Прогресс мс. Что представляет собой космический корабль «Прогресс»? Технические характеристики «Прогресс М-ГКМ»

Ответ редакции

«Прогресс» — серия транспортных беспилотных грузовых космических кораблей (ТГК), выводимых на орбиту с помощью ракеты-носителя «Союз». Разработана в СССР для снабжения орбитальных станций. Первый «Прогресс» вышел на орбиту 20 января 1978 года.

Разработчиком и изготовителем кораблей семейства «Прогресс» с 1970-х и по настоящее время является Ракетно-космическая корпорация «Энергия». Производство кораблей осуществляется на головном предприятии корпорации в подмосковном Королёве, а испытания и подготовка кораблей к запуску — в монтажно-испытательном корпусе (МИК) предприятия на 254-й площадке космодрома «Байконур».

Прогресс-М27М. Фото: NASA

История

Продолжительность эксплуатации первых орбитальных станций «Салют» была ограничена многими факторами, в том числе и небольшими запасами топлива, компонентов системы жизнеобеспечения и других расходных материалов, имеющихся на борту. Также при возникновении отказов необходимо было обеспечить доставку на орбиту ремонтного оборудования и приборов. Поэтому при разработке орбитальной станции третьего поколения «Салют» было принято решение о создании на базе пилотируемого космического корабля (КК) «Союз» грузового корабля, позже получившего название «Прогресс».

Разработка нового корабля на базе КК «Союз» под кодом 7К-ТГ была начата в 1973 году.

«Прогресс» имел три основных отсека: герметичный грузовой со стыковочным агрегатом, где размещались материалы и оборудование, доставляемые на станцию, отсек компонентов дозаправки, сделанный негерметичным, чтобы защитить станцию в случае утечки токсичного топлива, и приборно-агрегатный.

Первый грузовой корабль «Прогресс-1» был запущен к орбитальной станции «Салют-6» 20 января 1978 года. После выхода на орбиту и проверки работоспособности бортовых систем — системы ориентации и управления движением, радиотехнической аппаратуры сближения и стыковки, а также сближающе-корректирующей двигательной установки — начались автоматическое сближение, причаливание и стыковка корабля со станцией. Контролировали ход операции Центр управления полётом и космонавты Юрий Романенко и Георгий Гречко, находившиеся на станции «Салют-6». 22 января в автоматическом режиме корабль успешно был состыкован со станцией.

«Прогресс» первой серии эксплуатировался до 1990 г. Было проведено 43 запуска.

Технические характеристики ТГК «Прогресс −1» (1978-1990)

Впоследствии была разработаны корабли модификации «Прогресс М». Первый запуск ТГК «Прогресс М1» («Прогресс М 11Ф615А55») состоялся 23 августа 1989 года. До 2009 года было осуществлено 67 запусков данного грузового корабля.

Технические характеристики ТГК «Прогресс М 1» (1989-2009)

ТГК «Прогресс М1-1» был запущен 1 февраля 2000 года, всего до 2004 года произведено 11 запусков.

По сравнению с ТГК «Прогресс М», в соответствии с программой развёртывания и эксплуатации МКС, на данной модификации корабля были введены изменения в компоновку, конструкцию, состав приборов и режимы работы бортовых систем. Основная цель изменений — увеличение количества топлива в общей массе доставляемых на МКС грузов, что обеспечивается за счёт установки в отсек компонентов дозаправки (ОКД) восьми топливных баков. Кроме того, существенно расширен состав связей ТГК с бортовыми системами российского сегмента МКС по силовым и командным электрическим цепям и телеметрии.

Кроме того, в систему управления движением (СУД) введены следующие изменения:

Установлено новое программное обеспечение, в котором реализованы схемы безопасного автоматического сближения, перехода в зону причаливания и самого причаливания;
. реализованы динамические режимы управления орбитальной станцией;
. введено устройство сопряжения, преобразующее информацию поступающую с МКС по цепям межмашинного интерфейса в команды релейного типа, что позволило космонавтам МКС запускать двигатели ТГК со станции.

Технические характеристики ТГК «Прогресс М 1- 1» (2000 −2004)

ТГК модификации «Прогресс М-М» осуществили 29 полетов на орбиту 2008 по 2015 годы.

