Отечественная психология предмет исследования. Предмет психологии в отечественных школах и подходах

Каждая наука имеет свой предмет , свое направление познания и с bow конкретный объект исследования. Причем с точки зрения современной науки объект - это не то же самое, что предмет науки.

Объект - далеко не весь предмет, а только тот аспект предмета, иногда совсем незначительный, который исследуется субъектом науки, т.е. ученым. Объект - это только аспект предмета, который включен в тот или иной процесс духовного освоения, в познавательную деятельность субъекта. Причем другая часть предмета, и нередко весьма значительная, неизбежно остается за пределами процесса познания.

Учет этого различия особенно важен для понимания специфики отраслей науки, имеющих сложный, многоплановый предмет, к числу которых относится и психология, в которой, как мы уже видели, выявляются все новые и новые объекты исследования.

С учетом этого различия предмет и объект психологии определяются следующим образом.

Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами. Сточки зрения современной науки психика является своеобразным посредником междусубъективным и объективным, реализует исторически сложившиеся представления о сосуществовании внешнего и внутреннего, телесного и душевного.

Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.

Они имеют в качестве своего объекта: нормы и патологию в психике человека; виды конкретной деятельности, развитие психики человека и животных; отношение человека к природе и обществу и др.

Масштабность предмета психологии и возможность выделения в ее составе разнообразных объектов исследования привело к тому, что в настоящее время в рамках психологической науки выделяются общие психологические теории. ориентирующиеся на различные научные идеалы, и психологическая практика , вырабатывающая специальные психотехники воздействия на сознание и управление им.

Наличие несоизмеримых психологических теорий также порождает проблему различий между предметом и объектом психологии. Для бихевиориста объектом изучения является поведение, для христианского психолога — живое знание греховных страстей и пастырское искусство врачевания их. для психоаналитика — бессознательное и т.д.

Естественно встает вопрос: возможно ли говорить о психологии как единой науке, имеющей общий предмет и объект исследовании, или же следует признать наличие множества психологии?

Сегодня психологи считают, что психологическая наука представляет собой единую науку, которая, как и любая другая, имеет свой особый предмет и объект. Психология как наука занимается изучением фактов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. И какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, изменяя свой объект исследования и тем самым все глубже проникая в свой масштабный предмет, как бы ни изменялись и обогащались знания о нем, какими бы терминами они ни обозначались, можно выделить основные блоки понятий, которые характеризуют собственно объект психологии, отличающий ее от других наук.

Важнейшим итогом развития любой науки является создание своего категориального аппарата. Эта совокупность понятий составляет как бы скелет, каркас любой отрасли научного знания. Категории — это формы мышления, основные, родовые, начальные понятия; это ключевые моменты, узлы, ступеньки в процессе познания той или иной сферы действительности.

Каждая наука имеет свой комплекс, набор категорий, свой категориальный аппарат имеет и психологическая наука. Он включает в себя следующие четыре блока основных понятий:

  • психические процессы - это понятие означает, что современная психология рассматривает психические явления не как что-то изначально данное в готовом виде, а как нечто формирующееся, развивающееся, как динамичный процесс, порождающий определенные результаты в виде образов, чувств, мыслей и т.п.;
  • - бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, спокойствия или раздражительности и т.п.;
  • психические свойства личности - с с общая направленность на тс или иные жизненные цели, темперамент, характер, способности. присущие человеку на протяжении длительного периода его жизни, например трудолюбие, общительность и т.п.;
  • психические новообразования — приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки, которые являются результатом активности индивида.

Конечно, указанные психические феномены существуют не отдельно, не изолированно. Они тссно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Так. например, состояние бодрости обостряет процесс внимания, а состояние подавленности приводит к ухудшению процесса восприятия.

Краткий исторический очерк о развитии психологии

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, из которых решались либо в плане идеализма, либо в плане . Так, материалистические философы древности Демократ, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

Платон

Родоначальником идеализма явился (крупный рабовладелец). Он поделил всех людей по преимущественным качествам разум (в голове), мужество (в груди), вожделение (в брюшной полости). Все руководящие органы — обладают разумом войны — мужеством, рабы — вожделением. Платон является родоначальником не только идеализма, но и дуализма. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Аристотель

Продолжателем дела Платона был . Он не только преодолел дуализм (направление, признающее в основе мира два независимых начала — материю и дух), но и является родоначальником материализма (направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания, материальность мира, независимость его существования от сознания людей и его познаваемость). Аристотель пытался поставить психологию на почву медицины. Но полностью объяснить поведение человека только через медицину, Аристотель не смог. Великий философ Аристотель в трактате “О душе” выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела.

Труды Аристотеля, Платона и других философов легли в основу работ философов средних веков 17 в. — это отправная точка от материализма философии.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Известный психолог конца XIX — начала XX вв. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно — у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей подразумевается тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.

Рене де Карт — биолог, врач, философ. Открыл систему координат, выдвинул идею рефлекса, идею рефлекторности поведения. Но объяснить поведение организма до конца не смог и поэтому остался на позиции дуализма. Разделить внутренний мир человека от его внутренних органов было очень тяжело. Создались предпосылки идеализма.

Был в истории психологии еще один подход к пониманию психики, разрабатывающийся отечественными психологами в русле философии диалектического материализма в советский исторический период. Суть данного понимания психики можно свети к четырем словам, формальное авторство которых принадлежит В. И. Ленину (1870-1924). Психика — это субъективный образ объективного мира.

Общее представление о предмете психологии

Каждая наука имеет свой предмет исследования. Приведем краткое описание подходов, связанных с принципиальным изменением взгляда на предмет психологии.

Этапы развития психологии

I этап — психология как наука о душе . Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Этот длительный этап, называемый в литературе донаучным, определяется от V — IV вв. до н.э. до начала XVIII в.

II этап — психология как наука о . Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Согласно новому подходу, человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает. Именно такие феномены следует изучать психологии, так как в отличие от души их можно экспериментально исследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них причинно-следственные связи и отношения.

III этап — психология как наука о поведении . Бихевиоризм оформился в конце XIX — начале XX в. в США. “Behaviour” по-английски — “поведение”. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

Вместе с тем многие “традиционные” психологи высказывали серьезные возражения относительно некоторых исходных компонентов бихевиористского подхода. Поведение и психика — это хотя и связанные, но отнюдь не идентичные реальности. Так, при воздействии одного и того же стимула возможно наличие не одной реакции, а некоторого их набора и, наоборот, одинаковый ответ иногда получают при наличии различных стимулов. В психологии признается, например, что человек нередко смотрит на одно, а видит другое, думает об одном, переживает другое, говорит третье, делает четвертое.

IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики .

Методы психологии

Для решения комплекса задач в науке существует разработанная система средств, направлений, путей, приемов.

