План логопеда индивидуального развития ребенка. Индивидуальный план коррекционной работы с детьми с онр

Подготовила учитель - логопед Дерябина Екатерина Александровна

МБДОУ "Детский сад № 32"-КВ г.Стерлитамака

Индивидуальный план работы (I год обучения)

б) подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков _____________________________________________

в) уточнить артикуляцию звуков_______________________________________________________________________

в) учить различать на слух гласные и согласные звуки

г) учить различать согласные по твёрдости-мягкости;

е) учить анализу и синтезу 1-2-сложных слов.

4. Преодоление нарушений слоговой структуры слов _____________________________________________________

6. Формирование грамматического строя речи: учить правильно употреблять _________________________________

7. Развитие связной речи:

а) учить диалогической речи;

Дневник _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальный план работы (II год обучения)

с _____________________________________________на 20___ - 20___ год

1. Развитие неречевых процессов:

а) развивать все виды восприятия, внимания, памяти, мышления;

б) развивать общую, мелкую моторику.

в) работать над речевым дыханием, темпом, ритмом, интонационной выразительностью речи.

2. Коррекционная работа по звукопроизношению:

а) путём проведения массажа, артикуляционной гимнастики добиться полноты, чёткости, переключаемости движений органов речевого аппарата.

б) подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков ________________________________________________

в) уточнить артикуляцию звуков__________________________________________________________________________

г) автоматизировать поставленные звуки во всех речевых структурах.

д) дифференцировать оппозиционные звуки.

3. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, обучение основам грамоты:

а) учить выделять звуки из ряда звуков, из состава слова;

б) учить подбирать картинки на заданный звук;

в) учить различать на слух гласные и согласные звуки;

г) учить различать согласные по твёрдости-мягкости, звонкости - глухости;

д) учить находить место звука в слове;

е) учить анализу и синтезу 1-2-3 сложных слов;

ж) обучать печатанию букв, слогов, слов и предложений.

4. Преодоление нарушений слоговой структуры слов ________________________________________________________

5. Расширение и активизация словаря.

6. Формирование грамматического строя речи: учить правильно употреблять ___________________________________

7. Развитие связной речи:

а) учить диалогической речи;

б) учить подробному пересказу.

в) учить составлению описательного рассказа, рассказа по серии сюжетных картин, по картине, рассказа по теме.

г) обучать рассказыванию с элементами творчества.

Дневник ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Планы индивидуальной

логокоррекционной работы

на 2016-2017 уч.год

группа «Петушок»

учителя-логопеда Костенко Н.В.

Фамилия, имя ребенка – В. Д.

Основные направления

логокоррекционной работы

Формы, методы, приемы

Сроки

Сентябрь- май

Развитие импрессивной речи:

Игры с предметами

Сентябрь- май

Сентябрь-май

Серия картинок

(от 2до 5)

Декабрь-май

Дидактические игры:

Ноябрь – май

Развивать мелкую моторику:

Пальчиковая гимнастика;

Пазлы

Сентябрь- май

Постановка речевого дыхания:

Дидактические игры:

«Воздушный змей»

Игры с предметами

Сентябрь- ноябрь

План индивидуальной логокоррекционной

работы на 2016 – 2017 уч. год

Фамилия, имя ребенка – Ф. М.

Логопедическое заключение: ОНР 1 уровень

Основные направления

логокоррекционной работы

Формы, методы, приемы

Сроки

Развитие артикуляционной моторики:

Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Щетка».

Сентябрь- май

Развитие импрессивной речи:

Расширять объем понимания речи;

Учить выполнять инструкции «дай», «на», «возьми».

Демонстрационный материал по лексическим темам

Игры с предметами

Сентябрь- май

Обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом

Оформление логопедического альбома

Дидактические игры: «Три картинки», «Мир вокрук нас», «Развивающие лото», «Кто чей малыш» и др.

Сентябрь-май

Создавать предпосылки к развитию речи:

Формирование языковых способностей, вызывая подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений;

Формировать умение правильно отвечать на вопросы

Дидактические игры: «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы», «Машина», «Пирамида»,«Расскажи сказку», «Кто как кричит», «Чей малыш».

Серия картинок

(от 2до 5)

Декабрь-май

Постановка и развитие тембро-ритмической организации речи

Дидактические игры:

«Мозаика», «Дом», «Муравей», «Самолетик», «Клоун»

Ноябрь – май

Развивать мелкую моторику:

Пальчиковая гимнастика;

- «Волшебные ниточки и клубочки»

Пазлы

Сентябрь- май

Постановка речевого дыхания:

Дидактические игры:

«Ветерок», «Кораблики», «Одуванчики»

«Воздушный змей»

Игры с предметами

Сентябрь- ноябрь

План индивидуальной логокоррекционной

работы на 2016 – 2017 уч. год

Фамилия, имя ребенка – В. Т.

Логопедическое заключение: ОНР 2 уровень

Основные направления

логокоррекционной работы

Формы, методы, приемы

Сроки

Развитие артикуляционной моторики:

Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Щетка».

Сентябрь- май

Постановка звуков сложного онтогенеза: с,сь,з,зь,ш,ж,ч,щ,л,ль,р,рь

Воспитание самоконтроля

(родители, педагоги)

Сентябрь- май лр

Развитие импрессивной речи:

Расширять объем понимания речи;

Учить выполнять инструкции «дай», «на», «возьми».

Демонстрационный материал по лексическим темам

Игры с предметами

Сентябрь- май

Обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом

Оформление логопедического альбома

Дидактические игры: «Три картинки», «Мир вокрук нас», «Развивающие лото», «Кто чей малыш» и др.

Сентябрь-май

Создавать предпосылки к развитию речи:

Формирование языковых способностей, вызывая подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений;

Формировать умение правильно отвечать на вопросы

Дидактические игры: «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы», «Машина», «Пирамида»,«Расскажи сказку», «Кто как кричит», «Чей малыш».

