Памятник к которому не зарастет народная. Я не умру душа в заветной лире

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А.Пушкин

Exegi monumentum.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.

После трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина 29 января 1837 года среди его бумаг был обнаружен черновик стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», датированного 21 августа 1836 года. Оригинал произведения был передан поэту Василию Жуковскому, который внес в стихотворение литературную правку. Впоследствии стихи были включены в посмертный сборник произведений Пушкина, который увидел свет в 1841 году.

Существует ряд предположений, связанных с историей создания этого стихотворения. Исследователи творчества Пушкина утверждают, что произведение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» является подражанием творчеству других поэтов, которых Пушкин попросту перефразировал. К примеру, аналогичные «Памятники» можно найти у Гавриила Державина, Михаила Ломоносова, Александра Востокова и Василия Капниста – блистательных литераторов 17 века. Однако многие пушкинисты склонны считать, что основные идеи для этого стихотворения поэт почерпнул в оде Горация под названием «Exegi monumentum».

Что именно побудило Пушкина создать это произведение? Сегодня об этом можно лишь догадываться. Однако современники поэта довольно прохладно отнеслись к стихотворению, считая, что восхвалять свои литературные таланты, по меньшей мере, некорректно. Почитатели творчества Пушкина, наоборот, увидели в этом произведении гимн современной поэзии и победу духовного над материальным. Однако среди близких друзей Пушкина и вовсе бытовало мнение, что произведение преисполнено иронии и является эпиграммой, которую поэт адресовал самому себе. Тем самым он словно бы хотел подчеркнуть, что его творчество заслуживает гораздо более уважительного отношения соплеменников, которое должно быть подкреплено не только эфемерным восхищением, но и материальными благами.

В пользу «иронической» версии появления данного произведения говорят и заметки мемуариста Петра Вяземского, который поддерживал с Пушкиным дружеские отношения и утверждал, что у слова «нерукотворный» в контексте произведения совершенно иной смысл. В частности, Петр Вяземский неоднократно заявлял, что в стихотворении речь идет вовсе не о литературном и духовном наследии поэта, так как свои стихи «он писал не чем иным, как руками», а об его статусе в современном обществе. Ведь в высших кругах Пушкина недолюбливали, хотя и признавали за ним несомненный литературный талант. Но, в то же время, своим творчеством Пушкин, успевший при жизни получить всенародное признание, не мог заработать себе на жизнь и был вынужден постоянно закладывать имущество, чтобы хоть как-то обеспечить достойный уровень существования своей семьи. Это подтверждает и распоряжение царя Николая I, которое он отдал после смерти Пушкина, обязав из казны оплатить все долги поэта, а также назначить содержание его вдове и детям в размере 10 тысяч рублей.

Кроме этого, существует и «мистическая» версия создания стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», сторонники которой убеждены, что Пушкин предчувствовал свою гибель. Именно поэтому за полгода до смерти он написал это произведение, которое, если отбросить иронический контекст, можно расценивать, как духовное завещание поэта. Более того, Пушкин знал, что его творчество станет образцом для подражания не только в русской, но и в зарубежной литературе. Существует легенда о том, что гибель на дуэли Пушкину от руки красавца-блондина предсказала гадалка, и поэт знал не только точную дату, но и время своей смерти. Поэтому позаботился о том, чтобы в стихотворной форме подвести итог собственной жизни.

Кишинев

© А. Родионов / РИА Новости

Кто поставил : архитектор Александр Опекушин

Когда : май 1885 года

История памятника : Памятник Пушкину в Кишиневе - один из старейших в мире. Идея его создания возникла еще в 1860-х, но осуществить ее удалось лишь в середине 1880-х - после того как статуя поэта появилась в Москве. На тыльной стороне бюста написано: «Здесь лирой северной пустыни оглашая, скитался я… 1820, 1821,1822,1823 гг.» - так монумент напоминает о трех годах ссылки, которые Пушкин провел в Бессарабии и Кишиневе.

Шанхай


© Юрий Абрамочкин / РИА Новости

Кто поставил : группа архитекторов во главе с русским инженером и синологом Михаилом Павловским

Когда : февраль 1937 года

История памятника : Памятник Пушкину был установлен на территории французской концессии по инициативе проживавших в Шанхае русских эмигрантов. Поводом стало 100-летие со дня смерти поэта. Средства на установку монумента помогали собирать находившиеся тогда в Китае Федор Шаляпин и Александр Вертинский. Бронзовый бюст Пушкина был обращен лицом к России, а выполненные на нескольких языках надписи гласили: «1837-1937, Пушкин - в сотую годовщину смерти».

В 1937 году Шанхай был захвачен японцами. В ноябре 1944 года японские оккупационные власти отправили чудом уцелевшее при обстрелах города изваяние на переплавку. После окончания Второй мировой войны силами проживавшей в Шанхае русской диаспоры и шанхайской интеллигенции были собраны деньги на восстановление памятника. Специалисты московской Третьяковской галереи по сохранившимся эскизам вновь отлили бюст Пушкина - теперь из меди.