Метод - это путь научного познания. Способ, посредством которого познается предмет науки.

Методика - это вариант, частная реализация метода в конкретных условиях: организационных, социальных, исторических.

Набор или система методов и методик любой науки не являются случайными, произвольными. Они складываются исторически, видоизменяются, развиваются, подчиняясь определенным закономерностям, методологическим правилам.

Методология — это не только учение о методах, правилах их выбора или использования. Это систематическое описание самой философии, идеологии, стратегии и тактики научного исследования. Методология задает, что именно, как и для чего мы исследуем, как интерпретируем получаемые результаты, как реализуем их на практике.

Глава 1. Предмет, задачи, принципы и методы психологии

Предмет, принципы и задачи психологии

Много лет назад в лесах Аверона, на юге Франции, охотники нашли мальчика, вскормленного, по-видимому, каким-то животным и полностью одичавшего. Позднее в джунглях Индии были найдены две девочки, похищенные, как оказалось, волчицей и вскормленные ею. Науке известны десятки таких трагических случаев. В чем же трагизм этих происшествий, ведь найденные дети были живы и физически вполне здоровы? Ike эти дети, проведшие раннее детство среди зверей, не имели ни одного человеческого качества. Даже физически они напоминали животных: передвигались на четвереньках, ели так же, как животные, разрывая куски мяса зубами и придерживая их двумя передними конечностями, рыча и кусая всех, кто близко подходил к ним. Их обоняние и слух были очень развиты, они улавливали малейшие изменения в лесной обстановке. Издавая нечленораздельные звуки, они спешили скрыться от людей.

Ученые обследовали этих детей и пытались обучить их человеческому поведению, научить их разговаривать и понимать человеческую речь. Но. как правило, такие попытки были малоуспешными: время интенсивного формирования базовых человеческих качеств было уже безвозвратно упущено. Человеческое существо формируется как человек только в человеческом обществе . И многие человеческие качества формируются только в раннем детстве.

По своей биологической организации человек — результат эволюционного процесса. Анатомо-физиологичсское строение его тела во многом сходно с организмом высших приматов. Но человек качественно отличается от всех живых существ. Его жизнедеятельность, потребности и способы удовлетворения этих потребностей отличаются от жизнедеятельности животных социально-культурной обусловленностью.

Человек — существо социальное .

Природные особенности человека видоизменялись в процессе его общественно-исторического развития. Человеческий мир — поле социально выработанных смыслов, значений, символов. Он живет в мире социальной культуры, которая и образует его так называемую вторую природу, определяет его сущность. Вся деятельность человека от рождения до конца его жизни регулируется принятыми в данном обществе установлениями, социальными нормами, обычаями, традициями. Сформированный в обществе индивид становится социализированной личностью — человеком, включенным в систему общесоциальных, культурно-исторических достижений человечества, его жизнедеятельность реализуется в определенных общественных условиях. Каждый индивид становится человеком в той мере, в какой он овладевает общечеловеческой культурой. Весь мир он воспринимает как мир человечески значимых предметов, взаимодействует с ними на основе социально выработанных понятий. «Человек есть мера всех вещей», — глубоко подметил древнег реческий философ Прота гор. Все в мире человек соотносит со своим внутренним духовным миром: испытывает душевное волнение при созерцании далеких звезд, восторгается красотой лесов, гор и морей, ценит гармонию красок, форм и звуков, добропорядочность личностных отношений и возвышенные проявления человеческого духа. Человек деятельно взаимодействует с миром — он стремится познать и целенаправленно преобразовывать действительность.

Поведение животных предопределено врожденной, инстинктивной программой жизнедеятельности. Поведение человека обусловлено его психическим, социально сформированным миром, в котором осуществляется стратегическое и тактическое планирование его жизнедеятельности, переживаются радости и огорчения его человеческого бытия. Человек способен соизмерять настоящее с прошлым и будущим, задумываться над смыслом жизни, рефлексировать — отражать не только окружающий мир, но и самого себя.

Человек наделен таким социально сформированным психическим регулятором, как совесть — способность контролировать свое повеление с помощью общесоциальных мерок, оценивать собственное Я глазами других людей. Социализированный индивид — существо социально-духовное. Духовность же человека проявляется в его способности возвыситься над всем низменным, примитивно-приземленным, сохранить неизменную приверженность своему человеческому достоинству и долгу.

Человек — существо сложное и многогранное. Его изучают многие науки — биология, антропология, история, культурология, социология и др. Исследование внугреннего мира человека, общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука — психология.

Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека: его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.

Психология изучает возникновение и развитие психики; нейрофизиологические основы психической деятельности; сознание человека как высшую форму психики; закономерности перехода внешнего во внутреннее; обусловленность функционирования психики социально-историческими факторами; закономерности формирования психических образов мира и воплощения этих образов во внешней, практической деятельности человека; единство биологических и социальных факторов в психической саморегуляции человека; структуру психики; отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов, индивидуально-психологические особенности личности; психологические особенности поведения человека в социальной среде; психологию конкретных видов человеческой деятельности; и др.

Основами общепсихологических знаний должен овладеть каждый образованный человек. Познавать себя не менее важно, чем познавать различные стороны окружающей действительности. Психологические знания необходимы человеку для правильной организации его взаимоотношений с другими людьми, эффективной организации своей деятельности, самоанализа и личностного самоусовершенствования. Не случайно основная заповедь древних мыслителей гласит: «Человек, познай себя».

Практическая потребность применения психологических знаний в различных областях человеческой деятельности вызвала интенсивное развитие наряду с общей психологией и ее прикладных отраслей: педагогической, медицинской, юридической, инженерной, авиационной, космической, психологии искусства, труда, военного дела, спорта, менеджмента, маркетинга и др. При этом изучение прикладных отраслей психологии возможно только на базе общепсихологических знаний.

Психологические знания нужны везде, где возникает необходимость научной организации труда и эффективного использования ресурсов человеческой психики. Психологи плодотворно работают в школах и клиниках, на производстве, в центрах подготовки космонавтов и управленческих структурах, системе правоохранения и аналитических центрах социального развития.

Задачи психологии

Главной задачей психологии является познание психического путем раскрытия тех предметных связей, из которых психические явления впервые возникли и стали определяться как объективные факты. Поэтому психологическое познание понимается сегодня как опосредованное познание психического через раскрытие его существенных связей с окружающим миром.

При таком понимании сущности психического становится очевидным, что из всех наук о человеке самой практичной является психология. Ведь изучая ее. можно многое обнаружить и в окружающем мире и в себе самом, и в других людях.