Технические характеристики Прогресс М-01М («Прогресс М 11Ф615А60»)

Полезный груз: около 2,5 тонн, топливо, продукты питания и вода, научное оборудование и расходные материалы.

Основное отличие от предыдущих серий — новый бортовой вычислительный комплекс ЦВМ-101, пришедший на замену «Аргон-16» с полезным объёмом оперативной памяти (ОЗУ) 2048 байт на ферритовых кольцах, эксплуатировавшийся с 1974 г. Вес «Аргон-16» составлял 65 кг, вес новой машины ЦВМ-101 составляет 8,5 кг. Аналоговая телеметрическая система заменена на цифровую.

Технические характеристики «Прогресс М-ГКМ»

На базе корабля снабжения были созданы специализированные грузовые корабли-модули (ГКМ), которые доставляли на Международную космическую станцию (российский сегмент) стыковочный модуль № 1 «Пирс» (Прогресс М-СО1) в 2001 году и малый исследовательский модуль № 2 «Поиск» (Прогресс М-МИМ2) в 2009 году.

Ракета космического назначения «Союз-У» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс М-15М» на стартовом комплексе российского космодрома «Байконур». Фото: РИА Новости / Олег Урусов

Технические характеристики «Прогресс МС»

«Прогресс МС» создавался в результате глубокой модернизации корабля «Прогресс М». Эскизный проект нового грузового корабля, разработанный по заданию Федерального космического агентства (ныне госкорпорация «Роскосмос»), был одобрен на заседании научно-технического совета РКК «Энергия» в августе 2011 года.

В конструкцию «Прогресса МС» внесен ряд изменений, которые повышают его функциональность и надежность. Он оснащен дополнительной защитой от космического мусора и микрометеоритов (на грузовом отсеке), дублирующими электродвигателями в составе стыковочного механизма.

Бортовая командная радиотехническая система «Квант-В» заменена на единую командно-телеметрическую систему, которая может принимать сигналы с Земли через спутники-ретрансляторы «Луч-5» (в декабре 2015 г. система «Луч» в составе трех спутников была принята в эксплуатацию). Это позволяет поддерживать связь с ТГК в любой точке орбиты, а не только над территорией России, где расположены наземные станции связи.

Вместо аппаратуры радиоконтроля орбиты установлена система автономной спутниковой навигации (АСН), которая совместима с ГЛОНАСС и GPS, а также с международной спутниковой поисково-спасательной системой Cospas-Sarsat. С помощью АСН можно определять параметры орбиты корабля с точностью до 5 м, координаты при сближении корабля со станцией — до 1 м (в перспективе будет доведена до 3-4 см).

Также была усовершенствована система стыковки и сближения с МКС.

На внешней поверхности корпуса «Прогресса МС» могут устанавливаться четыре пусковых контейнера, с помощью которых планируется запускать до 24-х сверхмалых спутников с орбиты.

Корабль «Прогресс МС» имеет три отсека: грузовой (для размещения сухих грузов и воды), приборно-агрегатный и отсек компонентов дозаправки (для доставки топлива на станцию). Длина — 7,2 м, максимальный диаметр — 2,72 м, стартовая масса — около 7,3 т. Может брать полезный груз массой около 2,6 т.

Стыковка со станцией проходит в автоматическом режиме, в случае нештатных ситуаций возможна ручная стыковка с помощью телеоператорного режима управления (ТОРУ). После выполнения программы полета корабль сводится с орбиты и прекращает свое существование в акватории Тихого океана — несудоходной южной его части, близ острова Рождества.

Запуск ТГК «Прогресс МС»

Запуски проводятся с космодрома «Байконур» с помощью ракет-носителей типа «Союз» (изготовитель — Ракетно-космический центр «Прогресс», Самара). Всего состоялось 4 запуска, один из которых был неудачным.

