«Планета Земля — наш дом» — конспект открытого занятия в подготовительной группе. На фотографии – вид на Землю с окололунной орбиты

  • Формировать представление о нашем доме- планета Земля;
  • Формировать познавательный интерес детей к природе
  • Уточнять,расширять и углублять знания детей о природе;
  • Воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к Земле и к ее обитателям.
  • Воспитывать патриотизм, любовь и бережное отношение к природе родного края.
  • Воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края.
  • Закрепить у детей знания о культуре поведения в природе и умение правильно оценивать поступки окружающих.
  • Уточнять представление детей о растительном и животном мире, развивать логическое мышление детей через решения проблемных ситуаций, загадки и вопросы. Поощрять независимую обоснованную позицию.
  • Продолжать учить детей работать сообща, дать возможность ощущения радости поиска наилучших решений.

Оборудование: Эмблема «Земли», изготовленная из ватмана, грамоты, жетоны в виде планеты, реквизиты команд.

В: Добрый день, дорогие друзья!

В этот прекрасный весенний день люди всех стран отмечают международный День земли.

Все мы - жители одного большого дома под названием Планета Земля.

Р: В этот день мы обещаем беречь этот большой дом, заботится о нем, любить его и делать как можно больше добрых дел для того чтобы наша планета земля становилась красивее.

Р: Наш дом родной, наш общий дом,

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг,

В лесу дремучем не пройдешь!

А где то жарко и зимой

Чудес нам всех не перечесть

Одно у них названье есть

Лиса и горы и моря

Все называется земля.

В: Ребята, сегодняшний праздник я решила построить в виде викторины «Знатоки природы». Вам нужно показать знания о жизни растений, животных, птиц, насекомых.

В викторине примут участие 2 команды «Экологи» и «Юннаты» .

Оценивать викторину будет жюри (Представляю жюри).

Итак, начинаем нашу викторину с приветствия команд (название, девиз)

А теперь команды приветствуют наше уважаемое жюри.

  1. Назови какие ты знаешь лекарственные растения? (клевер, репейник, мать и мачеха, алое, шиповник, крапива).
  2. Какие грибы называются так же как деревья, под которыми они растут (подберезовик, подосиновик)
  3. Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (у хвойных деревьев вместо листьев иголки, хвоя, они не боятся морозов)
  4. Какое дерево остается зеленым и летом и зимой? (ель, сосна)
  5. Какую пользу приносят деревья? (листья деревьев собирают пыль и гарь, обогащают воздух чистым кислородом)
  6. Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Красный мухомор служит лекарством для лосей)
  1. Какие животные являются санитарами леса? (волки)
  2. Почему в одних сказках заяц белый, а в других серый? (Белый бывает зимой, а весной и летом он серый)
  3. Хожу в пушистой шубе,

Хожу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу (Белка)

Посмотри- ка какая

Вся горит как золотая

Ходит в шубке дорогой

Хвост пушистый и большой (Лиса)

Назови домашних животных? (Лошадь,корова, кошка, овца, коза, собака)

Назови диких животных (Волк, кабан, медведь, лиса, заяц, белка)

  1. Для чего птице нужен хвост? (с помощью хвоста птица управляет полетом)
  2. Какие птицы предсказывают погоду? (Ласточки, стрижи, низко летаю перед грозой)
  3. Назови хищных птиц (Орел, сокол, ястреб, сова)
  4. Назови домашних птиц (Гуси, куры, утки, петух, индюк)
  5. Назови перелетных птиц (Журавль, ласточка,грач, скворец, кукушка, соловей)
  6. Назовите зимующих птиц (Голуби, воробьи, синицы, вороны)

«Птица, рыба, зверь»

Давайте все вместе встанем в круг, выберем водящего.

Водящий, поворачиваясь вокруг себя с вытянутой вперед рукой, говорит такие слова «Рыба, птица, зверь». По сигналу «Стоп» останавливается и на кого показывает рука должен назвать рыбу, птицу и зверя. (проводится несколько раз, меняя водящего).

  1. Какую пользу приносят муравьи? (очищают лес от мусора, вычесывают птиц и опрыскивают их полезной смесью пахнущей кислотой)
  2. Из чего муравьи строят дома? (Из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек)
  3. Расскажите, как появляется бабочка? (Из личинки появляется гусеница, гусеница становится куколкой, из куколки появляется бабочка)
  4. Какую пользу приносит червяк? (Рыхлит почву чтобы корни растений получали больше влаги и воздуха)
  5. Куда зимой пропадают насекомые?(прячутся под кору деревьев, под сухие листья, забиваются в щели домов, заползают под землю и в подаю в спячку)
  6. Муха -Цокотуха: Вот один из моих гостей:

Черен, да не ворог, рогат да не бык,

Шесть ног без копыт, летит -воет.

На землю сядет - роет.