Растущий интерес к внутреннему духовному миру людей связан и с тем, что современная эпоха все яснее обнаруживает в качестве ведущей тенденцию к интеграции всех сторон жизни современного общества: экономической, политической и духовной. Эта интегративная тенденция, линия на усиление целостности общественного развития проявляется и в том, что сегодня на смену традиционному, весьма узкому, технократическому пониманию задач экономической деятельности приходят модернизированные концепции, выдвигающие на первый план в хозяйственной деятельности не задачи технологические, а проблемы гуманитарно-психологические.

Работники, занятые в сфере современного производства, все в большей степени осознают свою деятельность не только как использование высоких технологий, но и как область, участие в которой требует от занятых в ней работниковуправления собой, другими людьми, их сообществами.

Эта установка ныне стала азбучной истиной для специалистов, предпринимателей, менеджеров развитых стран, как на Западе, так и на Востоке.

Руководитель одной из крупнейших американских автомобильных компаний Ли Я кокка считает, что «все хозяйственные операции можно в конечном счете обозначить тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди».

Акио Морита - руководитель известной японской электротехнической компании — утверждает, что «успешным предприятие могут сделать только люди».

Таким образом, для того чтобы быть успешным, современный работник, бизнесмен, менеджер, любой специалист должен обеспечивать своей деятельностью решение двуединой задачи:

  • достижение хозяйственного результата;
  • воздействие на людей, создающих этот результат.

Поэтому в современных условиях для отечественного предпринимателя, менеджера, высококвалифицированного специалиста любого профиля, а также для каждого человека самой актуальной задачей становится психологическое оздоровление трудовых групп, производственных коллективов, а вместе с ними и всего общества. Современный руководитель, специалист, да и любой мыслящий человек должен знать и учитывать психологические факторы деятельности людей и на этой основе обеспечивать рост трудовой и социальной активности.

Развитие отечественной психологии, так же как и мировой, первоначально осуществлялось в русле двух основных направлений- философско-религиозного и естественно-научного . Первое направление восходит к идеям выдаю­щегося отечественного философа В. Соловьева (1853-1900). Представители этого направления - Н.Я. Грот (1852-1899), Г.И.Челпанов (1862-1936), Л.М.Лопатин (1855-1920), Н.O. Лосский (1870-1965) и др. - считали, что основным предметом психологии является душа, ее действие, а в качестве основного метода выделяли интроспекцию.

Второе связано с идеями объективно-экспериментального исследования человеческой психики. Его представи­ли - выдающиеся отечественные физиологи И.М. Сеченов (1829-1905), В.М.Бехтерев (1857-1927), И.П.Павлов |0849-1936), А.А. Ухтомский (1875-1942). Их идеи легли в основу рефлексологии - научного направления, основопо­ложником которого был В.М. Бехтерев. В качестве предмета психологии в этом направлении стали рассматриваться рефлексы, протекающие с участием коры головного мозга в соотношении с теми внешними раздражителями, ко­торые запускали их действие. Психическая деятельность изучалась в связи с протеканием нервных процессов, а для объяснения психических явлений использовались тео­рии физиологии высшей нервной деятельности.

Вместе с тем развивались и другие подходы, предста­вители которых стремились найти иные способы изучения психических явлений, которые, будучи строго научными, позволяли понять целостную картину развития человека. В 1911 г. А.Ф. Лазурский (1874-1917) предложил схему ес­тественного эксперимента (см. тему «Методы психологии»). Эти идеи нашли продолжение в трудах М.Я. Басова (1892-1931), посвященных развитию метода наблюдения как ве­дущего при изучении психического развития детей.

После Октябрьской революции отечественная психо­логия продолжала бурно развиваться. Возникло множе­ство школ и направлений. Однако постепенно, особенно в 30-50-е годы, отечественная психология, как и другие отрасли науки и культуры, все более и более оказывается под идеологическим давлением, все более внедряется уп­равление наукой с помощью административных методов. Запрещаются все направления так называемой идеали­стической психологии, т.е. психологии как науки о душе.

Ее основатели изгоняются из институтов и университетов. В качестве единой философско-методологической базы со­ветской психологии выдвигается марксизм.

Максимально усиливается значение физиологических объяснений, которые начинают рассматриваться не про­сто как необходимое, но как центральное звено при ис­следовании любых психологических явлений.

Большой урон психологическая наука понесла в связи с Постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извра­щениях в системе Наркомпросов» (1936) и решением Объе­диненной научной сессии Академии наук СССР и Ака­демии медицинских наук СССР, провозглашавшими уче­ние И.П. Павлова единственно верным и возможным, в том числе и для развития психологии (1950).


Однако психология продолжала развиваться вопреки идеологическому диктату. Она, как уже было сказано, ос­новывалась на единой методологической базе - марксист­ско-ленинском учении об общественно-исторической и социальной сущности человека и деятельности как осно­вы его существования. Но на этой общей основе развива­лись различные школы и направления, формировались различные отрасли психологии, внесшие существенный вклад в мировую психологию.

Культурно-историческая концепция. Основателем этой концепции был Л.С. Выготский(1896-1934). Согласно этой концепции психика человека имеет культурно-историчес­кий характер. В процессе истории человечество выработало определенные средства, с помощью которых человек стро­ит свои отношения с миром, с окружающими людьми, с самим собой. Эти средства воплощены во всем, что со­ставляет человеческую культуру, начиная от способов дей­ствия с различными предметами (например, пользование ложкой), более сложных способов человеческой деятель­ности до высших образцов науки, произведений искусст­ва. Поэтому высшие формы психики - опосредствованные формы.

Ребенок, считал Л.С. Выготский, может стать челове­ком только в совместной деятельности со взрослым. Пси­хическое развитие ребенка - это прежде всего процесс его культурного развития, овладения, присвоения культурно заданных средств действия с предметами и овладения со­бой, своей психической деятельностью, в результате чего развиваются собственно человеческие, высшие психичес­кие функции и формируется личность.

Высшие психические функции (логическая память, понятийное мышление, произвольное внимание) отличаются от простых, элементарных, «натуральных», по терминологии Л.С. Выготского, форм. Высшие психические функции первоначально возникают во внешней предметной деятельности, общении между людьми и опосредуются знаками, т.е. теми средствами и способами, которые были созданы культурой. Универсальной формой знака является слово. И только затем она переходит во внутренний, психический план, становясь содержанием психического развития. Этот закон развития высших психических функций Л.С. Выготский сформулировал следующим образом: «Каждая высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудни­чества или взаимодействия, как средство социального при­способления, т.е. как категория интерпсихологическая, а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка, как средство личного приспособления, как внут­ренний процесс поведения, т.е. как категория интрапси-

хологическая».

Такой подход во многом решал проблему «неподвласт­ности» субъективных психологических явлений объектив­ному изучению. Он внес свой вклад во многие направле­ния отечественной психологии.

