Приход коммунистических партий. Г.а

Михаил Костриков, фото Игоря Казакова.

15 декабря в Москве начал работу международный круглый стол «Коммунистическое движение сегодня и завтра». Вместе с КПРФ в нём принимают участие представители 11 коммунистических партий из разных стран мира. Первый день работы был посвящён выступлениям представителей делегаций.

Открывая работу круглого стола, , отметил, что эта встреча происходит под знаком двух больших событий. Исполняется 90 лет СССР — первой в мире стране победившего социализма, где честный труд определял судьбу человека. Вторая дата - 70-летие Сталинградской битвы. Тогда всё прогрессивное человечество и в первую очередь коммунисты оказали поддержку СССР, а на картах многих городов мира появились улицы с именем Сталинграда.

КПРФ завершает подготовку к 15 съезду и своему 20-летию и отправила приглашение всем братским партиям, продолжил лидер народно-патриотических сил России. Он напомнил, что КПРФ два десятилетия существует в условиях, радикально отличающихся от жизни КПСС, ведя борьбу в роли ведущей оппозиционной силы России. Поэтому представители компартии активно обмениваются опытом с другими партиями.

Геннадий Зюганов рассказал о ряде ключевых тем, над которыми КПРФ работает в настоящее время, в частности, о законопроектах о народных предприятиях и об образовании. Он также ознакомил участников круглого стола с итогами II Всероссийского съезда представителей трудовых коллективов и учредительного съезда движения «Русский лад». Свою работу компартия в последнее время активно пропагандирует с использованием видеоматериалов. Кроме того, в 2012 году в видеоматериалах КПРФ нашёл своё отражение опыт Белоруссии.

Глобальный кризис будет обостряться в следующем году, прогнозирует Геннадий Зюганов. Поэтому для коммунистов очень важно вместе вырабатывать стратегию и тактику борьбы за социализм. Левый поворот объективно происходит в мире. Те, кто завяз в кризисе, ищут спасения в опыте социализма. Те, кто вчера ратовал за либеральные ценности, почувствовали предстоящий крах этой модели. «Очень важно осмыслить эти процессы и обменяться накопленным опытом. Сегодняшняя встреча должна обогатить нас новыми идеями», - подытожил лидер КПРФ.

Председатель ЦК КПРФ вручил гостям памятные медали, посвящённые 90-летию со дня образования СССР.

Одним из основных достижений назвал сохранение самого названия «коммунистическая партия», что в условиях жёсткого политического давления было непросто. Особую роль в Чехии играют масс-медиа, постоянно ведущие антикоммунистическую атаку. Партия сохранила верность взглядам Маркса и Ленина. Её борьба осложнена относительной пассивностью народных масс, разрозненностью людей. Однако к коммунистам начали прислушиваться, партия получила 25% голосов на выборах. Этот успех пугает правящие круги, и потому сегодня имеют место попытки раскалывать левое движение.

Политика стран Запада - от разгрома одного из основателей ООН, до варварского вторжения в Ливию и убийства её законно лидера - по оценке лидера коммунистов Чехии и Моравии, перечёркивает международное право, которое является одним из самых высоких достижений цивилизации за всю её историю. Причина этого в том, что сегодня у стран Запада нет противовеса в мире, которым была социалистическая система. Сегодня Российская Федерация и Китай не допускают эскалации конфликта в Сирии. Это вселяет некоторую надежду на то, что человечеству удастся избежать всеобщей войны уже в ближайшем будущем.

Наши партии, как заметил Филипп Войтех, работают в разных условиях и используют разные методы. Но готово ли международное коммунистическое движение к принятию революционного способа борьбы? Ведь опыт «арабской весны» показал, что выступления масс сейчас активно используются, но их возглавляют не левые силы. В наших партиях достаточно специалистов, которые должны заняться поиском ответов на новые вопросы, в том, числе по использованию новых информационных технологий и привлечению молодёжи, заключил Филипп Войтех.

Политика реформ и открытости за последние 30 лет принесла большие результаты, особенно в области экономики, отметил Китайские товарищи трезвы в своих оценках: несмотря на успехи, по среднедушевому ВВП Китай даже пока не вошёл в сотню лидеров.

Марксизм - основа деятельности КПК. Мы считаем его абсолютно современной теорией, констатирует представитель Китая. Главная работа - китаезирование марксизма: наследие Мао Цзедуна и теория социализма с китайской спецификой на основе идей Дэн Сяопина, системы трёх представительств и концепции научного развития. Всё это нашло отражение в Уставе КПК.

Сегодня в мире часто говорят о нашем опыте и китайской модели развития, заметил Чень Жуйфен. На 18 съезде мы обобщили этот опыт в следующих восьми положениях:

1) КПК сохранила роль народа-хозяина для активного строительства;
2) освобождение производительных сил, принцип научного развития;
3) продолжение политики реформ и открытости;
4) справедливость и равенство в обществе;
5) всеобщее богатство;
6) социальная гармония как главная суть социализма с китайской спецификой, защита стабильности в обществе;
7) открытое и всеобщее развитие для общего процветания;
8) ядро руководства в стране - КПК, укрепление работы по партийному строительству.

В КПК более 80 млн. членов партии - это создаёт свои трудности, не скрывает Чень Жуйфен. КПК подчёркивает необходимость строгой дисциплины: мы должны настаивать на своём идеале и своей мечте. Основа работы - развёртывание тесных контактов с массами. Именно так строится, например, антикоррупционная деятельность, которой в последнее время в Китае уделяется очень большое внимание.

Стабильность западных обществ была основана на росте среднего класса в обществе, отметил Чень Жуйфен. Но этот класс в условиях кризиса сокращается, растёт число людей за чертой бедности. Резко падают с 2007 года зарплаты, падает покупательная способность населения. 39% составило сокращение доходов американских домохозяйств. Одновременно растёт разница между богатыми и бедными. Поэтому мировое сообщество ждут потрясения. Рабочий класс в мире будет расти, уверен представитель КПК.

«Неолиберальная модель в глубоком кризисе», - с этих слов начал выступление Алехандро Симанкас, заместитель посла Кубы в России, - « поэтому важность этой встречи очень большая». Сверхэксплуатация привела как к обострению международной обстановки, так и к росту экологических проблем. Неолиберальная идеология господствовала в мире с начала 90-х годов. Но сегодня она демонстрирует бессилие перед лицом кризиса.

Левым силам сегодня не удаётся направить растущее народное недовольство в нужное русло, считает Алехандро Симанкас. Но вдохновляющим примером являются успехи на этом направлении в Латинской Америке. Новые прогрессивные правительства, пришедшие к власти сразу в нескольких странах, не уступают требованиям сил капитала. Эти страны объединяются между собой для противостояния попыткам отобрать их независимость. Им также удаётся объединять свои усилия и в борьбе с кризисом, который не сказался на них пока столь сильно, как на странах Запада. Это живое подтверждение слов Фидель Кастро: «Неолиберализм - не теория развития, а теория тотального грабежа наших народов».

Алехандро Симанкас рассказал, что США в этих условиях проводят всё более агрессивную политику в Латинской Америке, стремясь подорвать те правительства, которые не покорились их политической линии. Они поддерживают те режимы, которые дестабилизируют регион, способствуют организациям военных переворотов. Поэтому нужно решительно бороться с попытками внедрения контрреволюционной идеологии в общество. Перед лицом международного империалистического альянса нет другой альтернативы, кроме объединения прогрессивных сил Латинской Америки и Карибского региона для сохранения своей независимости и национально ориентированной политики. И особую роль здесь играет победа 7 октября Уго Чавеса на выборах президента Венесуэлы.

А тем временем на Кубе всё общество ведёт дебаты и обсуждение с целью обновления социалистической системы, защищая при этом завоевания Кубинской революции.

Нгуен Тхе Ки, заместитель заведующего Отделом ЦК КПВ, напомнил, что с первых дней своего существования международное коммунистическое движение было большой силой. Оно добилось огромных перемен в истории человечества, венцом которых стала мировая социалистическая система. Оно сыграло решающую роль в национально-освободительном движении и борьбе за демократию. Сегодняшняя практика показывает, что хотя международное коммунистическое движение ещё не вышло из кризиса, оно восстанавливается, уверен представитель социалистического Вьетнама. Латинская Америка, многие другие страны, где у власти находятся компартии сегодня дают обнадёживающий пример.

Но нам предстоят новые вызовы, предупреждает Нгуен Тхе Ки. Компартии во многих странах подвергаются гонениям. В то же время мировой кризис ставит на первый план требование создания нового справедливого общества. И сегодня не достаёт политических сил, которые в условиях кризиса повели бы за собой народные массы, недовольные ухудшением условий жизни. Солидарность в мировом коммунистическом движении - один из важнейших моментов современности.

