Проблемы и концепции в психологии личности. Классическая психоаналитическая теория личности

Структурный подход в изучении личности

Проблема личности в психологии на первых этапах своего рассмотрения сводилась к выявлению индивидуальной неповторимости, к выделению на­бора качеств, свойств, характеристик, особенностей человека. Такой подход можно назвать "коллекционерским", когда личность рассматривалась как некая емкость, принимающая в себя темпе­рамент, характер, преобладающие потребности и интересы, способности, склонности и тому подобное.

Трудности, возникшие с переходом от общепсихологи­ческого понимания личности к рассмотрению практических проблем в возрастной и педагогической психологии, а так­же в медицинской психологии, патопсихологии и социаль­ной психологии, поставили вопрос о структурировании (лат. struktura - взаиморасположение и связь составных частей чего-либо) многих личностных качеств, которых на­считывалось уже более полутора тысяч. С середины 60-х годов предпринимаются попытки выяснить общую струк­туру личности, которая понималась как соединение биоло­гически и социально обусловленных ее особенностей. С этого момента проблема соотношения биологического и социаль­ного занимает едва ли не центральное положение в психо­логии личности. Постепенно это соотношение стали рас­сматривать таким образом: "Биологическое, входя в лич­ность, становится социальным... Природные, органические стороны и черты выступают в структуре личности как соци­ально обусловленные ее элементы. И для них нет необхо­димости выделять специальные несоциальные структуры. Биологическое существует в личности в превращенной форме как социальное" (11. 230).

Системный подход в изучении личности

К концу 70-х годов структурный подход к проблеме личности сменяется системным (греч. systerna - целое, составленное из частей; множество закономерно связанных друг с другом элементов: предметов, явлений, взгля­дов, знаний и так далее, представляющее собой определен­ное целостное образование, единство). Данный подход по­ставил вопрос о том, что представляет собой это особое системное качество индивида, которое обозначается терми­ном "личность" и которое оказывается не сводимым к био­логическим предпосылкам, включенным в природу его но­сителя - индивида. По мысли А.Н. Леонтьева, личность не равна индивиду, это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, во всей полноте отношений, общест­венных по своей природе, в которые индивид вовлекается. "Иначе говоря, - писал А.Н. Леонтьев, - личность есть сис­темное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носи­телем этого качества является вполне чувственный, телес­ный индивид со всеми его прирожденными и приобретен­ными свойствами... С этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое измерение: иное, чем изме­рение, в котором ведутся исследования тех или иных пси­хических процессов, отдельных свойств и состояний чело­века; это - исследование его места, позиции в системе, которая есть система общественных связей, общений, кото­рые открываются ему; это исследование того, что, ради че­го и как использует человек врожденное ему и приобретен­ное им..." (12. 385).


"Новым психологическим измерением", в котором изу­чалось соотношение индивида и личности, явилась концеп­ция деятельного опосредствования межличностных отноше­ний. С этой точки зрения личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, кото­рые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из ее участников. Межличностные связи практически нерасторжимы, они вполне реальны, но по природе своей "сверхчувственны"; они заключены в конкретных свойствах индивида, но к ним не сводимы. Индивид понимается как отдельный представи­тель человеческой общности. Личность характеризует инди­вида в аспекте его включенности в социальное целое.

Принимая во внимание факт единства, но не тождества личности и индивида, постараемся увидеть личность не в одном "психологическом измерении", а в трех не совмеща­ющихся, но пересекающихся в социальной жизни индивида пространствах.

Первое измерение - индивид выступает в своей нетож­дественности другим и через эту непохожесть выявляет се­бя как личность.

Второе измерение - личность проявляется в деятельности и общении нескольких индивидов.

Третье измерение - представление, которое складывается об индивиде у других людей (его "инобытие" в них), пони­маемое как личность этого человека, как его персонализация.

Концепция персонализации

"Инобытие" индивида в других людях – это не статистический отпечаток. Речь идет об активном процессе, о своего рода "продолжении себя в другом". Здесь отмечается важнейшая психо­логическая особенность личности - стремление обрести имеющую свою динамику вторую жизнь в других людях, производить в них долговечные измене­ния. "Безличность" - характеристика индивида, чье присут­ствие или отсутствие ничего не меняет в жизни других лю­дей, не преобразует их поведение. Следует отметить, что в данном подходе допускаются не только полезные изменения, которые производит личность в других, но и вредоносные.

Нетождественность личности и индивида теоретически допускает возможность наличия индивида, не осуществив­шего себя как личность. Возникает вопрос: допустимо ли предположить существование личности без индивида? Гипо­тетически ответить положительно на этот вопрос возможно с позиции концепции персонализации, введя понятие квази­личности (лат. quasi - как будто, будто бы; приставка, соответствующая по значению словам "мнимый", ненасто­ящий"). Квазиличность представляет собой сконструиро­ванную легендами и мифами личность исторически не суще­ствующего индивида, но вызвавшую влияние на личности и судьбы других людей. (11. 236)

Рассмотрение личности в духовном пространстве

Психология вплотную подошла к открытию четвертого, духовного измерения. Необходимость рассмотрения личности в духовном пространстве уже осознавалась психологией, но сама проблема была философски постав­лена И. А. Ильиным: "Человек призван овладевать своей душой и ее слабостями, освобождать себя из состояния ду­ховной слепоты и творчески слагать свою новую судьбу перед лицом Божиим" (13. 383). Это есть творческая жизнь души, не просто душевное, но душевно-духовное делание. Ильин писал: "Душа не то же самое что дух. Душа - это весь поток не телесных переживаний человека, помыслов, чувствований, болевых ощущений; приятных и неприятных, значительных и незначительных состояний; воспоминаний и забвении, деловых соображений и праздных состояний и так далее. Дух - это, во всяком случае, лишь те состояния, в которых человек живет своими главными, благородными силами и стремлениями, обращенными на познание истины, на созерцание или осуществление красоты, на совершение добра, на общение с Божеством - в умозрении, молитве и таинстве; словом, на то, что человек признает высшим и безусловным благом. Этим различие между "душою" и "духом", конечно, не исчерпывается; но, в пределах чело­веческого опыта, оно начинается именно здесь. Дух это то, что объективно значительно в душе... Стать участником в духовном делании - значит, прежде всего, создать в своей душе необходимый уровень внутренней жизни, отсут­ствие которого делает неизбежным совлечение и пошлость" (13. 23).

По мысли Ильина, человек как духовное существо всегда ищет лучшего, ибо некий таинственный голос зовет его к совершенству. Он, может быть, и не знает, что это за голос и откуда он... Он, может быть, чувствует бессилие своей мысли и своего слова каждый раз, как пытается сказать, в чем же состоит это совершенство и какие пути ведут к нему. Но голос этот внятен ему и властен над ним; и именно желание отозваться на этот призыв и искание путей к совершенству придают человеку достоинство духа, сооб­щают его жизни духовный смысл и открывают ему возмож­ность творить настоящую культуру на земле. Человек при­зван быть на земле именно духом, а не просто живым существом и одушевленным созданием, хорошо сообра­жающим и желающим для себя всякой пользы.

Для творческой жизни души человеку необходимо чувство своего предстояния, своей призванности и ответст­венности. Ильин делит всех людей на две категории. К первой относятся люди, ищущие в своей жизни или наслаждения, или пользы. Другие же чувствуют себя пред­стоящими чему-то Высшему и Священному. Чувство предстояния и призванности вызывает в человеке чувство ду­ховного задания, высшей ответственности и собственного несовершенства. Удостоверение в собственной духовности и приятие ее есть первооснова живой религиозности. Ибо то Высшее, чему предстоит человек, есть Господь, Его зовы, Его Божественные излучения. Призвание человека опреде­ляется именно Свыше. Духовное измерение его жизни и всех дел имеет тот же единый источник. И ответственность человека есть в последнем измерении всегда ответствен­ность перед Богом. Человек не всегда осознает такое свое предстояние, хотя это ничего по существу не меняет. Соз­нание есть не первая и не важнейшая ступень жизни, а вто­ричная, позднейшая и подчиненная. Закрепление в слове глубоких и священных жизненных сил дается не каждому человеку, дается не всегда и не легко. Духовность человека не совпадает с сознанием, не исчерпывается мыслью, не ограничивается сферою слов и высказываний. Духовность глубже всего этого, могущественнее, богаче, значительнее и священнее. Духовный человек научается преклоняться пе­ред Богом, чтить самого себя, видеть и ценить духовность во всех людях и желать творческого раскрытия и осуществ­ления духовной жизни на земле. (13. 399-400)

Возвращаясь к психологии, мы можем говорить, что рассмотрение личности в духовном пространстве все еще не нашло своего полного научного обоснования и требует обращения к творениям святых отцов и православных бого­словов.

