Понятие возраста в психологии развития. Абсолютный и условный возраст

Возраст - одна из центральных категорий психологии развития, которая имеет два значения.

Абсолютный возраст (календарный, или хронологический) выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет), начиная с момента зачатия до смерти. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Результатом определенного условного возраста является помещение объекта в определенную периодизацию. Признаки по которым определяется условный возраст называются возрастными свойствами, т.е. каждый период отличается своими свойствами (характеризуют среднестатистического человека).

У человека несколько условных возрастов: психологический, биологический, социальный, субъективно-переживаемый возраст личности

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для хронологического возраста. Если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, наоборот, то биологический возраст превышает хронологический возраст.

Психологический возраст определяется соотнесением уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормами. Если психические изменения отстают от хронологического возраста, то психологический возраст меньше хронологического, а при опережении хронологического возраста психологический возраст превышает хронологический.

Социальный возраст измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

субъективно-переживаемый возраст личности за основу взято самоощущение человека, т.е. к какому хронологическому возрасту он сам себя приписывает. субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому возрасту.

Жизненный путь индивида

Развитие индивида описывается в нескольких терминах: Время жизни (протяженность), жизненный цикл (жизнь индивида подчинена некоторой цикличности, этапы жизни представляют собой постоянный круговорот), жизненный путь (полно отражает жизнь человека).

В современной Ψ большое значение приобретает биографический метод - изучение человека идет через его биографию, принято изучать развивающегося индивида в изменяющемся мире. Жизненный путь характеризуется неравномерностью и гетерохронностью протекания возрастных процессов. неравномерность и гетерохронность возрастных процессов делают любую научную организацию жизненного пути и его отдельных этапов заведомо условным, допускающий любые вариации и отклонения от статистически средних, которые являются вполне нормальными, неустранимые, представляя собой разные типы развития.

(можно говорить то что выделено, а можно и нет. Смотря сколько время)

Американские ученые Шеррод и Брим сделали следующие выводы:

Ни процесс, ни конечный результат развития нельзя считать однонаправленным и ведущим к одному и тому же конечному результату.

Развитие происходит от зачатия до смерти, при этом пластичность и способность к изменениям сохраняется на протяжении всей жизни. Разные процессы развития могут начинаться, продолжаться и заканчиваться в разные моменты жизни. Развитие в разных областях не обязательно имеют сходные траектории или принципы.


Похожая информация:

  1. AFTER-POSTMODERNISM - современная (по­здняя) версия развития постмодернистской философии-в от­личие от постмодернистской классики деконструктивизма 1 страница
  2. AFTER-POSTMODERNISM - современная (по­здняя) версия развития постмодернистской философии-в от­личие от постмодернистской классики деконструктивизма 2 страница

Возраст - конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психологического развития индивида и его развития как вида, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических особенностей.

Абсолютный возраст - возраст, выражающийся количеством временных единиц (минут, дней, лет и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения.

Условный возраст (возраст развития) - определяется путем местонахождения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, на основании количественно-качественных признаков.

Хронологический возраст - возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни.

Биологический возраст - определяется состоянием определенных свойств и функций организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития, характерным для данного хронологического возраста.

Психологический возраст - определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.

Социальный возраст - определяется путем соотнесения уровня социального развития человека со среднестатистической нормой для его сверстников.

Социальный возраст связан с социальными изменениями, которые происходят в психике и зависят от возраста. К ним относятся важнейшие жизненные события человека, так называемые социальные часы (время вступления в брак, начало и завершение обучения и т.д.), а также возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни.

Субъективный психологический возраст - переживаемый возраст личности, в основе которого лежит самоощущение человека; субъективный возраст определяется возрастным самосознанием, зависящим от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности. Субъективный возраст в некоторых пределах обратим, т.е. человек может не только стареть в психологическом времени, но и помолодеть в нем. Кроме того, субъективный возраст может не совпадать в различных сферах жизнедеятельности (например, в семейной и профессиональной). В рамках работ, посвященных изучению субъективного психологического времени, интересны исследования украинского ученого Цуканова Б. И. (Одесса), который проводил исследование зависимости между типом темперамента и восприятием единицы времени. Оказалось, что для холериков характерно опережение субъективно переживаемого времени по сравнению с реальным временем (t=0.7, где t - отношение субъективно переживаемого к объективному времени), что сопровождается устремленностью вперед, в будущее, острым дефицитом времени. Для сангвиников также свойственно опережение субъективно переживаемого времени, хоть и не столь сильное (t=0,8), постоянное стремление в будущее в совокупности с желанием успеть как можно больше, подвижность. Меланхолик «стоит во времени», отличительной чертой этого типа является то, что субъективная единица времени синхронизована объективной единицей (t=1.0). В отличие от предыдущих типов, субъективное время флегматика отстает от объективного (t=1.1), поэтому субъективно переживаемое время движется медленно и равномерно, в жизни флегматика всегда хватает, даже избыток времени; он ориентирован в прошлое, а к изменениям, приходящим из будущего, привыкает медленно и с большим трудом.

