Основные признаки военной демократии. Военная демократия

как черта перехода к государству

В развитии человеческого общества существовал период, когда были тесно переплетены черты отжившего родоплеменного строя и зарождавшегося государства. Такой период получил название военной демократии. Это такая форма организации власти, при которой власть концентрируется в руках у военного руководства родоплеменных объединений.

Главными предпосылками для перехода от самоуправления к военной демократии были:

    Начало захватнических войн между племенами или племенными союзами для получения рабов и присвоения территорий.

    Объединение родов в племена, а племен - в крупные, устойчивые союзы племен.

    Усиление экономического неравенства членов рода.

    Нежелание элиты решать вопросы управления коллективно, прекращение народного волеизъявления, переход власти к советам старейшин.

Определить уровень развития первобытного общества и найти в нем черты военной демократии можно по следующим признакам:

    Отдельные племенные территории сливаются в единую территорию племенного союза.

    Органы общественного самоуправления начинают утрачивать свое значение, из орудия народной воли они превращаются в орудие угнетения народа.

    Война становится систематическим занятием.

    Власть переходит от общего собрания к совету старейшин, а позже - к военачальнику.

Основные решения принимают вождь и совет старейшин или (на позднем этапе) только вождь, управляющий от имени совета старейшин; народное собрание существует, но практически не играет важной роли, хотя без одобрения решений народным собранием вождь не рискует вести завоевательные войны или решать внутриплеменные дела.

С укреплением власти военного вождя постепенно меняется его правовой статус:

а) он становится постоянным (сменяется);

б) к нему переходят полномочия главного судьи и главного жреца;

в) он опирается на силу послушной ему военной дружины;

г) власть верховного вождя передается по наследству.

Таким образом, при военной демократии закладываются черты будущего государства с королевской властью и правами наследования среди знати.

Протогосударство

Основоположники марксизма считали, что возникновению государства предшествовал период военной демократии. Ряд современных исследователей, говоря о возникновении государства, выделяет своеобразный предгосударственный период - протогосударство, который рассматривается в качестве переходного от родоплеменной организации к государству. Это предгосударство было основано не на военной демократии, а сменило ее и имеет название чифда (вождество).

По мнению проф. Т. В. Кашаниной:

1) при вождестве вождь, опираясь на зачаточные.органы власти, организует экономическую, распределительную, судебную и религиозную деятельность общества; в отличие от военной демократии, здесь народ отстраняется от непосредственного управления;

2) военная демократия - это горизонтальная политическая структура; в ней существует три не подчиненных друг другу органа управления - предводитель, совет старейшин, народное собрание. В вождествах же отчетливо просматривается иерархия поселений, их централизация, ярче выражается стратификация общества;

3) в вождествах гораздо сильнее развита внутренняя структура власти и становится отчетливо видимым расслоение аристократии на управленческую, военную и жреческую;

4) в вождествах просматривается тенденция к сакрализации (освящению, обожествлению) персоны верховного правителя, тогда как при военной демократии выражение несогласия с его решениями, действиями могло иметь место.

Для протогосударства характерно сочетание элементов родоплеменной организации и государства. Отрыв публичной власти от общества, возникновение специального аппарата управления и принуждения, объединение людей по территориальному признаку - все это показатели того, что на смену первобытнообщинному строю пришло государство.

Значение термина «военная демократия»

Определение 1

Военная демократия – означает переход от первобытнообщинного строя к построению государства. При таком переходе происходит накопление доходов и имущества у вождей, которые набирают всё большую власть. Но при этом ещё сохраняются традиции коллективных решений, роли племенных собраний и совещаний.

Термин «военная демократия» введён американским этнографом Льюисом Морганом в своем труде «Древнее общество». Под этим понятием автор имел в виду переход древнегреческого общества от родового общинного строя к более сложно организованной общественной структуре основанной на имущественном расслоении и выделении племенной аристократии.

Замечание 1

«Военная демократия» также иногда может означать общество, ставшее в своем развитии перед созданием собственного государства. Таким образом, под этим термином может пониматься такая форма организации общества, которая характерна в период перехода от доклассового к раннеклассовому обществу.

В период военной демократии институтами общества являются военный вождь, который организует и руководит военными походами с целью грабежа. Совет вождей, может обсуждать дальнейшие планы союзных и родственных племен в военных походах, отражении нападений, переселений на более лучшие земли. Вокруг каждого вождя собирались войны, лично преданные своему предводителю, они составляют дружину вождя и отправляются вместе с ним в военные походы и собирают дань с окрестных племен.

