Правовой статус практического психолога. Нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования

  • Глава 2. Психодиагностика как основа практической деятельности психолога образования..........................................................
  • Глава 3. Психологическое консультирование в системе
  • Глава 4. Психокоррекция "как направление деятельности
  • Раздел III. Методика работы педагога-психолога с различными
  • Глава 1. Психологическая помощь детям дошкольного возраста.....
  • Глава 2. Методика работы психолога с младшими школьниками.....
  • Глава 3. Технология работы психолога с подростками....................;
  • Глава 4. Технология решения психологических проблем учащихся старших классов.....................................................................1
  • Раздел IV. Методика работы школьного психолога с детьми
  • Глава 1. Психологическая помощь детям в случаях социально-педагогической запущенности..............................................7
  • Глава 2. Девиантное поведение детей и подростков в аспекте
  • Глава 3. Нарушения поведения, их профилактика и коррекция....:
  • Глава 4. Психологическая помощь детям и подросткам
  • Раздел I
  • Глава 1
  • 1.1.2. Правовой статус практического психолога образования
  • 1.1.3. Квалификационная характеристика педагога-психодога
  • Глава 2
  • 1.2.2. Психолог как специалист в системе образования
  • 1.2.3. Модель профессиональной деятельности педагога-психолога
  • 1.2.4. Взаимодействие психолога и педагогов в совместной деятельности
  • Глава 3
  • 1.3.2. Планирование работы психолога
  • 1.3.3. Школьный психолог и его позиции
  • Глава 4
  • 1.4.2. Авторские модели психологической службы
  • 1. Образ ученика-выпускника
  • 2. Образ учителя
  • 5. Модель воспитательного процесса
  • 6. Образ отношений внутри школы
  • 9. Управление и организация жизнедеятельности
  • 1.4.3. Специфика работы психолога в детском саду
  • 1.4.4. Специфика работы школьного психолога в учреждениях интернатного типа
  • Раздел II
  • Глава 1
  • II.1.2. Сравнительный анализ гуманистической и рационалистической моделей педагогического процесса
  • II.1.4. Роль психологической службы в гуманизации педагогического процесса
  • Глава 2
  • II.2.3. Получение информации в работе психолога и ее использование
  • Глава 3
  • Глава 4 психокоррекция как направление
  • 11.4.1. Сущность и принципы психологической коррекции
  • 11.4.2. Содержание и методы психокоррекционной работы с детьми и подростками
  • II.4.4. Основные формы психокоррекционной работы с детьми и подростками
  • Раздел III
  • Глава 1
  • VI занятие.
  • VII занятие.
  • VIII занятие.
  • X занятие.
  • XII занятие.
  • 2. Гимнастика.
  • 3. Этюд «Очень худой ребенок».
  • III. 1.4. Коррекция межличностного взаимодействия в группе детского сада
  • Глава 2
  • III.2.2. Готовность ребенка к школьному обучению
  • 1. Психологическая и социальная готовность к школе1
  • 2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций
  • 3. Развитие познавательной деятельности
  • 4. Состояние здоровья
  • III.2.4. Коррекция страхов и школьной тревожности у младших школьников
  • Глава 3
  • III.3.1. Психические новообразования и трудности подросткового возраста
  • III.3.2. Технология психологической работы с подростками
  • Глава 4
  • 111.4,2. Новая парадигма профессиональной консультации старшеклассников
  • III.4.4. Методика интеллектуального оргдиалога при обучении старшеклассников общению
  • Раздел IV
  • Глава 1
  • IV.1.2. Комплексная диагностика социально-педагогической запущенности детей
  • Часть I. Линностно-профессиональные качества
  • Часть II. Стиль педагогического общения
  • Часть I. Самодиагностика типового семейного состояния
  • Часть II. Самодиагностика родительского отношения к детям
  • Глава 2
  • IV.2.2. Причины и факторы девиантного поведения школьников
  • IV.2.3. Установление контакта с девиантными подростками
  • IV,2,4. Диагностика девиантного поведения
  • Глава 3
  • IV.3.2. Коррекция агрессивных проявлений: общие принципы и направления
  • 2. Детерминанты проблемного поведения
  • Глава 4
  • IV.4.1. Психологический кризис и виды кризисных ситуаций
  • IV.4.2. Переживание-преодоление критических ситуаций
  • Вопрос 2 - показывает сферы возникновения критических ситуаций у подростков.
  • IV.4.3. Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим от насилия
  • IV.4.4. Психологическая поддержка подростков-инвалиде в
  • IV. Научно-методическое обеспечение и подготовка кадров
  • 1.1.2. Правовой статус практического психолога образования

    Несмотря на довольно значительный период времени, прошед­ший с момента введения должности психолога в учреждениях об­разования, многие их руководители и сами начинающие специа­листы до сих пор затрудняются в определении своего правового статуса. Реальная практика показывает, что существующие нор­мативно-правовые материалы оказываются для них труднодоступ­ными. Используя анализ сложившегося опыта и опираясь на доку­менты, представленные в нашем пособии, психолог может до­вольно четко сориентироваться в своих правах и обязанностях.

    Практический психолог - это специалист с высшим образова­нием, уравненный в отношении оплаты труда, присвоения раз­ряда, продолжительности отпуска, пенсионных гарантий, а так­же других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом образовательных учреждений (вне зависимости от места его работы, будь то образовательные учреждения - детские сады, школы разного профиля, детские дома, интернаты и др. или рай­онные, городские, областные, региональные психологические центры образования).

    На должности практического психолога могут работать специа­листы с базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную пере­подготовку в области детской практической психологии, психо­логической службы образования в объеме не менее 1200 ч на фа­культетах и курсах переподготовки кадров. Программы обуче­ния, переподготовки и повышения квалификации проходят про­фессиональную экспертизу в Экспертном совете по подготовке

    практических психологов образования при Министерстве образо­вания Российской Федерации и утверждаются Управлением выс­ших учебных заведений упомянутого министерства.

    Должности практических психологов устанавливаются на осно­ве ETC (9-14-й разряды): не менее одного психолога в каждом образовательном учреждении, включая районные, городские, об­ластные, региональные центры психологической службы образо­вания, являющиеся сетевыми учреждениями образования Россий­ской Федерации. В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), количество ставок увеличивается.

    Практические психологи образования имеют двойное подчи­нение: по административной и профессиональной линиям. Адми­нистративное управление осуществляется отделами психологиче­ской службы республиканских, региональных, городских и рай­онных управлений и департаментов образования, руководителя­ми образовательных учреждений; профессиональное - через сеть психологических центров разного уровня.

    Рабочее время специалиста устанавливается с учетом норм прак­тической психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых.

    Продолжительность рабочего времени психолога на предприя­тиях, в организациях и учреждениях определена статьей 42 КЗОТа РФ и составляет 40 ч в неделю. Однако для отдельных категорий работников согласно статье 45 КЗОТа РФ установлена сокращен­ная недельная нагрузка. К ним относятся и педагоги-психологи образовательных учреждений, так как в соответствии со стать­ей 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редак­ции 1996 г.) все педагогические работники учреждений образо­вания пользуются правом на сокращенную 36-часовую рабочую неделю, а согласно приложению 1 к Приказу Министерства об­разования и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 педагоги-психологи считаются педагогически­ми работниками. Этим правом пользуются педагоги-психологи об­разовательного учреждения любого типа и вида, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности (государ­ственного, муниципального, негосударственного).

    В отношении школьных психологов необходимо упомянуть об учебной нагрузке, которую зачастую путают с продолжительно­стью рабочего времени. Если обратиться к тарифно-квалифика­ционным характеристикам педагога-психолога, то мы не найдем в них обязанности иметь педагогическую нагрузку, т. е. вести уро­ки. Последнее рассматривается как совмещение профессий и мо­жет осуществляться с согласия администрации и самого психоло­га. Если объем педагогической нагрузки не превышает 240 ч в год, то увеличения рабочего времени не происходит и такая работа осуществляется одновременно с основной, причем ее распреде-

    ление по дням, неделям и месяцам может быть произвольным. Если же учебная нагрузка больше, то продолжительность рабоче­го времени соответственно увеличивается.

    Сокращенная продолжительность рабочего времени не влечет за собой снижения размеров оплаты труда, ограничения продол­жительности отпуска, исчисления трудового стажа и других тру­довых прав граждан.

