Просодические компоненты речи. Просодические и экстралингвистические средства

интонация речь произношение пауза

Пауза (лат. pausa, от греч. pausis -- “прекращение, остановка”) -- временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют и которая разрывает поток речи. Но и молчание может быть выразительным и значимым. Даже наука такая есть -- паузология. Первый паузолог США проф. О"Коннор считает, что паузы могут сказать о человеке не меньше, чем слова, что в разговоре на них уходит 40-50 процентов времени.

Не случайно, говоря об открытии МХАТа, о первом спектакле, о том, как играли актеры и как приняли их зрители, Немирович-Данченко пишет и о... паузах: паузы не пустые, а заполненные дыханием этой жизни и этого вечера; паузы, в которых выражалось недоговоренное чувство, намеки на характер, полутона. Значит, паузы передают настроение говорящего, его эмоции, способствуют раскрытию его характера. Но паузы -- все же не слова. Они -- только намеки, полутона. О значении пауз надо догадываться, надо уметь понять, уловить их смысл.

Тонкий знаток сценического искусства, прекрасно знающий возможности живого, устного слова с его разнообразием интонаций и пауз, Немирович-Данченко понимал, что паузы бывают разные. Он писал: паузы не пустые, а заполненные.

Что же имел в виду Владимир Иванович, противопоставив пустые паузы заполненным? Какие паузы он считал пустыми? В письме К.С. Станиславскому читаем: “Прежде всего -- роль знать, как “Отче наш”, и выработать беглую речь, не испещренную паузами, беглую и легкую. Чтобы слова лились из Ваших уст легко, без напряжения”. Вот, оказывается, в чем причина появления пустых пауз в сценической речи. Это -- плохое знание текста роли, когда актер постоянно думает о том, что дальше следует говорить.

Пустые паузы встречаются не только на сцене, но и в обыденной обстановке. Не выучил ученик урок, а его вызвали отвечать. Стоит он у доски и мается. Скажет несколько слов и,., пауза, ждет подсказки. Бывают и другие ситуации. Есть люди очень ограниченные, их интеллект слабо развит, они почти ничего не читали, мало что знают. Когда они вступают в разговор, то речь их бывает “испещрена” паузами, ничего не значащими, не несущими никакой информации. Такие паузы не создают комфорта при общении, они затягивают разговор, а некоторых собеседников даже раздражают.

Кто-нибудь может возразить: “Но ведь человек, когда говорит, должен думать, что и как сказать. Для этого необходимо время, вот он и делает паузы. Разве это плохо?”

Конечно, нет! С пустой паузой, порожденной отсутствием мысли, не следует смешивать паузы хезитации, т. е. паузы обдумывания, размышления, Чаще всего паузы хезитации встречаются в речи людей, обсуждающих политические, социальные, научные проблемы, когда у выступающих еще не сформировалось окончательное мнение по обсуждаемой проблеме, они ищут решение вопроса, вслух обдумывают его. Паузы помогают говорящим оформлять свои мысли в предложения, находить лучшую, наиболее точную и ясную форму изложения. Паузы размышления возникают в любом месте высказывания и отражают колебания при выборе возможных речевых средств. Их могут заменять сочетания слов: пожалуй, точнее сказать, лучше сформулировать так, правильнее будет..., нет, не так надо сказать. После этих оговорок дается новая формулировка мысли. Паузы хезитации уместны и необходимы.

Однако больший интерес для говорящих и исследователей звучащей речи представляют паузы, сопровождающие эмоциональную речь.

Экспрессивно-эмоциональной можно назвать и паузу -- реакцию на исполнение произведения искусства, Это может быть спектакль, пение, художественное чтение, балет, игра оркестра, выступление музыканта. Такая пауза выражает эмоцию не одного человека, а многих зрителей, слушателей и свидетельствует о высшей степени их увлеченности. Такая пауза -- самая высокая награда исполнителям, мастерам сцены.

Есть и другие разновидности пауз, Чтобы речь была ясной и понятной, необходимо перед заучиванием теста или его произнесением вслух навести порядок в словах, правильно соединить их в группы, т. е. в речевые такты. Тогда будет ясно, какое слово к какому относится, как они объединяются, из каких отрезков складываются фразы.

