Оренбургское высшее военное авиационное училище, военно-морской факультет. Оренбургское вваул Оренбургское высшее авиационное

До 1993 г. в Оренбурге на живописном берегу реки Урал располагалось одно из старейших в Военно-Воздушных Силах учебных заведений - Оренбургское высшее военное-авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И.С.Полбина.
Свою историю училище ведет от Московской школы воздушного боя и бомбометания, формирование которой было начато по постановлению Реввоенсовета Республики № 1951 от 10 августа 1921 года. 9 августа 1922 года ее перевели в подмосковный город Серпухов. Наиболее известным выпускником школы был В.П.Чкалов . Его имя Оренбург носил с 1938 по 1957 г.
В период с 20 июня по 16 октября 1927 года Серпуховская высшая школа воздушного боя перебазировалась в г.Оренбург. Дальним маршрутом Серпухов-Пенза-Оренбург летчики-инструкторы перегнали самолеты. Впервые в истории авиации перелет большой группы самолетов произведен без летных происшествий и восторженно встречен оренбуржцами. Торжественное открытие школы состоялось 7 ноября 1927 года.
1 октября 1928 г. Приказом Реввоенсовета № 280 в Оренбург перебазируется «Ленинградская высшая школа летчиков-наблюдателей», которая вошла в состав Третьей военной школы летчиков и летчиков-наблюдателей.
За прошедшие годы школа прошла большой и славный боевой путь, приобрела богатый опыт подготовки летных кадров со средним, а с 1960 года - с высшим образованием. В июне 1938 3-я ВАШЛ была преобразована в ВАУЛ им. К.Е.Ворошилова.
В феврале 1939 училище было подразделено на два самостоятельных училища: Первое Чкаловское военное авиационное училище летчиков им. К.Е.Ворошилова (ул.Советская) и Второе Чкаловское военное авиационное училище штурманов (ул.Челюскинцев). Такое разделение дало возможность улучшить условия подготовки летчиков и штурманов.
Училище подготовило десятки тысяч воздушных бойцов. В нем воспитывались многие из тех, кто героическими подвигами прославил Советскую Родину, обогатил авиационную науку и технику новыми открытиями и достижениями.
Около 350 генералов, выпускников училища, командовали в различные годы авиационными соединениями. Тысячи летчиков, штурманов и других авиаспециалистов несли и несут ратную службу почти во всех авиационных гарнизонах страны.
В училище обрели крылья такие видные летчики, как С.И.Грицевец, А.К.Серов , П.Ф.Жигарев, А.Б.Юмашев , Ф.П.Полынин. В нем учились заслуженные военные летчики СССР Л.И.Беда, С.Д.Прутков, М.С.Кобяков. Стал заслуженным военным штурманом СССР Герой Советского Союза А.М.Антонов. Высокое звание заслуженных летчиков-испытателей СССР присвоено А.П.Якимову , Н.И.Русаковой , К.К.Рыкову , Е.Ф.Милютичеву , В.П.Хомякову и др. Окончил училище первый в мире испытатель реактивного самолета Герой Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи .
Питомцы Оренбургского летного приумножили героические традиции авиации. Выдающиеся страницы вписали они в ее историю. Это и героические перелеты В.П.Чкалова и М.М.Громова со своими экипажами через Северный полюс в Америку, это и мужество и отвага летчиков-оренбуржцев в воздушных боях в районе озера Хасан, на реке Халхин-Гол, на Карельском перешейке. Имена выпускников училища хорошо известны не только в нашей стране. Их помнят и в Испании и в Монголии.