Во второй раз памятник был уничтожен в 1966 году - во время китайской «культурной революции». В 1987 году скульптор Гао Юн Лонг восстановил его, однако в отсутствие эскизов и изображений предыдущей версии бюста ему пришлось делать это в соответствии с собственным восприятием Пушкина и его творчества. Таким образом, первоначальная концепция монумента, установленного по инициативе русских эмигрантов, была утрачена навсегда.

Будапешт

© szaborlap.hu / www.kozterkep.hu

1 из 2

© russianlandmarks.wordpress.com

2 из 2

Кто поставил : скульптор Янош Фаркаш

Когда : 1949 год

История памятника : Помимо памятника, заложенного в честь Пушкина венгерским скульптором Яношем Фаркашом в Будапеште в 1949 году, была установлена и мемориальная доска. Надпись на доске гласит: «Шандор (Александр на венгерский манер. - Прим. ред. ) Пушкин, великий поэт русского народа», под ней выгравировано четверостишие из пушкинского «Памятника». Доску повесили на улице, которую тогда же переименовали в Пушкинскую. Все эти мероприятия были приурочены к 150-летию со дня рождения поэта. А годом ранее известный будапештский кинотеатр «Форум» сменил свое название на «Пушкин» - и носит его до сих пор.

Вашингтон

© www.as-pushkin.ru

1 из 2

2 из 2

Кто поставил : скульптор Александр Бурганов

Когда : 2000 год

История памятника : Статуя Пушкина работы Бурганова появилась на территории Университета Джорджа Вашингтона в 2000 году в рамках программы культурного обмена между Москвой и Вашингтоном. Решение об установке памятника было принято в 1999 году - в 200-ю годовщину со дня рождения русского поэта. В качестве ответного жеста в 2009 году около I гуманитарного корпуса МГУ установили статую американского поэта Уолта Уитмена.

Многие современники А. С. Пушкина еще при его жизни предсказывали ему особое место в русской и мировой литературе. Известный русский критик В. Г. Белинский писал о Пушкине: «Придет время , когда он будет в России поэтом классическим, по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство ». И история показала, что он был абсолютно прав.
А. С. Пушкин оставил после себя неоценимое наследие. Темы для произведений писатель черпал из глубины жизни. Он подвергал действительность смелой критике и вместе с тем находил в ней идеалы, близкие народу. И с высоты этих идеалов он оценивал все события и явления жизни. Пушкин стал по-настоящему народным поэтом , душой народа, его голосом. Он поднимал в своем творчестве вопросы, которые волновали и современников поэта, и последующие поколения.
Глубоко, ярко и живо выражая в своих стихотворениях личные переживания, поэт не ограничивается лишь личной темой. В его произведениях постоянно звучит неподдельный интерес к другим людям, к судьбам народа и страны. И эта общественная тема волнует автора также искренне, как личная. Именно об этом - о смысле жизни и предназначении поэта - говорит он в стихотворениях «Поэт», «Пророк» и многих других.
Обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Так понимал Пушкин свою задачу и предъявлял к себе высокие требования . Поэт может жить спокойной жизнью , пока его поэтический дух «вкушает хладный сон». Но наступает момент, когда «душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел», откроются «вещие зеницы» и он станет видеть то, что недоступно взору обычного человека , он начнет слышать «неба содроганье», «гад морских подводный ход и дольней лозы прозябанье». Творчество - это великий труд и подвиг, и поэт должен быть воодушевлен большой и важной идеей. Поэзия, по твердому убеждению Пушкина, должна строго следовать истине, преданно служить свободе, красоте, добру и справедливости. Самым строгим судьей своему творчеству является сам поэт:
…Ты сам свой высший суд,
/>
Доволен? Так пускай толпа его бранит…

Пушкин был поэтом для избранных, и в то же время в его произведениях отражаются характерные, типичные переживания и чувства, понятные и близкие большинству людей. Так, в стихотворении «Деревня», оде «Вольность» отразились мысли и стремления прогрессивно настроенных слоев общества. А в стихотворениях «Я вас любил…» или «Я помню чудное мгновенье …» заключены искренние нежные чувства, которые волновали и всегда будут волновать сердца всех людей, независимо от их взглядов и политических убеждений .
Пушкин был «поэтом действительности», в его творчестве находило отклик все многообразие явлений жизни, весь красочный живой мир волновал «нежный ум» поэта. И во всем этом мире, в каждой незаметной на первый взгляд детали, он умел находить таящуюся в ней красоту и гармонию. Н. В. Гоголь задавал себе вопрос: «Что же было предметом его поэзии?» И ответ был очевиден и поразителен: «Все стало ее предметом… Немеет мысль перед бесчисленностью ее предметов».
В своем стихотворении «Я памятник себе…» поэт выражает надежду, что будущие поколения поймут и оценят его, полюбят его поэзию за то, что она пробуждает лучшие чувства . Всем своим творчеством, всей своей жизнью, всеми мыслями, стремлениями и делами А. С. Пушкин воздвиг себе «нерукотворный памятник », к которому уже многие годы не зарастает «народная тропа» и не зарастет, наверное, никогда.