Одним из важнейших направлений развития этой теории явилась разработанная А. Н. Леонтьевым (1903-1979) теория деятельности. Деятельность рассматривалась А.Н. Леонтьевым как активное взаимодействие с окружающей действитель­ностью, выражающее отношение человека к миру и способ­ствующее удовлетворению его потребностей. Психическое развитие человека во многом составляет процесс развития его деятельности.

А.Н. Леонтьевым разработана теория ведущей деятель­ности как такой, которая становится центральной, основ­ной на различных этапах развития и оказывает наибольшее влияние на формирование сознания, личности ребенка на этом этапе. Такой деятельностью для дошкольников явля­ется игра, а для младших школьников - учение.

В русле этого направления работали такие отечествен­ные психологи, как П.Я.Гальперин (1902-1988), А.Р.Лурия (1902-1977), Д.Б.Эльконин (1904-1984), А.В. Запорожец (1905-1981), Л.И. Божович (1908-1981), В.В. Давыдов (1930-1998) и др.

Единство сознания и деятельности. Как уже неоднократно отмечалось, одним из важнейших вопросов, которые вол­новали психологию с самого ее основания, был вопрос о недоступности явлений сознания объективному исследова­нию. Отечественный философ и психолог С.Л. Рубинштейн(1899-1960) подошел к решению этого вопроса сформули­ровал в качестве основного объяснительного принципа пси­холога принцип единства сознания и деятельности. Деятель­ность для С.Л. Рубинштейна - это прежде всего труд по пре­образованию окружающего мира. В труде человек создает всю «очеловеченную» среду, культуру, свою собственную психику, изменяет и окружающий мир, и самого себя. Тем самым для изучения сознания необходимо не описывать те или иные его стороны, доступные лишь самосозерцанию, а анализировать, как в процессе конкретной деятельности происходят изменения в объектах. Этот метод психологиче­ского исследования С.Л. Рубинштейн назвал методом един­ства воздействия и изучения.

С.Л. Рубинштейн дал свой ответ и на вопрос о том, что определяет психические явления - влияние среды или внутренние факторы. Он возражал против абсолютизации роли среды, которая была в то время едва ли не господ­ствующей идеологической установкой, охватывавшей не только психологию, но и все естественные науки (вспом­ним теорию Т.Д. Лысенко). В противовес этому он выдви­нул принцип, согласно которому внешние причины воз­действуют на объект, в том числе и человеческую психи­ку, через внутренние условия.

Психология индивидуальных различий. Это направление в отечественной психологии связано с такими именами, как Б.М. Теплое (1896-1965), В.Д. Небылицын (1930-1972), B.C. Мерлин(1892-1982). В этом направлении получила содержательную психологическую разработку теория И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. На ее основе была разработана психология индивидуально-пси­хологических различий, или дифференциальная психо­логия.

В русле этой теории получила новую разработку теория типов темперамента. Получила новую разработку и теория способностей. Было показано, что в основе способностей лежат врожденные особенности - задатки. Однако реаль­ное развитие способностей осуществляется только в деятельности, создающей возможность для реализации и фор­мирования этих способностей.

Психология отношений. Основателем этой теории был Отечественный психолог, психоневролог и психотерапевт В.Н. Мясищев (1892-1973). Он исходил из представления о том, что всякий человек с самого рождения включен в систему общественных отношений. Эти отношения фор­мируют его субъективные отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе. Формирующаяся та­ким образом внутренняя система отношений составляет ядро личности человека. Именно она, а не характер, спо­собности или темперамент, определяет особенности лич­ности человека. Истинные отношения человека, подчер­кивал он, до определенного момента могут не проявлять­ся, они существуют лишь потенциально и раскрываются лишь тогда, когда человек действует в очень значимой для него ситуации.

При этом личность В.Н. Мясищев рассматривал не как застывшее, раз и навсегда сформировавшееся психичес­кое образование. Он подчеркивал ее динамичность, из­менчивость под влиянием внешних, в первую очередь со­циальных воздействий.

Человекознание как комплексная дисциплина. Это на­правление получило свою разработку в исследованиях Б.Г.Ананьева(1907-1972). Он исходил из представления о том, что полноценное изучение человека может осуще­ствляться в русле особой комплексной дисциплины - человекознания, объединяющего весь комплекс наук о че­ловеке, в его единстве с историей человечества и развити­ем Вселенной.

ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ

Понимание предмета психологии в науке сложилось не сразу. Процесс его становления проходил в четыре этапа.

1-й этап (V в. до н.э.) - предметом изучения была душа.

Представления о душе были как идеалистическими, так и материалистическими. Идеалист Платон, например, считал душу нематериальной, незримой, нетленной, а материалисты Гераклит и Демокрит - частицей природы, атомом огня, то есть материальной. Далее в результате борьбы этих двух направлений идеализм стал основой религии, а материализм был запрещен (вплоть до XVII в.). В этот период душа стала рассматриваться как нечто независимое от тела, как особая сущность. Двойственность души - дуализм (лат. dialia - двойственный) в наиболее развитой форме был представлен в учении Рене Декарта (1596-1650).

2-й этап (XVII в.) ознаменовался бурным развитием естественных наук и предметом психологии стало сознание. Оно понималось как способность чувствовать, желать, мыслить. Материальный мир не изучался. Методом изучения сознания стала интроспекция, то есть самонаблюдение, самоосмысление, а научное направление стало называться интроспективной психологией. Представителем этого направления стал английский ученый Джон Локк (1632-1704). В рамках интроспективной психологии в 1879 г. в Лейпциге Вильгельмом Вундтом (1832-1920) была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. Это событие ознаменовало появление экспериментального метода в психологии, а 1879 год стал годом рождения научной психологии. Начавшаяся критика интроспекции (невозможность одновременно выполнять действие и его

анализировать; игнорирование бессознательного и пр.) подготовила переход к следующему этапу.

3-й этап (XIX в.) - в связи с успехами в медицине, эксперимента-ми над животными и др. предметом психологии становится поведение (американский ученый Джон Уотсон (1878-1958) и др.). Появилось мощное научное направление в американской психологии, которое было названо бихевиоризмом. Поведение объяснялось характером стимула, который вызывает реакцию (поведение): (S - R) стимул - реакция. В это время появляется ряд попыток объяснить поведение не стимулами, а другими факторами. Так появляются основные психологические концепции:

Гештальтпсихология - Вольфганг Келер (1887-1967), Макс Верт-геймер (1880-1943) (предмет изучения - особенности восприятия);

Психоанализ и неофрейдизм - Зигмунд Фрейд (1856-1939), Карл Густав Юнг (1875 -1961), Альфред Адлер (1870-1937) (предмет изучения - бессознательное);

Когнитивная психология - Ульрих Найсер, Джером Сеймон Брунер (предмет изучения - познавательные процессы);

Генетическая психология - Жан Пиаже (1896-1980)(пред-мет - развитие мышления).