Проблема личности в психологии
Психология личности – это совокупность психологических концепций личности, т.е один из разделов психологической теории и практики, который занимается личностными особенностями человеческой психики.

Психология личности является теоретико-методологической базой личностного принципа, согласно которому личность, это логический центр, вокруг которого выстраиваются все остальные категории психологии и система психологических наук в целом.

Слово личность появилось приблизительно 300 лет назад. Дж. Брунер считает, что признаком этого служит употребление приставки «само».

В психологии существует много определений понятия личности. В большинстве случаев этих определений содержатся такие признаки, как совокупность, или организация, система черт (свойств), единство, стабильность, социальность, идентичность, индивидуальность (целостность, неповторимость, обособленность, наличие внутреннего «Я», автономность, творчество). Часто личность раскрывается через сознание и самосознание.

Но личность – это не просто совокупность, или ансамбль свойств. Речь идет о таких свойствах, которые в своем взаимодействии порождают особое человеческое качество, чувство «Я», сознание собственной индивидуальности, или, по А.Маслоу «переживание идентичности». Учитывая это, личностью называют человека, имеющего свое «Я», способного к самоопределению посредством собственной воли, и к осуществлению своей воли в действиях.

Не всякое общество обладает развитыми атрибутами личности, то есть имеет достаточные условия для формирования личности. Чем развитее нация, тем полнее самостоятельность отдельной личности, и в то же время тем безопаснее одна личность от посягательства другой. Согласно разным гипотезам, в доисторические времена инстинктивные связи были стол прочны, что человек не обладал отдельным существованием в отрыве от группы. У него не было еще ни осознания себя как отдельного человека, ни механизмов регуляции индивидуального поведения, отличных от групповых механизмов. Лишь постепенно общественный человек начинает заново обретать автономное существование.

Современное общество также не является однородным по уровню своей «личностности». Деление культур на индивидуалистические и коллективные.

Считается, что индивидуалистические культуры способствуют самоорганизации их членов. Здесь цели людей не менее, если не более важны, чем групповые. Их поведение определяется мотивацией к достижению, в то время как в коллективистических – принадлежностью к группе. Ударение делается на личные успехи, инициативу и оценки. Соответственно, личностным культурам, например Великобритании и США, свойственны высокие показатели по шкале индивидуализма.

Коллективистические культуры, наоборот, характеризуются преобладанием групповых целей над индивидуальными. Они больше ценят преданность семье и клану. В этих структурах человек получает поддержку, если его поведению свойственна «жертвенность», преданность интересам группы. Все это способствует формированию соответствующей – «коллективисической» - личности.

Описать личность можно, только указав ее характерные черты. Эта точка зрения распространена больше других. Ее придерживался С.Л.Рубинштейн который предложил и комплекс свойств (компонентов) личности. С его точки зрения к личностным относятся, прежде всего, не «предметные», а «социальные», т.е. межличностные.

А.Н.Леонтьев еще больше сужал перечень личностных свойств, подчеркивая центральное положение в нем мотивационной сферы. Внутренние соотношения главных мотивационных линий в совокупности деятельностей человека образуют как бы общий «психологический профиль личности». Что же касается таких психологических подструктур личности, как темперамент, потребности и влечения, эмоциональные переживания и интересы, установки, навыки и привычки, нравственные черты и т.д., то они, разумеется, отнюдь не исчезают. Они открывают себя: одни – в виде условий , другие – в своих порождениях и трансформациях, в сменах своего места в личности, происходящих в процессе ее развития.

Определенным вкладом в понимание свойств личности являются теория личностных черт Г.Оллпорт, Р.Кеттел и Г.Айзенк.

Р.Кеттел пытался раскрыть основные черты личности с помощью факторного анализа. Это ряд статистических процедур, которые позволяют свести большое количество взаимосвязанных количественных показателей изучаемого сложного явления к небольшому числу относительно независимых факторов, объясняющих взаимосвязи, полученные в ходе исследования. Р.Кеттел, как и Г.Олпорт, полагал, что личностные черты составляют ядро структуры личности и, а конечном счете, именно они ответственны за то, что человек делает в данной ситуации.

Черта личности может быть определенным образом измерена, благодаря чему устанавливается степень ее выраженности, а сама черта рассматривается как переменная.

Черты личности традиционно группируют, относя их к более общим личностным свойствам, выделяя черты характера, темперамент и т.д. Для суждения о личности необходимо знать семь ее сторон: способности, темперамент, характер, направленность, социальную и профессиональную компетентность, Я-концепцию.

Способности – это умственные и физические качества, при выраженности которых, а также при наличии надлежащих мотивации и характера, человек отличается высокой обучаемостью в одной или нескольких сферах деятельности. Эта обучаемость проявляется как во время обучения, так и за его пределами: до и после организованной учебы.

По своему материальному носителю психическая активность – это активность мозга, оснащенного органами восприятия информации, исполнительными и энергетическими структурами. Существо данной активности состоит в переработке информации, ее оценке и использовании для управления движениями различного характера, в том числе речевыми.

Человеческая активность заключается в информационном и энергетическом метаболизме (обмене) с внешней средой. Различают три формы этого взаимодействия: потребление, деятельность и общение. Потребление – это вид активности, состоящий в непосредственном удовлетворении потребностей. Деятельность – это предметная форма активности, связанная с преобразованием элементов окружающей среды, созданием условий, необходимых для жизни. Общение – межличностная форма активности, основой которой служит информационный обмен между людьми. Все формы активности имеют, как правило, внутреннюю (психическую) и внешнюю (поведенческую, практическую) составляющие.

Психическая активность (психика) по своему содержанию делится на познавательную, эмоциональную и волевую; по отношению к сознанию – на сознательную и бессознательную; по отношению к личности – на личностную и безличностную.

Личностная активность – это проявление существенных свойств личности, ее индивидуальности, автономности и сознательности в социальном поведении и деятельности.

Эвристический уровень – более высокий, характеризующийся интеллектуальной инициативой и наличием познавательной потребности в качестве ведущего мотива. Каждая новая найденная закономерность оценивается и переживается как открытие, творческая находка, но только как способ, который позволит решить полученную задачу. Это обстоятельство ставит предел дальнейшим поискам.

Высший уровень интеллектуальной активности – креативный – отличается познавательным целеполаганием. Обнаруженная эмпирическая закономерность становится самостоятельной проблемой, на решение которой с этого момента направляется вся познавательная деятельность. При этом первоначальная, в том числе практическая задача может быть отложена.

Говоря об активности, многие психологи и психофизиологии имеют ввиду предвидение или «опережающее отражение действительности». Здесь активность раскрывается как способность «забегать вперед», ожидать еще не случившееся в полной готовности. Все это изучено отечественными психофизиологами П.К.Анохиным, К.В.Судаковым и др.

Определенным образом расширяет теоретические основы активности личности концепция психолога бихевиоральной ориентации Дж.Роттера «локуса контроля». Согласно этой концепции, люди, обладающие внутренним локусом («интерналы») считают, что их достижения прежде всего зависят от личностных качеств, таких, как компетентность, целеустремленность или уровень интеллекта. Индивиды с внешним локусом («экстеналы»), напротив, рассматривают свое поведение как мало им подвластное, а достижения – как результат судьбы, удачи или действия других людей. Интернальные личности более активны; они любознательны и способны к обучению, что необходимо для успешного решения проблемы. Они политически информированы и сильнее вовлечены в общественные дела. «Интерналы» оказывают большее сопротивление влиянию извне, чем «экстерналы» и более упорны в достижении своих целей.