В годы Великой Отечественной войны, несмотря на большие трудности, училище успешно справилось с подготовкой авиационных кадров для действующей армии. Силами 1-й Чкаловской военно-авиационной школы пилотов в июне-ноябре 1941 г. из лётного и технического состава, самолётов школы были сформированы для фронта 593-й, 611-й, 616-й, 617-й и 624-й бомбардировочные авиационные полки. За два года было произведено пять выпусков. Проходили летную подготовку, сколачивание и переучивание ряд фронтовых частей. На Воронежский фронт (1942) отправлен батальон курсантов особого назначения и ряд маршевых рот. В феврале 1942 г. Школа приступила к обучению курсантов на самолет-штурмовик Ил-2. До конца войны выпущено более 2700 пилотов. Массовый героизм продемонстрировали оренбуржцы на всех фронтах Великой Отечественной войны. В боях за честь и независимость Родины 33 из них совершили воздушные тараны, 52 летчика повторили подвиг Николая Гастелло. Навечно зачислены в списки личного состава авиационных полков Н.В.Гоманенко, И.Ф.Павлов, И.С.Полбин, Е.И.Пичугин. Среди воспитанников училища 341 Герой Советского Союза. А летчики С.И.Грицевец, Л.И.Беда, Т.Я.Бегельдинов, С.Д.Луганский, В.Н.Осипов, И.С.Полбин, И.Ф.Павлов, А.С.Смирнов и Е.П.Федоров этого звания удостоены дважды.
Имена выпускников училища присвоены многим городам, селам и учебным заведениям, десяткам площадей и улиц, сотням школ.
После окончания Великой Отечественной войны училище в соответствии с новыми условиями перестроило работу по подготовке авиационных кадров. Его коллектив успешно справился с обучением летчиков для военно-воздушных сил.
Шестидесятые годы в истории училища занимают особое место. В соответствии с новыми требованиями весной 1960 г. училище одним из первых в ВВС было преобразовано в Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков (ОВВАУЛ). Для укомплектования училища в него влился личный состав и учебно-материальная база Оренбургского училища штурманов и Кировобадского училища летчиков (переведенного ранее в г.Орск).
Училище стало одним из крупных учебных заведений Военно-Воздушных Сил. Его выпускник Ю.А.Гагарин 12 апреля 1961 г. совершил первый в мире полет в космос и положил начало профессии летчиков-космонавтов. В 1960 г. в Оренбургском летном учился летчик-космонавт СССР Герой Советского Союза В.В.Лебедев. В 1969 г училище с отличием закончил летчик-космонавт Герой Советского Союза А.С.Викторенко .
23 декабря 1963 г. по инициативе Оренбургского обкома ВЛКСМ и Оренбургского высшего военного авиационного училища летчиков создана первая в Советском Союзе школа юных космонавтов.
С мая 1967 ОВВАУЛ стало носить имя питомца училища дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации Ивана Семеновича Полбина. С 1970 здесь готовили летчиков морской и дальней авиации.
В 1993 г. летное училище было расформировано. На его базе создан Оренбургский кадетский корпус, который не только продолжает традиции легендарной «летки», но и ведет собственную историю.За плечами первый юбилей - пятилетие, 649 парашютных прыжков, 75 самостоятельных полетов на боевом самолете. Из школы ВВС кадетский корпус постепенно превратился в многопрофильное учебное заведение, дающее первоначальную подготовку по летному, вертолетному, авиационно-инженерному, ракетному, зенитно-ракетному, пожарному делу.
С 1993 г. на территории бывшего летного училища разместился Берлинский ордена Кутузова III степени военно-транспортный авиационный полк , выведенный из Прибалтики.
10 августа 2001 года оренбургской «летке» исполнилось 80 лет. За это время в ней было обучено и воспитано около 32 тысяч летчиков, штурманов и наземных специалистов. Многие из них (иные - убеленные сединами) исполнили свое обещание и приехали в Оренбург в день юбилея своего училища.