Индивидуальное развитие человека есть онтогенез заложенной в нем филогенетической программой, его периодизация основана на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в результате которых формируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства (различия). Возрастные свойства показывают, чем среднестатистический индивид одного возраста отличается от среднестатистического индивида другого возраста. Возрастные процессы, возрастные свойства, а так-же чередование периодов стабильности и кризисов, которым характеризуется жизнь человека, определяют возрастные стадии или стадии развития.

В современной отечественной и зарубежной психологии описаны многочисленные периодизации психического развития, авторы которых - Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Валлон, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.

Одной из наиболее известных зарубежных периодизаций психического развития является периодизация Ж. Пиаже, который рассматривал также и возрастные особенности мышления.

Возраст - одна из центральных категорий психологии развития, которая имеет два значения.

Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это - чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.

Хронологический возраст - это возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия (фактически, с момента образования яйцеклетки) и до конца жизни. Хронологический возраст каждого человека есть личный факт его жизни. Хронологические возрасты двух разных людей сопоставимы в двух системах измерения: с одной стороны, по абсолютной шкале времени (временное смещение) и, с другой, по тем психическим изменениям, которые появляются у них в определенном возрасте (возрастное соответствие).

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста - элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.

Эволюционно-генетические ряды развития при рассмотрении развития человека могут быть представлены, прежде всего, биологическими, психологическими и социальными изменениями. В соответствии с этим выделяются условный биологический, условный психологический и условный социальный возраст человека.

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста.

В понятии биологического возраста за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Ввиду их измеряемости (биология располагает статистическими данными о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить) установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, наоборот, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, тогда говорят, что его биологический возраст превышает его хронологический возраст.


Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.

Здесь за основу взяты те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике каждого человека. Общая картина здесь та же, что и с биологическим возрастом: если психические изменения отстают от хронологического возраста, то говорят, что психологический возраст меньше хронологического, и, наоборот, при опережении ими хронологического возраста психологический возраст превышает хронологический.

Социальный возраст измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

В понятии социального возраста за основу взяты те социальные изменения, которые происходят в жизни среднестатистического человека, а также изменения, характеризующие его личностное развитие (принятие социальных норм и ценностей, задач развития соответствующего возрастного этапа и т.п.). Следовательно, это, с одной стороны, жизненные события, которые происходят с каждым из нас в определенном возрасте (мы поступаем в школу, делаем профессиональный выбор, вступаем в брак, начинаем трудовую деятельность и т.д.), и, с другой, возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни. Если они отстают от нормативных, говорят, что социальный возраст меньше хронологического, если опережают - то больше.

Все указанные категории подразумевают какое-то объективное, внешнее из­мерение. Но существует еще и субъективно-переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности.

Здесь за основу взято самоощущение человека, т.е. к какому хронологическому возрасту он сам себя приписывает, в какую точку на хронологической оси проецирует. Соответственно, его субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому возрасту (Сапогова, с. 34).

Методы определения абсолютного (выраженного в годах) возраста отложений земли и расположенных в них археологических находок. Основаны на свойстве химических элементов и их соединений распадаться на изотопы и молекулы с течением времени. В археологии чаще всего применяется калий-аргоновый и радиоуглеродный метод. Помимо химических существуют и другие методы (см. варвохронология, дендрохронология, лихенометрия). Самые древние остатки человеческой культуры, датированные радиометрически, имеют А.В. в 2,6 млн. лет (Кооби Фора, Хадар).


Смотреть значение Абсолютный Возраст в других словарях

Абсолютный — безотносительный
безусловный
Словарь синонимов

Возраст — года (годы)
лета
Словарь синонимов

Абсолютный — лат. отрешенный; о предметах духовных, невещественных безграничный, безусловный, безотносительный, непременный, несравниваемый, самостоятельный, отдельный и полный,........
Толковый словарь Даля

Абсолютный — абсолютная, абсолютное; (кратк. муж. не употр.) абсолютна, абсолютно (латин. absolutus). 1. Безотносительный, взятый сам по себе, вне сравнения с чем-н.; не зависящий от местных........
Толковый словарь Ушакова