Народное собрание ещё играло роль в жизни племени как собрание большей части самого племени, на котором принимались решения касающиеся судеб племени, но постепенно такие собрания превращаются в советы исключительно воинов.

Замечание 2

Со временем вождь, становится не просто военным руководителем, но и превращается уже в полноценного правителя, которого величают князем, царем или королем и т. д.

Особенности возникновения государств

В истории человечества первыми известными государствами стали цивилизации, возникшие в Северной Африке, Ближнем Востоке, Месопотамии, Индии и Китае. Такими странами стали Древний Египет, Вавилон, Ассирийская держава, Хараппская цивилизация, государства Древнего Китая. Эти государства возникли в период около 6-5 тысяч лет назад. В Европе самыми знаменитыми цивилизациями стали Древняя Греция и Древний Рим, появившиеся в 1 тысячелетии до нашей эры.

Выделяют два различающихся друг от друга пути возникновений государств у различных народов:

  • Первый путь – восточный (или азиатский).
  • Второй путь – западный.

Итак, рассмотрим сначала восточный путь складывания и развития государств.

Восточный путь складывания и развития государств проходил в непростых природных условиях. Земледелие в долинах рек Нил, Тигр, Евфрат требовало к себе особого отношения, создание систем ирригации. Это вело к усложнению структуры общества и выделению тех, кто объединял и направлял людей в их деятельности.

Развитие земледелия и повышения доли прибавочного дополнительно продукта, дополнительных материальных средств способствовало возможности содержать свободно верхушку нового общества. Данная верхушка не включаясь в работу, тем не менее, руководила общим процессом хозяйства и строительством ирригационной поливной системы. На уровне обычного племени с его общинной организацией, такие работы сделать было затруднительно.

В результате появления нового общественного уклада стала всё более выделяться прослойка чиновников и жрецов, которые руководили всеми работами и становились полноправными владыками и хозяевами всего подконтрольного им района. В итоге новые правители стали родоначальниками древних цивилизаций Египта, Месопотамии, Инда и Китая.

Древние государства Востока, такие как Египет, Шумер, Аккад, Элам и многие другие различались, однако древним государствам имели схожие черты развития, а именно:

  • необходимо было проведение больших работ связанных с орошением засушливых земель.
  • объединение под одним началом большого количества людей на значительных по размеру землях.
  • осуществление централизации и подчинение единой лично власти подвластного населения.

Отметим, что государства древнего Востока имели также следующие черты:

  1. Абсолютная монархия как единственная форма государственного строя
  2. Сильный и большой бюрократический аппарат необходимый для управления большими массами населения и территориями.
  3. В основе экономики – исключительно государственная собственность на землю. В свою очередь частная собственность играет второстепенную роль.

Западный путь развития государств был основан на развитии социально-экономических отношений в обществе, его классовом расслоении. В результате развития института частной собственности, как например, в Древней Греции происходит усиление экономического неравенства. Аристократия становится владельцами большинства земель и собственности, чем у свободных жителей общин.

В результате набравшая экономический вес аристократия в скором времени приобретает и политическую власть в обществе. В результате представителей прежней родоплеменной знати смещают наиболее богатые и влиятельные люди. Они сосредотачивают в своих руках власть над всей общиной и могут проводить собственную им выгодную политику.

В результате развития социально-экономических отношений начинает активно складываться государственный аппарат, со всеми присущими ему функциями, а именно налоговой системой, судом, созданием структуры государственных органов.

Древняя Греция и Римское государство возникли именно на основе развития и эволюции социально-экономических отношений.

Впоследствии, после падения Римской империи достижения в строительстве государства переняли переселившиеся на земли бывшей империи германские племена.

Государственные структуры славян, в том числе восточных формируются несколько позже, по мере разложения родоплеменного строя, выделению вождей периода военной демократии и становления первых известных славянских государств – Держава Само, Великая Моравия, Болгария, Польша, Древнерусское государство.