Серия картинок

(от 2до 5)

Сентябрь-май

Постановка и развитие тембро-ритмической организации речи

Дидактические игры:

«Мозаика», «Дом», «Муравей», «Самолетик», «Клоун»

Сентябрь – май

Развивать мелкую моторику:

Пальчиковая гимнастика;

- «Волшебные ниточки и клубочки»

Пазлы

Сентябрь- май

Постановка речевого дыхания:

Дидактические игры:

«Ветерок», «Кораблики», «Одуванчики»

«Воздушный змей»

Игры с предметами

Сентябрь - ноябрь

План индивидуальной логокоррекционной

работы на 2016 – 2017 уч. год

Фамилия, имя ребенка – С. Ф.

Логопедическое заключение: ОНР 2 уровнь на фоне СНгл.

Основные направления

Формы, методы, приемы

Сроки

Сентябрь

Формирование правильного звукопроизношения:

Постановка звуков простого и сложного онтогенеза.

Автоматизация поставленных звуков в строгой последовательности

Воспитание самоконтроля

а) через внешний контроль со стороны взрослых

(родители, педагоги)

б) через использование сигналов обратной связи

в) через систематическую работу

Введение поставленных и автоматизированных звуков в спонтанную речь.

Артикуляционные упражнения: Чередование «Заборчик»-«Трубочка», «Лопаточка», «Язычок перешагивает зубы», «Кто дальше загонит мяч», «Чашечка», «Качели», «Пароход», «Фокус», «Парус», «Заведи моторчик».

Сентябрь-май

Сентябрь-май

Сентябрь-ноябрь

Сентябрь-май

Январь-май

Дидактические игры:

Сентябрь-май

Сентябрь-ноябрь.

Декабрь –май.

Сентябрь-май.

Формирование связной речи:

Сентябрь-май.

Сентябрь-май

Декабрь-май.

План индивидуальной логокоррекционной

работы на 2016 – 2017 уч. год

Фамилия, имя ребенка – К. К.

Основные направления

логокоррекционной работы и задачи

Формы, методы, приемы

Сроки

Развитие артикуляционной моторики.

Артикуляционные упражнения

Самомассаж языка, губ.

Сентябрь

Формирование правильного звукопроизношения:

Постановка звуков сложного онтогенеза: р,рь.

Автоматизация поставленных звуков в строгой последовательности

Воспитание самоконтроля

а) через внешний контроль со стороны взрослых

(родители, педагоги)

б) через использование сигналов обратной связи

в) через систематическую работу

Введение поставленных и автоматизированных звуков в спонтанную речь.

Артикуляционные упражнения: «Окошечко», «Лопаточка», «Парус», «Заведи моторчик».

Сентябрь-май

Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом

Демонстрационный материал по лексическим темам.

Дидактические игры: «Мир вокруг нас», «В саду, в поле, в огороде», «Чей малыш», «Чей домик», «Животные и птицы. Как говорят и что едят». «Уютный домик», «Три картинки», «Круглый год», «Осень, зима,весна,лето»,»Развивающее лото», «Знают все профессии», «Четвертый лишний», «Противоположности», «Умные машины».

Сентябрь-ноябрь

Сентябрь-май.

Работа над слоговой структурой слов. Проведение работы по делению слов и выделению ударного слога

Определение количества слогов в слове, составление слоговых схем.

Анализ слов: обратный прямой, со стечением согласных

Проговаривание и чтение слогов со стечением согласных и включение этих слогов в состав слова.

Дидактическое пособие «Преодоление слоговой структуры слова»,

Дидактическая игра «Делим слова на слоги».

Различные упражнения типа «Запомни - повтори», «Скажи - повтори» и др.

Сентябрь-май

Формирование грамматического строя речи:

Употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа;

Употребление имен существительных дательного падежа множественного числа;

Предложного формы имени существительного;

Согласование имен числительных с именами существительными;

Согласование прилагательных с существительными;

Знание и употребление пространственных предлогов

Дидактические игры:

«Автобус для зверят», «Счет 1,2,3…», «Веселая геометрия», «Найди по описанию», «Посади огород», «Один-много», «Большой-маленький», «Чей малыш», «Что из чего» , «Круглый год».

Дидактическое пособия: «Развиваем речь», «Большая книга упражнений»

Сентябрь-май

Развитие фонематическое восприятие

Развивать слуховое внимание, память.

Учить выделять согласный звук из начала слова под ударением.

Учить выделять согласный звук из конца слова.

Определять поставленный звук в разных позициях.

Дидактическая игры: «Логопедическое лото», «Кот –охотник», «Лиса и колобок», «Пес – шалун».

Сентябрь –май.

Формирование мелкой и общей моторики:

Учить правильно держать карандаш, регулировать нажим карандаша и ручки.

Развивать мелкую моторику рук.

Различные упражнения на профилактику дизграфии («Почини букву», «Вылепи букву», «Допиши букву», «Сложи букву» и т.д.

Работа в рабочей тетради «Я буду писать правильно».

Сентябрь-май.

Формирование связной речи:

Учить объединять простые предложения в короткий рассказ. Составлять элементарные рассказы – описания.

Обучать умению составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Составление рассказов «Мой любимый овощ, фрукт, игрушка» и далее по лексическим темам.

Дидактические игры: «Истории в картинках», «Сказки для маленьких», «Расскажи сказку».

Дидактическое пособие «Рассказы в картинках»

Сентябрь-май.

Сентябрь-май

Ноябрь-май.

План индивидуальной логокоррекционной

работы на 2016 – 2017 уч. год

Фамилия, имя ребенка – Г. Е.

Логопедическое заключение: ОНР 2 уровнь на фоне СНГЛ

Основные направления

логокоррекционной работы и задачи

Формы, методы, приемы

Сроки

Развитие подвижности речевого аппарата.

Развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.

Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», Накажем непослушный язычок», «Заборчик», «Трубочка»,

Сентябрь

Формирование правильного звукопроизношения:

Автоматизация поставленных звуков в строгой последовательности

Воспитание самоконтроля

а) через внешний контроль со стороны взрослых

(родители, педагоги)

б) через использование сигналов обратной связи

в) через систематическую работу

Введение поставленных и автоматизированных звуков в спонтанную речь.

Артикуляционные упражнения: Чередование «Заборчик»-«Трубочка», «Лопаточка», «Язычок перешагивает зубы», «Кто дальше загонит мяч», «Чашечка», «Качели», «Пароход», «Фокус», «Парус», «Заведи моторчик».