Нгуен Тхе Ки рассказал, что после падения социалистической системы в СССР и Восточной Европе Вьетнам продолжает свой путь в очень тяжёлых условиях. Он строит социально ориентированную рыночную экономику для создания необходимого базиса для постройки социалистического общества. Достигнут прогресс как в экономике, так и социально-культурной сфере, вырос авторитет Вьетнама на международной арене. Вьетнам благодарен всем прогрессивным силам, которые оказали помощь в социалистическом строительстве в республике.

«Капитализм в кризисе, но он не падёт сам по себе, подобно созревшему плоду», - напомнил - «Это произойдёт только в том случае, если коммунистические партии разработают действенную стратегию». Международное коммунистическое движение переживает тяжёлый кризис. Оно не сможет преодолеть его только при помощи подобных встреч, хотя они и очень нужны. Нужна разработка революционной стратегии и тактики.

Компартия Греции придаёт большое значение оценке успехов реального социализма, а также причин свержения социализма в СССР и Восточной Европе и победе контрреволюции. Элисеос Вагенас указал на отклонения в теории и практике, усиление товарных отношений в экономике. Социализм в итоге был свергнут изнутри и сверху теми силами, которые выросли внутри него. Контрреволюции, однако, не отменили актуальность социализма. Они изменили баланс сил, но не отменили объективных потребностей и законов развития общества.

Компартия Греции отказалась от левых коалиций и антифашистских фронтов. Она стремится сплотить народные слои в борьбе против империализма. Такой союз в условиях революционной ситуации станет единым рабочим фронтом. Мы верны марксизму и ленинской оценке империализма, говорит представитель греческих коммунистов. Мы не отождествляем империализм только лишь с США, так как есть и другие крупные империалистические игроки. Многополярный мир не несёт безопасности народам, а лишь увеличивает угрозу империалистических военных столкновений.

Компартия Греции против социальных диалогов, которые лишь упрочивают господствующее положение буржуазии. Она выступает за усиление борьбы пролетариата, роль которого как могильщика класса эксплуататоров не изменилась и сегодня. Нужен идейный фронт против буржуазных теорий и против империалистического вмешательства дела других стран.

Ячури Ситаран, член политбюро ЦК Коммунистической (марксистской) партии Индии, подчеркнул, что в его партии провели свой анализ причин падения СССР, однако ждут, что и КПРФ поможет мировому коммунистическому движению понять эти причины. Необходимо знание уроков прошлого. С точки зрения Коммунистической (марксистской) партии Индии они сегодня таковы:

- Капитализм сам по себе никогда не падёт, если его не свергнет революционное движение.

- Строительство социализма в любой стране должно быть основано на ленинском понимании, на анализе конкретной ситуации.

- Переход от капитализма к социализму - это период интенсивной классовой борьбы с возможными откатами назад. Не нужно считать этот процесс линейным и необратимым.

- Причины распада СССР - это с одной стороны проблемы в процессе социалистического строительства. Но с другой стороны - это и неверная оценка соотношения сил империализма и социализма, недооценка противника. Падение СССР однако не отрицает ни марксизм-ленинизм, ни социализм.

Каковы же современные условия, задаётся вопросом Ячури Ситаран. Это изменение соотношение сил в пользу империализма, политическое и военное его наступление. В экономике это усиление эксплуатации, глобализация как одно из проявлений этого, а также усиление роли международного финансового капитала. Ленин, говоря о высшей стадии капитализма был прав, напоминает представитель Индии, этот анализ не устарел, его нужно применить к сегодняшним условиям. Сегодня усилилась эксплуатация отсталых стран, и это ещё более яркое проявление сути империализма. Но именно это и привело к кризису - сама суть капитализма, его стремление к прибыли любой ценой. Кризис сегодня совершенно естественен, это не исключение, и он развивается, утверждает Ячури Ситаран. Несостоятельность корпораций сегодня переросла в несостоятельность целых государств.

Что делать? В политическом плане растущие протесты в Латинской Америке, они вдохновляют нас, но они ещё пока не предлагают реальную социалистическую альтернативу, предупреждает Ячури Ситаран. В других странах необходимо консолидировать протестные силы против империализма. Нужно общее антиимпериалистическое движение в мире, и возглавлять его должны коммунисты. Поэтому необходима консолидация именно коммунистических партий, без примесей в идеологии. Нужно усиливать то, что Ленин называл «субъективным фактором». И нас всегда вдохновлял опыт России, которой удалось так много сделать на пути социализма, заключил Ячури Ситаран.

согласен с тем, что системный кризис капитализма очевиден. И объединение коммунистических сил объективно необходимо. Стратегическая задача борьбы за социализм, однако, не сводится к борьбе с последствиями кризиса капитализма. Необходим приход к власти. А для этого необходимо сочетать марксизм-ленинизм с реалиями каждой страны. Сотрудничество должно быть основано на понимании проблем каждой из партий. Мы широко смотрим на вещи и учимся на опыте других стран, говорит бразильский коммунист.

Мировой кризис капитализма ставит проблемы разработки теории переходного периода, связанного с ослаблением США и усилением стран периферии. Новый баланс сил в мире открывает возможности для развивающихся стран. Нужно избегать схематичного подхода, который затрагивает только экономику, так как империализм охватывает и политическую и культурную сферу. Борьба с империализмом сочетается с национально-освободительной борьбой. Национальная по форме борьба обеспечивает объединение сил пролетариата.

Социализм был дискредитирован поражением рубежа 80-90-х годов ХХ века. Но по историческим меркам мы очень быстро преодолеваем эти последствия, считает Рикардо Абро де Мело. Положительный опыт социализма сегодня востребован. Страны Латинской Америки строят свои системы. В Бразилии сегодня идёт борьба между правительством и обществом. Это длительный процесс накопления сил. Компартия Бразилии идёт к своему 80-летию. С избрания Луло да Сильва, а потом и нового президента Бразилия пошла по пути борьбы с империализмом. Коммунисты борются в парламентах на местном и национальном уровне.

Португалия в сложном положении, признаётся В стране - власть конгломератов монополий и полная зависимость от иностранного капитала. Национальный суверенитет ущемлён. Под видом программы финансовой помощи будущее страны передано в руки МВФ, ЕС и Евробанка. Идёт уничтожение всех социальных завоеваний и ухудшение условий жизни населения.

У компартии Португалии сегодня три основных задачи: национальное освобождение Португалии, национализация стратегических ресурсов и возвращение социальных прав народу. В последнее время происходит взлёт борьбы трудящихся, продолжает Педро Гурейро. Она привела к объединению рабочих, вселила надежду на успех нашей работы, так как к нам пришли люди, прежде нейтральные. Мы проводим наступление, усиливаем борьбу.

Евросоюз в кризисе, так как в кризисе вся система капитализма. ЕС, по оценке португальских коммунистов, это инструмент крупного капитала. Интеграционные процессы в Европе на деле являются наступлением капитала на национальный суверенитет и права трудящихся. «Мы боремся против этого процесса», - говорит Педро Гурейро, - «мы хотим сами определять путь развития Португалии. Наша альтернатива - патриотическая левая политика».

Кризис и далее будет углубляться, прогнозируют в компартии Португалии. Нестабильность и отсутствие безопасности - характеристика сегодняшнего дня. Растёт агрессивность империализма, происходит откровенный переход к силовым вторжениям. Это не что иное как проявление международной классовой борьбы. Капитализм теряет социальную базу. Сегодня есть реальная альтернатива ему: Куба, Венесуэла, процессы в Латинской Америке в целом.

Педро Гурейро согласен с ранее выступавшими в том, что ситуация сегодняшнего дня ставит перед коммунистами задачу объединения усилий и проявления международной солидарности. «Мы верим что период спада после поражения социализма пройден, и мы живём в эру великих прогрессивных изменений», - говорит представитель Португалии, но и предостерегает: «Одновременно мы видим замедление развития субъективного фактора в революционном движении». И именно на его усиление и работает компартия Португалии, имея глубокие корни в учении марксизма-ленинизма, и делает всё для укрепления солидарности в борьбе за интересы трудящихся и демократию.

«Мы все убеждены, что социализм - будущее, и все за него боремся», - так начинает выступление Он признаётся: «Москва всегда вдохновляет меня, ведь первая страна, которую я посетил - СССР. Было время, когда лидеры СССР считали, что социализм построен, замечает индийский коммунист, и указывает на то, что современные коммунисты в Китае считают, что они лишь в начале пути. После распада СССР мы ориентируемся на китайский, вьетнамский опыт, а в последнее время и на опыт Латинской Америки.