    С понятием рабочего времени тесно связано понятие рабочего дня. Продолжительность последнего зависит от того, в условиях какой недели (пятидневной или шестидневной) работает органи­зация. В соответствии со статьей 46 КЗОТа РФ это устанавливается администрацией предприятия, учреждения совместно с профсо­юзным комитетом и по согласованию с органами местного само­управления.

    Продолжительность рабочего дня при шестидневной рабочей неделе и недельной норме 36 ч не может превышать 6 ч. При пяти­дневной рабочей неделе она определяется правилами внутренне­го распорядка или графиком сменности, которые утверждаются администрацией по согласованию с профсоюзным органом, с уче­том мнения трудового коллектива, специфики работы и соблюде­ния установленной продолжительности рабочего времени.

    Время начала и окончания ежедневной работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка и графиком смен­ности. Законодательство не содержит запрета на установление ин­дивидуальных графиков работы.

    Также нет в законе указаний на то, что вся работа специалиста должна проходить в стенах учреждения. В отношении психолога вполне естественно, что часть рабочего времени ему необходимо проводить в библиотеке или методическом.кабинете, в различных медицинских и психологических учреждениях и т. п. Администра­ция вправе установить психологу такой режим работы, который позволял бы ему осуществлять свою служебную деятельность и вне пределов предприятия, учреждения», организации.

    Психологам необходимо проявлять инициативу и обращаться к своей администрации с просьбой об установлении индивиду­ального графика работы. Он может быть закреплен в должностных обязанностях специалиста, правилах трудового распорядка или приказом администрации.

    Выбор приоритетных направлений работы, соотношение раз­личных ее видов определяются потребностями образовательного учреждения и количеством штатных и внештатных единиц психо­логов, которыми оно располагает.

    Для психолога в образовательном учреждении выделяется спе­циальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы.

    Районные, городские, областные и региональные центры обо­рудуют рабочие места психологов и других специалистов в соот­ветствии с их функциональными обязанностями. Методическое, аппаратурное и материальное обеспечение городских, областных и региональных центров осуществляется за счет соответствующих статей бюджета образовательных учреждений.

    Оформление и содержание кабинета в образовательном учреж­дении оплачивается практическому психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.

    Практические психологи представляют отчет о проводимой работе по административной и профессиональной линиям в со­ответствии с формами отчетности, утвержденными Министерством образования Российской Федерации. Отчет психологической служ­бы образовательного учреждения включается в соответствующую документацию образовательного учреждения, центров психоло­гической службы и органов управления образованием.

    Права педагога-психолога:

    быть членом педагогического совета школы с правом решаю­щего голоса;

    принимать участие в заседаниях структурных подразделений учебного заведения по обсуждению результатов исследования кон­кретных личностей и коллективов, по вопросам создания и функ­ционирования педагогического коллектива и коллективов детских групп и классов, организации различных форм дифференциро­ванного обучения, аттестации педагогов и др.;

    обращаться в администрацию образовательного учреждения и его общественные организации с предложениями по созданию ус­ловий, необходимых для успешного функционирования психоло­гической службы, совершенствования обучения, воспитания и раз­вития детей и подростков, сохранения их психического здоровья;

    изучать любую документацию по организации учебно-воспи­тательного процесса, личные дела детей, преподавателей и дру­гих работников учебного заведения;

    выбирать формы и методы работы с детьми и их родителями, пе­дагогами и другими работниками, выделять приоритетные направле­ния, устанавливать очередность, продолжительность и характер работ;

    проводить в коллективе учебного заведения групповые и инди­видуальные психологические обследования;

    давать рекомендации заинтересованным лицам по вопросам рационального подбора, расстановки кадров, выбора кандидатур на административные должности, по оптимизации нагрузки пре­подавателей и учащихся, профилактике и разрешению конфликт­ных ситуаций, методике комплектования учебных групп и вопро­сам демократизации и гуманизации педагогического процесса.

    Практический психолог имеет статус независимого эксперта кон сулътанта по психологическим проблемам обучения и воспитания.

    1) все его действия, затрагивающие административные пол­номочия или выполнение намеченных руководством учебного за­ведения планов, предварительно согласовываются с руководите­лем образовательного учреждения;

    3) выполнение распоряжений руководителя образовательно­го учреждения, не находящихся в противоречии с психологи­ческой наукой и практикой, должно обеспечиваться наличием у психолога соответствующих профессиональных возможностей и средств и не ставить под угрозу выполнение утвержденных педагогическим советом планов и программ психологической службы;

    4) работа практического психолога определяется целями, за­дачами и принятыми программами психологической службы и включает повышение профессиональной компетентности, изуче­ние литературы, освоение психодиагностических методов, их ап­робацию и т. п. Распорядок дня согласуется с общим расписанием учебного заведения и утверждается руководителем;

    5) администрация имеет право расширить полномочия психо­лога в пределах его функциональных обязанностей представлен­ными ему временным положением и решением педагогического совета.

    Приведенный в приложениях 2 и 3 перечень основных норма­тивных документов, регламентирующих деятельность практиче­ского психолога образования, поможет ему организовать свою дея­тельность на правовой основе и быть убедительным в работе с администрацией учреждения.

    Данное учебное пособие предназначено для методического обеспечения учебной и преддипломной практики студентов факультетов, специализирующихся на обучении практических психологов для системы образования России.

    I. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПСИХОЛОГА

    1. Общие положения

    2. Права и обязанности психолога

    3. Ответственность психолога учебного заведения

    1. Цели и задачи работы практического психолога

    • организационно-психологическая работа
    • развивающая и психофасилитационная работа
    • психопрофилактическая работа
    • психодиагностическая и психокоррекционная работа

    3. Пояснения к статусу практического психолога

    4. Порядок вступления в должность

    5. Методика составления программы психологической службы

    6. Проблемы, характерные для современной системы образования

    1. Примерная тематика лектория

    2. Примерная программа семинара для преподавателей

    3. Примерная программа психологического кружка

    4. Примерная программа факультатива по психологии

    5. Примерный перечень вопросов, которые могут рассматриваться на заседаниях педагогического совета

    6. Примерный перечень вопросов для «Круглого стола» по теме «Национальные традиции»

    7. Примерный перечень вопросов для бесед по теме «Стихийные влияния и внеколлективное поведение»

    Список литературы

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    1. Таблица наблюдений

    2. Методика оценки деятельности преподавателя

    3. Опросник САН

    4. Методика Т. Лири

    5. Нравится ли Вам? (анкета интересов личности)

    6. Социометрический опрос

    7. Референтометрия

    8. Методика ЦОЕ

    9. Анкета «Климат»

    10. Анкета самоотношения

    11. Анкета изучения мотивов курения

    12. Тест Г. Айзенка

    13. Личностный опросник (16-факторный тест Кеттелла)

    14. Тест «Рисунок несуществующего животного»

    15. Тест-опросник измерения мотивации достижения

    16. Ориентировочный тест школьной зрелости

    17. О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации

    18. Положение о службе практической психологии образования в Российской Федерации

    19. Статус практического психолога службы практической психологии образования

    20. Ориентировочные нормы. Продолжительность различных видов работ практического психолога образования

    21. Модель комплексной службы практической психологии юго-западного территориального округа г.Москвы

    22. Образцы договоров с образовательными учреждениями округа

    Предисловие

    ВВЕДЕНИЕ

    Учебное пособие, подготовленное авторами на основе их работы в должности психолога школ № 699 и № 163 г. Москвы, предназначено прежде всего для методического обеспечения учебной и преддипломной практики студентов факультетов, специализирующихся на обучении практических психологов для системы образования России.

    В методической литературе, издаваемой в настоящее время, практически опускается рассмотрение ряда социально-психологических проблем, которые имеют решающее значение для адаптации практического психолога в условиях учебного заведения и тем самым всей его последующей работы. От того, как психолог сможет построить взаимоотношения с педагогическим коллективом и администрацией, учениками и их родителями, зависит его реальный статус в школе (Имеется в виду не только начальная и средняя общеобразовательная школа, но и средние специальные учебные заведения, частные гимназии, лицеи и т. д.) и соответственно условия будущей работы специалиста. Границы его функциональных обязанностей на практике оказываются достаточно подвижными и простираются от ролей «вечного дежурного», «общественника», «посыльного по мелким поручениям» и т. п. до «эксперта по наиболее важным вопросам обучения и воспитания». Условия работы каждый создает для себя сам. Такова существующая практика. Поэтому важно сделать эти условия оптимальными или, по крайней мере, исключить их вступление в явное противоречие с целями и задачами психологической службы.

