Почему мы живем в трехмерном пространстве. Почему мы так плохо живём? Как же найти истину

Что по этому поводу может сказать человек, побывавший в 120 странах мира!

Для того, чтобы разобраться с тем, почему мы, люди в постсоветских странах, так плохо живём, нужно побывать в тех странах, где живут хорошо. Проще говоря, нужно взглянуть на себя со стороны, поскольку, как говорится, со стороны всегда виднее... Но вот не у каждого есть такая замечательная возможность - взглянуть на себя со стороны.

Но вот одному человеку уже удалось это очень даже не один раз сделать: он очень-очень много путешествует и уже посетил более 500 различных городов и посёлков в более чем 120 странах.

Во время этих поездок сразу же в глаза бросалась разница во внешнем виде городов и стран и менталитете их жителей: в одних было уютно, тепло и хорошо, а в других мрачно, холодно и плохо... Сравнивая философию и психологию жителей разных стран и уровень развития этих стран, можно с лёгкостью выявить причины того, почему же мы так плохо живём.

Артемий Лебедев - основатель и художественный руководитель самой крупной, известной и дорогой дизайн-студии всего постсоветского пространства, услугами которой пользуются, в основном, крупные заказчики. Она так и называется - «Студия Артемия Лебедева»..

Плохая жизнь - скупость эгоизма

У каждого человека существует так называемая «зона комфорта». И это абсолютно не зависит от того, где он находится. Даже у бомжа есть зона комфорта, правда она ограничивается его коробкой из-под холодильника. Поэтой причине Артемий Лебедев полагает, что разница в уровне жизни зона комфорта граждан влияет куда гораздо больше, чем богатство страны: например, Россия - одна из самых богатых стран мира, но уровень жизни в ней, мягко говоря, очень слабоват.

Возьмём Европу. У человека, живущего в Европе, зона комфорта распространяется намного дальше, чем просто его квартира: она захватывает его лестничную площадку, его дворик, его улицу, его квартал. И даже центр его города. Несмотря на это, примечательно то, что Окраины европейских городов при всём этом такие же ужасные, как и наши: панельное жилье везде довольно жуткое, поэтому французский шахтерский городок мало чем отличается от донецких унылых окраин.

Что же касается постсоветских стран, то почему-то зона комфорта большинства современников заканчивается возле их входной двери. Обивка, которую они сделали себе на дверь, ещё будет входить в зону комфорта, а вот сантиметр от порога - уже нет. Большинству современных обывателей всё равно, что там: страшная масляная краска, велосипед или какой-то пятидесятого года сундук, выставленный соседями.


Каждый думает лишь о сиюминутном собственном комфорте...

Наверное, именно поэтому у нас и такие же правители: заботятся только о себе и не представляют как живёт народ. Ещё бы, ведь для этого им нужно жить вместе с народом и в тех же условиях, в которых живёт народ.

Проще говоря, зона комфорта постсоветской власти в большинстве случаев - это в первую очередь их личные интересы, ради решения которых, если говорить честно, положа руку на сердце, они и стали «представителями народа», а уже лишь потом народ, ведь будут следующие выборы - надо же хоть что-то сделать для них...

Всякое правительство, действующее без согласия тех,
кем оно правит, - вот исчерпывающая формула рабства!
Джонатан Свифт. Афоризмы и цитаты

Таким образом, безразличие каждого из нас по отношению к другим делает нас рабаим других! Мы безответственно ставимся к другим - приходит безответственное правительство... Такая вот хитрая карма - закон справедливости .

Очень важно понять, что мы находимся на одной круглой планете - Земля: мы как одна семья, где счастье каждого зависит от вклада каждого в это счастье. Поэтому в основе жизни человека - это забота и помощь другим, только в этом случае будет процветание и счастье. Вспомните хотя бы второй закон термодинамики - сила действия равна силе противодействия.

Применительно к нашему случаю, более нагляднее сказано в третьем законе Ньютона: « Действия двух тел друг на друга равны». Единственное, что важно понять, - эхо приходит через некоторое время спустя. Так и в жизни человека: большинство его поступков бумерангом возвращаются к нему через других людей спустя некоторое время... Земля же круглая:)



Потому, что получаем то, что сеем...