Какие вызовы стоят перед нами, задаётся вопросом товарищ Раджа. Капитализм в кризисе - это факт. Ленин в своё время дал верные характеристики империализма, сколько бы сегодняшние идеологи капитализма ни говорили, что он вечен. Неолиберализм как экономическая стратегия, основан на подчинении более слабых стран и разграблении их ресурсов, и тут ничего нет нового. Растёт роль военной составляющей господства мирового капитала, что делается под лозунгами борьбы с терроризмом.

Где же альтернатива? Ею безусловно не является «арабская весна», это очевидно. И здесь, считает представитель Индии, стоит вспомнить ленинское определение революционной ситуации. И вспомнить также, что не каждая из таких ситуаций может реализоваться как революция. Поэтому взаимодействие между коммунистическими партиями мира должно усиливаться. Нужна серия встреч, которые дадут ответы на вопросы современности. Внутри рабочего класса произошли перемены в условиях революции в области информационных технологий. Нужно обратиться к молодому поколению. Нужно бороться и за средний класс, не отдавая его целиком в руки буржуазии.

В разных странах есть свои особенности, напоминает Дж. Раджа. В Индии, в частности, есть большие традиции парламентской демократии, которые невозможно игнорировать. Ещё одна особенность - наличие кастового строя, который также используется при эксплуатации трудящихся. Современная Индия - буржуазное государство. В стране представлены все религии. Коммунисты борются за социалистическую Индию, но считают нужным участвовать и в правительстве в рамках существующей системы. С этим связан ряд проблем, но с другой стороны есть возможность выйти к народу, к профсоюзам, труженикам села и создать широкое народное движение. Таков путь Индии, наш национальный феномен, который нельзя игнорировать, заключил Дж. Раджа

«Мы ещё не имеем полной характеристики произошедшего в конце 80-х - начале 90-х годов», - считает И когда все констатируют кризис капитализма сегодня, то нужно бы дать всеобъемлющую оценку кризису. На постсоветском пространстве мы были слишком заняты организационными вопросами восстановления компартий, чтобы заниматься таким анализом, признаётся украинский коммунист. Между тем, капиталистический мир после развала СССР не предложил миру ничего, кроме пожирания ресурсов и агрессии. Ресурс, полученный после развала социалистической системы, исчерпан, и это тоже сказалось на кризисной ситуации, убеждён Сергей Буйко.

Украина в 1990-е годы могла пойти по пути Белоруссии, продолжает представитель КПУ. Но этого не произошло, и сегодня Украина - объект капиталистической эксплуатации. Что делать? Нужно укреплять коммунистическое движение, работая в своих партиях и развивая связи между партиями. Возможно, стоит создать постоянно действующий международный теоретический семинар, базой для которого могла бы стать Москва. Сергей Буйко рассказал, что КПУ создала учебный центр, который готовит партийных работников, занимается изучением проблем социализма. Происходит рост рядов КПУ за счёт молодёжи, которая в значительной части составила и электорат партии на прошедших выборах.

Нельзя и отвергать борьбу за общие демократические права и свободы, призывает Сергей Буйко. Ведь сегодня происходит очевидная фашизация Европейского континента. И коммунисты не могут себе позволить стоять в стороне, когда Европа снова оказалась под угрозой тех же процессов, что и в 1920-е годы. Партия «Свобода» на Украине, порождённая крупным капиталом, выступает фактически под теми же лозунгами, что и националисты, шедшие рука об руку с Гитлером в годы Великой Отечественной войны. И у них сегодня 37 депутатов в Верховной Раде.

Вот почему инициатива КПРФ в области международного сотрудничества коммунистических партий безусловно должна быть поддержана и получит хорошее развитие, заключает Сергей Буйко.

«Последнее десятилетие ХХ века было отмечено кризисом социализма. Соотношение сил изменилось в итоге в пользу империализма», - согласен «Анализ произошедшего КПРФ был проведён и представлен, в частности, на прошлогодней конференции в Китае. Мы видим здесь сочетание объективных и субъективных факторов, последние стали решающими, включая предательство руководства страны и партии. Немалую роль сыграло здесь и невнимание к вопросам идеологии, а также прямое вмешательство внешних сил».

Сегодня мы видим успешное развитие стран социализма, перемены в Латинской Америке, продолжает Дмитрий Новиков, но говорить о переломе соотношения сил в мире рано. Поэтому обмен мнениями, товарищеский разговор очень нужен, даже если он и выявит некоторую разность в подходах.

КПРФ готовится отметить 20-летие восстановления деятельности партии. Программа партии принята в 1995 году, а в 2008 году принята её новая редакция. Дмитрий Новиков указывает, что одна из основных причин этого в том, что в 1990-е ещё была надежда на скорое восстановление социализма в нашей стране. Позже, в правление Путина, состоялась стабилизация буржуазного режима. Поэтому и возникла необходимость внести коррективы в программный документ. В программе записана задача борьбы за социализм XXI века. Этот тезис пока не развёрнут. Именно дискуссия в коммунистическом движении должна дать нам видение этой борьбы.

Дмитрий Новиков приводит оценки современного капитализма, озвученные на последнем пленуме ЦК КПРФ. Ещё раз подтверждаются ленинские оценки империализма.

В России медленно происходит становление пролетариата, отмечает представитель КПРФ. Есть проблема поиска союзников. Глобализация даёт возможность создавать единый фронт борьбы, так как рядом с социально-классовой идёт национально-освободительна борьба. И замкнуть это национальными рамками тоже неправильно, поэтому, в частности КПРФ активно сотрудничает в рамках СКП-КПСС.

Компартия Российской Федерации давно выступает за объединение сил в борьбе против антикоммунизма и антисоветизма. Дмитрий Новиков напомнил о декларации о необходимости осуждения преступлений империализма. «Черная книга капитализма» издана в России при поддержке КПРФ.

Октябрьский пленум - ключевой этап подготовки партии к съезду. На этом пленуме КПРФ сказала, что она верна марксизму-ленинизму как теории и диалектическому материализму как методу. Мы создаём по примеру наших товарищей из Украины учебный центр при ЦК КПРФ, рассказал Дмитрий Новиков. Рассматривается вопрос о создании журнала «Вопросы теории» и широкого привлечения учёных-марксистов к его изданию.

В планах партии начало вещания собственного телеканала в интернете.

КПРФ не отрекается от великого советского прошлого. Пропаганда достижений советского периода истории занимает важное место в её работе. И 22 декабря КПРФ проведёт торжественный вечер в честь 90-летия со дня образования СССР.

16 декабря конференция продолжит свою работу в режиме свободного обмена мнениями.

- Когда и где появились первые коммунисты? Как называлась их организация? - Когда была создана коммунистическая партия в России? - В чем была суть разногласий между большевиками и меньшевиками? - За что боролись большевики царской России? - Почему после прихода к власти большевиков в России разразилась гражданская война? - Почему большевики выступали за поражение собственного правительства в первой мировой войне? - Почему большевиками был начат “красный террор”? - Почему большевики пошли на заключение позорного для России Брестского мира? - Почему большевики установили диктатуру одной партии? - Почему большевики разрушали храмы, преследовали граждан по религиозному признаку? - Правда ли, что коммунизм и нацизм (фашизм) схожи? - Почему большевики грабили деревню, проводили политику продразверстки? - В чем заключалась сущность новой экономической политики (НЭП) в 20-е годы прошлого века? - Как относится КПРФ к личности И.В. Сталина? - Как вы оцениваете политику массовых репрессий против советских граждан в 30-50 годы? - В чем заключалась суть проводимой в 30-е годы политики индустриализации и коллективизации?

1. Когда и где появились первые коммунисты? Как называлась их организация?

Первой международной коммунистической организацией был основанный в 1847 году К. Марксом и Ф. Энгельсом "Союз коммунистов". Своими главными целями "Союз коммунистов" провозглашал "свержение буржуазии, господство пролетариата, уничтожение старого, основанного на антагонизме классов буржуазного общества и основание нового общества, без классов и без частной собственности". Более конкретное выражение главные цели и задачи международного коммунистического движения получили в знаменитом "Манифесте коммунистической партии" (1848 г.).

Члены "Союза коммунистов" приняли активное участие в германской революции 1848-1849 г.г., проявив себя наиболее последовательными борцами за единство и демократизацию страны. Главной печатной трибуной коммунистов в это время становится издаваемая К. Марксом и Ф. Энгельсом "Новая рейнская газета". После поражения революции и инспирированного прусским правительством процесса против СК, союз прекратил существование, объявив 17 ноября 1852 года о своём роспуске.

"Союз коммунистов" стал первой формой международного объединения пролетариата, предшественником I Интернационала.