    Успех деятельности психолога в адаптационный период зависит прежде всего от того, насколько он сможет соответствовать ожиданиям администрации и педагогического коллектива. Эти ожидания, которые непосредственно влияют на оценку работы специалиста, отношение к нему в коллективе и его статус, являются на практике довольно смутными и вовсе не опираются на те известные лишь самому психологу из курса обучения основные направления его деятельности уже после успешной адаптации.

    Необходимо иметь в виду, что подчас эти нетерпеливые ожидания быстрых результатов относятся к вопросам, требующим длительной, упорной и целенаправленной работы прежде всего самого педагогического коллектива. Поэтому одной из важнейших задач адаптационного периода является управление ожиданиями коллег, приведение их в соответствие с целями психологической службы, реальными условиями и возможностями как психологической науки, так и конкретного специалиста.

    Каждый учитель и ученик вправе рассчитывать на помощь психолога. Но это не значит, что он должен идти на поводу у стихийного процесса делегирования ему лавины накопившихся «текущих проблем», большинство которых представляются неразрешимыми учителю именно в силу ограниченности педагогического анализа ситуации, который не только исчерпал себя в этих острых практических моментах, но и служит как бы дополнительным их оправданием и фактически способствует их реальному воспроизведению через активные попытки педагогов настаивать на своем видении проблемы и тем самым узаконивать исходные предпосылки и условия «трудностей работы с учениками». Поэтому весь массив практических проблем должен быть психологически переосмыслен и структурирован. Каждый практический запрос, обращенный к психологу, должен получить форму психологической проблемы, решаемой в связи с другими в целостной картине условий деятельности и первоочередных задач. Очень часто проблемы «трудных учеников» на деле оказываются проекциями проблем самого учителя, а жалобы на педагога — попыткой выйти из ситуации, требующей личностного роста ученика, за счет авторитета учителя.

    Таким образом, регулирование практических запросов педагогического коллектива можно считать не только неизбежной, но и одной из самых актуальных и первоочередных задач адаптации специалиста.

    Вполне очевидно и наличие других важных социально-психологических задач этого периода. В частности, изучение неформализованной структуры педагогического коллектива и установление на этой основе продуктивных взаимоотношений с наиболее активной и творческой группой учителей без провоцирования конфликта с пассивными или критически настроенными учителями. Психолог может идти на сознательную конфронтацию, но дать затянуть себя в конфликт - это уже свидетельство профессиональной некомпетентности, неспособности управлять развитием конфликтной ситуации. Трудно надеяться и реально рассчитывать, что впоследствии учителя смогут воспринимать такого специалиста как потенциального посредника при разрешении возникающих конфликтов.

    Все задачи адаптационного периода тесно связаны с решением центральной проблемы - установлением статуса независимого эксперта, который только и может, на наш взгляд, обеспечить необходимые социально-психологические условия эффективной работы психологической службы. К сожалению, существующие правовые нормы не являются оптимальными в этом отношении. Поэтому дополнительной задачей специалиста является их правильная интерпретация под углом зрения центральной проблемы адаптации. Авторы учебного пособия выражают надежду, что проведенная ими в этом направлении работа окажет существенную помощь как студентам, так и выпускникам в решении указанной выше задачи.

    Одной из типичных ошибок при адаптации психологов является принятие ими административных функций. Тем самым статус психолога подменяется статусом администратора, который, хотя и может показаться кому-то привлекательным, но фактически зауживает возможности его реального воздействия на коллектив и в случае различного рода манипулятивных игр - что, к сожалению, не редкость в педагогическом коллективе - ставит его в весьма уязвимую позицию. Вхождение психолога в коллектив не означает снятие части ответственности с учителя и администрации за воспитание детей. Такое «облегчение» функций учителя, доходящее иногда до роли «стороннего наблюдателя», является разрушительным и подрывает саму основу работы психолога. Позиция: «посмотрим, как у него получится!» - не может рассматриваться иначе, чем игровая. Если психолог покушается на право учителя выбирать метод воспитания или обучения - тем более, если при этом им используются административные методы,- то неизбежен провал любой программы. Если учитель не уверен в целесообразности какого-то предписанного ему от имени науки метода или решения, в котором нет его доли участия, то он всегда сможет на практике доказать, что этот метод ничем не лучше старых, а решение психолога абсурдно и непрофессионально.

    Основное противоречие адаптационного периода в том и состоит, что профессиональный рост и мастерство психолога нарастают постепенно и требу ют достаточно длительного периода практического совершенствования в реальных условиях учебного заведения, в то время как взаимоотношения формируются интенсивно и социально-психологическая позиция психолога, его реальный статус может определиться в результате действий в двух-трех первых практических ситуациях. Поэтому ему важно отдавать себе отчет в том, что вместе с конкретным содержанием решаемой им конкретной проблемы в периоде адаптации закладываются социально-психологические условия будущей деятельности в педагогическом и ученическом коллективах. Чтобы эта сторона не выпала из поля зрения практиканта или специалиста, она должна стать самостоятельным предметом планирования и войти в программу работы психолога в качестве ее составной части.

    Такая программа психологической службы является главным средством решения всех указанных выше и других важных задач адаптации психолога. Но мало сказать, что программа необходима, что сам процесс ее составления является периодом ориентировки и предохраняет от принятия решений в момент, когда они оказываются неизбежно импульсивными и случайными, имея при этом далеко идущие последствия в построении рабочих взаимоотношений с коллегами. Все понимают значение программы, свидетельством чему являются дискуссии на конференциях, нарастание научных исследований, посвященных этой актуальной теме. Проблема в том, что программа по форме должна быть такой, чтобы исключалась возможность приписывания психологу административных функций и утверждался его статус независимого эксперта, прогнозирующего развитие психолого-педагогической ситуации и возможные пути воздействия на нее; но окончательное решение, ответственность и моральное удовлетворение от положительного результата все-таки оставались за теми, кто непосредственно каждодневно решающим образом влияет на детей всем потенциалом своей личности.

    Есть только один способ избежать администрирования - ставить цели в форме проблемы или противоречия. Поэтому программа психологической службы не может быть ничем иным, как системой основных психолого-педагогических проблем современного образования, представленных учителям в доступной и наглядной форме в сочетании с обращением к педагогическому коллективу решительным требованием определиться в отношении этих основополагающих ориентиров и тем самым возложить на себя ответственность за результаты учебно-воспитательной работы. Только расширяя ориентировку учителя через цель-противоречие, можно избежать администрирования, сущность которого заключается, напротив, в сужении ориентировки и выбора действий учителем до внешне заданного ему результата и метода. В ориентировании преподавательского коллектива на основе результатов научно-психологических исследований в конкретной психолого-педагогической ситуации в сочетании с последовательным возложением ответственности за последствия принимаемых решений и состоит главное содержание роли психолога на педагогическом совете или методической комиссии. Работа психолога не подменяет работу учителей, а вносит в нее слаженность, сознательность, понимание причин неудач и результатов принимаемых решений.

    В учебном пособии дается вариант подобной программы, предполагающей статус психолога как независимого эксперта. Эта программа апробирована авторами со стороны установления оптимальной социально-психологической позиции и показала довольно устойчивые результаты на всем протяжении адаптационного периода, который в одном из случаев был осложнен троекратной сменой директора школы. Вместе с тем в пособии приводится в конспективной форме полное содержание работы психолога, поскольку проблемы общения и установления оптимальных взаимоотношений, выступающие на первый план в адаптационный период, не могут быть отделены от предметной психолого-педагогической стороны его деятельности. Это содержание необходимо иметь в виду при составлении программ, но большой ошибкой было бы пытаться воспроизвести его механически в тексте программы без учета особенностей адаптационного периода, а впоследствии конкретных условий работы и личностных особенностей самого специалиста.