Сентябрь-май

Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом

Демонстрационный материал по лексическим темам. Оформление логопедического альбома.

Дидактические игры: «Мир вокруг нас», «В саду, в поле, в огороде», «Чей малыш», «Чей домик», «Животные и птицы. Как говорят и что едят». «Уютный домик», «Три картинки», «Круглый год», «Осень, зима,весна,лето»,»Развивающее лото», «Знают все профессии», «Четвертый лишний», «Противоположности», «Умные машины».

Сентябрь-май

Сентябрь-ноябрь

Сентябрь-май

Работа над слоговой структурой слов. Проведение работы по делению слов и выделению ударного слога

Определение количества слогов в слове, составление слоговых схем.

Анализ слов: обратный прямой, со стечением согласных

Проговаривание и чтение слогов со стечением согласных и включение этих слогов в состав слова.

Дидактическое пособие «Преодоление слоговой структуры слова»,

Дидактическая игра «Делим слова на слоги».

Различные упражнения типа «Запомни - повтори», «Скажи - повтори» и др.

Январь-май

Формирование грамматического строя речи:

Употребление имен существительных именительного падежа единственного и множественного числа;

Употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа;

Употребление имен существительных дательного падежа единственного и множественного числа;

Предложного формы имени существительного;

Согласование имен числительных с именами существительными;

Согласование прилагательных с существительными;

Знание и употребление пространственных предлогов

Дидактические игры:

«Автобус для зверят», «Счет 1,2,3…», «Веселая геометрия», «Найди по описанию», «Посади огород», «Один-много», «Большой-маленький», «Чей малыш», «Что из чего» , «Круглый год».

Дидактическое пособия: «Развиваем речь», «Большая книга упражнений»

Сентябрь-май

Развитие фонематическое восприятие

Развивать слуховое внимание, память.

Учить выделять согласный звук из начала слова под ударением.

Учить выделять согласный звук из конца слова.

Определять поставленный звук в разных позициях.

Речевые игры: «Поймай звук», «Хлопни – топни»

Дидактическая игры: «Логопедическое лото», «Кот –охотник», «Лиса и колобок», «Пес – шалун».

Сентябрь-ноябрь.

Декабрь –май.

Формирование мелкой и общей моторики:

Учить правильно держать карандаш, регулировать нажим карандаша и ручки.

Развивать мелкую моторику рук.

Различные упражнения на профилактику дизграфии («Почини букву», «Вылепи букву», «Допиши букву», «Сложи букву» и т.д.

Сентябрь-май.

Формирование связной речи:

Учить объединять простые предложения в короткий рассказ. Составлять элементарные рассказы – описания(с опорой на схему

Обучать умению составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Составление рассказов «Мой любимый овощ, фрукт, игрушка» и далее по лексическим темам.

Дидактические игры: «Истории в картинках», «Сказки для маленьких», «Расскажи сказку».

Дидактическое пособие «Рассказы в картинках»

Сентябрь-май.

Сентябрь-май

Декабрь-май.

План индивидуальной логокоррекционной

работы на 2016 – 2017 уч. год

Фамилия, имя ребенка – В. А.

Логопедическое заключение: ОНР 2 уровнь

Основные направления

логокоррекционной работы и задачи

Формы, методы, приемы

Сроки

Развитие подвижности речевого аппарата.

Развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.

Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», Накажем непослушный язычок», «Заборчик», «Трубочка»,

Сентябрь

Формирование правильного звукопроизношения:

Постановка звуков сложного онтогенеза.

Автоматизация поставленных звуков в строгой последовательности

Воспитание самоконтроля

а) через внешний контроль со стороны взрослых

(родители, педагоги)

б) через использование сигналов обратной связи

в) через систематическую работу

Введение поставленных и автоматизированных звуков в спонтанную речь.

Артикуляционные упражнения: Чередование «Заборчик»-«Трубочка», «Лопаточка», «Язычок перешагивает зубы», «Кто дальше загонит мяч», «Чашечка», «Качели», «Пароход», «Фокус», «Парус», «Заведи моторчик».

Сентябрь-май

Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом

Демонстрационный материал по лексическим темам. Оформление логопедического альбома.

Дидактические игры: «Мир вокруг нас», «В саду, в поле, в огороде», «Чей малыш», «Чей домик», «Животные и птицы. Как говорят и что едят». «Уютный домик», «Три картинки», «Круглый год», «Осень, зима,весна,лето»,»Развивающее лото», «Знают все профессии», «Четвертый лишний», «Противоположности», «Умные машины».

Сентябрь-май

Сентябрь-ноябрь

Сентябрь-май

Работа над слоговой структурой слов. Проведение работы по делению слов и выделению ударного слога

Определение количества слогов в слове, составление слоговых схем.

Анализ слов: обратный прямой, со стечением согласных

Проговаривание и чтение слогов со стечением согласных и включение этих слогов в состав слова.

Дидактическое пособие «Преодоление слоговой структуры слова»,

Дидактическая игра «Делим слова на слоги».

Различные упражнения типа «Запомни - повтори», «Скажи - повтори» и др.

Январь-май

Формирование грамматического строя речи:

Употребление имен существительных именительного падежа единственного и множественного числа;

Употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа;

Употребление имен существительных дательного падежа единственного и множественного числа;

Предложного формы имени существительного;

Согласование имен числительных с именами существительными;

Согласование прилагательных с существительными;

Знание и употребление пространственных предлогов

Дидактические игры:

«Автобус для зверят», «Счет 1,2,3…», «Веселая геометрия», «Найди по описанию», «Посади огород», «Один-много», «Большой-маленький», «Чей малыш», «Что из чего» , «Круглый год».

Дидактическое пособия: «Развиваем речь», «Большая книга упражнений»

Сентябрь-май

Развитие фонематическое восприятие

Развивать слуховое внимание, память.

Учить выделять согласный звук из начала слова под ударением.

Учить выделять согласный звук из конца слова.

Определять поставленный звук в разных позициях.

Речевые игры: «Поймай звук», «Хлопни – топни»

Дидактическая игры: «Логопедическое лото», «Кот –охотник», «Лиса и колобок», «Пес – шалун».