Первый «Прогресс МС» был выведен на орбиту 21 декабря 2015 г. ракетой «Союз-2.1а». Он доставил на МКС более 2,4 т грузов. 1 июля 2016 г. корабль был отстыкован от станции и отведен на расстояние около 200 м, затем вновь пристыкован, но не в автоматическом режиме, а с помощью усовершенствованной системы дистанционного ручного управления ТОРУ для ее тестирования. 3 июля 2016 г. после отстыковки от МКС корабль был сведен с орбиты и затоплен в Тихом океане.

31 марта 2016 г. также с помощью «Союза-2.1а» стартовал «Прогресс МС-02» с 2,5 т различных грузов для МКС. Корабль вновь летел к станции по двухсуточной схеме полета. Находился в составе МКС со 2 апреля, 14 октября 2016 г. был отстыкован от станции, сведен с орбиты и затоплен.

Третий корабль «Прогресс МС-03» был выведен на орбиту 17 июля 2016 г. ракетой «Союз-У». Через двое суток, 19 июля, он был пристыкован к МКС. Доставил на станцию более 2,4 т грузов: топливо, кислород, оборудование, продукты питания и посылки для членов экипажа.

1 декабря 2016 года с космодрома «Байконур» был осуществлен пуск ТГК «Прогресс МС-04» ракетой «Союз-У». До 382 секунды полет ракеты-носителя проходил штатно. После 382 секунды полета прием телеметрической информации прекратился. Штатные средства контроля не зафиксировали функционирования корабля на расчетной орбите.

ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. 1 декабря 2016 г. состоялся запуск с космодрома Байконур ракеты-носителя "Союз-У", которая вывела на орбиту космос четвертый автоматический корабль новой модификации "Прогресс МС".

Корабль должен доставить на МКС около 2,5 т различных грузов.

"Прогресс МС" - российский автоматический транспортный космический корабль. Входит в семейство грузовых кораблей "Прогресс" (первый запуск - в 1978 г.), которые создавались специально для обслуживания орбитальных станций. Используется для доставки грузов на Международную космическую станцию (МКС), а также для корректировки ее орбиты.

История проекта

Грузовые "Прогрессы" были разработаны на базе пилотируемых кораблей типа "Союз" (первый испытательный запуск состоялся в 1966 г., первый пилотируемый - в 1967 г.).
"Прогресс" первой серии эксплуатировался до 1990 г. Было проведено 43 запуска (включая 19 июля 1985 г. под названием "Космос-1669").
Впоследствии было разработаны модификации: "Прогресс М" (первый запуск - 23 августа 1989 г.; эксплуатировался в 1989-2009 гг.; осуществлено 67 запусков); "Прогресс М1" (1 февраля 2000 г.; 2000-2004; 11 запусков); "Прогресс М-М" (26 ноября 2008 г.; 2008-2015; 29 запусков).

Разработчик и изготовитель новой модификации "Прогресс МС" - Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Королёва (РКК "Энергия"; г. Королёв, Московская обл.). Эскизный проект корабля, разработанный по заданию Федерального космического агентства (ныне госкорпорация "Роскосмос"), был одобрен на заседании научно-технического совета РКК "Энергия" в августе 2011 г. "Прогресс МС" создавался в результате глубокой модернизации корабля "Прогресс М".

В конструкцию "Прогресса МС" внесен ряд изменений, которые повышают его функциональность и надежность. Он оснащен дополнительной защитой от космического мусора и микрометеоритов (на грузовом отсеке), дублирующими электродвигателями в составе стыковочного механизма.

Бортовая командная радиотехническая система "Квант-В" заменена на единую командно-телеметрическую систему, которая может принимать сигналы с Земли через спутники-ретрансляторы "Луч-5" (в декабре 2015 г. система "Луч" в составе трех спутников была принята в эксплуатацию). Это позволяет поддерживать связь с "Прогрессом МС" в любой точке орбиты, а не только над территорией России, где расположены наземные станции связи.

Вместо аппаратуры радиоконтроля орбиты установлена система автономной спутниковой навигации (АСН), которая совместима с ГЛОНАСС и GPS, а также с международной спутниковой поисково-спасательной системой Cospas-Sarsat. С помощью АСН можно определять параметры орбиты корабля с точностью до 5 м, координаты при сближении корабля со станцией - до 1 м (в перспективе будет доведена до 3-4 см).