Назван по одному из весенних месяцев (Майский жук)

  1. Еще на полях лежит снег, еще упрямится зима, посылая на землю снег, метель, холод. Но уже становится длиннее день, звенят капели, бегут ручьи, от тепла осел снег, почернел и стал таять. На крышах плачут сосульки, но почки еще не набухли. Когда это бывает? (В начале Весны)
  2. Почему в народе говорят: Весна да осень - на дню по год восемь? (Весной очень переменчивая погода, с утра холодно- как зимой, днем солнце греет все тает, а может и снег посыпать и опять выглянет солнце и все в один день)
  3. Какой снег быстрее тает грязный или чистый? (грязный потому что солнце к темному припекает сильнее)
  4. Назовите признаки времен года Осень (Листопад), Зима (снегопад) ,весна (проталины, бегут ручьи), Лето (солнце светит, все зелено)
  1. Ребята! Береза плачет не добрые люди сделали у нее Весной и пили березовый сок, а этот живительный сок корни из земли вытягивают, пока не напьются им все веточки его и почки, листья не развернуться надо помочь дереву, как остановить сок? (Замазать ранки смолой, сырым песком, глиной, забинтовать, завязать)
  2. Ребята нашли в лесу птичье гнездо с яичками: Вот здорово! Возьмем эти яички с собой домой, из них вылупятся, птенчики и будут жить у нас дома, мы будем заботиться о птенцах - решили ребята и взяли гнездо с собой. Правильно ли они поступили? (нет, птенцы погибнут, им нужно материнское тепло)
  3. Оля была в лесу с родителями и ей очень понравились Весенние ландыши, они были такие красивые с белыми головками на тонком стебельке. Их было видимо не видимо, целая поляна. Оля собрала большой, красивый букет ландышей. Скажите можно ли рвать большие букеты? (Нельзя, так как мы уничтожаем природу, в цветах есть нектар для бабочек и пчел. Тем более нельзя рвать ландыши, они занесены в Красную книгу как лекарственное растение).
  4. Борис с Лешей решили посмотреть, как муравьи откладывают яички в муравейнике. Взяли большую палку и стали разгребать муравейник. Муравьи засуетились, пытаясь спасти яички, перенести их в безопасное место. Как вы думаете, что этим мальчикам сказала мама? (Что нельзя разорять муравейник, так как на постройку нового уйдет много времени, яички могут погибнуть)
  5. Ребята в лесу поймали ежика, он был такой забавный и любопытный, а когда пугался, то сворачивался клубочкам, выставляя колючки. Они решили принести ежика домой: пусть живет у нас, а потом отпустим обратно в лес. А вы взяли бы ежика домой?Можно ли это делать?(Нельзя забирать диких животных из леса домой, так как они разучатся заботиться о себе сами, добывать пищу и когда снова попадут в лес, то могут даже погибнуть)
  6. Ребята на прогулке набрали в банку дождевых червей, закрыли крышкой, поставили и забыли про них. Что случилось с червяком? И как бы поступили вы? (Без воздуха и влаги червяки погибнут, их надо выпустить, они очень полезные- рыхлят землю, чтобы корням растений проходила влага и воздух)

НАШ ДОМ - ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ

Мы живем на прекрасной планете Земля. Если смотреть на нее из космоса, она - голубая, если лететь самолетом, можно видеть внизу бескрайние просторы зелени и красивые разноцветные мигающие огни ночных городов. Пожалуй, только любуясь с высоты или находясь на просторах дикой природы, начинаешь так остро любить свою матушку Землю, наш общий дом.

Занимаясь своими привычными делами мы совсем не думаем о том, что наша планета - это живой организм. Мы загрязняем ее воды, подвергаем огню ее леса, терзаем ее недра, заливаем химикатами ее поля. Загрязняется атмосфера , уничтожаются звери, птицы и даже растения. Так было не всегда. Развитие индустрии, сельского хозяйства, быстрый рост численности населения привели к значительным изменениям в облике планеты. Давайте же беречь нашу родну Землю!

Можно просто удивляться как она, словно заботливая мама нянчится с человечеством. Кормит нас, поит водой, дает нам для души изумительные земные красоты.

НАШ ДОМ-ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ

ЗАДАЧИ:

  • Формировать у учащихся экологическое сознание, чувство ответственности за окружающую среду.
  • Воспитание нравственно-экологической позиции личности.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе.

ЦЕЛИ: Учащиеся должны знать:

    • основные экологические проблемы мира, республики;
    • особенности и пути решения данных проблем.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать экологическую ситуацию;
  • разбираться в сущности экологических проблем;
  • излагать правильность решения той или иной проблемы.

Формы проведения: устный журнал; открытый микрофон.
Оснащение: экологическая эмблема - земной шар в руках ребенка, под ним стихи Д. Родовича

Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,

Высказывание: «Чтобы одолеть вещественное и энергетическое загрязнение природы, надо остановить загрязнение сознания»;
(Академик И. Петрянов - Соколов)

  • эпидиаскоп, фотографии с изображением экологических бедствий;
  • магнитофон, запись голоса Земли;
  • карта «Природа Беларуси».

