Общеобразовательные программы дополнительного образования. Образовательная программа дополнительного образования детей

Составляется на основании определенных требований, предъявляемых к подобным документам. В случае несоответствия придуманных программ федеральным государственным программам второго поколения они не будут разрешены к использованию.

Нормативно-правовая база

В Законе РФ «Об образовании» говорится о том, что в своей деятельности педагог руководствуется образовательными программами, которые должны в полной мере соответствовать требованиям, предъявляемым новыми образовательными стандартами. Общее образование связано с решением задач, касающихся формирования у подрастающего поколения культуры. образования детей должна способствовать осознанному выбору ими будущей профессиональной деятельности. Внеурочная деятельность должна способствовать адаптации ребенка к условиям современного общества.

образование?

Образовательная программа учреждения дополнительного образования детей может иметь разную направленность, способствующую гармоничному развитию школьников. Помимо специализированных учреждений - музыкальных и спортивных школ, хореографических и художественных студий, существуют универсальные центры дополнительного образования. В них ребятам предлагают разнообразные кружки и секции, для каждого учителем создается своя индивидуальная программа.

Структура программ

Для нее предлагается примерная структура, в которой должны быть выделены основные разделы:

  • обоснование значимости (пояснительная записка);
  • указание отличия ее от существующих аналогов (уникальность);
  • учебно-тематическое планирование;
  • описание основных разделов программы;
  • описание требований, предъявляемых к школьникам;
  • методический комплект (для педагога, для ребят);
  • с указанием тех источников, которые использовались при разработке программы.

Подробнее остановимся на каждом разделе. При обосновании актуальности материала, выбранного в качестве основы для дополнительного образования, необходимо указывать те отличительные моменты, которые помогают развивать личность ребенка.

При проведении сравнений между новой методикой и теми программами, которые прошли успешную адаптацию, желательно отметить уникальность, индивидуальность новой разработки.

В связи с введением новых федеральных образовательных стандартов в современную систему образования, разработаны определенные правила к оформлению и содержанию учебного планирования не только для классических предметов, но и для внеурочной деятельности. Помимо наименования темы занятия, педагог должен выделять основные элементы, о которых пойдет речь в ходе занятия. Также педагог выделяет основные научные понятия, вводимые на каждом отдельном занятии.

При описании разделов программы, должно быть указано подробное содержание темы, выделены те ключевые моменты, которые будут рассматриваться педагогом максимально развернуто.

Детей ориентирована на следующие моменты:

  • создание благоприятных условий для саморазвития личности ребенка, его самосовершенствования;
  • формирование у ученика полноценного представления о современном мире;
  • воспитание гражданина и человека, который нацелен на совершенствование общества;
  • развитие и воспроизводство кадрового состава общества.

Образовательная программа дополнительного образования детей осуществляется в соответствии с планом и графиком учебного процесса.

дополнительного образования

Они предполагают обеспечение воспитания, обучения, гармоничного развития детей дошкольного и школьного возраста. Именно поэтому образовательная программа учреждения дополнительного образования детей должна соответствовать:

  • культурным российским и зарубежным традициям, национальной специфике региона;
  • уровню начального, дошкольного, школьного образования;
  • современным образовательным технологиям.

Образовательная программа дополнительного образования детей в школе имеет научно-техническую, физкультурно-спортивную, естественнонаучную, художественную, военно-патриотическую направленность.

Интересным примером дополнительного образования является кружок по изготовлению Помимо практической деятельности, связанной с созданием своими руками из глины различны сувениров, школьники получают сведения об основных характеристиках данного материала. Подобные навыки могут стать для них началом осознанного выбора будущей профессиональной деятельности.

Современные технологии в дополнительном образовании

Образовательная программа дополнительного образования детей в школе не возможна без применения инновационных методик и технологий. Проектная и исследовательская технологии незаменимы при осуществлении занятий по химии, экологии, биологии, химии. Игровая методика применяется на занятиях в хореографических студиях. Кружки художественной направленности предполагают индивидуальный подход. Благодаря дистанционному образованию стала возможна реализация образовательных программ дополнительного образования детей, находящихся на удаленных от крупных городов местностях.

Предназначение дополнительного образования

После внедрения в современную образовательную систему федеральных государственных стандартов второго поколения, возросло внимание к внеурочной деятельности. Общая образовательная программа дополнительного образования детей направлена на:

  • здание оптимальных условий для формирования личности ребенка;
  • достижение благоприятного эмоционального настроя для подрастающего поколения;
  • знакомство ребят с общечеловеческими ценностями;
  • осуществление профилактики асоциального поведения;
  • повышение мотивации к творчеству и познанию окружающего мира.

Образовательная программа педагога дополнительного образования детей, должна быть направлена на укрепление физического и психического здоровья детей. Учитель работает в тесном сотрудничестве с семьей, чтобы обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития своих воспитанников.

Особенности содержания элементов программы

Основная образовательная программа дополнительного образования детей начинается с титульного листа. На нем указывают полное наименование учреждения дополнительного (общего) образования. Далее прописывается информация о том, когда, кем, где была утверждена образовательная программа организации дополнительного образования детей. Затем указывается ее название, а также возраст детей, для которых создана программа, срок ее реализации, год создания.

Пояснительная записка описывает направленность, новизну, цель и задачи, а также основные отличия от аналогичных разработок. В содержание образовательной программы дополнительного образования детей включают форму и режим проводимых занятий, предполагаемые результаты, вариант определения их результативности.

В учебно-тематическом плане предполагается перечисление тем, разделов, количества часов. Требования к образовательной программе дополнительного образования детей, предъявляемые ФГОС, включают и указание формы подведения итогов по проведенной деятельности в виде соревнования, фестиваля, выставки, учебно-исследовательской конференции.

Образец программы дополнительного образования

Вашему вниманию предлагается примерная образовательная программа дополнительного образования детей, которая имеет яркой выраженную исследовательскую направленность.