    В приложении к учебному пособию дается набор наиболее доступных методик который, на наш взгляд, является необходимым и достаточным для решения всего комплекса задач адаптации психолога в учебном заведении. Мы не являемся сторонниками применения выпускником и тем более студентом в период практики усложненных диагностических методик, требующих даже от опытного психолога стажировки в течение довольно длительного периода. Нам представляется более правильной другая стратегия, направленная на реальные проблемы и организацию их решения с учетом возможностей и перспектив профессионального совершенствования психолога, а не методику как самоцель. К сожалению, нам приходилось наблюдать печальную картину затраты практическим психологом массы времени и сил на получение результатов, которые не только непонятны учителям, но и не связаны в сознании самого специалиста с какими бы то ни было реальными учебно-воспитательными проблемами, в результате чего он начинает скрываться от коллег, боится вступать с ними в контакт и, если можно так сказать, переходит на «нелегальные формы работы» с бумагами.

    В заключение хотелось бы отметить два момента. Во-первых, все сказанное об адаптации психолога относится еще в большей степени к тем, кто переводится на эту должность из состава педагогического коллектива того же учебного заведения. Но задачи адаптации и значение программы для них оказываются еще более обостренными, поскольку речь идет не об установлении статуса, а о перестройке прочно «кристаллизовавшихся» взаимоотношений.

    И во-вторых, необходимо отметить, что учебное пособие может быть полезно не только студентам, но и всем специалистам, вступающим в должность психолога учебного заведения.

    А . Красило , A. M. Новгородцева 23 июля 1995 г .

    В своей практической деятельности психолог руководствуется нормативными документами, регламентирующими его права, обязанности, основные направления деятельности, ее цели и задачи. Основным таким документом является Положение о психологической службе. <…>

    Правовой статус практического психолога образования

    Несмотря на довольно значительный период времени, прошедший с момента введения должности психолога в учреждениях образования, многие их руководители и сами начинающие специалисты до сих пор затрудняются в определении своего правового статуса. Реальная практика показывает, что существующие нормативно-правовые материалы оказываются для них труднодоступными.

    <...> Практический психолог - это специалист с высшим образованием, уравненный в отношении оплаты труда, присвоения разряда, продолжительности отпуска, пенсионных гарантий, а также других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом образовательных учреждений <...>.

    На должности практического психолога могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования в объеме не менее 1200 ч на факультетах и курсах переподготовки кадров. Программы обучения, переподготовки и повышения квалификации проходят профессиональную экспертизу в Экспертном совете по подготовке практических психологов образования при Министерстве образования Российской Федерации и утверждаются Управлением высших учебных заведений упомянутого министерства.

    Должности практических психологов устанавливаются на основе ETC (9-14-й разряды): не менее одного психолога в каждом образовательном учреждении, включая районные, городские, областные, региональные центры психологической службы образования, являющиеся сетевыми учреждениями образования Российской Федерации. В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), количество ставок увеличивается.

    Практические психологи образования имеют двойное подчинение: по административной и профессиональной линиям. Административное управление осуществляется отделами психологической службы республиканских, региональных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями образовательных учреждений; профессиональное - через сеть психологических центров разного уровня.

    Рабочее время специалиста устанавливается с учетом норм практической психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых.

    Продолжительность рабочего времени психолога на предприятиях, в организациях и учреждениях определена статьей 42 КЗОТа РФ и составляет 40 ч в неделю. Однако для отдельных категорий работников согласно статье 45 КЗОТа РФ установлена сокращенная недельная нагрузка. К ним относятся и педагоги-психологи образовательных учреждений, так как в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции 1996 г.) все педагогические работники учреждений образования пользуются правом на сокращенную 36-часовую рабочую неделю, а согласно приложению 1 к Приказу Министерства образования и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 педагоги-психологи считаются педагогическими работниками. Этим правом пользуются педагоги-психологи образовательного учреждения любого типа и вида, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности (государственного, муниципального, негосударственного).

    В отношении школьных психологов необходимо упомянуть об учебной нагрузке, которую зачастую путают с продолжительностью рабочего времени. Если обратиться к тарифно-квалификационным характеристикам педагога-психолога, то мы не найдем в них обязанности иметь педагогическую нагрузку, т. е. вести уроки. Последнее рассматривается как совмещение профессий и может осуществляться с согласия администрации и самого психолога. Если объем педагогической нагрузки не превышает 240 ч в год, то увеличения рабочего времени не происходит и такая работа осуществляется одновременно с основной, причем ее распределение по дням, неделям и месяцам может быть произвольным. Если же учебная нагрузка больше, то продолжительность рабочего времени соответственно увеличивается.

    Сокращенная продолжительность рабочего времени не влечет за собой снижения размеров оплаты труда, ограничения продолжительности отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав граждан.

    С понятием рабочего времени тесно связано понятие рабочего дня. Продолжительность последнего зависит от того, в условиях какой недели (пятидневной или шестидневной) работает организация. В соответствии со статьей 46 КЗОТа РФ это устанавливается администрацией предприятия, учреждения совместно с профсоюзным комитетом и по согласованию с органами местного самоуправления.

    Продолжительность рабочего дня при шестидневной рабочей неделе и недельной норме 36 ч не может превышать 6 ч. При пятидневной рабочей неделе она определяется правилами внутреннего распорядка или графиком сменности, которые утверждаются администрацией по согласованию с профсоюзным органом, с учетом мнения трудового коллектива, специфики работы и соблюдения установленной продолжительности рабочего времени.

    Время начала и окончания ежедневной работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка и графиком сменности. Законодательство не содержит запрета на установление индивидуальных графиков работы.

    Также нет в законе указаний на то, что вся работа специалиста должна проходить в стенах учреждения. В отношении психолога вполне естественно, что часть рабочего времени ему необходимо проводить в библиотеке или методическом кабинете, в различных медицинских и психологических учреждениях и т.п. Администрация вправе установить психологу такой режим работы, который позволял бы ему осуществлять свою служебную деятельность и вне пределов предприятия, учреждения, организации <...>.

    Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных ее видов определяются потребностями образовательного учреждения и количеством штатных и внештатных единиц психологов, которыми оно располагает.

    Для психолога в образовательном учреждении выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы.

    Районные, городские, областные и региональные центры оборудуют рабочие места психологов и других специалистов в соответствии с их функциональными обязанностями. Методическое, аппаратурное и материальное обеспечение городских, областных и региональных центров осуществляется за счет соответствующих статей бюджета образовательных учреждений.

    Оформление и содержание кабинета в образовательном учреждении оплачивается практическому психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.

    Практические психологи представляют отчет о проводимой работе по административной и профессиональной линиям в соответствии с формами отчетности, утвержденными Министерством образования Российской Федерации. Отчет психологической службы образовательного учреждения включается в соответствующую документацию образовательного учреждения, центров психологической службы и органов управления образованием.

    Права педагога-психолога:

    • · быть членом педагогического совета школы с правом решающего голоса;
    • · принимать участие в заседаниях структурных подразделении учебного заведения по обсуждению результатов исследования конкретных личностей и коллективов, по вопросам создания и функционирования педагогического коллектива и коллективов детских групп и классов, организации различных форм дифференцированного обучения, аттестации педагогов и др.;
    • · обращаться в администрацию образовательного учреждения и его общественные организации с предложениями по созданию условий, необходимых для успешного функционирования психологической службы, совершенствования обучения, воспитания и развития детей и подростков, сохранения их психического здоровья; изучать любую документацию по организации учебно-воспитательного процесса, личные дела детей, преподавателей и других работников учебного заведения;
    • · выбирать формы и методы работы с детьми и их родителями, педагогами и другими работниками, выделять приоритетные направления, устанавливать очередность, продолжительность и характер работ; проводить в коллективе учебного заведения групповые и индивидуальные психологические обследования;
    • · давать рекомендации заинтересованным лицам по вопросам рационального подбора, расстановки кадров, выбора кандидатур на административные должности, по оптимизации нагрузки преподавателей и учащихся, профилактике и разрешению конфликтных ситуаций методике комплектования учебных групп и вопросам демократизации и гуманизации педагогического процесса.