(No Ratings Yet)

  1. Пушкин и философско-историческая мысль 19 века …Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двадцатый год был великою эпохою в жизни...
  2. В последний вечер восемнадцатого столетия, 31 декабря 1800 года, у Пушкиных собрались гости. Стол был празднично накрыт: ждали наступления Нового года, нового, девятнадцатого, столетия. Ровно в полночь раздался звон часов....
  3. Гений Пушкина уникален в мировой истории. И хотя рядом с ним были выдающиеся поэты , никто из них заменить Пушкина, конечно, не мог. Ни Жуковский, ни Дельвиг, ни Баратынский, ни Языков,...
  4. А. С. Пушкин мало прожил, но много написал. Однако по сравнению с тем, сколько написано о поэте после его смерти, написанное им самим - капля в море. Кто только не...
  5. Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзажная лирика . Пейзаж в поэзии Пушкина менялся вместе в самим поэтом. В разные периоды своего творчества Пушкин по-разному изображал природу. На протяжении всего творческого...
  6. Лирика Пушкина тесно связана с историческими событиями , современником которых он являлся. В его стихах отражены произвол крепостного права и Отечественная война 1812 года, освобождение русскими Европы от «тирана» и восстание...
  7. Александр Сергеевич Пушкин - первый русский писатель бесспорно мирового значения. Он явился создателем национального русского литературного языка . Руководствуясь в своем творчестве реалистическими принципами художественного отображения действительности, Пушкин опирался на язык...
  8. 1. Идеи свободолюбия и гуманизма в творчестве А. С. Пушкина. 2. Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина. 3. Свободолюбивые мотивы в лирике А. С. Пушкина. 4. «…Вослед Радищеву восславил я свободу»....
  9. (1799 - 1837) (1799-1837), русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка. В юношеских стихах поэт лицейского братства, «поклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума», в ранних...
  10. На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою. А. С. Пушкин. На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою. А. С. Пушкин Каждого поэта на протяжении жизни, и особенно в...
  11. Тема вольности является одной из главных тем в лирике А. С. Пушкина. В разные периоды своего творчества поэт по-разному трактует понятие свободы, понимает значение его в жизни общества, в своей...
  12. Александр Сергеевич Пушкин в своих стихотворениях охватывает необычайно широкий круг вопросов, затрагивает разнообразные темы. Множество источников питало вдохновение поэта. Нередко Пушкин сам говорит о наиболее значимых мотивах своего творчества. В...
  13. Образ автора в романе создают лирические отступления , их в романе 27 значительных по объему и около 50 малых. В них автор отступает от сюжетной линии и раскрывает свое отношение к...
  14. И Г. Р. ДЕРЖАВИНА - ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В ПОЭЗИИ Гаврила Романович Державин - крупнейший поэт XVIII века, один из последних представителей русского классицизма. Творчество Державина глубоко противоречиво: раскрывая новые...
  15. Поэзия XX века значительно отличалась от поэзии XIX века. В XX веке сформировались различные литературно-художественные направления (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм). Поэты, принадлежащие к тому или иному направлению, по-разному определяли принципы...
  16. Пушкин, закончив работу над основными главами «Евгения Онегина», бил в ладоши и кричал, хваля самого себя: «Аи да Пушкин!..» Поэт, которого даже холодный Николай II признал «одним из самых умнейших...
  17. Борьба общественного и личного была извечным вопросом всей русской литературы XVIII-XIX веков. Поэты-классицисты утверждали приоритет гражданского. Вступая с ними в полемику, Жуковский вносит в поэзию лирическую струю. Его стихи приобретают...
  18. Лирический герой , сама по себе лирика - это осмысленный в слове духовный мир поэта. Лирический герой выражает мысли, чувства, стремления, свойственные не только автору, но и всему человечеству. Автор лирических...

Заранее прошу прощения у представителей КПРФ, но начну с памятника Ленину у входа в парк Горького. Меня уже давно достал вопрос, который постоянно задают иногородние товарищи во время прогулок по центру города. Такая примерно ситуация:

А это наш центральный парк...
- Имени Ленина?
- Нет, имени Горького.
- Странно: парк имени Горького, а памятник Ленину...

С монументом вождю пролетариата произошло историческое недоразумение. Памятник Ленину появился в 1929 году, а парк получил имя Горького позже, в 1936-м. После возвращения Алексея Максимовича в СССР в 1932 году почему-то накатила «горьковская эпидемия» переименования городских парков: Москва, Таганрог, Ростов, Алма-Ата, Минск, Одесса, Казань, Самара - всего около двух десятков.

С памятниками, обелисками, бюстами, декоративными фигурами и прочими изысками художественного творчества вообще надо быть аккуратнее. Не будем отходить далече от парка: на углу переулка Соборного и Большой Садовой в прошлом году появился памятник сантехнику и его верному коту. Ничего не имею против творения скульптора Михаила Ушакова, но возникает вопрос насчёт выбора места. Конечно, дорога к храму, в который упирается переулок, не заказана ни сантехнику, ни шпалоукладчику, ни работнику цеха по разделке говядины. И всё же: почему именно мастеру канализационных работ, да прямо в самом центре города, да обязательно вблизи центрального православного храма?

Может, уместнее было бы рядом с «Водоканалом»? Понятно, что новое время рождает новые «тренды» - прости, Господи! - и сантехник, извините за каламбур, «попал в струю». Его уже запечатлели в Москве, Перми, Екатеринбурге, Омске, Красноярске... Хорошо хоть, парк не переименовали. А вполне могли - «Парк культуры и отдыха имени сантехника Потапова».