Пауза имеет много полезных функций:

  • для привлечения внимания и поддержания дисциплины
  • для подчеркивания важности фразы или высказывания
  • время для обдумывания и усвоения трудного материала слушателями
  • м ежду частями доклада.
  • показатель уверенности в себе
  • как стиль и имидж оратора
  • точка после произнесения речи
  • важный элемент осмысленной речи

Кто молчать не умеет – тот и говорить не способен
(нар. мудрость)

Для чего нужны паузы?

Пауза для привлечения внимания

Пауза делается в начале речи для того, чтобы удостовериться, что осуществлён. Периодически, в течении доклада, можно делать короткие паузы, чтобы убеждаться в том, что Вас слушают.

Пауза для подчеркивания важности информации

Пауза делается обычно после важных или значительных фраз. И в этот момент у слушателей в голове звучат последние оратора. Можно делать паузу перед важной информацией, акцентируя на этом внимание. Например: «Сейчас вы услышите лично мое мнение…». После этого делается пауза. И даже те, кто не слушал – обратят внимание на следующее высказывание.

Пауза – время отдохнуть и подумать

Подумать, как оратору, так и слушателю. Постоянное произнесение речи и постоянное слушание – тяжелая работа, и нужно выделять короткие промежутки времени для отдыха или переваривания уже услышанного. Если Вы об этом не позаботитесь – слушатели устанут и перестанут Вас понимать. Информацию, сложную для восприятия, лучше перемежать паузами после каждой фразы.

Пауза После окончания речи

И будет неблагодарно с Вашей стороны не принять их. К тому же хорошо будет, если за эти аплодисменты Вы слушателя поблагодарите.

Поэтому не забывайте между окончанием речи и Вашим уходом сделать паузу.

Даже если не будет аплодисментов Вы увидите и почувствуете реакцию аудитории на Вашу речь.

Осмысленная речь

Сложно следить за своей речью, не делая пауз. Очень сложно. И те выступающие, которые не делают пауз, не могут, не успевают следить за своей речью.

Ораторы, владеющие паузой, могут следить за каждым своим словом. Их речь становится осмысленной.

Это далеко не полный перечень пользы от паузы. Еще полезно вспомнить, как паузы помогают в переговорах, презентациях, в дебатах, при ответах на вопросы…

Полезно не только знать, где и как применять паузы – полезно применять их в своей речи! 🙂

Мало знать о паузах. Паузы нужно оттачивать в практических упражнениях! Иначе вместо пауз будут звуки: “Э-эээ, м-ммм…”

ПАУЗЫ В НОРМАЛЬНОЙ РЕЧИ И ПРИ ЗАИКАНИИ

Л. И.БЕЛЯКОВА, Е. А. ДЬЯКОВА

Паузы являются неотъемлемым компонентом речи. Их длительность и характер распределения в речевом потоке во многом определяют ритмикомелодическую сторону интонации. Возникновение пауз связано с рядом причин. Самые короткие из них являются составной частью речевого потока и вызываются особенностями произношения смычных согласных, т. е. отсутствием звука в те моменты, когда органы артикуляции находятся в сомкнутом состоянии, что составляет в среднем 0,1 с .

Паузы, обусловленные лингвистической конструкцией текста, т. е. лингвистические паузы, возникают на границах смысловых групп : между синтагмами и предложениями. Исследования, проведенные на материале английского языка, обнаруживают, что в процессе чтения длительность лингвистических пауз на границах синтагм не превышает 0,75 с, а между предложениями варьирует от 0,5 с до 1,5 с . Во время этих пауз может осуществляться так называемый "речевой " вдох, место которого определено структурными границами текста , . Лингвистические паузы возникают как при чтении, так и в ходе устного спонтанного высказывания.

Помимо лингвистических пауз, для спонтанной речи характерны паузы "нерешительности ", или хезитации. В отличие от лингвистических пауз, они располагаются не только на границах синтагм и предложений, но и внутри них, а также имеют большую продолжительность и могут сопровождаться нефонологическими вокальными образованиями .

Экспериментальные исследования показывают, что паузы хезитации имеют чрезвычайно широкие пределы варьирования и отражают тот аспект речи, который является наименее автоматизированным. Отмечена высокая закономерность появления пауз хезитации перед словами, которые обладают высокой информативностью или низкой предсказуемостью в данном контексте. Обнаружена связь между длительностью пауз и степенью трудности речевой задачи. Исследования позволяют сделать вывод о том, что во время пауз хезитации осуществляется планирование высказывания, при этом длительность пауз зависит от степени затруднений, связанных с выбором языковых единиц , .