    Практический психолог имеет статус независимого эксперта - консультанта по психологическим проблемам обучения и воспитания:

    • 1) все его действия, затрагивающие административные полномочия или выполнение намеченных руководством учебного заведения планов, предварительно согласовываются с руководителем образовательного учреждения;
    • 2) указания и рекомендации по профессиональной линии осуществляются представителями региональных центров психологической службы (районными, городскими, областными и т.д.);
    • 3) выполнение распоряжений руководителя образовательного учреждения, не находящихся в противоречии с психологической наукой и практикой, должно обеспечиваться наличием у психолога соответствующих профессиональных возможностей и средств и не ставить под угрозу выполнение утвержденных педагогическим советом планов и программ психологической службы;
    • 4) работа практического психолога определяется целями, задачами и принятыми программами психологической службы и включает повышение профессиональной компетентности, изучение литературы, освоение психодиагностических методов, их апробацию и т. п. Распорядок дня согласуется с общим расписанием учебного заведения и утверждается руководителем;
    • 5) администрация имеет право расширить полномочия психолога в пределах его функциональных обязанностей решением педагогического совета. психологический отчетность педагогический разряд

    Приведенный в приложениях 2 и 3 перечень основных нормативных документов, регламентирующих деятельность практического психолога образования, поможет ему организовать свою деятельность на правовой основе и быть убедительным в работе с администрацией учреждения.

    Квалификационная характеристика педагога-психолога

    Должностные обязанности педагога-психолога. Психолог проводит работу, направленную на обеспечение психического здоровья и развития детей и подростков. Выявляет условия, затрудняющие становление личности, и посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации оказывает помощь детям, учителям, родителям (или лицам, их заменяющим) в решении личностных, профессиональных и других конкретных проблем. Проводит психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению при переходе из одной возрастной категории в другую и выборе соответствующего уровню психического развития личности типа образовательной программы.

    Совместно с учителем планирует и разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей учащихся.

    Выполняет профориентационную работу, способствует самостоятельному и осознанному выбору профессии с учетом ценностных ориентации, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив личности, а также развивает у молодежи готовность к достойной ориентации в различных жизненных ситуациях. Содействует поиску, отбору и творческому развитию особо одаренных детей и подростков.

    Выявляет детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития, оказывает социально-психологическую поддержку детям с отклонениями в умственном и физическом развитии. Осуществляет первичную психологическую профилактику алкоголизма и наркомании среди подростков, проводит психологическую экспертизу и психолого-педагогическую коррекцию отклоняющегося и асоциального поведения. Участвует в работе психолого-медико-педагогических комиссий, комиссий по социально-правовой защите детей и подростков, сотрудничает с территориальными службами занятости и центрами профориентации.

    Формирует психологическую культуру детей, учителей и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.

    Консультирует по проблемам развития образовательного учреждения его руководителей и сотрудников, повышает социально-психологическую компетентность детей, учителей, родителей <...>.

    Квалификационные умения педагога-психолога по разрядам оплаты труда*.

    Образование высшее профессиональное (8-й разряд) и среднее профессиональное либо высшее (7-й разряд), профессиональная переподготовка по практической психологии или психологии образования или высшее психологическое образование.

    Специалист должен уметь: определять уровень готовности детей к обучению в школе; проводить психологическое обследование детей по методикам, используемым для определения уровня интеллектуального и личностного развития школьников; проводить и интерпретировать исследование детских коллективов и межличностных отношений детей; проводить дифференциальную диагностику задержки психического развития и социально-педагогической запущенности детей; составлять на диагностической основе рекомендации в помощь родителям и педагогам по индивидуальному подходу к детям; составлять обоснованное направление для нуждающихся в консультации специалистов-смежников (дефектолога, психоневролога, патопсихолога и др.); работать с компьютерными программами для проведения и обработки данных психологического обследования.

    • 9-й разряд
    • (стаж работы не менее 2 лет)

    Умения, предусмотренные 8-м разрядом, а также: работать с проективными рисуночными методиками; составлять по результатам психодиагностики полную характеристику ученика начального звена; индивидуально консультировать родителей учащихся и учителей начальных классов.

    • 10-й разряд
    • (стаж работы от 2 до 5 лет)

    Умения, предусмотренные 8 - 9-м разрядами, а также: составлять комплексные психологические характеристики учащихся среднего звена; проводить занятия по психологической саморегуляции детей и учителей; знать основы компьютерной грамотности (работа с текстовыми редакторами).

    • 11-й разряд
    • (стаж работы более 5 лет)

    Умения, предусмотренные 8- 10-й разрядами, а также: составлять программы для развития познавательных процессов младших школьников; комплексно использовать, обрабатывать и интерпретировать тест М. Люшера; работать тренером в группе общения; разрабатывать и реализовывать программы психологического наблюдения за детьми.

    • 12-й разряд
    • (вторая квалификационная категория; стаж работы психологом не менее 1 года)

    Умения, предусмотренные 8 -11-м разрядами, а также: выделять приоритеты в психологической работе с детьми и подростками, строить модель психологической службы на уровне конкретного учреждения образования; самостоятельно разрабатывать или участвовать в разработке технологий психологической работы с детьми и подростками; самостоятельно подбирать методики для индивидуальной работы в соответствии с запросом; составлять программы по коррекции психических процессов; проводить социально-психологический тренинг по готовым программам; участвовать в конкурсе «Психолог года».

    • 13-й разряд
    • (первая квалификационная категория; стаж работы психологом не менее 2 лет)

    Умения, предусмотренные 8 -12-м разрядами, а также: выполнять разнообразные виды психологической работы с различными группами детей и подростков; постоянно повышать свою личностную и профессиональную компетентность; руководить работой научно-практических семинаров психологов в регионе; проводить экспертизу профессиональной компетентности руководителей, педагогов, психологов.

    • 14-й разряд
    • (высшая квалификационная категория; стаж работы психологом не менее 3 лет или наличие ученой степени)

    Умения, предусмотренные 8 -13-м разрядами, а также: владеть методологией научно-экспериментального исследования, опытно-экспериментальной работы в системе образования; разрабатывать оригинальные модели, методы, технологии, программы психологической работы в образовательном учреждении; выполнять наиболее сложные виды психолого-педагогических услуг работникам образовательных учреждений, детям и подросткам, родителям и лицам, их заменяющим; проводить учебно-методические семинары для педагогов и профессионального сообщества; иметь публикации по проблемам практической психологии образования.

    Присвоение квалификационных разрядов и категорий осуществляется по инициативе психолога в процессе его аттестации. При этом он проходит внутреннюю (по месту работы), внешнюю (в профессиональном сообществе) экспертизу и самоэкспертизу профессиональной компетентности. Он должен продемонстрировать как теоретические знания, так и практические умения и навыки, отраженные в результатах его профессиональной деятельности.

    Вопрос об эффективности профессиональной деятельности психолога недостаточно разработан и носит дискуссионный характер. В основном исследователи выделяют два общепринятых подхода к определению понятия «эффективность работы» (Е. И. Комаров, В. Г. Попов).

    Первый подход - это соотношение между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением этих результатов. Ключевыми приемами применительно к такому определению выступают измерение (описание) результатов и затрат, а также влияние затрат и других факторов на результаты <...>.

    Второй подход рассматривает эффективность работы как фактически достигнутые и необходимые результаты. Поскольку результаты и затраты могут планироваться и намечаться в виде задач, эффективность работы может быть предполагаемой (расчетной) и фактической (реальной) <...>.

    Эффективность профессиональной деятельности психолога

    Критерии эффективности

    Их диагностические признаки

    Способы оценки

    1 . Эффективность работы

    Соответствие цели достигнутому результату

    Активность организованной системы действия

    Глубина изменений в системе мишеней (успешное решение проблем клиентов) Адекватность затрат и результатов Близость идеальных и реальных достижений

    Профессиональный анализ планов работы психолога (цели, задачи, решаемые проблемы, ожидаемые результаты в сопоставлении с достигнутыми) Анализ систем действия, их активности Анализ финансовых и временных затрат в связи с результатами Сравнение своего опыта с передовым

    2. Уровень овладения профессиональной деятельностью

    Репродуктивный

    Адаптивный

    Локально моделирующий

    Системно моделирующий

    Творческий

    Определение реального уровня, профессиональной деятельности по описанию

    3. Удовлетворенность психолога своей работой

    Очень низкая

    Очень высокая

    Самоанализ собственных мыслей и переживаний по поводу работы: самочувствие, активность, настроение, успешность, продуктивность, самореализация

    4. Удовлетворенность клиентов общением со специалистом

    Очень низкая

    Очень высокая

    Анкетирование, интервьюирование клиентов

    5. Соответствие объективных и субъективных оценок деятельности психолога

    Не соответствуют

    Частично соответствуют

    Полностью соответствуют

    Сопоставительный анализ результатов аттестации и собственного анализа

    При оценке эффективности работы психолога можно использовать параметрические и непараметрические методы. Параметрический метод предполагает сопоставление двух ключевых параметров: каким было состояние клиента, и каким оно стало. Разница между ними представляет собой реабилитационный эффект или результат, свидетельствующий о квалификации персонала и эффективности применяемых им технологий. К непараметрическим методам относятся интервью, анкетирование клиентов, оценка затрат и др.