Поэтому если человек безразличен и эгоистичен к другим, то такой человек будет проходить суровые испытания в жизни, которые изменят его отношение к другим и видение жизни. Жаль, что на этот урок, человек потратит часть своей и так короткой жизни...

Продолжение статьи «Почему мы так плохо живём » в статье «Хочется жить хорошо? »..

Kris.h.Nive
по мотивам статьи Артемия Лебедева

сайт

Часто причина нищеты заложена у людей в подсознании. Они видят и слышат то, что сообщают родители, и действуют по шаблону, неосознанно. Так вырабатывается генетическая нищета, отравляющая жизнь многим поколениям, которые не могут вырваться из цепких лап стереотипов и заложенного принципа поведения.

Как часто вы обращали внимание на людей? Замечали, что одни ведут себя раскованно, улыбаются, радуются жизни и всегда находятся в приподнятом настроении? А есть другой тип людей — вечно спешащие, с низко опущенной головой, сварливые и неопрятно одетые. Чувствуете разницу? И ведь зачастую в таком поведении винить нужно не самих людей, а тех, кто показал и сказал, что так правильно.

Причины генетической нищеты

Чтобы понять, что скрывается за термином «генетическая нищета», необходимо вникнуть в суть этого процесса и понять менталитет людей, которые сами себя затягивают в болото безрадостной жизни, не понимая, что жить можно иначе , просто разорвав шаблон.

Причина первая: менталитет

Представьте себе ситуацию: вы приходите в гости к человеку и поражаетесь тому, что происходит у него в доме. Грязные полы, старые обои, потрепанный диван, немытые окна... И ваш мозг начинает рисовать вам картины того, что бы вы сделали с этим помещением, как бы убрались, что поменяли. Грязь — один из признаков нищеты. Там, где есть неопрятность, необязательность и желание махнуть рукой, есть эта самая нищета. Менталитет людей разный, но те, кто привык жить в бардаке, бедны душой и вряд ли смогут поменять свою жизнь к лучшему . Это поведение часто появляется у тех, кто всю жизнь жил, глядя на подобный быт своих родителей или родственников.

Причина вторая: мещанство

Вспомните свое детство. Наверняка многие из вас вспомнят, как им внушали, что трогать новое нельзя. Вот сервант, в нем есть новая красивая посуда, но ее ни в коем случае нельзя трогать, потому что это для гостей. И вы продолжаете пить чай из щербатой кружки со сколотой ручкой, вздыхаете над пожелтевшей от времени суповой тарелкой с мелкими трещинами и царапинами. И так во многих семьях: все ждут какого-то особого случая, продолжают любоваться на красивые купленные предметы, но не позволяют себе пользоваться ими. Эта негативная программа передается и детям, которые будут придерживаться такой же линии поведения, ограничивая себя в ожидании того самого праздничного дня, когда пригодятся красивые и новые вещи. Вот только и они со временем превращаются в мусор и хлам, но продолжают бережно храниться. Мозг уже не воспринимает их как мусор, и рисует картины свежих, только что купленных полотенец, простыней...

Причина третья: сплошная экономия или синдром Золушки

Страшное слово «накопительство» преследует многих на протяжении всей жизни и передается «по наследству» детям. Экономия и желание накопить на что-то бывает и на пользу, но гораздо чаще встречается именно нищенское понимание этого процесса. Люди отказывают себе во всем, не покупают хороших продуктов, годами носят одну и ту же одежду. Такое понимание далеко от счастливой жизни . Стремление, например, купить себе дачу или машину похвально, но не стоит забывать о себе. Жить впроголодь ради того, чтобы через много-много лет стать счастливым обладателем заветного домика на отшибе? Принесет ли это счастье в итоге? Зачастую в тот момент, когда заветная цель достигнута, люди уже не могут жить по-другому и продолжают жестко ограничивать себя во всем. Их дети, воспитанные по принципу «нам это не по карману» начинают вести такой же образ жизни, нещадно экономя на необходимых покупках и стесняясь приобрести себе новую вещь, потому что так их воспитали родители. Это и называется генетическая нищета, страх потратить деньги на себя и не отказывать себе в покупке необходимых предметов быта.