Усовершенствована система стыковки и сближения с МКС. НИИ точных приборов (Москва) заменил свою же систему "Курс-А" на модернизированную "Курс-НА" (НА - "новая активная"). Она обеспечивает автономное сближение и стыковку корабля со станцией, в системе "Курс-НА" используются современные методы цифровой обработки сигналов. Кроме того, она вдвое легче и в три раза экономичнее по энергопотреблению аппаратуры предыдущего поколения. Новая система тестировалась на кораблях "Прогресс М-М": в первый раз она была установлена на "Прогрессе М-15М" в 2012 г.
На внешней поверхности корпуса "Прогресса МС" могут устанавливаться четыре пусковых контейнера, с помощью которых планируется запускать до 24-х сверхмалых спутников стандарта CubeSat с орбиты.

Характеристики

Корабль "Прогресс МС" имеет три отсека: грузовой (для размещения сухих грузов и воды), приборно-агрегатный и отсек компонентов дозаправки (для доставки топлива на станцию). Длина - 7,2 м, максимальный диаметр - 2,72 м, стартовая масса - около 7,3 т. Может брать полезный груз массой около 2,6 т.

Стыковка со станцией проходит в автоматическом режиме, в случае нештатных ситуаций возможна ручная стыковка с помощью телеоператорного режима управления (ТОРУ). После выполнения программы полета корабль сводится с орбиты и прекращает свое существование в акватории Тихого океана - несудоходной южной его части, близ острова Рождества.

Запуски

Запуски проводятся с космодрома Байконур с помощью ракет-носителей типа "Союз" (изготовитель - Ракетно-космический центр "Прогресс", Самара). Всего состоялось три запуска корабля - все успешные.
Первый "Прогресс МС" был выведен на орбиту 21 декабря 2015 г. ракетой "Союз-2.1а". Он доставил на МКС более 2,4 т грузов. Сближение со станцией проходило не по шестичасовой, а по двухсуточной схеме полета. Это связано с необходимостью отработки в автономном полете комплекса новых и модернизированных бортовых систем корабля. 23 декабря "Прогресс МС-01" пристыковался к МКС в автоматическом режиме.

1 июля 2016 г. корабль был отстыкован от станции и отведен на расстояние около 200 м, затем вновь пристыкован, но не в автоматическом режиме, а с помощью усовершенствованной системы дистанционного ручного управления ТОРУ для ее тестирования. 3 июля 2016 г. после отстыковки от МКС корабль был сведен с орбиты и затоплен в Тихом океане.

31 марта 2016 г. также с помощью "Союза-2.1а" стартовал "Прогресс МС-02" с 2,5 т различных грузов для МКС. Корабль вновь летел к станции по двухсуточной схеме полета. Находился в составе МКС со 2 апреля, 14 октября 2016 г. был отстыкован от станции, сведен с орбиты и затоплен.
Третий корабль "Прогресс МС-03" был выведен на орбиту 17 июля 2016 г. ракетой "Союз-У". Через двое суток, 19 июля, он был пристыкован к МКС. Доставил на станцию более 2,4 т грузов: топливо, кислород, оборудование, продукты питания и посылки для членов экипажа.

Перспектива

До конца 2016 г. РКК "Энергия" планирует завершить эскизное проектирование автоматического корабля повышенной грузоподъемности, который будет обслуживать МКС. В новом "грузовике" будут применены бортовые системы и конструктивные решения, используемые на "Прогрессе МС" и корабле-модуле "Прогресс М-УМ" (состоялось два запуска в 2001 и 2009 гг. в рамках строительства МКС).

Впоследствии на основе новых технических решений грузового "Прогресса МС", а также пилотируемого новой модификации "Союз МС" (первый запуск состоялся 7 июля 2016 г.) РКК "Энергия" планирует создать многоразовый пилотируемый транспортный корабль "Федерация".

Грузовой корабль «Прогресс МС-10» успешно пристыковался к Международной космической станции (МКС) после двухсуточного полёта.

Стыковка грузового корабля «Прогресс МС-10» с орбитальной станцией произошла в автоматическом режиме в 22:29 мск, корабль причалил к служебному модулю «Звезда».