Электрофизиологические исследования А. Н. Соколова показывают что паузы, возникающие в процессе речи, в большинстве случаев означают наличие речемыслительного процесса, совершаемого в ходе порождения высказывания,

Таким образом, представляется возможным рассматривать время пауз, возникающих в спонтанной речи, как время мыслительной деятельности, а время звучащей речи - как время моторной реализации этой деятельности.

Из логопедической практики известно, что при заикании, наряду с нарушением интонационной стороны речи, нарушается ее ритм, и потому работа над паузами составляет важную часть любой коррекционной программы. Считается, что обучение заикающихся речевым паузам может быть полезно для них с разных точек зрения. Так, паузу связывают с необходимостью сделать речевой вдох или осуществить

релаксацию в процессе речевого акта, а также с возможностью привлечь внимание собеседника особой интонацией.

Однако до настоящего времени отсутствуют какиелибо экспериментальные исследования, которые позволили бы сравнить процесс паузирования в норме и при заикании. Знание закономерности паузирования позволит выявить и некоторые новые теоретические аспекты механизмов этой речевой патологии. Это важно, кроме всего прочего, для разработки коррекционных методик обучения заикающихся плавной речи.

В настоящей работе проведен сравнительный анализ количества, длительности и локализации пауз, возникающих при чтении текста и монологическом высказывании у лиц с нормальной речью и заикающихся. Задача состояла в изучении особенностей речевого паузирования в норме и у заикающихся и выяснении связи пауз с проявлением судорог в мышцах речевого аппарата. Для ее решения определялась частота появления пауз, их длительность и место в речевом потоке, а также фиксировалось наличие судорожных проявлений в процессе чтения и монологического высказывания.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

На магнитной ленте фиксировалось два образца речевой продукции испытуемых: 1) чтение текста объемом 200 слогов; 2) монологическое высказывание на тему "Моя работа ". Время на подготовку высказывания не превышало 1 минуты. По инструкции длительность высказывания должна была составить в среднем две минуты. Выбор темы второго задания гарантировал его доступность для всех испытуемых. Запись речи проводилась открытым способом. Перед началом записи в течение трех минут испытуемому задавалось несколько вопросов анкетного характера с целью адаптации его к условиям эксперимента. Затем последовательно предлагались речевые задания.

Записанные на магнитную ленту образцы речи испытуемых были обработаны по специальной программе на ЭВМ. При этом электрический сигнал с выхода магнитофона преобразовывался в последовательность прямоугольных импульсов одинаковой высоты, т. е. клиппсигнал. Импульсы отражали длительность звучащей речи, а их отсутствие - длительность пауз, начиная от 0,01 сек с точностью до 0,005 сек. В результате были получены последовательные значения временных интервалов звучащей речи и пауз.

Анализу подвергались только паузы от 0,1 с и выше, поскольку известно, что более короткий перерыв в акустическом сигнале может быть результатом произношения смычных согласных звуков . Сопоставление речевых образцов с клиппсигналом дало точную картину локализации пауз в речевом потоке. Кроме этого, в каждом речевом образце было подсчитано общее количество пауз (в процентном отношении) следующих длительностей (в секундах): 0,1-0,2; 0,2-0,3; 0,3- 0,4; 0,4-0,5; 0,5-0,6; 0,6-0,7; 0,7- 0,8; 0,8-0,9; 0,9-1,0; от 1 с и выше.

Достоверность полученных различий оценивалась с помощью критерия Стьюдента.

Проявление судорожной активности мышц речевого аппарата в процессе чтения и монологической речи определялось визуально и аудитивно.

В исследовании приняли участие 39 взрослых заикающихся (24 мужчины и 15 женщин) и 16 человек со здоровой речью (9 женщин и 7 мужчин).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Характеристика речевого паузирования у лиц со здоровой речью. Распределение количества пауз по их длительности показано на рис. 1. Как видно из рисунка, самые короткие паузы от 0,1 до 0,2 сек в речевых образцах испытуемых встречались наиболее часто. Их количество было практически одинаковым, как при чтении, так и в монологическом высказывании (20,8 % и 21,5 % соответственно, различия недостоверны: (a >0,1). В основном эти паузы являлись результатом произношения смычных согласных звуков и имели

место внутри слов. Реже они появлялись между словами, но никогда не возникали между предложениями.