Причина четвертая: подсознательное программирование

Дети по мере роста наблюдают за поведением своих родителей и привыкают к той обстановке, что их окружает. Если родители не утруждают себя наводить порядок, делать косметический ремонт и даже мыться, стирать одежду и ухаживать за обувью, дети воспринимают такое поведение за нормальное. Они копируют манеру поведения и проносят ее через всю жизнь, программируя уже своих отпрысков на такую бедную жизнь в плену собственного наплевательского отношения. Согласитесь, ведь не обязательно тратить огромные суммы, чтобы дом выглядел уютным. Недорогая, но чистая мебель, свежие обои, чистые полы, окна — все это создает чистоту и в умах.

Способы избавления от генетической нищеты

Из любой ситуации есть выход. Люди сами могут помочь себе вырваться из замкнутого круга и распрощаться с негативными привычками и менталитетом. Ведь мы видим, слышим и чувствуем вкусный аромат свежего хлеба, запах чистоты и свежести после уборки и проветривания, улыбки и гордость от проделанного ремонта. Мы сами делаем свою жизнь удобной в собственном понимании.

Если вам нужно что-то поменять — обязательно меняйте! Избавьтесь от старого хлама на балконе. Поверьте, лыжная палка, которая вам «для чего-нибудь пригодится», годами лежит в углу. Выкиньте ее. И вот эти пластиковые бутылки — сколько вы еще купите воды или сока? И что, каждая пластиковая тара вам нужна? Так и начинается обнищание ума — с накопительства якобы нужных и необходимых вещей. А вот эта рубашка? Да, любимая, но ей уже много лет, она выглядит как половая тряпка. Неужели вы этого не замечаете? Так протрите зеркало, вымойте окна и осмотритесь.

Если вы увидели, что ваш дом больше похож на лавку антиквариата, а гардеробу без малого пару десятков лет, то вам срочно нужно избавиться от этих вещей. Не сразу, постепенно, привыкая к новому состоянию свободы и независимости от старья и хлама.

В одно прекрасное утро возьмите ту самую пресловутую новую чашку и налейте в нее свой любимый напиток. Он будет гораздо вкуснее того, что вы пили вчера, но из старой чашки. Не верите — проверьте!

Включите любимую музыку и снимите с окна шторы (их все равно пора постирать). Зайдите в магазин и купите себе обновку . Одну, не дорогую, но новую. С этикеткой. Наденьте ее прямо в магазине, а старую вещь выбросите в мусорку. Да, так можно!

Постелите новое постельное белье и прислушайтесь к своим ощущениям с утра — настроение улучшилось, спалось сладко и удобно. Это действует!

Разберите завалы ненужных вещей. Просто сделайте это. Не сразу, постепенно. Выбросьте и вот эту старую газету, и гору пыльных книг, которые вам не по вкусу. Отдайте их, положите на улице с запиской, продайте — просто избавьтесь от того, что занимает место в вашем доме.

Начните преображение во всем и в скором времени вы почувствуете огромное облегчение и радость от каждого нового дня. Помните, что нищета в головах, и в ваших силах избавиться от этого навязчивого и липкого чувства зависимости от чужого мнения, навязанного вам. Ваша жизнь — ваши правила . Как только вы начнете свое преображение, жизнь начнет преподносить вам приятные сюрпризы, поверьте! Желаем вам счастья и успехов, и не забывайте нажимать на кнопки и

«Начиная с 1926 года, когда Макс Шелер ввел термин «философская антропология», было сделано достаточно много попыток ответить на вопрос о сущности человека сохраняя философскую точку зрения. Наиболее важное открытие философской антропологии состоит в том, что сущностью человека является его способность строить самого себя, а значит, постоянно изменять содержание ответа на вопрос о его собственной сущности».

Эта цитата как нельзя более точно отражает то понимание человека, речь о котором пойдет ниже.

Итак, сущностью человека является его способность строить самого себя . Здесь имеется ввиду сознательная способность себя образовывать исходя из своих собственных желаний и стремлений – самообразование .

Самообразование по некоторым причинам прямо противоречит детерминизму современной культуры в экзистенциальной сфере человеческого существования.