Сентябрь-ноябрь.

Декабрь –май.

Формирование мелкой и общей моторики:

Учить правильно держать карандаш, регулировать нажим карандаша и ручки.

Развивать мелкую моторику рук.

Различные упражнения на профилактику дизграфии («Почини букву», «Вылепи букву», «Допиши букву», «Сложи букву» и т.д.

Сентябрь-май.

Формирование связной речи:

Учить объединять простые предложения в короткий рассказ. Составлять элементарные рассказы – описания(с опорой на схему

Обучать умению составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Составление рассказов «Мой любимый овощ, фрукт, игрушка» и далее по лексическим темам.

Дидактические игры: «Истории в картинках», «Сказки для маленьких», «Расскажи сказку».

Дидактическое пособие «Рассказы в картинках»

Сентябрь-май.

Сентябрь-май

Декабрь-май.


Перспективный план индивидуальной логопедической работы с_____________________________________________ на 20____- 20____ учебный год.

Цели и задачи

Основные направления коррекционной работы

Тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к коррекционной работе.

1. Вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже по­ требность в них.

2. Р азвитие слухового внимания, памяти, фонематичес­ кого восприятия в играх и специальных упражнениях.

3. Формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.

4. В процессе систематических тренировок овладение ком­ плексом пальчиковой гимнастики.

5. У крепление физического здоровья (консультации вра­ чей - узких специалистов, при необходимости медика­ ментозное лечение).

Формирование и развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, голоса .

1. Массаж мышц:

  • Грудной клетки, шеи и рук;

    Лица;

    Губ;

    Языка.

2.Развитие речевого дыхания.

4.Развитие кинетических и кинестетических ощущений от артикуляционных укладов.

5.Артикуляционная гимнастика.

Развитие фонематического слуха.

1.Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.

  • Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.

    Воспроизведение ритмического рисунка на слух.

2.Развитие фонематического восприятия.

    Упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях.

    Упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам.

3.Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова.

4. Последовательное вычисление и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры.

    Обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов.

    Составление условно графических схем.

Устранение дефектов звукопроизношения

1. Постановка звуков:

свистящие С, 3, Ц, С", 3";

шипящие Ш, Ж; шипящие Ч, Щ;

Соноры Р, Р", Л, Л ".

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

для свистящих : "Улыбка", "Заборчик", "Лопатка", "Жело­ бок", "Щеточка", "Футбол", "Фокус";

для шипящих : "Трубочка", "Вкусное варенье", "Чашечка", "Грибок", "Погреем руки";

для Р, Р" : "Болтушка", "Маляр", "Индюк", "Лошадка", "Грибок", "Барабанщик", "Гармошка", "Пулемет"; для Л: "Улыбка", "Лопатка", "Накажем язык".

2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки:

а) С, 3, Ш, Ж, С", 3", Л" автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;

б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) Р, Р" можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам ав­ томатизации в слогах.

По мере овладения произношением каждого слога он не­ медленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

4. Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рас­ сказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с дан­ ным словом.

5. Дифференциация звуков:

С-3, С-С", С-Ц, С-Ш; Ж 3, Ж Ш; Ч-С", Ч-Т", Ч-Щ;

Щ-С", Щ-Т", Щ-Ч, Щ-Ш; Р-Л, Р-Р", Р"-Л", Р"-Й, Л"-Л;

6 . Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогичес­кой речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экс­курсиях, труде...).

Преодоление нарушений слоговой структуры слова.

  1. Формирование пространственно-временных представлений и оптико-пространственной ориентации.

    Формирование понятия последовательности звуко-слогового ряда.

    Формирование понятия последовательности звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

5. Развитие навыков сопоставительного анализа: сравнение слов, в которых согласные и гласные находятся в разных позициях.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических и каллиграфических навыков.

  1. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук:

    • Пальчиковая гимнастика;

Упражнения для выработки свободных движений руки

    Различные виды работ с ножницами, пластилином, бумагой;

    Работа с конструктором;

    Работа с лекалами и трафаретами.

Штриховка в различных направлениях, раскрашивание.

    Развитие зрительно-двигательных траекторий:

    работа по зрительно- двигательным траекториям;

    графические диктанты;

    упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание;

    рисование по точкам, пунктиру;

    рисование орнаментов.

    Развитие слухо – моторных координаций:

    слуховые диктанты;

    шифрованные диктанты;

    работа по словесной инструкции.

Развитие зрительного восприятия.

  1. Формирование целостности зрительного восприятия:

    • работа с силуэтными, контурными, зашумленными, наложенными изображениями предметов, букв и цифр;

      узнавание знакомых предметов, изображений букв и цифр, находящихся в непривычном ракурсе;

      восстановление по неполным изображениям целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу;

      конструирование фигур, букв и цифр из палочек и отдельных элементов.

  2. Развитие способности концентрировать и распределять внимание.

    Лабиринты.

    Рисование орнаментов.

    Зрительные и шифрованные диктанты.

Работа по обогащению, уточнению и систематизации словаря.

  1. Уточнение значений имеющихся слов.

    Накопление представлений и знаний о предметах, явлениях ближайшего окружения.

    Расширение глагольного словаря.

    Расширение словаря признаков:

    • Прилагательных;

      Антонимов;

      Синонимов.

  2. Расширение словаря наречий.

    Расширение словаря числительных.

    Расширение словаря местоимений и служебных частей речи: предлогов, союзов, частиц.

    Уточнение лексического значения различных предлогов.

    Обогащение словаря по лексическим темам.

    Обучение обобщения и классификации.

    Обучение подбору родственных слов.

Развитие грамматического строя речи.

1. Обучение префиксальному способу словообразования.

2. Обучение суффиксальному способу словообразования.

  1. Упражнение в согласовании:

    • существительного и прилагательного;

      существительного и глагола.

  2. Образование родительного падежа множественного числа имени существительного.

    Образование относительных и притяжательных прилагательных.

    Уточнение значения используемых синтаксических конструкций.

Развитие связной речи.

  1. Развитие навыков построения связного высказывания.