Всему своё место. Памятник читателю у здания «Вечернего Ростова» - осознаю. Фигура ростовского купчины с Барсиком - не вызывает отторжения. А вот кудесник вантуза и унитаза, затесавшийся между Лениным и Димитрием Ростовским, - по-моему, перебор. Не смею настаивать, но...

Есть и другие примеры. Вот рядом со стадионом «Олимп-2» в прошлом году открыли мемориал героям-чернобыльцам. О художественных достоинствах сооружения отдельный разговор. Но - почему именно рядом со стадионом, название которого к тому же рождает некую двусмысленность? В нашем сегодняшнем представлении «олимпиец», «путь к Олимпу», «олимпийские высоты» прочно связаны со спортом, с позитивом, с победами. «Чернобылец на пути к олимпийским высотам» - звучит кощунственно... Вряд ли кто-то вспомнит о горной обители греческих богов, куда иногда забирали и героев.

Или вот прошлогоднее крушение «Боинга» в Ростове, которое унесло жизни 62 человек. В марте этого года открыли мемориал памяти о погибших пассажирах... прямо рядом с аэропортом! Люди! Ну вы что?! И мемориал нужный, и выполнен он на уровне - но о живых-то пассажирах подумайте! Это что, доброе напутствие, пожелание счастливого полёта?


Конечно, стадион можно переименовать, аэропорт перекочует в другое место. Не о том разговор. Просто соображалку надо же иногда включать.

Пройдёмся по Пушкинской. В своё время скульптор Анатолий Скнарин создал оригинальную композицию из трёх узорных «пушкинских» шаров. Она естественно вписывается в бульварное пространство, замечательно смотрится, создаёт атмосферу приобщения к творчеству поэта. Но вот незадача: ! Композиция не завершена, «Сказки Пушкина» не обрели своё законное место рядом со сценами из жизни поэта и из романа в стихах «Евгений Онегин». А проплешина под шар - существует и создаёт дискомфорт для взгляда и души. Может, разумнее заняться именно этим, а не сантехниками? При всём моём к ним уважении и где-то даже пиетете.


Вообще мне кажется, порою неплохо бы обсуждать идеи новых памятников, бюстов, декоративных фигурных композиций с жителями города.

Я, например, считаю несомненной удачей памятник Чехову работы того же Скнарина на той же Пушкинской. В нём есть своя изюминка: на постамент легко взбираются ребятишки и даже взрослые, фотографируясь на память, писатель в буквальном смысле становится ближе к читателю.

Но кто-то может со мною не согласиться. Кому-то такое «вольное отношение» к памятникам претит. И потому я согласен, когда судьба многих работ скульпторов решается не всенародным референдумом. А всё же не грех порою прислушаться к гласу народа.

Хотя бы при выборе персоналий для увековечивания. Мне, например, стыдно, что до сих пор в Ростове нет памятника человеку-легенде - советскому офицеру Александру Печерскому, который организовал и возглавил единственный за всю историю второй мировой войны успешный массовый побег заключённых из гитлеровского концлагеря . О Печерском снято несколько документальных фильмов , в 1987-м году в Голливуде режиссёр Джек Голд поставил блокбастер «Побег из Собибора», где роль нашего земляка сыграл Рутгер Хауэр. Памятник герою стоит в Израиле, в 2016 году указом президента России Владимира Путина Печерский награжден посмертно орденом Мужества, хотя, думаю, он достоин звания Героя России. Да, есть в Ростове и памятная доска , и улица Печерского. Но такому человеку обязательно должен быть и памятник.

Перенесёмся снова на Пушкинскую. В прошлом году здесь появились бюсты писателям-фронтовикам Михаилу Шолохову, Анатолию Калинину и Виталию Закруткину. Святое дело - увековечить их память. Но не так же! Создаётся впечатление, что идёшь по аллее кладбища. Некрополь у Кремлёвской стены . На мой взгляд, решение чудовищное. Одно дело - бюст Юрию Жданову рядом с университетской библиотекой , хотя тоже некоторые могут со мною не согласиться, другое - скорбный ряд, где не хватает только могильных плит.

Речь не о вкусовщине: дескать, кому-то нравится арбуз, кому-то - свиной хрящик. Мы же говорим не о том, как обставить собственную квартиру, там хоть кол на голове теши, мы обсуждаем облик родного города . К сожалению, я уверен, что не назвал и десятой части несуразных творений, уродующих наш город. Надеюсь, читатели помогут освежить мне память и дополнить перечень. А кто-то, наверное, со мною категорически не согласится. Что же, давайте обсудим?

Обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Так понимал Пушкин свою задачу и предъявлял к себе высокие требования. Поэт может жить спокойной жизнью, пока его поэтический дух "вкушает хладный сон". Но наступает момент, когда "душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел", откроются "вещие зеницы" и он станет видеть то, что недоступно взору обычного человека, он начнет слышать "неба содроганье", "гад морских подводный ход и дольней лозы прозябанье". Творчество - это великий труд и подвиг, и поэт должен быть воодушевлен большой и важной идеей. Поэзия, по твердому убеждению Пушкина, должна строго следовать истине, преданно служить свободе, красоте, добру и справедливости. Самым строгим судьей своему творчеству является сам поэт:

Ты сам свой высший суд,

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Автор призывает поэта не обращать внимания на мнение толпы, относиться равнодушно к хуле и хвале. Ведь хвала, обида и клевета - временное. Постоянна лишь преданность своим высоким идеалам. И этим требованиям и задачам Александр Сергеевич стремился следовать всю свою жизнь. Он постоянно жил жизнью своей страны, ее радостями и печалями, ее успехами и страданиями, ее славой и болью.