«В конечном счете, тот факт, что предшествующее поколение нечто делало (или что оно делало нечто так, а не иначе), сам факт по себе не может быть достаточным основанием для воспроизводства (повторения) этих действий в будущем».

Главное отличие этого типа человека от описанного состоит в том, что он перестает жить-из-вне , и начинает жить-из-себя . Он становится человеком, живущим так, как живет, поступающим так, как поступает, думающим так, как думает. И для этого ему не нужны никакие внешние обстоятельства. Он такой, потому что таким хочет быть, такой есть и находит способ таким быть. Его развитие, движение по жизни, его бытие зависят только от него самого, его устремленности.

Это «человек сам по себе, сам в себе для себя бытие – не нуждающийся ни в какой поддержке, программировании извне. Ничто ему не нужно снаружи, чтобы быть таким, каким он хочет быть».

То есть он полностью , во всех без исключения своих проявлениях обусловлен изнутри .

В каждом человеке есть так называемое «ядро личности», которое составляет комплекс само собой разумеющихся норм. Само собой разумеющиеся нормы появляются в процессе переживания субъективной истины – когда человек принимает что-то с полной уверенностью что это именно так, а не иначе. Эти истины закладываются в человека с детства в основном через авторитет родителей, затем продолжают складываться в процессе социализации.

Здесь возникает проблема свободы, т.к. истины закладываются из вне без ведома человека, и никто после не будет ему объяснять относительность всех этих истин по той простой причине, что передатчик этих истин сам переживал их когда-то как истины , и, следовательно, не может относится к ним критично.

Для того, чтобы человек стал полностью обусловлен изнутри должно произойти «извлечение» всего привнесенного и конструирование своей собственной реальности. Как правило, довольно часто выведение человека из состояния культурной обусловленности осуществляется с помощью Другого как посредника, своеобразного моста между реальностью субъективной и реальностью объективной (культурной), и важно, что происходит с человеком при этом переходе, - когда человек может занять метапозицию по отношению к культуре и самому себе?

Эта возможность появляется тогда, когда человек попадает в экзистенциальный вакуум, метафизическую пустоту – когда все, на что он опирался, все законы по которым он жил – все вдруг становится нереальным, нелепым, тем, что в индуизме называют майя (иллюзорность мира).

Как человек может попасть в экзистенциальный вакуум? Одной из причин может послужить современная культурная ситуация. Темпы изменения в общественной, социальной, государственной жизни таковы, что создали предпосылки к изменению самого характера культурной обусловленности человека. Под сомнение в разных странах все чаще начинает ставится вся система предыдущего обусловливания, то есть возникают ситуации, когда человек может заметить вещи, которые он не в состоянии был заметить до этого.

Почему? Потому что появились новые взгляды на необходимые аспекты внешней обусловленности. Появилось взаимное столкновение всевозможных аспектов обусловленности. И Я сам, и Мир оказываются передо мной на какой-то промежуток времени предельно обнаженными.

Вот здесь и возникает возможность «выхода из механизмов жизни и из механизмов самого себя в некое пустое пространство и зарождение новой жизни. То есть «штуковина» или происходит, или не происходит... Если же все-таки «штуковина произойдет», человек может осознать, что нет никакого «на самом деле», все ценности, цели и смыслы относительны , с этого момента только он сам является мерой всех окружающих его вещей и явлений – он один является критерием истины.

Здесь может начаться свершаться переход «снаружи» во «внутрь». Очень важную роль в этом переходе играет творчество.

«Когда перейдете (если перейдете; это, конечно же, не момент, это – процесс), никто вам ничего не предложит. Не из чего выбирать, не в чем искать, не к чему приспосабливаться – нужно все делать. Готового ничего нет…Все надо делать, все то, что раньше приходило готовым. Вы будете как рыба, которая сама себе должна делать море, или пруд, или реку. Никто ничего не предлагает, сплошное творчество. И не в переносном, а в буквальном смысле, потому что даже если вы берете что-то готовое, то должны его как-то трансформировать – заполнить эту форму своим содержанием».

Таким образом, человек начинает творить собственную реальность, собственную историю – ту, которую он сам сознательно выбирает. То есть человек не создан природой и эволюцией. Человек создается. Непрерывно, снова и снова создается. Создается в собственной истории, с участием его собственных индивидуальных усилий – с участием его самого. Он овладевает культурой и творчески ее преодолевает - самореализуется.