    Програм­ мирование смысла и смысловой культуры высказывания.

    Установление логики (связности, последовательности).

    Точ­ ное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.

    Отбор языковых средств, адекват­ ных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

    Овладение сложными синтаксическими конструкциями, отражающими причинно-следственные и пространственно - временные связи.

Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи.

  1. Уточнить значения имеющихся у учащихся слов.

    Продолжать обогащение словар­ного запаса путем накопления но­вых слов, относящихся к различ­ным частям речи.

    Уточнить (закрепить) знания о составе слова. Формировать умение подбирать родственные слова.

    Уточнить значения приставок. Развивать (закреплять) умение об­разовывать новые слова с помощью приставок.

    Уточнить значения суффиксов. Развивать (закреплять) умение об­разовывать новые слова с помощью суффиксов.

    Уточнить лексическое значение слов, образованных с помощью различных групп суффиксов.

    Обобщить (закрепить) знания о морфологическом составе слова.

    Формировать навык использова­ния различных способов словооб­разования.

    Уточнить лексические значения различных предлогов.

    Формировать (закреплять) уме­ние согласовывать слова в слово­сочетаниях, предложениях, моде­лях различных синтаксических конструкций.

    Формировать навыки: програм­мирования смысла и смысловой структуры высказывания; уста­новления логики (связности, по­следовательности) изложения.

    Отбирать языковые средства, адекватные смысловой концеп­ции, для построения высказыва­ния в тех или иных целях обще­ния (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство)

Работа по предупреждению и преодолению дислексии.

  1. Дифференциация звуков:

    по твердости – мягкости;

    по звонкости – глухости;

    свистящих – шипящих.

  1. Дифференциация звуков, смешиваемых (или дефектно произносимых) в собственной речи.

    Дифференциация звуков:

    по твердости – мягкости;

    по звонкости – глухости;

    свистящих – шипящих.

    Совершенствование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

    Развитие навыков сопоставительного анализа: сравнение слов, в которых согласные и гласные находятся в разных позициях.

    Закрепление знаний по обозначению мягкости согласных гласными буквами на письме.

    Совершенствование грамматического строя речи.

    Упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание, предупреждение кинетической дисграфии.

    Работа по преодолению аграмматической дисграфии.

    Упражнение в различении оптических сходных букв.

    Работа по преодолению оптической дисграфии.

    Совершенствование грамматического строя речи.

Работа по предупреждению и преодолению дисграфии.

  1. Развитие речевого анализа и син­теза на уровне текста, предложения, слова.

    Развитие фонематического вос­приятия, представлений, диффе­ренциации.

    Развитие фонематических пред­ставлений, звукобуквенного ана­лиза и синтеза слов.

    Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных.

    Развитие зрительной дифферен­циации на материале букв. (Сначала провести работу по фонематической дифференциа­ции звуков).

    Развитие фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных.

    Развитие фонематических дифференцировок в группе:

    свистящих - шипящих;

    аффрикат и звуков, входящих в их состав.

Развитие и совершенствование психологических пред­ посылок к обучению:

  • устойчивости внимания;

    наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

    способности к запоминанию;

    способности к переключению;

    навыков и приемов самоконтроля;

    познавательной активности;

    произвольности общения и поведения.

Формирование полноценных учебных умений:

  • планирование предстоящей деятельности: (принятие учеб­ ной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определе­ ние путей и средств достижения учебной цели);

    контроль за ходом своей деятельности (от умения рабо­ тать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

    работа в определенном темпе (умение быстро и качествен­ но писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопос­ тавление и т.д.);

    применение знаний в новых ситуациях;

    анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

Развитие и совершенствование коммуникативной готов­ ности к обучению:

  • умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

    умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

    умения свободно владеть вербальными средствами об­ щения в целях четкого восприятия, удержания и сосредо­ точенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

    умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адек­ ватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

Формирование коммуникативных умений и навыков, адек­ ватных ситуации учебной деятельности:

  • ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

    ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекват­ ным использованием усвоенной терминологии;

    ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

    применение инструкции (схемы) при подготовке развер­ нутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

    употребление усвоенной учебной терминологии в связ­ ных высказываниях;

    обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

    пояснение инструкции, учебной задачи с использовани­ ем новой терминологии;

    развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

    формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

    проведение дифференцированного опроса и оценка от ветов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

    соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

    составление устных связных высказываний с элемента­ ми творчества (фантазии).

Предупреждение и преодоление трудностей в усвоении общеобразовательной программы.

Вариант 1.

1. Совершенствование мелкой моторики

  • Запомнить названия пальцев рук
  • Освоить различные движения пальцами рук
  • Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами (Т.Ткаченко, И.Лопухина и др)
2. Развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти
  • Выполнение различных словесных инструкций (2-,3-,4ступенчатых)
  • Угадывание предмета по загадке-описанию
  • Игры с правилами (выполнять действие только при определенном условии): «Просьба», «Покажи», «Бывает, не бывает»
  • «Подбери словечко» (завершение стиха в рифму), «загадки – обманки»(нужно выбрать правильный вариант по картинке, рифмуется неверный вариант). Ребенок смотрит на сюжетные картины и определяет, относится ли к её содержанию каждое услышанное предложение
3. Формирование и совершенствование фонематического слуха (по Ткаченко Т.А., Лопатиной Л.В. и др.)
  • Развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков
  • Повторение сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции
  • Повторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками
  • Повторение цепочеки слогов с оппозицонными по зврнкости-глухости легко произносимыми согласными звуками
  • Повторение цепочки слогов со стечением легко произносимых согласных звуков
  • Рифмовки незаконченные, рифмовки – перепутанки, рифмовки - трудноговорки
  • Выбор из ряда слов одно отличающееся по звучанию
  • Повторение 3-4 похожих по звучанию слова, четкое их произношение
4. Освоение звукового анализа и синтеза слов
5. Обогащение словарного запаса
  • Уточнение лексических тем, предлагаемых программой «Воспитания и обучения в детском саду» Васильевой, программой Филичевой Т.Б.
  • Обобщающие слова, синонимы, антонимы, части и целое и др.
6. Уточнение составляющих грамматического строя
  • Развитие словообразования, словоизменения, употребления предлогов
7. Совершенствование связной речи
  • Описание картинки
  • Составление рассказа по серии сюжетных картин
  • Пересказ текста
8. Улучшение работы речевого аппарата посредством освоения артикуляционной гимнастики
  • Освоение основных упражнений
  • Выполнение комплекса упражнений, способствующих постановке данного звука
9. Постановка нарушенных звуков
  • Объяснение артикуляции звука
  • Показ артикуляции звука
  • Постановка по подражанию
  • Постановка при помощи зондов
10. Автоматизация поставленных звуков
  • Изолированно
  • В слогах (прямых, обратных, стечениях)
  • В словах
  • В словосочетаниях
  • В предложениях, скороговорках
  • В стихотворных текстах
  • В спонтанной речи
11. Дифференциация с близкими по акустическим или артикуляторным признакам звуками
Вариант 2