Основы отечественной научной психологии тоже закладываются в конце XIX - начале XX вв. Происходит становление «рефлексологии» - Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), Борис Герасимович Ананьев (1829-1905).

4-й этап (XX в.) знаменуется появлением в отечественной психологии диалектико-материалистической концепции, которая базировалась на философской теории отражения (предмет изучения -психика) - Павел Петрович Блонский (1884-1941), Константин Николаевич Корнилов (1879-1957).

Одним из наиболее важных направлений, сформировавшимся в 20-30-х гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским (1896-1934), затем - психологическая теория деятельности, связанная с именем Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979) (предмет - психическая деятельность).

На Западе появляется гуманистическая психология - Карл Роджерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970) (предмет - особен-ности личности).

В 60-х годах XX в.

Приковывает к себе внимание новое направле-ние- трансперсональная психология (Станислав Гроф), изучающая предельные возможности психики человека.

В настоящее время происходит интеграция разных направлений. Психологи используют понятия и методы того или иного направления в зависимости от особенностей решаемых проблем и задач. Единого представления о предмете психологии не существует.

Предметом психологии в отечественной психологии является психика, психическая деятельность. Однако определения этого понятия формулируются по-разному.

Предмет психологии - 1) психика - свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение; 2) закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики человека; 3) факты, закономерности и механизмы психики; 4) структура субъекта психической деятельности и процессы его вза-имоотношений с реальностью.

Интроспекция - самонаблюдение - наблюдение, объектом которого являются психические состояния самого субъекта.

Дуализм - идеалистическое философское учение, рассматривающее духовное и материальное как равнозначные начала. В наиболее развитой форме это учение представлено у французского ученого Рене Декарта.

Бихевиоризм - механистическое направление в психологии, возникшее в США в начале XX века. По мнению представителей этой школы, предметом изучения психологии может быть только поведение человека, под которым понимают действия, поступки, порожденные исключительно внешними причинами. Роль сознания отрицалась. Основоположники - Д. Уотсон, Э. Торндайк.

Гештальтпсихология - одна из школ современной зарубежной пси-хологии, использующая для объяснения сложных психических явлений принцип их целостности («гештальты»).

Гештальт (нем. Gestalt) - целостная форма, образ, структура.

Психоанализ - направление в психологии, возникшее в начале XX в., согласно которому основная роль в поведении человека принадлежит бессознательным влечениям и инстинктам. Недооценивается ведущая роль сознания. Основоположник - австрийский психиатр 3. Фрейд.

Неофрейдизм - одно из направлений психологии, представители которого так или иначе опираются на идеи психоанализа 3. Фрейда.

Когнитивная (лат. cognitio - знание) психология - психология знания, изучает познавательные процессы. Поведение объясняется знанием схем действия.

Генетическая психология - психологическое направление, изучающее развитие мышления. Поведение объясняется развитостью мышления, которое развивается с детства стадийно(Ж. Пиаже).

Гуманистическая психология - направление, в котором личность рассматривается как высшее существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению.

Теория отражения - основа научной психологии, рассматривающая психические явления как одну из форм отражения действительности.

Психическое отражение, регулируя поведение субъекта, обеспечивает его взаимосвязь со средой.

Психика - свойство высокоорганизованной материи (мозга) субъективно отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведе-ния и деятельности живого организма.

Трансперсональная психология (лат. trans - через, persona - личность («Я» - выход за пределы личности, себя) - одно из направлений современной психологии. Она изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, па-рапсихологические феномены, описывает предельные возможности психики человека (космическое состояние), переживания человека, которые могут привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовного перерождения. Это переживание момента рождения и смерти. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие как медитация, холотропное дыхание, телесно ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, активное воображение и т.д. Лидерами современной трансперсональной (надличностной) психологии являются С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт и другие.

ПОНЯТИЕ О ПСИХИКЕ

Предметом отечественной психологической науки считается психика. Хотя определения этого понятия учеными даются по-разному, одно из устоявшихся рассматривает психику через категорию отражения. Это определение указывает на три основные характе-

ристики психики. Во-первых, психика - это свойство только живой материи, но не всякой, а высокоорганизованной (мозга). Во-вторых, живая материя, получая информацию об окружающем мире, способна создавать его психический образ (субъективный и нема-териальный), который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира. В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой регуляции внутренней среды организма и формирования поведения. Эта информация дает возможность живым организмам относительно длительно существовать в постоянно изменяющейся среде обитания. Таким образом, основными функциями психики являются:

Психика - 1) свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение; 2) (по М.Г. Ярошевскому) высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами. Благодаря этим факторам возникает внутренний план жизнедеятельности - сознание, а индивид становится личностью; 3) (по

А.В. Петровскому) система неотторжимых от живого существа процессов и состояний взаимоперехода объективных и субъективных атрибутов его бытия.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПСИХИКИ

Психика - результат сложной деятельности мозга. Следовательно, материальное первично, а психическое вторично. Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов. Взаимодействие разных частей организма между собой и установление взаимосвязи с окружающей средой осуществляется нервной системой. Психика носит рефлекторный характер. По утверждению И.М. Сеченова, все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы. Основным механизмом психики является рефлекторное «кольцо» (И.П. Павлов - рефлекторная дуга, П.К. Анохин - кольцо).

Исследование П.К. Анохина показало, что рефлекторное кольцо является универсальным механизмом саморегулирования всего поведения животных и человека. Он ввел также понятие «акцептор действия» - модель результата предстоящего действия. Это позволяет отражать воздействующий на организм мир с опережением того, что лишь будет в нем совершаться в последующем.

Главный орган психики мозг имеет сложную функциональную организацию (Алексей Романович Лурия (1902-1977). Он включает три основных блока: 1) энергетический (верхний отдел мозгового ствола), 2) приема, переработки и хранения информации (задние отделы обоих полушарий, теменные, затылочные, височные отделы коры), 3) программирования, регуляции и контроля деятельности (лобные отделы коры). При поражении:

1-го блока - нарушается внимание, появляется сонливость, нарушается работа;

2-го блока - потеря чувствительности (кожной и глубокой), теряется четкость движений и др.;

3-го блока - дефекты поведения, изменения в сфере движений.

Для регуляции психической деятельности важное значение имеет открытый Николаем Александровичем Бернштейном (1896-1966) принцип сенсорной коррекции, на основе которого происходит регулирование движений. Он состоит в том, что регулирование

происходит на основе данных сравнения поступающей в мозг ин-формации и от проприоцепторов и программы движения.

Рефлекс (лат. reflexus) - ответный акт организма, детерминированный воздействием факторов внешней и внутренней среды на соответствующие рецепторы.

Рефлекс безусловный - врожденное, инстинктивное реагирование на стимул.