Этот процесс приобретает непрерывный характер, т.к. человеку свойственно постоянно выходить за свои пределы, постоянно меняться. При таком подходе непрерывное образование выступает как модус развития личностного существования отдельного человека.

Вообще говоря, каждый человек находится в непрерывном образовании. Жизнь человека – это его реальность, и все, что он пережил в ней, узнал, сделал и т.д., так или иначе, в грубом или тонком виде отпечатывается во всех аспектах его существования – психологической, физической, ментальной – любой. Вся разница лишь в том, что некоторые люди этого не осознают, а некоторые сознают.

У вторых это образование носит характер самообразования, т.к. они контролируют окружающее пространство и фильтруют всю информацию, поступающую из социума во «внутрь» и «изнутри наружу» (по крайней мере, максимально – на сколько это вообще в принципе возможно).

Если присутствует такой контроль, человек может воспринимать себя как текст, который читают - т.к. он своим поведением каким-то образом воздействует на окружающее пространство и всех, кто в него входит. И свою собственную жизнь как текст – как самый главный написанный им текст.

Таким образом, идея «непрерывности образования» или идея «самообразования» направлены против предзаданности и контролируемости образа действия, чувствования и мысли, и таким образом – против культуры, как основы некритичного образования.

Об этом же говорил и П. Г. Щедровицкий:

«…процессы самоопределения, процессы становления…всегда протекают в какой-то культурной, социокультурной среде, а значит, опираются на определенные социокультурные институты… Однако, по мере того, как это пространство возникает, мы все больше и больше сталкиваемся с тем, что социокультурная и пространственная среда не обустроены для развития, и те направляющие, которые создает эта среда, расходятся и противоречат тем целям и ценностям, которые мы с вами как субъекты, практикующие развитие, выдвигаем»

Выводом из всего рассмотренного будет описание понятия «epimeleia » – «забота о самом себе » - введенном Мишелем Фуко. Он считал заботу о себе сущностной необходимостью и конечной целью жизни любого человека. Человека, заботящегося о себе, характеризует следующее:

1. Своеобразная и индивидуальная манера смотреть на мир, действовать и вступать в отношения.

2. Перенесение взгляда с внешнего, окружающего мира на самого себя. Предполагает своего рода наблюдение и контроль за собственными мыслями, действиями и т.д.

3. Определенный образ действий, осуществляемый субъектом по отношению к самому себе – действие, которым он изменяет, очищает, преобразует и преображает себя.

«Человек должен стремиться…к тому, чтобы приобрести статус субъекта, которого он никогда не имел до этого. Не-субъекту следует придать статус субъекта, что определяется полнотой его отношений к своему «Я». Нужно создать себя как субъекта…».

Примерно то же сказал и Мераб Мамардашвили.

«Люди освобождаются ровно настолько, насколько они сами проделали свой путь освобождения изнутри себя, ибо всякое рабство – это самопорабощение. «Внутренняя свобода» - это вовсе не подпольная свобода ни в социальном смысле, ни в смысле душевного подполья. Это реально явленная свобода в смысле освобожденности человека внутри себя от оков собственных представлений и образов, высвобожденности человеческого самостояния и бытия».

Мы живем в трехмерном мире: длина, ширина и глубина. Некоторые могут возразить: «А как же четвертое измерение - время?» Действительно, время - это тоже измерение. Но вот вопрос, почему пространство измеряется в трех измерениях - загадка для ученых. Новое исследование объясняет, почему мы живем в мире 3D.

Вопрос о том, почему пространство трехмерно, мучил ученых и философов с античных времен. Действительно, почему именно три измерения, а не десять или, скажем, 45?

В целом, пространство-время четырехмерно (или 3+1-мерно): три измерения образуют пространство, четвертым измерением является время. Существуют также философские и научные теории о многомерности времени, которые предполагают, что измерений времени на самом деле больше, чем кажется: привычная нам стрела времени, направленная из прошлого в будущее через настоящее — всего лишь одна из возможных осей. Это делает возможными различные научно-фантастические проекты, вроде путешествий во времени, а также создает новую, многовариантную космологию, которая допускает существование параллельных вселенных. Однако существование дополнительных временных измерений пока не доказано научно.