В 8 -- первой половине 9 в. у восточных славян стало складываться общественное устройство, которое историки называют «военной демократией». Это уже не первобытность с ее равенством членов племени, племенными собраниями, вождями, выбранными народом, народными племенными ополчениями, но еще и не государство с его сильной центральной властью, объединяющей всю территорию страны и подчиняющей себе подданных, которые сами резко различаются по политической роли в обществе, по своему материальному, правовому положению. В руках тех, кто руководил племенем, а позднее союзами племен, кто организовывал набеги на ближних и дальних соседей, собиралось все больше богатств. Вожди, которые прежде выбирались благодаря своей мудрости, справедливости, теперь превращаются в племенных князей, в чьих руках концентрируется все управление племенем или союзом племен. Они возвышаются над обществом и благодаря своим богатствам, поддержке военных отрядов, состоящих из сподвижников. Рядом с князем выделяется у восточных славян и воевода, являющийся предводителем племенного войска. Все более значительную роль играет дружина, которая отделяется от племенного ополчения, становится группой воинов, лично преданных князю. Это так называемые «отроки». Эти люди уже не связаны ни с земледелием, ни со скотоводством, ни с торговлей. Их профессия -- война. А поскольку мощь племенных союзов постоянно растет,-- война становится для этих людей постоянным занятием. Их добыча, за которую приходится платить увечьем или даже жизнью, намного превышает результаты труда земледельца, скотовода, охотника. Эти люди становятся в обществе особой привилегированной частью. Обособляется со временем и племенная знать -- главы родов, сильных патриархальных семей. киевский русь христианство

Выделяется и знать, чьим основным качеством является воинская доблесть, мужество. Поэтому вся эта демократия переходного периода к государству приобретает военный характер. Военный дух пронизывает весь строй жизни этого переходного общества. Грубая сила, меч лежат в основе выделения одних и начавшегося принижения других. Но традиции старого строя еще существуют. Действует племенное собрание -- вече. Князья и воеводы еще выбираются народом, но уже просматривается стремление сделать власть наследственной.

Сами выборы со временем превращаются в хорошо организованный спектакль, который ставят сами князья, воеводы, представители знати. В их руках вся организация управления, военная сила, опыт. Сам этот народ перестает быть единым. Основную часть племени составляли «люди» -- «людины». Это определение означает в единственном числе «свободный человек». У восточных славян в таком же смысле использовалось название «смерд», что означало «добрый человек», т. е. зажиточный, свободный. Но среди «людей», «смердов» стали выделяться «вои», которые имели право и обязанность участвовать в войске и в народном собрании -- «вече». Вече в течение долгих лет оставалось верховным органом племенного самоуправления и суда. Степень богатства еще не являлась основным признаком неравенства, оно определялось другими обстоятельствами -- тем, кто играл основную роль в хозяйстве, кто был наиболее сильным, сноровистым, опытным.

В обществе, где преобладал ручной тяжелый труд, такими людьми были мужчины, главы больших патриархальных семей, так называемые «мужи», они среди «людей» стояли на высшей общественной ступеньке. Женщины, дети, другие члены семьи («челядь») подчинялись «мужам». Уже в это время в семье появился слой людей, находившихся в услужении,-- «слуги». На нижних ступенях общества обретались «сироты», «холопы», которые не имели семейных связей, а также совсем бедная часть соседской общины, которых называли «убогими», «скудными», «нищими» людьми. На самом низу социальной лестницы находились «рабы», занимавшиеся принудительным трудом. В их число, как правило, попадали пленные иноплеменники. Но, как отмечали византийские авторы, славяне по истечении определенного срока отпускали их на волю и они оставались жить в составе племени. Таким образом, весь строй племенной жизни периода «военной демократии» был сложным, разветвленным. В нем четко наметились социальные различия