Пояснительная записка к программе

Перед современным учителем поставлена достаточно сложная задача - формирование в современных условиях гармонично развитой личности. Благодаря тому, что существуют строгие требования к проведению школьных и научных исследований, а также к правилам оформления проведенного эксперимента, учитель должен уделять серьезное внимание проведению экспериментальной деятельности на базе образовательного учреждения. Подобная работа предполагает поиск оптимальных возможностей для формирования в воспитанниках желания к самообразованию, развитию.

Для увеличения эффективности учебного процесса важно учитывать индивидуальные особенности каждого школьника. В связи с ограниченностью экспериментальной деятельности во время традиционных уроков, уделять внимание практической деятельности удается далеко не всегда. В связи с этим педагоги разрабатывают свои собственные программы по проектной и исследовательской работе, чтобы делать процесс получения новых знаний для школьников более интересным и комфортным.

Продолжительность программы зависит от специфики изучаемой дисциплины, сложности научной теории, применяемой в ходе исследования. Для старшеклассников курс предполагает связь между разными учебными дисциплинами. Те ребята, которые в полной мере увлекаются исследованиями и проектами, получают шанс для последующего развития. Основным отличием программы от аналогов является ее адаптированность под любой возраст школьников. Такая универсальность гарантирует развитие познавательного интереса у подрастающего поколения независимо от начального интеллектуального уровня школьников.

Основная цель курса по исследовательской и проектной деятельности заключается в привитии школьникам любви к научной деятельности. Основными инструментами для реализации задуманных планов являются: методические программы, инновационные педагогические технологии. Несмотря на многообразие приемов, разработанных для работы со школьниками в послеурочное время, лидирующие позиции принадлежат дифференцированному обучению, игровой технологии, а также методу проектов.

На вводном занятии школьники получают понятие о значении исследований, их разновидностях, направленности, специфике использования результатов, получаемых при работе в школьной лаборатории. Педагог объясняет своим воспитанникам правила выдвижения гипотезы, постановки цели, выделения задач исследования. Кроме того, особое внимание уделяется правилам проведения эксперимента. Например, учитель объясняет школьникам значимость проведения серии опытов (не менее трех) для того, чтобы вести речь о достоверности получаемого результата. Именно в рамках дополнительного образования подрастающее поколение приобщается и к математической обработке результатов, поиску погрешности измерений. Исследования, проводимые во внеурочное время, не ограничиваются только практическими занятиями. Дети, которые занимаются в таких клубах или кружках, учатся презентовать результаты собственных экспериментов, то есть получают навыки публичной защиты. Статистика свидетельствует о том, что те ученики, которые во время обучения в образовательной школе, уделяли внимание проектной и исследовательской деятельности, становятся более успешными, им проще учиться в высших учебных заведениях, они легко адаптируются к жизни в современном обществе. Помимо работы в лаборатории, проекты и исследования можно проводить и на базе гуманитарных дисциплин. Разнообразные социологические исследования, связанные с изучением личностных качеств подростков, особенно актуальны и интересны для современных школьников. К подобным экспериментам также предъявляются определенные требования, с которыми ребята знакомятся в рамках современных программ дополнительного образования.

Заключение

Без развитой системы внеурочного образования невозможно формирование полноценной личности. Именно поэтому в последнее время стали уделять такое серьезное внимание развитию центров дополнительного образования. Одним из ключевых моментов, касающихся современного стандарта педагога, обсуждение которого происходит в настоящее время, является реализация программ дополнительного образования, то есть работа с ребятами помимо обычных уроков. Самыми распространенными направлениями дополнительного образования в настоящее время считают туристическо-краеведческую деятельность. Педагоги стараются прививать у подрастающего поколения любовь к родному краю, развивать внутренний туризм. Особую значимость в современном обществе имеет проблема духовно-нравственного воспитания. Появляются разнообразные военно-патриотические студии и объединения, для которых такие слова, как долг, честь, совесть, являются ключевыми. Туристические и экологические клубы и студии в основном функционируют на базе центров туризма, спортивных школ. Постепенно модернизируется система дополнительно образования в обычных образовательных школах, направленное на развитие личности ребенка.

Образование в современном мире во многом определяет перспективы человека, его возможности. Не все «угадывают» со специальностью в плане ее востребованности, но, к счастью, существует дополнительное образование, которое позволяет каждому освоить новую профессию. Для определения государственной политики по этому вопросу в 2001 году был разработан ФЗ «О дополнительном образовании», но его так и не приняли. В настоящее время этот вопрос регулируется статьей 75 .

Глава 10 Федерального закона № 273 рассматривает вопрос о дополнительном образовании в целом. Наиболее пристального внимания заслуживает статья 75 настоящего закона. В ней описываются основные моменты этого вопроса, включая задачу дополнительного образования, классификацию программ и требования к участникам.

Теперь о каждом пункте подробнее.

Пункт 1

Первый пункт статьи 75 ФЗ 273 описывает цели и особенности дополнительного образования. Это включает раскрытие имеющегося потенциала, развитие человека на интеллектуальном, нравственном и физическом уровне. В случае с творческими профессиями, развиваются не только профессиональные навыки, но и фантазия ученика.

Всегда должен учитываться возраст последнего, наряду с его физическими и психологическими особенностями. Ребенок, взрослый, интроверт, экстраверт - педагоги обязаны принимать во внимание все эти моменты.

Пункт 2

Второй пункт статьи 75 ФЗ 273 классифицирует программы дополнительного образования, подразделяя их на общеразвивающие и предпрофессиональные. Каждая - со своими особенностями и допустимыми категориями учащихся.

Общеразвивающие программы не имеют ярко выраженной специфики, но способствуют лучшей интеграции человека в общество, помогают ему расширить свой кругозор и улучшают физическую форму учащегося. Участвовать в подобных учебных программах могут как дети, так и взрослые (разумеется, при разделении на разные группы).