План устного журнала
1 страница - «Планета людей».
«Земля без нас сможет существовать, а мы без нее - нет».
2 страница - экологические проблемы.
«Ничего не дается даром».
«В больной природе нельзя оставаться здоровым».
3 страница - решение экологических проблем (открытый микрофон).
«Взял у природы - компенсируй второе, срубил дерево - посади три».
4 страница - «Экология и дошкольник».
Эпиграф «Экологическое сознание - это лестница, соединяющая в единый союз землю, небо и человека».
На стене экологическая эмблема: «Земной шар в руках ребенка», под ним стихи Р. Родовича.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
«Чтобы одолеть вещественное и энергетическое загрязнение природы, надо остановить загрязнение сознания».
(Академик И. Петрянов - Соколов).
Не то, что мните вы, природа
Не слепок, не бездумный лик
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Страница первая «Планета людей».
Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок, или деревня. Малая родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о доброте и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее… Природа родного края отчеканивается в наших душах навечно. Не убей, посади дерево, помоги слабому - все это воспитание доброты, тонкой душевной отзывчивости, без которой нет истинного чувства любви к Родине.
Стихи читаются на фоне музыки.
Лепей за ўсе мне на свеце мясціна
Тая, дзе нарадзіўся і ўзрос.
Бэз пад акном, і на полі каліна,
Ціхае сонца, блакітных нябес.
Колькі мне маці тут песен спявала,
Колькі радзілася ў сэрцы тут мар,
Колькі тут ласкі жыцце даравала,
Позіркам шчасця мне гледзячы ў твар!

Белыя бярозы беларускія
Люба так аздобілі наш край.
Мы ідзем лясной сцяжынкай вузкаю,
Закаханыя ў зялены чай,
А над намі ціха шэпча голейка,
Вецер лашчыць, трэпле валасы.
Ты свяці, свяці пяшчотна, сонейка,
Сагравай бярозкі верасы.

Наш дом в опасности. Наука бьёт в набат. Планета земля медленно погибает.

Страница вторая «Экологические проблемы».

Просмотр видеозаписи «Экологические проблемы Гродненщины».

Как из бутылки вылез джин
И стал сильнее всех,
Так человек - природы сын -
Завоевал успех.
В начале слаб он был и глуп,
Ему был нужен острый зуб
И крепкий коготь, как у льва,
Была же только голова
И к ней пять пальцев на руке,
Но обошелся он вполне.
Сумел он так мозги развить,
Чтоб льва и тигра победить,
И. В лес приехав на слоне,
Сказал: вы все подвластны мне!
Но не учел, что важно знать,
Как надо власть употреблять.

А сколько исчезло с планеты зверья,
Растений, и это восполнить нельзя.
И если теперь не спасти нам остатки,
Мы завтра в Сахаре проснемся, ребятки!

Очистка воздуха нам тоже
Всегда обходится дороже
Чем серый ядовитый дым
Но ведь дышать - то нужно им.
Где засыхают сосны, если,
И нам не долго до постели
Так что дешевле заплатить,
Чем всем в больницу угодить.

Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?

Но люди! Стойте, стойте!
Смотрите, до чего вы довели родную Землю.
Ведь она, как веточка березы
Хрупка и беззащитна!
Но нет, не слышат
Директора заводов,
И продолжают тучи ядерных отходов
Валить, неважно, где -
Им все равно!
Хоть это лес иль поле
Река иль море -
Им все равно.

Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же - живая!
Сейчас то сушим мы, то обводняем,
А удобрений столько применяем,
Что сами же боимся умереть.
Так что ж Земля - обязана терпеть?
А сколько выбросов мы дарим ей -
Дымы заводов, грязь от теплоходов
У нас прекрасная Земля Людей,
Боюсь, не стала бы она Землей Отходов!

Включая запись, воспроизводящую биение сердца: вначале тихо,
Затем громче, громче, постепенно начинает затихать, и на этом фоне раздается стонущий голос Земли.

Я - Земля. Я - Земля. Я - Земля!
Усталость моя беспредельна!
О стоне моем не взыщите.
Хоть кто-то услышит биенье
Уставшего сердца в зените?

Пауза. Стук сердца продолжается.
Земля.
Люди моей планеты!
Люди моей планеты!
Планета в опасности!
Кромсая лед, меняя рек теченье,
Твердите Вы, что дел невпроворот,
Что Вы еще попросите прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька,
Но Вам об этом думать неохота,
Сейчас Вам не до этого пока.
Аэродромы, террасы и перроны,
Леса без рек и реки без воды.
Все меньше - окружающей природы,
Все больше - окружающей среды.
Пауза.
Земляне! Вы слышите меня?!
Придите на помощь! (Под музыку).
«По секрету всему свету вы раздайте песню эту…»
Выходят 3 девушки.

Гудят заводы, всюду пыль,
Бежит. Дымит, автомобиль.

А между тем деревья стонут,
В грязи и пыли просто тонут.

А чтоб построить нам заводы -
Рубят лес и губят воды.

Стала грязной наша вода,
От растений нет следа
Отнят дом у наших зверей.
Птицам, рыбам плохо теперь.

Страница третья. «Разрешение экологических проблем».