  • Глава 4. Военная демократия как форма организации общества периода разложения родоплеменного строя и перехода к государству §1. Понятие «военной демократии», особенности ееорганизации
  • § 2. «Военная демократия» и процесс формирования государственныхструктур
  • Глава 5.Признаки государства, отличающие его от самоуправления доклассового общества § 1. Разделение населения по административно-территориальным единицам
  • § 2. Публичная власть как признак государства
  • § 3. Налоги и займы
  • § 4. Право как особый регулятор общественныхотношений
  • Глава 6. Природа государства, его понятие, сущность и социальное назначение. § 1. Классовое и общечеловеческое в природегосударства
  • § 2. Сущность государства и его понятие
  • Глава 7. Понятие формы государства: характеристика ее структурных элементов §1. Понятие формы государства
  • § 2. Понятие формы правления и ее основные разновидности
  • § 3. Нетипичные формы правления
  • § 4. Формы политико-территориального(государственного) устройства
  • § 5. Политический режим и его разновидности
  • § 6. Типология эволюционных форм государства
  • Глава 8. Исторические типы государства: понятие и подходы к выделению типологических признаков § 1. Понятие исторического типа государства
  • §2. Цивилизация как способ типологии государства
  • Глава 9. Функции государства § 1. Понятие функции государства
  • § 2. Содержание функций государства: классовоеи общесоциальное
  • Глава 10. Механизм государства и его основные элементы § 1. Понятие государственного механизма
  • § 2. Структура механизма государства
  • Разделiii. Общество, власть, государство Глава 1. Государство и общество: соотношение понятий* § 1. История идей взаимодействия государства и общества
  • § 2. Дуализм государства и общества
  • Глава 2. Власть и государство* § 1. Понятие власти
  • § 2. Власть и политика
  • § 3. Основные подходы к пониманию государственной власти
  • § 4. Государственная власть: основные особенности и виды*
  • Глава 3. Политическая система общества: понятие, основные принципы функционирования* § 1. Понятие политической системы общества
  • § 2. Политическое и идеологическое многообразие,многопартийность - конституционные принципы функционирования политической системы
  • Глава 4. Гражданское общество, его экономические и общественно-политические характеристики §1. Понятие гражданского общества
  • § 2. Сущность гражданского общества
  • § 3. Гражданское общество в современной России
  • Глава 5. Разделение властей: проблемы теории и истории §1. Становление и развитие теории разделения властей. Античное и средневековое наследие
  • § 2. Рациональный характер концепции разделения властей в реформаторско-просветительскую эпоху
  • § 3. Модернизация концепции разделения властей в эпоху Великих Западных революций
  • §4. "Благородный эксперимент": американская модель разделения властей. "Федералист": система сдержек и противовесов
  • Глава 6. Правовое государство: история и современность § 1. Правовое государство: из истории идеи
  • § 2. Основные характеристики и принципы правового государства
  • § 3. Формирование правового государства в России: проблемы и перспективы
  • § 4. Социальное правовое государство
  • Глава 7. Государство и самоуправление
  • Глава 8. Бюрократия и власть
  • Разделiv. Теория права глава 1. Право и правопонимание §1. К вопросу о происхождении права
  • Марксистская теория
  • §2. Сущность, понятие и содержание права
  • § 3. Социальная ценность и функции права
  • § 4. Право и закон: проблема соотношения
  • ГлаваIi. Государство, право, экономика § 1. Право и государство
  • § 2. Право и экономика. Правовые основы государственного регулирования экономических отношений
  • Глава 3. Право в системе социального регулирования § 1. Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм
  • § 2. Нормативные и ненормативные регуляторы общественных отношений
  • § 3. Право в системе социальных норм
  • § 3. Виды форм права
  • Глава 5. Норма права § 1. Понятие и признаки юридической нормы
  • § 2. Структура нормы права: логическая, юридическая, социологическая
  • § 3. Классификация правовых норм
  • § 4. Соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта
  • Глава 6. Система права § 1. Понятие, функции и основные характеристики системы права
  • § 2. Строение системы права
  • § 3. Система права и система законодательства
  • Глава 7. Система законодательства § 1. Понятие и элементы системы законодательства
  • § 2. Понятие и виды законов
  • § 3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • § 4. Нормативно-правовые акты Российской Федерации
  • § 5. Правотворческий и законотворческий процесс. Основные стадии законотворческой деятельности
  • § 6. Систематизация нормативно-правовых актов
  • Глава 8. Правовые отношения §1. Правоотношения в системе общественных отношений
  • § 2. Структура правоотношений
  • § 3. Юридические факты и их классификация
  • Глава 9. Толкование права § 1. Понятие, функции и способы толкования права
  • § 2. Неофициальное толкование права
  • § 3. Акты толкования права
  • Глава 10. Реализация права § 1. Действие права
  • § 2. Формы реализации права: понятие и виды
  • § 3.Применение права как особая форма реализации права
  • § 4. Стадии и акты применения права
  • Глава 11. Правовые презумпции и фикции. Пробелы и коллизии в праве § 1. Правовые презумпции и правовые фикции
  • §2. Пробелы в праве и способы их восполнения
  • §3. Коллизии в праве
  • Глава 12. Право и поведение §1. Основные подходы к пониманию правового поведения
  • §2. Правомерное поведение: понятие, структура и виды
  • § 3. Правонарушение
  • Правонарушения весьма разнообразны
  • Глава 13. Юридическая ответственность §1. Понятие социальной ответственности
  • §2. Понятие и основные признаки юридической ответственности
  • § 3. Цели, функции и стадии юридической ответственности
  • § 4. Принципы юридической ответственности
  • § 5. Основания освобождения от юридической ответственности и наказания
  • Глава 14. Законность и правопорядок § 1. Понятие правопорядка
  • § 2. Структура правопорядка
  • §3. Понятие и основные идеи законности
  • § 4. Содержание, требование, принципы и гарантии законности
  • Глава 15. Правосознание и правовая культура §1. Понятие и структура правосознания
  • §2. Виды правового сознания. Правовой нигилизм.
  • §3. Правовая культура и юридический менталитет
  • Глава 16. Правовые системы современности § 1. Понятие и структура правовой системы
  • §2. Классификация правовых систем. Правовые семьи.
  • Глава 4. Военная демократия как форма организации общества периода разложения родоплеменного строя и перехода к государству §1. Понятие «военной демократии», особенности ееорганизации