ФИО ребенка

1. Фонетическая сторона речи.

  • работа над звукопроизношением – уточнение произношения простых согласных звуков и гласных звуков, постановка, автоматизация вибрантов. Дифференциация сонорных звуков.
  • Артикуляционная гимнастика
  • Формирование целенаправленной и сильной воздушной струи.
  • Работа над силой голоса.
2. Лекскика.
  • Уточнение и расширение словаря по тематическому плану.
  • Уточнение названий геометрических форм.
  • Уточнение названий цветов и оттенков.
  • Расширение предикативного словаря.
  • Расширение словаря признаков. Изучение антонимов.
3. Грамматический строй речи.
  • Образование глаголов – антонимов.
  • Образование притяжательных прилагательных.
  • Работа по пониманию и употреблению простых предлогов.
  • Работа над согласованием существительных с прилагательными.
  • Работа над правильным согласованием существительных с местоимениями.
  • Работа над правильным согласованием существительных с глаголами.
  • Работа над правильным согласованием существительных с числительными.
  • Работа над образованием множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
  • Образование относительных прилагательных.
  • Образование единственного и множественного числа существительных в дательном и предложном падежах.
  • Изучение слов-исключений при образовании множественного числа.
  • Образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных.
  • Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных.
  • Работа по пониманию и употреблению сложных предлогов.
4. Фонематическая сторона речи.
  • дифференциация звуков по глухости-звонкости
  • развитие слухового внимания на материале неречевых звуков.
  • Выделение гласных звуков среди ряда гласных.
  • Выделение согласных звуков среди ряда согласных
  • Выделение первого ударного гласного в слове.
  • Выделение первого согласного в сильной позиции.
  • Фонематический анализ двусложных и трехсложных конструкций.
5. Связная речь.
  • Составление рассказа – описания по наглядному образцу.
  • Составление рассказа по сюжетной картинке.
  • Составление рассказа на материале собственного опыта.
  • Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок.
  • Пересказ сказок и простых текстов
  • Заучивание стихотворений, скороговорок, загадок
6. Развитие ВПФ и моторики.
  • развитие произвольного запоминания
  • увеличение объема слухоречевой памяти
  • развитие всех видов восприятия
  • развитие слухового внимания
  • развитие мелкой и мимической моторики
  • развитие кинестетическое восприятия
  • развитие пространственных представлений
  • развитие воображения
  • развитие изобразительной и конструктивной деятельности
  • развитие логического мышления

Вариант 3 (напротив необходимого пункта выставляется знак +)
Планирование
индивидуальной логопедической работы
c ________________________________

1. Формирование правильного звукопроизношения.

  • Логопедический массаж;
  • развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  • постановка и коррекция звуков:
  • группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
  • группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ
  • группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
  • губно-губные – П, Б, М + мягк.
  • губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.
  • заднеязычные – К, Г, Х + мягк.
  • Другие __________________________
  • автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.
2. Формирование фонематического восприятия:
  • определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);
  • определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.
3. Формирование фонематического слуха
4. Работа над слоговой структурой слова.
5. Развитие грамматического строя речи
  • словообразование;
  • словоизменение.
6. Развитие лексической стороны речи
  • расширять предметный словарь;
  • расширять словарь признаков;
  • расширять глагольный словарь.
7. Формирование связной речи
  • формировать умение составлять рассказ по картинке;
  • формировать умение составлять рассказ по серии картин;
  • формировать умение составлять пересказ;
  • формировать умение составлять рассказ - описание.
8. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:
  • развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;
  • развивать мелкую и артикуляционную моторику.

План индивидуальной работы логопед составляет ежеднев­но на каждого ребенка с учетом структуры речевого дефекта.

Основные направления (задаги) работы угителя-логопеда с детьми:

1. Развитие артикуляционного аппарата:

Общая и специальная артикуляционная гимнастика, на­правленная на развитие подвижности губ, языка, мягкого неба;

Логопедический массаж (расслабляющий, активирующий, I лицевой мускулатуры, точечный).

2. Развитие физиологического дыхания с помощью специ­альных упражнений.

3. Развитие общей, тонкой моторики.

4. Развитие динамической стороны речи (темп, ритм, инто­нация).

6. Постановка и автоматизация звуков в слогах, словах, фразах, предложениях, связной речи.


Цели и задачи комплексной программы совпадают с основными задачами коррекционной программы.

Пользоваться регью как средством общения с детьми и взрос­лыми.

Занятия логопеда проводятся утром с подгруппой детей, которая комплектуется с учетом возраста, логопедического заключения (диагноза), особенностей характера, развития личности, сформированности психических функций, поведе­ния, внимания, состояния здоровья и т. д. Групп может быть от 2 до 4-х, возможно, будут такие дети, с которыми надо за­ниматься только индивидуально.

Распределение подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми (подготовительной к школе группы) на неделю.

Например: По результатам первичной диагностики скомп­лектованы 2 группы:

I подгруппа - дети 2-го года обучения;

II подгруппа - дети 1-го года обучения.

Возраст всех детей от 6 до 7 лет.

Диагноз: Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития).

Напомним, что логопед в неделю проводит два тематиче­ских занятия:

Ознакомление с новой лексической темой;

Знакомство с новым звуком и буквой.