Пушкин был поэтом свободы: его творчество взывает к свободе - политической и духовной, свободе от рабства и предрассудков. Он посвятил его служению человеку, борьбе за счастье и справедливость. "Поэт - эхо мира", - писал М. Горький.

Пушкин был поэтом для избранных, и в то же время в его произведениях отражаются характерные, типичные переживания и чувства, понятные и близкие большинству людей. Так, в стихотворении "Деревня", оде "Вольность" отразились мысли и стремления прогрессивно настроенных слоев общества. А в стихотворениях "Я вас любил..." или "Я помню чудное мгновенье..." заключены искренние нежные чувства, которые волновали и всегда будут волновать сердца всех людей, независимо от их взглядов и политических убеждений.

Пушкин был "поэтом действительности", в его творчестве находило отклик все многообразие явлений жизни, весь красочный живой мир волновал "нежный ум" поэта. И во всем этом мире, в каждой незаметной на первый взгляд детали, он умел находить таящуюся в ней красоту и гармонию. Н. В. Гоголь задавал себе вопрос: "Что же было предметом его поэзии?" И ответ был очевиден и поразителен: "Все стало ее предметом... Немеет мысль перед бесчисленностью ее предметов".

В своем стихотворении "Я памятник себе..." поэт выражает надежду, что будущие поколения поймут и оценят его, полюбят его поэзию за то, что она пробуждает лучшие чувства. Всем своим творчеством, всей своей жизнью, всеми мыслями, стремлениями и делами А. С. Пушкин воздвиг себе "нерукотворный памятник", к которому уже многие годы не зарастает "народная тропа" и не зарастет, наверное, никогда.


Многие современники А. С. Пушкина еще при его жизни предсказывали ему особое место в русской и мировой литературе. Известный русский критик В. Г. Белинский писал о Пушкине: «Придет время, когда он будет в России поэтом классическим, по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство». И история показала, что он был абсолютно прав.

А. С. Пушкин оставил после себя неоценимое наследие. Темы для произведений писатель черпал из глубины жизни. Он подвергал действительность смелой критике и вместе с тем находил в ней идеалы, близкие народу. И с высоты этих идеалов он оценивал все события и явления жизни. Пушкин стал по-настоящему народным поэтом, душой народа, его голосом. Он поднимал в своем творчестве вопросы, которые волновали и современников поэта, и последующие поколения.

Глубоко, ярко и живо выражая в своих стихотворениях личные переживания, поэт не ограничивается лишь личной темой. В его произведениях постоянно звучит неподдельный интерес к другим людям, к судьбам народа и страны. И эта общественная тема волнует автора также искренне, как личная. Именно об этом - о смысле жизни и предназначении поэта - говорит он в стихотворениях «Поэт», «Пророк» и многих других.

Обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Так понимал Пушкин свою задачу и предъявлял к себе высокие требования. Поэт может жить спокойной жизнью, пока его поэтический дух «вкушает хладный сон». Но наступает момент, когда «душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел», откроются «вещие зеницы» и он станет видеть то, что недоступно взору обычного человека, он начнет слышать «неба содроганье», «гад морских подводный ход и дольней лозы прозябанье». Творчество - это великий труд и подвиг, и поэт должен быть воодушевлен большой и важной идеей. Поэзия, по твердому убеждению Пушкина, должна строго следовать истине, преданно служить свободе, красоте, добру и справедливости. Самым строгим судьей своему творчеству является сам поэт:

Ты сам свой высший суд,

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит...

Автор призывает поэта не обращать внимания на мнение толпы, относиться равнодушно к хуле и хвале. Ведь хвала, обида и клевета - временное. Постоянна лишь преданность своим высоким идеалам. И этим требованиям и задачам Александр Сергеевич стремился следовать всю свою жизнь. Он постоянно жил жизнью своей страны, ее радостями и печалями, ее успехами и страданиями, ее славой и болью.

Пушкин был поэтом свободы: его творчество взывает к свободе - политической и духовной, свободе от рабства и предрассудков. Он посвятил его служению человеку, борьбе за счастье и справедливость. «Поэт - эхо мира», - писал М. Горький.

Пушкин был поэтом для избранных, и в то же время в его произведениях отражаются характерные, типичные переживания и чувства, понятные и близкие большинству людей. Так, в стихотворении «Деревня», оде «Вольность» отразились мысли и стремления прогрессивно настроенных слоев общества. А в стихотворениях «Я вас любил...» или «Я помню чудное мгновенье...» заключены искренние нежные чувства, которые волновали и всегда будут волновать сердца всех людей, независимо от их взглядов и политических убеждений.