В дифференциальной психофизиологии (Б.Т.Теплов, В.Н.Небылицин) активность рассматривается как один из основных компонентов темперамента .

В числе теорий активности определенное место принадлежит деятельностной концепции активности, которая является звеном психологической теории деятельности. В рамках этой концепции активность связывается с такими процессами деятельности, которые находятся в прямой зависимости от субъекта. Это принятие решений о начале деятельности, контроль за ее динамикой. Она свойственна процессу развития деятельности (мотивов, целей, средств) и переходу к качественно иным ее формам. Активность присуща и внутрисистемным переходам в деятельности, например, сдвигу мотива на цель.

Понятие личности. Личность - сложное, многогранное явление общественной жизни, продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития (субъект) - с другой. Ни одна общественная наука не может абстрагироваться от личности как общественного явления, но у каждой из них свой объект исследования: так,этику интересует личность как носительница моральных убеждений, нравственных привычек определенного общества; юридические науки исследуют правовые нормы и правоотношения, определяющие положение личности в различных сферах жизни общества; педагогика изучает методы, формы и средства воспитания личности;психология акцентирует внимание на субъективном мире личности, его структуре, закономерностях формирования и развития.

Личность как объект психологического изучения - это система внутренних, социально обусловленных психических свойств, характеризующая человека как носителя сознания.

В науке до сих пор царит неразбериха в использовании понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «субъект» и «личность». В одних случаях эти понятия отождествляются, в других - противопоставляются. Коренным, родовым, исходным понятием является понятие человек - биосоциальное существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Человек как целостное образование, носитель сложной внутренней структуры (индивид, личность, субъект деятельности) обладает внутренней активностью и характеризуется интегрированностью, самодостаточностью и автономностью.

Как биологическое существо человек принадлежит к классу млекопитающих, виду Homo sapiens. (К. Линней). С этой точки зрения человек может характеризоваться как индивид (от лат. indоviduus - неделимый, нераздельный) - самостоятельно существующий биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида. Это понятие отражает природные свойства человека, его телесную организацию: прямохождение, развитие руки как средства познания, высокоразвитый мозг. В наиболее обобщенной форме совокупность важнейших свойств индивида проявляется в принадлежности к полу, темпераменте, задатках, составляющих природную основу личности.

Таким образом, факт принадлежности живого существа к человеческому роду фиксируется понятием «индивид» (животное - особь). Индивид - это человек как единичное природное существо, представитель Homo sapiens, продукт филогенетического (филогенез - процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом) и онтогенетического развития (процесс индивидуального развития человека), носитель своеобразных, генетически обусловленных черт. Индивид является носителем психофизических свойств, характеризующих деятельность сенсорных (ощущение), перцептивных (восприятие) систем человека, которые включают в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека. Свойства индивида возникают на самых ранних ступенях развития ребенка. (Можно рассматривать новорожденного и глубоко умственно отсталого человека как индивида, но понятие «личность» к ним пока неприложимо.)

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов при ведущей роли последнего. Сознание, речь, трудовая деятельность и другие человеческие признаки не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Поэтому, появляясь на свет как индивид, человек в ходе своего развития становится личностью. Формирование личности происходит по мере социализации ребенка. Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена данного общества. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях целенаправленного воздействия наличность в процессе воспитания. Отечественные психологи доказали, что развитие человеческих форм сознания, формирование личности происходит путем интериоризации - процесса накопления опыта путем преобразования внешних действий предметной деятельности и общения во внутренние субъективные характеристики личности, ее сознания и деятельности.

Развитие человечества невозможно без активной передачи человеческой культуры новым поколениям. Поэтому одним из главных условий усвоения ребенком общественно-исторического опыта является его общение со взрослыми людьми, в ходе которого он усваивает человеческую культуру, овладевает различными видами деятельности. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человек обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не будучи биологически полноценным, не имея морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, нельзя достичь высших человеческих качеств даже под влиянием общества, воспитания и образования. Резюмируем сказанное.

Личность - это конкретный человек, являющийся представителем общества, определенной социальной группы, осознающий свое отношение к окружающему, занимающийся конкретным видом деятельности и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.

Личность - более узкое понятие, чем понятие «человек». Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической, природной стороны. Личность - понятие социальное. Оно выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического, т. е. создает человека природа, а формирует общество. Личность, по мнению Б.Г. Ананьева, - не весь человек, а его социальное качество, психосоциальное свойство. Исходными характеристиками личности являются статус, роли, внутренняя позиция, ценностные ориентации, которые определяются особенностями сферы потребностей и мотиваций человека. Из всего взаимодействия свойств личности складывается характер.

В личности выделяется прежде всего ее общественная сущность - вне общества человек не может стать личностью. Поэтому основными признаками личности можно считать социальность, наличие языка как средства речевого общения людей и сознания как высшей формы психической жизни.

В отечественной психологии личность - это: 1) субъект социальных отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека (свойств, характеризующих деятельность его эмоциональной и личностной сферы). Особое значение имеют межличностные отношения для становления Я-концепции (см. ниже) и самосознания личности; 2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Но личность - не только объект и продукт общественных отношений, это еще и активный субъект деятельности, общения и самосознания, поскольку человек не только испытывает общественные воздействия, но и преломляет, преобразует, изменяет их.

Свойства индивида и личности интегрированы в структуре субъекта, что и обусловливает его готовность и способность к осуществлению практической и теоретической (интеллектуальной) деятельности. Субъект деятельности - это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда).

Субъект является носителем когнитивных свойств, характеризующих деятельность познавательных процессов и способностей человека, в том числе и умственных. Другими словами, структура субъекта - это структура потенциалов, способностей человека, особое место среди которых занимает интеллект.

В мире нет двух абсолютно одинаковых людей. Даже однояйцовые близнецы по своим психологическим особенностям не могут быть абсолютно идентичными. Для обозначения отличия одного человека от другого, одной личности от другой пользуются понятием «индивидуальность».

Индивидуальность - это личность в ее своеобразии, то, чем она отличается от окружающих (особенности интеллекта, чувств, наличие разного опыта, убеждений, различия характера, темперамента и т. п.). Все люди индивидуальны, неповторимы, но у одних индивидуальность проявляется ярко, а у других - малозаметно.

«Я-концепция» личности. Высшим проявлением сознания человека является его самосознание, состоящее в том, что человек, развиваясь и действуя в обществе, выделяет и обособляет себя в окружающей среде как субъект, как существо, познающее окружающий мир и воздействующий на него.

Самосознание личности представляет собой совокупность представлений человека о самом себе («Я-концепция») и отношение к ней (самооценка).

Самосознание человека субъективно выражается в его «Я». «Я» - это результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов. «Я» оценивается субъектом в Я-концепции, образуя ядро человеческой личности.«Яконцепция» - это целостный образ собственного «Я», представляющий собой относительно устойчивую, более или менее осознанную систему представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

«Я-концепция» включает в себя три компонента: 1) когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости (самосознание); 2) эмоциональный - самоуважение, самолюбие, самоуничижение и т. п.; 3) оценочно-волевой - стремление завоевать уважение, повысить самооценку.

Составляющими «Я-концепции» являются:

  • * реальное «Я» - представление о себе в настоящем времени, то, каким человек видит себя в настоящий момент;
  • * идеальное «Я» - то, каким субъект должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы;
  • * динамическое «Я» - то, каким субъект намерен стать;
  • * фантастическое «Я» - то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным;
  • * представляемое «Я» - маска, скрывающая «подлинные переживания» человека.

«Я-концепция» - важный структурный компонент психологического облика личности, формирующийся в деятельности и общении.

Психологическая структура личности. По С.Л. Рубинштейну, личность - это сложное целое, в котором можно выделить три блока:

  • 1) чего человек хочет? Это вопрос о том, к чему человек стремится, что его привлекает, т. е. вопрос о направленности личности, о системе ее отношений к окружающему миру;
  • 2) что он может? Речь идет о возможностях личности, психологических предпосылках его успешной деятельности, способностях, дарованиях;
  • 3) что он есть? Имеются в виду психологические особенности темперамента и характера, поведения личности в социальной среде.