Предпрофессиональные группы нацелены исключительно на несовершеннолетних учеников. Основные направления этого вида дополнительного образования: сфера искусств, физическая культура и спорт.

Пункт 3

В этом пункте статьи 75 ФЗ 273 указываются требования к участникам общеобразовательных программ. Или — в большинстве случаев — их отсутствие. Особые требования возможны только если обучение достаточно специфическое, и ученик должен соответствовать особым критериям в плане физического и/или интеллектуального уровня развития.

Пункт 4

Важная составляющая ст. 75 федерального закона № 273, которая регулирует содержание и сроки дополнительных учебных программ.

Сроки так же утверждаются организатором, но неоправданно затянутые или короткие программы дополнительного образования могут быть закрыты, если их неэффективность будет подтверждена.

Пункт 5

Данный пункт 75 статьи федерального закона № 273 определяет особенности и критерии проведения дополнительных предпрофессиональных курсов. При этом он ссылается на другие статьи настоящего ФЗ.

  • Ст. 83, п. 3-7. В них описываются особенности предпрофессиональных программ в области искусств:
    • № 3 - цели программ, места проведения;
    • № 4 - инстанции, устанавливающие перечень программ;
    • № 5 - инстанции, устанавливающие требования к содержанию, структуре и реализации;
    • № 6 - принципы отбора участников в предпрофессиональных программах в области искусств;
    • № 7 - форма и порядок проведения итоговой аттестации.
  • Ст. 84, п. 4 и 5. В них описываются особенности предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта:
    • № 4 - требования к содержанию, структуре и принципам реализации;
    • № 5 - принципы отбора участников (в первую очередь, в отношении физической подготовки).

Изменения в ФЗ «О дополнительном образовании»

Федеральный закон № 273 вступил в силу в 2012 году, и на сегодняшний день в него были внесены многочисленные поправки и изменения. Это коснулось и главы 10 «О дополнительном образовании».

Последняя редакция настоящего Федерального закона дополнила статью № 76 пояснениями по вопросу контроля за дополнительными профессиональными программами образования. Теперь курсы, связанные с кадастровым учетом или оценкой контрольно-кассовой техники, регулируют соответствующие федеральные органы исполнительной власти.

Статья № 75 Федерального закона об образовании не претерпела изменений ни в последней редакции, ни в более ранних.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Дополнительная общеобразовательная программа нормативная модель взаимодействия педагога и обучающегося в образовательном процессе, определяющая цель, задачи, содержание образования определённых уровня и направленности, объём учебной нагрузки, формы, методы и средства обучения и воспитания, прогнозируемые результаты и средства их измерения (оценки). Нормативная база для разработки дополнительных образовательных программ: 1. Федеральный Закон от ФЗ «Об образовании в РФ». 2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г р). 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от «Об утверждении СанПиН «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 4. Письмо Минобрнауки России от г «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (ФЗ «Об образовании», ст. 75, п. 1). 2. Классификация дополнительных образовательных программ Дополнительные общеобразовательные подразделяются на: общеразвивающие реализуются как для детей, так и для взрослых; содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ФЗ «Об образовании», ст. 75); предпрофессиональные реализуются в сфере искусств, физической культуры и спорта для детей; содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями (ФЗ «Об образовании», ст. 75). К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной (ФЗ «Об образовании», ст. 75). *В ДДТ согласно целям, приоритетам и содержанию деятельности реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие (ДООП)

2 Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие классифицируются: По направленности художественная физкультурно-спортивная туристско-краеведческая социально-педагогическая техническая естественнонаучная По степени авторства (типу) Типовая (примерная) программа, утвержденная МОиН РФ и рекомендованная в качестве примерной в той или иной образовательной области или виде деятельности; Модифицированная (модернизированная) программа, разработанная на основе примерной (либо авторской), но преобразованная разработчиком с учётом конкретных задач и условий деятельности детского объединения и (или) дополненная новым компонентом содержания, модернизированная с учётом новейших достижений в науке, культуре, технологиях. Модификация может быть выражена в собственных методических разработках педагога, отражать его педагогическую позицию по вопросам преподавания данного предмета и т. п., однако эти преобразования не затрагивают значительной части содержания, форм и методов, присущих исходной программе; Авторская программа, разработанная педагогом или коллективом педагогов и содержащая до 70% нового материала (в содержании или методике). Эффективность инновационного подхода и результативность авторской образовательной подтверждается рецензиями 2-х независимых (внешних) экспертов в данной образовательной области; Экспериментальная программа, заявленная как авторская, но реализуемая впервые как педагогический эксперимент, т. е. не прошедшая полный курс своей реализации и не апробированная экспертами. По уровню освоения Общекультурный ознакомительный уровень освоения, направленный на общее ознакомление учащихся с данным видом деятельности (творчества), формирование интереса к познанию и творчеству в данной образовательной области, выявление и развитие творческих задатков, индивидуальных интересов и потребностей обучающихся; развитие общего кругозора учащихся; формирование основ культуры общения, здорового и безопасного образа жизни; организацию содержательного досуга; формирование начальных, ключевых для данного профиля, ЗУН и подготовку к освоению базового уровня; (Решение ДДТ: по программами этого уровня понимать либо краткосрочные (от 3-мес. до 1 года), либо подготовительных групп для подготовки учащихся (преимущественно дошкольников)к освоению общекультурного базового уровня); базовый уровень освоения, направленный на формирование базового компонента образования в данной области (основных ЗУН и компетенций для выполнения самостоятельных заданий) и подготовка к освоению углублённого уровня; формирование устойчивого интереса к данному виду деятельности (творчества), мотивация и помощь в личностном развитии и самоопреде-