Мы хотим всех детей, всех людей научить полюбить дом родной, охранять леса родной земли и дружить с красотой. Задача не легкая. А как это можно сделать?
Что делать, как беду предотвратить?
Быть может, способ есть болезнь предупредить?
Давайте, мы попробуем природу излечить!
Рецепт лекарства прост -
Беречь среду, вопрос о ней не ставить в хвост,
И вот тогда разгонишь ты беду,
И в небе ты увидишь радугу-дугу.
(Проводится в форме «Открытый микрофон»)
Вопросы охраны окружающей среды - одно из приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь. Свидетельством этого явилась Международная конференция по устойчивому развитию, прошедшая в 1997 году, которая одобрила разработанную в республике «Национальную стратегию устойчивого развития». За последних два года в стране появились два новых закона: «Об охране и использовании животного мира» и «Об охране атмосферного воздуха».
Основной формой охраны генетического фонда животных является организация заповедников, биологических заказников и других, особо охраняемых природных территорий, в пределах которых полностью или частично запрещается использование тех или иных видов животных.
Первый заповедник на территории Беларуси - Березинский - был организован в 1925 году. На начало 1997 года в республике уже имелось 1344 особо охраняемые природные территории и объекты, которые занимали площадь 1392 тысячи гектаров, что составляло 6,5% от общей территории. Но это еще мало. Для Беларуси оптимальной принята площадь около 3 млн. гектаров, т. е. 10% от общей территории.
В течение 1997 года к Березинскому заповеднику добавились еще два: Поллесский радиационно-экологический и Купаловский мемориальный. Среди национальных парков следует назвать: Беловежскую пущу, Браславские озера, Припятский национальный парк. До 2000 года предусмотрена организация заповедника «Ельня» в Витебской области и национальных парков «Налибский « в Минской и Гродненской областях; «Нарочанский» в Минской области и «Свислочско-Березинский» в Могилевской области. До 2005 года предстоит организовать национальные парки «Суражский», «Туровщина» и «Белая Русь».
Вызывает тревогу массовое усыхание ельников, сокращение площадей дубов. Исчезли из учета лесного фонда кленовые и липовые леса.
Для сохранения лесов необходимо решать три крупные задачи: оздоровление природной среды (атмосферного воздуха и поверхностных вод) в целом путем улучшения очистки выбросов в атмосферу и сбора в речные экосистемы; снижение непосредственного негативного влияния человека по размерам природных комплексов, объединяющих лесные, болотные, луговые и водные экосистемы.
Мы так же можем принять участие в следующих видах работ: начали проводить в городе акцию «Зеленые легкие города». Составляем карту-схему зеленых насаждений - видов и возрастной состав деревьев. Выявляем больные, старые деревья и вместе с архитектором города и земноустроительной организацией примем участие в посадке новых деревьев; изучаем состояния атмосферного воздуха на основе вида и количества лишайников.
Лес - это капитал, принадлежащий всем.
Мы, живущие сегодня, обязаны заботиться об этом капитале и имеем моральное право использовать для себя лишь незначительную его долю - спелую часть леса. Вторую - приспевающую - смогут использовать наши дети, лес среднего возраста - нашим внукам, самый молодой лес - это лес правнуков.
Только при соблюдении этого укоснительного лесохозяйственного правила леса хранит всем.
Как же научить полюбить дом родной, охранять родную землю и дружить с красотой!
Экологическое воспитание и образование - это воспитание и образование нашим общим Домом-Природой, и еще лучше - в Природе. Сначала Природой, ее красотой, ее целесообразностью, ее мудростью, ее законами и только потом ее проблемами, ее бедами. Природа! Восхищение ею, сострадание к ней, сохранение ее - вот концепция экологического воспитания. Экологическое воспитание начинается с дошкольного возраста.
Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т. е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения ноогенез из мечты станет прекрасной реальностью, а будущее человечества окажется в серьезных руках.
Мы можем сколько угодно проводить классные часы и уроки, рассказывать со знанием дела, как нужно относиться к природе. Но подумайте, чего будут стоить все эти усилия, если каждый день своими собственными глазами дошкольники видят, что на самом деле происходит с его речкой, родным полем, с ближайшим лесом.
Мы, раньше в свое время с восторгом, дети, распевали песенку «У дороги Чибис».
Не кричи, крылатый
Не тревожься зря ты,
Не войдем мы в твой зеленый сад.
Видишь мы - ребята,
Мы друзья пернатых, Мы твоих, твоих не тронем чибисят.
А сегодня детям предлагается «… а мы тебя по морде чайником и … научим танцевать». Не правда ли очень забавная песенка? Детская песенка. И главное, учит любить и беречь животных! Сначала животное чайником по морде, затем человека по голове кирпичом из-за угла, а потом уже из автомата, гранатомета можно... Все экологически верно. «Что посеем, то и пожнем».

Страница четвертая. «Экология дошкольника»
(Дети дошкольного учреждения).
1. Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
2. Горы, леса и поля -
Дом наш родимый, ребята!
3. Давайте будем беречь планету -
Другой такой на свете нету.
4. Развеем над нею тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим.
5. Беречь будем птиц, насекомых, зверей
От этого станем мы только добрей.
6. Украсим всю Землю садами, цветами .
Такая планета нужна нам с вами.
Затем дети поют песню Е. Птичкина «Не дразните собак».
Исполнение танца «Дикие лебеди», вручение сувениров.
Ведущая:
Земля - общий для всех большой дом.
Живя в этом доме, человек должен
Быть добрым, должен заботиться о
Других живых существах.
Рыбы, птицы и звери
В душу людям смотрят
Как будто просят нас:
«Люди, не убивайте зря,
Ведь море без рыб - не море,
Ведь небо без птиц - не небо,
Земля без зверей - не Земля,
А нам без Земли - нельзя!
(Н. Добронравов )
Ведущая:
Как красива наша Земля весной,
Когда вся природа оживает.
Давайте будем беречь красоту Земли.
Ребенок читает стихотворение «Цветы».
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и мы и вы
Если все сорвут цветы,
Не останется цветов
И не будет красоты.
Ведущая читает стихотворение М. Дудина «Берегите землю»
Берегите Землю!
Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повелики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покосом,
Ласточку, мелькающую в жите.
Сладость жизни, молока и хлеба,
Берегите доброту и жалость,
Чтоб она за слабого держалась.
Берегите будущего ради,
Это слово из моей тетради.
Все дарю! И все от вас приемлю.
Только берегите эту Землю.