    Квалификационная характеристика специалиста является лишь ориентиром его профессионального роста. Достижение же того или иного уровня мастерства - задача самого специалиста. Он сам является лучшим экспертом своей профессиональной компетентности и должен стремиться к совершенствованию своей деятельности.

    Профессиональная этика практического психолога

    <...> В работу психологической службы и в управление деятельностью практических психологов, входящих в ее структуры, этический кодекс вводится потому, что далеко не все проблемы, с которыми сталкивается психолог в образовании, могут иметь однозначное и точное правовое решение, быть расписаны и представлены в форме юридических норм.

    Все моральные нормы, включаемые в этический кодекс профессионального психолога, можно разделить по сферам деятельности, в которой они реализуются. Это - позиция, из которой исходит практический психолог при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы людей; действия психолога в тех случаях, когда эти интересы кем-либо нарушаются; действия психолога, когда он сам не в состоянии в полной мере помочь ребенку или вынужден применять на практике не вполне проверенные и апробированные методики; отношения, складывающиеся между психологом, родителями и детьми в ситуациях, касающихся разглашения данных психодиагностических обследований; и действия психолога в ситуациях, когда решается судьба ребенка.

    Примерный этический кодекс психолога

    • 1. Профессиональная деятельность психолога в системе образования характеризуется ответственностью перед детьми.
    • 2. В случае, когда личные интересы ребенка вступают в противоречие с интересами учебно-воспитательного учреждения, других людей, взрослых и детей, психолог обязан выполнить свои функции с максимальной беспристрастностью.
    • 3. Работа психолога строится на основе принципа профессиональной независимости и автономии. Его решение по вопросам профессионального психологического характера является окончательным и не может быть отменено администрацией учреждения, вышестоящими управленческими организациями.
    • 4. Отменить решение психолога вправе только специальная комиссия, состоящая из высококвалифицированных психологов и наделенная соответствующими властными полномочиями.
    • 5. В работе с детьми психолог руководствуется принципами честности и искренности.
    • 6. Для того чтобы быть в силах помочь детям, психолог сам нуждается в доверии и соответствующих правах. Он, в свою очередь, несет персональную ответственность за правильное использование данных ему прав.
    • 7. Работа практического психолога в системе образования направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на "пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.
    • 8. Психолог строит свою работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности ребенка, уважает и активно защищает основополагающие человеческие права, определенные Всеобщей декларацией прав человека.
    • 9. Психолог выступает одним из основных защитников интересов ребенка перед обществом, всеми людьми.
    • 10. Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психодиагностических и психокоррекционных методов, а также в своих выводах и рекомендациях.
    • 11. Психолог не должен принимать участие в том, что как-то ограничивает развитие ребенка, его человеческую свободу, физическую и психологическую неприкосновенность. Наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики представляют его личное содействие и непосредственное участие в делах, наносящих вред ребенку. Лица, однажды замеченные в подобных нарушениях, раз и навсегда лишаются прав работы с детьми, пользования дипломом или документом, подтверждающим квалификацию профессионального психолога, а в определенных законом случаях подлежат суду.
    • 12. Психолог обязан информировать тех, кому он подчинен, а также свои профессиональные объединения о замеченных им нарушениях прав другими лицами, о случаях негуманного обращения с детьми.
    • 13. Психолог должен противодействовать любым политическим, идеологическим, социальным, экономическим и другим влияниям, способным привести к нарушению прав ребенка.
    • 14. Психолог обязан оказывать лишь такие услуги, для которых он имеет необходимое образование и квалификацию.
    • 15. В случае вынужденного применения психодиагностических или психотерапевтических (психокоррекционных) методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем научным стандартам, психолог обязан предупредить об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в выводах и рекомендациях.
    • 16. Психолог не имеет права передавать психодиагностические, психотерапевтические и психокоррекционные методики для использования некомпетентными лицами.
    • 17. Психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и психологического воздействия профессионально не подготовленными людьми.
    • 18. Дети подросткового и старшего школьного возраста имеют право на индивидуальную консультацию в отсутствие третьих лиц, включая учителей, родителей или лиц, их заменяющих.
    • 19. Психолог не должен препятствовать тому, чтобы обследование или консультирование взрослого ребенка по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев, связанных с медико-психологической или судебно-медицинской экспертизой, определенных законом.
    • 20. Данные индивидуального психологического обследования детей подросткового и юношеского возраста психолог имеет право сообщать или передавать третьи лицам лишь при согласии на это самих детей. При этом ребенок имеет право знать, что и кому о нем говорится или передается.
    • 21. Учителям, родителям, заменяющим их лицам, администрации учебно-воспитательных учреждений допускается сообщение только таких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребенку.
    • 22. Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными способами ее получения и распространения, психолог обязан предупреждать людей о возможных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетентным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологическую помощь.
    • 23. Психолог не должен позволять вовлекать себя в такие дела или виды деятельности, где его роль и функции оказываются двусмысленными, способными нанести ущерб детям.
    • 24. Психолог не должен давать таких обещаний клиентам, которые он не в состоянии выполнить.
    • 25. Если обследование ребенка или психологическое вмешательство осуществляется по требованию другого лица: представителя органа образования, врача, судьи и т.п., - психолог обязан известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих.
    • 26. Психолог несет профессиональную ответственность за хранение в тайне информации о детях, которых он обследует.
    • 27. При приеме на работу в учебно-воспитательное учреждение психолог должен оговорить, что в пределах профессиональной компетенции он будет действовать независимо, а также ознакомить администрацию и других заинтересованных лиц с содержанием настоящего этического кодекса.
    • 28. Нарушение положений этического кодекса профессиональным психологом рассматривается судом чести ассоциации практических психологов, а при необходимости - более высокой профессиональной организацией, включенной в структуру психологической службы системы образования.

    Основные проблемы Практический психолог - это специалист с высшим образованием, уравненный в отношении оплаты труда, присвоения разряда, продолжительности отпуска, пенсионных гарантий, а также других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом образовательных учреждений. На должности практического психолога могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования в объеме не менее 1200 ч на факультетах и курсах переподготовки кадров. Программы обучения, переподготовки и повышения квалификации проходят профессиональную экспертизу в Экспертном совете по подготовкепрактических психологов образования при Министерстве образования Российской Федерации и утверждаются Управлением высших учебных заведений упомянутого министерства. Должности практических психологов устанавливаются на основе ETC (9-14-й разряды): не менее одного психолога в каждом образовательном учреждении, включая районные, городские, областные, региональные центры психологической службы образования, являющиеся сетевыми учреждениями образования Российской Федерации. В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), количество ставок увеличивается.Практические психологи образования имеют двойное подчинение: по административной и профессиональной линиям. Административное управление осуществляется отделами психологической службы республиканских, региональных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями образовательных учреждений; профессиональное - через сеть психологических центров разного уровня.

    Рабочее время специалиста устанавливается с учетом норм практической психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых.

    12.Взаимодействие психолога и педагога в совместной деятельности. Основные проблемы Психолог и педагоги взаимодействуют в совместной деятельности, цель которой - развитие детей. Для успеха совместной деятельности необходимо ценностно-ориентационное единство ее участников. Приходя в образовательное учреждение, психолог встречается с определенными представлениями педагогов о целях воспитательно-образовательного процесса, их ценностными ори-ентациями, установками по отношению к детям. Психолог не может не учитывать эту реальность, так как становится участником педагогического процесса. Вместе с тем он остается носителем своей профессиональной системы целей и ценностей, которые могут не совпадать с таковыми у педагогов и педагогического коллектива в целом.