В процессе чтения текста все паузы от 0,2 до 1 с возникали в основном на стыке между двумя синтагмами и реже между двумя предложениями, т. е. соответствовали синтагматическому членению текста. При этом паузы длительностью от 0,2 до 0,6 с являлись наиболее характерными для процесса чтения (54,9 %). Длительные паузы - от 1 с и выше (наиболее длительные из них не превышали 1,3 с) возникали редко (5,3 %) и регистрировались только на границах между предложениями, что синтаксически соответствовало точке. Прослеживающаяся закономерность в локализации и длительности пауз у лиц без речевой патологии была синтаксически обусловлена, что свидетельствовало об успешном техническом отражении смысловой организации текста и адекватности его смыслового восприятия (т. е. понимания).

При реализации монологического высказывания паузы длительностью от 0,2 до 0,6 с возникали значительно реже (39,1 %), чем при чтении (различия достоверны для пауз длительностью от 0,4 до 0,5 с и от 0,5 до 0,6 с, a

вокальные образования типа: "ЭЭЭ ", "МММ ", т. е. наблюдались явления, свидетельствующие о затруднениях, связанных с выбором языковых единиц, возникающих в процессе реализации высказывания.

Пример 1: "А потом... 1,33 с...лесная дорожка... 0,7 с...минут десять, пятнадцать... 2,915 с.... У нас на работе очень хороший коллектив... 1,465 c...ИЭЭЭ... 0,2 с...отношения... 0,62, с... у нас очень... 0,865 с... дружелюбные ".

Пример 2: "История института... 2,320 с... началась... 1,140 с... давно... 1,350 с...: ИИИ... 0,61 с... организация его... 1,69 с... была как... 1,11 с... организация высших женских курсов ".

Из примеров видно, что паузы длительностью от 1 с и выше являлись паузами хезитации, они отражали наибольшие затруднения, возникающие в процессе программирования высказывания на семантическом уровне.

Характеристика речевого паузирования у заикающихся. Распределение количества пауз по их длительности показано на рис. 2. Наиболее короткие паузы длительностью от 0,1 до 0,2 с в среднем возникали так же часто, как и в норме (различия недостоверны, a>0,1). В отличие от нормы они в основном имели место внутри слов.

При чтении текста заикающимися длительность пауз имела более широкий диапазон, чем у лиц со здоровой речью. Самая длительная пауза достигала 15,58 с. Наиболее характерными являлись или очень короткие паузы - от 0,1 до 0,3 с (37,2 %), или длительные -, от 1 с и выше (19,7 %), причем длительные паузы возникали в 3,7 раза чаще, чем в норме. Паузы других длительностей, а особенно от 0,3 до 0,6 с при чтении текста встречались значительно реже, чем у лиц со здоровой речью (различия достоверны, a

Такое значительное уменьшение количества пауз, длительность которых в норме обусловлена синтагматической структурой текста, и, напротив, увеличение числа длительных пауз сигнализировало об искажении смыслового членения текста заикающимися.

Сравнение магнитофонных записей с эталонным текстом, предлагаемым для чтения, показало, что заикающиеся допускали многочисленные ошибки в прочтении слов. Наиболее часто такие ошибки выражались: а) в изменении грамматической формы слова (например: заглянет -> заглядывает, позолотой -> золотистой); б) в неадекватных заменах слов на основе фонетической близости (например, вместо: "Ствол в пупырышках - это осина " - > "Ствол в пустырниках - это осина "); в) в пропусках или вставках лишних слов (вместо: "Шум надвигался с угрожающей быстротой " -> "Шум с угрожающей быстротой ", "Утром я с собакой отправился в рощу " -> "Утром я со своей собакой отправился в рощу "); г) в неправильных ударениях.

Сделанные испытуемыми ошибки не корректировались, что приводило к значительным искажениям смысла продуцируемого ими текста. Это дало основание предполагать, что единства внешней и внутренней стороны процесса чтения у заикающихся не происходит и смысловое восприятие читаемого текста у них искажено. Можно думать, что основная задача заикающихся при чтении вслух заключается в обеспечении произносительной стороны процесса. Все произвольное внимание направлено на артикуляцию произносимого текста, а не на восприятие и передачу его смысла, что экспериментально подтверждает предположение Н. И. Жинкина о том, что у заикающихся резко снижен контроль за смыслом произносимого текста.