Другими словами, структуру личности можно представить следующим образом: 1) направленность; 2) способности, одаренность; 3) характер и темперамент; 4) процессы и состояния.

Эта схема очень похожа на схему иерархической структуры личности, приведенную К.К. Платоновым (см. табл.) в «Кратком словаре системы психологических понятий» (М.: Высшая школа, 1984).

Личность - это прежде всего человек, состоящий из плоти и крови, у которого всегда есть потребности, выражающие его практическую связь с миром и зависимость от него. Вся история развития человеческой личности связана с историей развития его потребностей.

Потребности и интересы личности.

Потребность - это психическое явление отражения объективной нужды в чем-либо организма или личности. Потребность - это побуждение к деятельности, внутренняя причина активности.

Особенности потребностей состоят в следующем:

  • * каждая потребность имеет своей предмет, т.е. осознание нужды в чем-то конкретном - пище, сне, тепле, удобной позе, половом партнере и др.;
  • * содержание потребности зависит от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется: «...голод, который удовлетворяется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук и зубов» (К. Маркс);
  • * фактическая ненасыщаемость потребностей, способность воспроизводиться. Нельзя удовлетворить какую-либо потребность раз и навсегда.

Существует несколько вариантов удовлетворения потребностей: минимальное, максимальное и оптимальное.

Все потребности можно разделить по происхождению и по предмету, на который они направлены.

По происхождению потребности могут быть естественными и культурными.

Естественные (биологические, природные, органические) необходимы для обеспечения существования организма. Это потребности в дыхании, питании, питье, комфортном теплообмене, в движениях, отдыхе, продолжении рода, самосохранении. Они есть и у животных, но у людей способ удовлетворения естественных потребностей носит социальный характер, зависит от воспитания.

Культурные (социогенные, духовные) - это специфические человеческие потребности, характеризующие уровень развития личности.

По характеру предмета, на который они направлены, выделяют потребности материальные, духовные и социальные. Материальные потребности первичны, поскольку лежат в основе жизнедеятельности, на основе их удовлетворения возникают все другие потребности. К духовным относят потребность в познании, эстетическом наслаждении, творчестве. Специфически человеческими являются социальные потребности - потребность в труде, общении, общественной деятельности.

Гуманистическая теория личности А. Маслоу (см. 2.5) описывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребностей. Низшие потребности в иерархии должны быть разумно удовлетворены, прежде чем потребности высокого уровня станут доминантой побудительных сил в поведении человека.

Иерархия потребностей по Маслоу в порядке их доминирования или необходимости выглядит следующим образом: 1) физиологические потребности; 2) безопасность и защита; 3) принадлежность и любовь; 4) самоуважение; 5) самоактуализация. Гуманистическая природа теории Маслоу особенно ярко проявляется в концепции самоактуализации, стремлении к наивысшей реализации своего потенциала.

А. Маслоу также различал две большие категории мотивов человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Дефицитарные мотивы нацелены на снижение напряжения, тогда как мотивация роста (также называемая метамотивацией) нацелена на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний. Маслоу перечислил несколько метапотребностей (например, истина, красота и справедливость), с помощью которых описал самоактуализирующихся людей и выдвинул теорию, что эти потребности биологически заложены в людях, как и потребности дефицитарные. Неудовлетворение метапотребностей вызывает метапатологии. Апатия, цинизм и отчуждение - вот некоторые из большого количества симптомов, указывающих на метапатологии, отмечаемые у людей, которые потерпели неудачу в удовлетворении своих метапотребностей.

На основе потребностей возникают интересы. Интерес - это одна из форм направленности личности, выражающаяся в эмоционально окрашенном стремлении личности к познанию какого-либо предмета или явления. Потребности не равны интересам, поскольку потребность - необходимость в чем-либо, которая выражается во влечениях, желаниях обладать предметом, а интерес проявляется в направленности внимания, помыслов на предмет или явление, стремление ознакомиться с ним. Очевидно, что в основе возникновения интересов лежат потребности личности, и не только познавательные.

Интересы можно характеризовать по различным критериям, в частности:

  • * по направленности - материальные, духовные, общественно-политические, эстетические и профессиональные;
  • * по цели - непосредственные (прямые) и опосредованные (косвенные);
  • * по объему - широкие и узкие;
  • * по глубине - глубокие и поверхностные;
  • * по силе (действенности) - активные и пассивные;
  • * по устойчивости - устойчивые и неустойчивые.

Интересы имеют существенное значение в жизни и деятельности человека. И.П. Павлов рассматривал интерес как то, что тонизирует, вызывает деятельное состояние коры головного мозга. Интересы побуждают к деятельности и активизируют личность.

Тема 5. Проблема личности в психологии

Структура лекции:

1. Проблема личности в психологии. Понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность. Человек как целостное биосоциальное образование. Человек как индивид. Индивидные свойства человека: половозрастные и индивидно-типические особенности. Человек как личность. Понятие личности в психологии. Понятие индивидуальности. Различия в содержании этих понятий.

2. Этапы научного исследования и теории личности. Три основных исторических периода в изучении личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный, их особенности. Современные психологические теории личности: бихевиоризм, когнитивная теория личности, фрейдизм и неофрейдизм, гуманистические теории личности. Отечественные концепции личности (С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева).

3. Структура личности. Понятие структуры. Структура личности. Выделение структуры личности для более глубокого ее познания. Условность и гипотетичность выделения компонентов личности. Существование различных взглядов на структуру личности. Взгляд на структуру психики и структуру личности в психоанализе З. Фрейда. Топографическая модель уровней психики человека (сознание, предсознательное и бессознательное). Структурные компоненты личности: ид, эго и суперэго. Взаимосвязь между личностными структурами и уровнями сознания. Взгляд на структуру личности в советской психологии (К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Ковалев). Направленность личности. Понятие и структура направленности личности. Мотивы, интересы, убеждения, мировоззрение, желания, влечения, установки личности. Особенности их формирования.

Структура личности по Б.Г. Ананьеву. Выделение первичных (социальный статус, социальные функции-роли, цели и ценностные ориентации) и вторичных (мотивация, структура социального поведения, мировоззрение) личностных свойств. Характер и склонности как результат интеграции первичных и вторичных личностных свойств.

В настоящее время в психологической литературе существует большое количество определений личности. Их необычайное разнообразие свидетельствует о возросшем интересе к данному объекту исследования и вместе с тем показывает, что еще далеко не решен вопрос о выработке принципов, критериев отбора характеристик, с помощью которых описывалось бы с достаточной полнотой и научностью это явление и определялось понятие личности.

Для иллюстрации можно привести определения понятия “личность”, содержащиеся в трудах некоторых психологов.

“ Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты” (И.С. Кон).

“ Личность - субъект общественного поведения и коммуникаций” (Б.Г. Ананьев).

“Личность - это индивид, определивший свою деятельную позицию ко всему, что его окружает: к труду, к социальному строю, к задачам коллектива, к судьбе другого человека” (П.Е. Кряжев).

“Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности” (А.В. Петровский).

“ Личность - человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретными условиями жизни общества. (И.С. Кон).

“Личность - человек как носитель сознания” (К.К. Платонов).

Таким образом, мы видим, что во всех определениях личности фигурируют слова: “человек”, “индивид”, “личность”, “индивидуальность”. Сопоставление этих понятий позволяет выделить дифференциальные признаки личности, необходимо определяющие в диалектическом единстве объективное и субъективное.

Понятие “человек” - самое широкое для обозначения субъекта деятельности, познания, общения. Человек - это живое существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Будучи высшим продуктом природы, человек является уже не только природным биологическим существом. Он существо биосоциальное.

Для определения отдельного человека как представителя Homo sapiens или какой-нибудь социальной общности употребляется понятие “индивид”. Индивид обозначает человека как одного из людей, как носителя общих свойств, как некоторую единичность. Понятие “индивид” может употребляться не только для констатации общих свойств психики, но и для определения человека как единичного носителя общественных отношений и функций, для выделения единичного представителя какой-либо социальной группы. В этом случае конкретные качества и различия людей не фиксируются, отмечается лишь тот факт, что они являются “единицами” (Б.Д. Парыгин).