Вернемся в наше, 3+1-мерное измерение. Нам хорошо известно, что измерение времени связано со вторым законом термодинамики, который гласит, что в замкнутой системе — такой, как наша Вселенная — энтропия (мера хаоса) всегда возрастает. Уменьшаться вселенский беспорядок не может. Поэтому время всегда направлено вперед — и никак иначе.

В новой статье, опубликованной в EPL, исследователи предположили, что второй закон термодинамики может также объяснить, почему пространство трехмерно.

«Ряд исследователей в области науки и философии обращались к проблеме (3 + 1)-мерной природы пространства-времени, обосновывая выбор именно этого числа его стабильностью и возможностью поддержания жизни», — рассказал соавтор исследования Джулиан Гонсалес-Айала из Национального политехнического института в Мексике и университета Саламанки в Испании порталу Phys.org. «Ценность нашей работы заключается в том, что мы представляем рассуждения, основанные на физической модели размерности Вселенной с подходящим и разумным сценарием пространства-времени. Мы первые, кто заявил, что число «три» в размерности пространства возникает в качестве оптимизации физической величины».

Ранее ученые обращали внимание на размерность Вселенной в связи с так называемым атропным принципом: "Мы видим Вселенную такой, потому что только в такой Вселенной мог возникнуть наблюдатель, человек". Трехмерность пространства объяснялась возможностью поддержания Вселенной в том виде, в каком мы её наблюдаем. Если бы во Вселенной было множество измерений, по ньютоновскому закону тяготения не были бы возможны устойчивые орбиты планет и даже атомная структура вещества: электроны падали бы на ядра.

В данном исследовании ученые пошли другим путем. Они предположили, что пространство трехмерно из-за термодинамической величины — плотности свободной энергии Гельмгольца. Во Вселенной, заполненной излучением, эту плотность можно рассматривать как давление в пространстве. Давление зависит от температуры Вселенной и от количества пространственных измерений.

Исследователи показали, что могло происходить в первые доли секунды после Большого взрыва, называемые Планковской эпохой. В момент, когда Вселенная начала охлаждаться, плотность Гельмгольца достигла своего первого максимума. Тогда возраст Вселенной составлял долю секунды, а пространственных измерений было ровно три. Ключевая мысль исследования заключается в том, что трехмерное пространство было «заморожено», как только плотность Гельмгольца достигла своего максимального значения, которое запрещает переход в другие измерения.

На рисунке ниже изображено, как это происходило. Слева — плотность свободной энергии Гельмгольца (е) достигает своего максимального значения при температуре Т = 0,93, которое возникает, когда пространство было трехмерным (n=3). S и U представляют плотности энтропии и плотность внутренней энергии, соответственно. Справа показано, что перехода к многомерности не происходит при температуре ниже 0,93, что соответствует трем измерениям.

Это произошло вследствие второго закона термодинамики, который допускает переходы в более высокие измерения только тогда, когда температура выше критического значения — ни градусом меньше. Вселенная непрерывно расширяется, и элементарные частицы, фотоны, теряют энергию — поэтому наш мир постепенно охлаждается: Сейчас температура Вселенной гораздо ниже уровня , предполагающего переход из 3D-мира в многомерное пространство.

Исследователи поясняют, что пространственные измерения похожи на состояния вещества, а переход из одного измерения в другое напоминает фазовый переход — такой, как плавление льда, которое возможно лишь при очень высоких температурах.

«В процессе охлаждения ранней Вселенной и после достижения первой критической температуры, принцип приращения энтропии для замкнутых систем мог запретить определенные изменения размерности», — комментируют исследователи.

Это предположение по-прежнему оставляет место для более высоких измерений, которые существовали в Планковскую эпоху, когда Вселенная была еще более горячей, чем это было при критической температуре.

Дополнительные измерения присутствуют во многих космологических моделях — в первую очередь, в теории струн. Это исследование может помочь объяснить, почему в некоторых из этих моделей дополнительные измерения исчезли или остались такими же крошечными, как были в первые доли секунды после Большого взрыва, в то время как 3D-пространство продолжает расти во всей наблюдаемой Вселенной.