    Взаимодействие психолога и педагогов в учебной деятельности. Позиции педагога и психолога в общеобразовательных учреждениях зачастую разделены уже на уровне целеполагайия. Педагоги в качестве основной цели своей деятельности видят сформиро-ванность у ученика знаний, умений и навыков, а также социальных норм поведения, а психологи считают, что их цель - помощь в развитии личности ученика и выполнение «заказов» педагогов. Соответственно строится и деятельность психологических служб: предоставить педагогам информацию о развитии учащихся, просветить их, как надо действовать, консультировать всех участников педагогического процесса, корректировать личностное развитие учеников, проводить профилактику и пр. В этом случае следует исходить из того, что и психолог, и педагог выполняют единую деятельность по организации поддержки личностного роста, социализации и индивидуал°изации ученика и им нужно согласовывать не цели, а действия! и операции. В первую очередь это касается организации учебной деятельности, являющейся одной из основных в образовании, в которой, однако, психологи почти не участвуют. Совместная работа педагога и психолога по актуализации культурно-ориентированного взаимодействия учителя и ученика с содержанием образования в учебной деятельности заключается:

    · в поиске конкретных социально-психологических механизмов и способов выявления культурного смысла содержания образования для учащихся (отношение педагога и учеников к учебному материалу как к культуре);

    · в поисках «психологических измерений» содержания учебного материала и его воспроизведения;

    · в ретроспективном анализе влияния характера действий педагога на отношение учащихся к учебному материалу;

    · в рефлексивном самоанализе собственного отношения педагога к изучаемому.

    При этом одна из задач психолога - формирование диагностического инструментария для осмысления реального поведения педагога в отношении актуализации культурно-ориентированного взаимодействия учителя и ученика с содержанием образования в учебной деятельности.

    Практический психолог может столкнуться с ситуацией, когда запрос на его деятельность не сформирован, педагоги считают, что они не нуждаются в его помощи (такая ситуация в принципе невозможна в собственно психологическом учреждении, например в психологической консультации, где работа осуществляется в основном по инициативе клиента, в той или иной мере мотивированного на общение с психологок и принятие его рекомендаций). Попадая в ситуацию отсутствия запроса, начинающие школьные психологи часто испытывают состояние фрустрации.


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2017-10-25

    "Практический психолог образования является специа­листом с высшим образованием, уравненным в отношении оплаты, присвоения разряда, продолжительности отпуска, пенсионных гарантий, а также других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом образовательных учреждений, вне зависимости от конкретного места его ра­боты: образовательные учреждения (детские сады, школы разного профиля, детские дома, интернаты и др.), районные, городские, областные, региональные психологические цент­ры образования.

    На должности практического психолога образовательных учреждений разного профиля, районных, городских, регио­нальных центров психологической службы образования мо­гут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детс­кой практической психологии, психологической службы об­разования в объеме не менее 1 200 часов на факультетах и курсах переподготовки. Программы обучения, переподготовки и повышения квалификации практических психологов образования проходят профессиональную экспертизу в Экс­пертном совете по подготовке практических психологов об­разования при Минобразования России и утверждаются управлением высших учебных заведений Минобразования России.

    Должности практических психологов устанавливаются на основе ETC (от 9 до 16 разрядов) в каждом образовательном учреждении - не менее одного психолога на учреждение, - а также в районных, городских, областных, региональных центрах психологической службы образования, являющихся сетевыми учреждениями образования Российской Федерации, В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспи­танников (учащихся), количество ставок психологов увели­чивается.

    Практические психологи образования имеют двойное подчинение: по административной и по профессиональной линиям. Административное управление осуществляется отде­лами психологической службы республиканских, региональ­ных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями образовательных учреждений. Профессиональное управление осуществляется через сеть психологических центров разного уровня.



    Практический психолог образования имеет 24-часовую рабочую неделю.

    Рабочее время психолога организуется с учетом норм практической психологической работы с детьми разных воз­растов и различными категориями взрослых.

    Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных видов работ определяются потребностями образо­вательного учреждения и количеством штатных и внештат­ных единиц психологов, которым оно располагает.

    Для работы психолога в образовательном учреждении выде­ляется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы. Районные, област­ные, городские, региональные центры оборудуют рабочие места психологов и других специалистов в соответствии с их функциональными обязанностями.

    Оформление и содержание кабинета в образовательном учреждении оплачивается практическому психологу в соот­ветствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.

    Практические психологи, работающие в образовательном учреждении, центры психологической службы образования ведут учет проводимой работы и представляют отчетность по административной и профессиональной линиям в со­ответствии с утвержденными Министерством образования формами отчетности. Отчет психологической службы образо­вательного учреждения включается в отчетную документацию учреждения, центров психологической службы - в отчеты органов управления образованием соответствующего уровня" (Положение.., с.182-185).

    Таким образом, как показывает опыт зарубежной и оте­чественной психологии, психологическая служба образо­вания может быть организована по-разному в зависимости от потребностей общества, от"задач, которые приходится решать школьным психологам.

    В зависимости от административной подчиненности и организационной структуры это может быть:

    1) психолог или группа психологов, работающих в дет­ском саду, детском доме, интернате, школе, ли­цее, гимназии, профессионально-техническом училище, техникуме, колледже под административ­ным руководством этого учебного заведения;

    2) психолог или группа психологов, работающих под административным руководством городского или рай­онного департамента (или управления) образования и обслуживающая несколько учебных заведений;

    3) консультационный психологический центр, рабо­тающий под административным руководством го­родского, районного или областного департамента (управления) образования как самостоятельное под­разделение (например, психолого-педагогическая консультация) или в составе внешкольнбго учреж­дения (например, медико-психолого-педагогическая комиссия, центр социальной, педагогической, ме­дицинской и психологической помощи семье и де­тям);

    4) психолог или группа психологов, работающих как научно-методический центр или кабинет в составе управления городского, районного, областного или государственного департамента (или управления) образования и под его административным руковод­ством. В зависимости от источников финансирования это мо­жет быть городская, районная, областная государственная или частная психологическая служба.

    8.4. задачи практических психологов в образовании какие же задачи решают психологи в сфере образова­ния?

    Одна из наиболее распространенных задач педагогичес­ких психологов еще с начала XX века - диагностика умственного развития детей, оценка их качеств и способ­ностей. При этом широко применяется тестирование. Ос­новной сферой приложения сил школьного психолога традиционно считается измерение психических функций с применением стандартизированных тестов и отбор де­тей для обучения по специальным программам. В течение длительного времени наиболее популярными среди пси­хологов были тесты на определение коэффициента умствен­ной одаренности ребенка.

    Измерение и тестирование, а также отбор детей для обучения по специальным программам - исторически более ранние функции школьных психологов в разных стра­нах - и сейчас чрезвычайно широко применяются в прак­тике психологической службы.

    Однако английйские психологи уже давно выражают неудовлетворенность формальными тестами для измере­ния. На конкретных примерах они демонстрируют субъективный характер и научную несостоятельность при­меняемых тестов, их ограниченность и искусственность. Растет число исследований, в которых вместо распределе­ния людей по группам на основе тестов внимание больше обращается на конкретные Трудности обучения, их при­чины и пути преодоления. Актуальной проблемой практической педагогической психологии становится пси­хологическая поддержка и помощь учащимся, испытыва­ющим трудности в обучении и плохо адаптирующимся к социальным условиям.

    В 1980-х годах многие американские специалисты уже перестали считать, что измерение - это единственное, что они могут сделать в решении проблем школьной пси­хологии. Так в "Руководстве Национальной ассоциации школьных психологов по обеспечению психологической службы в школах" отмечается, что основная цель школь­ной психологической службы - служить психическому здоровью и образовательным интересам детей и юноше­ства. Это предполагает:

    а) психологическое и психолого-педагогическое изме­рение и оценку "школьного функционирования" детей и юношества;

    б) активное вмешательство психолога, направленное на обеспечение полноценного влияния школы на когнитивное, аффективное и социальное развитие;

    в) помощь педагогическому персоналу и родителям, прежде всего в плане заботы о ребенке; для этого организуются специальные программы обучения персонала школы и родителей, советы им и т.п.;

    г) консультирование и совместную работу с персона­лом школы и родителями по проблемам учащихся, связанным со школой, и проблемам персонала шко­лы как профессионалов (цит. по: Практическая пси­хология образования, 1997, с.8).