В определенном отношении находятся понятия “человек” и “личность”. Если понятие “человек” употреблять для обозначения субъекта исторической деятельности и познания, то это широкое понятие совпадает с общим определением личности. Однако, по своему содержанию эти два понятия отнюдь не тождественны. Понятие личность указывает на свойство человека, а человек есть носитель этого свойства. Следовательно, эти понятия различаются как свойство и как субстрат... Известно, что человек как субстрат, с одной стороны, - предмет природы, а с другой - общественное явление, элемент общества. Эти две стороны сущности человека играют в определении понятия личности различную роль. Свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному существу, т.е. общественно-историческому человеку.

Более точно специфические особенности человека, включающие особенности его физического развития, унаследованные биологические признаки, приобретенные в индивидуальном развитии психические черты, развившиеся в определенных условиях социальные свойства, определяются понятием “индивидуальность”. Понятие “индивидуальность” указывает на неповторимость, единичность признаков и их сочетания у отдельного человека. Индивидуальность - это совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Эти особенности обусловлены особенностями обстоятельств жизни и деятельности человека.

Своеобразную точку зрения на соотношение индивидуальности и личности выдвинул С.Л. Рубинштейн. Он ввел в психологию различение индивидуальных и личностных свойств человека. Согласно С.Л. Рубинштейну, “свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единичное. Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее. Индивидуальные свойства личности - это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т.е. свойства, характеризующие его как личность”. А соотношение индивидуальности и личности С.Л. Рубинштейн описывает следующим образом: “Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему”.

В этом соотношении личности и индивидуальности С.Л. Рубинштейн придает черты индивидуальности не личности как таковой, а человеку, включающему не только личностную характеристику, но и те особенности, которые отличают одного человека от подобных ему по особенностям организма.

Индивид – носитель биологического в человеке. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Таким образом, в понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек - это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.

Человек как личность проходит свой жизненный путь, в рамках которого происходит социализация индивида и формируется его социальная зрелость.

Таким образом, каждый человек предстает в виде некоторой целостности, как индивид и личность, обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.

Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке его черт. Индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей.

Таким образом, личность – это одна из сторон человека, которая коренным образом отличает его от животных. Проблема личности изучается во многих науках. Так, личность в философии – это совокупность всех общественных отношений.

В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Это обусловлено многоплановостью проявлений личности, что требует разноуровневого психологического анализа.

Б.Г.Ананьев так резюмирует изучение проблемы личности в психологии. «Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии)».

Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения и формирующееся в совместной деятельности и общении (Б.Г.Ананьев).

План

Психология личности

Тема 3.

Тесты по теме

1. Центральная нервная система включает:

а) Головной и спинной мозг

б) Только головной мозг

в) Только спинной мозг

г) Это понятие эквивалентно нервной системе

2. Периферическая нервная система это:

а) Нервы и нервные узлы вне головного и спинного мозга

б) Нервы нижних конечностей

в) Часть нервной системы, которая обеспечивает связь человека с внешней средой

г) Нижний отдел головного мозга

3. Вегетативная нервная система это:

а) Часть нервной системы, которая обеспечивает работу внутренних органов

б) Соматическая нервная система

в) Обеспечивает работу мышц тела, движение

г) Часть центральной нервной системы


Введение

1. Проблема личности в психологии

2. Психологическая структура личности

3. Психологические теории личности

Заключение. Тесты по теме

Введение

Сегодня мы приступаем к изучению одной из самых важных категорий психологии - категории «личность». Личность была и остается одной из самых «модных» и привлекает ученых. Это слово употребляется в самых разных областях науки и практики, в обиходной речи и притом в самых разных значениях. Исследование происхождения понятия личность показывает, что она первоначально, в античные времена, означала маску актера, а затем и самого актера. В зависимости от сценического действия маски менялись. Очевидно было подмечено, что и человек в различных ситуациях меняет свой облик и ведет себя неодинаково. Это обстоятельство и фиксирует современная психология.

Изучением вопросов, связанных с понятием «личность», занимается не только психология, но и многие другие науки, например, философия, педагогика, социология, криминология и другие. В самой же психологии практически нет такой области, где бы не присутствовал (явно или неявно) «личностный взгляд» на проблему. Всем ведь понятно, что процессы восприятия, памяти, мышления, речи и так далее сами по себе не существуют. И воспринимает, и запоминает, и мыслит – личность. Все эти и другие психические процессы включены в личностный контекст. Не случайно, поэтому выдающийся отечественный психолог В. Н. Мясищев говорил, что психология безличных процессов должна быть заменена психологией деятельной личности. Только условно можно рассматривать эти процессы в отрыве от их носителя – личности.

Мы знаем, что в зависимости от различных установок личности каждый человек по-своему воспринимает окружающую действительность, в том числе и окружающих его людей. Личностное отношение человека к той или иной информации влияет на процесс ее запоминания (и забывания тоже). Личностные особенности, установки, субъективное отношение к конкретным людям прямо влияет на поведение человека, его взаимодействие и общение с другими людьми и так далее Психологическая наука проблему личности решает с позиций понимания общественной сущности человека, которая есть совокупность всех общественных отношений.



Только в системе общественных отношений человек обретает свою социальную сущность. Он не может существовать и развиваться как человек вне этой системы. Особенности, свойственные обществу, так или иначе, отражаются в психологических особенностях конкретных людей. Следовательно, для того, чтобы глубоко понять истоки тех или иных особенностей человека, его поведения, отношения к труду, своим функциональным обязанностям, необходимо всесторонне изучить систему его связей с другими людьми, как в прошлом, так и в настоящем.

Следует учитывать влияние, как широкой социальной среды, так и среды непосредственного окружения – семьи, учебного, производственного коллектива, стихийно сложившейся микро группы и так далее Широкая социальная среда оказывает влияние на личность через среду непосредственного окружения, которая может усиливать или ослаблять это влияние, извращать его. Однако психологические особенности обусловлены не только социальной системой. Человек выступает и как природное существо. Его биологическая природа остается необходимым условием его существования и развития, формирования социально обусловленных психологических свойств и качеств.

Биологическое в человеке – это состояние здоровья, уровень физического развития, телосложение, рост, вес, мускульная сила, объем легких и другие показатели. Их необходимо знать и учитывать руководителю в работе с людьми. Физические данные человека в немалой степени определяют его успехи в учебной и трудовой деятельности, влияют на психическое состояние, настроение, работоспособность, развитие индивидуальных свойств личности. Следовательно, человек – существо, включающее две взаимосвязанные стороны – биологическую и социальную. Биологическое в человеке выступает как материальная основа, генетически заданные условия формирования и развития личности. Социальным в человеке является система его личностных свойств и качеств.

Наряду с понятием «личность» в науке нередко употребляют такие понятия, как «человек», «индивид» и «индивидуальность».

Человек – родовое понятие, обозначающее общественное существо, представляющее собой высшую ступень жизни на земле. Он обладает членораздельной речью и сознанием, способностью создавать орудия и использовать их в процессе общественного труда, направленного на удовлетворение потребностей.

Индивид – понятие, обозначающее конкретного человека как единицу общества. Однако не каждый индивид является личностью, носителем социально обусловленных психологических свойств и качеств. Родившийся ребенок – индивид, но еще не личность. Взрослого человека с патологией в своем развитии также можно назвать индивидом, но не личностью.

Личность – явление социальное, продукт развития общества, объект и субъект исторического процесса, общественных отношений.

Личность выступает как качество человека, а человек есть носитель этого качества: качество быть личностью присуще человеку как социальному существу.

Биологические особенности человека, составляя материальную основу формирования этого качества, непосредственно в структуру личности не входят. "Антропологические свойства индивида выступают не как определяющие личность или входящие в ее структуру, а как генетически заданные условия формирования личности..."

Проблема личности – это комплексная проблема. Она изучается философией, социологией, психологией, педагогикой, историей, политэкономией, юридическими и другими науками. Каждая из них исследует определенные стороны этого сложного общественного явления.