При реализации монологического высказывания длительность пауз в речи одного и того же заикающегося могла иметь еще больший диапазон, чем при чтении. Наиболее длительная пауза достигала 111,85 с. В распределении пауз отмечалась такая же закономерность, что и в процессе чтения: чаще всего возникали или очень короткие паузы - от 0,1 до 0,3 с (35,0 %), или длительные - от 1 с и выше (24,5 %).

В связи с выявленными особенностями в распределении пауз по длительности у заикающихся было

прослежено влияние типа судорог на характер распределения пауз. Известно, что клонический и тонический типы судорог различаются прежде всего длительностью своего проявления. Таким образом, было рассмотрено, влияет ли длительность речевых судорог на длительность пауз, имеющих место в речевой продукции заикающихся. С этой целью из числа обследованных заикающихся были отобраны лица с преимущественно клоническим типом речевых судорог (6 человек) и с преимущественно тоническим типом речевых судорог (6 человек). Заикание у всех было выражено в тяжелой степени. Результаты сравнения показали, что у заикающихся с клоническим типом судорог (рис. 3) более половины всех пауз были короткими - от 0,1 до 0,3 с (57,8 % - при чтении и 54,4 % - при монологическом высказывании). При анализе выяснилось, что эти паузы появлялись в результате речевой судороги,

которая приводила к многократным чередованиям пауз с частью слова, слога, с недифференцированными звуками. Длительные паузы от 1 с и выше у этих заикающихся появлялись крайне редко (4,5 % и 6,4 % соответственно).

Напротив, для речи заикающихся с преимущественно тоническим типом судорог (рис. 4) наиболее характерными были паузы длительные - от 1 с и выше (43 % при чтении и 46 % при монологическом высказывании соответственно), короткие же паузы - от 0,1 до 0,3 с - встречались значительно реже (22,2 % и 19 % соответственно). Вышеуказанные различия в количестве пауз между заикающимися с клоническим и тоническим типом судорог достоверны (a

Анализ текстов показал, что длительные паузы (от 1 с и выше) в речи заикающихся с тоническим типом речевых судорог сопровождались явлениями, противоположными тем, которые были характерны для пауз хезитации. Например, при локализации судорог в голосовом отделе речевого аппарата остановки речи были внезапными, слова, предшествующие паузе, произносились в более ускоренном темпе и обрывались резко. Появление недифференцированных звуков было связано с попыткой начать речь, прерванную судорогой, что выражалось в особо напряженном или сдавленном звучании голоса.

Пример 3: "Моя будущая... 0,52 с.... специальность... 1,340 с... там* ... ...5,305 с... Э* ... гегеофизик... ... 0,250 с... Ну** ... 1,87 с... эта специальность как это** ... 11,895 с... ... ГМ* ГМ* ... 1,490 с... эта специальность очень... 0,145 с... ГМ* ... 0,500 с... ... ГМ* ... 1,490 с... ИИИ** - интересная... 8,765 с... . На занятиях... 78,700 с... мы на занятиях 8,800 с изучаем минералы ".

Пример 4: "Я начну с того... ... 1,195 с... Этоо* ... 0,350 с... почему я выбрал такую специальность... .... 1,195 с... ЭЭ* ... 0,250 с... ЭЭ* ... ... 0,700 с... ЭЭЭ* ... 0,430 с... ЭЭЭ* - наша специальность... 1,280 с... ... ЭЭЭ* - ну завязана... 1,575 с... ... ЭЭЭ* - это и авиация это и МММ* ... 0,350 с... вот... 1,520 с... это ведь... 0,510 с... Э* ... 1,425 с... почти все турбинные двигатели ".

При локализации судорог в области артикуляционного аппарата паузы от 1 с и выше часто возникали при попытке произнести смычный согласный звук. При этом они соответствовали длительности смычки органов артикуляции перед взрывом.