Возраст — возраста, м. Период, степень в росте, развитии каждого человека. Младенческий, отроческий, юношеский, зрелый, старческий возрасты. Достигать старческого возраста. Человек........
Толковый словарь Ушакова

Возраст — Бальзаковский, внушительный (разг.), златой (устар.), золотой, зрелый, критический, младой (устар), молодой, нежный, незрелый, неопреоделенный, опасный, пожилой, поздний,........
Словарь эпитетов

Абсолютный Прил. — 1. Существующий, рассматриваемый, оцениваемый вне связи, зависимости от чего-л. 2. Достигший высшего предела; полный, совершенный.
Толковый словарь Ефремовой

Возраст М. — 1. Количество лет от рождения, появления на свет, от создания чего-л. 2. Период в развитии человека, животного, растения. // Зрелый период в развитии человека, животного, растения.
Толковый словарь Ефремовой

Абсолютный — -ая, -ое; -тен, -тна, -тно.
1. Безотносительный, взятый вне связи, вне сравнения с чем-л.; безусловный (противоп.: относи́тельный). А. прирост населения. А-ая величина действительного........
Толковый словарь Кузнецова

Возраст — -а; м.
1. Количество прожитых лет; период в жизни человека, животного. Детский, юношеский, преклонный в. Переходный в. (возраст между детством и юностью). Бальзаковский........
Толковый словарь Кузнецова

Абсолютный Приоритет — Правило в процедуре банкротства, согласно которому
задолженность, прежде всего, полностью выплачивается крупнейшим кредиторам, и только затем менее значительные........
Экономический словарь

Абсолютный Титул Собственности — ABSOLUTE TITLEБезоговорочное
владение личной
собственностью или
владение недвижимостью в соответствии с абсолютным
правом собственности. Такой
ТИТУЛ........
Экономический словарь

Возраст — период времени от
момента рождения человека до настоящего или другого определенного времени. В страховании В. выступает одним из главных элементов оценки
риска.........
Экономический словарь

Возраст Выхода На Пенсию
возраст, по достижении которого участник пенсионной схемы имеет
право на получение пенсионных выплат.
Экономический словарь

Возраст Выхода На Пенсию, Обычный — В практике обеспечения льгот для служащих:
возраст, указанный в схеме пенсионного страхования как самый ранний возраст, по достижении которого
служащий может........
Экономический словарь

Возраст Выхода На Пенсию, Поздний — В практике обеспечения льгот для служащих: возраст, указанный в схеме пенсионного страхования, который превышает обычно принятый возраст выхода на пенсию. В США по........
Экономический словарь

Возраст Выхода На Пенсию, Ранний — В практике обеспечения льгот для служащих: возраст более ранний, чем обычный возраст выхода на пенсию, который указан в схеме пенсионного обеспечения и по достижении........
Экономический словарь

Возраст Дерева — - число лет, прошедших с
момента начала жизненного
цикла дерева, определяемое по числу годичных колец на поперечном срезе ствола (пне) или на
корне, взятом возрастным буравом.
Экономический словарь

Возраст Древостоя — - один из основных таксационных показателей, характеризующих
древостой. Число лет, прошедших с
момента появления древесных растений, образовавших данный древостой.........
Экономический словарь

Возраст Оборудования — - одна из характеристик физического и морального
износа оборудования, определяемая по данным года
выпуска или установки машины. Различают В.о. технический (с........
Экономический словарь

Возраст Основных Фондов — - промежуток времени между датой
ввода в
действие и датой наблюдения. Для характеристики
возраста основных фондов используются также их группировки, например........
Экономический словарь

Возраст Рабочий — См.
Возраст трудоспособный
Экономический словарь

Возраст Рубки Главного Пользования — - возраст спелых древостоев, устанавливаемый для назначения их в рубку главного пользования в соответствии с целевым назначением лесов.
Экономический словарь

Возраст Страхователя — основной
фактор при определении величины
риска заболевания и необходимости медицинского обслуживания.
Экономический словарь

Возраст Трудоспособный — законодательно определенные в РФ
категории населения, находящиеся в
возрасте 16-59 лет для мужчин и 16-54 лет для женщин.
Экономический словарь

Возраст Хронологический (chronological Age, Actual Age) — возраст
предмета, измеряемый по стандартному календарю.
Экономический словарь

Возраст Эффективный (effective Age) — возраст
предмета, определяемый его физическим состоянием и
полезностью, в сравнении со сроком полезной жизни - в противоположность хронологическому возрасту.
Экономический словарь

Возраст, Достигнутый — В страховании жизни
возраст, достигнутый страхователем к определённой дате. В страховании здоровья действительный возраст застрахованного лица или его возраст........
Экономический словарь

Возраст, Трудоспособный — - один из элементов условной градации
возраста человека в зависимости от его участия в производстве. В РФ в группу населения, находящегося в Т.в., входят мужчины 16-59........
Экономический словарь

Достигнутый Возраст — Возраст, по достижении которого человек обретает
право на получение определенных
бенефиций. Например, кто-то может иметь право на получение доходов от
траста........
Экономический словарь

Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст.