В будущем исследователи планируют улучшить свою модель, чтобы включить дополнительные квантовые эффекты, которые могли возникнуть в первую долю секунды после Большого взрыва. Кроме того, результаты дополненной модели могут также служить ориентиром для исследователей, работающих на других космологических моделях, таких как квантовая гравитация.

Почему мы часто задумываемся над вопросом в чем смысл жизни? Для чего мы живём? Как жить чтобы быть счастливым? Что мне нужно для счастья? А что будет, когда я достигну успеха или потерплю поражение? Что скажут родители если я не оправдаю их ожидания? Как найти в себе силы подняться с колен после очередного поражения? Зачем нам переживать поражения и испытания, какой смысл? Почему все говорят делать выводы, наблюдая за чужими ошибками? И почему мы эти выводы формируем только, когда самостоятельно ошибаемся? Почему мы не можем реализовать свои планы с первого раза или ещё хуже - не понимаем, что хотим? Все эти весомые и на первый взгляд банальные вопросы возникают в мыслях каждой сознательной личности.

Каждый день мы наблюдаем за взлётами и падениями разных людей, своих родных, друзей или посторонних. Ещё в детстве мы задаём родителям много странных вопросов, среди которых: "Мама, а что такое жизнь? В чем его смысл, почему все живут по-разному?" И часто родители не совсем понятно нам объясняют, возможно потому что сами ошиблись на своем жизненном пути. Логично, что у каждого ребёнка преобладают положительные эмоции, радужные мечты, надежды, улыбки и веселье.

Чем старше мы становимся, тем больше от нас удаляется такой чистый, откровенный, детский оптимизм. В школе начинаем сталкиваться с первыми проявлениями несправедливости. Когда дети по-разному относятся друг к другу, критикуют за внешний вид, материальное положение родителей или не похожи взгляды на ту или иную ситуацию. Также всегда детей удивляет отношение учителей, их предпочтения и поощрения тем или иным ребёнком. Прежде будущее мировоззрение ребёнка формируется в семейной среде. Родители своим отношением друг к другу, к детям, к жизни и проблемам на своем пути, формируют определённую модель-схему будущего ребёнка. Поэтому дети часто повзрослев стараются подражать родителям, или же наоборот-не повторять ошибок.

Во взрослом возрасте, когда мы начинаем трезво наблюдать за всем и всеми, кто нас окружает, задумываемся над выше упомянутыми вопросами. Исчезает эта детская наивность, появляется неопределённость и растерянность, из-за которой часто не знаем чего хотим достичь в жизни и как сделать правильный выбор. Несмотря на сильных духом людей, которые уже себя реализовали в жизни, сделали свои мечты реальностью, мы удивляемся, где взять столько терпения, силы воли и желания работать. Ведь ни для кого не секрет, что в основном путь к успеху "покрыта колючей терниями", конечно если твои родители не миллионеры и не поставят тебя на все готовое. Богатые и умные люди пробиваются сквозь стены проблем и разочарований на пути к мечте. Некоторые доходит до цели, а кто-то опускает руки и разбивает в порошок свои добрые намерения и проекты, не найдя внутренней силы и поддержки окружающих, зацикливаясь на собственных страхах и предубеждениях.

Так в чем же заключается причина таких падений на пути к успеху?

После очередных неудач люди начинают анализировать каждый шаг, ища ошибку. Порой они думают, что поняли, где ошиблись, а порой спихивают вину на кого-то другого (так же проще, правда?). Но почему, понимая причины неудач, снова и снова ничего не получается?

Часто их безудержный порыв все изменить к лучшему, гаснет через месяц-два или даже за считанные дни. Причиной может быть что угодно. Начиная от неопределённости в выборе, "дружественным советам", невезению, неуверенности, нехватке мотивации или поддержки, - заканчивая комплексным разочарованием во всем и всех. На самом деле, учёными было проведено много исследований, которые обнаружили, что никакой глобальной для всех причины падений не существует.