Наименования летного училища:

  • 10 августа 1921 - Московская школа воздушного боя и бомбометания
  • 9 августа 1922 - Серпуховская авиационная школа воздушной стрельбы и бомбометания
  • март 1925 - Серпуховская высшая военная авиационная школа воздушного боя
  • осень 1928 - Третья военная школа летчиков и летчиков-наблюдателей
  • июнь 1938 - Военное авиационное училище летчиков им.К.Е.Ворошилова
  • 2 февраля 1939 - Первое Чкаловское военное авиационное училище летчиков им.К.Е.Ворошилова
  • 2 февраля 1939 - Второе Чкаловское военное авиационное училище штурманов
  • 15 января 1941 - Первая Чкаловская военно-авиационная школа пилотов им.К.Е.Ворошилова
  • 1 октября 1945 - Первое Чкаловское военное авиационное училище летчиков им.К.Е.Ворошилова
  • 1957 - Первое Оренбургское военное авиационное училище летчиков
  • весна 1960 - Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков (ОВВАУЛ)
  • май 1967 - Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков им.И.С.Полбина

Источники информации:

  • Оренбургское летное / И.С.Копылов, А.Н.Лазукин, Г.Л.Райкин, М., Воениздат, 1976 /

Помогали:

  • И.С.Копылов

Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище лётчиков имени И. С. Полбина (ОВВАКУЛ) - бывшее военное лётное училище, существовавшее в городе Оренбурге.

Свою историю училище ведет от Московской школы воздушного боя и бомбометания, формирование которой было начато 10 августа 1921 года. 9 августа 1922 года её перевели в город Серпухов, а 20 июня 1927 года перебазировали в Оренбург. По маршруту Серпухов - Пенза - Оренбург лётчики-инструкторы перегнали самолеты. Осенью 1928 года из Ленинграда в Оренбург перебазирована Высшая военная школа лётчиков-наблюдателей, которая вошла в состав Третьей военной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей. В июне 1938 года 3-я ВАШЛ была преобразована в ВАУЛ им. К. Е. Ворошилова. В феврале 1939 года училище было разделено на два самостоятельных училища: Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова и Второе Чкаловское военное авиационное училище штурманов, что дало возможность улучшить условия подготовки лётчиков и штурманов. В конце 1940-х годов обучение в училище осуществлялось на самолётах Ил-10, в первой половине 1950-х годов в Оренбургское авиаци­онное училище поступили реактивные самолёты Ил-28 и МиГ-15. В 1960 году получило статус высшего учебного заведения; в училище влился личный состав и учебно-материальная база Оренбургского училища штурманов ВВС и Кировобадского училища лётчиков (переведённого ранее в город Орск). 23 декабря 1963 года по инициативе Оренбургского обкома ВЛКСМ и Оренбургского высшего военного авиационного училища лётчиков создана первая в Советском Союзе школа юных космонавтов. С мая 1967 года носило имя дважды Героя Советского Союза генерала Полбина. В приказах Министра обороны СССР и Главнокомандующего ВВС училище отмечено в числе лучших военно-учебных заведений страны в 1931, 1934, 1935, 1937, 1944, 1947, 1948, 1949, 1956, 1957, 1967, 1978, 1979, 1981, 1983 годах. 12 февраля 1993 года училище было расформировано. На базе училища создан Оренбургский кадетский корпус - многопрофильное учебное заведение, дающее первоначальную подготовку по лётному, вертолётному, авиационно-инженерному, ракетному, зенитно-ракетному, пожарному делу. Тогда же на территории бывшего лётного училища разместился Берлинский ордена Кутузова III степени военно-транспортный авиационный полк, выведенный из Прибалтики (его самолёты базируются на аэродроме Оренбург-2). В 2013 году прокуратурой г. Оренбурга инициировано возбуждение уголовного дела за несохранение памятника истории и культуры - здания Оренбургского высшего военного летного училища - по ст. 243.1 УК РФ (нарушение требований сохранения объекта культурного наследия, повлёкшее по неосторожности его повреждение в крупном размере). С 2003 года нежилые помещения бывшего училища были переданы местными властями в федеральную собственность и находились в ведении Министерства обороны РФ. Сейчас в здании находятся Музей космоса, являющийся филиалом Музея истории Оренбурга, ГБОУ «Оренбургская кадетская школа-интернат…

Праздник с горчинкой

Закрыли военный вуз еще в 1993 году, а с ним и все шесть учебных аэродромов, казармы, диспетчерские пункты и прочее. О былой гордости Оренбуржья - Оренбургском высшем военном авиационном Краснознаменном училище летчиков имени И.С. Полбина - сегодня напоминают разве что аварийные здания. Пятиэтажка № 1 на ул. Советской вот-вот развалится, здесь протекает крыша.