Пушкин был «поэтом действительности», в его творчестве находило отклик все многообразие явлений жизни, весь красочный живой мир волновал «нежный ум» поэта. И во всем этом мире, в каждой незаметной на первый взгляд детали, он умел находить таящуюся в ней красоту и гармонию. Н. В. Гоголь задавал себе вопрос: «Что же было предметом его поэзии?» И ответ был очевиден и поразителен: «Все стало ее предметом... Немеет мысль перед бесчисленностью ее предметов».

В своем стихотворении «Я памятник себе...» поэт выражает надежду, что будущие поколения поймут и оценят его, полюбят его поэзию за то, что она пробуждает лучшие чувства. Всем своим творчеством, всей своей жизнью, всеми мыслями, стремлениями и делами А. С. Пушкин воздвиг себе «нерукотворный памятник», к которому уже многие годы не зарастает «народная тропа» и не зарастет, наверное, никогда.

Многие современники А. С. Пушкина еще при его жизни предсказывали ему особое место в русской и мировой литературе. Известный русский критик В. Г. Белинский писал о Пушкине: "Придет время, когда он будет в России поэтом классическим, по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство". И история показала, что он был абсолютно прав.

А. С. Пушкин оставил после себя неоценимое наследие. Темы для произведений писатель черпал из глубины жизни. Он подвергал действительность смелой критике и вместе с тем находил в ней идеалы, близкие народу. И с высоты этих идеалов он оценивал все события и явления жизни. Пушкин стал по-настоящему народным поэтом, душой народа, его голосом. Он поднимал в своем творчестве вопросы, которые волновали и современников поэта, и последующие поколения.

Глубоко, ярко и живо выражая в своих стихотворениях личные переживания, поэт не ограничивается лишь личной темой. В его произведениях постоянно звучит неподдельный интерес к другим людям, к судьбам народа и страны. И эта общественная тема волнует автора также искренне, как личная. Именно об этом - о смысле жизни и предназначении поэта - говорит он в стихотворениях "Поэт", "Пророк" и многих других.

Обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Так понимал Пушкин свою задачу и предъявлял к себе высокие требования. Поэт может жить спокойной жизнью, пока его поэтический дух "вкушает хладный сон". Но наступает момент, когда "душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел", откроются "вещие зеницы" и он станет видеть то, что недоступно взору обычного человека, он начнет слышать ".....

Цудахарская средняя общеобразовательная школа

с. Цудахар

Подготовила:

Цель урока:

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», через который учащимся необходимо понять основной замысел поэта о человека-творца.

Задачи урока:

    систематизировать и обобщить знания учащихся, полученные на предыдущих уроках литературы; продолжать развивать умение анализировать лирическое стихотворение и пробудить у учащихся интерес к личности и творчеству; развивать логическое и аналитическое мышление через художественное воображение и устное рисование; дать возможность почувствовать силу слова, образов, представлений, воспитывать интерес и уважение к творчеству А. Пушкина.

Оборудование урока:

Мультимедиа проектор, мультимедийная презентация (приложение), музыкальное оформление, видеосюжет, иллюстрации памятников, текст пушкинского стихотворения «Памятник», интерактивная доска

Ход урока:

Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет.

Тихо звучит музыка вальса, и на ее фоне ученик читает отрывок из стихотворения Натальи Саженковой "Великий поэт":

Есть много людей знаменитых на свете,
Чья слава сквозь годы прошла и до нас,
Но Пушкина сказки читают все дети,
О нём мы не вспомнить не можем сейчас.

Великий поэт нам оставил в наследство,
Крылатые мысли, правдивый язык.
И Пушкина слово волнует нам сердце,
И к пушкинской мысли здесь каждый привык.

"О вещем Олеге" узнаем из песни,
И "Зимнее утро"прочтём наизусть.
"О няне" читать будет нам интересно,
И сердце охватит тревога и грусть.

В честь Пушкина названы улицы в сёлах,
В больших городах и районах страны.
Открыты музеи, театры, и в школе,
Его изучаем подробнее мы.


Учитель: - Поэзия Пушкина… Это высокая правда о человеке, о жизни, о душе. Это духовное достояние, гордость и любовь всего человечества. Сегодня на уроке мы систематизируем и обобщим знания, полученные на предыдущих уроках литературы по творчеству поэта и проведем анализ его стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…».

После вступительного слова учитель на интерактивной доске проецирует высказывания об (слайд 2).

(брат поэта): «… был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевлено, ростом он был мал, но сложен необыкновенно крепко и соразмерно».

: «Человек небольшого роста, но довольно плечистый и сильный, с быстрым и наблюдательным взором, необыкновенно живой…».

: «… без всяких притязаний, с живыми, быстрыми глазами, с тихим приятным голосом».

Прочитав высказывания, учащиеся в парах готовят ответ на вопрос:

    « Пушкин… Какой он? » (Каждой паре даются чистые листы, учащиеся дают свою характеристику личности и внешности поэта).

Дать определение слову «памятник» с помощью словаря. Завершив эту работу, они приступают к очередной деятельности: 1-ая группа подбирает синонимы к слову «памятник», а 2-ая группа дает перевод этого слова и его синонимов на даргинский язык.

Учитель обращает внимание учеников на иллюстрированный материал, представляющий памятники. Знакомятся учащиеся и с другими памятниками великому поэту, находящимися в разных городах(слайд 3,4,5).