Транспорт доставил на Международную космическую станцию более двух тонн груза. Это и воздух, и топливо, и научное оборудование, и личные вещи космонавтов.


  • gov-news.ru
  • 13 февраля 2018 года с пусковой установки 6 площадки 31 космодрома БАЙКОНУР произведен пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс МС-08». Цель полета: доставка на борт Международной космической станции топлива, продуктов, воды и других грузов, необходимых для эксплуатации станции в пилотируемом режиме.

    15 февраля 2018 года в 13:43 мск осуществлена стыковка транспортного грузового корабля «Прогресс МС-08» с Международной космической станцией. Операции сближения и стыковки ТГК с российским служебным модулем «Звезда» прошли в автоматическом режиме под контролем специалистов Главной оперативной группы управления полётом российского сегмента МКС в Центре управления полётами ЦНИИмаш, а также российских космонавтов на МКС Александра МИСУРКИНА и Антона ШКАПЛЕРОВА.


  • Транспортный грузовой корабль (ТГК) «Прогресс МС-07» 16 октября 2017 года в 14:04 мск успешно пристыковался к Международной космической станции (МКС). Стыковка корабля осуществлена к стыковочному узлу «Пирс».

    Сближение транспортного корабля с МКС проходило по двухсуточной схеме. Стыковка выполнялась в автоматическом режиме под контролем специалистов Главной оперативной группы управления полетом российского сегмента МКС в Центре управления полетами (ЦУП) и российских космонавтов Сергея РЯЗАНСКОГО и Александра МИСУРКИНА.

    Пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с транспортным грузовым кораблем (ТГК) «Прогресс МС-07» состоялся 14 октября 2017 года в 11:46:53 мск с космодрома БАЙКОНУР.

    ТГК «Прогресс МС-07» доставил на Международную космическую станцию около двух с половиной тонн различных грузов, в числе которых топливо, воздух, оборудование для поддержания станции в рабочем состоянии, посылки и средства для обеспечения жизнедеятельности членов экипажа.


  • Летные испытания модернизированного транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс МС» успешно завершены. Испытания корабля новой серии проводились во время полетов ТГК «Прогресс МС» и «Прогресс МС-02», а также полета ТГК «Прогресс МС-03» в качестве зачетных испытаний. Программа летных испытаний выполнена в полном объеме. По результатам программы испытаний в начале августе 2017 года подписан соответствующий приказ.

    Транспортный грузовой корабль «Прогресс МС» создан ПАО «РКК „Энергия“ имени С.П. Королёва» и является результатом глубокой модернизации корабля «Прогресс М». Корабль располагает оснащен системой спутниковой навигации, новой командно-телеметрической системой, способной работать и в контуре управления через многофункциональную космическую систему ретрансляции «Луч», модифицированной бортовой радиотехнической системой сближения «Курс-НА» и цифровыми блоками управления причаливанием и ориентации транспортного корабля.


  • Корабль окончил свой полет в пятницу, сообщает РИА Новости .

    Согласно расчетным данным, корабль вошел в плотные слои атмосферы, где произошло разрушение конструкции, — говорится в сообщении.

    Затем фрагменты упали в воду.

    ранее сообщалось:

    «Прогресс МС-05» был запущен на последней в истории ракете «Союз-У». Корабль, пристыковавшийся к модулю «Пирс» МКС 24 февраля, восполнил часть техники, потерянной в аварии предыдущего грузовика.

  • Космический грузовой корабль «Прогресс МС-06» пристыкуется к Международной космической станции.

    Сближение корабля со станцией и причаливание к стыковочному узлу служебного модуля «Звезда» российского сегмента МКС проходило в автоматическом режиме под контролем специалистов ЦУП и космонавта Федора Юрчихина.

    «Прогресс МС-06» доставил на МКС около 2,5 тонн грузов: топливо в баках КДУ и системы дозаправки, воду, сжатые газы, а также оборудование для научных комплексных экспериментов, в том числе наноспутники «Танюша-ЮГЗУ», «Сфера-53», ТНС-О № 2.