    Период разложения первобытнообщинного строя характе­рен существенными изменениями и в формах общественной организации. Имущественное неравенство порождало и обще­ственное неравенство. Из общей массы членов рода выделяет­ся обособленная группа вождей, военачальников, жрецов.

    Появление войн как постоянного промысла способствова­ло развитию военной техники и военной организации. В этих условиях большое значение приобретает военный предводитель. Поначалу это был обычный старейшина, но в дальнейшем, как правило, появлялся особый военный вождь племени или союза племен, оттеснявший на задний план других старейшин. Возникла специфическая организация власти, которую Маркс и Энгельс вслед за Морганом назвали военной демократией. Это была пока демократия, потому что еще сохранялись все первобытные демократические учреждения: народное собрание, совет старейшин, племенной вождь. Но, с другой стороны, это была уже иная, военная демократия, потому что народное собрание было собранием лишь вооруженных воинов, а военный предводитель, окруженный и поддерживаемый своей дружи­ ной, приобретал все больше влияния и власти за счет других старейшин. Система военной демократии еще предполагала ра­венство всех воинов: каждый участник грабительского похода имел право на свою долю добычи. Но, с другой стороны, она уже не знала фактического равенства: не только военный предводитель, но и его приближенные и дружинники забирали себе большую и лучшую часть награбленного. Эти лица, используя общественное положение, обращали в свою собственность лучшие участки земли, приобретали большее количество скота, брали себе большую часть военной добычи. Свою власть они использовали для защиты личных интересов, для удержания в повиновении рабов и неимущих соплеменников. Вошедшее в обычай замещение родовых должностей из определенных се­мей превращается в почти неоспоримое право этих семей на их занятие. Власть вождей и военачальников становится наслед­ственной и усиливается вследствие постоянных войн. Вокруг вождя группируются его приближенные, образующие военную дружину, которая с течением времени выделяется в качестве особой привилегированной общественной группы. Это зародыш постоянного войска.

    Старая родовая демократия все более уступает место новой форме общественной власти - военной демократии, по имени которой эпоха распада родового строя получила условное на­звание эпохи военной демократии. Это была демократия, по­скольку, несмотря на имущественное и общественное расслое­ние, племенная верхушка была вынуждена считаться с мнени­ем рядовых членов племени. Наряду с дружиной определен­ную роль в управлении обществом играют все взрослые бое­способные мужчины племени, образующие народное собрание. Сохраняются и другие родовые учреждения: вожди, совет ста­рейшин. Но характер этих учреждений существенно изменяет­ся. Вожди и старейшины, представляющие богатые патриар­хальные семьи и опирающиеся на вооруженную дружину, фак­тически решали все дела. Народное собрание, как правило, лишь выслушивало их решения. Так органы общественной власти все более отрываются от народа и превращаются в органы гос­подства и угнетения, в органы насилия по отношению как к своему народу, так и к другим племенам. «Военачальник, со­вет, народное собрание,- писал Энгельс,- образуют органы родового общества, развивающегося в военную демократию. Военную потому, что война и организация для войны стано­вятся теперь регулярными функциями народной жизни» 77 .

    В свою очередь органы родового строя по мере разложения первобытнообщинного строя, социальной дифференциации первобытного общества в результате дальнейшего разделения труда трансформируются либо в органы «военной демократии», либо в органы политического властвования, характерные уже для раннеклассового общества. По традиции, идущей от Л. Г. Моргана, генезис институтов военной демократии связывается с тем этапом в эволюции родового общества, на котором ко­мандование войском стало важнейшей формой управления, а общинная организация переросла границы рода, фратрии и ста­новится племенной. В ряде случаев (как, например, у ироке­зов) эта организация разрослась до масштабов конфедерации племен. Единого определения военной демократии у Моргана нет, он выделяет те или иные ее черты в их конкретно-истори­ческих проявлениях у разных народов. Правда, попытку обоб­щить эти черты он сделал: «Это была особая организация, не имеющая параллели в современном обществе, и она не может быть описана в терминах, принятых для монархических учреж­дений. Военная демократия с сенатом, народным собранием и назначенным и избранным полководцем - таково приблизи­тельное, хотя и не совсем точное, определение этой столь свое­образной формы правления, принадлежащей исключительно древнему обществу и покоившейся на чисто демократических учреждениях» 78 .