Звучит песня «Спасите наши души».
Музыка В. Вайтика слова М. Ясеня

Характеристики планеты:

  • Расстояние от Солнца: 149,6 млн км
  • Диаметр планеты: 12 765 км
  • Сутки на планете: 23ч 56мин 4с *
  • Год на планете: 365 дней 6ч 9мин 10с *
  • t° на поверхности: средняя по планете +12°C (В Антарктиде до -85°C; в пустыне Сахара до +70°C)
  • Атмосфера: 77% Азот; 21% кислород; 1% водяной пар и остальные газы
  • Спутники: Луна

* период вращения вокруг собственной оси (в земных сутках)
** период обращения по орбите вокруг Солнца (в земных сутках)

C самого начала развития цивилизации людей интересовало происхождение Солнца, планет и звезд. Но больше всего вызывает интерес планета, являющаяся нашим общим домом, Земля. Представления о ней менялись вместе с развитием науки, само понятие о звездах и планетах, так как мы это понимаем сейчас, сформировалось всего лишь несколько веков назад, что ничтожно мало по сравнению с самим возрастом Земли.

Презентация: планета Земля

Третья от Солнца планета, ставшая нашим домом, имеет спутник - Луну, и входит в группу планет земного типа, таких как Меркурий, Венера и Марс. Планеты-гиганты существенно отличаются от них по физическим свойствам и строению. Но даже такая крохотная по сравнению с ними планета, как Земля, имеет невероятную по осмыслению массу - 5, 97х1024 килограмм. Она вращается вокруг светила по орбите на среднем расстоянии от Солнца в 149, миллиона километров, вращаясь вокруг своей оси, что является причиной смены дней и ночей. А сама эклиптика орбиты характеризует времена года.

Наша планета играет уникальную роль в Солнечной системе, ведь Земля - единственная планета, на которой есть жизнь! Расположилась Земля крайне удачным образом. Она путешествует по орбите на расстоянии почти 150 000 000 километров от Солнца, а это означает лишь одно - На Земле достаточно тепло, чтобы вода сохранялась в жидком виде. При условии жарких температур вода бы просто выпарилась, а в холоде превращалась бы в лед. Только на Земле присутствует атмосфера, в которой может дышать человек и все живые организмы.

Истрия возникновения планеты Земля

Отталкиваясь от Теории Большого Взрыва и основываясь на исследовании радиоактивных элементов и их изотопов, ученые выяснили, приблизительный возраст земной коры, - он составляет около четырех с половиной миллиардов лет, а возраст Солнца - около пяти миллиардов лет. Так же, как и вся галактика, Солнце образовалось в результате гравитационного сжатия облака межзвездной пыли, а вслед за светилом образовались и планеты, входящие в Солнечную систему.

Что касается образования самой Земли как планеты, само ее рождение и формирование продолжалось сотни миллионов лет и проходило в несколько фаз. На фазе рождения, подчиняясь законам гравитации, на ее все растущую поверхность падало большое количество планетезималей и крупных космических тел, составивших впоследствии практически всю современную массу земли. Под действием такой бомбардировки произошло разогревание, а затем и расплавление вещества планеты. Под воздействием сил гравитации тяжелые элементы, такие как феррум и никель, создали ядро, а из более легких соединений образовались земная мантия, кора с лежащими на ее поверхности континентами и океанами, и атмосфера, которая первоначально сильно отличалась от настоящей.

Внутренне строение Земли

Из планет своей группы Земля обладает наибольшей массой и поэтому имеет самую большую внутреннюю энергию — гравитационную и радиогенную, под воздействием которых процессы в земной коре еще продолжаются, что видно по вулканической и тектонической деятельности. Хотя уже успели образоваться магматические, метаморфические и осадочные породы, сформировавшие очертания ландшафтов, которые под действием эрозии постепенно видоизменяются.

Под атмосферой нашей планеты расположилась твердая поверхность, которая называется земной корой. Она делится на огромные куски (плиты) из твердой породы, которые могут двигаться и при движении задевать и толкать друг друга. В результате такого движения появляются горы и иные особенности земной поверхности.

Земная кора имеет толщину от 10 до 50 километров. Кора «плавает» на жидкой земной мантии, масса которой составляет 67% массы всей Земли и простирается в глубину на 2890 километров!

За мантией следует наружное жидкое ядро, которое тянется в глубину еще на 2260 километров. Это слой является также подвижным и способен издавать электрические токи, которые и создают магнитное поле планеты!

В самом центре Земли находится внутреннее ядро. Оно очень твердое и содержит уйму железа.