    Ракета-носитель «Союз-2.1а» с космическим кораблем «Прогресс МС-06» стартовала с космодрома Байконур 14 июня в 12:20 мск. Это второй российский «грузовик», отправившийся к МКС в этом году. Предыдущий стартовал 22 февраля 2017 года, следующий должен отправиться в космос 12 октября. Планируется, что «Прогресс МС-06» будет находиться в составе МКС до первых чисел декабря, после чего будет затоплен в Тихом океане.


  • фотография причаливающего "космического грузовика" #ПрогрессМС05 от космонавта Андрея Борисенко

    Космический грузовой аппарат «Прогресс МС-05» пристыковался к МКС в автоматическом режиме.

    «Стыковка космического корабля прошло штатно», — сказали в ЦУПе.

    Российские космонавты Сергей Рыжиков и Олег Новицкий контролировали процесс сближения и были готовы в случае необходимости взять управление на себя. После проверки герметичности стыковки и выравнивания давления между кораблем и станцией российские космонавты приступят к его разгрузке.

    Ракета-носитель «Союз-У» успешно стартовала 22 февраля 2017 года в 08:58 по московскому времени с площадки № 1 («Гагаринский старт») космодрома Байконур и благополучно вывела на заданную орбиту космический грузовой аппарат «Прогресс МС-05». После двухсуточного автономного полёта 24 февраля в 11.43 мск корабль пристыковался к Международной космической станции.


  • 19 июля в 03:20 мск транспортный грузовой корабль (ТГК) «Прогресс МС-03» успешно пристыковался к отсеку «Пирс» Международной космической станции (МКС).

    Сближение транспортного корабля с МКС проходило по двухсуточной схеме. Стыковка выполнялась в автоматическом режиме под контролем специалистов Главной оперативной группы управления полетом российского сегмента МКС в Центре управления полётами и российских членов экипажа МКС.

  • Транспортный грузовой корабль «Прогресс М1-10»

    Разработка нового корабля на базе под кодом 7К-ТГ была начата в 1973 году. Первый «Прогресс» вышел на орбиту 20 января 1978 года. Все запущенные корабли получили название «Прогресс», за исключением корабля «Космос-1669» в 1985 году: он по принятой в СССР практике секретности и неразглашения космических неудач получил открытое название из ряда спутников ввиду возникновения неполадок, которые вскоре были устранены и позволили кораблю состыковаться со станцией.

    Разработчиком и изготовителем кораблей семейства «Прогресс» с 1970-х и по настоящее время является Ракетно-космическая корпорация «Энергия». Производство кораблей осуществляется на головном предприятии корпорации в подмосковном Королёве, а испытания и подготовка кораблей к запуску - в монтажно-испытательном корпусе (МИК) предприятия на 254-й площадке космодрома Байконур.

    История создания

    Продолжительность эксплуатации первых долговременных орбитальных станций «Салют» была ограничена многими факторами, в том числе и небольшими запасами топлива, компонентов системы жизнеобеспечения и других расходных материалов, имеющихся на борту. Также при возникновении отказов необходимо было обеспечить доставку на орбиту ремонтного оборудования и приборов. Поэтому при разработке орбитальной станции третьего поколения «Салют» было принято решение о создании грузового корабля (на базе пилотируемого КК «Союз»), позже получившего название «Прогресс». Рассматривались разные варианты исполнения; некоторые разработчики предлагали сделать корабль пилотируемым, чтобы иметь возможность возвращать материалы и оборудование со станции на . Другие рассматривали беспилотный вариант, который при той же массе корабля позволял разместить существенно большее количество груза; при этом материалы со станции предлагалось возвращать кораблями «Союз» одновременно с возвращением на Землю экипажа. Именно на последнем варианте в итоге и остановились разработчики. На практике первые грузовики сбрасывали как разовые и они сгорали в верхних слоях атмосферы. Наличие нескольких стыковочных узлов в сателлитном переходном отсеке позволило в дальнейшем присоединять транспортируемые модули для длительной эксплуатации в роли лабораторий, подсобных помещений и складов, модулей жизнеобеспечения и т. п.