Просмотр видеосюжета о том, как отмечали день рождения Пушкина в (видео 1).

Учитель: Задумайтесь над вопросом: « Предчувствовал ли Пушкин, что после его смерти будут помнить о нем?»

После прочтения выполняется словарная работа. На доске записано объяснение следующих слов (слайд 7):

Пиит – поэт.

Александрийский столп – колонна высотой в 27 метров, воздвигнутая в честь Александра Й на Дворцовой площади Петербурга (демонстрируется иллюстрация Дворцовой площади в Петербурге).

Заветная лира – искусство поэта.

Воздвиг – поставил, построил.

Памятник нерукотворный – такой, какого нельзя сделать руками, нельзя сотворить из камня, .

Приемли – прими

Милосердие – доброта.

Ознакомившись с объяснением некоторых слов, данных в стихотворении, учащиеся возобновляют работу в группах, формулируя ответы на следующие вопросы (слайд 8):

Почему Пушкин называет свой памятник «нерукотворным» и противопоставляет его Александрийскому столпу? Почему поэт уверен, что «к нему не зарастет народная тропа»? В каких строках поэт говорит о бессмертии своего творчества?

Анализ стихотворения: учащимся необходимо повторить некоторые сведения из теории литературы, поэтому они обращаются к словарю литературоведческих терминов, восстанавливая в памяти определение таких понятий, как: тема, идея, композиция, эпитет, олицетворение, метафора.

Схема анализа стихотворения:

Год написания стихотворения; тема стихотворения; идея, как она раскрывается; композиция; художественные средства (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры Что хотел донести до читателя поэт этим стихотворением?

В своих ответах учащиеся подчеркивают, что, по мнению Пушкина, настоящий поэт независим от служения светской толпе, он должен служить свободе, красоте, истине, добру.


слушать – слышать

смотреть - видеть

Одинаковы эти слова по значению?

Нет, можно смотреть, но не вникать

слушать, но не слышать,

Прошу вас слышать и видеть,

Давайте разобьемся на три группы, выбрав для себя тему.

Лирика дружбы.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мои друг, отчизне посвятил

Души прекрасные порывы!

Каждый ученик из группы читает четверостишие и анализирует.

Чем интересна была для вас эта тема?

Почему я выбрал это стихотворение?

Какие строки запали в душу?

Дружба способна влиять на судьбу человека?

Лирика любви.

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи, —
Храни меня, мой талисман.

В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,
Души волшебное светило...
Оно сокрылось, изменило...
Храни меня, мой талисман.

Пускай же в век сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.

Каким вы увидели Пушкина в любви?

Что такое любовь?

Что значит любовь для вас?

Пушкин о поэте.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

В чём видит Пушкин назначение поэта и его поэзии?

В чём подвиг и трагедия Пушкина?

Итак, мы обогатили друг друга своими поисками.

Звучит музыка Г. Свиридова "Романс".

Какая прозвучала мелодия?

Что вы слышите?

Какие музыкальные инструменты помогли вам услышать её?

Какие чувства пробудились в вас?

Какое стихотворение вам хотелось бы прочитать?

Прочитайте.

Творческая работа.

Давайте зажжем свечи, почувствуем тепло, возьмём ручки и попробуем превратиться в юных поэтов. Необходимо подобрать к слову, кончающему строку, рифму.

Звучит музыка "Времена года".

1 четверостишие

Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма.

2 четверостишие

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит -

То моё сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит.

С. Стромилов

3 четверостишие

Стонет сизый голубочек,

Стонет он и день, и ночь

Миленький его дружочек

Отлетел надолго прочь.

Учитель: Кипучей творческой жизнью продолжал жить Пушкин до самых последних дней. Погиб поэт, как сказал Герцен, « в расцвете сил, не допев своих песен, не досказав того, что мог бы сказать». Последние часы жизни… (Тихо звучит вальс Свиридова). Послушайте, какими они были для поэта.

Ученик 1: (слайд 9) Весть о дуэли быстро распространилась по Петербургу. К дому на Мойке спешили сотни людей. Не было только придворной знати. Жуковский в письме к отцу Пушкина сообщал о последних часах жизни поэта: « Послав Даля ободрить жену надеждою, Пушкин сам не имел никакой. Однажды он спросил: «Который час?» И на ответ Даля продолжал прерывающимся голосом: «Долго ли… мне… так мучиться? Пожалуйста, поскорей!» Последние слова Пушкина: «Кончена жизнь…»

Ученик 2: поэт умер. В «Санкт-Петербургских » 1837 года было сделано сообщение: «Вчера, 29-го января, в 3-м часу пополудни скончался Александр Сергеевич Пушкин». Могила поэта находится в Святогорском монастыре, недалеко от Михайловского. В честь великого поэта дважды в год – в день его рождения и его гибели – звонят колокола Святогорской церкви (слайд 10).

Гордись, Россия вековая,

Ты миру Пушкина дала.

Скорби и плачь, страдая,

Что ты его не сберегла…

Учитель: Проходят годы, века со дня рождения и смерти Пушкина, но по - прежнему Пушкин учит нас верить в людей, ловить прекрасные мгновения жизни, окончить все споры и видеть в жизни прекрасное, он объединяет нас, людей разных национальностей.