3 лении учащихся; выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности; помощь в адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, а также выявление и поддержка детей, проявляющих выдающиеся способности в данной образовательной области; Углубленный (в т. ч. профессионально-ориентированный) углублённое изучение предмета, расширение базового компонента образования в данной области знания или виде деятельности за счёт усложнённого содержания По форме организации содержания и педагогического процесса Узкопрофильная программа, содержание которой представлено одним направлением деятельности (учебным предметом); Комплексная программа, состоящая из нескольких направлений деятельности (курсов, дисциплин), которые преподаются разными педагогами (параллельно или в определённой последовательности) и являются обязательными для полноценного освоения; Интегрированная программа, объединяющая несколько подпрограмм (курсов, дисциплин), которые преподаёт один педагог (параллельно или в определённой последовательности) и являются обязательными для полноценного освоения; Модульная программа, которая состоит из нескольких самостоятельных курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых обычно разными педагогами, но позволяющая учащимся выбирать для освоения модули, которые им наиболее интересны; модули также могут осваиваться параллельно или в определённой последовательности; модульная программа позволяет «конструировать» индивидуальные образовательные маршруты учащихся по их запросу. По особенностям континента обучающихся Адаптированная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (ФЗ «Об образовании», ст. 2, п. 28). 3. Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей Структуру дополнительной общеобразовательной общеразвивающей составляют: Титульный лист, информационная карта (ОБРАЗЦЫ в Приложении) и 2 основных раздела: Раздел 1. Комплекс основных характеристик: 1.1. Пояснительная записка; 1.2. Цель и задачи; 1.3. Учебно-тематические планы (по годам обучения); 1.4. Содержание; 1.5. Планируемые результаты.

4 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий: 2.1. Календарный учебный график; 2.2. Условия реализации; 2.3. Формы аттестации; 2.4. Оценочные материалы; 2.5. Методические материалы; 2.6. Список литературы. Структура Содержание структурных компонентов Раздел 1. Комплекс основных характеристик 1.1. Пояснительная Общая характеристика: записка направленность (профиль) ; актуальность и педагогическая целесообразность социальные, психолого-педагогические, концептуальные предпосылки для разработки; соответствие потребностям времени; отличительные особенности основные идеи, отличающие программу от подобных программ данного профиля; адресат краткая характеристика обучающихся по программе; возрастные особенности и иные медикопсихолого-педагогические характеристики (если необходимо); воспитательный аспект; объем и сроки освоения общее количество учебных часов за весь период обучения; на сколько лет рассчитана программа; формы обучения очная, очно-заочная или заочная форма (Закон 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2), а также «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» (Закон 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4); особенности (форма) организации образовательного процесса массовая, групповая, микрогрупповая, индивидуальная; одновозрастные или разновозрастные группы; состав группы (постоянный, переменный и др.); режим занятий, периодичность и продолжительность занятий общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность занятий Цель и задачи Цель идеально представляемый результат; Задачи практические шаги к достижению цели; При формулировке задач можно сохранить триединство: обучающих, развивающих, воспитательных задач. Либо воспользоваться более современной классификацией: личностные (формирование ценностных ориентаций, обще-

5 1.3. Учебнотематический план 1.4. Содержание ственной позиции, гражданской активности, воспитание культуры общения и т.п.); метапредметные (развитие мотивации к познанию и творчеству, интереса к предмету, самоорганизации, способности к самообучению и т.д.); предметные (приобретение ЗУН и компетенций). Задачи должны быть соотнесены с планируемыми результатами. Учебно-тематический план дополнительной образовательной отражает: перечень разделов, тем; общее количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий; форму аттестации / контроля (ОБРАЗЕЦ в Приложении). Учебно-тематический план составляется на каждый год обучения и показывает учебную нагрузку на 1 группу. При составлении учебно-тематического плана рекомендуется соблюдать следующие нормы по продолжительности и режиму занятий (из расчёта 36 учебных недель в год): Продолжительность занятия Периодичность в неделю Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год 1 час 1 раз 1 час 36 часов 1 час 2 раза 2 часа 72 часа 2 часа 2 раза 4 часа 144 часа 2 часа 3 раза 6 часов 216 часов 3 часа 2 раза 6 часов 216 часов 3 часа 3 раза 9 часов 324 часа В данном разделе приводится краткое реферативное описание тем по схеме: Полный вариант:. Наименование раздела (темы) Цель: Теоретические сведения: Практическая работа: Понятийный аппарат: УМК (учебно-методический комплекс: дидактический материал, оборудование, мониторинговые карты и т. п.) Планируемые результаты: будут знать: будут уметь: Методы обучения: Форма организации деятельности: Сокращённый вариант:. Наименование раздела (темы) Цель: Теоретические сведения: Практическая работа:

6 1.5. Планируемые результаты Материал излагается в дидактических единицах назывными предложениями (ОБРАЗЕЦ в Приложении). В Содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.); могут быть представлены вариативные образовательные маршруты. Требования к ЗУН и компетенциям: будут знать: будут уметь: Либо в современной классификации: личностные (формирование ценностных ориентаций, общественной позиции, гражданской активности, воспитание культуры общения и т.п.); метапредметные (развитие мотивации к познанию и творчеству, интереса к предмету, самоорганизации, способности к самообучению и т.д.); предметные (приобретение ЗУН и компетенций). Планируемые результаты должны соответствовать цели и задачам. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный (ОБРАЗЕЦ в Приложении) график 2.2. Условия реализации 2.3. Формы аттестации Материально-техническое обеспечение характеристика помещения для занятий по программе; перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации (в расчете на количество обучающихся); Информационное обеспечение аудио-, видео-, фото-, интернет источники; Кадровое обеспечение целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора Формы аттестации по отдельным разделам (учебным курсам, дисциплинам, модулям); по итогам учебного года; по итогам освоения. Формы отслеживания и фиксации результатов контрольные (переводные) нормативы; протокол соревнований; тестирование; контрольная (зачётная) работа, (зачёт, экзамен); психолого-педагогическая диагностика и т.п. Формы представления результатов соревнования; участие в выставках, конкурсах, фестивалях, конференциях, олимпиадах; отчётное (открытое) занятие, отчётный концерт, спектакль;