Пример 5: "Можно ис... 8,475 с... (п)*** ... пользовать свежие поми... 1,100 с... (д)*** ... доры, ... 0,805 с... (т)*** ... томатпасту... 0,755 с... это самоеЕ0,750 сЕ(ч)*** Ечеснок и соль и... 2,140 с... (п)*** ... перец.

Таким образом, при тяжелом заикании пауза в основном была заполнена судорожной активностью мышц речевого аппарата, т. е. в период паузы не было прекращения моторной речевой деятельности, что характерно для нормы. Напротив, она отражала аномальную активность речевого аппарата, не проявляющую себя в виде акустического сигнала.

Если в норме пауза свидетельствует об окончании моторной реализации одной части высказывания и предваряющем внутреннеречевом планировании последующего отрезка речи , то при заикании во время паузы, как показали наши исследования, моторный акт продолжается. Это, повидимому, означает, что программирование высказывания у заикающихся осуществляется в основном на фоне высокой моторной активности речевых мышц.

Отсутствие пауз хезитации, а также пауз, связанных с синтаксической

конструкцией текста, и наличие пауз, обусловленных судорожной речевой активностью, объясняет характерные особенности интонационной стороны речи заикающихся: монотонность, отсутствие эмоциональной выразительности и интонационной завершенности смысловых групп, как при чтении, так и в монологической речи.

Кроме того, особенности речевого паузирования заикающихся могут свидетельствовать о своеобразии протекания внутриречевого программирования и существенном отличии его от нормы, а также о снижении контроля за смысловой стороной высказывания.

1. Ахманова О. С. О психолингвистике. М., 1978. С. 55.

2. Белякова Л. И. Клиникофизиологический анализ центральных патогенных механизмов заикания: Докт. дис. Л., 1981.

3. Варшавский Л. А., Литвак И. М. Исследование формантного состава и некоторых других характеристик звуков русской речи // Проблемы физиологической акустики. Т. 3. Л., 1955.

4. Жинкин И. И. Речь как проводник информации. М., 1982.

5. Зимняя И. А. Психология чтения как вид речевой деятельности: Психологопедагогические проблемы обучения технике чтения, смысловому восприятию и понижению текста / Материалы Всесоюзной научнопрактической конференции. М., 1988. С. 67-69.

6. Куланок К. Н. О некоторых функциях речевой паузы // 17я конференция Минского пединститута иностранных языков. Ч. II. Минск, 1964.

7. Носенко Э. Л. Объективные показатели уровня владения устной иноязычной монологической речью: Канд. дис. М., 1970.

8. Носенко Э. Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. Днепропетровск, 1975.

9. Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.

10. Шейкин Р. Л. К анализу механизмов возникновения пауз в речи // Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков. М. Л., 1966. С. 31 44.

11. Dalton P., Hardcastle W. J. Disorders of fluency and their effects on communication. L., 1977.

12. GoldmanEister F. Pauses, clauses, sentences // Language and Speech, 1972. V. 15. N 3-4. Р. 103-113.

13. GoldmanEister F. The distribution of pause duration in speech // Language and Speech. 1961. V. 4. N 3-4. Р. 232-237.

14. GoldmanEister F. A comparative study of two hesitation phenomena // Language and Speech. 1966. V. 4. 1-2. Р. 18-26.

Поступила в редакцию 17.YII 1991 г.

* - труднодифференцированные сочетания звуков или нефонологические вокальные образования. Произносятся особенно громко, резко, напряженно.

** - произносятся тихо, с усилием, сдавленным голосом.

*** - пауза сопровождалась попыткой произнести определенный согласный звук.

источник неизвестен

Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

Экстралингвистическая составляющая речи – включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека (плача, кашля, смеха, вздоха).

С помощью просодических и экстралингвистических средств регулируются потоки речи, экономятся языковые средства общения. Они дополняют, замещают и предвосхищают (предугадывают) речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Звуки в их восприятии могут быть горячими, холодными, узкими, рычащими, плохими, хорошими и т.д.

Звуки складываются в слова, которые могут быть благозвучными или неблагозвучными. Обилие шипящих, свистящих звуков и их сочетание воспринимается как неблагозвучное и формирует определенные эмоции. Об этом нужно помнить при образовании аббревиатур и употреблении иностранных слов в их русской транскрипции.

Благозвучными или неблагозвучными могут быть не только отдельные слова, но и речь в целом. На благозвучие речи оказывает влияние чередование ударных и безударных слогов и связанное с этим чередование коротких или длинных слов.