Развитие отечественной психологии, так же как и мировой, первоначально осуществлялось в русле двух основных направлений - философско-религиозного и естественно-научного. Первое направление восходит к идеям выдающегося отечественного философа В.С. Соловьева (1853-1900). Представители этого направления - Н.Я. Грот (1852-1899), Г. И. Челпанов (1862-1936), Л.М.Лопатин (1855-1920), Н. О. Лосский (1870-1965) и др. - считали, что основным предметом психологии является душа, ее действие, а в качестве основного метода выделяли интроспекцию.

Второе связано с идеями объективно-экспериментального исследования человеческой психики. Его представители - выдающиеся отечественные физиологи И. М. Сеченов (1829-1905), В.М. Бехтерев (1857-1927), И.П. Павлов (1849-1936), А.А. Ухтомский (1875-1942). Их идеи легли в основу рефлексологии - научного направления, основоположником которого является В.М. Бехтерев. В качестве предмета этого направления стали рассматриваться условные рефлексы, протекающие с участием коры головного мозга, в соотношении с теми внешними раздражителями, которые запускали их действие. Психическая деятельность изучалась в связи с протеканием нервных процессов, а для объяснения психических явлений привлекались теории физиологии высшей нервной деятельности.

Вместе с тем развивались и другие подходы, представители которых стремились найти иные способы изучения психических явлений, которые, будучи строго научными, позволяли понять целостную картину развития человека. В 1911г. А.Ф.Лазурский (1874-1917) предложил схему естественного эксперимента (это значит, эксперимент проводится в естественных условиях, но под контролем экспериментатора). Эти идеи нашли продолжение в трудах М.Я. Басова (1892-1931), посвященных развитию метода наблюдения как ведущего при изучении психического развития детей.

Основателем отечественной психологии ХХ века является Лев Семёнович Выготский (1896-1934). Он разработал культурно-историческую концепцию. Согласно этой концепции психика человека имеет культурно-исторический характер. В процессе истории человечество выработало определенные средства, с помощью которых человек строит свои отношения с миром, с окружающими людьми, с самим собой. Эти средства воплощены во всем, что составляет человеческую культуру, начиная от способов действия с различными предметами (например, пользование ложкой), вплоть до высших образцов науки, произведений искусства. Поэтому высшие формы психики - опосредствованные формы.

В книге "История развития высших психических функций" (1930-31, опубликованной 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Л.С. Выготскому, необходимо различать два плана поведения - натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения - в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые направлены "во вне", на преобразование действительности, а вторые "во внутрь" сначала на преобразование других людей, затем - на управление собственным поведением.

В последние годы жизни Л.С. Выготский основное внимание уделял изучению структуры сознания ("Мышление и речь", 1934). Исследуя речевое мышление, он по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии Л.С. Выготский приходит к выводу, что структура сознания - это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов.

Ребенок, считал Л.С. Выготский, может стать человеком только в совместной деятельности со взрослым. Психическое развитие ребенка - это, прежде всего, процесс его культурного развития, овладения, присвоения культурно заданных средств действий с предметами и овладения собой, своей психической деятельностью, в результате чего развиваются собственно человеческие, высшие психические функции и формируется личность.

Высшие психические функции (логическая память, понятийное мышление, произвольное внимание) отличаются от простых, элементарных, "натуральных", по терминологии Льва Семёновича Выготского, форм. Высшие психические функции первоначально возникают во внешней предметной деятельности, в общении между людьми и опосредуются знаками, т.е. теми средствами и способами, которые были созданы культурой. Универсальной формой знака является слово. И только затем эти формы переходят во внутренний, психический план, становясь содержанием психического развития. Такой процесс называется интериоризацией.

Итак, интериоризация - процесс преобразования внешних, предметных действий и отношений во внутренние, умственные.

Закон развития высших психических функций Л.С. Выготский сформулировал следующим образом: "Каждая высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимодействия, как средство социального приспособления, т.е. как категория интерпсихологическая, а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка, как средство личного приспособления, как внутренний процесс поведения, т.е. как категория интрапсихологическая".

Подводя итоги, можно сказать, что согласно культурно-исторической теории главная закономерность онтогенеза (индивидуального развития) психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (т е совместной со взрослым и опосредствованной знаками) деятельности. Внешне это проявляется в том, что высшие, "окультуренные" психические функции приобретают осознанность и произвольность.

Такой подход во многом решал проблему "неподвластности" субъективных психологических явлений объективному изучению. Он внес свой вклад во многие направления отечественной психологии.

В современных условиях складывается одна из традиций отечественной психологии, ко­торая проявляется в ее стремлении опираться на конструктивные достижения не только раз­личных направлений, школ и течений. В этой традиции имеет место также опора на многие дру­гие достижения наукознания, дающие возможность получить наиболее объективную картину ми­ра, в котором ключевые позиции отданы человеку-деятелю, созидающему себя и окружающую действительность. Эта традиция приоритетная, но не единственная, особенно в последнее вре­мя. Сегодня все настойчивей звучат голоса о необходимости новых подходов, представлений, парадигм.

В нашей стране в конце 90-х годов прошлого столетия естественно-научный подход к психологии стал определяющим и официально признанным.

В последние годы мы наблюдаем ситуацию, когда все больше психологов ставят вопрос о смене образа психологической науки:

Ø смена образа естественной науки на гуманитарный образ;

Ø смещение акцентов с объяснения на описания;

Ø от всеобщности к уникальности, неповторимости;

Ø с фрагментарно-парциального изучения к целостно-интегративному познанию и преобра­зованию.

Новая ситуация в психологической науке выводит к проблемам, которые связаны с уточнени­ем предмета, выявлением соотношения теоретико-метотодологического и прикладного внутри психологической науки, определением взаимосвязей с естественными, общественными и тех­ническими науками. Именно их решение способно обеспечить реализацию целостно-интегративного подхода.

Для отечественной психологии принципиально приемлемыми являются результаты переосмысления всех ее методологических оснований. Она здесь ориентируется на обще­принятую в современной науке и непосредственно в общей психологии типологию, выделяя следующие уровни методологии:

1) уровень философской методологии;

2) уровень методологии общенаучных принципов исследования;

3) уровень конкретно-научной методологии;

4) уровень методик и техник исследования.

1. Уровень философской методологии. Здесь главной является проблема образа че­ловека, как целостного феномена со следующими макрохарактеристиками: индивид, субъ­ект деятельности, личность и индивидуальность. При этом он имеет собственную фило­софскую и жизненную концепцию, стратегию, в соответствии с которыми и выстраивает свой жизненный путь. Именно здесь обозначается главное пересечение научных интере­сов как философии, психологии, акмеологии, так и других наук.