    Военная демократия обычно связывается с периодом, ког­да мирному состоянию патриархальных общин приходил ко­нец, а ведение войн приобретало все большее значение. Для пополнения числа рабов, труд которых начинает использовать­ся уже в эпоху патриархата (домашнее или семейное рабство), требовались военные набеги. Военная добыча играла особую роль в экономике общины, являясь дополнительным (а подчас и основным) источником существования.

    Военная организация племени накладывала отпечаток на учреждения родовой демократии: «Грабительские войны уси­ливают власть верховного военачальника, равно как и подчи­ненных ему военачальников; установленное обычаем избрание их приемников из одних и тех же семейств мало-помалу, в осо­бенности со времени утверждения отцовского права, перехо­дит в наследственную власть, которую сначала терпят, затем требуют и, наконец, узурпируют...» 79 Разделение военных игражданских функций управления наступило не сразу, оно про­изошло, вероятно, уже в период создания конфедераций племен, организуемых в целях обороны или для военных набегов и захвата добычи и рабов.

    Однако видеть в войнах единственную причину перестрой­ки организации общественной власти в общинах было бы не­верно. Следует назвать в ряду таких причин усложнение струк­туры производства, вызванное совершенствованием произво­дительных сил. Это позволяло совершенство­вать как орудия плужного земледелия, так и оружие и военное снаряжение. Углубление имущественного неравенства, диффе­ренциация хозяйственной деятельности и имущественных от­ношений, эксплуатация труда пленников вели к стратифика­ции общества, а вместе с ней к столкновению групповых и лич­ных интересов. Появлялась необходимость в придании внут­ренней организации общины большей гибкости, не ослабляя при этом дисциплины «осадного положения». Возрастала и роль внешних контактов племени, вынужденного заключать воен­ные союзы с другими племенами, т.е. появлялась функция «внешних отношений».

    Решение внутренних споров и претензий переносилось в совет старейшин родов. Вождь становился верховным арбит­ром племени, хотя роль собрания в решении общих дел от­нюдь не падала, а даже возрастала. Но речь шла уже об уровне племени или конфедерации племен, т.е. прежде всего об уров­не военной организации. Более того, народное собрание, как и совет старейшин, превращалось в постоянный орган управле­ния со своей процедурой. Это собрание «панку» по родовому признаку у хеттов 80 ; собрание боеспособных воинов в ДревнемШумере, собрания рядовых свободных граждан «гожень», о которых известно из китайских древних источников; народ­ные собрания «сабха» или «самити», упоминаемые индийски­ми хрониками, народные собрания древних германцев эпохи раннефеодального (варварского) государства, скандинавские тинги, древнерусские вече были, очевидно, преемниками дав­них традиций родовой и военной демократии 81 . Такая преемствен­ность особенно отчетливо прослеживается на классическом примере Древней Греции.

    От сходки сородичей времен родовой демократии народное ахейское собрание отличалось не только более сложной проце­дурой своего проведения, но и расширением круга своих пол­номочий. Оно решало вопросы войны и примирения с соседя­ми, раздела добычи, переселения, изгнания или казни преда­телей, проведения общественных работ, наконец, оно обсуж­дало кандидатуру и выбирало вождя. Можно сказать, что если раньше общинники от мала до велика толпились вокруг засе­дающего совета старейшин, выражая криками согласие или несогласие с его решениями, то теперь собрание превратилось в работающий орган, на который допускались только взрослые воины-мужчины и на котором каждый воин имел право выска­заться.

    В начальный период военной демократии наблюдалось широкое участие рядовых общинников во всех сферах жизни общины. Народное собрание, совет и вождь-военачальник были постоянными органами управления. «Это была наиболее раз-, витая организация управления, какая вообще могла сложиться при родовом строе; для высшей ступени варварства она была образцовой»,- писал Ф. Энгельс 82 .