2. Когда была создана коммунистическая партия в России?

Предшественниками российской социал-демократии В. И. Ленин считал дворянских революционеров--декабристов, выступавших за ликвидацию самодержавия и крепостничество, демократические преобразования в России; революционеров-демократов и революционных народников 70-х - начала 80 гг. XIX века, видевших спасение России в крестьянской революции.

Становление рабочего движения в России было связано с появлением в 70-е и 80-е гг. первых рабочих союзов: Южнороссийского союза рабочих (1875 г.), Северного союза русских рабочих (1878 г.). В 80- годы возникают первые социал-демократические кружки и группы: группа "Освобождение труда", основанная Г.В. Плехановым в Женеве, Партия русских социал-демократов (1883 г.), Товарищество санкт-петербургских мастеровых (1885 г.).

Бурный промышленный подъем, интенсивное развитие капитализма в России подготовили переход освободительного движения от этапа кружковщины к этапу создания единой пролетарской партии. Первый съезд такой партии (Российской социал-демократической рабочей партии) был созван в марте 1898 года в Минске. Съезд, хотя и провозгласил создание РСДРП, не смог выполнить задачи фактического объединения раздробленных групп. Эту задачу выполнил II съезд партии, состоявшийся в 1903 году.

II съезд РСДРП знаменовал собой, с одной стороны, оформление рабочего движения в политическую партию, а с другой стороны, стал началом размежевания двух течений в российской социал-демократии: революционного (большевизм) и соглашательского (меньшевизм). Окончательным актом организационного разъединения меньшевизма и большевизма стала 6 Всероссийская (Пражская) конференция РСДРП (1912 г.), в ходе которой лидеры меньшевиков-ликвидаторов были исключены из партии. Название «Коммунистическая партия» связано с размежеванием международной социал-демократии. Европейские социал-демократические партии (за исключением их левых крыльев) поддержали свои правительства в империалистической мировой войне, тем самым встали на путь соглашательства с буржуазией.

В 1917 г. большевики приняли решение о переименовании своей партии в Коммунистическую. В 1919 г. на VII съезде партии РСДРП(б) была переименована в Российскую коммунистическую партию (большевиков).

3. В чем была суть разногласий между большевиками и меньшевиками?

Понятия "меньшевики" и "большевики" возникли на II съезде РСДРП в ходе выборов в руководящие органы партии, когда сторонники В.И. Ленина получили большинство в ЦК и редакции газеты "Искра". Основным противником Ленина на съезде был Ю.О. Мартов, настаивавший на более либеральном подходе к членству в партии и считавший, что для вступления в партию достаточно разделять ее программные цели. Ленин же считал, что член партии обязан постоянно работать в одной из ее организаций.

Впоследствии разногласия между большевиками и меньшевиками перешли в стадию глубокого идейно-политического раскола. Фактически в России существовали две социал-демократические партии.

Меньшевизм воспринимал марксизм догматически, не понимая ни его диалектики, ни особых российских условий. Образцом для подражания меньшевики считали западноевропейскую социал-демократию. Они отвергали революционный потенциал российского крестьянства и отводили буржуазии ведущую роль в будущей революции. Меньшевизм отрицал справедливость крестьянского тезиса о конфискации помещичьих земель и выступал за муниципализацию земли, не отвечающую настроениям сельской бедноты.

По разному большевики и меньшевики выстраивали свою парламентскую тактику. Большевики видели в Государственной Думе лишь инструмент организации рабочих масс вне стен парламента. Меньшевики же питали конституционные иллюзии, выступали за блок с либеральной интеллигенцией, часть меньшевистских лидеров настаивала на ликвидации нелегальной работы и создании законопослушной парламентской партии.

В годы первой мировой войны меньшевики заняли союзную с правящим режимом позицию "оборонцев" и "защитников отечества". Большевики же требовали прекращения мировой бойни, жертвами которой становились трудящиеся разных стран.

Постепенно меньшевизм все более утрачивал историческую инициативу, доверие рабочих и право на власть. К октябрю 1917 меньшевизм как течение в рабочем движении фактически перестал существовать: на выборах в Учредительное собрание меньшевики в Петрограде и Москве получили всего по 3% голосов (большевики в Петрограде - 45%, в Москве - 56%). В годы Гражданской войны значительная часть меньшевиков встала на позицию борьбы с советской властью. Часть же, напротив, влилась в ряды РКП(б). Полный идейно-политический и организационный крах меньшевизма стал свершившимся фактом.

4. За что боролись большевики царской России?

Конечной целью своей борьбы большевики считали переход к социалистическим отношениям, к обществу, в котором средства производства поставлены на службу трудящимся, где нет эксплуатации человека человеком. Отстаивая будущность этого лозунга, большевики боролись за демократизацию российской политической системы, за социально-экономические права рабочих и крестьян.

РСДРП(б) выдвигала требования ликвидации самодержавия, установления демократической республики, созыва Учредительного Собрания для выработки Конституции. Партия боролась за всеобщее избирательное право; свободу слова, союзов, стачек, передвижения; равенство граждан перед законом; свободу вероисповедания; национальное равноправие.

Большевики добивались введения 8-часового рабочего дня, запрета на ночной и детский труд, независимости фабричной инспекции; выступали против выдачи зарплаты натурой, за медицинское страхование рабочих. Большевики поддерживали требования деревенских масс, заключающиеся в необходимости конфискации всех помещичьих, удельных, кабинетных и монастырских земель в пользу крестьян.

С началом первой мировой войны 1914-1918 г.г. большевики возглавляют борьбу за немедленное прекращение войны и заключение демократического мира без аннексий и контрибуций.

С осени 1917 года важнейшим лозунгом РСДРП(б) становиться лозунг передачи всей власти Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Все те требования и программные положения, с которыми большевики на протяжении многих лет шли к трудящимся массам, были выполнены ими в первые дни Советской власти и нашли свое отражение в ее документах: Декретах о мире и земле, Декларации прав народов России, первой Советской Конституции.

5.Почему после прихода к власти большевиков в России разразилась гражданская война?

Советское правительство, избранное II Съездом Советов, сделало все возможное, чтобы избежать гражданской войны. Все первые декреты и шаги нового правительства были направлены на развертывание именно мирного строительства. Ярким подтверждением тому являются: беспрецедентная компания по ликвидации безграмотности, открытие в 1918 г. 33 (!) научных институтов, организация ряда геологических экспедиций, начало строительства сети электростанций, программа "Памятники республики". Власть, готовящаяся к войне, не начинает столь масштабных мероприятий.

Факты говорят о том, что белогвардейские выступления стали возможны лишь после начала иностранной интервенции. Весной 1918 года РСФСР оказалась в огненном кольце: войска Антанты высадились в Мурманске, японцы заняли Владивосток, французы - Одессу, турки вошли в Закавказье, в мае начался мятеж чехословацкого корпуса. И только после этих иностранных акций Гражданская война превратилась в общероссийский пожар - савинковцы подняли мятеж в Ярославле, левые эсеры - в Москве, далее были Колчак, Деникин, Юденич, Врангель.

Вожди белых армий, движимые ненавистью к трудящимся, установившим свою власть и собственность, пошли на откровенное предательство народных интересов. Облачившись в одежды "патриотов России", они распродавали ее оптом и в розницу. Соглашения о территориальных уступках странам Антанты в случае успеха Белого движения - не миф, а реальность антисоветской политики. Эти факты белые генералы не считали необходимым скрывать даже в своих мемуарах.

Гражданская война обернулась для России почти четырехлетним кошмаром убийств, голода, эпидемий, почти полной разрухи. Свою долю ответственности за ужасы и беззакония тех лет несут, конечно же, и коммунисты. Классовая борьба, в ее кровавых проявлениях, почти не знает жалости к человеку. Но вина тех, кто развязал эту антинародную бойню, несопоставима с виной тех, кто эту бойню прекратил.

6. Почему большевики выступали за поражение собственного правительства в первой мировой войне?

На самом деле лозунг большевиков был иным. Они выступали за поражение правительств всех участвующих в войне стран и перерастание войны империалистической в гражданскую.

Первая мировая война не была войной справедливой, национально-освободительной. Это была всемирная бойня, развязанная ведущими капиталистическими державами - Германией и Австро-Венгрией, с одной стороны, Великобританией, Францией, Россией - с другой. Цели обеих коалиций были очевидны для всех: дальнейший передел ресурсов и колоний, сфер влияния и приложения капиталов. Ценой достижения этих задач становились тысячи человеческих жизней - простых рабочих и крестьян всех воюющих стран. Кроме того, Россия оказалась втянутой в мировую бойню, не будучи в ней хоть сколь-нибудь заинтересована. Она не имела твердых гарантий удовлетворения своих территориальных притязаний, а страны Антанты сделали все, для того чтобы основные материальные и людские потери несли Россия, Германия и Австро-Венгрия. В то время, как на западном направлении месяцами могла идти позиционная война без особых потерь, российская армия, принимая на себя основной удар, все больше увязала в кровопролитных сражениях.