Атмосфера и поверхность Земли

Земля единственная из всех планет Солнечной системы, имеет океаны, - они покрывают более семидесяти процентов ее поверхности. Первоначально находящаяся в атмосфере в виде пара вода сыграла большую роль в образовании планеты - парниковый эффект поднял температуру на поверхности на те десятки градусов, необходимые для существования воды в жидкой фазе, а в сочетании с солнечной радиацией дал начало фотосинтезу живого вещества - органики.

Из космоса атмосфера кажется голубой каймой вокруг планеты. Эта тончайший купол состоит на 77% из азота, на 20% из кислорода. Остальное - это смесь разнообразных газов. Земная атмосфера содержит намного больше кислорода, чем любая другая планета. Кислород жизненно необходим животным и растениям.

Это уникальное явление можно расценивать как чудо или считать невероятным совпадением случайностей. Именно океан дал начало зарождению жизни на планете, и, как следствие, возникновению гомо сапиенс. Удивительно, но океаны еще хранят множество тайн. Развиваясь, человечество продолжает изучать космос. Выход на околоземную орбиту дал возможность по новому осмыслить многие геоклиматические процессы, происходящие на Земле, дальнейшее изучение тайн которой еще предстоит не одному поколению людей.

Спутник Земли - Луна

У планеты Земля есть свой единственный спутник - Луна. Первым, кто описал свойства и характеристики Луны был итальянский астроном Галилео Галилей, он описал горы, кратеры и равнины на поверхности Луны, а в 1651 году астроном Джованни Риччоли написал карту видимой стороны лунной поверхности. В XX веке 3 февраля 1966 года на Луну впервые прилунился спускаемый аппарат Луна-9, а несколькими годами позже 21 июля 1969 года на поверхность Луны впервые ступила нога человека.

Луна всегда повернута к планете Земля только одной своей стороной. На этой видимой стороне Луны видны равнинные "моря", цепочки гор и множественные кратеры самых разных размеров. Другая, невидимая с Земли, сторона имеет на поверхности большое скопление гор и еще больше кратеров, а отражающий от Луны свет, благодаря которому ночью мы можем видеть ее в бледно-лунном цвете, это слабо отражаемые лучи от Солнца.

Планета Земля и ее спутник Луна сильно отличаются по многим свойствам, при этом соотношение стабильных изотопов кислорода у планеты Земля и ее спутника Луны совпадает. Проводимые радиометри́ческие исследования показали, что возраст обоих небесных тел одинаковый, примерно 4,5 миллиардов лет. Эти данные вызывают предположение о происхождении Луны и Земли из одного вещества, что рождает несколько интересных гипотез о происхождении Луны: от происхождения из одного протопланетного облака, захватом Землей Луны и до образования Луны от столкновения Земли с крупным объектом.

Описание видеоурока

Звездочёт. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Звездочёт. У ночного звездочёта Очень трудная работа,- Чтобы звёзды сосчитать, Нужно очень много знать. Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Мы отправимся на пла-нету, где есть жизнь. Это планета на которой мы живём. Планета Земля. Диктор. Земля - третья от Солнца планета. Землю называют голубой планетой, потому что из космоса она выглядит голубой: ведь вОды морей и океанов покрывают большую часть ее поверхности. Нашу планету назвали в честь греческой богини Геи, матери гор, долин, ручьёв, лесов и полей. Планета Земля имеет форму шара, немного сплюснутого с полюсов. Земля вращается вокруг звезды, дающей жизнь - Солнца. Она движется по орбите, похожей на сплюснутый круг. Чтобы пройти вокруг Солнца, Земле требуется 365 суток и 6 часов. Это один год. Так весна сменяет зиму, за ле-том наступает осень. Также Земля вращается вокруг своей оси. Полный обо-рот вокруг своей оси - это сутки (24 часа). Они включают светлые часы - день и темные часы - ночь. Звездочёт. Как же происходит смена дня и ночи? Проведем опыт. Диктор Возьмем лампу - это будет наше Солнце и глобус - это Земля. Прикре-пим на одну половину шара мальчика, а на другую девочку. Сейчас у нас освещена только та часть, на которой расположен мальчик - там день, а на той части, где расположена девочка - ночь. Так как Земля вращается вокруг своей оси, то вращаем наш глобус. Мальчик перемещается на неосвещен-ную часть шара, а девочка - на освещенную часть. Таким образом, там, где находится девочка - день, а где находится мальчик - ночь. Делаем вывод: В каждый момент времени Солнце освещает только по-ловину Земли - тогда на ней царит день, а на противоположной стороне - ночь. Там, где встречаются свет и тень, наступает утро или вечер. Продолжительность дня и ночи в различных точках Земли разные. Так, например, на Северном полюсе день может длиться от двух до шести ме-сяцев. Наш дом родной, наш общий дом - Земля, где мы с тобой живем! Ты только посмотри вокруг: Тут речка. Там - зеленый луг. В лесу дремучем не пройдешь, Воды в пустыне не найдешь! А где-то снег лежит горой, А где-то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть, Одно у них названье есть: Леса и горы, и моря - Все называется Земля! Посмотрите на глобус. Это макет нашей Земли. Какими красками он разукрашен? Больше всего синего цвета — это вода: моря, океаны, озера, реки. Жёлтый, коричневый, зеленый - обозначают сушу. Белый - снег или лёд. Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, назы-вают материками. На глобусе материки раскрашены в зелёный и коричне-вый цвета На Земле всего 6 материков — Африка, Северная Америка, Юж-ная Америка, Австралия, Евразия, Антарктида. Почти на каждом материке много стран. Каждая страна имеет свое название. Наша страна называется Россия, и расположена она на материке Евразия. Это единственный материк на Земле, который омывают четыре океана: Индийский, Северный Ледови-тый, Атлантический, Тихий. В Евразии находится самое крупное озеро — Каспийское море, омы-вающее берега России, и самое глубокое озеро — Байкал, которое находится в горах Южной Сибири, самая большая географическая область — Сибирь. Это всё самое-самое принадлежит нашей стране, России…. Земля - общий для всех большой дом. Живя в этом доме, человек должен быть добрым, должен заботиться о других живых существах. Звездочёт. Земля! Желаем, чтобы над тобой всегда светило яркое солнце, а на тебе росли густые леса, цвели цветы, звонко пели птицы! Диктор Я люблю тебя, Земля, и хочу, чтоб ты жила, Хорошела с каждым годом, плодоносила, цвела. Берегите, люди, Землю, ведь она у нас одна. Защитим её все вместе мы как дружная семья.