7 2.4. Контрольноизмерительные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы выставка творческих работ и т.п. Инструментарий педагогического мониторинга (перечень диагностических методик, применяемых для отслеживания и анализа результатов обучения; можно дать их краткую характеристику) Настоящий раздел представляет краткое описание методики работы по программе и включает в себя: особенности организации образовательного процесса очно, очно-заочно, заочно, дистанционно, в условиях сетевого взаимодействия и др.; методы обучения Репродуктивные: рассказ, беседа, лекция, объяснительноиллюстративный, практическая работа, упражнение и др. Продуктивные: дискуссия, проблемное изложение, частичнопоисковый (эвристический), исследовательский, творческий (креативный) и др.; формы организации образовательного процесса: фронтальная, творческие группы, команды, в парах, индивидуальная; учебное (учебно-тренировочное) занятие, лабораторное занятие, экскурсия, воспитательно-досуговое мероприятие и т.п. формы организации учебного занятия учебное (учебнотренировочное) занятие, лабораторное занятие, экскурсия, культурно-досуговое мероприятие и т.п. педагогические технологии личностно-ориентированные; сотрудничества, игровые, дифференцированного обучения, КСО и т.д. развития критического мышления через чтение и письмо, технология портфолио, мастерская, технология образа и мысли, технология решения изобретательских задач (ТРИЗ), здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др. алгоритм учебного занятия краткое описание структуры занятия и его этапов; дидактические материалы инструкции, технологические карты, комплексы заданий, упражнений, образцы работ и т.п. основную и дополнительную учебную литературу: учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии; наглядный материал: альбомы, атласы, карты, таблицы. Список может быть составлен для разных участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей). Список оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению библиографических ссылок. (ОБРАЗЕЦ в Приложении) Печатный вариант рекомендуется оформить в соответствии с традиционными требованиями делопроизводства: Основной шрифт Times New Roman Размер шрифта основного текста 14, таблиц 12 Межстрочный интервал 1,15 Поля левое 3 см, правое 1,5, верх и низ 2 (в Word во вкладке «Разметка страницы» Обычные).


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ПОЛОЖЕНИЕ О ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ На заседании Врио Директора ФГБОУ Совета Лицея 201 СПГАХЛ им. Б.В. Иогансона Мищенко Т.А. 201 г. Положение о дополнительном образовании 1. Общие положения 1.1. Положение о дополнительном

Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных Городской центр развития дополнительного образования Современные подходы к проектированию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано с учетом пункта 3 части 1 статьи 34, части 4 статьи 45, части 11 статьи 13 Федерального Закона РФ от 29.12.2012 г. No273 «Об образовании в РФ», Приказа

Министерство образования Иркутской области Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской

Информация с сайта ГБУДО «Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области» ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ, РЕАЛИЗУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ОТДЫХ И ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ 1. Титульный лист.

Средняя общеобразовательная школа «Экспресс» Санкт-Петербурга УТВЕРЖДАЮ Директор НОУ «Экспресс» О.Д. Владимирская «25» апреля 2014 г. ПРИНЯТО на Учебно-методическом совете «25» апреля 2014 г. ПОЛОЖЕНИЕ

УСТАНОВОЧНОЕ СОВЕЩАНИЕ ПО ВОПРОСАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Карелина Светлана Валерьевна, методист ГМЦ ДОгМ 2017 год ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВОПРОСЫ: 1. Роль дополнительного образования в системе

Положение об организации внеурочной деятельности учащихся МАОУ «СОШ 2 с УИОП г. Улан-Удэ» При разработке плана использовались следующие документы: - Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей

1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 273-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки Российской

С. Ситниково 2017 1. Общие положения 1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным

СОГЛАСОВАНО Советом обучающихся Протокол 01 от 12.09.2014г. ПРИНЯТО решением педагогического совета Протокол 01 от 12.09.2014г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «Образовательный центр 11» Приказ 01 от

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА «ПРОГИМНАЗИЯ» (МБОУ НШ «ПРОГИМНАЗИЯ» МБОУ НШ «Прогимназия» протокол / от ПОЛОЖЕНИЕ об организации и реализации дополнительных общеразвивающих

Обучающимися 5 9 классов личностных и метапредметных результатов основного общего образования. Это и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа основной документ педагога ГМЦ ДОгМ 2015 год Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ "Об образовании в Российской

Рабочие программы внеурочной деятельности П. 17 ФГОС НОО: основная образовательная программа должна предусматривать учебные курсы, обеспечивающие индивидуальные потребности обучающихся, в том числе этнокультурные,

ПОЛОЖЕНИЕ об организации внеурочной деятельности 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение разработано на основании следующих нормативных актов: Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»; Распоряжение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Санкт-Петербургский губернаторский физикоматематический лицей 30» «Рассмотрено» Методическим советом ГБОУ СПб ГФМЛ 30 Протокол 6 от 24.06.2015г.