Речь благозвучна, если короткие слова чередуются с длинными, тогда не возникает ощущения «рубленной речи» («Вы мне не указ, сам это знаю») или «монотонной» («Вышеупомянутые указания, безусловно, известны глубокоуважаемым коллегам») речи. Перед выступлением всегда нужно проверять текст с точки зрения его благозвучания.

Наблюдения показывают, что плавная, спокойная, размеренная манера речи наиболее привлекательна в общении . В процессе общения собеседник с большим удовольствием станет слушать мелодичный, низкий, бархатный, теплый голос чем высокий, гнусавый, пронзительный, резкий, скрипучий, дрожащий голос.

В речи интонация выполняет различные функции:

1) Коммуникативная функция – определяет основные коммуникативные типы высказывания (повествование, вопрос, побуждение): «Он пришел». «Он пришел? Проходите!»;

2) Выделительная функция заключается:

В выделении степени важности отрезков высказывания;

В особом выделении какого-либо элемента высказывания с помощью логического ударения.

Пример:

1. Невербальные средства играют большую роль в процессе общения, поскольку по невербальному каналу передается та информация, которая не может быть передана вербальными средствами.

2. Прошу Вас представить график отпусков к 20-му числу.

Прошу Вас представить график отпусков к 20-му числу.

Прошу Вас представить график отпусков к 20-му числу.

Прошу Вас представить график отпусков к 20-му числу.

Прошу Вас представить график отпусков к 20-му числу.

Прошу Вас представить график отпусков к 20-му числу.

Для делового общения нужно иметь в виду, что в русском языке в обращении, будь то имя или слова «господин», «товарищ», акцент обычно ставится на первом слове:

Татьяна Петровна, господин Президент

В европейских языках акцент, как правило, делается на втором слове:

Herr Paul ; Fray Schmid; mister Jonson .

3) Эмоциональная функция – заключается в том, что с ее помощью высказыванию передаются различные эмоциональные оттенки.

Быстрая речь свидетельствует о взволнованности и обеспокоенности чем-либо. Медленная речь отражает угнетенное состояние, горе, высокомерие или усталость.

При волнении голос становится дрожащим и резким. В спокойном состоянии голос более мягкий. При сдерживаемом недовольстве в голосе появляются «металлические» ноты. Идеальный тембр голоса должен быть глубоким, «темным» и мелодичным.

Избегать ярко выраженных эмоциональных интонаций, связанных с резкими скачками тона, большими частотными диапазонами;

Следить за темпом и скоростью речи;

Соблюдать правила благозвучия речи;

Пользоваться полным стилем произношения, то есть отчетливо произносить слова.

Очень важна в деловом общении «энергетика речи» : ее экспрессия и тональная вариативность. Слушателям импонирует такая манера поведения, когда выступающий не суетится, а эмоционально говорит, не скрывая при этом своих чувств и убеждений, передавая их разнообразной интонацией. Зачастую именно в интонации кроется истинный смысл сообщения. То, как мы говорим, во многих случаях важнее того, что мы говорим.

Также следует отметить паузу в деловом общении. Главная задача паузы – психологическая. С ее помощью говорящий может привлечь внимание и вызвать интерес у собеседников (если говорящий делает короткую паузу перед важным сообщением и после, то таким образом он выделяет его). Паузу можно применять между отдельными элементами мысли: фразами, предложениями.

Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т.д.) возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка.

Итак, язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях:
- Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции, люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными.
- Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык.
- Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки. А «записными книжками» всего человечества являются разного рода памятники письменности и художественная литература, которая была бы невозможна без существования письменного языка.
- Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего.
- Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.
- Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения.
- Этническая. Язык как средство объединения народа.

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности:
- говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить;
- - восприятие содержания звучащей речи;
- письмо - фиксация содержания речи на бумаге;
- чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации.

C точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников - на межличностное и массовое.

Любой национальный неоднороден, он существует в разных формах. С точки зрения социального и культурного статуса различаются литературные и нелитературные формы языка.

Литературная форма языка, иначе - литературный язык, понимается говорящими как образцовая. Основной признак литературного языка - наличие устойчивых норм.