86_______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЩА ДОУ 1

Важно помнить, что с каждой группой отрабатывается одна | и та же тема «Весна», но игры, задания, речевой материал, 1 методики, технологии и способы подачи данной лексической 1 темы будут разными.

Например: с детьми с повышенной возбудимостью, исто- ] щаемостью и с несформированностью познавательной деятель­ности логопед использует разнообразие игровых моментов, необычность подачи материала (сюрпризы, появление сказоч- i ных героев), обеспечивает смену видов деятельности, прово­дит с детьми не одну физминутку, а две. Дети данной подгруп­пы не сидят за столами, они «путешествуют» по всей группе, выполняя разные задания. Возможно, что данную лексичес-кую тему логопед будет повторять с детьми еще раз, но в дру­гой форме, создавая другие ситуации, используя другие игро­вые приемы.



Готовясь к проведению подгрупповых занятий, логопед со-етавляег план-конспект, который поможет подобрать речевой и неречевой материал, создать ситуацию, которая подскажет детям, чем они сегодня будут заниматься.

Например: На столах вазочки с цветами: мать-и-мачеха, подснежники, фиалочки. На ковролине: деревья, зеленая трав­ка, цветы. Дети в облегченной одежде рассматривают цветок мать-и-мачеху. На деревьях птицы - грачи, около деревьев во­робьи, галки. На вопрос логопеда: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? - дети отвечают: «О цветах».

Ситуация, созданная логопедом подсказала детям тему за- 1 нятия. Они рассматривают цветы, составляют описательный рассказ, составляют букет из нарциссов, тюльпанов, гвоздик, роз, подбирают вазы и т. д.


Перспективное планирование логопед пишет 1 раз в квар­тал. План обсуждается и утверждается на медико-педагоги­ческом совещании:

сентябрь-октябрь-ноябрь - I период обучения; декабрь-январь-февраль - II период обучения; март-апрель-май - III период обучения.

Если логопед работает в июне, то план составляется только на один месяц.

Согласно «Типовому положению о дошкольном образова­тельном учреждении» (см. Приложение 2), в речевую группу зачисляются дети с 2 лет с алалией, дизартрией, ринолалией, заиканием, а также дети, имеющие лепетную речь или резко выраженное недоразвитие речи.

Данное планирование строится на понимании алалии как системного речевого расстройства, представляющего собой сложный комплекс дизонтогенеза, и включает в себя ряд раз­делов не только коррекционно-логопедической направленно­сти. Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успеш­ное преодоление речевого дефекта возможно только при ус­ловии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива (логопеда, невропатолога, психолога, воспитателей, музыкального руко­водителя, преподавателя физкультуры, врача ЛФК, массажис­та и, конечно же, родителей.

Каждый раздел раскрывается более подробно с учетом ре­ализуемых программ (комплексной и коррекционной), резуль­татов первичной диагностики детей, логопедического заклю­чения, возраста и периода обучения.



Например: один из разделов перспективного планирования.

Раздел: Развитие языкового анализа, синтеза, пред­ставлений (фонематического слогового анализа предложения).

Возраст: 6-7 лет.

Диагноз: Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития.

I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ) СЕНТЯБРЬ

Обследование фонематического восприятия (повтори, по­кажи).

Регевой материал:

па-ба ба-па том - дом

та-да да-то богка - погка

ка-га га-ка мишка - мышка

та-да-та да-та-да миска - мишка

ка-га-ка га-ка-га рожки - ложки

Обследование: Языковой анализ и синтез. Регевой материал:

Есть ли звук [М] в словах: дом, кот, мама, сук.
Инструкция:
Хлопни, если в слове услышишь звук [М].

Какой первый звук в слове: Аня, Оля, утка, Ира?

Какой звук в конце слова, в начале, в середине: дом, мак, лук?

Сколько звуков в слове: кот, каша, кошка?

Составь слово из слогов: па-па, ко-ра, лож-ка, со-ба-ка.

Составь слово из звуков: [Д], [О], [М], [К], [О], [Т], [В], [О]. [Д], [А], [Л], [О], [Д], [К], [А].

Начальные навыки чтения и письма.

ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ

1. Развития слухового внимания на материале нерегевых звуков (звучашие игрушки, хлопки, шум леса, улицы, действие взрослых с предметами и т. д.)

2. Знакомство с понятием «гласные звуки». Упражнять в пропевании звуков [А], [О], [У], [Э], [Ы], [И], использовать символы гласных звуков (по артикуляции):


90_______________ _______________ I

3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков:
АУ. УА, АУА, АИУ.

Игры: «Путешествие в лес».

С помощью символов гласных звуков составь свою песенку:

л покажу символ звука, а ты назови звук: - звук У.

«Разберем картинки». Символы гласных звуков помогут нам выполнить задание правильно.

Символ: - А.

Картинки: аист, арбуз, автобус, апельсин. Символ: - У.

Картинки: улитка, ухо, удочка, утка и т. д.

«Прочитай». Символы:- ребенок назы- \

вает звуки: А У И.

Логопед предлагает назвать первый (последний) звуки.

4. Выделение гласного в нахале слова (Аня), в конце слова
(вода, игра, пила), в середине односложных слов (мак, дом, !
лук, кит).

Игры: «Разберем картинки» (звук А).

«Найди ошибки у Незнайки».

Картинки: игрушки, иголка, индюк, лук.

Ребенок убирает картинку «Лук» и объясняет почему.

5. Подбор слов на гласные звуки.

Игры: «Назови лишнее слово» (азбука, апельсин, жук, арбуз).

6. Знакомство с понятием «согласные звуки». Учить разли­
чать понятия «гласные звуки» и «согласные звуки». Гласные
звуки можно петь, они произносятся голосом, согласные про­
износятся отрывисто ([М], [П], [К]), иногда с участием голоса
([Б], [Д]...) а иногда тихо почти шепотом ([Ш], [П]...)

Согласные звуки: [М]-[М"] ; [Б]-[Б"], [Д]-[Д"]> [Н]-[Н"], [В]-[В"], [Г]-[Г], [П]-. [Т]-[Г], [Ф]-[Ф"], [К]-[К-]. [Х]-[Х"].