Здания на ул. Челюскинцев выглядят не лучшим образом. И хотя в праздник не принято говорить о плохом, федеральные власти получили хорошую порцию критики. Закрытие «летки» авиаторы назвали грубой ошибкой.

Вуз воспитал 352 Героя Советского Союза, а затем и России. Диплом ОВВАКУЛ получили 150 человек, дослужившихся до генеральского звания. А всего оренбургская летка подготовила 28 тысяч высококвалифицированных специалистов. В историю училища золотыми буквами вписаны имена первого космонавта Земли Юрия Гагарина, дважды Героев Советского Союза генералов Ивана Полбина, Леонида Беды, Сергея Луганского, Алексея Федорова, летчиков-космонавтов Валентина Лебедева, Юрия Лончакова и многих других.

В начале 80-х XX века вуз готовил кадры даже для авиации военно-морского флота. Тогда осуществлялось патрулирование Курильского архипелага и Балтики. И для самолетов «Ту-22» и «Ту-95» требовались не просто пилоты - асы!

Как много мы потеряли! На то, что осталось сегодня от былого училища, больно смотреть! - признаются ветераны «летки».

В лихие 90-е из семи военных училищ в стране закрылось пять. Слишком дорогим удовольствием стала подготовка летчиков, способных пилотировать уникальную технику - от бомбардировщиков до космических кораблей.

«Шайба» в ворота федералов

На встрече с ветеранами училища губернатор Юрий Берг рассказал, что в Оренбуржье многое делается для сохранения и возрождения летных традиций.

Например, развиваются авиационные, технические и военно-прикладные виды спорта. На базе орского авиаклуба «Стрижи» первоначальную летную практику проходят курсанты Оренбургского муниципального кадетского корпуса. Даже создается новый воздушно-десантный комплекс.

Не остались равнодушными и депутаты Законодательного собрания. От обещаний они перешли к делу, поддержав инициативу о передаче зданий бывшей «летки» на баланс Оренбургской области. На имя председателя Правительства РФ написали письмо.

Вопрос очень важный, и его обсуждали не раз, - говорит вице-губернатор - руководитель аппарата губернатора и правительства Оренбургской области Дмитрий Кулагин. - Но федеральные органы государственной власти пока не высказывают своей позиции в принятии решения в вопросе восстановления ОВВАКУЛ.

По словам Дмитрия Владимировича, без помощи Министерства обороны, Правительства и Верховного главнокомандующего России не обойтись.

Кем утоляется кадровый голод

Согласно указу Президента РФ об оптимизации сети учебных учреждений Министерства обороны, воссоздание ранее ликвидированных вузов, включая ОВВАКУЛ, не предусмотрено, однако это не сказывается на подготовке пилотов. Как и до реформ, подготовка остается на высоте. В первую очередь отмечу военный Учебно-научный центр воздушной академии имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, который базируется в городе Воронеже. Здесь курсанты и специальные знания получают, и свою квалификацию повышают. Училище в Сызрани готовит вертолетчиков, а челябинское - штурманов для различной авиационной техники.

Наконец, Краснодарское высшее военное училище им. А.К. Серова, которое известно не только внутри России, но и далеко за ее пределами. Кадры отсюда черпают оперативно-тактическая (истребители, штурмовики), дальняя (бомбардировщики типа «Ту-95», «Ту-22м» и другие) и военно-транспортная авиация («Ил-76мт», «Ан-12» и другие), - утверждает источник в Министерстве обороны РФ.

В Министерстве обороны РФ подчеркивают, дефицита в военных летчиках нет, поэтому и вопрос о передаче зданий ОВВАКУЛ региону не рассматривают. По словам представителя ведомства, недвижимость «летки» давно числится на балансе Росимущества. Поэтому все вопросы, в том числе о смене юридического статуса, должны быть адресованы именно туда.

Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И.С. Полбина празднует свой 95-летний юбилей. Поздравить летку, преподавателей и сокурсников соберутся более 800 выпускников со всей России.

Выпускники оренбургской «летки» прославили Родину героическими подвигами, вписали много ярких страниц в развитие авиации и космонавтики. Среди них 150 генералов, 341 Герой Советского Союза и Социалистического Труда, Героя Российской федерации. Альма-матер летного искусства прославили четыре космонавта: Юрий Гагарин, Валентин Лебедев, Александр Викторенко, Юрий Лончаков.

За 72 года своей работы «летка» подготовила свыше 28 тысяч летчиков и штурманов. Летный состав принимал участие в боях Халхин-Гола, в Испании, Великой Отечественной войны. Летчики первыми осваивали небо Арктики и Антарктики.

RIA56 вспомнили основные исторические вехи прославленной летки:

— Свою историю училище ведет от Московской школы воздушного боя и бомбометания, формирование которой было начато 10 августа 1921 года. 9 августа 1922 года её перевели в Серпухов, а 20 июня 1927 года перебазировали в Оренбург.

— В феврале 1939 года учебное заведение разделили на два самостоятельных училища: Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К.Е. Ворошилова и Второе Чкаловское военное авиационное училище штурманов, что дало возможность улучшить условия подготовки лётчиков и штурманов.

— В 1960 году летка получила статус высшего учебного заведения. В училище влился личный состав и учебно-материальная база Оренбургского училища штурманов ВВС и Кировобадского училища лётчиков.

— 23 декабря 1963 года по инициативе Оренбургского обкома ВЛКСМ и Оренбургского высшего военного авиационного училища лётчиков создана первая в Советском Союзе школа юных космонавтов.

— С мая 1967 года училище носит имя дважды Героя Советского Союза генерала Ивана Полбина. Именно с оренбургской летной школой связаны первый самостоятельный полет и становление Полбина как летчика. У входа в здание на мраморном постаменте установлен бюст советского летчика-героя, талантливого военачальника, который погиб в 1945 году.

— В 1993 году летку расформировали, но традиции и память о трудовом и воинском подвиге, который совершили преподаватели, командиры, технический состав и курсанты прославленного коллектива, продолжают жить.

— С 2003 года нежилые помещения бывшего училища переданы местными властями в федеральную собственность и находятся в ведении Министерства обороны РФ.

— Сейчас в здании расположено кадетское летное училище с первоначальной летной подготовкой.

Легендарное Оренбургское летное училище за годы работы выпустило выдающихся Героев Советского союза, космонавтов, будущих генералов, ученых и прославленных пилотов. Более двадцати лет назад оно прекратило свою деятельность, но память об училище по-прежнему хранится ее бывшими курсантами и любителями авиации. На сайте учебного заведения можно найти множество информации о деятельности училища с фотографиями и свидетельствами очевидцев того времени.

Первые годы

Оренбургское летное военное училище, официальный сайт которого звучит как www.оввакул.рф , было основано в 1921 году. Несмотря на то что тогдашняя школа воздушной стрельбы и бомбометания была основана в Москве, а шесть лет спустя перемещена в Оренбург, именно эта дата считается открытием Оренбургского летного училища.

В 1928 году в Оренбург переносится высшая школа военных летчиков из Ленинграда. В 1939 году школа делится на две самостоятельные части, в первой из которых производится подготовка летчиков, а во второй - штурманов. Такое разделение позволило более углубленно и качественно обучать курсантов по обоим профессиям.

Годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война стала огромным испытанием для всей страны. Коснулись они и Оренбургской летной школы. Училище справилось с ответственностью: за два года здесь прошли подготовку летчики, которые сформировали фронтовые полки. Всего за период войны школа обучила более 2700 летчиков-бомбардировщиков, многие из которых отличились на фронте. Не обошлось и без потерь: большое количество пилотов героически погибли, выполняя свой долг.