Что же такое личность с психологической точки зрения? Каковы ее важнейшие отличительные признаки?

Под личностью в психологии понимается система социально обусловленных психологических свойств и качеств человека, осознающего свое отношение к окружающему, занимающегося конкретным видом деятельности и обладающего индивидуальными особенностями.

Отличительными психологическими признаками личности являются:

1. сформированность психологических свойств и качеств;

2. сознание, то есть способность человека осознанно отражать окружающий мир, происходящие в нем события;

3. самосознание – способность осознавать самого себя;

4. саморегулирование, то есть управление своим поведением и деятельностью.

Одним из признаков личности выступает активность, проявляющаяся в конкретной деятельности. Эта деятельность может иметь большое общественное значение, и о человеке, добивающемся в ней высоких результатов, говорят как о полноценно развитой или даже выдающейся личности. Но деятельность может носить и антиобщественный характер (хищения, коррупция и другие.) Тогда такого человека называют ущербной, асоциальной личностью. В юридической психологии, например, изучается личность преступника.

Важным отличительным признаком личности является индивидуальность , то есть неповторимое сочетание психологических особенностей, определяющих социальный облик человека и отличающих одну личность от другой. Иначе говоря, личность имеет свое лицо, свое "Я", свой стиль мышления, деятельности и поведения.

Давайте попробуем, опираясь на рассмотренные подходы, представить особенности психического мира человека:

пространство психического мира, как бы поле, на котором разворачивается психическая жизнь человека;

динамика движения психических процессов, состояний во времени, психологическое время;

индивидуализация психического мира - реализуется в процессах переживания;

отношение к себе и другому человеку, вхождение психического мира другого человека в мой психический мир;

энергетический заряд, который активизирует мой психический мир.

А теперь рассмотрим более подробно каждую составляющую психического мира человека.

Пространство психического мира состоит как бы из двух плоскостей – сознательного и бессознательного. 3.Фрейд впервые обратил внимание на огромную роль бессознательного в психической жизни человека. Раньше считалось, что в бессознательном происходят только физиологические процессы, а все психическое – это сфера сознательного. 3.Фрейд же показал, что сознание - это лишь вершина айсберга, возвышающаяся над большим основанием бессознательного.

Роль сознания, по 3.Фрейду, состоит в том, чтобы упорядочить бессознательное, отграничить возможное от невозможного, желаемое от действительного, настоящее от прошлого и будущего, реальное от нереального.

В бессознательном, в отличие от сознательного, воспринимаемый мир сливается с переживаниями человека, его отношением к этому миру, что делает невозможным контроль действий и оценку их результатов. В бессознательном прошлое, настоящее и будущее могут причудливо переплетаться (например, в сновидении)

Что же относится к сфере бессознательного:

надсознательное – вершина творческого процесса, творческая интуиция, благодаря которой происходит внезапное озарение,

неосознаваемые мотивы и смысловые установки , обуславливаемые имеющим личностный смысл желаемым будущим;

регуляция автоматизированных и непроизвольных действий , опирающаяся на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях (навыки ходьбы, письма и тому подобное);

психические явления , находящиеся на подпороговом уровне чувствительности.

В бессознательном заложены глубокие генетические корни. К.Юнг считал, что существуют глубинные образования, которые он назвал архетипами. Архетипы - общечеловеческие первообразы – лежат в основе символики творчества, различных ритуалов, сновидений и комплексов. В архетипах запечатлен передающийся по наследству опыт предшествующих поколений.

Итак, в психическом пространстве причудливо переплетаются сознательное и бессознательное. Это находит отражение в разделении психического пространства личности на три взаимосвязанных области, или, как писал 3.Фрейд, на три царства – «Сверх Я», «Я» и «Оно».

«Оно» - бессознательная система, в основе которой лежат субъективные потребности биологического или эмоционального порядка. «Оно» управляется принципом удовольствия, ему присуще изначальное стремление к наслаждению.

«Я» - сознательная система, регулирующая процесс взаимодействия с внешним миром, часто «Я» уходит вглубь бессознательного, благодаря чему осуществляется синтез глубинных неосознанных влечений и требований общества.

«Сверх Я» - своеобразная моральная цензура, содержанием которой являются нормы, запреты, принятые личностью - это ее совесть. В «Сверх Я» также сочетаются сознательное и бессознательное.

Как писал 3.Фрейд, можно сказать, что «Я» в душевной жизни представляет здравый смысл и благоразумие, а «Оно» - неукротимые страсти. Между «Я» и «Оно» устанавливаются отношения постоянной напряженности. Фрейд сравнивает отношения «Я» и «Оно» с отношениями наездника и лошади. Лошадь дает энергию для движения, наездник обладает преимуществом определять цель и направление движения сильного животного. Отношения между «Я» и «Оно» далеко не идеальны. Известная поговорка предостерегает от служения двум господам. Бедному «Я» еще тяжелее: оно служит трем строгим властелинам, старясь привести к согласию их притязания и требования. Эти требования все время расходятся, порой кажутся несовместимыми - не удивительно, что «Я» часто не справляется со своей задачей.

Тремя тиранами являются: внешний мир, «Сверх Я» и «Оно». Человек переживает напряженность отношений между «Я» и «Оно» как состояние беспокойства, тревоги. Если «Сверх Я» устанавливает, что «Я» нарушает требования общества, человек испытывает чувство вины. Таким образом, психической жизни человека сопутствуют постоянные конфликтные состояния. Именно «Я» должно смягчать и разрешать эти конфликты Регуляция происходит на основе так называемых «механизмов психологической защиты», которые связаны с реорганизацией осознанных и неосознанных компонентов системы ценностей.

Защитные механизмы - это способы организации временного душевного равновесия, необходимого для борьбы с трудностями жизни.

К механизмам психологической защиты Фрейдом отнесены регрессия, изоляция, проекция, идентификация, сублимация, рационализация, отказ.

Коротко о сути этих защитных механизмов.

Регрессия представляет собой психический синтез травмирующих впечатлений на основе глубинных детских переживаний. М.Зощенко в своей книге «Повесть о разуме» пишет: «С трепетом я переживал свои воспоминания. С трепетом вспомнил мою юношескую жизнь. Мои первые шаги. Мои первые любовные встречи. Да, нет сомнения - я избегал женщины. Я избегал и одновременно стремился к ней. Я стремился к ней, чтобы бежать от нее, устрашенный ожидаемой расплатой. Сцены из младенческой жизни разыгрывались в мои взрослые годы. Меня страшило то, что страшило младенца. Я вспомнил сцену убийства, виденную мной в детстве…» Благодаря регрессии формируются эмоциональные, психологические барьеры, которые человек часто преодолевает с большим трудом, иногда с помощью психологов и психотерапевтов.

Изоляция - уход от общества, от других людей, погружение вглубь себя; иногда приводит к трагическому финалу.

Проекция - перенос на другого человека своих эмоциональных состояний. Говорят: выместил зло на ком-нибудь или прилип к кому-нибудь, как банный лист.

Идентификация - отождествление себя с любым человеком (психотерапевтом, врачом…), в ней часто могут объединяться страх и любовь.

Сублимация - перевод грубых, плотских влечений в сферу чувств и возвышенных интересов. Сублимация, по мнению Фрейда, способствует переливу энергии в творческие процессы.

Рационализация - поиск разумной основы поведения, оправданий импульсивным поступкам.

Отказ - бессознательное игнорирование событий во внешнем или внутреннем мире. Иногда этот вид защиты называют сенсорной, или перцептивной глухотой. Человек как бы перестает слышать и видеть то, что очень сильно на него эмоционально воздействует. Встречается довольно часто, особенно в отношениях руководителей с подчиненными. Начальник выговаривает или читает длинные нравоучения, а человек отключился и не слышит ею, и включается только при возгласе: «Ты что, оглох что ли?» Да, действительно, «оглох и ослеп», но это - способ психологической защиты от воздействия другого человека.

Все происходящее в психическом пространстве находится в постоянном, противоречивом, диалектическом движении и развитии, имеет определенную протяженность, то есть характеризуется показателями времени.