    При проектировании были использованы бортовые системы, конструкции и агрегаты корабля «Союз». «Прогресс» имел три основных отсека: герметичный грузовой со стыковочным агрегатом, где размещались материалы и оборудование, доставляемые на станцию; отсек компонентов дозаправки, сделанный негерметичным, чтобы защитить станцию в случае утечки токсичного топлива; а также приборно-агрегатный отсек (ПАО).

    Первый грузовой корабль «Прогресс-1» был запущен к орбитальной станции «Салют-6» 20 января 1978 года. После выхода на орбиту и проверки работоспособности бортовых систем - системы ориентации и управления движением, радиотехнической аппаратуры сближения и стыковки, а также сближающе-корректирующей двигательной установки - начались автоматическое сближение, причаливание и стыковка корабля со станцией. Контролировали ход операции Центр управления полётом и космонавты Юрий Романенко и Георгий Гречко, находившиеся на станции «Салют-6». 22 января в автоматическом режиме корабль был состыкован со станцией.

    Модификации

    «Прогресс М1-4» перед стыковкой с МКС

    Прогресс 11Ф615А15 (1978-1990)

    • Длина: 7,48 м;
    • Максимальный диаметр: 2,72 м;
    • Масса: 7020 кг;
    • Полезный груз: 2315 кг, из них максимально 975 кг топлива;
    • Первый полёт: 20 января 1978 («Прогресс-1» к станции «Салют-6»);
    • Последний полёт: 5 мая 1990;
    • Количество успешных запусков: 42, из них:
      • 12 к Салюту 6;
      • 12 к Салюту 7;
      • 18 к станции «Мир».
    • Энергоснабжение: Аккумуляторы.

    Прогресс М 11Ф615А55 (1989-2009)

    • Длина: 7,23 м;
    • Максимальный диаметр: 2,72 м;
    • Масса: 7450 кг;
    • Полезный груз: 2350 кг, из них максимально 1200 кг топлива;
    • Первый полёт: 23 августа 1989 (Прогресс M 1 к станции «Мир»);
    • Энергоснабжение: Аккумуляторы и .

    Прогресс M1 (2000-2004)

    «Прогресс М1-12» на орбите

    • Длина: 7,2 м;
    • Максимальный диаметр: 2,72 м;
    • Стартовая масса: 7150 кг (для орбиты высотой 460 км);
    • Масса доставляемого груза: 2230 кг, в том числе:
      • Сухие грузы: до 1800 кг;
      • Топливо: до 1950 кг (на 800 кг больше);
      • Газ наддува обитаемых отсеков: до 40 кг (на 10 кг меньше).
    • Время полёта в составе МКС: до 180 суток, из которых:
      • До стыковки: до 4 суток;
      • После расстыковки: до 3 суток.
    • первый полёт: 1 февраля 2000 (Прогресс М1-1 к станции «Мир»);
    • Энергоснабжение: Аккумуляторы и солнечные батареи.

    По сравнению с ТГК «Прогресс М», в соответствии с программой развёртывания и эксплуатации , на корабле введены изменения в компоновку, конструкцию, состав приборов и режимы работы бортовых систем. Основная цель изменений - увеличение количества топлива в общей массе доставляемых на МКС грузов, что обеспечивается за счёт установки в отсек компонентов дозаправки (ОКД) восьми топливных баков. Кроме того, существенно расширен состав связей ТГК с бортовыми системами российского сегмента МКС по силовым и командным электрическим цепям и телеметрии.

    Негерметичный ОКД претерпел следующие изменения:

    • Удалены баки водяной системы «Родник»;
    • Вместо баков «Родника» установлены дополнительные баки системы дозаправки топливом СД8. Дозаправка орбитальной станции (ОС) осуществляется вытеснением компонентов топлива сжатым газом (гелием) через герметичные гидроразъёмы на стыковочных агрегатах ОС и ТГК, при этом:
      • Максимальный расход окислителя через магистрали увеличен до 0,35 л/с (в 2,33 раза больше чем на предыдущей модификации ТГК);
      • Система СД8, «сухой» массой 635 кг, позволяет подавать топливо, как в баки двигательной установки служебного модуля (СМ) МКС, так и функционально-грузового блока, в коллекторы подсистем причаливания и ориентации ТГК и коллекторы двигателей ориентации СМ;
      • Возможна обратная передача топлива из ДУ СМ в коллекторы ТГК.
    • Снаружи ОКД размещены 12 баллонов с кислородом и азотно-кислородной смесью.