Абсолютный (календарный, или хронологический ) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это – чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.

Проблемы возрастной периодизации психического развития

Возрастная психология как наука исследует представления о механизмах психического развития человека на каждом возрастном этапе и условия перехода в развитии личности с одного возрастного этапа на другой. В этой связи возрастная психология изучает такие периоды как детский, юношеский, зрелый возраст. Особое место в ходе теоретического и практического изучения возрастной периодизации отводится герантологии, которая изучает психические процессы, связанные со старением организма, изучающие причины притупления и затухания некоторых психических функций.

Понятие «возраст» принято разделять на психологический и хронологический . Хронологическим называют паспортный возраст, то есть зафиксированную дату рождения. Он является некоторым фоном для психического развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психических процессов. Он зависит от тех психических новообразований, которые и определяют психическую зрелость, соответствующую тому или иному возрастному периоду. Например, согласно теории деятельностного подхода, таким психическим новообразованием в детском возрасте могут служить: игровая деятельность, учебная деятельность, общение и др. В зрелом – трудовая деятельность, ролевые взаимодействия в семье, на работе и др. В старческом возрасте – образование такого психического явления как «мудрость», «отношение к смерти» как к процессу перехода в вечность и др.

Возрастная психология связана с другими науками: генетической психологией, психофизиологией, дифференциальной психологией, возрастной психологией, социальной психологией, педагогической психологией, медицинской психологией юридической психологией и др.

Возрастная психология располагает научными методами исследования того или иного возрастного периода: психологическим наблюдением (внешним и внутренним); анкетированием (опросом, интервьюированием, беседой); совместной продуктивной деятельностью; экспериментом, при котором специально создаются такие психологически условия, которые помогают изучение интересующих нас аспектов в возрастном развитии личности. В этой связи принято различать естественный и лабораторный эксперименты. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать поведение в условиях, отдаленных или приближенных к действительности.

Различные возрастные классификации могут быть разделены на две группы:

1)частные классификации, посвященные отдельным отрезкам жизни, чаще детскими школьным годам;

2)общие классификации, охватывающие весь жизненный путь человека.

К частным относят классификацию интеллекта Ж. Пиаже, который выделяет 2 основных периода становления с момента рождения и до 15-летнего возраста:

1)период сенсомоторного интеллекта (от0до2лет);

2)период организации конкретных операций (от З до 15лет). В этом подпериоде он различает стадии.

В классификации Д. Б. Эльконина, относящейся к первой группе, рассматриваются три периода жизни:

1)раннее детство;

2)детство;

3)подростковый возраст.

Также Д. Б. Эльконин выделил ряд сменяющихся видов деятельности: непосредственно эмоциональное общение (младенчество), предметно-манипулятивная деятельность (раннее детство), ролевая игра (дошкольный возраст), учебная деятельность (младший школьный возраст), интимно-личностное общение (младший подростковый возраст), учебно-профессиональная деятельность (старший подростковый возраст).

Общая классификация Биррена включает фазы жизни от младенчества до старости. Согласно этой классификации юность - 12-17 лет; ранняя зрелость - 18-25 лет; зрелость - 51-75 лет; старость - от 76 лет.

Э. Эриксон описал 8 стадий жизни человека (от рождения до старости), основанных на развитии человеческого «я» на протяжении всей жизни, на изменении личности по отношению к социальному окружению и к себе. Эти стадии включают как позитивные, так и отрицательные моменты:

1)первые 12 месяцев жизни - начальная стадия, характеризующаяся доверием и недоверием;

2) II-3-й годы жизни - вторая стадия, характеризующаяся самостоятельностью в сочетании с нерешительностью;

3)III-5-й годы жизни - третья стадия, отличающаяся появлением предприимчивости и чувства вины;

4) IY - 6-11-й годы жизни - четвертая стадия, где появляется ощущение неполноценности и формируются умения;

5) Y -12-18-й годы жизни ребенок начинает осознавать себя как личность, путая социальные

6) YI - начало зрелого возраста. Эта стадия отличается ощущениями близости с другими и одиночества;

7) YII -зрелый возраст - человек поглощен собой и социумом;

YIII -пожилой возраст - человек формируется как цельная личность, но может появиться чувство безнадежности. И в этом возрасте, как и в других возрастных периодах, возникают психические новообразования. В данном случае - мудрость, которая понимается как сплав знаний и жизненного опыта. Особое значение в данном периоде развития личности отводится отношению к смерти, бессмертию. Ученые выделяют нескольку путей бессмертия: религия, творчество, дети, природа.