Д\З: Написать сочинение "Мой Пушкин"


А. Александру II

Б. Кутузову М.И.

В. Минину К. и Пожарскому Д.И.

Г. Пушкину А.С.

Какое имя приняла при присоединении к православию супруга Николая II урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадская?

А. Александра Фёдоровна

Б. Екатерина Алексеевна

В. Елизавета Фёдоровна

Г. Мария Фёдоровна

Сколько детей было в семье Николая II?

А. две девочки и два мальчика

Б. три девочки и два мальчика

В. три девочки и мальчик

Г. четыре девочки и мальчик

В годы какой войны происходили форсирование Дуная, осада Плевны, оборона Шипки, сражение у Шейново?

А. Крымской

Б. Первой мировой

В. Русско-турецкой

Г. Русско-японской

9. Из представленного списка выберите открытие, которое было сделано в конце XIX века:

А. Геометрия Лобачевского

Б. Открытие Антарктиды

В. Периодическая система химических элементов Менделеева

Г. Прививка от оспы

10. Выберите список, в котором перечислены произведения, появившиеся во второй половине XIX века:

А. Комедия «Горе от ума», картина «Опять двойка», памятник «Минину и Пожарскому» на Красной площади

Б. Роман в стихах «Евгений Онегин», картина «Утро в сосновом бору», памятник «Медный всадник»

В. Роман «Преступление и наказание», картина «Черный квадрат», памятник «Александровская колона»

Г. Роман-эпопея «Война и мир», картина «Богатыри», памятник «Тысячелетие России»

ЛОГИКА

1. Из пословицы выпали шесть гласных букв и пробелы, восстановите ее:

Кнг-клчкзнн

_____________________________

Сколько четырёхугольников на рисунке?

_________________________

Какое сочетание букв следующее?

БИБЛИОТЕКА

ИББЛИОТЕАК

ИББЛИОТАЕК

ИБЛБИОАТЕК

____________________________

Заполните пустые ячейки.

Определите слово в скобках.

1 28 12 (Б Ы Л И Н А) 9 14 0

18 11 0 (. . . . . .) 8 11 0

Расставьте буквы в клеточки так, чтобы получились фамилия известного русского баснописца и одна из героинь его произведений.

А В В К Л Н О О Р Р Ы

8. Отгадайте, какое слово спряталось в картинке (изограф):



________________________

9. Решив ребус, запишите название произведения и укажите его автора:

___________________________

10. Вспомнив литературные термины, решите метаграмму, в ответе написав оба слова, которые состоят из 6 букв.

Первая состоит из сочетаний второй

Первая отличается от второй предпоследней буквой

Первая имеет на конце ноту

Читая буквы в них в порядке 5432, увидим в первой укрепление,

а во второй спортивную площадку.

ЧТЕНИЕ


Царствование императоров Александра II, Александра III и Николая II – это «золотые годы» благотворительности и милосердия. В это время начинает складываться целая система попечительства. Среди представителей царствующего Дома Романовых были настоящие подвижники благотворительности и милосердия: императрицы Мария Александровна, Александра Федоровна, Мария Федоровна (мать Николая II), великие княгини Елизавета Федоровна (ныне святая преподобномученица Елисавета), Александра Петровна (ныне святая инокиня Анастасия Киевская), близкий родственник императорской фамилии принц Петр Ольденбургский – попечитель Киевского дома призрения бедных, покровитель Глазной лечебницы. Многие члены Дома Романовых на свои средства строили благотворительные учреждения, приюты и богадельни, активными делами покровительствовали заведениям милосердия.

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами.

Олимпиада «Наше наследие» сотрудничает с православной службой помощи «Милосердие».

27 проектов службы расположены в разных частях Москвы, а некоторые программы распространяются и на всю страну. Служба «Милосердие» - это единый организм, единая служба помощи самым обездоленным: одиноким старикам, инвалидам, беременным женщинам, оказавшимся без крыши над головой, детям-сиротам, бездомным, ВИЧ-инфицированным.



Одна из ключевых особенностей службы «Милосердие» - наличие собственной инфраструктуры, благодаря которой оказывается комплексная, профессиональная и долгосрочная помощь постоянным подопечным. Свято-Софийский социальный дом, Центр реабилитации детей с ДЦП, Елизаветинский детский дом, Свято-Спиридоньевская богадельня, «Дом для мамы» и многие другие проекты – это негосударственные некоммерческие учреждения, которые входят в состав службы «Милосердие».

На 80% служба «Милосердие» существует на пожертвования, поэтому судьба всех, кому служба помогает, зависит от того, насколько регулярно поступают средства от благотворителей. У службы «Милосердие» около 400 постоянных подопечных - тех, о ком сотрудники «Милосердия» заботятся из года в год. Это дети-сироты, воспитывающиеся в детских домах и государственных интернатах, одинокие старики в богадельне, взрослые инвалиды в психоневрологическом интернате и другие. Всего за год служба «Милосердие» помогает более чем 20 000 нуждающихся.

Будет замечательно, если хотя бы раз в году каждый участник нашей олимпиады осознано откажется, например, от покупки мороженого и переведет эти средства на поддержку одной из служб «Милосердие» https://miloserdie.help/projects/.

Вместе мы можем сделать много хорошего.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!