В.И. Ленин отмечал: "Война принесла человечеству невиданные лишения и страдания, всеобщий голод и разорение, привела всё человечество "... на край пропасти, гибели всей культуры, одичания...". В ходе войны было убито и умерло от ран свыше 9,5 млн. человек. Убыль российского населения в результате голода и других бедствий, вызванных войной, составила около 5 млн. человек. Вместе с тем война обеспечила баснословные прибыли капиталистам. Доходы одних только американских монополий составили в 1914-1918 г.г. более 3 млрд. долларов.

Большевики и другие интернационалисты Европы хорошо понимали грабительскую сущность мировой войны. Они считали преступлением агитировать трудящихся разных стран за взаимное истребление. Именно они приложили все силы для того, чтобы эта война была остановлена.

7. Почему большевиками был начат "красный террор"?

Исторически объективным и доказанным является тот факт, что террор "красный" был ответом на террор "белый". С первых же дней своего рождения Советская власть пыталась не допустить дальнейшей эскалации насилия, сделала немало примирительных шагов. Красноречивыми свидетельствами тому стали первые акты нового правительства: отмена смертной казни, освобождение без наказания руководителей первых антисоветских мятежей - Корнилова, Краснова, Каледина; отказ от репрессий по отношению к членам Временного правительства и депутатам Учредительного собрания; амнистия в ознаменование первой годовщины Октябрьской революции.

Советское государство поставило вопрос о массовом революционном насилии после того, как 30 августа 1918 года в Петрограде был убит руководитель городской ВЧК М. Урицкий, и в этот же день было совершено покушение на В.И. Ленина. Террористические акты координировались из-за границы, и это признавал в своих мемуарах даже английский посол Локкарт. В ответ на это Совет Народных Комиссаров принял 5 сентября декрет, вошедший в историю как постановление о красном терроре. Декрет ставил задачу изоляции "классовых врагов" в концентрационных лагерях и вводил расстрел как главную меру по отношению к участникам белогвардейских организаций. Самой крупной акцией "красного террора" стала казнь в Петрограде 512 представителей высшей буржуазной элиты - бывших царских сановников. Несмотря на продолжавшуюся гражданскую войну, террор был фактически прекращен к осени 1918 года.

"Красный террор" ставил своей задачей очистить тыл от пособников белогвардейщины и марионеток западного капитала, внутренних коллаборационистов, "пятой колонны" на советской территории. Он был жестоким, суровым, но необходимым велением времени.

8.Почему большевики пошли на заключение позорного для России Брестского мира?

К 1918 году Россия подошла в состоянии крайней экономической разрухи. Старая армия развалилась, а новой создано не было. Фронт фактически потерял управление. Нарастал процесс суверенизации окраин. Крайнее недовольство в связи с войной испытывали широкие солдатские и крестьянские массы. Народ искренне не понимал, за чьи интересы он воюет. Людей заставляли гибнуть, выполняя "союзнический долг" перед странами Антанты, имевшими в войне совершенно четкие корыстные цели.

Прекрасно осознавая этот факт, II Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов принял 26 октября 1917 года декрет с предложением всем воюющим странам начать немедленные переговоры о мире. Поскольку Антанта это предложение проигнорировала, Советской России пришлось вести сепаратные переговоры с Германией. Переговоры сопровождались многочисленными трудностями, демаршами со стороны немцев, противодействием мирному процессу со стороны "левокоммунистической" и эсеровской оппозиции в России. В конце концов, советское правительство, благодаря настоянию В.И. Ленина, приняло условия кайзеровской Германии.

По этим условиям от России отторгались значительные территории (Польша, Литва, часть Белоруссии и Латвии) - всего около 1 млн. км2 . Россия обязана была уплатить Германии в различных формах контрибуцию в размере 6 млрд. марок.

В. И. Ленин считал заключение мира тяжелым, но тактически верным шагом. Необходимо было дать стране передышку: сохранить завоевания Октябрьской революции, упрочить Советскую власть, создать Красную Армию. Брестский договор сохранил главное: независимость страны, обеспечил ее выход из империалистической войны.

Ленин провидчески указал на временность заключенного в Брест-Литовске мира. Ноябрьская революция 1918 в Германии свергла власть императора Вильгельма II. Советское правительство признало Брестский договор аннулированным.

9. Почему большевики установили диктатуру одной партии?

Начнем с того, что любая власть есть диктатура - диктатура того класса, в руках которого находятся национальные богатства страны. В капиталистическом обществе власть является диктатурой буржуазии, в социалистическом - диктатурой пролетариата, диктатурой трудящихся масс. Буржуазная диктатура, в какой бы форме она не осуществлялась (либеральная республика, монархия, фашистская тирания), является властью меньшинства над большинством, властью хозяев над наемными работниками. Диктатура трудящихся есть, напротив, господство большинства над меньшинством, есть власть тех, кто своими руками и умом создает материальные и духовные богатства страны.

После победы Октябрьской революции в стране была установлена диктатура пролетариата в форме Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Тот факт, что большинство в этих Советах завоевали коммунисты, говорит о том, что именно их программа и практические действия пользовались наибольшей поддержкой трудового народа. При этом большевики вовсе не стремились к установлению однопартийной системы. В 1917-1918 г.г. в состав правительства входили члены партии левых эсеров. В аппарате ВСНХ, ВЧК, в советах разных уровней вплоть до начала 20-ых годов были представители меньшевиков. В годы Гражданской войны большевиков поддерживали эсеры-максималисты, анархисты. Однако не получив сколь-нибудь значимого мандата доверия от трудящихся, эти партии встали на путь вооруженной борьбы с Советской властью, развязали террор против активистов РКП(б). Так, левые эсеры, ставя своей целью срыв Брестского мира, убили германского посла Мирбаха и подняли в Москве вооруженный мятеж. Правые эсеры на VII съезде в мае 1918 года провозгласили своей официальной линией подготовку к восстанию против Советской власти. Руками анархистов в 1920 году был убит руководитель Московского горкома РКП(б) Загорский. Таким образом, однопартийная система в нашей стране сложилась не благодаря большевикам, а благодаря безответственным и преступным действиям их оппонентов.

10.Почему большевики разрушали храмы, преследовали граждан по религиозному признаку?

Вопрос о взаимоотношениях Православной церкви и большевистского руководства в первые годы Советской власти является одним из самых сложных вопросов нашей истории. Обострение этих взаимоотношений началось еще в конце 1917 года и приняло наибольший размах в годы Гражданской войны. Мы понимаем выросшие из противостояния тех лет непростые чувства верующих и готовы к широкому диалогу с православной общественностью. Но объективный диалог сегодня возможен лишь на основе объективного взгляда на историю.

Общая в первые месяцы уверенность в недолговечности режима большевиков толкнула церковь на открытое выступление против Советской власти. В декабре 1917 г. Собор РПЦ принял документ, согласно которому православная церковь объявлялась первенствующей в государстве, главой государства и министром просвещения могли быть только лица православной веры, преподавание Закона Божьего в школах для детей православных родителей было обязательным. Очевидно, что этот документ шел в разрез со светским характером нового общества. 19 января 1918 г. патриарх Тихон предал советскую власть анафеме, и большая часть духовенства стала сотрудничать с белыми. В 1921 году, во время страшного голода в Поволжье, значительное число священников отказалось от сдачи церковных ценностей в фонд помощи умирающим. Собранный духовенством в эмиграции Карловацкий собор, обратился к Генуэзской конференции с призывом объявить крестовый поход против Советского государства.

Правительство реагировало на подобные факты жестко. Был принят "Декрет об отделении церкви от государства", часть священнослужителей подверглась репрессиям, ценности изымались принудительно. Многие храмы были закрыты, разрушены или переоборудованы. Впоследствии патриарх Тихон понял ошибочность антисоветской позиции церковной иерархии и принял единственно верное решение - не допустить политизации религии в период тяжелейшего социального катаклизма. В июне 1923 года он обратился с посланием, в котором говорилось: "Я решительно осуждаю всякое посягательство на Советскую власть, откуда бы оно ни исходило... Я понял всю неправду и клевету, которой подвергается Советская власть со стороны ее соотечественных и иностранных врагов".

Такая позиция отражала здравый подход священника к вопросам взаимоотношения церкви и государства, носящего светский характер. КПРФ полагает, что и сегодня принцип взаимного уважения и невмешательства мог бы лечь в основу государственно-церковных отношений.