Особый интерес приобретают стадии детского развития.

Так, в каждой стадии, которую проживает ребенок, действуют одинаковые механизмы. Принцип классификации-смена ведущих видов деятельности таких как:

1)ориентация ребенка на основные смыслы человеческих отношений (происходит интериоризация мотивов и задач);

2)усвоение выработанных в обществе способов действий, в том числе предметных, умственных.

Освоение задач и смысла всегда является первым, а за ним наступает момент освоения действий. Развитие можно описать в двух координатах:

1)ребенок - «общественный взрослый»;

2)ребенок - «общественный предмет».

Д. Б. Эльконин предложил следующие периоды развития детей:

1)младенчество - с момента рождения до года (ведущей формой деятельности является общение);

2)раннее детство - от 1 до 3 лет (развивается предметная деятельность, равно как и вербальное общение);

3)младший и средний дошкольный возраст - от 3 до 4 или 5 лет (ведущим видом деятельности является игра);

4)старший дошкольный возраст-с 5 до 6-7 лет (ведущим видом деятельности по-прежнему

остается игра, которая объединяется с предметной деятельностью);

5)младший школьный возраст - от7до11 лет, охватывает обучение в начальной школе. I

В этот период основным видом деятельности является учение, формируются и развиваются интеллектуальные и познавательные способности);

6) подростковый возраст - от 11 до 17 лет, охватывает процесс обучения в старших классах (для этого периода характерны: личностное общение, трудовая деятельность; происходит определение профессиональной деятельности и себя как личности).

Каждый период возрастного развития имеет свои отличия и определенное время протекания. Если наблюдать за поведением и теми психическими реакциями, которые возникают у ребенка, то можно самостоятельно выделить каждый из периодов. Каждый новый возрастной этап психического развития нуждается в изменениях: общаться с ребенком следует уже иначе, в процессе обучения и воспитания необходимо искать и подбирать новые средства, методы и приемы.

Если взять процесс развития ребенка в этом периоде в общем, то можно выделить три основных этапа:

1) дошкольное детство (это достаточно большой период, охватывающий жизнь ребенка от момента рождения до 7 лет);

2) младший школьный возраст (этот период охватывает жизнь ребенка с момента его поступления в школу и до окончания начальных классов, т.е. интервал от 7 до 11 лет);

3) средний и старший школьный возраст (этот период охватывает жизнь ребенка с момента перехода его в средние классы школы до момента ее окончания, т.е. от 11 до 17 лет).

Важно помнить все границы периодов являются условными и могут быть изменены в тех или иных психологических подходах или точках зрения ученых.

26. Проблема возрастной периодизации психического развития.

Поиск научных основ периодизации психического развития ребенка выступает как коренная проблема возрастной психологии, от разработки которой во многом зависит стратегия построения целостной системы воспитания растущих людей. Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, так как их авторы в основу заложили разные критерии.

Л. С. Выготский выделял три группы периодизаций:

1 . Для первой группы характерно построение периодизациина основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.

Представитель преформизма К.Бюлер считал, что стадии развития ребенка - это инстинкт, дрессура, интеллект. В периодизации Рене Заззо системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства. П. П. Блонский предлагал по смене зубов (физиологический признак) у детей выделять беззубое детство, молочнозубое и период постоянных зубов.

2 . Для второй группыn характерно то, что периодизации построены на основе одного, произвольно выбранного автором, внутреннего критерия. З.Фрейд рассматривал развитие ребенка лишь через призму его полового созревания. Периодизация Л.Колберга основана на изучении уровня морального развития. В периодизации Э. Эриксона выделяются восемь стадий человеческой жизни, которые представляют собой серию критических периодов. Ж.Пиаже предложил возрастную периодизацию на основе изменений в умственном развитии детей.

3 . Третья группа периодизаций выделяет периоды на основе существенных критериев, признаков. К таким периодизациям можно отнести периодизацию В. И.Слободчикова, Л. С. Выготского, Д. Б.Эльконина. Все эти и другие попытки классификации не получили подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития детей. Проблема выделения оснований возрастной периодизации остается актуальной и сегодня: отсутствие должных теоретических обоснований мешает решению вопросов о движущих силах психического развития, о том, каково фактическое психологическое содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии для периодизации, выделения границ возрастов, какие реальные перемены в психике ребенка происходят под влиянием изменения его социальной ситуации.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!