    Демократические черты «поздней» военной демократии на первый взгляд во многом еще напоминали общественный по­рядок родовой демократии. Вместе с тем, несмотря на повы­шение роли собрания, оно уже являлось не собранием всего взрослого населения общины, а собранием только воинов. В мирное время это было собрание свободных общинников-соб­ственников, причем из круга его участников были исключены женщины, пришельцы и рабы. Иными словами, собрание эпо­хи военной демократии, его решения, уже не совпадали с ин­тересами всего взрослого населения, принадлежащего к дан­ному роду, племени. Присвоение большей и лучшей части военной добычи, дани или прибавочного продукта общины родоплеменной верхушкой не могло не вести к постепенному отстранению рядовых общинников от повседневного управле­ния общинными делами, к усилению позиций племенной ари­стократии в управлении, проявлявшей тем большую агрессив­ность и стремление к упрочению своего положения, чем боль­ше, война становилась естественным состоянием обществен­ной жизни.

    Если в эпоху родовой демократии ограничения на учас­тие в органах публичной власти носили чаще всего половоз­растной характер, то у племен индейцев Северной Америки в эпоху военной демократии ограничения на участие в уп­равлении уже были связаны с иными критериями: «Демок­ратические основы политического управления этих племен постепенно сужались, и власть все больше сосредоточива­лась в племенном совете, в заседаниях которого принимали участие четыре класса должностных лиц: 1) мирные вожди; 2) военачальники; 3) жрецы -хранители племенных святынь; 4) заслуженные воины, заменившие собой участие вооружен­ного народа» 83 .

    Как ни велика была еще роль народного собрания в жиз­ни племени, основную роль играли племенная знать и вождь. Прежде их сила заключалась в моральном авторитете, те­перь - в богатстве, родовитости, влиянии на рядовых общин­ников, а вождя - ив военных заслугах перед племенем. Воз­вышению военачальника-вождя способствовала формировав­шаяся вокруг него группа воинов, живших в основном воен­ным промыслом (дружинников). Усиление роли племенной аристократии как самостоятельной социальной силы в управ­лении жизнью племени происходило и по мере того, как пле­менная организация получала преобладание над родовой и разрушалось кровнородственное единство коллектива. Влия­ние племенной знати увеличивалось и в результате сочетания управления отдельным родом с управлением всей общиной как социально цельной единицей.

    Свои экономические и социальные привилегии племен­ная аристократия и вождь стремились передать по наследству. В целом происходила борьба демократических и олигархичес­ких начал в управлении. Одним из инструментов этой борьбы была постепенная сакрализация власти вождя, в которой пле­менная знать видела важный фактор укрепления и своих по­зиций, поскольку они охранялись авторитетом этой власти.

    Следует отметить, что ученые XIX-начала XX в. в боль­шинстве своем переоценивали «патерналистские» элементы в общинной жизни. В действительности принцип старшинства в роду и родословная служили лишь дополнительным обо­снованием претензий племенной верхушки на укрепление сво­их экономических и социальных позиций в период, когда ее попытки узурпировать власть наталкивались на сопротивле­ние рядовых общинников. В этих же целях использовались жреческие функции. О разнообразии средств, используемых родовой знатью для упрочения своей власти, свидетельству­ют исследования этнографов: это и внесение за молодых об­щинников выкупа за жен, и так называемые престижные пиры, и проведение расчистки общинных земель за свой счет и т.д. Но за всем этим скрывалось присвоение совокупного приба­вочного продукта общины и использование труда общинни­ков в самых различных формах: подношения с урожая или удачной охоты; право первого доступа к военной добыче; «доб­ровольная» работа общинников на землях старейшин. К чис­лу упомянутых средств относились и союзы знати (мужские союзы).

    В то же время интересы племенной аристократии подчас вступали в конфликт и с интересами вождя и дружины. Л.Г. Морган говорил о конфликте гражданской власти в лице совета с военной в лице высшего военного вождя 84 . Соперниче­ство этих двух сил способствовало в течение довольно длитель­ного времени сохранению суверенитета народного собрания, по­скольку последние могли апеллировать к нему, к примеру, что­бы использовать его право смещать вождей. В повествовании Геродота о скифах показана относительно значительная роль народного собрания, несмотря на далеко зашедшее социальное расслоение и образование наследственной родовой и военной аристократии. В данном случае народное собрание можно, на наш взгляд, рассматривать как важный инструмент «равнове­сия властей» - родоплеменной и военной. В тех же общностях, в которых родоплеменная и военная власть были собраны, образно говоря, в единый кулак и персонифицировались од­ним вождем-предводителем, иерархизация организации влас­ти и ее обособление от остального населения зашли уже дале­ко (здесь, видимо, уже имело место «правительство без госу­дарства»).