Послевоенные преобразования

После войны училище вплотную занялось подготовкой кадров для военно-воздушных сил СССР. В 1960-е годы происходит глобальная перемена в деятельности школы. Теперь учебному заведению присваивается звание высшего военного авиационного училища. Чтобы новое учреждение образования соответствовало всем стандартам, к нему прикрепляется школа штурманов и училище летчиков из Кировабада вместе со своим учено-материальным оснащением.

Теперь военное летное училище Оренбурга стало крупнейшим в стране. На базе учебного заведения с подачи администрации училища и района создается первая школа космонавтов. Училище в этот период готовит летчиков дальней и морской авиации.

Окончание деятельности училища

В 1993 году Оренбургское летное училище гражданской авиации прекратило свою работу. На его территории какое-то время базировался авиационный полк, который перенесли из стран Прибалтики в связи с распадом Советского Союза. На базе бывшего военного училища создали кадетский корпус, который со временем стал самостоятельным многопрофильным учебным заведением.

В год, когда бывшее училище отмечало свой восьмидесятилетний юбилей, поздравить «летку» прибыли бывшие выпускники со всех концов страны. Здание училища и его аэродромы были частично разграблены, несмотря на то, что помещения причислены к культурно-историческому наследию государства. В 2013 году по этому поводу заводилось уголовное дело, однако оно не принесло результатов. Сегодня корпуса училища делят между собой кадетский корпус, музей космоса и духовная семинария. Последняя получила часть территории из-за того, что после революции Советская власть отобрала здание у православной епархии.

В 2016 году училище отметило девяностопятилетний юбилей. По этому поводу в городе проводились торжественные мероприятия с участием чиновников и бывших курсантов колледжа. В этот день был поднят важный вопрос о восстановлении былой гордости страны - легендарного военного летного училища. Здания учебных корпусов, аэродромы, диспетчерские пункты давно обветшали и находятся практически в аварийном состоянии.

Авиаторы и небезразличные люди отзывались о закрытии училища как о большой ошибке властей. Активисты во главе с некоторыми депутатами написали коллективное обращение в администрацию с просьбой снова открыть училище. Однако, в связи с отсутствием необходимости в кадрах, трудоемкости и затратности подобного процесса положительного решения вынесено не было.

Знаменитые учащиеся Оренбургского военно-воздушного авиационного училища

Среди огромного количества бывших курсантов училища есть немало прославленных героев, космонавтов и летчиков-испытателей, известных научных деятелей, музыкантов и поэтов. Все они с теплом и гордостью отзывались о временах учебы в Оренбургском летном училище. Многие выпускники ОВВАКУЛ заслуживают отдельного упоминания.

Полбин Иван Семенович

Имя этого человека в конце шестидесятых было присвоено Оренбургскому летному училищу. Это был храбрый и отчаянный герой, который более сотни раз рисковал жизнью в борьбе с врагами в период Великой Отечественной войны.

Будущий герой родился в тюрьме, куда его мать, будучи крестьянкой, попала за бунтарские настроения. Мальчика ожидало тяжелое детство, где ему приходилось с ранних лет заниматься тяжелым физическим трудом. Однако однажды он увидел в газете заметку о самолетах и с тех пор «заболел» авиацией. После окончания школы юноша попал в армию, где имел все шансы сделать хорошую карьеру на земле, однако его одержимость самолетами по-прежнему не давала ему покоя. По просьбе Ивана партия посодействовала его зачислению в Оренбургскую летную школу.

В летной школе Полбин выделялся среди сверстников способностями к усвоению материала, дисциплинированностью и энтузиазмом. По окончании школы он остался здесь работать инструктором. После нескольких лет работы Ивана отправляют изучать новые виды техники, в частности, бомбардировщики. Первые боевые вылеты Полбина прошли на Халхин-Голе, где он разработал эффективную тактику ведения боя, при которой бомбардировщики не только успешно оборонялись от противника, но и наносили ему большие потери. За свои заслуги Полбин получил первый орден.