«Типичные ошибки при написании программ дополнительного образования». В своей статье я расскажу о наиболее часто встречающихся ошибках, допускаемых педагогами дополнительного образования при написании

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральный ресурсный методический центр по развитию детских школ искусств «Институт развития образования в сфере культуры и искусства» (ИРОСКИ) Методические

3. Требования к уровню подготовки учащихся 4. Учебно-тематический план 5. Содержание программы 6. Формы и средства контроля 7. Перечень учебно-методических средств обучения 8. Приложения к программе: 1)

ПРИНЯТО решением педагогического совета от 30.12.2014 протокол 2 УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Гимназия 4» Л.Т.Дюг 12.01.2015 ПОЛОЖЕНИЕ о дополнительном музыкально-художественном образовании МБОУ «Гимназия

УТВЕРЖДАЮ: Директор МБУ «Школа 75» С.А. Гервасьева Приказ от " " 20 г. Положение о внеурочной деятельности учащихся 1. Общие положения 1.1. В соответствии с федеральным государственным образовательным

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия «Исток» г. Великий Новгород «Согласовано» На заседании Совета Учреждения протокол 7 от «10» сентября 2013 г. «Утверждаю» Директор МАОУ

ПОЛОЖЕН Утверждаю Директор МЬОУ «С III 11» Г?:? *-/" // И.А. Карюкина Л " "-И П[ 2014 г. о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам

1.7. Рабочие программы составляются на основе примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования; примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет

1 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы анализа художественного» (далее Программа) разна в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской

Содержательное наполнение каждого из компонентов зависит от его целевого назначения. Особое внимание при проектировании содержания АОП следует уделить описанию тех способов и приемов, посредством которых

2. Внеурочная деятельность организуется в 1-4 классах в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. 3. Время, отведенное на внеурочную деятельность,

Рассмотрено и принято на педагогическом совете ОГКОУ «Санаторная школа-интернат» Протокол 1 от 31.08.2016г. УТВЕРЖДАЮ: Директор ОГКОУ «Санаторная школа-интернат» Сташевский В.А. Приказ 55-О от 38.08.2016г.

ПОЛОЖЕНИЕ об организации внеурочной деятельности обучающихся (в рамках реализации ФГОС НОО) 1 Общие положения 1.1. Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся разработано в соответствии

Пояснительная записка к учебному плану МБУДО «Центр детского творчества «Стрекоза» МБУДО «Центр детского творчества «Стрекоза» является учреждением дополнительного образования. На настоящее время в Центре

Администрация Ленинградской области Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Письмо от 27 марта 2015 года 19-1969/15-0-0 «О методических рекомендациях по разработке и оформлению

Анализ методической деятельности. Методическая деятельность ДДТ - это целостная система мер, способствующая повышению качества и результативности образовательного процесса, обеспечению роста методической

УТВЕРЖДАЮ Директор НОЧУ ДПО «УМСЦ» О.Б. Королева 10 февраля 2017 года ПОЛОЖЕНИЕ О ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НОЧУ ДПО «УМСЦ» 1. Общие положения 1.1. Положение о дополнительной профессиональной

ПОЛОЖЕНИЕ О РАЗРАБОТКЕ И УТВЕРЖДЕНИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО

Принято на педагогическом совете Протокол 3 от 11.02.2016г. Утверждаю директор школы О. Ю. Иванов Приказ 39 от 12.02.2016г. Положение о внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ 1. Общие положения 1.1.

Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» Проект МЕТОДИЧЕСКИЕ

I. Общие положения 1.1. Эстетический центр создан в целях формирования единого образовательного пространства Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 4» для повышения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2 г. Строитель Белгородской области» Принято на заседании педагогического совета Протокол 1 от 29 августа 2014

АНО ОУ «Школа имени императора Александра III» г. Гатчина, Ленинградской области П Р И К А З.2015 г. Об утверждении «Положения о внеурочной деятельности» ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить прилагаемое «Положения

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС Выполнила: Иванова И. В. методист МЦ ЮВОУО Виды учебных программ Виды учебных программ Примерная (типовая) учебная программа Авторская

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАТО ПОС. ВИДЯЕВО МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВИДЯЕВО» (МБОУ СОШ ЗАТО

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» г. Воркуты ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Основы видеомонтажа

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей ГБОУ ГМЦ ДОгМ 2015 г. В соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование должно обеспечить

Нормативное правовое обеспечение системы дополнительного образования ГБОУ ГМЦ ДОгМ 2015 г. В соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование должно обеспечить

1.1.1. Программы. 1.1.2. Четкое формулирование цели АОП. 1.1.3. Определение круга задач, конкретизирующих цель адаптированной образовательной программы. 1.1.4. Определение содержания АОП. Проектирование

Обзор нормативных документов по реализации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Руководитель РМО председателей школьных методических объединений классных руководителей Марина Федоровна

Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных Городской центр развития дополнительного образования Актуальные документы в деятельности педагога дополнительного образования Алла Ивановна Колганова,

Утверждено приказом управления образования от 5.11.2014 231-у ПОЛОЖЕНИЕ О ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОРОДА ИСКИТИМА ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИОЗЕРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ СОГЛАСОВАН УТВЕРЖДЕН Протокол

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Негосударственное образовательное учреждение высшего образования Положение об обобщении и создании банка актуального педагогического опыта В Негосударственном образовательном

Принято решением педагогического совета ГБОУ школы 519 Московского района Санкт-Петербурга от «21» июня 2013 года протокол 9 Утверждено приказом директора ГБОУ школы 519 Московского района Санкт-Петербурга

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (КОЛЛЕДЖ) ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. 273-ФЗ); Федеральным государственным образовательным

Утверждаю Директор МБОУ «Добринская ООШ» С.Н.Кудренко. Приказ 90 от 1 сентября 2014г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН МБОУ «Добринская ООШ» основного общего образования (ГОС ООО) на 2014 2015 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Утверждаю Директор Центра для одаренных детей Мироненко Е.М.. Приказ от января 2015 года ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЙОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ на 2015-2017 год МБОУ «Ивняская средняя общеобразовательная

1. Общие положения 1.1. Положение об организации внеурочной деятельности разработано в соответствии: Федеральным законом от 29.12.2012 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства

Глава 10. Дополнительное образование Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых 1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей

1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о рабочей программе (далее Положение) в МБОУ г. Мценска «Средняя школа7» (далее Школа) разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 273-ФЗ

«СОГЛАСОВАНО» Начальник Управления образования администрации муниципального образования Кандалакшский район / Агаева И.А. / 2016 УТВЕРЖДЕНА приказом от 2016 И.о. заведующего МБДОУ «Детский сад 35» г. Кандалакша

1 Управление образования Администрации города Магнитогорска Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия 53» УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Гимназия 53» Ф.Н. Уразманова 20 г. (МОУ «Гимназия 53») ПОЛОЖЕНИЕ

Дополнительная общеобразовательная программа представляет собой нормативный документ, который определяет содержание внеурочного образования. Он является комплексом средств воспитания, оздоровления, обучения, развития учеников, который реализуется на базе материальных и кадровых ресурсов в полном соответствии с социальным заказом.