11. Правда ли, что коммунизм и нацизм (фашизм) схожи?

"Коммунизм и нацизм - две разновидности одного тоталитарного типа общества. Они схожи в своей идеологической сущности и методах" - услышать такую нелепицу сегодня - не редкость.

На самом же деле нет ничего более противоположного, чем коммунистический и нацистский взгляды на человека, общество и историю. Идеологический фундамент нацизма - социальный дарвинизм, проповедующий разделение человечества на "сверхлюдей" и париев, на "высших" и "расово неполноценных". Участь одних - господство, участь других - вечное рабство и унизительный труд. Коммунизм же, напротив, указывает на биологическое равенство людей, универсальность человека. Люди не рождаются способными либо ограниченными, подлыми или порядочными, таковыми они становятся в силу социальных условий. Задача фашизма - увековечение неравенства, задача коммунизма - достижение такого общественного устройства, при котором классовые антагонизмы остаются в прошлом, а на смену конкурентной борьбе между людьми приходит ассоциация свободных индивидуумов.

Полярно противоположны взгляды коммунистов и фашистов на историю человечества. С точки зрения научного коммунизма, история - подчиненный объективным закономерностям и творимый народными массами естественный процесс. Для нациста, история есть совокупность индивидуальных воль, где побеждает сильнейший. В основе коммунизма - рационализм, научный подход к осмыслению действительности. В фашистской концепции науку подменяет ницшеанство, иррационализм.

Коммунизм выступает за обобществление, национализацию экономики, ликвидацию несоответствия между общественным характером производства и частным характером присвоения. Идеал фашизма - государство-корпорация, обслуживающее, прежде всего, интересы крупных собственников. Коммунисты исходят из принципа пролетарской солидарности, мира и дружбы между народами. Фашисты провозглашают право отдельных наций на мировое господство с подчинением и уничтожением других народов.

Коммунизм и нацизм - антиподы. Коммунистические партии Европы стали центром Сопротивления коричневой чуме в годы Второй мировой войны, а Советский Союз сыграл решающую роль в разгроме фашизма в Европе и Азии. Такова правда истории.

12.Почему большевики грабили деревню, проводили политику продразверстки?

Бытующее сегодня утверждение о том, что чрезвычайные продовольственные меры и продразверстка порождены большевиками - неверно в корне. Еще в 1915 году царское правительство установило твердые цены на хлеб, ввело запрет на спекуляцию и стало проводить изъятие у крестьян продовольственных излишек. С декабря 1916 года была объявлена продразверстка. В 1917 году эта политика провалилась из-за слабости аппарата, саботажа и коррупции чиновников. Временное правительство, также как и царское, пыталось решить проблему путем чрезвычайных мер и также потерпело поражение. Спасти страну от голода сумели лишь большевики.

Для того, чтобы правильно осмыслить использование властями столь непопулярных мер, необходимо отчетливо представлять себе положение, в котором оказалась Россия к 1918 году. Пятый год страна находилась в условиях войны с Германией. Реальной становилась угроза новой войны - гражданской. Промышленность практически полностью была милитаризована - фронту требовались винтовки, снаряды, шинели и т.д. По понятным причинам был нарушен нормальный товарообмен между городом и деревней. И без того малорентабельные, крестьянские хозяйства и вовсе перестали давать хлеб для армии и рабочих. Процветали спекуляции, "черный рынок" и "мешочничество". За 1916 год цена на ржаной хлеб выросла на 170%, между февралем и октябрем 1917-ого - на 258%, а между Октябрьской революцией и маем 1918 года - на 181%. Голодная смерть солдат и горожан становилась реальностью.

Ни о каком свободном хлебном рынке здесь речи идти не могло. Декретом ВЦИК от 9 мая 1918 г. в стране была введена продовольственная диктатура. Крестьянам устанавливались нормы душевого потребления: 12 пудов зерна, 1 пуд крупы на год и т.д. Сверх этого весь хлеб считался излишками и подлежал изъятию. Эти меры дали значительные результаты. Если в 1917/18 году было заготовлено только 30 млн. пудов хлеба, то в 1918/19 году - 110 млн. пудов, а в 1919/20 году - 260 млн. пудов. Практически все городское население и часть сельских кустарей оказались обеспечены продовольственными пайками.

Необходимо отметить, что крестьянство, получившее от большевиков землю и освобождение от долгов перед государством и помещиками, не пошло на серьезный конфликт с Советской властью. Позднее, когда необходимость в чрезвычайных мерах отпала, продразверстка была заменена более мягкой системой налогообложения.

13. В чем заключалась сущность новой экономической политики (НЭП) в 20-е годы прошлого века?

После окончания Гражданской войны перед государством встала задача мирного строительства. Вынужденная политика "продовольственной диктатуры" перестала быть терпимой для большей части крестьянства, разоренного войнами и истощенного неурожаем. Запрет на товарный оборот сельскохозяйственной продукции привел к сокращению крестьянами посевных площадей. Начались стихийные волнения и восстания, угрожавшие сохранению советской власти. Голод и всеобщая усталость охватили рабочий класс. В 1920 году продукция тяжелой промышленности составляла лишь около 15% довоенной.

В этих условиях было объявлено о начале новой экономической политики. Сущность ее заключалась в ограниченном внедрении рыночных механизмов управления народным хозяйством при сохранении государственного контроля над "командными высотами": крупной промышленностью, внешней торговлей, политическими и социальными завоеваниями рабочих. В соответствии с такой установкой в течении 20-ых годов был реализован целый комплекс экономических мероприятий. В марте 1921 года продразверстка была заменена натуральным налогом, размеры которого были почти в 2 раза меньше. Была произведена денационализация ряда малых предприятий. Под контролем государства создавались коммерческие и кооперативные банки. Право на существование получили концессии с участием иностранного капитала. Прекратилось бесплатное распределение пайков.

НЭП позволил решить целый ряд проблем, связанных с удовлетворением требований крестьянства, насыщением внутреннего рынка товарами и др.. Вместе с тем он принес немало трудностей. Возникла и укрепилась новая советская буржуазия (нэпманы), появилась безработица, возобновилось использование наемного труда. НЭП не решил, да и не мог решить задач по индустриализации России, созданию оборонного потенциала, кооперации сельского хозяйства. К решению этих задач страна подошла лишь в конце 20-ых годов.

14. Как относится КПРФ к личности И.В. Сталина?

Мы считаем, что имя Сталина неотделимо от истории Советского Союза. Под руководством этого человека наша страна совершила гигантский скачок в своем развитии, за 10 лет прошла путь, на который капиталистическим странам потребовались века.

В СССР была установлена власть трудящегося большинства, осуществлен переход к плановому ведению народного хозяйства на основе общественной собственности. Советские люди покончили с безработицей, добились ранее немыслимых социальных завоеваний, осуществили культурную революцию. И кратчайшие сроки была проведена индустриализация и коллективизация сельского хозяйства. С именем Сталина неразрывно связаны Победа нашего народа в Великой Отечественной войне и послевоенное восстановление экономической мощи Советской державы. Сталин оставил богатейшее философское наследие.

Мы вовсе не пытаемся мифологизировать тот этап в развитии СССР, который был пройден под руководством Сталина. Были допущены и ошибки, и просчеты, и нарушения законности. Однако ошибки эти были болезнью роста. Впервые в истории человечества коммунисты попытались построить общество, в котором нет эксплуатации человека человеком, унизительного деления на "верхи и низы". Рецептов построения такого общества никто не оставлял, проторенной дороги не существовало.

Жесточайшее сопротивление внешних и внутренних противников социализма потребовало централизации и огосударствления многих сфер общественной жизни. Победа в Великой Отечественной войне, успешное восстановление народного хозяйства доказали историческую оправданность такого пути развития. Впоследствии этот путь был неправомерно возведен в абсолют. Но в этом вины И.В. Сталина уже не было.

15. Как вы оцениваете политику массовых репрессий против советских граждан в 30-50 годы?

Термином "репрессии" обычно определяют преследования и казни советских граждан по политическим мотивам. Основанием для репрессий служила знаменитая 58-ая статья УК РСФСР, предусматривавшая наказания за "контрреволюционные преступления". В либеральной литературе считается, что репрессии были массовыми, незаконными и необоснованными. Попробуем разобраться со справедливостью этих утверждений.