Во время Великой Отечественной войны Иван Семенович руководил опасной операцией по подрыву вражеского склада ГСМ. Всего два самолета потребовалось для того, чтобы разбомбить склад и посеять панику среди противников. Уже за первый год войны Полбин метко уничтожил более 3500 противников, среди которых были и офицеры, а также большое количество техники врага.

За годы войны Полбин многократно участвовал в боевых вылетах по подрыву мостов, складов и уничтожении техники противника. Очевидцы вспоминали его как исключительно одаренного, смелого и уравновешенного человека. Иван Семенович получил много ценных наград за свою деятельность и внес весомый вклад в обучение летчиков, используя инновационные методики преподавания и ведения боя. Во время очередного вылета герой погиб, не дожив до победы полгода. Имя Полбина носит не только училище, но и другие учебные заведения и его место рождения.

Полбин Иван Семенович в годы Великой Отечественной войны

Гагарин Юрий Алексеевич

Имя Гагарина известно любому школьнику. Многие мечтали, как он, отправиться в космос. Жизнь этого великого человека оборвалась слишком рано, однако он успел многое сделать для страны за это время. Мальчик родился в многодетной семье в Смоленской области. Годы войны Гагарин с семейством провели в оккупации. Однажды он увидел в небе самолет. Зрелище глубоко поразило Юрия: он искренне восхищался летчиками и мощными машинами.

До освоения авиационной профессии юноша с отличием окончил ремесленное училище. Крепкий парень не имел проблем со здоровьем и занимался спортом. До поступления в авиационную школу Гагарин отучился в аэроклубе, где совершил несколько прыжков с парашютом.

Летную профессию Гагарин получил в Оренбурге, в Ворошиловской школе летчиков. Он всегда с теплом вспоминал это время, говоря, что именно здесь нашел друзей, встретил будущую жену и научился управлять самолетом.

До знаменитого полета Гагарин успел построить хорошую карьеру в своей области. Благодаря ему, Оренбургское училище часто называли «гагаринским» в память об именитом курсанте. В 1963 году здесь была открыта школа космонавтов, которая носила имя первого отечественного космонавта.

Гагарин Юрий Алексеевич

Самолеты в Оренбургском летном училище

Авиация страны переживала изменения в различные периоды ее жизни. Создавались новые образцы техники, иногда самолеты закупались в Германии и других странах. В Оренбургском училище производилось обучение по большинству ходовых моделей воздушных судов. Всю историю самолетов ОВВАКУЛ можно поделить на три крупных этапа:

  • довоенные годы (1920-30-ее гг.);
  • военный период;
  • послевоенные годы до закрытия училища.

До 1930 года страна не только производила собственную технику (самолеты М, Лебедь, И, СБ, Р, У, УТ, МИГ, Як разных моделей), но и закупала из-за рубежа популярные модели. С развитием собственного строительства самолетов СССР и Оренбургское училище перешли на технику отечественного производства.

МиГ-15, вид спереди

Начиная с 1939 года в связи с началом Второй Мировой войны и нестабильной международной обстановкой в стране экстренно выпустили новые модели: ЛаГГ, МиГ, Як, Пе и многие другие. В Оренбургском училище в период войны ускоренно обучали летчиков для боевых действий на фронте.

После войны активно идет разработка новых самолетов. Нельзя отставать от стран Запада: напряжение между крупными государствами растет. Тогда разрабатываются реактивные и сверхзвуковые модели истребителей и бомбардировщиков. ОВВАКУЛ начинает обучать курсантов и для морской авиации. Такая деятельность ведется до распада СССР и закрытия училища. Основными самолетами, на которых летали курсанты ОВВАКУЛ, были Ил-10, Як-18, МиГ-15, Ил-28, Як-28, Л-29, Ту-134УБЛ. Вылеты производились на нескольких аэродромах и полигонах, которые теперь пустуют.

Вконтакте



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!