Важные аспекты

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа представляет собой нормативный локальный документ. Именно поэтому сначала она проходит проверку и в четкой последовательности:

  • рассматривается на методическом совете;
  • рекомендуется к практической реализации;
  • утверждается директором образовательного учреждения.

Нормативно-правовой аспект

Дополнительные общеобразовательные программы в дополнительном образовании разрабатываются в соответствии со следующими документами:

  • ФЗ РФ «Об образовании» № 273.
  • Приказ Минобразования № 1008.
  • Письмо Минобрнауки РФ №06-1844.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ";
  • Муниципальные правовые акты.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет определенное содержание. Оно зависит от конкретного образовательного учреждения, в котором данный документ реализуется. Реализация дополнительных общеобразовательных программ является показателем социального и экономического прогресса современного общества и должна ориентироваться на следующие направления:

  • обеспечение условий для самоопределения личности;
  • создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка;
  • формирование у подрастающего поколения соответствующей современности картины мира;
  • интеграция отдельной личности в мировую и национальную культуру;
  • формирование гражданина и человека;
  • развитие кадрового потенциала.

Дополнительная общеобразовательная программа реализуется в соответствии с учебным планом, календарным графиком. За качество программы ответственность несет образовательное учреждение.

Предназначение и направления

Дополнительная общеобразовательная программа имеет определенные цели и задачи, предполагающие воспитание, развитие, обучение школьников. Именно поэтому их содержание должно в полной мере соответствовать народным традициям, национальным особенностям, достижениям мировой культуры.

Дополнительная общеобразовательная программа имеет несколько направлений:

  • естественно-научное;
  • техническое;
  • художественное;
  • спортивное;
  • туристско-краеведческое;
  • социально-педагогическое;
  • физкультурно-спортивное.

Независимо от направленности в ней должны применяться современные образовательные технологии.

Принципы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа отражается в определенных принципах обучения:

  • доступности;
  • индивидуальности;
  • результативности;
  • преемственности

Среди форм и методов, которые подходят для дополнительного обучения, максимальный интерес представляет дифференциация, индивидуализация, ролевая игра.

Как реализуются дополнительные общеобразовательные программы? Порядок их утверждения рассмотрен выше. Методы управления и контроля образовательной деятельностью, а также материалы и инструменты подбирает педагог. Ему необходимо осознавать, что результатом внедрения дополнительной программы должно стать эмоциональное благополучие ребенка, его приобщение к общечеловеческим ценностям.

Оформление

Порядок организации по дополнительным общеобразовательным программам определяется в соответствии с нормативными документами, принятыми в образовательном учреждении, и должен включать в себя конкретные элементы структуры:

  • титульный лист;
  • пояснительную записку;
  • учебный план;
  • основное содержание;
  • предполагаемые результаты;
  • библиографический список

На титульном листе необходимо указывать полное наименование образовательного учреждения (по уставу), наименование программы, ее направление, сведения об авторе. Кроме того, отмечается возраст школьников, для которых она предназначается, а также предполагаемые сроки ее реализации.

Пояснительная записка содержит информацию о направленности материала, новизне, актуальности, значимости.

В календарном плане указывают основные темы (разделы), их содержание, сроки реализации, режим и формы занятий. Также в программе дополнительного образования указывают список литературы, которой автор пользовался при ее написании.

Вариант дополнительной программы естественно-научной направленности

Предлагаем вариант программы «За рамками учебника химии». Для начала отметим актуальность предлагаемого материала. Существует много интересных и поучительных опытов, которые в себе не таят никакой угрозы, они занимательны и практичны. Из-за ограниченности школьной программы по химии их нельзя проделать на уроках. А жаль!

Курс открывает массу возможностей для формирования у современных школьников целостного представления о живой природе, ее материальном единстве, взаимосвязи неживого и живого, взаимообусловленности основных природных процессов.

Данная программа раскрывает связь между химическими познаниями и повседневной жизнью рядового человека, проблемами, которые появляются в конкретных ситуациях. В данном курсе осуществлена интеграция различных учебных дисциплин: биологии, химии, физики, экономики, географии, экологии.

В курсе использован лабораторный эксперимент, исторические и культурные традиции, многочисленные экологические проблемы. Материал курса не просто способствует развитию знаний, умений, навыков, но и дает базу для гармоничного развития каждого ребенка.

Цели и задачи

Рассматриваемая программа дополнительного образования предназначена для решения следующих задач:

  • формирование четких представлений об использовании правил техники безопасности в процессе проведения различных экспериментов;
  • исследование тенденций химических превращений и вариантов управления ими для получения новых материалов и веществ;
  • связь практики и теории;
  • совершенствование экспериментальных навыков на базе самостоятельной деятельности школьников.

От внедрения дополнительной образовательной программы педагог ожидает появление у школьников стабильного познавательного интереса к естественно-научным предметам, формирование активного гражданина страны.

Структура курса

Курс состоит из трех частей, расположенных по степени увеличения сложности.

Первый блок «Лаборатория своими руками» (6 часов) сначала предполагает анализ правил техники безопасности, затем советы по применению бытовых материалов для химических опытов. Этот блок пронизан связью повседневной жизни с теоретическими знаниями.