По вопросу о массовости репрессий в последнее время было сочинено немало небылиц. Порядок чисел якобы "уничтоженных в советских лагерях" подчас ошеломляет. 7 миллионов, 20 миллионов, 100 миллионов... Если же обратиться к архивным данным, то можно увидеть, что картина была иной. В феврале 1954 г. Н.С.Хрущеву была дана справка за подписью Генерального прокурора, министра внутренних дел и министра юстиции СССР, согласно которой с 1921 г. по 1954 г. за контрреволюционные преступления было осуждено 3 777 380 человек. Из них к высшей мере наказания были приговорены 642 980 человек (по данным антисоветского общества "Мемориал" - 799 455 чел.). Как видим, не о каких миллионах расстрелянных речи быть не может.

Законными ли были репрессии 30-50-ых? В большинстве случаев - да. Они соответствовали букве и духу законов того времени. Без понимания того, что всякий закон диктуется своим временем и характером социального строя, осмыслить и правильно понять такой феномен как репрессии невозможно. То, что считалось законным тогда, кажется незаконным сегодня. Яркий тому пример - наличие в советском уголовном законодательстве норм ответственности за спекуляцию, торговое посредничество, валютные махинации, мужеложство. В современной России все обстоит иначе, слово "спекулянт" заменено словом "коммерсант", последний считается уважаемым и добропорядочным гражданином. А ведь не нужно забывать о том, что по 58-ой статье проходили и обвиняемые в шпионаже, диверсиях на промышленных и сельскохозяйственных объектах, терроризме, власовцы и полицаи.

Репрессии стали отражением драматического становления первого в мире социалистического государства. Маховик карательных органов затронул немало честных и преданных стране людей. Многие из них погибли. Но многие были реабилитированы еще в сталинские годы. Достаточно вспомнить легендарного маршала Рокоссовского, выдающихся ученых Королева и Туполева.

Мы не стремимся оправдать допущенных в те годы ошибок. Но мы отказываемся считать всех репрессированных в сталинское время "безвинными жертвами тоталитарного строя".

16. В чем заключалась суть проводимой в 30-е годы политики индустриализации и коллективизации?

Прошедший в декабре 1925 года XIV съезд ВКП(б) принял решение о взятии курса на ускоренную индустриализацию страны. Выступавший на съезде И.В. Сталин так мотивировал принятое партией решение: "Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет; мы должны пробежать это расстояние за 10-15 лет, иначе нас сомнут".

Форсированная индустриализация преследовала две задачи. Во-первых, создать мощное, технически оснащенное государство, которое могло дать гарантии от порабощения советского народа иностранными державами. Во-вторых, существенно повысить материальный и культурный уровень жизни граждан. Индустриализация требовала высвобождения огромного количества рабочих рук. Взять их можно было только у крестьянства, т.к. СССР был на 84% аграрной страной. Суть проведенной в интересах социализма коллективизации состояла в создании на селе крупнотоварных предприятий - колхозов, основанных на совместной обработке земли, обобществлении орудий производства, натуральном распределении продуктов по результатам труда.

Индустриализация и коллективизация позволили Советскому Союзу в кратчайшие сроки добиться небывалых результатов. Только за годы первой пятилетки (1927-1931) промышленный потенциал СССР вырос вдвое. К концу 30-ых годов вступили в строй 6 тысяч новых предприятий. Коренным образом изменилась культура труда миллионов людей. К началу сороковых годов уровень грамотности народа составил свыше 80%. Сотни тысяч молодых людей, выходцев из рабочей и крестьянской среды, прошли через вузы, техникумы, рабфаки. Становление колхозной системы на селе привело резкому повышению производительности труда. Только за годы второй пятилетки колхозы получили более 500 тысяч тракторов, около 124 тысяч комбайнов. За считанные годы профессию механизаторов получили около 5 млн. крестьян. У людей появилось свободное время, а значит, возможность учиться, отдыхать.

Индустриализация и коллективизация СССР потребовали огромного напряжения советских граждан. Властям пришлось столкнуться с вредительством и саботажем. Крупные ошибки были допущены не в меру ретивыми партийными работниками. Но стратегически этот курс оказался совершенно правильным.

Коммунистическое движение

Коммунистическое движение , совокупность политических партий и организаций, идеологической базой которых является коммунизм.
Обособилось от социал-демократического движения после Октябрьской революции 1917 г. в России. Возглавила его правившая в СССР коммунистическая партия. В 1919 г. в Москве состоялся учредительный конгресс Коммунистического (или 3-го) Интернационала, объединившего коммунистические партии разных стран. Социал-демократические партии, выступавшие за парламентские методы борьбы, были объявлены предателями рабочего класса, контакты с ними запрещались. Ожидание скорого краха капитализма ещё более возросло в нач. 1930-х гг. в связи с мировым экономическим кризисом (Великая депрессия 1929-1932 гг. и др.). Приход к власти фашистских режимов в Италии, Германии (см. ст. Фашизм) заставил коммунистов в 1934 г. объявить о тактике народного антифашистского фронта (о союзе с любыми партиями, выступающими против фашизма). Сохранявшееся недоверие между социал-демократами и коммунистами помешало реальному объединению (за исключением Франции и Испании) и эффективному противодействию фашистским режимам.

Внутри коммунистического движения также не было единства, что во многом объяснялось внутрипартийной борьбой в СССР. Отказ сталинизма от немедленного ниспровержения капитализма (вместо этого - временный союз с буржуазной демократией против фашизма; резолюция 7-го конгресса Коминтерна, 1935 г.) вызвал резкую критику со стороны борцов за идею всемирной пролетарской революции. Троцкизм, заклеймённый в Коминтерне как левацкая оппозиция, нашёл множество сторонников в Европе и Латинской Америке. В 1938 г. троцкисты учредили 4-й Интернационал, после Второй мировой войны 1939-1945 гг. расколовшийся на несколько группировок.

Серьёзный удар по престижу коммунистического движения, поддерживаемого СССР, нанёс пакт Молотова-Риббентропа 1939 г. (противоречил антифашистским заявлениям). В 1943 г. Коминтерн был официально распущен. Его функции в дальнейшем выполняло Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформ, 1947-1956 гг.), а затем Организация стран-участниц Варшавского договора 1955 г. (до 1991 г., см. ст. Социалистический лагерь). После Второй мировой войны к власти в странах Центральной и Восточной Европы пришли партии «народного фронта», в состав которого входили и коммунисты.

Логика «холодной войны» побудила СССР создавать прокоммунистические режимы в Восточной Европе и странах третьего мира, причём соответствие этих режимов научному коммунизму часто вызывало обоснованные сомнения. Та же логика заставила капиталистические страны вести политические преследования своих коммунистических партий. Союз социал-демократов и коммунистов вновь распался.

Победа Коммунистической партии Китая в гражданской войне (1949) означала возникновение нового центра силы, повлиявшего на развитие коммунизма в странах Азии. После краха СССР и распада социалистического лагеря (1991) Китай остался оплотом мирового коммунистического движения. Большинство коммунистических партий в Европе эволюционирует в сторону социал-демократии.

Руслан Тхагушев,
Пресс-служба ЦК КПРФ.
Фото Сергей Сергеев
2010-11-16 18:26

Во встрече приняли участие заместители Председателя ЦК КПРФ И.И. Мельников и В.И. Кашин, Председатель ЦКРК КПРФ В.С. Никитин, члены Президиума, секретари ЦК КПРФ В.Ф. Рашкин, С.П. Обухов, Д.Г. Новиков, члены ЦК КПРФ С.И. Васильцов, Л.Н. Швец, В.Г. Поздняков, статс-секретарь Союза писателей России Л.Г. Баранова-Гонченко, депутат Государственной Думы С.А. Гаврилов.

Открывая встречу, Г.А. Зюганов отметил, что компартия на протяжении многих лет ведет конструктивный диалог с Церковью: «Мы уже почти двадцать лет пытаемся выстраивать отношения между КПРФ и РПЦ, которые бы соответствовали новым реалиям».

Лидер КПРФ напомнил, что вместе с нынешним Святейшим Патриархом Кириллом стоял у истоков создания Всемирного Русского Собора. «В целом, - подчеркнул Г.А. Зюганов, - взаимодействие между компартией и Церковью служит на благо и интересам нашей страны, русского, всех российских народов».

Председатель ЦК КПРФ отметил, что в программе компартии гарантируется свобода совести, а среди коммунистов, сторонников и избирателей Компартии немало верующих и воцерковленных граждан.

Затем Г.А. Зюганов остановился на той непростой обстановке, которая складывается в стране и в мире. Кризис, о преодолении которого твердят российские власти, на самом деле далек от завершения. Но самый страшный кризис разразился в духовной сфере. Одно из его проявлений – нравственная деградация значительной части общества, расчеловечивание, коммерциализация системы образования. Реализация закона об автономизации бюджетных учреждений нанесет страшный удар по формированию нашего национального характера и традиционного народного сознания. Поэтому коммунисты выступали категорически против принятия данного законопроекта.