Литературный язык имеет две формы: устную и письменную. Первая - звучащая речь, а вторая - графически оформленная. Устная форма изначальна. К нелитературным формам языка относятся территориальные и социальные диалекты, просторечие.

Для и поведения особую важность представляют именно невербальные средства общения. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.).

К основным невербальным средствам общения относятся:
Кинестика - рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:
- жестика;
- мимика;
- пантомимика.

Жестика. Жесты - это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов - самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы - 20, итальянцы - 80, мексиканцы - 180.

Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.)
Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.).
Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания.

Мимика. Мимика - это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего - означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Отчасти долгота взгляда человека зависит от того, к какой нации он принадлежит. Жители южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других, а японцы при беседе смотрят скорее на шею, чем на лицо.

По своей специфике взгляд может быть:
- Деловой - когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства
- Социальный - взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения.
- Интимный - взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.
- Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Пантомимика - это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка - это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» - для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.

Кроме того, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы ее реализовать. Те, кто всегда держит руки в карманах - скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей. Человек, держащий руки на бедрах, стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время.

Поза - это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

Одним из первых на роль позы человека как средстве в невербальном общении указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это - поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником - это скопировать его позу и жесты.

Такесика - роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе.

Обмен рукопожатием - многоговорящий жест, известный с древних времен. Первобытные люди при встрече протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед, чтобы показать свою без-оружность. Этот жест со временем претерпел изменения, и появились его варианты, такие как помахивание рукой в воздухе, приложение ладони к груди и многие другие, в том числе и рукопожатие. Часто рукопожатие может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность.

Рукопожатия делятся на 3 вида:
- доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз);
- покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх);
- равноправное.

Доминирующее рукопожатие является наиболее агрессивной его формой. При доминирующем (властном) рукопожатии человек сообщает другому, что он хочет главенствовать в процессе общения.

Покорное рукопожатие бывает необходимо в ситуациях, когда человек хочет отдать инициативу другому, позволить ему чувствовать себя хозяином положения.

Часто используется жест, называемый «перчаткой»: человек двумя руками обхватывает руку другого. Инициатор этого жеста подчеркивает, что он честен и ему можно доверять. Однако жест «перчатка» следует применять к хорошо знакомым людям, т.к. при первом знакомстве он может произвести обратный эффект.

Крепкое рукопожатие вплоть до хруста пальцев является отличительной чертой агрессивного, жесткого человека.

Признаком агрессивности является также пожатие несогнутой, прямой рукой. Его главное назначение - сохранить дистанцию и не допустить человека в свою интимную зону. Эту же цель преследует и пожатие кончиков пальцев, но такое рукопожатие свидетельствует о том, что человек не уверен в себе.

Проксемика - определяет зоны наиболее эффективного общения. Э.Холл выделяет четыре основные зоны общения:
- Интимная зона (15-45 см) - в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.
- Личная (персональная) зона (45 - 120 см) - зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный - зрительный контакт.
- Социальная зона (120 - 400 см) - зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.
- Публичная зона (более 400 см) - зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д..

В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению. Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

Экстралингвистика - это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Просодическими и экстралингвическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли.

Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. В нем чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко распознаются гнев и печаль.

Немало информации дают сила и высота голоса. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом, гнев и страх - тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Скорость речи также отражает чувства. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в чем-то убедить, уговорить. Медленная речь чаще всего свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Допуская в речи незначительные ошибки, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается нас удивить. Обычно речевые недостатки более выражены при волнении или когда человек пытается обмануть своего собеседника.

Поскольку характеристика голоса зависит от работы различных органов тела, то в нем отражается и их состояние. Эмоции изменяют ритм дыхания. Страх, например, парализует гортань, голосовые связки напрягаются, голос «садится». При хорошем расположении духа голос становится глубже и богаче оттенками. Он действует на других успокаивающе и внушает больше доверия.

Существует и обратная связь: с помощью дыхания можно воздействовать на эмоции. Для этого рекомендуется шумно вздохнуть, широко открыв рот. Коли дышать полной грудью и вдыхать большое количество воздуха, настроение улучшается, а голос непроизвольно снижается.

Важно, что в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальному. По оценке специалистов мимические выражения несут в себе до 70% информации. При проявлении своих эмоциональных реакций мы, как правило, более правдивы, чем в процессе вербального общения.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!