Для конструктивного решения общих проблем привлекается конструктивный потен­циал таких образов человека, как:

1) «человек- ощущающий» (интроспективная психология);

2) «человек- потребность» (психоанализ 3. Фрейда);

3) «человек- «стимул-реакция»(поведенческая психология);

4) «человек-деятель» (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, и др.);

5) «человек-целостный феномен» (В. М. Бехтерев, Б. Г.Ананьев, А. А. Бодалев и др.) и пр. Когда психология сталкивается с проблемой, которую сама не может решить, она в первую

очередь обращается к философии и практике. Так, например, Л. С. Выготский, рассуждая о при­чинах кризиса психологии, пришел к выводу, что выход из него - опора на философию и прак­тику; «как это ни странно и ни парадоксально на первый взгляд, но именно практика, как конст­руктивный принцип науки, требует философии, т.е. методологии науки». И далее: «Диалектиче-

ское единство методологии и практики, с двух концов приложенное к психологии, - судьба и удел... психологии».

2. Уровень методологии общенаучных принципов. Одним из основных принципов общенаучного исследования является системный подход, который означает изучение сово­купности элементов системы, находящихся в связях друг с другом, которые образуют опреде­ленную целостность, единство. В качестве общих характеристик системы выделяют: целост­ность, структурность, взаимосвязь со средой, иерархичность, множественность описания и т.д. Акмеологический подход, кроме того, предполагает целостность и интеграцию в рамках об­щей системы как исследовательских, так и деятельностных, развивающих моделей, алгорит­мов и технологий.

3. Конкретно-научный уровень методологии - уровень конкретной науки - психоло­гии. Данный уровень, согласно взглядам Л. С. Выготского можно разделить на два подуровня.

Первый подуровень - это собственно методология психологии. Основные проблемы этого уровня: что такое психика, как она развивается и как ее изучать?

Второй подуровень - уровень теорий психологической науки, в основе которых лежат те или иные позиции, которые были получены в ответах на вопросы первого уровня.

Более того, на основе одного решения проблем методологии психологии могут быть соз­даны несколько психологических теорий.

Научные психологические школы первого подуровня - это школы-направления, которые на столетия предопределяют развитие психологии. Научные школы второго подуровня - это психологические школы - конкретные научные коллективы.

В основе научной психологической школы лежала идея о «единичке», «клеточке» психики, исследуя которую можно раскрыть великую тайну Души. В качестве «единицы» в разных психологических школах использовались:

1) ощущения (ассоциативная психология);

2) фигура-фон (гештальтпсихология);

3) реакция, рефлекс (реактология, рефлексология);

4) установка (школа Д. Н. Узнадзе);

5) поведенческий акт (бихевиоризм);

6) обратимые операции (школа Ж. Пиаже);

7) значения, переживания (школа Л. С. Выготского);

8) предметная деятельность (школа А. Н.Леонтьева);

9) ориентировочная основа деятельности (школа П. Я. Гальперина);

10) действие, акт отражения (школа С. Л. Рубинштейна) и т.д.

Психика есть особое качество или свойство, но качество не часть вещи, а особая спо­собность. У мозга много качеств, свойств, но одно из них психика, она «не протяженна», вне измерений вещей. Именно поэтому история психологии - это история разрешения противо­речий между описанием и объяснением душевной жизни. Почему?

Описание дает большую свободу выражения всех оттенков «движений души», для чего используется все богатство языка. Объяснение - это использование научных категорий, по­нятий, которые пытаются объяснить скрытые механизмы психической жизни.

Единство: во-первых, обобщающего понятия самой широкой первичной абстракции (сознание, подсознание, поведение и т.д.); во-вторых, объяснительного принципа (единства сознания и деятельно­сти, ассоциации, единство фигуры и фона, взаимозависимости стимула и реакции и т.д.) и, в-третьих, понимание «единички» психики определяют лицо научной психологической школы.

Согласно мнению К. К. Платонова, отличительной стороной отечественной психологии является выделение общей психологии. Это диктуется внутрен­ними условиями всей психологической науки, т.к. ее предметом являются «общие законо­мерности психики», на понимание которых опираются все частные психологические науки. В свою очередь положения общей психологии проходят проверку в частных отраслях психо­логии, где обогащаются, развиваются, отвергаются.

Однако, чтобы изучать общие закономерности психики, необходимо иметь ответ на вопрос, в какой «системе координат мы работаем». По­скольку в каждой научной психологической школе своя «система координат» (обобщающее понятие, объяснительный принцип, «единичка» психики, ведущий метод), своя объ­яснительная система. Как только мы называем факт, явление, мы сразу же «помещаем его в определенную систему (системы) координат», он попадает в свою «объяснительную схему».

ЛЕКЦИЯ 3

Тема: ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА

1. Понятие о психике человека

2. Развитие психики

3. Психическое отражение и деятельность человека

4. Деятельность и психика

5. Функции психики

6. Механизмы психики человека

7. Психика и организм.

8. Эволюция мозга человека

Понятие о психике

Первое определение души (psyche - греч.), сформулированное, скорее, как во­прос, дал Гераклит. Он учил: все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Что же позволяет реке оставаться рекой? Русло? Но оно тоже изменяется.

Следует искать неизменное в изменчивом, то, что придает этому изменчивому определенность. Применительно к телу человека это нечто выступает как душа. Философом, который развил это положение, был Платон. Вечное и неизменное он отнес к миру бытия, а временное и изменяемое - к миру су­ществования. Душа - это идея тела. Она соединяется с материей (хора), и таким обра­зом возникает человек. Другие названия идеи, как ее понимал Платон, - морфэ, фор­ма, в немецком переводе - die Gestalt. Сегодня можно было бы подобрать такой экви­валент этому понятию: матрица или программа.

Ученик Платона Аристотель, развивая эти представления, дал окончательное определение психике, существующее и сейчас, несмотря на различия терминологиче­ского аппарата. Возражая Платону, Аристотель заявлял, что если общее есть общее для множества предметов, то субстанцией, т. е. бытием вполне самобытным, оно быть не может. Поэтому субстанцией может быть только единичное бытие. Единичное бы­тие есть сочетание формы и материи. В плане бытия форма - это сущность предмета. В плане познания форма - понятие о предмете. Материя, из которой формируется че­ловек на основе формы, является субстратом. Сегодня мы говорим: физиологический субстрат психического. Для Аристотеля душа - это форма тела. Полное определение звучит так: душа (психика) - это способ организации живого тела.

В самом деле, с точки зрения современной биологии человек похож скорее на водопад, чем на камень (вспомним реку Гераклита). В ходе пластического обмена со­став атомов человека почти полностью меняется за восемь лет, но при этом каждый из конкретных людей остается самим собой. За всю жизнь человека на непрерывное достраивание и обновление его тела уходит в среднем 75 т воды, 17 т углеводов, 2,5 т белков. И все это время нечто, оставаясь неизменным, "знает", куда, в какое место по­ставить тот или иной структурный элемент. Теперь мы знаем, что это нечто - психика. Вот почему, влияя на психику, мы можем влиять на тело, а свойства психики и законы ее функционирования не выводимы из свойств и законов функционирования тела. От­куда же она берется? Извне. Из мира бытия, который каждая психологическая школа интерпретирует по-разному.