    Иерархическое начало, отчетливо выраженное в поздней военной демократии, стало со временем основой политической организации формирующегося классового общества и государ­ственности. Следует, однако, уточнить, что военная иерархия местами не получила развития, к примеру, в полинезийских обществах, где власть оставалась в руках родоплеменной зна­ти, или же в обществах тропической Африки, где сакрализация и иерархпзация власти шли по пути выдвижения религиозных руководителей общины или «гражданского» вождя. Особые формы приобрело отчуждение управленческой власти в вос­точных обществах, характеризовавшихся большими особенно­стями классообразования 85 . (Выявление этих особенностей, став­ших объектом научной дискуссии, - предмет отдельного ис­следования.) Напротив, у кочевых племен и народов, находив­шихся в состоянии войны на протяжении веков, военная демократия часто сохранялась как устойчивая форма организа­ции общественной власти 1 .

    Исследование процесса иерархизации управления к отчуж­дения функций властвования на поздней стадии военной де­мократии часто рассматривается современной наукой через при­зму феномена «вождизма» как предтечи отношений классового господства и подчинения и формирования органов политичес­кого властвования и государственности.

    Период «вождизма» как переходный период от военной де­мократии к государственности со всеми ее признаками выде­ляется специалистами по истории древности, востоковедами, этнографами у различных народов: у индейцев майя и индей­цев Северной Америки, у народностей Сибири, Африки, у обитателей островов Океании, у народов Дальнего Востока

    Большинство исследователей, опираясь на данные историчес­кой науки, этнографии и археологии, на анализ содержания мифов и древнейших памятников письменности, считают, что формированию государства предшествовали предгосударственные властные структуры. Некоторые авторы (прежде всего Л. С. Васильев) ввели в научный оборот новое (и пока еще вы­зывающее споры) понятие протогосударства - чифдом (от англ, chief- вождь), которое охватывает период формирования го­сударства 86 .

    ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ - особая общественно-политическая стадия в переходный период от первобытнообщинного строя к классовому, на которой еще сохраняются элементы старой, родоплеменной организации общества и появляются новые черты, свидетельствующие о складывании предпосылок для формирования государственности. Термин ввел в научный оборот Л. Г. Морган в работе «Древнее общество» для обозначения организации власти в древнегреческом обществе на стадии разложения первобытнообщинного строя. Процесс разложения родовой общины объяснялся рядом экономических и социальных причин.

    Успехи в развитии хозяйства: постепенная смена подсечно-огневой и переложной систем земледелия на пашенную; создание более усовершенствованных орудий труда; отделение ремесла от сельского хозяйства - все это приводило к изменениям в социальной структуре общества. Исчезала жесткая необходимость использования совместного труда всей общины (рода) - появилась производственная возможность выхода отдельных семей из общины, захвата ими участков общинной (пахотной) земли в частную собственность. Соседские отношения теперь становились важнее, чем кровнородственные связи - на смену родовой общине (у славян - верви) приходила община соседская (территориальная).

    В этой общине нарастало имущественное и социальное неравенство. Частная собственность и увеличение полученного прибавочного продукта (результата труда) на присвоенных участках земли, а также войны (межплеменные столкновения) обогащали и усиливали определенную (небольшую часть) соплеменников. У них рождалась потребность в такой организации общества, которая обеспечила бы неприкосновенность владений. Следовательно, появлялась необходимость создания нового социального слоя, стоящего на страже земельных границ соседской общины и имущества. Постепенно занятие исключительно военным делом становилось постоянным - появлялась профессиональная вооруженная сила (дружина), а с ее помощью военные предводители (князья) и знать (боярство) захватывали административно-политическую власть и превращали ее в наследственную.

    В то же время не вся общинная земля сразу перешла в частное владение - в общей собственности оставались луга, выпасы, лесные и речные угодья. Сохранялась и личная свобода общинников и привычный порядок решения важнейших вопросов - народные собрания (у славян - вече). В минуту внешней опасности на защиту территории общины вставало народное ополчение. Все это были остатки демократии, характерной для родоплеменного строя.

    Таким образом, сочетание новых и старых общественных элементов создавало своеобразие переходной формы организации общества, в котором новые элементы еще не могли сразу утвердиться, а старые - быстро отмереть. Эту переходную форму определяют как военную демократию, так как в народном собрании участвовали вооруженные воины, а авторитет и власть вождя подкреплялись имевшейся у него военной силой.

    Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 87.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!