Часто кажется, что какая-то злая сила-невезения постоянно нас сдерживает, препятствует и критикует, за что бы мы не взялись. Причина всего заключается в более философском и духовном мире, а не во внешних факторах. Недаром существует утверждение: ""Все наши мысли материализуются". А если это действительно правда? Тогда для достижения своей цели и прежде всего, понимания своих желаний, нам нужно научиться думать в положительном направлении, а главное думать о чём думаем (как бы это абсурдно ни звучало)! Также все зависит даже от совсем маленьких шагов и решений, которые принимаем сотни раз изо дня в день. Именно такие малые шаги становятся фундаментом и кирпичиками нашего успеха в жизни. Именно в море таких несущественных и простых шагов, лежат наши тайные сокровища, скрывающие в себе надежду, желания и мечты!

Для того чтобы пройти океан испытаний на пути к мечте, часто недостаточно ни силы воли, ни мотивации, поддержки или морального подталкивания (так называемого пинка или фраз: "Собери свою силу воли в кулак и не распускай сопли"). Все эти факторы обычно помогают идти вперёд, но часто не надолго. Мы боимся однообразия и испытываем страх перед изменениями, не зная, какие они будут. Поэтому наши мечты тянут нас на дно, если мы не уверены в себе. Сила воли является одним из весомых факторов на пути к саморазвитию. Очень часто можно услышать утверждение, что сила воли - это способность заставить себя делать вещи, которые нам не по душе. Это утверждение бесспорно ошибочно. На самом деле умение выбрать свое долгожданное занятия среди многих вариантов и является силой воли.

Люди веками тренируют свою силу воли, изнуряя себя физически и морально ненужными делами. Только после таких недоразумений с собой, понимают смысл понятия - сила воли. Её смысл заключается в добровольной работе над собой и чем-то, без насилия. Но что же делать людям, которые выбрав желаемый стиль жизни, не могут в который раз реализовать все задуманное?

И возникает вопрос: "Почему я живу не так как хочу?" Прежде всего это потому, что нас сильно влияют внешние факторы: ситуация в стране, экономика и недостаток денег, невезение с любовью, разочарование в человеке, отсутствие должного образования или даже банальная зависть к успешным людям. Из-за таких вещей мы разучились прислушиваться к себе, к своему сердцу и уму. А умение понимать себя - является важнейшим для любой реализации задуманного. Не важно касаются ли наши желания сферы личных отношений, семьи, друзей, образования, работы или отдыха. Все сферы взаимосвязаны и не создав желаемую модель для каждой из них, мы не почувствуем себя счастливыми и успешными. Поэтому всегда нужно помнить о фразе, упомянутой ранее в данной статье: ""Все наши мысли материализуются".

Если не сбывается мечта после первой, второй или десятой попытки, возможно стоит задуматься это ваша вожделенная мечта или совет друга или брата, потому что так будет лучше? Если желание действительно Ваше и оно искреннее и сильное, для его реализации Вы прилагаете невероятную и ежедневный труд, а не только визуализируете в своих мыслях, поверьте оно исполнится!

Часто мы живем не так как хотим, так как не верим в собственные силы и возможности добиться успеха. Многие люди делают ошибки или выбирают, например, не свою профессию. Но они не сдаются. Например история одного преподавателя-математика, который 15 лет преподавал в университете, тронула его студентов и стала для них движущей силой. Он преподавал изо дня в день в течение 15 лет детям и студентам математику, которую в душе терпеть не мог. Ему надоедалы постоянные проверки тетрадей, опросы и Университетская атмосфера. Однажды он решился поменять профессию, как и хотел. Он всегда интересовался сферой информационных технологий и в свободное от работы время самостоятельно изучал тестирования программ. Изучив много теории, он подал свое резюме в ИТ компанию, где впоследствии успешно прошел собеседование и поменял работу. Он рискнул своей карьерой и уважением коллег и студентов, но не изменил собственному желанию и преуспел самостоятельно.

Итак, даже истории простых и малоизвестных людей, помогают нам двигаться дальше. Главное поверить в собственные силы, хорошо работать, не бояться саморазвития, меняться в лучшую сторону и уверенно знать чего мы хотим! Тогда каждый будет жить именно так как хочет!

"Успех - это не более, чем несколько простых правил, соблюдаемых ежедневно, а неудача - это просто несколько ошибок, повторяемых ежедневно". Джим Рон.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!