Второй блок «Первые занимательные опыты» (14 часов) предполагает выполнение ребятами экспериментов, благодаря которым они знакомятся с магической и таинственной химией. Для опытов предлагаются вещества, с которыми дети сталкиваются в своей повседневной жизни.

Третий блок «Химический практикум» (14 часов) включает в себя два дополнительных раздела: экологический практикум, в рамках которого ребята определяют наличие катионов тяжелых металлов в питьевой воде, предметах быта; проводят анализ токсичности веществ, проектируют товары бытовой химии. В рамках данной дополнительной программы осуществляется детальное знакомство девятиклассников с проектной методикой.

Отличия этого курса от базовых программ:

  • способствует совершенствованию практических навыков;
  • обеспечивает формирование гармонически развитой личности;
  • позволяет формировать навыки работы с научной литературой.

Заключение

В настоящее время многие образовательные учреждения стараются в полной мере удовлетворять социальный заказ общества. Для этого на базе школ создаются исследовательские клубы, художественные студии, хореографические коллективы, военно-патриотические объединения. Программы дополнительного образования, создаваемые педагогами, должны соответствовать требованиям, выдвигаемым к ним по ФГОС. Помимо титульного листа, требования к которому разрабатываются и утверждаются в конкретном образовательном учреждении, пояснительной записки, учебно-методического плана, в содержании должно быть отражено краткое описание каждого раздела, прописываются в дополнительной образовательной программе и основные навыки и умениями, которыми должны овладеть школьники после завершения курса.

Основным содержанием ст. 9 Закона РФ «Об образовании» является перечень различных видов образовательных программ, разрабатываемых, принимаемых и реализуемых в Российской Федерации. Основными являются общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.

Общеобразовательные программы (основные и дополнительные) направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается, как уже отмечалось, соответствующим государственным образовательным стандартом. Что касается нормативных сроков освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то они определяются базовыми законами образованиями и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Все образовательные программы, как видно из приведенного перечня их видов, подразделяются наосновные идополнительные. Главное отличие между ними состоит в том, что дополнительные образовательные программы не основываются на образовательных стандартах. Их задачей является обычно более полное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности. Уместно отметить, что именно дополнительные программы непосредственно и тесно связаны с образовательными услугами, о чем в последующих главах будет сказано подробнее.

По рассмотренных основных видов образовательных программ в Российской системе образования есть немало иных их разновидностей. Так, содержание деятельности образовательного учреждения в основном определяется самим образовательным учреждением, его руководством, коллегиальными органами (педагогический совет, ученый совет), педагогическими работниками с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, а такжеавторских программ , утвержденных педагогическим или методическим советом учреждения.

Появление инновационных и альтернативных школ, признание государством право на эксперимент в образовании стали серьезными факторами поддержки педагогического творчества. Право на авторскую программу имеют все педагогические работники. Педагоги имеют право самостоятельного выбора темы, содержания, объема такой программы, они могут использовать для своей деятельности примерные образовательные программы разных уровней и направленности общего или профессионального образования, могут разработать новую программу, в соответствии со своими профессиональными интересами и творческими способностями. Это может быть предметная учебная программа одной тематической направленности или комплексная интегрированная программа, сочетающая разные тематические направления, образовательные области или области деятельности. Для авторских программ характерны особенности логики построения курса, глубина поднимаемых в них вопросов, теорий, характером их освещения автором программы. Эти программы чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору учащихся, факультативов или более глубокого изучения отдельных тем традиционных учебных курсов. Такие программы утверждаются в установленном в образовательном учреждении порядке.

Большое распространение сегодня получилимодифицированные образовательные программы , в которых сохраняются основные параметры содержания предметных программ, но изменяются средства, методики, способы, формы реализации цели и задач, что не требует от педагога большого творческого напряжения.

В настоящее время в российских школах, к примеру, достаточно широко используется два вида учебных программ: типовые и рабочие учебные программы. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые (примерные) программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы разрабатываются соответствующим органом исполнительной власти, служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ и носят рекомендательный характер.

На основе типовых составляютсяучебные (рабочие) программы , в которых обычно отражается содержание национально-регионального компонента соответствующего ГОС, а также локального (школьного, вузовского) компонента, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся. Обычно учебная программа структурно состоит из трех основных компонентов:

пояснительная записка или введение , в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин, преподаваемых в рамках общеобразовательной школы или соответствующей специальности в учреждениях профессионального или послевузовского образования;

методические рекомендации по вопросам определения путей реализации программы, методов, организационных форм, средств обучения, оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета. Особое внимание в программах в последние года обоснованно уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет преподавателю проявить творческий подход к разработке рабочей программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности;

учебно-методическое обеспечение программы - список используемых в образовательном процессе учебной, научной, словарно-справочной литературы (основной и дополнительной), нормативно-правовых источников, наглядные и технические средства обучения и др., без которых эффективность аудиторной и самостоятельной работы, не говоря уже о дистанционном образовании, будет сведена к нулю.



Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания


1. В чем, на Ваш взгляд, состоит целесообразность и/или необходимость государственных образовательных стандартов? Насколько связано качество современного образования с введением этого образовательного института?

2. Раскройте политическую, правовую и управленческую природу образовательных стандартов.

3. С чем связано, на Ваш взгляд, многообразие смыслов понятия «образовательная программа»? Как соотносится это понятие с понятием «учебная программа»?

4. Какие виды образовательных и учебных программ существуют? Какие признаки положены в основу их классификации?

5. Какое место занимают ГОС и образовательные программы в механизме правового регулирования системы образования?

6. На основе анализа Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определите: а) принципы, на которых базируется разработка ГОС и образовательных программ, б) субъекты разработки, принятия, реализации ГОС и образовательных программ и контроля за их соблюдением.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!