Время в психологии - понятие многоплановое. С чем оно связано? Прежде всего с влиянием биологических ритмов на динамику психических процессов. Восприятие и оценка временных интервалов меняются в зависимости от состояния. Например, в экстремальной ситуации нарушается восприятие времени - то кажется, что оно тянется вечно, то проносится мгновенно.

Существуют также личностно-психологические особенности восприятия времени. Так, сангвиники и холерики недооценивают время, им его всегда не хватает, они постоянно спешат и все равно опаздывают. Флегматики переоценивают время, не спешат и не торопятся. Меланхолики наиболее точно оценивают временные интервалы, поэтому более четко распределяют свое время.

На социально-психологическом уровне происходит отражение социального времени, специфичное для различных социальных общностей, культурно-исторических условии. В историческом масштабе очень важны закономерности осознания личностью исторического прошлого и будущего, а также взаимосвязь этого осознания с собственным прошлым и будущим, возможность преодоления ограниченности индивидуальной жизни в разных ее формах: вера в бессмертие души или понимание своей роли и места в развитии человечества.

Последнее тесно связано с понятием психологического времени, то есть отражения в психическом мире человека системы временных отношений между событиями его жизненного пути. Что же включает в себя психологическое время?:

· оценку последовательности и скорости протекания различных событий жизни;

· переживания сжатости и растянутости, ограниченности и беспредельности времени;

· принадлежность событий жизни к настоящему и удаленность в прошлое или будущее;

· осознание возраста, представление о вероятной продолжительности жизни.

Психологическое время не прямо отражает хронологию протекания событий в жизни человека, а определяется сложной системой взаимообусловленных межсобытийных связей типа «причина - следствие», «цель - средство»; изменениями, происходящими в психическом пространстве человека.

Поговорим немного об осознании возраста, о психологическом времени личности. Понятие «возраст» многопланово. Выделяют четыре его подвида: хронологический (паспортный), биологический (функциональный), социальный (гражданский) и психологический. Психологический возраст очень тесно связан с понятием психологического времени и прежде всего с тем, как человек оценивает во внутреннем мире свой возраст.

Мариэтта Шагинян писала: «Я была молода в свои восемьдесят пять лет. Я была так молода, что казалась сама себе моложе прежних двадцати лет». Некоторым молодым людям это высказывание кажется очень странным. Но на самом деле существует определенная закономерность в оценке своего возраста людьми разных возрастных групп.

Так, в процессе эксперимента оценивали свой возраст молодые люди (от 20 до 40) и люди старшего возраста (от 40 до 60). Оказалось, что чем моложе человек, тем старше он себе кажется, и также, с переоценкой возраста, он воспринимает других. Девушка, которая не вышла замуж в 23 года, считает себя старой девой, а 30-летних и подавно стариками.

После 40 лет наблюдается обратная тенденция – люди обычно воспринимают себя моложе, чем они есть на самом деле. И чем старше они становятся, тем больше молодеет у них душа, вот только, к сожалению, биология напоминает человеку о его возрасте.

Психологический возраст имеет некоторые характерные особенности:

· измеряется по «внутренней шкале отсчета» каждой индивидуальности;

· в некоторых пределах обратим, то есть человек может молодеть и стареть за счет увеличения удельного веса психологического будущего или уменьшения психологического прошлого;

· может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности человека (в личной жизни, в деловой сфере);

· может сопровождаться психологическими кризисами в определенные возрастные периоды.

Возрастные кризисы – это как бы «поворотные пункты», психологические переломы на жизненном пути человека. В каком же хронологическом возрасте возможны эти переломы?

В детстве - 6-7 лет; у подростков - 12-14 лет; у юношей - 18-19 лет, 25-26 лет. А далее переломы наступают каждое десятилетие - 30, 40, 50 и так до 70, а потом через каждые 5 лет. Отдельной строкой идет кризис ухода на пенсию. Человек как бы подводит итоги своей жизни за десятилетие и строит планы на будущее.

Психологический кризис у 40-летних оценивается как кризис середины жизни. Сила этого кризиса определяется тем, насколько велико расхождение между целями, задумками, планами, поставленными в молодости, и тем, как они реализованы. Кризис середины жизни помогает человеку переосмыслить прожитую часть жизни и наметить перспективу жизни так, чтобы оставаться активным и нужным людям.

М.Зощенко в «Повести о разуме» оценивает случай с человеком, который попал в автомобильную катастрофу – ему рассекли верхнюю губу и сразу отвезли в больницу. Женщина-хирург в присутствии больного, который не мог говорить из-за травмы, спросила сопровождавшего его друга: «Сколько ему лет?» Тот ответил: «40 или 50, какая разница?» Женщина-врач сказала. «Если 40 – будем делать пластическую операцию, если 50, то зашью так».

Пострадавший делал отрицательные жесты и показывал четыре пальца (что ему 40). Больному сделали пластическую операцию. Все прошло хорошо, шрам был невелик, но моральное потрясение оказалось сильным. Человек позабыл о том, что его задела машина, его потрясение было в другом – он не мог забыть слова хирурга о пятидесятилетних людях, которым можно зашивать губы так, как иной раз зашивают матрацы, стегая грубой ниткой через край. Вот эта душевная боль стареющего человека осталась у него надолго.

На протяжении своей жизни человек переживает пять основных периодов: рождение, созревание, зрелость, старение и старость . Каждый возрастной период имеет свои особенности. Их подробно изучают возрастная психология и геронтология. Нам бы хотелось остановиться только на некоторых проблемах.

В творческой профессиональной деятельности выделяются несколько фаз: старт, кульминация (пик) и финиш.

Как показали исследования американских и советских психологов, существуют два профессиональных пика. Первый пик приходится на возраст 30-35, когда «умы свежи», человек делает открытия, изобретения, предлагает что-то совершенно до него неизвестное. Второй пик связан с мудростью, зрелостью человека, имеющего большой жизненный опыт - возраст 50-60 лет; такой человек способен на обобщения, создание своей школы, может быть мудрым организатором и руководителем.

Человек как индивидуальность, личность развивается постоянно, хотя некоторые психофизиологические функции подвержены процессу старения: зрение, слух, непроизвольная память и внимание, время реакции.

Любому человеку обязательно надо знать психологические особенности каждого возрастного периода: неустойчивость и максимализм молодежи; высокая работоспособность и профессионализм взрослого человека; повышенная обидчивость, интерес к общению, утомляемость людей старшего возраста.

Каким же содержанием наполняется психическое пространство? Прежде всего – это информация, которую человек получает из внешнего и внутреннего мира. Она представляется в виде образов, слов, невербальных знаков. Информация может быть накоплена в долговременной памяти человека, и он на нее опирается в своей жизни и деятельности, а может быть текущей или, как говорят, оперативной, необходимой для разрешения внезапно возникающих ситуаций и проблем. Информация находится в движении, вовлекается в мыслительную деятельность человека, передается другим людям. Очень важным моментом является организация информации во времени и пространстве.

Кроме информации в непосредственном ее восприятии, у человека имеются некоторые продукты переработки информации: сигналы, мифы, коды, в которых в концентрированном виде накапливается в психическом пространстве определенное содержание. Большую роль играет символика – знаки, отражающие закрепленное традициями или отношениями содержание. Символ больше всего соответствует обозначаемому предмету, важным его свойством является исторически сложившееся содержание, которое нельзя просто так изменить.

В психоанализе символ трактуется в связи со склонностями людей к мифотворчеству, то есть созданию и усвоению определенных образов, помогающих воспринимать и объяснять происходящие в мире события. Существует общечеловеческая, национальная, групповая символика, закрепленная в условных знаках, ритуалах, традициях и обычаях. К.Юнг связывает символику с проявлением и раскрытием через нее глубинных архетипов.

Так, в нашем обществе за 75 лет существования сложилось глубинное подсознательное психологическое содержание, проявляющееся в определенных мифах, которые быстро преодолеть невозможно. В содержание психического входит также и символика поведения, или невербальное поведение (жесты, мимика, позы), которое мы расшифровываем при общении с другим человеком (подробнее об этом в другой лекции).