Дата: 14.11.2016
Тема:
Учитель: Божко В.А.

Цели и задачи : Расширение и углубление экологических знаний полученных во время внеурочной деятельности.

Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Ведущий: Мы сегодня собрались поговорить о нашем общем доме, о самой загадочной и неизведанной, о самой красивой и родной.
Догадались? Наш разговор пойдёт о нашей колыбели, о нашем общем доме – планета Земля.

Следующий год 2017г. объявлен годом экологии. Значит, что будущее планеты в наших руках и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами – дети матушки природы и должны с уважением относится к ней, жить по её законам.

Вед: Как яблоко на блюде,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Все выскрести до дна.

Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Наши здоровье и жизнь зависят от состояния окружающей среды: от чистоты воздуха, которым мы дышим, воды, которую мы пьем, пищи, которую потребляем.

Вед. Предлагаю вам викторину «Наш дом – планета Земля»

Перед вами станции:
1. «Устами младенца»
2. «На зелёной тропе»
3. «Братья наши меньшие»
4. «Кулинарный»
5. «Экологическая ситуация».
6. «Шуточная»

1 станция. “Устами младенца”.

Задачи команд: попытаться понять, что имели в виду маленькие дети, и назвать правильный ответ. Побеждает та команда, которая больше и верно назовет отходы. (Поочередно).

Детские высказывания:

    Его используют как удобрение.

    В небольших количествах он очень полезен.

    Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.

    При попадании в водоём он разрушается, рыба и другие водные животные
    начинают задыхаться.

    Его необходимо компостировать.

(Навоз.)

    У меня очень много игрушек сделанных из неё.

    Она бывает разноцветной, и её очень трудно сломать.

    Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

    Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.

    Ее нельзя выбрасывать, т.к. она сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса)

    Ее изобрели китайцы.

    У нас ее получают из дерева.

    Она легко горит.

    Из нее получается очень много мусора.

    На ней обычно рисуют или пишут.

(Бумага)

    Его делают из песка.

    Чаще всего оно прозрачное.

    Когда падает, оно разбивается.

    Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

    Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Стекло)

    Это то, чего много в городе, но мало в деревне.

    Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.

    От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится ещё больше.

    Его издают разные приборы, машины.

    Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение, действует, как наркотик.

(Шум)

    Этого почти не видно.

    Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и
    заводы.

    От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.

    Это могут собрать на свои листья зелёные растения.

    В городе, где этого очень много, не растут лишайники.

(Газовые отходы)

2. «На зелёной тропе»

1) Хоть чином и не хан,

На голове - султан

И с золотом кубышки

Запрятаны под мышки. (Кукуруза)

2) Выросла травка - к пище приправка,

Ее пожитки - душистые нитки. (Укроп)

3) По нему стучат, плюнув через левое плечо. (дерево)

4) С каким «божьим» цветком часто сравнивают стариков? (одуванчик)

5) Сушеный виноград (изюм)

6) Медовое дерево (липа)

3. «Братья наши меньшие»

    Какое животное можно назвать вампиром? (Летучую мышь).

    Назовите самого быстрого зверя на планете? (Пантера).

    Какие птицы могут бегать со скоростью автомобиля? (Страус).

    Какую птицу называют санитаром леса? (Дятел).

    Какое животное обычно изображают с фонтанчиком на спине? (Кит)

    Любимая его поза – «стоять столбиком». При этом зверёк похож на гордо подтянутого командира. (Суслик)

4. «Кулинарный»

Дайте название каши из круп:

    Рис (рисовая)

    Горох (гороховая)

    Гречка(гречневая)

    Пшено(пшённая)

    Пшеница (пшеничная)

5. “Экологическая ситуация”.

Каждой команде даётся экологическая ситуация, нужно эту ситуацию описать и предложить пути её решения. Время 1 мин.