    С середины 1980-х годов начинается новый этап в раз­витии практической школьной психологии и во Франции. В 1985 году была создана рабочая группа, состоящая из представителей пяти различных организаций - членов Национальной ассоциации психологов (ANOP). Эта груп­па провела специальную работу по определению функций педагогического психолога во Франции. Было подчеркну­то, что педагогический психолог имеет дело со всей пси­хологической реальностью ребенка и может способствовать развитию всех сторон его личности; при этом педагоги­ческой психолог может подключать к этому процессу ро­дителей и учителей. Отмечается, что педагогический психолог может идти и против системы школьного и се­мейного воспитания, менять стандарты этого воспитания, если полагает, что они препятствуют прогрессивному раз­витию личности ребенка.

    В дальнейшем во Франции обсуждался проект создания единой системы школьной психологической службы, направленной на помощь отдельным индивидам, группам и целым учреждениям. Цели этой системы - предотвращать школьный неуспех, способствовать социальному научению и социальной адаптации детей, помогать детям с умст­венной отсталостью интегрироваться в общий поток уча­щихся (что прямо противоположно цели, выдвигаемой ранее - отделять таких детей), содействовать общеобразо­вательному и профессиональному росту учащихся, повы­шать квалификацию учителей, социальных работников, администрации, других специалистов в области народно­го образования.

    В странах Восточной Европы психологическая служба школы ставит перед собой цель: не просто констататиро-вать уровень развития учащихся для отбора, а получить психологическую информацию об учащемся или коллек­тиве класса, чтобы создать условия, стимулирующие раз­витие (цит. по: Практическая психология образования, 1997", с.8). Основные задачи психологических служб образования в большинстве стран Центральной и Восточной Европы: обеспечение развития здоровой личности, коррекция зат­руднений в ее развитии, решение проблем профессиональ­ной ориентации. В деятельности психолога-консультанта, например, в Чехии и Словакии доминирет психодиагнос­тика. На основе проделанной работы составляется диагнос­тическое заключение, из которого следуют рекомендации. Психолог может рекомендовать организационные меры - зачисление ребенка в специальную или вспомогательную школу, в специальные классы в рамках начальной школы, в специальный детский сад и т.д. Он может предложить наиболее подходящий тип обучения, оптимальную область для выбора профессии. Психолог может рекомендовать применение подходящих методов воспитания и обучения в семье и школе, различные формы психотерапии, вра­чебное обследование (психоневрологическое, логопедичес­кое и др.).

    Большое место в консультациях занимает определение готовности детей к обучению в школе, выявление школь­ной зрелости. В зависимости от уровня развития ребенка психолог дает соответствующие рекомендации: начать по­сещение школы до достижения 6-летнего возраста, поступать в первый класс в обычные сроки, приступить к уче­нию в выравнивающем первом классе, отложить поступ­ление ребенка в школу на один год, направить в особую школу (например, для плохо говорящих). Родителям и вос­питателям детских садов даются рекомендации по разви­тию тех детей, у которых обнаружена недостаточная готовность к обучению в школе. Через год, перед самым поступлением в школу, этих детей обследуют еще раз. Сво­евременная оценка психологической готовности детей к обучению в школе - один из основных видов деятельнос­ти по предупреждению трудностей в обучении.

    В консультациях или центрах диагностируют различного типа трудности, связанные с учебой в школе. Среди уча­щихся, испытывающих трудности в обучении, оказываются также дети с первичными отклонениями в развитии на основе легких форм задержки умственного развития. Оп­тимальное развитие этих детей во многом зависит от пра­вильного психологического обследования, в результате которого даются соответствующие рекомендации условий и методов воспитания и обучения. Занимаются и с теми учащимися, у которых имеются проблемы личностного характера, трудности в поведении, воспитании. Квалифи­цированное психологическое обследование трудных и пе­дагогически запущенных детей выясняет причины этого и позволяет наметить определенные рекомендации в работе с ними.

    Следует подчеркнуть, что психологические консульта­ции и центры в основном занимаются решением конкрет­ных проблем, с которыми к ним обращаются родители или учителя. Это особенно четко представлено в венгерс­кой инструкции для консультаций по вопросам воспита­ния. В соответствии с ней психолог занимается проблемами отклонений в поведении ребенка от нормы, которые не могут быть исправлены обычными педагогическими сред­ствами (например, агрессивное поведение, продолжитель­ное беспокойство, невнимательность, наблюдаемая долгое время). Психолог в таких психологических центрах работа­ет также с проявлениями чрезмерной чувствительности, робости, замкнутости ребенка. Он разбирается в причинах боязни школы, ответов на уроке. В его компетенцию входит изучение отклонений в поведении, проявляющихся в систематических кражах, лжи ребенка дома или в шко­ле, побегах ребенка из дома или из школы, внезапных изменениях в эмоциональном состоянии ребенка. При­чинами для обращения за помощью к психологу могут быть также ситуации, когда хороший ученик начинает плохо учиться: показывает низкие результаты в учебе, хотя мог бы добиться лучших при своих способностях; испытывает затруднения по усвоению одного из учебных предметов; не имеет интереса к учебе в школе. Психолог работает и с детьми, которые проявляют нарушения речи нервного характера (заикание, скороговорение), жалу­ются на систематические головные боли, бессонницу, беспричинную утомляемость.

    Психологическая служба системы образования в стра­нах Восточной Европы занимает существенное место в воспитании и обучении детей, подростков и юношей.

    Опрос, проведенный Европейской федерацией ассоци­аций профессиональных психологов (ЕФАПП) в 1996-97 годах показывает, что задачи, которые приходится решать школьным психологам в большинстве европейских стран, в значительной степени совпадают. Педагогические психо­логи Европы участвуют в оценивании и тестировании де­тей, которые имеют учебные или поведенческие проблемы, в консультировании детей, родителей и семей, в выработ­ке рекомендаций для школы. Большинство психологов вклю­чено в текущие внутришкольные процессы и работают вместе со школой над инновациями и преобразованиями школьной жизни. Многие также помогают работникам школы в профессиональном росте и в выполнении иссле­довательских проектов.

    Педагогические психологи по всей Европе выполняют много функций, но главное содержание работы заклю­чается в обследовании детей с учебными и поведенчес­кими трудностями и выработке рекомендаций школе и семье. Достаточно очевидными оказываются возрастаю­щие требования к школьным психологическим службам. Это приводит к тому, что психологам приходится рабо­тать в условиях значительного напряжения. Педагогические психологи говорят о проблемах, связанных с ограничениями, которые руководители порой накладывают на их работу. Отмечается также ролевая неопределенность про­фессиональной деятельности. Некоторые педагогические психологи выражают озабоченность в связи с тем, что пересечение между их работой и работой других специа­листов может вызвать путаницу, недоразумения и обиду. Необходимо гарантировать соблюдение возможно более высоких этических стандартов, в особенности в отноше­нии конфиденциальности и уважения прав разных групп клиентов.

    Общее мнение заключается в том, что педагогический психолог должен восприниматься как профессиональный психолог, работающий с детьми и молодежью в образова­тельной среде. Основной объем этой работы приходится на школу, ясли, детские сады, больницы и детские дома. Необходима также работа с семьями, учителями, специа­листами других профессий, которые связаны с детьми. Педагогические психологи могут работать со школами и другими организациями, помогая им в разработке орга­низационных мер, оценке и выработке стратегий помощи детям с проблемами.

    Приходится психологам Европы сталкиваться и со мно­гими другими проблемами, которые возникают в обще­стве в последние годы. Например, педагогические психологи из Швейцарии, Бельгии и Финляндии обраща­ют внимание на проблемы жестокости, употребления нар­котиков, которые нарастают в среде школьников. Все это непосредственно влияет на круг обязанностей, в выпол­нение которых включены педагогические психологи. У педагогических психологов Нидерландов и Израиля рас­ширяется объем работы с детьми со специальными нуж­дами, которые оказываются интегрированными в основную школу.

    8.5. задачи и виды деятельности практических



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!