторической памяти народа: у учащихся более эффективно формируется система знаний, складывается положительное эмоционально-ценностное отношение к природе.

Для каждого возрастного периода может быть рекомендован свой фольклорный жанр как наиболее эффективный для достижения целей воспитания и развития. Чем старше обучающийся, тем чаще включают в процесс обучения поговорки и пословицы. Специалисты считают их наиболее удобной формой устной передачи знаний из поколения в поколение. Поговорки имеют сложные жанровые особенности, затрудняющие понимание их смысла детьми дошкольного и младшего школьного возрастов. В пословицах и поговорках в яркой, легко запоминающейся, до предела лаконичной форме обобщаются самые разнообразные знания о природе. Их запоминание развивает память, мышление, расширяет кругозор.

В учебном процессе самобытный характер традиций находит свое выражение в педагогических приемах. Мы включаем пословицы и поговорки в отдельную часть урока экологии - "Азбука народной мудрости" (содержание этой структурной части и ее реализация в школьной практике рассмотрены в третьей главе).

Способы организации учебной деятельности учащихся на уроке экологии. В психолого- педагогической литературе обсуждается мысль о том, что совместная учебно-познавательная деятельность должна вооружать учащихся не только знаниями, но и способами их эффективного усвоения. Поэтому функцией обучения экологии является не только освоение учащимися знаний, но и способов деятельности, в ходе которых знания могут быть получены и реконструированы.

Сама форма организации - урок - предполагает вариабельность отношений в системе "учитель-ученик" и "ученик-ученик", что требует определенных способов педагогического управления познавательной деятельностью учащихся. Основные способы руководства учебной деятельностью учащихся на уроке - индивидуальная и массовая (фронтальная) - складывались на протяжении столетий функционирования школы, сюда же относят и групповые формы учебной деятельности.

Фронтальное обучение предоставляет учителю значительные возможности управления учебной деятельностью учащихся всего класса; коллективные формы учебных занятий создают у школьников психологические предпосылки к учению, стимулируют активность в учебной познавательной деятельности. Однако фронтальное обучение в некоторой степени ослабляет индивидуальные отношения в системе "учитель-ученик", не позволяет учесть индивидуальные возможности каждого конкретного школьника; не учитывает социальные отношения между учащимися, а ведь развитие групповых отношений - важный аспект реальной учебной ситуации, позволяющий создать благоприятную атмосферу для учения.

Индивидуальная работа предполагает индивидуализацию обучения, использование дифференцированного подхода, тогда как фронтальная его обеспечить практически не в состоянии. Реальным поэтому является наличие определенного процента учащихся, не принимающих активного участия в учебной работе. Нас не может устраивать такое положение, поскольку материал курса "Основы экологии" требует обязательного "вхождения" каждого школьника в изучаемую тему. Поэтому на ряде уроков, содержащих значительный объем информации, требующей не только личного опыта учащихся, памяти, но и активного мышления, мы предлагаем использовать групповые формы работы.

Групповые формы работы (ГФР) на уроке (способы руководства учебной деятельностью). Обучение в группах опирается на следующие положения: 1) идею уникальности личности обучающегося (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.): личность ученика выступает в качестве субъекта деятельности, носителя субъективного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организуемого обучения в школе; 2) концепцию ценностного обмена (Х.Й. Лийметс, Р.Л. Кричевский), осуществляемую в межличностном взаимодействии. В процессе взаимодействия развиваются такие специфические отношения как сопереживание, соревнование, сочувствие, которые реализуются в эмоциональных контактах через сотрудничество, личностное общение и т.п.

Групповая работа приучает к ответственности, подчинению, готовности оказать помощь другим, к партнерству; способствует реализации познавательных целей, повышает производительность труда учащихся, развивает их познавательную активность и самостоятельность; позволяет создать для каждого ученика более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах классно-урочной системы. Воспитательная ценность ГФР заключается и в совместном переживании, вызванном решением задач группой и формированием на этой основе своих научных убеждений (В.Оконь, 1990).

В методике обучения экологии действуют общие принципы организации ГФР:

Принцип сочетания: эффективность ГФР выше в случае их сочетания с индивидуальными и фронтальными формами учебной работы;

Принцип "подвижности" групп: комплектование производили в зависимости от целей и задач урока. Если цель урока - достижение усвоения основного материала каждым учеником, то комплектовались группы смешанного состава и "сильные" помогали "слабым"; если ставилась задача усвоения материала в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей учащихся, комплектовали гомогенные группы, каждая продвигалась своими темпами;

Принцип проблемности: задание для ГФР представляет собой проблему, решение которой и стимулирует активную деятельность школьников;

Принцип коллективной ответственности: группа отвечает за усвоение материала каждым ее членом; "взаимообучение" в группах проходит в напряженной работе и дает хорошие результаты;

Принцип наглядности представления результатов работы: результат работы группы был оформлен наглядно в нескольких вариантах (на доске по заранее заготовленной форме таблицы; в групповом листе отчета, выдаваемом каждой группе; в виде опорного конспекта, составляемого каждой группой);

Принцип дифференцированного подхода к обучению: развитие учащихся в соответствии с их способностями;

Учет принципов комплектования групп: зависимость от конкретных целей обучения и воспитания; сменности лидеров и варьирования состава группы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!