Индивидуализация психического мира – это реализация индивидуальности человека, его неповторимости, оригинальности. Все впечатления, воздействующие на человека, проходят через его внутренний мир, имеющий свое содержание, свои особенности, одним словом, субъективный. Одно и то же событие, произведение искусства оценивается субъективно, что вполне естественно и, наоборот, противоестественно стремление заставить всех людей видеть и поступать одинаково, подогнать всех под одну мерку.

Более подробно об индивидуальности и психологическом портрете человека мы расскажем несколько позже. А сейчас о переживании. Давайте задумаемся над самим словом – переживание. Человек любое событие переживает, включается в него, пропускает его через себя.

В психологии переживание рассматривается в нескольких значениях:

· эмоционально окрашенное состояние, возникающее в психическом мире человека под влиянием внешних и внутренних воздействий;

· процесс выбора человеком мотивов и целей деятельности, сопровождающийся наличием стремлений и желаний;

· форма активности, возникающая при крушении идеалов и ценностей и проявляющаяся в переосмыслении своего существования, иногда приводящая к психологическому кризису.

Переживания помогают человеку обрести личностный смысл происходящих событий, через них идет процесс индивидуализации психического мира человека. Наверное, можно сказать, что человек, переживший горе, беду, будет лучше понимать беды и горести другого. Но вместе с тем не каждое переживание оставляет глубокий след в душе человека.

Очень важным фактором, активизирующим психическую жизнь человека, является энергетический заряд, психическая энергия. 3.Фрейд писал, что должна существовать особая энергия, которую нужно положить в основу душевных процессов. Сам он считал главным видом стимулирующей энергии либидо, то есть сексуальную энергию. Наука пока еще не нашла главных источников психической энергии.

Человек не один в мире, он живет в обществе и постоянно вступает в контакт с другими людьми, поэтому в психический мир каждого из нас постоянно входят другие люди, занимают там определенное место, создают нам хорошее или плохое настроение.

Известный психоаналитик К.Хорни отмечала, что люди, взаимодействуя друг с другом, образуют некое социально-психологическое поле. Каждый человек имеет потребность в некотором количестве контактов, направленных на реализацию любовных, дружеских, товарищеских чувств. К.Хорни разделила потребности на три типа: направленные к людям, против людей и от людей. У большинства людей доминирует обычно какой-то один тип потребностей, благодаря чему различаются и психологические типы характера: по контактности, агрессивности, замкнутости, открытости. Но все эти потребности человек может реализовать только в обществе и через других людей. В одних ситуациях человек принуждается к постоянному общению и уступчивости, в других – к борьбе и доминированию, в третьих - к изоляции.

В зависимости от того, как именно деформируется социальное равновесие, в нем начинает усиливаться один из элементов «основного беспокойства» – страх, беспомощность, враждебность, чувство покинутости и одиночества.

К.Хорни дала характеристику трем социальным типам.

Уступчивый тип направлен к людям, для него характерно стремление присоединиться к группе, к более влиятельной, сильной личности, свои агрессивные стремления он подавляет, но не очень любит людей.

Агрессивный тип направлен против людей, имеет представление о жизни как о борьбе всех против всех, другие люди для него враги. Главное для него – победа и контроль над другими, никому не доверяет. Привязанности и симпатии рассматривает как слабости.

Разобщенный тип направлен от людей, у него возникают эмоциональные барьеры по отношению к другим людям. Близкие контакты вызывают у него тревогу, он старается подавить свои эмоции и воздержаться от оценки других людей.

Глубинные пласты взаимодействия людей попытался раскрыть в своем учении основатель трансактного анализа Э.Берн. Основная идея его теории заключается в том, что внутри каждого человека живут как бы несколько людей и каждый из них в тот или иной момент управляет поведением человека. Эти три человеческих эго-состояния: «Родитель» (Р), «Взрослый» (В), «Дитя» (Д).

«Родитель» является источником социальной преемственности, он включает в себя социальные установки поведения, усвоенные из внешних источников, преимущественно от своих родителей и других авторитетных лиц. С одной стороны, это набор полезных, проверенных временем правил и руководств, с другой – вместилище предрассудков и предубеждений.

«Взрослый» – источник реалистичного, рационального поведения; это состояние, кстати, не связано с возрастом (вспомните детей, взрослеющих после какой-нибудь трагедии). Будучи ориентирован на объективный сбор информации и полную ответственность за свои поступки, «взрослый» организованно, адаптивно, разумно действует, хладнокровно оценивая вероятность успеха и неуспеха этих действий.

«Дитя» – эмотивное начало в человеке; это состояние «Я» включает все импульсы, естественно присущие ребенку: доверчивость, нежность, изобретательность, но также капризность, обидчивость и так далее Сюда также входят ранний детский опыт взаимодействия с окружающими, способы реагирования и установки, принятые в отношении к себе и другим («Я – хороший, другие ко мне придираются» и так далее). Внешне Д выражается, с одной стороны, как детски непосредственное отношение к миру (творческая увлеченность, наивность гения), с другой – как архаичное детское поведение (упрямство, легкомыслие и тому подобные.).

Любое из названных эго-состояний может ситуативно или постоянно преобладать в человеке, и тогда он чувствует, мыслит и действует в рамках этого состояния. Он может вдруг начать воспринимать окружающее и действовать с точки зрения своего детского самоотношения («Я – милый мальчик, все должны мной восхищаться», «Я – слабый ребенок, меня все обижают») или смотреть на мир глазами своих родителей («Нужно помогать людям», «Нельзя доверять никому»).

В жизненной перспективе эго-состояние развивается у человека в такой последовательности: у новорожденного на эмоционально-чувственной основе сразу же начинает формироваться «детское» состояние «Я» (здесь важен тактильный, визуальный и голосовой контакт с ребенком как форма признания факта его существования); затем развивается «родительское» состояние «Я» на базе подражания поведению родителей и воспитателей (здесь важно наличие наблюдаемых поведенческих моделей, в частности, видимое со стороны поведение родителей по отношению к братьям, сестрам, остальным членам семьи, другим людям и объектам вообще), включая свойственные им формы признания ценности людей и объектов; наконец, «взрослое» состояние «Я», хронологически заземленное в детстве, складывается по мере поиска растущим ребенком смысла в окружающей действительности, в значениях той научно-практической парадигмы, которая свойственна данному обществу, эпохе и ближайшей социальной микросреде.

Признание «взрослого» в человеке осуществляется обществом (но через своих живых представителей!) путем наделения его различными символами социального успеха, открывающими путь к исполнению разнообразных должностных и профессиональных ролей.

Жесткое преобладание одной из позиций в человеке имеет свои минусы. Те, в ком превалирует «родитель», стараются постоянно давать советы и наставления, донимают окружающих различными указаниями. У «взрослого» серьезность и объективизм могут оборачиваться некоторой холодностью и сухостью. У «дитя» эмоциональность и неустойчивость порождают снисходительность к себе, самонадеянность, хвастливость. Оптимальным считается вариант, когда в человеке присутствуют все три состояния в равных пропорциях, что встречается крайне редко.

Само по себе наличие трех состояний, естественно, сказывается и на коммуникациях людей. Вступая в контакт с другим человеком, мы обычно неосознанно выбираем одну из трех позиций.

Так, выступая с позиции «Р», мы начинаем учить, критиковать, направлять, оценивать, упрекать, осуждать; становимся людьми, знающими все на свете и имеющими на все свою точку зрения. Мы не сомневаемся ни в чем, за все отвечаем, со всех требуем, но в то же время всех защищаем, утешаем и так далее

Выступая с позиции «В», мы трезво мыслим, тщательно взвешиваем, логически анализируем, не поддаемся настроениям, не комплексуем и тому подобные.

Действуя в рамках «Д», мы становимся безудержными, непредсказуемыми, бунтующими, протестующими, нелогичными, импульсивными, послушными, лживыми и тому подобные. Мы можем плакать, смеяться, гневаться и даже топать ногами.

Умение правильно распознавать позицию партнера по общению, выбирать и гибко менять свою позволяет достичь успеха в коммуникациях, улавливать скрытый смысл сказанного.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!