    Аппаратурный состав изменился следующим образом:

    • Вместо БЦВК «Аргон-16» введён новый комплекс;
    • В автономную систему навигации введена аппаратура ГНСС ГЛОНАСС/GPS;
    • Установлена новая аппаратура сближения «Курс-ММ» позволяющая проводить измерение параметров относительного движения для причаливания и стыковки с расстояния не менее 1 км;
    • Установлена новая аппаратура командной радиолинии «Регул», использующая спутники-ретрансляторы;
    • Межбортовая радиосвязь «в узком конусе» возможна на дальности в 30 км, при произвольной ориентации - с 3 км.

    В систему управления движением (СУД) введены следующие изменения:

    • Установлено новое программное обеспечение БЦВК, в котором реализованы схемы безопасного автоматического сближения, перехода в зону причаливания и самого причаливания;
    • Реализованы динамические режимы управления орбитальной станцией;
    • Введено устройство сопряжения, преобразующее информацию поступающую с МКС по цепям межмашинного интерфейса в команды релейного типа, что позволило включать со станции двигатели ТГК для создания управляющих моментов.

    Таким образом, изменения в СУД позволили реализовать управление ориентацией станции с помощью двигателей причаливания и ориентации (на «Прогрессе-М1» - 27 штук) или сближающе-корректирующего двигателя по единой программе от бортового комплекса управления МКС.

    Прогресс М 11Ф615А60 (с 2008)

    • Полезный груз: около 2,5 тонн, топливо, продукты питания и вода, научное оборудование и расходные материалы;
    • Первый полёт: 15:38 мск 26 ноября 2008 года (к МКС).

    Новый корабль четырёхсотой серии. Основное отличие от предыдущих - новый бортовой вычислительный комплекс ЦВМ-101, пришедший на замену «Аргон-16» с полезным объёмом ОЗУ 2048 байт на ферритовых кольцах, эксплуатировавшийся с 1974 г. Вес «Аргон-16» составлял 65 кг, вес новой машины ЦВМ-101 составляет 8,5 кг. Аналоговая телеметрическая система заменена на цифровую.

    Прогресс М-ГКМ

    На базе корабля снабжения были созданы специализированные грузовые корабли-модули (ГКМ), которые доставляли на Международную космическую станцию (российский сегмент) стыковочный модуль № 1 «Пирс» (Прогресс М-СО1) в 2001 году и малый исследовательский модуль № 2 «Поиск» (Прогресс М-МИМ2) в 2009 году.

    Прогресс МС

    Следующая серия модернизированных транспортных кораблей, пришли на смену «Прогресс М-М». Первый корабль серии, Прогресс МС-01, был запущен к МКС 21 декабря 2015 года. От предыдущей серии транспортных кораблей отличается наличием дополнительного внешнего отсека, на внешней поверхности ТГК в отсеке предполагается устанавливать по четыре пусковых контейнера, с помощью которых планируется запускать до 24 спутников стандарта CubeSat со сторонами по 10 см. Запуски будут осуществляться с помощью ракет-носителей “Союз-У” или “Союз-2.1а”.

    На модернизированный корабль установлена дополнительная защита от космического мусора и микрометеоритов на грузовом отсеке. Для повышения отказоустойчивости в состав стыковочного механизма и герметизации стыка были введены дублирующие электродвигатели.

    Стыковочный узел Прогресса-М

    Модернизации подверглись основные бортовые системы, обеспечивающие связь с наземным комплексом управления, а также отвечающие за сближение и стыковку грузового корабля: система управления движением и навигации, бортовая радиотехническая система, система стыковки и внутреннего перехода, телевизионная система.

    Бортовая радиотехническая система «Квант-В» с антенно-фидерными устройствами была заменена на новую единую командно-телеметрическую систему ЕКТС. Вместо аппаратуры сближения и стыковки «Курс-А» на новом «Прогрессе-МС» установлена система «Курс-НА».

    

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!