7. Выделение изугенных согласных звуков из слова (начало,
конец, середина). (Перечень см. п. 4.)


____________________ ВОПРОС 12 _____________________ 92

8. Знакомство с понятиями «звук» и «буква», «твердый со­гласный звук» и «мягкий согласный звук». Использовать сказки логопедического содержания. Например: «Сказка о Миле и Маше». (В сказке даются характеристики девочкам: Мила доб­рая, нежная, Маша упрямая, постоянно ссорится...)

9. Анализ обратных и прямых слогов с изугенными звуками (AM, MA, ОМ, МО).

10. Полный звуковой анализ и синтез односложных слов с
изугенными звуками
(дом, кот, мак). Работа со схемой:

Упражнять в умении придумывать слова к схемам, отби­рать картинки, рисовать предметы, названия которых соот­ветствуют схеме.

11. Знакомство с буквами А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, В, Г, П, Т, Ф, К, X.

12. Выкладывание букв из деталей, палогек, нитогек, моза­ики, гтение прямых и обратных слогов с изугенными буквами (AM, MA, ТА, АП, УК).

II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАРТ)

Раздел:

Материал подбирается на основе промежуточной диагнос­тики детей, динамики развития каждого ребенка, реализуемых программ, с учетом постепенного усложнения.

1. Знакомство со звуками [С]-[С], -, [Ц], [Ш], [Ж],
[Щ], [Ч] и буквами С, 3, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч.

Важным моментом является то, что знакомство ребенка со звуками возможно только при условии чистого, без искаже­ния, произношения звука.

2. Обугение полному звуковому анализу слов типа: мама,
мука, коза, кошка (на материале изугенных звуков).


92________________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ _______________________

Методика фонематического анализа:

Выделение звука на фоне слова;

Определение места звука с слове;

Определение положения звука по отношению к другим ] звукам;

Определение последовательности звуков в слове;

Определение количества звуков в слове.

3. Обугение детей умению разлагать на слух твердые и
мягкие согласные {при составлении схемы слова)

обознагатъ твердые со-

гласные синим, а мягкие согласные зеленым цветом. Угить придумывать слова, отбирать картинки к предъявленным детям схемам.

4. Обугение детей умению преобразовывать слова путем
замены или добавления звука.
(Игры со словом: ребусы, крос­
сворды, шарады).

Например: Игра: «Как из слова КОСА сделать слово РОЗА» (путем замены по одной букве в слове):

КОСА - (с-з) - КОЗА (к-р) - РОЗА

ДОМ - (д-к) - КОМ (м-т) - КОТ

Слова подбираются заранее с учетом индивидуальных осо­бенностей развития и возможностей каждого ребенка.

5. Обугение детей умению делить слова на слоги, ввести 1
понятия «слог», «слог как гасть слова».

Познакомить с правилами определения, сколько слогов в слове:

а) сколько гласных в слове, сколько и слогов.

МАК - один гласный звук А, один слог: МАК. МАМА - два гласных звука А, два слога МА-МА.

б) по количеству хлопков при произношении слова. (Этот
прием использовать на начальном этапе ознакомления с по­
нятием качества слогов.)

6. Знакомство с понятием «предложение», составление гра-
фигеской схемы предложений без предлогов, а затем с просты­
ми предлогами.

Например: МАША РИСУЕТ ДОМ. Схема предложения:


______________________ ВОПРОС 12 _______________________ 93

7. Знакомство с элементарными правилами правописания:

Раздельное написание слов в предложении;

Точка в конце предложения;

Употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах;

Правила правописания буквы И после букв Ж, Ш.

8. Продолжение знакомства с буквами, обугение составле­нию слова из пройденных букв.

9. Обугение детей послоговому ътению слов.

III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (АПРЕЛЬ, МАЙ, ИЮНЬ)

Раздел: Развитие языкового анализа, синтеза, пред­ставлений.

1. Знакомство со звуками [Й], [Л"], [Р], [Р"]. Знакомство с буквами Й, Л, Р, Ь, Я, Е, Ё, Ю.

2. Обугение детей звуковому анализу и синтезу слов из 3-6 звуков (дом, ваза, волк, собака) без наглядности, подбору слов по схемам, моделям.

Фоматический синтез:

Звуки произносятся логопедом с паузой и с учетом пос­ледовательности нахождения звуков в слове ([К], [О], [Т] - слово КОТ);

Более сложный вариант произнесения звуков в нарушен­ной последовательности ([Л], [К], [У] - слово ЛУК).

3. Закрепление навыков слогового анализа слов и анализа предложений.

4. Формирование навыка послогового слитного гтения слов, предложений, коротких текстов.

5. Знакомство с двумя способами обознагения мягкости со­гласных на письме:

а) с помощью мягкого знака в конце и в середине слов (конь,
коньки);

б) с помощью гласных И, Я, Е, Ё, Ю.



4____________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

Таким образом логопед раскрывает все разделы перспек­тивного планирования.

Данные варианты перспективного планирования не явля­ются обязательными. Логопеды могут использовать эти мате­риалы для написания собственного планирования.


* Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методи­ческих рекомендаций.- СПб.: Детство-Пресс, 2000. (РГПУ им. А И Герце­на).


В настоящее время, пока проблема классификации далека от своего разрешения, целесообразно использовать многоуров­невое логопедическое заключение, считает Г. А. Волкова*.

Для подобного логопедического заключения необходимо учитывать три аспекта имеющихся классификаций и в каждом конкретном случае объединять их.

Медицинский аспект классификации предполагает учет того, какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигатель-ный или речеслуховой), в каком отделе имеется нарушение (в центральном или периферическом), какова степень наруше­ния (функциональное или органическое расстройство), время наступления нарушения (до начала формирования речи, в про­цессе его или после того, как речь уже сформирована).

Логопедический аспект предполагает учет того, какое звено речевой системы нарушено: голос, ритм, темп речи, фонетический, фонематический, лексический, грамматический, семантический строй речи.

Психологический аспект предполагает учет того, в какой мере нарушена коммуникативная функция речи, какими лично­стными отклонениями сопровождается то или иное речевое на­рушение, каковы тенденции спонтанного развития расстройства, каков прогноз при том или другом виде речевого расстройства.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!