Например, для Л. С. Выготского это мир культуры. "Всякая психическая функция, - пишет он, - возникает на сцене дважды. Один раз как интерпсихическая, второй раз как интрапсихическая. То есть вначале вне человека, а затем внутри него. Высшие психические функции возникают вследствие интериоризации. Форма соединяется с материей.

Итак, мы вслед за Аристотелем определяем психику как способ организации живого тела.

Теперь следует рассмотреть вопрос о соотношении психики и мозга. Шире эта проблема формулируется как проблема соотношения биологического и со­циального в человеке. Отправным пунктом здесь может быть положение С. Л. Рубинштейна о том, что мозг и психика - это предметно одна и та же реальность. Что это значит?

Возьмем какой-нибудь предмет, самый простой, например карандаш. По мнению С. Л. Рубин­штейна, любой предмет можно рассматривать в разных системах связей и отношений. Например, карандаш можно рассматривать как средство для писания и как указку. В первом случае мы можем сказать, что этот предмет оставляет след на бумаге или на другой гладкой поверхности. Когда он перестает писать, его надо заточить, написан­ное можно стереть ластиком, прикрепленным на противоположном от грифеля конце. Во втором случае мы скажем, что этот предмет заострен на конце, он легкий, его удобно держать в руках, однако он недостаточной длины. Если сейчас перечитать эти две группы характеристик, забыв, что они относятся к одному и тому же предмету, покажется, что речь идет о двух совершенно разных реальностях.

Таким образом, в разных системах связей и отношений один и тот же предмет выступает в разных качествах.

Итак, мозг и психика - это предметно одна и та же реальность. Взятая с точки зрения биологической детерминации, она выступает как мозг, точнее, как ЦНС, осу­ществляющая высшую нервную деятельность, а взятая с точки зрения социальной де­терминации, шире, взаимодействия человека с миром - как психика. Психика - это все те изменения в структуре нервной системы, которые возникли вследствие взаимодей­ствия человека с миром как в онто, - так и в филогенезе.

Таким образом, психика имеет свои собственные свойства и качества и определяется своими собственными законами.

Очень упрощая, можно провести аналогию с диском компьютера и информаци­ей. Информация, записанная на диске, существует как специфическое взаимное рас­положение элементов вещества диска. Значит, она объективна, если угодно - матери­альна. Но ее свойства не определяются свойствами вещества диска. Информация по­пала на диск извне и вначале существовала вне данного компьютера. В то же время информация - главное в компьютере. Без программ - это просто набор деталей. В этой аналогии диска и мозга человека, диск - носитель информации, мозг - носитель пси­хики. Информация не сводится к диску, а психика - к мозгу. Диск и мозг - это суб­страт, информация и психика - форма, способ организации. Диск и мозг доступны чувственному восприятию, информация и психика - нет.

Обладая собственным объективным существованием, психика имеет и собст­венную структуру. В самом общем плане она обладает вертикальной и горизонталь­ной организацией. К вертикальной организации относятся: сознание, личное бессозна­тельное, коллективное бессознательное. К горизонтальной - психические процессы, свойства и состояния.

Развитие психики

Психика человека является одним из фундаментальных научных понятий психоло­гии. Психика развивается и в своем развитии психика человека проходит онтогенез и фи­логенез. Онтогенез (от греч. ontos - сущее, genesis - рождение, происхождение) - процесс развития индивидуального организма, а филогенез (phyle - род, вид, племя, genos - происхождение) - историческое формирование. Таким образом психика в онтогенезе повто­ряет достижения ее развития в филогенезе.

Всякий животный организм, в том числе человеческий, не может существовать без внешней среды. Она необходима для поддержания его жизни. Связь организма с внешней средой осуществляется с помощью нервной системы. Основным механизмом нервной деятельности живых существ является рефлекс как ответная реакция организма на раз­дражение внешней или внутренней среды. Как установил И.М. Сеченов, психические процессы (ощущения, мысли, чувства и т.д.) составляют неотъемлемую часть рефлексов головного мозга. Поэтому психика является внутренним, в виде психических процессов, сложным и многообразным отражением объективного мира.

С точки зрения Б. Ф. Ломова, основным признаком психики является:

Ø системность,

Ø целостность,

Ø нерасчлененность.

Таким образом, с учетом концепции «психической функциональной системы деятельности», предложенной В. Д. Шадриковым, психика представляет собой многоуровне­вую иерархию психических функциональных систем, обеспечивающих поведение раз­ного уровня сложности.

Известно, что характеристики психических процессов и явлений не выводятся только из законо­мерностей мозга, реализующего эти процессы. Именно этой трудностью можно объяснить представления о независимости психического и физиологического процессов в теории пси­хофизиологического параллелизма , согласно которой психическое и физиологическое состав­ляют два ряда явлений, которые, звено за звеном, соответствуют друг другу, но, вместе с тем, как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. Таким образом, предполагается наличие души, которая связана с телом, но живет по своим законам.

Теория механического тождества, напротив, утверждает, что психические процессы есть физиологические, т. е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому как, например, печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что психику отождествляют с нервными процессами, не видя качественных различий между ними.

Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возни­кают одновременно, но они качественно различны.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика - это системное каче­ство мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

Здесь мы должны обратить внимание на еще одну особенность психики человека - психика не дается человеку в готовом виде при рождении и не развивается сама по себе, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у ребенка ничего не появляется ни в поведении, ни в психике (феномен Маугли). Таким образом, специфические человеческие качества (сознание, речь, способность к труду и пр.), че­ловеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Психика человека включает, по меньшей мере, три составляющих:

1) внешний мир, природа, ее отражение;

2) полноценная деятельность мозга;

3) взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой куль­туры, человеческих способностей.

Обратимся к схеме, на которой показаны основные вехи эволюции психики (см. рис.).

Из рис. видно, что психическое отражение происходит последовательно, начиная от ощущений, затем восприятия, и потом с использованием интеллекта. При этом последова­тельно проявляются инстинкт, условный рефлекс (например, это, может быть, навык), спо­собы поведения.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей. Во-первых, оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой. Во-вторых, сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека. В-третьих; психическое отражение углубляется и совершенствуется.

На рис. показан характер взаимодействия человека с окружающим миром. Так, взаимодействия одного человека или группы людей предполагает обязательное взаимодействие, как между самими людьми, так и соответствующими орудиями труда при силь­ном влиянии среды.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!