Г.А. Зюганов назвал неуместным шагом поправку, предложенную депутатом фракции КПРФ Б.С. Кашиным в закон о государственном гимне, которая предполагает исключить из его текста слово «Бог». Лидер коммунистов подчеркнул, что фракция в целом не разделяет подобную точку зрения и не будет ее поддерживать, уважая чувства верующих и компромиссный характер политического решения парламента при утверждении государственного флага, герба, гимна Российской Федерации и красного знамени Вооруженных Сил.

При этом Г.А. Зюганов обратил внимание руководителя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества на то, что некоторые священнослужители допускают в своих публичных выступлениях и в средствах массовой информации неуместные и вызывающие протест, в том числе и верующих, высказывания и оценки советского периода истории России. Они не признают достижений СССР, видя в политике его руководства только недостатки и ошибки. Между тем именно в Советском Союзе был достигнут высочайший уровень социальной защищенности граждан, например, медицина и образование стали бесплатными. Каждый человек получил возможность для самореализации и саморазвития, в том числе и в духовной сфере. Именно в Советские времена были созданы великие произведения искусства, литературные творения, заслужившие признание во всем мире.

Поэтому тенденциозные, не соответствующие реальным историческим фактам и позитивному личному опыту десятков миллионов наших сограждан оценки советского периода нашей отечественной истории особенно вредны сейчас, когда нарастает угроза развала Российской Федерации, а народ продолжает вымирать. Оскудевает уже не только деревня, но и малые города, являющиеся тем стержнем, на котором держится Россия. Социальное расслоение продолжает увеличиваться, сегодня разница между самыми богатыми и самыми бедными – двадцатикратная (хотя для безопасности страны этот показатель не должен превышать десяти).

«В подобной ситуации, - сказал Г.А. Зюганов, - необходимо забыть старые обиды и работать вместе по спасению России. Так поступила Церковь в военные годы, когда после встречи высших православных иерархов с И.В. Сталиным, она вместе с народом, партией и государством внесла свой вклад в дело победы над врагом».

Председатель ЦК КПРФ отметил, что реальное примирение Компартии и Русской православной церкви произошло в годы Великой Отечественной войны и закреплено нашей общей великой Победой в мае 1945 года.

Лидер коммунистов подчеркнул, что сегодня Церковь и компартию пытаются столкнуть лбами, но это не идет на пользу никому.

В свою очередь, отец Всеволод отметил, что существуют базовые ценности, которые объединяют жителей нашей страны. Это прежде всего патриотизм и справедливость. И здесь в обществе признается роль КПРФ, как партии, исповедующей традиционные ценности.

В своем выступлении протоиерей Всеволод Чаплин подчеркнул важность диалога, общность многих подходов и установок сторон, в первую очередь в том, что касается заботы о простых людях и справедливого устройства общества. «Известно, что в обществе есть разные оценки событий 1917 года и последующего периода, исторических деятелей XX века. Но, несмотря на всю разницу в суждениях, вести диалог об оценках истории можно и нужно - в мирном и ответственном духе, без резкостей и оскорблений», - сказал руководитель синодального отдела РПЦ.

Оценивая совместную деятельность с КПРФ он отметил роль Компартии в разработке законодательства о свободе совести и деятельности религиозных организаций. Благодаря позиции депутатов-коммунистов была ограничена экспансия в Россию инославных проповедников. В середине 1990-х годов в Думе решалось, каким будет духовный облик страны, и тогда удалось защитить наши исконные ценности, в том числе благодаря КПРФ.

Положение народа сегодня очень волнует Церковь, особенно в том, что касается социального расслоения. Вызывает беспокойство и коммерциализация образования. Еще более неуместны заявления некоторых представителей российской элиты по поводу того, что «надо переделать этот народ». По всем перечисленным вопросам Церковь готова вести диалог с компартией.

Ответственный секретарь экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси П.А. Шашкин высказался о необходимости формирования общественного консенсуса вокруг базовых ценностей русской цивилизации для успешной реализации модернизационной стратегии развития общества. Такая стратегия, по мнению ответственного секретаря Патриаршего совета, должна сочетать исторический опыт дореволюционной России и позитивные достижения советского времени.

Председатель ЦКРК КПРФ В.С. Никитин предложил совместно обсудить тему духовных основ модернизации России. Он подчеркнул, что модернизация возможна только на основе тысячелетних ценностей русского народа. Между тем сейчас идет их замена на западные ценности во всех сферах нашей жизни. В.С. Никитин призвал Церковь вместе с компартией бороться против западного умственного ига и всевластия денег.

Заместитель Председателя ЦК КПРФ В.И. Кашин сказал, что Церковь должна активнее противодействовать таким порокам нашего общества как коррупция, наркомания, алкоголизм. Он также напомнил о совместных действиях КПРФ и православной общественности в борьбе против так называемого «электронного правительства», попыток поставить граждан нашей страны под тотальный контроль.

Член Президиума, Секретарь ЦК КПРФ В.Ф. Рашкин поднял вопрос о необходимости создания Общественных наблюдательных советов в СМИ, прежде всего, на телевидении. Их задачей должно стать противодействие культу разврата и насилия, той бездуховности, которая льется сегодня с телевизионных экранов. В этот Совет могли бы войти как представители Церкви, так и представители общественности и политических партий, в том числе КПРФ.

Доктор исторических наук, директор Центра исследований политической культуры России С.И. Васильцов предложил поразмышлять о проблемах, которые сегодня существуют в самой Церкви и волнуют российское общество. Например, незначительное присутствие РПЦ в социальной сфере. По данным различных социологических исследований уже долгое время не растет доля россиян, которые считают себя воцерковленными людьми. Их только 5-6, до 10 процентов.

С.И. Васильцов напомнил также о проблеме, связанной с возвращением церковных ценностей. Он отметил, что спор между «иосифлянами» и «нестяжателями» продолжается до сих пор. В Советское время Церковь, особенно на рубеже 1980-90-х годов, когда отмечался небывалый всплеск ее общественного авторитета, так или иначе шла по пути нестяжательства, однако сегодня вектор начинает меняться. И всех людей православной культуры волнует вопрос: не приведет ли борьба за собственность и укрепление материальной стороны в деятельности Церкви к оскудению духовного начала в Православии?

«В целом, - подчеркнул С.И. Васильцов, - в том, что касается национально-государственных интересов, вытекающих отсюда ценностей, компартия и Церковь являются единомышленниками».

Советник Председателя ЦК КПРФ Л.Н. Швец отметила, что среди коммунистов немало людей православных или принадлежащих к православной культуре, которым не безразличны проблемы государственно-церковных отношений. Ради спасении страны в годы войны действительно произошло сближение между Церковью и советским государством. И сегодня, когда вновь под угрозой целостность государства, когда наша страна разрушена и растерзана, нарастают внутренние и внешние угрозы мы все не должны забывать об этом историческом опыте сотрудничества Компартии и Церкви.

Член Президиума, Секретарь ЦК КПРФ С.П. Обухов отметил общность подходов КПРФ и РПЦ в оценке пагубности для России либерализма и либеральных идей. Он согласился с оценкой патриарха Кирилла: «Либерализм – это путь к апокалипсису». С.П. Обухов напомнил, что одним из самых нежелательных сценариев развития России для наших противников на Западе является взаимодействие между КПРФ и православными, или как они говорят «союз попов и коммунистов». Об этом в свое время не раз заявляли всевозможные высокопоставленные русофобы и антисоветчики на Западе.

Секретарь ЦК КПРФ остановился также на проблеме использования либеральной лексики в документах, заявлениях, которые делаются от имени РПЦ. Западные политологи в разгар «холодной войны» ввели в научный оборот понятие-фальшивку «тоталитаризм», служащее для того, чтобы поставить на одну доску советский строй и фашизм. В связи с этим С.П. Обухов призвал представителей РПЦ осторожнее относиться к спорным научным понятиям, не употреблять в церковных материалах и богословских определениях политологические термины-обманки, вбрасываемые врагами России. Ведь объективно те, кто уравнивает советский строй, коммунизм с античеловеческой идеологией фашизма, имеют своей целью уничтожение нашего государства, исторической России, ставят под сомнение значимость и ценность Великой Победы и геополитических позиций нашей страны.

С.П. Обухов также выразил недоумение тем, что ряд представителей Церкви открыто призывают на выборах голосовать за кандидатов от «Единой России», несмотря на декларируемый РПЦ принцип невмешательства в политическую борьбу.

В целом встреча прошла в обстановке взаимоуважения и понимания. Ее участники выразили стремление к продолжению диалога и совместному обсуждению тех проблем, которые стоят сегодня перед российским обществом.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!