1. В Мировой океан ежегодно поступает около 13-14 млн. тонн нефтепродуктов. Нефть в водоемы попадает в результате утечки при погрузке танкеров, при авариях танкеров, сбросе остатков нефтяного груза. ( Нефтяные загрязнения весьма токсичны. Портятся вкусовые качества воды, а рыба приобретает неприятный и неустранимый привкус. При концентрации нефтепродуктов выше 0,5 мг на литр рыба гибнет, при концентрации 1,2 мг на литр – не выдерживает планктон и бентос. Ядовитая нефтяная пленка препятствует испарению воды с поверхности Мирового океана, нарушает его нормальный газообмен (за счет океана в атмосферу поступает до 50% кислорода и 82% влаги).

Нефть склеивает перья морских птиц. Если нефть свежая, то она действует как яд. Нефтяная пленка не дает проникнуть в глубь моря кислороду. Задыхаются водоросли, рачки. Рыбе становится нечем питаться – она погибает от голода. Необходим контроль за транспортировкой, разгрузкой нефти.

Необходимо соблюдение нормативных организационных и хозяйственно-производственных мер при эксплуатации объектов, связанных с перевозкой нефтепродуктов. Если произошла утечка, надо принимать срочные меры по устранению последствий: очищение поверхности океана с помощью специальных реагентов, ограничение распространения нефтяных пятен, спасение животных.)

2. Человек - часть живой природы. Здоровье человека определяется не только состоянием окружающей среды, но и образом жизни, питанием. В магазинах города довольно широкий выбор молочных продуктов. В то же время частные лица в неустановленных местах реализуют молоко в полиэтиленовых бутылках, используемых вторично. (При употреблении молока, купленного у частных лиц, можно получить пищевые отравления, поскольку полиэтиленовые емкости не подлежат термической обработке. Микробы, находящиеся в необработанных бутылках, могут вызвать острые кишечные заболевания. Если реализуется молоко от больного животного, есть риск заболеть ящуром, бруцеллезом и другими болезнями. Лица, торгующие молоком в полиэтиленовой таре, часто не имеют справок о состоянии здоровья животных и качестве реализуемой продукции. Кроме того, бутылки могут быть подобраны в мусорных контейнерах.

Молоко и молочные продукты лучше всего покупать в магазинах, так как продукция в этом случае сертифицирована, указаны сроки реализации. Если молоко приобретается у частников, необходимо требовать у них ветеринарную справку о состоянии здоровья животного и качестве продукции, обращать внимание на чистоту посуды – стеклянной тары – и внешний вид продавцов, кипятить молоко.)

3. Морской транспорт чрезвычайно загрязняет Мировой океан. Выбрасываются консервные банки, пластиковые бутылки, бумажные и полиэтиленовые пакеты и другой мусор. Рыбаки оставляют в море рыболовные синтетические сети.( Это приводит к загрязнению океана, превращению его в свалку. Гибнут морские животные, в частности кожистые черепахи и тюлени. Они принимают полиэтиленовые пакеты за медуз и проглатывают их. Желудок забивается, и животные гибнут. Очень часто в желудках акул обнаруживают при вскрытии консервные банки, комки мазута, другие предметы, так как акулы, когда голодны, хватают все подряд.

Часто морские животные (тюлени, киты, дельфины, птицы) не могут нормально жить и питаться, поскольку их тело туго стягивает сетка, она не разлагается в природе и поэтому доставляет мучения животным на протяжении всей жизни.

Меры: не выбрасывать в океан мусор, который не утилизируется в природе, вести разъяснительную работу с моряками и пассажирами морского транспорта, ввести квоты на рыбный промысел.)

4. Бесконтрольное применение минеральных удобрений (азотных и фосфорных) приводит к перенасыщению вод органическими соединениями. Это вызывает рост сине-зеленых водорослей.( Бурное развитие сине-зеленых водорослей («цветение водоемов») сопровождается интенсивным потреблением растворенного в воде кислорода, недостаток которого в дальнейшем вызывает их гибель. Отмирая и оседая на дно, водоросли разлагаются, на что также тратится кислород. Все это влечет за собой массовую гибель представителей флоры и фауны. Водоросли выделяют большое количество веществ, угнетающих зоопланктон и микрофлору, а в некоторых случаях отравляющих рыбу, птицу, домашний скот и человека.

Необходимо нормировать внесение минеральных удобрений на поля, следить за соблюдением правил хранения минеральных удобрений на складах, фермах. В случае загрязнения водоемов удобрениями не допускать домашний скот на водоем. Вести борьбу за восстановление водных ресурсов, проводить мероприятия по очистке сточных вод, так как они также стимулируют размножение сине-зеленых водорослей.)

5. На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть».( Ядохимикаты, уничтожающие комаров, попали на растения, которыми, в свою очередь, питались тараканы (насекомые). Насекомые питались растениями, но не погибали от яда. В то же время он накапливался в их телах.

Этих тараканов ловили ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. Для кошек яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Наступило раздолье для крыс.)

6. “Шуточная”

1. Какая ветка не растет на дереве? (ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ)
2. Что общего у всадника и петуха? (ШПОРЫ)
3. Петух снёс яйцо, кому достанется оно? (Петухи не несутся)
4.
Может ли страус назвать себя птицей? (нет, не умеет говорить)
5. Сколько нужно взять букв «А», чтобы получить птицу? (40)
6. Каким гребнем не расчёсывают голову? (петушиным)

Итог викторины. Награждение.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!